Сообщение о композиторе 18 века. Итальянские композиторы xvi - xviii веков


19. Становление классической музыки. Великие композиторы 17-18 века

Монтеверди. Д.Фрескобальди`. А.Корелли. А.Вивальди. А.Скарлатти.Д.Б.Перголези. Династии скрипичных мастеров.

МУЗЫКА ИТАЛИИ

Ж.Б.Люлли. Ж.Ф.Рамо. Ф.Куперен.

МУЗЫКА ФРАНЦИИ

Г.Перселл.

МУЗЫКА АНГЛИИ

Г.Шютц. Д.Букстехуде. Г.Ф.Гендель. И.С.Бах.

МУЗЫКА ГЕРМАНИИ

М.С.Березовский. Д.С.Бортнянский. Е.И.Фомин.

МУЗЫКА РОССИИ

На рубеже XVI-XVII столетий полифония, господствовавшая в музыке эпохи Возрождения, начала уступать место гомофонии (от греч. "хомос" - "один", "одинаковый" и "фоне" - "звук", "голос"). В отличие от полифонии, где все голоса равноправны, в гомофонном многоголосии выделяется один, исполняющий главную тему, а остальные играют роль аккомпанемента (сопровождения). Аккомпанемент представляет собой, как правило, систему аккордов (гармоний). Отсюда и название нового способа сочинения музыки - гомофонно-гармонический.

Появились произведения, написанные на религиозные тексты или сюжеты, но не предназначенные для обязательного исполнения в церкви. (Такие сочинения называют духовными, так как слово "духовный" имеет более широкое значение, чем "церковный".) Основные духовные жанры XVII- XVIII вв. - кантата и оратория. Возросло значение светской музыки: она звучала при дворе, в салонах аристократов, в общедоступных театрах (первые такие театры были открыты в XVII в.). Сложился новый вид музыкального искусства - опера.

Инструментальная музыка также отмечена появлением новых жанров, и в первую очередь инструментального концерта. Скрипка, клавесин, орган постепенно превратились в сольные инструменты. Музыка, написанная для них, давала возможность проявить талант не только композитору, но и исполнителю. Ценилась прежде всего виртуозность (умение справляться с техническими трудностями), которая постепенно стала для многих музыкантов самоцелью и художественной ценностью.

Композиторы XVII-XVIII столетий обычно не только сочиняли музыку, но и виртуозно играли на инструментах, занимались педагогической деятельностью. Благополучие художника в значительной степени зависело от конкретного заказчика. Как правило, каждый серьёзный музыкант стремился получить место либо при дворе монарха или богатого аристократа (у многих представителей знати были собственные оркестры или оперные театры), либо в храме. Причём большинство композиторов легко сочетали церковное музицирование со службой у светского покровителя.


21. Художественные направления 18 века и их характерные особенности

Художественное направление - принципиальная общность художественных явлений на протяжении длительного времени.

Барокко - направление в европейской архитектуре и искусстве конца 16-18 веков, для которого характерны:

Грандиозность, пышность и динамика;

Патетическая приподнятость;

Интенсивность чувств;

Пристрастие к эффектными зрелищам;

Совмещению иллюзорного и реального;

Сильные контрасты масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени.

Классицизм - художественное направление в европейском искусстве 17-19 веков. Художники классицизма:

Признавали высшим образцом античное искусство;

Опирались на традиции Высокого Возрождения;

Стремились к выражению идеи гармонического устройства общества, основанного на вечных "законах разума"

22. «Просветительский» абсолютизм в России. Культурные реформы Петра 1 и Екатерины 2

Отечественная история – одна из главных национальных святынь любой страны – превратилась в России в предмет ожесточенных споров и конфликтов, нередко связанных с противоположными оценками прошлых событий, как давнишних, так и последнего двадцатилетия. Когда в напряженной атмосфере взаимной раздраженности оппонентов (чтобы не сказать – глубокого взаимного отчуждения, вплоть до презрения и ненависти) прибегаешь к терминам болезни, диагноза, синдрома, этиологии, то рискуешь получить обвинения в кощунстве, причем со всех сторон. Учет социального расслоения. При Екатерине II права дворян относительно поместий и крестьян расширялись, но тем самым усугублялись за-крепощение и тяготы крестьянства. Единый параметр “свободы” не в состоянии уловить эту “тонкость”. Арифметическое складывание значений показателей по разным социальным слоям может только затемнить картину (подобно пресловутой “средней по больнице температуре пациентов”).

23. Романтизм как художественное направление

Романтизм (Romanticism), идейное и художественное направление, возникшее в европейской и американской культуре конца 18 века - первой половины 19 века, как реакция на эстетику классицизма. Первоначально сложился (1790-е гг.) в философии и поэзии в Германии, а позднее (1820-е гг.) распространился в Англии, Франции и других странах. Он предопределил последнее развитие искусства, даже те его направления, которые выступали против него.

Новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность, искренность и раскованность, пришедшие на смену подражанию классическим образцам 18 века. Романтики отвергали рационализм и практицизм Просвещения как механистичный, безличностный и искусственный. Вместо этого они во главу угла ставили эмоциональность выражения, вдохновение. Чувствуя себя свободными от приходящей в упадок системы аристократического правления, они стремились высказать свои новые взгляды, открытые ими истины. Изменилось их место в обществе. Они нашли своего читателя среди растущего среднего класса, готового эмоционально поддержать и даже преклоняться перед художником - гением и пророком. Сдержанность и смирение были отвергнуты. Им на смену пришли сильные эмоции, часто доходящие до крайностей. Некоторые романтики обратились к таинственному, загадочному, даже ужасному, народным поверьям, сказкам. Романтизм был частично связан с демократическими, национальными и революционными движениями, хотя "классическая" культура Французской революции на самом деле замедлили приход Романтизма во Францию.


... »16. В основе этих теорий лежит идея, что художественный мир, созданный одним народом, непонятен другому, что он недоступен в силу психологических и исторически преград. История развития музыкальной культуры Хакасии полностью доказывает несостоятельность этих взглядов. Не изобретая сугубо национальных жанров хакасской оперы, хакасского балета или симфонии, но, будучи обогащенной известным опытом...

Примерно 10% российских научных работ являются конкурентоспособными на мировом рынке научной продукции. 4. Художественная и духовная жизнь страны в 80-90-е годы За годы перестройки произошли принципиальные изменения во взаимоотношениях художественной культуры с властью и обществом. С одной стороны, литература и искусство избавились от идеологического диктата, с другой – художественные...

Перераспределение властных полномочий между федеральным центром и субъектами Федерации, социально-экономические изменения последнего десятилетия. В результате этих процессов повысилась роль региональных (субъектов Федерации) и муниципальных бюджетов в жизнеобеспечении деятельности учреждений культуры и искусства. За последнее десятилетие доля финансовых поступлений из региональных бюджетов на...

Подтверждали бы не только развитие культуры и искусства в древности и античности, но и конкретно указывали бы на развитие физической культуры в период от 15000 лет до н.э. до VI века н.э. 1. Отражение развития физической культуры в искусстве древних в период от 15000 лет до н.э. до VI века н.э. 1.1 Археологические находки, подтверждающие развитие физической культуры до V тысячелетия до...

В конце 17-18 вв. начинают появляться новые музыкальные каноны, которым будут следовать композиторы и музыканты на протяжении долгого времени. Этот век подарил миру музыки, которые внесли неоценимый вклад во всемирное культурное наследие. Композиторы 18 века знамениты такими личностями, как:

Это один из величайших немецких композиторов, интерес к личности и творчеству которого со временем не угасает, а, наоборот, все возрастает. Но, к сожалению, при жизни он не получил признания. У Иоганна не было другого выбора поприща, кроме как музыкального, потому что его предки славились своей музыкальностью.

Родился будущий гений в 1685 г. в городке Эйзенахе. Своим первым шагам в музыке он обязан отцу, который обучил его игре на скрипке. У Баха был прекрасный голос, и он пел в хоре городской школы. Окружающие не сомневались в том, что мальчик станет прекрасным музыкантом.

Рано став сиротой, в возрасте 15 лет, Иоганн начал самостоятельную жизнь. Несмотря на то, что юный композитор жил в стесненных обстоятельствах и частых переездах, интерес к музыке никогда не ослабевал у Баха, он постоянно расширял свои познания в области музыки путем самообразования.

В отличие от своих коллег-композиторов, которые во всем старались подражать иностранным музыкантам, Бах активно использовал в своих произведениях народные немецкие песни и танцы. Но Иоганн был не только талантливым композитором, но и прекрасным исполнителем на органе и клавесине. Если его не знали, как композитора, то все признавали его мастерство игры на этих инструментах.

Но придворному обществу не нравилась музыка композитора: ее считали слишком яркой, эмоциональной, человечной. Но несмотря на непризнание публикой его произведений, он никогда не подстраивался под их вкусы. Свои самые лучшие музыкальные произведения Бах написал в Лейпциге, куда переехал со своей семьей и оставался до конца жизни. Там он создал большую часть кантат, "Страсти по Иоанну", "Страсти по Матфею", Мессу си минор.

Самой большой радостью, поддержкой и опорой композитора была его семья. Сыновья тоже стали одаренными музыкантами и еще при жизни Баха приобрели известность. Его вторая жена и старшая дочь имели очень красивый голос. Поэтому Иоганн продолжал писать музыкальные произведения для своей семьи.

В последние годы жизни у Баха начались серьезные проблемы со зрением, и после неудачной операции он стал слепым. Но несмотря на это, не оставил свое творчество и продолжал создавать композиции, диктуя их для записи. Его смерть осталась практически незамеченной в музыкальном обществе, и о нем скоро забыли. Интерес к его музыке появился лишь через 100 лет, когда под руководством Мендельсона было исполнено одно из прекраснейших его творений - "Страсти по Матфею", и тогда же был выпущен сборник его музыкальных композиций.

Этот гений музыки не был по достоинству оценен современниками, которые не могли осознать всю силу и глубину его таланта, недолюбливали его за сильный и независимый характер, но спустя века его творчеством интересуются и восхищаются талантом. Родился Вольфганг 27 января 1756 г. Отец его был придворным музыкантом и, рано заметив в сестре Моцарта музыкальные способности, стал обучать ее музыке.

Это и положило начало творчеству Вольфганга. У мальчика в раннем возрасте обнаружились исключительные способности к музыке: будучи в возрасте 5-6 лет, он уже создал свои первые музыкальные произведения, обладая при этом уникальным музыкальным слухом и поразительной памятью. Отец, видя, что его сын обладает редкими музыкальными талантами, решает начать концертное турне, чтобы Вольфганг приобрел известность и не стал придворным музыкантом.

Но несмотря на то, что мальчиком все восхищались и в 12 лет его произведения становились известными, общество не могло полностью оценить весь потенциал юного музыканта. Поэтому, вернувшись из турне, Вольфганг стал придворным музыкантом и очень страдал от того положения, в котором он оказался. Но не желая мириться с тем, что его не уважают и обращаются неподобающим образом, он уехал из Зальцбурга в Вену.

Именно во время своего пребывания в Вене, его талант достигает расцвета. Вскоре он женился на прекрасной девушке по имени Констанца Вебер, и даже неодобрение родителей не смогли помешать их счастью. Годы, проведенные им в Вене, нельзя назвать легкими, скорее, наоборот. Испытывая нужду, Моцарту приходилось очень много работать, что сказалось на его здоровье. Несмотря на то, что его оперы "Свадьба Фигаро", "Дон Жуан" пользуются успехом, общество по-прежнему не в силах понять весь гений Вольфганга.

Незадолго до смерти Моцарт пишет свое величайшее произведение - оперу "Волшебная флейта". Одновременно с ней он создает "Реквием", но не успевает его завершить. В ночь с 4 на 5 декабря 1791 г. гениальный композитор скончался. Обстоятельства его смерти до сих пор остаются неизвестными, что порождает множество споров среди специалистов. Лишь после его кончины музыкальное общество и весь мир признали гений Моцарта, а его произведения до сих пор считаются шедеврами в музыке.

Его "Времена года" на протяжении уже нескольких столетий стоят в одном ряду с другими гениальными произведениями. Скрипач-виртуоз, получивший признание при жизни, много путешествовавший, прекрасный педагог - все это о знаменитом итальянском композиторе Антонио Вивальди.

Антонио родился 4 марта 1678 г. и стал единственным ребенком в семье, выбравшим музыкальное поприще. Его музыкальный талант проявился очень рано, и его первым учителем стал Джованни Батиста, снискавший к тому времени славу виртуоза. Изучение его манеры исполнения дает возможность предположить, что мальчик брал уроки у других знаменитых музыкантов.

Юный Антонио решает избрать карьеру священника и 18 декабря 1693 г. получает низшее церковное звание. Позднее он получил еще три "низших" и два "высших" церковных звания, необходимых для получение сана священника. Но несмотря на духовную карьеру, Вивальди продолжал весьма успешно заниматься музыкой.

И его усиленные занятия принесли результат: Антонио был назначен педагогом в одну из самых лучших "консерваторий" Венеции. Его обширная и разносторонняя музыкальная деятельность сделала "консерваторию" одной из самых выделяющихся в городе. В начале своего творчества композитор уделяет большое внимание инструментальному направлению, что можно объяснить тем, что северная часть Италии и Венеция считались центром лучших инструменталистов.

Антонио Вивальди приобрел славу за пределами Италии, его произведения пользовались успехом, а обучаться у него считали за высокую честь. В Мантуе композитор знакомится с Анной Жиро и ее сестрой Паолиной. Вскоре обе девушки стали постоянными обитательницами дома Вивальди, что вызвало недовольство церковного руководства, которому и так не нравилось, что Антонио находится в частых разъездах.

16 ноября 1737 г. от имени кардинала композитору был запрещен въезд в Феррару, что в те времена считалось позором. Это означало, что теперь вся духовная карьера Вивальди была разрушена и наносила довольно ощутимый материальный ущерб. Все сильнее ухудшались его отношения с руководством "консерватории". И дело было не только в его частых разъездах - музыка Вивальди уже стала считаться старомодной.

В конце 1740 г. Антонио расстается с "консерваторией", которая была обязана ему многолетней славой. Собираясь в длительное путешествие и испытывая материальные затруднения, Вивальди устраивает распродажу своих концертов по низкой цене. Будучи в возрасте 62 лет, композитор решает покинуть Италию и найти счастье в других странах. Но, несмотря на то, что когда-то он был всеми принимаем, его произведениями восхищались, в конце жизни Антонио Вивальди был всеми забыт и покинут. Скончался знаменитый итальянский виртуоз 28 июля 1741 г. в Вене. Он является одним из самых ярких представителей композиторов того времени, а его инструментальные композиции занимают достойное место в мировом музыкальном наследии.

Композиторы 18 века оказали огромное влияние на будущее развитие музыки, хотя они не всегда получали признание при жизни и становились известными. Просто общество той эпохи не могло оценить всей силы их таланта, красоту и глубину их . Навязываемые им рамки были слишком тесными для их дарования, для них музыка была смыслом жизни. Но потомки смогли по достоинству оценить их творчество, и до сих пор на всех концертах продолжают исполнять их гениальные произведения.

БОНОНЧИНИ - семья итальянских музыкантов:

Джованни Мария (1642 – 1648) – композитор, скрипач, теоретик. Соч. 9 сборников сонат, танцевальных пьес. Ему принадлежит трактат о контрапункте. В последние годы написал камерную оперу, ряд мадригалов, сольные кантаты.

Джованни Батиста (1670 – 1747) – его сын, композитор и виолончелист. Наследие его включает 40 опер, свыше 250 сольных кантат, около 90 симфоний, концерты, трио-сонаты. Успех его некоторых опер в Лондоне превзошёл успех его главного соперника – Генделя.

Антонио Мария (1677 – 1726) – композитор и виолончелист. Автор произведений для музыкального театра и церкви. С точки зрения фактуры и гармонии его музыка была более изысканна, чем музыка его старшего брата, но она никогда не пользовалась таким же успехом.

Джованни Мария-младший (1678 – 1753) – сводный брат, виолончелист, затем скрипач в Риме, автор вокальных произведений.

ВИВАЛЬДИ АНТОНИО (1678 – 1741)

Высшие достижения относятся к жанру инструментального концерта. Значительное место в наследии занимает вокальная музыка. Стремился к успеху в оп. жанре и много путешествовал, руководя своими постановками. Работал в оп. театрах Виченце, Венеции, Мантуи, Рима, Праги, Вены, Феррары, Амстердама. Соч. ок. 50 опер (сохранилось 20), в т.ч. «Тит Манлий», «Юстин», «Неистовый Роланд», «Верная нимфа», «Гризельда», «Баязет». Ок. 40 сольных кантат, оратория «Торжествующая Юдифь»).

Джордани Джузеппе (ок.1753 – 1798)

ДУНИ ЭДЖИДИО (1708 – 1775)

Учился в Неаполе у Дуранте. Автор 10 опер-сериа на тексты Метастазио , около 20 соч. в жанре французской комической оперы. Ввёл в неё ариетты и речитативы в итальянском стиле. Этот жанр получил название комедия с ариеттами. Оперы: «Нерон», «Демофонт», «Художник, влюблённый в свою модель» (комич.оп.).

ДУРАНТЕ ФРАНЧЕСКО (1684 – 1755)

Итальянский композитор. Учился в Неаполе, затем стал первым капельмейстером нескольких Неаполитанских консерваторий. Считался лучшим в Неаполе педагогом композиции. Среди его учеников – Дуни, Перголези, Пиччини, Паизиелло. В отличие от других ит. композиторов не писал опер. Наиболее ценная часть его наследия – духовная музыка. Интересны и инструментальные произведения – 12 сонат для клавесина, 8 концертов для квартета, пьесы педагогического репертуара.

КАВАЛЛИ ФРАНЧЕСКО (1602 – 1676)

Имел прозвище Бруни. Был певчим и органистом собора св. Марка в Венеции. Начал писать оперы, которые шли в оперных театрах Италии. После Парижа, где была поставлена его опера «Геракл-любовник» с пением и танцами, написанными для этого представления молодым Люлли, вся дальнейшая деятельность Кавалли была связана с собором св. Марка. Он – автор около 30 опер. Благодаря ему Венеция XVII в. стала центром ит. оперного искусства. Подобно поздним оп. Монтеверди, оп. Кавалли богаты контрастами и психологическими нюансами; патетические, даже трагические кульминации в них нередко сменяются эпизодами комического и бытового плана.



Оперы : «Любовь Аполлона и Дафны», «Дидона», «Орминдо», «Ясон», «Калисто», «Ксеркс», «Геракл-любовник»

Духовная музыка : Месса, 3 вечерни, 2 Магнификата, Реквием

Светская музыка: арии кантаты.

КАЛЬДАРА АНТОНИО (1670 – 1736)

Играл на виоле, виолончели, клавире. Сочинял почти исключительно вокальную музыку – оратории, кантаты, оперы-сериа. Служил церковным и театральным капельмейстером. Позднее сочинил ряд произведений для венского карнавала и придворных празднеств, а также для Зальцбурга. В общей сложности написал 3000 вокальных сочинений. Первым положил на музыку многие либретто Метастазио.

КАРИССИМИ ДЖАКОМО (1605 – 1674)

Был певчим, органистом, капельмейстером иезуитского Колледжо-Джерманико, принял духовный сан. Наиболее значительная часть наследия – оратории, выдержанные в повествовательно-речитативном стиле. Отдельные фрагменты по характеру письма приближаются к ариям. Важная роль отводится хоровым сценам. Среди его учеников – А.Чести, А.Скарлатти, М.-А.Шарпантье.

Соч.: 4 Мессы, около 100 мотетов, 14 ораторий Вт.ч. «Валтасар», «Иевфай», «Иона», около 100 светских кантат.



КАЧЧИНИ ДЖУЛИО (1545 – 1618)

Имел провище – Римлянин. Композитор, певец, лютнист. Ему покровительствовал герцог Козимо I де Медичи, взявший его во Флоренцию, где он посещал собрания Камераты и разрабатывал новый стиль пения – stile recitativo. Опубликовал сборник «Новые музыки», где наиболее полно отразил новаторские устремления. В сборник вошли мадригалы и строфические арии для голоса и basso continuo. Самая популярная песня сборника – Amarilli. В 1614 вышел в свет второй сборник композитора – «Новые музыки и новый способ их писать». Имя Каччини, выдающегося композитора и певца-новатора не было забыто в течение всего XVII в. Многие композиторы создавали сборники вокальных пьес по его образцу. Две дочери Каччини, Франческа и Сеттимия прославились как певицы и сочиняли музыку.

МАРТИНИ (1741 – 1816)

Прозвище Иль Тедеско («итальянский немец», настоящая фамилия Шварцендорф Иоганн Пауль Эгидиус). Немецкий композитор. До переезда в Париж (1764) состоял на службе у герцога Лотарингского. Преподавал в Парижской консерватории, руководил придворным оркестром.Автор13 опер, вокальных миниатюр (в т.ч. популярной песни «Plaisir d’amour».

МАРЧЕЛЛО АЛЕССАНДРО (1669 – 1747)

Брат Б.Марчелло. Музыкант-любитель, устраивал концерты в своём венецианском доме. Сочинял сольные кантаты, арии, канцонетты, скрипичные сонаты и концерты. Концерты для гобоя и струнныз (всего 6) принадлежат к последним образцам венецианской барочной разновидности жанра. Концерт для гобоя и струнных d-moll (ок.1717) известен в переложении И.С.Баха для клавира.

МАРЧЕЛЛО БЕНЕДЕТТО (1686 – 1739)

Композитор, музыкальный писатель, юрист, брат А.Марчелло. Занимал высокие государственные должности в Венеции. Широкую известность принесло собрание псалмов для 1 – 4 голосов с цифрованным басом (всего 50). Ему принадлежат также другие композиции для церкви, оратории, оперы, свыше 400 сольных кантат, дуэты, а также сонаты и концерты, отмеченные влиянием Вивальди. В его музыке полифоническое мастерство сочетается с восприимчивостью к новому галантному стилю. Интересен трактат Марчелло – сатира на оперу-сериа.

ПАИЗИЕЛЛО ДЖОВАННИ (1740 – 1816)

Учился в Неаполе у Дуранте. Завоевал репутацию одного из ведущих мастеров жанра оперы-буффа. Служил капельмейстером при дворе Екатерины II в Петербурге. Среди этого периода выделяется оп. «Севильский цирюльник». По возвращении в Неаполь стал писать оперы-семисериа (полусерьёзные) – «Нина, или Безумная от любви». Недолго служил в Париже личным капельмейстером Наполеона I . Качество опер Паизиелло оказало влияние на Моцарта – искусство муз. обрисовки характера, мастерство оркестрового письма, мелодическая изобретательность. Оперы: «Дон Кихот», «Служанка-госпожа», «Король Теодор в Венеции», «Мельничиха», «Прозерпина», «Пифагорейцы» и ещё не менее 75 опер.

ПЕРГОЛЕЗИ ДЖОВАННИ БАТИСТА (1710 – 1736)

Учился в Неаполе, одновременно работал скрипачом в оркестре. Писал сценические произведения в жанре священной драмы. Умер от туберкулёза в 26 лет. Вошёл в историю, как основоположник жанра оперы-буффа. Шедевром этого жанра явилась оп. «Служанка-госпожа». Писал произведения для церкви: «Stabat mater» для сопрано, контральто и оркестра, 2 Мессы, Вечерня, 2 «Salve Regina», 2 мотета.

ПЕРИ ЯКОПО (1561 – 1633)

Композитор и певец, священник. Служил композитором и певчим при дворе Медичи . Был известен и как исполнитель на китарроне – (струнный щипковый инструмент, разновидность басовой лютни, длина до 2 м, использовался, главным образом, для сопровождения сольного пения). Посещал собрания Камераты . Сочинял в новом речитативном стиле, подражая античной практике сольного пения с аккомпанементом. Написал оперы «Дафна», «Эвридика». Сочинил также сборник вокальных пьес, содержащий несколько образцов речитативного стиля.

ПИЧЧИНИ НИККОЛО (1728 – 1800)

Учился в Неаполе у Дуранте. Не только сочинял оперы, но и преподавал пение, был капельмейстером и органистом. Поселясь в Париже написал ряд серьёзных и комических франц. опер. Серьёзная конкуренция со стороны Глюка не помешала успеху его лирических трагедий «Роланд», «Ифигения в Тавриде», «Дидона». Международную известность ему принесла опера «Чеккина, или Добрая дочка» (1760)

САРРИ ДОМЕНИКО (1679 – 1744)

Учился в Неаполе, там же служил придворным капельмейстером. Ранние оперы, оратории, серенаты выдержаны в той же барочной манере, что и вокальная музыка А.Скарлатти. Вместе с тем, его творчество способствовало становлению более простого и мелодичного неаполитанского стиля.

СКАРЛАТТИ АЛЕССАНДРО (1660 – 1725)

Капельмейстер театров, королевской капеллы и консерватории Неаполя, где преподавал. Среди учеников – Д.Скарлатти, Ф.Дуранте, И.А.Хассе. Один из родоначальников и крупнейший представитель неаполитанской оперной школы. При нём возникли такие формы, как ария da capo, итальянская увертюра, речитатив с инструментальным сопровождением. Соч. более 125 опер-сериа , в т.ч. «Причуды любви или Розаура», «Коринфский пастух», «Великий Тамерлан», «Митридат Эвпатор», «Телемак» и др. Свыше 700 кантат, 33 серенаты, 8 мадригалов.

СКАРЛАТТИ ДОМЕНИКО (1685 – 1757)

Сын А.Скарлатти. Писал оперы, духовную и светскую музыку, но завоевал известность как клавесинист-виртуоз. Главное место в творчестве заняли одночастные клавирные сочинения, которые он называл «экзерсисами». Новатор в области клавирной техники. Соч. более 550 клавирных сонат, 12 опер, 70 кантат, 3 Мессы, Stabat Mater, Te Deum

СТРАДЕЛЛА АЛЕССАНДРО (1644 – 1682)

Итальянский композитор, сочинял музыку по заказу королевы Кристины. Среди его сочинений римского периода преобладают прологи и интермеццо, в т.ч. к операм Кавалли и Чести. Жизнь его изобиловала скандалами и громкими любовными историями. В 1677 бежал в Геную. Среди нескольких опер, поставленных в Генуе, выделяется комическая «Опекун Тресполо». Страделла был убит из мести наёмниками семьи Ломеллини.

Один из самых талантливых и разносторонних композиторов своего времени. Всего сочинил около 30 сценических произведений, около 200 кантат. Сохранилось 27 инструментальных сочинений.

ЧЕСТИ АНТОНИО (1623 – 1669)

Настоящее имя этого монаха-францисканца – Пьетро. В отрочестве служил церковным певчим в Ареццо, затем стал послушником флорентийского монастыря Санта-Кроче. Соборный органист, затем капельмейстер в Вольтере, где ему покровительствовала семья Медичи. Карьера Чести как оперного композитора началась в 1649, когда в Венеции с успехом была представлена его опера «Оронтеа». В 1652 он стал придворным музыкантом эрцгерцога Фердинанда Карла в Инсбруке и был лишён духовного сана. С 1665 служил при венском императорском дворе. За недолгое время, проведённое в Вене, создал множество опер, в т.ч. грандиозное «Золотое яблоко» , постановка которого была приурочена к свадьбе Леопольда I. Незадолго до кончины был назначен капельмейстером при тосканском дворе во Флоренции.

  • Слайд 2

    Березовский Максим Созонтович 1745-1777

    • Русский композитор украинского происхождения, работал так же в Италии.
    • Родился 16 октября 1745 года в Глухове.
    • Высшее образование получил в Киево-Могилянской академии, где начал писать собственные произведения.
    • В 1758 году за исключительные вокальные данные послан в Петербург, где стал солистом в Придворной певческой капелле князя Петра Фёдоровича.
    • Выступал как певец-солист (итальянская опера в Ораниенбауме). В 1765-1774 жил в Италии, куда был направлен для совершенствования. Написал там концерт "Не отвержи мене во время старости" и Песнопения божественной литургии.
    • 1771 - Выдержал экзамен в Болонской филармонической академии на звание академика-композитора.
    • 1771г. Написал оперу «Демофонт» (либретто П. Метастазио), поставлена в1773 в Ливорно), и, вследствие этого, стал первым в Российской империи оперным композитором.
    • Умер 22 марта 1777 года.
  • Слайд 3

    Бортнянский Дмитрий Степанович 1751-1825

  • Слайд 4

    • Выдающийся русский духовный композитор.
    • Родился на Украине, в г. Глухове.
    • Мальчиком взят в придворный певческий хор. Учился музыке в Санкт-Петербурге, затем был послан учиться Венецию. Жил в Италии в 1769-1779, его оперы ставились в итальянских трактовках.
    • Оперы: "Креонт"1776, "Алкид" 1778, "Квинт Фабий", 1778.
    • По возвращении в Санкт-Петербург был назначен "композитором придворного певческого хора", с 1796 - "директор вокальной музыки" и управляющий Придворной певческой капеллой.
    • Создал около 100 соч. в жанре хорового концерта "а капелла", великопостные песнопения ("Да исправится молитва моя", "Ныне силы небесные" и др.), пасхальные песнопения ("Ангел вопияше", "Светится, светится"), гимн "Коль славен наш Господь в Сионе", множество отд. песнопений из церк. служб (в том числе семь "Херувимских").
    • Бортнянский был крупнейшим и популярнейшим композитором своего времени, его произведения исполнялись церковными хорами, крепостными капеллами, ансамблями.
    • Бортнянский уделял внимание и светской музыке (оперы "Празднество сеньора"1786, «Сокол» 1786, "Сын-соперник, или новая Стратоника"1787.
    • Так же писал камерно-инструмент. ансамбли; романсы; хор "Певец во стане русских воинов"1812, на слова В. А. Жуковского).
  • Слайд 5

    Пашкевич Василий Алексеевич 1742 – 9 марта 1797

  • Слайд 6

    Пашкевич Василий Алексеевич1742 – 9 марта 1797

    • Русский композитор, дирижёр, педагог, скрипач, певец, один из создателей русской национальной оперы.
    • Василий Пашкевич поступил на придворную службу в 1756г., и был причислен к штату капеллы придворной церкви.
    • С 1763 г. начал играть в оркестре «бальной музыки» (второй придворный оркестр Екатерины II).
    • В 1783 г., после успеха трёх опер подряд Пашкевичу присваивают звание «камер-музыкант», а в 1789 г. - «концертмейстер бальной музыки» с чином коллежского асессора.
    • Василий Пашкевич так же руководил музыкальной частью «Вольного театра» , занимался педагогической деятельностью.
    • Павел I, после смерти матери, уволил композитора с придворной службы. Оставшись без работы и средств к существованию, Василий Пашкевич скончался 9 марта (20 марта) 1797 г., оставив вдову с годовалой дочерью.
  • Слайд 7

    Произведения

    • «Несчастье от кареты» 1779
    • «Скупой» 1782
    • «Тунисский паша» 1783
    • «Февей», либретто Екатерины II 1786
    • «Федул с детьми», либретто Екатерины II 1791
    • «Как поживешь, так и прослывешь» 1792
    • «Несчастный в любви подьячий» 1795
    • «Храм всемирного ликования», музыка для «театрального фестиваля»
    • «Начальное управление Олега», драматическое представление 1790
    • 4-голосные духовные концерты «Ныне время явися», «Придите взыдем», «Радуйтеся люди и веселитеся», «Слава в вышних Богу», «Услыши Господи мой глас»
    • Хор «Амур и Психея» 1793
  • Слайд 8

    Фомин Евстигней Ипатьевич 1761 - 1800

  • Слайд 9

    • Фомин ― один из первых профессиональных русских композиторов, чьё творчество оказало заметное влияние на дальнейшее развитие русской оперы. Наследие Фомина, однако, оставалось малоизвестным вплоть до середины XX века, когда некоторые из его опер были поставлены на сценах театров Москвы и Ленинграда.
    • Родился 5 августа 1761 года в Санкт-Петербурге.
    • В возрасте шести лет был отдан в Воспитательное училище при Императорской академии художеств, затем учился в самой академии, где осваивал игру на клавесине, теорию музыки и композицию.
    • По окончании академии в 1782 году Фомин был отправлен в Болонью для совершенствования своего музыкального мастерства.
    • В 1785 под именем ЭугениоФомини Фомин был избран в члены Болонской филармонической академии.
    • В 1786 году Фомин возвращается в Петербург, где пишет свою первую оперу «Новгородский богатырь Василий Боеславич» на либретто императрицы Екатерины II. Опера в пяти действиях, законченная композитором необычайно быстро ― в течение одного месяца ― в том же году уже была поставлена в Эрмитажном театре Петербурга.
    • В 1786―1788 он служил в канцелярии Г. Р. Державина.
    • В Тамбове в 1788 анонимно было опубликовано либретто оперы Фомина «Ямщики на подставе».
    • В 1788 году Фомин пишет одну из наиболее известных своих опер ― «Американцы» на либретто 19-летнего Ивана Крылова. Дирекция императорских театров не приняла её к постановке, и лишь в 1800 эта опера увидела сцену.
    • Другим знаменитым сочинением Фомина является мелодрама «Орфей и Эвридика» , написанная в 1791 году.
    • В 1797 Фомин был принят на должность репетитора придворных театров, где помогал певцам разучивать оперные партии.
    • Умер 28 апреля 1800 года в Санкт-Петербурге.
    • До нашего времени дошли партитуры «Ямщиков на подставе», «Американцев», «Орфея и Эвридики», а также хора из музыки к пьесе «Ярополк и Олег» (1798).
    • Оперы «Новгородский богатырь Василий Боеславич» и «Золотое яблоко» (последняя из известных работ композитора) сохранились в виде оркестровых партий.
  • Величайшие композиторы мира всех времен: списки в хронологическом и алфавитном порядке, справочники и произведения

    100 великих композиторов мира

    Список композиторов в хронологическом порядке

    1. Жоскен Депре (1450 –1521)
    2. Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (1525 –1594)
    3. Клаудио Монтеверди (1567 –1643)
    4. Генрих Шютц (1585 –1672)
    5. Жан Батист Люлли (1632 –1687)
    6. Генри Пёрселл (1658 –1695)
    7. Арканджело Корелли (1653 –1713)
    8. Антонио Вивальди (1678 –1741)
    9. Жан Филипп Рамо (1683 –1764)
    10. Георг Гендель (1685 –1759)
    11. Доменико Скарлатти (1685 –1757)
    12. Иоганн Себастьян Бах (1685 –1750)
    13. Кристоф Виллибальд Глюк (1713 –1787)
    14. Йозеф Гайдн (1732 –1809)
    15. Антонио Сальери (1750 –1825)
    16. Дмитрий Степанович Бортнянский (1751 –1825)
    17. Вольфганг Амадей Моцарт (1756 –1791)
    18. Людвиг Ван Бетховен (1770 –1826)
    19. Иоганн Непомук Гуммель (1778 –1837)
    20. Николло Паганини (1782 –1840)
    21. Джакомо Мейербер (1791 –1864)
    22. Карл Мария фон Вебер (1786 –1826)
    23. Джоаккино Россини (1792 –1868)
    24. Франц Шуберт (1797 –1828)
    25. Гаэтано Доницетти (1797 –1848)
    26. Винченцо Беллини (1801 –1835)
    27. Гектор Берлиоз (1803 –1869)
    28. Михаил Иванович Глинка (1804 –1857)
    29. Феликс Мендельсон-Бартольди (1809 –1847)
    30. Фридерик Шопен (1810 –1849)
    31. Роберт Шуман (1810 –1856)
    32. Александр Сергеевич Даргомыжский (1813 –1869)
    33. Ференц Лист (1811 –1886)
    34. Рихард Вагнер (1813 –1883)
    35. Джузеппе Верди (1813 –1901)
    36. Шарль Гуно (1818 –1893)
    37. Станислав Монюшко (1819 –1872)
    38. Жак Оффенбах (1819 –1880)
    39. Александр Николаевич Серов (1820 –1871)
    40. Сезар Франк (1822 –1890)
    41. Бедржих Сметана (1824 –1884)
    42. Антон Брукнер (1824 –1896)
    43. Иоганн Штраус (1825 –1899)
    44. Антон Григорьевич Рубинштейн (1829 –1894)
    45. Иоганнес Брамс (1833 –1897)
    46. Александр Порфирьевич Бородин (1833 –1887)
    47. Камиль Сен-Санс (1835 –1921)
    48. Лео Делиб (1836 –1891)
    49. Милий Алексеевич Балакирев (1837 –1910)
    50. Жорж Бизе (1838 –1875)
    51. Модест Петрович Мусоргский (1839 –1881)
    52. Петр Ильич Чайковский (1840 –1893)
    53. Антонин Дворжак (1841 –1904)
    54. Жюль Массне (1842 –1912)
    55. Эдвард Григ (1843 –1907)
    56. Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 –1908)
    57. Габриель Форе (1845 –1924)
    58. Леош Яначек (1854 –1928)
    59. Анатолий Константинович Лядов (1855 –1914)
    60. Сергей Иванович Танееев (1856 –1915)
    61. Руджеро Леонкавалло (1857 –1919)
    62. Джакомо Пуччини (1858 –1924)
    63. Гуго Вольф (1860 –1903)
    64. Густав Малер (1860 –1911)
    65. Клод Дебюсси (1862 –1918)
    66. Рихард Штраус (1864 –1949)
    67. Александр Тихонович Гречанинов (1864 –1956)
    68. Александр Константинович Глазунов (1865 –1936)
    69. Ян Сибелиус (1865 –1957)
    70. Франц Легар (1870 –1945)
    71. Александр Николаевич Скрябин (1872 –1915)
    72. Сергей Васильевич Рахманинов (1873 –1943)
    73. Арнольд Шёнберг (1874 –1951)
    74. Морис Равель (1875 –1937)
    75. Николай Карлович Метнер (1880 –1951)
    76. Бела Барток (1881 –1945)
    77. Николай Яковлевич Мясковский (1881 –1950)
    78. Игорь Федорович Стравинский (1882 –1971)
    79. Антон Веберн (1883 –1945)
    80. Имре Кальман (1882 –1953)
    81. Альбан Берг (1885 –1935)
    82. Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 –1953)
    83. Артур Онеггер (1892 –1955)
    84. Дариюс Мийо (1892 –1974)
    85. Карл Орф (1895 –1982)
    86. Пауль Хиндемит (1895 –1963)
    87. Джордж Гершвин (1898 –1937)
    88. Исаак Осипович Дунаевский (1900 –1955)
    89. Арам Ильич Хачатурян (1903 –1978)
    90. Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906 –1975)
    91. Тихон Николаевич Хренников (род. в 1913 году)
    92. Бенджамин Бриттен (1913 –1976)
    93. Георгий Васильевич Свиридов (1915 –1998)
    94. Леонард Бернстайн (1918 –1990)
    95. Родион Константинович Щедрин (род. в 1932 году)
    96. Кшиштоф Пендерецкий (род. в 1933 году)
    97. Альфред Гариевич Шнитке (1934 –1998)
    98. Боб Дилан (род. в 1941 году)
    99. Джон Леннон (1940–1980) и Пол Маккартни (род. в 1942 году)
    100. Стинг (род. в 1951 году)

    ШЕДЕВРЫ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ

    Самые известные композиторы мира

    Список композиторов в алфавитном порядке

    N Композитор Национальность Направление Год
    1 Альбинони (Albinoni) Томазо итальянский Барокко 1671-1751
    2 Аренский Антон (Антоний) Степанович русский Романтизм 1861-1906
    3 Баини (Baini) Джузеппе итальянский Церковная музыка - Ренессанса 1775-1844
    4 Балакирев Милий Алексеевич русский «Могучая кучка»-национально ориентированной русской музыкальной школы 1836/37-1910
    5 Бах (Bach) Иоганн Себастьян немецкий Барокко 1685-1750
    6 Беллини (Bellini) Винченцо итальянский Романтизм 1801-1835
    7 Березовский Максим Созонтович русско-украинский Классицизм 1745-1777
    8 Бетховен (Beethoven) Людвиг ван немецкий между классицизмом и романтизмом 1770-1827
    9 Бизе (Bizet) Жорж французский Романтизм 1838-1875
    10 Бойто (Boito) Арриго итальянский Романтизм 1842-1918
    11 Боккерини (Boccherini) Луиджи итальянский Классицизм 1743-1805
    12 Бородин Александр Порфирьевич русский Романтизм-«Могучая кучка» 1833-1887
    13 Бортнянский Дмитрий Степанович русско-украинский Классицизм - Церковная музыка 1751-1825
    14 Брамс (Brahms) Иоганнес немецкий Романтизм 1833-1897
    15 Вагнер (Wagner) Вильгельм Рихард немецкий Романтизм 1813-1883
    16 Варламов Александр Егорович русский русская Народная музыка 1801-1848
    17 Вебер (Weber) Карл Мария фон немецкий Романтизм 1786-1826
    18 Верди (Verdi) Джузеппе Фортунио Франческо итальянский Романтизм 1813-1901
    19 Верстовский Алексей Николаевич русский Романтизм 1799-1862
    20 Вивальди (Vivaldi) Антонио итальянский Барокко 1678-1741
    21 Вила-Лобос (Villa-Lobos) Эйтор бразильский Неоклассицизм 1887-1959
    22 Вольф-Феррари (Wolf-Ferrari) Эрманно итальянский Романтизм 1876-1948
    23 Гайдн (Haydn) Франц Йозеф австрийский Классицизм 1732-1809
    24 Гендель (Handel) Георг Фридрих немецкий Барокко 1685-1759
    25 Гершвин (Gershwin) Джорж американский - 1898-1937
    26 Глазунов Александр Константинович русский Романтизм-«Могучая кучка» 1865-1936
    27 Глинка Михаил Иванович русский Классицизм 1804-1857
    28 Глиэр Рейнгольд Морицевич русский и советский - 1874/75-1956
    29 Глюк (Gluk) Кристоф Виллибальд немецкий Классицизм 1714-1787
    30 Гранадос, Гранадос-и-Кампинья (Granados y Campina) Энрике испанский Романтизм 1867-1916
    31 Гречанинов Александр Тихонович русский Романтизм 1864-1956
    32 Григ (Grieg) Эдвард Хаберуп норвежский Романтизм 1843-1907
    33 Гуммель, Хуммель (Hummel) Иоган (Ян) Непомук австрийский - Чех по национальности Классицизм-Романтизм 1778-1837
    34 Гуно (Gounod) Шарль Франсуа французский Романтизм 1818-1893
    35 Гурилёв Александр Львович русский - 1803-1858
    36 Даргомыжский Александр Сергеевич русский Романтизм 1813-1869
    37 Дворжак (Dvorjak) Антонин чешский Романтизм 1841-1904
    38 Дебюсси (Debussy) Клод Ашиль французский Романтизм 1862-1918
    39 Делиб (Delibes) Клеман Филибер Лео французский Романтизм 1836-1891
    40 Детуш (Destouches) Андре Кардиналь французский Барокко 1672-1749
    41 Дегтярёв Степан Аникиевич русский Церковная музыка 1776-1813
    42 Джулиани (Giuliani) Мауро итальянский Классицизм-Романтизм 1781-1829
    43 Динику (Dinicu) Григораш румынский 1889-1949
    44 Доницетти (Donizetti) Гаэтано итальянский Классицизм-Романтизм 1797-1848
    45 Ипполитов-Иванов Михаил Михайлович русский-советский композитор 20th-century classical composers 1859-1935
    46 Кабалевский Дмитрий Борисович русский-советский композитор 20th-century classical composers 1904-1987
    47 Калинников Василий Сергеевич русский русской музыкальной классики 1866-1900/01
    48 Кальман (Kalman) Имре (Эммерих) венгерский 20th-century classical composers 1882-1953
    49 Кюи Цезарь Антонович русский Романтизм-«Могучая кучка» 1835-1918
    50 Леонкавалло (Leoncovallo) Руджеро итальянский Романтизм 1857-1919
    51 Лист (Liszt) Ференц (Франц) венгерский Романтизм 1811-1886
    52 Лядов Анатолий Константинович русский 20th-century classical composers 1855-1914
    53 Ляпунов Сергей Михайлович русский Романтизм 1850-1924
    54 Малер (Mahler) Густав австрийский Романтизм 1860-1911
    55 Масканьи (Mascagni) Пьетро итальянский Романтизм 1863-1945
    56 Массне (Massenet) Жюль Эмиль Фредерик французский Романтизм 1842-1912
    57 Марчелло (Marcello) Бенедетто итальянский Барокко 1686-1739
    58 Мейербер (Meyerbeer) Джакомо французский Классицизм-Романтизм 1791-1864
    59 Мендельсон, Мендельсон-Бартольди (Mendelssohn-Bartholdy) Якоб Людвиг Феликс немецкий Романтизм 1809-1847
    60 Миньони (Mignone) Франсиску бразильский 20th-century classical composers 1897
    61 Монтеверди (Monteverdi) Клаудио Джованни Антонио итальянский Ренессанса-Барокко 1567-1643
    62 Монюшко (Moniuszko) Станислав польский Романтизм 1819-1872
    63 Моцарт (Mozart) Вольфганг Амадей австрийский Классицизм 1756-1791
    64 Мусоргский Модест Петрович русский Романтизм-«Могучая кучка» 1839-1881
    65 Направник Эдуард Францевич русский - Чех по национальности Романтизм? 1839-1916
    66 Огиньский (Oginski) Михал Клеофас польский - 1765-1833
    67 Оффенбах (Offenbach) Жак (Якоб) французский Романтизм 1819-1880
    68 Паганини (Paganini) Николо итальянский Классицизм-Романтизм 1782-1840
    69 Пахельбель (Pachelbel) Иоганн немецкий Барокко 1653-1706
    70 Планкет, Планкетт (Planquette) Жан Робер Жюльен французский - 1848-1903
    71 Понсе Куельяр (Ponce Cuellar) Мануель Мария мексиканский 20th-century classical composers 1882-1948
    72 Прокофьев Сергей Сергеевич русский-советский композитор Неоклассицизм 1891-1953
    73 Пуленк (Poulenc) Франсис французский Неоклассицизм 1899-1963
    74 Пуччини (Puccini) Джакомо итальянский Романтизм 1858-1924
    75 Равель (Ravel) Морис Жозеф французский Неоклассицизм-Импрессионизм 1875-1937
    76 Рахманинов Сергей Васильевич русский Романтизм 1873-1943
    77 Римский - Корсаков Николай Андреевич русский Романтизм-«Могучая кучка» 1844-1908
    78 Россини (Rossini) Джоаккино Антонио итальянский Классицизм-Романтизм 1792-1868
    79 Рота (Rota) Нино итальянский 20th-century classical composers 1911-1979
    80 Рубинштейн Антон Григорьевич русский Романтизм 1829-1894
    81 Сарасате, Сарасате–и–Наваскуэс (Sarasate y Navascuez) Пабло де испанский Романтизм 1844-1908
    82 Свиридов Георгий Васильевич (Юрий) русский-советский композитор НеоРомантизм 1915-1998
    83 Сен–Санс (Saint–Saёns) Шарль Камиль французский Романтизм 1835-1921
    84 Сибелиус (Sibelius) Ян (Юхан) финский Романтизм 1865-1957
    85 Скарлатти (Scarlatti) Джузеппе Доменико итальянский Барокко-Классицизм 1685-1757
    86 Скрябин Александр Николаевич русский Романтизм 1871/72-1915
    87 Сметана (Smetana) Бриджих чешский Романтизм 1824-1884
    88 Стравинский Игорь Фёдорович русский НеоРомантизм-НеоБарокко-Сериализм 1882-1971
    89 Танеев Сергей Иванович русский Романтизм 1856-1915
    90 Телеманн (Telemann) Георг Филипп немецкий Барокко 1681-1767
    91 Торелли (Torelli) Джузеппе итальянский Барокко 1658-1709
    92 Тости (Tosti) Франческо Паоло итальянский - 1846-1916
    93 Фибих (Fibich) Зденек чешский Романтизм 1850-1900
    94 Флотов (Flotow) Фридрих фон немецкий Романтизм 1812-1883
    95 Хачатурян Арам армянский-советский композитор 20th-century classical composers 1903-1978
    96 Хольст (Holst) Густав английский - 1874-1934
    97 Чайковский Петр Ильич русский Романтизм 1840-1893
    98 Чесноков Павел Григорьевич русский-советский композитор - 1877-1944
    99 Чилеа (Cilea) Франческо итальянский - 1866-1950
    100 Чимароза (Cimarosa) Доменико итальянский Классицизм 1749-1801
    101 Шнитке Альфред Гарриевич советский композитор полистилистика 1934-1998
    102 Шопен (Chopin) Фридерик польский Романтизм 1810-1849
    103 Шостакович Дмитрий Дмитриевич русский-советский композитор Неоклассицизм-НеоРомантизм 1906-1975
    104 Штраус (Straus) Иоганн (отец) австрийский Романтизм 1804-1849
    105 Штраус (Straus) Иоганн (сын) австрийский Романтизм 1825-1899
    106 Штраус (Strauss) Рихард немецкий Романтизм 1864-1949
    107 Шуберт (Schubert) Франц австрийский Романтизм-Классицизм 1797-1828
    108 Шуман (Schumann) Роберт немецкий Романтизм 1810-1