Итальянская народная музыка: лоскутное фольклорное одеяло. Песня итальянских партизан “Белла Чао”


Устное народное творчество итальянцев богато произведениями различных жанров. В северных областях страны распространены лирико-повествовательные поэмы. Итальянские фольклористы считают, что эти поэмы ведут свое происхождение от эпоса кельтов.

Для Центральной и Южной Италии характерны лирические стихотворения - strambotti . Этот вид устного народного творчества впервые зародился в Сицилии, и поэтому такие стихотворения называют также сицилианами. На этом же острове распространены религиозные истории и поэмы (в октавах) с морализующим содержанием, а также до наших дней сохраняются спектакли народного театра кукол (opera del pupi ). Темы их взяты главным образом из французского эпоса.

Во всех областях страны бытуют народные сказки (fiabe ), новеллы (гассоп- ti ), пословицы (proverbi ) и загадки (indovinelli ).

Очень мелодичны итальянские народные песни, ритм, мелодия и содержание которых варьируют от области к области. На севере и северо-западе страны распространены эпико-лирические песни, называемые канцонами. Они особенно типичны для Пьемонта. Возможно, что именно Пьемонт был той областью, откуда канцона из Франции распространилась в остальные районы Италии. Для областей Трентино, Венето и Фриули характерны однострофные лирические песни villotti , состоящие из двух четверостиший.

Весь мир знает песни венецианских гондольеров - баркароллы, отличающиеся плавностью мелодии и ритмом, соответствующим ударам весел.

Большим разнообразием отличаются сицилийские песни - маринары, фурнарианы, викариоты и пр.

В южных областях, особенно в Кампанье, распространены главным образом лирические песни - сторнеллы, состоящие, как правило, из двух рифмованных одиннадцатисложных стихов. От главного города Кампаньи Неаполя происходит название всего этого жанра - «неаполитанские цесни». В предместьи Неаполя - Пьедигротта - ежегодно устраивается конкурс на лучшую песню. Участники и слушатели съезжаются сюда со всех концов страны.

На острове Сардиния очень распространены лирические монострофные песни, имеющие много общего как по форме, так и по содержанию с испанской лирикой.

Главный жанр устного народного творчества жителей Умбрии - так называемая религиозная поэзия, в основном песни, где рассказывается об эпизодах из жизни Христа.

Во многих областях Италии поют очень мелодичные колыбельные песни.

В последние десятилетия итальянские народные песни под влиянием музыкальных передач, транслирующихся по радио, в значительной степени потеряли свою традиционность: меняется как характер их мелодии, так и лексика. Так, уже полвека в народных лирических песнях, особенно в тех, где поется о расставании, фигурируют железная дорога и пароход, а в последние годы даже самолет. Песни теряют свой аллегорический язык. Изменилась и лексика эпико-лирических песен, например вместо сабель и ружей в них появились пистолеты и пулеметы.

Танцы. Музыкальные инструменты

Местами еще танцуют итальянские народные танцы, отличающиеся разнообразием, красотой и темпераментом исполнения. Еще несколько десятилетии назад большой популярностью у южан пользовалась тарантелла (танец, вероятно, античного происхождения), исполнение которой обычно сопровождалось ударами в тамбурин. В Лацио был распространен танец с очень быстрым темпом - сальтарелло,

Его танцевали попарно, в сопровождении гитары. В ломбардских провинциях до сих пор танцуют так называемую бергамаску, а в венецианских - танец фриульского происхождения - фурлану. Для Сицилии характерен медленный танец - сицилиана. В некоторых местностях Сардинии все еще исполняется танец очень древнего (вероятно, древнегреческого) происхождения, называемый duru - duru , или ballo in tondo (танец в хороводе). Он обычно сопровождается прыжками и криками.

Кое-где на юге сохранились обрядовые танцы-пантомимы, исполняемые в дни некоторых религиозных праздников. Крестьяне некоторых деревень Калабрии, Сицилии и Базиликаты выполняют пантомиму, известную под названием «корабль». Двенадцать человек образуют пирамиду: шесть из них стоят на земле, четверо у них на плечах и двое на самом верху. Пирамида ритмично двигается, окруженная толпой поющих крестьян.

Традиционные песни и танцы раньше исполняли под аккомпанемент народных инструментов. В северных областях была наиболее распространена гитара; в Тоскане, Лацио и Кампанье чаще всего можно было встретить волынку. На острове Сардиния песни и танцы сопровождались игрой на трехствольной свирели, называемой launedda . В деревнях всех областей страны играли на одноствольной свирели, губной и обычной гармонике, а в городах - на мандолине.

В последнее время, особенно в послевоенный период, старинные народные танцы все больше и больше уступают место современным, которые танцуют под проигрыватель или магнитофон.

Народное прикладное искусство

Почти каждая область Италии знаменита каким-либо видом народного декоративного искусства, которым здесь занимаются веками, передавая навыки и чувство красоты из поколения в поколение.

Керамика

Чрезвычайно красочны изделия мастеров-керами стов. Это производство имеет в Италии многовековьн традиции. Уже в Vlll - VII вв. до н. э. в южную часть Апеннинского полуострова вместе с греческими колонистами проникли и греческие керамические изделия. С VI в. до н. э. широко распространилась греческая чернофигурная и краснофигурная керамика. В римское время появилась посуда с растительным орнаментом, чаще всего рельефным, покрытая красным лаком с металлическим блеском.

В период раннего средневековья гончарство, как и многие другие области народного мастерства, пришло в упадок.

Новый мощный подъем керамического искусства Италии начался в XV в. Центрами производства художественной керамики в средние века были Фа- энца, Сиена, Каффаджоло, Кастель Дуранте и некоторые другие.

С первой четверти XVI в. во главе итальянского керамического производства стоял город Фаэнца, от имени которого произошло интернациональное слово «сЬаянс», в узком смысле означающее изделия из белой обожженной глины с мелкопористым черепком. Фаянсом часто называют и поливную керамику - майолику, которую тоже массами изготовляли и продолжают изготовлять в Фаэнце. Название «майолика» происходит от одного из Балеарских островов - Майорки (по-итальянски - Майолика), откуда в 1115 г. генуэзцы впервые привезли на Апеннинский полуостров испано-мавританские керамические сосуды и поливные плиты, ставшие образцами для итальянских гончаров.

В период расцвета майоличного производства (XV-XVII вв.) употребляли желтоватую и беловатую глину, а вместо ангоба и свинцовой поливы покрывали ее беспористой непрозрачной глазурью из смеси окисей свинца и олова. Сосуд подвергали обжигу при высокой температуре, глазурь сплавлялась с нанесенной на нее росписью и превращалась в однородный блестящий слой, крепко прилипший к глиняной основе изделия.

То, что в наше время называют в Италии майоликой, включает в себя всевозможные керамические изделия из красной глины (terra cotta ) и из белой, с крупнопористым черепком, покрытые прозрачной поливой (vernice ) или непрозрачной эмалью (smalto ). Современные керамисты Фаэнцы не только имитируют знаменитые модели прошлого, но и создают новые модели, осваивают новую технику. В наши дни многие мастера Фаэнцы изготовляют сосуды абстрактных форм, украшенные росписью, мотивы которой почерпнуты от современной абстрактной живописи.

В Фаэнце находится Государственный институт керамики. Керамисты из разных стран съезжаются сюда повышать мастерство. Здесь же имеется Международный музей керамики, где сосредоточены коллекции итальянской художественной керамики. Ежегодно в городе проводится выставка керамики.

В современной Италии керамическое производство развито, однако, главным образом в южных и островных областях: Апулии, Сицилии, в Абруццо, Молизе, Калабрии, Сардинии, Марке и некоторых других. Мастерские и мелкие фабрики этих областей выпускают, кроме бытовой керамики (столовых и кухонных сосудов, покупаемых главным образом крестьянами), декоративные изделия (блюда, вазы, статуэтки), часто идущие на экспорт или на продажу иностранным туристам.

Распространенные формы сосудов, общие для всех южных областей страны: миска; boccale - большая кружка для воды или вина; bгосса - большой шаровидный сосуд, с носиком и одной или двумя ручками, в котором чаще всего хранят вино; всевозможные фляжки для воды и вина: шаровидные с коротким горлом и с одной ручкой; подобные им, но без ручки; удлиненной формы с двумя ручками; плоские без ручек, с петлями для продевания веревки; кренделеобразные и т. п.

Все эти сосуды обычно покрывают красочными эмалями и глазурями и расписывают надглазурными или подглазурными красками, а иногда украшают рельефными фигурами.

Многие области Италии, а нередко и отдельные центры керамического производства, имеют характерные особенности как в выборе форм сосудов, так и в их художественной отделке.

Главный центр сицилийского керамического производства - Кальтад- жироне. Много керамики выходит также из мастерских Террановы, Лика- ты, Аджиры, Партинико, Каникатти и Скьятты.

Очень колоритны известные уже в раннем средневековье сицилийские вазы для цветов - graste . Их часто делают в форме человеческой головы. В такой же форме нерёдко выполняется и тулово сицилийских фляг. Часто сосуды имеют форму человеческой фигуры во весь рост. Таковы полихром- ные бутылочки (fiaschetti ) и светильники ( lucerni ). В Кальтаджироне, кроме того (с XVII в. и по сей день), изготовляют глиняные необожженные статуэтки святых - presepi , которые принято в дни религиозных праздников расставлять в углу комнаты, имитируя сцены из жизни Иисуса Христа.

Кроме художественной керамики, здесь выпускают разнообразные бытовые сосуды, например большие quartare для доставки воды, суповые миски, небольшие cannate для воды и вина и многое другое.

Самые крупные центры художественной гончарной продукции Сардинии - Ористано, Сассари и Кальяри. Наиболее известны по всей стране ористанские вазы. Форма и орнаменты их восходят к гончарному ремеслу Древней Греции (аналогии к этим вазам были обнаружены раскопками в Ка- носе в Апулии). Это поливные сосуды больших размеров, украшенные рельефными изображениями цветов, животных или людей.

В коммуне Доргали (Сассари) традиционный вид гончарства - изготовление сосудов из красной глины в форме фигур домашних животных: кувшины для умывания в виде петуха, наседки, гуся и т. п. Они обычно отделываются процарапанным рисунком (граффити) и покрываются разноцветными эмалями. В Кальяри, как и в Сицилии, делают сосуды в форме человеческих фигур, чаще всего изображающих женщин в местных народных костюмах.

В Апулии имеется несколько больших центров гончарного производства: Гротталье, Рутильяно, Сансеверо, Черинтола и некоторые другие. Художественные изделия Гротталье из терракоты с полихромной поливой расходятся по всей стране; в технике их изготовления и в украшении сохраняются средневековые традиции. Разнообразные сосуды (боккали, брокки и др.) покрывают полихромной росписью (преобладают растительные орнаменты) по белому ангобу. Гротталье снабжает столовой и кухонной посудой все области юга.

В Апулии делают и сосуды, украшенные рельефом, имитирующим вышивку. Славится эта область и производством игрушек, покрытых разноцветными эмалями. Чаще всего это свисточки в форме разных животных: птичек, петушков, собак, змей и т. д.

В Абруццо традиционными являются плоские и кольцеобразные фляги, блюда и брокки с красочной росписью по белому ангобу. Керамика из Палены отличается яркими расцветками и очень блестящими эмалями. Трехлопастные кружки, приземистые фляги с маленьким горлом, плоские фляжки в виде кренделя расписывают поверх ангоба, чаще всего гирляндами цветов. В Кастелли сосуды часто покрывают желтой, синей или зеленой эмалью. Многие из них, особенно статуэтки или светильники в виде человеческих фигур, близки к сицилийским.

Главные центры производства керамики в Калабрии - Семинара, Ренде, Визиньяно, Терранова ди Сибари, Корильяно Калабро, Вибо Валентина, Скуиллаче, С.-Андреа Ионико. В Семинаре терракотовые сосуды (чаще всего это кренделеобразные фляги) украшают рельефными изображениями цветов, птиц и животных. Преобладающие расцветки поливы - зеленая, желтая и оранжевая. Большой популярностью в стране пользуются изготовляемые в Семинаре фляжки в форме рыбы и изящные игрушки из красной глины, покрытые разноцветной поливой.

Главные современные центры керамического производства Умбрии - Дерута и Губбио - выпускают копии средневековых и даже этрусских образцов, так же как и мастерские других центров этой области: Ассизи, Фикулле и др.

В Тоскане главный центр керамического производства - Монте Сан Са- вино. Здесь делают большие блюда, копирующие средневековую майолику. Обычно они покрыты белым ангобом, поверх которого нанесена роспись.

В области Марке в Пезаро керамисты изготовляют разнообразные бытовые сосуды, покрытые очень блестящими эмалями темных расцветок (черными, каштановыми или кофейными): грелки для рук, сковороды, суповые миски для жнецов, бутылки для доставки вина в поле, сосуды для питья.

«Народное творчество» - Узнать как воспитывается в вашей семье любовь к устному народному творчеству. Таким образом, возрос интерес к русскому народному творчеству. Реализация проекта. 6 часов. Цели исследования: Какие виды народного творчества вы применяете в своих играх? Этапы работы: Поставлены цели и задачи. Используется ли русское народное творчество в вашей жизни, в играх.

«Русский народный костюм» - Если рукава опускали, то сделать какую либо работу было невозможно. На Руси основной одеждой для женщин был сарафан и сорочка с вышивкой. В одежде отражается душа народа. Сарафаны могли быть разного цвета: красные, синие, коричневые… Девушки могли ходить с открытой головой. Зелёный – крапива. По одежде можно узнать о традициях и обычаях своего народа.

«Художники Итальянского Возрождения» - Представитель Высокого Возрождения. Возвращение блудного сына. Рафаэль. Мадонна с младенцем. Веласкес. Купальщицы. Последний художник немецкого Ренессанса. Живопись. Плоды ревности. Джоконда. Леонардо да Винчи. Мадонна Констабиле. Многочисленны церковные картины и изображения святых. Венера и Адонис.

«Народная музыка» - Пятницкого Хор русской песни Всесоюзного радио. Все жанры русского фольклора заслуживают равного внимания собирателей и исследователей. Василий Татищев. Поистине всенародна. Ансамбль «Золотое кольцо». М. Горький говорил: “… Начало искусства слова – в фольклоре”. Свойства: Музыкальные образы связаны с жизнью людей Многовековая шлифовка временем.

«Русские народные инструменты» - Музыкальные инструменты в детском саду. Балалайка Гармонь. Дудки- самогудки! Первые инструменты. В корпусе делали отверстия, для смены высоты звучания. В лесу росло, на руках плачет, из лесу вынесено, а на полу скачет. Лепили из глины. Русские народные инструменты. Появилась в1870 г. в Туле. На занятиях и на празднике.

«Оркестр народных инструментов» - Состав оркестра. Существует несколько разновидностей русской домры. Домра – ведущий инструмент в оркестре народных инструментов. Своим появлением баян обязан русскому мастеру Петру Стерлигову. Духовые инструменты. Баян существует на Руси с 1907 года. Входят в состав оркестра народных инструментов. Первые сведения о гуслях относятся к VI веку.

В мире сосуществует много народов, общающихся на разных языках. Но не только словами говорили люди на протяжении всей истории. С целью одухотворения своих эмоций и мыслей в древности использовались песни и танцы.

Танцевальное искусство на фоне развития культуры

Итальянская культура имеет огромную значимость на фоне мировых достижений. Начало ее бурного роста совпадает с рождением новой эпохи - Ренессанса. Собственно, Возрождение возникает именно в Италии и некоторое время развивается внутренне, не касаясь других стран. Его первые успехи припадают на XIV-XV век. Позже с Италии распространяются по всей Европе. Развитие фольклора начинается также в XIV веке. Свежий дух искусства, иное отношение к миру и обществу, смена ценностей непосредственно отразились в народных танцах.

Влияние Ренессанса: новые па и балли

В Средневековье итальянские движения под музыку выполнялись шагообразно, плавно, с раскачиваниями. Ренессанс поменял отношение к Богу, что отразилось и на фольклоре. Итальянские танцы приобрели энергичность и живые движения. Так па «на полную стопу» символизировали земное происхождение человека, его связь с дарами природы. А движение «на носках» или «с прыжком» отождествляли стремление человека к Богу и его прославление. На них основывается итальянское танцевальное наследие. Их совмещение получило название «балли» или «балло».

Итальянские народные музыкальные инструменты эпохи Возрождения

Произведения фольклора исполнялись под аккомпанемент. Для этого использовались следующие инструменты:

  • Клавесин (итальянский «чембало»). Первые упоминания: Италия, XIV век.
  • Тамбурин (разновидность бубна, предок современного барабана). Танцоры использовали его также во время движений.
  • Скрипка (смычковый инструмент, зародившийся в XV веке). Ее итальянская разновидность - виола.
  • Лютня (щипковый струнный инструмент.)
  • Дудки, флейты и гобои.

Танцевальное разнообразие

Музыкальный мир Италии приобрел разнообразность. Появление новых инструментов и мелодий побуждало к энергичным движениям в такт. Зарождались и развивались национальные итальянские танцы. Названия их образовывались, часто основываясь на территориальный принцип. Существовало множество их разновидностей. Основные известные сегодня итальянские танцы: бергамаска, гальярда, сальтарелла, павана, тарантелла и пиццика.

Бергамаска: классика баллов

Бергамаска - популярный итальянский народный танец XVI-XVII веков, вышедший из моды после, но оставивший соответствующее музыкальное наследие. Родной регион: север Италии, провинция Бергамо. Музыка в этом танце веселая, ритмичная. Размер тактового метра - сложный четырехдольный. Движения - простые, плавные, парные, возможны смены между парами в процессе. Изначально народный танец полюбился при дворе в эпоху Возрождения.

Первое литературное упоминание его замечено в пьесе Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь». В конце XVIII века из танцевального фольклора бергамаска плавно переходит в культурное наследие. Многие композиторы использовали этот стиль в процессе написания своих произведений: Марко Уччелини, Соломоне Росси, Джироламо Фрескобальди, Иоганн Себастьян Бах.

К концу XIX столетия появилась иная трактовка бергамаски. Она характеризовалась сложным смешанным размером музыкального метра, более быстрым темпом (А. Пьятти, К. Дебюсси). На сегодняшний день сохранились отголоски фольклорной бергамаски, которые успешно пытаются воплощать в балете и театральных постановках, используя соответствующее стилистическое музыкальное сопровождение.

Гальярда: жизнерадостные пляски

Гальярда - старинный итальянский танец, один из первых народных. Появился в XV веке. В переводе означает «веселый». Собственно он и есть очень бодрый, энергичный и ритмичный. Представляет собой сложную комбинацию пяти па и прыжков. Это парный народный танец, получивший популярность на аристократических балах в Италии, Франции, Англии, Испании, Германии.

В XV-XVI веках гальярда стала модной благодаря своей шуточной форме, веселому, непосредственному ритму. Потеряла популярность вследствие эволюции и превращения в стандартный чопорный придворный танцевальный стиль. В конце XVII столетия полностью перешла в музыку.

Для первичной гальярды характерны умеренный темп, длинна метра - простая трехдольная. В поздних периодах исполняются с соответствующим ритмом. При этом гальярде была характерна сложная длина музыкального метра. Известные современные произведения в этом стиле отличаются более медленным и спокойным темпом. Композиторы, использовавшие гальярдную музыку в своих произведениях: В. Галилей, В. Брейк, Б. Донато, У. Берд и другие.

Сальтарелла: свадебное веселье

Сальтарелла (сальтарелло) - наиболее старинный итальянский танец. Он достаточно веселый и ритмичный. Сопровождается комбинацией шагов, прыжков, оборотов и поклонов. Происхождение: от итальянского saltare - "прыгать". Первые упоминания об этом виде народного искусства датируются XII веком. Изначально был общественным танцем в музыкальном сопровождении простого двух- или трехдольного размера. С XVIII столетия плавно переродился в парную сальтареллу под музыку сложных размеров. Стилистика сохранилась поныне.

В XIX-XX веке - он превратился в массовый итальянский свадебный танец, который выплясывали на торжествах по случаю бракосочетаний. кстати, в то время их часто приурочивали ко сбору урожая. В XXI - исполняется на некоторых карнавалах. Музыка в этом стиле получила развитие в композициях многих авторов: Ф. Мендельсона, Г. Берлиоза, А. Кастельоно, Р. Барто, Б. Базурова.

Павана: изящная торжественность

Павана - старинный итальянский бальный танец, который исполняли исключительно при дворе. Известно другое название - падована (от названия Padova; от латинського pava - павлин). Этот танец является медленным, изящным, торжественным, вычурным. Комбинация движений состоит из простых и двойных шагов, реверансов и периодической смены расположения партнеров относительно друг друга. Танцевалась не только на баллах, но и в начале шествий или церемоний.

Итальянская павана, войдя в придворный балы других стран, видоизменилась. Она становилась своеобразным танцевальным «диалектом». Так, испанское влияние привело к возникновению «паванильи», а французское - к «пассамеццо». Музыка, под которую исполнялись па, была медленной, двухдольной. акцентируют ритм и важные моменты композиции. Танец постепенно вышел из моды, сохранившись в произведениях музыкального наследия (П. Аттеньян, И. Шейн, К. Сен-Санс, М. Равель).

Тарантелла: олицетворение итальянского темперамента

Тарантелла - народный танец Италии, сохранившийся до наших дней. Он страстный, энергичный, ритмичный, веселый, неустанный. Итальянский танец тарантелла является визитной карточкой местных жителей. Состоит из комбинации прыжков (в том числе в сторону) с поочередным выбросом ноги то вперед, то назад. Его назвали в честь города Таранто. Также существует иная версия. Говорили, что люди, укушенные подвергались заболеванию - тарантизму. Недуг был очень похож на бешенство, от которого пытались излечиваться в процессе безостановочных быстрых движений.

Музыка исполняется в простом трехдольном или сложном размере. Она быстрая и веселая. Характерные особенности:

  1. Совмещение основных инструментов (в том числе клавишных) с дополнительными, которые находятся в руках танцующих (тамбурины и кастаньеты).
  2. Отсутствие стандартной музыки.
  3. Импровизация музыкальных инструментов в рамках известного ритма.

Ритмичность, присущую движениям, в своих композициях использовали Ф. Шуберт, Ф Шопен, Ф Мендельсон, П. Чайковский. Тарантелла и сегодня является колоритным народным танцем, основами которого владеет каждый патриот. И в XXI веке его продолжают массово выплясывать на веселых семейных праздниках и пышных свадьбах.

Пиццика: заводная танцевальная схватка

Пиццика - быстрый итальянский танец, производный от тарантеллы. Стал танцевальным направлением итальянского фольклора вследствие появления собственных отличительных особенностей. Если тарантелла - преимущественно массовый танец, то пиццика стал исключительно парным. Еще более заводной и энергичный, он получил некие воинственные нотки. Движения двух танцующих напоминают дуэль, в которой сражаются веселые соперники.

Часто его исполняют дамы с несколькими кавалерами поочередно. При этом, выполняя энергичные движения, барышня выражала свою оригинальность, независимость, бурное женское начало, в результате отвергая каждого из них. Кавалеры поддавались напору, демонстрируя свое восхищение женщиной. Такой индивидуальный особенный характер свойственен лишь пиццике. В некотором роде она характеризует страстную итальянскую натуру. Получив популярность в XVIII веке, пиццика не потеряла ее и до наших дней. Продолжает выполняться на ярмарках и карнавалах, семейных торжествах и театрально-балетных постановках.

Появление нового привело к созданию соответствующего музыкального сопровождения. Появляется «пиццикато» - способ исполнения произведений на смычковых но не собственно смычком, а щипками пальцев. В результате появляются абсолютно другие звуки и мелодии.

Итальянские танцы в истории мировой хореографии

Зародившись в качестве народного искусства, проникнув в аристократические бальные залы, танцы полюбились в обществе. Возникла необходимость систематизации и конкретизации па с целью любительского и профессионального обучения. Первые хореографы-теоретики были именно итальянцы: Доменико да Пьяченца (XIV-XV), Гульельмо Эмбрео, Фабрицио Карозо (XVI). Эти труды, наряду с оттачиванием движений и их стилизацией, послужили основой к мировому развитию балета.

А между тем у истоков стояли танцующие сальтареллу или тарантеллу веселые простые сельские и городские жители. Темперамент итальянцев - страстный и живой. Эпоха Ренессанса - таинственная и величественная. Эти черты и характеризуют итальянские танцы. Их наследие - основа для развития танцевального искусства в мире в целом. Их особенности - отражение истории, характера, эмоций и психологии целого народа сквозь многие столетия.

Сегодняшний выпуск посвящен итальянской народной музыке – песням и танцам этой страны, а также музыкальным инструментам.

Те, кого мы привыкли называть итальянцами, – наследники культуры великих и малых народов, которые проживали с давних времен в разных районах Апеннинского полуострова. Греки и этруски, италики (римляне) и галлы оставили свой след в итальянской народной музыке.

Богатая событиями история и пышная природа, земледельческие работы и веселые карнавалы, задушевность и эмоциональность, красивый язык и музыкальный вкус, богатое мелодическое начало и разнообразие ритмики, высокая певческая культура и мастерство инструментальных ансамблей – всё это проявилось в музыке итальянцев. И все это завоевало сердца других народов за пределами полуострова.

Народные песни Италии

Как говорится, в каждой шутке есть доля шутки: ироничное замечание итальянцев о себе как о мастерах сочинять и петь песни, подтверждается мировой славой. Поэтому народную музыку Италии в первую очередь представляют песни. Конечно, мы мало знаем об устной песенной культуре, поскольку первые ее образцы были записаны в позднее средневековье.

Появление народных итальянских песен в начале XIII столетия связывают с переходом к эпохе Возрождения. Тогда появляется интерес к мирской жизни, горожане во время праздников с удовольствием слушают менестрелей и жонглёров, которые поют о любви, повествуют семейные и бытовые истории. Да и сами жители сёл и городов не прочь попеть и потанцевать под нехитрый аккомпанемент.

Позднее сформировались основные песенные жанры. Фроттола (в переводе «народная песенка, выдумка») с конца XV столетия известна на севере Италии. Это лирическая песня на 3–4 голоса с элементами имитационной полифонии и яркими метрическими акцентами.

Уже к XVI веку светлая, танцевальная, с мелодией в три голоса вилланелла (в переводе «деревенская песня») была распространена по всей Италии, но каждый город называл ее по-своему: венециана, неаполетана, падована, романа, тосканелла и другие.

Её сменяет канцонетта (в переводе означает «песенка»), – небольшая песня, исполняемая в один или несколько голосов. Именно она стала родоначальницей будущего знаменитого жанра арии. А танцевальность вилланеллы перешла к жанру баллетто , – более легким по композиции и характеру песням, подходящим для танца.

Самым узнаваемым жанром народных итальянских песен сегодня является неаполитанская песня (южноитальянский регион Кампания). Распевная, веселая или грустная мелодия сопровождалась мандолиной, гитарой или неаполитанской лютней. Кто не слышал гимн любви «O sole mio» или гимн жизни «Santa Lucia» , или гимн фуникулёру «Funiculi Funicula» , который несет влюбленных на вершину Везувия? Их простота только кажущаяся: при исполнении выявится не только уровень искусности певца, но и богатство его души.

Золотой век жанра начался в середине XIX столетия. А сегодня в Неаполе – музыкальной столице Италии, проводится фестиваль-конкурс лирической песни Пьедигротта (Festa di Piedigrotta).

Еще один узнаваемый бренд относится к северному региону Венето. Венецианская песня на воде или баркарола (barca переводится как «лодка»), исполняется в неспешном темпе. 6/8 и фактура аккомпанемента обычно передают покачивание на волнах, а красивому исполнению мелодии вторят удары вёсел, легко входящие в воду.

Народные танцы Италии

Танцевальная культура Италии развивалась в жанрах бытового, постановочного танца и морески (мориски). Морески танцевали арабы (которых так и называли – в переводе это слово означает «маленькие мавры»), принявшие христианство и поселившиеся на Апеннинах после депортации из Испании. Постановочными назывались танцы, которые специально ставились к праздникам. А самым распространенным был жанр бытовых или социальных танцев.

Зарождение жанров относят к средним векам, а их оформление – к XV столетию, началу Ренессанса. Эта эпоха привнесла изящество и грациозность в грубоватые и веселые народные итальянские танцы. Быстрые простые и ритмичные движения с переходами к легким прыжкам, подъемы с полной стопы на носок (как символ духовного развития от земного к божественному), жизнерадостный характер музыкального сопровождения – вот характерные черты этих танцев.

Веселая энергичная гальярда исполнялась парами или индивидуальными танцорами. В лексике танца – основное пятишаговое движение, много прыжков, скачков. Со временем темп танца стал медленнее.

Близкий по духу к гальярде другой танец – сальтарелла – родился в центральной Италии (области Абруццо, Молизе и Лацио). Название ему дал глагол saltare – «прыгать». Этот парный танец сопровождался музыкой с размером 6/8. Его исполняли на пышных праздниках – свадьбах или по окончании сбора урожая. Лексика танца включает череду двойных шагов и поклонов, с переходом на каданс. Его танцуют на современных карнавалах.

Родина еще одного старинного танца бергамаска (баргамаска) находится в городе и провинции Бергамо (Ломбардия, северная область Италии). Этот крестьянский танец полюбили жители Германии, Франции, Англии. Весёлая живая и ритмичная музыка с четырёхдольным размером, энергичные движения покорили людей всех сословий. Танец упомянул У. Шекспир в комедии «Сон в летнюю ночь».

Тарантелла – самый известный из народных танцев. Им особенно увлекались в южноитальянских областях Калабрии и Сицилии. А название происходит от города Таранто (область Апулия). Город дал название и ядовитым паукам – тарантулам, от действия укуса которых якобы спасало долгое, до изнеможения, исполнение тарантеллы.

Простой повторяющийся мотив сопровождения на триолях, живой характер музыки и особый рисунок движений с резким изменением направления отличают этот танец, исполняемый парами, реже – соло. Увлечение танцем превозмогло гонения на него: кардинал Барберини разрешил исполнять его при дворе.

Некоторые из народных танцев быстро завоевали всю Европу и даже пришлись ко двору европейских монархов. Гальярду, например, обожала властительница Англии Елизавета I и на протяжении всей жизни танцевала её в свое удовольствие. А бергамаска поднимала настроение Людовику XIII и его придворным.

Жанры и мелодии многих танцев продолжили свою жизнь в инструментальной музыке.

Музыкальные инструменты

Для аккомпанемента использовались волынки, свирели, губные и обычные гармошки, струнные щипковые инструменты – гитары, скрипки и мандолины.

В письменных свидетельствах мандола упоминается с XII столетия, возможно, её изготовили как более простой вариант лютни (с греческого так и переводится – «маленькая лютня»). Её называли также мандора», «мандоле», «пандурина», «бандурина», а мандолиной называли маленькую мандолу. Этот инструмент с овальным корпусом имел четыре двойные проволочные струны, настроенные в унисон, а не в октаву.

Скрипка же среди других народных музыкальных инструментов Италии стала одним из любимейших. И была доведена до совершенства итальянскими мастерами из семейств Амати, Гварнери и Страдивари в XVII – первой четверти XVIII веков.

В XVII столетии бродячие артисты, чтобы не утруждаться музицированием, стали использовать шарманку – механический духовой инструмент, который воспроизводил 6–8 записанных излюбленных произведений. Оставалось только крутить ручку и перевозить или переносить её по улицам. Первоначально же шарманка была изобретена итальянцем Барбьери для обучения певчих птиц, но со временем стала услаждать слух горожан и за пределами Италии.

Танцоры часто помогали себе выбивать четкий ритм тарантеллы с помощью тамбурина – разновидности бубна, попавшего на Апеннины из Прованса. Часто исполнители использовали флейту вместе с тамбурином.

Такое жанровое, а также мелодическое разнообразие, талант и музыкальное богатство итальянского народа обеспечили не только взлёт академической, особенно оперной, и эстрадной музыки Италии, но и с успехом заимствовалось композиторами других стран.

Лучшую оценку народному искусству дал русский композитор М.И. Глинка, который как-то сказал, что настоящим создателем музыки является народ, а композитор исполняет роль аранжировщика.