Что есть в музее изобразительных искусств. Музей изобразительных искусств им


Им. Пушкина в Москве? Если вы еще ни разу там не были, то очень жаль, т.к. это одно из самых интересных мест столицы! Сегодня экспозиции Пушкинского музея стоят в одном ряду с коллекциями таких титанов всемирного культурного наследия, как Лувр или Эрмитаж.

Немного истории

А начиналось все в 1898 году, 17 августа. Музей изобразительных искусств им. Пушкина был заложен именно в тот далекий летний день. Он предназначался в первую очередь для распространения и популяризации знаний в области искусств среди широких слоев русской общественности, а так же для студентов, изучающих скульптуру. Нужно сказать, что над проектом музея работали самые образованные люди того времени. Деньги на строительство (большую их часть) пожертвовал русский известный меценат Ю.С. Нечаев-Мальцев. Проект самого здания разработал талантливый архитектор Р.И. Клейн. Перед тем как приступить к ответственному заданию, Клейн длительное время изучал музеи Египта и Греции, а также европейский опыт.

Когда строился Музей изобразительных искусств Пушкина, Клейну помогали инженеры Владимир Шухов и Иван Рерберг. Первый являлся автором оригинальных светопрозрачных перекрытий главного музейного здания, а второй был заместителем руководителя проекта. За строительство комплекса Клейну было присвоено высокое звание академика архитектуры.

Удивительный архитектурный стиль

Взгляните внимательно на Музей изобразительных искусств Пушкина, фото которого представлено ниже, и вы можете заметить, что он очень похож на древний храм (греческий) из времен античности, возвышающийся среди густых деревьев. Подобно античным культовым строениям, здание стоит на высоком каменном подиуме и окружено величественными ионическими колоннами.

Воспроизводит точные пропорции колонн портика на греческом Акрополе. Тем не менее, по архитектурному стилю Музей изобразительных искусств им. Пушкина близок к классицизму. Но это только снаружи. Зайдя внутрь, посетители попадают в просторные помещения, залитые светом, доступ которому обеспечивает стеклянный купол. Такой необычный потолок свидетельствует уже о неоклассицизме. Кстати, когда музей строился, электрическое освещение вообще не было предусмотрено в проекте. Считалось, что скульптурные композиции лучше всего лицезреть при естественном свете.

Коллекции

Интересен тот факт, что Музей изобразительных искусств Пушкина до Октябрьской революции, обрушившейся на Россию в 1917 году, являлся исключительно музеем скульптуры. Здесь были выставлены искусно выполненные копии античных мозаик и статуй. В ту пору подлинники были представлены только экспонатами из коллекций египтолога Голенищева.

А вот после Октябрьского переворота музейные экспозиции пополнились картинами, конфискованными из частных коллекций русской аристократии и национализированных большевиками. Так, к примеру, известные (Пикассо Пабло) и (голландца Ван Гога) попали в Пушкинский музей из собраний купца Морозова.

Сегодня Музей изобразительных искусств имени Пушкина с гордостью представляет своим посетителям богатейшую коллекцию французского импрессионизма и постимпрессионизма. Здесь мы можем насладиться полотнами Камиля Писарро, Арни Матисса, Огюста Ренуара, Пабло Пикассо, Поля Сезанна, Сислея, Эдгара Дега, Тулуз Лотрека, а еще неповторимого Ван Гога и других великих живописцев.

Также в Пушкинском музее можно посмотреть на итальянскую живопись 18-20 веков, японскую и британскую гравюру, копии шедевров античного искусства, включая огромную скульптуру Давида Микеланджело, и многое другое. Всего Музей изобразительных искусств им. Пушкина хранит 700 тыс. экспонатов, а за год его посещают почти полтора миллиона людей.

События и мероприятия, проводимые в стенах музея

По четвергам в вечернее время и по пятницам днем в музее для всех желающих проводятся интересные занятия под названием "Беседы об искусстве". Лекции посвящены всем основным разделам экспозиции, а также различным сезонным выставкам, регулярно проводящимся в этом культурном центре.

С 2012 года Пушкинский музей ежегодно принимает участие во всероссийской культурной акции "Ночь музеев". Также стали традицией изысканные музыкальные "Вечера Святослава Рихтера" - международный фестиваль музыки, проходящий под сводами ГМИИ каждый год в декабре.

Туристам на заметку

Если вы планируете посетить Музей изобразительных искусств имени Пушкина первый раз в жизни, не перепутайте его с другим московским музеем, носящем имя великого русского поэта, который расположен на Пречистенке. Главное здание ГМИИ находится на Волхонке в доме под номером 12.

Туристам необходимо знать, что в Пушкинском музее не разрешается курить, пользоваться сотовой связью (это моветон), прикасаться к музейным экспонатам, фотографировать со вспышкой, вносить в залы цветы, есть вне зоны кафе. Сумки и большие зонты следует оставлять в камере хранения.

Пушкинский музей (Москва, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

Предыдущая фотография Следующая фотография

По экспозициям Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина можно запросто изучать всю историю мирового искусства, начиная от древнейших времен и заканчивая современностью. В выставочных залах музея собрана богатейшая коллекция оригиналов и копий древних мумий, античных статуй, полотен Рубенса и Пикассо, конных статуй^ старинного оружия в натуральную величину и многого-многого другого.

Пушкинский музей искусств - это также популярная площадка для временных выставок, как российских, так и зарубежных. В 2012 г. музею исполнилось 100 лет, и по этому поводу он был капитально отреставрирован, так что самые разнообразные культурные мероприятия на своей территории принимает теперь еще более активно, чем раньше.

Экспозиция

  • Вторая по величине экспозиция зарубежного искусства в России, включая древние памятники, картины Рембрандта, Клода Моне, Дега, Ван Гога, Пикассо .
  • Уникальная коллекция гипсовых слепков с основных скульптурных памятников от античности до Возрождения.
  • Крупнейшая выставочная площадка, периодически предлагающая выставки мирового уровня.
  • Музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера » проходит в музее, объединяя музыкальные концерты с тематикой художественных выставок.
  • В окрестностях музея можно прогуляться по соседним улицам и полюбоваться архитектурными шедеврами в стиле русского модерна, посетить другие музеи.
  • Вся важная информация переведена на английский язык, есть аудиогиды, возможно попасть на экскурсию с гидом.

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина – одно из интереснейших мест столицы. Здесь можно увидеть первую по объему в Москве и вторую в России (после Эрмитажа) коллекцию зарубежного искусства. Однако Пушкинский музей — не только собрание памятников Древнего Египта или место, где можно увидеть подлинные картины классиков Рембрандта, Пуссена, Каналетто и знаменитых импрессионистов и постимпрессионистов Клода Моне, Дега, Ван Гога, Пикассо. Особенность этого музея — здесь представлены гипсовые слепки в натуральную величину со всех основных скульптурных памятников античности, Средних веков и Возрождения. Тем самым музей дает возможность разом получить наглядное представление о скульптурных шедеврах, оригиналы которых разбросаны по галереям разных стран. Жемчужиной этого направления музея является Итальянский дворик — точная копия дворика флорентийского дворца Барджелло. Кроме того, Пушкинский музей – одна из самых активных площадок города, на которой проводятся временные выставки мирового уровня. Среди недавних событий можно назвать, например, персональные выставки Пикассо, Тернера, Караваджо, Тициана и Рафаэля.

Перечислим разделы экспозиции Главного здания музея: Искусство Древнего Египта; Искусство Ближнего Востока (оригиналы и слепки-копии); Древняя Троя и раскопки Г. Шлимана («клад Приама»); Античное искусство (оригиналы и слепки-копии); Византийское искусство; Искусство Средних веков (слепки-копии); Искусство эпохи Возрождения (слепки-копии); Искусство Германии и Нидерландов XV ‒ XVI веков; искусство Фландрии и Голландии XVII века; XVII ‒ XVIII веков; искусство Франции XVII ‒ нач XIX вв.

В музее проводятся экскурсии, лекции, мастер-классы. Давнюю традицию имеет музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», придуманный в 1981 году пианистом вместе с многолетним директором музея Ириной Антоновой. Фестиваль объединяет тематику художественных выставок с музыкальными концертами. Филиалами Пушкинского музея являются расположенные рядом и Отдел личных коллекций.

Пушкинский музей расположен в самом сердце Москвы, между и храмом Христа Спасителя. В районе улицы Волхонки хорошо сохранилась историческая застройка XIX в. Отсюда расходятся две знаменитые московские улицы ‒ Остоженка и Пречистенка, на которых сохранилось много архитектурных шедевров в стиле русского модерна. В этом же районе расположены многочисленные художественные и литературные музеи.

История музея

История создания музея тесно связана с личностью (1847 ‒ 1913). Он был видным историком, филологом и искусствоведом, профессором Московского университета, имел высокий чин тайного советника. Изначально Цветаев собирал слепки для университетского Кабинета изящных искусств и древностей. Позже этот проект перерос в план организации учебного музея для студентов, изучающих архитектуру и скульптуру.

В 1896 г. были опубликованы условия Конкурса на разработку проекта для здания музея. В итоге был утвержден проект Р. Клейна. Работа по строительству здания велась с помощью известных инженеров И. Рерберга и В. Шухова. Изначально в музее не предполагалось электрическое освещение: свет должен был попадать в залы через потолок. Форма здания напоминает античный храм на подиуме с колоннадой. Ионическая колоннада здания музея имеет прототип ‒ знаменитый портик кариатид Эрехтейона в Афинах. Фриз за колоннадой фасада – копия фриза Парфенона, а на аттике высечен рельеф с изображением Олимпийских игр. Интерьеры залов декорированы в соответствии с тематикой разделов. Один из ярчайших и запоминающихся примеров этого решения – египетский зал, в оформлении которого использованы формы египетских колонн, а в росписях отражены мотивы древнеегипетской живописи.

В 1898 г. для организации музея был создан специальный «Комитет по устройству музея». Его председателем стал великий князь Сергей Александрович. Почти 80% бюджета внес Ю. Нечаев-Мальцов, крупный меценат и дипломат. В 1912 г. состоялось торжественное открытие Музея изящных искусств имени Александра III. На церемонии присутствовал император Николай II и Мария Федоровна (вдова императора Александра III).

В советское время коллекции музея значительно расширились, в том числе за счет национализации частных собраний, и музей вывели из частного ведения Московского университета. В годовщину столетия гибели великого русского поэта (1937 год) музею было присвоено имя . Специфический эпизод в истории музея произошел в 1949 ‒ 1953 годах, когда основную часть залов отвели под выставку подарков . Практически сразу после смерти вождя была восстановлена и открыта знакомая нам постоянная экспозиция.

К 100-летнему юбилею Пушкинского музея в 2012 г. была начата работа по созданию так называемого «Музейного городка»: комплекса зданий для расширения площади экспозиции и общего функционала. К 2019 г. проект планируется завершить. В настоящее время Основное здание и Галерея работают в обычном режиме, а в Отделе личных коллекций до завершения работ проводятся только временные выставки.

Коллекция музея

Коллекция Пушкинского музея насчитывает свыше 670 тысяч экспонатов, а выставочная площадь музея составляет 2600 кв.метров. В состав музея входят несколько корпусов. В Главном здании (ул. Волхонка, д. 12) хранятся коллекции слепков и оригинальных произведений искусства с древнейших времен до XVIII в. Новое искусство экспонируется в соседнем здании Галереи искусства стран Европы и Америки XIX – XX вв. (ул. Волхонка, д.14). С противоположной стороны от Главного здания находится Отдел личных коллекций (ул. Волхонка, д. 10) и Мусейон (Колымажный пер., д. 6, стр. 2) – уникальный музей, экспозиция в котором классифицирована не по привычному хронологическому порядку, а по коллекциям, в составе которых работы попали в музей. Личностям коллекционеров-собирателей здесь уделено особое внимание.

Центр эстетического воспитания «Мусейон» был открыт в 2006 г., здесь проходят занятия в детских группах, действует Клуб юных искусствоведов, проводятся выставки учеников Мусейона.

Как уже упоминалось, первым этапом в становлении музея стала коллекция слепков с шедевров скульптуры, которая помогала бы студентам в учебе. Для изготовления гипсовых копий использовались формы, сделанные с оригинальных памятников. Они соответствуют их реальному размеру, который очень сложно определить по фотографиям. Затем в фонды музея начали поступать от благотворителей или приобретаться отдельные коллекции оригинальных произведений искусства. Одной из первых стала коллекция В. Голенищева. Этот выдающийся ученый-востоковед собрал прекрасную коллекцию памятников Древнего Египта, которая была приобретена государством и передана в музей в 1909 ‒ 1911 гг. Экспонаты в ней датируются начиная с 4-го тысячелетия до н.э. до IV века до н.э. Среди них — настоящие археологические артефакты, например, бюст фараона Аменемхета III, созданный в XIX веке до н.э., и косметическая ложечка эпохи Нового царства.

Другим ранним поступлением является коллекция итальянской живописи XIII ‒ XIV вв., переданная в дар дипломатом М. Щекиным. После

(федеральный)

Госуда́рственный музе́й изобрази́тельных иску́сств и́мени А. С. Пу́шкина (сокращённо ГМИИ им. А. С. Пушкина , Пушкинский музей ) - один из крупнейших в России музеев зарубежного искусства. В его коллекции находится около 700 тысяч произведений разных эпох, начиная с периода древних цивилизаций и заканчивая началом XXI века. Памятник архитектуры конца XIX – начала XX века, музейный комплекс включает в себя 27 зданий и строений. Главные коллекции Музея представлены живописными полотнами французских импрессионистов из собраний московских купцов Сергея Ивановича Щукина и Ивана Абрамовича Морозова произведениями искусства Древнего Египта, а также шедеврами старых мастеров.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    ✪ Художники блокадного города

    ✪ Встреча Ирины Антоновой и Антона Белова. Как найти место для культуры внутри себя?

    ✪ Репортаж о музее видеокарт в Харькове (PCshop Group).mpg

    ✪ Кафедра логистики РХТУ

    Субтитры

История

Основателем Музея является профессор кафедры теории и истории искусства Иван Владимирович Цветаев , отец поэта и прозаика Марины Цветаевой .

В конце 1896 года им были разработаны условия конкурса на разработку архитектурного проекта Музея изящных искусств при Императорском Московском университете. Руководство постройкой было доверено архитектору Р. И. Клейну , который выработал окончательный проект здания, использовав при этом проект архитектора-самоучки П. С. Бойцова .

Проект Клейна основывался на классических античных храмах на высоком подиуме с ионической колоннадой по фасаду. Цветаев рассматривал здание Музея как учебный объект по истории архитектуры. В убранстве интерьеров должны были применяться элементы разных исторических эпох, в соответствии с представляемыми экспонатами.

Бо́льшую часть денег на строительство Музея пожертвовал русский меценат Юрий Степанович Нечаев-Мальцов .

Музей создавался на основе Кабинета (Музея) изящных искусств и древностей Московского университета, включавшего античные вазы, нумизматическую коллекцию, некоторое количество слепков с античных скульптур и небольшую специальную библиотеку. С приходом к заведованию Кабинетом И.В. Цветаева в 1889–1890 годах началось его планомерное развитие, в особенности скульптурного раздела и библиотеки. Слепки и другие копии заказывались Цветаевым в зарубежных мастерских по формам, снятым непосредственно с оригиналов; в ряде случаев они делались впервые. В 1909–1911 годах Музей приобрел уникальную коллекцию оригинальных предметов древнеегипетского искусства и культуры (свыше 6 тысяч), собранную русским ученым-востоковедом Владимиром Семёновичем Голенищевым .

Музей изящных искусств имени императора Александра III был открыт в торжественной обстановке 31 мая (13 июня) 1912 года. С ноября 1923 года Музей был выведен из подчинения университету, в 1932 году был вновь переименован и получил название Государственного музея изобразительных искусств. В 1937 году ему присвоено имя А.С. Пушкина. Во время Великой Отечественной войны бóльшая часть музейных фондов была эвакуирована в Новосибирск и Соликамск. С 1944 года началось восстановление здания ГМИИ, пострадавшего во время войны от бомбардировок, и подготовка к развертыванию экспозиции. Бомбёжкой была разбита часть стёкол металло-стеклянных перекрытий, и в течение трёх лет музей стоял под открытым небом. В верхней части западного фасада Музея остались выбоины от осколков немецких бомб. В этот период, с февраля 1944 и по 1949, директором музея был С. Д. Меркуров . Послевоенное открытие экспозиции состоялось 3 октября 1946 года .

В 1948 году Музею передали около 300 живописных и свыше 80 скульптурных произведений западноевропейских и американских мастеров второй половины XIX – первой трети ХХ века из собраний И.А. Морозова и С.И. Щукина.

В период 1949–1953 годов помещения Музея были отданы под «Выставку подарков И.В. Сталину от народов СССР и зарубежных стран». После смерти Сталина профильная деятельность ГМИИ была восстановлена и расширена.

В 1985 году по инициативе советского коллекционера доктора искусствоведения Ильи Самойловича Зильберштейна и директора Музея Ирины Александровны Антоновой был создан Отдел личных коллекций. В августе 2005 года была открыта Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков . В 1996 году в Москве был организован Учебный художественный музей имени И.В. Цветаева – отдел ГМИИ, размещенный в здании Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) и открытый 30 мая 1997 года (ул. Чаянова, 15). Его экспозицию составляют гипсовые слепки прежнего, университетского музея, которые не вошли в основную экспозицию ГМИИ.

С 1981 года по предложению и при активном участии Святослава Теофиловича Рихтера (1915–1997) Музей начал проводить в своих стенах международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера». С 1999 года, по завещанию музыканта, в состав музея включена его квартира, превращенная в мемориальную (Москва, ул. Большая Бронная, 2/6, кв. 58). В 2006 году при ГМИИ открыт Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон» (Колымажный пер., 6, стр. 2, 3).

31 мая 2012 года состоялся юбилей ГМИИ им. А.С. Пушкина – 100 лет. К юбилею была выпущена серия юбилейных медалей и почтовая марка. В день юбилея, 31 мая 2012 года на «Первом канале » состоялась премьера двухсерийного фильма Леонида Парфёнова «Глаз Божий », посвящённого столетней истории музея .

В ГМИИ им. А.С. Пушкина проводятся крупнейшие в России выставки зарубежного искусства. В 1955 году в Музее прошла выставка «Шедевры Дрезденской картинной галереи», которую посетило 1,2 млн человек. В 1974 году выставка одного портрета – «Джоконды» Леонардо да Винчи, на просмотр которого посетителю отводилось всего 9 секунд, собрала 311 тысяч человек. В 1982 году в рамках выставки «Москва – Париж. 1900–1930» в Музее был впервые показан русский авангард. Выставка была признана одной из самых новаторских и масштабных в истории XX века, ее посетило 655 тысяч человек.

С сентября по декабрь 2016 года в Музее проходила выставка «Рафаэль. Поэзия образа. Произведения из галереи Уффици и других собраний Италии», количество посетителей которой превысило 200 тысяч человек.

В настоящее время руководство ГМИИ им. А.С. Пушкина совместно с Правительством Москвы работает над созданием Музейного городка – архитектурного комплекса музейных зданий и территорий, прилегающих к ним. После завершения проекта реконструкции на территории Музейного городка будут работать девять самостоятельных музеев, объединенных в музейное пространство.

Коллекция

В настоящее время фонды ГМИИ им. А.С. Пушкина насчитывают около 700 тысяч произведений живописи и скульптуры, графики, прикладного искусства, художественной фотографии, а также памятники археологии и нумизматики. В фонде Отдела рукописей хранятся документы по истории Музея, научное и эпистолярное наследие его основателя Ивана Владимировича Цветаева , других музейных деятелей, крупных искусствоведов и художников, архивы некоторых музеев, чьи коллекции пополнили фонды ГМИИ. В структуру Музея входят научно-реставрационные мастерские и Научная библиотека.

Живопись

Наиболее ранние памятники коллекции представляют произведения византийского искусства – мозаики и иконы. Ранний этап развития западноевропейской живописи отражен относительно небольшой, но весьма яркой коллекцией произведений итальянских примитивов. Зал раннего итальянского искусства был открыт 10 октября 1924 года, однако первые живописные подлинники были переданы в дар тогда еще Музею изящных искусств имени императора Александра III русским консулом в Триесте Михаилом Сергеевичем Щекиным в 1910 году. Систематические поступления картин из московских и петербургских собраний, государственных и частных, начались после 1924 года. Так, в фонды Музея были переданы работы западноевропейских художников, хранившиеся в Румянцевском музее ; а также частные собрания Сергея Михайловича Третьякова , князей Юсуповых , графов Шуваловых, Генриха Афанасьевича Брокара, Дмитрия Ивановича Щукина и других российских коллекционеров. Особое значение имели поступления из Государственного Эрмитажа. Однако окончательно состав картинной галереи ГМИИ определился лишь в 1948 году, когда ее собрание пополнили произведения французских художников второй половины XIX – начала XX века из фонда Государственного музея нового западного искусства (ГМНЗИ).

Графика

Отдел гравюры и рисунка был образован в 1924 году, когда в музей поступили фонды Гравюрного кабинета Московского Публичного и Румянцевского музея (сокращенно – Румянцевский музей. Началом коллекций Гравюрного кабинета послужила в 1861 году передача императором Александром II ценного дара: Московский Публичный и Румянцевский музей получил тогда из Эрмитажа более 20 тысяч эстампов. Впоследствии в состав кабинета вошел ряд значительных частных собраний: Дмитрия Александровича Ровинского (1824–1895) (русская гравюра), Николая Семёновича Мосолова (1846–1914) (офорты Рембрандта, рисунки голландских мастеров XVII века), Сергея Николаевича Китаева (1864–1927) (японская гравюра). В советское время фонды Отдела продолжали пополняться за счет даров, приобретений, передач из других музеев (Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург; Государственного исторического музея, Москва; Государственного музея нового западного искусства, Москва). В результате Отдел гравюры и рисунка ГМИИ представляет собой солидное хранение произведений графического искусства, насчитывающее около 400 тысяч гравюр, рисунков, книг с гравюрами, плакатов, работ прикладной графики и экслибрисов, созданных мастерами Западной Европы, Америки, России, стран Востока, за период, начиная от XV века до наших дней. Среди них работы выдающихся художников – Дюрера, Рембрандта, Рубенса, Ренуара, Пикассо, Матисса, Брюллова, Иванова, Фаворского, Дейнеки, Утамаро, Хокусая, Хиросиге.

Скульптура

Коллекция западноевропейской скульптуры насчитывает более 600 памятников. За годы существования Музея сформировалось собрание, которое в настоящий момент включает в себя произведения VI–XXI столетий.

Первыми памятниками, подаренными в Музей изящных искусств, были скульптуры из коллекций М.С. Щекина. В первые послереволюционные годы сюда поступали скульптуры из национализированных собраний. В 1924 году в Музее было открыто несколько живописных залов, в которых первые оригинальные произведения заняли свое достойное место. Планомерное комплектование фонда скульптурных подлинников стало возможным после 1924 года, когда Музей вышел из подчинения Московского университета и начал существовать уже как самостоятельный музей западноевропейского искусства в Москве. Был организован специальный Отдел скульптуры, куда поступили произведения из расформированного Румянцевского музея, музея бывшего Строгановского училища, Музея мебели, из ряда частных собраний (Дмитрия Ивановича Щукина, Ильи Семёновича Остроухова, Осипа Эммануиловича Браза). В результате этих пополнений коллекция обогатилась образцами полихромной деревянной скульптуры XV–XVI веков, произведениями бронзовой пластики XVI–XVII столетий, работами французских мастеров XVIII века – Лемуана, Каффиери, Гудона, Клодиона. После закрытия в 1948 году Музея нового западного искусства (ГМНЗИ), оттуда в ГМИИ поступило свыше 60 скульптур – произведения Родена, Майоля, Бурделя, Цадкина, Архипенко и других. Раздел современной скульптуры создан главным образом благодаря дарам самих авторов.

Собрание произведений декоративного искусства Отдела старых мастеров

Собрание произведений декоративного искусства стран Европы насчитывает около 2 тысяч памятников, самые ранние из которых относятся к эпохе Средневековья. Его состав отличается большим разнообразием. Здесь представлены художественные изделия из дерева и кости, цветных и драгоценных металлов, камня, тканей, керамики и стекла. Особый интерес представляют раздел керамики, включающий все ее основные разновидности, а также коллекция мебели.

Нумизматика

Сегодня фонды Отдела нумизматики ГМИИ им. А.С. Пушкина – это коллекция, превышающая 200 тысяч предметов и 3 тысячи томов специальной библиотеки.

Ее формирование началось еще в Императорском Московском университете. В 1888 году это собрание было разделено и стало основой крупнейших нумизматических собраний Москвы – Исторического музея и Музея изящных искусств имени императора Александра III.

С 1912 года предметы античной и западноевропейской нумизматики университетского собрания вошли в состав коллекции Отдела скульптуры Музея изящных искусств и хранились, в основном, упакованными. К июню 1925 года отдельные шкафы с монетами, медалями и слепками, рассеянные по Музею, усилиями хранителей были сгруппированы и оформлены как Нумизматический кабинет, расположенный на хорах Белого зала. С 1945 года Нумизматический кабинет Музея был выделен в самостоятельный отдел.

В настоящее время собрание Отдела нумизматики ГМИИ им. А.С. Пушкина включает в свой состав самые разные предметы: монеты, медали, ордена, печати, бумажные денежные знаки, геммы, слепки и другие.

Археология

Музей изящных искусств был задуман, прежде всего, как музей классического искусства – памятники Античности были ядром и главной составляющей его коллекций, Отдел Античности – одним из трех научных отделов, трех его столпов. Специалистами в области Античности были и первые его руководители – не только основатель и директор, Иван Владимирович Цветаев (1847–1913), но и ближайшие сподвижники ученого, Владимир Константинович Мальмберг (1860–1921) и Николай Арсеньевич Щербаков (1884–1933).

В настоящее время античная коллекция ГМИИ насчитывает более 37 тысяч экспонатов, включая многочисленные фрагменты древних памятников. Ее художественную ценность составляют: около сотни архитектурных фрагментов, свыше 300 произведений античной скульптуры; около 2,5 тысяч расписных ваз – кипрских, древнегреческих и южноиталийских; около 2,3 тысяч терракот; свыше 1,3 тысяч бронз; около 1,2 тысяч экспонатов прикладного искусства (главным образом стекла); свыше 100 резных камней; около 30 фрагментов стенных росписей; две мозаики.

Египет

Большинство представленных в зале № 1 предметов экспонируется с 1912 года, времени открытия Музея, и происходит из собрания Владимира Семёновича Голенищева (1856–1947), одной из лучших в мире частных коллекций древнеегипетского искусства, приобретенной Музеем в 1909 году. Эта коллекция (около 8 тысяч предметов) стала первым и значительным собранием подлинников Музея изящных искусств.

В 1913 году Музей приобрел коллекцию памятников, в том числе плиту с изображением сцены оплакивания покойного, известную в литературе под названием «Плакальщики». Несколько поистине драгоценных даров сделал Музею Юрий Степанович Нечаев-Мальцов (1834–1913) – превосходные фаюмские портреты и золотая диадема, бронзовая статуя идущего Харпократа. После Великой Октябрьской социалистической революции египетское собрание Музея пополнилось экспонатами, переданными из разных музеев и частных коллекций. Кроме этого, и ученые, чья деятельность была неразрывно связана с музеем – Борис Владимирович Фармаковский (1870–1928), Тамара Николаевна Бороздина-Козьмина (1883–1958), Александр Васильевич Живаго (1860–1940) – передали в Отдел Древнего Востока принадлежащие им египетские памятники. Значительно обогатилось собрание Музея после приобретения в 1940 году у художника и искусствоведа Николая Адриановича Прахова (1873–1957) коллекции, насчитывающей 217 экспонатов и принадлежащей его отцу, известному российскому историку искусств, филологу, археологу и художественному критику Адриану Викторовичу Прахову (1846–1916). А.В. Прахов неоднократно бывал в Египте, изучая древние памятники.

В дальнейшем число произведений искусства в фонде искусства Древнего Востока пополнялось за счет дарений, археологических раскопок, периодических закупок.

Древние цивилизации

Начало музейному собранию подлинных памятников искусства Передней Азии положила коллекция известного русского востоковеда, египтолога Владимира Семёновича Голенищева. В ней насчитывалось свыше 300 клинописных табличек и более 200 произведений глиптики. Первые таблички попали в Музей в 1911 году, за год до его официального открытия. Среднеазиатская часть коллекции Отдела Древнего Востока представлена приобретенными Музеем в середине 1990-х годов глиняными статуэтками конца I тысячелетия до н.э. и начала нашей эры (фрагменты женских и мужской статуэток), происходящими с территории Маргианы (современный Юго-Восточный Туркменистан), свидетельствующими как о самобытности местного искусства, так и о влиянии античных и более древних восточных традиций.

Античность

Античное собрание ГМИИ им. А.С. Пушкина включает в себя значительное количество подлинных памятников – более тысячи сосудов, мелкую пластику, произведения скульптуры. Первые образцы поступили из Кабинета изящных искусств и древностей при Московском университете. Прекрасные памятники древнегреческой расписной керамики были переданы в 1920-е годы из Исторического музея, Музея керамики, Третьяковской галереи, Румянцевского музея. Регулярным источником пополнения коллекции древностей являются многолетние археологические экспедиции таких античных центров, как крымские Пантикапей и Неаполь Скифский, а также Фанагория на Таманском полуострове.

Цветаевская коллекция слепков

Собрание слепков и копий, типичное для музеев Европы XIX века, по своей сохранности и систематичности является уникальной для XXI века коллекцией, состав которой вначале определялся состоянием и интересами искусствоведческой науки конца XIX столетия.

Сегодня собрание слепков экспонируется в историческом здании, лишь в третьей части залов, отведенных для них Цветаевым. Но большая часть этой коллекции осталась доступной для публики – около 1 тысячи экспонатов демонстрируется в Учебном музее имени И.В. Цветаева.

Из 22 экспозиционных залов Музея, задуманного и созданного Иваном Владимировичем, около половины было отведено пластическому искусству Античности. Список памятников для воспроизведения был подготовлен при участии знаменитого антиковеда профессора В.К. Мальмберга. Продуманный подбор слепков с крито-микенских, древнегреческих и древнеримских скульптур дополнялся гальванокопиями, исполненными в абсолютно новой на тот момент технологии, позволяющей точно воспроизводить ювелирные изделия, произведения мелкой пластики и оружейного искусства. Вместе – слепки и гальванокопии создали яркую и полную картину развития античного искусства.

Вторая часть собрания слепков и копий демонстрирует главные моменты развития западноевропейского искусства со времен раннего христианства до эпохи Возрождения. Особенно полно в экспозиции представлено творчество Микеланджело. Скульптуру дополняют копии архитектурных конструкций и деталей. Не только экспонаты, но и залы, в оформлении которых использовались приемы исторической реконструкции архитектурных форм, подчинялись единой образовательной задаче.

Столь же последовательно И.В. Цветаев желал представить и пластическое искусство Нового времени, закончив музейное собрание экспозицией слепков с современной скульптуры, где центральное место уделялось бы пластике Огюста Родена. К сожалению, последней части его замысла не суждено было воплотиться из-за нехватки средств в связи с произошедшим при строительстве пожаром.

Ряд слепков и копий в собрании Музея – это единственное достоверное повторение памятников, утраченных во время Первой и Второй мировых войн..

Название

  • 1912-1917 - Музей изящных искусств им. Императора Александра III при Московском университете
  • 1917-1923 - Музей изящных искусств при Московском университете
  • 1923-1932 - Государственный музей изящных искусств
  • 1932-1937 - Государственный музей изобразительных искусств
  • 1937 - настоящее время - Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

Список директоров

Управление музеем

  • Президент – Ирина Александровна Антонова
  • Директор – Марина Девовна Лошак
  • Заместитель директора по учету и хранению фондов – Потапова Татьяна Владимировна
  • Заместитель директора по научной работе – Баканова Ирина Викторовна
  • Заместитель директора по экономике – Салина Мария Викторовна
  • Заместитель директора по капитальному строительству – Погребинский Игорь Августович
  • Заместитель директора по информационным технологиям – Определёнов Владимир Викторович
  • Главный инженер – Сергеев Владимир Алексеевич

Список действующих зданий

Иллюстрация

Название

Адрес

Описание

Главное здание ГМИИ им. А.С. Пушкина ул. Волхонка, 12 Строительство – 1898–1912. Архитектор Р.И. Клейн . Инженер И.И.  Рерберг

Галерея  искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ул. Волхонка, 14 Левый флигель бывшей усадьбы князей Голицыных (середина XVIII века).

В 1890–1892 годах перестроен архитектором В.П.  Загорским , реконструирован под нужды музея в 1986–1988 годах.

Отдел  личных коллекций ул. Волхонка, 10 Памятник истории и архитектуры XVIII–XIX веков «Жилой дом с лавками» (дом Шуваловой). Реконструирован под нужды музея в 1990–2005 годах.

Центр эстетического воспитания «Мусейон» Колымажный пер., 6, стр. 2 Бывшая усадьба конца XVIII – начала XX века. Здание реставрировалось и переоборудовалось с конца 1990-х по 2006 год.

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева ул. Чаянова, 15 Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева создан в 1997 году. Находится в здании РГГУ. В семи залах музея представлено 750 слепков и копий.

Мемориальная квартира Святослава Рихтера Москва, ул. Большая Бронная, 2/6, кв. 58 (16-й этаж) Передана музею в 1999 году.

Музейный городок

С 2014 года началась реализация концепции развития ГМИИ им. А.С. Пушкина и превращения его в музейный квартал в районе улицы Волхонка, Колымажного, Большого и Малого Знаменских переулков. Идея создания Музейного городка на Волхонке принадлежит Ивану Владимировичу Цветаеву, создателю и первому директору Музея изящных искусств, историку, филологу и искусствоведу. Проекты расширения Музея стали появляться сразу же после его открытия.