Что такое предание по истории. Предания


1. ПРЕДАНИЕ см. Предать. 2. ПРЕДАНИЕ; ПРЕДАНЬЕ, я; ср. 1. Устный рассказ; история, передающаяся из поколения в поколение. П. гласит. Хранить п. Библейское п. Семейное, народное п. Древнее п. Живое п. (предание, которое живо в устах народа, не… … Энциклопедический словарь

ПРЕДАНИЕ, предания, ср. (книжн.). 1. только ед. Действие по гл. предать предавать. Предание суду. Предание земле. 2. Рассказ, поверье, переходящее от одного поколения к другому в устной передаче. Древнее предание. «Преданья старины глубокой.»… … Толковый словарь Ушакова

- (укр. оповідання, нем. Sage, фр. и англ. tradition, греч. paradosis, по народной терминологии «досюльщина», «быль», «бывальщина») «народное сказание», точнее те рассказы и воспоминания, которые не входят в круг жанров, четко обособившихся: былин … Литературная энциклопедия

См. сказка... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. предание история, сказка; миф, поверье, притча, каббала, поверие, сказание, шажере, рассказ, легенда, сунна … Словарь синонимов

Жанр фольклора; устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, местностях, передающиеся из поколения в поколение. Возникнув нередко из рассказа очевидца, предание при передаче подвергается вольной поэтической… … Большой Энциклопедический словарь

ПРЕДАНИЕ, предать и пр. см. предавать. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

Священное (sacra traditio) второй из двух первоисточниковхристианской веры. Св. предание, как и Св. Писание, есть учение самогоИ. Христа и апостолов, преподанное ими церкви устно, а позже написанное. Такими письменными органами Св. П. ныне служат … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Предание - ПРЕДАНИЕ рассказ, сложившийся в народе и переходящий путем изустной передачи от поколения к поколению. Предание об историческом лице называется историческим или сказанием. В зависимости от своего содержания предания бывают героическими (о… … Словарь литературных терминов

ПРЕДАНИЕ, в народно поэтическом творчестве вид сказания, содержащего сведения об исторических лицах, местностях, событиях прошлого. Вымысел в преданиях отличен от сказочной фантастики и легендарных чудесСовременная энциклопедия

См. Евангелие от Матфея (I,2) см. Масоретский текст см. Священное Писание (II,С) см. Библия (II,4; III,4) … Библейская энциклопедия Брокгауза

Книги

  • Предание , Петр Шмаков. Поэт, писатель Петр Шмаков родился в 1950 г. в Харькове. Закончил Харьковский медицинский институт. Работал врачом. В?1995 году эмигрировал в США. Живет в пригороде Чикаго. Написанный в 2003…
  • Предание , Шмаков Петр. Поэт, писатель Петр Шмаков родился в 1950 г. в Харькове. Закончил Харьковский медицинский институт. Работал врачом. В 1995 году эмигрировал в США. Живет в пригороде Чикаго. Написанный в 2003…

На занятии мы познакомимся с преданиями как историческим жанром русской прозы. Рассмотрим классификацию преданий, узнаем, о чем они рассказывают, могут ли являться историческими документами. Прочитаем несколько преданий о Емельяне Пугачеве и о Ермаке.

Н.А. Криничная выделяет 8 сюжетных тематических групп (рис. 2).

Рис. 2. Классификация Н.А. Криничной ()

Популярность преданий можно объяснить тем, что грамотность и книги были мало кому доступны, а знать свое место в жизни и разбираться в событиях хотелось каждому. До XIX века предания заменяли литературу, трактуя события прошлого и настоящего времени. Предания рассказывают нам о событиях, про которые нельзя прочитать в книгах, но чаще всего приукрашенных. Например, народ считал, что в прежние времена жили великаны (рис. 3), поэтому на местах сражений находятся большие кости.

Рис. 3. Скелет великана ()

Народные герои наделяются волшебными качествами, например, Ермак считался неуязвимым, Степан Разин был колдуном. В центре событий в преданиях находится яркая историческая личность - царь, князь, генерал, атаман, разбойник. Из них можно узнать о великих исторических событиях: о взятии Иваном Грозным Казани (рис. 4), о покорении Ермаком Сибири.

Рис. 4. Взятие Иваном Грозным Казани ()

Вызывала интерес частная жизнь исторических личностей, например предания о том, как Петр I крестил сына простого крестьянина, о полководце XVIII века Румянцеве, который ловил рыбу в своем имении, о разговоре Суворова с солдатами.

Героями преданий становились силачи и разбойники (рис. 5). Разбойники нападают на людей и грабят их, клады прячут, зарывая в земле. Рассказывают предания о разбойничьих деревнях, жители которых заманивают путников к себе ночевать, а ночью убивают и грабят их.

Рис. 5. Разбойники ()

Не во всех преданиях разбойники являются отрицательными персонажами, часто они представлены как народные заступники, которые грабят богатых и помогают бедным. Такими героями являлись Степан Разин и Емельян Пугачев (рис. 6). Множество преданий о них свидетельствует о том, что они пользовались популярностью у простого народа.

Прочитайте предание «Пугачев и пушка» (рис. 7).

Рис. 7. Предание «Пугачев и пушка» ()

В предании большую роль играет рассказчик, который излагает событие и передает свое отношение к нему, а образ Пугачева грозен и внушает читателю мистический ужас. Расправа над человеком, который не подчинился самозванцу, является закономерной для того времени. Расправа над пушкой кажется бессмысленной (рис. 8), здесь повествование окрашено иронией рассказчика над Пугачевым.

Прочитайте предание «О происхождении Пугачева» (рис. 9).

Рис. 9. Предание «О происхождении Пугачева» ()

Данное предание не соответствует исторической правде: рассказчик считает, что Пугачев на самом деле был царем, и не говорит о смертной казни. Пугачев якобы является в Москву, и императрица уступает ему престол. Хотелось народу верить в это.

Народные предания не могут являться историческими документами, потому что народу свойственно приукрашивать прошлое.

Прочитайте самостоятельно предание «О покорении Ермаком Сибири». Об этом историческом событии мы говорили на прошлом занятии, когда разбирали исторические песни. Составим план этого предания (рис. 10).

Рис. 10. План предания «О покорении Ермаком Сибири» ()

Основная задача предания - рассказать об истории освоения сибирских земель. Но снова события приукрашены, ничего не говорится о враждебном отношении Ивана Грозного к Ермаку. Для Ивана Грозного цель похода - освоение Сибири, для Ермака - получение свободы. В предании противопоставлены бояре и бедный слуга-крестьянин, боярские советы бестолковы, а советы крестьянина - дельные для царя. Данное предание воплощает мечту народа о том, чтобы царь оценил народную мудрость и преданность.

Предания - своеобразный источник эпических жанров русской литературы. Писатели обращаются к народному творчеству для создания ярких образов, например А.С. Пушкин в произведении «Капитанская дочка».

Список литературы

  1. Меркин Г.С. Литература. 8 класс. Учебник в 2 частях - 9-е изд. - М.: 2013., Ч. 1 - 384 с., Ч. 2 - 384 с.
  2. Курдюмова Т.Ф. и др. Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия в 2 частях Ч. 1 - 12-е изд., 2011, 272 с.; Ч. 2 - 11-е изд. 2010, 224 с.
  3. Коровина В.Я. и др. Литература. 8 класс. Учебник в 2 частях - 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. Ч. 1 - 399 с.; Ч. 2 - 399 с.
  4. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература. 8 класс. Дом без стен. В 2 частях. - М.: 2011. Ч. 1 - 286 с.; Ч. 2 - 222 с.
  1. Toposural.ru ().
  2. Sokrnarmira.ru ().
  3. Nsportal.ru ().

Домашнее задание

  1. Что такое предание?
  2. Чем можно объяснить популярность преданий в свое время?
  3. Почему предания нельзя считать достоверным источником исторических событий?

Значение слова ПРЕДАНИЕ в Словаре литературоведческих терминов

ПРЕДАНИЕ

Жанр устного народного творчества: рассказ, повествование о реальных людях и событиях прошлого, сведения о которых необходимо было передать последующим поколениям. Однако сюжет П. обычно не развертывается в сложную цепь событий, как в сказке (см. сказка литературная), а строится на одном эпизоде, как правило, всегда ярком и необычайном. Источником П. являются рассказы очевидцев, однако, передаваясь из уст в уста, П. удаляется от фактической первоосновы, подвергается вольной поэтической интерпретации, тем самым сближаясь со сказкой и легендой (см. легенда). По тематике различают исторические (происхождение того или иного народа, история предков и т. д.) и топонимические (о происхождении природных объектов: гор, скал, рек, озер, болот и т. п.; памятников старины: могильников, монастырей и т. п. и их названий) П.

Словарь литературоведческих терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПРЕДАНИЕ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ПРЕДАНИЕ в Словаре экономических терминов:
    СУДУ - стадия уголовного процесса, в которой проверяется достаточность фактических данных и юридических оснований для рассмотрения дела в судебном заседании. …
  • ПРЕДАНИЕ в Литературной энциклопедии:
    [укр. — оповідання, нем. — Sage, фр. и англ. — tradition, греч. — par?dosis, по народной терминологии — «досюльщина», «быль», …
  • ПРЕДАНИЕ в Большом энциклопедическом словаре:
  • ПРЕДАНИЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    в народнопоэтическом творчестве повествование, содержащее сведения о реальных лицах и событиях. Возникнув из рассказов очевидцев, П. при передаче удаляется от …
  • ПРЕДАНИЕ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ПРЕДАНИЕ в Энциклопедическом словарике:
    в народно-поэтическом творчестве вид сказания, содержащего сведения об исторических лицах, местностях, событиях прошлого. Вымысел в преданиях отличен от сказочной фантастики …
  • ПРЕДАНИЕ в Энциклопедическом словаре:
    , -я, ср. Переходящий из уст в уста, от поколения к поколению рассказ о былом, легенда. Народное п. Семейное …
  • ПРЕДАНИЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПРЕД́АНИЕ, жанр фольклора; устный рассказ, к-рый содержит сведения об ист. лицах, событиях, местностях, передающиеся из поколения в поколение. Возникнув нередко …
  • ПРЕДАНИЕ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    преда"ние, преда"ния, преда"ния, преда"ний, преда"нию, преда"ниям, преда"ние, преда"ния, преда"нием, преда"ниями, преда"нии, …
  • ПРЕДАНИЕ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -я, с. Устный рассказ о былом, история, передающиеся из поколения в поколение. Семейное предание. Читать старинные предания. В семье осталось …
  • ПРЕДАНИЕ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. история, …
  • ПРЕДАНИЕ в словаре Синонимов русского языка:
    каббала, легенда, миф, поверие, поверье, притча, рассказ, сказание, сказка, сунна, …
  • ПРЕДАНИЕ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    1. ср. Процесс действия по знач. глаг.: предать. 2. ср. 1) Рассказ о былом, переходящий от поколения к поколению в …
  • ПРЕДАНИЕ в Словаре русского языка Лопатина:
    пред`ание, -я (от пред`ать; рассказ о былом) ; но: Свящ`енное Пред`ание …
  • ПРЕДАНИЕ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    предание, -я (от предать; рассказ о былом); но: Священное Предание …
  • ПРЕДАНИЕ в Орфографическом словаре:
    пред`ание, -я (от пред`ать; рассказ о былом) ; но: свящ`енное пред`ание …
  • ПРЕДАНИЕ в Словаре русского языка Ожегова:
    переходящий из уст в уста, от поколения к поколению рассказ о былом, легенда Народное п. Семейное …
  • ПРЕДАНИЕ в Словаре Даля:
    предать и пр. см. предавать …
  • ПРЕДАНИЕ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    жанр фольклора; устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, местностях, передающиеся из поколения в поколение. Возникнув нередко из …
  • ПРЕДАНИЕ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    предания, ср. (книжн.). 1. только ед. Действие по глаг. предать-предавать. Предание суду. Предание земле. 2. Рассказ, поверье, переходящее от одного …
  • ПРЕДАНИЕ в Толковом словаре Ефремовой:
    предание 1. ср. Процесс действия по знач. глаг.: предать. 2. ср. 1) Рассказ о былом, переходящий от поколения к поколению …
  • ПРЕДАНИЕ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
  • ПРЕДАНИЕ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I ср. процесс действия по гл. предать II ср. 1. Рассказ о былом, переходящий от поколения к поколению в устной …

Определение жанра. Фольклористы еще не дали достаточно удовлетворительного и обоснованного определения преданий. Нередко в научной литературе смеши­вают предания и легенды, хотя это раз­личные жанры. Это объясняется их бли­зостью, а также наличием переходных форм, одни из которых ближе к преданиям, а другие - к легендам.

Предания в народе называют былями «бывалыцинами». Для них харак­терна

историческая тематика. Предание сохраняют память о событиях и деятелях национальной истории. Этот вид произведений устного народного творчества имеет большое познавательное значение, так как в преданиях рассказывается об отдаленном историческом прошлом, о времени, от которого как правило не сохранилось других свидетельств. То, о чём говорится в пре­даниях, обычно воспринимается и рассказчиком и слушателями как действительно происходившее.

Ряд особеннрстей придают преданиям реалистический харак­тер: исторический материал, имеющий порой местную окраску, точное указание времени и места событий, бытовые детали, нередко ссылка на традиционность повествования (старики рассказывают, говорят), незначительная роль в сюжетах фантастических элементов. Предания не только повествуют о событиях и действиях исторических лиц, но и объясняют их причины. Это увеличивает познавательную ценность рассказов.

Предания близки к историческим песням, но имеют прозаиче-
скую_форму, а не стихотворную. От сказок предания отличаются
тем, что в них повествуется о реально существующих фактах,
хотя порой трактуемых с некоторой долей вымысла, отличаются и свободной формой; предания не имеют устойчивых зачинов и концовок, определенных ходов развития сюжета. От бытового устного рассказа предание отличается тем, что говбрит о далеком прошлом, а не о близком, а также тем, что повествователь никогда не выступает участником или свидетелем событий.

Предания – эпический т.е. повествовательный, сюжетный жанр. Но сюжет в них обычно не разворачивается в сложную цепь событий, как в сказке, а строится на одном эпизоде, ярком и необычном. Необычное - предмет повествования и в сказке, но там оно - результат вымысла, тогда как в предании речь идет о необычном в жизни, что придает рассказу удивительный, по­разительный характер.

Предание хотя и имеет «свободную форму», при которой от­сутствует определенная модель построения произведения, не ли­шено внутренней структуры, принципов идейно-художественной организации произведения: скрепления всего повествовательного материала одним сюжетным эпизодом, одним основным героем, созданию образа которого подчинены и сюжет и выразительные средства.

В дореволюционной русской фольклористике, а порой и сейчас не все ученые признавали предания фольклорным жанром и неред­ко рассматривали их как разновидность устного бытового слова. Однако предания не только выполняют информативную и идейную функции, но обладают и эстетической, что проявляется в необыч­ности сюжетной ситуации, идеализации положительного героя, употреблении особых выразительно-изобразительных средств. Предания бытуют в устах многих людей, тогда как устный рас­сказ-воспоминание передается одним лицом. Предания сущест­вуют во многих вариантах, что является важной особенностью фольклора. Они соотносятся с другими фольклорными прозаиче­скими жанрами и взаимодействуют с ними, а также с историче­скими песнями. Наконец, они имеют свою историю. Для них, как и для некоторых других жанров устного творчества, свойственна циклизация, т. е. объединение групп произведений вокруг истори­ческих персонажей или по сходным сюжетным ситуациям. Цикл более полно раскрывает образ героя, нежели отдельное предание. Входящие в него произведения близки по темам, по оценке со­бытий и персонажей.



Собирание и изучение преданий. Собирание русских народных преданий не велось систематически. Древнейшие предания запи­саны в пересказах в русских летописях. Записи преданий были сделаны и некоторыми западноевропейскими путешественниками; Олеарием, Флетчером, Коллинзом.

В журналах XVIII в. время от времени публиковались так называемые исторические «анекдоты» - рассказы об удивительных случаях в жизни известных людей, главным образом царей и пол­ководцев. Эти рассказы нередко носили верноподданический характер. Такие произведения появлялись и в отдельных книгах. Большое число их выходило в начале XIX в. Несколько изданий выдержал сборник «Анекдоты и деяния славных мужей» (1808, 1809 и др.). Особенно популярен был Петр I. Книга анекдотов о нем выходила много раз. Издавались анекдоты, относящиеся к Отечественной войне 1812 г., например книга Ф. М Сидельни-кова «Анекдоты достопримечательнейших происшествий, случив­шихся в течение нынешней войны с французами» (1813). В такого рода изданиях помещались предания, сложенные главным образом в солдатской среде.



Первым сводным (и, собственно, единственным до сих пор) сборником преданий была книга М. Н. Макарова «Русские преда­ния» в трех частях, вышедшая в Петербурге в 1838-1840 гг.

В ней помещен разнообразный материал, но тем не менее есть и народные предания.

В XIX - начале XX в. предания публиковались главным обра­зом в журналах, уделявших внимание русской истории: «Истори­ческом вестнике», «Русском архиве», «Беседе», а также в областных сборниках. Публикации помещали Е. В. Барсов, Н. Я. Аристов и др. Предания включались и в сборники сказок. Так, книга Д. Н. Садовникова называется «Сказки и предания Самарского края» (1884). Предания печатались в этнографических журналах «Этнографическое обозрение», «Живая старина», «Сибирская живая старина» и др.

Более систематично собирание преданий русские фольклористы стали вести после Октябрьской революции. Данные об их издании приведены в известном библиографическом указателе М. Я. Мельц «Русский фольклор».

Изучение русских исторических преданий в XIX в. большей частью представляло собой комментирование публикуемых «текстов. Собственно же исследование почти не получило раз­вития.

Наиболее ценны - статья Н. И. Костомарова «Предания перво­начальной русской летописи» (1905), книга И. П. Хрущева «О древ­нерусских исторических повестях и сказаниях XI-XII столетия» (1878), статья Н. Я. Аристова «Предания об исторических лицах и событиях» (1880), статья А. Зачиняева «Об эпических преданиях Орловской, Курской и Воронежской губерний».

В названных работах сделана попытка отграничить предания от других прозаических жанров фольклора, определить основные сюжеты и состав наиболее популярных героев, установить роль преданий как исторического источника.

Значительно шире развернулось изучение преданий в совет­ское время.

К. В. Чистов разработал вопрос о классификации жанров не­сказочной народной прозы и о сюжетном их составе. С. Н. Азбелев пытался разграничить эти жанры в их отношении к дей­ствительности, В. К. Соколова изучала типологию преданий.

Своеобразные уральские предания изучали В. П. Кругляшова и А. И. Лазарев.

Фундаментальную работу представляет собой книга В. К. Соко­ловой «Русские исторические предания» (1970). Исследование В. К. Соколовой -первая работа, в которой обстоятельно рассмот­рены сюжеты, познавательная, идейная и художественная цен­ность преданий, обобщено то, что сделано в их изучении. В книге выясняются отношение преданий к другим жанрам, освещение действительности в произведениях этого типа. Исследователь обращается к историко-сравнительному сопоставлению русских преданий с преданиями других славянских народов и устанавлива­ет важные особенности их отношений. В. К. Соколова дала клас­сификацию типов преданий, показала использование традицион­ного материала преданий и приспособление его к новым общест­венным условиям. К сожалению, в книге не рассмотрены предания о русских полководцах (Суворове, Кутузове, Платове, Скобелеве).

Типы преданий. Русские иарддные_пведания неоднородны. Но попытки дать их обоснованную классификацию не всегда удавались. Самой простой классификацией была тематическая, какой, например, придерживается С. Н. Азбелеа: «Предания и легенды, как правило, разграничиваются по тематике - исто­рические, топонимические, религиозные, демонологические, быто­вые и др.» В.Е.Гусев делит исторические предания на собственно исторические или предания о событиях, и «героические, или предания о лицах». В. К. Соколова справедливо критикует такую классификацию, так как предания о событиях и лицах трудно разграничить: историческими могут быть и преда­ния о событиях, и предания о лицах, героическими также могут быть предания и о событиях, и о лицах.

В. К. Соколова выделяет два типа преданий: исторические и легендарные. Разьясняя далее, что она относит к ним исторические легенды религиозного содержания и социально-утопические легенды, т. е. смешивает два жанра- предания и легенды.

Что касается собственно преданий, то можно принять класси­фикацию, данную В. К. Соколовой, которая делит их на два типа: предания исторические и топонимические. К первым относятся рассказы об исторических событиях и лицазс случаях, связанных о/ ними, а также о лицах, участвовавших в событиях или встречавшихся с историческими деятелями. Ко вторым относятся рассказы о возникновении поселений (городов и сел) и их названий, о местах, связанных с важнейшими событиями.

Историзм преданий и их историческое развитие. Историзм пре­даний состоит прежде всего в том, что они имеют историческую основу. В летописях и народной традиции предания вьшолняют роль достоверного исторического источника, на них ссылаются как на верное свидетельство о прошлом родной страны.

Историзм преданий состоит и в том, что со временем проис­ходят изменения жизненного содержания и формы произведений. Непрестанно обновляются их темы, сюжеты, мотивы, персонажи, характер изображения событий и лиц. Общая эволюция народного творчества, изменение народных воззрений вносят новые элемен­ты в структурно-художественные особенности преданий.

Русские народные предания в своем историческом развитии выделили несколько циклов, которые, связаны с определенными историческими периодами и повествуют о важных событиях и лицах того времени.

Древнейшие предания. Древнейшие русские народные предания не дошли до нас в точных записях. В ранние русские летописи включено немало рассказов, основой которых можно считать уст­ные предания. Летописцы порой ссылаются на то, что исполь­зуют рассказы старых людей, на то, что говорится в народе. Более того, они приводят варианты устных рассказов и собственное опровержение содержащихся в них сведений. Например, лето­писец приводит предание, в котором о Кие говорится как о князе, но здесь же упоминает, что «инии же, не сведуще» называют его перевозчиком: если бы Кий бил перевозчиком, он не ездил бы в Царьград, где был принят царем с великими почестями.

Существует три типа текстов в летописях, которые есть основание считать идущими от народных преданий: это или крат­кие записи важных и удивительных случаев (относящихся к самым древним временам), или пересказы устных преданий, или более распространенные повествования, в известной степени сюжетно организованные и включающие в себя значительный диалогиче­ский текст. Они, как правило, лишены религиозной христианской окраски, а порой содержат некоторые языческие элементы. Такого рода летописные записи отличаются значительной реалистич­ностью: простотой повествования, изложением сюжетного хода действия, характеристикой персонажей в их поступках. Уже древ­нейшие формы преданий содержат; в себе основные элементы, образующие этот тип произведений.

Ранние предания запечатлели немало важных свидетельств о прошлом русского народа. Это прежде всего рассказы о древних славянских племенах, об их родоначальниках. Так, по преданию, Радим и Вятко пришли из «ляшских стран»; первый со своим родом осел на Соже, а второй на Оке. От них пошли радимичи и вятичи. Сохранились в летописях и рассказы о соседях славян: о великанах обрах, которые были наказаны богом за жестокость и насилие над другими народами,- они исчезли с лица земли, почему и пошла пословица «погибоша аки обри». Записан рассказ и о том, как поляне освободились от хазарского ига; хан требовал от полян дань, они дали хазарам «от дыма по мечу». Хазары испугались этой дани и ушли. По этому поводу Н. И. Костомаров замечает: «Исторической правды факта, конечно, здесь нет ни капли. Не могли поляне дать от дыма по мечу, тогда как мечи составляли редкость и драгоценность...». Ученый полагает, что «основанием этому рассказу служила песня», на это «показы­вает тон рассказа и поэтическая плавность выражения».

Древние предания рассказывают о первых русских князьях; о походе Олега на Царьград, о его смерти от укуса змеи, выполз­шей из черепа его любимого коня (сюжет обработан А. С. Пушки­ным в «Песне о вещем Олеге»), о мести древлянам Ольги за смерть Игоря, о сватовстве князя Владимира к Рогнеде.

Немало рассказов посвящено борьбе русских племен с южными кочевниками. Особенно выделяются рассказы о юноше киевлянине Кожемяке, победившем в единоборстве Печенежина, о котором говорится: «Превелик зело и страшен». Предание о Кожемяке может быть сопоставлено с былинными мотивами: тут юноша-богатырь, младший среди братьев, проявляет неимоверную силу; он человек обычного роста, а его враг - исполин, напоминающий Идолище поганое;.Печенежин перед боем глумится над Кожемякой, как враг в былине над богатырем; Кожемяка ударяет Печенежина о землю, как богатырь врага в конце поединка.

К повествованиям о битвах следует отнести и сказание о борьбе с монголо-татарами, особенно о Куликовской битве. Правда, преданий о ней почти не сохранилось, но исследования показали, что известное произведение древней письменности «Повесть о Мамаевом побоище» имеет в своей основе устное предание. Следует выделить особый тип произведений - героические сказания, представляющие собой промежуточное явление между историче­ской песней и преданием. С. Н. Азбелев считает, что героическое сказание повествует непосредственно о конкретных исторических фактах, сближаясь этим с историческим преданием и исторической песней. Сказанию свойствен конкретный историзм в отличие от условного историзма былины.

Предания ХУ1-ХУП веков. В преданиях ХУ1-ХУП вв. выделя­ются три цикла произведений: об Иване Грозном, о Ермаке и о Степане Разине. Каждый из них по-своему оригинален.

Среди преданий о Грозном особенно популярны рассказы о казанском походе и о насыпанных по приказу царя курганах с целью сосчитать войско (каждый воин приносил шапку земли).^ справедливости Грозного, общении его с крестьянами, к которым" -он приходит в избы и у которых крестит детей. Царь жестоко расправляется с боярами и воеводами, обирающими народ. Он каз­нит воеводу за то, что тот взял взятку - гуся, начиненного золотом. \ Симпатии народа к Грозному стали основой сюжета о его избра-!нии на царство (царь из мужиков).

Иностранные путешественники, посещавшие Русь, записали несколько характерных рассказов о Грозном, напоминающих анек­доты. Джиль Флетчер, английский посол при дворе царя Федора. Иоанновича, был в Москве в конце XVI в. В 1591 г. он издал 120 I в Лондоне книгу «О государстве Российском», в которой сообщал рассказ о хитрости Ивана Грозного: царь велел каждому из воевод собрать по колпаку блох, иначе будут платить штраф за ослуша­ние царского приказа. Но так как приказ воеводы не могли выпол­нить, то царь обложил их большим штрафом. В преданиях рас­сказывается о том, как Грозный, неузнанным, пристал к шайке воров и стал из подговаривать ограбить царскую казну. Но воры не согласились: казну они не грабят. Царь наградил воров. В дру­гом предании бедный крестьянин, не имея ничего другого, поднес царю в подарок пару лаптей и репу; Грозный приказал боярам покупать у этого крестьянина репу. И тогда один из бояр решил получить от царя ббльшую привилегию и преподнес ему дорогой подарок, однако царь одарил его репой.

В XVI-XVII вв. складываются два важных социальных цикла преданий - о Ермаке и о Степане Разине. Это было результатом воздействия на народное творчество больших крестьянских дви­жений. Предания этих циклов представляют собой новое явление в произведениях этого типа, а именно: народные массы уже не удовлетворялись мечтой о справедливом царе, а стали мечтать о герое, который возглавил бы «вольных людей», о народном вожаке. Во многих областях России складывались предания о Ермаке, прикреплявшие его происхождение или его действия к определенной области; Дону, Уралу, Волге. И Ермак,выступал то донским казаком, то бурлаком с Волги, то разбойником с Камы. Основной сюжет - поход в Сибирь. Он мотивируется, как и в исто­рических песнях, тем, что Ермак предлагает товарищам заслужить прощение царя. Предания посвящены и победам Ермака в Сибири, и его гибели.

Рассказы о Степане Разине стали складываться еще при его жизни. В них отразился рост крестьянских волнений. Большие отряды «вольных людей» собирались на Дону и особенно на Волге. Во главе их стал Степан Разин. В преданиях это образ народного вожака. Мотивы преданий очень близки мотивам исторических песен о нем. Основные сюжеты, как и в песнях, - взятие Астрахани, расправа с воеводой, поход в Персию. Образ Разина раскрывается в отношениях к «вольнице». К Разину идут люди со всех концов Русской земли: беглые крестьяне, беднота; он заботится о них и раздает им то, что отбирает у купцов и помещиков.

Основной аспект изображения Разина, как и характер всего цикла преданий о нем, можно назвать романтическим, что наи­более ярко выражено в сюжете «Разин и персиянка». Однако общищ план изображения довольно реалистичен. При всем этом разинский цикл преданий отличается значительным развитием фантастических мотивов. В преданиях немало отступлений от исторической правды. Так, например, рассказ о том, как Разин в 1670 г. в Астрахани сбрасывает с колокольни архиерея, который предавал его анафеме, но Разина в 1670 г. в Астрахани не было. В данном случае не возникает фантастического мотива, а лишь нарушается историческая правда. Однако в преданиях о Разине нередки мотивы волшебства, повествование порой приобретает сказочный характер. Народ наделил Разина чудесными качествами; его не берет пуля, оковы его не держат, из тюрьмы он бежал на лодке, которую нарисовал на стене и на которую плеснул воду из кружки: заплескались волны и лодка поплыла. Сказочные моти­вы дополнялись легендарными: казнь Разина вызвала в народе не только горе, но и утопические мечты, которые нашли выра­жение в рассказах о том, что он жив и еще придет защищать народ. Этого рода мотивы значительно чаще встречаются в пре­даниях, чем в исторических песнях, более верных исторической правде . Предания разинского цикла отличаются от предшест­вующих циклов социальной проблематикой большого значения, прямым прославлением народного протеста и борьбы против классового угнетения.

Предания XVIII-XIX веков. В преданиях XVIII-XIX вв. находит дальнейшее развитие тема народных восстаний. Она служит ос­новой богатого цикла повествований о Емельяне Пугачеве. Этот цикл носит ярко выраженный антифеодальный характер. В нем отразился размах социальной борьбы русского крестьянства в 70-е годы XVIII в. В центре - образ Пугачева, вождя восставших народных масс и, что характерно для народной психологии того времени, «мужицкого царя».

Основные сюжеты цикла -сюжеты борьбы против воевод и помещиков, расправы с ними. Пугачев представлен как «справед­ливый царь». Он защищает народ от произвола и угнетения, а народ идет за ним, поставляет оружие и одежду, кормит отряды Пугачева. В ряде преданий рисуются картины сражений с царскими войсками, взятие крепостей, городов и заводов на Урале. Разгром войск Пугачева и его казнь в преданиях освещены особым обра­зом: народ не мог примириться с такай развязкой крестьянской войны. Это дало основу для легенды о том, что Пугачев жив, еще придет на помощь народу, а вместо него добровольно пошел на казнь солдат. Здесь мы видим повторение мотива некоторых преданий разинского цикла.

Пугачев близок к народу, опирается"на народ, защищает его, обещает ему «волю», ведет борьбу с генералами и помещиками. Важная особенность преданий о Пугачеве состоит в том, что он действует с народной массой, а не с «вольными людьми», сбежав­шими от помещиков, как Разин. В этом сказался новый этап осво­бодительной борьбы. А. Н. Лозанова отметила реалистический план преданий и песен о Пугачеве.

В преданиях XVIII-XIX вв. продолжает развиваться тема «царь и народ». Она наиболее реализуется в преданиях о Петре I. Многочисленные войны России со шведами, немцами и турками придали этой теме новый аспект -она превращается в тему"«пол­ководец и солдаты», особенно в преданиях о Суворове и Кутузове.

Одним из первых образов полководцев в преданиях был образ Петра I. Одновременно он был и образом «справедливого царя». При всех тяжестях для народа военной службы и труда, например на постройке Ладожского канала, Петр I изображается положитель-ю. Лишь в отсталых слоях населения, особенно раскольничьих, он представлен как антихрист.

Большое место в преданиях занимают обстоятельства, связан­ные со взятием Азова, Орешка (Шлиссельбурга), Риги, но изобра­жения самих сражений нет. Это объясняется, возможно, тем, что предания мало записывались, собирание их началось поздно, когда многое уже забылось. В центре преданий, связанных с военными событиями, стоит Петр, который представлен как полководец, но лишь в общем аспекте. Более всего образ Петра развернут в бытовом плане. Предания о нем часто носят характер так назы­ваемых исторических анекдотов. Например, в Соловках Петр дока­зывает монахам большую пользу пушек по сравнению с колоко­лами. Немало рассказов о встречах Петра с разными людьми. Он обрисован как деловитый хозяин, строгий к солдатам и к гене­ралам, презирающий духовенство. В одном рассказе Петр говорит монахам: таким бездельникам надо бы в войсках быть, а не души-спасать.

Много преданий о встречах Петра с мастерами, с «работными» людьми. Он не отстает от них в работе, делит с ними все труд­ности. Он прост и может помериться силой с солдатом, отдать ему свой камзол, наградить за хитрую выдумку (солдат пропивает шпагу и, сделав деревянную, уверяет, что это господь превратил ее в такую, чтобы он не выполнил приказ царя заколоть другого солдата). Такого типа предания возникали в солдатской среде и были естественным следствием и длительной военной службы, и действительно своеобразного отношения Петра I к солдатам.

Подобная тема особенно широка развита в преданиях о Суво­рове, любимом полководце солдатской массы конца XVIII в. Предания о нем весьма популярны. Они носят патриотический характер. Солдаты гордятся своим военачальником, победами, ко­торые одержали под его командованием, его героическим поведе­нием в сражениях. В преданиях Суворов обрисован как простой,остроумный, веселый человек, с который можно говорить прямо/ без стеснения. Любовь солдат к Суворову была основой того, что в преданиях о его смерти выражена глубокая скорбь. Многие мотивы преданий о нем затем перенесены были на образ Кутузова.

Особенно популярны были предания об атамане Платове. Он представлен как простой казак, смелый, отважный, показывающий пример в бою. Особенностью образа является то, что Платов не боится сказать слово против мнения царя.

Образы Суворова, Кутузова~и Платова - наиболее яркие и со­держательные образы полководцев, которые с правом могут быть названы народными героями.

Топонимические предания. Топонимические предания - древ­няя, популярная в народе разновидность преданий. Они представ­ляют Собой рассказы о географических объектах (местностях, реках, озерах, горах и проч.) и населенных пунктах, прикреплены к определенным местностям. Основная особенность топонимиче­ских преданий состоит в том, что они объясняют характер, про­исхождение или названия географических объектов и населенных пунктов. С историческими преданиями они связаны тем, что при­креплены часто к определенным событиям или лицам, а тем самым и к историческим периодам.

Уже в древних русских преданиях есть рассказы о расселении славянских племен, об их названиях, об основании городов. Так, Киев, по преданию, основали три брата: Кий, Щек и Хорив и их сестра Лыбедь. Надо отметить, что под Киевом существуют возвышенности Хоривица, Щековица и приток Днепра Лыбедь. Записано предание о происхождении названия города Орша. Моло­дой князь Орша и его дочь Оршица в трудный для Киева час пришли на помощь князю Владимиру и помогли ему отразить набеги печенегов.

К топонимическим преданиям относятся и рассказы о проис­хождении курганов. Курганные насыпи связывают со многими лицами: с Иваном Грозным, с Разиным (курганы на волжских берегах).

Важная группа преданий включает объяснения названии мест­ностей, городов и проч. Названия давались не только по особен­ностям местности, но и по тем событиям и лицам, которые с ней были связаны. Например, около города Алатыря есть местность Царь-Конь. Ее название объяснялось тем, что там у Ивана Гроз­ного пал конь. В нескольких местах в Поволжье возвышенности называются «Беседные горы» или «Думные горы». Их названия будто бы возникли в связи с тем, что на тех местах Разин или Пугачев устраивали думы - совещания со своими помощниками.

Приведем топонимические предания, записанные в Саратов­ском крае акад; А, А. Шахматовым.

«Я слышал от старых людей насчет одного места, что там жил Стенька Разин. Это место и теперь можно очень хорошо узнать: огромная гора, похожая на двор, имя ее теперь - Каменный двор, на середине ее бугор, на бугре дубовый лесок, а на самой сере­дине, на вершине около бугра, три березы, под березами родник. Старики говорят, что на том самом месте жили разбойники, а наружная сторона той горы с одной стороны похожа на ворота. А вокруг нее как есть двор. По самой вершине горы - лесок, словно крыша, в низ ее словно каменная стена. Эту стену называ-ют лицевою стороной Каменного двора. В стороне от этого двора расположены высокие горы... Имя этих гор - Караульные горы. Старики рассказывают, что когда жил Стенька Разин, то разбой­ники на этих горах подкарауливали проезжих по дороге, и будто, оттуда сквозь землю была протянута цепь. Как только увидят проезжающих, они и дернут эту цепь, а к кольцу этой цепи был привязан колокол. Как услышат их товарищи этот колокол, они и выйдут на дорогу. А еще дальше к большой дороге есть овраг по имени Банный овраг, будто они ходили туда париться в баню».

Топонимические предания по их характеру можно разделить на две, группы: предания, реалистично передающие сведения от \ исторических фактах, и предания, в которых значительное место I занимает вымысел; причем в древних рассказах такого типа он имеет обычно форму фантастическую.

Фантастика в топонимических преданиях может быть результатом олицетворений, остатков мифологических представлений и введения сказочных сюжетов. Олицетворяться могут реки, озера, горы. Существует рассказ о споре Камы и Волги; Кама ошиблась не туда прорвалась), и ей не удалось стать самостоятельной рекой, осталась она притоком Волги. Примером предания, в котором сохранились следы мифологических представлений, может быть рассказ (записан путешественником Олеарием), который объясняет название Змеевой горы на волжском берегу: на горе жил змей огромной величины, он наносил людям большой вред, но храбрый юноша разрубил змея на три чаети, которые превратились в большие камни. И до сих пор лежат они на вершине горы.