Биография. Илья Муромец: историческая личность или сказочный герой? Почему он сидел на печи


Потомки чтят Илью Муромца

Но сыновей и внуков в его честь не называют

В Муроме на Приокской улице в доме № 279 живут сестры Анна Михайловна (58 лет) и Валентина Михайловна (62 года) Гущины. Они считают себя потомками Ильи Муромца, 28-м коленом в роду. Среди потомков богатыря русского были и зажиточные крестьяне, и военные, а все больше инженеров. Но лишь один прапрадед, Афанасий, унаследовал силу богатырскую.

Предания старины

На доме сестер висит табличка: «Дом Гущиных. На этом месте, по преданию, стояла изба славного богатыря, святого Ильи Муромца». Отсюда Илья в гору таскал мореный дуб и закладывал фундамент Троицкой церкви. Мореного дуба тогда было много, потому что на другой стороне реки находилась дубовая роща. Спустя века большевики хотели взорвать святую обитель, но та устояла, а порушились рядом стоящие дома. Теперь муромляне ждут, когда восстановят Троицкую церковь. Но денег пока нет.

Возле Троицкой церкви – родник, где якобы конь Ильи Муромца оставил явственный след копыта. Со всего Мурома ездят на родник за водой, самой чистой и холодной в округе. Говорят, что было 4 следа от копыта и 4 родника, но сохранился лишь один.

Недалеко от родника – старое городское кладбище, на котором стоит храм святых мучеников Гурия, Самона и Авива, покровительствующих семье. Недавно в храме появилась икона с мощами Ильи Муромца, которого церковь возвела в ранг святого. У святого богатыря просят и здоровья, и денег, и любви, а у святых мучеников Гурия, Самона и Авива – благополучия и мира в семье.

В этом храме венчались родители и дети Анны и Валентины. Когда их родители женились, фамилию менять не пришлось: и отец, и мать были Гущины. Видимо, когда-то пересекались их роды. Сестры Гущины о своих предках знают лишь по рассказам отца и не дальше прапрадеда Афанасия.

История о якоре и полкопейке

Афанасия (сестры уже и не помнят его отчество) знал весь Муром. Силач пошел в знаменитого предка.Иногда вместо лошади телегу с сеном тащил – животное берег. Афанасию официально запретили драться в кулачных боях (разрешено было только плечами) – убить мог. Он отличался и умом. Недалеко от его избы жили купцы Финталовы, занимались пароходством по Оке. Однажды у купцов упал якорь. Они собрали мужиков, среди которых был и Афанасий, пообещали заплатить по копейке на брата, если якорь поднимут.

Мужики быстренько работу сделали, пришли к купцам за обещанным вознаграждением. Те пожадничали и дали ровно половину. Мужики молча ушли, а на утро купцы обнаружили якорь уже у себя на дворе. И никто не мог не то что подтащить его к реке, но и поднять. Пришлось Финталовым идти на поклон к обманутым мужикам и на сей раз платить столько, сколько те запросили. А придумал этот план силач Афанасий.

Умер от тоски

Дедушка сестер Алексей Иванович был зажиточным крестьянином. Силы в нем было поменьше. Двор огромный, хозяйство большое: лошадь, корова, свинья, 5 овец и поросенок. Чуть не раскулачили его большевики. Но потом сменили гнев на милость и потребовали отдать коня в колхоз. А в колхозах скотина дохла. Пришлось Алексею Ивановичу отдать любимого коня Мальчика с телегой и упряжью в колхоз. На прощание сел он в телегу, заплакал. А потом слег и вскоре умер в 56 лет. Люди говорили, что от тоски помер.

День сегодняшний

У Анны Михайловны есть сын, дочь и четверо внуков. У Валентины Михайловны – тоже сын и дочь, но внуков пока двое. Так что род Ильи Муромца еще долго не прервется.

Внучата историю знают и в школе хвастают, что у них в предках такой богатырь был. А однажды Валентина Михайловна с сыном, внучкой и двоюродным братом ездила на «Поле чудес». Тогда Якубович собирал на игру потомков Ломоносова, Рюрика, Сусанина – тех, кто прославил Русь. До суперигры кузен Валентины Михайловны не дошел, но выиграл приз – мотоцикл с фирменной наклейкой «Поле чудес».

Прославились сестры не только на российском телевидении. Про них сюжеты приезжали снимать журналисты из Финляндии и Японии. А вот на родной стороне ничем не помогают. Дому уже 50 лет, требуется ремонт. Новой смотрится лишь табличка, свидетельствующая об историческом факте. Ее в 2000 году водрузила администрация города. Около таблички любят фотографироваться паломники, монахи и туристы. Однажды трое туристов на велосипедах из Ухты приезжали. Так приглянулись сестрам, что жили у них несколько дней.

На открытие памятника Ильи Муромца потомков богатыря не пригласили. Сестры не обижаются. Но каждое 1 января, в день рождения Ильи Муромца, ходят в церковь и просят своего предка о здоровье и счастья для своих детей и внуков. Хотя ни детей, ни внуков сестры не назвали Ильей, да и среди дедов и прадедов имени этого не встречается. На вопрос: “Что же вы в честь потомка никому имя такое так и не подарили?” – отвечают, что даже и не задумывались над этим, мол, так получилось.

Елена Николаева.

Владимир – Муром.

Пока чиновники соседней страны спорят о родине былинного персонажа, наш корреспондент съездила в Муром и посмотрела на быт современных потомков русского богатыря.

Род на исходе?

Кому в России не известно село Карачарово - родина Ильи Муромца? У жителей города Мурома, к которому это село присоединили еще в шестидесятых годах прошлого столетия, имеется более конкретный адрес: улица Приокская, дом 279. На нем установлена табличка: "На этом месте, по преданию, стояла изба славного богатыря святого Ильи Муромца". Здесь живет пенсионерка Валентина Михайловна Гущина. Крестьянствует, как и ее далекий предок Илья.

Тятенька, когда был жив, всегда говорил: мы, Гущины, - потомки Ильи Муромца, на этом месте стоял его дом, - рассказывает Валентина Михайловна.

Она уходит в соседнюю комнату и выносит большой, размером со столешницу кухонного стола, старинный портрет в рамке. На фотографии под стеклом запечатлена пожилая пара. В фигуре седобородого старца, с благообразным светлым лицом обращают на себя внимание большие сильные руки.

Это мой прапрадед Афанасий, - продолжает хозяйка. - Он отличался богатырской силой. Бывало, везет на лошади сено в гору, лошадь встанет, выпрягает ее и везет сам. Жалеет скотину! А возы были чуть ли не со стог! А в кулачном бою ему не разрешалось драться руками: только - плечами, а руки закладывал за спину. В начале нашей улицы стоят старинные дома из красного кирпича. Там жили купцы, занимавшиеся судоходством. У одного утонул якорь. Афанасий взялся доставить его на место. Купец пообещал хорошо заплатить, да слова не сдержал. Мужик обиделся и проучил его: притащил якорь к воротам купеческого дома. Якорь был такой, что с места никто сдвинуть не мог.

У Валентины Михайловны есть внук Иван. Окончил Муромский промышленно-гуманитарный колледж, трудится на заводе имени Дзержинского по рабочей специальности, а весной собирается в армию. Обычно детей просят прочесть гостям стихи, а его, когда был маленьким, спрашивали: а что сделал Илья?
Самый младший потомок богатыря бойко отвечал: "В Муроме победил Соловья-разбойника, а в Киеве - печенегов!"

Мы - двадцать седьмое поколение Ильи Муромца, а роду почти тысяча лет, - уточняет Валентина Михайловна. - Всего было 500 потомков, сегодня нас осталось немного. Жив двоюродный брат по линии отца - Николай Константинович.

У Гущиной двое детей. Сын Алексей Шибаев был начальником участка в местной горэлектросети, сейчас сменил руководящую должность на рабочую. На днях у него родилась внучка Виктория. Дочь Татьяна Беляева длительное время работала начальником участка на Муромском заводе радиоизмерительных приборов, сейчас трудится здесь же в другой должности. И внуков тоже двое: Ваня - от дочери и Елена - от сына. Обоим детям - под пятьдесят, так что заводить по второму ребенку уже поздно. Неужели тысячелетний род Ильи сходит на нет?

Живительный родник

Ровная и широкая Ока немного отдаляется и уходит в сторону. А между рекой и улицей, где стоит дом Гущиных, "вклинивается" старица - озеро Лава. Рассказывают, при Илье река катила свои воды ближе к нижегородскому Навашину, а на месте сегодняшнего ее русла было большое поселение. Но Илья расширил ручей, и река пошла напрямую.

"Мы - двадцать седьмое поколение Ильи Муромца, а роду почти тысяча лет"

По преданию, приложил свои руки богатырь и к местной Троицкой церкви. Изначально она была деревянной с фундаментом из мореного дуба. Тяжелые дубовые бревна Илья сам вытаскивал из реки и заносил на гору.

В Карачаровском колодце воды столько, что рукой достанешь. Но особое место - у небольшого ключа под горой почти посредине Приокской улицы. "…30 лет и три года просидел Илья Муромец на печи, поднялся, напился из него воды и пошел бить врагов".

Родник "закован" в огромный металлический стакан с дном наверху и вытекает из него через трубу. Над ней летом нередко склоняются молоденькие солдатики - современные защитники Родины! Пьют с жадностью. Жарко! А вода, действительно, вкусная. В меру холодная, немного сладковатая, без постороннего привкуса.

Под нами - доломит, - поясняет местный житель Александр Федорович Горшков. - Вода проходит через него, как через фильтр, собирается и выбивается здесь.

С одиннадцати лет Горшков работал водовозом. Всю войну возил воду на фермы и конюшни колхоза "Ленинский путь". Легко сказать - возил! Раньше вода здесь собиралась в дубовый чан, а в чане были три окна. Из них воду начерпывали ведерным черпаком. Бочка у водовоза - на 40 ведер. Наполнит мальчишка ее и тащит в гору вместе с лошадью. И так за день раз шесть. Ну, чем не богатырь!

"Мифы" стали реальностью

Сколько себя помню, к нам всегда приезжали люди, - рассказывает Валентина Гущина. - Бывали туристы из Финляндии, Германии и даже Японии. Потянулись и наши паломники - хотели знать, где жил богатырь. В день по пять-шесть машин бывало. Откровенно говоря, иногда такое нашествие меня раздражало. А сейчас, когда туристов стало меньше, мне хочется, чтобы интерес к этому месту продолжал расти.

Мифотворчество! - заявила одна моя муромская знакомая, узнав, куда я отправляюсь в командировку.

А с мифотворчеством лет десять назад решил бороться настоятель старейшего мужского Свято-Благовещенского монастыря в Муроме отец Кирилл (Епифанов), к сожалению, трагически погибший в дорожной аварии в 2011 году. Для него было очень важно, чтобы изображение Ильи Муромца было не только каноническим. А рассуждал священнослужитель примерно так. Ко многим святым люди сегодня относятся как к сказочным героям. Взять хотя бы Николая-угодника. Также и с Ильей Муромцем. В памяти народной его образ опоэтизирован и сросся с мифами. И это сыграло с нами, сегодняшними, злую шутку: представить, что это реальная историческая личность, праведник, нам сложно.

В 2004 году, когда в Муроме готовились к празднованию 400-летия со дня преставления святой Иулиании Лазаревской, в селе Лазарево, недалеко от города, восстановили Никольский придел, подняли разоренное семейное захоронение ее родственников. С останками работал главный специалист Московского бюро судебно-медицинской экспертизы Сергей Никитин. Позже, побывав в его рабочем кабинете, священник увидел выставку бюстов известных исторических личностей, восстановленных по черепам по методу Сергея Герасимова, а среди них - бюст Ильи Муромца. Заказал специалисту еще два скульптурных "образа" для Киево-Печерской лавры и Муромского музея.

Оказалось, что рентгенологическое исследование Никитина в Киево-Печерской лавре доказало, что факты, ставшие сказаниями и былинами, очень близки к правде и принадлежат истории. Умер муромский богатырь предположительно в 1188 году в возрасте старше 50 лет. И не своей смертью, а в бою с половцами, защищая Киево-Печерскую лавру. У воина-монаха пробита левая рука, ключица и ребра, а удар врага пришелся ему прямо в сердце. А выявленные признаки патологических изменений позвоночника подтвердили, что Илья мог быть недвижим. Да и роста он был по тем временам действительно богатырского - около 177 сантиметров.

В Благовещенском соборе установили раку, куда перенесли часть мощей Ильи Муромца из Киево-Печерской лавры. А над ней повесили табличку, в которой содержалось научное описание результатов работы московского судмедэксперта. Но главное открытие было еще впереди!

Бюст первейшего защитника земли Русской Никитин сделал еще в 1989 году, а в 2007 году - впервые приехал к Гущиным. Увидел портрет прапрадеда хозяйки и буквально оцепенел от неожиданности. Как он похож на своего далекого предка!

Тем временем

Сотрудники министерства обороны Украины правили страницу в "Википедии" богатыря Ильи Муромца, дополнив графу "происхождение" информацией, что он мог родиться не в деревне Карачарово под Муромом, а в украинском селе Карачев. В ответ на это "Почта России" и театр-музей Ильи Муромца опубликовали точный адрес богатыря и объявили конкурс писем Илье Муромцу. Для участия в конкурсе необходимо послать письмо-открытку в Муромский театр-музей до 31 января по адресу: 602267, Владимирская область, город Муром, улица Коммунистическая, дом 33. Авторы лучших посланий получат бесплатные билеты на представления с участием Ильи Муромца и других богатырей, а также подарки.

Слово «богатырь» ассоциируется с недюжинной силой и смелостью. Но если задуматься глубже, мы легко увидим там кое-что ещё - слово «Бог» или «богатый». Русский народ подбирал слова с тщанием, так, что и через много столетий они открывают нам важные смыслы.

Слово «богатырь» появилось в летописях в XIII веке и стало обозначать человека, одаренного богатством, божественным изобилием сил. До него славяне использовали более однозначные слова: «храбр» или «хоробр», то есть «удалец».

Говорят, что сила богатырей по своему происхождению не только физическая. Они превосходят врага в том, что стоят на стороне правды. А Бог, как известно, «не в силе, а в правде». А тридцать лет, которые герой провел «на печи», следует понимать не как годы безделья и праздности, а как время научения смирению и подготовки к служению.

  • 1 Почему он сидел на печи?
  • 2 Прозвище Чоботок
  • 3 Цензурные упущения
  • 4 Потомки Ильи Муромца
  • 5 Муром или Моровск?
  • 6 На Западе

Почему он сидел на печи?

Из былин известно, что всё своё детство и отрочество Илья Муромец просидел на печи. Сообщается, что в 30 лет «не имел Илья во ногах хождения». Учёные, исследовавшие мощи святого, отметили в поясничном отделе искривление позвоночника вправо и явно выраженные дополнительные отростки на позвонках. Это значит, что в юности святой действительно мог страдать параличом.

«Калики перехожие», которые явились в былине к Илье, могли быть, по одной из версий, народными целителями, вправившими Илье позвонки и отпоившими его целебным отваром. А по другой, исцеление и сила - чудо, дарованное Илие Богом.

Прозвище Чоботок

«Илья Муромец» звучит куда серьёзнее и впечатляюще, чем «Илья Чоботок». Тем не менее, оба этих прозвища принадлежали святому преподобному Илие Печерскому. Чоботок - это, как известно, сапожок. Прозвище это получил Илия Муромец после того, как ему пришлось однажды оборонятся от неприятелей сапогом, который он надевал на ногу в момент, когда на него напали.

Вот как повествует об этом документ Киево-Печерского монастыря: «Есть также один великан или богатырь, называемый Чоботка, говорят, что на него напало однажды много неприятелей в то время, когда он надевал сапог, и так как второпях он не смог захватить никакого другого оружия, то начал защищаться другим сапогом, который еще не надел и им одолел всех, отчего и получил такое прозвище». Но это был не первый случай, когда Илье приходилось обороняться подобным оружием.

В одной из былин разбить разбойников без числа богатырю помог шлем: «И он начал тут шеламом помахивать, Как в сторону махнет - так тут и улица, Ай в другу отмахнет - дак переулочек».

Цензурные упущения

Не все связывают образ былинного Ильи Муромца со святым Илией, чьи мощи покоятся в пещерах Киево-Печерской Лавры. Такое разделение - на сказочного Илью и реально существовавшего человека - во многом произошло из-за советской власти, приложившей немалые усилия для того, чтобы сделать из святого сказочного героя-воина. Необходимо было секуляризовать этот образ, дехристианизировать его.

Например, именно в это время был искажен эпизод былины, в котором «калики перехожие» исцеляют Илью. В дореволюционном издании былины значилось, что «каликами» были Христос и два апостола. Советское же издание умалчивает об этом.

Потомки Ильи Муромца

Село Карачарово сейчас входит в состав города Мурома. А на месте, где стояла изба Муромца, недалеко от Троицкой церкви, куда герой таскал с Оки на гору мореный дуб, который не могла тащить лошадь, стоит дом сестер Гущиных. Улица Приокская, 279. Сестры Гущины считают себя потомками Ильи Муромца в 28 колене. Прапрадед сестер Гущиных Иван Афанасьевич наследовал богатырскую силу Ильи Муромца. Он мог легко тянуть на себе воз, если лошадь не справлялась. А местные власти в своё время запретили ему участие в кулачных боях из-за смертельной силы удара.

По другой версии, в боях этот человек все же участвовал, но с одним ограничением: связанными руками. Интересно, что недавно при чистке Оки нашли еще несколько древних мореных дубов в три обхвата каждый. Но не смогли вытащить на берег!

Муром или Моровск?

Не так давно в ученой среде велись страстные споры, и некоторые из оппонентов были убеждены, что родина святого - не Муром, а город Моровск (Моровийск) в Украине. «В славном городе во Муроме, во селе во Карачарове» - так былины рассказывают нам о месте рождения богатыря. Не раз и сам он вспоминает родные места, затерявшиеся среди дремучих лесов да непроходимых и топких болот.

В той же Черниговской области, что и Моровск, находится город Карачев, созвучный с Карачаровым. И даже село Девятидубье и река Смородинная. Однако сейчас место происхождения Ильи Муромца установлено точно. Это русский город Муром, село Карачарово.

На Западе

Удивительно, но святого Илию Муромца знают и на Западе, ведь он является главным героем не только русских былин, но и, например, германских эпических поэм XIII века, основанных, конечно, на более ранних сказаниях. В этих поэмах его тоже зовут Ильей, он тоже богатырь, тоскующий, к тому же, по своей родине. В германском эпосе Ломбардского цикла, в поэме об Ортните, повелителе Гарды, дядя повелителя - Илья Русский (Ilian von Riuzen). Он участвует в походе на Судере и помогает Ортниту добыть невесту. С женой и детьми Илья не виделся почти год, и в поэме говорится о его желании вернуться на Русь.

Другой пример - скандинавские саги, записанные в Норвегии примерно в 1250 году: «Вилькина-сага» или «Тидрек-сага» из северного свода повествований о Дитрихе Бернском. У правителя Руси Гертнита было два сына от законной супруги Озантрикс и Вальдемар, а третий сын от наложницы - Илиас. Таким образом, Илья Муромец согласно этим сведениям, не более и не менее, а кровный брат Владимира - впоследствии Великого киевского князя.

«Илья Муромец и Соловей Разбойник». Палехская иллюстрация, русский лубок, XVIII в.


Илью Муромца православная церковь чествует его как святого, а народ - как главного богатыря Русской земли. Вспоминаем Илию Печерского - Илью Муромца.

1. Почему богатырь свят?

Слово "богатырь" ассоциируется у нас с недюжинной силой и смелостью, но если всмотреться в него, мы легко увидим там кое-что еще - слова "Бог" или "богатый". Русский народ подбирал слова с тщанием, так, что и через много столетий они открывают нам важные смыслы. Слово "богатырь" появилось в летописях в XIII веке и стало обозначать человека, одаренного богатством, божественным изобилием сил. До него славяне использовали более однозначные слова: “храбр” или “хоробр”, то есть “удалец”. Говорят, что сила богатырей по своему происхождению не только физическая. Они превосходят врага в том, что стоят на стороне правды. А Бог, как известно, "не в силе, а в правде". А тридцать лет, которые герой провел "на печи", следует понимать не как годы безделья и праздности, а как время научения смирению и подготовки к служению.

2. Почему он сидел на печи?

Из былин известно, что все свое детство и отрочество Илья Муромец просидел на печи. Сообщается, что в 30 лет «не имел Илья во ногах хождения». Ученые, исследовавшие мощи святого, отметили в поясничном отделе искривление позвоночника вправо и явно выраженные дополнительные отростки на позвонках. Это значит, что в юности святой действительно мог страдать параличом. "Калики перехожие", которые явились в былине к Илье, могли быть, по одной из версий, народными целителями, вправившими Илье позвонки и отпоившими его целебным отваром. А по другой, исцеление и сила - чудо, дарованное Илие Богом.

3. Прозвище Чоботок

"Илья Муромец" звучит куда серьезнее и впечатляюще, чем "Илья Чоботок". Тем не менее, оба этих прозвища принадлежали святому преподобному Илие Печерскому. Чоботок - это, как известно, сапожок. Прозвище это получил Илия Муромец после того, как ему пришлось однажды обороняться от неприятелей сапогом, который он надевал на ногу в момент, когда на него напали. Вот как повествует об этом документ Киево-Печерского монастыря:

«Есть также один великан или богатырь, называемый Чоботка, говорят, что на него напало однажды много неприятелей в то время, когда он надевал сапог, и так как второпях он не смог захватить никакого другого оружия, то начал защищаться другим сапогом, который еще не надел и им одолел всех, отчего и получил такое прозвище».

Но это был не первый случай, когда Илье приходилось обороняться подобным оружием. В одной из былин разбить разбойников без числа богатырю помог шлем:

И он начал тут
шеламом помахивать,
Как в сторону махнет -
так тут и улица,
Ай в другу отмахнет -
дак переулочек.

4. Цензурные упущения

Не все связывают образ былинного Ильи Муромца со святым Илией, чьи мощи покоятся в пещерах Киево-Печерской Лавры. Такое разделение - на сказочного Илью и реально существовавшего человека - во многом произошло из-за советской власти, приложившей немалые усилия для того, чтобы сделать из святого сказочного героя-воина. Необходимо было секуляризовать этот образ, дехристианизировать его. Например, именно в это время был искажен эпизод былины, в котором "калики перехожие" исцеляют Илью. В дореволюционном издании былины значилось, что «каликами» были Христос и два апостола. Советское же издание умалчивает об этом.

5. Потомки Ильи Муромца

Село Карачарово сейчас входит в состав города Мурома. А на месте, где стояла изба Муромца, недалеко от Троицкой церкви, куда герой таскал с Оки на гору мореный дуб, который не могла тащить лошадь, стоит дом сестер Гущиных. Улица Приокская, 279. Сестры Гущины считают себя потомками Ильи Муромца в 28 колене.

Прапрадед сестер Гущиных Иван Афанасьевич наследовал богатырскую силу Ильи Муромца. Он мог легко тянуть на себе воз, если лошадь не справлялась. А местные власти в свое время запретили ему участие в кулачных боях из-за смертельной силы удара. По другой версии, в боях этот человек все же участвовал, но с одним ограничением: связанными руками.

Интересно, что недавно при чистке Оки нашли еще несколько древних мореных дубов в три обхвата каждый. Но не смогли вытащить на берег!

6. Муром или Моровск?

Не так давно в ученой среде велись страстные споры, и некоторые из оппонентов были убеждены, что родина святого - не Муром, а город Моровск (Моровийск) на Украине.

«В славном городе во Муроме, во селе во Карачарове» - так былины рассказывают нам о месте рождения богатыря. Не раз и сам он вспоминает родные места, затерявшиеся среди дремучих лесов да непроходимых и топких болот.

В той же Черниговской области, что и Моровск, находится город Карачев, созвучный с Карачаровым. И даже село Девятидубье и река Смородинная.

Однако сейчас место происхождения Ильи Муромца установлено точно. Это русский город Муром, село Карачарово.

7. На Западе

Удивительно, но святого Илию Муромца знают и на Западе, ведь он является главным героем не только русских былин, но и, например, германских эпических поэм XIII века, основанных, конечно, на более ранних сказаниях. В этих поэмах его тоже зовут Ильей, он тоже богатырь, тоскующий, к тому же, по своей родине. В германском эпосе Ломбардского цикла, в поэме об Ортните, повелителе Гарды, дядя повелителя - Илья Русский (Ilian von Riuzen). Он участвует в походе на Судере и помогает Ортниту добыть невесту. С женой и детьми Илья не виделся почти год, и в поэме говорится о его желании вернуться на Русь.

Другой пример - скандинавские саги, записанные в Норвегии примерно в 1250 году: «Вилькина-сага» или «Тидрек-сага» из северного свода повествований о Дитрихе Бернском. У правителя Руси Гертнита было два сына от законной супруги Озантрикс и Вальдемар, а третий сын от наложницы - Илиас. Таким образом, Илья Муромец согласно этим сведениям не более и не менее, а кровный брат Владимира - впоследствии Великого киевского князя.

Екатерина Оаро

Илью Муромца православная церковь чествует его как святого, а народ - как главного богатыря Русской земли. Вспоминаем Илию Печерского - Илью Муромца.

Почему богатырь свят?

Слово "богатырь" ассоциируется с недюжинной силой и смелостью. Но если задуматься глубже, мы легко увидим там кое-что ещё - слово "Бог" или "богатый". Русский народ подбирал слова с тщанием, так, что и через много столетий они открывают нам важные смыслы. Слово "богатырь" появилось в летописях в XIII веке и стало обозначать человека, одаренного богатством, божественным изобилием сил. До него славяне использовали более однозначные слова: “храбр” или “хоробр”, то есть “удалец”. Говорят, что сила богатырей по своему происхождению не только физическая. Они превосходят врага в том, что стоят на стороне правды. А Бог, как известно, "не в силе, а в правде". А тридцать лет, которые герой провел "на печи", следует понимать не как годы безделья и праздности, а как время научения смирению и подготовки к служению.

Почему он сидел на печи?

Из былин известно, что всё своё детство и отрочество Илья Муромец просидел на печи. Сообщается, что в 30 лет «не имел Илья во ногах хождения». Учёные, исследовавшие мощи святого, отметили в поясничном отделе искривление позвоночника вправо и явно выраженные дополнительные отростки на позвонках. Это значит, что в юности святой действительно мог страдать параличом. "Калики перехожие", которые явились в былине к Илье, могли быть, по одной из версий, народными целителями, вправившими Илье позвонки и отпоившими его целебным отваром. А по другой, исцеление и сила - чудо, дарованное Илие Богом.

Прозвище Чоботок

"Илья Муромец" звучит куда серьёзнее и впечатляюще, чем "Илья Чоботок". Тем не менее, оба этих прозвища принадлежали святому преподобному Илие Печерскому. Чоботок - это, как известно, сапожок. Прозвище это получил Илия Муромец после того, как ему пришлось однажды оборонятся от неприятелей сапогом, который он надевал на ногу в момент, когда на него напали. Вот как повествует об этом документ Киево-Печерского монастыря:
«Есть также один великан или богатырь, называемый Чоботка, говорят, что на него напало однажды много неприятелей в то время, когда он надевал сапог, и так как второпях он не смог захватить никакого другого оружия, то начал защищаться другим сапогом, который еще не надел и им одолел всех, отчего и получил такое прозвище».
Но это был не первый случай, когда Илье приходилось обороняться подобным оружием. В одной из былин разбить разбойников без числа богатырю помог шлем:
"И он начал тут
шеламом помахивать,
Как в сторону махнет -
так тут и улица,
Ай в другу отмахнет -
дак переулочек".

Цензурные упущения

Не все связывают образ былинного Ильи Муромца со святым Илией, чьи мощи покоятся в пещерах Киево-Печерской Лавры. Такое разделение - на сказочного Илью и реально существовавшего человека - во многом произошло из-за советской власти, приложившей немалые усилия для того, чтобы сделать из святого сказочного героя-воина. Необходимо было секуляризовать этот образ, дехристианизировать его. Например, именно в это время был искажен эпизод былины, в котором "калики перехожие" исцеляют Илью. В дореволюционном издании былины значилось, что «каликами» были Христос и два апостола. Советское же издание умалчивает об этом.

Потомки Ильи Муромца

Село Карачарово сейчас входит в состав города Мурома. А на месте, где стояла изба Муромца, недалеко от Троицкой церкви, куда герой таскал с Оки на гору мореный дуб, который не могла тащить лошадь, стоит дом сестер Гущиных. Улица Приокская, 279. Сестры Гущины считают себя потомками Ильи Муромца в 28 колене.
Прапрадед сестер Гущиных Иван Афанасьевич наследовал богатырскую силу Ильи Муромца. Он мог легко тянуть на себе воз, если лошадь не справлялась. А местные власти в своё время запретили ему участие в кулачных боях из-за смертельной силы удара. По другой версии, в боях этот человек все же участвовал, но с одним ограничением: связанными руками.
Интересно, что недавно при чистке Оки нашли еще несколько древних мореных дубов в три обхвата каждый. Но не смогли вытащить на берег!

Муром или Моровск?

Не так давно в ученой среде велись страстные споры, и некоторые из оппонентов были убеждены, что родина святого - не Муром, а город Моровск (Моровийск) в Украине.
«В славном городе во Муроме, во селе во Карачарове» - так былины рассказывают нам о месте рождения богатыря. Не раз и сам он вспоминает родные места, затерявшиеся среди дремучих лесов да непроходимых и топких болот.
В той же Черниговской области, что и Моровск, находится город Карачев, созвучный с Карачаровым. И даже село Девятидубье и река Смородинная.
Однако сейчас место происхождения Ильи Муромца установлено точно. Это русский город Муром, село Карачарово.

На Западе

Удивительно, но святого Илию Муромца знают и на Западе, ведь он является главным героем не только русских былин, но и, например, германских эпических поэм XIII века, основанных, конечно, на более ранних сказаниях. В этих поэмах его тоже зовут Ильей, он тоже богатырь, тоскующий, к тому же, по своей родине. В германском эпосе Ломбардского цикла, в поэме об Ортните, повелителе Гарды, дядя повелителя - Илья Русский (Ilian von Riuzen). Он участвует в походе на Судере и помогает Ортниту добыть невесту. С женой и детьми Илья не виделся почти год, и в поэме говорится о его желании вернуться на Русь.
Другой пример - скандинавские саги, записанные в Норвегии примерно в 1250 году: «Вилькина-сага» или «Тидрек-сага» из северного свода повествований о Дитрихе Бернском. У правителя Руси Гертнита было два сына от законной супруги Озантрикс и Вальдемар, а третий сын от наложницы - Илиас. Таким образом, Илья Муромец согласно этим сведениям, не более и не менее, а кровный брат Владимира - впоследствии Великого киевского князя.