«Жизнь коротка-искусство вечно» (Античный афоризм) (ЕГЭ обществознание). Жизнь коротка - искусство вечно


Жизнь коротка, искусство вечно
С латинского: Vita brevis, ars longa (вита брэвис, аре лонга).
Из известного изречения, которое принадлежит великому древнегреческому мыслителю, естествоиспытателю, великому врачу, основоположнику современной медицинской этики Гиппократу (460-370 до н. э.).
Говоря об «искусстве», он имел в виду не художественное творчество, а искусство врачевания. И смысл этого сопоставления состоит в том, что искусство врачевания столь сложно, требует стольких знаний, что на их постижение не хватит и всей человеческой жизни. «Отсюда, - пояснял римский философ-стоик Луций Анней Сенека в своем сочинении «О краткости жизни», - известное восклицание величайшего из врачей о том, что жизнь коротка, а искусство длинно».
В оригинале мысль Гиппократа звучит так: Жизнь коротка, путь искусства долог (другой перевод: наука необъятна), случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение затруднительно. Поэтому не только сам врач должен употреблять в дело все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности.
Выражение стало популярным после того, как И. В. Гете повторил его в своей трагедии «Фауст» в такой форме: «Искусство долговечно, а жизнь наша коротка».
Обычно употребляется в смысле: художник, творец умирает, а плоды его рук, творения его духа, ума, искусства живут вечно, и тем самым они хранят память (напоминают) о человеке, их сотворившем; мастер живет в своих творениях.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Жизнь коротка, искусство вечно" в других словарях:

    Жизнь короткá, искусство (долго)вечно» (лат. Ars longa, vita brevis) афоризм греческого мыслителя, врача и естествоиспытателя Гиппократа. Часто цитируется в латинской форме. Смысл Стоит отметить, что смысл изречения Гиппократа не в том, что… … Википедия

    ВЕЧНАЯ ЖИЗНЬ - термин, обозначающий причастность к вечному Божественному бытию; бесконечное существование, жизнь как не имеющая конца длительность; понятие, выражающее религ. и религиозно философские представления о высшей цели бытия человека, о его конечных… … Православная энциклопедия

    Гиппократ - и корпус Гиппократа Итак, Гиппократ герой основатель научной медицины. К сожалению, мы очень мало знаем о его жизни. Он жил во второй половине V в. и первые десятилетия IV в. до н.э. (460 370 гг., датировка приблизительная). Гиппократ был… … Западная философия от истоков до наших дней

    Азерб. Vaqif İbrahimoğlu (Gasanov) … Википедия

    Искусство обобщать жизненный опыт и оформлять его в виде афоризмов. Возникает как дидактический жанр, в виде поучений, предназначенных для юношества. Древнейшие памятники афористики – древнеегипетские и древнееврейские. Широко распространена на… … Литературная энциклопедия

    Харитон Платонович Платонов Харитонъ Платоновичъ Платоновъ … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Печников. Геннадий Печников Имя при рождении: Геннадий Михайлович Печников Дата рождения: 8 сентября 1926(1926 09 08) (86 лет) … Википедия

    Эту страницу предлагается объединить с Жизнь коротка, искусство долговечно … Википедия

    Греч. Ἱπποκράτης … Википедия

    Пенис бревис - вита лонга - Ирон.: у кого короткий пенис, у того долгая жизнь. Передел. лат. пословица Panis brevis ars longa жизнь (буквально: хлеб) коротка искусство вечно (буквально: долго, длинно) … Словарь русского арго

Книги

  • Такая жизнь , Аванесова Гаянэ Ашотовна. Гаянэ Ашотовна Аванесова, 67 лет. Родилась в Москве. Родители из Нагорного Карабаха. Гаянэ Аванесова рисует этот волшебный город Тбилиси, дома и людей, и рассматривать персонажей ее рисунков…

Жизнь - коротка, друзья мои! Увы. Увы...
Года - песчинки в суженных часах, песочных.
И караван несёт секунды по степи,
Своим невозмутимым шествием - в день, ночью.
На лошади судьбы скачу, и без седла,
Укутан черной ложью, покрывала ночи.
Умом понятно мне - любовь твоя ушла,
Но, не моя, ты знай, союз наш прочен!
Пусть трепетать мне вечно в солнечно огне,
Не предстоит, искра я, от костра, в пустыне.
И, улетая в небо, стал песком, в стене,
Я не обижу никого. Клянусь! Отныне...

Жизнь коротка течением песка в часах,
Но, если караван несет секунды эти
Своим невозмутимым шествием, тогда
Ты точно понимаешь бесконечность света.

На лошади судьбы скачу, но без седла,
Укутан, словно ложью – покрывалом ночи,
Понятно мне умом – любовь твоя ушла,
Но, не моя, поверь, от боли мозг мой сочен.

Пусть трепетать мне вечно в солнечном огне,
Не предстоит, как искрам от костра в пустыне,
Их поглотило небо, я песок в стене,
И не обижу никого, клянусь, отныне.

Чела коснётся время дланью,
Избороздит лоб след морщин.
Обложен Неба будет данью,
И Зверь, и раб, и господин.

Людей закон и Закон Божий,
Всегда разнятся меж собой.
Мирской на правду - лишь похожий,
Народу служит он уздой.

Законов Божих мы не знаем,
Не передаст их косность слов.
В потёмках лжи их мы блуждаем,
Распяв средь нас Его сынов.

Масштаба Вечности Вселенной,
Не в силах мы объять умом.
И всё измерив своей мерой,
Реальность искажаем в нём.

Жизнь коротка и время дланью...

А он говорил, что для эволюции, ценность каж-
дой личности, неоспорима, даже если она не
реальна и очень даже мнима, а мера давала у-
дар, (разрывала пространство, на части и числа,
дробила, стирала его в порошок, видно не оче-
нь, она, его и любила, или делала вид, казалась
или просто, смеялось в лицо, над ним, (над про-
странством, она, мера), издевалась. А собствен-
но, что тут плохого? Принципа неопределённости
«скок», небылицы, частицы, никто, не мог опреде-
лить сразу, её...

Пролетела молодость, проскочила!!!
Да! В степь красавицу донскую, укатила…
Вчера кудри в степях развивались!
Да! Красавицы вокруг улыбались.
А сегодня на голове седина в висках…
Да! В душе по жизни, пробивает страх!
Политик в мире не может угомониться,
В превосходстве на планете стремится.
Гонку вооружения безумно погнали…
Триллионы в неё повсюду вогнали!
Хотя не все на планете хорошо живут,
Многие граждане в нищенстве мрут.
Коль гонка вооружения, обороты набрала!
Знать на планете...

Мама, жизнь короткая такая,
Это небо не зовёт меня!
Я, своим изъянам потакая,
Буду ждать верховного огня!

Ведь кому-то я принес лишь горе,
Кто-то злился от горячих слов.
Я ж любил сверкающие зори
И небес синеющий покров.

Я стремился к счастью - что скрывать-то?
Мне казалось, радость так близка!..
Но мои родные, сёстры, братья
Лишь крутили пальцем у виска.

Потому, моя родная мама,
Я могу тебе лишь рассказать,
Что теперь я вовсе не упрямый,
Что хочу домой прийти опять.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Жизнь коротка - искусство вечно . Античный афоризм

искусство духовный философ эстетический

Выбранный мной античный афоризм: ”Жизнь коротка - искусство вечно” относится к философии. Философия - это наука о всеобщих законах развития природы, общества и человека, исследующая познавательное, ценностное, нравственное и эстетическое отношение человека к окружающему миру и направленная на выработку системы взглядов на мир и место человека в нём.

Общей темой этого античного афоризма является искусство. Искусство - вид духовно-практической деятельности, направленный на художественное осознание и эстетическое освоение мира. Возникновение искусства восходит к истокам человеческой истории. В этом плане к искусству относят группу разновидностей человеческой деятельности -- живопись, музыку, театр, художественную литературу и т. п., объединяемых потому, что они являются специфическими -- художественно-образными -- формами воспроизведения действительности. В более широком значении слово ”искусство” относят к любой форме практической деятельности, когда она совершается, умело, мастерски, искусно не только в технологическом, но и в эстетическом смысле.

Об искусстве размышляли многие великие люди. Например, эссе испанского философа и социолога Хосе Ортеги-и-Гассета рассказывает о противостоянии ”искусства для избранных” и ”искусство для масс”. Русский философ европейской культуры и искусства Михаил Михайлович Бахтин писал: «Искусство и жизнь не одно и тоже, но должны стать во мне единым, в единстве моей ответственности».

В древнем античном афоризме ”жизнь коротка, а искусство вечно” говорится о вечных ценностях. Когда мы смотрим на древние скульптуры, мы понимаем что они никогда не теряют своего великого смысла, или когда в литературе поднимаются вечные темы, например: любовь, дружба, смерть, они тоже никогда не теряют своей актуальности в любые времена. Уже наскальные рисунки первобытного охотника воплощали в себе зарождавшиеся эстетические способности человека: в них рождалась фантазия воображение, развивалась способность к общению. Это была предыстория искусства, проложившая путь к его становлению и развитию.

В древние века люди в среднем жили по 30-40 лет. Если соотносить человеческую жизнь и всё время существования земли, то оказывается, что жизнь человека очень коротка. Например, можно взять Михаила Юрьевича Лермонтова, который прожил всего 27 лет, но за свою короткую жизнь написал огромное количество литературных произведений, которыми мы гордимся до сих пор.

Поэмы Гомера ”Илиады” и ”Одиссеи” сохранились и до наших врёмен, хотя сам Гомер жил в ХIII веке до нашей эры. В то время он читал свои произведения, а люди их запоминали и потом записывали или по памяти передавали по наследию. В наше время они очень почитаемы во всём мире.

Я полностью согласен с данным античным афоризмом. Для примера можно вспомнить Александра Сергеевича Пушкина, который прожил всего 38 лет, но оставил огромное литературное наследие, почитаемое во всём мире по сей день, и всё это благодаря вечным темам, о которых он писал в своих произведениях: любовь, дружба, смерть, одиночество.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Происхождение искусства и его основные функции. Один из способов познания человеком мира и самого себя. Эстетическое и моральное сознание человека. Основные категории и социальное содержание искусства. Существует ли прогресс в искусстве? Феномен гения.

    контрольная работа , добавлен 20.11.2008

    Биография Артура Шопенгауэра. Наследие великого философа. Феноменальность нашего мира. Земное счастье. Резкая критика философов-оптимистов. Смерть как важнейший фактор человеческого существования. Страх человека перед смертью. Отношение человека к жизни.

    реферат , добавлен 09.12.2008

    Понятие судьбы и смысла жизни человека. Осознание неизбежности смерти. Понятие судьбы, как промысла, провидения. Элементы уникальной духовной жизни человека. Созерцание и воплощение божественного начала в человеке. Судьба и жизненный путь человека.

    реферат , добавлен 07.04.2017

    Жизнь и смерть как вечные темы духовной культуры. Измерения проблемы жизни, смерти и бессмертия. Осознание единства жизни человека и человечества. История духовной жизни человечества. Понимание смысла жизни, смерти и бессмертия мировыми религиями.

    реферат , добавлен 28.09.2011

    Осознание человеком конечности своего земного существования, выработка собственного отношения к жизни и смерти. Философия о смысле жизни, о смерти и бессмертии человека. Вопросы утверждения нравственного, духовного бессмертия человека, право на смерть.

    реферат , добавлен 19.04.2010

    Философские, религиозные, научные и политические воззрения великих философов от античности до наших дней. Описание взглядов европейских, арабских, русских философов на происхождение общества и государства, познание истины, бытия, диалектические идеи.

    реферат , добавлен 21.10.2009

    Духовная жизнь человека как особая сфера мира явлений, область субъективного внешнего мира. Реальность человеческого бытия. Любовь как раскрытие индивидуальной личности чужой души. Духовно-нравственная ценность любви. Проблемы выбора мировоззрения.

    статья , добавлен 30.09.2012

    Марксистская концепция искусства как формы общественного сознания. Личное, национальное, межнациональное и общечеловеческое в искусстве. Отражение интересов народа и его миросозерцания. Взаимодействие разных национальных культур в творчестве художников.

    реферат , добавлен 19.10.2012

    Влияние духовно-исторической ситуации времени на отношение Мартина Лютера и Карла Барта к проблеме взаимодействия Бога и человека. Методологический подход философов к реконструкции текста "Послания к римлянам". Оценка религии, этики, социальной сферы.

    дипломная работа , добавлен 21.07.2013

    Изучение истории поисков смысла жизни. Эволюция формулы смысла жизни античного и средневекового человека, во времена Возрождения и Просвещения. Смысл и бессмысленность, самоочевидность истинного бытия. Основные положения сократовской формулы смысла жизни.

В Ars longa, vita brevis. Гиппократ

Распространенное латинское изречение Ars longa, vita brevis или Vita brevis, ars longa чаще всего переводят как Жизнь коротка, искусство вечно .

Солнце. Антология философских камней (? - как корректно перевести?). Примерно вторая половина 16 века / Collectanea de Lapide Philosophiae. C. 2nd half of the 16th century. Origin: England. Language: Latin, English, Greek. Dimensions in mm: 150 x 100 (140 x 75). Paper codex. The British Library. Sloane 1171, f. 100v. Sun.

Встречаются варианты:
Искусство - продолжительно, жизнь - коротка.
Искусство долговечно, жизнь коротка.
Искусство долговременно, жизнь коротка.
Искусство долго - жизнь кратка.
Жизнь коротка, наука обширна.
Жизнь коротка, искусство обширно.
Искусство долговечно, а жизнь (человека) коротка.

Но, это неверное понимание фразы, по крайней мере, не совсем верное.

Предпочитаю перевод:
Путь искусства долог, а жизнь коротка - он точнее передает смысл.


Можно также:
Путь науки долог, жизнь коротка.
Жизнь коротка, наука необъятна.
Область науки безгранична, а жизнь коротка.

2.

Солнце и дракон. Антология философских камней (?). Примерно вторая половина 16 века / Collectanea de Lapide Philosophiae. BL Sloane 1171, ff. 100v-101. Sun and dragon. Ink drawing with washes of the sun and a dragon, in the Collectanea de Lapide Philosophiae. C. 2nd half of the 16th century. Origin: England.

Vita brevis, ars longa - латинская форма начала «Афоризмов» Гиппократа (ок.460-ок.370 до н.э.) - "отца медицины", великого древнегреческого мыслителя, естествоиспытателя, врача, основоположника современной медицинской этики. [Гиппократ. Афоризмы, I, 1] . У Гиппократа речь шла об искусстве врачевания.

3.

Питер Пауль Рубенс (1577-1640). Гиппоктат. Гравюра, 1638 / Hippocrates, engraving by Peter Paul Rubens, 1638. Courtesy of the National Library of Medicine. commons.wikimedia.org/wiki/File:Hippocra tes_rubens.jpg

В античности наука и искусство объединялись в одно понятие. Древнегреческому слову техне /τέχνη /techne соответствует латинское ars. В латинском языке не было различий между понятиями «искусство» и «наука»: их смысл передавало слово «ars» - цельное учение, формулирующее и кодифицирующее практические правила.

Говоря об «искусстве», Гиппократ имел в виду, естественно, не художественное творчество, а медицину. Смысл этого сопоставления в том, что искусство врачевания столь сложно, требует стольких знаний, что на их постижение не хватит и всей человеческой жизни.

«Отсюда, — пояснял римский философ-стоик Луций Анней Сенека в своем труде «О краткости жизни», - известное восклицание величайшего из врачей о том, что жизнь коротка, а искусство длинно». [Сенека «О быстротечности жизни», I, 1 ] . Благодаря Сенеке изречение и закрепилось в латинской форме.

4.


Асклепий в поездке на острове Кос. Гиппократ слева. Античная мозаика. Асклепион. Остров Кос / Kos, Asclepeion. "Kos, Asclepeion: Asclepius (in the center) visits Kos, left Hippocrates, right some person from Kos". via .

В оригинале мысль Гиппократа звучит так: Жизнь коротка, путь искусства долог (другой перевод: наука необъятна), случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение затруднительно / лат. Vita brevis, ars vero longa, occasio autem praeceps, experientia fallax, judicium difficile / греч. Ὁ βίος βραχύς, ἡ δὲ τέχνη μακρή, ὁ δὲ καιρὸς ὀξύς, ἡ δὲ πεῖρα σφαλερή, ἡ δὲ κρίσις χαλεπή..

Выражение стало популярным после того, как Иоганн Вольфганг Гёте повторил его в своей трагедии «Фауст» в форме: «Искусство долговечно, а жизнь наша коротка»:

Фауст
Но я хочу!

Мефистофель
Я понимаю это;
Боюсь я за одно, в одном лишь мой протест:
Ars longa, vita brevis est.

Фауст
А я осилю все.

Мефистофель
Похвально.
Но жизнь, к несчастью, коротка,
А путь до совершенства дальний,
Нужна помощника рука.

[Гёте, «Фауст». Часть I, сцена 1.]

6.

Иоганн Генрих Фюссли (1741-1825). Художник, приведенный в отчаяние величием обломков древности, 1778-1779 / Henry Fuseli (1741-1825). The Artist Moved by the Grandeur of Antique Fragments. 1778-1779. Red chalk on sepia wash. 415x355 mm. Kunsthaus Zürich. via

Слова древнегреческого врача - о краткости отдельной жизни; лишь научные знания, передаваемые из поколения в поколение, продлевают эту жизнь. За плечами Гиппократа было больше десяти поколений асклепиадов, профессиональных жрецов медицины. А после Гиппократа прошло уже 2,5 тысячи лет.

Как бы то ни было, во всех возможных вариантах перевода Vita brevis, ars longa вопросов по поводу того, что жизнь коротка не возникает. Ибо, жизнь коротка, наука и искусство безграничны, случай шаток, опыт обманчив, суждение затруднительно.

Источники, литература , примечания:

Гиппократ. Афоризмы, I, 1; перевод с греческого проф. В.И.Руднева, с. 696 //Гиппократ. Избранные книги. М., 1936 / Цитата из "Законы" - там же, с.94.
Руднев Владимир Иванович (1870-1951) - первый и единственный переводчик Гиппократа на русский язык. Хотя, может быть сейчас и появились новые переводы.
Латинско-русский словарь. Составитель А.М.Малинин. Ответственный редактор А.Н.Попов. Государственное издательство иностранных и национальных словарей. Москва, 1952. Стр. 760.
Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук.. М. И. Михельсон. 1896—1912. - Искусство долго — жизнь кратка.
Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык, 1998. - Искусство долговечно, а жизнь (человека) коротка.
Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений // Автор-составитель Вадим Серов // Буква Ж // Жизнь коротка, искусство вечно . То же самое содержимое копируется на множестве сайтов, в том числе:

Сочинение

«Жизнь коротка, искусство вечно», - так говорили древние римляне. Это выражение означает, что ценности, воплощенные в произведениях искусства, вечны и не теряют своей значимости. Глядя на великие архитектурные сооружения прошлого, убеждаешься в том, что это изречение абсолютно верно. Но как быть с произведениями словесного искусства?

Английский прозаик и драматург Уильям Сомерсет Моэм как - то заметил, что вечность любого литературного произведения измеряется несколькими столетиями. К примеру, среднего современного читателя сложно заставить прочесть замечательный, полный злой сатиры и терпкого юмора роман Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», который всего несколько столетий назад был бестселлером, как «Гарри Поттер» сейчас. Впрочем, не стоит ходить за такими далекими примерами. Роман «Евгений Онегин», бывший суперпопулярным в первой четверти XIX века, сегодня превратился в учебный материал для уроков литературы, и немногие взрослые перечитывают его. Что же, выходит, произведения литературы стареют быстрее, чем древние храмы и статуи?

Секрет недолговечности литературных произведений в том, что материал, из которого они созданы, недолговечен, а точнее, изменчив. Язык меняется стремительно, вбирая в себя новые слова и избавляясь от старых. Тот же процесс овладения новым и отказа от старого происходит и в сознании читателя. Но при этом нельзя считать абсолютными подобные «устаревание» и «обновление», ведь существуют литературные произведения, которые не потеряют своей ценности еще много веков.

«Вечные образы» в художественной литературе немногочисленны. Назовем шекспировских Макбета и Гамлета, Дон Кихота Сервентеса, гетевского Фауста. А по - настоящему «вечных тем» и того меньше: любовь, смерть, подвиг во имя человечества - вот, пожалуй, и все.

Произведениям, в которых нашли отражение «вечные темы», суждена долгая жизнь. Они продолжают будоражить умы, находят все новые и новые воплощения в драматургии, изобразительном искусстве, музыке. Вспомним вехи на пути «вечных» литературных произведений.

Гравюры Гюстава Доре, иллюстрирующие «Божественную комедию» Данте Алигьери.

Опера «Фауст» Шарля Гуно, где использован тот же сюжет, что и в гетевском «Фаусте».

Балет «Дон Кихот» Людвига Минкуса, поставленный по мотивам одноименного романа Сервантеса.

Постановка шескпировского «Гамлета» театром Мейерхольда, а также экранизация знаменитой трагедии русским режиссером Козинцевым.

И это лишь немногие примеры того, как мастера искусств осваивают наследие литературы прошлого.

Видимо, преемственность и есть то, что делает литературные произведения вечными. Изменяется язык художественной литературы, литераторы каждой эпохи привносят в прозу, драматургию и поэзию что - то свое, однако остаются вечными темы и образы, рожденные гением великих мастеров прошлого.

Выходит, «вечные» темы и образы уже всесторонне разработаны? Неужели сегодня не создаются произведения, которые со временем станут классикой, войдут в «золотой фонд» мировой культуры? На самом деле, «вечные темы» вечны уже потому, что них не существует времени. И сегодня создаются литературные произведения, заслуживающие того, чтобы остаться в веках. Жизнь коротка, искусство вечно, и они не могут существовать друг без друга.

Недолог век человека, а особенно век поэта. Ведь поэт живет в двух измерениях: в обыденной жизни, как все нормальные люди, и в искусстве, где он соприкасается с тайнами мироздания, прислушивается к самым тонким движениям души, ощущает глубинное родство со всем живым.

Великий русский поэт А. С. Пушкин прожил всего тридцать восемь лет. «Читая его творения, можно великолепным образом воспитать в себе человека», - писал о нем В. Г. Белинский. Вся жизнь человеческая, ее мечты и обольщения, ее надежды и страдания, буйство, напор молодых чувств и умудренная зрелость проходят перед нами в произведениях А. С. Пушкина:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье...

Эти слова пушкинского «Пророка» могут быть отнесены и к самому автору этих строк. О «всемирной отзывчивости» А. С. Пушкина писал Ф. М. Достоевский. Жизнь для поэта - безусловная и абсолютная ценность, это единство, в котором нет ничего отдельного и лишнего, и даже ее конечность приемлется поэтом:

И пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть,

И равнодушная природа

Красою вечною сиять.

Какое изящество, тонкость чувств, поистине великий союз «волшебных звуков, чувств и дум».

М. Ю. Лермонтов прожил двадцать семь лет. Его «железный стих, облитый горечью и злостью» воспевал внутреннюю свободу человеческой личности, говорил о трагическом одиночестве и гармонии природы, недостижимой для человека:

Кругом меня цвел божий сад;

Растений радужный наряд

Хранил следы небесных слез,

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерев...

Природа в лирике М. Ю. Лермонтова полна одушевления, огромной и таинственной жизни. Голоса природы «речь свою вели о тайнах неба и земли». Лишь человек не чувствует полного слияния с природой, и потому удел его трагичен.

И скучно, и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды.

Желанья? Что пользы напрасно и вечно желать...

Лирика М. Ю. Лермонтова - это исповедь бесконечно одинокой, мужественной и бунтующей души.

Коротка была жизнь выдающегося поэта XX века С. А. Есенина - всего тридцать лет.

Читая его стихи, мы любуемся красотой зелени, испытываем огромную любовь к родине, к жизни, ко всему живому, чувствуем кровную связь с окружающим миром.

О Русь! - малиновое поле

И синь, упавшая в реку.

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Величие есенинской поэзии - в предельной искренности, в остроте философских и нравственных проблем, в том, что в каждой строке, в каждом слове чувствуется что - то очень близкое, родное.

Трагически сложилась жизнь поэта Н. Гумилева. Он прожил всего тридцать пять лет. Он - романтик и мечтатель, певец конкистадоров, капитанов, воинов. Ему грезились экзотические гроты, африканские жирафы, сказочные павильоны:

Среди искусственного озера

Поднялся павильон фарфоровый,

Тигриною спиною выгнутый,

Мост яшмовый к нему ведет...

Но гармония и красота оказываются хрупкими и преходящими. Во многих его произведениях слышны отчаянье, надлом, предчувствие гибели:

Вывеска... кровью налитые буквы

Гласят - зеленная, - знаю, тут

Вместо капусты и вместо брюквы

Мертвые головы продают.

В красной рубашке, с лицом, как вымя,

Голову срезал палач и мне...

Коротка была жизнь поэта, но прошла она не зря: о нем вечно будут помнить потомки. Искусство - это живая память, оно передает из поколения в поколение мысли и чувства, боли и радости, обретения и разочарования - все, чем живет человек.