Как называется большая люстра в театре. Да будет свет! Аполлон и музы


Многие из нас, во время посещения театра, замечали то, какими большими и красивыми люстрами украшены концертные залы. Нередко подобные осветительные изделия делают на заказ, используя для этих целей множество элементов, которые способны обеспечить необходимую атмосферу в помещении.

Крупные современные магазины предлагают приобрести такие качественные модели по доступной цене. Также, можно заказать люстру по специальному проекту.

Особенности театральных люстр

Люстры, используемые для театров, можно назвать настоящим произведением художественного искусства. Многоярусные модели не только освещают громадное пространство, но и украшают собой концертные залы.

Чаще всего для театров используются изделия из хрусталя. Именно этот материал сочетает в себе высокое качество, красоту и элегантность.

Для многих ценителей театрального искусства, люстры уже давно являются своеобразным символом. Эти изделия воплощают в себе сверкание и красоту, что так важно для создания «культурной» атмосферы.

Особое внимание необходимо уделить свечам, которые используются в старинных люстрах для театров. Сегодня эти элементы функционируют с помощью электричества, ранее для этих целей применялись газовые рожки.

Что же касается современных театральных люстр, то они должны отвечать таким поставленным требованиям:

  • нормы энергоснабжения;
  • требования безопасности;
  • люстры должны быть легкими и мобильными.

В отличие от громоздких вариантов, современные театральные модели должны быть несколько легче. Это необходимо для того чтобы периодически люстрам можно было обеспечить уход и обслуживание (к примеру, удаление грязи, восстановление элементов, потерявших свою функциональность).

Лучшие люстры

В основном, большие люстры, используемые для освещения больших помещений, именуют словом паникадило. В этих конструкциях присутствует множество элементов, которые обеспечивают мягкое освещение в зале.

На сегодняшний день, во многих театрах мира люстры являются одним из главных элементов. К лучшим вариантам можно отнести:

  • люстра в Парижской опере. Потолок-плафон, дополняющий конструкцию, расписывал сам Марк Шагал;
  • модель миланского театра Ла-Скала. В сравнении с предыдущим вариантом, эта люстра менее громоздка, но все же, она обладает невероятной красотой;
  • театральная конструкция в городе Кливленде. Особенность этой люстры заключается в том, что она располагается на площади Playhouse Square.

Относительно последнего пункта стоит сказать, что громадная осветительная конструкция состоит из 4200 кусочков хрусталя.

Когда вы приходите в театр, вы даже не задумываетесь о его жизни, быте, каких-либо составляющих. Пришли, посмотрели спектакль, восхитились интерьерами театрами. А о том, как всё это работает - практически никто не думает. Вот, к примеру, все посетители саратовского театра оперы и балета восхищаются люстрой в зрительном зале - она просто завораживает. Но кто-нибудь задумывался о том, сколько в ней лампочек, какие они, как часто их меняют? Уверен, что нет.


И вот перед открытием нового театрального сезона руководство театра оперы и балеты решило раскрыть тайны обслуживания люстр. А процесс этот технологический очень трудный и длительный - не менее суток на это уходит. И совершается такой обряд ежегодно, как раз перед открытием театрального сезона.
Сначала было решено показать обслуживания люстр в Голубой гостинной театра. Это то место, где проходят различные официальные мероприятия театра (пресс-конференции, презентации и т.п.).
На фото, кстати, можно разглядеть мусор, накопившейся за год на люстре.

Чтобы люстры почистить, заменить перегоревшие лампочки - для этого их нужно опустить ближе к полу. И опускают люстры с помощью специальных механизмов, которые лебедками спускают люстру до пола. В Голубой гостиной 2 люстры. Каждая из них весит около полутоны, а лампочек в них - по 60 в каждой.
Вот тут видно, как люстра опускается

Лампочки в люстрах, между прочим, самые обычные, 40-ка ваттовые. Но используются две формы. а вот энергосберегающие лампочки в люстры ставить нельзя - это нарушит весь процесс освещения.

Ходит легенда, что эти люстры должны были висеть на станции «Театральная» московского метрополитена, но по какой-то причине попали в саратовский театр.

Люстру специально включили - так все перегоревшие лампочки можно обнаружить.

Включенная люстра вблизи выглядит еще краше

А вот и главная люстра театра - в зрительном зале. Весит она почти тонну. И лампочек тут гораздо больше - 256 штук. Люстра очень тяжелая, поэтому и опускают её очень долго - минут 30-40 занимает это процесс, по 1 см/секунду.

При спуске люстра немного покачивается, и при длительной выдержке фотоаппарата можно получить вот такой эффект

Люстра спущена и её также включают после этого

Выглядит очень эффектно

Ничто не украсит просторное помещение лучше, чем большая хрустальная люстра. С ее помощью свет проникнет даже в самый отдаленный участок комнаты.

В интернет-магазине «Люстравик» представлен большой ассортимент больших люстр, среди которого каждый покупатель выберет подходящий вариант. Изделия в классическом стиле обладают фигурным металлическим каркасом золотистого цвета и стеклянными плафонами в форме чаши. Именно такие большие люстры в Москве пользуются особой популярностью. Они украшают залы музеев, театров и ресторанов или обеспечивают доступ к свету в гостиной или столовой роскошной виллы.

Преимущества больших люстр:

  • торжественная атмосфера;
  • создание особых световых эффектов;
  • качественное освещение просторного помещения;
  • украшение интерьера в стиле классик или ампир.

Чтобы наполнить дома или ресторанные залы атмосферой тепла и света, достаточно . Качественное освещение станет лучшим украшением интерьера.

Преимущества сотрудничества с магазином «Люстравик»:

  • партнерство с проверенными поставщиками;
  • оперативная и бесплатная доставка;
  • сертификат качества гарантия производителя;
  • внимательное отношение к каждому заказу;
  • проверка на предмет заводского брака до отправки товара.

Нужно в другой регион? Обращайтесь в интернет-магазин «Люстравик», обсуждайте с менеджером детали покупки и ожидайте доставки товара транспортной компанией. Роскошь ближе, чем вы думаете.

Большие многоярусные люстры для зала и гостиной. Театральные люстры с большим количеством лампочек. Большие подвесные люстры из хрусталя. Массивные люстры из бронзы с применением художественного литья. Купить большую многоярусную люстру с доставкой по Москве и России, а так же заказать сборку и установку можно в нашем интернет-магазине

В театре на эскурсии и спектакле была дочь Анастасия, и эти впечатления - преимущественно ее.

Принято считать датой основания театра 28 марта 1776 года, когда в доме князя Воронцова на Знаменке был сыгран один из первых спектаклей. И уже с 1780 года театр обосновался на своем нынешнем месте, где для него было построено здание. Театральная площадь тогда называлась Петровской, а сам театр - Петровским. В 1805 году театр сгорает (как будет впоследствии много раз, из-за освещения свечами). По проекту О. В. Бове и А. А. Михайлова в 1821-1824 годах было построено новое здание театра, памятник русского классицизма XIX века, котором мы можем любоваться и сегодня. В 1853 году опять случается пожар и весь театр выгорает, кроме стен.

Уже через 3 года его вновь восстанавливает архитектор А. К. Кавос. Здание восстановили за 13 месяцев, надо было успеть к коронации Александра III. Объем здания был сохранен, над центральным портиком вновь вознеслась квадрига, управляемая Аполлоном (работы скульптора Клодта).

Сейчас театр можно осмотреть вместе с экскурсией, длительность экскурсии - один час.

Люстра в лестничном пролете Нового здания:

Люстра в центральном зале Нового здания:

Роспись на потолке в зрительном зале Нового здания.

Потолок расписан по эскизам выдающегося русского художника "серебряного века" (начало ХХ века) Льва Бакста в интерпретации Зураба Церетели :



Сцена Нового здания.

Интерьеры Новой Сцены выдержаны в бело-терракотовых и бело-зеленых тонах с вкраплениями золота. Полы - наборный паркет и мраморная мозаика. Много света, благодаря обилию хрустальных люстр. Главная люстра - в зрительном зале - выдержана в стиле знаменитой люстры исторического здания Большого.

По эскизам Церетели изготовлен сценический занавес :



Люстра одного из холлов главного здания:


С 6-го яруса можно подробно рассмотреть люстру главной исторической сцены, она поражает формой и размерами. Диаметр этого трехъярусного сооружения - 6,5 метров, высота - 8,5 метров. Люстра сверкает 20-ю тысячами хрусталиков, которые весят около 260-ти килограммов. В целом же вес всей конструкции, учитывая позолоченные элементы, лампы и ажурные подвески, составляет 2,3 тонны!
Люстра появилась в театре в 1870 году:


Нам рассказывали о том, как и где хранятся декорации, где лучше сидеть в зале (ориентироваться надо на Царскую ложу в центре зала — из нее лучше всего видно сцену, ну, и выбирать первые ряды балконов).

В зале установлены деревянные стулья для улучшения акустики, а в ложах — мягкие кресла:

Царская ложа:


Историческая сцена большого театра сделана по принципу музыкального инструмента, такого, например, как гитара. Зрительный зал полностью деревянный, из особого сорта сосны.

Потолок — это дека, сцена — это отверстие для выхода звука, а зал — это собственно тот самый изгиб гитары звонкой. Поэтому звук до зрителей долетает таким живым и наполненным.

В темноте трудно разглядеть лепнину и золотой орнамент, которым украшен зал. Оказалось, что это папье-маше, покрытое сусальным золотом. Несмотря на то, что весь зал кажется отделанным золотом, на отделку пошло всего 8 кг. Над восстановлением позолоты трудились 800 человек-реставраторов на протяжении 3 лет.

В центральном зале во время репетиции:



Центральный зал перед спектаклем:

Самый впечатляющий зал фойе — это Белое зрительское фойе . До реставрации стены этого зала были чисто белыми. Реставраторы обнаружили, что под краской скрыты прекрасные росписи, так потолочную роспись восстановили в технике гризайль по сохранившимся рисункам и чертежам:




Из зрительского фойе направо и налево расположены парадные залы.

Сначала мы осмотрели Красное малое и потом Большое императорские фойе . Эти помещения были отделаны во французском стиле для императора Николая II. Малое фойе известно своей отличной акустикой, там можно говорить даже шепотом, и все будет слышно.

В Большом фойе привлекают внимание настенные уникальные панно. Поэтому здесь системой климат-контроля поддерживается особый температурный режим. На некоторых панно изображен двуглавый орел, а на других — знак из первых букв имен Императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. В 20-м веке при советском строе здесь проводились концерты, а также съезды партии.


С другой стороны красивого Белого фойе с лестницами расположен еще один зал, где располагаются выставки . Во время нашего посещения там были стенды, посвященные балету Руслан и Людмила (сейчас уже выставка другая):



Сценические костюмы из "Руслана и Людмилы":

Сейчас, после реконструкции, под землю здание театра уходит на 27 метров:

Под землей находится новый зал-трансформер — Бетховенский зал . Экскурсовод рассказала нам, что территориально мы были, находясь в нем, уже не под зданием театра, а где-то под театральной площадью, между театром и фонтаном Витали.

Бетховенский зал — это сверхтехнологичный зал , где стены складываются как гармошка, а сама сцена может подниматься и опускаться на 6 метров вертикально. Стены этого зала железобетонные, поэтому и акустика не идеальная. Но, зато, здесь много места, чтобы регулярно проводить репетиции и конференции. Сложностей с покупкой билетов на концерты в Бетховенский зал нет — смотрите информацию на официальном сайте Большого.

Бетховенский зал:

Проект новой архитектурной конструкции Большого с подземными помещениями:

Фойе Нового здания театра, расположенного рядом с основным зданием театра:

Информацию о стоимости перестройки Большого театра и строительства Нового здания после проведения всех работ найти пока не удалось, видимо, это связано с финансовыми нарушениями при реализации проекта, о которых писали в СМИ. Эта тема меня заинтерисовала, буду делать еще один материал по "Большому театру", более подробный, он будет опубликован в другом блоге, о дате выхода со ссылкой сообщу в этом блоге в последнем по времени посте.

Новое здание:

Адрес Большого театра: г. Москва, м. Театральная (стан. метро Охотный ряд, Площадь Революции), Театральная площадь, д.1
Время проведения экскурсии: Пн, Ср, Пт в 12-10. В день проводится только две экскурсии: одна на русском (20 человек) и одна на английском языке.
Билеты можно купить в кассе Большого театра в день экскурсии (12 подъезд), касса открывается в 12-00.
Стоимость экскурсии (на русском): 500 рублей, 1300 рублей (на английском).


Началось золочение самого весомого украшения зрительного зала Большого театра - старинной люстры, (вес более двух тонн).
В первые годы после открытия восстановленного Альбертом Кавосом здания Большого, помещения театра освещались свечами и масляными светильниками. Чтобы зажечь масляные светильники люстры зрительного зала, ее поднимали наверх в специальное помещение. Но уже в 1863 г. эта люстра была заменена на новую с газовыми рожками (их было 408 штук!). По свидетельствам современников, стекла ламп газовых светильников раскалялись до такой степени, что порою лопались, осыпая свои осколки на головы зрителей.

Спустя тридцать лет в Большом театре появляется электричество. Причем, для освещения Большого и Малого театров в здании Малого театра в начале 1890-х гг. была построена отдельная электростанция. Газовые рожки главной люстры Большого были переделаны в электрические светильники - и в таком виде люстра дожила и до наших дней.

Диаметр трехъярусной люстры зрительного зала составляет 6,5 метра, высота - 8,5 метра. Вес стального каркаса с латунными элементами превышает 1860 кг. Для украшения люстры в 1863 г. было изготовлено 15 тысяч хрустальных подвесок весом более 260 кг. Однако за время эксплуатации значительная часть хрустального убранства была повреждена и утрачена. Из 24 тысяч хрустальных элементов реставраторам пришлось восстанавливать заново более 13 с половиной тысяч деталей.

В 2006 г. лучшие мастера страны приступили к реставрации люстры. В процессе комплексных исследований выявлялись утраченные детали из хрусталя, стекла и латуни. В дальнейшем они воссоздавались по аналогам сохранившихся исторических деталей. Хрустальные старинные подвески, имеющие сколы, не заменялись, а аккуратно прошлифовывались и отполировывались с максимальной осторожностью, чтобы не нарушить подлинных граней. Благодаря кропотливому труду реставраторов были полностью восстановлены ажурные подвески и хрустальные «дубовые листья» корзин. Новые детали создавались в точном соответствии с сохранившимися историческими элементами.

Мастерам пришлось полностью расчистить сохранившуюся позолоту. Предшествующий анализ состояния люстры показал, что слои позолоты были выполнены в разных техниках и отличались использованными материалами. Если первый слой был выполнен масляным золочением «на мордан», то последующее время применялось твореное золото или порошок на основе медного сплава. Детали из латуни во время предшествующих реставраций не золотили, а полировали. Во многом это было связано с тем, что реставрационные работы зачастую проводились с несоблюдением технологического цикла. Нынешнее состояние позолоты реставраторами, работающими сейчас в Большом, было признано неудовлетворительным. Грунтовочные слои со временем стали хрупкими и легко отслаивались вместе с позолотой. На железных деталях были обнаружены следы коррозии.

«Теперь главной люстре вновь возвращается ее историческое великолепие. После того, как мастера-позолотчики завершат свою работу, главную люстру театра начнут украшать обновленными хрустальными подвесками», - заметил официальный представитель генподрядчика директор Департамента по связям с общественностью Инвестиционной группы «Сумма Капитал» Михаил Сидоров.