Консультация по художественной литературе на тему: Выступление на тему: "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника". Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника


Литература (от латинского litera – буква, письменность) – вид искусства, в котором основным средством образного отражения жизни является слово.

Художественная литература – вид искусства, способный наиболее многогранно и широко раскрывать явления жизни, показывать их в движении и развитии.

Как искусство слова художественная литература возникла в устном народном творчестве. Её источниками стали песня, народные эпические сказания. Слово – неисчерпаемый источник познания и удивительное средство для создания художественных образов. В словах, в языке любого народа запечатлена его история, его характер, природа Родины, сконцентрирована мудрость веков. Живое слово богато и щедро. У него множество оттенков. Оно может быть грозным и ласковым, вселять ужас и дарить надежду. Недаром поэт Вадим Шефнер так сказал о слове:

Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать и предать и купить, Слово можно в разящий свинец перелить.

1.2. Устное народное творчество и литература. Жанры унт.

1.3. Художественный образ. Художественное время и пространство.

Художественный образ представляет собой не только изображение человека (образ Татьяны Лариной, Андрея Болконского, Раскольникова и т.д.) – он является картиной человеческой жизни, в центре которой стоит конкретный человек, но которая включает в себя и всё то, что его в жизни окружает. Так, в художественном произведении человек изображается во взаимоотношениях с другими людьми. Поэтому здесь можно говорить не об одном образе, а о множестве образов.

Любой образ – это внутренний мир, попавший в фокус сознания. Вне образов нет ни отражения действительности, ни воображения, ни познания, ни творчества. Образ может принимать формы чувственные и рациональные. Образ может быть основан на вымысле человека, может быть фактографичным. Художественный образ объективирован в форме как целого, так и его отдельных частей.

Художественный образ может экспрессивно воздействовать на чувства и разум.

Он дает максимальную емкость содержания, способен выражать бесконечное через конечное, он воспроизводится и оценивается как некое целостное, даже если создан с помощью нескольких деталей. Образ может быть эскизным, недоговоренным.

В качестве примера художественного образа можно привести образ помещицы Коробочки из романа Гоголя «Мертвые души». Она была женщиной пожилых лет, бережливой, собирающей всякий хлам. Коробочка на редкость тупа и туго соображает. Однако она умеет торговать и боится продешевить. Эта мелочная бережливость, торговая деловитость ставит Настасью Петровну выше Манилова, у которого нет никакого задора и который не ведает ни добра, ни зла. Помещица весьма добра и заботлива. Когда Чичиков гостил у нее, она угощала его блинами, пресным пирогом с яйцом, грибами, лепешками. Она даже предлагала почесать гостю на ночь пятки.

ВВЕДЕНИЕ

1. Понятие «творчество» и «творческие способности» детей, особенности развития в старшем дошкольном возрасте

Детская художественная литература как средство развития театрализованной игры

Развитие восприятия

Значение театрализованной игры в жизни ребёнка

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребёнка.

Не сложно увидеть особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребёнка во многом предопределена текстом воспроизведения.

Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Развитие творчества дошкольников - дело сложное, но важное и нужное.

Театрализованная игра тесно связана с литературным и художественным произведением. Художественная литература формирует представление о прекрасном, учит чувствовать слово, а наслаждаться им необходимо с раннего возраста.

Детская художественная литература, является одним из важнейших средств развития театрализованной игры, ведь благодаря всем известным жанрам художественной литературы ребёнок развивается эстетически, нравственно, эмоционально, развивается его речь, воображение, восприятие, что очень важно для театра.

Формирование творческой активности детей в процессе театрализованной деятельности: накопление художественно-образных впечатлений через восприятие театрального искусства, активное включение в художественно-игровую деятельность, поиск-интерпретация поведения в роли, создание и оценка детьми продуктов совместного и индивидуального творчества всецело зависит от педагога.

Объект - процесс развития театрализованной деятельности.

Предмет - художественная литература, как средство развития театрализованной игры детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования - разработать содержание педагогической деятельности, направленное на развитие театрализованной игры средствами художественной литературы.

Задачи исследования:

.Изучить специальную литературу по программе.

.Изучить детскую художественную литературу как средство развития театрализованной игры.

.Изучить развитие восприятия.

.Изучить значение театрализованной игры в жизни ребёнка.

1. Понятие «творчество» и «творческие способности» детей, особенности развитияв старшем дошкольном возрасте

Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку. Что такое творческие способности на самом деле?

Очевидно, что рассматриваемое понятие тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Под творческой деятельностью следует понимать такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

При внимательном рассмотрении поведения человека, его деятельности в любой области, можно выделить два основных вида деятельности:

воспроизводящая или репродуктивная. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия;

творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

Творчество детей в театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях:

как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета);

исполнительское (речевое, двигательное) - актерские способности; оформительское (декорации, костюмы и т.д.).

Эти направления могут объединяться. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.

Становление компетентности ребенка в различных сферах художественной деятельности, готовности к игре - драматизации осуществляется в семье, при поддержке родителей и в педагогическом процессе ДОУ.

Психолого - педагогические исследования свидетельствуют о том, что старшие дошкольники сохраняют положительное отношение к игре - драматизации, она остается интересной для них.

В этих играх расширяются возможности ребенка. В старшем дошкольном возрасте значительно вырастают физические возможности детей: движения становятся более координированными и пластичными, длительное время они могут переживать определенное эмоциональное состояние, готовы анализировать его, выражать.

Дети 7-го года жизни отличаются способностью устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями, понимать причины поведения и поступков героев литературных произведений деятельность детей по подготовке и проведению театрализованных представлений приобретает более самостоятельный и коллективный характер, самостоятельно выбирать литературную основу спектакля, иногда сами сочиняют коллективный сценарий, комбинируя различные сюжеты, распределяют обязанности, готовят атрибуты декорации.

К 5 -ти годам дети способны к полному перевоплощению, сознательному поиску сценических средств выразительности для передачи настроения, характера, состояния персонажа, умеют находить связи между словом и действием, жестом и интонацией, самостоятельно додумывают и входят в роль, придают ей индивидуальные черты. Ведущую роль начинают играть личные ощущения, эмоции, переживания. У ребенка возникает желание поруководить спектаклем, быть режиссером. Основная задача педагога - активизировать и развивать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка.

2. Детская художественная литература как средство развития театрализованной игры

дошкольный театральный художественный литература

Художественная литература как «искусство слова», - один из видов искусства, включающийся в способности отражения действительности посредством слова, вызывающего в сознании наглядные образы. Слово - не единственный знак, который вызывает в человеке наглядные представления. Это наблюдается и в пиктографическом письме, и в символической живописи. Художественная же литература же располагает только словом. В этом ее ограниченность по сравнению с другими видами искусства, но в этом и ее сила, поскольку слово способно отражать не только то, что непосредственно можно видеть, слышать, но и переживания, чувства, стремления и т. д. Слово обладает огромной силой обобщения, способностью передать тончайшие движения души, различные социальные процессы. В зависимости от способов организации словесного материала различаются две главные разновидности художественной литературы: проза, поэзия.

Богатейшие возможности слова в отражении действительности и выражении внутреннего мира человека, его духовной жизни позволяют воссоздать картины идейных столкновений, социальных, политических конфликтов, включающих идейную борьбу, философские воззрения, столкновение характеров, нравственных и политических принципов и т. д. В пределах каждой из названных разновидностей художественной литературы имеются, естественно, и более мелкие членения, формы, жанры.

Основанием их выделения служит содержание жизненного материала, охватываемого ими. Основные жанры (роды) литературы эпос, лирика и драма. Им соответствуют следующие виды: очерк, рассказ, повесть, роман - в эпосе; трагедия, драма, комедия - в драме; песня, лирическое стихотворение в лирике.

Слово связывается обычно в нашем сознании с представлением о передаваемом им понятии. Но в художественной литературе слово порождает художественный образ, т. е. живую картину действительности, в которой перед читателем оживают реальные люди с их жизненными проблемами, мыслями, поисками и заблуждениями. Прекрасно использовали силу слова для правдивого, высоко художественного отражения реальной действительности великие мастера литературы.

И здесь особое место занимает литература для детей, как широчайшая область художественного творчества мастеров, творящих для детей. Детская литература - вид искусства. Его содержанием является сфера детского эстетического отношения к действительности. Детское сознание имеет конкретно-фантастическую форму, т.е. выступает как осуществление конкретных желаний, направленных на «Я», само же осуществление желаний как бы абсолютизируется, имеет фантастический характер. Детская литература удовлетворяет эстетическим потребностям ребенка.

Художественно-эстетическое воспитание при общении с литературой есть, прежде всего, воспитание творческого слушателя и читателя, развитие литературно-творческих способностей детей.

С воспитанием навыков творческого слушания и чтения развиваются и общий творческий потенциал ребенка.

У детей можно отметить образность восприятия действительности. Живость воображения дошкольника абсолютное достоинство; нельзя, скажем, говорить, что фантазия ребенка богаче фантазии взрослого. Живость детского воображения не координируется знанием закономерностей окружающей жизни. Исходя из этого, можно назвать главную задачу литературно-творческого развития детей: развивая характерное для детей воображение, делать его в то же время более содержательным, ос насыщенным знаниями закономерностей окружающего мира, т.е. воспитывать умного и внимательного слушателя и, затем, читателя.

Творческое освоение литературного произведения происходит в процессе его восприятия. С дошкольниками оно может быть организовано как слушание текста какого-либо произведения, читаемого воспитателем, педагогом, аудиозапись и т.д. Слушание исполняемого литературного произведения заставляет более внимательно относиться к художественному тексту, вслушиваться в него, переживания носят определённый коллективный характер, поскольку рядом сидят такие же слушатели, это объединяет, настраивает чувства, возвышают их.

Уровень восприятия литературного произведения, как и любого другого, зависит от уровня общего развития ребёнка, от его начитанности, интересов и потребностей. Неразвитый интерес к литературе проявляется в поверхностности восприятия, во внимании только к событийной стороне произведения, равнодушии к поэтическим, художественным элементам. Такому читателю наиболее сложная, богатая мыслью и чувством, глубинная основа произведения оказывается непонятной. Культурный читатель рассматривает сюжет, конфликт, фабулу читаемой книги как средство увидеть в живой, образной форме жизнь той нравственной и эстетической идеи, которая волнует художника, и которая стала основой произведения.

Ребенок с развитым и творческим восприятием подходит к слушанию вдумчиво, внимательно, следит за развитием сюжета. Ему раскрывается глубина каждой строки, ее поэтичность, он способен понять движение мысли автора, различает отношение автора к своим героям, выделяет наиболее близкие мировоззрению художника мысли и идеи. По существу, такой ребенок как бы заново создает в своем воображении литературное произведение, выступая как бы со-творцом автора: в воображении ребенка оно воссоздается вновь, обретает формы живой духовной жизни, интенсивно им переживается. В процессе восприятия проявляются способности аналитической оценки, выявляются ориентации читателя на определенные нравственные и эстетические идеалы, по его кругу чтения уже можно судить об отношении к жизни, о его характере, об определенных чертах его мировоззрения.

3. Развитие восприятия

Полнота восприятия - необходимое условие адекватного и полноценного восприятия литературного произведения, это отдаленный, хотя и достижимый, идеал. В процессе развития эстетического восприятия нужно учитывать, что в каждом возрасте надо опираться на те психологические и познавательные возможности, которые достигнуты в предшествующем развитии.

Восприятие обогащается более активно, когда в основе его развития лежит достижимая цель, когда соблюдается преемственность как в психолого-физиологическом, так и в духовном развитии ребенка.

Дошкольник, еще не имеющий большого опыта общения с художественной литературой, впервые серьезно и последовательно обращается к ней на занятиях, беседах в детском саду. Отличительной психологической чертой ребенка является способность эмоционально относиться к содержанию литературного произведения, импульсивно становится на сторону добра и справедливости. Эти качества нужно постоянно укреплять. Когда ребенок начинает знакомиться с особенностями литературы как вида искусства, начинает чувствовать и понимать ее образный характер, художественности, в нем укрепляется самая ценная в воспитательном отношении черта - отзывчивость на искусство. Глубина образно-эмоционального отношения к произведению осознается тогда, когда ребенок (средний и старший дошкольник) может выразить свое отношение к услышанному, прочитанному.

Одним из важных качеств творческого восприятия является осмысленность понимания содержания литературного произведения. Восприятие осмысленно, когда содержание художественного произведения не искажается, в него не вносится что-то чуждое автору.

Расширение знаний детей об искусствах (изобразительном, музыке, театре и др.) позволяет воспитателю связать эти знания с литературой, показать общие черты всех искусств, связь между ними и т.д., чтобы у детей сложились первоначальные представления о художественной образности - качестве, присущем всем искусствам, а также о системе выразительных средств - языке литературы (сравнения, метафоры, рифма, ритм, эпитет и т.д.).

Восприятие ребенка может стать глубоким и творческим, когда он интересуется литературой, и это надо воспитывать в детях - формировать и развивать потребность в книге. Равнодушный читатель, обращающийся к книге от скуки, никогда не познает прелести и очарования, восхищения произведением, не окажется во власти обаяния личности писателя. Активное отношение к литературе помогает отыскать в художественном произведении общее для себя и писателя, его героев. Подлинное восприятие начинается тогда, когда ребенок не только эмоционально переживает содержание, но и становится на уровень сотворчества, из пассивного созерцателя превращается в активного творца, возрождающего в своем духовном сознании произведение искусства.

Важнейшей задачей использования такого искусства как литература является речевое развитие ребенка. Книга расширяет кругозор ребенка, вводит его в мир художественно-эстетических образов, прививает любовь к искусству, развивает эмоционально-познавательную деятельность, активное отношение к жизни, художественный вкус. Умная и добрая книга способствует появлению у ребенка собственных суждений о прочитанном, потребности высказаться, развивает речь. Возникает детская художественная речевая деятельность, т. е. деятельность, связанная с восприятием литературных произведений, их исполнением, с разнообразными творческими проявлениями (придумывание загадок, рифмованных строк, сказок, рассказов и т.д.)

Воспитание детей через художественную литературу и выразительное чтение и пересказывание (литературно-художественная и творческая деятельность) прежде всего, направлены на развитие любви и интереса к литературе. Возникший у ребенка эмоциональный отклик на прослушанные рассказы, сказки, стихи, потешки, загадки и т.д. способствует лучшему их пониманию и усвоению, усиливает воспитательное значение литературных произведений не только в умственном, но и в нравственном, художественно-эстетическом плане.

Уже в детском саду детей надо познакомить с различными жанрами художественной литературы: рассказом, сказкой, стихотворением, когда воспитатель рассказывает, читает по книге или наизусть. Приобретая навыки выразительной речи, ребенок духовно обогащается, у него развивается способность чувствовать художественный образ, улавливать ритмичность поэтического слога.

Дети пятого года жизни, имеющие уже довольно большой словарный запас, определенную сумму представлений об окружающем, научившиеся эмоционально реагировать на события, свидетелями которых они оказываются, ставшие внимательнее, в целом более углубленно воспринимают художественные произведения: не просто понимают сюжет, но замечают яркую, образную речь, поэтичность сказок и рассказов. высказывают свое отношение к персонажам. Более дифференцированным становится и восприятие художественной формы: дети четче, чем в младшем возрасте, различают прозаическую и поэтическую речь, замечают эпитеты, сравнения при условии, конечно, что воспитатель обращает их внимание на выразительные свойства речи. На пятом году они уже знают много потешек, четверостиший, с которыми знакомятся не только на занятиях, но и вне них. Активизируется исполнительская деятельность. Дети с удовольствием выполняют все задания воспитателя: пересказывают сказку, сопровождая изложение сюжета показом плоскостных фигурок, драматизируют известные сказки, стремятся воспроизвести в речи, мимике характерные особенности изображаемых персонажей, передать свое отношение к ним. Читать наизусть, рассказывать они стараются интонационно выразительно.

К пяти-шести годам дети приобретают уже навык сосредоточенного, внимательного слушания произведений, умение мотивированно высказывать свое отношение к содержанию, к персонажам произведения и его изобразительно-выразительным средствам. Ребенок этого возраста уже сам оказывает предпочтение определенным произведениям и жанрам, у него появляется стремление сравнивать их, сопоставлять только что услышанное с тем, Что уже известно. Он не только может отличать стихотворную речь от прозаического текста, но и понимать разнообразие поэтического, отличать рассказ от сказки и, выделяя изобразительно-выразительные средства в сказках, рассказах, стихотворениях, объяснять их необходимость. Появляется устойчивость интереса к определенному виду деятельности: одни любят читать стихи, другие рассказывать сказки. Развиваются творческие способности: дети сами придумывают загадки, стихотворения, сочиняют сказки по аналогии с уже известными героями. Вырабатывается оценочное отношение к творческим проявлениям и исполнительской деятельности сверстников: дети отмечают, кто лучше придумал, рассказал, прочитал наизусть.

Ребенок радуется благополучному концу, победе справедливого, честного, бесстрашного героя, награде за стойкость, за трудолюбие. Сказка знакомит малыша с яркостью, выразительностью родного языка. Дети не только усваивают смысл сказки, но запоминают повторы, эпитеты, типичные сказочные обороты, т.е. начинают понимать красоту формы, своеобразие стиля, переносят в свою речь те слова и фразы, которые они запомнили.

Наряду со сказками важную педагогическую задачу выполняют загадки, где в образной форме изображаются различные явления действительности. Загадки тоже помогают детям знакомиться с окружающим миром, обогащают их знанием конкретных деталей отдельных предметов и явлений. Народные загадки-шутки, развлекая, требуют от детей находчивости и сообразительности, развивают их память, наблюдательность.

Открывая поэтическую сторону самых, казалось бы, прозаических вещей, загадка развивает поэтический взгляд на действительность при условии активного восприятия со стороны слушателя.

Знакомство с малыми формами фольклора: загадками, потешками, скороговорками - очень важно как для формирования эмоциональной сферы ребенка, развития образного мышления, творческого воображения его, так и для развития речевого аппарата. Игра созвучий, свойственная скороговоркам, потешкам, забавляет ребенка, заставляет его преодолевать фонетические трудности и приобретать навыки правильного произношения звуков.

Большое значение для нравственного и эстетического воспитания детей имеет чтение рассказов. Тематика их широка разнообразна. Опыт работы показывает, что через литературные произведения детей можно знакомить с явлениями и событиями, выходящими за пределы их личного жизненного опыта. Художественное мастерство писателя способствует тому, что сложные темы становятся доступными.

Итак, восприятие произведений художественной литературы зависит от возраста детей, их опыта, индивидуальности. Изучение возрастных особенностей показывает, что у дошкольников можно развить эмоциональное эстетическое восприятие литературы и фольклора, т. е. умение понимать и чувствовать не только содержание, но и форму произведения, проявлять поэтический слух, отзываться на образную речь, выразительность интонации. Воспитание и обучение посредством художественных произведений требует применения разнообразных методов, которые должны быть направлены не только на обогащение детей знаниями об окружающем мире, но также на развитие их отношения к полученным знаниям, на воспитание эмоций. Овладение знаниями - это лишь начало длительного и сложного процесса формирования духовного мира человека, его взглядов, убеждений, поведения.

Большой интерес детей старшего дошкольного возраста к сюжетно-ролевым играм на темы литературных произведений и к играм-драматизациям объясняется тем, что их привлекает изображение в играх людей, смелых и искренних, мужественных и отважных, сильных и добрых. Советская детская литература, гуманистическая по своей сущности, даёт богатый материал для игр. Отдельные персонажи литературных произведений начинают появляться уже в самостоятельных играх детей младших групп, однако малыши не могут полностью раскрыть их из-за недостаточного опыта.

Игра-драматизация оказывает большое влияние на речь ребёнка. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, использует различные интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам, старается говорить чётко, чтобы его все поняли.

Таким образом, детская художественная литература, является одним из важнейших средств развития театрализованной игры, ведь благодаря всем известным жанрам художественной литературы ребёнок развивается эстетически, нравственно, эмоционально, развивается его речь, воображение, восприятие, что в свою очередь проявляется в театрализованной игре.

4. Значение театрализованной игры в жизни ребёнка

Понятие «театрализованная игра» тесно смыкается с понятием «игра-драматизация». Театрализованные игры - это игры-представления, в которых в лицах с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, то есть воссоздаются конкретные образы.

Театрально-игровая деятельность детей-дошкольников, по Л.С. Фурминой, принимает две формы: когда действующими лицами являются предметы (игрушки, куклы), и когда дети сами в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль. Первые игры (предметные) - это различные виды кукольного театра и вторые игры (непредметные) - это игры-драматизации.

Игра-драматизация - это игра, которая обычно не требует специальной подготовленности играющих, так как чаще всего не преследует цели поставить спектакль для зрителя. Мотив такой игры лежит в самом ее процессе, а не в результате. Эти признаки выражают процессуальность самой игры: ее мотив, проще говоря, не в том, чтобы «сделать постройку, а в том, чтобы делать ее». В игре-драматизации литературный сюжет может быть очерчен в самом общем плане, в остальном дети могут импровизировать, додумывать, варьировать, изменять, то есть действовать творчески, по-своему. Не сложно увидеть особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребёнка во многом предопределена текстом воспроизведения.

Театрализованные игры различаются в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрываются тема, сюжет.

Все театрализованные игры в этом случае делятся на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации. В этих играх ребенок или взрослый действует за всех персонажей. Таким образом в режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. К режиссерским играм относится настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе.

Творчество детей в их театрально-игровой деятельности проявляется в трёх направлениях:

творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета);

творчество исполнительское (речевое, двигательное);

творчество оформительское (декорации, костюмы и т. д.).

В одном из видов театрализованных игр эти три направления творчества могут объединяться, что следует расценивать как высшее достижение в художественно творческом развитии детей.

Творческое разыгрывание ролей в театрализованной игре значительно отличается от творчества в сюжетно-ролевой игре. В последней игре ребенок свободен в передаче изображении особенностей ролевого поведения: мама может быть доброй, суровой, заботливой или равнодушной к членам семьи.

В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, т. е. проникнуть в его внутренний мир. Полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, каков герой, надо научиться элементарно анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умение представить героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п) В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое. Говоря о театрализованных играх, мы понимаем, что в самом этом названии заключен смысл театра как искусства игры. Театральное искусство близко и понятно детям уже потому, что в основе театра (любого) лежит игра, а дошкольники очень любят играть, ведь это их основная деятельность.

Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении имеет целью через театр научить ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародить стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Гармоническое сочетание разных видов художественной деятельности в театрализованной игре позволяет решать задачу формирования художественного вкуса и творческой активности дошкольников.

Таким образом, театрализованная игра дошкольника способствует развитию психических процессов и различных качеств личности - самостоятельности, инициативности, эмоционального мира и воображения. Так же этот вид игры оказывает большое влияние и на развитие связной, грамотной, эмоциональной и богатой по содержанию речи детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение психолого-педагогической литературы по вопросам развития театрализованной игры детей старшего возраста позволило определить, что театрализованная игра способствует развитию всех психических процессов, различных качеств личности и развитию грамотной эмоциональной речи детей.

Детская художественная литература, является одним из важнейших средств развития театрализованной игры. Благодаря всем известным жанрам художественной литературы ребёнок развивается эмоционально, развивается его речь, воображение, восприятие, что очень значимо в развитии театрализованной деятельности.

В детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять, всем видам детского театра, потому что они помогают:

сформировать правильную модель поведения в современном мире;

повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям;

познакомить его с детской литературой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес; дает элементарные представления о видах театра.

совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению.

способствуют развитию игрового поведения, умение общаться со сверстниками и взрослыми, развитию сценического творчества, музыкальных и артистических способностей детей;

развивает навыки публичного выступления и творческого содружества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Беляев В.И. Педагогика А.С.Макаренко: традиции и новаторство. М.:МИУПУ, 2015.

.Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. М., 2016.

.Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. М., 2015.

. Дидро Д. Парадокс об актёре. - Л.-М., 2014.

.Доронова Т.Н. Воспитание, образование и развитие детей 4-5 лет в детском саду. М., 2016.

.Доронова Т.Н. Воспитание, образование и развитие детей 5-6 лет в детском саду. М., 2016.

.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М., 2014.

.Комарова Т.С. Детское художественное творчество. М., 2015.

.Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. - М., 2014.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 комбинированного вида» с. Айкино

Проект:

«Художественная литература как средство становления нравственной личности старшего дошкольника».

Составила:

Воспитатель Сольская

Ирина Вячеславовна

1. Актуальность…………….……………………………………………..3

2. Цель……………………………………………………………………..8

3. Задачи…………………………………………………………………...8

5. Предполагаемый результат………………………………………… 9

6. Предмет экспериментального исследования……………………… 10

7. Гипотеза……………………………………………………………… 10

8. Методы реализации проекта…………………………………………10

9. Условия реализации проекта……………………………………… 11

10. Этапы реализации проекта………………………………………….11

12. Заключение……………………………………………………………22

Приложение

Актуальность.

«Чтение в годы детства - это прежде всего воспитание

сердца, прикосновение человеческого благородства к

сокровенным уголкам детской души»

В. Сухомлинский.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня,- не в кризисе экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе.

Дошкольное детство - это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он ещё мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать. Ему, этому милому «пришельцу», нужно научиться жить среди себе подобных. И не только физически жить, но хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают или даже наказывают. И вот в процессе этого сложного познания сам ребёнок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением.

Формирование основ моральных качеств человека начинается ещё в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Большое значение в формировании нравственных качеств имеет ознакомление дошкольников с худ. литературой.

Книга вводит ребенка в сложный мир человеческих чувств, отношений, мыслей и поступков.

Книга признана в конкретных образах раскрывать перед ребенком идеалы справедливости, добра, честности, мужества, сострадания.

Умеет действовать с позиции известных правил.

Умеет объяснять значение слов: «заботливый», « доброжелательный», «отзывчивый», «великодушный» на примерах художественной литературы.

Использует в речи образные слова и выражения.

Знает способы адекватного поведения в общении с незнакомыми людьми при проблемных ситуациях

Умеет контролировать свое поведение и свои поступки

Результаты мониторинга привели меня к выводу о том, что дети не всегда умеют контролировать свое поведение и поступки и действовать с позиции известных правил. Зачастую, зная правила, дети не всегда руководствуются ими в повседневной жизни.

Мой педагогический опыт показывает, что современные родители недооценивают роль чтения в развитии ребенка . А ведь именно чтение, рассказывание и пересказывание художественных произведений оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое и психологическое развитие ребенка. Исследованиями также доказано, что особенностью детей дошкольного возраста являются не только большие возможности к восприятию, но и ярко выраженная способность к подражанию и выражению эмоций. В то же время у детей дошкольного возраста недостаточно развита произвольность поведения, они не умеют контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание - всё это также часто приводит к нежелательным поступкам. Эти обстоятельства и ставят перед воспитателями самую первостепенную задачу формирования именно нравственных навыков поведения у детей, так как в процессе накопления опыта они перерастают в нравственные привычки. Необходимо формировать у детей разнообразные навыки поведения, в которых проявляются уважение к взрослым, положительное отношение к сверстникам, бережное отношение к вещам, позже навыки, уже превратившиеся в привычки, становятся нормой поведения. Например, привычка здороваться и прощаться, благодарить за услугу, класть любую вещь на место, культурно вести себя в общественных местах, вежливо обращаться к людям с просьбой.

В старшем дошкольном возрасте навыки и чувства, развивающиеся на основе осмысленного отношения детей к нравственному содержанию поступков, уже становятся более прочными. Необходимо воспитывать у детей осознанное поведение, подчиненное нормам и интересам, существующим в обществе. Педагог подчеркивает свою вежливость в обращении с детьми, уважает их занятия, не отвлекает без надобности, если ребенок занят чем-то полезным - так дети приобретают вежливость и уважение к окружающим взрослым и сверстникам, положительное отношение к их занятиям, так рождаются чувства привязанности и товарищества.

И если в младшем возрасте дети не имеют длительных дружеских привязанностей то, «в старшем дошкольном возрасте дети делают попытки объяснить само понятие «дружба», начинают оценивать друг друга по поступкам, пытаются разобраться в мотивах дружбы, проявляют постоянную привязанность в дружбе.

По-разному проявляется и отзывчивость, и взаимопомощь . В раннем дошкольном возрасте ребенок проявляет симпатию к другим детям, позже по собственной инициативе он откликается на разное эмоциональное состояние сверстников, проявляет попытки оказания друг другу помощи в самообслуживании, в играх, в занятиях, быту. В среднем дошкольном возрасте мотивы оказания помощи становятся более осмысленными, возникают попытки обучать друг друга способам деятельности. В старшем дошкольном возрасте отзывчивость и взаимопомощь характеризуются избирательностью и осознанностью. Дети охотно помогают малышам и взрослым, взаимопомощь выступает как трудовое действие.

В старшем дошкольном возрасте уже формируется общественное мнение в детском коллективе . Правило, подкрепленное положительной оценкой взрослого, становится для ребенка верным ориентиром поведения. Ребенок приучается оценивать поведение сверстников и свое поведение, осознает и необходимость, и разумность соблюдения правил, накапливает опыт нравственного поведения и взаимоотношений , регулируемых одним и тем же правилом. Усвоив какое - то правило, дети способны его отстаивать и защищать, требовать соблюдения его от сверстников Общественное мнение как воспитательное средство должно иметь правильную нравственную направленность на основе доброжелательного и требовательного отношения детей к другим детям, адекватной самооценки.

Практическая значимость заключается в повседневном использовании предложенной нами методики формирования нравственных чувств у старших дошкольников средствами детской художественной литературы.

Организация деятельности средствами детской художественной литературы открывает перед педагогами широкие возможности по воспитанию нравственных чувств у детей. При целенаправленном воздействии и руководстве со стороны взрослого у детей формируются добрые, гуманные чувства и отношения.

2.Цель.

Воспитание гуманных чувств у детей через чтение художественной литературы.

3.Задачи.

1) Подобрать и изучить методическую литературу.

2)Разработать перспективное планирование по формированию у детей нравственных качеств через чтение художественной литературы для детей 5-6 и 6-7 лет.

3) Подобрать методы и приемы для формирования нравственных качеств у детей;

4) Подвести итоги проведенного исследования и сформулировать выводы.

5)Повышать педагогическую компетентность родителей.

4. Обеспечение проектной деятельности.

1.Методическое.

, «Ребенок и книга » (издательство «Акцидент », С-П 1996г)

М. М Алексеева, В. И Яшина «Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста » стр 485 – 497 (Москва 1999г)

В. В Зябкина «Методика организации детского чтения »(Журнал «Педагогика ДОУ» №8 2007 год, стр 105-109)

Р. С Буре «Формирование нравственно – ценного поведения у дошкольников» (Журнал «Педагогика ДОУ» № 7 2006 год, стр 61-69)

«Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников » (Москва 1987год)

2.Материально – техническое обеспечение.

Бумага (альбомная, цветная),

Карандаши,

Фломастеры,

Пластилин,

Ножницы.

3.Дидактическое обеспечение.

Наглядный, иллюстрационный материал, подбор художественной литературы, материал для художественного творчества, дидактические игры, словесные игры, костюмы, аудио записи.

5.Предполагаемый результат.

1. У детей формируются гуманные чувства и добрые отношения.

2. Ребёнок будет проявлять эстетический вкус, стремление к постоянному общению с книгой, желание самому научиться читать.

3. Называть любимые литературные тексты, объясняет, чем они ему понравились.

4. Знать фамилии трех-четырех писателей, называет их произведения, объясняет, чем они ему нравятся.

5. Различать основные жанры литературных произведений (стихотворение, сказка, рассказ), имеет представление о некоторых их особенностях.

6. Высказывать свое отношение к образам героев, идеи произведения.

7. Выразительно исполнять литературные произведения.

8. Выразительно передавать образы литературных героев в театрализованной деятельности, проявлять творчество, стремиться к импровизации

6. Предмет исследования.

Использование произведений художественной литературы в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.

7. Гипотеза.

Процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста будет эффективней, если использовать с этой целью произведения художественной литературы.

8. Методы реализации проекта:

Наглядные:

Показ (иллюстрации из книг, наглядно – дидактические пособия)

Рассматривание;

Словесные:

Объяснение,

Рассказ,

Художественное слово (стихи, рассказы);

Практические:

Повторение,

Самостоятельное выполнение (рисунки, аппликация , лепка).

Игровые:

Дидактические игры,

Пальчиковые игры,

Театрализованные игры,

Сюжетно – ролевые,

Подвижные.

9. Условия реализации проекта.

Наличие детской художественной литературы по теме проекта;

Мотивация детей, их заинтересованность.

10. Этапы реализации проекта.

Проект реализуется в течение двух лет в совместной деятельности педагога, детей, родителей, специалистов ДОУ, сотрудников библиотеки.

Подготовительный этап:

Подбор и изучение методической литературы;

Составление перспективного плана работы на 2 года;

Подготовка наглядного материала;

Работа с родителями (Анкетирование родителей «Организация домашнего чтения в семье», консультация для родителей «Научите ребёнка любить книгу»; совместное участие родителей и детей в выставках; информирование родителей о начале работы проекта)

Основной этап:

Проведение НОД;

Экскурсия в библиотеку;

Проведение викторин;

Драматизация сказок;

Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация)

Участие в выставках;

Работа с родителями (индивидуальные консультации)

Заключительный этап:

Обработка и оформление материалов проекта

Проверка достижения целей, задач, гипотезы;

Проведение мониторинга;

Реализуя программу воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией, использую методические рекомендации «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Конспекты занятий», «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе. Конспекты занятий.» Также использую методики, и др. «Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 4-5 лет», «Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 5-7 лет»

Основной формой знакомства детей с художественной литературой является совместная деятельность педагога, детей, специалистов ДОУ, сотрудников библиотеки, в процессе которой решаются воспитательные, образовательные, развивающие задачи.

При ознакомлении детей с художественной литературой детей знакомлю с разными жанрами художественных произведений: рассказы, сказки, стихи и др.

В течение двух лет мною были проведены и составлены 6 проектов по знакомству детей с художественной литературой через народные и авторские сказки и рассказы. В течение этого времени с детьми проводились ряд мероприятий, включающие в себя познавательно-исследовательскую деятельность , продуктивную деятельность, а также тесное взаимодействие с родителями. Так, для расширения знаний детей о сказках и рассказах была проведена серия встреч с сотрудниками библиотеки, где их знакомили с творчеством писателей, с их произведениями, проводили небольшие театрализованные представления и показывали диафильмы по теме проекта. В реализации проекта активное участие принимали родители.

Для обогащения книжного уголка в группе детского сада, родители воспитанников приняли активное участие. Собранные силами родителей книги значительно пополнили библиотеку группы.

В рамках реализации проекта были проведены выставки рисунков родителей и детей по темам: "Герои русских народных сказок", «Герои коми народных сказок», «Герои рассказов Н. Носова», «У Лукоморья дуб зелёный», «Герои сказок Ш. Перро», «Царство Снежной Королевы», где дети совместно с родителями рисовали и выполняли аппликацию по темам выставки, проявляя при этом творчество и фантазию. Родители принимали активное участие в данной работе.

При проведении проекта мы тесно взаимодействовали со специалистами ДОУ. С воспитателем по изодеятельности проводили аппликацию «33 богатыря», лепили героев по стихотворению «У Лукоморья дуб зелёный». Свои работы дети представляли родителям и принимали участие в выставке посвящённой, проходившей в районной детской библиотеке.

Реализация проекта по сказкам совпала с проведением новогоднего утренника «Путешествие по сказкам Пушкина»

Итогом проекта по сказкам Ш. Перро было совместное сочинение сказки про Красную Шапочку на новый лад.

При проведении проекта «Царство Снежной Королевы» дети прослушивали сказку через аудиозапись и по прослушанному рисовали замок Снежной Королевы, таким, каким они хотели бы его видеть.

Итак, используемые мной педагогические средства художественной литературы помогают воспитанникам осознать человеческие взаимоотношения, сделать их доброжелательными.

В своей работе я использовала технологии проектной и исследовательской деятельности , личностно - ориентированную технологию и здоровьясбережения.

Организация работы в старшей группе.

Цель: Развитие интереса к художественной литературе.

Для достижения цели решались следующие задачи.

Ведущие образовательные области : «Социализация», «Чтение художественной литературы».

«Здоровье», «Физическая культура», «Труд», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка»

ОО «Социализация:

Формирование умения развивать сюжет на основе знаний, полученных из чтения литературных произведений.

Содействие творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни, впечатлений о произведениях литературы.

Развитие интереса к народным играм.

Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; отчётливости произношения.

Развитие умения чувствовать красоту и выразительность языка произведения, чуткости к поэтическому слову.

Пополнение литературного багажа детей сказками, рассказами, стихотворениями.

Развитие у детей чувства юмора.

Формирование умения объяснять основные различия между литературными жанрами.

ОО «Здоровье»:

Создание эмоционального благополучного климата в группе.

ОО «Физическая культура»:

Развитие интереса детей к подвижным народным играм.

ОО «Безопасность»:

ОО «Познание»:

Закрепление умения выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов; выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков, музыкальные, природные и бытовые звуки.

Формирование элементарных представлений об истории человечества через знакомство с легендами и сказками, игры.

ОО «Коммуникация»:

- Совершенствование речи как средство общения.

Помощь детям в освоении выразительных средств языка.

Отработка интонационной выразительности речи.

Развитие умения содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты

Совершенствование умения сочинять короткие сказки на заданную тему.

Развитие наблюдательности, способности замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка.

Формирование умения передавать в рисунках сюжеты народных сказок, авторских произведений.

Развитие коллективного творчества. Воспитание стремления действовать согласованно, договариваться о том, какую часть работы будет выполнять.

ОО «Музыка»:

Обогащение музыкальных впечатлений детей.

Совершенствование навыков игры на русских и коми народных музыкальных инструментах.

ОО «Труд»:

Расширение представлений детей о труде взрослых через литературные произведения.

Во время чтения сказок я беседовала с детьми о положительных и отрицательных сказочных героях, о их поступках, о приключениях и о волшебных предметах, которые помогают героям.

После чтения сказок провела беседы, целью которых являлось расширение кругозора и понятийного аппарата детей, обучение умению самостоятельно делать выводы и умозаключения, аргументировать свои высказывания, желание выяснить, насколько дети поняли идею и смысл произведения, узнать их отношение к поступкам и действиям героев, привлечь внимание к средствам выразительности произведения.

Иногда предлагала детям после чтения сказки нарисовать, что им больше всего запомнилось. Дети рисуют любых сказочных героев, волшебные предметы и сказочную окружающую среду (например, замок или избушку бабы-Яги).

Затруднения у детей вызывают задания - «словесно нарисовать» героев сказки, так как речь детей недостаточно развита, им трудно составлять описательные рассказы.

После чтения рассказа Н. Носова «Фантазёры» я провела с детьми режиссерскую игру. Дети учились быть актерами, передавать словами, мимикой и жестами характер героев.

Также провели выставки книг и рисунков: «Моя любимая русская народная сказка», «Коми народные сказки», «Рассказы Н. Носова». Дети принесли из дома свои любимые книги, рассказали сказки, вместе с родителями нарисовали своих любимых сказочных героев.

Цель выставки книг:

Углубить литературные интересы детей;

Сделать для дошкольников актуальной определенную литературную тему.

Изучала и использовала передовой опыт педагогов работающих по этой теме. Изучив методическую, научно – популярную литературу, продумала и применяла на практике разнообразные методы и приемы в работе.

Для формирования нравственных качеств личности дошкольника я использовала следующие принципы: системность, наглядность, доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей

На начальном этапе - ознакомительные занятия, затем комплексные, которые заканчивались продуктивной деятельностью.

В течение года познакомила детей с большим количеством произведений детской художественной литературы: рассказываю сказки, показываю настольные кукольные театры, читаю книги с иллюстрациями.

Формирую у детей умение воспринимать литературное произведение, также некоторые элементарные умения анализировать произведение.

К концу года дети умеют определить основных героев (о ком говорится в произведении), высказывать свое отношение к ним (кто нравится и почему).

Приобщая детей к художественной литературе, я старалась подобрать такие произведения, героями которых можно восхищаться, подражать, которые помогают в формировании нравственных чувств у детей: товарищества, честности, правдивости, уважения к труду взрослых, ответственности за свои поступки, умению видеть добро и зло, способствуют развитию у детей любви к родному краю, к родной природе.

В течение года систематически читала и рассказывала сказки и рассказы. Чтение художественных произведений сопровождаю показом наглядного материала. Книги подбирались выразительные, яркие. Это позволяет, более глубоко воздействовать на чувства ребенка, способствует запоминанию текста. В этом случае помогает улыбка, спокойный, слегка игривый тон. Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызовут у малыша удовольствие и радость.

Могучим средством воспитания детей старшего возраста является игра. Недаром этот возраст называют возрастом игры. В работе с детьми я использовала коллективные игры-занятия, игры-инсценировки, игры-упражнения, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. С помощью игр решались самые разные задачи.

В связи с этим периодически с детьми организовывала игры - драматизации по литературным сюжетам. В любом случаи драматизируя сказку, дети проигрывают её сюжет, овладевают способами исполнения ролей в инсценировке, принимают на себя роли сказочных героев, действуют в их образе. С помощью детских книг я старалась воспитать в детях нравственные качества в общении между сверстниками, в коллективе.

Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленное и системное использование произведений художественной литературы является не только благоприятным средством, которое способствует нравственному воспитанию дошкольников.

С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры использовались следующие формы работы:

Групповые собрания;

Консультации на темы: «Роль книги в нравственном воспитании детей»,

Выставки книг;

Совместная творческая деятельность родителей и детей;

В течение года проводила индивидуальные консультации и беседы с родителями. В ходе бесед убеждала родителей больше общаться, разговаривать, читать сказки, разучивать стишки, потешки, песенки, т. е. больше внимания уделять своим детям.

Я стараюсь работать в тесном содружестве с родителями, и это обеспечивает положительные результаты для всестороннего развития личности ребенка, а также стараюсь доброжелательно относиться к каждому ребенку, т. к. только терпимость, доброжелательность, любовь к детям дадут положительные результаты.

Поводя итоги, я сделала вывод, что приобщение ребенка к литературе способствует нравственному воспитанию. Герои произведений вызывали у детей сочувствие к себе, помогали в проявлении в самых простых формах чувства долга, уважения к родителям, умения поступиться своими желаниями. Все это явилось решающим фактором, обеспечивающим нравственное развитие дошкольников.

Организация работы в подготовительной группе.

Цель: Формирование нравственной и культурной основы личности ребенка посредством ознакомления с художественной литературой.

Задачи:

Ведущая образовательная область: «Социализация», «Чтение художественной литературы».

Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка».

ОО «Социализация»:

Формировать навыки сотрудничества. Воспитывать чувства дружбы и коллективизма. Развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми людьми в разных ситуациях.

ОО «Чтение художественной литературы»:

Развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. Развивать умение чувствовать красоту и выразительность языка произведения, чуткости к поэтическому слову.

«Познание»:

Познакомить с творчеством Александра Сергеевича Пушкина, Шарля Перро, Ганса Христиана Андерсена. Способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения.

ОО «Коммуникация»:

Воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний. Обогащать и расширять словарный запас детей. Формировать умение выразительно читать стихи.

ОО «Художественное творчество»:

Развитие образного эстетического восприятия, образных представления, формирование эстетических суждений.

ОО «Музыка»:

Знакомить с классическими произведениями композиторов, созданными по сказкам.

ОО «Здоровье»: Создание эмоционального, благополучного климата в группе.

ОО «Труд»:

Воспитание желания участвовать в совместной работе с родителями по подготовке костюма к новогоднему утреннику, посвященному

ОО «Физическая культура»:

Закрепление умения самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры.

ОО «Безопасность»:

Продолжение знакомства с правилами безопасного поведения во время подвижных игр.

Организуя работу с детьми 6-7 лет по этому направлению, я использовала образовательные технологии: игровые, исследовательские, моделирование. Читая сказку «Сказка о рыбаке и рыбке» мы вместе с детьми придумали игру «Рыбка желаний». Эта игра помогает сплотить детей, укрепить дружеские отношения, передавая друг другу символическую рыбку, дети желают, что то хорошее, доброе. Благодаря «Сказке о царе Салтане» дети познакомились с отрывками из балета «Лебединое озеро». Новогодний утренник был так же посвящён сказкам и стихотворениям, где родители сшили для детей костюмы по сказкам (33 богатыря, золотая рыбка, морские волны и т. д.).

Благодаря сказке Ш. Перро «Золушка», мы познакомились с костюмами прошлого. С детьми рассматривали иллюстрации «В чем ходили в прошлом».

Благодаря сказке о Снежной Королеве, мы с детьми познакомились ещё с несколькими сортами роз. Провели беседу о людях, живущих на крайнем севере.

Были проведены литературные викторины «Сказки »,

«Сказки Ш. Перро» и викторина по сказке «Снежная Королева». Дети были рады вновь встретиться с полюбившимися сказочными героями, прослушать аудио кассеты с отрывками произведений. Такая форма занятия - соревнования вызвала большой интерес у всех детей.

Предлагала детям провести игры-драматизации, для них подходят хорошо знакомые детям произведения с динамичным сюжетом, диалогами, возможными для воспроизведения событиями. Например, сказка «Красная Шапочка».

Нравственное воспитание ребёнка – дошкольника осуществляется тем более успешно, чем теснее контакты между детским садом и семьёй.

Для родителей я провела консультацию «Научите ребёнка любить книгу», где родители получили необходимую информацию по теме, обсудили наиболее важные вопросы детского чтения, поделились опытом чтения в семье.

К старшему дошкольному возрасту у ребёнка накапливается довольно обширный жизненный опыт, помогающий ему осмыслить более сложные литературные факты. Дети уже способны понимать в книге такие события, каких подчас не было в их собственном опыте. Усложняется и понимание литературного героя. Хотя внимание ребёнка всё ещё главным образом привлекают действия и поступки. Он начинает проникать и в переживания, чувства, мысли. В связи с этим в старшем дошкольном возрасте становится доступным восприятию более сложный герой, чьё поведение иногда характеризуется противоречивыми поступками, нравственными переживаниями, сложными мотивами.

Проникновение в содержание произведения требует от детей напряжения душевных сил: они должны мысленно представить и эмоционально пережить описанные автором обстоятельства и состояние героев, понять их поступки, переживания, мысли; установить причины событий, разобраться в их переплетении; догадаться о побуждениях героев, об авторском отношении к событиям и персонажам и ещё многое другое.

Для того, чтобы исключить формализм в знаниях о морали, включаю детей в разнообразную деятельность, связанную с художественной литературой. Дети создают свои рисунки по мотивам рассказов и сказок.

Особенно нравится детям, когда они самостоятельно разыгрывают роли, драматизируют, как настоящие актёры. Такие приёмы позволяют вспомнить хорошие книги, будят мысль, развивают творческое воображение детей.

Сопоставив результаты работы, отметила такие изменения: у детей изменился уровень развития нравственного сознания, нравственных чувств, нравственного поведения и эмоциональной уравновешенности. Дети научились проявлять заботу, сочувствие, взаимопомощь по отношению к окружающим. Они способны понять и оценить точку зрения, стараются разрешать конфликты ненасильственным путём.

Изменилось и отношение к книге: дети уже по иллюстрации или на слух могут назвать произведение и автора, просят почитать ещё. Значит, не прошло мимо, а задело душу.

Заключение.

Анализируя достижения детей, можно сделать вывод, что цель проекта достигнута. Используя в своей практике технологию проектной деятельности, можно сделать вывод, что дети научились различать жанры литературных произведений, пересказывают отрывки из сказок и рассказов, у детей сформирован интерес и потребность в чтении.

Это можно увидеть из мониторинга развития умений и навыков детей.

Старшая группа.

Подготовительная группа.

Динамика освоения детьми ОО «Чтение художественной литературы»


Старшая группа.


Подготовительная группа.

Динамика освоения детьми ОО «Социализация» по разделу «Приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным)».


Таким образом, гипотеза подтвердилась. Процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста стал эффективней, при использовании с этой целью произведения художественной литературы.

Задачи проекта считаю выполненными, предполагаемый результат нашел свое подтверждение. Целенаправленное и системное использование произведений художественной литературы является не только благоприятным средством для развития речи дошкольников, но и способствует нравственному воспитанию детей.

Зиганшина Альмира Завдатовна,

Учитель русского языка и литературы

МАОУ - «СОШ №17» г. Альметьевск РТ

раб.ном. 45-60-03

45-60-02

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК

КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и роль русской литературы в этом плане невозможно переоценить.

Одной из задач в формировании личности учащихся является обогащение ее нравственными представлениями и понятиями. Степень овладения ими у всех детей различна, что связано с общим развитием, его жизненным опытом. В этом плане велика и значительна роль художественной литературы на патриотические темы.

Патриотическая тема имеет давние богатые традиции, ведет начало от героического эпоса народов, от замечательного памятника древнерусской культуры « Слово о полку Игореве» и грузинской национальной поэмы «Витязь в тигровой шкуре» Ш.Руставели, от «Полтавы» А.С. Пушкина и «Бородина» М.Ю.Лермонтова, «Тараса Бульбы» Н.В.Гоголя и «Войны и мира» Л.Н.Толстого.

Защита Отечества, борьба за свободу и независимость своего народа, подвиг во имя Родины рассматриваются в произведениях художественной литературы как наиболее яркие проявления патриотического чувства.

В современной обстановке, когда военный конфликт между отдельными государствами представляет собой реальную угрозу всему человечеству, выражением патриотического чувства становится движение сторонников борьбы за мир, за сохранение жизни на нашей планете.

В первых рядах движения за мир стоят и писатели. Свидетельство тому - их постоянный интерес к проблемам войны и мира, огромный воспитательный потенциал лучших произведений современной литературы, посвященных Великой Отечественной войне.

Какие проблемы волнуют сегодняшних школьников в художественной литературе о войне? Каковы мотивы их обращения к произведениям о войне? Приведу высказывание школьницы: « Много читаю о войне. Часто думаю о том, что ждет нашу планету в будущем, и поэтому с интересом читаю наших и зарубежных фантастов. Поразила фантастическая ситуация, описанная Ч.Айтматовым в романе «Буранный полустанок». Это какая-то особенная, очень жизненная фантастика, не для того, чтобы задуматься о настоящем». (Елфимова Айгуль, 11 класс).

Планомерная работа по патриотическому воспитанию школьников непременно даст свои результаты, ведь молодое поколение будет воспитываться не на отрицании культуры своей страны и высмеивании истории своего государства, а научится находить правильные ориентиры, формировать систему отношений к тем или иным событиям. Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладает литература.

Устное творчество любого народа содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат пословицы, поговорки, загадки, песни, былины.

Изучая «Житие Александра Невского» в 8 классе, ученики говорят о бранных подвигах Александра Невского и его духовном подвиге самопожертвования, о защите русских земель от нашествий и набегов врагов. Горячий призыв к единству Руси перед лицом внешней опасности, призыв к защите мирного созидательного труда русского населения - вот основной вывод, к которому приходят девятиклассники при изучении «Слово о полку Игореве».

Для учащихся огромный материал для патриотического и гражданского воспитания представляют эпизоды военной истории России.

Так, изучая героические страницы истории нашей страны в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино» в 5 классе, учащиеся раскрывают мысли и чувства простых солдат, отстоявших родину от врага, размышления автора о значении Бородинской битвы и роли простого народа, русском национальном характере, о том, кто такие настоящие люди, какой ценой добывается слава народа. На уроках беседуем о войне 1812 года и значении Бородинской битвы, говорим о Лермонтове не только как о поэте, но и непосредственном участнике битв на Кавказе. Главным при анализе стихотворения является ответ на вопрос: «Почему чувства участников далеких событий 1812 года продолжают волновать нас и сейчас? Почему во время Великой Отечественной войны защитники Москвы часто произносили слова: «Ребята! Не Москва ль за нами?» Анализ текста хорошо дополняют слайды репродукции картин Ф.Рубо «Панорама Бородинской битвы», «Кутузов под Бородиным» С.Герасимова и слайды других авторов, подготовленные самими учащимися.

Повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (6 класс) - это прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Ученики отмечают героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей - запорожцев в борьбе за родную землю, патриотический пафос повести. Подвиги Тараса и его сына Остапа вызывает у учащихся чувство искреннего восхищения и дает конкретные представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность Родине, отвага и храбрость в отстаивании ее чести и независимости. При изучении этого произведения использую на уроке видеофрагменты фильма «Тарас Бульба» в качестве иллюстрации произведения, сопоставления фрагментов художественного текста и видеофрагмента. Просмотр эпизодов сопровождается беседой по содержанию.

Особое место на уроках литературы занимает работа с историческими документами. Например, при изучении романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Ученики учатся сравнивать, сопоставлять, анализировать, например, сопоставление предводителя восстания в разных произведениях: образ Пугачева в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина «Пугачев». Данная работа позволяет учащимся самостоятельно получать знания, на основе которых формируются определенные убеждения и через оценку событий формировать систему ценностей. Все это приводит к возникновению у ребенка позитивных гражданских свойств личности.

Судьба родины и судьба человека слиты в одно целое в рассказе М. Шолохова «Судьба человека». Учащиеся 9 класса выявляют такие качества, как стойкость, преданность, дух товарищества, которые были издавна присущи русскому солдату. Ярким примером такого солдата стал Андрей Соколов. Лейтмотивом произведения являются слова героя: «… На то ты и мужчина, на то и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала». Чтение и анализ завершается просмотром фильма, который дает еще раз возможность школьникам прочувствовать необычайность характера русского человека. Анализируя текст, ученики получают задания найти факты проявления мужества и героизма русских людей в дополнительной литературе; разбирая те или иные поступки наших сограждан, отвечают на вопрос: «А как бы ты поступил на его месте?» Этот вопрос рождает чувство сопричастности ребенка к событиям далекого прошлого.

Познать, понять и почувствовать человека, событие всегда легче через искусство. Формированию патриотических чувств способствует выполнение на уроках творческих заданий: нарисовать иллюстрацию к историческому событию, составить кроссворды, озвучить диалог исторических деятелей, написать сценарий к фильму, устное рисование. Использование музыкальных фрагментов, элементов театрализации позволяет создать особый эмоциональный настрой на уроке, что во многом определит его успех.

Применение ИКТ - технологий является результатом формирования более эффективной модели обучения, - это требование времени, позволяющее разнообразить урок, активизировать работу учащихся. Успех обучения зависит от творческой личности учителя, от его умения использовать ИКТ, направленное на формирование и развитие информационной культуры учащихся.

Эффективное использование новейших педагогических технологий, воспитательных возможностей форм и методов преподавания обеспечивает воспитание и развитие личности школьников, способствует проявлению ими собственной нравственной и гражданской позиции, участию в деятельности патриотической направленности.

Литература:

  1. Гасанов З.Т. «Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан». «Педагогика». - 2007г., №6;
  2. Колычев В.К. «Истоки мужества»., г. Москва «Просвещение», 2001г.
  3. Бодрова Н.А., Сигал Л.М. «Читательские интересы старших школьников. Внеклассная и внешкольная работа по литературе». - Москва, 2002 г.
  4. Богданова О.Ю. Библиотека учителя русского языка и литературы. «Нравственное воспитание на уроках литературы». - Москва «Просвещение», 2001 г.
  5. Овчинникова Н.П. «Идея патриотизма и Отчества в истории русской педагогики». «Педагоггика». - 2007г., № 1

Художественная литература как средство развития речи дошкольников.

«Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития» .

В.А. Сухомлинский

Художественная литература – это вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка. Специфика художественной литературы выявляется в сопоставлении, с одной стороны, с видами искусства, использующими иной материал вместо словесно-языкового (музыка, изобразительное искусство) или наряду с ним (театр, кино, песня, визуальная поэзия), с другой стороны - с иными типами словесного текста: философским, публицистическим, научным и др. Кроме того, художественная литература, как и другие виды искусства, объединяет авторские (включая анонимные) произведения в отличие от принципиально не имеющих автора произведений фольклора.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. В.Г. Белинский в свое время говорил о том, что детская книга пишется для воспитания, а «воспитание – великое дело: им решается участь человека». Хорошо развитая речь помогает дошкольнику лучше передать свои мысли, эмоции, переживания, объяснить собственную позицию. Если по каким-либо причинам речь у ребёнка развита недостаточно, то в дальнейшем это затруднит учебную деятельность. Художественная литература – могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы разнообразны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных сказках перед детьми раскрывается легкость и выразительность языка, богатство речи юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Научившись сопереживать героям произведений, дети начинают замечать настроение окружающих их людей. В детях пробуждаются гуманные чувства – способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости. По словам В.А. Сухомлинского, чтение книг – это тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка и все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который закладывается в дошкольном детстве. В детском саду младших дошкольников знакомят с литературными произведениями разных жанров: рассказами, сказками, стихотворениями, пословицами, поговорками, потешками и т. д. Перед воспитателями ставится цель овладения детьми конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение задач развития свободного общения с взрослыми и сверстниками, развитие всех компонентов устной речи детей: лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны, связной речи в различных формах детской деятельности. Приобщаясь к художественной литературе, ребенок младшего дошкольного возраста накапливает определенный запас слов, который содержит все части речи. Средствами художественного слова ребенок осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. Из книги ребенок получает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты, другие средства образной выразительности, владение которыми в свою очередь служит развитию художественного восприятия литературных произведений. Характерная для младшего дошкольника особенность, которую отмечают исследователи детства, – это необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Человек, по утверждению К.И. Чуковского, начинает говорить не прозой, а стихами. Первые слова, которые произносит ребенок, по симметричному расположению гласных звуков являются совпадающей рифмой: ма-ма, па-па, бо-бо и т. д. Сама природа ребенка раннего и младшего дошкольного возраста требует стихотворного материала. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. При этом они тяготеют, прежде всего, к ритмам динамичным, мелодике радостной, плясовой. Оттого-то малышам нравится произведения детского фольклора, поэтическая природа которого, гармонично сочетающая в себе слово, ритмику, интонацию, музыку и действие, точно соответствует эмоциональным потребностям ребенка. Каждая из песенок, подобных «Ладушки», «Козе», «Сороке – белобоке», – это блестящий мини-спектакль, где ребенок и зритель, и певец, и танцор, и актер, и чтец. Особое внимание необходимо уделить развитию образной речи детей в процессе ознакомления с разными жанрами литературы (сказка, рассказ, быль, стихотворение, басня) и малыми фольклорными формами. Начальному литературному образованию детей способствуют также праздничные мероприятия, вечера досуга, вечера сказок, стихов, загадок. Вся эта работа должна быть пронизана творчеством, любовью самого педагога к литературе и стремлением передать эту любовь детям. В младшей группе детского сада детей учат слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Необходимо использовать прием объяснения незнакомых слов, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Следует объяснить значение тех слов, без понимания которых становятся неясный основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей. Варианты объяснения различны: постановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов (избушка – лубяная – деревянная; горница – комната и др.); употребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения; во время знакомства детей с картинкой; вопрос к детям о значении слова и др. Выразительность чтения, заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышает степень воздействия художественного слова. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинирующими замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы. Осуществляется рассматривание иллюстраций, которые углубляют понимание текста, уточняют его, полнее раскрывают художественные образы. Для того чтобы вызвать интерес у детей к книгам, можно предложить разные игры. «Прятки с книжкой " – детям показывают новую книгу и просят закрыть глаза. Прячут книжку где-нибудь в групповой комнате. Дети с удовольствием отправятся на её поиски, а когда найдут, наградой им будет чтение этой книги. «Герои к нам приходят " – в активное общение включают персонажей из знакомых сказок. Например, в гости к детям приходит Зайка и просит детей выполнить аппликацию мячика или нарисовать его. «Угадай героя сказки» – предлагают детям рассмотреть иллюстрации в книге, которую ещё не читали, и просят угадать, о ком это произведение. «Маленькие художники» – после прочтения книги предлагают детям стать художниками и нарисовать наиболее запомнившийся и понравившийся эпизод произведения. «Закончи сказку» – рассказывают детям начало и середину знакомой им сказки, например, про Машу. Детям нужно самим придумать другое окончание сказки (например, Медведь отругал Машу за то, что она отделилась от подружек, и отвел домой).

Таким образом, ознакомление младших дошкольников с художественной литературой – это формирование развитой личности, будущего большого читателя, культурно образованного человека.

« Мир был бы страшен, если бы в нем присутствовало только научно-техническое измерение. Это было бы не человеческое общество, а общество-киборг»