Выдающиеся женщины – композиторы. От Буланже до Пахмутовой


- … Википедия

Поцелуй женщины паука Kiss Of The Spider Woman … Википедия

Азия - (Asia) Описание Азии, страны, государства Азии, история и народы Азии Информация об азиатских государствах, история и народы Азии, города и география Азии Содержание А́зия — самая большая часть света, образует вместе с материк Евразию … Энциклопедия инвестора

Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально идеологической направленностью, общностью… …

- (France) Французская Республика (République Française). I. Общие сведения Ф. государство в Западной Европе. На С. территория Ф. омывается Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш, на З. Бискайским заливом… … Большая советская энциклопедия

В Википедии есть статьи о других людях с именем Земфира (значения). В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Рамазанов. Земфира … Википедия

- (Узбекистон Совет Социалистик Республикаси) Узбекистан. I. Общие сведения Узбекская ССР образована 27 октября 1924. Расположена в центральной и северной частях Средней Азии. Граничит на С. и С. З. с Казахской ССР, на Ю.… … Большая советская энциклопедия

Драма или комедия, положенная на музыку. Драматические тексты в опере поются; пение и сценическое действие почти всегда сопровождаются инструментальным (обычно оркестровым) аккомпанементом. Для многих опер характерно также наличие оркестровых… … Энциклопедия Кольера

Список энциклопедически значимых персон, которые являются или были вегетарианцами. Содержание 1 Известные вегетарианцы 2 Вымышленные персонажи вегетарианцы … Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Шуман. Роберт Шуман Robert Schumann Портрет Роберта Шумана, рисунок Адольфа фон Менцеля 1850 года Основная информац … Википедия

Книги

  • Охотница за скальпами. Смертельные враги. , Эмилио Сальгари.. 384 стр. Эмилио Сальгари один из наиболее известных итальянских писателей, перу которого принадлежат более двухсот приключенческих рассказов и романов. Многие из книг писателя вошли в…

Композиция, как и многие другие творческие профессии, традиционно считается привилегией «сильной половины человечества». Однако во все времена находились одаренные музыканты-женщины, которые с таким положением дел никак не были согласны. Они смело отстаивали свое право на творчество и часто добивались больших успехов на композиторском поприще.

Одной из наиболее известных женщин-композиторов, вероятно, является Клара Шуман (1819-1896), урожденная Вик - жена Роберта Шумана. Клара с детства демонстрировала незаурядные способности в игре на фортепиано и сочинительстве. Ее профессиональному росту способствовал отец - талантливый педагог, лично занимавшийся с девочкой-вундеркиндом. С Шуманом Клара познакомилась, когда тот также начал брать фортепианные уроки у ее отца. Фридрих Вик препятствовал браку дочери с «ненадежным» в финансовом отношении композитором, и только через суд Шуману удалось добиться разрешения обвенчаться. После того, как Клара стала супругой Шумана, она начала уделять больше внимания композиции. Из-под ее пера выходит множество фортепианных и иных пьес, в которых ощущается влияние Шумана и других композиторов-романтиков - Мендельсона, Шопена. В концерте прозвучит одно произведение Клары Шуман - Романс для скрипки и фортепиано ля мажор op. 23.

Лили Буланже (1893-1918), младшая сестра Нади Буланже, прославленной пианистки и педагога, прожила совсем немного - двадцать четыре года. Сестры Буланже росли в музыкальной семье: их отец преподавал вокал в Парижской консерватории, а мать, русская княгиня Раиса Мышецкая, была певицей. Музыкальная одаренность Лили обнаружилась очень рано: играть по нотам она научилась быстрее, чем читать. В 1913 г. Лили оканчивает Парижскую консерваторию, и в том же году ей присуждают Римскую премию за кантату «Фауст и Елена». Так Лили Буланже стала первой женщиной-композитором, получившей эту престижную награду (до нее обладателями премии были такие авторы, как Берлиоз, Гуно, Массне, Дебюсси). Лили была разносторонним композитором: писала инструментальную, вокальную, хоровую, духовную музыку. В концерте будет исполнен ее Ноктюрн для виолончели и фортепиано - светлое и тонкое произведение с легким восточным «оттенком».

В программу вошло сочинение еще одного французского композитора - Луизы Фарранк (1804-1875). Ее биография связана со многими известными фигурами мира музыки того времени: наставниками Фарранк были Антонин Рейха, Игнац Мошелес, Иоганн Гуммель. Луизе хорошо удавалась крупная форма: она написала, ни много ни мало, три симфонии. Ее музыку ценили Шуман, Берлиоз, Шопен, Лист. Помимо своей композиторской и педагогической деятельности (Фарранк преподавала в Парижской консерватории), она выступала и как музыкальный просветитель, составив многотомную антологию фортепианной музыки. В концерте прозвучат две части из камерного сочинения Фарранк - Трио для флейты, скрипки и виолончели.

Эми Бич (1867-1944) - представительница североамериканского континента. Она родилась в сельской местности возле Нью-Гемпшира; композиции, гармонии и контрапункту училась в Бостоне. Большую часть своей жизни провела в США, совершив, однако, четырехгодичную поездку по Европе, во время которой исполняла, в том числе, собственные произведения. В программу вошли сразу два сочинения Эми Бич - Романс для скрипки и фортепиано ля мажор, ор. 23 и Квинтет для фортепиано и струнного квартета фа-диез минор, ор. 67. Обе пьесы принадлежат к романтическому направлению, при этом в них несомненно ощущается и «пульс» XX века.

Хорватский аристократический род представляет Дора Пеячевич (1885-1923), дочь бана Хорватии Теодора Пеячевича. На родине ее очень ценят: Симфония фа-диез минор, принадлежащая перу Доры Пеячевич, считается первой современной симфонией в хорватской музыке. Она написала достаточно много (пятьдесят восемь) произведений в различных жанрах, в том числе камерном, с которым слушателей познакомит Фортепианный квартет ре минор.

Среди почтенных имен композиторов прошлого и позапрошлого столетий особенно приятно увидеть имя нашей современницы и соотечественницы - Софии Асгатовны Губайдулиной. Не так давно в Москве широко отмечался ее 85-летний юбилей. Композитор уже много лет живет в Германии и продолжает сочинять и общаться с исполнителями ее музыки. Огромен список наград и почетных титулов, полученных Софией Асгатовной в самых разных странах мира (Японии, Германии, США, Италии, Дании и, конечно же, России). Музыка Губайдулиной отличается филигранной техникой, завораживающим сочетанием интуитивности и строгого расчета, чувственной тембровой окраской. Сочинение Allegro rustico, которое прозвучит в концерте, не совсем типично для нее. Оно представляет собой шуточную пьесу, название которой можно расшифровать как «Allegro в деревенском стиле». Несмотря на подчеркнутую ритмическую лапидарность, преднамеренную угловатость мелодии, эта пьеса обладает почти магическим обаянием, заставляя слушателя следить за ходом музыкальных мыслей с первой и до последней ноты.

В концерте примут участие Владлен Ованесьянц (скрипка), Роман Янчишин (скрипка), Дмитрий Усов (альт), Борис Лифановский (виолончель), Станислав Ярошевский (флейта), Анна Гришина (фортепиано).

Оксана Усова

В ероника Дударова, София Губайдулина, Елена Образцова — имена, известные не только в России, но и за ее пределами. Вспоминаем великих женщин-музыкантов ХХ века.

Вероника Дударова

Вероника Дударова. Фотография: classicalmusicnews.ru


Вероника Дударова. Фотография: south-ossetia.info

Вероника Дударова родилась в Баку в 1916 году. В 1938 году она окончила фортепианное отделение музыкального училища при Ленинградской консерватории и приняла необычное для того времени решение — стать дирижером. В СССР тогда еще не было женщин, решившихся выйти к симфоническому оркестру. Вероника Дударова стала ученицей двух мэтров — Лео Гинзбурга и Николая Аносова.

Дебютировала она в качестве дирижера в Центральном детском театре в 1944 году. Затем работала в оперной студии Московской консерватории.

В 1947 году Вероника Дударова стала дирижером Московского государственного симфонического оркестра, а в 1960 году заняла пост главного дирижера и художественного руководителя этого коллектива. В репертуар Дударовой постепенно вошел огромный объем сочинений — от Баха и Моцарта до Альфреда Шнитке, Микаэла Таривердиева, Софии Губайдулиной.

В интервью она не раз говорила о кровавых репетициях, о том, что порой приходится «сурово добиваться результата». В 1991 году Дударова организовала и возглавила Государственный симфонический оркестр России. Ее имя занесено в Книгу рекордов Гиннесса: она стала первой в мире женщиной, проработавшей с симфоническими оркестрами более 50 лет.

Фестиваль, посвященный Веронике Дударовой:


София Губайдулина


София Губайдулина. Фотография: remusik.org


София Губайдулина. Фотография: tatarstan-symphony.com

Композитор София (Сания) Губайдулина родилась в 1931 году в Чистополе. Ее отец был геодезистом, мать — учительницей младших классов. Вскоре после рождения дочери семья переехала в Казань. В 1935 году София Губайдулина начала заниматься музыкой. В 1949-м она стала студенткой фортепианного факультета Казанской консерватории. Позже пианистка решила писать музыку сама и поступила на композиторский факультет Московской консерватории — сначала в класс Юрия Шапорина, затем Николая Пейко, а потом в аспирантуру под руководством Виссариона Шебалина.

Коллеги Софии Губайдулиной отмечали, что уже в первых сочинениях она обращалась к религиозным образам. Это особенно заметно в партитурах 1970-80-х годов: «De profundis» для баяна, концерт для скрипки «Offertorium» («Жертвоприношение»), «Семь слов» для виолончели, баяна и струнных. Проявлялось это и в поздних сочинениях — «Страсти по Иоанну», «Пасха по Иоанну», «Простая молитва».

«Моей целью всегда было услышать звучание мира, звучание своей собственной души и изучить их столкновение, контраст или, наоборот, сходство. И чем дольше я иду, тем яснее мне становится, что я все это время занимаюсь поисками того звучания, которое соответствовало бы правде моей жизни».

София Губайдулина

В конце 1980-х годов София Губайдулина стала всемирно известным композитором. С 1991 года она живет в Германии, но часто приезжает в Россию. Сегодня в разных странах проводятся посвященные ей фестивали, с ней сотрудничают лучшие музыкальные коллективы и солисты.

Документальный фильм о Софии Губайдулиной:


Елена Образцова



Елена Образцова. Фотография: classicalmusicnews.ru

Елена Образцова родилась в 1939 году в Ленинграде. Когда наступило время поступать в университет, девушка выбрала вокальный факультет Ленинградской консерватории, хотя ее отец настаивал на том, чтобы дочь занималась радиотехникой. В 1962 году студентка Образцова стала победителем Всесоюзного конкурса вокалистов имени Глинки. Вскоре молодая певица дебютировала в Большом театре — ее первой партией стала Марина Мнишек в «Борисе Годунове» Модеста Мусоргского.

В русский репертуар певицы вошли также Марфа из оперы «Хованщина» Мусоргского, Любаша из «Царской невесты» Николая Римского-Корсакова, Элен Безухова из «Войны и мира» Сергея Прокофьева. Партию Графини в «Пиковой даме» Петра Чайковского Елена Образцова исполняла на протяжении всей музыкальной карьеры. Певица говорила: «Я могу ее до ста лет петь, пока звучит голос. И она обрастает и обрастает новыми красками» .

Одной из самых известных ролей из зарубежного репертуара Образцовой стала Кармен в опере Бизе. Не только советские, но и испанские слушатели признавали ее лучшей исполнительницей этой партии.
Партнерами Образцовой были Пласидо Доминго, Лучано Паваротти, Мирелла Френи. Важным событием в жизни певицы стала встреча с композитором Георгием Свиридовым: он посвятил ей несколько вокальных сочинений.

Программа «Линия жизни» с Еленой Образцовой:

Элисо Вирсаладзе


Элисо Вирсаладзе. Фотография: archive.li


Элисо Вирсаладзе. Фотография: riavrn.ru

Элисо Вирсаладзе родилась в Тбилиси в 1942 году. Ее педагогом в школе и консерватории была бабушка — известная грузинская пианистка Анастасия Вирсаладзе. В 1962 году Элисо получила третью премию на II Международном конкурсе имени Чайковского. В 1966 году, после окончания Тбилисской консерватории, она поступила в аспирантуру Московской консерватории в класс Якова Зака.

С 1967 года Элисо Вирсаладзе преподавала в Московской консерватории. Среди выпускников ее класса — лауреаты международных конкурсов Борис Березовский, Алексей Володин, Дмитрий Каприн.

В репертуаре пианистки особое место занимают сочинения Вольфганга Амадея Моцарта, Людвига ван Бетховена, Роберта Шумана, Чайковского, Прокофьева. Она часто выступает в ансамбле с виолончелисткой Наталией Гутман.

«Это артистка большого масштаба, может, самая сильная сейчас пианистка-женщина» , — так говорил о Вирсаладзе Святослав Рихтер.

Сегодня Элисо Вирсаладзе много выступает с сольными и камерными программами, часто играет с оркестрами. О концертах она говорит как о таинстве: «Выходишь на сцену и принадлежишь композитору, которого исполняешь, и залу, для которого играешь» .

Программа «Собрание исполнений» и концерт Элисо Вирсаладзе:


Наталия Гутман



Наталия Гутман. Фотография: classicalmusicnews.ru

Родилась будущая виолончелистка в Казани в 1942 году, первые уроки игры на виолончели получила у своего отчима — Романа Сапожникова. Затем она занималась в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории. В 1964 году Наталия окончила Московскую консерваторию по классу Галины Козолуповой, а в 1968 — аспирантуру Ленинградской консерватории, где ее руководителем был Мстислав Ростропович.

Еще в консерваторские годы Наталия стала лауреатом нескольких конкурсов, в том числе II Международного конкурса имени Чайковского. В 1967 году она начала преподавать в Московской консерватории.

«Если я буду просто профессионально водить смычком и думать о своем — это будет сразу слышно! Для меня автоматизм исполнения, безучастность — страшный провал!» — говорит она.

Сейчас Наталия Гутман обучает молодых музыкантов во многих европейских городах, организует крупные фестивали и продолжает гастролировать.

Выступление на «Декабрьских вечерах» в ГМИИ имени Пушкина:


______________________________________________

Как и в любых других областях классического искусства западного мира, в истории академической музыки найдётся бесчисленное множество забытых, но заслуживающих рассказа о себе женщин.

В особенности - в истории композиторского искусства.

Даже сейчас, когда число заметных женщин-композиторов растёт с каждым годом, в сезонные расписания самых известных оркестров и концертные программы самых известных исполнителей редко попадают произведения, написанные женщинами.

Когда же сочинение женщины-композитора всё-таки становится объектом зрительского или журналистского внимания, новость об этом обязательно сопровождается какой-нибудь грустной статистикой.

Вот свежий пример: Метрополитен-опера в нынешнем сезоне давал гениальную «Любовь издалека» Кайи Саариахо - как выяснилось, первую написанную женщиной оперу, показанную в этом театре после 1903 года. Утешает, что сочинения Саариахо - как, например, и музыка Софии Губайдулиной или Джулии Вольф - даже без таких инфоповодов исполняются довольно часто.

Выбрать несколько малоизвестных музыкальных героинь из большого списка женских имен - задача трудная. Семь женщин, о которых мы расскажем сейчас, объединяет одно - они в той или иной степени не вписывались в окружающий их мир.

Кто-то исключительно из-за собственного поведения, разрушавшего культурные устои, а кто-то - путём своей музыки, к которой нельзя подобрать аналог.

Луиза Фарранк (1804–1875)

Урождённая Жанна-Луиза Дюмон прославилась в мире европейской музыки 1830–1840-х годов как пианистка. Более того - исполнительская репутация девушки была настолько высока, что в 1842-м Фарранк назначили профессором фортепиано Парижской консерватории.

Она занимала этот пост следующие тридцать лет и, вопреки педагогической загруженности, сумела проявить себя как композитор. Впрочем, скорее не «сумела проявить», а «не смогла не проявить».

Фарранк происходила из известнейшей династии скульпторов и выросла среди лучших людей парижского искусства, поэтому акт творческого самовыражения для неё был предельно естественным.

Опубликовавшая при жизни с полсотни сочинений, в основном инструментальных, мадам профессор получала о своей музыке восторженные отзывы от Берлиоза и Листа, но вот на родине Фарранк воспринимали как чересчур нефранцузского композитора.

Во Франции каждый первый подающий надежды автор строчил многочасовые оперы, а лаконичные и вдохновлённые музыкой эпохи классицизма произведения парижанки и правда шли вразрез с тогдашней модой.

Напраcно: лучшие её вещи - как Третья симфония соль минор, - мягко говоря, не теряются на фоне мастодонтов того времени вроде Мендельсона или Шумана. Да и Брамса с его попытками перевести классицизм на язык романтической эпохи Фарранк обошла лет на десять, а то и двадцать.

Дора Пеячевич (1885–1923)

Представительница одного из самых знатных балканских дворянских родов, внучка одного из банов (читай - губернаторов) Хорватии и дочка другого, Дора Пеячевич провела своё детство и юность ровно так, как обычно в мировой поп-культуре любят изображать жизнь молодых и тщательно оберегаемых семейством молодых аристократок.

Девочка росла под строжайшим присмотром английских гувернанток, почти не общалась со сверстниками и в общем и целом воспитывалась родителями с прицелом на дальнейший удачный для рода брак, нежели на счастливое детство.

Но что-то пошло не так: Дора подростком загорелась идеями социализма, стала постоянно конфликтовать с семьёй и, как следствие, в двадцать с лишним лет оказалась до конца жизни оторвана от остальных Пеячевичей.

Это, впрочем, только пошло на пользу другому её увлечению: ещё на заре Первой мировой мятежная дворянка утвердилась в качестве самой значительной фигуры хорватской музыки.

Сочинения Доры, равномерно вдохновлённые Брамсом, Шуманом и Штраусом, по меркам окружавшего её мира звучали крайне наивно - скажем, на момент премьеры её старомоднейшего фортепианного концерта в Берлине и Париже уже вовсю слушали «Лунного Пьеро» и «Весну священную».

Но если абстрагироваться от исторического контекста и слушать музыку Пеячевич как искреннее признание в любви к немецким романтикам, то легко можно будет заметить её выразительный мелодизм, сделанные на высоком уровне оркестровки и тщательную структурную работу.

Эми Бич (1867–1944)

Самый известный эпизод биографии Эми Бич можно пересказать так. В 1885 году, когда ей было 18 лет, родители Эми выдали её замуж за 42-летнего хирурга из Бостона. Девушка уже тогда была виртуозом игры на фортепиано и надеялась продолжить обучение музыке и исполнительскую карьеру, но супруг решил иначе.

Доктор Генри Гаррис Одри Бич, озабоченный статусностью своей семьи и руководствуясь тогдашними представлениями о роли женщины в светском новоанглийском обществе, запретил жене учиться музыке и ограничил её выступления как пианистки одним концертом в год.

Для Эми, мечтавшей о концертных залах и аншлаговых рециталах, это оказалось равносильно трагедии. Но, как часто бывает, трагедия дала путь триумфу: Бич хоть и пожертвовала исполнительской карьерой, но стала всё больше посвящать себя сочинительству и сейчас однозначно определяется большинством исследователей как лучший американский композитор позднеромантической эпохи.

Два её главных произведения - изданная в 1896 Гэльская симфония и последовавший через три года фортепианный концерт - действительно прекрасны, пусть даже по меркам тех лет напрочь лишены оригинальности. Самое главное – в музыке Бич, как это можно было бы предположить, совершенно нет места провинциальности и местечковости.

Рут Кроуфорд Сигер (1901–1953)

В кругах серьёзных поклонников, исследователей и просто любителей американской фолк-музыки Рут Кроуфорд Сигер куда более известна, чем в мире академической музыки. Почему?

Есть две ключевые причины: во-первых, она была женой музыковеда Чарльза Сигера, а следовательно, и родоначальницей клана Сигеров, семьи музыкантов и певцов, сделавших для популяризации американского фолка больше, чем кто-либо ещё.

Во-вторых, она последние лет десять своей жизни плотно работала над каталогизацией и аранжировками песен, записанных в многочисленных поездках Джоном и Аланом Ломаксами, крупнейшими американскими фольклористами и собирателями народной музыки.

Удивительно, но вплоть до начала совместной жизни и Рут, и Чарльз Сигер были композиторами крайне модернистского толка, применить по отношению к музыке которых слово «фольклор» можно было с великим трудом. В частности, сочинения Рут Кроуфорд начала 30-х можно сравнить разве что с произведениями Антона Веберна - да и то лишь в плане искусно выстроенной драматургии и лаконично сконцентрированного музыкального материала.

Но если у Веберна сквозь каждую ноту просвечивают традиции - не важно, австрийской или ренессансной музыки, - то произведения Сигер существуют словно вне традиции, вне прошлого и вне будущего, вне Америки и вне всего остального мира.

Почему композитор с настолько индивидуальной манерой до сих пор не входит в канонический модернистский репертуар? Загадка.

Лили Буланже (1893–1918)

Казалось бы, какую музыку могла сочинять в начале прошлого века вечно больная, глубоко религиозная и патологически скромная француженка из высшего общества? Правильно - такую, что могла бы послужить хорошим саундтреком к Судному дню.

Лучшие сочинения Лили Буланже написаны на религиозные тексты вроде псалмов или буддийских молитв, исполняются чаще всего будто неправильно отлаженным хором под рваное, немелодичное и громкое музыкальное сопровождение. К этой музыке не подберёшь с ходу аналога - да, она отчасти похожа на ранние вещи Стравинского и на особенно пламенные сочинения Онеггера, но ни тот, ни другой не достигали таких глубин отчаяния и не вдавались в столь экстремальный фатализм.

Когда друг семьи Буланже композитор Габриэль Форе установил, что у трёхлетней Лили абсолютный слух, родители и старшая сестра вряд ли могли представить, что этот дар воплотится в нечто столь неангельское.

Кстати, о сестре. Надя Буланже оказалась фигурой в истории музыки не в пример более значительной. Почти полвека - с 20-х до 60-х - Надя считалась одной из лучших преподавательниц музыки на планете. Имевшая весьма специфические взгляды как на новую по тем временам музыку, так и на музыку в буквальном смысле слова классическую, жёсткая, непримиримая и изнурявшая своих учеников сложнейшими заданиями, Надя даже для своих идеологических противников оставалась примером музыкального интеллекта невиданной памяти и мощи.

Возможно, она бы смогла стать и настолько же значительным композитором, насколько оказалась педагогом. Во всяком случае она начинала именно как композитор - но, по собственному признанию, после смерти Лили у Нади что-то сломалось внутри. Прожившая 92 года, старшая сестра так и не достигла высот немногочисленных сочинений младшей, сгоревшей от болезни Крона в возрасте 24 лет.

Элизабет Маконки (1907–1994)

Ральф Воан-Уильямс, крупнейший британский композитор прошлого века, был страстным поборником национальных музыкальных традиций. Так, он с увлечением перерабатывал народные песни, писал подозрительно похожие на англиканские гимны хоровые произведения и с переменным успехом переосмысливал творчество английских композиторов эпохи Возрождения.

Ещё он преподавал композицию в лондонском Королевском колледже музыки, где любимой его ученицей в 20-е годы была молодая ирландская девушка по имени Элизабет Маконки.

Спустя десятилетия она расскажет, что это именно Воан-Уильямс, даром что был традиционалистом, посоветовал ей никогда никого не слушать и в деле сочинения музыки ориентироваться только на свои интересы, вкусы и мысли.

Совет оказался для Маконки решающим. Её музыка всегда оставалась нетронутой как глобальными трендами академавангарда, так и извечной английско-кельтской любовью к сельскому фольклору. Как раз в ученические годы открывшая для себя Белу Бартока (композитора, кстати, тоже творившего вне всяких очевидных тенденций), Маконки в своих сочинениях естественным образом отталкивалась от зрелой музыки великого венгра, но при этом всё же последовательно развивала собственный стиль, куда более интимный и интроспективный.

Наглядные примеры самобытности и эволюции композиторской фантазии Маконки - её тринадцать струнных квартетов, написанных с 1933-го по 1984-й и вместе образующих цикл квартетной литературы, ничем не уступающий аналогичным Шостаковича или того же Бартока.

Витезслава Капралова (1915–1940)

За несколько лет до Первой мировой неприметный чешский композитор и концертирующий пианист Вацлав Капрал основал в родном Брно частную музыкальную школу для начинающих пианистов. Школа продолжила существование и после войны, вскоре вообще заработав репутацию чуть ли не самой лучшей в стране.

Поток желающих учиться, причём учиться конкретно у самого Капрала, даже ненадолго заставил композитора задуматься о прекращении всей остальной своей деятельности в пользу преподавания.

К счастью, его дочь Витезслава, на тот момент ещё не отпраздновавшая своё десятилетие, вдруг начала демонстрировать необыкновенные способности к музыке. Девочка играла на фортепиано лучше многих взрослых профессионалов, заучивала наизусть весь классический песенный репертуар и даже принялась писать небольшие пьесы.

Капрал разработал удивительный по степени самонадеянности, глупости и меркантильности план: вырастить из Витезславы настоящего монстра музыки, способного заменить его в качестве основного преподавателя семейной школы.

Разумеется, ничего такого не произошло. Амбициозная Витезслава, возжелавшая стать композитором и дирижёром, в пятнадцать лет поступила сразу на два соответствующих факультета в местную консерваторию. Чтобы женщина, да хочет дирижировать - такого в Чехии 30-х до Капраловой не видали.

А чтобы сразу и дирижировать, и сочинять - это вообще было немыслимо. Именно сочинять музыку в первую очередь и принялась новозачисленная студентка - причём такого качества, такого стилистического разнообразия и в таких объёмах, что и сравнить толком не с кем.

Понятно, почему в сериале «Моцарт в джунглях» именно Капралова становится ролевой моделью для не умеющей сидеть сложа руки героини по имени Лиззи: Витезслава умерла от туберкулёза в возрасте 25 лет - но при этом количество написанных ею композиций превосходит каталоги очень и очень многих авторов.

Логично предположить, впрочем, что до своего окончательного композиторского триумфа эта феноменальная девушка не дожила.

При всём их формальном качестве, сочинения Капраловой стилистически всё-таки очень похожи на музыку ведущего чешского композитора тех лет Богуслава Мартину, по совместительству большого друга семьи Капрал, знавшего Витезславу с детства и даже успевшего без памяти влюбиться в неё незадолго до смерти девушки.

«Скорее мужчина родит ребенка, чем женщина напишет хорошую музыку», — заявил однажды немецкий композитор Иоганнес Брамс. Спустя полтора века женщины-композиторы собирают крупнейшие мировые концертные залы, пишут музыку для кино и выступают с важными социальными инициативами.

1. Кассия Константинопольская

Греческая монахиня Кассия родилась в богатой константинопольской семье в 804 или 805 году. Сегодня ее знают не только как основательницу женского монастыря в Константинополе, но и как одну из первых женщин-гимнографов и композиторов.

Кассия была очень красива и, согласно некоторым источникам, в 821 году даже участвовала в смотре невест для императора Феофила. Девушке не суждено было стать женой императора, и вскоре Кассия постриглась в монахини, чтобы провести всю жизнь в основанном ею же монастыре. Там Кассия сочиняла церковные гимны и каноны, а анализ ее произведений, содержащих отсылки к сочинениям античных авторов, позволяет сделать вывод о хорошем светском образовании девушки.

Кассия Константинопольская — один из первых композиторов, чьи произведения могут исполнены современными музыкантами.

2. Хильдегарда Бингенская

Немецкая монахиня Хильдегарда Бингенская была неординарной личностью не только в том, что касалось написания музыки — она также работала над трудами по естествознанию и медицине, писала мистические книги видений, а также духовные стихи.

Хильдегарда родилась в конце XI века и была десятым ребенком в дворянской семье. С восьми лет девочка была на воспитании у монахини, а в 14 начала жить в монастыре, где изучала искусство и литургику.

Сочинять музыку на собственные стихи девочка начала еще в детстве, а уже во взрослом возрасте собрала свои произведения в сборник под названием «Гармоническая симфония небесных откровений». В сборник вошли распевы, объединенные в несколько частей по литургическим темам.

3. Барбара Строцци

Итальянский композитор Барбара Строцци, которую позже прозвали «виртуознейшей», была внебрачной дочерью поэта Джулио Строцци, который позже ее удочерил. У самой Барбары было четверо внебрачных детей от разных мужчин. Девочка родилась в 1619 году в Венеции и училась у композитора Франческо Кавалли.

Строцци писала кантаты, ариетты, мадригалы, а тексты для произведений дочери писал ее отец Джулио. Барбара стала первым композитором, выпускавшим свои произведения не в сборниках, а по одному. Музыку Барбары Строцци исполняют и переиздают и сегодня.

4. Клара Шуман

Урожденная Клара Вик родилась в 1819 году в Лейпциге, в семье известного в городе и стране педагога по фортепиано Фридриха Вика. С раннего возраста девочка обучалась игре на фортепиано у отца, и уже в возрасте 10 лет начала с успехом выступать на публике.

Вместе с отцом Клара ездила в турне по Германии, затем давала несколько концертов в Париже. Примерно в это же время юная Клара начала писать музыку — ее первые произведения были опубликованы в 1829 году. Тогда же учеником Фридриха Вика стал молодой Роберт Шуман, чье восхищение талантливой дочерью учителя переросло в любовь.

В 1940 году Клара и Роберт поженились. С тех пор девушка стала исполнять музыку, написанную мужем, зачастую она первой представляла публике новые сочинения Роберта Шумана. Также дебютное исполнение своих произведений Кларе доверял композитор Иоганнес Брамс, близкий друг семьи.

Собственные сочинения Клары Шуман отличались современностью и считались одним из лучших образцов романтической школы. Высоко ценил сочинения жены и Роберт Шуман, который, однако, настоял на том, чтобы супруга сосредоточилась на семейной жизни и их восьмерых детях.
После смерти Роберта Шумана Клара продолжила выступать с его произведениями, а интерес к ее собственному творчеству вспыхнул с новой силой в 1970 году, когда впервые появились записи сочинений Клары

5. Эми Бич

Американка Эми Марси Чейни Бич — единственная женщина в так называемой «Бостонской шестерке» композиторов, куда, помимо нее, входили музыканты Джон Ноулз Пейн, Артур Фут, Джордж Чедуик, Эдуард Мак-Доуэлл и Горацио Паркер. Считается, что композиторы «шестерки» оказали решающее влияние на формирование американской академической музыки.

Эми родилась 5 сентября 1867 года в состоятельной нью-гемпширской семье. С ранних лет девочка занималась музыкой под руководством матери, а после переезда семьи в Бостон начала изучать и композиторское искусство. Первый сольный концерт Эми Бич состоялся в 1883 году и имел большой успех. Через два года девушка вышла замуж и по настоянию мужа практически прекратила выступать, сосредоточившись на написании музыки.

С собственными произведениями она позже выступала на гастролях в Европе и Америке, а сегодня Эми Бич считается первой женщиной, которой удалось сделать успешную карьеру в высоком музыкальном искусстве.

6. Валентина Серова

Первая российская женщина-композитор, урожденная Валентина Семеновна Бергман родилась в 1846 году в Москве. Девочке не удалось окончить Санкт-Петербургскую консерваторию из-за конфликта с директором, после чего Валентина стала брать уроки у музыкального критика и композитора Александра Серова.

В 1863 году Валентина и Александр поженились, еще через два года у супругов родился сын, будущий художник Валентин Серов. В 1867 году Серовы стали издавать журнал «Музыка и театр». Супруги поддерживали дружеские отношения с Иваном Тургеневым и Полиной Виардо, Львом Толстым, Ильей Репиным.

Валентина Серова довольно трепетно относилась к творчеству своего мужа, и после его смерти выпустила четыре тома статей о супруге, а также завершила его оперу «Вражья сила».

Серова — автор опер «Уриэль Акоста», «Мария Д"Орваль», «Мироед», «Илья Муромец». Помимо музыки она также писала статьи о композиторском искусстве, выпустила мемуары о встречах со Львом Толстым и воспоминания о муже и сыне.

7. София Губайдулина

Сегодня российский композитор София Губайдулина живет и работает в Германии, однако в ее родном Татарстане ежегодно проводятся музыкальные конкурсы и фестивали, посвященные прославленной уроженке республике.

София Губайдулина родилась в городе Чистополе в 1931 году. Девочкой она закончила казанскую музыкальную гимназию, а после поступила в Казанскую консерваторию, где училась по классу композиции. Переехав в Москву, Губайдулина продолжила обучение в Московской консерватории, и после ее окончания получила важное для себя напутствие от композитора Дмитрия Шостаковича: «Я вам желаю идти своим «неправильным» путем».

Вместе с Альфредом Шнитке и Эдисоном Денисовым София Губайдулина входила в троицу московских композиторов-авангардистов. Губайдулина много работала для кино и написала музыку к таким фильмам как «Вертикаль», «Человек и его птица», «Маугли», «Чучело».

В 1991 году София Губайдулина получила немецкую стипендию и с тех пор живет в Германии, регулярно приезжая в Россию с концертами, фестивалями и различными социальными инициативами.

«В Древней Греции все арфисты были мужчинами, а теперь это «женский» инструмент. Времена меняются, и слова Брамса о том, что «скорее мужчина родит ребёнка, чем женщина напишет хорошую музыку», звучат уже несерьёзно,» - сказала София Асгатовна в одном из интервью.