Становление русского национального театра и русской драматургии. Наука, литература, искусство в послевоенный период


Решительные перемены в первое революционное десятилетие произошли с русским театром. Революция способствовала созданию советского режиссерского театра. В эти годы в стране возникло много новых театральных коллективов, среди них Большой драматический в Ленинграде, первым художественным руководителем которого был А.А. Блок, Театр им В.Э. Мейерхольда, Театр им. Е.Б. Вахтангова, Московский театр им. Моссовета. Первым советским театральным спектаклем стала "Мистерия - Буфф" в постановке В.Э. Мейерхольда, (1921). В.Э. Мейерхольд обосновывал принципы публицистического, страстного, агитационного театра-митинга, он внедрял в театральное действие элементы цирка и кинематографа, гротеск и эксцентрику.

Новатором театрального искусства был Е.Б. Вахтангов. В его творчестве сближались эстетические принципы К.С. Станиславского и В.Э. Мейерхольда: глубокая правдивость раскрытия внутреннего мира человека органически сочеталась со стремлением придать спектаклю гиперболическую, причудливо гротескную форму. Вводя в спектакль музыку и танцы, используя условно-обобщенные декорации, варьируя световые эффекты, Вахтангов обогатил современный сценический язык. Осуществленная им в 1922 году постановка "Принцессы Турандот" К. Гоцци знаменовала собой утверждение принципа "праздничной театральности". Согласно замыслу Вахтангова, исполнители на всем протяжении спектакля сохраняли шутливо-ироническое отношение к сюжету разыгрываемой ими пьесы-сказки и к своим персонажам: то "входили в образ", целиком погружаясь в переживания героев, то "выходили из образа", непринужденно и весело общаясь с публикой. Живой контакт между актерами и зрительным залом, легкая, элегантная форма обеспечили спектаклю долгую сценическую жизнь.

К этому времени относится и начало профессионального театра для детей, у истоков которого стояла Н.И. Сац. К концу 30-х годов в стране насчитывалось уже более 70 детских театров.

Талантливая молодежь, прошедшая фронты гражданской войны, пришла в литературу. Только с 1920 по 1926 гг. впервые выступили в печати более 150 писателей, среди них. В.А. Каверин, Н.С.Тихонов, Л.М. Леонов, М.А.Шолохов, Н.Н. Асеев, А.А. Фадеев. Известными фигурами в культурной жизни республики в первое советское десятилетие были те литераторы, творческая деятельность которых началась и была признана еще до революции: А. С. Серафимович, В.В. Маяковский, С.А. Есенин, Д. Бедный, М. Горький. Эти имена олицетворяли собой преемственность в развитии русской художественной культуры. Особое место в этой плеяде занимал М. Горький. В 20-е были опубликованы его произведения "Мои университеты", "Дело Артамоновых". По инициативе Горького было организовано издательство "Всемирная литература".

В 20 - 30-е годы ведущей темой в литературе являлась тема революции и социалистического строительства. Первые попытки художественного осмысления революции относятся уже к первым ее месяцам и годам. Это стихи В.В.Маяковского, поэма А.А. Блока "Двенадцать". Неизбежный распад старого мира, приближение революции - главная идея романа М.Горького "Жизнь Клима Самгина" (1925 - 1936). Проблема человека в революции, его судьбы нашли отражение в эпопее М.А. Шолохова "Тихий Дон" (1928-1940). Символом героизма и нравственной чистоты стал образ Павла Корчагина - героя романа Н.А. Островского "Как закалялась сталь" (1934). Тема индустриального развития страны раскрывалась в произведениях Л.М.Леонова "Соть", М.С.Шагинян "Гидроцентраль", Ф.В.Гладкова "Цемент", В.П.Катаева "Время - вперед!".

В 30-е годы заметно повышается роль исторического романа, проявляется глубокий интерес к истории отечества и к наиболее ярким историческим персонажам. Отсюда и целая серия серьезнейших исторических произведений: "Кюхля" Ю.Н. Тынянова, "Радищев" О.Д. Форш, "Емельян Пугачев" В.Я. Шишкова. В эти же годы блестящие образцы поэзии дали в своем творчестве А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, Б.Л. Пастернак. В жанре сатиры успешно работали М.М. Зощенко, И.А. Ильф и Е.П. Петров. Классикой советской детской литературы стали произведения С.Я. Маршака, А.П. Гайдара, К.Я. Чуковского.

Театральное искусство в современном мире является одной из самых распространенных отраслей культуры. По всему миру построено огромное множество зданий театров, в которых ежедневно играют постановки. С развитием инновационных технологий многие люди стали забывать об истинных ценностях искусства. Прежде всего, театр дает человеку возможность совершенствоваться и развиваться.

Театр в древние времена

Театральное искусство - одно из древнейших. Его истоки идут далеко из первобытного общества. Оно возникло из земледельческих и охотничьих игр, носящих таинственный и магический характер. Первобытное общество верило, что если перед началом определенного труда разыграть сценку, изображающую благоприятное завершения процесса, то результат будет положительным. Также они подражали животным, их повадкам и внешности. Древние люди считали, что так можно было повлиять на исход охоты, часто устраивали пляски, надевая при этом звериные шкуры. И именно в этих действиях начали проявляться первые элементы театра. Несколько позже начали использоваться маски как главные атрибуты вхождения жреца-актера в образ.

Театр в Древнем Египте

Театр в Египте начал свое развитие с самого начала зарождения Древнего мира. Это было под конец третьего тысячелетия до нашей эры. Каждый год при храмах устраивались небольшие театральные постановки, носящие драматический и религиозный характер.

Театр в Древней Греции

В Древней Греции же театры в основном строились под открытым небом и были рассчитаны на десятки тысяч зрителей. Зрители сидели на высоких каменных скамьях лицом к широкой круглой сцене, располагавшейся в центре, называлась она "орхестре". Большую роль в развитии греческого театра сыграл культ великого бога плодородия Диониса. Репертуар состоял из трех трагедий и комедий. Актерами были только мужчины, которые иногда играли и женщин. В комедии они должны были рассмешить зрителей, для этого они использовали самодельные маски, на которых были изображены приплюснутые носы, оттопыренные губы и выпученные глаза. Маски изготавливались из сухого дерева, а потом из материи, после чего их покрывали гипсом и красили разнообразными красками. Маски позволяли зрителям, сидящим вдали от древней сцены, видеть выражения лица, соответствующее действию. Широко открытый рот, вырезанный в маске, позволял актерам увеличивать громкость голоса, можно было даже сказать, что она служила в качестве рупора.

В Греции имели большую популярность выступления народного театра, которые древние греки называли мимами. Мимом считалась небольшая сцена бытового либо сатирического характера, в которой изображались актерами мифологические герои, смелые воины или простые рыночные воришки. В мимах могли выступать и женщины, во время представления не использовали масок.

Театр в Древнем Риме

В Древнем Риме театр был в первую очередь для развлечения толпы зрителей. А актеров считали одним из низших слоев населения, мало кто из римских актеров достиг уважения в театральном искусстве. Чаще всего актерами становились отпущенники и рабы. В римском театре, как и в греческом, места для зрителей располагались в зависимости от основного круга. Кроме трагедий и комедий, римские актеры играли антонимы, пиррихии, мимы и аттеланы. Посещение театра было бесплатно как для женщин, так и для мужчин, но не для рабов. Чтобы привлекать зрителей и удивлять их роскошью, организаторы игр украшали зал золотом, кропили в нем ароматнейшие жидкости и усыпали пол цветами.

Театр в Италии

В итальянском театре эпохи Возрождения спектакли очень сильно отличались, они были более жизнерадостными, насыщенными юмором и сатирой. Театральное зрелище устраивалось на специально изготовленных деревянных подмостках, вокруг которых всегда собиралась огромная толпа зрителей. Античные театры начали сосредотачиваться в крупных культурных и промышленных городах. Именно театральное искусство античности произвело революцию в целом и разделило театр на разновидности. С тех самых времен принципиальной перестановки и революционных нововведений по сегодняшний день не наблюдается.

Театр в 17-18 веке

Театральное искусство 17-18 века все больше наполнялось романтизмом, фантазией и воображением. В эти годы театр чаще всего создавался труппами, в которые входили объединившиеся бродячие актеры и музыканты. В 1580 годы его посещали простолюдины, но, начиная с 1610 года, данным искусством начали интересоваться более обеспеченные и элегантные жители Франции. Позже театр рассматривался уже как нравственное культурное учреждение, чаще всего его посещали аристократы. Французский театр в основном играл костюмированные пьесы, комедии и балет. Декорации приобретали более схожий вид с реальной обстановкой. Театральное искусство 17-18 века стало основой развития всего будущего мирового искусства. Многие театры с тех времен сохранились и до наших дней.

В Англии

Английское театральное искусство 18 века сыграло значимую роль в истории и развитии всего европейского театра. Оно стало родоначальником драматургии Просвещения. Также в те времена появился новый драматический жанр, который назывался мещанской драмой, или, как его называли зрители, буржуазной трагедией. Впервые именно в Англии возникли спектакли мещанской драмы, позднее они проникли в Германию, Италию и Францию.

Переход от Возрождения к Просвещению

Переход от Возрождения к Просвещению был очень бурным, долгим и достаточно болезненным как для актеров, так и для зрителей. Театр Возрождения из года в год постепенно умирал, но просто так умереть такому чуду человеческой мысли, как музыкально-театральное искусство, не удалось. Последний и один из сильнейших ударов ему нанесла пуританская революция. Англия, которая совсем недавно была полна жизни и радости, ярка и красочна, в один миг стала богомольной, одетой в темные одежды и чересчур благочестивой. В такой серой жизни театру не нашлось места. Их все закрыли, а чуть позже и здания сожгли. В 1688 году в Англии произошла долгожданная революция, после нее как раз случился переход от Возрождения к Просвещению.

Вернувшись к власти, Стюарты полностью восстановили театры, но теперь они значительно отличались от представителей прошлой эпохи. В 18 веке музыкальное и театральное искусство расцветает пышным букетом новых жанров. Огромной популярностью начинают пользоваться балладная опера, пантомима и репетиция. С того момента английский театр больше волновали доходы, чем проблемы. В 1737 году правительство Англии утвердило акт контроля над театральной жизнью, и с этого момента все написанные пьесы проходили жесткую цензуру.

Театр в Древней Руси

На территориях, бывших когда-то Киевской Русью, театральное искусство появилось в 17 веке. Начиналось оно со школьных и придворных выступлений. Первые студии театрального искусства были основаны при братских школах и дворах богатых людей. Пьесы писались преподавателям и учащимися. В них в основном использовались как житейский предания, так и евангельские сюжеты. Возникновение придворного театра было вызвано большим интересом придворной знати к искусству и западной культуре. Вельможам настолько нравились выступление воспитанников, которых выпускала первая студия театрального искусства, что они могли их смотреть более 10 раз. Изначально придворный театр не имел постоянного места, все костюмы, украшения и декорации переносились с одного места на другое. Со временем, ближе к 18 веку, театральные спектакли начали отличаться большой пышностью и сопровождались танцами и игрой на музыкальных инструментах.

В 19 веке российский театр впервые разделился на музыкальные труппы, драммгруппы, а также они были разделены на оперные и балетные группы. Именно в эти годы открылась одна из первых драматических сцен, которая в будущем назовется Малым театром. Хотя разделение произошло между труппами, они еще долгое время оставались неразрывными. Вскоре начали появляться такие учреждения, как академия театрального искусства, и актерами становились не бедняки, а достаточно состоятельные и образованные люди. Со временем число театров начало активно расти, управлялись они театральной конторой императора. Что касается актеров и работников, то они стали относиться ко всем театрам, а не конкретно к какой-либо труппе. В 20 веке произошло усовершенствование искусства в такой форме, какую мы можем наблюдать по сегодняшний день.

Одним из ярчайших представителей, развившихся в то время, является Большой Театр.

Роль в современном мире

Театр занимает важнейшее место в современном мире искусства, и поэтому он предназначен для широкой аудитории и изо дня в день собирает все больше новых зрителей. Очень часто в современных театрах идут пьесы, посвященные работам известных классиков, это позволяет получить новые знания и лучше ознакомиться с историей. На сегодняшний день существует множество академий и школ, где можно получить профессию актера.

Но, помимо большой академии, где обучают будущих актеров, есть и небольшие заведения, например студия театрального искусства, в которую может попасть любой талантливый человек, желающий проявить себя и обучиться всем тонкостям актерского мастерства. Некоторые современные театры поражают нас своей красотой и пластичностью архитектурных форм.

Драматургия - особый род искусства. Она существует «на слиянии» литературы и театра, то есть в ней законы литературы и театра проявляются в своем взаимодействии.

История современной русской литературы начинает свой отсчет со второй половины XVIII века, с появления «Древней российской библиофи-лики», ознаменовавшей принципиально новое отношете читателя к отечественной литературе и литературы к самой себе как к самостоятеяьному и самодовлеющему явлению. Такой вывод сделал Д. С. Лихачев в работе «Поэтика древнерусской литературы»: «Древнерусская литература существует для читателя как единое целое, не разделенное по историческим периодам. <...> Коща в сознании читателя авторы и их произведения выстраиваются в хронологической последовательности, это означает, что появилось сознание исторической изменяемости литературы, и это значит, что процесс развития литературы начал совершаться единым фронтом. С каких пор мы можем наблюдать появление этой литературной памяти, этого сознания изменяемости литературы? <...> Его начинает собой грандиозная деятельность Новикова по собиранию и древних памятников в издании, подчеркивающем это историческое сознание в самом его названии: «Древняя российская библиофилика». Но сознание исторической изменяемости стиля и языка появляется только в начале XIX в. Пушкин был первым, кто ощутил в полной мере различие стилей литературы по эпохам, странам и писателям. Он был увлечен своим открытием и пробовал свои силы в различных стилях - разных эпох, народов и писателей. Это означало, что скачок закончился и началось нормальное развитие литературы, осознающей свое развитие, свою историческую изменяемость. Появилось историко-литератур-ное самосознание литературы. «Итак, с труда А. Ф. Новикова, появление которого доказало, что русской литературе, чтобы свободно развиваться, необходимо всмот-реться в свою историю, осознать всю длину пройденного ею пути, со второй половины XVIII века, начинается новая русская литература. Примерно тогда же начинается и русский театр: его зарождение связано с именем Федора Волкова. Таким образом, лишь к середине XIX века русская литература стала абсолютно самостоятельным фактором мировой культуры, и русская сценическая достигла серьезных высот, сформировала важнейшие принципы и постулаты драматического искусства. Но что из себя представлял репертуар русских театров? Самобытные, яркие пьесы отечественных авторов были явлением крайне эпизодическим на их сценах. «Горе от ума» лишь в 1862 году впервые увидел зритель; из всех пьес Н. В. Гоголя в театрах шел только «Ревизор»; драматургия Пушкина и Лермонтова русскому театру была вообще неизвестна. Основную массу постановок осуществляли на материале переводных французских пьес и подражательных русских; излюбленным жанром стал водевиль, и значение театра воспринималось как развлекательное, увеселительное.

Итак, к середине XIX века русская сцена испытывала настоятельную потребность в принципиальном обновлении репертуара; она стремилась обратиться к национальным образам и отечественным проблемам. Тяга к драматургии явственна у всех выдающихся русских писателей начала прошлого века. Но пьесы Пушкина, Лермонтова, Гоголя не образуют собой взаимосвязанных явлений. Они воспринимаются органично лишь взятые в контексте творчества их автора; объединение их в некий самостоятельный ряд выглядит механическим. Однако эти блистательные сами по себе пьесы, если и не сделали «русского театра», были необходимы становлению русской драматургии. И к середине века русская литература уже была готова к встрече с театром. Надо особо отметить, что не только культурная, но и общественная жизнь страны требовала нового театра и новой драматургии. Конец 50-ых - начало 60-ых годов - это ожидание, подготовка и осуществление важнейщих реформ. В обновленной пореформенной России особую силу обретает общественное мнение: большинство впервые за много лет обрело свой голос и активно стремилось, чтобы этот голос прозвучал и был услышан. Особенности этого периода нашей истории комментирует А. Аникст: «Пограничной датой, обозначающей конец одного периода и начало другого, является 1855 год - год смерти Николая 1, тридцатилетнее царствование которого ознаменовалось мрачнейшей реакцией в общественной и духовной жизни страны.

Отмена крепостного права в 1861 году и сопровождавшие его реформы являлись мерами половинчатыми, не решавшими всех противоречий. Тем не менее атмосфера в стране, по сравнению с временами Николая 1, несколько изменилась. Стало возможным более резко изображать зло предшествующего пери-ода. В соответствии с изменившимися условиями и в литературе появились новые веяния. Конец этого периода совпадает с убийством Александра II народовольцами в 1881 году. Время, подлежащее нашему рассмотрению, охватывает четверть века; это были годы весьма плодотворные для русской литературы и, в частности, для драмы. Именно в эти годы русская драма достигает полной зрелости и становится главной силой в театре. Теперь уже не единичные шедевры.., а десятки пьес свидетельствуют о том, что появилась своеобразная русская национальная драма, обладающая большим богатством идей и отличающаяся самобытной художественной формой «^Все эти десятки пьес, если и не написаны самим Островским, то созданы в соавторстве с ним, под его руководством. Островский один сделал то, что в других странах делали поколения драматургов. Целенаправленно и последовательно создавал он русский национальный театр. Уникальность дарования его в удивительном гармоническом сочетании таланта литератора и театрального деятеля. Он не просто создал театральный репертуар. Он сформировал школу актерского мастерства. Разработал устойчивую и необходимую классическому театру систему амплуа. И самое главное - он сформировал нового актера и нового зрителя. Театр Островского - явление целостное. Он характеризуется особым отношением к тексту, культом текста. В самой пьесе, по замыслу драматурга, заложено уже все: и трактовка каждой роли, и необходимые режиссерские приемы, и даже оформление сцены. Режиссер в этом театре - лицо третьестепенное; от актеров и художника требуется лишь максимальное внимание к авторскому тексту. Ведь основа любой классической пьесы - диалог. Все действие держится на разговорах персонажей, на монологах, обмене репликами. Герои - идеальные собеседники. Слово - уже само по себе действие. Жизнь - речь. Большинство пьес Островского отличается полной досказанностью: каждому персонажу для исчерпывающей его характеристики автор дает высказаться вполне.

Творчество зрителя в таком театре заключается в основном в сопереживании происходящему на сцене. Глубокого соразмышления от него еще не требуется. Но к 70-ым годам стремление персонажей Островского к полной откровенности со зрителем заменяется сдержанностью, замкнутостью. Откровенные признания уступают место наме-кам, иносказаниям, умолчанию. Свою роль в театре Островского начинает играть подтекст. В пьесах 70-80-ых годов возникают темы и образы, предвосхищающие принципиально новое явление русской драматургии - театр Чехова. Справедливо отмечает Л. М. Лотман: «Понимание драматизма жизни, которое выразил Островский, его представление о драматическом конфликте, как форме борения личности с порабощением человека «общим порядком бытия «, о речи персонажа как важнейшем элементе драматического действия, сложное соотношение стихий комического и трагического - все эти особенности его произведений готовили возможность революционного переосмысления законов драматургии и театра, происшедшего к концу XIX - началу XX века.

Если домашнее задание на тему: » Становление русского национального театра и русской драматургии оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Значение трагедии «Борис Годунов» в истории русской драматургии Велико значение «Бориса Годунова» в истории русской драматургии. Трагедия отличается историзмом, вниманием к
    • Тест ЕГЭ по химии Обратимые и необратимые химические реакции Химическое равновесие Ответы
    • Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

      Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

      Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Вопрос 1. Какие темы стали ведущими в русском музыкальном искусстве?

Ответ. В музыку тоже приходит реализм. В творчестве «Могучей кучки» (Милия Алексеевича Балакирева, Модеста Петровича Мусоргского, Цезаря Антоновича Кюи, Александра Порфирьевича Бородина и Николая Андреевича Римского-Корсакова) видно, насколько они хотели передать в своих произведениях правду жизни. В частности, они много писали на темы, взятые из народного творчества. Также темы берутся из истории, чаще всего истории России. Нередко эти два источника там переплетаются, создают нечто единое, что вдохновляет композитора.

Вопрос 2. Что характерно для русского театра второй половины XIX в.?

Ответ. Театр также проникается духом реализма. Со сцены уходит набор условных жестов, которые актёры использовали до этого. Теперь стремятся играть роль, будто проживать её. Зритель как бы видит происходящее через прозрачную стену жизнь, которая идёт своим чередом как бы не для зрителя, а сама для себя. Это явление так и назвали – «четвёртая стена» (стена между зрителями и актёрами, которая не существует для зрителей, но обязательно должна существовать для актёров, скрывать для них зал, чтобы они играли никак не ориентируясь на него). Тематика пьес была соответствующая. В основном ставили истории из современной жизни, вскрывающие проблемы общества, проблемы ломавшие судьбы людей. Таковы пьесы А.Н. Островского, А.П. Чехова.

Вопрос 3. Подготовьте сообщение об одном композиторе или актере второй половины XIX в.

Ответ. Константин Сергеевич Станиславский, план сообщения:

1) первые годы жизни – сын крупного промышленника, ставший актёром;

2) на любительской сцене в доме А. А. Карзинкина на Покровском бульваре;

3) член дирекции и казначей Московского отделения Русского музыкального общества и состоящей при нём консерватории;

4) рождение сценического псевдонима;

5) создание и творчество Московского Общества Искусства и Литературы;

6) актёрская работа – опыт, который лёг в основу знаменитой системы подготовки актёров Станиславского;

7) встреча с Немировичем-Данченко и создание Московского художественного театра.

Вопрос 4. Почему во второй половине XIX в. происходит возрождение народных промыслов?

Ответ. Народные промыслы теряют своё утилитарное значение в этот период. Промышленная продукция оказывается гораздо дешевле. Но промышленная продукция стандартна, безлика. В то же время в разных видах искусства популярны становятся народные мотивы, на них начинается мода. Именно так возрождаются некоторые народные промыслы в определённых местностях, мастера которых работали в определённом характерном стиле. Теперь предметы народного промысла становятся, прежде всего, произведениями искусства.

Вопрос 5. Какие общие идеи прослеживаются у авторов произведений различных видов искусства?

Ответ. Для разных видов искусства характерен реализм, показ жизни такой, какая она есть, со всеми её проблемами, с её противоречивостью. Таковы и живопись, и музыка, и театр тех лет. Всюду видна идея неустроенности жизни и сложности человеческой личности, которая из-за неустроенности жизни становится только сложнее.

Литература. В первой половине XIX в. литература составила гордость русской культуры. В ней последовательно развивались различные художественные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм. В художественной культуре первых десятилетий происходит постепенный отход от эстетики классицизма, когда мотивами действий героя являлись гражданский долг и общественное служение. Усиливается внимание к внутреннему миру человека; чувство, а не только долг, становится побудительным источником его поступков.

На рубеже XVIII-XIX вв. в русской литературе получил распространение сентиментализм. Для этого направления характерно эмоциональное восприятие окружающего мира, повышенный интерес к человеческом} чувству. Расцвет русского \ сентиментализма связан с творчеством Н.М.Карамзина (1766-1826). Героем художественных произведений стал простой человек, что особенно привлекало читателей его сентиментальных повестей. Слова Карамзина из его наиболее известной повести «Бедная Лиза» - «и крестьянки любить умеют» - воспринимались читателями как открытие собственного мира чувств и переживаний, способности любить и страдать. Карамзин идиллически изображал сельскую жизнь, быт. нравы простых «поселян». Большую роль Карамзин сыграл в формирова нии русского литературного языка, в освобождении его от архаичных вы ражений. Карамзин последовательно отстаивал свои взгляды в литератур ной полемике о путях развития русского языка. Он провозгласил сближение литературного языка с разговорным: «Писать, как говорят, и говорить, как пишут».
Его противники (А.С.Шишков, Д.И.Хвостов, П.А.Ширинский Шихматов) выступили за сохранение старых форм, за ориентацию на це;~ ковно-славянский язык. Они создали общество «Беседа любителей русского слова» (181 1-1816). Последователи Карамзина объединились в общее во «Арзамас» (1815-1818), в которое входили В.А.Жуковский. К.Н.Батюшков, В.ТГ.Пушкин, П.А.Вяземский, С.С.Уваров и др.
В первые десятилетия XIX в. в России утвердилось новое литературное направление - романтизм., Важный фактор, способствовавший его возникновению - Отечественная война 1812 г. Сутью романтизма является стремление противопоставить реальной действительности обобщенный идеальный образ. Особенностью русского романтизма был ярко выраженный интерес к национальной самобытности, отечественной истории, утверждение сильной, свободной личности. Возникновение романтизма в русской литературе связано с именем В.А.Жуковского (1783-1855). Его баллады несли в себе идеалы гуманизма, высокого человеческого достоинства. Лирика Жуковского наполнена элегичностью, созерцательностью, романтическими настроениями. Широкий спектр чувств и настроений - от лирики мечтательной до глубоко гражданственной - был характерной чертой романтической поэзии.
Поэты-романтики познакомили российское общество с произведениями античных и современных западноевропейских писателей. В.А.Жуковский перевел произведения Гомера («Одиссея»), Байрона, Шиллера. Н.И.Гнедич довел до русского читателя «Илиаду».
В 30-40-х гг. XIX в. в русской литературе утверждаете^ реализм. В развитии этого направления большую роль сыграло творчество И.А.Крылова (1768-1844) и А.С.Грибоедова (1795-1829). Крылов поражает своей способностью обобщать черты характера людей и человеческие отношения в образах животных. Басни Крылова привлекают живостью, народностью, колоритностью языка. Комедия Грибоедова «Горе от ума» - наиболее раннее в русской литературе обращение к проблеме конфликта поколений. В ней дана яркая критика высшего общества времени Александра I.
В развитии русской литературы и культуры особое место принадлежит великому русскому поэту и писателю А.С.Пушкину (1799-1837). С его творчеством связано утверждение современного литературного языка. «Евгений Онегин», опубликованный отдельным изданием в 1833 г., явился первым реалистическим романом в русской литературе. Выдающимися произведениями Пушкина стали историческая драма «Борис Годунов», поэма «Полтава», повести «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина».
Традиции Пушкина продолжил М.Ю.Лермонтов (1814-1841). Его творчество отразило состояние русского "общества в 30-е гг., мучительные поиски молодым поколением своего предназначения. Роман «Герой нашего времени» (1841) был во многом созвучен с пушкинским «Евгением Онегиным», поскольку ставил животрепещущие вопросы современности.

Творчество Н.В.Гоголя (1809-1852) отразило идейные споры русского общества в 30-40-е гг. Что такое Россия? В чем историческое предна значение русского народа? Гоголь пытался поставить эти вопросы и найти на них ответы в своей великой «поэме» «Мертвые души». Он задумал это монументальное произведение не только для того, чтобы критически отразить современную российскую действительность, духовное омертвление поместного дворянства и чиновников губернского города, но и для того, чтобы попытаться заглянуть в ее завтрашний день, раскрыть положительные начала русской жизни, указать Родине путь к спасению.
Интерес к реалистическим, социальным произведения во многом вызывала так называемая «натуральная школа». Этим понятием обозначался существовавший в 40-50-х гг. вид русского критического реализма, преем ственно связанный с творчеством Н.В.Гоголя и развивший его художест венные принципы. К «натуральной школе» относились ранние произведе ния И.А.Гончарова, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева, А.Н.Островского и др В художественном плане писателей этого направления отличало стремле ние к правдивости, пристальное внимание к жизни народа. В своих произ ведениях они отражали жизнь крепостной деревни, ее быт и нрав! (повести Д.В.Григоровича, очерки из крестьянской жизни В.И.Даля, цик рассказов «Записки охотника» И.С.Тургенева).
Художественная литература оказала большое влияние на духовну жизнь русского общества. Этому способствовал художественный талан писателей, которые в своих произведениях остро ставили вопросы о на значении личности, о духовном подвижничестве и многие другие.
Театр. Театр начинает играть все более заметную роль в культурной жизни страны. На смену крепостному театру приходит театр государственный и частный. Центрами театральной жизни являлись Малый театр в_ Москве (с 1824 г.) и Александрийский в Петербурге (с 1832 г.). Больше театр с 1825 г. предназначался для оперных и балетных спектаклей. Театры существовали и во многих провинциальных городах.
Основу репертуара драматического театра начала XIX в. составляли трагедии. Пробуждению интереса к трагедии в немалой степени способствовало творчество В.А.Озерова. Его пьесы отличались занимательностью и трогательностью сюжета. В период противостояния России и наполеоновской Франции драматург обращается к сюжетам из национальной истории. В 1807 г. им была написана трагедия «Дмитрий Донской», имевшая невиданный успех. Среди актеров, играющих трагедии, выделяются именя И.А.Дмитриевского, Е.С.Семеновой.
В 20-30-е гг. на российской сцене начинает утверждаться романтическое направление, для которого была характерна героическая тематика,
а в сценическом воплощении актеров большое внимание обращалось на внутренние переживания героя. Актерская игра В.А.Каратыгина П.С.Мочалова потрясала зрителей своим темпераментом и чувством. Каратыгина - актера Александрийского театра - особенно привлекали роли исторических персонажей, легендарных героев - королей, полководцев, вельмож. Исполнительской манере П.С.Мочалова - премьера московской сцены - была свойственна бурная эмоциональность и экспрессия.
Появление в театральном репертуаре реалистической драматургии связано с именами А.С.Грибоедова («Горе от ума») и Н.В.Гоголя («Ревизор»). Произведения реалистического жанра настоятельно требовали коренного изменения актерского мастерства. Традиции игры классицистических трагедий (театральность актерского мастерства, выразившаяся в патетичности речи, искусственной изящной пластике) становились неуместными. Авторы реалистических драм уже призывали к изменению исполнительской манеры. Необходимость этого была очевидна и наиболее талантливым артистам.
Реформатором актерского мастерства стал великий актер, педагог и теоретик театрального искусства М.С.Щепкин (1788-1863). Господствовавшей тогда театрализации чувств, слов и движений Щепкин противопоставил на сцене натуральность, жизненное правдоподобие создаваемого образа. «Быть, а не казаться» - таково было кредо М.С.Щепкина. В ролях Щепкин передавал внутреннее движение души человека. Щепкин призывал актеров отказаться от традиционных штампов в «представлении» на сцене того или иного персонажа и воссоздавать реальные человеческие характеры. Лучшими ролями Щепкина стали Фамусов в «Горе от ума» и городничий в «Ревизоре». Новое направление сценического искусства, первоначально возникшее на сцене московского Малого театра и представленное творчеством Щепкина и его учеников, в 50-60-е годы XIX в. распространяется и на другие театры страны, прежде всего петербургские.
Литературная и театральная жизнь страны не замыкалась только в столичных городах. Она существовала и в провинции. В Казани в начале века литературная жизнь была тесно связана с университетом. В 1806 г. в университете было создано Казанское общество любителей словесности. Это было первое объединение литераторов. Организатором его явился Нигмат Ибрагимов - педагог, поэт, переводчик, преподаватель латинского языка, российской словесности, арифметики и геометрии в Первой Казанской гимназии. В 1817 г. вышел альманах этого общества, в котором были представлены произведения 20 авторов.
Большим событием в культурной жизни Казани стал поиезд Л.С.Пушкина. Он встречался и беседовал с поэтом Е.А.Боратынским, писателем Э.П.Перцовым, с профессором К.Ф.Фуксом.
Идет развитие и татарской художественной литературы. Обратили на себя внимание современников лирико-эпические поэмы Г.Кандалыя под названием «Мулла и абыстай», «Сахибжамал» и др., в которых были даны образы типичных людей татарского общества. Большую роль в собрании и публикации произведений народного творчества сыграли М.Иванов, С.Кукляшев, М.Г.Махмудов. М.Махмудов и И.Халфин издавали на татарском языке произведения русских писателей.
В первой половине XIX п. в Казани на смену любительским спектаклям приходит профессиональный театр. В основном ставились пьесы народно-бытового и патриотического характера. Большой популярностью пользовались пьесы П.Плавильщикова «Бобыль», Я.Княжнина «Сбитеншик», «Мельник» и др. Крупным событием в истории Казанского театра явилась постановка в 1836 г. «Горя от ума» А.С.Грибоедова. В 1835 г в Казани был*.: построено новое деревянное здание театра. Здесь. кроме драматических, ставились балетные и оперные спектакли.
К середине XIX в. завершился один из крупных этапов в истории русской литературы. Первая половина XIX в. - формирование и развитие русской литературы, а вместе с ней и театра. В рассматриваемый период произошло становление русского языка, определилась тесная связь русской литературы с развитием общественный мысли.