Как нарисовать зеркало поэтапно карандашом. Переходим к темным тонам


Урок о том, как рисовать зеркало поэтапно подготовлен по просьбе Светланы Кудрявцевой и еще многих девушек, читательниц ДейФан’а. Называть имена всех не буду, ибо список получится слишком большой. Надеюсь, урок понравится вам, а в качестве примера я взял изображение, присланное одной из читательниц, вот: Зеркало — единственная возможность человека взглянуть самому себе в глаза. Это удивительное свойства гладких поверхностей отражать свет. Понимать принцип хода лучей света очень важно, если вы хотите изобразить чье-то отражение в зеркале. В нашем примере попытаемся изобразить сам предмет, в нем никто отображаться не будет. Поэтому здесь мы не будем рассматривать принципы отражения, но если хотите, вы можете потренироваться самостоятельно перед зеркалом.

Еще несколько способов использовать данный предмет:

  • Кривое зеркало – особый вид искусства, основа жанра карикатуры, а также детище Петросяна (да, Евгения Ваганыча, это не шутка);
  • Символ иного мира, который часто используют писатели. Хороший пример это сказка про Алису в зазеркалье;
  • Еиналеж – магическое зеркало, которое может показать самые сокровенные желание человека (из книги о Гарри Поттере);
  • А еще существует миф, что в зеркале не отражаются вампиры;

Кроме того, зеркальце еще часто появляется в русских народных сказках. Попробуйте сами изобразить его:

Как нарисовать зеркало карандашом поэтапно

Шаг первый. Отметим место на бумаге, где будет изображено зеркальце и его ногу, или подставку или что бы это ни было. Шаг второй. Набросаем очертания овальной формы. Шаг третий. Прорисуем детальнее. Шаг четвертый. Удалим лишнее и поправим контуры. Добавим штриховку: У нас накопилось уже большое количество уроков рисования полезных вещей, попробуйте изобразить.


Разбитое зеркало - к несчастью? Плохая примета? Быть может, это так и есть. Но только не в нашем случае. Точнее, не в случае с корейским художником и дизайнером Хе-Юн Кимом, который превратил разбивание зеркал в своеобразный ритуал. Да-да, Хе-Юн Ким при помощи трещин рисует на зеркалах потрясающие изображения.


Искусством я бы назвала не только зеркала, покрытые "специальными" трещинами, но и сам процесс. Разбить зеркало нарочно может каждый. Но только Хе-Юн Киму под силу сделать это так, чтобы трещины сложились в нужную ему композицию. Разумеется, при этом предмет перестает выполнять свои первоначальные функции, зато превращается в декоративный аксессуар, которым можно рискнуть украсить интерьер.




И пусть многие посчитают это искусство вандализмом, и будут твердить, что кощунственно портить зеркала, создавая сомнительные изображения, у них найдется достаточно оппонентов, которые убеждены, что такие картины на зеркалах - уникальны. У них нет аналогов, и каждая такая работа эксклюзивна, поскольку одинаково разбить несколько зеркал попросту невозможно.

На выпуклых поверхностях блестящих предметов - таких как никелированный чайник - можно найти очень интересные искаженные отражения. Нарисовать такие отражения карандашом достаточно сложно, но очень интересно.

Отшлифованная до зеркального блеска поверхность не всегда точно воспроизводит отражающийся на ней предмет. Если поверхность выпуклая или вогнутая, предметы будут отражаться на ней в искаженном виде и приобретут странную, неожиданную форму. Для того чтобы правильно зарисовать такие отражения, их следует прежде всего очень внимательно изучить, поскольку предугадать отраженные очертания совершенно невозможно.

Как составить натюрморт
В данном случае натюрморт организован вокруг металлического чайника с выпуклыми стенками. Впрочем, вместо него вы может использовать любой другой выпуклым блестящий предмет - например, никелированный утюг или даже автомобильный колпак. Выбрав такой ((отражатель», разложите вокруг него различные предметы.

Помните, что интереснее всего будут искажаться формы предметов с правильными, ровными краями, Раскладывать предметы лучше всего на белой поверхности - она не будет создавать дополнительных искаженных отражений, отвлекающих внимание зрителя.

Кстати, на гладкой выпуклой поверхности вы сможете рассмотреть собственное отражение. Включите и его в свою композицию - это будет интересно! А вот такие отражения, как окна и мебель, лучше не переносить на рисунок. От этого ваш натюрморт будет выглядеть перегруженным деталями. Чтобы вам не пришлось в процессе работы «отсеивать» эти отражения, лучше сразу отгородиться от интерьера комнаты белой тканью.

Для урока рисования карандашом понадобится:
Лист акварельной бумаги
Простые карандаши: 2В, 4В, 5В и 8В
Поделочный нож
Мастичный ластик

Тональная штриховка карандашного рисунка.
Для того чтобы отражения на поверхности чайника не диссонировали между собой, необходимо создать участки разного тона и объединить их плавными тональными переходами - словом, нанести градуированный тон. 11ри этом вначале создаются участки светлого, затем среднего и, наконец, темного тона.

1 Делаем начальный набросок

Карандашом 4В наметьте контуры чайника, бутылки, кружки и яблок. Следите за тем, чтобы формы и размеры предметов, а также их расположение относительно друг друга, были нанесены правильно. Особое внимание уделите эллипсам: один из них образует ободок кружки. Набросайте контуры основных отражений на чайнике, следуя изгибу его стенок,

2 Уточняем линии наброска

Возьмите карандаш 2В и пройдитесь по линиям наброска, для того чтобы сделать их более четкими и точными, Описывая изгибы, держите карандаш дальше от грифеля и проводите эти линии плавным движением руки от запястья. Добавьте тень под отражением бутылки на поверхности чайника,

3 Создаем светлые и серые тона

Возьмите карандаш 5В и начните добавлять тон. Слегка заштрихуйте отражение кружки и белой поверхности стола. Покройте средним по интенсивности тоном отражение бутылки, затененную сторону кружки и отдельные участки фона. Не забудьте оставить бумагу незакрашенной там, где будут располагаться световые блики. Нанесите диагональными штрихами светлый и средний тона на бутылку и кружку.

4 Переходим к темным тонам

Нажимая немного сильнее на тот же карандаш 5В, заштрихуйте полосу темного тона, идущую сверху вниз по центру бутылки. При этом слева от этой полосы должны располагаться участки самого светлого тона. Затем заштрихуйте черную пластиковую ручку чайника, колечко на его крышке и свисток. Начните описывать форму яблок и кружки свободными разнонаправленными штрихами. Вернитесь к отражениям на чайнике: углубите тон бутылки, а затем нарисуйте темную линию - отражение ручки чайника на его крышке.

5 Наносим самые темные тона

Возьмите карандаш 8В, заточите кончик его грифеля и нарисуйте край крышки чайника. Углубите тон отражения бутылки. Обозначьте линии у основания чайника, а затем углубите тон ручки чайника и колечка на его крышке.

6 Рисуем собственное отражение

Если вы хотите так же, как показано здесь. включить в рисунок собственное отражение, окружите штриховкой контур своей головы и верхней части тела. Проверьте все отражения и в случае необходимости внесите поправки в них. Покройте легким тоном носик чайника и еще больше углубите тон колечка на крышке чайника и его отражение.

7 Прорабатываем натюрморт


Сделайте еще более четкими края предметов - например, носика чайника. Уточните округлую форму яблок с помощью простой и перекрестной штриховки. Углубите тень, лежащую внутри кружки. Чтобы подчеркнуть темный цвет бутылки, еще раз пройдитесь карандашом по темной линии, идущей сверху вниз. Нанесите легкие тени, отбрасываемые предметами на белую поверхность стола.

Отражения на стенках чайника разнятся от абстрактных до вполне узнаваемых форм. Теперь при желании вы можете нанести дополнительные тени и проверить, не пропущены ли какие-либо отражения.

8 Уточняем тона


Возьмите карандаш 4В и углубите тон на краях бутылки. Углубите дополнительной штриховкой тон на отражениях яблок. Заштрихуйте верхний край ручки чайника и его крышку боковой стороной грифеля.

9 Заканчиваем работу над белой поверхностью


Тени, отбрасываемые предметами на белую горизонтальную плоскость, едва заметны, поэтому обозначьте их легкой штриховкой. Эти тени помогут “привязать» предметы к поверхности стола.

Пошаговый урок рисунка карандашом – результат

А Округлые формы
Эту композицию объединяют плавные, округлые формы предметов. Контраст в очертания этих предметов вносит бутылка с ее округлой, но слишком вытянутой формой.
Б Темная бутылка
Интересную роль играет та же бутылка и в тональной гамме композиции. Ее темные очертания резко выделяются на фоне отражений остальных предметов.

В Изогнутые отражения
Выпуклая поверхность чайника заставляет все предметы отражаться на ней в искаженном виде. Все контуры отражений, сужаясь, изгибаются вверх, по направлению к крышке.

Категории: 2 апреля 2012

Для нас такой вид рисования полезен тем, что способствует развитию взаимодействия правого и левого полушарий мозга малышей и взрослых: упражнение полезно в любом возрасте.

Зеркальное рисование

Рисование двумя руками одновременно помогает сформироваться чувству симметрии , недостающему у части школьников, неблагоприятно отражающемуся на усвоении математики. Применяется и как метод арт-терапии, снимающий излишнюю тревожность у школьников и взрослых.

Мы начинаем работу с так называемого двойного дудлинга – зеркального рисования обеими руками.

Варианты двойного дудлинга:

  1. обведение рисунка двумя руками;
  2. собственно зеркальное рисование.

Обведение двумя руками

Начнём с обведения рисунка. Такое рисование можно начинать достаточно рано – в 1,5-2 года.

Рисунок простой, с минимумом деталей (домик ниже). Постороннюю (не относящуюся к рисунку) линию мы проводим намерено. Она помогает малышам на начальном этапе различать правую и левую части рисунка, находить точку для начала рисования. Ребятам постарше можно объяснить, что это особая линия. Если лист бумаги по ней согнуть, то половинки рисунка совпадут. О значении понимания симметрии для обучения здесь.

Обведение с двухлетним Серёжей

Двухлетка не в состоянии выполнить задание самостоятельно. Вы можете последовать нашему примеру.

Возьмите доску, на неё прикрепите малярным (бумажным) скотчем рисунок. Клейкая лента зафиксирует его. Сядьте на пол, посадите ребёнка на пол между ногами спиной к себе. Доска с рисунком перед вами.

Дайте малышу в каждую руку по фломастеру (или маркеру). Ребёнок держит фломастеры, а вы его руки. Поставьте кончики фломастеров в одну точку - верхушку крыши. Начинаем обводить рисунок обоими фломастерами одновременно, но в разные стороны. Следите, чтобы ни одна из рук «не торопилась». Смысл в одновременности действий.

Ребята постарше могут выполнять зеркальное рисование самостоятельно. Но не бросайте их одних, особенно поначалу.

Семилетний Артём никак не мог включить в работу левую руку. Правая легко скользила по рисунку, а левая едва передвигалась. Ребята посоветовали Артёму приостановить правую руку, чего он тоже не мог сделать. Такая картина во время рисования – свидетельство слабого взаимодействия между полушариями. Левое из них несёт основную нагрузку, блокируя при этом правое. Мальчику потребовалась внешняя помощь: взрослый сидел рядом и придерживал его правую руку, ограничивая её движения, чтобы левая могла за ней успеть.

Усложним задание. Ребятишкам 3 лет и постарше можно потренироваться в обведении обеими руками рисунка, нарисованного штриховой линией.

Обведение симметричного рисунка двумя руками мы советуем не пропускать, ориентируясь на возраст ребят. Если обведение хорошо получается, просто сократите на него время.

Рисование двумя руками

Собственно двойной дудлинг доступен деткам постарше и выполняется двумя способами:

  1. с опорой на часть рисунка (дорисовывание),
  2. вольное рисование

Пишу «постарше», не привязываясь к «паспортному» возрасту, потому что на навык двуручного рисования влияет много факторов, и четырёхлетка может вполне обогнать шестилетнего. Здесь каждый ребёнок продвигается в собственном темпе. Сравнение только с самим собой, а не с Васей или Петей.

Опора на часть рисунка

Нарисуйте половину предмета: для правши – левую, для левши – правую. Фиксируем лист с половиной рисунка бумажным скотчем. В каждой руке по фломастеру. Ведущая рука рисует недостающую часть предмета, а «подчинённая» обводит нарисованную половинку.

Без опоры на часть рисунка

Свободную работу двумя руками лучше всего начинать с каракулей. Рисование двумя руками начинается от линии симметрии. Обе руки стараются воспроизводить одинаковый, но симметричный вид. Повторюсь: главное – одновременность работы обеих рук. От каракулей можно перейти к простым рисункам: домик, дерево, цветок и прочее.

А можно рисовать два рисунка одновременно. Это будет выглядеть так.

Отлично подойдёт мокрый песок, что разнообразит летний отдых. Рисуем пальчиками или палочкой.

Арт-терапия

Двойной дудлинг - отличный вариант арт-терапии. Полезен тревожным ребятам с высоким уровнем самоконтроля. Рисуем красками: для детей лучше подойдёт гуашь. Можно взять и акриловые краски, но у них есть недостаток: быстро сохнут. Арт-терапевты считают, что рисование двумя руками снимает страхи, блоки.

Вхождение в тему поэтапное

  1. поочерёдное рисование правой и левой рукой;
  2. рисуем обеими руками одновременно: идём от простого к сложному (сперва каляки-маляки, потом предметы);

Зеркальное рисование – дело непростое даже для взрослых, поэтому важны 2 условия: неторопливость и систематичность работы. Это несомненно благоприятно скажется на обучении ребят и развитии их ума. Сайт Нестандартные дети желает успехов.

Не угодно ли, однако, убедиться в этом сходстве? У вас на правой щеке родинка – у вашего двойника правая щека чиста, но на левой щеке есть пятнышко,

которого у вас на этой щеке не имеется. Вы зачесы-

ваете волосы направо – ваш двойник зачесывает их

налево . У вас правая бровь выше и гуще левой; у

него, напротив, эта бровь ниже и реже, нежели ле-

вая. Вы носите часы в правом кармане жилета, а

записную книжку в левом кармане пиджака; ваш

зеркальный двойник имеет иные привычки: его

записная книжка хранится в правом кармане пид-

жака, часы – в левом жилетном. Обратите внимание

на циферблат часов (рис. 98). У вас таких часов

никогда не бывало: расположение и начертание

цифр на них необычайное; например, цифра восемь

изображена так, как ее нигде не изображают – IIX,

и помещена на месте двенадцати; двенадцати же

нет совсем; после шести следует пять и т. д.; кроме

Рис. 98. Такие часы имеет двойник,

того, движение стрелок на часах вашего двойника

которого вы видите в зеркале.

обратно обычному.

Наконец, у вашего зеркального двойника есть одна особенность: он левша. Он пишет, шьет, ест левой рукой, и если вы выразите готовность с ним поздороваться, он протянет вам левую руку.

Нелегко решить, грамотен ли ваш двойник. Во всяком случае грамотен както по-особенному. Едва ли удастся вам прочесть хоть одну строку из той книги. которую он держит, или какое-нибудь слово в тех каракулях, которые он выводит своей левой рукой.

Таков тот человек, который притязает на полное сходство с вами! А вы хотите судить по нему о внешнем виде вас самих...

Шутки в сторону: если вы думаете, что, глядя в зеркало, видите самих себя, – вы заблуждаетесь. Лицо, туловище и одежда у большинства людей не строго симметричны (хотя мы этого обычно не замечаем): правая половина не вполне сходна с левой. В зеркале все особенности правой половины переходят к левой, и наоборот, так что перед нами является фигура, производящая зачастую совсем иное впечатление, чем наша собственная.

Рисование перед зеркалом

Нетождественность зеркального отражения с оригиналом еще заметнее выступает в следующем опыте.

Поставьте перед собой отвесно на стол зеркало, положите перед ним бумажку и попробуйте нарисовать на ней какую-нибудь фигуру, например прямоугольник с диагоналями. Но не смотрите при этом прямо на свою руку, а следите лишь за движениями руки, отраженной в зеркале (рис. 99).

Вы убедитесь, что столь легкая на вид задача почти невыполнима. В течение многих лет наши зрительные впечатления и двигательные ощущения успели прийти в определенное соответствие. Зеркало нарушает эту связь, так как представляет глазам движения нашей руки в искаженном виде. Давнишние привычки будут протестовать против каждого вашего движения: вы хотите провести линию вправо, а рука тянет влево и т. п.

Рис. 99. Рисование перед зерцалом.

Еще больше неожиданных странностей вы встретите, если вместо простого чертежа попробуете рисовать перед зеркалом более сложные фигуры или писать что-нибудь, глядя на строки в зеркале: выйдет комичная путаница!

Те отпечатки, которые получаются на промокательной бумаге, – тоже изображения зеркально симметричные. Рассмотрите надписи, испещряющие вашу промокательную бумагу, и попробуйте прочесть их. Вам не разобрать ни одного слова, даже вполне отчетливого: буквы имеют необычный наклон влево, а главное, последовательность штрихов в них не та, к какой вы привыкли. Но приставьте к бумаге зеркало под прямым углом – и вы увидите в нем все буквы написанными так, как вы привыкли их видеть. Зеркало дает симметричное отражение того, что само является симметричным изображением обыкновенного письма.

Расчетливая поспешность

Мы знаем, что в однородной среде свет распространяется прямолинейно, т. е. скорейшим путем. Но свет избирает скорейший путь также и в том случае, когда не идет от одной точки к другой непосредственно, а достигает ее, предварительно отразившись от зеркала.

Проследим за его путем. Пусть буква A нарис. 100 обозначает источник света, линияMN – зеркало, а линияABC – путь луча от свечи до глазаC . ПрямаяKB перпендикулярна кMN .

По законам оптики угол отражения 2 равен углу падения1 . Зная это, легко доказать, что из всех возможных путей отA кC , с попутным достижением зеркалаMN , путьABC – самый скорый. Для этого сравним путь лучаABC с какимнибудь другим, например сADC (рис. 101). Опустим перпендикулярАЕ из точки

А наMN и продолжим его далее до пересечения с продолжением лучаВС в точкеF . Соединим также точкиF иD . Убедимся прежде всего в равенстве треугольниковABE иFBE . Они – прямоугольные, и у них общий катетЕВ ; кроме того, углыEFB иЕАВ равны между собой, так как соответственно равны углам2 и1 . Следовательно,AE =FE . Отсюда вытекает равенство прямоугольных треугольниковAED иFED по двум катетам и, следовательно, равенствоAD иFD .

Ввиду этого мы можем путь ABC заменить равным ему путемFBC (так какAB =FB ), а путьADC – путемFDC . Сравнивая же между собой длиныFBC иFDC , видим, что прямая линияFBC короче ломанойFDC . Отсюда путьABC корочеADC , что и требовалось доказать!

Где бы ни находилась точка D , путьABC всегда будет короче путиADC , если только угол отражения равен углу падения. Значит, свет действительно избирает самый короткий и самый скорый путь из всех возможных между источником, зеркалом и глазом. На это обстоятельство впервые указал еще замечательный древнегреческий механик и математик Герон Александрийский.

Задача о горящем стоге

Знание кратчайшего пути в случаях, подобных сейчас рассмотренным, может сослужить нам иногда хорошую службу в практической жизни. Представьте, например, что человек из своего дома (рис. 102) на берегу реки заметил, что стог

Рис. 102. Задача о горящем стоге: найти кратчайший путь до стога.

Рис. 103. Решение задачи о горящем стоге.

сена на лугу поодаль загорелся. Захватив ведро, он бежит к реке и, зачерпнув воды, спешит к стогу. Для простоты допустим, что с полным ведром он бежит так же быстро, как с пустым. По какому пути должен он бежать, чтобы поспеть на место пожара возможно скорее?

Легко сообразить, что задача эта совершенно сходна с той, которую мы только что рассмотрели. Поэтому вам не трудно дать правильный ответ: бегущий должен подражать лучу света, т. е. направиться к берегу так, чтобы Угол 1 был равен углу2 (рис. 103). Мы уже видели, что в таком случае путь окажется кратчайшим.

Новое и старое о калейдоскопе

Всем известна хорошая игрушка, носящая название «калейдоскоп» (рис. 104): горсточка пестрых осколков отражается в двух или трех плоских зеркальцах и образует удивительно красивые фигуры, разнообразно меняющиеся при малейшем повороте калейдоскопа. Хотя калейдоскоп довольно общеизвестен, мало кто подозревает, какое огромное число разнообразных фигур можно получить с его помощью. Допустим, вы держите в руках калейдоскоп с 20 стеклышками и 10 раз в минуту поворачиваете его, чтобы получить новое расположение отражающихся стеклышек. Сколько времени понадобится вам, чтобы пересмотреть все получающиеся

при этом фигуры?

Самое пылкое воображение не предусмотрит

правильного ответа на этот вопрос. Океаны высо-

хнут и горные цепи сотрутся, прежде чем будут

исчерпаны все узоры, чудесным образом скрытые

внутри вашей маленькой игрушки, потому что для

осуществления всех их понадобится по крайней

мере 500 миллиардов лет. Свыше пятисот миллио-

Рис. 104. Калейдоскоп.

нов тысячелетий нужно вращать наш калейдоскоп,

чтобы пересмотреть все его узоры!