Какие оперы написал беллини. Беллини – непревзойденный мастер бельканто Музыкальный стиль Винченцо Беллини


Герцогиня обратилась с настойчивой просьбой к мужу, и тот порекомендовал Винченцо подать ему, губернатору провинции Катания, прошение о предоставлении стипендии, дабы помочь семье Беллини в расходах, необходимых для обучения их сына в Неаполитанской консерватории. То, чего не удавалось добиться в течение многих лет, решилось в несколько дней. В июне 1819 года Беллини был зачислен в консерваторию.

Через год состоялся экзамен, которого все ждали со страхом он должен был решить судьбу каждого из учеников - кто из них будет оставлен в Колледже, а кого отчислят. Испытание Винченцо выдержал блестяще и в качестве вознаграждения за успехи получил право продолжать учебу бесплатно. Это была первая победа Беллини.

Беллини поначалу занимался гармонией в классе маэстро Фурно. Но в начале 1821 года он перешел в класс Джакомо Тритто. И, наконец, начал 1822 год в классе опытнейшего наставника Дзингарелли.

«Дзингарелли, - вспоминал друг композитора Флоримо, - был с Беллини более строг, чем с другими учениками, и всегда советовал ему создавать мелодию - гордость неаполитанской школы». Маэстро хотел как можно полнее выявить исключительные способности своего необыкновенного ученика, старался путем упражнений как можно больше развить его особенности. Применяя свою систему, маэстро заставил Беллини написать около четырехсот сольфеджио.

В конце этого же года Беллини влюбился в дочь одного из тех синьоров, дом которого посещал раз в неделю вместе с некоторыми друзьями, собиравшимися там у рояля послушать музыку. Хозяин дома был судьей.

Он любил искусство и привил эту любовь своей дочери. В двадцать лет она хорошо играла на фортепиано, пела, писала стихи и рисовала. Это была любовь с первого взгляда. Поначалу Беллини удалось завоевать расположение родителей девушки - помогли музыка и пение, а также живой характер молодого катанийца и его прекрасные манеры. Но в итоге все завершилось печально - Беллини было отказано от дома - влюбленные разлучились навсегда.

1824 год начался с хорошего предзнаменования годичный экзамен Беллини выдержал, получив звание «лучшего маэстрино среди учащихся». Тогда же он сочинил свою первую оперу.

Премьера оперы «Адельсон и Сальвини» состоялась в театре колледжа Сан-Себастиано в карнавальный сезон 1825 года.

Лучшие дня

Опера, как и надеялся Беллини, прошла с успехом. «Она вызвала у неаполитанской публики решительный фанатичный восторг», - отмечает Флоримо.

К успеху у публики добавилась высокая оценка одного весьма значительного лица. На премьере «Адельсона», явно по приглашению Дзингарелли, присутствовал Доницетти. Он горячо аплодировал после каждой сцены. Когда же занавес опустился в последний раз, маэстро пришел на сцену к Беллини «и высказал ему такие похвалы, что до слез разволновал того».

Беллини завершил в 1825 году учебу в Музыкальном колледже и вскоре получил предложение, от которого у него дух захватило, - заказ на оперу для театра «Сан-Карло». Заказ этот - награда, которой Музыкальный колледж поощрял лучших учеников.

Сюжет для либретто был взят из модной в то время драмы «Карло, герцог Агридженто», но опера называлась «Бьянка и Фернандо».

Путь, пройденный от «Адельсона» к «Бьянке», был не столь уж долгим, но неповторимое беллиниевское своеобразие уже проявилось в характере музыки - «мягкой, нежной, ласковой, печальной, обладавшей к тому же своим секретом - способностью пленять сразу же, непосредственно, а не с помощью каких-то особых ухищрений... » Должно быть, тогда-то его учитель Дзингарелли и не удержался, сказав своим младшим ученикам «Поверьте мне, этот сицилиец заставит мир говорить о себе».

Для работы над «Пиратом», так называлась новая опера для осеннего сезона в «Ла Скала», Беллини располагал временем с мая по сентябрь 1827 года. Он работал с необычайным рвением, отлично сознавая, что от этой оперы зависит все его будущее.

Триумфальный прием, устроенный 27 октября 1827 года публикой «Ла Скала» «Пирату», стал своего рода дипломом почетного гражданства, которым Милан наградил Беллини. Миланцы считали, что крестили еще одного достойного композитора, и окончательно убедились в этом на втором представлении «Пирата».

«Красота «Пирата» раскрывается все больше и больше, по мере того, как слушаешь его снова и снова, - писала газета «И театри», - и, естественно, всё горячее становились аплодисменты, а автора вызывали на сцену, как и в первый вечер, трижды».

На открытии театра «Карло Феличе» в Генуе на приеме Беллини познакомился с одной молодой, прекрасной, приветливой синьорой с прелестными манерами. Синьора отнеслась к музыканту «с такой добротой», что он почувствовал себя покоренным. В жизнь Беллини вошла Джудитта Турина.

Светская жизнь в салонах и растущая слава не раз толкали Беллини на любовные приключения, которые он считал «поверхностными и недолгими». Но этот бурный роман, начавшийся в апреле 1828 года, длился аж до апреля 1833 года. Целые пять лет переживаний, ошибок, уверток, сцен ревности, душевных страданий (не говоря уже о финальном скандале в доме ее мужа) «украшали» эту связь, лишившую музыканта покоя, - позже он без колебания назовет всё это «адом».

16 июня 1828 года Беллини подписал контракт, по которому обязан был сочинить новую оперу для предстоящего карнавального сезона 1828- 1829 года в «Ла Скала». Совет прочитать роман Арленкура «Чужестранка» музыканту подал его преданный друг Флоримо. На этот сюжет Беллини и написал оперу.

Миланская публика ожидала «Чужестранку» также с большим нетерпением, может быть, даже с еще большим, нежели «Пирата». Такое нетерпеливое ожидание беспокоило Беллини, и он признался Флоримо «Это игральная кость, которую я слишком часто бросаю... » Он знал, что ставкой в подобной игре будет его репутация, приобретенная «Пиратом», и даже считал, что не способен больше «выдавить из себя какую-нибудь оперу после «Пирата», в Милане... »

Беллини с удовольствием сочинял эту оперу. Баркаролу, открывающую «Чужестранку», он написал за одно утро. Баркарола «очень нравится мне, - писал Беллини, - и если хор не сфальшивит, она произведет большое впечатление», тем более что «исключительно новое для Милана сценическое решение обеспечит успех... » Он имел в виду находку поэта, который разместил хористов в лодках; каждая группа поет свой куплет, и только под конец голоса сливаются в единый ансамбль.

Опера вызвала бурное обсуждение. Однако, несмотря на споры, а скорее благодаря им, «Чужестранка» продолжала идти в «Ла Скала» со все нарастающим успехом.

Во время сочинения новой оперы «Капулети и Монтекки», Беллини жил совершенно уединенно, он должен был много и упорно работать, лишь бы выполнить взятое на себя обязательство.

«Будет чудо, если я не заболею после всего этого... » - писал он синьоре Джудитге. Однако чуда не произошло. Болезнь свалила его, но композитор завершил оперу в срок.

Премьера «Капулети и Монтекки» состоялась 11 марта 1830 года. Триумф был такой, что - случай поистине редкий для прессы того времени - короткое сообщение о нем появилось в «Гадзетта привиледжата», официальном органе провинции, уже на следующий день.

И следующую оперу «Сомнамбулла» Беллини снова пришлось писать в кратчайшие сроки, но это не повлияло на качество музыки. Впервые «Сомнамбула» была показана 6 марта 1831 года. Успех был такой невероятный, что ошеломил даже журналистов. Любопытным представляется впечатление о «Сомнамбуле» М. И. Глинки. В своих «Записках» он вспоминает «В конце карнавала, наконец, явилась всеми ожидаемая «Сомнабула» Беллини. Несмотря на то, что она появилась поздно, невзирая на завистников и недоброжелателей, эта опера произвела огромный эффект. В немногие данные до закрытия театров представления Паста и Рубини, чтобы поддержать своего любимого маэстро, пели с живейшим восторгом во втором акте сами плакали и заставляли публику подражать им, так что в веселые дни карнавала видно было, как в ложах и креслах беспрестанно утирали слезы. Мы, обнявшись с Штеричем в ложе посланника, также проливали обильный ток слез умиления и восторга».

Некоторые рецензенты, говоря о последней сцене оперы, где Амина плачет над увядшими фиалками, называли ее шедевром. И подумать только, ведь Беллини чуть было не заменил эту кабалетту!

Называя эту сцену шедевром, критики видели в ней «новую форму бельканто». Доменико де Наоли, в частности, писал «Несмотря на отсутствие традиционных архитектонических принципов, несмотря на отказ от повторений, эта необыкновенной лирической красоты фраза поражает неслыханной, быть может, неповторимой в истории музыки цельностью. Каждая следующая нота возникает из предыдущей, как плод из цветка, всегда по-новому, всегда непредвиденно, иногда неожиданно, но всегда логично приводя к заключению».

Летом 1830 года Беллини заключил в Милане контракт с импресарио Кривелли, согласно которому должен был написать две оперы «без последующих обязательств». В письме от 23 июля, отправленном из Комо, Беллини сообщал, что выбор пал на «трагедию под названием «Норма, или Детоубийство» Суме, поставленную сейчас в Париже и имеющую шумный успех».

В центре событий жрица друидов, нарушившая обет безбрачия и к тому же преданная любимым человеком. Она хочет отомстить неверному и убить двоих детей, родившихся от их связи, но останавливается, обезоруженная великим чувством материнской любви, и предпочитает искупить вину, взойдя на костер вместе с тем, кто причинил ей столько зла.

Прочитав трагедию на французском языке, композитор пришел в восторг. Волнующий сюжет и яркие страсти покорили его.

Один из друзей Беллини, граф Барбо, утверждал, что музыка молитвы Нормы, которой суждено было превратиться в одну из самых ярких страниц мировой оперной классики, переписывалась восемь раз. Беллини и прежде нередко выражал неудовлетворенность сочиненной им музыкой, но при создании «Нормы» недовольство его проявлялось особенно. Композитор чувствовал, что способен написать лучше, может вложить в музыку всего себя, свою интуицию, душу, знание человеческого сердца. И в самом деле, образы героев, как главных, так и второстепенных, проявляются в опере не столько в действии, сколько в музыке.

Важнейшую роль во всей опере играет хор. В отличие от греческой трагедии, в «Норме» он включается в действие, ведя диалоги с солистами, как живой, активный персонаж, тем самым, обретая подлинную драматургическую функцию.

Репетиции оперы оказались трудными для всех певцов, ибо Беллини требовал от исполнителей полной самоотдачи. Маэстро настоял на том, чтобы провести репетицию и утром перед спектаклем, и в результате все были крайне изнурены.

Итогом такой огромной подготовительной работы было «фиаско, торжественное фиаско». Эти слова употребил Беллини, сообщая в тот же вечер, 26 декабря, об исходе первого представления «Нормы». Однако Беллини не уехал тотчас же, как написал Флоримо, а остался в Милане до Нового года, задержавшись, видимо, по совету друзей или втайне надеясь, что на последующих спектаклях «Норму» ждет лучшая участь. Так и случилось. 27 декабря, то есть спустя сутки, миланская публика аплодировала даже тем сценам, которым накануне вечером выразила свое неодобрение. С этого вечера «Норма» Беллини начала свое триумфальное шествие по музыкальным театрам мира. В первом сезоне прошло 39 представлений оперы.

Беллини мог спокойно отправляться в Неаполь и на Сицилию, чтобы обнять близких. Теперь он был вправе назвать «Норму» «своей лучшей оперой».

16 марта 1833 года состоялась премьера очередной оперы Беллини «Беатриче ди Тенда» в театре «Ла Фениче» в Венеции. Опера успеха не имела. В конце марта Беллини покинул Венецию, он отправился в Лондон, где присутствовал при триумфе своих опер «Пират» и «Норма» в лондонском «Кинге-театре». В августе того же года Беллини прибыл в Париж.

Здесь ему предложили контракт на оперу для Итальянского театра. В апреле 1834 года из множества разных сюжетов Беллини выбрал историческую драму Ансело, в которой рассказывалось об одном из эпизодов гражданской войны в Англии между пуританами, приверженцами Кромвеля, и сторонниками короля Карла Стюарта. Опера «Пуритане» - стала последним даром зрителям Беллини.

Вечером 24 января 1835 года, когда «Пуритане» были впервые показаны публике, Беллини довелось испытать новое и еще более сильное волнение. Композитор признался, что и на него самого опера подействовала как-то по-новому «Она прозвучала для меня почти неожиданно», - признается маэстро. И конечно, вновь вызвала неудержимый восторг зала. «Я и не думал, что она взволнует, и сразу же, этих французов, которые плохо понимают итальянский язык... - сообщал он дяде Ферлито, - но в тот вечер мне показалось, что я нахожусь не в Париже, а в Милане или на Сицилии».

Аплодисменты раздавались после каждого номера оперы. Очень горячо аплодировали первому акту и всему третьему, но больше всего оваций вспыхивало во втором акте, и репортерам пришлось отмечать факты, совершенно необычные прежде для парижских театров. Публику «заставили плакать» во время сцены сумасшествия Эльвиры.

Королева Франции Мария-Амелия уведомила Беллини, что приедет на второе представление оперы. Король Луи-Филипп по совету министра Тьера повелел наградить молодого музыканта Рыцарским крестом ордена Почетного легиона в честь его заслуг. Так завершился этот счастливый период творческой жизни Беллини. Казалось, ничто не предвещало трагедии. Однако в начале 1835 года Беллини почувствовал недомогание и слег в постель. 23 сентября 1835 года в предместье Парижа Беллини скончался от острого воспаления кишечника, осложненного абсцессом печени.

Владимир дудин

Бельканто «по-русски» прозвучало в Малом зале Филармонии

Солистка Мариинского театра Анастасия Калагина представила в Малом зале Филармонии новую программу камерной музыки, в которой показала, как мода на итальянское бельканто проникала в русскую музыку XIX века.

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Анастасия Калагина - из тех певиц, которых хочется слушать бесконечно, и прежде всего в сольном концерте. Она владеет безупречной техникой дыхания, не только дающего ровность ее певческим регистрам, но и позволяющего ее пению звучать как живая, естественно льющаяся вокальная речь. Певица хорошо знакома поклонникам Мариинского театра по партиям лирического и лирико-колоратурного репертуара. Среди самых любимых - Снегурочка в одноименной опере Римского-Корсакова. Знают Анастасию и по моцартовским образам. Преуспела она и в россиниевской опере «Путешествие в Реймс», где играет чопорную аристократку мадам Кортезе. А когда дочь царя Ксения, ее героиня в опере «Борис Годунов», выходит плакать «о мертвом женихе», зал замирает, уносясь вслед за ней в историческое далёко. Притом что этот тип голоса - лирическая колоратура - сегодня один из самых распространенных среди женских голосов, Анастасию Калагину невозможно спутать ни с кем. Каждый звук певицы наполнен теплотой и мыслью, а не механикой холодного инструмента, чем щеголяют многие ее коллеги.

Сольные концерты выдающихся певцов - большая редкость сегодня, подготовить такой для оперных певиц сродни подвигу. Чтобы настроиться на своеобразный моноспектакль из любимых песен и романсов, недостаточно выучить тексты - нужно еще их осмыслить, выстроить и умело подать, чтобы держать внимание публики на протяжении двух часов. А еще нужно иметь, что сказать.

Анастасия Калагина соединила приятное с полезным, наслаждение с просвещением, как в лучшие времена русских и европейских салонов, когда камерная музыка служила поводом для встреч единомышленников в узком кругу любителей негромких интеллектуальных бесед. Песни и романсы Глинки и Даргомыжского нам хорошо знакомы, а вот канцоны Беллини - далеко не всем. Разве что малая их часть - тем, кто пристально следит за творчеством Чечилии Бартоли или Юлии Лежневой, включающих их в свои концерты.

Свой концерт Анастасия Калагина и начала с произведений родоначальника моды на бельканто - с семи канцон Беллини. Голос Калагиной просто создан для исполнения этих творений как некий совершенный инструмент. Жаль, в Мариинском давно ушла из репертуара «Сомнамбула», потому что Анастасия, бесспорно, рождена для партии Амины. В ее голосе был слышен теплый лунный свет в песне «Странствующая луна», бесконечная меланхоличность этого лунного тона пригодилась в «Меланхолии», все краски потребовались в «Забвении», не говоря о неиссякаемой нежности - для «Прекрасной Ниче». Всю эту нежность деликатно поддерживал чуткий и по-джентльменски заботливый пианист Василий Попов.

Канцона Per pieta bell idol mio («Ради Бога, ангел мой!») и написана, и прозвучала как небольшая ария, начавшись с умоляющей минорной сексты. Одной из своих фраз в вокальной строке она напомнила о том, что Беллини знаменит во всем мире прежде всего как композитор великой «Нормы». Эту же мысль поддержала и канцона «Подари мне счастье», своим ритмом похожая на молитву Нормы. В «Лети, счастливая роза» каждая нота будто обрела цветочное благоухание.

«Норма» непростительно долго не ставится в Мариинском, знать, маэстро Гергиев никак не найдет достойной жрицы на титульную партию. Зато часто переставляют «Лючию ди Ламмермур» Доницетти, там хоть и выстроена плотная очередь из первостатейных солисток, но есть большая надежда услышать среди них и Анастасию.

Еще большие откровения ждали слушателей во втором отделении. Романсы Глинки и Даргомыжского, пролетевшие как миражи, сменили сочинения Римского-Корсакова, в том числе редко исполняемый романс «Сон в летнюю ночь». В знаменитом восточном четверостишии Кольцова «Пленившись розой, соловей» Анастасия гипнотизировала своим голосом, создавая впечатление остановившегося времени. Сцена же таяния Снегурочки и вовсе повергла зал в транс. Мастерица Анастасия соединила в звуке душу, сердце, интуицию и знания, представив слушателям слишком хрупкий образ Красоты.


Комментарии

Самое читаемое

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги - все это показывает хороший вкус коллекционера.

Итальянский композитор Винченцо Беллини (Vincenzo Bellini) больше всего известен в качестве мастера бельканто . Если перевести этот термин, то получится «прекрасное пение». Его самобытные, невероятно лиричные музыкальные композиции воздействовали и воздействуют в наше время на широчайший круг слушателей. В музыке Беллини отсутствует всестороннее мастерство. Но, несмотря на это, ее искренне любили такие мастера, как и П. Чайковский, а Ф. Лист и Ф. Шопен даже создали несколько произведений на темы из опер этого композитора. Славу Беллини не смог затмить даже гениальный . Кстати, на обороте золотой медали, которая была выпущена еще при жизни композитора и в его честь, краткая надпись гласит «Творец итальянских мелодий». Кроме того, Беллини - кавалер ордена Почетного легиона Франции. Его всегда вручали лишь тем людям, которые на самом деле добивались успеха в своем деле. Это высший знак отличия, почета, невероятных заслуг перед страной.

О биографии мастера

Винченцо Беллини родился в Катании, на острове Сицилия ноября 1801 года. Он увидел свет в семье потомственных музыкантов. Его отец, Розарио, преподавал музыку и играл на органе. О его детстве мы знаем не так много. В частности, что первые уроки музыки он получил от своего деда, а свое первое произведение он написал, когда ему было лишь 6 лет.
Еще в юности Винченцо захотел пойти по стопам своего отца, и начал учиться в неаполитанской консерватории. Как впоследствии станет ясно, он его в результате во многом превзошел. Подобно другим великим людям, у него еще с юности был очень сильный музыкальный талант. Это дало ему возможность стать одним из стипендиатов консерватории. Беллини учился у известного на тот момент композитора Н. Цингарелли . Поэтому он очень скоро начал писать свой путь в искусстве. Его деятельность как композитора была не особо долгой и длилась лишь 10 лет (1825 - 1835), но она все равно заслужила быть особой страницей в итальянской музыке.
Свою первую оперу он представил достаточно рано, еще в 1825 году. Она называется " ". Уже тогда, с этого музыкального произведения, проявилось яркое лирическое дарование молодого композитора. Опера прошла успешно, лучшие театры Италии обратили на Беллини внимание, и стали буквально засыпать его заказами. Ежегодно Беллини выпускал по опере, а всего их у него было 11. Самое яркое его произведение - . Она фактически сделала ему имя. Его знаменитые современники, в частности, Г. Берлиоз, очень тепло отзывались об его творчестве. Эта опера была создана в годы национально - освободительного движения. В сознании слушателей она перекликалась с идеей об освобождении нации. Хоры воинов и жрецов вызывали в них невероятные чувства.
Другой известный композитор, Р. Вагнер, говорил про оперу «Норма», что она произвела на него сильнейшее впечатление и стала толчком к написанию его собственных произведений.
Многие считают пиком творчества Беллини ». Впервые она была поставлена на сцене в 1831 году. По своему жанру это мелодрама в двух актах. Главная героиня - девушка Амина, которая часть оперы является сомнамбулой, т.е. ходит и разговаривает во сне.
В 1833 году Беллини переехал в Париж. Там он написал свою последнюю оперу, « ». Литературной основой либретто оперы является сюжет произведения В. Скотта. Она была написано под влиянием «Вильгельма Телля» Россини в стиле «большой оперы». Кстати, это было не единственное его произведение, имеющее сильную литературную основу. Например, в 1830 году он написал и поставил оперу « » по известнейшей пьесе Шекспира о Ромео и Джульетте.

Отличаются от произведений других композиторов благодаря своему особому очарованию. При этом, они пробуждают в итальянцах патриотические чувства. Современники Беллини, особенно Ф. Шопен, которые находились тогда в Париже, предсказывали ему великое будущее. К сожалению, у судьбы были другие планы. В 1835 году композитор ушел из жизни по причине заболевания перитонитом. Это случилось 24 сентября. Он был похоронен в Париже, но позже его прах переместили на Сицилию.


О жизни после физической смерти

Сохранилось несколько портретов Беллини, но, что интересно, нельзя с точностью сказать, что на них изображен именно он. Можно лишь предполагать, что автор этих искренних, мечтательных мелодий выглядел именно так.
Беллини так же, как и многие его талантливые современники, работал очень быстро и легко. Возможно, причина была в его особенном методе работы. Он рассказывал о нем в одном из своих писем. Композитор вчитывался в либретто, пытался понять психологические мотивы его персонажей. Затем шло актерское перевоплощение в характер персонажей, происходил поиск речевого и музыкального воплощения чувств и эмоций, которые он испытывал. Беллини очень повезло, что ему в свое время удалось найти постоянного автора либретто. Им был поэт Ф. Романи . Вместе с ним они создали максимально естественные воплощения человеческих интонаций. Его вокальные партии очень естественны, их действительно удобно петь. В них нет излишних украшений, т.к. композитор видел смысл вокальной музыки вовсе не в них, а в передаче настоящих человеческих эмоций.
Винченцо Беллини никогда не придавал особого значения симфоническому развитию, оркестровому колориту. При этом, ему удалось поднять итальянскую оперу на новый уровень, во многом предвосхитив .
В фойе в Милане стоит мраморная статуя композитора. В Катании, на его родине, оперный театр носит его имя. Но главный его памятник - его музыка. Эти полные жизни мелодии, которые до сих пор не сходят со сцен оперных театров всего мира.

Все оперы В. Беллини

Предлагаем к просмотру художественный фильм о жизни и творчестве Беллини Каста Дива (Casta Diva Художественный фильм 1954г. Реж. Кармине Галлоне поет Катерина Манчини)

...Он богат чувством печали, чувством индивидуальным, ему одному присущим!
Дж. Верди

Итальянский композитор В. Беллини вошел в историю музыкальной культуры как выдающийся мастер бельканто, что в переводе с итальянского означает прекрасное пение. На обороте одной из золотых медалей, выпущенных еще при жизни композитора в его честь, краткая надпись гласила: «Творец итальянских мелодий». Его славу не мог затмить даже гений Дж. Россини. Необыкновенный мелодический дар, которым обладал Беллини, позволил ему создать самобытные и исполненные сокровенного лиризма интонации, способные воздействовать на самый широкий круг слушателей. Музыку Беллини, несмотря на отсутствие в ней всестороннего мастерства, любили П. Чайковский и М. Глинка, Ф. Шопен и Ф. Лист создали ряд произведений на темы из опер итальянского композитора. В его произведениях блистали такие выдающиеся певцы XIX в., как П. Виардо, сестры Гризи, М. Малибран, Дж. Паста, Дж. Рубини А. Тамбурини и др. Беллини родился в семье музыкантов. Музыкальное образование он получил в неаполитанской консерватории Сан-Себастьяно. Ученик известного тогда композитора Н. Цингарелли, Беллини очень скоро начал искать свой путь в искусстве. И его короткая, всего лишь десятилетняя (1825-35) композиторская деятельность стала особой страницей в итальянской опере.

В отличие от прочих итальянских композиторов Беллини был совершенно равнодушен к опере-buffa, этому излюбленному национальному жанру. Уже в первом произведении - опере «Адельсон и Сальвини» (1825), с которым он дебютировал в консерваторском театре Неаполя, ярко проявилось лирическое дарование композитора. Имя Беллини приобрело широкую известность после постановки оперы «Бьянка и Фернандо » неаполитанским театром Сан-Карло (1826). Затем с огромным успехом в миланском театре Ла Скала проходят премьеры опер «Пират » (1827) и «Чужестранка» (1829). С восторгом встречает публика спектакль «Капулети и Монтекки » (1830), впервые поставленный на сцене венецианского театра Фениче. В этих произведениях нашли горячее и искреннее выражение патриотические идеи, созвучные новой волне национально-освободительного движения, начавшейся в Италии в 30-е гг. прошлого века. Поэтому многие премьеры опер Беллини сопровождались патриотическими манифестациями, а мелодии из его произведений напевали на улицах итальянских городов не только завсегдатаи театров, но и мастеровые, рабочие, дети.

Слава композитора еще больше упрочилась после создания опер «Сомнамбула » (1831) и «Норма » (1831), она выходит за пределы Италии. В 1833 г. состоялась поездка композитора в Лондон, где он с успехом дирижировал своими операми. Впечатление, производимое его сочинениями на И. В. Гете, Ф. Шопена, Н. Станкевича, Т. Грановского, Т. Шевченко, свидетельствует об их значительном месте в европейском искусстве XIX столетия.

Незадолго до смерти Беллини переехал в Париж (1834). Там для Итальянского оперного театра он создал свое последнее произведение - оперу «Пуритане » (1835), о премьере которой дал блестящий отзыв Россини.

По количеству созданных опер Беллини уступает Россини и Г. Доницетти - перу композитора принадлежит 11 музыкально-сценических произведений. Он работал не так легко и быстро, как его прославленные соотечественники. Во многом это было связано с методом работы Беллини, о котором он рассказывает в одном из своих писем. Вчитывание в либретто, проникновение в психологию персонажей, актерское перевоплощение в характер, поиск речевого, а затем музыкального выражения чувств - таков путь, начертанный композитором.

В создании романтической музыкальной драмы подлинным единомышленником Беллини оказался поэт Ф. Романи, ставший его постоянным либреттистом. В содружестве с ним композитор добивался естественности воплощения речевых интонаций. Беллини великолепно знал специфику человеческого голоса. Вокальные партии его опер чрезвычайно естественны и удобны для пения. Они наполнены широтой дыхания, непрерывностью мелодического развития. В них отсутствуют излишние украшения, ибо смысл вокальной музыки композитор видел не в виртуозных эффектах, но в передаче живых человеческих эмоций. Считая своей главной задачей создание прекрасных мелодий и выразительного речитатива, Беллини не придавал большого значения оркестровому колориту и симфоническому развитию. Однако, несмотря на это, композитор сумел поднять итальянскую лирико-драматическую оперу на новый художественный уровень, во многом предвосхитив достижения Дж. Верди и итальянских веристов. В фойе миланского театра Ла Скала стоит мраморная фигура Беллини, на его родине, в Катании, оперный театр носит имя композитора. Но главный памятник себе создал сам композитор - им стали его чудесные оперы, которые и по сей день не сходят со сцен многих музыкальных театров мира.

И. Ветлицына

Сын Розарио Беллини, руководителя капеллы и учителя музыки в аристократических семействах города, Винченцо закончил Неаполитанскую консерваторию «Сан-Себастьяно», став её стипендиатом (его учителями были Фурно, Тритто, Цингарелли). В консерватории он знакомится с Меркаданте (своим будущим большим другом) и Флоримо (своим будущим биографом). В 1825 году по окончании курса представляет оперу «Адельсон и Сальвини». Не сходившая со сцены в течение года, опера понравилась Россини. В 1827 году в миланском театре «Ла Скала» успех ожидал оперу Беллини «Пират». В 1828 году в Генуе композитор знакомится с Джудиттой Канту из Турина: их связь будет длиться до 1833 года. Прославленного композитора окружает большое число поклонниц, среди которых Джудитта Гризи и Джудитта Паста, его великие исполнительницы. В Лондоне вновь с успехом были поставлены «Сомнамбула» и «Норма» с участием Малибран. В Париже композитора поддерживает Россини, который даёт ему множество советов во время сочинения оперы «Пуритане», принятой необычайно восторженно в 1835 году.

С самого начала Беллини сумел почувствовать то, что составляет его особую оригинальность: ученический опыт «Адельсон и Сальвини» дал не только радость первого успеха, но и возможность использовать многие страницы оперы в последующих музыкальных драмах («Бьянка и Фернандо», «Пират», «Чужестранка», «Капулетти и Монтекки»). В опере «Бьянка и Фернандо» (имя героя было изменено на Джердандо, чтобы не оскорблять короля из династии Бурбонов) стиль, ещё находящийся под влиянием Россини, уже смог обеспечить разнообразное сочетание слова и музыки, их нежное, чистое и непринуждённое согласие, которым отмечены и удачные речетативы. Широкое дыхание арий, конструктивная основа многих сцен однотипной структуры (например, финала первого действия), усиливающих по мере вступления голосов мелодическое напряжение, свидетельствовали о подлинном вдохновении, уже могучем и способном одушевить музыкальную ткань.

В «Пирате» музыкальный язык становится глубже. Написанная на основе романтической трагедии Мэтьюрина, известного представителя «литературы ужасов», опера была поставлена с триумфом и укрепила реформаторские тенденции Беллини, проявившиеся в отказе от сухого речетатива с арией, которая была полностью или в значительной мере освобождена от обычной орнаментики и разнообразно разветвлялась, изображая безумие героини Имоджены, так что даже вокализы были подчинены требованиям изображения страдания. Наряду с партией сопрано, начинающей ряд знаменитых «безумных арий», следует отметить и другое важное достижение этой оперы: рождение героя-тенора (в его роли выступал Джованни Баттиста Рубини), честного, красивого, несчастного, мужественного и загадочного. Как пишет Франческо Пастура, страстный поклонник и исследователь творчества композитора, «Беллини принялся за сочинение музыки оперы с усердием человека, который знает, что от его работы зависит его будущее. Несомненно, что с этого времени он начал действовать по системе, о которой поведал впоследствии своему другу из Палермо Агостино Галло. Композитор заучивал стихи наизусть и, запершись в своей комнате, громко декламировал их, „стараясь перевоплотиться в персонажа, который произносит эти слова“. Декламируя, Беллини внимательно слушал себя; различные изменения интонации постепенно превращались в музыкальные ноты...» После убедительного успеха «Пирата», обогащённый опытом и сильный не только своим мастерством, но и мастерством либреттиста - Романи, внёсшим свой вклад в либретто, Беллини представил в Генуе переделку «Бьянки и Фернандо» и подписал новый контракт с «Ла Скала»; прежде чем ознакомиться с новым либретто, он записал некоторые мотивы в надежде затем «эффектно» развить их в опере. На сей раз выбор пал на роман Прево д’Арленкура «Чужестранка», переделанный Дж. К. Козенцей в драму, которая была поставлена в 1827 году.

Опера Беллини, поставленная на сцене знаменитого миланского театра, была принята с восторгом, показалась выше «Пирата» и вызвала длительную полемику по вопросу о драматической музыке, напевной декламации или декламационном пении в их отношении к традиционной структуре, державшейся на более чистых формах. Критик газеты «Альгемайне музикалише цайтунг» увидел в «Чужестранке» тонко воссозданную немецкую атмосферу, и это наблюдение подтверждает современная критика, подчёркивая близость оперы романтизму «Вольного стрелка»: эта близость проявляется и в загадочности главной героини, и в изображении связи человека с природой, и в использовании мотивов-реминисценций, служащих намерению композитора «сделать сюжетную нить всегда ощутимой и последовательной» (Липпман). Акцентированное произнесение слогов при широком дыхании порождает ариозные формы, отдельные номера растворяются в диалогических мелодиях, создающих непрерывный поток, «до чрезмерности мелодическую» последовательность (Камби). В целом есть что-то экспериментальное, нордическое, позднеклассическое, близкое по «тону к офорту, отливающему медью и серебром» (Тинтори).

После успехов опер «Капулетти и Монтекки», «Сомнамбула» и «Норма», несомненный провал ожидал в 1833 году оперу «Беатриче ди Тенда » по трагедии кремонского романтика К. Т. Фореса. Отметим по меньшей мере две причины неудачи: поспешность в работе и очень мрачный сюжет. Беллини обвинил либреттиста Романи, который в ответ обрушился с упрёками на композитора, что привело к разрыву между ними. Опера, между тем, не заслуживала такого возмущения, так как обладает немалыми достоинствами. Ансамбли и хоры отличаются великолепной фактурой, а сольные партии - обычной красотой рисунка. В какой-то мере она подготавливает следующую оперу - «Пуритане», помимо того что является одним из наиболее ярких предвосхищений стиля Верди.

Италии является Винченцо Беллини. С самых малых лет будущий композитор поражал окружающих своим музыкальным талантом. Значительную роль в творчестве Беллини сыграло близкое сотрудничество с поэтом Ромни, который был оперным маэстро. Их профессиональный тандем оказался достаточно плодотворным. Благодаря стараниям двух гениев мир услышал естественные и легкие вокальные произведения, которые и сегодня вызывают восхищение у многих оперных критиков.

Все музыкальные произведения, созданные Винченцо Беллини, наполнены внутренним лиризмом и потрясающей музыкальной гармонией, которая запоминается даже далеким от музыки людям. Любопытно, что Беллини никогда не отдавал предпочтение итальянскому оперному buffa, наполняя свои произведения внутренним драматизмом. С профессиональной точки зрения его произведения далеки от идеала, но за мелодичность и адаптированность к возможностям человеческого голоса, а , за гармоничность его творения снискали любовь И. В. Гее, Т. Шевченко, Ф. Шопена, Т. Грановского, Н. Станкевича.

За всю свою профессиональную деятельность Беллини смог написать одиннадцать оперных произведений. Современники отмечали, что, несмотря на безусловный талант, каждое произведение рождалось в муках и отнимало много сил маэстро.

В 1825 году было написано произведение - «Адельсон и Сальвини», после чего через год вышло творение - «Бянка и Джернандо». Далее в 1827 году появилась творческая работа под названием «Пират». В первый месяц появления произведения на сцене, оно прошло 15 раз. И с каждым разом опера набирала все больший успех у зрителей, которые посещали каждое представление. Через два года свет увидели еще два произведения - «Чужестранка» и «Заира». Любопытно, что премьера «Заира», которая прошла в Пармском театре, не смогла вызвать восхищения у зрителей и стала настоящим провалом. Большая часть слушателей не услышали в произведении музыку маэстро, им показалось, что оно наполнено только чувствами. Критические мнения так расстроили композитора, что он решил покинуть не только сцену театра, но и город, в котором она находилась...

Впрочем, писать Беллини не перестал, и в 1830 году на свет появились две действительно уникальные работы «Эрнани» и «Капулетти и Монтекки», последняя впервые была представлена взыскательной венецианской публике в театре Ла Фениче. Найти подходящий по архитектуре голос для исполнения партии молодого Ромео оказалось для Беллини отнюдь не просто, поэтому на сцене в образе юноши появилась Джудитта Гризи с прекрасным меццо-сопрано. Исполнение Гризи до сих пор считается едва ли не эталонным.

Самая популярная опера маэстро «Норма» и рожденная следом «Сомнабула» были созданы в 1831 году. Беллини буквально обожал «Норму», только ее считая действительно удачным своим произведением. Он часто повторял, что, случись кораблекрушение или потоп, спасать нужно только «Норму». Каждая из арий оперы представляет собой законченное и вполне самостоятельное произведение, которое отличается свойственной композитору мелодичностью.

Через год вышло творение композитора «Беатриче де Тенда», и конец произведениям положила музыкальная картина «Пуритане», созданная в 1885 году. Эти материалы не доставили удовольствия Беллини, о чем он писал в мемуарах. Он стремился повторить внутреннюю гармонию «Нормы», но, как казалось взыскательному вкусу, все было не то, все было не так.

Конечно, если брать количественный показатель произведений, то Беллини уступает многим композиторам, однако в качестве музыкального материала мало кто может сравниться с итальянским маэстро. Все вышеперечисленные оперы Беллини являются настоящими шедеврами оперного искусства, которые смогли навсегда войти в музыкальное искусство.