Могучее царство Шопена. Ф


План- конспект урока музыки в 6 классе

Тема урока: «Могучее царство Ф. Шопена».

Ход урока:

    Организационный момент: нацелить внимание обучающихся на урок. Звучит фрагмент «Баллады g moll ». Приветствие!

    Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Ребята, как вы думаете, под музыку какого композитора вы вошли в класс?

Ученики: Под музыку польского композитора Ф. Шопена.

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с музыкальным творчеством этого композитора. Тема нашего урока называется: «Могучее царство Ф. Шопена». Его цель – проникновение в поэтический музыкальный язык, содержание произведений этого гениального польского композитора.

    Сообщение биографических данных.

Учитель: Всмотритесь в портрет этого человека. Как вы думаете, каким он был в жизни?

Ученики: Добрым, у него задумчивый взгляд. Я думаю, что это был умный, тонкой души человек.

Учитель: Нельзя не удивляться той глубине и мягкости, которой проникнуто лицо композитора, его аристократические руки. Он вышел из прекрасной дворянской семьи, получил образование в Варшаве. Зная

культуру и обычаи народной Польши, глубоко чувствовал интонации мазуров и куявяков, обереков и полонезов, так часто радовавших его сердце в милой Шафарне – предместье Варшавы.

Учитель: Ребята, давайте и мы сейчас вспомним польскую народную песню «Жаворонок», ее характер звучания, звуковедения, лад, содержание. Послушайте О ком эта песня?

Слушание песни – «Жаворонок» (польская народная песня).

Ученики: Эта песня о родной природе. В ней поется о жаворонке, птичке лугов, полей, о пахаре, ниве.

Учитель: Как исполняется песня?

Ученики: В медленном темпе, протяжно, плавно, лирично, немного грустно.

Учитель: Слова, слова! Но как выразить очарование поэтичнейших вальсов Шопена, полных удивительной мечтательности, тончайшей выразительности тех сладких грез и нежнейших чувств, свойственных Шопену – романтику, обладающему удивительной способностью видеть только самое лучшее в жизни человека.

Слушание – «Вальс ля минор» и «Вальс ми бемоль мажор » Шопена. Звучат два вальса.

Учитель: Скажите, чего же здесь больше, аристократической изысканности или пламенного одушевления?

Ученики: Здесь выражаются разные чувства и представить себе можно разные переживания и картины природы.

Тонкий и поэтичный первый вальс, а второй очень очень блестящий. Можно представить, что под музыку одного вальса танцуют в салоне, а вальс, написанный в миноре, - очень лиричный.

Учитель: Да, Шопен всегда был разный. Недаром Святослав Рихтер писал: «Мужественный, женственный, таинственный, дьяволический, непонятный, трагический Шопен».

Ко всем ли композиторам быстро приходит слава?

Ученики: Нет, я знаю, что жизнь Баха была очень трудной и настоящее признание пришло к нему после смерти.

Учитель: А вот Ф. Шопен был горячо любим и при жизни. Уже первые его сочинения были восприняты восторженно. Великий современник, романтик Шуман говорил: «Если бы в наше время родился современник, подобный Моцарту, он стал бы писать концерты скорее шопеновские, чем моцартовские».

    Слушание – «Вальс до диез минор» и «Вальс ми мажор» Ф. Шопена.

Учитель: Что значит писать по – шопеновски, в чем своеобразие этого гения, который, говоря словами Баратынского, «неподражаем и собственным величием велик»?

Ученики: Писать мечтательно, тонко, поэтично. Писать так, как будто в жизни все хорошо, вокруг много прекрасного, которое надо уметь видеть и слышать.

Учитель: Я всегда думала, что самое удивительное свойство музыки – поэтизировать действительность, мысли, чувства, переживания человека, его благородные побуждения. Но есть и другая грань творчества Фридерика Шопена: он ввел бетховенский дух в концертный зал.

Музыка Шопена – это пушки, прикрытые цветами. Остро гневные, полные жизненной напряженности и эмоциональной насыщенности страницы его баллад и сонат можно рассматривать как живой и трепетный отклик на события польской действительности 30 – х годов. Он глубоко был потрясен рабством своей Родины. В этом смысле в высшей степени характерна его «Баллада соль минор».

    Слушание – кода «Баллады g moll ».

Учитель: Ребята, скажите, какая это музыка? Что вы услышали в ней?

Ученики: Это музыка мужественная, гневная, полная жизненных сил, борьбы. Музыка революционная, стремительная, призывающая к борьбе.

Учитель: В ней нашли отражение чувства поляка – аристократа и революционера – романтика. Сам Фридерик Шопен вынужден был уехать и жить за границей вдали от горячо любимой им родины, Польши, после того, как народно – освободительное восстание, в котором он участвовал, потерпело поражение.

    Итог урока.

Учитель: Ребята, скажите, музыка какого композитора звучала сегодня на нашем уроке? Какие «вечные» проблемы затрагивает музыка Ф. Шопена?

Оценка работы класса и отдельных обучающихся.

Звучит музыкальное произведение Ф. Шопена.

(Весенний вальс)

Немного есть композиторов, чьё творчество причисляется к величайшим сокровищам мирового искусства и в то же время доступно самым широким кругам слушателей, пользуется мировой популярностью. Гениальный польский композитор Фридерик Шопен занимает даже среди этих наиболее счастливых композиторов место во многих отношениях исключительное. Другие крупнейшие композиторы прошлого – Моцарт, Бетховен, Глинка, Чайковский – проявили себя в разных жанрах музыки, писали произведения большого масштаба – симфонии, оперы. Шопен же стоит в одном ряду с этими гениями, несмотря на то, что он сочинял почти исключительно для фортепиано, и в основном произведения небольшого объёма– миниатюры. Он как никто другой умел сказать многое в малом, выразить большое содержание в скромных по масштабу формах, а из фортепиано он извлёк такое богатство красок, что оно как бы заменило собой целый оркестр.

Фридерик Шопен родился 22 февраля 1810 года недалеко от Варшавы в местечке Желязова Воля. Мать Шопена была полька, отец – француз. Семья жила в имении графа Скарбека, где отец служил домашним учителем. Вскоре после рождения сына Николай Шопен получил место домашнего учителя в Варшавском Лицее, и вся семья переехала в столицу. Маленький Фридерик рос в окружении музыки. Его отец играл на скрипке и флейте, мать играла на фортепиано и пела. Музыкальная одаренность мальчика проявилась очень рано. Уже в пять лет Шопен уверенно исполнял пьесы, разученные под руководством старшей сестры Людвики. Вскоре его учителем стал известный в Варшаве чешский музыкант Войцех Живный, именно он привил своему ученику любовь к музыке классиков, особенно И. С. Баха. Первое выступление маленького пианиста состоялось в Варшаве, когда ему исполнилось семь лет. Концерт имел успех, и имя Шопена скоро узнала вся Варшава. В это же время было издано одно из первых его сочинений – полонез для фортепиано соль минор. Исполнительский талант мальчика развивался так быстро, что к двенадцати годам Шопен не уступал лучшим польским пианистам. Шопена отличали физическая хрупкость и утонченный аристократизм, чувство собственного достоинства и самообладание. Он был сдержан, ироничен, безупречно воспитан и всегда вызывал у современников восхищение своей изысканной простотой и благородством. Живный сам отказался от занятий с юным виртуозом, заявив, что больше ничему не может его научить.

Музыкальные занятия мальчика не шли в ущерб его общему образованию. Шопен отличался, несмотря на слабое здоровье, большим трудолюбием. Уже в детстве Фридерик свободно владел немецким и французским языками, интересовался историей Польши, читал много художественной литературы. Он хорошо рисовал, особенно ему удавались карикатуры. Его мимический талант был настолько ярким, что он мог бы стать театральным актером. С огромным интересом посещал он оперные спектакли. Игра знаменитого скрипача Никколо Паганини произвела на впечатлительного юношу неизгладимое впечатление. Однако наиболее глубокие впечатления детских и юношеских лет Шопена, связаны с польской народной музыкой. С увлечением слушал её Шопен во время загородных прогулок, в имениях своих товарищей по лицею. Эти впечатления стали одной из важнейших основ его творчества. Для формирования Шопена как художника, очень большое значение имела вся общественная и культурная атмосфера Варшавы 20-ых годов 19 века – эпохи, когда после потрясений наполеоновских войн Польша готовилась возобновлению борьбы за независимость.

В 1826 году, после окончания лицея, Шопен поступил в Высшую варшавскую музыкальную школу. Здесь его занятиями руководил опытный педагог и композитор Юзеф Эльснер. Среди его заметок сохранилась характеристика, данная юному музыканту: «Изумительные способности. Музыкальный гений». К этому времени Шопен уже был признан лучшим пианистом Польши. Достиг зрелости и его талант композитора. Об этом свидетельствуют два концерта для фортепиано с оркестром, сочиненные в 1829 – 1830 годах. Эти концерты звучат и в наше время, и являются любимыми произведениями пианистов всех стран.

По окончанию Высшей музыкальной школы (1829 г.). Шопен – уже сложившийся артист – совершил поездку в Вену, один из крупнейших музыкальных центров того времени. Его концерты прошли с огромным успехом. После возвращения в Варшаву стало очевидно, что дальнейшее развитие его дарования требует атмосферы крупнейших европейских столиц и длительного концертного путешествия. Шопен долго не мог решиться на этот шаг. Его мучили тяжелые предчувствия. Ему казалось, что он покидает родину навсегда. Наконец, осенью 1830 года Шопен выехал из Варшавы. Друзья подарили ему на прощание серебряный кубок, наполненный польской землей. Шопену было двадцать лет. Счастливая юношеская пора, полная поисков, надежд, успехов, закончилась. Предчувствия не обманули Шопена. Он расстался с родиной навсегда.

Помня хороший прием, оказанный ему в Вене, Шопен решил начать свои концерты там. Но, несмотря на все усилия, ему так и не удалось дать самостоятельного концерта, а издатели соглашались напечатать его произведения только бесплатно. Неожиданно с родины пришла тревожная весть. В Варшаве началось восстание против русского самодержавия, организованное польскими патриотами. Шопен решил прервать концертное путешествие и вернуться в Польшу, но родные и друзья удержали его от этого шага. С горечью композитор покорился и направился в Париж. С этого момента его не покидают тревожные мысли о судьбе родины и близких. В дороге Шопена настигло известие о разгроме восстания. Сильное потрясение от этой вести послужило толчком к созданию гениальных трагических произведений, прежде всего этюда до минор (ор. 10) - так называемого «революционного». Полна возвышенно-трагического пафоса и прелюдия ре минор, созданная тогда же, и вошедшая затем в тетрадь прелюдий под №24.

Осенью 1831 г. Шопен прибыл в Париж, где прожил до конца своей жизни. Но Франция не стала второй родиной композитора. И в своих привязанностях, и в своем творчестве Шопен остается поляком. Тема любви к народу, родине, такая свойственная романтизму, прослеживается на протяжении всех его произведений. Шопен является композитором романтиком, на музыку которого оказала влияние польская музыкальная культура и творческая деятельность композиторов – предшественников. Разные типы польских деревенских и городских танцев нашли свое отражение в зажигательных мазурках, торжественных полонезах, блестящих, выразительных вальсах, гениальных прелюдиях и ноктюрнах – образцах музыкальной лирики.

Мазурки Шопена – пьесы танцевального характера, в которых объединены черты трех старинных народных танцев: это мазур, куявяк и оберек, распространенные в различных областях Польши. Мазурка была особенно близка и дорога композитору, поскольку его молодость прошла на Куявах и в Мазовии – родине этого танца. К таким лирическим мелодиям относится мазурка ля минор (ор. 68 № 2). Грустная, задумчивая мелодия плавно переходит в задорный деревенский танец. А сколько величия и ликования слышится с первых нот полонеза ля мажор. Ведь в основу его также положен польский национальный танец, который со временем получил французское название «полонез». Когда – то полонез представлял собою праздничное церемониальное шествие. В старину в нём участвовали одни лишь воины-рыцари. Возникнув в народной среде, полонез окончательно сформировался в кругах польской знати и прочно вошел в бальную музыку. В 19 веке бал открывался, как правило, полонезом. В первой паре шёл хозяин с самой уважаемой гостьей. К числу произведений танцевального характера относятся также вальсы Шопена. Среди семнадцати вальсов Шопена большой популярностью пользуется вальс до – диез минор. Нежный и поэтичный в начале, он поражает блеском и виртуозностью во второй теме, создает впечатление кружащегося движения, лёгкости, полётности.

Но вернёмся в Париж. В ту эпоху он был центром всей мировой культуры и искусства. Там жили и работали многие выдающиеся писатели, художники, пианисты. Достаточно назвать имена Гюго, Гейне, Берлиоза, Листа, Беллини. Шопен «завоевал» Париж сначала как пианист. Он сразу поразил слушателей своим своеобразным и непривычным исполнением, по воспоминаниям современников, оно было удивительно одухотворенным, поэтичным и изящным. Шопен-исполнитель был неотделим от Шопена-композитора. И избалованный Париж, который трудно было удивить виртуозностью, склонился перед очарованием славянских мелодий и несравненной поэзии, которую источали звуки его музыки. По словам Листа, музыка и игра Шопена вызывали «чувство восхищения, трепета, робости, которое охватывает сердце вблизи сверхъестественных существ, вблизи тех, кого не можешь разгадать, понять, обнять». Выступая в концертах, Шопен большей частью исполнял свои собственные сочинения: концерты для фортепиано с оркестром, мазурки, ноктюрны, этюды, вариации на тему из оперы Моцарта «Дон – Жуан». Именно об этих вариациях выдающийся немецкий композитор и критик Роберт Шуман писал: «Шапки долой, господа, перед вами гений». Музыка Шопена, как и его концертные выступления, вызывали всеобщее восхищение. Выжидали только музыкальные издатели. Они не отказывались напечатать Шопена, но, как и в Вене, бесплатно. Поэтому первые издания не принесли Шопену дохода. Он вынужден был давать уроки музыки, иногда по 5-6 часов в день. Эта работа обеспечивала его, но отнимала много сил. Вместе с ростом известности Шопена, расширяется круг его знакомых. В числе его друзей – пианист Лист, немецкий поэт Гейне, французский композитор Берлиоз, художник Делакруа. Но как бы ни были интересны новые друзья, ради гостя из Польши он откладывал все свои дела, и мог часами слушать рассказы о родине. Встречи с польскими друзьями были особенно дороги композитору и потому, что своей семьи у Шопена не было, его надежда жениться на Марии Водзиньской, дочери одного из богатых польских вельмож, не осуществилась. Родители Марии не пожелали видеть свою дочь замужем за музыкантом, пусть и всемирно известным, но зарабатывающим на жизнь своим трудом. На долгие годы его близким другом стала знаменитая французская писательница Аврора Дюдеван, выступавшая в печати под псевдонимом Жорж Санд. С годами Шопен давал концерты всё реже, ограничившись исполнением в узком кругу друзей. Всё своё внимание он направил на творчество. Появляются его сонаты, скерцо, ноктюрны, прелюдии, баллады. Наряду со светлыми, лирическими пьесами, всё чаще из-под его пера выходят произведения, полные драматической глубины, а нередко и трагизма. В связи с этим нельзя не упомянуть четыре баллады Шопена. Они являются новым и смелым словом в истории музыкального искусства. Жанровое определение баллада вошло в музыку из народной поэзии и художественной литературы. В начале 19 века широкое распространение получили вокальные баллады (к примеру, известнейшая баллада Ф. Шуберта «Лесной царь»). Шопен первый ввёл жанр баллады в инструментальную музыку. Эпико – драматический тон связывает баллады Шопена с балладами Шуберта и другими вокальными балладами. Но шопеновские баллады – крупные пьесы, с широким, симфонического типа развитием музыкальных образов. Эти произведения справедливо считают прямыми предшественниками жанра симфонических поэм. И всплывают в памяти прекрасные строки Бориса Пастернака, посвященные Шопену, тонко и точно передают они образ величавой обреченности, столь характерной для шопеновских мелодий:

Удар, другой, пассаж –

В шаров молочный ореол

Шопена траурная фраза

Всплывает, как больной орёл.

Но, несмотря на все невзгоды, жизнь Шопена в Париже сложилась если не счастливо, то благоприятно для творчества. Талант его достиг вершины, издание произведений уже не встречает препятствий, брать у него уроки считается большой честью, а услышать его игру – редким счастьем, доступным лишь немногим избранным.

Последние годы жизни композитора были печальны. Умер его отец, ссора и разрыв с Жорж Санд оставили его совсем одиноким. Шопен так и не смог оправиться от этих жестоких ударов. Обострилась болезнь легких, которой Шопен страдал с юных лет. Последние два года композитор почти ничего не писал. Чтобы поправить своё материальное положение, он едет в Лондон по приглашению английских друзей. Собрав последние силы, больной, он дает там концерты, уроки. Восторженный приём вначале радует его, вселяет бодрость. Но сырой климат Англии быстро оказал своё губительное действие. Последний концерт в Лондоне, оказавшийся последним в его жизни, Шопен дает в пользу польских эмигрантов. По совету врачей он спешно возвращается в Париж. Последним произведением композитора была мазурка фа-минор (ор. 68 №4). По его просьбе из Польши приехала его сестра Людвика, на руках которой он умер. Похороны композитора были торжественными. Лучшие артисты Парижа исполнили Реквием так любимого им Моцарта. Друзья принесли на его могилу кубок с родной польской землей. Похоронен Шопен в Париже, а сердце его, как он и завещал, было отправлено в Варшаву, где до сих пор бережно хранится в костёле Святого Креста.

За свою недолгую жизнь Шопен создал свыше 200 произведений. За малым исключением - это все фортепианные пьесы, преимущественно небольшого объема, причем около половины из них написаны в танцевальной форме, что связано с особенностями народной музыки. Для других инструментов им написано всего несколько сочинений: трио для фортепиано, скрипки и виолончели, полонез ор. 3 и дуэт для фортепиано и виолончели, ряд песен для голоса. Но в пределах одного только фортепианного творчества Шопен достиг высот художественной многогранности, которой другие композиторы добивались работой над многими видами инструментальной музыки в разных областях музыкального искусства.

Шопен создал свой фортепианный стиль, в котором сочетаются виртуозность и тонкий, глубокий лиризм. Он создал новые типы, новый колорит звучания фортепиано, новую технику педали.

Шопен – величайший мастер мелодии. Мелодические истоки у него разные. Его мелодии сочетают черты национальной польской песенности и классику итальянского Бельсанта. В мелодиях есть и певучесть, и декламационность, и сложное инструментальное развитие. И вспоминаются слова Б. Пастернака о том, что «главным средством выражения, языком, которым у Шопена изложено всё, что он хотел сказать, была его мелодия, наиболее неподдельная и могущественная из всех, какие мы знаем».

Шопена высоко ценили и любили все русские композиторы – Глинка, Римский – Корсаков, Балакирев, Чайковский, Рахманинов. Следует отметить, что в России было напечатано первое полное издание сочинений Шопена (в 1861 г.) В русской музыкальной, а особенно концертной жизни музыка Шопена, начиная с 30-ых годов 19 века, занимала большое место. Целая плеяда пианистов, во главе с А. Рубинштейном и М. Балакиревым, прославилась исполнением произведений Шопена, заложив традиции русского стиля. И в наше время музыка Шопена популярна среди исполнителей и слушателей. Ведь творчество Шопена – это мир необыкновенной красоты. Слушая его, забываешь о том, что слушаешь всего один инструмент, фортепиано. Перед тобой открываются безграничные просторы, полные тайн и приключений. И очень хочется, чтобы этот новый, вновь открывшийся мир, не покидал тебя уже никогда.

Букет цветов, страстей накал,

Я слышу, чувствую, я вижу

(как в отражениях зеркал салонов старого Парижа – славянский взгляд, болезни тень) в Его мазурках лёд и пламень,

Лазенок милых майский день,

Мальорки жаркой серый камень, и камень, что в душе носил, и кашель (с каждым днём всё дольше), и память сердца, где хранил мелодии полузабытой Польши,

В мазурках, кажется,царит её печаль, и облик нежный, но вдруг – и Польши дух мятежный в трехдольном танце зазвучит.

В букет цветов страстей накал,

Он завернул без всяких правил.

Свой Гений миру он оставил,

А сердце – Польше завещал.

1. Все произведения Шопена наполнены эмоциями, переживаниями, несут глубокий смысл.

2. Слушая произведения Шопена, забываешь о том, что звучит всего один инструмент, фортепиано. Оно заменяет собой целый оркестр.

3. Музыка Шопена стала интернациональной, она завоевала всю Европу.

4. В жизни Шопена было много испытаний, справиться с которыми ему помог стержень, заложенный в детстве.

5. Шопен создал свой неповторимый фортепианный стиль, новые типы и колорит звучания фортепиано, новую технику педали.

6. Всё творчество Шопена пронизано огромной любовью к Родине.

7. Шопен – величайший мастер мелодии.

Урок музыки 6 класс программа Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская

Раздел «Мир образов камерной и симфонической музыки».

Тема урока «Могучее царство Шопена»

Цель : знакомство с жанрами камерной музыки инструментальной миниатюры музыки Ф.Шопена.

Задачи: Воспитательная : прививать любовь к родному краю, Родине на примере жизни и творчестве Ф.Шопена.

Образовательная: познакомить с эпохой романтизма и образами камерной музыки.

Развивающая: учить размышлять о музыке уметь выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки, работать над чувственным исполнением песен,

Знать: основные моменты творчества Ф.Шопена; различные жанры фортепианной миниатюры.

Ход урока

Организационный момент.

Послушайте музыку и определите стиль композитора, к какому композитору ее можно отнести.

C лайд №2 и №3 Слушание Вальс и Полонез.

Догадались?

Узнайте по описанию, о музыке какого композитора, пианиста — виртуозе мы сегодня будем говорить.

— Он воспевал душу своего народа, создавал прекрасные мелодии и танцы

— Он ограничил свое творчество рамками фортепианной музыки.

— Он классик польской музыки. Его имя стоит в ряду с именами гениальных композиторов, как Слайд №4 (на доске портреты композиторов) Бах, Моцарт, Бетховен, Чайковский.

Слайд №5 — Творчество Ф. Шопена – это огромный мир необыкновенной красоты. Его дивная, чудная музыка, написанная великим композитором, и музыкантом. Искренность чувств – вот что главное! Что вы можете рассказать о творчестве Фредерика Шопена?

Прочитайте на странице 98 учебника 1 абзац. Что можно дополнить? Слайд №6

Фрагмент документальной энциклопедии «Ф.Шопен», работа с карточками .

Фридерик Шопен не писал больших произведений, ни симфоний, ни опер, но разве это может быть главным? Каждый человек способен на свободу мысли, слова, чувства. Выражать так, как он хочет. Ближе всего ему были близки жанры миниатюры

Слайд №7 (небольшие пьесы): прелюдии, ноктюрны, вальсы, полонезы, мазурки, сонаты. Каждая пьеса, танец – это состояние души, даже живя в Париже, он писал польскую музыку. Почти все танцы, написанные Ф. Шопеном, были польскими, а Мазурка была любимым.

Конечно, в современном мире слушателям классической музыки становиться, понятен музыкальный язык Ф.Шопена. В знак любви и уважения к творчеству Ф. Шопена петербургский композитор Сергей Савенков использует мелодию ноктюрна и пишет изумительную песню на стихи Татьяны Тарасовой. Песня имеет популярность среди детских коллективов, часто звучит и на радио. Слайд №8

Исполнение «Ноктюрн Шопена» музыка С. Савенкова, слова Т. Тарасовой.

Слайд №9
Музыку Шопена пронизывает, с одной стороны, лиризм, тонкость передачи различного настроения, с другой – трагизм и героика. (стр. 98, 2 абзац)

Шопен возродил на романтической основе прелюдию, которая является смысловым центром, отражающим определенное “движение и жизнь души”. Слайд №10

Слушание Прелюдии № 7 и прелюдии № 20. Обсуждение музыки.

Какой образ создают прелюдии? О чем нам хочет поведать, рассказать Ф.Шопен? что изображает музыка, какие чувства передает?

Слайд №13 Живя вдалеке от родины, он всегда думал о ней, все мои мысли, чувства, переживания – это его музыка. В ней слышится и боль, и страдание, и порыв, и горечь утрат, и любовь, и вера, и глубокая печаль. Трагедия польского народа стала моей личной трагедией. Бывают в жизни обстоятельства, когда не возможно ничего изменить. В чужой мне стране он познал славу, уважение, признание, успех, его окружали творческие люди, нашел любовь – не это ли вы скажите счастье?! Для изгнанника нет счастья выше, чем быть с Родиной и жить для неё!

Давайте послушаем в исполнении выдающегося пианиста Святослава Рихтера

Слайд №14, 15 — Этюд № 12 и Прелюдию № 24, что объединяет эти два разных жанра, что до нас хочет донести композитор, что можно сказать о музыке? Слайд №16

Слайд №17 Мечтатель пылкий, благородный,
Властитель фортепьянных сцен,
Поэт мелодии народной —
Все это Фредерик Шопен.

Кудрявой музыке внимая,
Я слышу волн бурлящий плеск,
И брызги солнечного мая,
И октября стеклянный блеск,

И зов Отечества суровый,
И революции простор.
Вот пианист насупил брови,
Вступая в «Си-бемоль-минор».

Звеня аккордом фортепьянным,
Играет пенная волна.
Наплывом колдовским и странным
В себя вбирает зал она.

Расправив, словно крылья, плечи,
Как ангел, невесом и чист,
Парит весь фортепьянный вечер
Над залом хрупкий пианист. Владимир Ефремович Шостак

Подведение итога урока вам нужно ответить на ряд вопросов

    Почему именно фортепиано избрал для творчества Ф.Шопен.

    Считаете ли вы, что Шопен был романтиком, Почему.

    Действительно ли Ф.Шопен уехал из страны, когда узнал о польском восстании?

    Какие жанры миниатюры были близки Ф.Шопену. (прелюдии, ноктюрны, вальсы, полонезы, мазурки)

    Музыка, какого характера занимала ведущее место в творчестве Ф. Шопена? (танцевальность)

    Что отличает музыку Фридерика Шопена, с чем связана его музыка?

Что же отличает музыку Ф. Шопена? Конечно, Родина, к которой был очень привязан Шопен, и его судьба тесно переплеталась с судьбой Родины. Слайд № 18

Какое на родине утро!

Какие луга и леса,

Сверкает роса перламутром.

Родная земля…Эх! Краса!

Здесь пахнет полынью, травою,

Молодою зелёной листвой

Ах, родина, только с тобой

Я связан навек судьбой!

Родина, вот о чем каждый должен гражданин думать. Задумайте, а что для вас Родина…

Слайд №19

Исполнение песни «Весна России» музыка А. Ермолова, слова Гулевской .

Слайд №20,№21, №22, №23,№24, №25, №26, №27

Кроссворд: “Шопен” — по вертикали. (Вопросы для закрепления материала).

    Композитор-романтик XIX века, написавший музыку к песне “Вечерняя звезда”.

    Какой титул получил Шопен благодаря своей музыке?

    Любимый инструмент Шопена.

    О каком танце идет речь: “Торжественный бальный танец – шествие”?

    Музыка, какого характера занимала ведущее место в творчестве Ф. Шопена?

Слайд №28 Здесь в зале сам Шопен,

И сладок песен плен

И чутко ловит слух

Музыки длинный звук.

Рояль, как белый дух,

Мелодия плывет,

То радость в сердце льет,

То светится печалью.

Мелодия плывет…

И легкий вальс цветет –

То плачет, то смеется,

То к небу вознесется,

То эхом отзовется —

Любви воспоминанье

И гения дыханье.






Судьба Шопена тесно переплелась с судьбой Родины. Признанный лучшим пианистом Польши, композитор должен был отправиться с концертами в Европу. Он присел: «… нет у меня сил назначить день отъезда; мне представляется, что я уезжаю, чтобы умереть, - а как, должно быть, горько умирать на чужбине, не там, где жил».


В 1830 – 1831 г.г в Польше началось национально- освободительное восстание против власти Российской империи Шопен писал… Я проклинаю час своего отъезда… Я не могу поступать, как мне хочется… В гостиных притворяюсь спокойным, а вернувшись, бушую на фортепиано…






Глубокие думы о себе самом и своем несуществующем более Отечестве, свои радости и отчаяния, свои восторги и мечты, минуты счастья и гнетущей горести, солнечные сцены любви, лишь изредка прерываемые тихими и спокойными картинами природы, - вот где область и могучее царство Шопена, вот где совершаются им великие тайны искусства под именем сонат, прелюдий, мазурок, полонезов, скерцо, этюдов…», - писал В. Стасов.



«Раздел «Мир образов камерной и симфонической музыки». Тема урока «Могучее царство Шопена» (учитель Лискина Лариса Витальевна) Цель: Познакомить учащихся с творчеством Фредерика...»

Раздел «Мир образов камерной и симфонической музыки».

Тема урока «Могучее царство Шопена»

(учитель Лискина Лариса Витальевна)

Цель: Познакомить учащихся с творчеством Фредерика Шопена и осознание стилистических особенностей его музыки.

Задачи:

ПРЕДМЕТНЫЕ

Создать условия для целостного представления о жизни и творчестве Фредерика Шопена.

Развить умение определять музыкальные произведения на слух;

Владеть первоначальными певческими навыками.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные:

Формировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в качестве слушателя.

Познавательные:

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

Коммуникативные:

Использовать речь для регуляции своего действия, ставить вопросы.

ЛИЧНОСТНЫЕ

Развитие музыкально-учебной деятельности и реализации творческого потенциала в процессе коллективного исполнения.

Оборудование:

Видеоряд: фрагмент Вальса №7 Ф. Шопена в исполнении Д. Мацуева, Ноктюрн №20 Ф. Шопена отрывок из х/ф «Пианист» Романа Полански (2002г), песня Е. Ваенги «Шопен», отрывки из фильма «Гордость и предубеждение» Джо Райта (2005г);

Аудиозапись «Русский вальс» А. Пахмутовой;

Карточки для работы в паре;



Тексты песен;

Портрет Ф. Шопена.

Ход урока:

Организационный момент

(Нацелить внимание обучающихся на урок.)

Учитель: Добрый день, уважаемые ребята. Давайте посмотрим видео фрагмент.

(Просмотр видео: фрагмент Вальса №7 Ф Шопена в исполнении Д.Мацуева).

Учитель: Ещё звучит в моих ушах

Седьмого вальса лёгкий шаг,

Как вешний ветерок,

Как трепетанье птичьих крыл

Как мир, который я открыл

В сплетенье нотных строк…

Лев Озеров

II. Актуализация.

Учитель: Сегодня на уроке мы отправимся в удивительный мир великих гениев. Его называли «гением фортепиано», он был прекрасным пианистом, и все свои произведения создавал только для любимого инструмента. Он не написал ни одной оперы и ни одной симфонии, но его вальсы, мазурки, полонезы, ноктюрны не оставляют никого равнодушными.

О каком композиторе идёт речь?

Учащиеся: Фредерике Шопене (прикрепить портрет на доску)

Учитель: Как можно назвать всё, что творил этот великий гений, если он король своего фортепианного творчества?

Учащиеся: Царство.

Учитель: Синоним слов: мощный, значительный, величественный?

Учащиеся: Могучий

Учитель: А теперь сформулируем тему:

Учащиеся: «Могучее царство Ф. Шопена»

III. Сообщение темы.

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с творчеством великолепного польского композитора Фредерика Шопена.

В этом году 22 февраля исполнилось бы 206 лет со дня рождения этого великого гения фортепиано. Вот какие строки написал про композитора поэт Лев Озеров:

Учащиеся:

Скользит ли вальс, ликует ли мазурка,

Царит ли полонез, я тут как тут.

Гостиные Варшавы, Петербурга,

Парижа, Вены, Праги – мой маршрут.

И где б я ни был, как не волновался,

Какой бы жребий не избрал земной –

Царит ли полонез, скользит ли вальс

Ликует ли мазурка – ты со мной.

Со мною ты в движении степенном.

Мерцает музыка, светло, темно.

И это так задумано Шопеном,

Не всё ль равно вчера или давно.

IV. Постановка задач

Учитель: В каком веке жил великий гений Шопен?

Дети: 19 век.

Учитель: Шопен жил и занимался творчеством в 19 веке. Он прожил 39 лет. За свою короткую жизнь, он создал большое количество фортепьянных произведений, которые живут в наших сердцах по настоящее время. Его произведения живы, они нас радуют и производят на нас воодушевление, позитив, хорошее настроение.

Учитель: Примером послужил Вальс №7, прозвучавший в начале урока, в исполнении пианиста Дениса Мацуева. И в хореографическом репертуаре Шумиловской школы искусств есть танец «Вальс с веерами» под эту прекрасную мелодию.

Учитель: Шопен сочинял музыку, которая вызывает не только положительные эмоции, но и печальные и грустные.

А когда человека провожают в последний путь, звучат звуки знаменитого Шопеновского Траурного марша из сонаты №2.

Учитель: Давайте послушаем.

Учитель: Какие эмоции у вас вызвал этот Траурный марш Шопена?

Дети: Ответы детей.

Учитель: Всмотритесь в портрет этого человека. Как вы думаете, каким он был в жизни?

Дети: Добрым, у него задумчивый взгляд. Я думаю, что это был умный, тонкой души человек.

V. Работа по теме.

(просмотр слайдов под музыку Ноктюрна №1)

Учитель: Откройте интернет и найдите биографию Шопена. Что вы можете рассказать о творчестве Фредерика Шопена?

Дети: Творчество Ф. Шопена – это огромный мир необыкновенной красоты. Его дивная, чудная музыка, написанная великим композитором, и музыкантом. Искренность чувств – вот что главное!

Учитель: Нельзя не удивляться той глубине и мягкости, которой проникнуто лицо композитора. Он вышел из прекрасной дворянской семьи, получил образование в Варшаве. Зная культуру и обычаи народной Польши, глубоко чувствовал интонации мазуров, оберегов и полонезов, так часто радовавших его сердце в милой Шафарне – предместье Варшавы.

Учитель: Во сколько лет Шопен покинул Польшу?

Дети: ответы детей

Учитель: В 20лет композитору пришлось навсегда покинуть Польшу, после того, как народно – освободительное восстание, в котором он участвовал, потерпело поражение. Недолго прожил в Вене, после чего переехать в Париж. Во французской столице вокруг Шопена собрался кружок друзей и единомышленников, среди которых были его ближайший друг композитор Ф. Лист, художник Э. Делакруа, писатель О. Бальзак. Особенно близкие отношения сложились у Шопена с писательницей Авророй Дюдеван, известной под псевдонимом Жорж Санд. В течение восьми лет она была подругой композитора.

Учитель: Какое сильнее потрясение пережил Шопен в своей жизни?

Дети: ответы детей

Учитель: Конец жизни музыканта был омрачён болезнью лёгких, чахоткой, но причина смерти по предположению была в остановке сердца, композитор переживал из-за разрыва отношений с Жорж Санд.

Учитель: В какой стране умер Шопен?

Учитель: Он похоронен на кладбище Пер-Лашез. В завещании Шопен просил отвезти его сердце на родину, в Польшу, что и было исполнено. Сердце композитора перевезли в Варшаву и поместили в одну из колонн костёла Святого Креста под памятной доской с надписью:

«Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».

Учитель: Очень часто люди искусства, композиторы, музыканты, поэты, художники были вынуждены покидать свою Родину по разным причинам.

Но их творчество, всегда пронизано любовью к Родине, народными мотивами и их собственными переживаниями. Музыка помогала выживать в трудных жизненных ситуациях.

Учитель: Кто знаком с творчеством пианистом Владислава Шпильмана?

Дети: ответы детей

Учитель: Польский пианист Владислав Шпильман родился в Польше в 1911 году, в семье евреев. Окончил Университет имени Фредерика Шопена. После прихода нацистов к власти работал в Польше на варшавском радио, занимался сочинением симфонической музыки и музыки к фильмам. После того, как в 1939 году Германия оккупировала Польшу (23 сентября Шпильман сыграл свой последний концерт в живую на радио, после чего польское радио перестало работать) семья Шпильманов оказалась в варшавском гетто. Во время погрузки в поезд один из еврейских полицейских (он был знаком со Шпильманами) вытолкнул Владислава из толпы, отделив от семьи. Родителей, сестёр и брата он больше не увидел. Не выдержав, он скоро сбежал из гетто и скитался по знакомым по польскому Радио. Чудом несколько раз избегал смерти, чуть не умер от недоедания.

Учитель: Что можете добавить о творчестве В. Шпильмана?

Дети: ответы детей

Учитель: После окончания войны опять работал на радио. Написал мемуары, основанные на воспоминаниях о пережитом им во время войны. Они были изданы под названием «Гибель города». По этой книги был поставлен фильм в 2002 году режиссёра Романа Полански (еврея по происхождении, родившегося в Париже, выросшего в Польше) «Пианист» сыгравший главную роль Эдриен Броуди стал самым молодым обладателем «Оскара» за лучшую мужскую роль. Всего у фильма 3 «Оскара». В 1998 г. вышло переиздание мемуаров – «Пианист: необычайная история о выживании одного человека в Варшаве в 1939-1945 гг.». Издание переведено на 38 языков.

Музыка Фредерика Шопена Ноктюрн № 20 Отрывок из фильма «Пианист».

(просмотр отрыва из к/ф «Пианист»)

Учитель: Что объединяет Ф. Шопена и В. Шпильмана?

Учащиеся: Любовь к Родине.

Учитель: Музыка Шопена всегда разная. От лёгкого вальса и торжественного полонеза к задумчивому ноктюрну. Её часто используют в аранжировках и современные исполнители.

Учитель: Мелодия - точное повторение Вальса №7.

Учитель: Недаром Святослав Рихтер писал: «Мужественный, женственный, таинственный, дьяволический, непонятный, трагический Шопен». Но его любовь к Родине неизменна. А для нас Родина – это Россия.

VII. Работа над песнейРазучивание песни «Русский вальс»

VI. Рефлексия

Учитель: (Раздаются карточки для работ в паре)

РАБОТА В ПАРЕ

Кроссворд: “Шопен” - по вертикали. (Вопросы для закрепления материала).

Композитор-романтик XIX века, написавший музыку к песне “Вечерняя звезда”.

Какой титул получил Шопен благодаря своей музыке?

Любимый инструмент Шопена.

О каком танце идет речь: “Торжественный бальный танец – шествие”?

Музыка, какого характера занимала ведущее место в творчестве Ф. Шопена?

Здесь в зале сам Шопен,

И сладок песен плен

И чутко ловит слух

Музыки длинный звук.

Рояль, как белый дух,

Мелодия плывет,

То радость в сердце льет,

То светится печалью.

Мелодия плывет…

И легкий вальс цветет –

То плачет, то смеется,

То к небу вознесется,

То эхом отзовется -

Любви воспоминанье

САМООЦЕНКА

VII. Итог урока.

Учитель: Российская певица и композитор Елена Ваенга написала песню, которую назвала «Шопен» и использовала мелодию Ноктюрна №1 в аранжировке (просмотр видеоряда. Песня Е. Ваенги «Шопен», отрывки из фильма «Гордость и предубеждение» Джо Райта (2005г);).

Учитель:

Всем спасибо! До свидания!

Похожие работы:

«Сценарий внеклассного мероприятия "Моя Родина – моя гордость!" Подготовила учитель Крупенина Г.М.Основные цели и задачи:формировать у молодых граждан ДНР патриотическое самосознание, безграничную любовь к своей Родине, к своему народу;развивать у школьников стремление добросовестно выполнять граждан...»

«Этап урока, время Ход урока Деятельность учащихся Средства Формы работы Начало Орг.момент Good Morning, boys and girls! I am glad to see you at our lesson. You see some guests have come to us. Please, turn and greet them. Well, thank you. Sit down. I hope we’ll work as usually and you’ll do your best. By the way, how ar...»