Тест по произведению мы замятина. Разработка уроков по роману Евгения Замятина «Мы


Тема: Очерк жизни и творчества Евгения Замятина. (1884-1937) История создания, жанр романа-антиутопии «Мы».

Цель уроков : познакомить с творческой судьбой писателя; раскрыть оригинальность его ума, нравственную бескомпромиссность, дать толкование жанра романа-антиутопии «Мы», развивать умение обобщать, делать выводы.

Ход урока .

1. Оргмомент

2. Вступительное слово учителя. «Настоящая литература может быть только там, где ее делают не исполнительные и благодушные чиновники, а безумцы, отшельники, мечтатели, бунтари, скептики», - писал Евгений Замятин в статье «Я боюсь». Это было писательское кредо Замятина. Он прожил недолгую, но до отказа наполненную событиями, размышлениями и творчеством жизнь. Познакомимся с основными вехами жизни.

3. Сообщение темы, целей.

4. Сообщение уч-ся о жизни и тв-ве писателя. Задание классу: конспект основных вех писателя. Он родился в дворянской семье, детство прошло среди полей, в славной цыганами, конскими ярмарками и крепчайшим русским языком Лебедяни.\Эти слова навеяны воспоминаниями о музыке, звучавшей в замятинском доме, мать его была прекрасной музыкантшей. С 4 лет он уже пристрастился к русской классике. Среди читавшихся книг - «Неточка Незванова»
Ф.Достоевского, «Первая любовь « И. Тургенева. Особенно полюбился юному Замятину Гоголь.С 1896 года - Воронежская гимназия, где он уже начал писать. В юности наряду с желанием писать появляется и отличительная черта характера будущего бунтаря - сила воли. Специальность его, о которой все знали: «сочинения по русскому языку», специальность, о которой никто не знал: всевозможные опыты надсобой, чтобы закалить себя. «Помню в классе 7-ом, весной, меня укусила бешеная собака. Взял какой-то лечебник, прочитал, что первый, обычный срок, когда появляются признаки бешенства - две недели. И решил выждать этот срок: сбешусь или нет? - чтобы испытать судьбу и себя. Все эти две недели вёл дневник. Опыт мой кончился благополучно». В 1902 году, поступил накораблестроительный факультет Петербургского Политехническогоинститута. Учёба в столице совпала с участием в революционной деятельности. В те годы быть большевиком значило идти по линии наибольшего сопротивления, в этом проявилась одна из черт замятинской личности - его бунтарство. В 1905 году его арестовали, а весной 1906 года Замятин был освобожден. С окончанием революции совпало вступление Замятина в самостоятельную творческую жизнь. С 1911 года работал преподавателем корабельной техники. В эти годы, среди чертежей и цифр - несколько рассказов. Среди них первый рассказ «Один», который был напечатан в одном из журналов. Позднее пожалел о том, что напечатал его. Слишком слабо. Зима 1915-1916 года, март - отъезд в Англию, где Замятин участвует в строительстве ледоколов. 1917 - возвращение в Россию.Всё это время вы не переставали писать одновременно преподает корабельную технику в Политехническом институте и читает курс новейшей русской литературы в Педагогическом институте им. Герцена, работает в Редакционной коллегии Всемирной литературы» и в Правлении Всероссийского союза писателей. Среди произведений, принесших Замятину известность: повесть «Уездное» (1919 г.), повесть «На куличках» (1914 г.), рассказы «Пещера» (1920 г.), «Наводнение» (1929 г.), драмы «Блоха» и «Атилла» (1924-1929 г.) и, конечно, роман «Мы» - первая антиутопия в мировой литературе XX в.

Какие факты биографии Замятина удивили вас? Черты личности писателя?

5 .История создания романа «Мы» Роман «Мы» сыграл в судьбе Замятина решающую и очень трагическую роль. Писал в 1920-1921 годы в голодном, неотапливаемом Петрограде в обстановке военного коммунизма с его вынужденной жестокостью и попранием челоеческой личности, уверенностью, что скоро будет скачок в светлое будущее., впервые он был опубликован не в России, а в Нью-Йорке на английском языке в 1924 году. На русском языке впервые роман был опубликован там же в Нью-Йорке в 1952 году. У себя на родине роман увидел свет лишь в 1988 году в 4-5 номерах журнала «Знамя». История романа драматична, так же как и судьба автора. Евгений Замятин - одна из ярких фигур среди писателей, принявших революцию как реальную судьбу отечества, но оставшихся свободными в своём творчестве, в художественной оценке событий. Замятин не встал в ряды оппозиции, но спорил с большевизмом. Как писатель он всегда был честен: «Я знаю, что у меня очень неудобная привычка говорить не то, что в данный момент выгодно, а то что мне кажется правдой, в частности, я никогда не скрывал своего отношения к литературному раболепству, прислуживанию и приукрашиванию: я считал -и продолжаю считать - что это одинаково унижает как писателя, так и революцию», - писал Замятин в письме Сталину. Разумеется, печатать его перестали. Критика травила писателя даже за неопубликованные произведения. В 1931 году он навсегда покинул родину. Писательница Берберова К.Н. делилась впечатлениями о случайной встрече с Замятиным в июле 1932 года в Париже: «Он ни с кем не знался, не считал себя эмигрантом и жил в надежде при первой же возможности вернуться домой. Не думаю, чтобы он верил, что доживет до такой возможности, но для него слишком страшно было окончательно от этой надежды отказаться».10 марта 1937 года Замятина не стало. Он умер от сердечного приступа. Среди немногих друзей и знакомых, провожавших его в последний путь, была Марина Цветаева. На следующий день после похорон, она написала Ходасевичу: « У меня за него - дикая обида».

6 . Жанр романа. Утопия? Антиутопия? Цель утопии - рассказать людям о совершенном обществе, герой - посторонний наблюдатель, акцент на устройстве общества. Антиутопия - изображение опасных, пагубных последствий разного рода социальных экспериментов, связанных с построением общества, соответствующего тому или иному социальному идеалу. Акцент на личности, поэтому есть конфликт Жанр антиутопии начал активно развиваться в XX веке и приобрел статус «романа-предупреждения».

Что является предметом изображения Замятиным в романе «Мы»? Далёкое будущее, XXXI век. Утопическое государство, где все люди счастливы всеобщим «математически безошибочным счастьем». Мы с вами Единое Государство. Больше нет имен и фамилий, мы все нумера.

Как вы понимаете смысл названия романа? «Мы» - когда хорошо? Плохо? Да, действительно, в названии отражена главная проблема, волнующая Замятина: что будет с человеком и человечеством, если его насильно загонять в «счастливое будущее». «Мы» можно понимать как «Я» и «другие». А можно как безликое, сплошное однородное нечто: масса, толпа, стадо.

7 . Итог. Утопия - антиутопия, черты различия и сходства.

8 . Д\з: Устройство Единого государства (Благодетель, Бюро хранителей, Операционное бюро,Часов скрижаль, Зеленая стена, день Единогласия, судьба детей, отношение к любви, музыке, понимание счастья) записи: 2,5,15,24

Тема: Общество будущего и настоящее в романе Е.Замятина «Мы»

Цели: - проанализировать, как устроено общество будущего в романе, как складывается судьба личности в таком общ., соотнести состояние современного З. общества с изображенным в романе, закрепить понятие «антиутопия», - развивать умение анализа, извлекать выводы.

Ход урока

Утопии выглядят гораздо более осуществимыми, чем в это верили прежде. Как избежать их окончательного осуществления? Н.А.Бердяев

  1. Оргмомент.
  2. Проверка д/ - Что известно из истории создания романа «Мы»

Понятие «утопия», «антиутопия», черты сход и различия

3. Сообщение темы, цели урока.

4. Беседа по теме. Перед нами общество будущего 31 века, где все счастливы математически выверенным счастьем.

От чьего имени ведется повеств? (Д-503, строитель интеграла, от его имени ведется повествование, он ведет дневниковые записи, значит, все правдиво, это взгляд изнутри, его сознание типично для других нумеров, ведь имен они не имеют)

Интеграл? (усовершенствованная машина, при помощи которой в скором времени д.б. построено общество, чтобы »заставить всех быть счастливыми»_

Как же устроено общество будущего? На самом верху - Благодетель. Кто он? Как его воспринимают, к нему относятся нумера, Д 330? (руководитель интеграла, «мудро связавший нас по рукам и ногам благодетельными тенетами счастья»

Бюро хранителей? (шпионы, ангелы, следящие за тем, чтобы каждый был счастлив)

Бюро хранителей? Газовый колокол? (там лечат инакомыслящих и заболевших)-зап №15 (82)

Роль Часовой скрижали? (расписание, по которому жили) - зап №2

Зеленая стена, ее роль? (занавес, иллюзию счастья)

Итог: - Черты какой системы правления угадываются, анализируя устройство? Обоснуйте.) модель тоталитарного общества, аппарат управления направлен на устрашение, подавление воли, свобод)

- Док-м, что этот механизм хорошо работает и плоды его налицо. Счастливы ли нумера, в частности, Д503?(счастливы своей несвободой, во всем выражают согласие, одобрение, послушание)

- Док-м текстом, как проходил день Единогласия? Что это за день? Ср-во худ изобр.?(выборы, когда все голосуют единогласно) - запись 24 (123)

- Известно, что управлять труднее всего чувствами, н-р, любовью. Каким было отношение к этому чувству? Почему именно так устроили?(изжили, заменив чувство на инстинкт, как и все перевернули) - запись 5 (41)

- Дети? Их судьба? Музыка?

5. Итог - Какой смысл вкладывает автор, герои в название «Мы», чем оно отличается от вашего определении? («я» как личность здесь не существует, нет своих мыслей, чувств, человек - винтик в механизме) - Роль оксюморонов, почему их много испозует автор?

- См. эпиграф, как вы его понимаете? Что разозлило цензуру в романе?

6. Д\з Судьба личности в тоталит обществе: О-90, И-330 и их отношения, бунт, судьба героев

Тема: Судьба личности в тоталитарном обществе.

Цели: - проанализировать образы Д 503, И330, проследить, как складывается судьба личности в тоталитарном обществе, -развивать умение обобщать

Ход урока.

  1. Оргмомент
  2. Проверка д/з. - Модель какого общества рисует автор?

- Как выглядела формула счастья?(нельзя убить одного, но убивало миллионы, счастл, что нет «Я»)

- Какое место занимала наука в этом государстве?(обезличивала человека)

- Д503- счастливый человек или жертва?

3. Сообщение темы, целей.

4. Беседа по теме урока.

- Противостоять тотальному подавлению могла лишь любовь, она заставляет сомневаться, бороться, заботиться, думать не о государстве, а о дорогом человеке). И такая любовь настигает Д503.

- Какой была И330? Что в портрете выделяет? (улыбка, похожая на икс) Чем отличалась она от других, кого знал, что в ней привлекла? (она была свободна, в ней душа, личность)

- Как она меняется жизнь Д503 с приходом любви? (нарушает запреты, попал в Древний дом, видит, что она курит, должен рассказать все Бюро хранителям, но умолчал, стал личностью)

- И-330 - одна такая, что узнает Д от доктора, которому обратился? (он не один такой с душой)

- Что задумала И330 и другие? (захватить интеграл) зап №30 (149)

- Что произошло в 48 день Единогласия? (проголосовали против Р13, И330) - зап 26 (132)

- Как закончился бунт?Судьба Д503? И 330?Зап 40 (192)

5. Итог - Каково же место личности в тоталитарном обществе?

Почему финал с самого начала ясен?

Почему роман-антиутопия «Мы» - это роман-предупреждение? От чего предостерегает Евгений Замятин своим произведением современного человека? Содержание романа направлено против опасности, которая подстерегает любое общество, в котором произошло смещение ценностей, а значение отдельной личности «низведено до уровня винтика в государственном механизме». Замятин показал трагедию преодоления человеческого в человеке, потери имени как потери собственного «я». От этого и предостерегает писатель своим романом - предупреждением «Мы».

6.Д/з Платонов «Котлован»


Разработки уроков по роману Евгения Замятина «Мы»

Уроки 1,2 (2 часа)

Тема: Евгений Замятин, роман-антиутопия «Мы».

Цель уроков : учащиеся познакомятся с творческой судьбой писателя; смогут раскрыть оригинальность его ума, нравственную бескомпромиссность, будут иметь общее представление о романе-антиутопии «Мы», постараются разобраться в проблематике романа, углубят представление о жанре антиутопии, почувствуют гуманистическую направленность произведения, утверждение писателем человеческих ценностей.

Задачи: учащиеся задумаются о судьбе автора, заинтересуются его творческой личностью, через осмысление текста ребята поймут содержание произведения, будут развивать устную и письменную речь, коммуникативные навыки, умение слушать друг друга.

Ход уроков .

Вступительное слово преподавателя.

Посмотрите на тему нашего сегодняшнего урока. (На доске надпись: «Что такое мы?»)

Согласны ли вы с тем, что ответ на этот вопрос очень многогранен? Докажите (Ответы учащихся). Так вот сегодня мы отчасти попробуем разобраться в этом вопросе. Но прежде посмотрите на доску и те изменения, которые я хочу вам предложить. (Преподаватель меняет надпись на доске, добавляя кавычки и превращая нарицательное в имя собственное, получается: «Что такое «Мы»?») Что у нас получилось? Каково содержание этого вопроса? (Предположения обучающихся)

Да, действительно, «Мы» - это роман Евгения Замятина, и мне очень хочется, чтобы сегодня мы не только познакомились с автором, разобрались в повествовательной структуре названного романа, а на основании анализа этого произведения, задумались над предложенными вопросами, учитывая и первый и второй вариант.

Кто же такой Евгений Замятин? Я хочу показать вам портрет этого человека. Он прожил недолгую, но до отказа наполненную событиями, размышлениями и творчеством жизнь.

Сообщение обучающегося.

Евгений Иванович Замятин (1884-1937) по натуре и миросозерцанию был бунтарем. «Настоящая литература может быть только там, где ее делают не исполнительные и благодушные чиновники, а безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари, скептики. А если писатель должен быть благоразумным, должен быть католически-правомерным, должен быть сегодня полезным… тогда нет литературы бронзовой, а есть только бумажная, которую читают сегодня и в которую завтра заворачивают глиняное мыло…» (статья «Я боюсь»). Это было писательское кредо Замятина. И роман «Мы», написанный в 1920 году, стал художественным его воплощением. Как Замятин шел к этому роману? Студенческие годы в Петербурге сопровождались бурной политической деятельностью - он был с большевиками: «В те годы быть большевиком - значило идти по линии наибольшего сопротивления…» («Автобиография»). Несколько месяцев в одиночной камере в Шпалерной тюрьме (1905), затем ссылка на родину, в Лебедянь; полулегальное проживание в Петербурге, опять ссылка. К этому времени он получает образование, становится морским инженером, кораблестроителем, пишет рассказы, повести. Затем отходит от революционной деятельности. «Люблю борьбу не физическую, люблю бороться словом». Повесть «Уездное» (1912), в которой Замятин обратился к косному быту провинции, сделала его имя известным. В 1914 году в повести «На куличках» изобразил жизнь отдаленного армейского гарнизона. Произведение было признано оскорбительным для русской армии и запрещено.

1917-1920-е годы - наиболее плодотворный период литературной работы Замятина. Пишет рассказы, пьесы, работает в правлении Всероссийского союза писателей, в различных издательствах, редактирует журналы. «Серапионовым братьям» читает лекции о том, как не надо писать. В романе «Мы» покажет, как не надо жить. С чтением его Замятин не раз выступал на вечерах, знакомил с рукописью критиков и литературоведов.

Опубликован в России роман не был: современники восприняли его как злую карикатуру на социалистическое, коммунистическое общество будущего. В конце 20-х годов на Замятина обрушилась кампания травли со стороны литературных властей. «Литературная газета» писала: «Е. Замятин должен понять ту простую мысль, что страна строящегося социализма может обойтись без такого писателя». Как это было похоже на его роман: «мы» можем вполне обойтись без неповторимого, индивидуального «я»!

В июне 1931 года писатель обращается к Сталину с письмом: «…я прошу разрешить мне выехать за границу - с тем, чтобы я мог вернуться назад, как только у нас станет возможно служить в литературе большим идеям без прислуживания маленьким людям, как только у нас хоть отчасти изменится взгляд на роль художника слова». Это был крик отчаяния писателя, которому не давали возможности печататься, не ставили его пьесы на сцене. Получив разрешение на выезд, в ноябре 1931 г. Замятин покинул Советский Союз и последние годы жизни прожил во Франции, до конца сохраняя советское гражданство. Н. Берберова в книге «Курсив мой» вспоминала: «Он ни с кем не знался, не считал себя эмигрантом и жил в надежде при первой возможности вернуться домой».

Надежда эта не сбылась. Роман «Мы», известный читателям Америки, Франции (там он был опубликован в 20-е годы), вернулся на родину только в 1988 году.

Преподаватель. Прежде чем говорить на уроках о содержании этого произведения, выясним, что же такое утопия и антиутопия. Какие утопии вы знаете? («Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Т. Кампанеллы. Вспомните, в 10 классе вы встретились с социалистической утопией, представленной в снах Веры Павловны в романе Чернышевского «Что делать?»). Итак, утопия - это вымышленная картина идеального жизненного устройства. Антиутопия - жанр, который еще называют негативной утопией. Это изображение такого возможного будущего, которое страшит писателя, заставляет его тревожиться за судьбу человечества, за душу отдельного человека.

Конечно, те из критиков, кто увидел в картине будущего, созданной Замятиным, только злую карикатуру на социальное устройство, задуманное большевиками, были не правы. Иначе не читался бы этот роман с интересом сейчас. Значение его более широкое, всеобъемлющее. Это и предстоит нам выяснить в ходе разговора о романе «Мы».

Постараемся наметить направления нашей беседы. О чем этот роман?

Варианты ответов обучающихся:

- это роман о великом техническом прогрессе, достигнутом на Земле,
- это роман о счастье, каким его представляют люди в 28-м веке,
- это роман о бездуховном обществе,
- это роман о любви и предательстве,
- это роман о тоталитаризме,
- это роман о свободе и несвободе человека, о его праве на выбор.
Жанр романа диктовал выбор сюжетного приема, особенности композиции. В чем они заключаются?

Обучающийся. Повествование представляет собою записи-конспект строителя космического корабля (в наше время его назвали бы главным конструктором). Он рассказывает о том периоде своей жизни, который позже сам определит как болезнь. Каждая запись (их в романе 40) имеет свой заголовок, состоящий из нескольких предложений. Интересно проследить, что обычно первые предложения обозначают микротему главы, а последнее дает выход на ее идею: «Колокол. Зеркальное море. Мне вечно гореть», «Желтое. Двухмерная тень. Неизлечимая душа», «Авторский долг. Лед набухает. Самая трудная любовь».

Преподаватель. Обратите внимание на стиль писателя. Форма конспекта - и никаких эмоций, короткие предложения, многочисленные тире и двоеточия. Для понимания содержания важно и то, что многие слова пишутся только с большой буквы: Мы, Благодетель, Часовая Скрижаль, Материнская Норма и т. д. Несколько искусственный, сухой язык идет от искусственности того мира, в котором живут герои.

Роман назван необычно - «Мы». Как заявлена тема «мы» в начале романа?

Обучающийся. Главный герой говорит о себе, что он только один из математиков Великого Государства. «Я лишь попытаюсь записать то, что вижу, что думаю - точнее, что мы думаем (именно так - мы, и пусть это «Мы» будет заглавием моих записей)».

Преподаватель. Что настораживает читателя сразу? - Не «я думаю», а «мы думаем». Он, великий ученый, талантливый инженер, не осознает себя личностью, не задумывается над тем, что у него нет собственного имени и, как и остальные жители Великого Государства, он носит «нумер» - Д-503. «Никто не «один», но «один из» (2-я запись). Забегая вперед, скажем, что в самую горькую для него минуту он подумает о матери: для нее он не был бы Строителем «Интеграла», нумером Д-503, а был бы «простым человеческим куском - куском ее же самой» (36-я запись. В дальнейшем в скобках указывается только номер записи).

Какое слово достаточно часто звучит в 1-й записи конспекта?

Обучающийся. Слово это - «счастье». Начинает Д-503 свои записки цитатой из Единой Государственной Газеты, в которой сообщается, что близится час, когда «Интеграл» отправится в мировое пространство, неся счастье существам, обитающим на других планетах. «Если они не поймут, что мы несем им математически-безошибочное счастье, наш долг - заставить их быть счастливыми».

Преподаватель. Уже сейчас заявлена тема насилия - «заставим»! Итак, счастье, которое будет навязано силой. И само Единое Государство строилось так же. В период Двухсотлетней Войны гнали из деревни в город людей, «чтобы силою спасти их и научить счастью».

Что же граждане («нумера») Единого Государства воспринимают как счастье? Как живется им под бдительным оком Благодетеля?

Обучающиеся к уроку отбирали факты, подтверждающие, по мысли Д-503, что счастливее людей не бывает.

1) Человеку покорились силы природы, дикая стихия осталась за Зеленой Стеной. «Мы любим только… стерильное, безукоризненное небо».
2) «Скрижаль» определяет жизнь нумеров, превращает их в винтик единого, отлаженного раз навсегда механизма. Они одновременно встают утром, начинают и заканчивают работу. «В одну и ту же… секунду мы подносим ложки ко рту, - и в одну и ту же секунду выходим на прогулку и идем в Аудиториум, отходим ко сну».
3) Изобретена нефтяная пища. («Правда, выжило только 0,2 населения земного шара».) Но теперь нет проблем с едой.
4) «Подчинив себе Голод, Единое Государство повело наступление против другого владыки мира - против Любви. Наконец, и эта стихия была тоже побеждена». Нет страданий из-за неразделенной любви. Любовь осуществляется по розовому талончику, за опущенными в стеклянном доме шторами, в строго определенное время, по предварительной записи на партнера.
5) Регулируется деторождение, и воспитание детей Государство взяло на себя: существует Детско-воспитательный Завод. (На нем работает Ю, которая считает, что «самая трудная и высокая любовь - это жестокость»).
6) Поэзия и музыка подчинены общему ритму жизни. «Наши поэты уже не витают более в эмпиреях: они спустились на землю; они с нами в ногу идут под строгий механический марш Музыкального Завода».
7) Чтобы нумеров не мучила необходимость самостоятельно оценивать происходящее, издается Единая Государственная Газета, которой безоговорочно верит даже талантливый Строитель «Интеграла».
8) Каждый год в День Единогласия, конечно, единогласно избирается Благодетель. «Мы снова вручим Благодетелю ключи от незыблемой твердыни нашего счастья».

Преподаватель. Так живет Единое Государство. По улицам ходят нумера с лицами, «не омраченными безумием мыслей». Ходят «мерными рядами, по четыре, восторженно отбивая такт… сотни, тысячи нумеров, в голубоватых юнифах, с золотыми бляхами на груди…». И всегда рядом - Хранители, которые все видят, все слышат. Но и это не возмущает Д-503, ведь «инстинкт несвободы издревле органически присущ человеку». Поэтому Хранители сравниваются с «архангелами» древних людей.

Миллионы недумающих счастливых людей! Человек-машина - таков «нумер» (не гражданин!) Единого Государства. Автоматизм действий и мышления, никакой работы души (что это - душа?). Технический прогресс, оказывается, может не сопровождаться духовным. Недаром В. Маяковский, живший с Замятиным в одно время и, вероятно, так же воспринимавший наступление «Железного Миргорода», отмечал, что на технику надо набросить намордник, иначе она перекусает человечество.

Счастье для всех! Но, как окажется, среди миллионов счастливых есть такие, которые не удовлетворены всеобщим счастьем. Попросим учеников назвать их. Будут названы I-330, R-13, доктор из Медицинского Бюро, O-90. Отметим, что не случайно среди них женщины. Женщины скорее мужчин не согласятся с автоматизмом жизни, с полной зависимостью от обстоятельств. (Вспомним Катерину и Ларису у Островского, Веру Павловну у Чернышевского, Елену Стахову у Тургенева.)

Обучающийся. O-90, постоянная партнерша Д-503, живет мечтой о ребенке. В Едином Государстве не могут позволить, чтобы без контроля шла сексуальная жизнь. Раньше, «как звери, вслепую, рожали детей», не могли додуматься до Материнской и Отцовской Норм. «О - сантиметров на 10 ниже Материнской Нормы», ей запрещено рожать. Но иметь ребенка - самое заветное ее желание. Отсюда слезы, которых не понимает и не принимает Д (плакать не принято). Д не понимает и прелести веточки ландышей у нее в руке, а для О - это символ живой жизни. Интересно в связи с O-90обратить внимание на особенности портретов в романе: нет индивидуальности - и нет во внешности ничего отличающего один нумер от другого (у Второго Строителя «Интеграла» лицо «круглое, белое, фаянсовое - тарелка»). Но у O-90 розовый ротик, хрустально-синие глаза - уже индивидуальность! Она «вся из окружностей, с детской складочкой на руке». Не случайно и ее имя-нумер: в нем тоже все кругло - оно передает присущую ей гармонию. Ради ребенка O готова пойти под Газовый Колокол. « - Что? Захотелось машины Благодетеля?.. - Пусть! Но ведь я же почувствую его в себе… И хотя несколько дней…» (19) Символично, что O-90 вместе с будущим ребенком окажется спасена - победит жизнь в живом. С помощью I-330 она будет переправлена через Зеленую Стену.

Обучающийся. I-330 - полная противоположность О. Уже портретные черты иные: «Улыбка - укус, сюда - вниз». «Острым углом вздернутые к вискам острые рожки икса…» Она «тонкая, резкая, упрямо-гибкая, как хлыст». И одновременно может быть другой, женственной: именно она надевает на себя платья, которые носили в древности, - и преображается. I входит в тайную организацию «Мефи», планирующую захватить «Интеграл». Строитель космического корабля понадобился ей для того, чтобы осуществить этот план. Она хороший психолог, знает, как можно воздействовать на людей. Она показывает полюбившему ее ученому другую жизнь: водит в Древний Дом, выходит с ним за Зеленую Стену. Она обращается к его разуму: «Тебе, математику, - разве не ясно, что только разности - разности - температур, только тепловые контрасты - только в них жизнь». I соглашается с испуганным предположением Д, что это революция: да, то, что «Мефи» затевают, - это революция. Но для I существуют «две силы в мире - энтропия и энергия. Одна - к блаженному покою, к счастливому равновесию, другая - к разрушению равновесия, к мучительно-бесконечному движению». I добивается своего: Строитель «Интеграла» готов ради нее на все. Но захват корабля сорвался. Предводительница «Мефи» под Газовым Колоколом. «Она не сказала ни слова».

Преподаватель. Почему судьба I окажется столь трагичной? Всемогущее тоталитарное государство сильно, оно проникает во все сферы человеческой жизни. Группа заговорщиков не в состоянии победить Благодетеля со всей его системой насилия, слежки, подавления. Но есть еще одна, не менее важная причина гибели I.

Несмотря на то что I связана с зеленым миром, с теми, кто за Стеной, она тот же Благодетель: как и он, стремится силой сделать людей счастливыми. «…Вы обросли цифрами, по вас цифры ползают, как вши. Надо с вас содрать все и выгнать голыми в леса. Пусть научатся дрожать от страха, от радости, от бешеного гнева, от холода, пусть молятся огню…» . Но I-330, в отличие от Благодетеля, в состоянии понимать, что со временем и «Мефи» состарятся, забудут, что нет конечного числа, и опадут с древа жизни, как осенний лист.

Кто еще, кроме I-330 и O-90, хочет строить свой мир?

Обучающийся. Это поэт R-13, член «Мефи». R рассказывает Д-503 о другом поэте, который заявил, что он «гений, гений - выше закона». На словах осуждает его, но «веселого лака в глазах не было». Нет гениев? «Мы - счастливейшее среднее арифметическое. Как это у вас говорится: проинтегрировать от нуля до бесконечности - от кретина до Шекспира…» - иронизирует R.

Среди тех, кто не смирился, - врач из Медицинского Бюро, выручивший Д справкой. Как обнаружится позже, с ними даже «дважды изогнутый, вроде буквы S», из числа Хранителей.

Лишь упомянуто будет в записках о казни трех нумеров. Среди них - юноша. К нему, желая спасти, из рядов бросается с криком женщина: «Довольно! Не сметь!» Недаром она показалась Д похожей на I (посмела! выйти! из рядов!).

Вспомним, как многие нумера будут пытаться спастись бегством, когда их станут силой загонять в Операционную, чтобы вырезать фантазию. Их, оказывается, много - тех, кто вместо вечного «мы» хочет ощущать «я».

Преподаватель. Настало время обратиться к главному герою - самому повествователю. Однажды I скажет в разговоре с ним: «Человек как роман: до самой последней страницы не знаешь, чем кончится. Иначе не стоило бы и читать…» Тот, кто впервые читает роман Замятина, действительно не знает до последней записи, как сложится судьба Строителя «Интеграла».

Каков он в начале романа? Каким представляет себя читателю в первых записях конспекта?

Д-503 - талантливый ученый, математик, строитель космического корабля. Он, частица Единого Государства, абсолютно уверен в правомерности того, что в этом Государстве происходит. «Не государство, общество как сумма личностей, а только человек как часть государства, общества. Человек ничтожен перед величием государства». Гений служит идее Благодетеля - идее тирании. Более всего он мечтает сейчас о скорейшем завершении строительства «Интеграла» и полете к другим планетам.

И вдруг жизнь его, счастливая и размеренная, изменится так, что сам он новое свое состояние оценит как болезнь. «Должен записать, чтобы вы, неведомые мои читатели, могли до конца изучить историю моей болезни». Когда в автомате начинаются сбои - это болезнь.

Так в чем же причины его «болезни»? Как она начиналась? Каковы ее «симптомы»? В жизнь Первого Строителя «Интеграла» неожиданно для него самого входит любовь. Входит вместе с музыкой Скрябина. Звучит она как отрицательный пример, должный показать, что выше современных «математических композиций» быть ничего не может. На эстраде Аудиториума рояль из прошлого. Женщина в костюме древней эпохи. «Села, заиграла. Дикое, судорожное, пестрое, как вся тогдашняя их жизнь, - ни тени разумной механичности. И, конечно, они, кругом меня, правы: все смеются. Только немногие… но почему же и я - я?»

Что произошло с героем? Почему не смеется? Знаменательно, что первый раз он ощутил себя как «я», отделенное от «мы», от всех. Любовь делает человека индивидуальностью. Любить «как все» нельзя. «До сих пор мне все в жизни было ясно… А сегодня… Не понимаю». И далее последует череда поступков, которые Д сам себе объяснить не может. Назовите их.

Обучающийся. Это первое посещение Древнего Дома. Насмешливый тон I. Обещание через знакомого врача выдать удостоверение, что Д был болен. Толкает на обман? Он обязан донести на нее, сделать заявление в Бюро Хранителей. Но не идет туда, сам себе удивляясь: «Неделю назад - я знаю, пошел бы, не задумываясь. Почему же теперь?.. Почему?» Кстати, O-90 осмеливается говорить о Хранителях как о шпионах. И все-таки Д подходит к Бюро, куда ходят люди, «чтобы совершить подвиг… чтобы предать на алтарь Единого Государства своих любимых, друзей - себя». Но что-то в последний момент останавливает его.

В череде необычных поступков и первый приход к I-330 с розовым талоном. «Странное ощущение: я чувствовал ребра - это какие-то железные прутья и мешают - положительно мешают сердцу, тесно, не хватает места». Д приводит в ужас непривычное древнее платье I вместо юнифы, ликер, который она пьет и от которого испуганно отказывается он, ее курение, ее поцелуй. И оказывается, что теперь в нем вместо «мы» заговорило «я», он ревнует любимую. «Я не позволю. Я хочу, чтоб никто кроме меня. Я убью всякого, кто… Потому что я вас - я вас…» Слово «люблю» так и остается непроизнесенным. В этот раз боязнь опоздать домой пересиливает страсть. «Я гибну. Я не в состоянии выполнять свои обязанности перед Единым Государством… Я…»

Преподаватель. Как сам Д-503 ощущает двойственность своего сознания, восприятия действительности? Он теперь всегда в состоянии выбора. «Вот я - сейчас в ногу со всеми - и все-таки отдельно от всех». Происходит раздвоение «я». Причем, если одно «я» - то, которое часть «мы», ему знакомо, то второе - нет. «Если бы знать: кто - я, какой - я?»

Почему именно сейчас он часто вспоминает то, что известно ему из жизни далеких предков? (О Боге - запись 9; о литературе - запись 12.) Тогда человек - несовершенный, незащищенный (над этим по привычке смеется Д) - был человеком, а не «винтиком» отлаженного механизма. О себе же может думать только как о машине. «Что со мной? Я потерял руль. Мотор гудит вовсю, аэро дрожит и мчится, но руля нет, - и я не знаю, куда мчусь: вниз - и сейчас об земь, или вверх - и в солнце, в огонь…»

Итак, надо сделать выбор. Какое решение примет Д, устав мучиться? Он идет в Медицинское Бюро. И узнает от врача, что у него, вероятно, «образовалась душа». Ответ найден. В бездуховном обществе жить спокойно может, конечно, только тот, у кого нет души. «Это странное, древнее, давно забытое слово». Как вылечиться, тем более, как по секрету сказал врач, речь идет об эпидемии? В обществе, в котором решены все проблемы, душа не нужна. Врач горько объяснит: «Почему? А почему у нас нет перьев, нет крыльев - одни только лопаточные кости - фундамент для крыльев? Да потому что крылья уже не нужны… Крылья - чтобы летать, а нам уже некуда: мы прилетели, мы - нашли». Единое Государство незыблемо. Некуда «лететь» его нумерам.

Преподаватель. Какое событие романа является кульминационным? Это событие станет наиглавнейшим и в жизни Д-503. Несомненно, что вершиной повествования становится запись о событиях, произошедших в День ежегодных выборов Благодетеля. Перескажите коротко главу.

Обучающиеся. «История Единого Государства не знает случая, чтобы в этот торжественный день хотя бы один голос осмелился нарушить величественный унисон». В этот раз на чисто символический вопрос: «Кто против?» - тысячи рук взлетели вверх. Д-503 спасает, уносит I от разъяренной толпы, от Хранителей. Вечером, вспоминая, что произошло, рассуждает: «Мне за них стыдно, больно, страшно. А впрочем - кто «они»? И кто я сам: «они» или «мы» - разве я - знаю». Первый раз задал себе этот вопрос откровенно. Но однозначного ответа на него не находит. Он привык воспринимать себя лишь как точку; но, талантливый математик, он не может не осознавать: «…в точке - больше всего неизвестностей; стоит ей двинуться, шевельнуться - и она может обратиться в тысячи разных кривых, сотни тел. Мне страшно шевельнуться: во что я обращусь завтра?»

За это «завтра» Строителя «Интеграла» и всего Единого Государства поведут борьбу I и Благодетель.

I решит отвести Д-503 за Зеленую Стену. «Я был оглушен всем этим, я захлебнулся…» I, выступая перед толпой человек в 300-400, сообщит, что с ними Строитель того космического корабля, который должен принадлежать им. Люди начнут в восторге подбрасывать Д вверх. «Я чувствовал себя над всеми, я - был я, отдельное, мир, я перестал быть слагаемым, как все, и стал единицей». До этого только «нумер», он осознает в себе «несколько капель солнечной, лесной крови», которая, как считает I, возможно, есть в нем. Перед Д открылся новый, живой, а не искусственный мир.

Преподаватель. Как Благодетель отреагирует на результаты выборов, на сбой в работе налаженного механизма?

Ответ. На следующее утро Единая Государственная Газета уверенно объяснит, что происшедшее нелепо было бы воспринимать всерьез. Заговорщики «Мефи» будут пойманы и казнены. Есть средство, которое избавит людей от охватившей их болезни, - это операция по удалению фантазии. Оказывается, что в могучем Государстве глубины человеческого сознания остались недоступны вмешательству извне: из-за фантазии могут происходить бунты.

Д-503 окажется перед выбором: «Операция и стопроцентное счастье - или…» Решение принято: он с I, с «Мефи», он отдаст им «Интеграл». Но полет будет прерван из-за предательства. Д-503 предстанет перед Благодетелем, обратившимся сначала к его разуму. Он, Строитель «Интеграла», изменил предназначенной ему роли величайшего конквистадора, не открыл «новую, блистательную главу истории Единого Государства». Да, люди всегда стремились к счастью. Они молились о том, «чтобы кто-нибудь раз навсегда сказал им, что такое счастье, - и потом приковал их к этому счастью на цепь». Путь к счастью жесток и бесчеловечен, но его надо пройти.

Преподаватель. Какой самый сильный аргумент приберег Благодетель напоследок, чтобы вернуть Д-503 под свое иго?

Благодетель теперь сыграет на его чувствах: убеждает его, что он нужен был I лишь как строитель космического корабля. Еще раньше несколько раз, неосознанно до конца, возникали у Д такие подозрения. Однажды он получил письмо, в котором I просила в определенный час спустить шторы, чтобы думали, что она у него. В другой раз его насторожил вопрос об «Интеграле» - скоро ли он будет готов? Теперь эти подозрения подтверждаются. От Благодетеля он отправляется к I, не застает ее, но находит в комнате огромное количество розовых талонов с буквой «Ф». Д-503 убедился в том, что I, оторвав его от «мы», заставив стать «я», хотела использовать его лишь как инструмент для достижения цели. «Я» героя не может вынести нравственных мучений, не свойственных единому организму под названием «мы». Он решает «вырезать фантазию». «Все решено - и завтра утром я сделаю это. Было это то же самое, что убить себя - но, может быть, только тогда я и воскресну. Потому что ведь только убитое и может воскреснуть».

Операция совершена. Нет фантазии, нет души, нет страданий. Теперь Д спокойно, отстраненно наблюдает за тем, как под Газовым Колоколом казнят «ту женщину». «…Я надеюсь - мы победим. Больше: я уверен - мы победим. Потому что разум должен победить».

Рефлексия. Закончим работу с романом, определив его идею.

Обучающиеся. Содержанием романа Е. Замятин утверждает мысль о том, что у человека всегда есть право выбора. Неестественно преломление «я» в «мы», и если человек поддается воздействию тоталитарной системы, то он перестает быть человеком. Нельзя строить мир только по разуму, забыв, что у человека есть душа. Машинный мир не должен существовать без мира нравственного.

Преподаватель. Подтвердим эти мысли словами самого Замятина из интервью 1932 года: «Близорукие рецензенты увидели в этой вещи не больше чем политический памфлет. Это, конечно, неверно: этот роман - сигнал об опасности, угрожающей человеку, человечеству от гипертрофированной власти машин и власти государства - все равно какого».

Не только Замятиным руководил в XX веке страх за судьбу человечества. За первенцем антиутопий - романом «Мы» - последовали «Прекрасный новый мир» (1932) О. Хаксли, «Скотный двор» (1945) и «1984» (1949) Д. Оруэлла, «451 градус по Фаренгейту» (1953) Р. Брэдбери. Так же как роман Замятина, эти произведения звучат как трагедийно-сатирическое пророчество о будущем.

Домашнее задание: сочинение на одну из тем:
1) «Я» и «мы» в романе Замятина.
2) Тревога за будущее в антиутопии Замятина «Мы».
3) Предсказание или предупреждение? (По роману Замятина).

Разделы: Литература

Тип занятия: урок литературы в 11 классе.

Технология: проблемное обучение.

Модель: личностная.

Форма: работа в группах.

Цель урока: Рассмотреть проблему взаимоотношения личности и государства в романе Е. И. Замятина “Мы”.

Задачи урока:

  • “Погружение” и “вживание” в созданный автором мир романа: попробовать понять, как передал Е. Замятин проблемы ошибочного выбора развития страны, боролся за сохранение человека и утверждение человеческих ценностей;
  • Сопоставление событий 20-30 годов в нашей стране, возникновение тоталитарных режимов и сюжетных линий романа “Мы”;
  • Воспитание нравственных качеств личности, желания разобраться в трудных ситуациях, умения найти и принять свое решение, отстаивать свой выбор;
  • Анализ художественного текста;
  • Закрепление литературоведческих терминов;
  • Развитие творческой и познавательной активности учащихся;
  • Развитие навыков анализа и синтеза материала;
  • Овладение речью как средством передачи мыслей, чувств, содержания внутреннего мира человека;
  • Создание на уроке особой теплой атмосферы человеческого общения, средством которого выступает литература как искусство слова.

Оборудование: доска, портрет писателя, магнитофон, раздаточный материал, схемы.

Эпиграфы:

Самое страшное в утопиях то, что они сбываются…

Н.А. Бердяев

Своя воля лучше.

Ф.М. Достоевский

Настоящая литература может быть только там, где ее делают не исполнительные чиновники, а безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари...

Е. И. Замятин

Ход урока

Слово учителя: Прочитана последняя страница романа Евгения Ивановича Замятина “Мы”. Романа необычного, во многом непонятного сразу, и даже страшного. Кажется, сколько в нем обжигающей горечи, тревоги за судьбу человека в обществе. Со страниц романа Замятин через десятилетия немоты кричит нам: “Человек, не дай себя убить, превратить в биоробота, прикрываясь построением нового общества, где все будут счастливы”.

Евгений Иванович Замятин (1884 – 1937) – яркий прозаик и драматург. Роман “Мы”, написанный в 1920 году, как и многие другие его произведения, увидел свет лишь в 80-90 годы XX столетия. XX век - век торжества человеческого разума, век невиданного прогресса стал самым кровавым в истории человечества.

Когда Евгений Замятин писал свой роман, ему, взявшемуся в художественной форме изучить и разоблачить губительность тоталитарной системы для личности человека, жизнь подарила возможность своими глазами наблюдать зарождение в крови и хаосе Единого Государства.

Итак, роман написан 1920 году в холодном полуразрушенном Петрограде, опубликован лишь в 1988. Возникает вопрос: почему этот роман не дошел до читателя раньше? Выдержки из документов и воспоминаний помогут ответить на этот вопрос.

(На столах учащихся – документы)

Звучит музыка

Примерные ответы учащихся:

  • Замятин решает печатать роман в самом известном журнале русской эмиграции “Современных записках”. Но публикации воспрепятствовал арест писателя в ночь с 16 на 17 августа 1922 года. И только заступничество друзей помогло Замятину избежать высылки.
  • После проработки на очередном собрании писательской общественности Е. Замятин заявил о своем выходе из Всероссийского Союза Писателей.
  • Свидетель и участник событий К. Федин писал в связи с этим: “Я был раздавлен происходившей 22 сентября поркой писателя, никогда личность моя не была так унижена”.
  • В 1929 году роман был использован для массированной критики Замятина, и автор был вынужден защищаться, оправдываться, объясняться, поскольку роман был расценен как политическая его ошибка и “проявление вредительства интересам советской литературы”.
  • Е. Замятин так объяснял задачу своего романа: “Близорукие рецензенты увидели в этой вещи не больше, чем политический памфлет. Это, конечно, неверно: этот роман – сигнал об опасности, угрожающей человеку и человечеству от власти машин и власти государства”.
  • Обсуждение “дела” Замятина было сигналом к ужесточению политики партии в области литературы.
  • Организована травля писателя: ни один журнал не печатает его произведений.

Учитель: Шел 1929-й год - год Великого перелома, наступления сталинизма. Работать, как литератору, в России Замятину стало бессмысленно и невозможно, и он в 1931 году уезжает за границу.

Почему роман “Мы” был назван “низким пасквилем на коммунизм и социалистическое будущее, клеветой на советский строй”, почему на роман был повешен ярлык “контрреволюционного”?

Каково ваше мнение о романе? Как далось чтение? Первое впечатление? Что главное в сюжете вы можете выделить? О чем роман?

  • Это роман о бездуховном обществе.
  • О счастье, каким его представляют люди будущего.
  • Это роман о любви и предательстве.
  • Роман о свободе и несвободе человека, о его праве на выбор.
  • Это роман о будущем, при котором человеческая личность обесценена, подавлена властью машин и политической диктатурой.
  • Жанр романа “антиутопия” диктовал выбор сюжетного приема. Повествование представляет собой записи – конспект строителя космического корабля Д-503.
  • Интересен стиль писателя: форма конспекта – и никаких эмоций, короткие предложения, многочисленные тире и двоеточия. Многие слова пишутся с большой буквы. Это символы. Искусственный, сухой язык идет от искусственности того мира, в котором живут герои.
  • Д-503 рассказывает о том периоде своей жизни, которую позже определит как болезнь. Каждая запись (их в романе 40, и это тоже символично) имеет свой заголовок. 40 дней в истории Д-503 - история обретения и утраты им живой души, своего “я”.
  • Это злая карикатура на социалистическое, коммунистическое общество будущего.
  • Предмет изображения – будущее. Утопическое государство, где все счастливы всеобщим “математическим” счастьем.
  • А мне кажется, Замятина, прежде всего, интересуют проблемы взаимоотношения личности и государства. Прогресс знания, науки, техники – это еще не прогресс человечества.
  • Я считаю, что писатель прогнозирует пути развития человека, общества, страны.
  • Замятин ничего не выдумывал: он лишь довел до логического завершения идею построения коммунистического общества.
  • Во время чтения романа меня поразила проницательность писателя, оказавшегося способным предугадать дальнейшие ходы большевиков после их прихода к власти.

Учитель: “Мы” - первый роман – антиутопия, предупреждение об опасностях на пути реализации социалистических идей. Е.И. Замятин проследил логический путь, который ведет к Единому Государству, но вместо идеального, справедливого, гуманного и счастливого общества, о котором мечтали поколения социалистов, обнаружился бездушный, казарменный строй, в котором обезличенные “нумера” интегрированы в послушное и пассивное “мы”, слаженный, но неодушевленный механизм. Но только ли роман “Мы” - антиутопия? Или это страшная реальность? Давайте попробуем ответить на этот вопрос, посмотреть на Единое Государство не только, как на утопическое государство будущего, созданное воображением писателя, но и как на реально существовавшее в нашей стране. Стране, угнетенной тоталитарным режимом, лагерями, боязнью быть личностью, ярким “я”.

Посмотрим на это с точки зрения историков и литераторов.

Какие принципы были заложены в основу советского государства? На этот вопрос ответят нам историки.

А какой государственный рай построен по Замятину? Какова общественная система Единого Государства? Это вопросы для литераторов.

Работа в группах. Составление схем учащимися. Звучит музыка

Учитель: Послушаем точку зрения историков. Что тревожного увидел Замятин в 20-е годы?

Историки: Анализируя историю советского общества, мы приходим к выводу, что в России пытались построить утопию (социализм) в самом уродливом варианте, это тоталитарный режим и красный террор. Власть контролирует все слагаемые государственной системы.

Но уже к концу 1920-х годов в зеркале “Мы” все больше начинает отражаться советская тоталитарная реальность: всеобщее присутствие Вождя-Благодетеля, строительство Стены на границе с Западом (Замятин будет выпущен за нее одним из последних), институт государственных поэтов, дни единогласия и выборы без выбора, публичные казни при всеобщем одобрении, идея последней и окончательной революции - “его социальные предвидения выписывать можно многими десятками”.

Разлом в замятинском мире проходит не между человеком и машиной, а между человеком и государством, между “мы” и “я”.

Литераторы: Государство полностью приковало жителей к счастью: всеобщему, обязательному, равному. В Едином Государстве все разумно, все учтено, все подчинено великой цели. Во главе всей системы стоит Благодетель. Он управляет Операционным отделом, имеет Бюро Хранителей (полицейская система), подслушивающие и подсматривающие устройства, Скрижаль (Сердце и пульс Единого Государства), камеры. Есть искусство, наука, предусмотрены “личные часы”. Но мы видим, что человек растворен в государстве, нет личности, остается лишь нумер, который должен подчиняться раз и навсегда заведенным законам, а малейшее неисполнение закона каралось сразу.

Коммунистическая дисциплина узнается также в строгом подчинении порядку, в правилах, ограничивающих свободу в Едином Государстве, где повседневная жизнь населения напоминает сталинские трудовые лагеря: все человеческие потребности – от приема пищи и прогулки до любви – совершаются по сигналу. Здесь отражена даже проблема стукачества: стены домов жителей сделаны из стекла, чтобы все могли видеть и знать, кто, чем занимается. “Нам нечего скрывать друг от друга”.

Это обычное тоталитарное государство, в котором живет закрытое общество.

Диктатура одного человека

Учитель: Замятин показал Единое Государство таким же, каким и была большевистская Россия: человек лишился права на индивидуальность и независимость суждений, права быть личностью. Идея равенства обернулась всеобщей уравниловкой, когда “мы” шагали стройными рядами, и никак иначе. Название для романа выбрано очень верно: в обществе “нумеров”, как и в советском, ценность отдельной личности снижена до минимума. Здесь человек - винтик большого отлаженного механизма.

Звучит стихотворение Ю. Левитанского “Все гаечки да винтики…”

Учитель: Работая в группах, попробуйте определить, какая разница между человеком и нумером, которого мы увидели у Замятина. Найдем точки соприкосновения человека и нумера с природой, искусством, наукой и любовью. Ответы участников групп.

Учитель: Нумера строят машину, “огненный Тамерлан счастья”. Для чего? Чтобы разнести свои лозунги и заповеди во всю Вселенную. “Незаменимых нумеров в государстве нет”, “Нумер решает все”. Главный лозунг: “Наш долг – заставить всех быть счастливыми”. Но можно ли заставить быть счастливыми? Можно ли железной рукой загнать человечество в счастье?

Как понимают счастье в Едином Государстве? Как соотносится благо для всех и счастье одного?

  • У каждого человека свое представление о счастье. Общего счастья никогда не было, и быть не может.
  • В романе есть фраза “блаженство и зависть – это числитель и знаменатель дроби, именуемой счастьем”. А завидовать в мире нумеров нечему. Значит их счастье бесконечно?
  • Д-503 говорит: “Несвобода – наше счастье”.

Учитель: Для Единого Государства необходимо всеми средствами заглушить желание свободы, одолеть дьявола, а значит убить в себе “я”, поскольку “я” от дьявола. Мы видим, как Единое Государство забирает свободу, но дает права. Вспомним их.Отдать жизнь за государство.Облобызать руку Благодетеля.Участвовать в выборах.Учитель: Чему служат эти права? Они уничтожают человека, превращают его в животное, которое можно приручить, превратить в ничтожество. Эти права являются издевательством. И ведет это все к тому, что человек становиться марионеткой. А это приводит к диктатурам: сталинизму, фашизму…

Диктатура…Какие ассоциации вызывает это слово?

  • Террор
  • Репрессии
  • Тоталитаризм

Историки, попробуйте объяснить эти понятия применительно к роману “Мы”. А литераторы выберут из предложенных стихотворений те, которые наиболее ярко выражают эти понятия.

(работа в группах, ответы учеников)

Учитель: Главная тема романа – судьба человеческой личности, ее взаимоотношения с государством. Вспомним по тексту: ““Мы” - от бога, “я” - от дьявола”. Главное оружие Единого Государства – не оружие в прямом смысле, а стандартизация, всесильное среднее арифметическое “от кретина до Шекспира”.

Какова самая главная опасность для Единого Государства?

  • Главную опасность представляет внутренний мир человека.
  • Когда человек осознает себя человеком.
  • Когда человек сохраняет свой шанс на свободу, пока у человека есть душа.

Учитель: Замятин показывает, что само общество не стоит и гроша ломанного вне человека. Своей войной против человека общество убивает и себя. Замятин еще в 1920 году сумел увидеть и показать трагедию расчеловечивания. Символичным представляется тот факт, что Замятин умер в 1937 году, словно и за рубежами Родины ему не удалось уйти от того большого террора, который сам он предсказал в своем романе. И может быть, причина замятинского молчания в последние годы кроится еще и в том, что слишком тяжело было писателю видеть, как сбываются самые мрачные его пророчества, торжествует энтропия и в ледяную пустыню превращается Сад русской литературы. Замятин подводит нас к мысли о том, что каждый для себя должен решить, “что принести в жертву – “я” деспотичному “мы”, или “мы” деспотичному “я”. В истории было и то и другое. Это и диктатура большевиков, и культ Сталина, и фашизм. Хочется надеяться, что это больше никогда не повториться в жизни нашей страны. И сегодня мы думаем над вопросом: каким должно быть государство и личность в нем?

Государство – это “мы”, которое должно состоять из ярких “я”, умеющих выступить против любой диктатуры.

Список литературы:

  1. Е.И. Замятин “Мы”.- М., 1990
  2. Книга для учителя. История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР. – М.: Издательство объединения “Мосгорархив.”, 2002. – 504с.
  3. Крючков В.П. “Еретики” в литературе: Л.Андреев, Е.Замятин, Б.Пильняк, М. Булгаков: Учебное пособие.- Саратов: Лицей, 2003.-288с.