Роман герой времени история души человеческой. История души человеческой в романе “Герой нашего времени”


Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова как психологический романСудя о человеке, должно братьв рассмотрение обстоятельстваего развития и сферу жизни, в которую он поставлен судьбойВ.Г.БелинскийПлан. I. М.Ю. Лермонтов и его время II. Анализ человеческой души как основа романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» 1. Психологизм Лермонтова- объект художественного изображения 2.Психологические средства раскрытия характеров 3. Части единого целого 4. Самоанализ главного героя III. Мое восприятие романаМ. Ю. Лермонтов жил в то тягостное время, когда реакционные силы самодержавия преследовали все передовое, все честно и свободно мыслящее.Характеризуя эпоху николаевской реакции как эпоху «неразрешимых сомнений и горьких истин», Герцен писал, что в это время «надо было уметьненавидеть из любви, презирать из-за гуманности, надо было обладать беспредельной гордостью, чтобы высоко держать голову, имея цепи на ногах». К людям этого гражданского мужества, лучшим представителям своего поколения и принадлежал Лермонтов.Создавая свои произведения, поэт и сам присутствует в них, и часто он раскрывает не саму действительность, а свое страстное, оценочное отношение к ней, ив этом его величайшая сила. | | | |
Так роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» считают первым русским социально-психологическим и философским романом. В связи со стремлением автора раскрыть «историю души человеческой» роман Лермонтова оказался насыщенным глубоким психологическим анализом. Автор исследует «душу» не только главного героя, но и всех остальных действующих лиц.Психологизм Лермонтова специфичен тем, что он выступает не как форма самовыражения писателя, а как объект художественного изображения. Анализу подвергаются и внешний облик героя, и его обычаи, и его поступки, и его чувства. Лермонтов внимателен к оттенкам переживаний, состоянию человека, его жестам и позам. Стиль автора можно назвать психолого-аналитическим.
Самоанализ Печорина очень глубок, всякое душевноесостояние выписано обстоятельно и подробно, анализируется собственное поведение и психологические причины, мотивы и намерения действий. Доктору Вернеру Печорин признается: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…» За видимым в произведении раскрывается существенное, за внешним – внутреннее. Психологизм служит здесь способом обнаружения и познания того, чтопри первом восприятии кажется загадочным, таинственным и странным. Важное место в романе, где действие совершается в разных географических точках (у моря, в горах, в степи, в казачьей станице), занимает пейзаж. Восприятие природы в произведении помогает раскрыть внутренний мир героя, его состояние, его восприимчивость к прекрасному. «Я помню, – записывает в своем журнале Печорин, – в этот раз больше,чем когда-нибудь прежде, я любил природу». Герой романа близок к природе со всем ее разнообразием, а она действует на его внутренний мир. Печорин убежден, что душа зависит от природы и ее сил. Пейзаж каждой части романа подчинен тому замыслу, который в ней реализуется. Так, в «Бэле» зарисована кавказская природа (скалы, обрывы, Арагва, снеговые вершины гор), которая противопоставлена северной природеи дисгармонично устроенному обществу.
Прекрасная и величественная природа контрастна мелким, неизменным интересам людей и их страданиям. Беспокойная, капризная стихия моря способствует той романтичности, в какой предстают перед нами контрабандисты из главы «Тамань». Утренний пейзаж, исполненный свежести, включающий золотые облака, составляет экспозицию главы «Максим Максимыч». Природа в«Княжне Мери» становится психологическим средством раскрытия характера Печорина. Перед дуэлью – по контрасту – вводится сияние солнечного света, а после поединка солнце покажется герою тусклым, и лучи его уже не греют. В «Фаталисте» холодный свет сияющих звезд на темно-голубом своде наводит Печорина на философские размышления о предопределении и роке. | В целом это...

В предисловии к роману “Герой нашего времени” Лермонтов определяет свою писательскую задачу - нарисовать “современного человека”, “портрет, составленный из пороков всего нашего поколения”. Белинский назвал роман “грустной думой о нашем времени”.
Особенность романа в том, что портрет времени рисуется как история одной человеческой души. Сам Печорин, размышляя о своей жизни, находит в ней много общего с судьбой своего поколения. “Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению”.
Задача воссоздать историю одной души позволила Лермонтову нарисовать сложный и противоречивый характер героя. В поступках и мыслях Печорина много жестокого и эгоистичного. Он подчеркнуто холодно обходится с Максимом Максимычем, который восторженно встретил его после долгой разлуки; является причиной гибели Бэлы; играет чувствами княжны Мери, поэтому она считает, что он “хуже убийцы”. Он цинично рассуждает о дружбе (“Из двух друзей всегда один раб другого”), о любви (“Женщины любят только тех, кого не знают”), о счастье (“А что такое счастье? Насыщенная гордость”), о страданиях и радостях других только в отношении к себе. Печорин приносит страдания всем, с кем встречается: Бэле, “честным контрабандистам”, Мери, Грушницкому, Максиму Максимычу.
Но это не мешает ему со всей строгостью относиться к самому себе. Он называет себя “нравственным калекой”, “палачом” (“я разыгрываю жалкую роль палача”, “я играл роль топора в руках судьбы”). Он осознает, что прожил жизнь пустую и бесцельную: “Зачем я жил? Для какой цели я родился?” Он не видит смысла и радости в жизни: “Я - как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты”. Однако душа Печорина состоит не только из темных сторон. Это герой, который жаждет любви, добра и красоты, способный на добро. Иногда наружу прорывается его “холодное, бессильное отчаяние”. Лермонтов изображает его потрясение смертью Бэлы (хотя и скрываемое от посторонних глаз), его страстную трагическую любовь к Вере, способность чувствовать природу (в сцене перед дуэлью с Грушницким).
Обаяние личности Печорина - в его остром уме, в умении взглянуть на себя со стороны, в силе характера, в желании самому творить свою судьбу. “Я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает”. Даже в жалком Трутницком он надеется увидеть пробуждение благородства и совести.
При всей самобытности и уникальности личности Печорина его жизнь - “ровный путь без цели”. Это трагедия “героя своего времени”. На что мог направить свои богатые душевные возможности Печорин? Социально-психологические условия эпохи, требующие слепого повиновения традициям и послушания, не дают простора и истинного смысла жизни такой личности.
Разочарование и скептицизм - тоже черта времени. Характеризуя печоринское поколение, Герцен писал: “Вынужденные молчать, мы научились, замыкаясь в себе, вынашивать свои мысли - и какие мысли!.. То были сомнения, отрицания, мысли, полные ярости”.

    Роман «Герой нашего времени» был написан в 1838-1840 годах XIX века. Это была эпоха жесточайшей политической реакции, наступившей в стране после поражения выступления декабристов. В своем произведении автор воссоздал в образе Печорина, главного героя...

    Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является итоговым произведением творчества писателя. В нем нашли отражения проблемы, глубоко волновавшие автора, а также его современников. Их спектр крайне широк, это обстоятельство определило глубокую и...

    В своем романе “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтов отобразил 30-е годы XIX века России. Это были нелегкие времена в жизни страны. Подавив восстание декабристов, Николай I стремился превратить страну в казарму - все живое, малейшие проявления свободомыслия...

    Выражая отношение к тому или иному человеку или же художественному образу, мы, в первую очередь, производим детальный анализ его поступков и слов. Мы стремимся уяснить мотивировку его действий, порывы его души, умозаключения, отношение к миру. Если сфера...

Михаил Юрьевич Лермонтов - мой любимый поэт. Когда я читаю его стихи, то как бы переношусь в таинственный мир, в котором важен каждый звук» каждое слово, каждое движение его души. В такой поэзии можно найти ответ на любой волнующий тебя вопрос. К ней обращаешься в трудные минуты жизни за советом, нравственным наставлением. Здесь можно почерпнуть что-то новое, ощутить то, что ты сам являешься частицей этого необъятного мира. Читая стихи Лермонтова, я всякий раз ловлю себя на мысли, что они не созданы человеком, а как бы возникли из самой природы, поэтому существуют вечно. В чем же секрет его поэтического дара? Я думаю, что он заключается в постоянном одиночестве Лермонтова, преследовавшем его с детства, поэтому стихи пронизаны глубоким отчаянием, болью и скрытой силой. Это энциклопедия чувств и переживаний, лирический дневник, в котором запечатлены самые незаметные изменения состояния души. Здесь и любовь, и отчаяние, и гнев, и скорбь, и грусть. В стихотворении «И скучно и грустно» поэт размышляет о смысле жизни, ее жестокости, быстротечности и непредсказуемости: И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды... Желанья! что пользы напрасно и вечно желать? А годы проходят - все лучшие годы! В душе лирического героя все рушится, он приходит к выводу о полной бессмысленности и ненужности жизни, бренности всего земного, ничтожности человека: И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, - Такая пустая и глупая шутка... Лермонтовская поэзия многолика. Поражает то, как поэт образно и доступно объяснялся в любви к России, раскрывал глубину своего чувства. Поэт и гражданин, он страдал и переживал, искал ответы на наиболее злободневные вопросы, связанные с судьбой Отечества. Но отношение к Родине у него было противоречивым. Он гордился ее историческим прошлым, героизмом и мужеством народа, защищавшего свою землю до последнего вздоха. Лермонтов любил необъятные просторы России, ее природу. Ему были дороги и милы степи, безбрежные леса и реки: Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез. Поэт ненавидел самовластие и тираний, презирал свое поколение, неспособное к борьбе. Эти мысли звучат в «Думе»: К добру и злу постыдно равнодушны, В начале поприща мы вянем без борьбы: Перед опасностью позорно малодушны И перед властию - презренные рабы. Лермонтов был в отчаянии, так как не видел правильного и благополучного пути, по которому могла бы пойти Россия. Его не удовлетворяло ее настоящее, но и не менее безотрадным представлялось будущее. Страдания поэта усиливались в связи с тем, что современники не понимали главного: Провозглашать я стал любви

ПЛАН

  1. О чем роман? (жанр, композиция)
  2. С какой це-лью нарушена хронологическая последовательность событий?
  3. Как должны быть расположены повести?
  4. Зачем понадобились три рассказчика?

«Герой нашего времени» — первый русский реалистический психо-логический роман в прозе. В предисловии к «Журналу Печорина» Лер-монтов пишет: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа...» Вот раск-рыть эту-то «историю души человеческой» и поставил задачей Лермонтов в своем романе. Его внимание особенно обращено на раскрытие сложного и противоречивого характера главного героя.

Роман состоит из пяти повестей, имеющих каждая свой жанр, свой сю-жет и свое заглавие. Но главный герой объединяет все части повести в нечто цельное, в единый роман. И вот, если взять историю Печорина, изобража-емую в романе, то события его жизни располагаются в такой последова-тельности.

Бывший гвардейский офицер, за что-то переведенный на Кавказ, Пе-чорин едет к месту своего назначения. По дороге он заезжает в Тамань и переживает приключение, о котором рассказывается в одноименной по-вести. Отсюда он приезжает в Пятигорск («Княжна Мери»). За дуэль с Грушницким он сослан на службу в крепость. Во время службы в крепости происходят события, описанные в повестях «Бэла» и «Фаталист». Прохо-дит несколько лет. Печорин, вышедший в отставку, уезжает в Персию, и по дороге встречается в последний раз с Максимом Максимычем («Максим Максимыч»). Лермонтов нарушает этот порядок повестей. На первое место он ставит повесть «Бэла», потом — «Максим Максимыч», далее идет «Та-мань», «Княжна Мери», и заканчивается роман повестью «Фаталист».

Располагая повести в такой последовательности, Лермонтов преследо-вал цель, вытекающую из идейного замысла, — шире и глубже раскрыть сложную натуру Печорина. В «Бэле» образ Печорина дается в восприятии Максима Максимыча, простого армейского штабс-капитана, плохо разби-рающегося в душевных тонкостях Печорина. В «Максиме Максимыче» мы уже не только слышим рассказ о Печорине: мы видим его, о нем нам говорит проезжий офицер, вымышленный автор повести, который находится на од-ном социально-культурном уровне с Печориным. Он рисует нам внешность главного героя, на наших глазах происходит встреча Печорина с Максимом Максимычем. А последние три повести — это история жизни Печорина, написанная им самим. Эта история дается то в виде дневника («Княжна Мери»), то в форме записок, которые герой составил уже спустя некоторое время после пережитых событий. Лермонтов подчеркивает, что исповедь Печорина вполне искренняя, что он (Печорин) был строгим судьей самому себе и «беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки».

Чтобы полнее раскрыть душевный мир главного героя романа, Лермон-тов противопоставляет Печорина, с одной стороны, людям простым и цель-ным, близким к природе (Максим Максимыч, Бэла, Азамат, контрабан-дисты) и, с другой — дворянскому обществу, собравшемуся на целебных водах Пятигорска и Кисловодска. Только один персонаж не противопостав-ляется, а сопоставляется с Печориным — доктор Вернер. Материал с сайта

Помогает всестороннему раскрытию образа Печорина и непосредствен-ный отзыв о нем Лермонтова, данный в двух предисловиях: ко всему ро-ману и к «Журналу Печорина».

Природа, изображаемая в романе, неразрывно связана с переживания-ми героя, окрашивается его настроением. Бытовая сторона жизни Печори-на мало интересует автора, поэтому он редко сообщает детали бытового ха-рактера. Нет в «Герое нашего времени» и широкой картины общественно- экономической жизни России, какую дал Пушкин в «Евгении Онегине». Белинский сказал о Печорине: «Это Онегин нашего времени. Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою». Герцен тоже назвал Печорина «младшим братом Онегина».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

Главный персонаж романа «Герой нашего времени» Григорий Александрович Печорин — личность яркая, выдающаяся и привлекательная, несмотря на то, что это «портрет, составленный из пороков всего... поколения», а, может быть, именно в силу этого.

Поскольку речь идет об «истории души», то уместно будет вспомнить те немногие факты, которые нам известны о ранней молодости Печорина. Этих фактов немного, но из них складывается ясный портрет Печорина-юноши. Он был мечтателен, он увлекался, он умел любить, и, видимо, многого ждал от жизни. Его воображение рисовало будущее в радужных тонах. Но, к сожалению, разочарование пришло слишком скоро. Может быть, это случилось потому, что Печорин — личность, стоящая на голову выше толпы. Ему скучны, пресны, неинтересны те вещи, которыми наполняет свое существование обыватель. Чем больше Печорин узнавал жизнь, тем ему становилось противнее. Мы встречаем на страницах романа уже не увлекающегося юношу, а зрелого и порочного циника.

Интересно, что, вполне объективно оценивая свой характер, главный герой склонен обвинять в своих дурных наклонностях окружающих. Якобы люди «видели» в нем пороки, и постепенно он стал обладать ими на самом деле. Если он и прав, то лишь отчасти. Он слишком сильная личность, чтобы настолько поддаваться влиянию окружающих.

Печорин способен вызывать к себе симпатию как женщин, так и мужчин. Это не удивительно: он человек яркий, неординарный, язвительный, эффектный, словом, привлекающий не только внимание, но и сердца. Но именно тех людей, которые имели несчастье его полюбить, Печорин заставляет невыносимо страдать. Примеров огромное множество. Это и Бэла, которую он так недолго любил, и княжна Мери, которую соблазнил из пустого эгоизма, и несчастный простодушный и недалекий Максим Максимыч, считавшийся другом до той норы, пока мог быть полезен. Печорин — личность противоречивая, поэтому нас нисколько не удивляет, что в основе его не всегда благородных начинаний часто лежат самые благие побуждения. Яркий пример тому — Бэла. Ведь он любит ее, сам верит в искренность своих чувств и не сомневается, что может сделать ее счастливой. Но ему очень скоро становится скучно с ней.

Скука — вот смертельный враг Печорина, она преследует его повсюду отравляет даже самую светлую радость. Как тут не вспомнить вечно скучающего Онегина? Еще один герой, страдавший от этого неизлечимого недуга — хандры.

Скука, равнодушие, усталость и обреченность — постоянные спутники Печорина. Они заставляют его приносить людям разочарование. В нем нет озлобленности. Не от злости он делает людям больно.

Возможно, беда Печорина еще и в том, что он склонен к самоанализу, а также к психологическим наблюдениям, размышлениям. Он пристально наблюдает за людьми и разочаровывается в них тем больше, чем больше узнает. Он знает, чего ждать от пик. 11е приходится в таком случае удивляться, отчего сердце его в конце концов черствеет. Это так легко проследить на примере его отношений с женщинами. Сначала была Вера, которую он любил даже после того, как они расстались. В главе «Княжна Мери» есть удивительная сцена, когда Печорин пытается догнать Веру, падает в траву и плачет... А потом самому себе объясняет это расстроенными нервами и пустым желудком. Он умеет гасить в себе чувства, и это умение развивается с годами. В то время, когда Печорин встречает княжну Мери, его душа уже мертва для всяких новых чувств. Нот почему при чтении главы испытываешь к Мери огромную жалость: она была самой несчастной и беззащитной жертвой Печорина. Историю увлечения Бэлой можно объяснить как последнюю вспышку чувств, желание испытать то, что волновало в юности.

Жизнь Печорина можно назвать постоянным безрезультатным поиском. Он ищет понимания, по никто из окружающих и даже любящих людей не способен понять его. Ищет остроты ощущений и.тоже не находит. В душе желая быть непосредственным участником событий, герой остается лишь безучастным наблюдателем. Он со спокойствием и невозмутимостью экспериментарует над людскими судьбами и изучает души. В результате Печорин становится равнодушен не только к людям и к жизни, но далее к собственной смерти. У него нет ни мечты, ни цели, ни чувств, ни желаний, ни привязанностей, то есть ничего того, что привязывает человека к земле.

Печорин — герой романтический. Мне калсется, что в нем присутствуют все традиционные черты романтического героя: отстраненность от всего внешнего, внутренний мир, недоступный и непонятный окружающим, сознание бессмысленности жизни. Буквально теми же словами можно сказать о Евгении Онегине. Недаром этих героев часто сравнивают: пусть у них разные судьбы, но трагедия одна. Это трагедия человека, наделенного если не выдающимися способностями, то недюжинным умом и тонкой психологией, который вынужден вращаться в косном и чопорном обществе. Это беда всей эпохи, как Лермонтов и подчеркнул в заглавии книги.

Видимо, все же правильно Печорин винил общество в том, что оно пагубно на него влияет. Пусть он порочный человек, но в нем есть способность и к любви, и к дружбе. Мне кажется, он теряет ее только потому, что не может встретить ни капли понимания. Да и люди вокруг него мелкие. Может быть, они и недостойны тех любви и дружбы, которые мог бы дать им Печорин?

Печорин, как истинный фаталист, верит, что не молсет изменить свою судьбу. И это не единственная его беда. Он сознает свое одиночество и обреченность. Остается желать, чтобы этот герой никогда не встречался в реальной жизни и оставался лишь ярким и трагическим литературным персонажем.