Особенности прочтения романа обломов в xx веке. Обломов и обломовщина как явление русской жизни


Художественные особенности романа Гончарова «Обломов»

Роман «Обломов» был написан Иваном Александровичем Гончаровым в середине 19 века. В нем автор затрагивает актуальную тему своего времени – крепостное право. Люди видят, что оно изжило себя. Должно произойти переустройство общества, потому что крепостное право больше не сможет дать стране прогрессивного развития.
Раскрыть весь исторический процесс Гончаров не в силах. Вот почему он показывает это на примере типа Обломовых.
Помещик Илья Ильич Обломов – главный герой романа «Обломов». Детство его проходило в деревне Обломовка. Жизнь обломовцев была природоподобна. Из нее, как и из окружающей их жизни, изъяты были всякие движения. Весь воспитательный надзор за сыном сводится к ограждению его от ярких впечатлений, от какого-либо напряжения. В обломовской жизни нет места подлинной духовности. Единственная форма духовного бытия, доступная, обломовцам – сказки, легенды, мифы. Развивая мечтательность, сказка больше привязывала Илюшу к дому, вызывая бездействие.
В детстве Обломов не мог сам одеться, ему всегда помогали слуги. Будучи взрослым, он тоже прибегает к их помощи. В романе Гончаров описывает слугу Обломова по имени Захар.
Обломов лежит на диване и ничего не делает. Он знает, что «у него есть Захар и ещё триста Захаров». Отсюда и рождается обломовщина – бездействие. Страна не получает дальнейшего развития. В итоге получается, что крепостное право губит Россию.
Ольга Ильинская и Штольц стараются исправить Обломова. Они заставляют его работать. Но всё напрасно. Нельзя переделать человека, если его лень, бездействие, апатия ко всему, что делается на свете, заложены с детства в его характере и поступках.
Всё это ещё раз доказывает то, что крепостное право не должно больше существовать в стране России нужно что-то такое, что, может быть, исправит таких людей, как Обломов.
Раскрывая художественные особенности романа, нужно обратить внимание на его композицию. Роман состоит из четырёх частей.
В первой части раскрывается картина жизни Обломова. Герой вписан в неподвижный бытовой интерьер, данный во, всей полноте его примет и деталей. Здесь совершается представления героя читателю.
Во второй части – повествование теряет статичность. Появляется Ольга Ильинская, грядет любовная драма. В драматическом действии развертывается подлинный характер главного героя.
В третьей части рассказывается об испытаниях любви. Обнаружилась вся уязвимость обломовского романтического чувства.
В четвертой части любовный роман завершился. Всё последующее – «комментарии» к нему, прояснение сути драмы.
Почему роман состоит именно из четырёх частей? Больше Гончарову не надо. Одна часть – описание жизни героя, вторая – описание подлинного характера Обломова, третья – описание чувств героя, четвертая – возвращение героя к повседневной жизни. Гончарову хватает четырех частей, чтобы доказать, что нет возможности изменить обломовский характер.
В конце первой части автор помещает «Сон Обломова». В этом эпизоде описывается детство героя, его воспитание. Все это помогает узнать характер Обломова. Почему Гончаров помещает этот эпизод именно в конце первой части? Автор хотел познакомить нас с героем в начале романа, чтобы в дальнейшем, читая роман, мы могли сравнивать истинный характер героя с дальнейшим старанием измениться.
Почему именно такая композиция помогает автору раскрыть тему крепостного права? Потому что Гончаров в четвертой части сводит на нет все старания к улучшению жизни. Это доказывает то, что России нужно переустройство общества.
Даже через мелкие подробности быта автор раскрывает глубокую тему. Халат, диван, тапочки, локти – эти детали специально укрупнены. Они становятся символами привязанностей Обломова. «Халатную» тему раскрывал не только Гончаров, но и многие другие поэты и писатели. Каждый автор старался отразить в своём произведении эту тему.
Гончаров умело использует описание отдельных предметов в обстановке, окружающей героя. Описание его вещей способствует раскрытию основной мысли романа. Гончаров, как и Гоголь, через деталь показывает характер героя, основную мысль романа.
Гончаров и через образы доводит тему до нас.
К Обломову приходил писатель – Пенкин, который предлагал ему прочитать свои статьи. Но Обломов их не читал, а говорил Пенкину, что тот только обличает, показывает грязь, радуется от этого. Обломов сказал: «Где же человечность-то?.. Протяните руку падшему человеку, чтоб поднять его, или горько плачьте над ним, если он гибнет, а не глумитесь. Любите его, помните в нем самого себя, и обращайтесь с ним, как с собой, – тогда я стану вас читать и склоню перед вами голову». Гончаров тем самым обращается к другим писателям, чтобы они не критиковали крепостное право, а, наоборот, предлагали выход из этой ситуации, искали новые пути преобразования России. В «Обломове» Гончаров только доказывает, что России нужно измениться. Он не критикует крепостное право. Но и пока ничего не предлагает. Я думаю, что Гончаров специально хотел сначала настроить, убедить народ, чтобы тот ему в дальнейшем помог найти путь переустройства общества.
В названии романа тоже лежит небольшой смысл. Гончаров сначала хотел назвать роман «Обломовщина». Но почему всё-таки назвал «Обломов»?
Мне кажется, потому, что под словом «обломовщина» понимается вся Россия. Но не вся страна была обломовщиной. Не все помещики были такими, как Обломов. Это один из типов помещика. Но ведь всё могло прийти к тому, что у власти стояли бы Обломовы. А если такие люди будут править страной, то страна не будет стремиться к лучшему, к прогрессу.
Благодаря мастерству Гончарова, перед нами роман, который нам, потомкам, позволяет увидеть, какие мысли занимали россиян сто пятьдесят лет назад, как народ решал государственные проблемы. И такие писатели-художники, как Гончаров, Гоголь помогают поколению двадцать первого века узнать характер русского народа через художественные описания быта одного героя, символизируя им, русский народ в определенную эпоху времени.
Гончаров – мастер слова, который может только с помощью одного пера показать нам начало девятнадцатого века. М попадаем туда, как наяву. Русский народ должен знать историю Отечества. Писатели помогают нам в этом. И мы должны сказать им: «Спасибо!».

Роман «Обломов» был написан Иваном Александровичем Гончаровым в середине 19 века. В нем автор затрагивает актуальную тему своего времени – крепостное право. Люди видят, что оно изжило себя. Должно произойти переустройство общества, потому что крепостное право больше не сможет дать стране прогрессивного развития.

Раскрыть весь исторический процесс Гончаров не в силах. Вот почему он показывает это на примере типа Обломовых.

Помещик Илья Ильич Обломов – главный герой романа «Обломов». Детство его проходило в деревне Обломовка. Жизнь обломовцев была природоподобна. Из нее, как и из окружающей их жизни, изъяты были всякие движения. Весь воспитательный надзор за сыном сводится к ограждению его от ярких впечатлений, от какого-либо напряжения. В обломовской жизни нет места подлинной духовности. Единственная форма духовного бытия, доступная, обломовцам – сказки, легенды, мифы. Развивая мечтательность, сказка больше привязывала Илюшу к дому, вызывая бездействие.

В детстве Обломов не мог сам одеться, ему всегда помогали слуги. Будучи взрослым, он тоже прибегает к их помощи. В романе Гончаров описывает слугу Обломова по имени Захар.

Обломов лежит на диване и ничего не делает. Он знает, что «у него есть Захар и ещё триста Захаров». Отсюда и рождается обломовщина – бездействие. Страна не получает дальнейшего развития. В итоге получается, что крепостное право губит Россию.

Ольга Ильинская и Штольц стараются исправить Обломова. Они заставляют его работать. Но всё напрасно. Нельзя переделать человека, если его лень, бездействие, апатия ко всему, что делается на свете, заложены с детства в его характере и поступках.

Всё это ещё раз доказывает то, что крепостное право не должно больше существовать в стране России нужно что-то такое, что, может быть, исправит таких людей, как Обломов.

Раскрывая художественные особенности романа, нужно обратить внимание на его композицию. Роман состоит из четырёх частей.

В первой части раскрывается картина жизни Обломова. Герой вписан в неподвижный бытовой интерьер, данный во, всей полноте его примет и деталей. Здесь совершается представления героя читателю.

Во второй части – повествование теряет статичность. Появляется Ольга Ильинская, грядет любовная драма. В драматическом действии развертывается подлинный характер главного героя.

В третьей части рассказывается об испытаниях любви. Обнаружилась вся уязвимость обломовского романтического чувства.

В четвертой части любовный роман завершился. Всё последующее – «комментарии» к нему, прояснение сути драмы.

Почему роман состоит именно из четырёх частей? Больше Гончарову не надо. Одна часть – описание жизни героя, вторая – описание подлинного характера Обломова, третья – описание чувств героя, четвертая – возвращение героя к повседневной жизни. Гончарову хватает четырех частей, чтобы доказать, что нет возможности изменить обломовский характер.

В конце первой части автор помещает «Сон Обломова». В этом эпизоде описывается детство героя, его воспитание. Все это помогает узнать характер Обломова. Почему Гончаров помещает этот эпизод именно в конце первой части? Автор хотел познакомить нас с героем в начале романа, чтобы в дальнейшем, читая роман, мы могли сравнивать истинный характер героя с дальнейшим старанием измениться.

Даже через мелкие подробности быта автор раскрывает глубокую тему. Халат, диван, тапочки, локти – эти детали специально укрупнены. Они становятся символами привязанностей Обломова. «Халатную» тему раскрывал не только Гончаров, но и многие другие поэты и писатели. Каждый автор старался отразить в своём произведении эту тему.

Гончаров умело использует описание отдельных предметов в обстановке, окружающей героя. Описание его вещей способствует раскрытию основной мысли романа. Гончаров, как и Гоголь, через деталь показывает характер героя, основную мысль романа.

Гончаров и через образы доводит тему до нас.

К Обломову приходил писатель – Пенкин, который предлагал ему прочитать свои статьи. Но Обломов их не читал, а говорил Пенкину, что тот только обличает, показывает грязь, радуется от этого. Обломов сказал: «Где же человечность-то?.. Протяните руку падшему человеку, чтоб поднять его, или горько плачьте над ним, если он гибнет, а не глумитесь. Любите его, помните в нем самого себя, и обращайтесь с ним, как с собой, – тогда я стану вас читать и склоню перед вами голову». Гончаров тем самым обращается к другим писателям, чтобы они не критиковали крепостное право, а, наоборот, предлагали выход из этой ситуации, искали новые пути преобразования России. В «Обломове» Гончаров только доказывает, что России нужно измениться. Он не критикует крепостное право. Но и пока ничего не предлагает. Я думаю, что Гончаров специально хотел сначала настроить, убедить народ, чтобы тот ему в дальнейшем помог найти путь переустройства общества.

В названии романа тоже лежит небольшой смысл. Гончаров сначала хотел назвать роман «Обломовщина». Но почему всё-таки назвал «Обломов»?

Мне кажется, потому, что под словом «обломовщина» понимается вся Россия. Но не вся страна была обломовщиной. Не все помещики были такими, как Обломов. Это один из типов помещика. Но ведь всё могло прийти к тому, что у власти стояли бы Обломовы. А если такие люди будут править страной, то страна не будет стремиться к лучшему, к прогрессу.

Благодаря мастерству Гончарова, перед нами роман, который нам, потомкам, позволяет увидеть, какие мысли занимали россиян сто пятьдесят лет назад, как народ решал государственные проблемы. И такие писатели-художники, как Гончаров, Гоголь помогают поколению двадцать первого века узнать характер русского народа через художественные описания быта одного героя, символизируя им, русский народ в определенную эпоху времени.

Гончаров – мастер слова, который может только с помощью одного пера показать нам начало девятнадцатого века. М попадаем туда, как наяву. Русский народ должен знать историю Отечества. Писатели помогают нам в этом. И мы должны сказать им: «Спасибо!».

Тема: Художественное своеобразие романа И.А. Гончарова "Обломов" 10 класс 22.10.2015г.

Цели:

    обобщить материал, известный по предыдущим урокам, о художественных особенностях

    определить своеобразие стиля и языка произведения;

    формировать умение анализировать текст и делать выводы.

На доске цитата: «Автор «Обломова», вместе с другими первоклассными представителями родного искусства, – есть художник чистый и независимый, художник по призванию и по всей целостности того, что им сделано. Он реалист, но его реализм постоянно согрет глубокой поэзией…»
(А. В. Дружинин «Обломов». Роман И. А. Гончарова»)

I. Слово учителя

Современный Гончарову критик Александр Васильевич Дружинин отмечает важную черту таланта писателя – реализм, согретый глубокой поэзией. Эта целостность является художественным достоинством романа. Поэтому цель урока – найти и показать художественные особенности романа «Обломов», раскрывающие психологию героев, доказав тем самым правоту критика.

II. Беседа

Произведение Гончарова – замечательный образец социально-психологического и философского романа, в котором исчерпывающе полно и глубоко дана характеристика «обломовщины».
Что характерно для этого жанра?

Это философский роман, в котором даны три типа жизненной философии:

    жизнь-суета (гости Обломова);

    Обломовка (и дом Пшеницыной, как своеобразное продолжение Обломовки);

    Жизнь Андрея Штольца.

Главный герой Обломов сталкивается со всеми типами жизненных философий. К какому типу можно отнести жизнь Обломова?
Главный вопрос романа – философский: в чём смысл и содержание человеческой жизни. Дал ли ответ на этот вопрос Гончаров?

Нет, он только показал три типа жизненной философии, поэтому для романа характерен объективизм – явление, когда писатель не высказывает прямо своей позиции в произведении. Он показывает несколько точек зрения, а выбирать между ними должен сам читатель. Автор рассматривает личность в контексте эпохи, выявляет влияние на формирование человека всего, что его окружает. Гончаров сказал об интересе не к личности как таковой, но к «истории души человеческой», т.е. личность он понимает не как нечто неизменное. Для автора человек интересен в динамике его духовного развития, ибо душа и характер человека формируются всю жизнь в постоянной борьбе: с одной стороны, согласно его собственным желаниям и убеждениям, с другой – обществом и эпохой. Образ Обломова воистину глубок и объёмен именно потому, что автор исследует и психологию своего героя и рассматривает его как социальное явление. Психологизм романа заключён в раскрытии внутреннего мира героев. Для раскрытия характера героев Гончаров использует самые разнообразные приёмы.

Художник только тогда создаёт правдивый образ, когда он вполне верен действительности. Критика всегда отмечала исключительное мастерство Гончарова в изображении быта .
Приведите примеры описания быта героев.

а) Петербургская квартира Обломова (часть первая, глава 1) б) Патриархальная Обломовка (часть первая, глава 9) в) Хозяйственная атмосфера в доме Пшеницыной (часть четвёртая, глава 1) Описание квартиры Обломова дано Гончаровым со всеми характерными деталями, указывающими на пассивность и апатию хозяина, на его полную бездеятельность, бесхозяйственность, на духовное умирание и распад его личности. Писатель умеет обрисовать быт эпохи такими яркими и выразительными красками, что читатель не только видит этот быт, но как бы чувствует, осязает его. Описание быта дышит у Гончарова такой жизненной правдой и естественностью, что со страниц романа, как живая, встаёт обломовская Русь. Взглянув на обломовщину объективно, Гончаров сумел обнажить её социальную никчёмность и растлевающее влияние на человека.

В связи с полнотой и тщательностью зарисовки быта у Гончарова стоит его внимание к деталям и изображаемого быта. Н. А. Добролюбов отмечает: «Мелкие подробности, беспрерывно вносимые автором и рисуемые им с любовью и с необыкновенным мастерством, производят наконец какое-то обаяние».
Назовите детали быта, выросшие в настоящие символы. Какую роль играют эти художественные детали?

Символическое звучание приобретает халат «из персидской материи, настоящий восточный халат», а также ветка сирени , которые много раз упоминаются в романе. Халат имел для Обломова «тьму неоценимых достоинств» (часть первая, глава 1), так как соответствовал вполне роду «занятия» своего владельца – лежанию на диване. Как символ постыдного безделья упоминает халат Ольга: «A?propos, где ваш халат? – Какой халат? У меня никакого не было», – обижается Обломов, забросивший некогда любимую вещь, как только с него спала душевная апатия (часть вторая, глава 9). Глубоко символично то, что «возвращает» в жизнь Ильи Ильича удобный для ничегонеделанья халат вдова Пшеницына: «Ещё я халат ваш достала из чулана… его можно починить и вымыть, материя такая славная! Он долго прослужит» (часть четвёртая, глава 5). И хоть Обломов отказывается от этой услуги – «я его не ношу больше» - у читателя появляется предчувствие, что Илья Ильич не устоит перед соблазном возвращения к прежней жизни. Так и случилось – герой остаётся на Выборгской стороне в доме у вдовы до конца своих дней, где и халат на нём «истаскался, и как ни заботливо зашивались дыры на нём, но он расползался везде и не по швам: давно надо было новый» (часть четвёртая, глава 5). Взаимоотношения халата и Обломова – отношения господина и раба. Ветку сирени сорвала Ольга Ильинская во время свидания с Обломовым (часть вторая, глава 6). Как намёк на взаимность и надежду на возможность счастья, активной жизни. Обломов поднял её и на следующую встречу (вечером) явился с этой веткой в руке (часть вторая, глава 7). Как символ оживления, расцветающего чувства вышивает сирень Ольга по канве, делая вид, что узор «выбрала наугад» (часть вторая, глава 8). Однако и на следующем свидании она «мимоходом сорвала ветку сирени, не глядя на него, подала ему». – Что она значит? – Цвет жизни <…> Жизнь опять отворяется мне, – говорил он как в бреду, – вот она, в ваших глазах, «во весь рост, с веткой сирени в руках» (часть вторая, главы 8, 9). Для героев романа любовь звучала в Castadiva, «носилась в запахе сиреневой ветки» (часть вторая, глава 10). Так герои сами определяют символический смысл ветки сирени. Когда же жизнь «затворилась» для Обломова, воспоминание о ветке сирени становится для него мучительным укором (часть четвёртая, глава 2). О ветках сирени как символе продолжающейся жизни упоминает автор и в заключительных строках: «Ветки сирени, посаженные дружеской рукой, дремлют над могилой, да безмятежно пахнет полынь…» (часть четвёртая, глава 10). Т.о., Гончаров показал в романе глубокую связь вещей с психологией героев.
– И. А. Гончаров – первоклассный портретист.
Портреты так выразительно обрисованы, что герои встают в представлении читателя как живые. Найдите в тексте портреты главных героев, определите их роль.

Портрет Обломова (часть первая, глава 1): белые руки, мягкие плечи и тучность характеризуют его барскую изнеженность, отсутствие всякой определённой мысли на лице выявляет его беспечность, пассивное отношение к жизни, отсутствие живой ищущей мысли и привычки трудиться; подбором метких глаголов Гончаров сумел показать, что Обломов не привык думать о чём-либо серьёзном, не привык целеустремлённо работать; он живёт бездумно и беспечно за счёт своих «трёхсот Захаров». Неоднократно автор подчёркивает «мягкость» Ильи Ильича, «мягкость, которая была господствующим выражением не лица только, а всей души», «мягкие плечи, мягкие движения», туфли его «мягкие и широкие». В манере описания, в подборе деталей портрета у Гончарова обнаруживается гоголевская традиция: подробное описание лица, одежды, раскрытие характера через внешние детали. Контрастен портрет Штольца (часть вторая, глава 2): составленная из костей, мускулов и нервов фигура Штольца подчёркивает в нём энергичный склад натуры дельца, силу, спокойствие, уверенность. Портрет Ольги (часть вторая, глава 5): отметив, что Ольга в строгом смысле не была красавицей, автор замечает, что «если бы её обратить в статую, это была бы статуя грации и гармонии». Ольга обаятельна, как пушкинская Татьяна. Каждая деталь в её портрете, нос, губы и т.п. – признак какого-либо внутреннего качества. Противоположен портрет Пшеницыной (часть третья, глава 2): в отличие от поэтического портрета Ольги это портрет бытовой: бесцветность лица с простодушными глазами, простота, скромность. Ср.: если Ольга – статуя грации и гармонии, то бюст Агафьи Матвеевны – это модель крепкой, здоровой груди (что-то приземлённое). Т.о., портрет является средством создания образа литературного героя.

Мастерство писателя проявляется и в создании внутреннего монолога героя. Найдите в тексте примеры внутренних монологов.

1) Часть первая, глава 6: «Ему доступны были наслаждения высоких помыслов» до слов: «…оказывает подвиги добра и великодушия». Отметим способ передачи мыслей героя словами, которые свойственны именно ему. Например: «Случается и то, что он исполнится презрением к людскому пороку, ко лжи, и клевете, к разлитому в мире злу и разгорится желанием указать человеку на его язвы, и вдруг загораются в нём мысли… в одну минуту быстро изменит две-три позы, с блистающими глазами привстанет до половины на постели, протянет руку и, озираясь кругом… Вот-вот стремление осуществится, обратится в подвиг… и тогда, господи! Каких чудес, каких благих последствий могли бы ожидать от такого высокого усилия!..» Читателю ясно, что слова господи, благих, чудес, высокого усилия выражают мысли героя, но они сливаются в единое целое со словами автора. Рассказывая «предысторию» своего героя, писатель использовал приём «необоснованно-прямой речи» для раскрытия психологии Обломова. Он показал ненужность Обломова для общества, его неспособность к серьёзному делу, неумение делать что-нибудь серьёзное. Обломов мог вспыхнуть, загореться желанием, но никогда не приводил в исполнение своих желаний, никогда слово у него не становилось делом. Таким приёмом Гончаров глубоко и реально раскрывает душевный мир, психологию Обломова, которому суждены «благие порывы, но совершить ничего не дано».

2) Часть вторая, глава 5: монолог Обломова, в котором решался философский вопрос: «Быть или не быть!», «Теперь или никогда!», показывает нам героя размышляющего, ищущего свой путь в жизни, пытающегося заставить себя изменить свою жизнь.

К пейзажу Гончаров обращается редко, но в описании его язык ясен и выразителен. Приведите примеры пейзажей в романе. С помощью каких художественных средств автору удаётся передать состояние природы? Каковы функции пейзажа в романе?

1) Часть первая, глава 9: в описании патриархальной деревенской обстановки чувствуется влюблённость Гончарова в красоту русской природы, в её мягкие тона и краски (ср.: величественные картины природы в Швейцарии или Крыму не привлекают внимания автора). 2) Часть вторая, глава 9: восприятие Ольгой природы во время любви к Обломову: всё отвечает её настроению. 3) Часть вторая, глава 10: чувства влюблённого Обломова обостряются, он замечает то, чего никто не видит: природа живёт невидимой деятельной жизнью, а кажется, что кругом покой и тишина. Во второй части романа изображаются нравственное пробуждение Обломова и его светлые мечты под влиянием любви к Ольге. И пейзажи этой части радостны и светлы. 4) Часть третья, глава 12: но вот у Обломова произошёл разрыв с Ольгой, которым он потрясён. И природа как бы оттеняет его внутреннее состояние. Вот так же холодным снегом засыпано счастье Обломова. Часть четвёртая, глава 1: этот мотив снега связывает третью и четвёртую части романа. Т.о., пейзаж у Гончарова обычно соответствует настроениям героев.

Ощущению глубинной сущности характера Обломова способствует очевидный фольклорно-сказочный фон романа.

Фольклоризм «Обломова» переводит содержание романа из области только социальных проблем («обломовщина» и герой как вырождение дворянского класса) в сферу философско-этических и национальных проблем жизни. Роман воспринимается как своего рода «большая сказка». В мировосприятии и характере русского человека, как видится это Гончарову, многое обусловлено древними сказочными представлениями: «И поныне русский человек среди окружающей его строгой, лишённой вымысла действительности любит верить соблазнительным сказаниям старины, и долго, может быть, ещё не отрешиться ему от этой веры». Почти сказочная жизнь в Обломовке: «Сказка не над одними детьми в Обломовке, но и над взрослыми до конца жизни сохраняет свою власть». Но Обломовка – это ещё и сонное сказочное царство: «Это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти». Мотив сна вводит нас в русскую сказочную старину, что заставляет и образ главного героя рассматривать в этом контексте.

Что рассказывает няня маленькому Илюше? С какими героями он ассоциируется? (часть первая, глава 9).

Есть добрая волшебница в виде щуки, она выберет лентяя, который женится на красавице и будет ходить в серебре, он попадёт в царство, где реки молока и мёда. Илья Ильич ассоциируется с мудрым сказочным дураком и лентяем Емелей. Обломов не просто лентяй и дурак, это мудрый лентяй, он – тот лежачий камень, под который вопреки пословице вода в конце концов всё-таки потечёт. Как и положено сказочным дуракам, Обломов не умеет и не хочет предпринять ничего наступательного, в отличие от других, которые что-то замышляют, суетятся, лезут из кожи вон и в итоге никуда не поспевают. Обломову не надо карабкаться на заморские золотые горы, всё рядом, всё готовое, лишь протяни руку. Сказка у Обломова смешалась с жизнью, он жил в фантастическом мире сказочных образов, где все ничего не делают. Также ассоциируется Обломов и с богатырём Ильёй Муромцем, который тридцать лет «сиднем сидел». В роман вводится и былинный мотив «бессильного богатыря». Как отмечают исследователи, Илья Обломов относится к Илье Муромцу как возможность к воплощению, как реальность к идеалу: Илья Муромец преодолевает своё бессилие, готовясь к богатырскому служению Отечеству, а Илья Обломов, решив, что его деятельность и жизнь «кроются в нём самом», так и не смог встать с печи-дивана. Т.о., сон Обломова – это программа его судьбы.

Подготовленный учащийся сообщает:

Речевая характеристика – характеристика героя литературного произведения через его речь, в которой проявляются слова и обороты, указывающие на его род деятельности, социальную принадлежность, особенности воспитания, культурный уровень, степень образованности (А.Б. Есин, М.Б. Ладыгин, Т.Г. Тренина «Школьный словарь литературных терминов и понятий. 5–9 кл./ под. ред. М.Б. Ладыгина. – М.: Дрофа, 1995. – С. 46.)

Исходя из этого термина-определения, проследите за речью главных героев романа. Указывает ли их речь на то, о чём говорится в определении?

Анализ 1, 8 глав первой части.

Глава 1, часть первая.
Отрывки: от слов «Он стоял в полуоборот среди комнаты» до слов «Я встану сам пойду» от слов «И, дожидаясь ответа, Захар пошёл было вон» до слов: «… так и не оберёшься хлопот»; от слов «Я забыл вам сказать, – начал Захар» до слов «Трогает жизнь, везде достаёт».
Эти диалоги ещё глубже раскрывают пассивность Обломова, стремление сохранить покой хотя бы на один день: «Жизнь трогает», – говорит он с сокрушением, когда надо переехать на другую квартиру и когда староста присылает письмо с сообщением, что «доходу стало поменее». Эти сообщения Обломов называет несчастьями. Слово переехать имеет для Обломова страшный смысл. Что значит переехать?
Глава 8, часть первая.
Отрывок: от слов «Не вникнул, так слушай, да разбери, можно переезжать или нет» до слов «… или потеряно, или забыто на старой квартире: беги туда…»
Обломова пугает всё, что нарушает спокойное течение жизни. Переехать – это значит «уйти на целый день да так одетый с утра и уходи» (одетый – это значит не в халате и туфлях без задков, а Обломов «одеваться отвык»). Это значит ломка, шум… Хочешь сесть, да не на что; до чего ни дотронулся – выпачкался; всё в пыли», – даже мыль об этом страшна для Обломова.
Отрывок: от слов «Захар! – протяжно и торжественно крикнул он» до слов: «Неблагодарные! – с горьким упрёком заключил Обломов».

Анализ слов Обломова о «другом», обращённых к Захару.

1. Как язык персонажей служит средством характеристики образов? Какие слова Обломова раскрывают его понятие о жизни, о счастье, о человеческом достоинстве? В чём видит Обломов разницу между собой и «другими»?
2. В какой форме выражает Обломов свои желания? Как это можно объяснить?
3. В чём состоит идеал жизни Обломова? Какими словами выражает Обломов свои мечты о жизни в деревне?

Приёмами раскрытия образа являются описание взаимоотношений действующих лиц, диалоги и монологи персонажей, особенности их речи – речевые характеристики. Язык Обломова и Захара служит средством типизации и индивидуализации образа. Раскрывает типичные черты через индивидуальное, конкретное. Слова Обломова характеризуют его представления о жизни, счастье, человеческом достоинстве, – представления, веками сложившиеся в среде дворян, привыкших жить за счёт крепостных и видевших человеческое достоинство в бездеятельной, беспечной жизни, в сохранении покоя.
Сознание своего барского превосходства над всеми окружающими заставляет Обломова понимать по-своему слово другой , сказанное нечаянно Захаром. В сравнении себя с другими Илья Ильич видит высшую ступень неуважения к своей особе. «Вот ты до чего договорился!» – с возмущением восклицает он. В низведении его Захаром до степени «других» он видит нарушение прав своих на исключительное предпочтение Захаром особы барина. В понимании Обломовым слова другой выражается его барское высокомерие, его понятие смысле и цели жизни, его мораль.
Речью главного героя Гончаров раскрывает его сущность, его душевные черты: и его барские наклонности, и душевную мягкость, и искренность, и способность на глубокое чувство и высокие переживания.
Т.о., речевая характеристика используется, чтобы оттенить индивидуальные особенности персонажей. Она органически связана с чертами внутреннего облика героев.

Один из моментов, на который обращаем внимание, – это часто звучащий мотив «Casta diva» из оперы Винченцо Беллини «Норма» (1831 г.). После исполнения Ольгой арии Обломову грезилась идеальная женщина. (Зачитать 1-3 абзацы главы 6, части второй. Звучит музыка.)

Почему же именно эту арию Гончаров вводит в роман?

(Подготовленный учащийся сжато рассказывает либретто оперы В. Беллини «Норма»)

Норма во имя всепоглощающей великой любви восходит на костёр. А когда во время разговора с Ольгой у Обломова закрадывается сомнение, любит ли его Ольга или только выходит замуж, между ними происходит диалог. (Зачитать от слов «Но есть другой путь к счастью», – сказал он…» и до конца главы 12, второй части).
Мы видим, что Ольга на вопрос Обломова, могла ли она пожертвовать своим спокойствием, ступив на определённый путь, во имя любви, отвечает: «Разве нам нужен этот путь?», «Никогда, ни за что!».

Какая связь между оперой В. Беллини и теми отношениями, которые связывали Обломова и Ольгу?

Ольга была уверена, что на пути, который предлагал ей Обломов, «впоследствии всегда… расстаются». Когда же произошёл разрыв между героями, инициатором которого была Ольга, Обломов долго болел, и Ольгу едва удалось спасти. Вот вам костёр и Норма, о которых Ольга говорила когда-то: «Я не пойду никогда этим путём».

III. Выводы

Итак, какой же план урока можно составить? О каких художественных особенностях романа И. А. Гончарова шла беседа?

1. Своеобразие жанра: социально-психологический и философский роман.
2. Быт, деталь.
3. Психологический портрет.
4. Внутренний монолог.
5. Пейзаж.
6. Фольклорно-сказочные мотивы.
7. Речевая характеристика.
8. Музыкальный мотив «Casta diva».

IV. Заключительное слово учителя

Однако художественное своеобразие романа «Обломов» гораздо шире. Гончаров использует различные способы «самораскрытия» героя: исповедь Обломова, письмо, самохарактеристика, программные выступления героя по вопросам общественным, литературным, идеологическим, диалоги с другими героями, глубоко и тонко душа Ильи Ильича раскрывается в любви.
Современный критик И. Золотусский пишет: «Гончаров – самый спокойный из гениев русской литературы. Гений в России – натура мятущаяся, однако проза Гончарова походит на Волгу в её срединном течении, ровное зеркало воды, уходящее к горизонту.
Гончаров не оспаривает ни церкви, ни власти. Его идеал – норма. Гончаров подарил нам роман «Обломов». Всё в этом произведении – взвешенность и равновесие, которых так не хватает в жизни. Обломов – это воплощение эволюции, которая, в отличие от революции, не ломает человека, не ломает истории, а предоставляет им право развиваться свободно».

5. Домашнее задание

2.Написать характеристику Ильи Обломова

Я хочу написать о двух женщинах, которые сыграли огромную роль в жизни одного человека. Этот человек - Илья Ильич Обломов, главный герой романа И. А. Гончарова и один из моих любимых литературных персонажей. Обе эти женщины, совершенно не похожие между собой, любили Илью Ильича Обломова, и каждая из них по-своему повлияла на его жизнь. Ольга Ильинская - девушка умная, гордая, самолюбивая. У нее страстная и деятельная натура. Она пыталась пробудить Обломова к жизни, к полезной деятельности, много сделала для спасения его от лени и апатии. Вот как Гончаров пишет об Ольге: «Внести в сонную жизнь Обломова присутствие молодой, симпатичной, умной и отчасти насмешливой женщины - это все равно, что внести в мрачную комнату лампу, от которой по всем темным углам разольется розовый свет, несколько градусов тепла, и комната повеселеет».

Ольга встречается с Обломовым в возрасте двадцати лет. Жизнь ее содержательна и полна. Она любит музыку, прекрасно поет. Она хочет все знать, все понимать. У Ольги очень обширный круг интересов. Она читает книги, газеты, следит за литературными новинками.
С первых дней знакомства с Обломовым Ольга активно вторгается в его жизнь. Сначала ее просто увлекла идея спасения Обломова, но, спасая, она полюбила его. Для Ольги любовь, жизнь и чувство долга неразделимы. Она уверена, что своей любовью возвратит Илью Ильича к жизни и этим осчастливит его. Добролюбов сказал об Ольге Ильинской, что в ней есть «изумительная гармония своего сердца и воли».

В борьбе за Обломова проявились ее естественность, правдивость в словах и поступках, отсутствие кокетства и умение любить. Ольга умеет жертвовать собой, в поступках ориентируется не на законы этикета, а на свой внутренний голос - голос совести и любви. Обломов, полюбив Ольгу, под ее влиянием просто преобразился. Он начал рано вставать, тщательно одеваться: «Халата не видать на нем». Вместе с Ольгой он посещает театры, музеи, даже взбирается вслед за ней на холм. Эта дружба, которая позднее переросла в любовь, повлияла не только на Обломова. Она также ускорила духовный рост самой Ольги. Вот что сказал об этом Д. И. Писарев: «Ольга растет вместе со своим чувством; каждая сцена, происходящая между нею и любимым ею человеком, прибавляет новую черту к ее характеру, с каждою сценою грациозный образ девушки делается знакомее читателю, обрисовывается ярче и сильнее выступает из общего фона картины».
Обломов был потрясен чудесным пением Ольги. В нем проснулась его природная духовность, о существовании которой он уже и сам забыл. Это и стало началом большого чувства: «Нет, я чувствую... не музыку... а... любовь!» Но если Обломов хочет, чтобы любовь не нарушала мирного течения его жизни, покоя, к которому он привык, то Ольга ждет от любви совсем иного...

Ольга потребовала от Обломова деятельности и целеустремленности. Она искала приложения своим силам и, встретив Обломова, загорелась мечтой воскресить его, пробудить к жизни. Но это оказалось непосильной задачей даже для нее.

Другой любящей женщиной в жизни Ильи Ильича Обломова стала вдова мелкого чиновника Агафья Матвеевна Пшеницына. Агафья Матвеевна - идеальная хозяйка. Она ни минуты не сидит без дела. Все у нее спорится, в доме чистота и порядок. Духовных запросов у Агафьи Матвеевны нет никаких. Когда Обломов спросил ее: «А читаете что-нибудь?», она в ответ только «тупо посмотрела на него».
Чем же привлекла к себе Обломова эта простая, малокультурная женщина? Я думаю, тем, что она оказалась очень близка к обломовскому укладу жизни. Ее домик на тихой улице Выборгской стороны пришелся по душе Илье Ильичу. Хозяйка этого домика обеспечила Обломову все необходимые условия - тишину, покой, вкусную еду. Агафья Матвеевна избавила Обломова от объяснений в любви и выяснений отношений, которыми была наполнена его жизнь в период общения с Ольгой. Пшеницына стала для него внимательной, заботливой нянькой. Дни текли размеренно и тихо. Обломов был спокоен и счастлив. Агафья Матвеевна бескорыстно и самоотверженно любила Обломова. Однако своей любовью и заботой она вновь заглушила проснувшиеся было в нем чел9веческие чувства. Таким образом, она завершила процесс духовной гибели Обломова, начавшийся еще в Обломовке.
Удивительно, что Обломова любили две женщины, совершенно разные по интеллекту, образованию и общественному положению. Однако Ольга стремилась спасти Обломова, а Агафья Матвеевна своей любовью погубила его. Кто же из них был нужнее и ближе Обломову? Гончаров оставляет этот вопрос открытым.

Термин «композиция» часто подменяют синонимическими словами «структура», «архитектоника», «конструкция» и нередко отождествляют с сюжетом и фабулой. Честно говоря, композиция не имеет однозначного толкования, под композицией иногда понимают и чисто внешнюю организацию произведения (деление на главы, части, явления, акты, строфы и т.п. - «внешняя композиция) иногда же ее рассматривают как его внутреннюю основу («внутренняя композиция»).

Разница между художественно интересными и развлекательно-занимательными произведениями находит свое выражение в ряде специфических особенностей их композиции. В первом случае увлекательность сюжета достигается психологическими средствами, путем углубления характера и идейного заострения произведения; при этом обстоятельства не утаиваются, а, напротив, раскрываются читателю с самого начала. Во втором случае сюжет строится по принципу изображения сложного сплетения внешних обстоятельств (интрига), запутанного происшествия, тайны и разгадки. Что же такое художественное произведение: учебник жизни, слепок с натуры или чудо искусства? Для выяснения смысловой роли композиции романа «Обломов» ставим опорную схему.
Первая и четвертая части романа - его опора, почва. Взлет во второй и третьей частях - кульминация романа, та самая горка, на которую приходится взбираться Обломову.
Первая часть романа внутренне связана с четвертой частью, то есть сопоставленными оказываются Обломовка и Выборгская сторона. Четыре части романа соответствуют четырем временам года. Роман начинается весной, 1 мая.

История любви - лето, переходящее в осень и зиму. Композиция вписана в годовой круг, ежегодный круговорот природы, цикличное время. Гончаров замыкает композицию романа в кольцо, заканчивая «Обломова» словами: «он рассказал ему, что здесь написано». Из этого замкнутого круга Обломову не вырваться. А может, наоборот? И вновь проснется утром в своем кабинете Илья Ильич?

Стремление «к точке зрения» - так выстраивается композиция романа* Таким образом, уже достаточно доказательств, что художественное произведение - это «чудо искусства», это особый мир, живущий по своим художественным законам.
Одним из главных законов композиции является отчетливая мотивированность всех действий, поведения и переживаний персонажей. Именно она, по словам Н.Г.Чернышевского, дает писателю возможность «безукоризненно группировать фигуры», то есть самой группировкой персонажей отражать жизненную правду.
Первая часть романа посвящена одному обычному дню героя, который проводит его не вставая с дивана. Неторопливое авторское повествование детально и подробно рисует обстановку его квартиры, на которой лежит печать заброшенности и запустения. Но главное даже не это, а то, что в первой части Гончаров проводит мимо обломовского дивана множество разных людей, создает структурный фон, своеобразную аранжировку, которая задает общий тон всему роману. В четвертой части будет звучать похожая интонация, но тише, угасая.

Это спиралевидная или кольцевая композиция (игра на уровне художественного времени), которая обладает самостоятельной содержательностью, ее средства и приемы преображают и углубляют смысл изображенного.

Композиция отличается от сюжета и фабулы. Она обусловливается материалом, объектом изображения, мировоззрением писателя, его видением мира, конкретной идеей, лежащей в основе произведения, и жанровыми задачами, поставленными автором. Казалось бы, в романе Гончарова почти ничего не происходит, но композиционная структура захватывает спервых строк, когда Обломов прячется в чулане, укрываясь от вторжения внешней жизни. Экспозиция первой главы при инертности главного героя все равно стремительна - жизнь врывается в его полутемную закупоренную комнату в виде неприятного письма старосты или требования хозяина съехать с квартиры. Он не может заставить себя вчитаться в письмо, оттягивает поиски новой квартиры но мысли об этом постоянно отравляют ему существование «Трогает жизнь, везде достает», - сетует Илья Ильич, пытаясь обратиться за помощью и советом к своим гостям. Эти люди из внешнего мира совершенно не похожи друг на друга, в них нет ни малейшего сходства с Обломовым. Все они активны, подвижны и энергичны. Здесь появляется и пустой щеголь Волков, и карьерист Судьбинский, и писатель-обличитель Пенкин, и нагловатый земляк Обломова Тарантьев, и безликий Алексеев.

Зачем же писатель вводит в роман этих эпизодических героев, которые по очереди появляются у знаменитого обломовского дивана? Да потому лишь, что, во-первых, хочет противопоставить Обломову энергию внешней жизни, а во-вторых, показать пустяшность этой светской суеты. Таким образом, композиция приобретает и некий «закулисный» кадр, подтекст, в котором социальная обличительность выражена достаточно ясно.

Роман «Обломов» был написан Иваном Александровичем Гончаровым в середине 19 века. В нем автор затрагивает актуальную тему своего времени – крепостное право. Люди видят, что оно изжило себя. Должно произойти переустройство общества, потому что крепостное право больше не сможет дать стране прогрессивного развития.

Раскрыть весь исторический процесс Гончаров не в силах. Вот почему он показывает это на примере типа Обломовых.

Помещик Илья Ильич Обломов – главный герой романа «Обломов». Детство его проходило в деревне Обломовка. Жизнь обломовцев была природоподобна. Из нее, как и из окружающей их жизни, изъяты были всякие движения. Весь воспитательный надзор за сыном сводится к ограждению его от ярких впечатлений, от какого-либо напряжения. В обломовской жизни нет места подлинной духовности. Единственная форма духовного бытия, доступная, обломовцам – сказки, легенды, мифы. Развивая мечтательность, сказка больше привязывала Илюшу к дому, вызывая бездействие.

В детстве Обломов не мог сам одеться, ему всегда помогали слуги. Будучи взрослым, он тоже прибегает к их помощи. В романе Гончаров описывает слугу Обломова по имени Захар.

Обломов лежит на диване и ничего не делает. Он знает, что «у него есть Захар и ещё триста Захаров». Отсюда и рождается обломовщина – бездействие. Страна не получает дальнейшего развития. В итоге получается, что крепостное право губит Россию.

Ольга Ильинская и Штольц стараются исправить Обломова. Они заставляют его работать. Но всё напрасно. Нельзя переделать человека, если его лень, бездействие, апатия ко всему, что делается на свете, заложены с детства в его характере и поступках.

Всё это ещё раз доказывает то, что крепостное право не должно больше существовать в стране России нужно что-то такое, что, может быть, исправит таких людей, как Обломов.

Раскрывая художественные особенности романа, нужно обратить внимание на его композицию. Роман состоит из четырёх частей.

В первой части раскрывается картина жизни Обломова. Герой вписан в неподвижный бытовой интерьер, данный во, всей полноте его примет и деталей. Здесь совершается представления героя читателю.

Во второй части – повествование теряет статичность. Появляется Ольга Ильинская, грядет любовная драма. В драматическом действии развертывается подлинный характер главного героя.

В третьей части рассказывается об испытаниях любви. Обнаружилась вся уязвимость обломовского романтического чувства.

В четвертой части любовный роман завершился. Всё последующее – «комментарии» к нему, прояснение сути драмы.

Почему роман состоит именно из четырёх частей? Больше Гончарову не надо. Одна часть – описание жизни героя, вторая – описание подлинного характера Обломова, третья – описание чувств героя, четвертая – возвращение героя к повседневной жизни. Гончарову хватает четырех частей, чтобы доказать, что нет возможности изменить обломовский характер.

В конце первой части автор помещает «Сон Обломова». В этом эпизоде описывается детство героя, его воспитание. Все это помогает узнать характер Обломова. Почему Гончаров помещает этот эпизод именно в конце первой части? Автор хотел познакомить нас с героем в начале романа, чтобы в дальнейшем, читая роман, мы могли сравнивать истинный характер героя с дальнейшим старанием измениться.

Даже через мелкие подробности быта автор раскрывает глубокую тему. Халат, диван, тапочки, локти – эти детали специально укрупнены. Они становятся символами привязанностей Обломова. «Халатную» тему раскрывал не только Гончаров, но и многие другие поэты и писатели. Каждый автор старался отразить в своём произведении эту тему.

Гончаров умело использует описание отдельных предметов в обстановке, окружающей героя. Описание его вещей способствует раскрытию основной мысли романа. Гончаров, как и Гоголь, через деталь показывает характер героя, основную мысль романа.

Гончаров и через образы доводит тему до нас.

К Обломову приходил писатель – Пенкин, который предлагал ему прочитать свои статьи. Но Обломов их не читал, а говорил Пенкину, что тот только обличает, показывает грязь, радуется от этого. Обломов сказал: «Где же человечность-то?.. Протяните руку падшему человеку, чтоб поднять его, или горько плачьте над ним, если он гибнет, а не глумитесь. Любите его, помните в нем самого себя, и обращайтесь с ним, как с собой, – тогда я стану вас читать и склоню перед вами голову». Гончаров тем самым обращается к другим писателям, чтобы они не критиковали крепостное право, а, наоборот, предлагали выход из этой ситуации, искали новые пути преобразования России. В «Обломове» Гончаров только доказывает, что России нужно измениться. Он не критикует крепостное право. Но и пока ничего не предлагает. Я думаю, что Гончаров специально хотел сначала настроить, убедить народ, чтобы тот ему в дальнейшем помог найти путь переустройства общества.

В названии романа тоже лежит небольшой смысл. Гончаров сначала хотел назвать роман «Обломовщина». Но почему всё-таки назвал «Обломов»?

Мне кажется, потому, что под словом «обломовщина» понимается вся Россия. Но не вся страна была обломовщиной. Не все помещики были такими, как Обломов. Это один из типов помещика. Но ведь всё могло прийти к тому, что у власти стояли бы Обломовы. А если такие люди будут править страной, то страна не будет стремиться к лучшему, к прогрессу.

Благодаря мастерству Гончарова, перед нами роман, который нам, потомкам, позволяет увидеть, какие мысли занимали россиян сто пятьдесят лет назад, как народ решал государственные проблемы. И такие писатели-художники, как Гончаров, Гоголь помогают поколению двадцать первого века узнать характер русского народа через художественные описания быта одного героя, символизируя им, русский народ в определенную эпоху времени.

Гончаров – мастер слова, который может только с помощью одного пера показать нам начало девятнадцатого века. М попадаем туда, как наяву. Русский народ должен знать историю Отечества. Писатели помогают нам в этом. И мы должны сказать им: «Спасибо!».