Гениальный немецкий композитор 19 века. Германия - родина великих композиторов


Который с 1847 года обосновывается в Германии; разносторонняя деятельность Листа отмечена большим размахом, идейной целеустремленностью.

Наблюдается оживление в театрально-концертной жизни. На оперных сценах, в борьбе с иностранным засильем, утверждаются произведения немецких авторов; далее разрабатываются принципы романтической оперы, выдвинутые Вебером. Концертная практика приобретает все более демократический характер; ряд городов славится оркестровыми или хоровыми коллективами, во главе которых стоят видные современные композиторы и дирижеры. Интенсивно проявляет себя музыкальная самодеятельность: певческие объединения охватывают десятки тысяч хористов. Общий подъем художественной культуры сказывается в оживлении музыкально-теоретической и критической мысли. В прессе, особенно в «Новом музыкальном журнале» (Общепринятое на русском языке наименование «Новая музыкальная газета» дает неточный перевод названия этого журнала.) , организованном в 1834 году Шуманом, поднимаются актуальные проблемы воплощения народно-национального начала и героико-эпической тематики, отражения действительности в музыке.

Возобновляются после длительного периода реакции лучшие традиции идей просвещения и гуманизма. Подобно Гейне, Шуман (в годы расцвета творческих сил), а вслед за ним Вагнер и Лист, основным в своей деятельности будут считать подготовку новой поры в искусстве, освобожденном от сковывающих его пут социального угнетения, моральных предрассудков. Это - главное направление их художественных исканий. И несмотря на нечеткость общественно-политической платформы и романтическую расплывчатость теоретических положений, их прогрессивная устремленность несомненна.

Такой подъем музыкальной культуры Германии 40-х годов обусловлен историческими процессами развития этой отсталой в социально-политическом отношении страны, еще сохранившей к середине XIX века следы феодальной раздробленности. Насущнейшей ее задачей являлось обнаружение путей национального объединения. К 40-м годам, как указывал К. Маркс, потребность в осуществлении этой задачи вызвала активный рост прогрессивных, демократических сил, и немецкие бюргеры «дошли теперь до той приблизительно ступени, на которой французская буржуазия находилась в 1789 году». Центр революционного движения в Европе перемещался в Германию. Она стала родиной научного социализма.

Однако предательство буржуазии, отказавшейся от демократического объединения Германии, вновь надолго задержало развитие прогрессивных сил. Поражение революции 1848-1849 годов привело к главенству реакционных течений в идеологической жизни страны. В ближайшие десятилетия их влияние все более усиливалось.

«…1848-1871 гг. в Германии,- писал В. И. Ленин,- были эпохой революционной и контрреволюционной борьбы двух путей объединения (=решения национальной проблемы буржуазного развития Германии), пути через великогерманскую республику и пути через прусскую монархию». Прогрессивный лагерь боролся за объединение страны революционным путем, за свержение монархии и создание в Германии единой демократической республики. Но капитуляция немецкой буржуазии перед феодальной реакцией способствовала объединению Германии «сверху», превращению ее в империалистическое, юнкерско-буржуазное государство. Знаменательными вехами на пути утверждения «прусского капитализма» явились войны с Данией (1864), Австрией (1866) и Францией (1870- 1871).

К. Маркс и Ф. Энгельс в своих трудах неустанно бичевали идейную слабость, моральную неустойчивость, ограниченность и трусливость немецкой буржуазии. Они указывали, что мелочные интересы бюргеров никогда не были способны развиться до понимания общих национальных интересов класса, что на протяжении всего XIX века немецкая буржуазия изменяла народу и шла на компромисс с дворянским абсолютизмом. Неудавшаяся революция, прерванное и задержанное реакцией развитие страны породили резко выраженный тип немецкого мещанства, который, как писал Ф. Энгельс, «вовсе не этап нормального исторического развития, а доведенная до крайности карикатура, своего рода пример вырождения...». Дух мещанства проникал во все поры немецкой культуры, накладывал на нее специфический отпечаток, сковывал творческие силы народа.

Это, в частности, сказалось на литературе, не давшей во второй половине XIX века после Генриха Гейне ни одного писателя мирового значения. В творчестве немецких авторов начинает преобладать изображение крестьянской или мещанской, обывательской жизни, покоящейся на консервативных устоях. Эта литература (ее представители - Бертольд Ауэрбах, отчасти Фридрих Шпильгаген и другие) получила название «областнической», так как она посвящена провинциальной тематике, не выходит за рамки местного быта, не дает изображения действительности с точки зрения общенациональных интересов (Лишь творчество Готфрида Келлера (1819-1890) - швейцарца, писавшего по-немецки, - продолжавшее традиции критического реализма, вышло за рамки национальной ограниченности, приобрело широкое признание.) .

При всей своей идейной ограниченности и эклектизме представители «областнических» тенденций все же обращались к демократическим темам и сюжетам, а некоторые из них, например Теодор Шторм (1817-1888), выдвинулись в качестве крупных писателей-новеллистов, мастеров реалистических зарисовок современной жизни. Вместе с тем оформились течения, связанные с салонным эпикуреизмом, эстетством, культом чистой формы. Реакционно- романтическая сущность этого направления с наибольшей отчетливостью выявлена в литературно-философских и эстетических работах Фридриха Ницше - родоначальника буржуазно-декадентской литературы, апологета воинствующего аморализма, с аристократическим презрением относившегося к народу и демократии.

Несмотря на общность исторических условий, немецкая музыка того же периода, в отличие от литературы, вписала важные страницы в историю мировой художественной культуры, выдвинула выдающихся композиторов и исполнителей, творческая деятельность которых приобрела международное значение.

Противоречия в развитии немецкой музыки. Их проявления во вражде веймарской и лейпцигской школ

К середине века произошли значительные изменения в расстановке творческих сил. Мендельсон умер в 1847 году. Душевная болезнь неумолимо подтачивала Шумана - после 1849 года он отошел от музыкально-общественной жизни (скончался в 1856 году). Вагнер бедствовал в эмиграции и вернулся в Германию только в 60-е годы, хотя неуклонно росло влияние его эстетических идей и творчества. На десятилетие после поражения революции 1848-1849 годов падает героическая пора деятельности Листа в Веймаре: она завершается организацией в 1859 году - в связи с двадцатипятилетием шумановского «Нового музыкального журнала» - объединения немецких музыкантов («Всегерманский музыкальный союз»). Наконец, с начала 50-х годов выдвигается звезда первой величины - Иоганнес Брамс, идейно-художественный авторитет которого укрепился в 60-70-е годы.

Однако нельзя забывать о том, что затхлая атмосфера филистерства не дала возможности полностью выявиться реформаторским замыслам Листа - он был вынужден бежать из Германии, потерпев поражение в борьбе с немецким мещанством. Немало тяжелого пришлось испытать в этой борьбе и Вагнеру, проявившему наперекор активному противодействию поразительную волю в пропаганде своих сочинений, и Брамсу , не обладавшему такой энергией и поэтому покинувшему родину - он уехал в 60-х годах в Вену, где прожил свыше тридцати лет. В то же время в Германии приобрели большое влияние представители умеренного, «приглаженного» романтизма, идейно-художественные устремления которых в известной мере совпадали с «областническими» тенденциями в литературе.

Сложность общественно-политической обстановки породила напряженность борьбы творческих направлений в немецкой музыке, идейный разброд среди ее деятелей. В 50-х годах эта борьба сосредоточилась вокруг двух музыкальных школ. Первую возглавил Лист, к ней примыкал Вагнер; по месту жительства Листа она называлась «веймарской» (или «новонемецкой»). Во главе второй школы - она именовалась «лейпцигской» - стояли деятели известной консерватории, созданной Мендельсоном при участии Шумана, по сути дела - представители «умеренного» романтизма.

Лист, изобличая обывательскую «приглаженность» и «умеренность» в искусстве, выдвигал принципы программности и идейности, философской глубины и содержательности музыкального творчества. Но вопросы эти нередко толковались приверженцами его школы (такими критиками, как Франц Брендель, Рихард Поль и другими) в отрыве от эстетических требований демократизма и национальной формы, что приводило к недооценке роли народного творчества и классического наследия, к ложно понятому новаторству. С другой стороны, выдвинутые представителями лейпцигской школы художественные критерии общедоступности и национальной определенности трактовались эпигонами Мендельсона (среди них композиторы Карл Рейнеке, Роберт Фолькман, Франц Абт, Корнелиус Гурлит и другие) обедненно, догматически, ибо игнорировались требования идейности и содержательности искусства.

Все же не следует преувеличивать значение названных двух школ в истории немецкой музыки. Это - один из частных эпизодов присущей ей борьбы группировок и направлений. Вскоре борьба приняла иные формы: враждующие лагери образовались вокруг творческих фигур двух крупнейших музыкантов Германии - Вагнера и Брамса.

Еще в годы существования веймарской школы (она распалась в начале 60-х годов в связи с отъездом Листа) ее представители считали своей главной задачей пропаганду творчества Вагнера («Поддержка Вагнера - наша основная цель»,- писал в 1852 году «Новый музыкальный журнал», перешедший в руки «веймарцев». В то же время о Листе как композиторе этот журнал почти ничего не писал.) .

В 70-х годах было организовано «Вагнеровское общество». Сторонники «музыки будущего» («музыкой будущего» Вагнер называл свои творения) резко нападали на всех тех композиторов, которые не причисляли себя к листо-вагнеровскому направлению. Сначала объектом нападок служили эпигоны Мендельсона, связанные с лейпцигской школой,- их, кстати, очень зло высмеивал Лист. Но затем, уже без участия Листа, огонь полемики был направлен против Брамса - ожесточенно, непримиримо вел эту полемику Вагнер. Все те, кто уверовал в его гений, разделяли с ним вражду к Брамсу.

Помимо своей воли Брамс, лично не участвовавший в возникшей полемике, стал знаменем для тех, кто спорил с Вагнером в области музыкальной драмы и с Листом - в области программного симфонизма. Вопросы ставились широко: о традициях народной музыки, национальной классики и достижениях музыкального романтизма, о выразительных средствах музыки, о возможностях сохранения и развития устоявшихся музыкальных форм и т. д. По всем этим вопросам у Вагнера и Брамса существовали принципиальные расхождения. Но «вагнерианцы», с одной стороны, и «брамсианцы» (их иронически окрестили прозвищем «брамины») - с другой, неумеренно преувеличивали эти расхождения и, поклоняясь одному из антиподов, низвергали все, что было связано с другим.

Окружение Вагнера и Брамса не только вносило в споры излишне острые субъективные тона, но и искажало сущность идейнотворческих исканий этих двух крупнейших художников Германии. Представители «Вагнеровского общества» пытались перенести реакционные черты мировоззрения Вагнера на его творчество - вагнерианцы в своей практической деятельности смыкались с махровыми национал-шовинистическими кругами прусского юнкерства, стали проводниками пангерманских идей немецкого империализма. В то же время брамсианцы, особенно из числа венских критиков (в первую очередь Эдуард Ганслик), обрушиваясь на Листа и Вагнера (а заодно на Антона Брукнера, Гуго Вольфа, которые преклонялись перед Вагнером), представляли Брамса в качестве якобы «чистого» музыканта, далекого от современной действительности, создавшего некую «абстрактную» музыку (Насколько Вагнер был активен в своих полемических выпадах, настолько Брамс замкнут и молчалив. Он не оказывал активной поддержки своим апологетам - венским критикам, но публично и не отмежевался от них. Тем не менее он не сочувствовал «гансликианцам», так как, борясь за реалистическую содержательность искусства, отрицал возможность существования «абстрактной» музыки.) .

Таким образом, оба эти окружения приносили бесспорный вред делу развития немецкой музыки: воинственный пыл враждующих лагерей обострил идейный разброд в рядах музыкантов, не дал возможности распознать общего врага. Для Вагнера и Брамса таким врагом являлось немецкое филистерство, затхлый провинциализм; каждый по-своему, они отстаивали принципы высокой идейности и гуманизма. В их творчестве получили отражение разные стороны немецкой действительности, они разработали различные методы ее отображения, писали в разных жанрах музыкального искусства. Но один композитор не исключал другого, а, наоборот, дополнял, своей индивидуальностью обогащал отечественную культуру. Эта стало ясным к концу века, после смерти Вагнера, когда остыл полемический пыл и произведения обоих мастеров получили всеобщее признание.

Расцвет музыкальной жизни в конце XIX века

К этому времени просветительская деятельность Мендельсона и Шумана, Листа, Вагнера и Брамса принесла свои плоды: выдвинулся ряд новых композиторских имен (Среди них наиболее видный - Рихард Штраус (1864-1949), выступивший со своими ярко красочными, блестящими по оркестровому мастерству симфоническими произведениями в 90-е годы (лучшие - «Тиль Уленшпигель», «Дон Жуан»). Но в целом творчество Р. Штрауса, позже частично отразившее эстетские влияния, принадлежит новому времени, равно как и творчество другого крупного немецкого композитора конца XIX - начала XX века Макса Регера (1873-1916).) ; театрально-концертная жизнь Германии достигла высокого уровня; еще шире стала практика самодеятельных хоровых объединений, а с 90-х годов большое значение приобрел рабочий «Певческий союз». В. И. Ленин в статье «Развитие рабочих хоров в Германии», написанной в 1913 году, дал высокую оценку социально-политической роли этих хоров в немецком революционно-пролетарском движении.

Ряд городов Германии соревнуется в пропаганде музыкального искусства. Наряду с Берлином, Лейпцигом, Дрезденом, Кёльном приобретают значение крупных музыкальных центров Веймар (в то время, когда там работал Лист), Мюнхен, где ставятся оперы Вагнера, и другие. Известностью пользуются оркестр «Гевандхауз» (существует с 1781 года) в Лейпциге и там же - «Томанерхор», то есть хор кантората при церкви св. Фомы, которым некогда руководил И. С. Бах; в Берлине - Певческая академия (с 1790), Филармонический оркестр (с 1881).

Активно проявляет себя славная плеяда листовских учеников, и первый среди них - выдающийся дирижер и пианист, пропагандист Вагнера и Брамса, поклонник русской музыки, и прежде всего оперного творчества Глинки, Ганс Бюлов (1830-1894). Вообще немецкая дирижерская школа, возглавленная Рихардом Вагнером, вырастает в явление международного масштаба. Среди ее лучших представителей Артур Никиш (венгр по происхождению, 1855-1922), Феликс Вейнгартнер (1863-1942), Рихард Штраус (1864-1949).

Выдвигается ряд крупных вокалистов, в частности исполнители вагнеровского репертуара Йозеф Алоис Тихачек (по происхождению чех, 1807-1886), Альберт Ниман (1831-1917). Среди певиц - Вильгельмина Шредер-Девриент (1804-1860; прославилась как исполнительница Леоноры в бетховенской опере «Фиделио»), Генриетта Зонтаг (1806-1854), Лили Леман (1848-1929). В Германии работают также замечательные скрипачи Фердинанд Давид (1810-1873), Йозеф Иоахим (родом из Венгрии, 1831-1907), пианисты (преимущественно ученики Листа) Эуген д"Альбер (1864- 1932), София Ментер (1846-1918), Фредерик Ламонд (1868-1948) и другие.

Все это - показатели большого, разностороннего расцвета немецкой музыкальной культуры, которого она достигла усилиями нескольких поколений своих лучших, прогрессивных деятелей XIX века.

Симфонии Макса Бруха не столь популярны, как его скрипичные концерты или "Шотландская фантазия" и исполняются довольно редко. Однако, в них безраздельно царствует Гармония, пробуждающая в душе слушателя устремление к мудрости и силе, укрепляющая дух и помогающая справляться со всеми трудностями. Среди примечательных записей произведений Бруха, помимо основных концертных произведений, — комплект трёх его редко исполняемых симфоний; проект, осуществлённый дирижёром Куртом Мазуром. Одна из этих записей сейчас и прозвучит - Очень красивое Адажио из Третьей симфонии Ми мажор

Gewandhausorchester Leipzig

Kurt Masur, conductor


()

Музыка - это искусство звуков и каждый звук в ней имеет своё обозначение. Нота (лат. nōta — «знак», «метка») в музыке — это графическое обозначение звука музыкального произведения, один из основных символов современной музыкальной нотации. Вариации в…

Имя Макса Бруха (1838-1920) не столь громко звучит в музыкальном мире, как имена Мендельсона и Брамса. Но его Скрипичный концерт № 1 соль минор, соч. 26, занимает достойное место в родословной великих романтических шедевров. Макс Брух родился в том самом году, когда Мендельсон сделал первые наброски своего Скрипичного концерта ми минор. Премьера Концерта Бруха прошла десять лет спустя после смерти Шумана. Десятилетием позже появился знаменитый Концерт для скрипки с оркестром Брамса. Однако есть еще один великий музыкант, чье искусство объединило названные скрипичные концерты в непрерываемую на протяжении столетия традицию. Его звали Йозеф Йоахим. На титульном листе партитуры Скрипичного концерта Бруха стоит посвящение: Йозефу Йоахиму в знак дружбы.

Эскизы концерта соль минор, возможно, относятся к 1857 году, когда 19-летний Брух закончил консерваторию в Кёльне, где его учителями были Фердинанд Хиллер и Карл Рейнеке. В 20 лет Брух уже преподает в консерватории музыкально-теоретические предметы. Одна за другой следуют премьеры его опер, ораторий, симфоний, инструментальных концертов, камерных анамблей, вокальных циклов… Особенной популярностью пользуются в Германии хоры Бруха. Он дирижирует оперными представлениями и симфоническими концертами в различных городах Германии и за границей. Среди учеников Макса Бруха - представители национальных композиторских школ, такие выдающиеся мастера ХХ века, как итальянец Отторино Респиги, англичанин Ральф Воан-Уильямс.

Макс Брух / Max Bruch


()

Иоганн Филипп Кирнбергер (нем. Johann Philipp Kirnberger; крещён 24 апреля 1721, Заальфельд — 27 июля 1783, Берлин) — немецкий теоретик музыки, композитор, скрипач, педагог.

По утверждению Ф. В. Марпурга, Кирнбергер в 1739—41 годах учился в Лейпциге у И. С. Баха, которого считал крупнейшим немецким композитором. В 1741 - 50 годах служил учителем музыки и капельмейстером в польских аристократических семьях, был капельмейстером женского монастыря во Львове. С 1754 года Кирнбергер - скрипач и капельмейстер придворной капеллы в Берлине, обучал композиции Анну Амалию Прусскую, младшую сестру короля Пруссии Фридриха Великого.
Кирнбергер добивался публикации хоральных обработок Баха, о которых в письме лейпцигскому издателю Брейткопфу писал так:

По поводу хоралов Баха числом более 400, которые собрал К. Ф. Э. Бах и многие из которых переписаны его собственной рукой, мне исключительно важно, чтобы эти хоралы, которые ныне находятся в моем распоряжении, сохранились для будущих музыкантов, композиторов и ценителей музыки.

Кирнбергер выкупил рукописи хоралов у К. Ф. Э. Баха. Для продвижения публикации Кирнбергер бесплатно передал эти рукописи издательству Брейткопфа (который остался их владельцем после смерти Кирнбергера).

()

Самым видным представителем скрипичной игры в Германии в первой половине 19-го века являлся знаменитый Людвиг Шпор.

Сын доктора, жившего в Брауншвейге, Шпор с самого раннего возраста был поставлен в условия, чрезвычайно благоприятные для развития его музыкального таланта. Отец Шпора играл на флейте (!), а мать была певица и довльно хорошая пианистка. Мальчик с особенным удовольствием слушал домашнюю музыку и был очень рад, когда ему купили маленькую скрипку: он мог играть по слуху исполняемые матерью песни и романсы. Дарования мальчика были подмечены одним французским эмигрантом Дюфуром, который жил в том городке, куда переехали из Брауншвейга и родители Шпора. Дюфур, сам игравший довольно хорошо на скрипке и виолончели, руководил занятиями Шпора и тот стал уже писать собственные композиции (говорят, что скрипичные дуэты Шпора относятся именно к этому времени).

Далее последовали годы учёбы, работа в качестве солиста в капелле герцога брауншвейгского, гастрольные поездки по городам Европы. Например, в Дании случилось Шпору беседовать с одной дамой, большой почитательницей его таланта. Она просила рассказать ей некотрые подробности из его прошлой жизни и, между прочим спросила, не лучше ли бы сделал Шпор, принявшись за ремесло своего отца. Шпор на это ответил так:

()

Кристиан Каннабих (нем. Christian Cannabich; 28 декабря 1731 — 20 января 1798, Франкфурт-на-Майне) — немецкий капельмейстер, скрипач и композитор, представитель мангеймской школы.

Ученик Я. Стамица, Н. Йоммелли (композиция). Работал в оркестрах Мангейма и Мюнхена. Скрипач Мангеймской придворной капеллы (с 1774 года её директор). С 1778 года жил в Мюнхене. После смерти Я. Стамица признан главой Мангеймской школы. Друг В.А. Моцарта. Каннабих применил новые принципы оркестровки, основанные на равномерном распределении тематического материала между всеми оркестровыми группами, одним из первых ввёл в состав симфонического оркестра кларнеты. Ведущий жанр творчества - симфония. Автор около 90 симфоний, 40 опер и балетов, концертов для скрипки с оркестром, камерно-инструментальных ансамблей. Моцарт в своих письмах отзывается с похвалой о таланте Каннабиха. Как-бы там ни было, Моцарт описывает его как лучшего мюзикдиректора из тех, которых он когда-либо видел.

()

Карл Орф (Carl Orff; Карл Генрих Мария Орф, 10 июля 1895, Мюнхен — 29 марта 1982, Мюнхен) —немецкий композитор и педагог, наиболее известен кантатой «Кармина Бурана» (1937). Будучи крупным композитором XX века, он также внёс большой вклад в развитие музыкального образования.


Отец Карла Орфа, офицер, играл на фортепиано и нескольких струнных инструментах. Его мать также была хорошей пианисткой. Именно она обнаружила у сына талант к музыке и занялась его обучением.


Орф научился играть на пианино в 5 лет. В возрасте девяти лет он уже писал длинные и короткие музыкальные отрывки для своего собственного кукольного театра.


В 1912—1914 годах Орф обучался в Мюнхенской музыкальной академии. В 1914 году продолжил обучение у Германа Зильчера. В 1916 году работал капельмейстером в Мюнхенском камерном театре. В 1917 году во время Первой мировой войны Орф отправился на добровольную службу в армию в Первый Баварский Полевой Артиллерийский полк. В 1918 году его пригласили на должность капельмейстера в Национальный Театр Мангейма под руководством Вильгельма Фуртвенглера, а затем он стал работать в Дворцовом Театре Великого Герцогства Дармштадта.

В 1923 году он познакомился с Доротеей Гюнтер и в 1924 году совместно с ней создал школу гимнастики, музыки и танца «Гюнтершуле» (нем. Günther-Schule) в Мюнхене. С 1925 года и до конца своей жизни Орф являлся главой отделения в этой школе, где работал с начинающими музыкантами. Имея постоянный контакт с детьми, он разработал свою теорию музыкального образования.

()

Карл (Генрих Карстен) Райнеке (нем. Carl (Heinrich Carsten) Reinecke ; 23 июня 1824, Альтона, ныне в составе Гамбурга — 10 марта 1910, Лейпциг) — немецкий композитор, дирижёр и пианист.

С шести лет занимался музыкой со своим отцом — Иоганном Рудольфом Райнеке. В 1835 году дебютировал в родном городе как пианист, затем гастролировал по Европе, где приобрёл славу «грациозного исполнителя произведений Моцарта ». Музыкальными кумирами юноши были Клара Вик и Франц Лист ; по причине робости характера Райнеке мало подходил на роль гастролирующего пианиста-виртуоза.

С 1 843 по 1846 гг. благодаря стипендии короля Дании Христиана VIII учился в Лейпцигской консерватории по классу фортепиано и композиции. Феликс Мендельсон, являвшийся в тот момент капельмейстером Гевандхауза, организовывал для него выступления на публике. В тот же период Райнеке познакомился с Робертом Шуманом. Райнеке был под большим впечатлением от произведений Мендельсона и Шумана, которые оказали большое влияние на его собственные сочинения.


(

Немецкие композиторы внесли большой вклад в развитие мирового музыкального искусства. Среди них огромное количество тех, кого мы называем великими. Их шедевры слушает весь мир. В музыкальных учебных заведениях произведения многих из них входят в программу обучения.

Музыка Германии

Расцвет музыки в этой стране начался в 18 веке. Тогда начали творить такие великие немецкие композиторы, как Роберт Шуман, Иоганн Себастьян Бах, Франц Шуберт, Людвиг Ван Бетховен. Они были первыми представителями романтизма.

Великие композиторы, жившие в Австрии: Ференц Лист, Вольфганг Амадей Моцарт, Иоганн Штраус.

Позже стали знаменитыми Карл Орф, Рихард Вагнер, Макс Регер. Они писали музыку, обращаясь к национальным корням.

Известные немецкие композиторы 20 века: Арнольд Шёнберг, Пауль Хиндемит, Карлхайнца Штокхаузен.

Джеймс Ласт

Известный немецкий композитор Джеймс Ласт родился в Бремене в 1929 году. Его настоящее имя Ганс. Он работал в жанре джаза. Впервые Джеймс ввступил на сцене в 1946 году в составе оркестра бременского радио. Через 2 года он создал свой ансамбль, которым руководил, с ним же и выступал. В 50-е годы 20 века Ласт считался лучшим джазовым басистом. В 1964 году Джеймс создал свой собственный оркестр. Он занимался аранжированием популярных в то время мелодий. Первый альбом композитор выпустил в 1965 году, после чего было ещё 50. Они расходились миллионными тиражами. Восемнадцать дисков стали платиновыми, 37 - золотыми. Джеймс Ласт создавал аранжировки для авторов и исполнителей, работавших в совершенно разных музыкальных жанрах от народной музыки до хард-рока. Умер композитор в США в июне 2015 года.

Иоганн Себастьян Бах

Великие немецкие композиторы эпохи Барокко: Георг Бём, Николаус Брунс, Дитрих Букстехуде, Георг Фридрих Гендель и другие. Возглавляет этот список Иоганн Себастьян Бах. Он был великим композитором, педагогом и виртуозным органистом. И.С.Бах является автором более тысячи произведений. Он писал музыку разных жанров. Всё, что было значимо в период его жизни, кроме опер. Отец композитора был музыкантом, как и многие другие родственники и предки.

Иоганн Себастьян с детства любил музыку и никогда не пропускал возможности помузицировать. Будущий композитор пел в хоре, играл на клавесине и органе, изучал творчество композиторов. Приблизительно в 15 лет он написал свои первые произведения. После окончания учёбы юноша служил придворным музыкантом, затем органистом в церкви. У Иоганна Себастьяна Баха было семеро детей, двое из них стали знаменитыми композиторами. Первая супруга умерла, и он женился снова. Второй его женой стала молодая певица, обладавшая великолепным сопрано. В старости И.С.Бах ослеп, но продолжал сочинять музыку, ноты записывал зять композитора под диктовку. Великий Иоганн Себастьян похоронен в городе Лейпциге. В Германии его образ увековечен в большом количестве памятников.

Людвиг Ван Бетховен

Многие немецкие композиторы были приверженцами венской классической школы. Самая яркая фигура из них - Людвиг Ван Бетховен. Он писал музыку всех жанров, которые существовали в то время, когда он жил. Сочинял он даже произведения для драматических театров. Л.Бетховен - композитор, чьи произведения исполняются всеми музыкантами мира. Наиболее значимыми считаются инструментальные произведения Л.Бетховена.

Родился композитор в 1770 году. Он был сыном певца придворной капеллы. Отец хотел воспитать сына вторым В.Моцартом и обучал его игре сразу на нескольких музыкальных инструментах. В возрасте 8 лет Людвиг впервые вышел на сцену. Вопреки ожиданиям отца, Л.Бетховен не стал чудо-мальчиком, каким был Вольфганг Амадей Моцарт. Когда будущему великому композитору было 10 лет, отец перестал самостоятельно заниматься его обучением, у мальчика появился настоящий педагог - композитор и органист - К.Г.Нефе. Преподаватель сразу разглядел в Л.Бетховене талант. Он многому научил юношу, познакомил его с творчеством великих на тот момент композиторов. Л.Бетховен выступал перед В.А.Моцартом, и тот высоко оценил его талант, высказав уверенность в том, что Людвига ждёт большое будущее, и он еще заставит мир говорить о себе. В возрасте 34 лет композитор стал глухим, но продолжал писать музыку, поскольку у него был прекрасный внутренний слух. У Л.Бетховена были ученики. Один из них - знаменитый композитор Карл Черни. Скончался Л.Бетховен в возрасте 57 лет.

Курт Вайль

Многие немецкие композиторы 20 века считаются классиками. Например, Курт Вайль. Родился он в 1900 году в Германии. Самое знаменитое его произведение - «Трёхгрошовая опера». К.Вайль был сыном кантора в синагоге. Образование композитор получил в Лейпциге. Во многие свои произведения он внёс элементы джаза. Курт Вайль сотрудничал с драматургом Б.Брехтом и написал музыку к большому количеству постановок по его пьесам. Также композитор сочинил 10 мюзиклов. Скончался Курт Вайль в 1950 году в США.

Ни одна страна мира не подарила человечеству столько великих композиторов, как Германия. Традиционные представления о немцах, как о самых рациональных и педантичных людях, рушатся от такого богатства музыкальных талантов (впрочем, и поэтических тоже). Немецкие композиторы Бах, Гендель, Бетховен, Брамс, Мендельсон, Шуман, Арф, Вагнер - это далеко не полный список талантливых музыкантов, создавших невероятное количество музыкальных шедевров самых различных жанров и направлений.

Немецкие композиторы Иоганн Себастьян Бах и Иоганн Георг Гендель, оба рожденные в 1685 году, заложили основы классической музыки и вывели Германию на «передовую» музыкального мира, где до этого господствовали итальянцы. Гениальное не вполне понятое и признанное современниками, заложило тот мощный фундамент, на котором позже выросла вся музыка классицизма.

Великие Й.Гайдн, В.А.Моцарт и Л.Бетховен являются ярчайшими представителями венской классической школы - направления в музыке, сложившегося в конце XVIII - начале XIX веков. Само название «венской классики» подразумевает участие австрийских композиторов, какими и были Гайдн и Моцарт. Чуть позже к ним присоединился Людвиг ван Бетховен - немецкий композитор (история этих соседних государств неразрывно связана друг с другом).

Великий немец, умерший в нищете и одиночестве, обрел вековую славу для себя и своей страны. Немецкие композиторы-романтики (Шуман, Шуберт, Брамс и другие), а также современные немецкие композиторы, такие как Пауль Хиндемит, уйдя в своем творчестве далеко от классицизма, тем не менее, признают огромное влияние Бетховена на творчество любого из них.

Людвиг ван Бетховен

Бетховен родился в Бонне в 1770 году в семье бедного и пьющего музыканта. Несмотря на пагубную привычку, отец сумел разглядеть талант своего старшего сына и сам начал учить его музыке. Он мечтал сделать из Людвига второго Моцарта (отец Моцарта успешно демонстрировал публике своего «чудо-ребенка» с 6 лет). Несмотря на жестокое обращение отца, заставлявшего сына заниматься целыми днями, Бетховен страстно полюбил музыку, к девяти годам он даже «перерос» его в исполнительстве, а в одиннадцать - стал помощником придворного органиста.

В 22 года Бетховен покинул Бонн и отправился в Вену, где брал уроки у самого маэстро Гайдна. В австрийской столице, бывшей в то время признанным центром мировой музыкальной жизни, Бетховен быстро снискал славу пианиста-виртуоза. Но произведения композитора, наполненные бурными эмоциями и драматизмом, не всегда были по достоинству оценены венской публикой. Бетховен, как человек, был не слишком «удобным» для окружающих - он мог быть то резким и грубоватым, то необузданно веселым, то мрачным и угрюмым. Эти качества не способствовали успеху Бетховена в обществе, его считали талантливым чудаком.

Трагедия жизни Бетховена - глухота. Болезнь делала его жизнь еще более замкнутой и одинокой. Мучительно для композитора было создавать свои гениальные творения и никогда не слышать их исполнение. Глухота не сломила сильного духом мастера, он продолжал творить. Будучи уже совершенно глухим, Бетховен сам дирижировал своей гениальной 9 симфонией со знаменитой «Одой к радости» на слова Шиллера. Мощь и оптимизм этой музыки, особенно учитывая трагические обстоятельства жизни композитора, до сих поражают воображение.

С 1985 года бетховенская «Ода к радости» в обработке Герберта фон Караяна была признана в качестве официального гимна Евросоюза. так писал об этой музыке: «Целое человечество простирает руки к небу… устремляется навстречу радости и прижимает ее к своей груди» .

Шуман Роберт Александер, немецкий композитор.
Родился 8 июня 1810 г. в городе Цвиккау в семье книгоиздателя. Занятия музыкой начал с семи лет.

В своём творчестве композитор уделял большое внимание фортепианной музыке. Большая часть фортепианных произведений Шумана — это циклы из небольших пьес лирико-драматического, изобразительного и «портретного» жанров, связанных между собой внутренней сюжетно-психологической линией. Вместе с произведениями вариационного и сонатного типов у Шумана есть фортепьянные циклы, построенные по принципу сюиты или альбома пьес: «Фантастические отрывки», «Детские сцены», «Альбом для юношества».
«Альбом для юношества» ор.68 был создан Робертом Шуманом в 1848 году. История его создания тесно связана с личным, отцовским музыкальным опытом. В октябре Шуман писал своему другу Карлу Рейнеке - ’’первые пьесы я написал ко дню рождения моей старшей дочери, а потом и остальные’’. Первоначальное название сборника «Рождественский альбом». Помимо нотного материала черновая рукопись включала в себя наставления юным музыкантам, в краткой афористической форме раскрывающие художественное кредо Шумана. Он планировал расположить их между пьесами. Идея эта осуществлена не была. Впервые афоризмы, число которых увеличилось с 31 до 68, были опубликованы в «Новой музыкальной газете» в специальном приложении под заглавием « Домашние и жизненные правила для музыкантов», а затем перепечатаны в приложении ко второму изданию. Успеху первого издания «Альбома для юношества» немало способствовал его титульный лист, оформленный известным немецким художником, профессором Дрезденской Академии художеств Людвигом Рихтером. Сын художника, Генрих Рихтер был учеником Шумана по композиции в 1848-49 годах. Шуманом были указаны десять наиболее важных, по его мнению пьес, к которым по его пояснениям и были созданы художником виньетки на обложку издания. Это пьесы - Время сбора винограда, Первая утрата, Веселый крестьянин, Хороводная, Весенняя песнь, Песенка жнецов, Миньона, Кнехт Рупрехт, Смелый наездник и Зимняя пора. Существовало мнение среди педагогов, современников автора, что «Альбом» нелогично построен и пьесы слишком трудны для исполнения детьми. Действительно, пьесы расположены не в порядке возрастания трудностей и амплитуда их сложности чрезвычайно высока, но вспомним, что во времена Шумана, в середине XIX века, не существовало еще систематизации учебных материалов. Кроме того, автор вообще не стремился следовать канонам современного педагогического репертуара. В этот период времени было естественным, что различные школы публиковали материал для шести - семи лет обучения. Значение « Альбома» для фортепианной педагогики состоит в том, что Р. Шуман явился создателем совершенно нового и глубоко новаторского фортепианного стиля, вероятно поэтому пьесы оказались гораздо труднее того репертуара, который использовали в то время педагоги. Напрашивается аналогия с И.С.Бахом, который тоже шел впереди своего времени, создавая пьесы для учеников намного труднее общераспространённого уровня обучения. Чтобы оценить новизну этой музыки достаточно обратить внимание на тот учебный репертуар, которым пользовались педагоги в то время. Это были не только популярные фортепианные школы лучших педагогов того времени, но и произведения многочисленных недоучек.