Дошкольное образование: " современный подход к диалогу культур". Психологический взляд (PsyVision) - викторины, учебные материалы, каталог психологов с различными новыми предметами


1

В данной статье раскрывается культурологический подход как теоретическая основа ментального воспитания будущего учителя, способного эффективно работать в поликультурной образовательной среде; рассматривается концепция «диалога культур», на базе которой возможен анализ современных тенденций развития педагогики высшей школы; обосновывается значение диалогической культуры как важнейшей составляющей профессиональной и личностной компетентности современного специалиста; раскрываются воспитательный потенциал педагогических дисциплин и технологии организации учебно-познавательной деятельности в высшей школе, обеспечивающие эффективную реализацию диалога культур как средства ментального воспитания будущего учителя. Диалог культур в современной высшей школе формирует такие общенаучные и профессиональные компетенции, как способность понимать значение культуры как формы человеческого существования; руководствоваться в своей деятельности современными принципами диалога и сотрудничества; готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и этнокультурным традициям различных народов. Диалог культур в исследовании обозначен как средство самоорганизации личностной рефлексии, характеризующейся направленностью на сотрудничество в общении, признанием права партнера на собственную точку зрения и ее защиту, умением слушать и слышать партнера, готовностью посмотреть на предмет общения с позиции партнера, способностью к сочувствию, сопереживанию.

культура

культурологический подход

концепция «диалога культур»

ментальное воспитание будущего учителя

способы реализации диалога культур в высшей школе

2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979. – 314 с.

3. Бердяев Н.А. Смысл истории. – М., 1990. – 245 с.

4. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. – Ростов-на-Дону, 2000. – 254 с.

5. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учебное пособие / под общей ред. Е.В. Бондаревской. – М., 1999. –560 с.

6. Ушинский К.Д. О необходимости сделать русские школы русскими // История педагогики в России: хрестоматия для студ. гуманитарных фак. высш. учеб. заведений / сост. С.Ф. Егоров. – М., 2002. – С. 227–230.

7. Чапаев Н.К., Верещагина И.П. Современные проблемы ментального воспитания в свете педагогических идей К.Д. Ушинского // Историко-педагогический журнал. – 2012. – № 1. – С. 118–126.

8. Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы / под общ. ред. В.С. Библера.–Кемерово, 1993. – 414 с.

В условиях социального, культурного, этнического и религиозного разнообразия российского общества подготовка будущего учителя, способного создать в многонациональной и поликультурной школе атмосферу взаимопонимания, диалога и сотрудничества, становится первостепенной задачей высшего профессионально-педагогического образования в Российской Федерации.

Подготовка компетентного специалиста в контексте вышесказанного невозможна без учета культурологического компонента содержания высшего образования. Если обратиться к содержательному анализу понятия «культура», то оно чаще всего выступает синонимом прогрессивных духовных и материальных ценностей как отдельной личности, так и всего человечества. Так, например, Н.А. Бердяев считал, что «культура связана с культом предков, с преданием и традицией. Она полна священной символики, в ней даны знаки и подобия иной духовной деятельности. Всякая культура, даже материальная, есть культура духа; всякая культура имеет духовную основу - она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями» .

Сегодня на крутом переломе нашей истории ментальное воспитание будущих учителей как никогда должно основываться на национальных ценностях, традициях и национальной культуре. Еще основоположник отечественной педагогики К.Д. Ушинский сформулировал принцип прямо пропорциональной зависимости между уровнем развития самосознания народа и уровнем заимствований. В соответствии с этим принципом, чем больше национального характера в общественном образовании, тем свободнее оно может заимствовать все, что ему угодно у других народов. Сердцевиной ментального воспитания, по мнению К.Д. Ушинского, должно стать изучение родного языка, отечественной культуры, в том числе религиозной культуры и истории Отечества, а также формирование уважения к своему отечеству . Подчеркивая чрезвычайную важность сохранения и приумножения национальных культурных традиций, К.Д. Ушинский вводит в научный оборот педагогики категорию народности, которая имеет для него выраженную ментальную окраску. По мнению Н.К. Чапаева и И.П. Верещагиной, «…сила гения К.Д. Ушинского проявляет себя в том, что он видит возможности устранения социально-экономических неурядиц не в революционных преобразованиях, не в «возрождении России», не в «построении новой России», а на путях умножения и обогащения знания России и уважения себя» .

В работах педагога-исследователя Е.В. Бондаревской менталитет определяется как характеристика образа жизни нации, социального сообщества, а ментальность - как отражение отношения отдельных людей, их представления о менталитете других людей, о формах их поведения. Ментальность выступает важнейшей характеристикой, раскрывающей культурный, ценностный потенциал личности и определяющей в дальнейшем формирование ее мировоззрения. Ментальность выражает обусловленные коллективными представлениями верования, традиции, содержащие в сознании ценности, установки, мотивы и модели поведения. Знакомство с национальной культурой является одним из важнейших направлений воспитания подрастающего поколения, составляет духовную основу для формирования личности, воспитания её ментальности .

В трактовке тенденций развития современного образования в России и его ментальных характеристик можно встретить несколько точек зрения. Согласно одной из них, российская система образования и воспитания находится в глубоком кризисе. Вторая точка зрения базируется на установке, в соответствии с которой, если интегрировать все лучшее, что создано в отечественной педагогике с тем, что наработано в области образования и воспитания в Западной Европе и США, то мы непременно решим все свои педагогические проблемы. Мы являемся сторонниками точки зрения, согласно которой в условиях многонационального поликультурного общества залогом нашего прогресса в области образования и воспитания является постоянная опора на свои культурно-образовательные и воспитательные ценности и традиции; на критическое осмысление зарубежного опыта в области образования и воспитания; на глубокое знание и усвоение этнопедагогики народов России, в которой заложен огромный духовно-нравственный потенциал, накоплен богатый опыт формирования культуры межнационального общения. Наша страна представляет собой «духовное пространство» для диалога самобытных культур, проживающих на нем различных народов и народностей.

Диалогичность органически присуща человеку на всех этапах его эволюции. «Жизнь по природе диалогична, - считает М.М. Бахтин, - жить - значит участвовать в диалоге: вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться и т.п. В этом диалоге человек участвует весь и всею жизнью: глазами, губами, душой, поступками. Он вкладывает всего себя в слово, и это слово входит в диалектическую ткань человеческой жизни, в мировой симпозиум… Каждая мысль и каждая жизнь вливается в незавершенный диалог» . В.С. Библер, разъясняя особенности своей концепции «Школы диалога культур», отмечает, что «передача современных знаний и развитие культуры мышления, нравственной культуры - это совсем иные задачи. Не готовые знания, умения, навыки, но культура их формирования, трансформации, преобразования - вот чем должен обладать выпускник нашей школы» . В современной социокультурной ситуации личность находится на рубеже культур, взаимодействие с которыми требует от нее диалогичности, понимания, уважения «культурной идентичности» других людей.

Современные исследования показывают, что реализация концепции «диалога культур» в образовательном пространстве возможна в нескольких направлениях. Во-первых, усиление диалогичности, критичности в постижении окружающего мира, который нас окружает, который мы изучаем, в том числе и посредством включенности в совместную деятельность с другими людьми. Во-вторых, развитие внутреннего диалога человека для углубленного понимания и постижения самого себя. В-третьих, это усиление диалогичности между всеми участниками образовательного процесса .

«Диалог культур» как элемент культурологического и компетентностного подходов в подготовке будущего специалиста призван формировать такие общенаучные и профессиональные компетенции, как

● способность понимать значение культуры как формы человеческого существования;

● руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;

● готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям различных народов.

Особое значение для практической организации процесса подготовки будущих учителей в контексте вышеуказанных подходов приобретают исследования Е.В. Бондаревской. Диалогичность в ее исследованиях рассматривается как критерий самоорганизации личностной рефлексии, характеризующейся направленностью на партнерство в общении, признанием права партнера на собственную точку зрения и ее защиту, умением слушать и слышать партнера, готовностью посмотреть на предмет общения с позиции партнера, способностью к сочувствию, сопереживанию. Использование диалога, по ее мнению, позволит достичь высокого уровня самоорганизации - переход обучаемых в статус субъектов в условиях, если

● диалог станет действительно обменом информацией (содержанием культуры), а не насаждением «правильных» позиций, знание будет трактоваться как часть культуры, а не репродуктивное воспроизведение прочитанного материала;

● будет иметь место «взаимодополнение» мнений, а не ориентир на «единственно верный» ответ преподавателя (учителя);

● преподаватель (учитель) будет побуждать студентов (учащихся) мыслить, критически оценивать, мотивировать, используя при этом косвенные механизмы управления .

Однако умение вести продуктивный диалог со студентами с учетом вышеупомянутых принципов еще не стало профессиональным достоянием каждого вузовского преподавателя. На наш взгляд, это возможно только при одном условии - если преподаватель высшей школы овладеет технологиями обучения, направленными на формирование диалогической культуры будущего специалиста. Особенно эта проблема актуальна при подготовке будущего учителя. Именно в процессе учебно-познавательной деятельности в вузе будущие учителя овладевают способами, формами и культурой организации диалога, приобретают опыт диалогового общения, чтобы в дальнейшем реализовывать его в своей профессиональной деятельности. Кроме того, сотрудничество и диалог в учебном процессе обеспечивают личностно-смысловое развитие субъектов взаимодействия, где вступают в действие механизмы саморазвития, самореализации и самовоспитания личности будущего специалиста.

Многолетний практический опыт преподавательской деятельности в Стерлитамакском филиале Башкирского государственного университета на факультетах, готовящих учителей для работы в многонациональной школе (факультет башкирской филологии, филологический факультет (русское отделение, татарско-русское отделение, чувашско-русское отделение, иностранное отделение)), показывает, что эффективная реализация диалога культур как средства ментального воспитания студентов предполагает включение в содержание педагогического образования таких элементов, как

● расширение этнокультурного и этнопедагогического компонентов за счет усвоения знаний по этнопедагогике и этнопсихологии;

● усвоение содержания, форм и методов педагогики и психологии межнационального общения;

● формирование соответствующих умений и навыков по использованию полученных знаний в практической деятельности в поликультурной образовательной среде;

● развитие и совершенствование необходимых личностных качеств будущего учителя.

Реализация диалога культур как важного средства ментального воспитания будущего учителя возможна при условии эффективной организации таких направлений деятельности преподавателя высшей школы, как

● определение и использование в учебно-воспитательном процессе духовно-нравственного потенциала народной педагогики;

● понимание народной педагогики как мировоззренческой и инструментальной основы профессиональных процессов социализации и становления личности;

● формирование у студентов гордости за свою культуру и в то же время преодоление у них национальных предрассудков и предубеждений;

● использование воспитательного потенциала народной педагогики, в традициях которой заложены неограниченные возможности совершенствования культуры межнациональных отношений;

● формирование у будущих педагогов позитивной мотивации к осуществлению этнокультурного образования и воспитания детей, развитие у них восприимчивости к культурному плюрализму, знание особенностей и традиций воспитания в зарубежной педагогике;

● вооружение педагогов знаниями о социализации детей в различных этнокультурах, об особенностях межэтнического взаимодействия, о моделях и технологиях внедрения этнокультурного компонента в образование воспитанников и подготовка их к эффективному межэтническому взаимодействию;

● усвоение и учет в учебно-воспитательной работе психологических особенностей учащихся различных культур и национальностей;

● вооружение студентов методами диагностики этнопсихологических особенностей учащихся, методами и средствами народной педагогики.

Особое внимание на занятиях по педагогике нами уделяется проблеме взаимодействия людей различных рас, культур и вероисповеданий в историческом и сравнительном аспектах, что позволяет студентам глубже понять сложные проблемы современного образования. Решению поставленных задач способствует изучение таких спецкурсов и курсов по выбору, как «Природосообразная педагогика», «Этнопедагогика и этнопсихология», «Поликультурное образование», «Сравнительная педагогика», «Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном пространстве», «Психолого-педагогические детерминанты формирования толерантного сознания личности», «Народная игровая культура» и др.

Эффективными способами реализации диалога культур как средства ментального воспитания в процессе подготовки будущего учителя являются такие, как

● посещение спектаклей, краеведческих музеев, выставочных залов;

● организация праздников (например, «Моя родословная» («Шежере байрамы»)), олимпиад, викторин, конкурсных программ с включением этнопедагогического материала, этнопедагогических экспедиций;

● анализ ситуаций с использованием примеров из практики формирования культуры межнационального общения.

Огромный воспитательный потенциал в плане осуществления диалога культур как средства воспитания заложен также в интерактивных и активных формах и методах работы, формирующих устойчивый интерес к процессу развития личностной диалогической культуры и потребности в саморазвитии, таких как

● работа в микрогруппах по составлению планов-конспектов внеклассных мероприятий, ориентированных на общечеловеческие и национальные ценности;

● творческие, индивидуально-групповые формы работы по изучению, иллюстрированию и драматизации народных национальных обычаев, праздников и традиций;

● «защита проектов», деловые игры, учебные дискуссии, «круглые столы», презентации, направленные на обсуждение проблем формирования культуры межнационального общения;

● исследовательские задания, мастер-классы по сравнительно-сопоставительному анализу различных народных систем воспитания;

● игры-путешествия, ролевые игры («Россия - Родина моя», «Путешествие по Республике Башкортостан» и др.);

● игровые и коммуникативные тренинги по приобретению студентами опыта межнационального общения во время обучения в школе, в семье, в коммуникационной среде.

Значительную роль в реализации диалога культур как средства воспитания в высшей школе играют культурные и спортивные мероприятия с использованием народных обычаев и традиций, в процессе проведения которых складывается особая воспитательная среда, предоставляющая каждому студенту возможность проявить свои творческие способности и возможности в неформальной обстановке.

Проблему реализации диалога культур как средства ментального воспитания будущего учителя необходимо рассматривать комплексно, имея в виду создание в высшем учебном заведении образовательного пространства, способствующего эффективной подготовке будущего специалиста к работе в многонациональной и поликультурной среде.

Рецензенты:

Козлова П.П., д.п.н., профессор кафедры педагогики Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак;

Фатыхова А.Л., д.п.н., профессор кафедры педагогики Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак.

Работа поступила в редакцию 29.11.2013.

Библиографическая ссылка

Валеева Р.Р., Абдрахманова М.В. ДИАЛОГ КУЛЬТУР КАК СРЕДСТВО МЕНТАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 10-13. – С. 2949-2953;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=32942 (дата обращения: 22.06.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Диалог культур в многонациональной образовательной среде

Народ в наиболее чистом виде всегда представляют дети.

Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации.

Г.Н. Волков

Диалог культур – это ситуация столкновения принципиально несводимых друг к другу "культур мышления, различных форм разумения" .

Данное понятие закладывается в программы и учебные планы, в концепцию развития образования, озвучивается в курсах лекций для педагогических кадров при повышении квалификации. Его можно встретить в самых разных областях знаний - в искусствознании, в культурологии, в литературоведении, в педагогике, связанной с обучением представителей этнических культур, а также в разделах лингвистики.

Формирование межкультурных компетентностей обучающихся и педагогов, обучение навыкам толерантности, конструктивным взаимодействиям на основе межкультурного диалога, а также в процессе проектирования образовательной среды взаимопониманию со свойствами поликультурности, является одним из важных условий, построения позитивных отношений с представителями других культур.

Педагогика поликультурности имеет свою историю. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого посвящали ей свои труды.

Основываясь на концепции об общности людей, их устремлений и потребностей, Я.А. Коменский, рассматривал программу универсального воспитания всего человеческого рода, с точки зрения формирования у детей умения выполнять взаимные обязанности, умения уважать и любить людей, жить в мире с другими.

В становлении личности, для понимания роли поликультурного воспитания, стали ценны идеи П.Ф. Каптерева о взаимосвязи общечеловеческого и национального в педагогике. П.Ф. Каптерев рассматривал обучение родному языку как приобщение к общечеловеческим, наряду с национально духовными ценностями. Призывал обращаться в воспитании не к одному народу, а ко многим, так как настаивал на мысли о том, что единственным носителем истинной культуры, может быть не только родной народ, но и народы других национальностей .

Положения B.C. Библера и М.М. Бахтина вносят значительный вклад в понимание сущности поликультурного воспитания. Человек становится уникальным в мире культуры, где больше предпочтений отдается именно познанию, мысли, слову, диалогу. Через общение с другими происходит постижение собственного «Я», в целом, отдается предпочтение именно развитию личности в исторических средах посредством постижения культур, осознанию культуры с проявлениями в пространстве и времени, а также определению человека в современном мире, способствует диалог по вопросам их воспроизводства и взаимодействия.

Понятие «поликультурное воспитание», как одно из первых нормативных определений, было дано в 1977 г.: «Воспитание, включающее организацию и содержание педагогического процесса, в котором представлены две или более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому признаку».

Однако, несмотря на то, что поликультурность на протяжении всей своей истории была присуща человеческому сообществу, в России в наши дни остро встал вопрос воспитания подрастающего поколения.

Опираясь на концепцию развития поликультурного образования в различных учреждениях (детские сады, школы), в которой говорится о том, что все граждане России, являются неотъемлемой частью великой российской нации, вне зависимости от этнической, расовой и конфессиональной принадлежности, можно сделать вывод о том, что необходимость введения поликультурности для формирования положительного отношения к представителям других национальностей, должно начинаться с рождения. Так как ребенок в младшем возрасте открыт ко всему новому, а также к любой человеческой культуре, в национальном смысле.

Сформировать основу, фундамент в многонациональном обществе для интеграции и социализации в современном мире, одна из миссий дошкольного и школьного образования.

Для того чтобы формировать разносторонне творческую личность, способную в многонациональной образовательной среде к эффективной и активной жизнедеятельности, обладающую представлением о Родине, ее истории, традициях и обычаях, а также умеющую жить с людьми других национальностей в мире и согласии, необходимо применять определенные формы и методы, направленные на формирование навыков социального поведения каждого учащегося.

При обучении детей младшего школьного возраста предполагается знакомство с самобытностью малого этноса и культурами русского народа, мировой и общероссийской культурой, обращая внимание на черты общие и особенные.

Для детей разных национальностей целенаправленно в образовательной среде организовать межкультурный диалог, который предполагает изучение языка, истории, культуры родного народа, освоение общечеловеческих этических, национальных и нравственных норм.

Реализация программы дополнительного образования может понести определенные изменения, учитывающие как возрастные особенности ребенка, так и воспитательный процесс поликультурного компонента в условиях работы учреждений. Направления работы: преподавание языков отличных от той или иной национальности, подвижные народные игры и песни, народные промыслы, хореография (национальные танцы). В своей практике, на различных уроках, провожу физминутки, с элементами подвижных народных игр и национальных танцев, для создания благоприятного психологического климата в детском коллективе.

Освоение детьми школьного возраста окружающего пространства в рамках поликультурного образования в многонациональной образовательной среде, может быть представлено в виде следующей таблицы:

Таблица 1.

На каждом из этапов жизни ребенка происходит познание себя как гармонично развитой личности, включенной в процесс передачи уникального этнокультурного наследия в многонациональной образовательной среде. Логика построения этапов выстроена таким образом, чтобы восприятие культуры и обычаев семьи, тесно пересекалось с культурой собственного и соседних народов, где происходит понимание ребенком общей принадлежности к мировой культуре.

В основе образовательной системы должна реализовываться проектная деятельность, через идею которой, у детей путем просмотра различных многонациональных фильмов, презентаций, изучения иностранного языка, различных видов бесед, театрализованных постановок, подвижных игр разных народов, происходит адаптация существования множества разнородных культур к различным ценностям. Взаимодействие между детьми разных обычай и традиций приводит к этнической толерантности младших школьников, а именно отсутствие негативного отношения к иной этнической культуре.

Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что необходимость формирования у детей младшего школьного возраста поликультурности и этнической толерантности является основным звеном в подготовке их к жизни, при соблюдении основных норм поведения, в многонациональном обществе. В процессе воспитания и обучения формируется гражданская позиция и закрепляются исторически устойчивые ценности.

Список литературы:

    Библер В. С. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в XXI век. М., 1991

    Палаткина Г.В. Этнопедагогические факторы мультикультурного образования - М., 2003.- 403с.

    Супрунова Л. Л. Поликультурное образование в современной России // Мagister. - 2000. - № 3. - С. 79-81.

Библер Владимир Соломонович - ученый-философ Российского гуманитарного университета, г. Москва.

Курганов Сергей Юрьевич - учитель-экспериментатор, г. Курган.

Проблема диалога в обучении и воспитании не является новой, однако в ряде технологий она сводится к проблеме общения, актуализации смысл образующей рефлексивной и других функций личности. В технологии «Диалог культур» сам диалог предстает не только как средство обучения, а как сущностная характеристика технологии, определяющая и ее цель, и содержание.

В основу технологии «Диалога культур» положены идеи М.М. Бахтина «о культуре как диалоге», идеи «внутренней речи» Л.С. Выготского и положения «философской логики культуры» В.С. Библера.

Диалог как двусторонняя информационная смысловая связь является важнейшей составляющей процесса обучения. Можно выделить внутри личностный диалог, диалог как речевое общение людей и диалог культурных смыслов, на котором и строится технология диалога культур.

Классификационные параметры технологии:

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: диалектическая.

По основному фактору развития: социогенная + психогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.

По характеру содержания: обучающая, светская, гуманитарная, общеобразовательная, дидактоцентрическая.

По организационным формам: традиционная классно-урочная с элементами групповой.

По подходу к ребенку: педагогика сотрудничества.

По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная + проблемная.

Целевые ориентации:

Формирование диалогического сознания и мышления, освобождение его от плоского рационализма, монофилии культуры.

Обновление предметного содержания, сопряжение в нем различных, не сводимых друг к другу культур, форм деятельности, смысловых спектров.

Концептуальные идеи:

Диалог, диалогичность есть неотъемлемый компонент внутреннего содержания личности.

Диалог есть позитивное содержание свободы личности, так как он отражает полифонический слух по отношению к окружающему миру.

Диалог не есть проявление противоречий, а сосуществование и взаимодействие никогда не сводимых в единое целое сознаний.

Современное мышление строится по схематизму культуры, когда «высшие» достижения человеческого мышления, сознания, бытия вступают в диалогическое общение с предыдущими формами культуры.

В технологии «Диалога культур» диалог выступает в двух функциях:

1. Форма организации обучения.

2. Принцип организации самого содержания науки:

а) диалог - определение самой сути и смысла усваиваемых и творчески формируемых понятий;

б) диалог культур в контексте современной культуры развертывается вокруг основных вопросов бытия, основных точек удивления;

Особенности организации содержания:

1. Проецирование на весь процесс обучения особенностей культуры и мышления эпох:

Античное мышление - эйдетическое;

Средневековое - причащающее мышление;

Новое время - рационалистическое мышление, разум - все;

Современная эпоха - релятивизм, отсутствие единой картины мира; характерно возвращение мышления к исходным началам.

2. Обучение строится на сквозном диалоге двух основных сфер учебного процесса: речевой стихии русской речи и исторической последовательности основных форм европейской культуры.

3. Последовательность классов отвечает последовательности основных исторических культур, сменявших друг друга в европейской истории - античной, средне вековой, нововременной - как эти культуры воспроизводятся в проблемах современной культуры XX века.

I-II классы: Точки удивления - это «узелки» понимания, которые станут основными предметами освоения, разноречия, диалогов в последующих классах. Примеры: загадка слова; загадка числа; загадка явлений природы; загадка момента истории; загадка сознания; загадка предметного орудия.

III-IV: Античная культура.

V-VI: Культура Средневековья.

VII-VIII: Культура Нового Времени, Возрождения.

IX-X: Культура современности.

XI: Класс специально диалогический.

4. Обучение в каждом учебном цикле строится на основе внутреннего диалога, завязанного вокруг основных «точек удивления» - исходных загадок бытия и мышления, сосредоточенных уже в начальных классах нашей школы.

5. Обучение строится не на основе учебника, но на основе коренных, реальных текстов данной культуры и текстов, воспроизводящих мысли основных собеседников этой культуры. Итоги, результаты работы ученика, его общения с людьми других культур реализуются в каждом учебном цикле также в форме авторских ученических текстов-произведений, созданных во внутреннем диалоге этой культуры и в межкультурном диалоге.

6. Автор программ для каждого класса - педагог. Каждый автор-педагог вместе с ребятами каждого нового первого класса обнаруживает некую сквозную «проблему-воронку», могущую стать - именно в данном случае - основой десятилетней программы обучения. Такая воронка, такое особенное средоточие удивлений -уникальное, неповторимое, непредсказуемое для каждой малой группы нового поколения, - постепенно втягивает в себя все проблемы, предметы, возрасты, культуры - в их целостном диалогическом сопряжении.

И это, завершающее школу состояние кануна деятельности, целостной точки удивления должно - по замыслу - сохраняться и углубляться в течение всей человеческой жизни.

Особенности методики:

Создание ситуации диалога. По В.В. Серикову, введение в ситуацию диалога предполагает использование таких элементов технологии:

1) диагностика готовности учащихся к диалогическому общению - базовых знаний, коммуникативного опыта, установки на само изложение и восприятие иных точек зрения;

2) поиск опорных мотивов, т.е. тех волнующих учащихся вопросов и проблем, благодаря которым может эффективно формироваться собственный смысл изучаемого материала;

3) переработка учебного материала в систему проблемно-конфликтных вопросов и задач, что предполагает намеренное обострение коллизий, возвышение их до «вечных» человеческих проблем;

4) продумывание различных вариантов развития сюжетных линий диалога;

5) проектирование способов взаимодействия участников дискуссии, их возможных ролей и условий их принятия учащимися;

6) гипотетическое выявление зон импровизации, т.е. таких ситуаций диалога, для которых трудно заранее предусмотреть поведение его участников.

Точки удивления, загадки бытия.

Под ними подразумеваются те узелки в сознании современного ребенка, в которых может осуществиться формирование основных предметов школьного, обучающегося понимания. В этих «точках» происходит закрепление исходных челноков психологического и логического взаимопревращения сознания - в мышление, мышления - в сознание. Происходит торможение и выдумывание в странность этих узлов. Эти загадочно-пословичные узлы в челноке «сознание -мышление - сознание», эти исходные предметы удивления и должны стать «спорами» спора... во всех последующих классах - возрастах - культурах.

А. Загадки слова. Учитель должен быть внимательным - «ушки на макушке» -к таким ребячьим открытиям и трудностям: слово как момент высказывания – в разных «речевых жанрах» , слово как - одновременно - момент предложения в жесткой системе грамматических правил, слово - в его самобытности, в его внутри речевой слитности и неразделимости. Соответственно - слово и сам язык - как основа сообщения, информации в споре с идеей слова, языка, речи, в его само вслушивающемся смысле, как основа рефлексии, само отстранения, в споре, далее, с поэтической, образной, «заклинающей» силой слова и речи.

Б. Загадки числа. Рождение идеи числа, математического отношения к миру, к «третьему миру» Поппера, в сопряжении и диалоге процессов 1) измерения, 2) счета дискретных, единичных, неделимых вещей, «атомов», «монад», и наконец, 3) напряжения - температуры, мускульного усилия и т.д. Число - как невозможное сочетание, перекресток этих, как минимум, «трех» форм идеализации.

В. Загадки явления природы. Отдельное самостоятельное явление и природная целостность - почва и воздух, и солнце, сосредоточенная в ростке, в траве, в дереве... Бесконечная Вселенная и - Земля, планета..., «капля, все в себя вбирающая», и - отдельный от нее мир... Предмет природы - ее часть и - ее начало, возможность, исток... Предмет - образ целого. Неразделимость того, что в будущем курсе станет основой отдельных отраслей естествознания - механики, физики, биологии, химии и т.д., и - предрасположенность этих расхождений.

Г. Загадки Я-сознания. Эти загадки имеют особый смысл во всем строении учебного курса 1-2 классов. Здесь формируется, укореняется и становится странным для самого себя основной субъект обучения в нашей школе ученик.

Если семи восьмилетний человек не станет странным для самого себя, не удивит - себя - природой, словом, числом, а главное - своим собственным образом как обучающегося, то есть нечто мучительно не знающего, точнее - не понимающего, но страшно желающего понять, - если всего этого не произойдет, - то вся идея нашей школы обречена на провал.

Д. Загадки момента истории. Теперь - не только личная память, но память о бывшем до меня и без меня и соотнесение этой памяти с памятью о том, что происходило со мной, что есть грань моего Я... «Наследственность». Вектор прохождения невозвратных мгновений и жизней и -замыкание на феномен культуры. Время и вечность. Типы историзма. Интерес к генеалогии. История и ее памятники. Накопление «знаний, умений, навыков» в Движении истории и, с другой стороны, развитие способности расти «корнями вверх», перерешать свое прошлое. История и - культура. Загадка двух форм исторического понимания: «как это было...» и «как это могло быть...». Точки рождения и смерти - точки смыкания загадок «Я-сознания» и загадок истории. Календари, их спектр и «дополнительность».

Игровые средоточия:

Основной смысл этих средоточий - метод «физических действий» , по-своему готовящий ученика к его роли субъекта учебной деятельности. Это - новая грань между сознанием и мышлением, грань по линии: игра - культурная деятельность. Предполагаются такие средоточия:

A. Физические игры, гимнастика с особым развитием самостоятельных форм ритма как одного из существенных истоков, полюсов музыки.

Б. Словесные игры с элементами поэтики и с особым вниманием к интонационной составляющей речи.

B. Художественный образ - в субъективных средоточиях глаза и руки, в объективном воплощении на полотне, в глине, камне, в графическом ритме линий, в зачатках архитектурного видения. Изображение. Воображение.

Г. Элементы ручного труда, ремесла.

Д. Музыка рождается в сопряжении ритма и интонации-мелодии, музыкального инструмента и пения, исполнения и импровизации.

Е. Театр. Обычное театральное действо. Углубление в театральность бытия. Школа как театр.

Методические особенности урока-диалога.

Переопределение общей учебной проблемы каждым учащимся. Порождение им своего вопроса как загадки, трудности, который пробуждает мысль, а не снимает проблемы.

Смысл в постоянном воспроизведении ситуации «ученого незнания», в сгущении своего видения проблемы, своего неустранимого вопроса - парадокса.

Выполнение мысленных экспериментов в пространстве образа, выстроенного учеником. Цель - не решить проблему, а углубить ее, вывести на вечные проблемы бытия.

Позиция учителя. Ставя учебную проблему, учитель выслушивает все варианты и переопределения. Учитель помогает проявить различные формы логики разных культур, помогает выявить точку зрения и поддерживается культурными концепциями.

Позиция ученика. Ученик в учебном диалоге оказывается в промежутке культур. Сопряжение требует удерживать собственное видение мира ребенком до поступка. В начальной школе необходимо наличие многочисленных построений-монстров.

Примечание. Диалог культур как технология имеет несколько опубликованных инструментованных вариантов: а) преподавание в режиме диалога курса «Мировая художественная культура»; б) взаимосвязанное преподавание литературы и истории; в) преподавание по четыре предметному синхронизированному программному комплексу.

МБДОУ № 27

«Журавушка»

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:

современный подход к диалогу культур



Известно, что исторический опыт сосуществования и взаимодействия разных культур основывается на непременном учете их реальной специфики, что позволяет определить наиболее предпочтительные варианты межкультурной интеграции и оптимальные формы процесса межкультурного обмена и взаимодействия.

По мнению многих культурологов, позитивность современной эпохи заключается в отчетливо наблюдающемся уходе от монокультурного взгляда на окружающую действительность.


Понимание культуры как отражения сферы общественного сознания человека привело к конструированию передовой формы человеческих отношений - диалогу культур и форм межкультурного взаимодействия.

В настоящее время, когда население практически всех регионов России утратило монокультурность и моноэтичность, возникает необходимость проектирования такого подхода к диалогу культур, который предполагал бы не взаимодействие между собой предметов и программ в рамках одного общеобразовательного учреждения, а организацию процесса образования и воспитания с дошкольного детства до старшего школьного возраста, основанного на идеях межкультурного диалога, кросскультурализма и личностного взаимодействия.


Поскольку дошкольный возраст – это период, когда начинает формироваться базис личностной культуры, то это наиболее благоприятное время для развития у ребенка интереса и уважения к родной культуре, принятия многообразия и специфичности этнических культур, воспитания доброжелательного отношения к людям вне зависимости от их этнической принадлежности.

Современные подходы к дошкольному образованию требуют создания условий для приобщения к национальным ценностям, к истории родного края, ориентации его на диалог культур этнических групп в педагогическом многонациональном дошкольном учреждении. Конечно, это возможно в условиях реализации целей гуманистической системы образования, организацию педагогического процесса в соответствии с основными направлениями приобщения детей к различным аспектам

многонациональной культуры, их современное развитие.




Попытка стандартизации содержания дошкольного воспитания и образования на новом современном уровне через осуществление диалога культур, предпринятая в программе «РАЗНОЦВЕТНАЯ ПЛАНЕТА», отличает ее от других современных дошкольных программ (типовых и вариативных) и определяет особую целевую направленность новой программы.

Основной стратегической целью программы «РАЗНОЦВЕТНАЯ ПЛАНЕТА» является развитие личности ребенка на основе национальных и общечеловеческих ценностей.

Основной задачей программы «РАЗНОЦВЕТНАЯ ПЛАНЕТА» является обеспечение для каждого маленького россиянина равных условий (равного старта) для освоения культурных ценностей его родной страны.


Для реализации программы в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста нами используются разнообразные средства:

общение с представителями разных национальностей;

устное народное творчество;

художественная литература;

игра, народная игрушка и национальная кукла;

декоративно-прикладное искусство, живопись;

музыка;

национальные кушанья.


Но универсальной единицей организации обучения и воспитания в нашей работе стала СКАЗКА , работа над которой ведется в междисциплинарном и коммуникативно-когнитативном ключе.



Воспитатель второй

младшей группы

Шилова И.В.

Из опыта работы:

В своей группе я адаптировала учебно-методический комплекс с усложнениями.


В 2014 году я разработала серию занятий под общим названием «ЭБИЕМ САНДЫГЫ» (БАБУШКИН СУНДУК).

На этих занятиях главным действующим персонажем является ЭБИ (бабушка), к которой мы очень любим приходить в гости.

Эби- опытная пожилая женщина, которая много знает и многое может нам рассказать. Есть у ЭБИ волшебный сундучок, в котором хранится много волшебных секретов.

На занятиях для развития полного

игрового общения я использую игровые

ситуации, в которые попадает ЭБИ.

Через игровой сюжет мы знакомимся

с различными новыми предметами

из сундучка, детально рассматриваем

их, изучаем, обследуем , играем с ними.


Игровой персонаж предоставляет возможность мне, воспитателю,

поставить ребёнка в позицию субъекта познавательной активности.

В этом сундучке могут оказаться различные персонажи

известных сказок, с которыми мы создаём игры-драматизации

и театрализованные игры…





Программа «Разноцветная планета» призвана обеспечить каждому ребенку, живущему в России, равный старт, который позволит ему в дальнейшем успешно обучаться как на русском языке, так и на других языках народов РФ. Развитие ребенка в программе осуществляется интегративно, через организацию игровой деятельности детей на основе сказки; предполагает осуществление диалога культур народов России, а также общее знакомство детей с мировым наследием. Билингвальное и поликультурное построение программы «Разноцветная планета» позволяет при необходимости включить любой родной язык в образовательное и воспитательное пространство, что делает программу уникальной.

Воспитатель средней группы

Шафиева Ф.Р.

Из опыта работы:






Приходите

к нам