«Методическая разработка «Развитие творческих способностей на уроках сольфеджио и музыкальной литературы. Развитие творческих способностей на уроках сольфеджио и музыкальной литературы


Использование творческих заданий на уроках музыки.

Задача творческого развития школьников заключается в том, чтобы целенаправленно и систематически развивать необходимые способности: оригинальное, образное мышление, воображение, эмоциональную отзывчивость; а также формировать потребность в творчестве и общении с искусством. Учитель должен помочь ученику понять чувства и мысли автора, овладеть языком искусства как средством выражения своего собственного отношения к тем или иным явлениям жизни.

Детское творчество неисчерпаемо. Роль учителя - создать обстановку отсутствия страха, пробудить в нем фантазию, укрепить присущую возрасту творческую свободу и веру в свои силы.

Для раскрытия творческих способностей детей я применяю активные формы и методы: беседы, игры, олимпиады, поисковые эксперименты, творческие задания и т.д.

Творческие задания на уроках музыки способствуют общему творческому развитию личности, что, в свою очередь, воспитывает отзывчивость, художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность, интуицию, формирует внутренний мир ребенка,влияет на мышление, речь, воображение, активность ребенка. Творческие задания позволяют широко опираться на субъектный опыт ребенка и вполне созвучны с концепцией ЛОО (личностно-ориентированное обучение).

Чтобы творческие задания носили развивающий характер, способствовали воспитанию, обучению, они должны применяться в проблемной форме. Важно создать поисковые ситуации, способствующие самостоятельному поиску ответов и способов деятельности. Как и любое творчество, творчество детей не может быть ограничено только процессом созидания. Оно непременно требует общения по поводу созданного, то есть его исполнения и восприятия.

Ученики начальной школы могут сами (и с родителями дома) сочинить стихи или рассказ об услышанной на уроке музыки, нарисовать к ней рисунок, подобрать стихи известных поэтов. При прохождении темы о народной музыке, ребята сочиняют прибаутки, частушки на заданные тем.

Прием «Найди пропущенное слово».

Так, мы просим ребят найти слово, которое дополняло бы список рядом стоящих для подтверждения ключевого слова (например, в пятом классе первая тема семестра «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?»).

Романс – это … и музыка (литература).

Балет – это… танец и музыка (литература).

Опера – это … …музыка, танец, театр (литература, изобразительное искусство или прикладное).

Это задание можно выполнить как устно, так и письменно. Оно активно способствует развитию мышления в процессе поиска ассоциативных связей.

Еще один прием, нацеленный на тот же процесс, - «найди ненужное слово».

Учащимся предлагается из ряда логически связанных между собой слов найти лишнее, в этом задании также нужно сочетать как учебный материал, так и творческую деятельность, направленную на развитие ассоциативного мышления.

Так, например, в том же пятом классе вторая тема семестра называется: «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?»

Учащимся предлагается цепочка музыкальных слов, которые исчезли бы из литературных произведений, не будь музыки. При перечислении учителем этих слов учащимся ставится условие: поднимать руку или говорить слово «нет» в случае «ошибки» педагога:

Песня, нота, рояль, пластика, дирижер, струна, строка, оркестр и т.д.

Прием изобразительные импровизации.

Музыкальные впечатления детей могут подкрепляться детским изобразительным творчеством – рисунками на сюжеты музыкальных произведений, лепкой из пластилина персонажей музыкальных сказок, оформлением программ и афиш концертов, рисуночная методика – слышу, вижу, рисую.

На уроках музыки с первого класса учащиеся часто получают задание нарисовать услышанное произведение. Очень важно, какие зрительные образы вызвала музыка у маленького слушателя, то что ребенок не может пока высказать словами, он сможет показать в рисунке. Рисуночная методика очень полезна при анализировании и диагностике учащегося. Разработанный вариант рисуночной методики применяется с первого класса до восьмого. Творческие работы позволяют увидеть умение рисовать, т.е. творчески работать, сравнивать рисунки по цвету, а следовательно более точно определить эмоциональное отношение к услышанному и изображаемому.

А) Цвет рисунка играет огромную роль. Темные тона, холодные (темно-коричневый, синий и т.д.) считаются проявлением отрицательных эмоций, т.е. отрицательного отношения к изображаемому, светлые, теплые тона (желтый, красный и т.д.) считаются проявлением положительных эмоций, т.е. положительного отношения к изображаемому.

Б) Тщательность и аккуратность деталей рисунка – при положительном отношении, при отрицательном – рисуется нарочито небрежно.

В) Творческое или формальное отношение к рисунку: динамичность рисунка, свобода композиции рисунка, наличие сюжета, его завершенность. Творческое отношение к рисунку определяется наличием вышеперечисленных характеристик. Оно свидетельствует о положительном эмоциональном отношении к изображаемому. Отсутствие данных характеристик свидетельствует об отрицательном отношении к изображаемому.

Очень любят ребята работу с карточками:

Изображение инструментов (при прослушивании пьесы, ребята определяют звучащий инструмент и пишут название его);

Карточки образов (музыка весёлая - "солнышко улыбается", музыка грустная - "солнышко грустит").

При проигрывании ребята поднимают нужную карточку.

Для ребят 5-8 классов можно применить на уроке метод проектов .

Были созданы проекты: газета "Современные исполнители", коллаж "Любимые песни". С помощью медийных технологий, урок музыки становится более красочным и информативным! Задача одна - обратить внимание ребят к музыкальному произведению, услышать и обсудить с ними их впечатления, творчески их обыграть, например: показать пантомиму, нарисовать рисунок - впечатление, устроить игру "За и против". Где каждая команда защищает либо положительный либо критичный взгляд на услышанное произведение.

Вариант «Калейдоскопа» творческих заданий для работы инструментальным произведением.

В качестве художественного образа мы выбрали музыкальное произведение Г.В.Свиридова «Осень» из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель».

Детям предлагался следующий калейдоскоп творческих заданий:

смотря на портрет Свиридова рассказать о нем.

послушать произведение в фортепианном изложении

выбрать из предоставленных стихотворений, наиболее соответствующие характеру этого произведения

ритмодекламация на выбранное стихотворение, его озвучивание.

сравнить фортепианное исполнение и исполнение оркестровое.

нарисовать четыре прямоугольника, озаглавить их «Зима», «Весна», «Осень», «Лето». Закрасить каждый прямоугольник каким-то одним цветом, который больше всего подходит к данному времени года. Или пользоваться не каким-то одним цветом, а сочетаниями разных цветов. Глядя на рисунки, спеть «зимний», «летний», «весенний», «осенний» напевы.

выбрать инструменты, какие услышали при звучании «Осень», объяснить почему выбрали эти инструменты.

выбрать из предложенных картин, наиболее соответствующее музыкальному языку рассматриваемого произведения.

сочинить ритмический аккомпанемент к произведению.

сравнить данное произведение с произведением Г.В.Свиридова «Весна».

вспомнить и назвать композиторов, которые писали произведения о временах года.

Анализ работы над произведением Г.В.Свиридова «Осень»

В начале урока детям предлагалось посмотреть на портрет композитора и рассказать о нем. Учитель осторожно предлагал наводящие вопросы, которые помогали детям выразить свои мыслит. «Дети вот перед вами портрет человека, но мы не знаем кто он, как его зовут, кем он был по профессии, в какое время он жил...». Дети сразу отвечают, что этот человек - композитор, так как они находяться на уроке музыки и об этом догадаться не сложно. По одежде, прическе, внешнему виду определяем, что композитор живет в нашем времени. Далее предлагается пофантазировать о его жизни, какая она была, трудная или беззаботная и радостная. Почти все дети представляю жизнь композитора трудной и горькой - это связано с их предыдущим опытом знакомства с композиторами (Бетховен, Моцарт). Предлагается познакомиться с композитором, назвать его имя и поддержать детей, что все их догадки были правильными. Говорим о том, что композитор очень любил природу и много произведений написал под впечатлением природных явлений.

Детям предлагается четыре прямоугольника раскрасить в соответствии с временами года, теми сочетаниями цветов, которые как им кажется наиболее полно отражают настроение той или иной поры года. В основном преобладали следующие цвета: зима - белый или бело-голубой, весна - зеленый, голубой, лето - яркие сочетания зеленого, красного, желтого, осень - желтый, красный.

Далее предлагалось послушать произведение Свиридова «Осень» в фортепианном изложении. Определить его характер. Все дети отметили, что произведение грустного, тоскливого, печального характера. Учитель предлагает детям дать название этому произведению. Большинство детей дали ответ - «Осень», объяснив это тем, что мелодия напоминает падение листьев с деревьев, прощание природы с цветущим и теплым летом.

Следующим заданием предлагалось посмотреть на инструменты (см. приложение №8) и сказать какие бы они выбрали для этого произведения если бы оно звучало в оркестровом исполнении. Дети выбрали следующие инструменты: арфа, скрипка, флейта, виолончель, треугольник.

Затем предлагается послушать в оркестровом исполнении. Дети оживленно воспринимали то, что звучали тембры инструментов, из тех которые они назвали. Подбадриваем детей, что мысли композитора и детей совпали. «Мы с вами тоже побывали в роли композитора.». Говорим, что не только многие композиторы обращались к образу осени в своих произведениях, но и многие поэты и художники посвящали свои творения этой поре года.

Читаются стихотворения (см. приложение № 6), и детям предлагается выбрать наиболее соответствующее характеру произведению Свиридова. Все дети без исключения выбрали стихотворение Н.Гумилева «Осенняя песня». Дети отметили, что в стихотворении также тоскливое, прощальное настроение.

Предлагается следующим заданием посмотреть на свое изображение осени цветом, и сравнить соответствует ли оно прослушанному произведению. Всем классом выбираем наиболее удачные сочетания цветов.

Выясняем, что оказывается осень бывает разная об этом свидетельствует то, что мы ее изобразили по-разному, а вот как ее изобразили художники, давайте выберем самый подходящий пейзаж к произведению Г.Свиридова «Осень» (см. приложение №.7). Мнения детей разделились между пейзажами И.И.Левитана и В.Д.Поленов «Золотая осень». Но большинство детей выбрали картину И.И.Левитана. Дети объяснили свой выбор тем, что в пейзаже Левитана преобладают неяркие краски, которые передают грусть и тоску.

Далее детям предлагается попробовать передать пластическими движениями рук характер произведения. В движениях детей преобладали плавные нисходящие покачивающиеся движения, которые передают падение листьев с деревьев.

Домашним заданием детям предлагалось вспомнить композиторов и их произведения, в которых изображаются картины природы. Многие дети вспомнили композитора Э.Грига и его произведение «Утро», так как с ним недавно знакомились на уроках музыки, несколько человек назвали произведение А.Вивальди «Времена года».

Мы видим, что дети с легкостью вовлекаются в процесс работы над одним произведением, если он протекает таким образом. Дети постоянно находятся в творческом поиске, вовлекаются в разные виды деятельности, причем на основе одного этого произведения идет работа по нескольким направлениям. Работа над средствами музыкальной выразительности, их взаимосвязь с личностью композитора и с жизнью вообще, это и активные методы соинтонирования цветом, словом, жестом, сравнение с произведениями разных видов искусств, вживание в позицию композитора, художника. У детей развивается творческое воображение, наблюдается неограниченный полет фантазии, при этом роль учителя ограничена, он не является информатором, он находиться в позиции регулировщика, который направляет рассуждения и мысли детей по правильному пути, не сковывая их в свободе, а лишь помогая их выражению.

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

Русская музыка - народная и композиторская

Для углубления и закрепления пройденного материала, а также для раскрытия творческих способностей учащихся по теме:«Русская музыка - народная и композиторская» мною применяются следующие задания:

Нарисовать иллюстрацию к любой русской народной песне или произведению русских композиторов

Нарисовать цветовые ассоциации

Подобрать или сочинить частушки

Изготовить шумовые инструменты

Придумать движения для орнаментального хоровода

Написать сочинение на тему: «Как я отношусь к русской народной музыке?»

Составление и разгадывание кроссвордов

Выполнение тестовых заданий

Задания на сравнение (общее и различие)

Задания на соответствие и др.

Примеры творческих заданий.

Задание:

нарисовать цветовые ассоциации на звучание народных инструментов - балалайка, ложки, гармонь, трещотки, свирель, шумовые коробочки, оркестр народных инструментов.

Задание (подготовка к заключительному уроку по разделу) – научно-исследовательская работа:

Тема: Русские народные инструменты

1 группа – гусли, балалайка

2 группа – свирель, рожок, жалейка

3 группа – трещотки, ложки

4 группа – баян, гармонь

Что это такое?

История возникновения инструментов.

Подобрать или сочинить загадки, стихи.

Оформить работы в виде реферата, альбома, книжечки (на выбор).

Цели и задачи творческого задания: формирование умения самостоятельного получения информации, умения проводить исследования; углубление представлений учащихся о русских народных инструментах; привить интерес к предмету через осуществление поисковой деятельности.

Задание «Собери словечко»

Собери слово и объясни, что оно значит.

Карточка 1

Карточка 2

Карточка 3

Задание «Сравнение»

Сравнить по рисунку музыкальные инструменты, установив:

а) общие признаки (музыкальные инструменты, струнные)

б) различие (балалайка - струнный щипковый, скрипка - струнный смычковый; у каждого инструмента - свой тембр; внешние признаки - форма, расположение по отношению к корпусу исполнителя во время игры)

Карточки -

1. скрипка - балалайка

2. арфа - гусли

3. труба - рожок

4. ложки - барабан

Задание « Лишнее слово »

Карточки -

а) скрипка, флейта, рожок , труба, фортепиано

б) вальс, барыня, гимн , камаринская, полька

в) пианист, трубач, флейтист, композитор , гитарист

г) балалайка, ложки, трещотки, саксофон, баян

д) колыбельные, эстрадные , игровые, трудовые, обрядовые

Кроссворд

«Жанры русских народных песен»

1. Своим спокойным движением, мягкими переливами звуков эти песни словно ласкают, убаюкивают.

2. Этот жанр русской народной песни процветает в настоящее время, в нем находит быстрый отклик любое явление современности.

3. В старину эти песни пелись в любой момент, когда возникала потребность излить душу, свои чувства.

4. Основным содержанием этого жанра песен является обращение к природе, птицам, животным, напев их, обычно, прост.

5. Эти песни сопровождали и отображали тяжелый труд крестьян и рабочих.

6. Важные события жизни сопровождались обрядами. Как называются песни, звучащие во время обряда.

7. Это, как правило, повествовательные песни. В них прославляются защитники Родины, нашли отражение события, связанные с борьбой русского народа за свободу.

Самостоятельно составить кроссворд на тему: «Жанры русских народных песен».

Тест

1. Музыкальное произведение, которое исполняет инструмент-солист с сопровождением оркестра -

а) концерт

б) кантата

2. Форма музыкального произведения, в которой есть тема и ее изменения -

а) трехчастная

б) вариации

3. Как одним словом назвать «народное творчество» -

а) фольклор

б) наигрыш

в) распев

4. Довольно большое музыкальное произведение, которое исполняет симфонический оркестр -

а) кантата

б) симфония

5. Как называется торжественная песня, которая прославляет величие, могущество своей страны; песня, которая является символом государства, так же как и флаг, герб -


Музыкальная викторина. Узнай знакомую музыкальную тему из сочинений В. А. Моцарта: название произведения часть, действие партия, тема, раздел тональ - ность темп 1 Симфония 40 IV ч. ГП g- mollAllegro assai 2 Соната 11 I ч.I ч. IV вар. A-durAndante grazioso 3 « Свадьба Фигаро » I д.I д. Ария Керубино Es-durAllegro vivace 4 Симфония 40 I ч.I ч. ПП B-durAllegro molto 5 Соната 11 III ч. средний раздел fis-mollAllegretto 6 Симфония 40 II ч. ГП Es-durAndante 7 « Свадьба Фигаро » I д.I д. Ария Фигаро C-durVivace 8 « Реквием » VII ч. Лакримоза d-mollLarghetto 9 « Маленькая ночная серенада » I ч.I ч. ГП G-durAllegro 10 « Свадьба Фигаро » увертюраЗП A-durPresto


По страницам биографии В. А. Моцарта. Выбери и запиши даты, соответствующие событиям из жизни композитора 1756 г г г г г г г г г. датавозраст событие Постановка оперы « Свадьба Фигаро » в Вене Знакомство с Гайдном Рождение в семье придворного музыканта Разрыв с архиепископом Коллоредо, переезд в Вену Написание симфонии 40 в Вене Назначение придворным композитором императора Иосифа II в Вене Знакомство с Бетховеном в Вене Женитьба на Констанце Вебер Написание оперы « Волшебная флейта », « Реквиема », смерть композитора Награждение орденом « Золотой шпоры » Концертное турне по Европе с отцом и сестрой на 3 года




По страницам оперы « Свадьба Фигаро » Узнай по нотам арию героя оперы, подпиши по - русски начальные слова, поставь ключевые знаки, заполни таблицу: герой оперы номер акта голостональность темп




Страны и языки по страницам « Свадьбы Фигаро » вопрос ответ Как называется комедия Бомарше, которая легла в основу сюжета оперы? На каком языке написана эта комедия? На каком языке либретто оперы? В какой стране происходит действие оперы? В какой стране родился и жил создатель оперы – Моцарт? Какой родной язык композитора? Кто перевёл на русский язык в 1875 г. текст оперы?


Допиши названия опер В. А. Моцарта Похищение из ……………………………………. Дон …………………………………………………..…. Все они …………………………………………….… Мнимая …………………………………………..….. Директор …………………………………………… Милосердие ……………………………………….. Волшебная ………………………………………… Бастьен и …………………………………………..




Напиши, в каких классических музыкальных формах написаны изученные сочинения В. А. Моцарта? музыкальные формы произведения В. А. Моцарта Простая двухчастная форма Простая трёхчастная форма Сложная трёхчастная форма Форма рондо Вариационная форма Сонатная форма


Определи на слух музыкальную форму одной из частей сонатины В. А. Моцарта ………………………………………………….. (звучит рондо сонатины До мажор в исполнении преподавателя – два раза) * * * Ответь на вопросы: 1) В какой тональности звучит побочная партия экспозиции сонатной формы, если в репризе она написана в Ля мажоре?) В какой тональности звучит заключительная партия экспозиции ре - минорной сонаты? ………




Дай краткие ответы на вопросы: Какое сочинение Моцарт посвятил Гайдну? В каких изученных сочинениях размер 6/8 ? В каких странах бывал Моцарт? Какими языками владел? На каких инструментах играл? Кто автор маленькой трагедии « Моцарт и Сальери »? Кто сочинил одноимённую оперу? Как называется роман со Моцарте Д. Вейса?


Дай краткие ответы на вопросы: Кто сочинил в 1887 г. оркестровую сюиту « Моцартиана »? Назови жанр комической оперы XVIII в. в Австрии и Германии? Назови жанры итальянских опер XVII-XVIII в. в. (серьёзная и комическая) Что значит « парный состав » симфонического оркестра? Какого инструмента (струнно - смычкового) нет в струнном квартете? Какой итальянский танец напоминают темы сонаты A-dur I ч. и ария Сюзанны из IV д. оперы?







Нынешняя ситуация в нашей современной жизни такова, что основными условиями являются стремительные темпы развития, засилье в средствах массовой информации рекламы, развлекательных и игровых программ; и, как следствие - потребительская позиция и пассивность молодого поколения. Большое количество потенциальных потребителей музыки не особенно озабочены повышением своей музыкальной культуры и удовлетворяют свои музыкально-эмоциональные потребности музыкой невысокого художественного качества. Школа, непосредственно, должна реагировать на происходящие изменения и учитывать данные условия, внося определенные коррективы в учебный процесс. Помочь в разрешении этого вопроса, одна из задач преподавателя музыкальной литературы. Именно музыкальная литература занимает особое место в курсе обучения теоретических дисциплин в ДМШ. Данный предмет способствует формированию у обучаемых исторических, стилистических, творчески- индивидуальных представлений в искусстве.
В последние годы обнаружилась опасная тенденция снижения интереса к занятиям музыкальной литературы. На взгляд автора основными причинами такой ситуации послужили: во многих музыкальных школах музыкальная литература занимает второстепенное место в ряду учебных дисциплин; отсутствие экзамена в конце данного курса.
Отчуждения учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. Разрабатывались так называемые «нестандартные уроки», имеющие главной целью, возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду. Мнения преподавателей на «нестандартные уроки» расходятся: одни видят в них прогресс, правильный шаг в условиях современной школы, а другие считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников.
В настоящее время новые приемы, найденные в процессе многолетней работы многих преподавателей, не могут представать в виде установленных норм, требуются постоянные переосмысления и обновления форм и методов работы. Каждый педагог в процессе своей деятельности вносит свои коррективы в существующие в преподавании традиции. Совершенно очевидно, что для выполнения сложных учебных задач не может быть стандартного единого типа урока, с заданными раз и навсегда этапами и их последовательностью. Творческий подход к методике преподавания музыкальной литературы - характерная особенность работы современных преподавателей.
Обычные формы учебной работы, используемые на занятиях музыкальной литературы (лекции, беседы, практические работы, зачеты), не позволяют формировать активно-познавательную позицию учащегося, поскольку он всегда находится в состоянии обучающегося. В связи с этим и является актуальной разработка и использование нетрадиционных форм обучения, смысл которых не только в эффекте новизны и оригинальности - это мощный стимул для получения знаний.
Автор предлагает свою точку зрения на данную проблему, основываясь на собственном педагогическом опыте.
Важной задачей повышения качества обучения является поиск таких форм и методов организации учебного процесса, которые позволят обеспечить его максимальную эффективность. Успешному решению этой задачи способствует применение игрового подхода: уроки-соревнования, уроки-конкурсы, уроки- игры и т.д. Одна из задач таких уроков - создать психологическую обстановку эмоционального подъема и активности, при которых знания естественно и легко обнаруживаются. Учащиеся, сохраняя приятные впечатления, постигают и науку общения. Очень часто такие уроки, применяясь как заключительный этап работы, являются самым счастливым переживанием каждого ученика.
Как показал опыт, игра на занятиях по музыкальной литературе значительно активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет создать обстановку, в которой они могут проявить свои специальные знания, способности. Игра оказывает стимулирующее действие на ход учебного процесса, формирует у учащихся стремление к самообразованию, развивает практические умения и навыки.
Основные достоинства игрового метода заключаются в следующем:
  • обеспечивается комплексность формирования знаний, умений, навыков;
  • процесс приобретения знаний получает деятельностный характер;
  • учащиеся получают опыт, делают ошибки и исправляют их, не неся при этом значительных моральных издержек;
  • развитие желания и способности действовать самостоятельно.
Игровая деятельность ребенка исследовалась многими отечественными психологами (Выготским Л.С., Элькониным, А.Н.Леонтьевым). Ученые считают, что в игре ребенок реализует желания, которые в реально - практической деятельности чаще не осуществимы. Именно в игре удовлетворяются бессознательные влечения и потребности. Но игра должна носить учебно-познавательную функцию и реализовывать определенные цели и задачи.
Г.Тарасов отмечает, что важнейшая задача преподавателя заключается в том, чтобы придать игре целенаправленность через усвоение тематизма программы.
Э.Гроссе, Д.Эльконин, Г.Нейгауз - ученые и музыканты говорят о двух положительных моментах игровой деятельности:
  • восприятие социального опыта;
  • актуализация индивидуального опыта.
И отмечают, что игра, всякий раз выступает как явление, рождающееся в данный момент, как процесс полный неожиданностей, новизны и потому привлекательный для её участников.
Л.С.Выготский называет этот процесс «встречей» общественного и индивидуального, который может произойти только в воображении, только под воздействием эмоций и только в образной форме. Вот этот-то процесс выступает в сознании учащихся как нечто «волшебное», удивительное, чудесное. Он, очевидно, и раскрывает тайну особой притягательности игровой деятельности для учащихся.
Но не следует забывать, что игра, это вовсе не развлечение, а серьезная, увлекательная, интересная, требующая полного соучастия учащихся деятельность. Конечно, шутка, юмор, улыбка вполне естественны для творческой атмосферы урока. Однако многое шутливое в музыке в соответствии с характером учебных, дидактических задач может потребовать от учащихся и напряженных, серьезных усилий: внимательного вслушивания в музыку, умения дать глубокую и убедительную характеристику, активного размышления о ней. Музыкальная игра для детей - серьезная деятельность: и по характеру задач и результатов этой деятельности, и по значению этой деятельности в целом для личности ребенка.
Игра обеспечивает преемственность музыкального развития учащихся на различных стадиях обучения. В исследованиях психологов достаточно определены возрастные особенности, связанные с изменением позиций детей в ситуации обучения. Вместе с тем в каждом классе игра сохраняет свое своеобразие в соответствии с возрастными особенностями учащихся и возрастающим уровнем их музыкально-эстетической подготовки.
По целевой направленности игровые формы можно классифицировать на три основных типа.
1. Сюжетные игры;
2. Ролевые игры;
3. Игры-соревнования.

Сравнительная характеристика традиционных и нетрадиционных форм работы


Традиционные формы
Нетрадиционныве формы
Направление обучения
Предметно-ориентирована на усвоение определенной суммы знаний, умений, навыков
Личностно-ориентирована на мотивацию, уровень подготовки каждого учащегося, развитие его способности и обогащение личного опыта
Цель
Приведение всех к единому результату
Развитие каждой личности учащегося в зависимости от ее потребностей
Принципы обучения
Наглядность, доступность, от простого к сложному, последовательность и т. д.
Активность, проблемность, системность, модульность
Характер взаимоотношений участников
Субъектом деятельности является преподаватель, объектом - учащиеся
Субъектами взаимодействия выступают преподаватель и учащиеся
Деятельность обучаемого
Воспроизводящая знания
Творческая

Предлагаемые типы игр могут быть взаимопроникаемы, взаимосвязаны между собой.
Множество таких игр и их вариантов каждый педагог может придумать и применять в своей работе. Они нравятся детям вызывают у них неизменный интерес, проводятся весело и заинтересованно. Позволяют в живой и непосредственной форме развивать навыки самостоятельного мышления и творческих способностей, расширять кругозор.
Предлагаемый материал был разработан для итоговых уроков по музыкальной литературе для учащихся 4-5х классов. Каждый из блоков урока направлен на выявление тех или иных признаков успешной учебной деятельности. Задания предполагают сочетание индивидуальной, групповой, фронтальной форм работы в устном и письменном виде. Рассмотрим некоторые из них.

I. Теоретическая разминка.
Вниманию учащихся представлен ряд вопросов (10-15), определяющих усвоение музыкально-теоретического материала и служащие средством психологической раскованности детей. Очень важен характер вопросов, они должны иметь высокий уровень «информативности», и в то же время быть короткими (т.е. рассчитанные на короткий ответ). Некоторые вопросы сформулированы в занимательной форме и требуют определенной смекалки.
Примерный ряд вопросов.
4 класс.
1. Кто из русских композиторов известен еще и как ученый-химик, автор более сорока научных трудов?
2. Какая геометрическая фигура стала музыкальным инструментом?
3. Какая опера М.И.Глинки, написанная по мотивам сказки А.С.Пушкина, действие которой происходит в Киевской Руси?
4. Какая страна гордится музыкальными произведениями своего национального композитора Э.Грига?
5. Каким инструментом владел Садко, герой известной сказки?
6. В оркестре народных инструментов этот инструмент выполняет ту же роль, что и скрипка в симфоническом. О каком инструменте идет речь?
7. Изначально у славян она была положительным божеством, хранительницей рода и традиций, детей, а в период насаждения христианства этой языческой богине придали злые, демонические черты, наделили уродливой внешностью и злобным характером. О ком идет речь?
8. Как называется вступление к опере?
9. Что такое «камертон»?
10. Как называется балет С.С.Прокофьева написанный по одноименной сказке Ш.Перро?
5 класс
1. Героем, какой баллады М.Глинки является Наполеон?
2. Вспомните названия хоровых и певческих голосов.
3. Музами какого романса, созданного во славу «чудного мгновенья любви», стали мать и дочь- Анна и Екатерина Керн? Знаете ли вы, что судьбе было угодно, чтобы композитор полюбил такой же сильной любовью дочь, какой поэт любил мать. Кто они?
4. Назовите фамилии композиторов в хронологическом порядке:
Прокофьев, Чайковский, Моцарт, Варламов, Шуберт, Глинка.
5. Какая баллада И.Гете послужила программой одноименного
симфонического скерцо французского композитора П.Дюка?
6. Откуда эти строки. Кто автор текста?
Между небом и землей Песнь моя, лети с мольбою
Песня раздается, Тихо, в час ночной.
Неисходною струей В рощу тихою стопою
Громче, громче льется... Ты приди, друг мой.
7. Какая часть кантаты С.Прокофьева «Александр Невский» является единственным сольным номером в этом произведении? Для какого голоса она написана?
8. Как называется пение хора или ансамбля без музыкального сопровождения?
9. Как называется основное богослужение православной, католической церкви?
10. Что такое «вокализ»?

II. Работа в команде.
Учащиеся делятся на две группы, каждая команда получает конверт с заданием. Серия предложенных вопросов определяет знание музыкально-теоретических терминов, творческого наследия композиторов, музыкального материала. Именно этот блок в большей мере указывает и на необходимость межпредметных связей не только дисциплин курса музыкальной, но и образовательной школ. Например, для выполнения данных заданий необходимы навыки: интонирования и слухового анализа, владение фортепиано, знание исторических дат, литературных произведений.

4 класс
1 . Правильно сгруппировать (по элементам музыкальной речи, по группам инструментов и т.д.).
2. Установить возможные логические связи:

Дирижер

Духовой гусли

Гармонь песня

Домра оркестр

Певец полифония
Хор орган
гитара

3. Соотнести с именем композитора портрет;

  • фрагмент его биографии;
  • фрагмент истории создания произведения;
  • фрагмент самого произведения (исполнить сольфеджируя или на инструменте)

4. Выбрать среди рисунков музыкальных инструментов те, которые изображают:
  • духовые;
  • струнные;
  • ударные;
  • русские народные инструменты;
  • инструменты симфонического оркестра и т.д.

5 класс
1. Музыкальное послание. В нотном примере, составленном из
нескольких тем:
  • исполнить (сольфеджио, фортепиано);
  • обозначить границы, назвать произведения;

2. Портретный ряд.
Из предложенной серии портретов композиторов найти автора
музыкального послания.
3. Творческое наследие композитора (автора музыкального послания).
Эпоха, страна, творчество.
4. Знаменательные даты.

1804
1840 1812
1242 1791
  • Родился П.И.Чайковский
  • Начало Отечественной войны
  • Год смерти В.А.Моцарта
  • Родился М.И.Глинка
  • Ледовое побоище.

III. Музыкальная викторина.
Это задание позволяет оценить долгосрочную музыкально-слуховую память учащихся, знание произведений предусмотренных программой. По каждому номеру выставляется определенный балл, учитывается полнота ответа. По возможности номера представлены в видео воспроизведении или живом исполнении. Возможно привлечение учащихся, исполнение заранее подготовленных номеров (музыкальное послание другу).

IV. Кругозор.
Это завершающий этап урока и не требующий обязательной привязки к теме урока. Это блок, позволяющий выявить музыкальный кругозор и глубину знаний по истории и теории музыки.

Примерный перечень вопросов.

1. Современниками каких композиторов были: С.Эйзенштейн, Е.Керн, М.Фогль, Д.Гвичарди, А.Сальери и т.д.
2. С 1958 года молодые музыканты разных стран собираются в Москву на Международный конкурс имени...
3. Русский балалаечник-виртуоз, создатель первого отечественного оркестра народных инструментов.
4. Русский художник автор портретов М.Мусоргского, М.Глинки.
5. Название Международного телевизионного конкурса юных музыкантов.
6. Наш музыкальный город. Вопросы, связанные с музыкальной жизнью родного города

  • Когда был организован симфонический оркестр... филармонии?
  • Кто руководит оркестром?
  • Назовите солистов филармонии?
  • Какое событие произошло... и т.д.

Широкое применение в педагогической практике автора нашли так называемые уроки-путешествия и уроки - практические занятия . Например, заключительный урок в 4 классе II четверти представляет собой путешествие в Город Музыки. Каждый учащийся представляет себя каким-либо инструментом в городе музыки и события разворачиваются по придуманному же самими учащимися (с помощью педагога) сценарию. Ребята играют и роль корреспондентов, основная задача которых взять интервью у инструментов. А дома записать его. И в дальнейшем можно устроить конкурс на лучшую статью.
Урок - практическое занятие представляет собой комплексный анализ произведения, который проводится в несколько этапов. Для этого задания выбирается относительно небольшое произведение (обязательно целое, не фрагмент) с ясно различимыми границами музыкальной формы.
Учащиеся слушают музыку несколько раз.
  • первое прослушивание: предлагается познакомиться с музыкой, почувствовать основное настроение, характер, услышать, меняется ли он на протяжении пьесы.
  • второе прослушивание: определить форму, начертить таблицу в соответствии с музыкальной формой.
  • третье прослушивание: определить средства музыкальной выразительности, использованные композитором для создания характера, настроения музыки, вписать их в таблицу.
  • заключительное прослушивание: заполнение таблицы и описание того, как развиваются музыкальные образы в этом произведении.
Задание позволяет выявить многое: знание учащимися музыкальных форм, средств выразительности и диапазона их возможных изменений, умения вычленять эти изменения на слух. Но самое важное - это последний этап задания, когда все структурные изменения музыкальной ткани должны стать основой для описания художественного музыкального образа.
Средства музыкальной выразительности
A
D
C
Темп



Регистр



Динамика



Мелодия



Аккомпанемент



Лад



Размер



Ритм


Штрих



Учащимся предлагается воспользоваться набором признаков характера (художественных настроений) по В.Ражникову, который поможет точнее чувствовать и осознавать психологическое качества каждого настроения, его характер, эмоциональную особенность.
Необходимо отметить, что названные выше формы работы не являются основными и не должны вытеснять традиционные виды работы.

Список литературы.
1. В.Ражников. Путеводитель по дневнику творческого развития. М.,2000
2. А.Подласый. Педагогика. М.:1998
3. Ю.Лях. Перспектива развития дисциплины музыкальная литература в ДМШ ДШИ.//Сборник методических работ для преподавателей ДМШ., Абакан 2003
4. О Каравская. Музыкальные знатоки. Новосибирск 2000
5. Развитие творческих способностей учащихся на уроках «Музыкальной литературы». Омск 1988
6. Г.Панова. Активизация мыслительной деятельности на уроках музыки.
7. Н.Суслова. Музыкальная олимпиада.
8. В.Петрушин. Музыкальная психология. М.,1997
9. В.Ражников Диалоги о музыкальной педагогике. М.,2000
10. Г.Тарасова. Психология художественной игры.

Общие понятия, жанры, формы, программно-изобразительная музыка

1. Какой король исполнял сольные партии в балетах _______________________________

2. Что было создано в Париже в 1661 году _________________________________________

3. Когда менуэт стали танцевать в России _________________________________________

4. Какая страна была законодательницей танцевальной моды в 17 веке _________________

5. Кто стал «королем вальса» ____________________________________________________

6. При каком короле во Франции была создана «Академия танца» _____________________

7. Частью каких сложных жанров 18 века стал менуэт _______________________________

8. Как назывался первый ансамбль скрипачей Людовика 14. __________________________
__

9. Какой танец был предшественником вальса ____________________________________

10. Как назывались общественные собрания, учрежденные по указу Петра I в 1718 году.

11. В какой стране возник танец «полька» ____________________________________

12. Создателями «венского вальса» стали…_________________________________________ 13. Какое движение в танце является символом солнца ________________________________

14. Кто в 17 веке во Франции возглавил «Королевскую академию музыки» _______________ 15. В какой стране танцуют чардаш и вербункош ____________________________________

16. Что в переводе с французского означает слово «жанр» ____________________________

17. В какой стране родился Э.Григ __________________________

18. В каком веке балет отделился от оперы и стал самостоятельным видом музыкально-театрального искусства _______________________

20. Какая страна и когда стала родиной оперы, назовите первые оперы _________________

21. Назовите танцы в размере 6/8 _________________________________________________

_
22. Что такое «кордебалет» _______________________________________________________

24. Объясните слово «балет» ______________________________________________________ 25. Что такое «вторичные жанры» _________________________________________________

26. Какие «вторичные» жанры возникли в 18 веке ____________________________________ 27. Что такое «пантомима» ________________________________________________________
28. Что такое увертюра, где она звучит и для чего она предназначена ____________________
___

_
29. Назовите выдающегося балетмейстера, современника Пушкина _______________________

30. Что такое либретто _____________________________________________________________

31. Когда и где родился Э.Григ ___________________________________________________

32. Кто написал музыку к пьесе Гёте «Эгмонт» _____________________________________

33. Какие виды искусства объединяются в балетном спектакле ___________________________

_______


34. Назовите первую оперу buffa , её автора, когда и где состоялся спектакль _______________

______________________________________________________________________________
35. Какие произведения относятся к музыкально-сценическим: _________________________

______________________________________________________________________________

36. Какие драматические пьесы приобрели популярность благодаря музыке _______________

37. Назовите первую классическую русскую оперу, её создателя и дату премьеры ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

38. Когда и где была основана «Королевская академия танца» __________________________

________________________________________________________

40. Когда и где появились первые оперы, как они назывались _________________________
_______________________________________________________________________________

41. Что такое опера buffa, на какие сюжеты писали эти оперы ___________________________

_____________________________________________________________________________
42. Когда была открыта балетная школа в Москве _____________________________________

43. Кто такая Сольвейг ____________________________________________________________

______________________________________________________________________________
44. Какой композитор стал основоположником русского классического балета

________________________________________________

45. Что такое опера seria , на какие сюжеты писали эти оперы _________________________ ______________________________________________________________________________

46. Какой композитор стал основоположником норвежской классической музыки

___________________________________________________

47. В какой пьесе Грига музыка потрясает слушателей силой скорби и боли утраты

_________________________________

48. В каких странах концертировал Григ _____________________________________________

________________________________________________________________________________

49. Какие образы показаны в увертюре Бетховена «Эгмонт» _____________________________
______________________________________________________________________________
50. Что означает слово «пастораль» («пасторальный», «пасторальная») ___________________
______________________________________________________________________________

51. Назовите характерные устойчивые черты марша ___________________________________

_____________________________________________________________________________
52. Перечислите пьесы из первой сюиты «Пер Гюнт»: _________________________________

______________________________________________________________________________
53. Назовите характерные устойчивые черты марша ___________________________________

_____________________________________________________________________________
54. В какой пьесе Григ «рисует» пейзаж родной природы ______________________________

55. Какой композитор стал основоположником норвежской классической музыки ________

________________________________

56. Сколько сюит было составлено из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт» _______________

57. Какую форму имеет старинный французский танец «Менуэт» _______________________

58. Назовите два типа простой 2-х частной формы. ____________________________________
___________________________________________________________________________

59. Напишите формулу простой 3-х частной формы _________________________________

60. Какая может быть реприза в 3-х частной форме. ______________________________________________________________________________

61. Как называется период в котором 8, 16, 32 такта ___________________________________

62. Переведите надпись «Da capo all fine» ____________________________________________

63. Что означает слово «Рондо» ____________________________________________________

64. Что такое «рефрен» ___________________________________________________________

65. Что такое «каденция» _________________________________________________________
___________________________________________________________________________

66. Напишите формулу простой 2-х частной формы репризной. _______________________________________________________________________________

67. Напишите формулу простой 2-х частной формы безрепризной. _____________________________________________________________________________

68. Напишите формулу рондо ____________________________________________________

69. Что собой представляет вариационная форма _____________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
70. Чем сложная 3-х частная форма отличается от простой _____________________________

____________________________________________________________________________

71. Как называются музыкальные темы в рондо, звучащие между рефренами ______________

72. Как называется период в котором 7, 9, 10 тактов ___________________________________

73. Назовите основные выразительные средства для изображения движения. _____________________________________________________________________________

74. Что такое «программно-изобразительная музыка». _________________________________
____________________________________________________________________________

75. Что может изобразить музыка. __________________________________________________

____________________________________________________________________________

76. Что можно изобразить в музыке с помощью ритма и темпа _________________________

77. Какими выразительными средствами можно изобразить пространство _______________________________________________________________________________

78. Назовите несколько примеров программно-изобразительной музыки _________________
_______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
79. Перечислите виды маршей ____________________________________________________

______________________________________________________________________________
80. В каких песнях реальные события переплетаются со сказкой _______________________

Предварительный просмотр:

Вопросы по русской музыкальной литературе

1. Ввел в русскую оперную музыку принцип непрерывного музыкального развития.

Кто?_____________________Пример______________________________________________

2. Как называлась первая опера Даргомыжского, написанная на сюжет романа Виктора

Гюго «Собор Парижской Богоматери» ____________________________________________

3. Какой фрагмент оперы «Евгений Онегин» у Чайковского был самым любимым?

Именно с него он начал создавать музыку оперы? ___________________________________

_____________________________________________________________________________

4. Отказался от своего наследства в пользу крестьян? __________________________________

5. Воспел в музыке богатырские и героические черты русского характера _________________ 6. Запечатлел в своих операх древние русские обряды? _______________________________

7. В каком жанре написана опера «Евгений Онегин»? _________________________________

8. Сочинил оперу о патриотическом подвиге русского мужика? ________________________

9. Название произведения Р.-Корсакова, имеющее ярко выраженный восточный характер?

____________________________________________________________________________

10. Кто открыл в русской музыке социально-обличительную тему? ______________________

11. Этот цикл фортепианных пьес написан под впечатлением работ друга композитора, известного художника. Назовите:

А).фамилии художника и композитора ______________________________________________

Б).название цикла пьес ___________________________________________________________

12. Кто подсказал Бородину идею и сюжет оперы «Князь Игорь»? _______________________

13. Какая пьеса Глинки явилась началом рождения русской симфонической школы?

____________________________________________________________________________

14. Сколько симфоний написал Чайковский? Как называется последняя?

15. Какие оперы других композиторов дописал Р.-Корсаков? ___________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

16. Как называется первая русская сказочно-эпическая опера?

____________________________________________________________________________

17. Название 2-й симфонии Бородина _______________________________________________

18. Первым из русских композиторов, изображая русский народ, делил его на 2 класса

____________________________________________________________________________

19. Какой хоровой прием Мусоргский применил впервые в одной из своих опер? Название этой оперы? _____________________________________________________________________

20. «Оркестровый чародей» ________________________________________________________

21. Вводит в музыку новое выразительное средство – речитатив? ________________________

22. Кто из русских композиторов прожил свою недолгую жизнь в одиночестве, бедности, болезнях и непонимании его творчества? ______________________________________________

23. С детства увлекался химией, естествознанием, музыкой? ____________________________

24. Первоначально имел профессию юриста? _________________________________________

25. У кого основа музыки – широкая, песенная пластичная мелодия? ____________________

26. Кому любовь к русским народным песням привила крепостная няня, а к оркестровой

Музыке – музыканты крепостного оркестра? _______________________________________

27. Первым стал сочинять струнные квартеты (в русской музыке)? ______________________ 28. Обладал цветомузыкальным слухом? ____________________________________________

29. О ком сказано:«Он в своей музыке воссоздал весь океан русских людей, жизни, харак –

Теров, отношений, несчастья, невыносимой тягости, приниженности» (В.Стасов)

___________________________________________________________________________

30. Как называется первая русская опера в характере психологической бытовой музыкальной

31. Что является литературной основой оперы «Князь Игорь»

_______________________________________________________________________

32. Кто сказал эти слова: «Музыка – душа моя!» или «Создает музыку народ, а мы, ком-

Позиторы, её только записываем и аранжируем»? __________________________________

33. Сколько опер написал Р.-Корсаков? Какие? _______________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

34. Первым стал писать романсы и песни сатирического характера (для журнала «Искра»)?

__________________________________________________________________________

35. «Певцы» тяжелой доли русского народа (3 человека: композитор, поэт, художник):

___________________________________________________________________________

36. Основоположник жанра русской лирической оперы? _______________________________

37. Основоположник русской классической музыки ___________________________________

38. Был офицером Преображенского полка? __________________________________________

39. Учился у А.Г.Рубинштейна? ____________________________________________________

40. Кто дружил с Сеченовым, Боткиным, Менделеевым? _______________________________

41. Основоположник жанра симфонической сказки? ___________________________________

42. У кого (русский композитор) музыка носит лирико-драматический характер?

____________________________________________________________________________

43. Какова основная идея оперы «Борис Годунов»? ____________________________________

_____________________________________________________________________________

44. Основоположник жанра русской историко-бытовой оперы? _________________________

45. Дружил с Пушкиным. Дельвигом, Жуковским. Кукольником? _______________________

46. Композитор, врач, ученый-химик, крупный общественный деятель ___________________

47. «Великий учитель музыкальной правды». Кто? ____________________________________

48. Назовите романс Глинки, посвященный открытию первой железной дороги в России?

_____________________________________________________________________________

49. Сколько опер написал Чайковский? Какие? _______________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

50. На представление какой оперы русского композитора водили провинившихся солдат?

51. В каких операх Р.-Корсакова появляется образ Ивана Грозного? _____________________

_____________________________________________________________________________

52. Много ездил по зарубежным странам, был знаком с Брамсом. Григом, Сен-Сансом (рус.

Композитор) __________________________________________________________________

53. Как первоначально называлась опера Глинки «Иван Сусанин»?

_______________________________________________

54. Кто сочинял романсы обличительного характера, мрачные и трагические по звучанию?

___________________________________________________________________________

55. Под впечатлением каких событий Р.Корсаков обработал для симфонического оркестра

Бурлацкую песню «Дубинушка»? _______________________________________________

56. Очень любил вальс и ввел его во все жанры своего творчества _______________________

57. Кому посвящены произведения «Вальс-фантазия» и романс «Я помню чудное мгновенье»

58. Как называется большая, кульминационная сцена 2-го действия оперы «Князь Игорь»?

_____________________________________________________________________________

59. Композитор, врач, ученый-химик, крупный общественный деятель ___________________.

60. «Великий учитель музыкальной правды». Кто? ____________________________________

Предварительный просмотр:

Вопросы по зарубежной музыкальной литературе

  1. Выдержав серьёзный экзамен, получил титул почетного члена Болонской филармонической академии, профессора, а ему было тогда 14 лет? ______________________________________________________________________
  2. Можно ли танцевать под музыку вальсов Шопена? _______________________ Почему? ________________________________________________________________
  3. В чем разница между сонатой и симфонией (строение, исполнение)? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. . Его творчество получило признание при жизни. В последний путь его провожала

20-ти тысячная толпа поклонников? _______________________________________

  1. Что отличает героя песен Шуберта от героя произведений Бетховена? Чем вызвано это различие? _____________________________________________________________

_________________________________________________________________________

  1. Музыка какого произведения Моцарта построена на развитии секундовой интонации?

Где еще можно встретить у Моцарта эту интонацию? ___________________________

__________________________________________________________________________

  1. Тридцать лет прослужил капельмейстером у богатого венгерского князя Эстерхази? ____________________________
  2. Имел многосторонний талант: гениального композитора, органиста, клавесиниста и скрипача-виртуоза, непревзойденного импровизатора?________________________
  3. Немецкий композитор решил воплотить грандиозную идею всемирного братства человечества. Для реализации этой сверх трудной задачи он использовал необычные для избранного жанра средства выразительности. Эту симфонию исполняет увеличенный состав симфонического оркестра и хор, поющий в финале строки из оды Шиллера

«К радости» назовите:

А).данное произведение___________________________________________________

10 .Первый представитель романтизма в музыке?________________________________

11. В 19 лет выехал в концертное турне и больше не смог вернуться на свою родину –

Польшу? _____________________________________________________________

12. Что такое сюита? Назовите составные части танцевальной сюиты?

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

  1. Один австрийский композитор 18 века, крупный оперный реформатор написал комическую оперу, в которой воспел человека третьего сословия, показал его живой ум, жизнелюбие, готовность бороться за свои права. Композитор сумел музыкальными средствами создать яркие, живые характеры героев, передать их душевное состояние.

Назовите:

А). название оперы________________________________________

В). литературный источник_________________________________

  1. Основоположником какого художественного стиля в музыке был Гайдн?

____________________________________________________________________

  1. В 1822 году один венский композитор сочинил симфонию, возвестившую о начале новой эры в симфонической музыке. Её принято считать первой западноевропейской лирико-романтической симфонией. В ней много необычного: новая форма строения

(всего 2 части), интимный поэтический характер, грустная задумчивость и внутрен-

Ний психологический драматизм.

Назовите:

А). название симфонии_________________________________

Б). её тональность_____________________________________

  1. Композитор говорил: «Я схвачу судьбу за глотку и не позволю, чтобы она сокрушила меня!» ___________________________________________________________________
  2. «Поэт фортепиано». Кто это?_______________________________________________
  3. Представителем какого художественного стиля в музыке был И.С.Бах?

__________________________________________________________________

  1. Музыкальные мысли посещали его днем и ночью. Он даже спал в очках, чтобы, быстро проснувшись, записывать свои музыкальные сны. _________________________
  2. В детстве имел прекрасный голос, поэтому пел в церковном хоре собора Святого Стефана в Вене? ________________________
  3. Похоронен в общей могиле на Венском кладбище среди прочего людского сброда: преступников, нищих, бездомных. Точное место погребения неизвестно ______________________________________________________________
  4. Согласно последнему желанию композитора, после смерти его сердце было отправлено на родину в специальном сосуде, где хранится по сей день? ____________________
  5. Молодой пианист вначале напугал, а потом покорил Вену необыкновенной манерой игры: очень бурной, громкой, экспрессивной __________________________________
  6. Что такое полифония? Назовите полифонические жанры? _______________________

_________________________________________________________________________

  1. Ничто не могло сломать этого музыканта: материальный недостаток, болезни, одиночество и даже полная глухота Кто это!____________________________________
  2. Один композитор 19 века написал 9 симфоний, но при жизни не услышал ни одной, написал 22 сонаты для ф-но, но было напечатано только 3, сочинил 604 песни, но издали только 174 и ни одна его опера не была принята к постановке. Кто этот несчастный композитор?___________ _________________________
  3. В Париже, в артистическом салоне он считался «звездой» первой величины среди не менее ярких «звезд»: писателей - Бальзака, Мюссе, Гейне, Мицкевича, композиторов – Листа, Беллини и др. _____________________________________
  4. В историю музыки вошел как «отец» жанров симфонии и квартета_______________
  5. В 6 лет был уже виртуозом и начал концертную деятельность на родине и за рубежом? ________________________
  6. Был представителем древнего и очень музыкального рода? ___________________
  7. Что такое капелла? _______________________________________________________

________________________________________________________________________

  1. Какие композиторы работали капельмейстерами? _____________________________

_______________________________________________________________________

  1. Живя на чужбине, он очень тосковал по своей родине, поэтому часто обращался к национальным мелодиям. Так рождались его полонезы, мазурки. Кто это? ___________________________________________________________________
  2. Отец требовал, чтобы сын пошел по его стопам, т.е. стал учителем в школе ______________________________________
  3. Родился в австрийском городе Зальцбурге, прожил короткую, но очень яркую жизнь? _________________________________
  4. Когда (в какие века) и где жил Л.Бетховен ____________________________________

________________________________________________________________________

  1. У какого композитора фортепианная музыка отличается ярко выраженным бытовым характером, простотой и доходчивостью для восприятия и исполнения, напевностью и выразительностью? __________________________________________________
  2. Заложил основу состава симфонического оркестра? ______________________

Сколько групп? __________________

Какие инструменты входят? ______________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

  1. Имел большую, дружную музыкальную семью. В свободные часы музицировали

Все вместе? ____________________________

  1. В какой симфонии Бетховена есть основная тема, властвующая на протяжении всей 1-й части? ________________________________________________
  2. Что такое ноктюрн? Кто их писал? __________________________________________

________________________________________________________________________

  1. .Познакомившись с новым музыкальным инструментом – «пианофорте», композитор и гениальный исполнитель сразу же оценил его достоинства и первым стал играть на нем. Кто этот человек?_____________________________________________________
  2. В конце жизни ослеп? _________________________
  3. Во время поездки по Италии он присутствовал на церковном богослужении, а потом по памяти записал сложнейшее полифоническое произведение, которое считалось собственностью церкви и исполнялось только раз в году назовите:

А). где это происходило_____________________________________________________

Б). что исполнялось в церкви раз в году________________________________________

В).кто записал по памяти это произведение___________________

  1. . Кто написал 11 симфонических программных увертюр? («Эгмонт», «Кориолан», «Леонора») ________________________
  2. Основоположник австрийской классической оперы?_____________________________

А) название оперы__________________________________________________________

Б). её жанровая принадлежность______________________________________________

В). на каком языке она исполнялась___________________________________________

  1. У кого трое сыновей стали композиторами?________________
  2. В каких двух своих сочинениях Шуберт рассказывает своеобразную музыкальную повесть о любви, измене, о социальном неравенстве и трагическом одиночестве? __________________________________________________________________________
  3. В каком жанре реформаторский талант Моцарта проявился наиболее ярко? ___________________________________________
  4. Какие музыкальные жанры Шопен очень преобразил, превратив их в виртуозные концертные пьесы? ___________________________________________________________
  5. Порой очень вольно относился к традиционным формам сонатного и симфонического циклов, нарушая последовательность частей, музыкальных тем, вводя новые темы. Например:3-ю часть симфонии он назвал «скерцо», а не «менуэт».

А). кто этот композитор______________________________________________________

Б). почему он так поступал___________________________________________________

53 Какая новая форма родилась в эпоху классицизма? Её особенности?

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

54 Что такое «ХТК»? Как строится это произведение? _____________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________

55 На каких музыкальных инструментах играл Шуберт?____________________________
__________________________________________________________________________
56. Что такое каватина ________________________________________________________

57. Она родилась на юге Европы. Её имя означает «на открытом воздухе». То с одной, то

С другой улицы по вечерам доносятся её звуки. Кто она? ________________________

58. Какое произведение получило название «симфония со свечами» __________________
____________________________________________

59. Скажите на латыни слово «выдумка» _______________________________________

60. Назовите псевдоним Эмануэле Конельяно, автора либретто самых популярных опер

Моцарта. __________________________________________________________

Предварительный просмотр:

Музыкальный материал для викторины

1. Агапкин. Марш «Прощание славянки»

2. Альбинони. Адажио соль-минор

3. Аноним. Григорианский хорал, 9 век

4. Бах. Токката и фуга ре-минор

5. Бетховен. Симфония №5, вступл. и гл.п. 1ч.

6. Бетховен. Симфония №5, поб. п. 1ч.

7. Бетховен. Соната №8, вступл. 1ч.

8. Бетховен. Соната №8, гл.п. 1ч.

9. Бетховен. Соната №8, 3ч.

10.Бетховен. Увертюра «Эгмонт»

11.Бородин. Опера «Князь Игорь» - хор «Солнцу красному слава»

12.Бородин. Опера «Князь Игорь» - ария Князя Игоря «О дайте, дайте мне свободу»

13.Вагнер. Полет валькирий

14.Гайдн. Симфония №103, 1ч., вступл.

15.Гайдн. Симфония №103, 1ч., гл. п.

16.Глинка. Опера «Иван Сусанин» - полонез, 2д.

17.Глинка. Опера «Иван Сусанин» - краковяк, 2д.

18.Глинка. Опера «Иван Сусанин» - мазурка, 2д.

19.Глинка. Опера «Иван Сусанин» - песня Вани «Как мать убили…»

20.Глинка. Опера «Иван Сусанин» - ария Сусанина, 4д.

21.Глинка. Опера «Иван Сусанин» - хор «Славься»

22.Глинка. Оп. «Руслан и Людмила» - увертюра

23.Глинка. Оп. «Руслан и Людмила» - каватина Людмилы

24.Глинка. Оп. «Руслан и Людмила» - рондо Фарлафа

25.Глинка. Оп. «Руслан и Людмила» - марш Черномора

26.Глинка. Попутная песня

27.Глинка. Жаворонок

28.Глинка. Я помню чудное мгновенье

29.Глинка. Камаринская

30.Глинка. Вальс-фантазия

31.Глюк. Оп. «Орфей и Эвридика» - мелодия флейты

32.Глюк. Оп. «Орфей и Эвридика» - хор Фурий

33.Григ. «Пер Гюнт» - «Утро»

34.Григ. «Пер Гюнт» - «Смерть Озе»

35.Григ. «Пер Гюнт» - «Танец Анитры»

36.Григ. «Пер Гюнт» - «В пещере Горного короля»

37.Григ. «Пер Гюнт» - «Песня Сольвейг»

38.Григорианские хоралы (2)

39.Дебюсси. «Кукольный кэйкуок»

40.Жалейка. Хороводный наигрыш

41.Жанекен. «Пение птиц»

42.Лядов. «Баба-Яга»

43.Лядов. «Кикимора»

44.Машо. Месса – «Sanctus»

45.Мендельсон. Свадебный марш

46.Моцарт. Симфония №40 - 1ч., гл.п.

47.Моцарт. Симфония №40 – 4ч., гл.п.

48.Моцарт. Оп. «Свадьба Фигаро» - увертюра

49.Моцарт. Оп. «Свадьба Фигаро» - ария Фигаро «Мальчик резвый…»

50.Моцарт. Реквием - №7 «Лакримозо»

51. Мусоргский. «Картинки с выставки» - «Прогулка»

52. Мусоргский. «Картинки с выставки» - «Лиможский рынок»

53. Мусоргский. «Картинки с выставки» - «Избушка на курьих ножках»

54. Мусоргский. Оп. «Сорочинская ярмарка» - гопак

55. Мусоргский. Оп. «Борис Годунов» - хор «Уж как на небе солнцу красному слава»

56. Мусоргский. Оп. «Борис Годунов» - песня Варлаама «Как во городе…»

57. Мусоргский. Оп. «Борис Годунов» - монолог Бориса «Достиг я высшей власти…»

58. Органум (старинная форма песнопений)

59. Пёрселл. Оп. «Дидона и Эней» - ария Дидоны

60. Прокофьев. «Петя и волк» - финальный марш

61. Р-Корсаков. Оп. «Снегурочка» - вступление

62. Р-Корсаков. Оп. «Снегурочка» - песни и пляски птиц

63. Р-Корсаков. Оп. «Снегурочка» - 3-я песня Леля

64. Р-Корсаков. Оп. «Сказка о царе Салтане» - «Три чуда» (белка)

65. Р-Корсаков. Оп. «Сказка о царе Салтане» - «Полёт шмеля»

66. Р-Корсаков. «Шехеразада» - 1ч.

67. Сен-Санс. «Карнавал животных» - «Кенгуру»

68. Сен-Санс. «Карнавал животных» - «Слон»

69. Сен-Санс. «Карнавал животных» - «Лебедь»

70. Фогельвейде. Рыцарская песня

71. Хачатурян. Лезгинка из балета «Гаяне»

72. Чайковский. «Детский альбом» - «Камаринская»

73. Чайковский. Балет «Щелкунчик» - Марш

74. Чайковский. Балет «Щелкунчик» - Китайский танец «Чай»

75. Чайковский. Балет «Щелкунчик» - Танец пастушков

76. Чайковский. Балет «Щелкунчик» - Русский танец «Трепак»

77. Чайковский. Балет «Щелкунчик» - Танец Феи Драже

78. Чайковский. Балет «Щелкунчик» - Вальс цветов

79. Чайковский. Оп. «Евгений Онегин» - ариозо Ленского «Я люблю вас…»

80. Чайковский. Оп. «Евгений Онегин» - ария Онегина «Когда бы жизнь…»

81. Чайковский. Оп. «Евгений Онегин» - ария Ленского «Куда, куда вы удалились…»

82. Шопен. Вальс cis-moll

83. Шопен. Этюд №12 c-moll «Революционный» построить и спеть с разрешением:

Б6/4, D7, умVII7, М6, ув4

3. Спеть с листа и проанализировать № 292

4. Какой аккорд называется септаккордом?

Какие бывают вводные септаккорды?

Б И Л Е Т № 2

1. В тональности D-dur построить и спеть:

А). гармоническую гамму;

Б). тритоны с разрешением;

T6 – S5/3 – D2 – T6 – D4/3 – T5/3 – VII7 – D6/5 – T5/3

2. От звука «ми»

D2, М6/4, умVII7, ув2, ув4

3. Проанализировать и спеть с листа № 283

4. Характерные интервалы

Б И Л Е Т № 3

1. В тональности h-moll построить и спеть:

А). натуральную гамму;

Б). все уменьшенные интервалы;

В). гармоническую последовательность:

T6 – D4/3 – t5/3 – умVII7 – D6/5 – t5/3 – s6/4 – D6 – t5/3

2. От звука «фа» построить, определить тональность, разрешить и спеть:

Ум5/3, D4/3, VII7, ч4, ум5

3. Проанализировать и спеть с листа №296

4. Что такое «хроматизм», «модуляция», «отклонение»?

Б И Л Е Т № 4

1. В тональности Es-dur построить и спеть:

А). гармоническую гамму;

В). гармоническую последовательность:

T6 – D4/3 – T5/3 – VII7 – D6/5 – T5/3 – S6/4 – D6 – T5/3

2. От звука «ре» построить, определить тональность, разрешить и спеть:

Ув5/3, М6, умVII7, Б6, ув4

3. Проанализировать и спеть с листа №323

4. Рассказать все о тритонах.

Б И Л Е Т № 5

1. В тональности E-dur построить и спеть:

А). гармоническую гамму;

Б). тритоны;

В). гармоническую последовательность:

T6 - S5/3 - D2 – T6 – T5/3 – VII7 – D6/5 – T5/3

2. От звука «ре» построить, определить тональность, разрешить и спеть:

Б6, умVII7, D2, ув4, ч5.

3. Проанализировать и спеть с листа № 316

4. Лады народной музы

Б И Л Е Т № 6

1. В тональности c-moll построить и спеть:

А). натуральную гамму;

Б). все увеличенные интервалы;

В). гармоническую последовательность:

T6 – s5/3 – D2 – t6 – D4/3 – t5/3 – умVII7 – D6/5 – t5/3

2. От звука «ми» построить, определить тональность, разрешить и спеть:

М6/4, D4/3, VII7, ум5, м3

3. Проанализировать и спеть с листа № 294

4. Родственные тональности

Б И Л Е Т № 7

1. В тональности f-moll построить и спеть:

А). мелодическую гамму;

Б). характерные интервалы;

В). гармоническую последовательность:

T5/3 – умVII7 – D6/5 – t5/3 – t6 – s5/3 – D2 – t6

2. От звука «фа» построить, определить тональность, разрешить и спеть:

D4/3, ум5/3, М6/4, ч4, ув2

3. Проанализировать и спеть с листа № 289

4. Размер. Виды размеров.

Б И Л Е Т № 8

1. В тональности E-dur построить и спеть:

А). гармоническую гамму;

Б). характерные интервалы;

В). гармоническую последовательность:

T5/3 – VII7 – D6/5 – T5/3 – T6 – S5/3 – D2 – T6

2. От звука «ми» построить, определить тональность, разрешить и спеть:

Б6, D4/3, умVII7, б3, ув4

3. Проанализировать и спеть с листа № 317

4. Интервалы. Назвать все уменьшенные и увеличенные интервалы.

Б И Л Е Т № 9

1. В тональности fis-moll построить и спеть:

А). натуральную гамму;

Б). тритоны с разрешением;

В). гармоническую последовательность:

T5/3 – s6 – t6/4 – D7 – t5/3 - умVII7 – D6/5 – t5/3

2. От звука «до» построить, определить тональность, разрешить и спеть:

VII7, М6/4, D2, м6, б2

3. Проанализировать и спеть с листа № 325

4. Энгармонизм. Перечислить все энгармонически равные тональности.

Б И Л Е Т № 10

1. В тональности Des-dur построить и спеть:

А). гармоническую гамму;

Б). все увеличенные интервалы;

В). гармоническую последовательность:

T5/3 – S6 – T6/4 – D7 – T5/3 – VII7 – D6/5 – T5/3

2. От звука «си» построить, определить тональность, разрешить и спеть:

D7, М6/4, ув5/3, ч5, ув4

3. Проанализировать и спеть с листа № 281

4. Лад. Тональность. Гамма. Перечислить все мажорные гаммы в квинтовом

Порядке.

Разработано: зав.теоретического МО Т.В.Волкова