Роль молодого поколения в современном мире. Молодежь в современном мире


МОЛОДЁЖЬ – социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных параметров, особенностей социального положения и социально-психологических качеств.

Одно из первых определений понятия "молодёжь" было дано в 1968 г. В.Т. Лисовским:

"Молодёжь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодёжи могут колебаться от 16 до 30 лет".

Позднее более полное определение было дано И.С. Коном:

"Молодёжь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации".

В возрастной психологии молодость характеризуется как период формирования устойчивой системы ценностей, становление самосознания и социального статуса личности.

Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются: критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления. Вместе с тем в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему поколению. Отсюда в поведении молодёжи удивительное сочетание противоречивых качеств и черт: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира.

Молодёжное сознание определяется рядом объективных обстоятельств.

Во-первых, в современных условиях усложнился и удлинился сам процесс социализации, и соответственно другими стали критерии её социальной зрелости. Они определяются не только вступлением в самостоятельную трудовую жизнь, но и завершением образования, получением профессии, реальными политическими и гражданскими правами, материальной независимостью от родителей.



Во-вторых, становление социальной зрелости молодёжи происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов: семьи, школы, трудового коллектива, средств массовой информации, молодёжных организаций и стихийных групп.

Границы молодежного возраста подвижны. Они зависят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей. Воздействие этих факторов реально проявляется в продолжительности жизни людей, расширении границ молодежного возраста от 14 до 30 лет.

С древности формированию общества сопутствует процесс социализации новых поколений. Одна из главных проблем социализации молодёжи в том, что она или принимает ценности отцов, или полностью от них отказывается. Чаще происходит второе.

Молодые люди считают, что социальные ценности, которыми жили "отцы", в любой новой исторической ситуации теряют практическое значение и в силу этого не наследуются детьми.

Сегодня главной задачей выживания белорусского общества является решение проблемы сохранения социальной стабильности и передачи культурного наследия от одного поколения к другому. Этот процесс никогда не был автоматическим. Он всегда предполагал активное участие в нём всех поколений.

Необходимо помнить, что именно в молодом возрасте складывается система ценностных ориентаций, активно идёт процесс самовоспитания, самосозидания личности и утверждения в социуме.

В современном быстро меняющемся, динамично развивающемся мире, молодым людям приходится самостоятельно решать, что ценнее – обогащение любыми средствами или приобретение высокой квалификации, помогающей адаптироваться к новым условиям; отрицание прежних моральных норм или гибкость, приспособляемость к новой действительности; безграничная свобода межличностных взаимоотношений или семья.

Система ценностей является фундаментом отношения человека к миру.

Ценности – это относительно устойчивое, социально обусловленное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ, культурных явлений, которые служат средством удовлетворения потребностей личности.

К базовым ценностям относятся:

1. Человечность;

2. Воспитанность;

3. Образованность;

4. Терпимость;

5. Доброта;

6. Честность;

7. Трудолюбие;

8. Любовь;

В постсоветское время молодёжь приобрела ряд новых качеств как положительных, так и отрицательных.

К положительным можно отнести такие как:

1. Стремление к самоорганизации и самоуправлению;

2. Интерес к политическим событиям в стране и регионе;

3. Неравнодушие к проблемам национального языка и культуры;

4. Участие в организации своего досуга;

5. Ориентация на самообразование;

К отрицательным качествам такие как:

1. Табакокурение, проба наркотиков и подростковый алкоголизм;

2. Ничегонеделание;

3. Сексуальное экспериментирование;

4. Инфантильность и безразличие (нигилизм);

5. Неопределённость и непредсказуемость;

Можно выделить несколько важнейших социокультурных условий успешной личной социализации:

1. Здоровая семейная микросреда;

2. Благоприятная творческая атмосфера в школе, лицее, гимназии;

3. Позитивное воздействие художественной литературы и искусства;

4. Влияние СМИ;

5. Эстетизация ближайшей макросреды (двор, микрорайон, клуб, спортивная площадка и т. д.)

6. Активное вовлечение в общественную деятельность;

Социальная адаптация – процесс управляемый. Управление им может осуществляться не только в русле воздействия социальных институтов на личность в ходе ее производственной, внепроизводственной, допроизводственной, постпроизводственной жизнедеятельности, но и в русле самоуправления.

В общем виде чаще всего выделяется четыре стадии адаптации личности в новой для нее социальной среде:

1. начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;

2. стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;

3. аккомодация, т.е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социальной средой;

4. ассимиляция, т.е. полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды;

Полная социальная адаптация человека включает физиологическую, управленческую, экономическую, педагогическую, психологическую и профессиональную адаптацию.

Специфические моменты технологии социальной адаптации:

Только человеку свойственно создавать специальные "приспособления", определенные социальные институты, нормы, традиции, облегчающие процесс его адаптации в данной социальной среде;

Только человек обладает способностью сознательно готовить к процессу адаптации молодое поколение, используя для этого все средства воспитания;

Процесс "принятия" или "неприятия" индивидами существующих социальных отношений зависит как от социальной принадлежности, мировоззрения, так и от направленности воспитания;

Человек сознательно выступает как субъект социальной адаптации, меняя под влиянием обстоятельств свои взгляды, установки, ценностные ориентации;

Социальная адаптация – процесс активного освоения личностью социальной среды, в котором личность выступает как в качестве объекта, так и в качестве субъекта адаптации, а социальная среда является одновременно и адаптирующей и адаптируемой стороной.

Успешная социальная адаптация личности требует максимальных затрат духовной энергии индивида.

Молодость – это путь в будущее, который выбирает сам человек. Выбор будущего, его планирование – это характерная черта молодого возраста; он не был бы таким притягательным, если бы человек заранее знал, что с ним будет завтра, через месяц, через год.

Общий вывод: "Каждое последующее поколение молодежи по основным показателям социального положения и развития хуже предыдущего". Это выражается, прежде всего, в тенденции сокращения количества молодых людей, что ведет к старению общества и, следовательно, снижению роли молодежи как социального ресурса в целом.

Демографическая ситуация осложняется новым в белорусской действительности – ростом убийств и самоубийств, в том числе среди молодежи. Причина – возникновение сложных личных и жизненных ситуаций. По данным, 10% выпускников госучреждений для детей сирот кончают жизнь самоубийством, не будучи в состоянии приспособиться к жизненным условиям.

Во-первых - нерешенность социально-экономических и бытовых проблем.

Во-вторых – в тенденции ухудшения состояния здоровья детей и подростков. Растущее поколение менее здоровое физически и психически, чем предыдущее. В среднем в Беларуси лишь 10% выпускников школ могут считать себя абсолютно здоровыми, 45–50% из них имеют серьезные морфофункциональные отклонения.

В последнее время среди учащихся чётко обозначился рост численности таких заболеваний, как:

1. психические расстройства;

2. язвенная болезнь желудочно-кишечного тракта;

3. алкогольная и наркотическая зависимость;

4. венерические заболевания;

Некоторые молодые люди за счёт несбалансированного питания и снижения физической активности набирают излишний вес, мало бывают на воздухе, не включаются в спортивно-оздоровительную деятельность.

В-третьих – в тенденции расширения процесса десоциализации, маргинализации молодежи. Увеличивается количество молодых людей, ведущих асоциальный, аморальный образ жизни. В силу различных причин и в разной степени к ним относятся: инвалиды, алкоголики, бродяги, "профессиональные нищие", лица отбывающие заключение в исправительно-трудовых учреждениях, которые стремятся быть социально полезными гражданами, но в силу общественных условий не могут ими стать. Происходит люмпенизация и криминализация молодежи. ¾ учащейся молодёжи относят себя к малообеспеченным.

В-четвертых – в тенденции снижения возможностей участия молодежи в экономическом развитии. Статистические данные свидетельствуют о том, что доля молодых людей в составе безработных остается высокой. Рынок труда характеризует значительным переливом рабочей силы из государственного в негосударственный сектор экономики.

Перемещаясь в сферу на должности, не требующие профессиональных знаний, молодые люди рискуют своим будущим благосостоянием, не обеспечивая накопления интеллектуальной собственности – профессионализма. Причем данная сфера занятости характеризуется, весьма высокой степенью криминализации.

В-пятых – в тенденции падения социальной ценности труда, престижа ряда важных для общества профессий. Социологические исследования последних лет констатируют, что в трудовой мотивации приоритет отдается не содержательному труду, а труду, направленному на получение материальной выгоды. "Большая зарплата" – этот мотив оказался решающим при выборе места работы.

Современная молодежь обладает такой чертой, которая показывает, что большая часть из нее желает иметь хороший доход, при этом, не имея ни профессии, ни желания работать. Это происходит в связи с тем, что у молодежи отсутствуют стимулы к труду.

Проблема криминального влияния на молодежь в последнее время не может не беспокоить белорусскую общественность. Среди уголовных преступлений каждое четвертое осуществляется молодежью и подростками. Среди правонарушений обращают на себя внимание корыстные преступления – воровство, вымогательство денег, мошенничество. При анализе статистических данных, объем корыстных преступлений в настоящий период быстро растет. Это зависит от того, что происходит дифференциация среди молодежи и большей части молодых людей родители не могут дать то, что хотелось бы им с учетом запросов. А сами они не могут получить этого в связи с тем, что они не имеют специальности или навыков работы. Молодые люди не желают получать образование только потому, что у них нет перспективы после получения образования. В настоящее время все больше и больше молодежи потребляет наркотики. Может это происходит от безысходности реализации своих возможностей или от того, что по непониманию серьезности их вовлекли в это люди заинтересованные в сбыте наркотиков.

Каждая эпоха формировала и формирует свое отношение к молодежи и ее роли в жизни общества.

Одной из главных характеристик развития мировой цивилизации в целом на рубеже второго и третьего тысячелетий является возрастание роли Человека во всех сферах жизни. Это выражается прежде всего в том, что накопление общественного богатства сегодня уже происходит не только в капитале, а по преимуществу в человеке. Таков императив научно-технической революции и современной экономики, обозначившийся еще в начале XX века. Не земля, не машины и оборудование, а человек - работник - вот главный капитал, ресурс и, значит, главное поле современных инвестиций. Не компьютер, лазер, не техника и экономика, а человек, создающий компьютеры и лазеры, всю экономику и технику - вот подлинный двигатель прогресса нашей эпохи. Общество, вкладывающее деньги в молодежь (в ее обучение, воспитание, быт, культуру, здоровье и т.п.), инвестирует свой прогресс.

Но на рубеже нового тысячелетия опять остро встает вопрос о смысле самого Прогресса в кардинально изменившихся и продолжающих стремительно меняться условиях жизни человека на Земле.

Перед лицом глобальных вызовов современности, таких, как трудно контролируемый рост народонаселения в мире, увеличивающийся разрыв между Севером и Югом, между богатыми и бедными странами, а также разными категориями населения в большинстве стран, как перманентное ухудшение экологического здоровья планеты, а значит, и ее жителей, все настойчивей звучит требование о поисках альтернативных путей развития. Об этом свидетельствуют многочисленные международные форумы ООН, в том числе решения Международной конференции по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году.

В конечном счете речь идет о том, чтобы обеспечить для нынешних и будущих поколений жизнь в более безопасном, более справедливом и более гуманном мире.

Из всех групп населения в этом, пожалуй, более всего заинтересована молодежь, планирующая и строящая свое будущее.

Речь, следовательно, идет о том, чтобы соединить мудрость старших поколений, накопивших как положительный, так и отрицательный опыт нынешнего прогресса, с энергией и целеустремленностью молодежи, которая вполне естественно нуждается в новых концепциях развития, в которые она сможет поверить, а значит, и участвовать в их реализации.

Для этого мировое сообщество должно переосмыслить, как бы заново открыть молодежь как субъект истории, как главный фактор перемен, как социальную ценность особого рода. Без фундаментального переосмысления роли молодежи в социальных процессах мировое сообщество не сможет обеспечить выживание в достойных человека условиях.

Необходима современная, отвечающая запросам XXI века, концепция молодежи, которая, в свою очередь, не может быть создана без новой философии возраста. Парадоксально, но факт: хоть и в преобразованном виде, но мы до сих пор пользуемся философией возраста, которую разрабатывали еще Платон, Вергилий, Пифагор, Гиппократ, Солон. Наше время знает некоторых известных составителей «таблиц жизни», но не философии возраста. Между тем, общество и темпы его развития изменились столь разительно, что представления о возрастах должны вновь стать предметом философствования, предметом теории жизни - индивидуальной или общественной. Если связь возрастных категорий (дети, молодежь, взрослые, старики) с процессами жизни уже очевидна, то роль, которую должна играть каждая из групп в социальных процессах сегодня при сохранении главной позиции за «зрелым человеком», не столь понятна, как кажется.

Разве могут старики оставаться, как в Древнем Риме, лишь объектом довольно формального внимания власть имущих, вынужденных считаться с ними часто лишь как с определенной частью электората? И разве может молодость рассматриваться как болезнь, вроде кори, которой каждый должен неизбежно переболеть - и только? Разве можно годами отмахиваться от идеи сильной молодежной политики как от назойливой мухи? Ограничиваться наивно-романтическим взглядом на молодежь - значит совершать ошибку, за которую уже жестоко платят и еще дороже заплатят не только молодые поколения, но и все общество.

Определенное осознание этой проблемы уже произошло. Международная комиссия по гуманитарным вопросам ООН среди факторов перемен , наряду с новыми государствами, общественными движениями, современной технологией, транснациональной кооперацией и т.п. в качестве реальной и значительной силы перемен определяет молодежь. В документах ООН отмечается, что по мере роста численности молодежи, она становится наиболее мощным фактором в формировании общества. Предполагается, что к концу следующего столетия лица в возрасте до 30 лет будут составлять почти 60% населения земного шара, а люди до 25 лет - около 50%. В любом случае с молодежью придется считаться как с силой, которая будет определять политические, экономические и социальные структуры общества, и которая уже выступает в качестве фактора развития духовной культуры современного общества. В области досуга, средств массовой информации (телевидение и радио), художественной жизни, поп-музыки, кинематографа, моды молодежь является важным фактором формирования вкусов. Ее духовные ценности распространяются по всему миру. Ее взгляды оказывают все большее влияние на власть имущих. Молодежь питает особый интерес и чувствует свою причастность к решению проблем социально-экономического развития, независимости, демократизации и мира. Она демонстрирует энтузиазм и способности в деле укрепления международного взаимопонимания, участвует в движении за экологию планеты. Но очевидно, что роль молодежи в общественном развитии много ниже, чем должна и может быть.

В понимании будущего и развитии общества ничего не изменится к лучшему, пока оно будет мыслиться в отрыве не просто от человека (абстрактного), а человека живого, человека, живущего в момент проектирования будущего; и прежде всего человека молодого, которому жить в этом будущем и без которого его не создать. Будущее нельзя строить без сознательного и активного участия самой молодежи. Проблема участия молодых поколений в общественном развитии - это вопрос темпов, характера и качества развития человечества.

Активная часть молодежи уже сегодня участвует в переосмыслении и переориентации путей развития человеческого сообщества в условиях формирования глобального взаимозависимого мира. Этим объясняется ее растущий интерес к деятельности международных организаций системы ООН, в том числе, ЮНЕСКО.

Принятая ООН 14 декабря 19995 года «Всемирная программа действий, касающаяся молодежи, до 2000 года и на последующий период» является основополагающим документом, в котором сконцентрирован мировой опыт, в том числе, квинтэссенция подходов разных стран мира к решению актуальных проблем молодежи, в интересах самой молодежи, в интересах социального развития каждой из стран и всего мирового сообщества в целом.

Именно потому, что эта Программа является тщательно выверенным балансом всех факторов развития каждой из стран в отдельности и всемировой семьи, мы считаем возможным и полезным не только прокомментировать этот документ, но и дать его полностью в приложении как часть настоящего учебного пособия для молодежи. Весьма полезно всем, кто глубоко интересуется проблемами молодежи, ознакомиться с этим документом, иметь его под рукой и при необходимости обращаться к нему.

Генеральная Ассамблея ООН одобрила и включила во «Всемирную программу действий для молодежи» 10 приоритетных областей, таких как образование, занятость, голод и бедность, здоровье, окружающая среда, наркотики, преступность среди молодежи, организация свободного времени и отдыха, полное и активное участие молодежи в жизни общества и процессе принятия решений.

Конечно, в каждой конкретной стране в зависимости от уровня ее социально-экономического развития, национальных, этнических и религиозных факторов существуют свои приоритеты в подходах к каждой из перечисленных областей. Но ценность этого перечисления, как и характеристик, вытекающих из этого задач, заключается в одобренных всеми ориентирах развития. Тем самым «Всемирная программа действий, касающаяся молодежи» способствует формированию общечеловеческой общности, чувства глобальной семьи.

Программа культуры мира, выдвинутая ЮНЕСКО

Большим авторитетом среди молодежи России, как и в других странах, пользуется ЮНЕСКО. Это объясняется многими причинами. И тем, что ЮНЕСКО содействует международному сотрудничеству в областях образования, науки, культуры, информации и коммуникаций, как раз в тех областях, которые жизненно важны для большинства молодых людей. И тем, что ЮНЕСКО в своей деятельности ставит на первый план высокие идеалы воспитания человека в духе мира, справедливости, солидарности, сочувствия.

Росту интереса и внимания к ЮНЕСКО в последние годы в значительной мере содействовало выдвижение Генеральным директором ЮНЕСКО концепции о необходимости замены культуры войны и насилия культурой мира и диалога.

Эту концепцию Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор излагает в своих выступлениях на международных конгрессах, форумах и конференциях, а также в своей книге «Новая страница», изданной на разных языках во многих странах мира.

Заявление Ф. Майора «Право человека на мир», опубликованное в январе 1997 года, привлекло внимание мирового интеллектуального сообщества. Оно явилось основой для дискуссии на многих международных форумах о необходимости создания новой культуры мира.

Генеральный директор ЮНЕСКО является по существу инициатором принятия «Декларации права человека на мир», а также «Всеобщей декларации прав человека будущих поколений», которая является совместной инициативой ЮНЕСКО и «Фонда Кусто».

Доказательством эффективности концепции и Программы культуры мира ЮНЕСКО является создание во многих университетах и вузах разных стран кафедр культуры мира, демократии и толерантности. Создаются также международные институты культуры мира и демократии, ассоциации учителей ЮНЕСКО за культуру мира, которые разворачивают работу по продвижению концепции и конкретных акций в поддержку культуры мира.

В феврале 1997 года в Москве было подписано Генеральным директором ЮНЕСКО и Ректором Института молодежи Российской Федерации Соглашение об учреждении Международного института «Молодежь за культуру мира и демократии». Целью Международного института является организация и содействие развитию международной программы исследований, образования и информации в области культуры мира и демократии. Важной сферой деятельности Международного института является постепенное создание национальной системы непрерывного образования детей, молодежи, учителей и т.п. в духе идеалов культуры мира, демократии и уважения прав человека, включая разработку специальных учебных программ.

Международный институт «Молодежь за культуру мира и демократии» будет содействовать продвижению и реализации Программы ЮНЕСКО «Культура мира» и решений Генеральной конференции ЮНЕСКО 1997 года.

Молодежь в условиях перемен

Следует еще раз подчеркнуть, что на рубеже третьего тысячелетия сложились объективные возможности замены культуры войны и насилия культурой мира и сотрудничества. И это с особенным энтузиазмом воспринимается молодыми людьми.

Произошло коренное изменение политической картины мира. Идеологическое противоборство Востока и Запада, «холодная война» остались в прошлом. Открылись принципиально иные способы решения экономических и социальных проблем, более тесной интеграции народов, наций и государств. Появились новые возможности для гуманизации человеческого общества, решения глобальных проблем на основе диалога и сотрудничества. Сегодняшняя молодежь - это первое поколение в новой истории, живущее в условиях не глобальной конфронтации, а интеграции мирового сообщества; поколение (если говорить в общем), располагающее улучшенным доступом к знаниям, опыту, технологиям и ресурсам для того, чтобы направить процесс социального развития по рациональному, позитивному пути. На наших глазах рождается общепланетарный экономический организм. Постепенно формируются новые общности, основанные на совместном международном производстве. Особое значение приобретают транснациональные корпорации, которые становятся еще одной формой власти. Экономика стимулирует поиск новых рациональных форм общежития, государственной организации и распределения властных функций. Налицо проявление объективных тенденций, преодолевающих национальный эгоизм, традиционную антипатию одних народов к другим. В связи с этим в молодежной среде все большее распространение получили идеи нового политического мышления, в частности, идей культуры мира и демократии, молодежь становится их активным проводником в жизни.

Первостепенное значение для молодежи имело сохранение мира на нашей планете. Фундаментальные сдвиги, нараставшие с середины 80-х годов, отразившихся в беспрецедентных прорывах на пути разоружения, прекращения холодной войны и налаживания партнерства и сотрудничества отношений между странами еще недавно противостоящих блоков сопровождались радикальными переменами в содержании, формах и методах участия молодежи за мир. Молодежь сыграла важную роль в разрушении «образа врага», долгое время отравлявшего отношения между народами, стала важным фактором распространения воспитания в духе культуры мира и международного сотрудничества.

Изменилась модель участия молодежи во всех сферах жизнедеятельности общества. Во многих странах молодежь поддерживает происходившие перемены, социальные реформы.

Перемены в бывших социалистических странах радикально изменили в них облик молодежного движения. Традиционные массовые и монолитные молодежные структуры, еще недавно осуществлявшие, казалось бы, тотальное идеологическое и политическое воздействие на подрастающее поколение, быстро утратили свою притягательность и сошли с политической сцены. На смену им пришло множество новых молодежных движений, объединений и организаций, охватывающих широкий спектр политических и неополитических интересов. Процесс их становления займет, видимо, достаточно продолжительное время и будет развиваться в основном параллельно с партийной дифференциацией. В то же время тенденции активного участия молодежи в политической жизни общества противостояла и противоположная линия. Значительная часть молодежи отчуждена от процесса участия во всех сферах жизни, что затрудняет ее интеграцию в общество. Неудачи в социальной адаптации и отчуждение молодежи от общества и государства проявляются в молодежной преступности, наркомании, алкоголизме, бездомности, проституции, масштабы которых приобрели беспрецедентный характер.

Развитие средств массовой информации открыло новые возможности для взаимопроникновения и развития национальных молодежных структур. Дальнейшее совершенствование информационных технологий в современном обществе оказывает серьезное воздействие на условия жизни работы, образования молодежи на национальном, региональном и глобальном уровнях. Наметилась тенденция возрастающего плюрализма в культуре, образе жизни, интересах и социальных ценностях молодых людей. Молодежь демонстрирует исключительные способности в овладении новыми знаниями, техникой и технологиями, с энтузиазмом занимается интеллектуальной работой, научным и художественным творчеством. В будущем в связи с заметным увеличением числа молодежи в составе населения в развивающихся странах, влияние молодежи на многие стороны общественной жизни будет нарастать. Поэтому молодежь может стать одной из движущих сил распространения культуры мира.

В силу своего общественного положения молодое поколение больше чем когда-либо заинтересовано в замене культуры войны и насилия культурой мира, в устранении образа врага, в утверждении принципов терпимости и добрососедства.

Таким образом, в целом положение молодежи по-прежнему является одной из острейших проблем нашего времени. В той или иной степени молодежь переживала в рассматриваемый период целый ряд кризисов: кризис самореализации; кризис адаптации и социализации; кризис доверия по отношению к официальным управленческим структурам; кризис индивидуализации; кризис среды обитания.

Молодежь во многих странах остается одной из наименее влиятельных и наиболее социально ущемленных групп в обществе. За исключением относительно небольшого числа детей из привилегированных семей молодые люди не обладают экономическими ресурсами, находятся в прямой материальной зависимости от своих родителей. Во многом вследствие этого многие молодые люди, особенно подростки, становятся жертвами грубого обращения со стороны взрослых.

Несмотря на то, что в последнее пятилетие во многих странах значительно активизировалось законодательство по вопросам молодежи , в том числе в сфере труда, слабости этого законодательства и социальной политики в большинстве стран, особенно «третьего мира», очевидны. Дети и молодежь вытесняются из контролируемых секторов экономики, что вынуждает их устраиваться на незарегистрированных предприятиях в неконтролируемых секторах, где условия труда гораздо хуже и опасней, рабочий день длиннее, а заработок ниже. Массовая безработица молодежи является растущей угрозой для большинства развивающихся стран и в странах переходного периода.

Молодежь оказывается самой уязвимой группой перед комплексом сложных проблем, порождаемых быстрой и неконтролируемой урбанизацией. Несмотря на то, что молодежь составляет более половины городского населения, которое заметно пополняется за счет мигрантов из сельской местности, при составлении планов развития городов нужды молодых людей, особенно в «третьем мире», как правило, не учитываются. Город, который долгое время считался синонимом цивилизации, становится для заметной части молодых людей местом морального разложения и упадка, утраты здоровья.

Тревожным фактом является экономическая и сексуальная эксплуатация значительной части молодежи. Вследствие определенных традиций в некоторых странах особо уязвимой группой оказываются девушки, которых насильственно отдают замуж, заставляют добывать деньги проституцией. Молодежь стала жертвой распространения наркотиков и алкоголя, пропаганды культа насилия в средствах массовой информации. Молодежная преступность - это не только следствие нищеты и бедности, но также форма протеста молодежи, ее необъявленной стихийной войны с обществом.

Преступность и наркомания среди молодежи и подростков все в больше мере вырастают в крупную социальную проблему, в частности, она затрагивает безопасность самого общества.

Молодежь - своего рода социальный аккумулятор тех трансформаций, которые всегда постепенно (день за днем, год за годом) и потому незаметно для общего взора происходят в глубинах общественной жизни, ускользая порой даже от внимания науки. Это критические взгляды и настроения в отношении существующей действительности, новые идеи и та энергия, которые особенно нужны в момент коренных реформ.

Исследования показывают, что молодые люди более привержены идеалам свободы и демократии, чем их отцы и матери. Без участия молодежи в политических процессах победа демократии невозможна. Перемены необходимы во многих сферах жизни и развитых стран, которые потеряли темпы из-за чрезмерного консерватизма и постарения политических и экономических структур. Современный мир остро нуждается в сильной установке на согласие, терпимость, содружество и мир. В этой установке особенно заинтересована молодежь, ибо в огне войн, независимо от их причин, характера и масштабов, гибнут, прежде всего, молодые люди. Ибо войны и конфликты превращают для них жизни в предмет страха и несбывшихся надежд. Ибо молодежь легче всего может понять друг друга, так как в отличие от своих отцов, она не связана борьбой или конфронтацией в прошлом, наиболее заинтересована в лучшем, а значит, мирном будущем. Понятие «молодежь» напрямую связано с понятием «будущее», и потому молодых людей особенно волнуют проблемы состояния окружающей среды, природных катастроф. Именно молодежь должна, прежде всего, озаботиться экологическими проблемами. Именно молодежь должна стать носителем новой экологической этики. Именно молодежь должна развернуть в мире массовое экологическое движение. Именно молодежь должны быть сторонником экологического императива , стоящего выше всех других императивов и понятий об «экологической выгоде», «минимальном ущербе», «социальной цене», «общественном благе», «социальном риске». Экологический императив - это неуклонное выполнение определенных условий и ограничений, согласующих потребности человечества с теми возможностями, которые ему может предоставить Земля. Новые поколения должны научиться подчинять свою деятельность системе этих ограничений, вернуть человеку постоянное чувство постоянной тревоги по поводу того, не уступил ли он вечное взамен сиюминутному, вселить чувство и сознание надвигающейся глобальной катастрофы.

Молодежь - это носитель огромного интеллектуального потенциала, особых способностей к творчеству (повышенные восприимчивость в чувствах, восприятие, образность мышления, неуемное воображение, стремление к фантазии, раскованность, острая память, игра ума и т.п.). Известно, что в молодости человек легко приобретает знания, навыки и умения, наиболее способен к творческой деятельности, к формулировке эвристических гипотез, максимально работоспособен. Поэтому именно с молодежью, прежде всего, связан прогресс современной науки, особенно естественных, технических наук. Молодость открыта восприятию знаний, причем в его высших формах, каковым является овладение наиболее сложными способами интеллектуальной деятельности в различных областях науки и техники. Повышение своего общеобразовательного уровня молодежь считает существенным условием социального продвижения. Ценным качеством молодежи является ее более высокий образовательный уровень по сравнению со старшими поколениями. Так, в России, например, среди молодежи до 30 лет на 20% больше лиц, имеющих высшее, незаконченное высшее и среднее специальное образование, чем в среднем среди населения. Причем объем и качество знаний, новых идей в обществе растете, прежде всего, за счет молодых людей. Ценность молодости в современном мире увеличивается и в связи с расширением сроков образования, профессиональной подготовки.

Молодежь - наиболее мобильная часть общества, что обусловлено ее активным поиском своего места в жизни и отсутствием прочных экономических и социальных связей (отсутствует производственный опыт и квалификация, как правило, нет собственного жилья и имущества, в большинстве случаев - ответственности за семью и т.п.). Благоприятные условия для высокой подвижности создаются также необходимостью получения профессионального образования, сравнительно легким овладением молодежью новыми профессиями. Высокая мобильность молодежи имеет большую экономическую ценность. Так, территориальное распределение и перераспределение рабочей силы из числа молодежи экономически выгоднее, чем семейных работников старших возрастов. Мобильность молодежи приобретает также высокую ценность в связи с необходимостью территориальной подвижности населения в условиях ограниченности вакансий в ряде регионов.

Молодежь - это наиболее физически здоровая часть населения, это жизненная сила общества, сгусток энергии , нерастраченных интеллектуальных и требующих выхода физических сил, за счет которых жизнь общества может быть оживлена и омоложена. Многие престижные виды человеческой деятельности несут в себе существенные возрастные ограничения (большой спорт, балет, авиация и т.п.) и неразрывно связаны в нашем сознании с молодостью.

Молодежь - это проводник и ускоритель внедрения в практику новый идей, инициатив, новых форм жизни, ибо по природе она противник консерватизма.

Одним словом, молодость имеет такую привлекательность для людей всех возрастов потому, что в ней деятельность человека достигает значительного прогресса в общественной, производственной и личной сфере и, вместе с тем, еще не консервируются в формах привычного сознания, инерции обыденной жизни, а сохраняет перспективу, простоту и свежесть. В силу этого молодость по своей природе оптимистична. Минуты отчаяния, неуверенности у молодых, как правило, кратковременны, ибо впереди еще огромное жизненное поле, полное новых и новых возможностей. Положение «нестабильности», «зависимости», «подчиненности», «неполноценности», «должника» создает в молодежной среде особую психологическую атмосферу предрасположенности к переменам в социальной жизни, ибо эти перемены таят в себе надежду изменений к лучшему. Цель молодости и заключается в реализации возможностей саморазвития.

Свободное, развивающееся общество должно думать о том, как «впитать» в себя живительные свойства и силы, которые несет в себе молодежь, и тем самым «омолодиться» за их счет.

Общие подходы к развитию молодежной политики

Важно сохранить и усилить тот мощный импульс, который в 1980 году был дан укреплению международного сотрудничества и интеграционным процессам в молодежной среде на глобальном, региональном уровнях во время проводившегося ООН Международного года молодежи. С тех пор многие страны начали осуществлять активную молодежную политику, разработали и приняли специальные рамочные или отраслевые законы, направленные на улучшение положения молодежи, защиты ее прав и интересов. Во многих развитых странах возросло качество государственной молодежной политики, а в развивающихся странах усилилось понимание необходимости формирования собственной национальной политики по отношению к молодежи.

Складывающаяся в конце XX столетия обстановка повсеместно требует еще основательнее подступиться к глобальному строительству молодежной политики, к широкому участию государств и правительств, и прежде всего, самой молодежи в решении глобальных проблем. Настало время идею мирового сотрудничества в области решения молодежных проблем наполнить конкретным содержанием. Из осознания новые реальностей в применении к проблемам молодежи необходима выработка совместной стратегии выживания и развития. Естественно, сложность и разнообразие в развитии мировых регионов исключают возможность применения унифицированных моделей и их прямой трансплантации в несовпадающие условия и задачи, стоящие перед различными странами. Но, хотя молодые люди живут в самых разнообразных социальных и региональных условиях, общим для них в значительной мере является существование «общих молодежных проблем». Соответственно молодежная политика должна иметь свое специфическое преломление к каждому региону, стране, местности. Поэтому необходима скоординированная и развернутая деятельность, направленная на объединение усилий, сотрудничество наций, превращение различий между сторонами в побудительный мотив для сотрудничества, обмена опытом, взаимообогащения молодежной политики.

Процесс формирования государственной молодежной политики, стратегические политические цели должны определяться логикой «новых социальных условий» для молодых людей, их потребностей, нужд и интересов общества в нормальном социальном развитии молодого поколения. Соответственно, сегодня необходима фундаментальная переориентация и расширение в самом концептуальном ядре социальной философии современной молодежной политики .

На наш взгляд, остро встал вопрос о необходимости создания целостной концепции молодежи, основанной на универсальных и общепринятых в кругу мирового сообщества ювенологов. При всех сомнениях, которые могут возникнуть по поводу возможности создания такой концепции, ответ может быть определенно положительным, если международными организациями, в частности, ЮНЕСКО, будет проявлена воля к ее созданию.

В развернутом виде концепция молодежи представляет собой комплексную, междисциплинарную и весьма сложную проблему, является предметом философии, психологии, медицины, физиологии, юриспруденции, педагогики, социологии, демографии, антропологии. Но прежде всего, нас должны интересовать сегодня те выводы, которые имеют практически-политическое, прикладное значение, то есть позволяют не только лучше понимать место и роль молодежи в социальных процессах и развитии общества, но и строить реальную политику в отношении этой категории населения.

В этой новой философии современной молодежной политики важное место займет программа культуры мира.

Следует иметь в виду не только необходимость усвоения общих принципов и идеалов мира не только отрицание войны, конфликтов и насилия, но и готовность молодежи к практическим действиям по распространению культуры мира в самых широких слоях общества, в разных регионах и странах.

В России сформировалось поколение молодежи, которое сильно отличается от своих предшественников. Образ молодого карьериста, наглядно отображенный в рекламе «Мегафона» - «Будущее зависит от тебя», - остался в 90х. Поколение 2000х равнодушно к карьере, отвергает массовую культуру и безудержное потребительство. Для части современной молодежи более актуален слоган «Будущее от тебя не зависит»

Слово «молодежь» следует писать с двумя буквами «ж». Интернетовский «Живой журнал» (ЖЖ) стал средой обитания для тысяч молодых людей. Там спорят об устройстве мира и жалуются на вчерашнее похмелье. Там готовятся революции и разрушаются браки… Виртуальные дневники - настоящее сокровище для социологов. Где еще можно найти такой массив текстов, созданных «простым человеком»?!

Я решила воспользоваться этим уникальным материалом. Предлагаю вашему вниманию сделанные мной выводы. Кое в чем их можно считать спорными. Но как минимум это исследование заставляет задуматься о том, что собой представляет «поколение ЖЖ». И уж точно такой метод изучения гораздо более продуктивен, чем бесконечные опросы на тему «Что для вас важнее - высокие заработки или душевная гармония?».

Сама я определяла предмет своего исследования так: « Ставила задачу изучить наиболее продвинутую часть молодежи. Но не “золотую” и не “богемную”. Такие группы были, есть и будут вне зависимости от блогосферы. Их можно назвать трендсетерами, то есть людьми, которые транслируют культурные инновации в более широкие массы. Я исходила из того, что именно блогосфера стала главным каналом распространения трендов. В Москве, Питере и городах-миллионниках трендсетеры так или иначе связаны с блогосферой».

Тенденция 1

От карьеризма к пофигизму

Поколение 90х чрезвычайно много работало. Планы построения карьеры вынашивались в совсем юном возрасте - об этом думали уже в десятом классе и уж тем более на первом курсе института. Любая работа оценивалась, прежде всего, с точки зрения ее перспективности для будущей карьеры, а переход с одной работы на другую - с точки зрения того, как будет выглядеть новая строчка в резюме.



Конечно, существовала масса исключений, но общий настрой был именно такой. Многие молодые люди были готовы работать по 20 часов в сутки. Впереди маячили позиции топменеджеров в ведущих корпорациях или вожделенный собственный бизнес.

Сегодняшняя молодежь к карьере равнодушна. Она не приемлет работу, которая мотивирована исключительно зарабатыванием денег и не дает возможности для самовыражения, не хочет работать в офисе, по четкому графику и вообще не готова отдавать работе большую часть своего времени.

«Люди, которые озабочены деньгами, - в основном старые поколения, пережившие нищету. Мне нравятся люди, которые зарабатывают сами в пределах доступного. Есть деньги - хорошо, нет денег - плохо, будем стараться заработать. Я из них»

Молодые люди 90х мечтали стать банкирами, юристами, коммерческими и финансовыми директорами. Профессиональный идеал молодежи 2000х - журналист, дизайнер, программист, PR-менеджер. Фрилансерство стало яркой приметой времени.

Создание собственного бизнеса - это, пожалуй, единственное, чего современные молодые люди хотят так же сильно, как их сверстники 10 лет назад. Однако если молодежь 90х стремилась всячески развивать собственное дело, чтобы в перспективе превратить его в крупное предприятие и войти в бизнес-элиту, то нынешние молодые люди не хотят тратить на это силы и время. Их вполне устраивает мелкий бизнес, который дает им финансовую независимость и возможность заниматься любимым делом по свободному графику.

Молодежь 90х бралась за любой бизнес - от торговли подгузниками до частного извоза. Современные молодые люди не готовы резко менять образ жизни и круг общения, даже если это сулит немалую прибыль. Как правило, они создают собственные небольшие предприятия в тех областях, которые им хорошо знакомы, и где не надо тратить время на налаживание соответствующих связей.

«Свободное время я посвящаю тому же, чему посвящаю и время рабочее, только это уже не заказные проекты, а для души, так сказать. То есть при его появлении, времени то есть, я либо фотографирую, либо обрабатываю уже сфотографированное, либо рисую, благо мольберт всегда под рукой, либо хожу рисовать гипсы в студию, либо читаю, либо клею что-то…; Мне крайне тяжело сидеть долго на месте…»

Основной причиной того, что «карьерный» вариант начал терять для молодежи свою привлекательность, стало осознание «границ роста». В 90е небеса казались открытыми. Десять лет спустя большинство молодых людей прекрасно понимают, что есть вполне определенный «потолок», выше которого подняться практически невозможно. «Социальный лифт», обеспечивавший быстрое вертикальное перемещение в 90х, в 2000х остановился.

Снижению привлекательности «карьерного» варианта способствовала и экономическая стабилизация. Современные молодые люди не боятся остаться без средств к существованию. Они понимают, что какую-нибудь работу смогут найти всегда. Поколение 90х стояло перед альтернативой: работа или прозябание и нищета. Для поколения 2000х характерна другая альтернатива: изнуряющая и отнимающая все силы работа для построения карьеры или спокойная, «ненапряжная» творческая работа в свое удовольствие.

Девальвация ценности карьеры в сознании молодежи косвенно связана с ростом ценности свободы. Для молодежи 90х свобода тоже имела определенную ценность, но трактовалась она очень узко - как возможность ни от кого не зависеть материально, покупать различные товары и услуги и т. д.

Молодежь 2000х понимает свободу как независимость от любых обстоятельств и как спонтанность - возможность поменять работу, место жительства, образ жизни. Для современных молодых людей свобода - одна из ключевых ценностей, а свободный стиль жизни - прямая противоположность «корпоративному рабству».

Тенденция 2

Побег из массовой культуры

С одной стороны, современные молодые люди - дети массовой культуры, и они прекрасно это осознают. С другой стороны, они всеми силами стремятся дистанцироваться от этой культуры.

Современные молодые люди четко осознают свою культурную «продвинутость», это предмет их гордости. С их точки зрения, все остальные «средние» обыватели отличаются низким уровнем образования и культуры, отсутствием интересов и увлечений, за исключением примитивного потребительства. Отношение к ним достаточно высокомерное.

Для молодежи 90х объектом постоянной иронии был так называемый совок, то есть человек очень ограниченный, консервативный, непредприимчивый. Для молодых людей 2000х объектами насмешек являются «гопники», «гламурные кисы» (девушки, смыслом жизни которых являются развлечения и потребление) и «офисный планктон» (менеджеры всех мастей, которые большую часть жизни проводят в офисе, занимаясь рутинной и неинтересной работой).

Негативное отношение к этим трем социально-культурным группам вызвано не только неприятием их образа жизни и ценностей, но и их абсолютной шаблонностью, отсутствием какой бы то ни было индивидуальности.

Образцом «серости», массовости и шаблонности считается телевидение (особенно юмористические программы, сериалы и реалитишоу). Подавляющее большинство современных молодых людей смотрит телевизор достаточно редко, да и то исключительно с целью посмеяться над «звездами» эфира.

«Современная культура. Ну, во-первых, культура конформизма и поглощения личности массой. Доступность музыки, искусства и т.д. делает ее не достоянием единиц, а уделом многих. Оттуда же идет опустошение искусства»

Жанр пародии на телепрограммы и их героев чрезвычайно популярен в молодежной среде. Например, одним из самых многочисленных блогерских сообществ является сообщество foto_zaba, участники которого с помощью графического редактора Photoshop переделывают картинки из популярных телепередач и кинофильмов. Особой «любовью» «жаберов» пользуются Евгений Петросян, Ксения Собчак и Владимир Путин.

Еще одной темой для глумления является также реклама. Переделываются логотипы, рекламные ролики, слоганы. Примером такой трансформации стал новый фирменный стиль «МТС». Количество переделок, пародий и анекдотов на тему «красных яиц» превысило тысячу.

Пародии на массовую культуру отличаются иногда крайней циничностью, но это реакция на фальшивость самой массовой культуры. В молодежной среде формируется некое смутное чувство, которое можно назвать тоской по романтизму и истинным ценностям.

Будучи часто напоказ циничными, молодые люди всеми силами стараются избегать неискренности в отношениях с близкими и друзьями. Отсюда крайне негативное отношение к «светскому» стилю общения а-ля «Дом-2», а также к рекламе, которая возвышенными словами прикрывает банальное желание продать товар или услугу.

«Сейчас в нашем мире, к сожалению, много неискренности, и очень часто люди за понятием “дружба” скрывают какие-то корыстные цели и интересы. Плюс, мне кажется, люди настолько озабочены своими проблемами, коих у всех великое множество, что порой не остается времени просто спросить друга, как у него дела»

Еще одним свидетельством «тоски по романтике» является мифологический образ советского прошлого, который сформировался у нынешних молодых людей. СССР предстает в идеализированном виде, как общество, где не было национальных конфликтов, терроризма и наркомании, где чувства были искренними, а люди - наивными и бескорыстными.

«Если вы были ребенком в 60е, 70е или 80е, оглядываясь назад, трудно поверить, что нам удалось дожить до сегодняшнего дня… Наши кроватки были раскрашены яркими красками с высоким содержанием свинца. Не было секретных крышек на пузырьках с лекарствами, двери часто не запирались, а шкафы не запирались никогда. Мы пили воду из колонки на углу, а не из пластиковых бутылок. Никому не могло прийти в голову кататься на велике в шлеме. Ужас»

Тема доперестроечного периода также тесно связана с поиском собственной идентичности, поскольку ответ на вопрос «кто я?» волнует современных блогеров достаточно сильно.

Тенденция 3

Политика без политики

Отношение к политике также отражает стремление дистанцироваться от «массовости». Молодые люди просто игнорируют любые формы политической активности. Они не участвуют в выборах, поскольку, по их мнению, результат выборов ни в коей мере не зависит от их участия.

«Меня волнуют только те мировые проблемы, которые имеют непосредственное отношение ко мне, а вообще, выражение “после нас хоть потоп” довольно практично»

Любые формы политической активности - и правой, и левой - становятся объектом сатиры не менее острой, чем в случае с телевидением и эстрадой. Например, проправительственное молодежное объединение «Наши» высмеивается за приверженность к пафосным лозунгам.

Левые политические активисты национал-большевистского толка вызывают чуть больше симпатии. Готовность к самопожертвованию, реальные, а не показные страдания нацболов за идею вызывают у молодых людей уважение. Над «леваками», как правило, не глумятся, но их убежденности не разделяют. Ведь левые активисты также находятся в плену массовой культуры. Националистические движения достаточно резко отвергаются. Подавляющее большинство членов блогерского сообщества - интернационалисты. Их идеал - «граждане мира», дети разных национальных культур, которые свободно передвигаются по миру и общаются друг с другом. Националисты, и в особенности их агрессивное крыло, ассоциируются с дикостью и варварством.

Некоторые блогеры посещают различные политические мероприятия, но ходят туда главным образом для того, чтобы «получить fun», проще говоря, поразвлечься, а вовсе не для того, чтобы отстоять свою точку зрения.

Молодые люди предпочитают наблюдать за политической жизнью, отпускать едкие критические замечания, но при этом ни во что не вмешиваться. В отличие от традиционной российской и советской интеллигенции, которая наблюдала за политической жизнью с чувством трагичности, современная молодежь шутит и веселится. Выражением такого легкого отношения стали абсурдистские флэшмобы.

Флэшмоб - это коллективное действие, которое носит, как правило, нелепый, с точки зрения большинства граждан, характер. Например, может собраться несколько десятков или сотен молодых людей и начать одновременно приседать или повторять одно и то же слово.

Однажды в Новосибирске 1 мая представители различных политических партий собрались на главной площади города для проведения митингов. Туда же пришло около сотни флэшмоберов. Молодые люди стали водить огромный хоровод вокруг митингующих, держа в руках плакаты типа «Нет колонизации Марса», «Нет эксплуатации темы сибирской дикости в современном искусстве», и др. Часть плакатов была написана древнеегипетскими иероглифами.

Ни митингующие, ни милиция не знали, что делать. Организаторы первомайской демонстрации никак не могли понять - что это такое? Если движение - то, какие у него цели? Если протест - то против кого и чего?

На самом деле никаких конкретных целей у флэшмоберов не было. В целом это характерно для всего молодого поколения 2000х - отсутствие долгосрочных целей и «исследовательский» подход к собственной судьбе («жизнь сама подскажет, к каким целям надо стремиться»). Тем не менее, помимо просто желания поэпатировать публику, определенный, пусть и не всегда осознанный, протест во флэшмобах присутствует. Это протест против шаблонности, «правильности», засоренности политической и общественной жизни. Но протест именно в той неактивной ироничной форме, которая чрезвычайно характерна для «беглецов» из общества массовой культуры.

Тенденция 4

Путешественник, но не турист

Развлечения и досуг также демонстрируют горячее желание молодых людей выделиться, «не быть как все». Например, среди молодежи становятся все более популярными путешествия особого рода.

Это длительные поездки, часто с остановками на несколько месяцев в понравившемся месте. Путешественники этого типа стремятся жить так же, как живет местное население: есть ту же пищу, одеваться в ту же одежду, разговаривать на том же языке и вообще - не выглядеть в глазах местных туристами. Они находят какую-нибудь работу (или дистанционно, по интернету, продолжают заниматься тем же, чем занимались в России, например, компьютерным дизайном), снимают квартиру или комнату, заводят местных друзей.

В последние годы началось «движение к югу» - в Индию, Таиланд, Вьетнам. Поскольку жизнь в этих странах чрезвычайно дешева, молодым людям из Москвы или Петербурга не составляет особого труда скопить сумму, на которую они потом год живут в тропиках, наслаждаясь теплым климатом и беззаботным существованием. Появились такие русские путешественники и в Америке, и в Африке и даже в Австралии и Новой Зеландии.

«Мы принадлежим к последнему поколению путешественников. Мир стремительно становится одинаковым; асфальт, демократия и доллары быстро распространяются по всей поверхности планеты»

Увлечения современных молодых людей разнообразны. Важен сам факт того, что человек имеет какое-то хобби. Если в 90е считалось нормальным, когда у молодых людей не оставалось времени ни на что, кроме сна, то для сегодняшней молодежи такой образ жизни совершенно неприемлем. Считается, что люди, которые не имеют увлечений помимо работы, живут неполноценной жизнью. Представители «офисного планктона», у которых после тяжелейшего и полного стрессов дня едва хватает сил доползти до дивана и, попивая пиво, посмотреть пустыми глазами в телевизор, вызывают у современного молодого поколения резко негативные чувства.

«Хочется интересных событий. Сейчас очень хочется, например, посталкерствовать где-нибудь, полазить по вертикали, сходить в водный поход»

Современные молодые люди занимаются спортом (как правило, экстремальным), ищут заброшенные места в «городских джунглях», забираются на крыши высотных домов в поисках красивых видов (руферы), совершают прыжки с одной крыши на другую (паркур), спускаются в подземные коммуникации (диггеры), участвуют в исторической реконструкции различных эпох и культур (ролевики) -- перечень увлечений бесконечен.

Основные критерии при выборе хобби - его небанальность и «нераскрученность». Начало «коммерческой эксплуатации» того или иного увлечения (появление рекламы, проведение PR-акций) снижает его привлекательность в глазах молодых людей. Так произошло, например, со сноубордингом и скалолазанием. Из «продвинутых» видов спорта они достаточно быстро превратились в массовые и, выражаясь молодежным языком, «опопсели».

Тенденция 5

Отказ от престижного потребления

Для современных молодых людей не характерно престижное потребление. Молодежь 90х была помешана на статусности. Существовал четкий императив - если ты преуспеваешь, то должен одеваться от Gucci или Armani, ездить на «Мерседесе» или BMW, пить коньяк Hennessey и курить сигареты Davidoff или Parliament.

Для молодежи 2000х ценность статуса уже не является абсолютной. По крайней мере, современные молодые люди не готовы покупать товары только потому, что в глазах других они являются престижными и свидетельствуют о материальном достатке. Нельзя сказать, что современная молодежь совершенно не обращает внимания на общественное мнение. Однако если десять лет назад молодые люди стремились продемонстрировать свою финансовую успешность, то сейчас - подчеркнуть индивидуальность. Костюм представителя поколения 2000х может включать в себя как дорогие марки, так и совсем дешевые, и даже небрендовые вещи - главное, чтобы получившееся сочетание было характерно для тебя.

Приход «индивидуального» потребления на смену «статусному» основательно смешал карты маркетологам. Десять лет назад молодых потребителей можно было более или менее четко структурировать в зависимости от дохода. Сегодня мы очень часто можем встретить молодых людей, которые покупают одежду одной и той же недорогой марки, курят одни и те же элитные сигареты и при этом их доход отличается в разы.

Повышенный интерес к шопингу считается в молодежной среде признаком ограниченности. Есть, правда, исключения. Например, внимание уделяется покупке компьютера и компьютерного оборудования. Тщательно выбирают вещи, связанные с хобби, например спортивное снаряжение или фотоаппараты.

Тенденция 6

Поколение скептиков

Поколение 2000х можно по праву назвать поколением скептиков. Молодые люди не верят рекламе, не доверяют средствам массовой информации, крайне скептически относятся к различным PR-кампаниям. Они прекрасно понимают, что за всеми рекламными акциями стоит сугубо прагматичное желание продать товар.

«“Битва за сознание потребителя” воспринимается как своеобразная игра: компании стремятся заполучить наше расположение и бомбардируют нас рекламой и PR-акциями - ОК, мы с интересом понаблюдаем за этими попытками»

Некоторым уважением пользуются изящные рекламные кампании, в которых при минимуме средств удается добиться максимального результата. Массированные кампании с миллионными бюджетами воспринимаются более скептически. А реклама, которая пытается открыто и примитивно обмануть потребителя (например, «банковские кредиты под 0%»), вызывает резкое отторжение. Причем «экспертное» отношение к рекламе характерно не только для профессионалов, но и для тех молодых людей, которые не имеют к рекламе и PR никакого отношения.

И все-таки, несмотря на горячее желание дистанцироваться от массовой культуры, современные молодые люди во многом остаются «детьми общества потребления». Они физически не могут обходиться без дюжины-другой предметов личной гигиены, без качественных продуктов, без суши, одноразовой посуды и массы других прелестей цивилизации.

Что будет с нашим поколением дальше? Наверное, после 30 лет подавляющее большинство блогеров интегрируются в различные профессиональные сообщества, вступят в брак, заведут детей. Высокий уровень образования и наличие разнообразных социальных связей обеспечат им достаточно высокое положение в обществе. Впрочем, о будущем большинство обитателей пространства ЖЖ предпочитают не думать. Это слишком скучно.

Заключение

«О будущем стараюсь не думать, т.е. о таком глобальном будущем… Как-то приятней жить сегодня. Для меня будущее - это сегодня среда, завтра четверг, и это уже будущее. Я живу сегодняшним днем, часом, минутой. Поэтому почти все, что чуть дальше, - это будущее для меня, не гонюсь за ним, ну т. е. нет у меня никакого желания “перемотать” время вперед. В будущем находится старость, а я молода, здорова, энергична (как говорят, недурна собой), я боюсь стареть»

Исполнитель: студентка 5курса

заочного Ф. Т. Ж. 03-21з

Руководитель: Александрова Н.А.

Источники

1. Пирсоне Т. Система современных обществ. М., 1997.

2. Фохт--Бабушкин Ю.У. Искусство в жизни людей. СП. 2001.

3. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М., 1995.

4. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1999

  • Сформировать представление о молодежи как социальной группе, определить социальные роли молодых людей. Показать, как изменяется жизнь в период гражданского совершеннолетия, роль образования в получении профессии, проанализировать сложности трудоустройства молодых специалистов. Показать роль молодежной культуры в становлении личности.
  • Формировать навыки анализа информации по заданным вопросам. Умение обсуждать проблему и общаться в группах по заданной теме. Интерактивное обучение при решении проблемных задач и ситуаций.
  • Создание психологических предпосылок для ответственного отношения к формированию личности, успешной в современной жизни. На основе технологии сотрудничества – формирование коммуникативных компетенций, повышение уровня социализации. Создание ситуации успеха для всех учащихся группы с целью повышения познавательного интереса к предмету.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Форма урока: Урок-мастерская.

Методы обучения: Технология интерактивного обучения, создание мини-проектов (кластеров), технология сотрудничества, метод решения проблемных задач, эвристическая беседа, элементы коллективной дискуссии.

Оборудование:

  • Источники права – тексты Конституции РФ, Трудовой кодекс РФ.
  • Тетради с лекционным материалом.
  • Материалы сочинений учащихся на тему “Что значит быть молодым”.
  • Для работы в малых группах и создания кластеров – листы ватмана, фломастеры, цветные карандаши, магниты для презентации работ.
  • Для работы в малых группах – кейсы с заданиями по каждому пункту плана урока.
  • Доска: тема урока, афоризмы знаменитых людей, портреты И. Канта, Ж-Ж. Руссо.
  • Фотогалерея “Я-молодой”.
  • Учебник Л.Н. Боголюбова “Обществознание”, 11 класс.
  • Материалы для рефлексии.

План урока:

  1. Организационный момент. Мотивация на успех.
  2. Определение целей и задач урока.
  3. Нацеливание на результат. Алгоритм деятельности. Формирование рабочих групп.
  4. Изучение нового материала. Самостоятельная работа в группах
  5. Выполнение проектов, презентация.
  6. Подведение итогов, оценивание.
  7. Домашнее задание.
  8. Рефлексия.

Ход урока

Этапы урока Деятельность преподавателя Деятельность учащихся
1. Орг. момент. Мотивация на успех. Здоровается, предлагает сесть. Приветствуют.
Это стихотворение о главной ценности человечества – о жизни. А в чем смысл стихотворения?

Выслушивает ответы, подводит итог.

Действительно, жизнь – коротка. Состоит она из маленьких мгновений. И нужно многое успеть. Сегодня я предлагаю вам успеть проявить себя, многое узнать и многое рассказать, ведь у каждого из вас за плечами свой собственный, личный опыт. Успехов и отличных оценок!

Думают, совещаются, отвечают.
2. Определение целей и задач урока. Предлагает открыть тетради, записать число и тему урока.

Предлагает учащимся определить цели урока. Для этого зачитывает текст задачи:

Открывают тетради, записывают число, тему урока.
"Годы юности – самые трудные годы", – еще в XVIII веке писал немецкий философ И. Кант.

Как вы думаете, почему он так сказал? Что волнует современного юношу или девушку, какие вопросы ставят перед собой молодые люди сегодня – ответы на эти вопросы мы будем с вами вместе находить на уроке. Но нам важно конкретно понимать, что мы хотим узнать.

Думают, высказывают свое мнение.
Попытайтесь сформулировать вопросы, которые волнуют именно вас сегодня.

Задание: в течение 2-х минут определить вопросы, которые мы будем обсуждать. Задание выполнять в интерактивном режиме: обсуди с соседом.

Обсуждают, озвучивают.
На доске записать формулировки основных вопросов.
  1. Молодежь как социальная группа.
  2. Социализация. Социальные роли.
  3. Гражданское совершеннолетие.
  4. Образование, профессиональная подготовка. Трудовая деятельность.
Записывают план в тетради.
Молодежная культура.

Каждый вопрос требует ответа. Сегодня мы будем искать и находить ответы на эти вопросы: рассказывать и слушать, решать задачи и просить совета друг у друга.

Слушают. Определяют рабочие “двойки”, получают материал для создания кластера.
3. Нацеливание на результат.

Алгоритм деятельности. Формирование рабочих групп.

Алгоритм деятельности:

На каждом этапе урока вы будете получать задания и выполнять их. Работать будете в парах, но если что-то вызовет затруднения, то вы можете обратиться с вопросом к любому человеку в аудитории. В результате деятельности вы создадите свой собственный образ современного молодого человека.

Смотрят, слушают.
4. Изучение нового материала. Самостоятельная работа в группах. 1.

Вызывается учащаяся, которая перед зеркаломпроизносит с разной интонацией “Ах, какая я красивая?.”

Высказывают предположения.
Преподаватель: Как вы думаете, о чем хотела сказать нам Катя? Слушают.
Преподаватель : Чтобы понять, послушайте притчу. Приложение № 6.3. Конечно, во многом боги оказались правы. Но молодость-это пора, когда человек осознанно начинает познавать себя. Выполняют задания, возможно – начинают заполнять кластер.

Отвечают.

Первый вопрос: Молодежь как социальная группа.

(Приложение 1).

Обсуждение.

Слушают, вспоминают сказку, отвечают на вопрос.
2.

Преподаватель: Все вы помните сказку, в которой есть такие строки:

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
“Кабы я была царица, –
Говорит одна девица,

“То на весь крещенный мир
Приготовила б я пир”.
“Кабы я была царица, –
Говорит ее сестрица, –
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна”.
“Кабы я была царица, –
Третья молвила сестрица, –
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря”.

? Кого выбрал царь? Почему? Возможно, две первые сестры не совсем верно определили свои социальные роли?

Отвечают.

Участвуют в обсуждении.

Второй вопрос: Социализация. Социальные роли.

Преподаватель раздает материалы рабочим группам, учащиеся приступают к выполнению заданий (Приложение 2).

Регламент – 5 минут. После окончания регламентного времени отвечают на предложенные вопросы.

Обсуждение.

Слушают. Смотрят на портрет И. Канта.

Отвечают.

3.

Преподаватель: Иммануил Кант писал: “Две вещи волнуют и поражают меня больше всего на свете: звездное небо над головой и нравственный закон в человеке, делающий его свободным”.

Почему можно найти оправдания за свои поступки перед другими людьми, но не перед собой?

В жизни молодого человека наступает очень важный период, когда ему исполняется 18 лет. Он называется: гражданское совершеннолетие.

Выполняют задания, возможно – заполняют кластер.

Отвечают.

Третий вопрос: гражданское совершеннолетие.

Преподаватель раздает материалы рабочим группам, учащиеся приступают к выполнению заданий (Приложение 3).

Регламент – 5 минут. После окончания регламентного времени отвечают на предложенные вопросы.

Обсуждение.

Участвуют в обсуждении.
4.

Преподаватель: Христианская традиция донесла до наших дней притчу о подвижнике 3-4 вв., основателе монашества Антонии Великом. Он вопросил: “Господи! Почему одни живут немного, а другие до глубокой старости? Почему одни бедны, а другие богаты?” Ответ был прост: “Антоний! Себе внимай!”

Слушают.
Преподаватель: Возможно, ответ на эти вопросы вы найдете, анализируя материалы по теме: образование, профессиональная подготовка, трудовая деятельность. Выполняют задания, возможно – заполняют кластер.

Отвечают.

Четвертый вопрос: образование, профессиональная подготовка, трудовая деятельность.

(Приложение 4).

Регламент – 5 минут. После окончания регламентного времени отвечают на предложенные вопросы.

Обсуждение.

Участвуют в обсуждении.
5.

Преподаватель: В 1750 году Дижонская академия объявила конкурс на лучшее сочинение на тему “Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов”. Премию получил никому ещё тогда неизвестный служащий Жан-Жак Руссо. Он писал: “Детей учат словами, а надо учить делами, поступками: быть терпимым, любящим, бескорыстным и счастливым от того, что твои потребности не превосходят твои возможности.

От рождения до 12 лет предлагал заботиться о развитии тела и органов чувств, больше тренировать чувства, потому что, став взрослыми, люди забывают о них и начинают жить только разумом, становятся поверхностными и книжными. Надо учить видеть, учить слышать окружающую природу.

С 12 до 15 лет надо развивать у детей интеллект, учить физику, геометрию, астрономию, но только на примере непосредственных явлений природы. Например, наблюдая звездное небо. С 15 до 20 – развивать нравственные чувства: любовь к ближнему, необходимость разделять их страдания и т.д.

Слушают.
Поскольку природа всегда честна, и в человеческом сердце от рождения нет испорченности, то естественное воспитание детей способно, считал Руссо, решить все социальные проблемы. Свобода и самодеятельность ребенка, уважение его личности и изучение его интересов – вот, с его точки зрения, основа настоящего воспитания”. Выполняют задания, возможно – заполняют кластер.
Преподаватель : В современном мире в воспитании человека важную роль играет культура. Отвечают.

Участвуют в обсуждении.

Пятый вопрос: Молодежная культура.

Преподаватель раздает материалы рабочим группам, учащиеся приступают к выполнению заданий (Приложение 5).

Регламент – 5 минут. После окончания регламентного времени отвечают на предложенные вопросы.

Обсуждение.

Начинают выполнять задание. Работают в группах.
5.Выполнение проектов, презентация Вывешивают свои кластеры, представление проектов.
6.Подведение итогов. Оценивание. Преподаватель : Сейчас, после того, как мы ответили на все поставленные вопросы, ваша задача – в рабочих группах создать свой проект “Современный образ молодого человека”. Регламент – 5-7 минут.

Преподаватель: прошу представить результаты. Преподаватель: Расскажите, что вы сегодня узнали, о чем задумались?

Каждый сегодня на уроке не был зрителем, все вы принимали участие в нем. Предлагаю цветными жетонами: выставить себе оценку, показать свое настроение, высказать пожелание. Жетоны прикрепить на свои проекты.

Выбирают жетоны, прикрепляют к своим проектам.
7. Домашнее задание. Записывают домашнее задание.
8. Рефлексия. Оценивание:

“5” – красный жетон;
“4” – желтый жетон;
“3” – синий жетон.

Рефлексия учащихся.
Преподаватель :

Домашнее задание: Напишите эссе на тему “Что значит быть молодым”. Преподаватель :

Твори добро –
Нет большей радости,
И жизнью жертвуй,
И спеши
Не ради славы или сладостей,
А по велению души.
Когда кипишь, судьбой униженный,
Ты от бессилья и стыда,
Не позволяй душе обиженной
Сиюминутного суда.
Постой,
Остынь.
Поверь – действительно,
Все встанет на свои места.
Ты сильный.
Сильные не мстительны.
Оружье сильных – доброта.

– На этом урок окончен. Спасибо за урок!

Список использованной литературы

  1. Блохина Е.В., Уколова А.М.
Методические рекомендации. Активизация познавательной деятельности учащихся: от понятия до способов реализации. – Изд. 2-е, испр. и доп. / ИПКи ПРО Курганской области. – Курган, 2004. – 78 с.
  • Введенский В.Н.
  • Профессиональная компетентность педагога: Пособие для учителя.: СПб: филиал изд-ва “Просвещение” , 2004. – 159 с.
  • Гостев А.Г., Киприянова Е.В.
  • Инновационная образовательно-профессиональная среда как фактор внедрения современных технологий обучения. – Екатеринбург, 2008. – 290 с.
  • Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. Практико-ориентированная монография. – Москва – Тюмень, 1994. – 287 с.
  • Селевко Г.К.
  • Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
  • Современные технологии обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Серия “Библиотека Федеральной программы развития образования”. – М.: Издательский дом “Новый учебник”, 2004. – 128 с.
  • Молодежь является большой социально- демографической группой, которая объединяет в себе индивидов на основе социально- психологических, возрастных, экономических характеристик.

    Молодежь в современном обществе

    С психологической точки зрения молодость является периодом формирования самосознания, устойчивой системы ценностей, а также социального статуса. Молодежь представляет самую ценную, и одновременно самую проблематичную часть общества.

    Ценность молодого поколения заключается в том, что как правило, его представители обладают повышенной целеустремленностью, способностью усваивать большие объемы информации, оригинальностью и критичностью мышления.

    Однако эти достоинства порождают определенную проблематику реализации и существования молодежи в обществе. Так критичность мышления зачастую направлено не на поиск истины, а на безапелляционное отторжение уже существующих норм и догматов, которыми руководствуются другие члены общества.

    Для современной молодежи также характерны новые негативные качества, которые отсутствовали у их предшественников, в частности, отрешенность от окружающего мира, нежелание работать, повышенный негативизм.

    Молодежь как социальная группа

    Зачастую под понятием «молодежь» подразумевают большую социальную группы, которая состоит из лиц от 16 до 25 лет. Границы молодежного возраста могут быть подвижными: так в развитых странах в молодежную группу входят люди в возрасте 14-30 лет.

    На эту социальную группу оказывают влияние такие социальные институты как школа, ВУЗ, семья, трудовой коллектив, стихийные группы и средства массовой информации.

    Развитие социальных ролей в юношеском возрасте

    В юношеском возрасте каждый человек сталкивается с необходимостью смены социальной роли. Зачастую первая семена социальной роли происходит в момент окончания школы: школьник приобретает статус студента.

    Следует отметить, что до этого времени школьник уже занимает определенные социальные позиции (дочь, сын сестра, брат). В дальнейшим при их сохранений, в юношеском возрасте приобретается статус работник.

    Как показывает статистика, на сегодняшний день многие подростки приобретают статус работника раньше, нежели статус студента. Это является причиной нестабильной экономической ситуации.

    Молодежная субкультура

    Молодежная субкультура – часть культуры общества, члены которой отличаются своим поведением от подавляющего большинства, и как правило являются представителями молодежи.

    Молодежная субкультура – широкое понятие, которое включает в себя множество культур, имеющих собственную систему ценностей манеры поведения. Молодежные субкультуры формируются под воздействием социально-экономических изменений.