Сентиментализм повести бедная лиза. Бедная лиза


  1. Какая фраза, по-вашему, определяет идею по-вести «Бедная Лиза»? Ответ обоснуйте.
  2. Фраза — «и крестьянки любить уме-ют». Сентименталисты, в отличие от клас-сицистов, отдавали предпочтение культу чувства перед культом разума. При этом они утверждали внесословную ценность человека, его высокие нравственные каче-ства. Эта ключевая фраза у Карамзина да-ет новый взгляд на проблему социального неравенства. Различия в социальном и имущественном положении еще не свиде-тельствуют о превосходстве одного сосло-вия над другим. Высокими нравственны-ми ценностями обладали отец и мать Лизы, сама она много трудилась. Автор подробно описывает развитие ее любовно-го чувства от зарождения до отчаяния. Для Лизы потеря любви равносильна по-тере жизни. Идея повести сосредоточена в приведенной нами фразе, которая стала формулой сентиментальной литературы.

    Немаловажна для понимания автор-ской позиции и манера изъяснения чувств, которая свойственна главной героине по-вести: по своей лексике, по понятиям и представлениям она ничем не отличается от выражения чувств образованной ба-рышни. В. И. Коровин объясняет это тем, что «художественное задание Карамзина отчасти и состояло в том, чтобы прибли-зить чувства крестьянки к чувствам обра-зованной барышни и тем самым стереть различия в содержании и формах душев-ных переживаний».

  3. Охарактеризуйте главную героиню повести. Какие художественные средства выбраны автором для создания ее внешнего и внутреннего облика? Как выражено отношение к ней писателя?
  4. Образ Лизы обрисован автором подроб-но. Героиня унаследовала от родителей вы-сокие моральные качества и убеждения: трудолюбие, честность, искренность, до-бросердечие. Она чиста, наивна, беско-рыстна и потому плохо защищена от пороков, господствующих вокруг нее. Она открыта естественным проявлениям чувств и потому склонна к заблуждени-ям, после которых наступает трагическое прозрение. Автор относится к своей героине с нежным чувством, любуется, глубо-ко переживает ее радости и трагедию, по-стоянно тревожится за ее судьбу. Вос-поминания о плачевной судьбе Лизы заставляют его «проливать слезы нежной скорби». И в самом заголовке повести вы-ражено сочувственно-сентиментальное от-ношение Карамзина к Лизе.

    Характеристика внешнего и внутренне-го облика Лизы складывается из автор-ских описаний и комментариев ее поступ-ков, а также через косвенную передачу от-зывов матери или любовные излияния самого Эраста. Карамзин замечает, что Лиза работала, не щадя «редкой красоты своей, не щадя своей нежной молодости». О ее красоте говорит и то впечатление, ко-торое она «сделала в его сердце». Добрая старушка мать называла Лизу Божескою милостью кормилицей, отрадой старости своей, молилась, чтобы Господь наградил ее за то, что та делает для матери. Из это-го мы узнаем, что Лиза добродетельна, что она не только почитает матушку, но и освобождает ее от всех непосильных для ее слабого здоровья забот.

  5. Какими словесными деталями передается движение чувства Лизы к Эрасту — от робкой привя-занности до пылкой страсти?
  6. Существенной деталью, с которой нача-лось знакомство Лизы и Эраста, были цве-ты, которыми торговала Лиза. Обронен-ная им просьба рвать цветы только для него заронила первое чувство в душе де-вушки. Она оказалась для нее более зна-чимой, чем для Эраста, и потому на сле-дующий день, когда он не пришел, она никому не продала ландыши и бросила их в Москву-реку. Другая деталь — робкие взоры, которые она бросала на молодого человека. Карамзин отмечает выражение чувств Лизы во внешности — «щеки ее пылали, как заря в ясный летний ве-чер» — по мере их нарастания. Поцелуй Эраста и его первое признание в любви отозвались в ее душе восхитительной музыкой. Как видим, важное значение в передаче движения чувств от робкой привязанности до пылкой страсти имеют цвето-звуковые детали. Достижение апо-гея любви, приведшего, по словам писате-ля, к погибели непорочности героини, также сопровождается рядом важных словесных деталей. Появляется новое сло-во бросается (в его объятия). До этого на свиданиях они обнимались, их объятия были чисты и непорочны. Теперь измене-ния происходят вокруг них и в природе, и в цвето-звуковом ряду: поцелуи стали пламенны, мрак вечера (в отличие от тихой луны, светлого месяца) питал же-лания; «ни одной звездочки не сияло на небе — никакой луч не мог осветить за-блуждения». После свершившегося «блес-нула молния и грянул гром. Лиза задро-жала». «Грозно шумела буря, дождь лил-ся из черных облаков — казалось, что натура сетовала о потерянной Лизиной невинности». После столь переломного момента в отношениях Лизы и Эраста Ка-рамзин стал более подробно передавать внутреннее состояния молодого человека, становившегося все более равнодушным к своей любимой. С этого времени в по-вествовании практически исчезают при-родные символы. Лишь дважды упомина-ются древние дубы, бывшие свидетелями их любви. Эпитет мрачный теперь при-надлежит дубу над могилой бедной Лизы.

  7. Обратите внимание на роль жеста в раскры-тии внутреннего состояния героев. Проанализируй-те этот прием автора.
  8. Жест в литературе — один из важных приемов в передаче внутреннего состоя-ния персонажа. Широко пользуется им и Карамзин. Проанализируем сцену встре-чи Лизы и Эраста в городе, когда она уви-дела его в карете, подъезжающим к дому. Ее чувство радости от встречи выразилось в жестах: бросилась, он почувствовал себя в объятиях. Хотя сказано, что он почувствовал себя в объятиях, автор тем самым подчеркивает стремительность ее радостного действия. Стремительность ее движений — это стремительность в вы-ражении чувств. Далее стремительными становятся его жесты — он хочет скорее освободиться от Лизы, чтобы никто не увидел его в объятии простой крестьянки накануне выгодной женитьбы: взял за ру-ку, привел в кабинет, запер дверь, поло-жил деньги ей в карман, вывел из кабине-та и велел слуге проводить девушку со двора. И все это настолько быстро, что Ли-за не смогла опомниться.

  9. Можно ли считать Эраста злодеем или ковар-ным соблазнителем? Каким обрисовывает его Ка-рамзин, как раскрывает свое к нему отношение? Сопоставьте манеру изображения Эраста с мане-рой изображения героев в произведениях русского классицизма на примере известных вам произведе-ний.
  10. Смысл обрисованной в повести судьбы бедной Лизы как раз и состоит в том, что Эраст не злодей и соблазнитель, а вполне добрый и искренний человек, но слабый и ветреный. Он искал удовольствий, вел рассеянный образ жизни, «читывал рома-ны, идиллии, имел довольно живое вооб-ражение и часто переселялся мыслями в те времена (бывшие или не бывшие), в ко-торые, если верить стихотворцам, все лю-ди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как гор-лицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провождали». К Лизе его влекла не только ее внешняя, но главным образом духовная красота, ее чистое, непорочное выраже-ние любви. Ему казалось, что он нашел в ней то, что давно искало его сердце. Эраст совершенно искренне мечтал, что будет жить с ней как брат с сестрой и с презри-тельным отвращением вспоминал уже ис-пытанные ранее сладострастные утехи. На что писатель умудренно прокомменти-ровал: «Безрассудный молодой человек! Знаешь ли ты свое сердце? Всегда ли мо-жешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?» По-роки его коренятся не в его собственной душе, а в нравах общества. Когда отноше-ния Лизы и Эраста достигли чувственного уровня, Лиза сохранила и даже преумно-жила свою любовь к нему, и прежде всего любовь духовную, а чувства Эраста пошли на спад, ибо таковые отношения были для него не новы. Эраст оказывается рабом «обстоятельств», которые заставляют его жениться на богатой невесте и столь бес-церемонно расстаться с Лизой, как он это сделал. Однако Карамзин сострадает и ему, потому что все же видит в нем «доб-рого малого». Узнав о самоубийстве Ли-зы, Эраст глубоко и искренне страдает и «почитает себя убийцею». «Так «нечувст-вительность» общества, закрепленная в социальном и имущественном неравенст-ве, разлучает и губит хороших по природе людей и становится непреодолимым пре-пятствием для их счастья. Но поскольку перед читателем раскрылась печальная история любви двух добрых душ, то их примирение возможно там, где нет обще-ственных условностей и предрассудков, где царит человеческое в его подлинном и чистом виде. Поэтому повесть Карамзина заканчивается умиротворяющим аккор-дом» (В. И. Коровин).

    В произведениях классицизма положи-тельные и отрицательные герои резко противопоставлены друг другу. И герой в подобного рода ситуациях, конечно, изо-бражался расчетливым и безжалостным соблазнителем.

  11. Каким вам представляется образ повествова-теля?
  12. Повествователь — современник героев повести «Бедная Лиза». Он знаком с Эрас-том, который и рассказывает ему эту го-рестную историю. Это добросердечный, чувствительный, сентиментально настро-енный человек, глубоко переживающий горе людей. Повествователь — человек об-разованный и обладающий жизненным опытом, наблюдателен, умеет давать лю-дям правильные характеристики. Повест-вователь любит Москву, ее окрестности, природу родного края, часто ходит пеш-ком, чтобы любоваться пейзажными кра-сотами. Материал с сайта

  13. Каково назначение лирических отступлений в повести?
  14. Лирических отступлений в повести не-много. Больше у автора развернутых суж-дений, сопутствующих изображению люб-ви героев, которые, правда, можно отнес-ти и к отступлениям, например: «Ах Лиза, Лиза! Что с тобою сделалось?» Но есть и прямые лирические отступления, например, в начале «Бедной Лизы». По-вествователь часто приходит к Данилову монастырю «в мрачные дни осени горе-вать вместе с природой». Это отступление создает лирико-философский настрой, почву для грустных размышлений о жиз-ни и смерти, о горьких страницах истории отечества.

  15. В чем заключается роль пейзажа в повести? Как связан он с настроением и чувствами влюблен-ных?
  16. Пейзаж создает эмоциональный фон для восприятия сюжета повести и судеб ее героев, гармонирует с чувствами влюблен-ных. В начале повести, к примеру, резко контрастируют величественным амфите-атром расположенная Москва с златыми куполами и расположенные у ее подно-жия зеленые цветущие луга и убогая, ра-зоренная хижина, в которой тридцать лет тому назад жила Лиза со своей матерью. От панорамы Москвы повествователь бро-сает взгляд на Симонов монастырь, вспо-минает в связи с ним историю бедной Ли-зы, обозначает характер своего настро-ения, а затем направляет взор на бывшее ее жилище. Так пейзаж композиционно выстраивает подходы к началу горестной истории Лизы и ее любви к Эрасту. На-строение автора («нежной скорби») посте-пенно передается читателю через чтение пейзажа и раздумий повествователя об увиденных картинах.

    На фоне прекрасных пейзажных зари-совок зарождается и развивается любов-ное чувство героев. Они встречаются «на берегу реки или в березовой роще, но ча-ще всего под тению столетних дубов <…> — дубов, осеняющих глубокий чис-тый пруд, еще в древние времена ископан-ный». Тихая луна гармонирует с волоса-ми Лизы, «посребряет их». Интересно описано слияние любви и природы: посребренными лунным светом волосами Лизы играют зефир и рука милого друга, что создает воздушный целомудренный образ любовного чувства. О таком слия-нии чувства с восприятием природы мы слышим в словах Лизы, содержащих при-знание в любви к Эрасту: «без глаз твоих темен светлый месяц; без твоего голосу скучен соловей поющий; без твоего дыха-ния ветерок мне неприятен». Наблюдае-мые нами литературные приемы харак-терны для сентиментализма.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • какую роль играет пейзаж в повести бедная лиза
  • бедная лиза. в чем заключается роль пейзажа в повести?
  • карамзин бедная лиза ответы вопросы
  • карамзин чем и как пожертвовала лиза ради своей любви
  • сочинение по повести карамзина бедная лиза

Поэтика сентиментализма отличалась от поэтики классициз­ма, стиля, который предшествовал сентиментализму.

В произведениях классицизма за героями закреплена опре­делённая роль: они либо положительные, либо отрицательные. В «Бедной Лизе» герои наделены и теми, и другими чертами. Лиза добра, любит мать и заботится о ней, искренне любит Эраста, но не следуют христианской традиции, не может со­блюсти свою целомудренность и впадает в грех (с точки зре­ния церкви). Эраст чувствителен, добр, но ветрен, непостоя­нен. Однако он не безразличен к судьбе Лизы и до конца жизни сожалеет о ней.Произведения классицизма имели два типа финалов: для трагедии - несчастный («все умерли»), для комедии - счаст­ливый. Финал «Бедной Лизы», с одной стороны, трагичен - Лиза утопилась, мать её умерла; с другой стороны, Эраст остал­ся жив (по закону трагедии он тоже должен был бы погибнуть) и до конца своей жизни был несчастлив, «не мог утешится и по­читал себя убийцею». Крестьянская девушка предстала перед читателями в образе трагической героини (героями трагедий обычно были великие, выдающиеся люди) - такая трактовка была совершенно необычной для того времени. Читатели не увидели ожидаемой свадьбы, но столкнулись с горькой правдой жизни.

Финал повести современники Карамзина воспринимали как новаторский.

    Лиза (бедная Лиза) - главная героиня повести, которая произвела полный переворот в общественном сознании XVIII в. Карамзин впервые в истории русской прозы обратился к героине, наделенной подчеркнуто обыденными чертами. Его слова «и крестьянки любить...

    В самом имени Карамзин - звучит некая жеманность. Не зря Достоевский переврал эту фамилию, чтобы высмеять в «Бесах» Тургенева. Так похоже, что даже не смешно. Еще недавно, до того, как в России начался бум, произведенный возрождением его «Истории»,...

  1. Новое!

    Повесть начинается с описания кладбища, на котором похоронена де­вушка Лиза. Отталкиваясь от этой картины, автор рассказывает печальную историю юной крестьянки, заплатившей жизнью за свою любовь. Однажды, продавая на улице собранные в лесу ландыши,...

  2. «Путешествие в Малороссию» (1803) и «Другое путешествие в Малороссию» (1804) написал П. И. Шаликов, доведший до предела сентиментальную манеру изложения. Он предупреждает читателей: «В сем путешествии нет ни статистических, ни географических описаний:...

  3. Новое!

    Продолжая смотреть на сайте, я часто задумываюсь, а кто, собственно здесь положительные герои, а кто отрицательные? И не могу четко ответить на этот вопрос. Казалось бы, самые отрицательные герои, в последствии, совершают очень хорошие поступки, а герои,...

19-21 августа в СМИ и блогосфере одной из самых обсуждаемых тем стала новость о том, что российский спортсмен Расул Мирзаев ударил 19-тилетнего студента, в результате чего последний скончался. Драки с летальными исходами не редкость среди посетителей ночных клубов Москвы. Но в этом случае есть некоторые особенности.

Во-первых, погиб 19-летний студент полицейского колледжа Иван Агафонов . Во-вторых, его убийцей оказался 25-летний дагестанец Расул Мирзаев. В-третьих, Мирзаев ко всему прочему оказался ещё и профессиональным спортсменом, чемпионом мира по боям без правил по кличке «Чёрный тигр».

Эксперты прокомментировали корреспонденту это трагическое происшествие.

ИА REX: В чем, на ваш взгляд, основные причины этого трагического события и почему оно вызывало общественный резонанс? Должен ли профессиональный спортсмен уметь контролировать свои эмоции, поскольку он обладает серьёзным оружием, а обычные люди просто не готовы держать удар профессионала? Какова роль национальной и культурной составляющей в раздувании информационного шума?

Вице-президент Киевской городской федерации спортивного и боевого самбо, заслуженный тренер Украины, судья международной категории экстра-класса (Киев) Владимир Виноградов :

Я не очень понял, что и кто кому там сказал на дискотеке, но я своих воспитанников с самого раннего детства учу различать слова и действия. В любом случае профессиональный спортсмен не имеет права атаковать в ответ на слова. У него должно быть достаточно аргументов и психологической подготовки, для того чтобы заставить болтуна извиниться без неадекватного применения силы. Даже если бы вся кампания подвыпивших молодых людей напала с кулаками на мастера спорта международного класса по боевому самбо Расула Мирзаева, то он был в состоянии блокировать их нападение без нанесения увечий. Насколько я могу судить по информации из теленовостей, никакой агрессии потерпевший по отношению к спортсмену не проявлял и такой атаки не заслуживал.

Политолог Григорий Трофимчук :

Характерно, что во время похорон очередного пострадавшего в конфликте «русский-кавказец» полицией вновь были приняты тотальные меры безопасности. Такой погребальный режим принимает в РФ характер тенденции, которая в дальнейшем будет только усугубляться.

Не хотелось бы представлять себе гипотетические школьные учебники, которые могут использоваться на уроках истории лет через 100-150 и где будет сказано примерно следующее: «Одним из признаков распада федерации в начале XXI века стали участившиеся факты уличного противостояния между собственно русскими и остальными россиянами. Даже в тех редких случаях, когда эти стычки носили не националистический, а явно бытовой характер, когда убитый не был связан с экстремистскими организациями, власть не могла адекватно отреагировать на событие, чтобы преподнести его населению в нужном информационном ключе и предотвратив тем самым общественно-политическую дестабилизацию на начальной стадии».

Для того чтобы такие учебники не появились в реальности, необходимо пресечь негативное развитие темы, которую после одной только трагедии с Е.Свиридовым загнать внутрь уже не получится. Премьер Путин физически не сможет возлагать венки к могиле каждого пострадавшего.

Видимо, не зря при большевиках практически все виды единоборства — начиная с карате и не говоря уже о так называемых «боях без правил», кикбоксинге — находились под запретом. Сейчас абсолютно очевидно, что в этом был смысл.

Отсюда, первый вывод: все виды подобных единоборств должны вернуться туда, где они выполняют необходимую функцию — в спортзалы специальных служб. Что касается спорта, то для России намного важнее было бы нацелиться на мировую кампанию по приданию национальному виду борьбы, «самбо», статуса олимпийской дисциплины. Все остальные новые, неоднозначные, агрессивные виды, в которые ввязалась РФ, наплодив «Чёрных тигров», «Стальных кувалд» и прочие карикатуры в западном духе, придётся вывести за рамки закона. «Борьба без правил» — значит, «борьба вне закона».

Проблема в том, что в эти ниши, автоматически стекаются не совсем адекватные люди, которые находят себя не в инженерных специальностях, не в гребле на байдарке, не в ядерной физике, а в том, чтобы тупо расколоть сопернику череп ногой. Проводить с этим контингентом политзанятия — занятие бессмысленное. Хотя, пока не принят такой закон, с этими бойцами всё-таки надо разговаривать, раздвигать интеллектуальные горизонты. Но проводить такие мастер-классы должны, конечно, не тренеры и не школьные учителя.

Случай с убийством Ивана Агафонова получил широкий общественный резонанс потому, что его убил не Иванов, не Кузнецов, а Мирзаев. Даже если полиция и обеспечила образцовые, в плане общественно-политической стабильности, похороны, она никак не могла пресечь разговоры по данному поводу, которые активизировались в сотнях тысяч русских семей и которые были, очевидно, не в пользу действующей российской власти.

В этом и состоит основная опасность для страны и проблема для Кремля: Кремль не знает, как сделать так, чтобы пресечь тенденции, которые на уровне самого сознания россиян всё больше и больше отдаляют, отделяют Кавказ и кавказцев от тела России. Считаю, что необходимо создание абсолютно новой экспертной структуры при Президенте РФ, которая бы давала конкретные советы (а не наукообразные и никому уже не нужные выкладки в стиле «повысить-углубить») в этой сложнейшей практической сфере.

Считаю также, что энергию такого рода агрессивных бойцов необходимо направлять не внутрь России (чтобы она, в конце концов, развалила федерацию), а исключительно за её периметр. Пусть мобильные подразделения, собранные из таких «мирзаевых», штурмуют будущие «дворцы Амина», «цхинвалы», «казармы Монкада» и т.п. Зачем загонять в эти структуры тех россиян, кто для этого не рождён, когда природа сама создала, отлила универсальных бойцов, которых практически не надо готовить? Всех оппонентов России они разорвут с упоением, — тем более что итогом такого боя будет уже не тюрьма, а высокая правительственная награда и вечное признание народа.

Научный руководитель Центра изучения современности (Франция) Павел Крупкин :

Данный случай, особенно его обсуждение в блогах и печати, очень показателен в части презентации достигнутой толерантности российского общества к насилию. Многие наши люди вполне оправдывают возможность «врезать» кому-то просто так, фактически без особых причин. Особенно это выглядит для данных людей хорошо, когда вероятность «получить сдачи» мала, как в рассматриваемом случае. И это очень печально, так как совершенно не способствует воспитанию в людях доблести — того, ради чего обычные общества терпят поединки.

Широкий же общественный резонанс возник главным образом из-за сезона — к счастью Бог в нынешнем августе пока избавил Россию от обычных августовских катастроф. Соответственно данный информационный повод был использован СМИ и другими медийными средами для заполнения наличествующей пустоты. К тому же случай, к сожалению, продолжил печальный ряд событий, связанных с выходцами с Северного Кавказа — хоть в части законопослушания виновника после происшествия он приятно выделяется в лучшую сторону. Тем не менее, вопрос неадекватности поведения горской молодежи на российской равнине продолжает стоять и будоражить жителей этой самой равнины. И неспособность властей справиться с данной проблемой является одним из серьезнейших вызовов, стоящих перед Российской Федерацией.

Эксперт по вопросам безопасности и кризисным ситуациям Фёдор Яковлев :

Основными причинами привлечения общественного внимания, к в общем-то достаточно заурядной кулачной «разборке», коих с России, как и в любой другой стране, происходит множество каждый день, вполне естественно являются личность чемпиона мира по смешанным единоборствам Расула Мирзаева и её трагический исход. Безусловно, боец-рукопашник, да ещё такого уровня, как Мирзаев, должен контролировать свои эмоции и, уж, тем более, применение своей «ударной силы». Конечно, разница в национальностях в данном случае обыгрываться будет, но уж слишком очевиден личностно-бытовой характер ссоры между молодыми людьми, так что второй «Манежки» не будет точно.

Журналист и блогер Александр Хохулин :

Причина трагического события известна и банальна — девушку «не поделили». Второй вопрос можно считать риторическим: все люди должны уметь контролировать свои эмоции, чем, в основном, и отличаются от животных. А роль национальной и культурной составляющей в раздувании информационного шума, разумеется, омерзительна.

Культуролог, кандидат философских наук (Германия) Лариса Бельцер-Лисюткина :

В данном эпизоде речь идёт об убийстве на бытовой почве. Основу конфликта, судя по доступной информации, составили архаичные мачистские стереотипы, ориентация на насилие и столь же устаревшие представления об оскорблённой мужской «чести», присущие обеим сторонам. Оценить культурно-национальную составляющую на основе полученной информации (я прочитала сообщения в прессе) не представляется возможным: один из протагонистов конфликта, убийца Расул Мирзаев, маркирован как дагестанец-исламист, а жертва, Иван Агафонов — студент полицейского колледжа. Какие формы поведения, и какие представления о собственной власти прививаются в России «ментам», тоже общеизвестно. Правда, на фоне кавказского происхождения убийцы, в массовом сознании жертву могут из символического «Евсюкова» переинтерпретировать в дисциплинированного защитника закона и порядка. Сомнительность такого подхода очевидна при обращении к статистике насилия и убийств на почве бытовых конфликтов в России. Жертвами избиений и убийств становятся, в первую очередь, женщины и дети, но и конфликты между мужчинами приводят к нанесению телесных повреждений и убийствам в массовом масштабе.

Политолог, эксперт по СМИ и PR технологиям (Азербайджан) Али Гаджизаде :

Такого рода события обычно вызывают пристальный интерес СМИ и блогосферы особенно если это происходит в мертвый информационный сезон. Не то что профессиональный спортсмен, а любой взрослый человек должен уметь контролировать свои эмоции. То, что спортсмен кавказец достаточно для СМИ, чтобы из этого происшествия наделать шумиху. Однако есть и другая сторона дела, почему Мирзаев ударил студента? Судя по информации из СМИ и блогов, стычка произошла из-за девушки Мирзаева. Думаю, СМИ должны быть предельно осторожны в этом деле не эксплуатировать трагедию семьи Агафоновых.

Журналист Игорь Богатырёв :

Когда они в очередной раз кого-то избивают, забивают насмерть, режут и насилуют, — что у большинства из них входит очевидно в «национальные традиции». Но таки я ещё не окончательно потерял чувство объективности, чтобы и к этому случаю относиться ровно так же, как и к названным. И потому отношусь к нему, учитывая реальные обстоятельства дела. А их, — которых не желают замечать некоторые граждане, — как минимум три:

1. Пострадавший вёл себя, скажем так, не совсем адекватно. Лично я с трудом могу себе представить оболтуса, в 19 лет играющего с радиоуправляемой машинкой, тем паче не во дворе собственного дома, а где-то «у ночного клуба». Такое поведение обычно свидетельствует о характере «что хочу, то и делаю». Так что вполне можно предположить и то, что он мог приставать к девушке, и то, что он назвал её проституткой, — как заявляет «убийца».

2. «Убийца» выступал в весе до 65 кг, имел рост 165, при том, что сам пострадавший занимался бодибилдингом, как отмечают некоторые источники Так что можно и предположить попытку приставать со стороны жертвы, и объяснить «несмягчённую» силу удара со стороны «убийцы».

3. Удар был один. Один! Уже — нестандартно для «такого рода случаев». Не было ни избиения, ни топтания по голове, ни «честной горской схватки» десять на одного. Судя по видеозаписи — подход, удар, отход. Пациент обмяк. И никуда кстати не летел, — ни метра, ни сантиметра. Так что вполне можно предположить и обоснованность такого ответа, и вполне себе цивилизованность ответившего, то есть «убийцы».

Да, вполне можно поверить в то, что пострадавший ударился головой, и именно это, именно в этот раз, после именно этого удара, и привело к летальному исходу. Можно поверить. Но и это нужно проверить.

Да, если всё это так, то «убийца» должен ответить по закону. Но не более. И, если мне не изменяет память, тут корячится вполне себе явное «убийство по неосторожности».

Но, повторяю, — всё это нужно проверить!

И проверить в том числе и потому, что сама раскрутка этого случая, её уровень, масштаб, вызывает у меня весьма серьёзные подозрения. Это что — первый или единственный случай, когда «гость с юга» убил русского? Да если бы! Такие случаи происходят каждый день, причём заведомо умышленные, и куда более достойные повышенного внимания. Суньтесь в ленты ДПНИ или подобных структур — черным-черно! Но почему-то про них — молчок. Более того, и известные в интернете случаи, которые пытались раскручивать, такой поддержки в СМИ не имели. — Так почему — этот?

Предположений есть три.

Первый. Это не просто Ваня, а чей-то «сынок».

Второй. Этой кампанией нас отвлекают от чего-то более серьёзного, из той же области. Сагра?

Третий. Этот случай специально взяли «под раскрутку», чтобы исключительно чётко провести следствие, а потом сказать всем нам: «Ну что разорались? Видите — роковая случайность. А вы набросились» (Причём это будет подтверждено стопроцентно, когда надо — они это умеют.) Ну, а после, при каждом реально страшном случае, совать всем нам в нос эту историю, «А помните, когда?..» В общем, отработка сценария "Мальчик и волки«.Вот, я так думаю. К тому же призываю и остальных. В смысле — думать.

Координатор международной экспертной группы ИА REX Сергей Сибиряков :

На это трагическое событие я смотрю глазами отца чемпиона Украины по боевому самбо, мастера спорта, воспитанника заслуженного тренера Украины Владимира Виноградова. Уверен, что мой 17-летний сын никогда бы не стал наносить такой удар подвыпившему и расслабившемуся парню. Я часто посещал различные соревнования по дзюдо и самбо, в которых участвовал мой сын. Могу отметить, что в этих соревнованиях число кавказцев непропорционально их численности на Украине. При этом на соревнованиях ребята с Кавказа бьются очень жёстко и порой не гнушаются нарушать правила, нанося травмы соперникам. Кавказские семьи серьёзно готовят своих детей к жизни в иной национальной среде, и при этом не собираются отказываться от своих традиций. Что делать в такой ситуации добродушным славянам? Не может же славянское большинство отказаться от своего славянского менталитета и стать в одночасье агрессивным, как дети гор? Наверное, государственным деятелям надо вести разъяснительную работу с влиятельными людьми из диаспор и настраивать мигрантов на соблюдение законов и традиций большинства населения. Может даже в школах Северного Кавказа надо ввести предмет по изучению традиций и ментальности русского народа. Агрессивность надо использовать на пользу Отечеству в военном деле. В Российской империи это неплохо получалось! Вспомним участие Дикой Дивизии в различных войнах.

Ну, а нам, родителям необходимо готовить детей к изменившейся национальной среде. Первое время у моего сына не получалось побеждать агрессивных соперников в Кавказа в соревнованиях и он по этому поводу комплексовал, но со временем научился использовать их горячий темперамент для своих побед, сейчас они его уважают и побаиваются.

Напоминаем, что драка случилась 13 августа. Агафонов был доставлен в больницу, однако врачам не удалось спасти его жизнь — студент впал в кому и скончался в ночь на четверг, 18 августа. Чемпион мира по боям без правил Расул Мирзаев признался в избиении 19-летнего студента Ивана Агафонова, сообщили СМИ со ссылкой на официального представителя СК РФ Владимира Маркина. «Мирзаев признал факт причинения телесных повреждений 19-летнему студенту», — сообщил Маркин.

По предварительным выводам судмедэкспертов, 19-летний студент умер не от удара чемпиона Расула Мирзаева, а от травмы, полученной при ударе головой об асфальт.

Зубарев Евгений Николаевич,

миссионер Свято-Серафимовского собора.

В юношеском возрасте нам всё казалось ясным в вопросах жизни. Но вот прошли годы, десятилетия. История, литература, собственный опыт дают нам знания и о близком, и о далёком прошлом. А религия даёт возможность почувствовать с этим прошлым живую связь, ведь в Боге мы все живые. Приобретенные знания, жизненный опыт не позволяют относиться к явлениям жизни уж так однозначно, например, к любви.

При внимательном, вдумчивом чтении произведений начинаешь замечать то, на что раньше не обращалось никакого внимания. Вот песня «Мужской разговор» в исполнении Марка Бернеса, слова Н. Доризо, музыка Н. Богословского, которую знаем давно. В ней есть такие слова: «Любили девушки и нас, но мы, влюбляясь, не любили». И только сейчас, через годы, десятилетия…, вдруг удивила и поразила эта фраза. Как это так: влюблялись, но не любили? Значит, любовь и влюблённость – это не одно и то же?

А вот из «Гранатового браслета» Куприна слова князя Василия: «И правда, подумай, Коля (а вместе с ним и мы - читатели), разве он виноват в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь, - чувством, которое до сих пор ещё не нашло себе истолкователя».

Думаю…, долго думаю... Прежде всего, о каком понятии идёт речь – о «любви» или о «влюблённости»? Хотя употреблено-то слово «любовь». Затем возникают вопросы. Можно ли винить себя и других за любовь? А за влюблённость? Можно ли управлять любовью? А влюблённостью? Любовь и влюблённость – это чувства? Если чувства, то, должно быть, разные? Или любовь – это не чувство, а что-то другое? Сколько важных вопросов, от ответов на которые зависит многое в понимании произведений, а главное – в собственной жизни, в отношениях с людьми.

Оказывается, не всё так безнадёжно, даже, напротив, давно истолковано… в христианстве. «Слово «любовь» употребляется в обиходе так часто и в столь разных контекстах, что современный человек уже не способен ясно понимать его значение. Как и многие святыни, силой диавольской это слово нередко оскверняется и обесценивается в человеческой жизни. Но от этого само понятие любви не становится менее значимым. Как говорит нам апостол Иоанн Богослов, «Бог есть любовь , и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём» (1 Ин. 4, 16), и это исчерпывающее определение любви… Господь посылает Сына Своего Единородного, чтобы Он принёс Себя в жертву за грехи людей… Именно через Господа Иисуса Христа мы узнаём о том, что любовь есть жертва … Бог открывает нам Себя как Единого по существу, но Троичного в Лицах. Мы верим в Святую Троицу, внутренним законом жизни Которой является любовь, соединяющая три Лица единой природой. Это абсолютное, ничем не помрачаемое и не разделяемое единство, и потому мы можем говорить о том, что любовь – это единство . Единство Лиц Святой Троицы достигается через внутреннее общение, и потому мы можем говорить также о том, что любовь – это единство, которое достигается через общение людей. Итак, любовь – это жертва, это общение и это единство » (Патриарх Кирилл).

Священное Писание словами апостола Павла раскрывает нам свойства любви: «Любовь долготерпит, милосердствует, … не завидует, …не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт…» (1 Кор. 13, 4-8).

Преподобный Ефрем Сирин призывает нас просить у Бога: «…дух… любви даруй ми, рабу Твоему». Значит, любовь – это не что иное, как дар Божий , который получает человек при условии правильной духовной жизни: «Плод же духа: любовь, радость, мир…» (Гал. 5, 22).

А жизнь и подвиги святых разве не есть истолкование любви?

«Как можно понять, до брака все эти условия истинной любви выполнить невозможно. Нельзя полюбить жертвенной, всему верящей, всё прощающей, вечной любовью, если ты не узнал ещё человека, не научился прощать, чем-то жертвовать, не научился бороться за любовь. А это, в свою очередь, возможно только по прошествии времени. В этом смысле любовь до брака невозможна. Возможна влюблённость, взаимная привязанность, симпатия. Только в браке чувство любящих может пройти проверку на прочность. Любовь – это прекрасное дерево, которое вырастает из семени и даёт плоды. Но не есть дерево, и поэтому то первоначальное чувство, которое имеют жених и невеста, ещё нельзя назвать настоящей любовью» (священник Павел Гумеров «Три кита семейного счастья»).

К сказанному можно присовокупить и ещё многое другое, но и сказанного достаточно, чтобы понять, что такое любовь, и использовать в качестве критерия к характеристике литературных героев на предмет способности их любить и силе их любви.

Теперь очевидным становится ответ на вопрос князя Василия из «Гранатового браслета»: «…разве он виноват в любви»? Может ли человек быть виноват в том, что он добр, милосерден, честен и т. п.? Если, конечно, речь здесь действительно о любви. Любовь – это дар Божий в ответ на усилия человека в правильной духовной жизни. Очевиден и ответ на вопрос: «Разве можно управлять таким чувством, как любовь»? Любовь - это не чувство, а состояние души, подобное Богу. Обрести такое состояние – цель христианской жизни, ведущей к спасению. «Любовь… не мыслит зла», поэтому говорят: люби – и делай, что хочешь, а хочешь только добра.

А теперь подумаем о том состоянии души, в котором находятся Желтков («Гранатовый браслет») и Лиза («Бедная Лиза» Карамзина). Можно ли назвать его благодатным состоянием любви? (Благодать есть присутствие Божие в человеке.) И господин Желтков, и Лиза охвачены чувством влюблённости. Именно чувством, а не любовью.

«Правильная любовь к ближнему заключается в исполнении относительно его евангельских заповедей, - говорит святитель Игнатий Брянчанинов и добавляет, - а отнюдь не в исполнении прихотей ближнего». Какую евангельскую заповедь в отношении Веры Николаевны исполняет господин Желтков? В Евангелии сказано: «Кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». Желтков не соблюдает, а нарушает заповедь, да ещё и открыто преследует Веру Николаевну. А самоубийство – разве это исполнение заповедей?

Влюблённость – естественное чувство человека, идущее от естества, возникает вследствие половой зрелости из потребности создания семьи и продолжения рода. Это как чувство голода, также идущее от естества, то есть от плоти, потребности организма. Чем человек удовлетворит голод, какой пищей, зависит от вкуса, а вкус от многих факторов. Влюблённость – это не хорошо и не плохо, как и чувство голода. Вопрос в том, как человек к нему относится, как его удовлетворяет. «Воздержно пий, мало яждь – здрав будеши» (святитель Митрофан Воронежский). То же советуют и врачи. Должна быть мера, иначе быть беде. Чем определяется мера влюбленности? Влюблённость не должна выходить за рамки нравственности (совести и заповедей Божиих). Влюблённость без нравственности есть блуд, то есть грех. А грех – рана, которую человек наносит своей душе. Многократное повторение греха формирует привычку, а привычка переходит в греховную страсть. Страсть – хроническая болезнь души, исцелиться от которой своими силами человек не в состоянии, нужен врач – Спаситель Иисус Христос. Исцеление происходит через Покаяние.

Итак, влюбленность без нравственности может превратиться в страсть, которую, к сожалению, часто именуют любовью. Понятно, что к истинной любви она не имеет ни малейшего отношения, хотя любовь и может быть только истинной. Но дело не в терминах, а в сути, хотя ясные и точные термины помогли бы нам правильно мыслить и не вводили бы в заблуждение. Как говорит святитель Игнатий Брянчанинов, «от принятых правильных мыслей рождается всё доброе, от принятых ложных мыслей рождается всё злое».

Влюблённость, как мы сказали, естественна, любовь же сверхъестественна, потому что от Бога дарована, и поэтому, как указывает профессор М. М. Дунаев, «всякое любовное единство вне Христа – неверно, зыбко и оттого обречено». Возрастая в любви, мы приближаемся к Богу, возбуждая чувство влюблённости, мы впадаем в страстное состояние, часто доводящее до греха, и, естественно, удаляемся от Бога.

Рассмотрим на примере повести «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина.

Может ли влюблённость быть надёжным условием счастья? Это вопрос.

Был ли у Лизы опыт любви до встречи с Эрастом? Да, читаем: «…осталась после отца пятнадцати лет, - одна Лиза, не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь…». «Бог дал мне руки, чтобы работать, - говорила Лиза, - ты кормила меня своею грудью и ходила за мною, когда я была ребёнком; теперь пришла моя очередь ходить за тобою». Она самоотверженно любила своих родителей, не за страх, а за совесть исполняя 5-ю заповедь Божию. Вспоминая отца, «нежная Лиза не могла удержать собственных слёз своих…, но для успокоения матери старалась таить печаль сердца своего и казалась покойною и весёлою». Лиза уважительна к людям («…отдала цветы, взяла пять копеек, поклонилась…» - «любовь не превозносится»), проста в общении (на вопрос, где её дом, сразу ответила), бескорыстна (отказывается взять рубль – «любовь не ищет своего»), откровенна («пришедши домой, рассказала матери» - «любовь не радуется неправде, а сорадуется истине») и так далее. Откуда эти ростки добродетелей в её душе? Мать-старушка, «видя неутомимость дочери…, называла Божескою милостию», да и сама Лиза говорит, что Бог дал ей руки, чтобы работать. Исходя из её образа мыслей, можно продолжить: Бог дал сердце, чтобы сострадать ближнему, дал волю, чтобы взять заботу о других на себя. И, несмотря на тяжкие труды, «просыпаясь вместе с птичками, ты вместе с ними веселилась утром, и чистая, радостная душа светилась в глазах твоих». Семена добродетелей Лизы посеяны родительским примером жизни и воспитанием. Как видим, счастье не зависит от внешних обстоятельств жизни: и мать, и дочь были счастливы. Любовь и радость, любовь и мир душевный, гармония чувств неразделимы. Но для полноты счастья нужно, чтобы сыскался добрый человек, за которого бы Лиза могла выйти замуж.

Был ли у Лизы опыт переживания чувства влюблённости до встречи с Эрастом? Ещё нет.

Возникшая влюблённость становится для Лизы, как и для любого молодого человека, серьёзным испытанием и вызовом для формирующейся личности. Сумеет ли не окрепшая в испытаниях, с молодыми ростками добродетелей, не закалённая в борьбе со страстями душа устоять в нравственных границах, не поддавшись на искушение? Нет, не сумела.

Как и почему это произошло?

Во-первых, она не пыталась бороться с мечтами об Эрасте, хотя ясно сознавала невозможность их брака, тем самым усиливая в душе возникшее чувство, продолжает встречи с ним, уже тайные. Мир сужается для неё: «…теперь ты задумчива, и общая радость природы чужда твоему сердцу». Во-вторых, она соглашается на обман матери, а это уже безнравственно, прямое нарушение 5-й заповеди, это беззаконно и преступно. «И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24, 12) – это духовный закон. В- третьих, и это самое важное, на слова матери: «Мы забыли бы душу свою, если бы из глаз наших никогда слёзы не капали», - Лиза думала (где её прежняя откровенность?): «Ах! Я скорее забуду душу свою, нежели милого моего друга!» В чём смысл этого «диалога»? Мать прямо говорит о необходимости заботиться в жизни о главном – о бессмертной душе, о необходимости жизни по Божиим законам, потому что «Царь Небесный очень любил человека, когда Он так хорошо убрал для него здешний свет». От Бога всё добро. Лиза же, охваченная страстью, готова уже забыть о душе. Произошла в ней переоценка ценностей. Кумир в лице Эраста заслонил Бога и главную цельвечную жизнь. Прервана связь с источником любви, нет подзарядки.

Всё, что произошло далее, уже естественное следствие внутреннего переворота в её душе. Отдалившись от Бога, утратив Его благодатную помощь, Лиза оказалась не защищённой от происков диавола, который доводит её до смертного греха блуда. А смерть физическая на фоне смерти духовной уже мало что значит.

Бедная Лиза!

Бедная не только по социальному признаку, это здесь не главное. Бедная не только потому, что была обманута. Бедная потому, что потеряла Бога – главное богатство человека. «Так бывает с теми, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12, 21). А ведь и имя-то её Елисавета - «почитающая Бога» - видимо, неслучайно.

Если бы удерживала Лиза своё чувство влюблённости в нравственных границах…, но это была бы уже другая история, и, несомненно, со счастливым концом.

Можно, конечно, во всём обвинить Эраста, есть такой соблазн. Да и сам автор с трудом удержался от этого: «Я забываю человека в Эрасте – готов проклинать его – но язык мой не движется…» У христианина и не должен двигаться язык для проклятий по заповеди: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7, 1). Оставим суд на милость Божию. Каждый человек сам понесёт ответ за жизнь, за душу свою на Страшном Суде, а там единственное смягчающее обстоятельство не оправдание, а Покаяние.

У Эраста своя история.

Был ли у Эраста до встречи с Лизой опыт любви, то есть опыт жертвенного служения и заботы о других? Трудно сказать. Вероятно, нет: «Он вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на свою судьбу». Любопытно, правда? Лиза «трудилась день и ночь», и «радостная душа светилась в глазах» её. Он только развлекался и… «скучал и жаловался на судьбу». Здесь автор обнаруживает для нас один из важнейших духовных законов, вложенных в человека Богом. Святой Исаак Сирин так его сформулировал: «За всяким наслаждением (незаконным ) следует омерзение и горечь». Почему? Потому что не к наслаждению призван человек, а к любви. А любовь – это жертва, а жертвовать – значит оторвать частицу себя и отдать другому, и чем больше отрываешь и отдаёшь, тем больше любовь: «Нет больше той любви, как если кто положит душу (т. е. жизнь ) свою за друзей своих».

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ ПОВЕСТИ Н. М. КАРАМЗИНА «БЕДНАЯ ЛИЗА»

1. Вступление.

«Бедная Лиза» — произведение сентиментализма.

2. Основная часть.

2.1 Лиза — главная героиня повести.

2.2 Сословное неравенство героев — основная причина трагедии.

2.3 «И крестьянки любить умеют!»

3. Заключение.

Тема маленького человека.

При нём [Карамзине] и вследствие его влияний тяжёлый педантизм и школярство сменили сентиментальностью и светскою лёгкостью.

В.Белинский

Повесть Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» — первое произведение русской литературы, наиболее ярко воплощающее в себе основные черты такого литературного направления, как сентиментализм. Сюжет повести очень прост: это история любви бедной крестьянки Лизы к молодому дворянину, который оставляет её ради брака по расчёту. В итоге девушка бросается в пруд, не видя смысла жить без любимого. Новшество, введённое Карамзиным, — появление в повести рассказчика, который в многочисленных лирических отступлениях выражает свою грусть и заставляет нас сопереживать. Карамзин не стыдится своих слёз и призывает к тому же читателей. Но не только сердечные терзания и слёзы автора заставляют нас проникнуться этой нехитрой историей. Даже мельчайшие подробности в описании природы вызывают отклик в душах читателей. Ведь известно, что в окрестностях старого монастыря над Москвой- рекой очень любил прогуливаться и сам Карамзин, а после выхода произведения в свет за монастырским прудом с его старыми ивами закрепилось название «Лизин пруд». В произведениях сентиментализма нет строго положительных или отрицательных героев. Так и герои Карамзина — живые люди со своими достоинствами и пороками. Не отрицая

причастности Эраста к гибели девушки, автор не осуждает его за это, зная, что молодой человек останется несчастным до конца своей жизни. Лиза совсем не похожа на типичную «пушкинскую» или «тургеневскую» девушку. Она не воплощает женский идеал автора. Для Карамзина она символ душевности человека, его естественности и искренности. Писатель подчёркивает, что девушка не читала о любви даже в романах, поэтому чувство настолько сильно завладело её сердцем, поэтому предательство любимого привело её в такое отчаяние. Любовь Лизы, бедной необразованной девушки к знатному юноше «с изрядным умом», — борьба настоящих чувств с социальными предрассудками. С самого начала эта история была обречена на трагический финал, потому как слишком значимо было сословное неравенство главных героев. Но автор, описывая судьбу молодых людей, расставляет акценты так, что становится понятно его личное отношение к происходящему. Карамзин не только ценит душевные стремления, переживания и умение любить выше, чем материальные блага и положение в обществе. Именно в неспособности любить, испытывать по-настоящему глубокое

чувство он видит причину этой трагедии. «И крестьянки любить умеют!« — этой фразой Карамзин обратил внимание читателей на радости и проблемы простого человека. Никакое социальное превосходство не может оправдать героя и избавить его от ответственности за свои поступки. Считая невозможным, чтобы одни люди распоряжались жизнью других, писатель отрицал крепостное право и первостепенной своей задачей считал умение привлечь внимание к людям слабым и безгласным. Гуманизм, сопереживание, неравнодушие к социальным проблемам — вот те чувства,