Живопись и декоративно прикладное искусство. «Прикладное» искусство — художественная ценность в практической жизни


Искусство изобразительное и декоративно-прикладное

Древнейшие из обнаруженных на тер. У. пам. изобр. иск-ва - наскальные рис., металлическая пластика - относятся к периоду первобытно-общинного строя: от верхнего палеолита до жел. в. (наскальные изобр., савромато-сарматский звериный стиль, перм. звериный стиль). Неправомерно искать прямую связь с ними более поздней худ. культуры края. Однако отголоски перм. звериного стиля можно видеть в орнаменте аборигенных народов У. - коми, удмуртов, манси и ханты. Археол. находки позволяют думать, что уже предки коми украшали одежду тканым узором, геометрической вышивкой, традиции к-рых сохранились у коренных народов У. вплоть до наших дней.

У нас., обитавшего в таежной зоне, издавна формировалось высокое мастерство обработки дерева (), начиная от рубки изб и амбаров, увенчанных двускатными кровлями со скульптурными коньками и курицами, кончая домашней утварью из корня и бересты (худ. обработка бересты). Пластическое дарование народов У., раскрывшись еще в языческих идолах, с принятием христианства полно проявилось в перм. деревянной скульптуре XVII-XIX вв., соединившей аборигенные традиции с рус. и западноевроп. влияниями.

С нач. рус. колонизации и христианизации У. сюда попала новгородская, сев. и моск. икона, а с 80-х XIV в.- времени миссионерской деятельности Стефана Пермского - в крае, по-видимому, образовались очаги местного иконописания. Однако пам. того времени не сохранились. Первые иконы, предположительно ур. происхождения, относятся к последней четверти XVI - нач. XVII в., к так называемой Строгановской школе, сформировавшейся в Москве и имевшей провинциальное ответвление.

Ур. икону XVIII-XIX вв., как и икону этого периода России в целом, можно условно разделить на три направления. Первое составляют работы, заказывавшиеся ортодоксальной православной церковью и ориентированные на иск-во Нового времени. Второе - иконопись, создававшаяся преим. для старообрядцев, хотя и не только для них, и осн. на византийской и древнеур. традициях. Третье -иконопись фольклорная, шир. бытовавшая в народе. Последняя, связанная с архаичными пластами иск-ва, мало изменявшаяся во времени, не имела определенных тер. границ. Иконы первого направления более характерны для Прикамья и Зауралья с его адм. и религиозным ц. - Тобольском, определявшим сильные позиции официальной церкви, способствовавшим проникновению украинских вкусов, связанных с киевским происхождением тобольского духовенства. Иконопись второго направления, недавно получившая назв. Невьянской школы, распространилась прежде всего по горноз-дскому У., ставшему оплотом рус. старообрядчества. Она пережила расцвет во второй пол. XVIII - первой пол. XIX в. и сохранила нек-рые стилистические признаки до нач. нынешнего столетия.

На слиянии трех названных направлений возникали промежуточные явления. Так, соединение фольклорной иконы с Невьянской школой образовывало низовой уровень последней, а воздействие той же фольклорной иконы на икону первого направления приводило к созданию примитивов, среди к-рых - массовые мон. иконы, запечатлевшие образы сравнительно недавно канонизированных святых от Симеона Верхотурского до Серафима Саровского.

Ур. иконопись во мн. стала основой изобр. иск-ва края. Несомненно взаимовлияние иконы и старообрядческой книжной миниатюры, воздействие иконописной манеры на роспись по дереву и металлу ( , ), роль иконы в судьбе будущих мастеров станковой живописи, нередко получавших первые уроки худ. грамоты у иконописцев. Специфическая особенность ур. культуры, начавшей складываться в эпоху петровских преобразований, определялась тем, что в ее создании велика заслуга старообрядцев, сочетавших приверженность к патриархальным идеалам с деловитостью, дерзкими порывами мысли, склонностью к изобретательству и техн. усовершенствованиям. Так, рядом с традиционными видами худ. творчества, связанными с крест. бытом, рождалось новое иск-во пром. региона, осн. прежде всего на обработке металла и камня. Это иск-во -результат коллективного труда: замысел столичного, а порой и местного автора проекта соединялся с работой литейщиков, чеканщиков, каменщиков. Мастеров готовили горнозаводские и специальные "знаменовальные" (рисовальные) школы. Среди первых ур. педагогов, овладевших приемами иск-ва Нового времени, М.В.Аврамов (1698-1753). Начиная с последних десятилетий XVIII в. Петерб. Акад. худ. направляла на горные з-ды У. образцы изделий, методические указания, а затем и своих воспитанников. Особую роль в становлении худ. образования на У. сыграли осн. в нач. XIX в. Н.Н.Демидовым Нижне-Тагильская школа живописи и Выйское уч-ще, отчасти продолжившее ее традиции.

Развитие ур. пром. иск-ва определялось как общерос. худ. процессами, так и местными условиями: открытием и разработкой новых минералов, технологией произв. Пережив на определенном этапе расцвет, отд. виды иск-ва отодвигались на второй план или исчезали. Так, орнаментированная чеканкой медная посуда, изготовлявшаяся в XVIII в. на гос. и частных з-дах У., уже в нач. следующего столетия была вытеснена фарфором и фаянсом.

Значительно долговечнее оказалась судьба худ. чугунного литья, к к-рому обратились Каменский, Выйский, Кушвинский, Верх-Исетский, Чермозский, Пожевский, Билимбаевский, Каслинский, Кусинский и др. з-ды. Начав с вып. простейших предметов быта, они перешли к изготовлению арх. деталей, узорных решеток, ставших неотъемлемой ч. облика не только ур. гг., но и Москвы и Петерб., к отливкам круглой скульптуры, а с нач. XIX в. к созданию композиционно сложных монументов и одноврем. камерной пластики. В чугунном литье отразилось стилистическое движение от барокко (Слободской дом Н.Н.Демидова в Москве, аллегорические статуи времен года, автором к-рых, очевидно, был ур. мастер Т.Сизов - 1760-е) к классицизму (ансамбль чугунного литья в имении Н.А.Демидова в Петровском - 1770-е; решетка Поцелуева моста в Петерб. - 1814-16; ограды, мосты и статуи в Кузьминках - 1820-40-е). Успехи чуг.-лит. дела стимулировали развитие на У. в первой трети XIX в. худ. литья из бронзы, к-рое было освоено на Верх-Исетском, Выйском, где это произв. возглавил Ф.Ф.Звездин, и на Златоустовском з-дах. На последнем бронза применялась для оформления эфесов холодного оружия, связанного с еще одной яркой страницей ур. иск-ва -златоустовской гравюрой на стали, признанными мастерами к-рой были И.Н.Бушуев, И.П.Бояршинов и В.И. Южаков.

Всероссийскую и мир. славу У. принесли изделия из мрамора, яшмы, малахита и лазурита (камнерезное иск-во, ювелирное иск-во, Екат. гранильная ф-ка). Основы достижений худ. обработки камня на У. заложили в XVIII - первой половине XIX в. И.И.Сусоров (1721-60), С.С. Ваганов, И.Патрушев (между 1737 и 1742 - ?), М.Колмогоров, И.А.Штейнфельд (Штенфельд, Шенфельд; 1768-69 - 1829), Д.О.Тетенев (1770-1815), В.Е.Коковин (Каковин; 1760-1818), Я.В.Коковин, А.И. Лютин (1814 - ?), Г.Ф.Налимов (1807-77) и др. Камнерезное иск-во развивалось сходными путями с чугунным литьем. От нарезания простых мраморных плит уральцы пришли к оформлению дворцовых интерьеров и изготовлению обелисков, торшеров, ваз и шир. применению рус. и флорентийской мозаик, к созданию рельефов и круглой скульптуры, к сотрудничеству со столичными зодчими А.Ринальди, А.Н.Воронихиным, К.И. Росси, И.И.Гальбергом, А.П.Брюлловым, К.А.Тоном и др. В первые десятилетия XIX в. в ур. камнерезном иск-ве проявились характерные черты высокого классицизма.

Параллельно с худ. обработкой металла и камня на У. зарождались светская графика и живопись. Их путь от ландкарт петровского времени с элементарными изобр. мотивами через рис., подобные иллюстрациям М.С.Кутузова (?-1741) и И.Ушакова к рукописи В.Геннина "Описание ур. и сибирских з-дов", и далее к живописным портретам, пейзажам и жанровым полотнам, начавшим появляться в конце XVIII - первой пол. XIX в. в разл. гг. и пос., в частн., в Прикамье и Нижнем Тагиле (крепостные иконописцы, живописцы и резчики Прикамья, П.П.Веденецкий, В.Е.Раев).

Отход рус. иск-ва в сер. XIX в. от классицизма и вообще от стилевого единства значительно изменил характер изделий ур. пром. иск-ва. Камнерезное иск-во теряло монументальность форм, а в камерных изделиях при всем техн. мастерстве нередко скатывалось к ремесленничеству. Сходные процессы происходили в златоустовской гравюре на стали. Большинство мет. з-дов отказалось от вып. худ. чугуна. Однако на Каслинском (каслинское художественное литье) и Кусинском именно во второй пол. XIX - нач. XX в. этот вид иск-ва достиг расцвета, обусловленного тесными творческими контактами местных мастеров (В.Ф.Торокин) с изв. отечественными скульпторами, работой по моделям П.К.Клодта, М.Д. Канаева, Р.Н., Н.Р. и Р.Р. Бахов, Н.И.Либериха, Е.А.Лансере, А.Л. Обера. Касли и Куса, несомненно, способствовали популяризации реалистической скульптуры. Одновр. в декоративных произв. ур. чугунного литья рубежа XIX-XX вв. просматривается путь от эклектики к новому стилю - модерну.

Демократизация обществ. отношений расширила возможности поступления уральцев в худ. уч. зав. Петерб., Москвы и зарубежных городов. Ф.А.Бронников, В.П. и П.П. Верещагины, А.А. и П.А.Сведомские, А.И.Корзухин и др. предст. акад. и реалистического направлений, заняв заметное место в истории рус. живописи в целом, не порвали связей с родным краем и оказали значительное влияние на его культуру. Во второй пол. XIX в. худ. жизнь У. не концентрируется вокруг з-дов и их меценатствующих владельцев, а становится результатом деятельности местной интеллигенции. В этой связи заметен вклад изв. рисовальщика, карикатуриста и этнографа М.С.Знаменского (1833-92) в духовную культуру Тобольска, старинного заур. г., где во времена царствования Анны Иоанновны находились в ссылке первые петров-ские пенсионеры-живописцы И.Н. и Р.Н.Никитины (ок. 1680 - после 1742; не ранее 1680-1753). Екатеринбуржцы Н.А.Иванчев (1834 - после 1878), Н.М.Плюснин, А.М.Писарев (1848-1903), В.Г.Казанцев (1849-1902), Н.Н.Клепинин, А.К. Денисов-Уральский, А.А.Шереметевский (1863-1919), Л.Н.Жуков (1873-1933); пермяки А.И.Шанин, А.Н.Зеленин, И.П.Чирков (1877-1920); сарапулец А.П.Беркутов (1851-1901); тюменец Н.В.Кузьмин (1858-1910-е) и др. сочетали творчество либо с преподаванием рисования в гимназиях и реальных уч-щах, либо с худ.-организаторской деятельностью.

Событием в культ. жизни края стало открытие в Екат. Передвижной акад. выставки (1887), к-рая впервые познакомила уральцев с творчеством крупных рус. живописцев XIX в. и неск. экспонатов к-рой стали основой худ. отд. муз. при УОЛЕ (Муз.). Сходной по характеру оказалась выставка в Оренб. (1889). На рубеже XIX-XX вв. в гг. У. проводились первые выставки произв. местных художников. На них нередко экспонировались также работы столичных мастеров из частных собраний. В Екат. было создано Об-во любителей изящных иск-в (1895-1918), в Перми -Об-во любителей живописи, ваяния и зодчества (1909-19). Открытие в 1902 Екат. худ.-пром. школы привлекло на У. талантливых педагогов и худ.: М.Ф.Каменского, В.П.Рупини (1867-1941), А.Н.Парамонова, В.В.Коновалова (1865-1908), В.А. Алмазова (1870 - ?), Т.Э.Залькална и заложило фундамент проф. образования в обл. декоративно-прикладного и изобр. иск-ва. Ур. худ. А.Н.Парамонов, С.И.Яковлев (1862-1930), молодой И.Д.Иванов (Шадр) обратились, особенно в период первой рус. рев., к журнальной, в частности сатирической, графике.

Новые мотивы, пленеристические и декоративные завоевания, характерные для рус. иск-ва конца XIX - нач. XX в., проявились в творчестве таких изв. уроженцев У., как М.В.Нестеров, Л.В.Туржанский,Л.В. Попов, а также в полотнах выпускников Акад. худ. П.С. Евстафьева (1880-1958), сыгравшего в нач. XX в. заметную роль в иск-ве Перми, и В.А.Кузнецова, работавшего в Верхней Салде и Нижнем Тагиле. Затронули У. и веяния авангардного, футуристического иск-ва. Их носителями оказались в Перми В.В.Каменский, организовавший в 1912 выставку произв. близких ему мастеров, а в Башк. Д.Д.Бурлюк, активно участвовавший в выставках Уфимского худ. кружка (1915-17).

Какие бы тяжелые последствия ни несли отечественной культуре порожденные Окт. рев. соц. иллюзии, нельзя отрицать того, что они усилили процессы, начавшиеся в иск-ве ранее, интенсифицировали провинциальную худ. жизнь. Идея монументальной пропаганды захватила на У. и мастеров-самоучек (техник Мотовилихинского з-да В.Е. Гомзиков), и скульпторов-профессионалов (С.Д.Эрьзя, П.П.Шарлаимов (1889-1920-е), И.А.Камбаров), дала импульс возрождению монументальных форм в камнерезном и чуг.-лит. иск-вах. Оформлением рев. праздников, популяризацией изобр. иск-ва, худ. педагогикой увлекались мастера различных направлений, видов и жанров иск-ва, масштабов дарования. Плодотворной в конце 1910 -нач. 20-х оказалась деятельность П.И.Субботина-Пермяка, Н.М. Гущина (1880-1965), А.В.Каплуна (1887-1974), М.Б.Вериго (1892 - ?), В.А.Оболенского, И.И.Туранского в Перми; А.Н.Парамонова и Л.В.Туржанского в Екат.; Е.Т.Володина(1886 - ?) И.А.Мочалова(1896-1940), И.К. Мрачковского (1889-1930-е), Н.А. Русакова(1888-1941), А.Н.Самохвалова (1897-1964) - однофамильца ленинградского худ., Н.Д.Лебедева (1894-1927), П.С. Дуплицкого(1896-1942) в Челяб.; С.М.Карпова (1890-1929), С.В.Рянгиной (1891-1955), А.Ф. Степанова (1893-1965), Н.В.Кудашева (1889-1966) в Оренб.; М.И.Авилова (1892-1954), И.И.Овешкова (1877-1944), Е.Л.Кропивницкого (1893-1979), К.П.Трофимова (1885-1944), П.А. Россомахина (1886-1956), И.И.Кротова (1897-1945) в Тюмени; П.П.Чукомина(1874-1944) в Тобольске. С середины 1920-х в гг. У. возникли отд. Ассоциации худ. рев. России: в 1925 - в Свердл. (в это отд. вошли также худ. Перми и Шадринска) и в Уфе, в 1926 - в Оренб., в 1928 - в Челяб.; а после 1932 - орг-ции создававшегося Союза худ. СССР: параллельно открывались отд. Всероссийского кооперативного союза работников изобразительных иск-в ("Всекохудожник"); регулярно проводились выставки местных худ., нек-рых из них приглашали для участия в столичных экспозициях. В 1935 в Свердл., а затем и в др. гг. региона, прошла выставка моск. и ленингр. мастеров "Урало-Кузбасс в живописи". Несмотря на начавшие сказываться методы командно-адм. рук. культурой названные мероприятия содействовали развитию в регионе изобр. иск-ва, укреплению его мат. базы. Характерной для тех лет стала живопись Г.А.Мелентьева, Т.А.Партиной (1893-1963), А.П.Давыдова (1893-1967), М.В.Балагушина (1889-1966), И.Г.Вандышева (1891-1964), А.М.Сосновского (1902-87), Е.А.Техменова (1866-1934), скульптура И.А. Камбарова, И.И.Трембовлера (1890-1943), Т.В.Руденко-Щелкан (1892-1984). Мн. худ. искренне увлекались новой сюжетикой (рев., гражд. война, трудовые будни), однако недостаток мастерства, опыта в работе над "тематической" композицией, ложность идеи порой приводили к творческим неудачам. Художественно цельнее оказались в 1920-30-е менее идеологизированные работы уральцев, прежде всего лирические пейзажи, к-рые, наряду с Л.В.Туржанским, писали К.М.Голиков (1867-1933), И.К.Слюсарев, А.М.Минеев (1902-1971), Н.С.Сазонов (1895-1972), С.А.Михайлов, А.П.Митинский (1905-70), В.П.Барашев (1905-70) и др. Заметных успехов достигли худ. в станковой и книжной графике: А.Ф.Узких (1889-1953), А.А.Жуков (1901-78), В.А.Баталов (1889-1971), Г.Я.Соловьев (1897 - ?), Д.Ф.Фехнер (1897-1973), А.С.Пруцких (1901-1977), А.П.Сабуров (1905-83), А.А.Кудрин (1893-1959) и в театрально-декорационном иск-ве: А.В.Дубровин (1889-1975), И.М.Вахонин (1887-1965); А.А.Кузьмин, В.А.Людмилин, В.Л.Талалай (род. 1908), И.П. .Котовщиков (род. 1905).

Первые десятилетия XX в. в худ. культуре У. ознаменованы еще одним значительным явлением - зарождением и развитием проф. изобр. иск-ва у народов, к-рые ранее его не имели. В Башк. этот процесс связан с им. К.С.Давлеткильдеева, А.Э.Тюлькина, М.Н.Елгаштиной (1873-1966) и др. Среди воспитанников худ. мастерских Ленингр. ин-та народов С. в 1930-е были и предст. Приполярного и Заполярного У. ( К.Натускин, ненец К.Л.Панков и др.)

ВОВ изменила привычные формы худ. жизни. На первый план выдвинулись плакат, ж. и газ. графика: Г.В.Ляхин (1903-81), И.И.Россик (1909-87) и др. Мн. ур. худ. ушли на фр., их натурные зарисовки легли в осн. произв. о войне. В эвакуации на У. оказались изв. мастера с Украины, из Прибалтики, Москвы, Ленинграда: Ю.Р.Бершадский, В.Н.Костецкий (1905-68), М.М.Черемных (1890-1962), Б.В.Иогансон (1893-73), Г.Г. Ряжский (1895-1952), В.М. Орешников (1904-87), Ю.А.Васнецов (1900-73), С.Д.Меркуров (1881- 1952), З.М.Виленский (1899-84) и др. Работа рядом с ними оказала положительное влияние на местных худ., что проявилось на уральских межобласт-ных выставках "У. в изобразительном искусстве" ( , 1943) и "У. - кузница оружия" (Свердл., 1944).

С окончанием войны жизнь иск-ва вошла в мирное русло. Возникли новые орг-ции Союза худ. в Тюмени, Кургане (1957). Заканчивали прерванную войной учебу возвратившиеся с фр. худ. Наряду с мн. из ранее упомянутых лицо ур. иск-ва второй пол. 40-50-х определяли живописцы В.С.Зинов (1908-91), А.Ф.Бурак (1921-1997), В.И.Игошев (род. 1921), В.Ф.Илюшин, О.Е. Бе-рнгард (1909-98), А.А.Заусаев (1920-1981), Н.Г.Чесноков (род. 1915), Б.М.Витомский (1918-75), И.Н.Нестеров (род. 1922), Б.В.Волков (1918-79), Г.П.Гаев, В.А.Неясов (1926-1984), П.С.Бортнов (род. 1918), М.Г.Газизова (род. 1918), П.А.Оборин (род. 1917); скульпторы Г.В.Петрова (1899-1986), Г.А.Петин (1909-1947), А.А.Анисимов (1910-1995), М.П.Крамской (род. 1917), П.А.Сажин (1919-1999); мастера станковой и книжной графики Л.А. Эппле (1900-80), Е.В.Гилева (1907-2000), М.И.Ткачев (род. 1913), Б.А. Семенов (1917-91), В.Н.Челинцева (1906-81), О.Д.Коровин (род. 1915), В.Ф.Васильев (1923-86); театрально-декорационного искусства: Н.С.Ломоносов (1903-95), Н.В.Ситников, М.С.Улановский (1912-1982), С.Н.Александров (1907-82). Тематика ур. худ. в послевоенный период стала разнообразнее, в целом возросло их мастерство. Однако диктат идеологии тоталитарного гос-ва и односторонняя ориентация на традиции реализма второй пол. XIX в., их поверхностное восприятие сковывали творческие поиски, ограничивали духовные горизонты.

В конце 50-х - нач. 60-х на У. вернулись мн. выпускники ленингр. и моск. худ. вузов. Вместе с окончившими ур. училища они составили плеяду мастеров нового поколения. Это живописцы Е.И.Гудин, Г.С.Мосин, И.И.Симонов (род. 1927), М.Ш. Брусиловский (род. 1931), В.З.Беляев (род. 1926), Ю.И.Истратов (род. 1928), Н.Г.Засыпкин (1921-89), В.Я.Бушуев (род. 1934), Л.М. Сгибнева (род. 1933), Н.В.Костина (род. 1934), Е.Н.Широков (род. 1931), А.И.Репин (род. 1925), А.Н. Тумбасов (род. 1921), И.С.Борисов (1925-95), Т.Е.Коваленко (род. 1930), Р.И.Габриэлян (род. 1926), Н.П.Ерышев (род. 1936), В.Т.Ни (1934-79), Н.А.Годин (род. 1930), О.П.Шруб (род. 1924), А.И.Мурычев (1918-86), Г.С.Бочанов (род. 1922), В.П.Овчаров (род. 1928), А.П.Холмогоров (1925-87), П.С.Семенов (род. 1934), В.Ф.Мальцев (род. 1929); графики В.М.Волович (род. 1928), Г.И.Кетов (род. 1922), С.С. Киприн (1930-86), А.А.Казанцев (род. 1928), Л.П.Вейберт (род. 1925), В.А.Новиченко (род. 1927), М.В.Дистергефт (род. 1921), А.П.Зырянов (род. 1928), Л.Ф.Полстовалова (1929-93), Е.К.Кошелев (род. 1929); скульпторы В.М.Друзин, В.С.Зайков (род. 1924), В.Е.Егоров, Б.Д.Фудзеев (род. 1923), Л.Н.Головницкий, Э.Э.Головницкая (род. 1931), А.П. Суленев (род. 1929), В.А.Авакян (род. 1931), Н.Г.Петина (род. 1932), В.М.Белов (род. 1928), В.Н.Мурашов (род. 1935). Характерный для этих лет "суровый стиль" с его монументализмом и экспрессивностью оказался органичен для пром. края и удерживался здесь сравнительно долго. Ур. худ. не хотелось расставаться с романтической мечтой о подлинно гражданственном, неконформистском иск-ве. Идеалом для нек-рых из них стал Э.И.Неизвестный, еще в нач. 50-х создавший в Свердл. первые скульптуры.

Яркое явление в иск-ве 60-х - башк. школа живописи: А.Х.Ситдикова (род. 1913), Р.М.Нурмухаметов, А.Ф.Лутфуллин, Б.Ф.Домашников (род. 1924), А.Д.Бурзянцев (род. 1928), А.В.Пантелеев (род. 1932). В этот же период формировалось творчество Г.С.Райшева (род. 1933), к-рому в дальнейшем удалось слить худ. традиции народов С. с завоеваниями европ. иск-ва ХХ в.

В 60-е внутри Союза худ. СССР был создан Союз худ. РФ, в составе к-рого оказались худ. орг-ции обл. и автономных респ., объединенные в тер. зоны для периодического (приблизительно раз в пять лет) проведения выставок. В ур. зоне, вкл. Свердл., Перм., Челяб., Оренб., Тюменскую, Кург. обл. и Башк. (Удмуртия отошла к зоне "Большая Волга"), с 1964 по 1985 прошло шесть выставок "У. социалистический". Будучи порождением командно-адм. системы, эти выставки между тем сыграли определенную положительную роль, объединив ранее разобщенные провинциальные худ. силы, сделав изв. мн. имена. С конца 50-х уральцы регулярно участвовали в респ., всесоюзных и междунар. выставках. В 1971 в Москве состоялась выставка худ. У., Сибири и Дальнего Востока. Групповые и персональные выставки уральцев были проведены в разл. гг. страны и за рубежом. Наряду со станковым, признание получило ур. монументально-декоративное и театрально-декорационное иск-во, книжная графика, возрождающиеся старые и появившиеся новые виды декоративно-прикладного иск-ва, искусствознание.

Вслед за шестидесятниками в иск-во региона входят новые поколения: свердловчане Г.С.Метелев (род. 1938), А.И.Бурлаков (1940-1999), В.А.Чурсин (род. 1938), Н.И. Золотухин (род. 1937), Н.П.Казанцева (род. 1937), С.В.Тарасова (род. 1945), В.А.Степанов (род. 1941), Е.В.Арбенев (род. 1942), А.А.Алексеев (род. 1952), А.В.Золотухин, (род. 1946), А.А.Калашников (род. 1947), В.Д.Сысков (род. 1943), Ю.Н.Филоненко (род. 1947), М.П.Сажаев (род. 1948), В.И.Реутов (род. 1945), З.Г.Галеев (род. 1948), З.А.Малинина (род. 1936), Ю.С.Устинов (род. 1954), А.Г.Антонов (род. 1944), О.Н.Мудрова (род. 1945), Л.И.Кружалова (род. 1946), В.Г.Жуков (род. 1941), Н.Д.Федореев (1943-96), Л.В.Пузаков (род. 1946), А.А.Лысяков (род. 1946); нижнетагильцы Л.И.Перевалов (род. 1937), В.Н.Наседкин (род. 1954), Т.В.Баданина (род. 1955), Е.А.Бортников (род. 1952), А.А.Штро (род. 1953), С.В.Брюханов (род. 1959); пермяки С.Э.Ковалев (род. 1935), М.В.Тарасова (род. 1933), И.В.Лаврова (род. 1944); челябинцы А.П.Кудрявцев (род. 1938), Н.В.Фокин (род. 1940), В.В.Качалов (род. 1946), П.П.Ходаев (род. 1946), З.Н.Латфулин (род. 1947), Е.А.Щетинкина (род. 1950); оренбуржцы Ю.П.Григорьев (род. 1937), Г.А.Глахтеев (род. 1939), Ю.А.Рысухин (род. 1947), В.В.Газукин (род. 1951), О.В.Окунева (род. 1959); курганцы А.М.Петухов, Г.А. Травников (род. 1937), Н.А.Годин (род. 1930); уфимцы И.К. Газизулин (род. 1946), Д.Н.Ишенгулов (род. 1943), Н.А.Пахомов (род. 1937); ижевцы С.Н.Виноградов (род.1936), В.Б.Кононов (род. 1941), П.В.Елкин (род. 1946), А.Е.Ложкин (род. 1936), В.А.Цибульник (род. 1942), А.Е.Аникин (род. 1947); тюменцы А.С.Новик (род. 1949), Г.А.Юринок (род. 1949), Г.П.Вострецов (род. 1948) и др. Мн. из этих худ. проявили себя в неск. видах творчества, обращались к разл. материалам и техникам. Поднимая острые соц. и экологические проблемы худ. нередко пользовались языком притч и иносказаний. Параллельно с официально признанным иск-вом начал формироваться андеграунд. Его лидерами в Свердл. еще во второй пол. 60-х оказались В.Ф.Дьяченко (род. 1939) и А.А.Таршис (псевд. Ры - Никонова; род. 1942) - концептуалисты т. н. "уктусской школы", в следующие десятилетия наиб. заметными фигурами стали В.Ф.Гаврилов (1948-82) и Е.М.Малахин (псевд. Б.У.Кашкин; род. 1938); в Уфе представления об андеграунде связано с именем М.А.Назарова (род. 1927), позже одного из орг-ров группы "Сары бия" ("Желтая лошадь").

С нач. перестройки и далее в постсов. период перед иск-вом У., как и страны в целом, открываются немыслимые ранее возможности, духовные горизонты, но и возникают новые трудности: прежние формы орг-ции худ. жизни разрушаются, новые еще только складываются: особые задачи встают перед худ. школой, призванной сохранить и развить традиции высокого профессионализма. Альтернативу официального и неофициального иск-ва сменила не менее жесткая: коммерческого и некоммерческого. Последнее переживает сложный период содержательных и формальных поисков.

Лит.: Серебренников Н.Н. Урал в изобразительном искусстве. Пермь, 1959; Павловский Б.В. Художники Свердловска. Л., 1960; Будрина А.Г. Уральский плакат времен гражданской войны. Пермь. 1968; Изобразительное искусство Башкирской АССР: Альбом / Сост. Г.С.Кушнеровская. М., 1974; Поляк А.И. Изобразительное искусство Удмуртии: Библиографический справочник. Ижевск, 1974; Павловский Б.В. Декоративно-прикладное искусство промышленного Урала. М., 1975; Поляк А.И. Художники Удмуртии. Л., 1976; Байнов Л.П. Художники Челябинска. Челябинск, 1979; Художники Советской Башкирии: Справочник / Автор-составитель Э.П.Фенина. Уфа, 1979; Художники Перми: Сб. очерков / Сост. Н.В.Казаринова. Пермь, 1981; Художники Оренбургской области: Библиографический указатель литературы / Сост. Е.В.Гинтер. Оренбург, 1982; Художники Зауралья: Справочник-путеводитель / Автор-составитель А.Д. Львов. Курган, 1985; Медведева Л.С. Художники Оренбургской области. Челябинск, 1985; Шумилов Е.Ф. История искусства Удмуртии: Справочник. Устинов, 1986; История остается с нами: Альбом репродукций произведений художников Удмуртии / Автор-составитель А.И.Поляк. Ижевск, 1988; Казаринова Н.В. Художники Перми. Л., 1987; Авангардные направления в советском искусстве: история и современность. Сб. статей / Составитель и научный редактор И.Болотов. Екатеринбург, 1993; Художественный металл Урала XVIII-XX вв.: Материалы конференции. Екатеринбург, 1993; Егорова А.И., Максяшин А.С. Художники-педагоги Урала XVIII- начала XX в.: Словарь. Екатеринбург, 1994; Художники Тюмени: Юбилейный альбом / Авторы статей А.А.Валов, Н.И. Сезева, Н.Н.Шайхтдинова. Сост. биографических справок Н.И.Сезева. Тюмень, 1994; Новое искусство Тюмени / Составители Г.В.Вершинин, С.М.Перепелкин. Вступительная статья Г.В.Вершинина. Екатеринбург, 1996; Челябинская организация СХ России: Справочник. 1936-1991/Авт.-сост. О.А.Кудзоев. Челябинск, 1996; Семь екатеринбургских художников. Альбом. Екатеринбург, 1999; Чесноков Н.Г. Претворенная в жизнь мечта. Екатеринбург, 2000.

Голынец Г.В., Голынец С.В.


Уральская историческая энциклопедия. - УрО РАН, Институт истории и археологии. Екатеринбург: Академкнига . Гл. ред. В. В. Алексеев . 2000 .

Который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное . В отличие от произведений изящного искусства , предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству , многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.

Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера . Такими произведениями являются: плательные и декоративные ткани, мебель , художественное стекло, фарфор , фаянс , ювелирные и другие художественные изделия.
В академической литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика , текстиль , дерево), по технике выполнения (резьба , роспись, вышивка , набойка , литьё , чеканка , и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, игрушки). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.

«Трельяж», дизайн для обоев (1862)

Виды декоративно-прикладного искусства [ | ]

  • Аппликация - способ получения изображения; техника декоративно-прикладного искусства .
  • Валяние - создание скульптур, аксессуаров и композиций из натуральной шерсти. В зависимости от применяемой техники различают сухое и мокрое валяние. Техника основана на уникальном свойстве шерсти сваливаться - образовывать войлок .
  • Вышивание - искусство украшать самыми разными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как, например: сукно, холст, кожа, до тончайших материй - батиста, кисеи, газа, тюля и прочее. Инструменты и материалы для вышивания: иглы, нитки, пяльцы, ножницы.
  • Вязание - процесс изготовления изделий из непрерывных нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную или на специальной машине.
  • Шитьё - создание на материале стежков и швов при помощи иглы и ниток, лески и тому подобном. Шитьё одно из древнейших технологий производства, возникшее ещё в каменном веке.
  • Ткачество - производство ткани на ткацких станках, одно из древнейших человеческих ремёсел.
  • Ковроткачество - производство ковров.
  • Выжигание - на поверхность какого-либо органического материала при помощи раскалённой иглы наносится рисунок.
  • - один из древнейших и широко распространённых видов обработки материалов.
  • Картины из соломки.
  • Витраж - произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении или интерьере.
  • Декупаж - декоративная техника по ткани, посуде, мебели и прочему, заключающаяся в скрупулёзном вырезании изображений из бумаги, которые затем наклеиваются или прикрепляются иным способом на различные поверхности для декорирования.
  • Лепка , скульптура , - придание формы пластическому материалу с помощью рук и вспомогательных инструментов.
  • Мозаика - формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
  • Плетение - способ изготовления более жёстких конструкций и материалов из менее прочных материалов: нитей, растительных стеблей, волокон, коры, прутьев, корней и другого подобного мягкого сырья.
  • Поделки из спичек и палочек.
  • Роспись:
  • Скрапбукинг - оформление фотоальбомов.
  • Художественная обработка кожи - изготовление из кожи различных предметов как бытового, так и декоративно-художественного назначения.
  • Топиар - искусство создания декоративных деревьев (настольных и напольных) из природного материала и искусственного декора.

Большинство живописных произведений, которые вы видите - это предметы станковой . Этот термин , что картины были написаны на специальном станке - мольберте. Их можно установить в раму, повесить на стену или преподнести в качестве подарка. Другими словами, станковая - это картина, написанная на плоском фоне: бумаге, доске. В этом виде живописи преобладают работы, написанные маслом, но также картины, в которых применяются другие материалы - гуашь и акварель, пастель, тушь, уголь, акриловые краски, цветные карандаши и т.д.
Одним из прикладных видов станковой живописи является театрально-декорационная живопись - эскизы костюмов героев и мизансцен.

Монументальная живопись - роспись зданий

Монументальная живопись не может существовать отдельно от того места, где ее выполняют. Этот вид живописи был очень популярен в 16-19 веках, когда строились величественные храмы, и лучшие художники расписывали их своды. Самый распространенный вид монументальной живописи - это фреска, роспись водными красками по сырой штукатурке.

Также была распространена живопись на сухой штукатурке - секко, но такие произведения хуже сохранились до наших времен. Наиболее известный образец монументальной живописи - это масштабная роспись Сикстинской капеллы, в которой принял участие Микеланджело. По оценкам критиков, фрески капеллы могут быть приравнены к Восьмому чуду света.

Самые древние произведения монументальной живописи - это наскальные росписи первых людей.

Декоративная живопись - прикладное искусство

Декоративная живопись тесно сближается с декоративно-прикладным искусством. Она играет скорее вспомогательную роль в украшении различных предметов. Декоративная живопись - это разнообразные узоры и орнаменты, украшающие предметы быта, мебель, архитектуру. Авторы этого вида живописи могут быть неизвестны - нехитрые росписи крестьянских домов и мебели также относятся к этому виду.

Миниатюрная живопись - милые мелочи

Изначально миниатюрная живопись представляла собой искусство оформления книг. Старинные книги делались с большой тщательностью и были очень дороги. Для их украшения нанимали специальных мастеров, которые красиво оформляли заглавные буквы, обложки и заставки между главами. Такие издания были настоящим произведением искусства. Существовало несколько школ, придерживающихся строгих канонов миниатюрной живописи.

Позже миниатюрой стали называть любые живописные произведения малого масштаба. Они использовались в качестве сувениров и памятных подарков. Несмотря на малые размеры, этот вид живописи требовал большой точности и мастерства. Самыми популярными материалами для сувенирных миниатюр были дерево, кость, камень и металлические пластинки.

Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco - украшаю) - широкий раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.

Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия. В академической литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия (картины из разных сортов дерева) и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.

Виды декоративно-прикладного искусства

ГОБЕЛЕН - (фр. gobelin ), или шпалера , - один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. Ткач пропускает уточную нить через основу, создавая одновременно и изображение, и саму ткань. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона гобелен определяется как «тканый ковёр ручной работы, на котором разноцветной шерстью и отчасти шёлком воспроизведена картина и нарочно приготовленный картон более или менее известного художника».

БАТИК - ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов.

На ткань - шёлк, хлопок, шерсть, синтетику - наносится соответствующая ткани краска. Для получения чётких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв (резервирующий состав, на основе парафина, бензина, на водной основе - в зависимости от выбранной техники, ткани и красок).

Роспись батик издавна известна у народов Индонезии, Индии и др. В Европе - с XX века.

НАБОЙКА - (набивка) - вид декоративно-прикладного искусства; получение узора, монохромных и цветных рисунков на ткани ручным способом при помощи форм с рельефным узором, а также ткань с рисунком (набивная ткань), полученным этим способом.

Формы для набойки изготовляют резные деревянные (манеры) или наборные (наборные медные пластины с гвоздиками), в которых узор набирается из медных пластин или проволоки. При набивке на ткань накладывают покрытую краской форму и ударяют по ней специальным молотком (киянкой) (отсюда название «набойка», «набивка»). Для многоцветных рисунков число печатных форм должно соответствовать числу цветов.

Изготовление набойки - один из древних видов народного декоративно-прикладного искусства, встречающийся у многих народов: Передней и Средней Азии, Индии, Ирана, Европы и других.

Набивка малопроизводительна и почти полностью вытеснена печатанием рисунка на ткани на печатных машинах. Применяется лишь в некоторых кустарных промыслах, а также для воспроизведения крупных рисунков, повторяющаяся часть которых не может уместиться на валах печатных машин, и для расцветки штучных изделий (занавеси, скатерти). Характерные рисунки народной набивки используются при создании современных декоративных тканей.

БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ - вид декоративно-прикладного искусства, рукоделия; создание украшений, художественных изделий из бисера, в котором, в отличие от других техник, где он применяется (ткачество с бисером, вязание с бисером, плетение из проволоки с бисером - так называемых бисерных плетений, бисерной мозаики и вышивки бисером), бисер является не только декоративным элементом, но и конструктивно-технологическим. Все остальные виды рукоделия и ДПИ (мозаика, вязание, ткачество, вышивка, проволочное плетение) без бисера возможны, однако потеряют часть своих декоративных возможностей, бисероплетение же прекратит свое существование. Это связано с тем, что технология бисероплетения носит самобытный характер.

ВЫШИВАНИЕ - общеизвестное и распространенное рукодельное искусство украшать самыми различными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как, например: сукно, холст, кожа, до тончайших материй - батиста, кисеи, газа, тюля и пр. Инструменты и материалы для вышивания: иглы, нитки, пяльцы, ножницы.

ВЯЗАНИЕ - процесс изготовления полотна или изделий (обычно элементов одежды) из непрерывных нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную (вязальный крючок, спицы, игла, вилка) или на специальной машине (механическое вязание). Вязание, как техника, относится к видам плетения.

Вязание крючком

Вязание спицами

МАКРОМЕ - (фр. Macramé , от арабск. - тесьма, бахрома, кружево или от турецк. - шарф или салфетка с бахромой) - техника узелкового плетения.

КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЕ - изготовление сетчатой ткани из плетёных нитяных узоров (льняных, бумажных, шерстяных и шёлковых). Различают кружева, шитые иглой, плетеные на коклюшках, вязаные крючком, тамбурные и машинные.

КОВРОТКАЧЕСТВО – изготовление художественного текстильного изделия, обычно с многоцветными узорами, служащее главным образом для украшения и утепления помещений и для обеспечения бесшумности. Художественные особенности ковра определяются фактурой ткани (ворсовой, безворсовой, валяной), характером материала (шерсти, шёлка, льна, хлопка, войлока), качеством красителей (натуральных в древности и средневековье, химических со второй пол. XIX в.), форматом, соотношением каймы и центрального поля ковра, орнаментальным набором и композицией рисунка, цветовым решением.

КВИЛЛИНГ - Бумагокручение (также квиллинг англ. quilling - от слова quill (птичье перо)) - искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

Готовым спиралькам придаётся различная форма и таким образом получаются элементы квиллинга, называемые также модулями. Уже они и являются «строительным» материалом в создании работ – картин, открыток, альбомов, рамок для фотографий, различных фигурок, часов, бижутерии, заколок и т.д. Искусство квиллинга пришло в Россию из Кореи, но также развито в ряде европейских стран.

Данная техника не требует значительных материальных затрат для начала её освоения. Однако и простым бумагокручение не назовёшь, так как для достижения достойного результата необходимо проявить терпение, усидчивость, ловкость, аккуратность и конечно выработать навыки скручивания качественных модулей.

СКРАПБУКИНГ - (англ. scrapbooking, от англ. scrapbook: scrap - вырезка, book - книга, букв. «книга из вырезок») - вид рукодельного искусства, заключающегося в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов.

Этот вид творчества представляет собой способ хранения личной и семейной истории в виде фотографий, газетных вырезок, рисунков, записей и других памятных мелочей, используя своеобразный способ сохранения и передачи отдельных историй с помощью особых визуальных и тактильных приёмов вместо обычного рассказа. Основная идея скрапбукинга - сохранить фотографии и другие памятные вещи о каких-либо событиях на длительный срок для будущих поколений.

КЕРАМИКА - (др.-греч. κέραμος - глина) - изделия из неорганических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением.

В узком смысле слово керамика обозначает глину, прошедшую обжиг.

Самая ранняя керамика использовалась как посуда из глины или из смесей её с другими материалами. В настоящее время керамика применяется как материал в промышленности (машиностроение, приборостроение, авиационная промышленность и др.), строительстве, искусстве, широко используется в медицине, науке. В XX столетии были созданы новые керамические материалы для использования в полупроводниковой индустрии и др. областях.

МОЗАИКА - (фр. mosaïque , итал. mosaico от лат. (opus) musivum - (произведение) посвящённое музам ) - декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило - на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО - это термин, обозначающий результат и процесс творчества художников-ювелиров, а также всю совокупность созданных ими предметов и произведений ювелирного искусства, предназначенных в основном для личного украшения людей, и изготовленных из драгоценных материалов, таких, как драгоценные металлы и драгоценные камни. Чтобы украшение или предмет можно было однозначно причислить к ювелирике, это украшение должно удовлетворять трём условиям: в этом украшении должен быть использован хотя бы один драгоценный материал, это украшение должно иметь в себе художественную ценность, и оно должно быть уникальным - то есть оно не должно тиражироваться изготовляющим его художником-ювелиром.

В профессиональном жаргоне ювелиров, а также и студентами и учащимися учебных заведений по специальности «ювелирное дело», часто используется жаргонный вариант слова: «ювелирка».

Хотя и считается, что в понятие «ювелирика» входят все ювелирные изделия, изготовленные с применением драгоценных материалов, а в понятие «бижутерия» - ювелирные изделия из недрагоценных материалов, но, как видим, в настоящее время разница между ювелирикой и бижутерией становится несколько размытой, и оценка того, причислить ли данное изделие к ювелирике или же к бижутерии, каждый раз принимается экспертами индивидуально в каждом конкретном случае.

ЛАКОВАЯ МИНИАТЮРА - Миниатюрная живопись на небольших предметах: коробках, шкатулках, пудреницах и др.- это вид декоративно-прикладного и народного искусства. Лаковой такую живопись называют потому, что цветной и прозрачный лаки служат не только полноправными материалами росписи, но и важнейшим средством художественной выразительности произведения. Краскам они добавляют глубину и силу и в то же время смягчают, объединяют их, как бы вплавляя изображение в самую плоть изделия.

Родина художественных лаков - страны Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии: Китай, Япония, Корея, Вьетнам, Лаос, где они известны с глубокой древности. В Китае, например, еще во II тысячелетии до н. э. использовался сок лакового дерева, которым покрывали чашки, шкатулки, вазы. Тогда и зародилась лаковая живопись, достигшая на Востоке высочайшего уровня.

В Европу этот вид искусства проник из Индии, Ирана, стран Центральной Азии, где в XV-XVII вв. была популярна лаковая миниатюра, исполненная темперными красками на предметах из папье-маше. Европейские мастера заметно упростили технологию, начали применять масляные краски и лаки.

В России художественные лаки известны с 1798 г., когда купец П. И. Коробов построил в подмосковном селе Данилкове (позднее оно слилось с соседним селом Федоскиным) небольшую фабрику лакированных изделий из папье-маше. При его преемниках - Лукутиных русские мастера выработали неповторимые приемы федоскинской росписи. Не утрачены они и по сей день.

Палехская миниатюра - народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. д.

Федоскинская миниатюра - вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино.

Холуйская миниатюра - народный промысел, развившийся в селе Холуй Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, кубышки, игольницы и т. д.

Декоративно-прикладное искусство - вид творческой деятельности по созданию предметов быта, предназначенных для удовлетворения утилитарных и художественно-эстетических потребностей людей.

К декоративно-прикладному искусству относятся изделия, выполняемые из разнообразных материалов и с помощью различных технологий. Материалом для предмета ДПИ может служить металл, дерево, глина, камень, кость. Весьма разнообразны технические и художественные приемы изготовления изделий: резьба, вышивка, роспись, чеканка и др. Основная характерная особенность предмета ДПИ - декоративность, заключающаяся в образности и стремлении украсить, сделать лучше, красивее.

Декоративно-прикладное искусство имеет национальный характер. Так как происходит из обычаев, привычек, верований определенного этноса, приближено к укладу его быта.

Важной составляющей декоративно - прикладного искусства являются народно-художественные промыслы - форма организации художественного труда, основанного на коллективном творчестве, развивающем культурную местную традицию и ориентированном на продажу промысловых изделий.

Виды декоративно-прикладного искусства

Рассмотрим подробнее некоторые виды декоративно-прикладного искусства.

Бамтик - ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. Роспись батик издавна известна у народов Индонезии, Индии и др. В Европе - с XX века.

На ткань - шёлк, хлопок, шерсть, синтетику - наносится соответствующая ткани краска. Для получения чётких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв (резервирующий состав, на основе парафина, бензина, на водной основе - в зависимости от выбранной техники, ткани и красок).

Технология: существует несколько видов батика - горячий, холодный, узелковый, свободная роспись. Они отличаются способом резервирования ткани.

Горячий батик. В качестве резерва в горячем батике используется воск. Воск наносится с помощью специального инструмента, называемого чантингом. Места, покрытые воском, не поглощают краску, а также ограничивают её распространение. Горячий батик называется горячим потому, что воск используется в «горячем» расплавленном виде. Этот способ используется в основном для раскрашивания хлопчатобумажной ткани. По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется. Эффект росписи достигается благодаря послойному нанесению краски.

Холодный батик в большей мере используется при нанесении краски на шёлк, хотя возможно использовать и другие ткани. При этом роль резерва выполняет специальный материал. Его можно приготовить в домашних условиях, но есть и готовые резервы. Он представляет собой густую массу резинового происхождения. Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный резерв наносится либо специальными инструментами - стеклянными трубочками с резервуаром, либо используется резервы в тюбиках, которые оснащены удлинённым носиком.

Гобелен (фр. gobelin) - один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. Гобелены ткутся из цветных шёлковых и / или шерстяных нитей отдельными частями, которые затем сшиваются между собой (часто отдельные цветовые пятна). В Брокгаузе и Ефроне гобелен определяется как «тканый ковёр ручной работы, на котором разноцветной шерстью и отчасти шёлком воспроизведена картина и нарочно приготовленный картон более или менее известного художника».Первоначально гобелены, тканые безворсовые ковры, назывались шпалерами.

Резьба по дереву - вид декоративно-прикладного искусства (также резьба является одним из видов художественной обработки дерева наряду с выпиливанием, токарным делом). Современная резьба строгой классификации не имеет, поскольку в одном и том же изделии могут сочетаться разные виды резьбы.Резьба - вид декоративного искусства; способ художественной обработки дерева, камня, кости, терракоты, лака и других материалов путем вырезания.Резьба используется для украшения предметов быта, отделки зданий, создания произведения миниатюрной пластики. Различают объемную, высокорельефную, плоскорельефную, выемчатую, контурную, сквозную и накладную резьбу.

Керамика (др.-греч. кЭсбмпт - глина) - изделия из неорганических, неметаллических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготовляемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением. В узком смысле слово керамика обозначает глину, прошедшую обжиг. Однако современное использование этого термина расширяет его значение до включения всех неорганических неметаллических материалов. Керамические материалы могут иметь прозрачную или частично прозрачную структуру, могут происходить из стекла. Самая ранняя керамика использовалась как посуда из глины или из смесей её с другими материалами. В настоящее время керамика применяется как индустриальный материал (машиностроение, приборостроение, авиационная промышленность и др.), как строительный материал, художественный, как материал, широко используемый в медицине, науке. В XX столетии новые керамические материалы были созданы для использования в полупроводниковой индустрии и др. областях.

Виды керамики. В зависимости от строения различают тонкую керамику (черепок стекловидный или мелкозернистый) и грубую (черепок крупнозернистый). Основные виды тонкой керамики - фарфор, полуфарфор, фаянс, майолика. Основной вид грубой керамики - гончарная керамика.

Фарфор имеет плотный спекшийся черепок белого цвета (иногда с голубоватым оттенком) с низким водопоглощением (до 0,2%), при постукивании издает высокий мелодичный звук, в тонких слоях может просвечивать. Глазурь не покрывает край борта или основание изделия из фарфора. Сырье для фарфора - каолин, песок, полевой шпат и другие добавки.

Фаянс имеет пористый белый черепок с желтоватым оттенком, пористость черепка 9 - 12%. Из-за высокой пористости изделия из фаянса полностью покрываются бесцветной глазурью невысокой термостойкости. Фаянс применяется для производства столовой посуды повседневного использования. Сырье для производства фаянса - беложгущиеся глины с добавлением мела и кварцевого песка.

Полуфарфор по свойствам занимает промежуточное положение между фарфором и фаянсом, черепок белый, водопоглощение 3 - 5%, используется в производстве посуды.

Майолика имеет пористый черепок, водопоглощение около 15%, изделия имеют гладкую поверхность, блеск, малую толщину стенок, покрываются цветными глазурями и могут иметь декоративные рельефные украшения. Для изготовления майолики применяется литьё. Сырье - беложгущиеся глины (фаянсовая майолика) или красножгущиеся глины (гончарная майолика), плавни, мел, кварцевый песок.

Гончарная керамика имеет черепок красно-коричневого цвета (используются красножгущиеся глины), большой пористости, водопоглощение до 18%. Изделия могут покрываться бесцветными глазурями, расписываются цветными глиняными красками - ангобами (см. ангоб). Кухонная и хозяйственная посуда, декоративные изделия.

Вышивание - общеизвестное и распространенное рукодельное искусство украшать самыми разными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как, например: сукно, холст, кожа, древесная кора, до тончайших материй - батиста, кисеи, газа, тюля и пр.

Вышивка, широко распространённый вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются вручную (иглой, иногда крючком) или посредством вышивальной машины на различных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, шёлковыми (чаще цветными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, драгоценными камнями, блёстками, монетами и т.п.

Главные выразительные средства вышивки как вида искусства: выявление эстетических свойств материала (переливчатый блеск шёлка, ровное мерцание льна, сияние золота, блёсток, камней, пушистость и матовость шерсти и т.д.); использование свойства линий и цветовых пятен узора вышивки дополнительно воздействовать ритмически чёткой или прихотливо-свободной игрой швов; эффекты, извлекаемые из сочетания узора и изображения с фоном (тканью или другой основой), близким или контрастным вышивке по фактуре и цвету….

Вязание - процесс изготовления изделий (обычно элементов одежды) из непрерывных нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную (вязальный крючок, спицы) или на специальной машине (механическое вязание). В египетской гробнице найдена вязаная детская обувь, возраст которой более четырех тысяч лет.

Макраме (от арабск. - тесьма, бахрома, кружево или от турецк. - шарф или салфетка с бахромой) - техника узелкового плетения.

Техника этого узелкового плетения известна ещё с древности. По некоторым данным в Европу макраме пришло в VIII-IX веках с Востока. Эту технику знали в Древнем Египте, Ассирии, Иране, Перу, Китае, Древней Греции.

Развитию макраме очень помог парусный флот. Издавна моряки плели сети, сращивали с помощью узлов тросы, оплетали различные конструкции, украшали плетёными покрышками рулевые колёса. Известно около четырёх тысяч морских узлов. Комбинации узлов очень часто бывали необыкновенно сложными. Многие морские узлы благодаря своей красоте и оригинальности перешли в художественное ремесло - макраме. Получаемые узоры отличаются не только красотой, но и прочностью. Недаром один из основных узлов макраме - двойной плоский - в древности называли Геркулесовым узлом.

Материалы для плетения могут быть самыми разными: пеньковая или льняная верёвки, бумажная бечёвка, кордовая или шёлковая леска, льняные, хлопчатобумажные, шёлковые или синтетические нити, плоская тесьма, сизаль. Главное - правильно подобрать узлы. Приспособления-струбцины небольших размеров, для крепления к столу - поролоновая подушка или кусок пенопласта (для плетения изделий неправильной формы), прикрепляемые к столу или спинке стула - металлические кольца для изготовления кашпо и абажуров.

Ювелирика - это термин, обозначающий результат и процесс творчества художников-ювелиров, а также всю совокупность созданных ими предметов и произведений ювелирного искусства, предназначенных в основном для личного украшения людей, и изготовленных из драгоценных материалов, таких, как драгоценные металлы и драгоценные камни. Чтобы украшение или предмет можно было однозначно причислить к ювелирке, это украшение должно удовлетворять трём условиям: в этом украшении должен быть использован хотя бы один драгоценный материал, это украшение должно иметь в себе художественную ценность, и оно быть уникальным-то есть оно не должно тиражироваться изготовляющим его художником-ювелиром.Ювелирные изделия иногда используются не только как средство украшения, но и как средство для хранения или инвестирования своего капитала, а также применяются функционально, например, в виде заколок для удержания причёски или складок одежды.

Мозамика (фр. mosaпque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum - (произведение) посвящённое музам) - декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило - на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

Декупаж. Еще одна декоративная техника создания узора на ткани - декупаж. Метод заключается в тщательном вырезании изображения, которое потом может наклеиваться на любые поверхности. Стоит отметить, что перед началом работ ткань обязательно нужно постирать: так узор будет держаться прочно. Перед тем, как произвести декупаж, поверхность нужно обработать специальным клеем. Этим же клеем покрывается наложенный на поверхность тканевый узор. На заключительной стадии работы изделие необходимо прогладить утюгом с изнаночной стороны.

«Флорийская мозаика - это техника создание картин, в которой используются только клей и кусочки листьев различных деревьев и травинок. Здесь нет ни единого мазка краски, ни тончайшего штриха карандаша. Эти картины написаны листьями, а не просто умело составлены из природного подручного материала, как это принято в прикладной флористике.

Эту технику придумал и дал ей название - художник Юрков Александр Николаевич. Тончайшей гаммой оттенков могут быть переданы в его картинах и прохлада переливчатой лесной речушки, и новизна первого выпавшего снега, и узнаваемые черты лица любимого, родного человека.

Хохлома - в наше время технология отделки хохломских изделий продолжает привлекать многих мастеров декоративно-прикладного искусства. Изготавливают хохломские изделия из древесины местных лиственных пород - липы, осины, березы. Из просушенного дерева - тонкомерных «стульчиков», распиленных на толстые плахи «кряжей», вытесывают болванки и «чураки». В токарном цехе массивная заготовка превращается в задуманное изделие, «чурак». Выточенное изделие еще раз сушат и только потом оно попадает к отделочникам, подготавливающим его к росписи. Иногда одно изделие до трех десятков раз проходит через руки мастера-отделочника.

Хохломской росписи свойственны два типа письма и тесно связанные с ними класса орнамента - «верховой» и «фоновый». «Верховая» роспись наносится пластичными штрихами на металлизированную поверхность, образуя свободный ажурный рисунок. Классическим примером верхового письма является «травка», или «травная роспись» с красными и черными кустиками, стебельками, создающими своеобразный графический рисунок на золотом фоне.