Музыкальный звук как средство выразительности. «Работа над средствами музыкальной выразительности


Открытый урок комбиниронного типа, предназначенный для ученников младших классов обучающихся по классу фортепиано.
Рекомендуется как для учащихся по предпроф. образовательной программе, так и для детей занимающихся по общеразвивающей программе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств №1 г. Рассказово"

Фортепианное отделение

Открытый урок

Преподавателя МБУДО "ДМШ №1 города Рассказово"

по классу фортепиано Фурсовой И. В.

« Работа над средствами музыкальной выразительности в классе фортепиано »

г. Рассказово

2016 г.

Цель урока:

  • Образовательные:

Формирование и закрепление знаний о средствах музыкальной выразительности;

Закрепление знаний музыкальной терминологии;

Характеристика исполняемой фортепианной музыки.

  • Развивающие:

Развитие аналитических способностей в области музыкального мышления;

Развивать умение выделять главное в работе над музыкальным произведением;

  • Воспитательные:

Способствовать гармоничному воспитанию личности;

Способствовать воспитанию эстетического художественного вкуса;

Воспитание бережного отношения к занятиям;

Тип урока : комбинированный урок.

Форма урока : открытое индивидуальное занятие.

Методы ведения урока : словесные, практические, исследовательские.

Технологии обучения : личностно - ориентированное обучение, технология активного обучения.

Этапы урока :

  • Организационный момент.

Эмоциональный настрой, представление учениц, сообщение темы урока.

  • Введение в тему.

Беседа об особенности музыки, как одного из вида искусств, анализ какими средствами выразительности музыка передаёт эмоциональное состояние человека.

  • Основная часть.

Работа с ученицами над пьесами... Работа над интонированием, звукоизвлечением, музыкальной формой.

Просмотр мультфильма «Картинки с выставки» Анализ музыкального сопровождения учениками.

  • Подведение итогов урока.

Ход урока:

Особенностью музыки является то, что она может с огромной непосредственностью и силой передавать эмоциональное состояние человека, все богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни.

Благодаря тому, что музыка представляет собой временной вид искусства (в отличие от живописи, скульптуры), она обладает возможностью передавать смену настроений, переживаний, динамику эмоционально-психологических состояний. Каждое музыкальное произведение имеет, таким образом, некую «чувственную программу».

Существует программная музыка. Здесь встречаются изобразительные моменты, и такое изобразительное произведение имеет эмоциональную окраску. Чириканье птиц может быть и встревоженным и приветливым, шум волн – умиротворенным и грозным. Поэтому выразительность всегда присуща музыки, а изобразительность имеет второстепенное значение.

Исполнитель, будучи посредником между слушателем и композитором должен оживить, озвучить музыкальное произведение, творчески осмыслить его и выразить те мысли и чувства, которые стремился передать композитор.

На чем же основана музыкальная выразительность?

К средствам музыкальной выразительности относится: темп, динамика, регистр, тембр, ритм, гармония, лад, мелодия, интонация. Музыкальный образ создается определенным сочетанием средств музыкальной выразительности. Например, грозный характер передается с помощью динамики forte, низкого регистра, сдержанного темпа. Выразительность языка музыки во многом сходна с выразительностью речи. Между музыкой и речью много общего. Музыкальные звуки, так же как и речь, воспринимаются слухом. С помощью голоса передаются эмоциональные состояния человека: смех, плач, тревога, радость, нежность и т. д. Интонационная окраска в речи передается с помощью тембра, высоты, силы голоса, темпа речи, акцентов, пауз. Музыкальная интонация обладает теми же выразительными возможностями.

Речевая интонация выражает, прежде всего, чувства, настроения, мысли говорящего, как и музыкальная. Так, взволнованная речь человека отличается быстрым темпом, непрерывностью или наличием небольших пауз, повышением высоты, наличием акцентов. Музыка, передающая смятение, обычно обладает теми же чертами. Скорбная речь человека, как и скорбная музыка (тихая, медленная), прерывается паузами, возгласами.

Б. В. Асафьев употреблял термин интонация в двух значениях. Первое наименьшая выразительно-смысловая частица, «зерно-интонация», «клеточка» образа. Например, интонация двух нисходящих звуков с акцентом на первом (интервал малой секунды) обычно выражает боль, вздох, плач, а восходящий скачок в мелодии на четыре звука (на кварту) с акцентом на втором звуке - активное начало.

Второе значение термина применяется в широком смысле: как интонирование, равное протяженности музыкального произведения. В этом смысле музыка не существует вне процесса интонирования. Музыкальная форма есть процесс смены интонаций.

Музыкальная форма в широком смысле - это совокупность всех музыкальных средств, выражающих содержание. В более узком-строение музыкального произведения, соотношение его отдельных частей и разделов внутри части, т. е. структура произведения.

Временная природа музыки позволяет передавать процессы развития, всевозможные изменения. Чтобы понять смысл произведения, прочувствовать его, необходимо проследить за развитием музыкальных образов.

Охарактеризуем некоторые разновидности музыки - музыкальные жанры. Музыка выразительность форма

В широком плане музыка может быть разделена на вокальную и инструментальную. Вокальная музыка связана со словом, поэтическим текстом. Ее разновидностями являются сольная, ансамблевая и хоровая музыка. В инструментальной музыке содержание выражается более обобщенно. К ее разновидностям относятся сольная, ансамблевая и оркестровая музыка.

Но деление музыки только на вокальную и инструментальную очень условно. Существует большое разнообразие жанров народной и классической музыки.

Размещено н

Основная часть:

Киселева Вика 1 кл. исполняет пьесу " Вальс кукушки" Эта программная пьеса,изображает кукушку. Развивает воображение ребенка, а так же знакомит с жанром вальса. Вальс диктует свои особенности исполнения-опора и движение к сильной доле трехдольного танца. При разучивании этого произведения необходимо проработать каждую интонацию отдельно от всей фактуры, выстроить каждую фразу. Партию левой руки-сопровождение так-же стоит поучить отдельно.

Кривкнцева Карина 2 кл. исполняет пьесу В Коровицина "Кот Василий".Это програмная пьеса,которая изображает мурлыкание и пластику кошки. Для этой цели используется целый ряд приемов музыкальной выразительности-многослойная фактура,мягкие, мурлыкающие интонации, соответствующая образу тембральная окраска и др.

Здесь следует в медленном темпе проработать каждую интонацию, каждый мотив. Интонация - ощущение расстояния между интервалами. Мелодия зависит от отношений нот между собой. Исполнить – значит «пережить» каждую интонацию и довести каждую музыкальную мысль до логического завершения. Работа над интонированием заставляет ученика слушать себя, свою игру. Интонирование способствует раскрепощению двигательного аппарата - появляется дыхание кисти, гибкость, пластика.

У пианистов интонирование определяется многоплановостью фактуры не только по горизонтали, но и по вертикале. На что нужно обращать внимание при работе над фактурой:

1. соблюдать динамическое соотношение между голосами и пластами фактуры.

2. важно чтоб фон помогал мелодии. Обратить внимание на то, что долгие звуки меняют свое выразительное значение от смены аккордов.

3. от звуковой дистанции зависит истинная выразительность. Аккомпанемент обогащает мелодию, но не смешивается с ней.

В создании формы важное значение имеют три принципа: повтор, контраст, развитие (варьирование).

В данной пьесе дважды повторенная подряд музыкальная фраза заменяет остановку, это помогает глубже вслушаться, запомнить мелодию. Между повторами звучит контрастная тема. Роль таких повторов очень велика: они составляют основу музыкальной драматургии, так как позволяют утвердить главенство образа.

Между повторяющимися разделами есть контрастный эпизод, и образуется простая трехчастная. Повтор связан с принципом-контрастом, который и позволяет оттенить повторение. Контраст помогает выразить в музыке смену настроений, звучит как противопоставление

Контраст связан с еще одним принципом формообразования - развитием. Сама тема состоит из двух контрастных элементов и это рождает конфликтность, возможность их столкновения, развития.

Гудкова Ксения 2 кл исполняет произведение композитора Парцхаладзе "Хоровод". Это програмная пьеса, основанная на аккордовой фактуре. Смена лада и тональности, динамическое разнообразие, характерные интонации рисуют образ русской народной пляски. Особое внимание необходимо уделить качеству исполнения аккордов. Для этого под строгим звуковым контроллем нужно проучивать их отдельно и только после этого объединять в мотивы и фразы, направляя ученицу мыслить горизонтально. Обратить внимание на смену тональности- мажор и паралельный минор. Максимально использовать весь богатейший спектр средств музыкальной выразительности для создания образа задорной пляски.

Саблина Эвелина 2 кл исполняет произведение Ю Литовко"Пьеса".Это произведение имеет ярковыраженную вокальную направленность. Основное требование в работе над этим произведением-выявить и подчеркнуть вокальную природу фортепианного мелоса. Мысленно выделить ее из общей фактуры. Оживить ее с помощью динамических оттенков. Найти в звучании инструмента выразительность и музыкальное тепло,свойственное человеческому голосу. Добиваться объеденительного движения при исполнении основной мелодической линии.

Подведение итогов. Саморефлексия.

Для развития ученика - пианиста большое значение имеет работа над интонированием. Учить «пению» на инструменте важно с первых уроков обучения. Чувствовать инструмент, уметь сыграть выразительно, контролировать качество звука.

Ученицы умеют перечислить и сформулировать основные средства музыкальной выразительности. Стараются вслушиваться в свою игру и контролировать качество исполнения. Они поняла характер произведения, жанр, стиль. Принимали активное участие в анализе и исследовании музыкального материала.


Перед исполнением пианистом любого музыкального произведения стоит одна из главных задач-это умение раскрыть кажущееся противоречие между механичностью звукоизвлечения и богатством звучания. Овладение звуком есть важнейшая задача среди других технических задач, которые должен разрешить пианист, ибо звук есть сама материя музыки.

МБУ ДО «Детская музыкальная школа п. Редкино»

Методическое сообщение

«Музыкальный звук как средство выразительности»

Подготовила: преподаватель и концертмейстер

Детской музыкальной школы п. Редкино Соловьева И.В.

Редкино, 2016

Введение

Музыка-искусство звука. Она не дает видимых образов, не говорит словами и понятиями. Она говорит только звуками. Но говорит также ясно и понятно, как говорят слова, понятия и зримые образы. В звуке раскрываются смысл, поэтическое содержание музыки, ее закономерности и гармония. И, если музыка есть звук, то главной заботой, первой и важнейшей обязанностью любого исполнителя является работа над звуком.

МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД ЗВУКОМ

Звук есть первое и важнейшее средство среди всех прочих средств, которыми должен обладать пианист. Работа над звуком является самой трудной, т.к. связана со слуховыми и душевными качествами ученика.

Овладение звуком есть важнейшая задача среди других технических задач, которые должен разрешить пианист, ибо звук есть сама материя музыки.

Перед исполнением пианистом любого музыкального произведения стоит одна из главных задач—это умение раскрыть кажущееся противоречие между механичностью звукоизвлечения и богатством звучания. Певучесть фортепианного звучания достигается особым приемом нажима клавиши. Суть состоит в том, чтобы не ударять и не толкать клавишу, а сперва почувствовать ее поверхность, затем, через палец, прочувствовать ее всем телом и только потом погрузиться в клавишу как бы «до дна». При способе звукоизвлечения рука должна быть освобождена от скованности, зажатости. Ладонь, при этом, находится над клавишами, пальцы желательно держать собранными вместе, а их кончики должны быть крепкими и цепкими. Основой умения «петь» на фортепиано является дыхание руки. В произведениях, особенно кантиленного склада, это ощущается сразу. Рука должна уметь играть не только отдельные интонации связно, но и целый ряд звуков как бы «на одном дыхании». Воспитание такой руки должно быть одной из первых задач в фортепианной педагогике. Пианист воспроизводит не только одну мелодию или голос, но и всю сложную гармоническую и полифоническую ткань произведения. Задача исполнителя-сделать эту ткань выпуклой, яркой, или, наоборот, матовой, погашенной.

Нейгауз разделяет ошибки педагогов и пианистов в отношении восприятия и воспроизведения звука на фортепиано на 2 направления: первое—это недооценка звука, второе—переоценка. Он пишет, что более распространенное первое направление, т.к. играющий не задумывается над динамическим богатством и звуковым разнообразием фортепиано. В основном внимание направлено на техническую сторону, т.е. слух пианиста недостаточно развит, исполнителю не хватает воображения.

Другая ошибка—переоценка звука бывает у тех исполнителей, которые уж слишком любуются звуком, смакуют его.

Также пианисты не понимают, что красота звука есть понятие не чувственное, а диалектическое. Наилучший звук тот, который наилучшим образом выражает данное содержание. Г. Г. Нейгауз пишет, что три четверти работы-это работа над звуком. В своей книге «Искусство фортепианной игры» он приводит последовательность работы над музыкальным произведением, который расположил в следующем порядке:

  1. Художественный образ (смысл, содержание).
  2. Звук во времени.
  3. Техника, как совокупность средств, нужных для разрешения художественной задачи.

Существуют простейшие положения при работе над звуком, которые пианист, как всякий грамотный человек, должен знать. Любое явление в нашем мире имеет начало и конец, это, безусловно, касается и фортепианного звука.

Обычные обозначения звука от двух «pp», изредка трех «p» или четырех «p» до f, ff, реже fff, еще реже ffff, совершенно не соответствуют той реальной динамической шкале, которую может воспроизвести фортепиано. Для исследования этой шкалы Нейгауз предлагает нам добиться первого рождения звука (ppppp…), которое следует после того, что еще не звук (это нуль, который получается в результате слишком медленного нажатия клавиши (молоточек поднимается, но не ударяет струну)), постепенно увеличивать силу удара и высоту поднятия руки, дойти до верхнего предела (ffffff…), после которого начнется уже не звук, а стук. Этот опыт важен тем, что он дает точное познание звуковых пределов фортепиано. «Еще не звук и уже не звук». Нейгауз советует играть мелодические пассажи (например, у Шопена) в сильно замедленном темпе. Таким образом, мы сможем рассмотреть прекрасную картину как бы через «увеличительное стекло», это поможет проникнуть в гармонию и точность отдельных мотивов произведения. Также можно взять ноту или несколько нот одновременно, с известной силой, и держать до тех пор, пока ухо совершенно не перестанет улавливать какое-либо колебание струны, т.е. слушать звук до его полного, оканчательного затухания. Только тот, кто ясно слышит протяженность фортепианного звука со всеми изменениями, во-первых, сможет услышать всю его красоту, во-вторых, сможет овладеть необходимым разнообразием звука, которое нужно для четкой и ясной передачи гармонии, и создания звуковой перспективы.

Всякая игра на фортепиано, поскольку целью ее является звукоизвлечение, есть работа над звуком.

В своей книге « Об искусстве фортепианной игры» Г.Г.Нейгауз приводит нам несколько советов при работе над звуком:

  1. Необходимой предпосылкой хорошего звука является полная свобода предплечья, кисти, и, в целом, руки от плеча до кончиков пальцев, которые должны быть всегда начеку.
  2. На самой первоначальной ступени пианистического развития Нейгауз предлагает нам упражнения, смысл которых заключается во взятии одной рукой двух или более нот, где каждый звук должен быть произнесен разными акцентами, динамикой и протяженностью.
  3. Если в полифонической музыке (Нейгауз пишет о том, что полифония—лучшее средство для достижения разнообразия звука) ученику неудается достаточно пластично произнести многослойную ткань, то полезно прибегнуть к методу «преувеличения».
  4. Одна из часто встречаемых ошибок при исполнении -это сближении мелодии и аккомпанемента, недостаточное разделение между первым и вторым планом. В этом случае преувеличение динамической дистанции между аккомпанементом и мелодией поможет многое уточнить и объяснить ученику.
  5. Когда написано в нотах crescendo, то нужно играть в этом месте piano, и наооборот, когда в нотах написано diminuendo—нужно играть forte. Точное воспроизведение и понимание постепенности динамических оттенков—существенное условие для создания правильного звукового образа.
  6. Также можно сыграть произведение очень тихо (сконцентрировано, внимательно), это поможет исправить, возникающие при концертном исполнении, неточности.
  7. Т.к. фортепиано не обладает бесконечной протяженностью звука, то нюансировка мелодической линии, пассажей, должна быть очень богата и гибка, чтобы ясно передать интонацию исполнения музыки.
  8. Очень важно, чтобы работа всего двигательного аппарата, находилась в полном согласии с требованиями слуха и звуковым замыслом.
  9. В произведениях, требующих употребления педали(то есть почти всегда), нельзя рассматривать вопросы звука в отрыве от вопросов педализации. Иногда полезно проигрывать произведение без педали, это дает возможность проследить точность, ясность каждого звука. Но еще важно учить произведение с педалью, т.к. при ее содействии можно добиться нужного звукового результата.
  10. Одной из труднейших для пианиста задачей является создание звуковой многоплановости. Ведь, если играющий слышит многоплановость фактуры, то он обязательно найдет средства для ее передачи. Очень полезно при аккордовой, или октавной игре учить каждый голос отдельно.

Любая работа, не только над звуком, должна проводиться через слуховое восприятие, ведь, только через слух можно добиться красочного, певучего звучания отдельных фраз и произведения в целом.

Заключение

В целом, работа над звуком, это совокупность множества приемов, методов, которые неотрывно связаны между собой и дают возможность пианистам правильно использовать инструмент фортепиано, как средство, для донесения зрителям музыкального замысла произведения.

Список литературы

  1. Алексеев А. Методика обучения игры на фортепиано. - М.,1978
  2. Гофман И. Фортепианная игра: ответы на вопросы о фортепианной игре. - М.,1961. 3.Готсдинер А. Музыкальная психология. - М., 1993.
  3. 4. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. - М, 2005.

5.Корто А. О Фортепианном искусстве.- М., 1965.

  1. Маккиннон Л. Игра наизусть. - Л., 1967.
  2. Муцмахер В. Совершенствование музыкальной памяти в процессе обучения игре на фортепиано. - М., 1984.
  3. Петрушин В. Музыкальная психология. - М., 1997.
  4. Савшинский С. Пианист и его работа. - Л., 1961.
  5. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. - М., 1985.

11 .Фейнберг С. Пианизм как искусство. - М.,1969.

  1. Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. - М.,1984.
  2. Шуман Р. О музыке и музыкантах. Сб. ст. - М.,1973.

Организация: МОУ ДОД ДМШ п. Лонгъюган

Населенный пункт: ЯНАО, п. Лонгъюган

Цель урока : закрепление понятия средств музыкальной выразительности на материале упражнений, гаммы и изучаемых произведений.

Задачи урока:

Образовательные:

Закрепление изученных теоретических знаний (штрих, лад, темп, ритм, мелодия, динамика);

Закрепление понятия средств музыкальной выразительности в интересной для ребенка форме;

Формирование практических навыков (игра штрихами legato, staccato, исполнение произведения в заданном темпе).

Развивающие:

Координация движений;

Развитие слуха;

Активизация образного мышления через различные виды деятельности. Воспитательные:

Воспитание любви к музыке;

Воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку;

Воспитание усидчивости и собранности.

Тип урока: комбинированный (углубление, закрепление знаний).

Методические приемы:

Словесный, наглядный, практический;

Активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика;

Прямая и наводящая формы воздействия;

Приемы контроля и самоконтроля;

Развитие образного мышления.

Методы обучения:

Перспективный;

Практический;

Репродуктивный.

Оборудование: цифровое пианино «Roland», 2 банкетки, компьютер, таблица «средства музыкальной выразительности», рисунки, картинки, нотные пособия, Портрет Л. Ванн Бетховена и А. Пушкина.

Применение педагогических технологий:

1. Здоровьесберегающая:

Через развитие мышц пальцев происходит развитие мелкой моторики, оказывающее положительное влияние на память. Ребенок – музыкант более организован;

Рациональная организация урока: включение игровых моментов, физкультминутка, гимнастика для глаз, упражнения на расслабление мышц, упражнение «Веселые нотки» и «Говорящие пальцы»;

Чередование различных видов учебной деятельности (игра гамм, упражнений, повторение выученных пьес, слушание музыки).

2. Игровая:

Технология подразумевает организацию игровой деятельности, направленную на поиск, обработку и усвоение учебной информации. Хорошо использовать ее в период начального обучения. Включение в учебный процесс игровых моментов повышает интерес учащихся к занятиям на фортепиано, активизирует их творческую деятельность. Учитель создает на уроке так называемую «ситуацию успеха», которая повышает мотивацию к обучению, поддерживает интерес и увлеченность игрой на инструменте и вызывает положительные эмоции.

Предварительная подготовка:

Работа над гаммой;

Разучивание музыкальных произведений;

Репертуарный план урока:

1. Гамма До мажор

2. Л. Моцарт «Менуэт»

3. А. Руббах «Воробей»

4. Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» (прослушивание)

5.П. И. Чайковский «Болезнь куклы» (прослушивание)

6. К. Сен-Санс пьесы из цикла «Карнавал животных» (прослушивание)

План урока:

1.Организационный момент;

2.Разминка. Упражнения, направленные свободу двигательного аппарата, пальчиковая гимнастика;

3. Работа с музыкальным материалом;

4.Закрепление пройденного материала с использованием игровой технологии (игра по карточкам, рисунки, картинки);

5. Слушание музыки;

6. Итог урока

7. Домашнее задание

Ход урока:

1. Организационный момент. Приветствие. Посадка за инструментом Озвучивание темы урока, задач.

2. Разминка. Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата, пальчиковая гимнастика, закрепление навыка non legato на изучении гаммы до мажор. Укрепление 2 и 4 пальцев опертым звуком правой и левой руками. Играя, подпеваем себе:

До, ре, ми, фа, соль, ля, си –
Кошка ехала в такси.
Ре, ми, фа, соль, ля, си, до –
А собака на метро.
Ми, фа, соль, ля, си, до, ре –
Кто-то ходит во дворе.
Фа, соль, ля, си, до, ре, ми –
Это лошади мои.
Соль, ля, си, до, ре, ми, фа –
Их кормить уже пока.
Ля, си, до, ре, ми, фа, соль –
Съели всю уже фасоль.
Си, до, ре, ми, фа, соль, ля –
Не идёт уже мысля.
До, ре, ми, фа, соль, ля, си –
Вот и все мои стихи.

Упражнение «Говорящие пальцы».

Запомни стишок:

Фокус-покус, трали-вали,

Едет мышь на самосвале.

Ты чего же, это, мышь,

Сверху вниз на нас глядишь?

Проговори – простучи стишок такими пальцами:

«Молодец, Алена! А теперь давай повторим гамму До мажор. Играем каждой рукой отдельно в 2 октавы в прямом движении». Затем разнообразим игру: играем быстро на staccato – « как-будто капельки дождя падают», играем медленно и legato – «будто ниточку из клубка вытягиваем».

3. После повторения гаммы переходим к работе над музыкальным материалом.

Алена, какое произведение ты сейчас будешь исполнять?

А какой композитор написал данное произведение?

Леопольд Моцарт.

Леопольд? Я не ослышалась? Может быть Вольфганг Амадей?

Нет, Леопольд, это папа маленького Моцарта.

Верно, Леопольд Моцарт, австрийский скрипач, композитор и музыкант, отец и учитель великого Вольфганга Амадея Моцарта.

Показываю портрет композитора.

А что такое «менуэт»?

Верно. Это старинный французский грациозный танец, названный так вследствие своих мелких шажков на низких полупальцах. Менуэт парный танец. Посмотри на репродукцию гравюры «Менуэт при дворе Людовика XIV». Какие красивые дамы и кавалеры. Они одеты в нарядные, пышные платья. Кавалеры в кудрявых париках, на них камзолы, расшитые золотом. Они склонились в почтительном поклоне перед своими дамами. Дамы все прекрасны и восхитительны, пышные юбки и корсеты, стягивающие талию. не позволяют им бегать и прыгать, поэтому движения их плавные, грациозные, они тоже склонились в реверансе. Движения менуэта были построены в основном на поклонах и реверансах. Хотя танцующие исполняют менуэт плавно и довольно медленно, но музыка менуэта должна исполняться умеренно скоро.

Давай попробуем сыграть «Менуэт», как-будто мы находимся в том великолепном дворце и играем для самого короля. А вокруг нас придворные, которые будут танцевать под твою музыку!

Ученица исполняет произведение.

Как ты думаешь, композитору удалось передать образ танцующих пар? С помощью каких музыкальных средств выразительности?

Как-будто правая рука – это дама, а левая кавалер.

Верно. Ход в 4 такте в левой руке (Т,D,Т) очень напоминает грациозный поклон. Темп умеренный. Музыка похожа на диалог, сначала их движения совместны, затем настойчиво вступает кавалер, посмотри, в 5 такте f и акценты, будто он что-то спрашивает у дамы, а та ему отвечает со свойственной даме скромностью: ее партия звучит на diminuendo. Еще раз вопрос-ответ, и вот они уже снова танцуют вместе. Ходы в правой руке с опеванием ступеней очень напоминают повороты.

В XVIII веке очень был распространен язык жестов. Даже не общаясь друг с другом словами, люди могли договориться о чем-то, танцуя или обмениваясь взглядами.

Поэтому мы и физкультминутку проведем сегодня, как-будто мы придворные дамы! У Надежды Коган есть такое шуточное стихотворение:

Как заклинание из сказки,
Я помню это с детских лет:
Взгляд в угол, на нос, на предмет,
Вот так и надо строить глазки.

Вам скажут древние старушки:
Оружия сильнее нет.
Взгляд – в угол, на нос, на предмет –
И был сражен Дантес и Пушкин.

Давай и мы «постреляем» глазками! А в роли «предмета» у нас выступит игрушечный медвежонок.

Упражнение для глаз: подвигать глазками (вправо, на нос, перед собой).

Упражнение на раскрепощение мышц шеи, рук, плечевого пояса: поднимаясь на носки, медленно и плавно, вместе со вздохом, поднять ненапряженные руки вверх. Затем легко развести руки в стороны и вместе с выдохом, свободно наклонившись вперед, тяжело уронить расслабленные руки вниз. Руки свободно раскачиваются, пока не остановятся.

Алена, как называется твое следующее произведение?

Воробей.

Исполни, пожалуйста.

Идет исполнение пьесы «Воробей» А. Руббах

Какой характер у произведения?

Веселый.

Конечно же, ведь воробушки - птички очень подвижные, юркие, маленькие.

Показ картинки, на которой изображен воробей.

Давай подробнее рассмотрим, какими красками, т.е. какими средствами музыкальной выразительности композитор передал характер в произведении, как мы сразу определим, что это воробей, а не орел, например?

Мы по очереди играем руками, будто воробей прыгает.

Конечно же! Ведь воробушки не ходят по земле, они прыгают, а прыжки еще и подчеркиват такой штрих, как staccato.

Затем определяем лад, темп, динамику.

4. Закрепление пройденного материала (выразительные средства в музыке) с использованием игровой технологии (карточки, рисунки, картинки).

А теперь тебе будет вот какое задание. Я дам тебе послушать произведения, а ты определи, какие средства музыкальной выразительности здесь используются.

1 произведение: звучит А. Римский-Корсаков «Полет шмеля»

2 произведение: звучит П. И. Чайковский «Болезнь куклы». Во время звучания произведений учащийся выкладывает на стол карточки со средствами музыкальной выразительности, которые, по его мнению, соответствуют данному музыкальному произведению. Далее проходит проверка и обсуждение итогов игры.

Сегодня мы узнали, что, оказывается, можно рисовать не только красками, но также и звуками. Попробуй угадать ряд животных и показать их на картинках.

Звучит К. Сен-Санс «Королевский марш льва»

«Куры и петухи»

«Кукушка в глубине леса»

5. Итог урока:

Средства музыкальной выразительности самым непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, его образ. Отмечая выразительное значение тех или иных средств, целостное восприятие музыки учеником становится полноценнее, осознаннее. Важную функцию при изучении выполняют изображение и слово, они помогают детям проникнуться необходимым эмоциональным настроем. Активное переживание музыкального произведения помогает восприятию музыки и положительно сказывается на исполнении.

6. Домашнее задание:

Закрепление пьес «Менуэт» и «Воробей»;

Нарисовать рисунок на выбор: танцующие кавалер и дама или воробей; «Зиме»

Повторять упражнения «Говорящие пальцы» и «Веселые нотки» со словами, играть гамму До мажор.

На этом наш урок закончен. Расстаемся на позитивной ноте.

Спасибо за внимание!

Используемая литература:

  1. Баренбойм Л. «Путь к музицированию», Ленинград, 1980 г.
  2. Ветлугина Н. «Музыкальный букварь», Москва, 1986 г.
  3. Смирнова Т. И. «Фортепиано. Интенсивный курс: методические рекомендации»; М.: РИФ «Крипто-логос», 1992г.
  4. Тимакин Е. «Воспитание пианиста»; М.: «Советский композитор», 1984г.
  5. ЩаповА. «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище»; М.: «Классика XXI», 2009г.