Презентация на тему "чингиз айтматов". По повести Чингиза Айтматова «Белый пароход» Тема: Главное в человеческой жизни


Литературное чтение в 7 класс е

п о »

Цель:

  • Сбор ассоциаций;
  • Чтение и анализ текста;

Формы работы: Работа в группе.

Тип урока : урок усвоения новых знаний.

Оборудование:

Ход урока:

I . Организационный момент

1 І . Обращение к теме урока

1. Краткое сообщение ученика

І группе образ Момуна

ІІ группе образ Орозкула

ІІІ группа образ мальчика.

2. Аналитическая беседа .

.

III . В ывод учителя:

IV

V . Итог урока.

-

Вывод учителя.

Рефлексия.

  • О чем пришлось задуматься?

Просмотр содержимого документа
«Чингиз Айтматова «Белый пароход»»

Республика Казахстан, Карагандинской области,

Актогайского района, ОСШ имени К.Байсеитовой

учитель русского языка и литературы

Сатмаганбетова Жанар Аманжоловна

Литературное чтение в 7 класс е

п о повести Чингиза Айтматова «Белый пароход »

Цель:

Вместе с детьми осмыслить прочитанное произведение Ч.Айтматова, продолжить обучение характеристике литературных героев через их взаимоотношения и отношение к миру природу.

Задачи:

    Сбор ассоциаций;

    Чтение и анализ текста;

    Самостоятельная творческая работа учащихся.

Формы работы: Работа в группе.

Тип урока : урок усвоения новых знаний.

Оборудование: портрет писателя, высказывание Ч.Айтматова, иллюстрации художников к повести, компьютер, дополнительный раздаточный материал по теме.

Ход урока:

I . Организационный момент

1 І . Обращение к теме урока

Что вы считаете главным в человеческой жизни?

1. Краткое сообщение ученика (домашнее индивидуальное задание) о жизни и творчестве Ч. Айтматова

А теперь давайте посмотрим, как это понимают герои повести.

II. Сравнительная характеристика

І группе образ Момуна

ІІ группе образ Орозкула

ІІІ группа образ мальчика.

Презентация работ и краткие пересказы содержания повести

2. Аналитическая беседа . (Определить основные его части)

Момуна «многомудрые» люди называют Расторопным. Что означает это слово?

Нет ли в этом прозвище какой-то насмешки? Справедливо это по отношению к Момуну?

Почему люди воспринимают доброту старика как чудаковатость, а может, даже глупость?

Был ли у вас при чтении повести момент, когда вы посочувствовали даже такому герою, как Орозкул, увидели в нем проблеск чего-то человеческого?

Как живется мальчику среди взрослых?

Почему так часто ему хочется «уйти куда-нибудь или улететь»?

Какие вопросы волнуют мальчика? Что он пытается понять?

В чем суть мечты мальчика о Белом пароходе? .

Какие определения вы подобрали бы для характеристики этого героя?

Что мальчика заставило сделаться рыбой и уплыть?

III . В ывод учителя:

Значит, мальчик в свои 7 лет понял, почувствовал сердцем, что главное в человеческой жизни. Он был до конца верен себе, своему идеалу, своей сказке.

IV . Осмысление заключительных слов повести.

Почему, несмотря на трагический конец повести, в нашей душе рождается светлое чувство?

Сделать рисунок к тексту. Презентация работ. Оценивание.

V . Итог урока.

- В начале урока вы ответили на вопрос, что же главное в человеческой жизни. Могли бы вы сейчас дополнить свой ответ?

Вывод учителя.

Каждый человек знаком со своим внутренним голосом, который то его упрекает, то радует. Это чувство называется совестью. Кто следует голосу совести, тот не будет сожалеть о своих поступках. Совесть объединяет в человеке добро, сердечность, веру и надежду.

ҮІ . Комментирование и выставление оценок учащихся.

Рефлексия.

    Чем запомнился наш сегодняшний урок?

    Что было важно в сегодняшней встрече?

    О чем пришлось задуматься?









1 из 8

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

БиографияРодился в 1928 году в селе Шекер, ныне Таласской области Киргизии. Его отец Торекул Айтматов был видным государственным деятелем Киргизской ССР, но в 1937 году был арестован, а в 1938 расстрелян. Мать, Нагима Хамзиевна Абдулвалиева, татарка по национальности, была актрисой в местном театре.Окончив восемь классов, поступил в Джамбульский зоотехникум, который окончил с отличием. В 1948 Айтматов поступил в сельскохозяйственный институт во Фрунзе, который окончил в 1953. В 1952 начал публиковать в периодической печати рассказы на киргизском языке. По окончании института в течение трёх лет работал в НИИ скотоводства, одновременно продолжая писать и печатать рассказы. В 1956 поступил на Высшие литературные курсы в Москве (окончил в 1958). В год окончания курсов в журнале «Октябрь» был опубликован его рассказ «Лицом к лицу» (перевод с киргизского). В том же году были опубликованы его рассказы в журнале «Новый мир», а также вышла в свет повесть «Джамиля», принёсшая Айтматову мировую известностьВ 1990-1994 работал послом СССР и России в странах Бенилюкса. До марта 2000 годабыл послом Киргизии во Франции, Бельгии, Люксембурге и Нидерландах. С 6 января 1994 на пенсии.В 2006 г. участвовал в выпуске книги «Автограф века».Депутат Верховного Совета СССР, народный депутат СССР, член Президентского совета СССР, член ЦК Компартии Киргизии, член секретариата Союза писателей и Союза кинематографистов, один из руководителей Советского комитета солидарности со странами Азии и Африки, главный редактор журнала «Иностранная литература», инициатор международного интеллектуального движения «Иссыккульский форум».

№ слайда 3

Описание слайда:

ПамятьИмя Айтматова присвоено в Бишкеке городскому парку, Русскому драматическому театру и университету «Манас». В перспективе - создание Музея Айтматова в киргизской столице.В октябре 2008 года в Чолпон-Ате на северном берегу Иссык-Куля был открыт памятник Чингизу Айтматову.Объявлен международный конкурс на проект памятника Айтматову в мемориальном комплексе «Ата-Бейит».На литовском монетном дворе, договор с которым подписал Киргизский национальный банк, отчеканена серия из шести коллекционных серебряных монет - «Чингиз Айтматов», «Джамиля», «Первый учитель», «Материнское поле», «Прощай, Гульсары!» и «Белый пароход».Готовятся к изданию восьмитомник на русском языке и последняя книга Айтматова «Когда падают горы, или Вечная невеста».

№ слайда 4

Описание слайда:

Награды и премии Государственные: (всего 46):СССР:Герой Социалистического Труда(1978)Два ордена ЛенинаОрден Октябрьской РеволюцииДва ордена Трудового Красного ЗнамениОрден Дружбы народовКиргизии:Герой Киргизской Республики (1997)Орден «Манас» 1-й степениРоссии:Орден Дружбы (1998)Казахстана:Орден Отан (2000)Узбекистана:Орден «Дустлик»Прочих стран:Офицерский крест ордена Заслуг (2006, Венгрия)Ведомственные:Медаль Н. К. Крупской Министерства культуры СССРОбщественные:Детский орден Улыбки (Польша)Почётная медаль «За выдающийся вклад в развитие культуры и искусства на благо мира и процветания на земле» Токийского института восточной философии

№ слайда 5

Описание слайда:

Сочинения На встрече с читателями в Санкт-Петербурге (2007)«Лицом к лицу» (1957 год)«Джамиля» (1958)«Тополёк мой в красной косынке» (1961)«Первый учитель» (1962)«Прощай, Гульсары!» (1966)«Белый пароход» (1970)«Восхождение на Фудзияму» (пьеса, в соавторстве с К. Мухамеджановым)«Ранние журавли» (1975)«Пегий пёс, бегущий краем моря» (1977)«Буранный полустанок» (1980, известна также под названием «И дольше века длится день»)«Плаха» (1986)«Тавро Кассандры» (1996)«Встреча с одним бахаи» (Беседа с Фейзоллой Намдаром) (1998)«Когда падают горы (Вечная невеста)» (2006)«Белое облако Чингисхана»«Верблюжий глаз»«Материнское поле»

№ слайда 6

Описание слайда:

Кино По произведениям Ч. Айтматова снято немало художественных фильмов. Сам Чингиз Торекулович неоднократно выступал в роли сценариста или соавтора.1965 - "Первый учитель" -художественный фильм (режиссёр - Андрей Кончаловский)1967 - "Материнское поле" - художественный фильм (режиссёр - Геннадий Базаров, Киргизфильм)1968 - "Бег иноходца" - художественный фильм (режиссёр - Сергей Урусевский)1968 - "Джамиля" -художественный фильм (режиссёр - Ирина Поплавская)1976 - "Белый пароход" - художественный фильм (режиссёр - Болотбек Шамшиев, Киргизфильм)1989 - Айланпа. Мир на кругах своих - документальный фильм (режиссёры - В.Виленский, К.Орозалиев)1990 - "Пегий пёс, бегущий краем моря" - художественный фильм (режиссёр - Карен Геворкян, киностудия им. Довженко)1990 - "Плач перелётной птицы" - художественный фильм (режиссёр - Бакыт Карагулов, Киргизфильм)1995 - "Буранный полустанок" - художественный фильм (режиссёр - Бакыт Карагулов, производство Катарсис /КНТК)2008 - "Прощай, Гульсары" - художественный фильм на казахском языке (режиссёр - А. Амиркулов, производство Казахфильм)2009 - "Гражданин Земного шара" - документальный фильм о Чингизе Айтматове 39 мин. (режиссёр - О. Чекалина) (кинокомпания «ТИГР» при участии кинокомпании «СтудиОль»)

Слайд 1

Биография и творчество Чингиза Айтматова
(1928 – 2008) Вчерашние не могут знать, что происходит сегодня, но сегодняшние знают, что происходило вчера, а завтра сегодняшние станут вчерашними Ч.Айтматов

Слайд 2

Чингиз Айтматов родился 12 декабря 1928 в аиле Шекер (Киргизия). Под влиянием семьи будущий писатель с детства приобщился к русской культуре, русскому языку и литературе.

Слайд 3

В 1937 отец был репрессирован, будущий писатель воспитывался у бабушки. Чингизу пришлось столкнуться с подлинной народной жизнью: его трудовой стаж начался в десять лет, а с четырнадцати лет ему пришлось работать секретарем аилсовета, решая самые сложные вопросы жизни большого села.

Слайд 4

Окончив восемь классов, он поступил в Джамбульский зоотехникум, который окончил с отличием, и был принят без экзаменов в сельскохозяйственный институт. В студенческие годы он писал небольшие заметки, статьи, очерки, публикуя их в газетах. После института работал зоотехником, продолжая писать.

Слайд 6

Широкую известность молодому писателю принесла повесть "Джамиля" (1958), позднее вошедшая в книгу "Повести гор и степей" (Ленинская премия, 1963). В 1961 вышла повесть "Тополек мой в красной косынке". Затем последовали повести "Первый учитель" (1962), "Материнское поле" (1965), "Прощай, Гульсары!" (1966), "Белый пароход" (1970) и др.

Слайд 7

Первый роман, написанный Айтматовым, - "И дольше века длится день" ("Буранный полустанок", 1980). В 1988 был опубликован известный роман "Плаха".

Слайд 8

По окончании Высших литературных курсов Айтматов работал журналистом в г.Фрунзе, редактором журнала «Литературный Киргизстан». В 1960–1980-е годы был депутатом Верховного Совета СССР, делегатом съезда КПСС, входил в редколлегии «Нового мира» и «Литературной газеты». За свои произведения Айтматов был трижды удостоен Государственной премии СССР (1968, 1980, 1983).

Слайд 9

В 1963 был издан сборник Айтматова "Повести гор и степей", за который он получил Ленинскую премию. Вошедшие в книгу повести "Тополек мой в красной косынке", "Первый учитель", "Материнское поле" повествовали о сложных психологических и житейских коллизиях, происходящих в жизни простых деревенских людей в их столкновении с новой жизнью.

Слайд 10

В повести "Джамиля", героем-повествователем которой был 15-летний подросток, проявилась главная особенность прозы Айтматова: сочетание напряженного драматизма в описании характеров и ситуаций с лирическим строем в описании природы и обычаев народа.

Слайд 11

В повести "Прощай, Гульсары!" создан мощный эпический фон, ставший еще одной важной приметой творчества Айтматова, использовались мотивы и сюжеты киргизского эпоса Карагул и Коджоджан.

Слайд 12

В повести Белый пароход (1970) Айтматов создавал своеобразный «авторский эпос», эти мифологические, эпические мотивы стали основой повести "Пегий пес, бегущий краем моря" (1977). стилизованный под эпос народный.

Слайд 13

В 1988–1990 Айтматов был главным редактором журнала «Иностранная литература».

Слайд 14

Ч. Айтматов смог сделать и дипломатическую карьеру: был послом СССР в Люксембурге. В настоящее время является послом Кыргызстана в Бельгии, не оставляя при этом литературной деятельности (роман "Тавро Кассандры, 1994)

Слайд 15

Писатель скончался 10 июня 2008 года в больнице немецкого города Нюрнберг в клинике, где находился на лечении. Похоронен 14 июня в историко-мемориальном комплексе «Ата-Бейит» в пригороде Бишкека

Слайд 16

С самого начала его произведения отличали особый драматизм, сложная проблематика, неоднозначное решение проблем. Таковы ранние повести: “Джамиля” (1957), “Тополек мой в красной косынке” (1961), “Первый учитель” (1963).

Слайд 17

“Личность и Жизнь, Народ и История, Совесть и Бытие – вот проблемные пары трех означенных ступеней восхождения Айтматова ко все более глубинным путям”,- пишет исследователь творчества писателя Г.Грачев.

Слайд 18

Книга известного советского писателя – роман-предупреждение, затрагивающий острые нравственные проблемы современности. Автор исследует приобретения и потери современного человека в его духовной жизни, в отношении к Родине, народу, другому человеку, природе, оценивает его нравственные качества в их развитии, исторических взаимосвязях и испытаниях реальной жизнью.

Слайд 19

Повествование начинается описанием волчьей семьи - Акбары и Ташчайнара, мирно живущей в Моюнкумской саванне. Но эти спокойствие и безмятежность лишь до тех пор, пока в азиатские просторы не вторгается человек, несущий в себе не созидающую, а разрушающую силу.

Слайд 20

И совершается ужасное, кровавое действо уничтожения животного мира, в котором погибают и недавно появившиеся на свет волчата Акбары. Все живое вокруг истреблено, а люди, одержимые эгоистическим отношением к природе, радуются, что план по мясопоставкам выполнен. Три раза волки уходили в глухие места, пытались обзавестись потомством для продолжения своего рода и жить так, как предписывают им законы бытия, и три раза злая и жестокая судьба, воплощенная в образе людей, лишала их детенышей.

Слайд 21

Слайд 22

Акбара и Ташчайнар в романе обладают милосердием и никому не желают плохого. Любовь Акбары к волчатам - это не бессознательный животный инстинкт, а осознанная материнская забота и ласка, свойственная всему женскому на земле. Волки в произведении, особенно Акбара, олицетворяют собой природу, которая пытается спастись от уничтожающих ее людей.

Слайд 23

Мать Акбара, как мать-природа, хочет сохранить себя, свое будущее в потомстве, но, когда Базарбай похищает из логова волчат, она ожесточается и начинает нападать на каждого, чтобы заглушить бешенство, тоску и отчаяние, доводившие ее до безумия.

Слайд 24

Волчица карает не того, кто действительно причинил ей зло, а совершенно невиновного человека - чабана Бостона, семья которого имела несчастье принять в своем доме Базарбая, проезжавшего с волчатами мимо их жилища. Следы и привели Акбару к Бостонову становищу. Чабан понимает, какой гнусный поступок совершил завистливый и желающий ему навредить Базарбай, но не может ничего сделать.

Слайд 25

Этот омерзительный пьяница, способный на любую подлость, всю жизнь ненавидел Бостона, честного труженика, который, благодаря своим собственным силам, стал лучшим чабаном в аиле. И теперь Базарбай злорадствовал и ликовал при мысли о том, что “возомнившего о себе и возгордившегося” Уркунчиева доводит по ночам терзающим и изматывающим воем потерявшая волчат Акбара.

Слайд 26

Но самое страшное ожидало Бостона впереди. Увидев, что волчица, похитившая его любимого сына, убегает, Бостон убивает одним выстрелом Акбару и малыша, который был его продолжением и смыслом жизни. Погибает и Базарбай, сломавший так много чужих судеб и столкнувший друг с другом две могучие силы - человечество и природу. Совершив три убийства, только одно из которых осознанное, Бостон сам ведет себя на “плаху”, подавленный переполнявшими его горем и отчаянием, внутренне опустошенный; но в глубине души он был спокоен, потому что уничтоженное им зло больше не сможет вредить живущим.

Слайд 27

Еще одна острая тема, раскрытая писателем в романе, - это проблема наркомании. Ч. Айтматов призывает людей опомниться, принять необходимые меры по искоренению этого опасногосоциального явления, которое калечит человеческие души. Автор правдиво и убедительно описывает ведущий в тупик и разрушающий жизни путь “гонцов”, которые, рискуя, отправляются в азиатские степи за анашой, одержимые жаждой обогащения. В противоположность им писатель вводит образ Авдия Каллистратова, “еретика-новомысленника”, изгнанного из семинарии за его недопустимые с точки зрения религии и устоявшихся церковных постулатов идеи о “Боге-современнике”

Слайд 28

Одухотворенная и глубокомыслящая натура Авдия противится всяким проявлениям зла и насилия. Неправедный, гибельный путь, по которому идет человечество, вызывает в его душе боль и страдания. Он видит свое назначение в помощи людям и обращении их к Богу. Для этой цели Авдий решает присоединиться к “гонцам”, чтобы, находясь рядом с ними, показать, как низко они пали, и направить их на путь истинный через искреннее раскаяние.

Слайд 29

Слайд 30

Авдий всеми силами стремится образумить их, спасти погибающие души, вселив в них высокую мысль о Всеблагом, Всемилостивом, Вездесущем… Но за это его жестоко избивают, а потом и лишают жизни те, кому он протянул руку помощи. Фигура Авдия, распятого на саксауле, напоминает Христа, принесшего себя в жертву за Добро и Истину, даруемые людям, и искупившего смертью человеческие грехи. Авдий тоже принял смерть за добро, и в последних его мыслях не было упрека обезумевшей толпе убийц, а лишь сострадание к ней и горестное чувство невыполненного долга…
Слайд 33

Тревога - вот главное чувство, которое несет роман читателю. Это тревога за погибающую природу, за самоуничтожающееся поколение, утопающее в пороках. “Плаха” - это крик, призыв автора одуматься, принять меры по сохранению жизни на земле. Это сильное по своему содержанию произведение способно оказать человеку неоценимую помощь в борьбе за новый, светлый, высоконравственный путь, который назначен ему природой и на который люди рано или поздно обратят озаренные разумом взоры.

Слайд 34

«Путь к истине - повседневнный путь к совершенству...» Ч.Айтматов

Цели: вместе с детьми осмыслить прочитанное произведение Айтматова; продолжить обучение характеристике литературных героев через их взаимоотношения и отношение к миру природы; учить подбирать ключевые эпизоды, цитаты для характеристики героев; - развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление учащихся, устную речь; формировать интерес к нравственным вопросам, «вечным» проблемам, учить чувствовать слово.


I. Вводная часть Краткое сообщение ученика о жизни и творчестве Ч. Айтматова (В своих лучших произведениях «Ранние журавли», «Пегий пес, бегущий краем моря», «Белый пароход», «Буранный полустанок», «Плаха» писатель говорит о нравственных проблемах общества. Все произведения находят живой отклик в душах читателей разных стран. Они объединяют добрых людей, делают их близкими друг другу в чем-то важном, делают людей духовно богаче. Проза киргизского писателя открывает и помогает осознать целый мир человеческих чувств, нравственных поисков).(Ученики некоторые произведения еще не проходили).


2. Обращение к высказыванию писателя (читает учитель). «Искусство должно призывать к радости, жизнеутверждению, оптимизму. Но также верно и то, что искусство должно ввергать человека в глубокие раздумья и потрясения, вызывать в нем полезные чувства сострадания, протеста против зла, давать ему повод сокрушаться, печалиться и жаждать восстановить, отстоять то лучшее в жизни, что оказалось попранным, погубленным…»




II. Сравнительная характеристика Момуна и Оразкула. - Ч.Айтматов во многих своих произведениях прибегает к резким противопоставлениям героев. Такой прием позволяет ярче нарисовать персонажи. Есть ли в повести такие герои? (Момун,Орозкул) 1. Ученики читают определения (запись на доске) великодушный самодовольный надежный эгоистичный трудолюбивый невежественный бескорыстный грубый добрый жестокий приветливый хвастливый скромный мстительный бесхитростный Выясняем, какие из них подходят для характеристики Момуна, а какие для объездчика Орозкула. Детьми приводятся примеры (аналитический пересказ, чтение эпизодов и ситуаций), в которых наиболее ярко проявились в характерах героев эти черты.


2. Беседа - Момуна «много мудрые» люди называют Расторопным. Что означает это слово? (Расторопный – быстрый и ловкий в деле). - Нет ли в этом прозвище какой-то насмешки? Справедливо это по отношению к Момуну? - Почему люди воспринимают доброту старика как чудаковатость, а может, даже глупость? (Доброту люди расценивают как неблагодарное свойство человека. Доброта не ценилась) - Был ли у вас при чтении повести момент, когда вы посочувствовали даже такому герою, как Орозкул, увидели в нем проблеск чего-то человеческого? (Когда пьяный объездчик плачет о своей судьбе. Он все же изредка ощущает свое нравственное убожество).




Момун Оразкул «Мы бугинцы, и в родстве от самой прародительн пиццы нашей – Рогатой Матери – оленихи. А она, пречудная Мать-олениха, завещала нам дружбу и в жизни, и в памяти». «Что тебе? Ты хочешь, чтобы я сделал для тебя что-то? Так я сейчас, ты мне только скажи, в чем твоя нужда?» «Э-э, сын мой, худо, когда люди не умом блещут, а богатством!» «Э-э, сын мой, еще в древности люди говорили, что богатство рождает гордыню, гордыня – безрассудство». «Э-э, сын мой, худо, когда певцы состязаются в славословии, из певцов они превращаются во врагов песни!» «Э-э, сын мой, а там, где деньги, слову доброму не место, красоте не место!» «Как просто вдруг стать счастливым и принести счастье другому! Вот так бы и жить всегда». «Уехать бы в город. Там умеют уважать человека по должности. Раз положено – значит, обязан уважать. Большая должность – больше уважения». «Красотой сыт не будешь». «Запрещена охота там, где маралы водятся. А у нас они не водятся. И мы за них не отвечаем. Ясно?» «Я и не такие головы могу размозжить! И не такие рога обломаю». «Эх, пулемет бы!» (глядя на стаю кричащих галок) «Ну и пусть. Пусть! Мне плохо, почему ей должно быть хорошо?» (предвкушая расправу над женой) «Ух, нет у меня большей власти, не таких бы крутил в бараний рог! Не таких заставил бы ползать в пыли». Составление 3. Цитатной характеристики героев


Аналитическая беседа - Как живется мальчику среди взрослых? Почему так часто ему хочется «уйти куда- нибудь или улететь»? (Мальчику всего 7 лет. Но он уже узнал, что такое жестокость, равнодушие, несправедливость, неблагодарность. Он растет, брошенный отцом и матерью, на попечении деда и неродной бабки. Та постоянно попрекает его и напоминает, что он чужой. Мальчику жаль деда, тетку Бекей.) - Какие вопросы волнуют мальчика? Что он пытается понять? («Почему люди так живут? Почему одни злые, а другие добрые? Почему есть счастливые и несчастливые? Почему есть такие, которых все боятся, и такие, которых никто не боится? Почему у одних есть дети, у других нет? Почему одни люди могут не выдавать жалованье другим?» Вопросы остаются без ответа, и мальчик страдает, затаив обиду. Мальчик не может понять, почему все прощают обиды Оразкулу. Он уверен, что таких людей надо наказывать). - В чем суть мечты мальчика о Белом пароходе? (Это мечта о добрых, любящих людях, об отце и о матери, о справедливости и счастье). - Какие определения вы подобрали бы для характеристики этого героя? (Чуткий, впечатлительный, доверчивый, светлый, дружелюбный, умеющий фантазировать и т.д. Он многому хорошему научился у деда). - Что мальчика заставило сделаться рыбой и уплыть? (Он уплывает «рыбой» в знак протеста против бессердечности взрослых людей. Для мальчика расправа с Матерью-оленихой, в которой участвовал и Момун, стало крушением мира. Его мучило сознание собственной беспомощности, то, что он не в силах был ничего поделать с этими людьми). Образ мальчика




IV. Осмысление заключительных слов повести. 1. Чтение отрывка учителем. - Почему, несмотря на трагический конец повести, в нашей душе рождается светлое чувство? (Мечта мальчика осуществилась: он хотел приплыть к Белому пароходу, рассказать людям о своей жизни, о Расторопном Момуне, о своей вере в Рогатую Мать- Олениху, в красоту, добро и справедливость. Писатель выполнил волю мальчика, повторяя его слова: «Здравствуй, Белый пароход, это я!» В этих словах – победа всего светлого в жизни).


V. Итог урока. - В начале урока вы ответили на вопрос, что же главное в человеческой жизни. Могли бы вы сейчас дополнить свой ответ? (Это совесть. Детская совесть в человеке). - А что такое совесть? (Совесть – это чувство ответственности за свое поведение перед людьми).


Вывод учителя. - Каждый человек знаком со своим внутренним голосом, который то его упрекает, то радует. Это чувство называется совестью. Кто следует голосу совести, тот не будет сожалеть о своих поступках. Совесть объединяет в человеке добро, сердечность, веру и надежду.




В 1937 отец был репрессирован, будущий писатель воспитывался у бабушки. Чингизу пришлось столкнуться с подлинной народной жизнью: его трудовой стаж начался в десять лет, а с четырнадцати лет ему пришлось работать секретарем аилсовета, решая самые сложные вопросы жизни большого села.


Окончив восемь классов, он поступил в Джамбульский зоотехником, который окончил с отличием, и был принят без экзаменов в сельскохозяйственный институт. В студенческие годы он писал небольшие заметки, статьи, очерки, публикуя их в газетах. После института работал зоотехником, продолжая писать.


В 1956 приехал учиться в Москву на Высшие литературные курсы, которые многое ему дали. Вернувшись в Киргизию, стал редактором журнала "Лите ратурный Киргизстан", пять лет был собственным корреспондентом газеты "Правда" в Киргизии.


Широкую известность молодому писателю принесла повесть "Джамиля" (1958), позднее вошедшая в книгу "Повести гор и степей" (Ленинская премия, 1963). В 1961 вышла повесть "Тополек мой в красной косынке". Затем последовали повести "Первый учитель" (1962), "Материнское поле" (1965), "Прощай, Гульсары!" (1966), "Белый пароход" (1970) и др.


Первый роман, написанный Айтматовым, - "И дольше века длится день" ("Буранный полустанок", 1980). В 1988 был опубликован известный роман "Плаха".


По окончании Высших литературных курсов Айтматов работал журналистом в г.Фрунзе, редактором журнала «Литературный Киргизстан». В 1960– 1980-е годы был депутатом Верховного Совета СССР, делегатом съезда КПСС, входил в редколлегии «Нового мира» и «Литературной газеты». За свои произведения Айтматов был трижды удостоен Государственной премии СССР (1968, 1980, 1983).


В 1963 был издан сборник Айтматова "Повести гор и степей", за который он получил Ленинскую премию. Вошедшие в книгу повести "Тополек мой в красной косынке", "Первый учитель", "Материнское поле" повествовали о сложных психологических и житейских коллизиях, происходящих в жизни простых деревенских людей в их столкновении с новой жизнью.


В повести "Джамиля", героем- повествователем которой был 15-летний подросток, проявилась главная особенность прозы Айтматова: сочетание напряженного драматизма в описании характеров и ситуаций с лирическим строем в описании природы и обычаев народа.


В повести "Прощай, Гульсары!" создан мощный эпический фон, ставший еще одной важной приметой творчества Айтматова, использовались мотивы и сюжеты киргизского эпоса Карагул и Коджоджан.


В повести Белый пароход (1970) Айтматов создавал своеобразный «авторский эпос», эти мифологические, эпические мотивы стали основой повести "Пегий пес, бегущий краем моря" (1977). стилизованный под эпос народный.




Ч. Айтматов смог сделать и дипломатическую карьеру: был послом СССР в Люксембурге. В настоящее время является послом Кыргызстана в Бельгии, не оставляя при этом литературной деятельности (роман "Тавро Кассандры, 1994)








Литературные критики выделили три периода в творческом развитии Ч.Айтматова. Джамиля, Верблюжий глаз, Тополек мой в красной косынке, Первый учитель- произведения первого эта- па. Второй образуют повести Материнское поле (1963 г.) и Прощай, Гульсары! (1966 г.). Третий же начинается с Белого парохода (1970 г.). Это также Ранние журавли, Пегий пес, бегущий краем моря и роман Буранный полустанок.