Католическое рождество христово картины известных итальянских мастеров. В ожидании чуда: Новый год и Рождество на картинах художников конца XIX – начала XX вв


Сретенье Господне (Громницы, Сустретенье). Сретение (церк.-слав. «встреча») - двунадесятый, то есть один из двенадцати важнейших праздников Христианской Церкви, отмечаемый 2 / 15 февраля. После Рождества Христова через сорок дней, во всех наших церквях празднуется праздник Сретения Господа Нашего Иисуса Христа – праздник Встречи.

В основе праздника Сретения Господня лежит рассказ евангелиста Луки о принесении сорокадневного младенца Иисуса в Иерусалимский Храм. Согласно древним обычаям, на сороковой день после рождения ребенка израильские женщины должны были совершить в храме послеродовое ритуальное очищение, вслед за которым проводился другой ветхозаветный обряд - посвящение ребенка-первенца Богу Яхве. Необходимость совершения этих обрядов явилась причиной посещения святым семейством храма в Иерусалиме, где и произошла знаменательная встреча Богомладенца с ветхозаветным праведником Симеоном, давшая название празднику.

Об этом событии, встречи праведника Симеона и Иисуса, описывается в Евангелии от Луки: «А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля (эти сказанные слова Симеона поются в церкви на каждой вечерни). Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон, и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий – и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец (этими словами Симеон предсказал великую скорбь Марии). Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от детства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем» (Лука гл. 2, 22-40).
По закону Моисееву, если женщина зачнет и родит ребенка мужского пола, то женщина будет нечиста семь дней и еще тридцать три дня она должна сидеть и отчищаться, ни к чему священному не должна прикасаться и к храму Божьему не должна подходить. По окончанию сорока дней очищения, женщина должна принести младенца к священнику, чтобы он принес это пред Господом и ее очистил. Так Дева Мария и поступила.
Праздник Сретения Господня – это праздник встречи души с любовью, встречи с Богом нашим. В этой встречи с главным, наша жизнь преображается. В ожидании этой встречи, человеческая жизнь показана как прекрасное созревание души, которая все больше и больше становится свободной, очищенной от всего ненужного, пугающего, случайного. И ждавший всю свою долгую жизнь этой встречи, жизнь, которая стала одним ожиданием, праведник Симеон знаменовал в своем лице приветствие и поклон Ветхого Завета Новому Завету.

В народе праздник Сретение Господне считается как время встречи зимы с весною, отсюда и в народе появились приметы: «В Сретенье солнце на лето, зима на мороз поворотила», «Коли на Сретенье метель дорогу заметет, то корм весь подберет». Также, этот праздник Встречи совпадает с языческим праздником громницы, но хотя большое духовное значение Сретения намного больше, все-таки какие-то моменты от громницы остались в народе. На Сретение в деревнях топили воск. Из этого воска делали одну большую свечу, кооперируясь дворами, и большие свечи для каждого участника этих работ. Большую свечу ставили перед общей иконой. Приглашался священник, который служил молебен перед иконой. Далее, жители выходили на улицу и зажигали большую общую свечу и другие свечи. И происходил процесс величания. Считалось, что личная сретенская свеча предохраняет жатву и сев от всего плохого и нежелательного для будущего урожая. А общая большая свеча с каждым годом растет, и когда она достигает веса 16 килограммов, ее сдавали в церковь. Если жителю деревни требовалось отслужить молебен в его доме, то эту свечу, по обращению к священнику, ему давали.
В народе давно считается, что на праздник Сретение ударяют последние морозы в зиме, их так и называют Сретенскими. Но и в этот день случаются весенние оттепели, которые также как и морозы называются – Сретенскими.

Среди православных праздников можно встретить праздник Сретения. И у некоторых сразу может возникнуть вопрос о том, а что такое Сретение. Какие события породили его? Сретение Господне - один из самых почитаемых Двунадесятых христианских праздников. Почитаются события, связанные с земной жизнью Господа Иисуса Христа и Пресвятой Девы Богородицы. Праздник Сретение - непереходящий, и его принято отмечать 15 февраля. Слово «сърѣтение» с церковнославянского переводится как «встреча».

День Сретения определил точку времени, когда встретился Ветхий Завет с Новым Заветом - древний мир с миром христианства. Все это произошло благодаря одному человеку, в Евангелии этому отведено особенное место. Однако начнем по порядку. В Евангелии от Луки написано, что Сретение Господне произошло ровно через 40 дней после

Существует очень интересный факт, связанный с ответом на вопрос о том, какого числа сретение. В 528 году в Антиохие прошло сильное землетрясение, и много народа погибло. Потом в тех же землях (в 544-м) возникла эпидемия моровой язвы, и люди стали умирать тысячами. В эти дни страшных бедствий одному благочестивому христианину было открыто провидение, чтобы праздник Сретения народ совершал торжественнее. И тогда в этот день были проведены всенощное бдение (общественное богослужение) и крестный ход. И только тогда эти страшные бедствия в христианской Византии прекратились. Тогда Церковь в благодарность Богу установила Сретение Господне праздновать 15 февраля торжественно и благоговейно.

История праздника

В то время у иудеев существовали две традиции, которые были связаны с рождением младенца в семье. Женщине после родов запрещалось приходить в 40 дней, это если родился мальчик, а если девочка - то и все 80. По истечении срока роженица должна была принести очистительную жертву в Храм. Для жертвы всесожжения и для очищения грехов приносили молодого ягненка и голубка. Бедная семья вместо ягненка приносила в жертву еще одного голубка.

Родители новорожденного мальчика на 40-й день должны были прийти с ним в Храм, чтобы совершить таинство посвящения Богу. И это была не простая традиция, а закон Моисеев, установленный в память об освобождении евреев из рабства и исхода из Египта. И вот теперь мы подходим к самому главному Евангельскому событию, которое подробно объяснит, что такое Сретение.

Из Вифлеема в Иерусалим прибыли Мария и Иосиф. На руках у них был Богомладенец. Их семья жила бедно, поэтому они принесли в жертву двух голубков. Пречистая Богородица, несмотря на то что родился Иисус в результате все равно принесла положенную жертву с кротостью, смирением и большим уважением к иудейским законам.

Теперь, когда обряд был совершен и Святое Семейство собиралось выйти из Храма, тут к ним приблизился старец по имени Симеон. Это был великий праведник. Взяв Богомладенца в руки, он с огромной радостью воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое…»

Симеон

На момент встречи с Младенцем Христом старцу Симеону насчитывалось более 300 лет. Это был очень почитаемый и уважаемый человек, один из 72 ученых, которым было поручено перевести Евангелие с еврейского на греческий язык. В этот субботний день он оказался в этом Храме совсем не случайно, ведь именно Святой Дух привел его сюда.

Когда-то очень давно Симеон занялся переводом книги пророка Исаии, он сильно удивился, прочитав там такие непонятные для его разума слова: «Се Дева во чреве примет и родит Сына». Тогда он про себя подумал, что не может девственница родить, и хотел изменить слово «Дева» на «Жено». Как вдруг явился Ангел с Небес и запретил делать это, а также сказал ему, что пока тот не увидит своими глазами Господа Иисуса - не умрет, и что истинно пророчество.

«Ныне отпущаеши»

С того момента он долго ждал этой минуты, и наконец-то исполнилось пророчество Ангела - Симеон увидел Младенца, которого родила Пренепорочная Дева. Теперь он мог спокойно почить с миром. Церковь же назвала Симеона Богоприимцем, и он прославился как святой.

Уже потом Епископ Феофан Затворник написал, что с момента Сретения Ветхий Завет уступает место христианству. Теперь же эта евангельская история каждый день упоминается в христианском богослужении - «Песнь Симеона Богоприимца», или по-другому - «Ныне отпущаеши».

Предсказания Симеона

Симеон, взяв в руки свои Младенца Пречистой Девы, сказал ей: «Вот, из-за Него будут спорить в народе: одни спасутся, а другие погибнут. А Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец».

Что он имел ввиду? Оказывается, споры в народе обозначают преследования, уготованные Ее сыну, открытие помышлений - Суд Божий, оружие, которое пронзит Ее сердце - пророчество о Распятии Иисуса Христа, ведь смерть он принял от гвоздей и копья, страшной болью прошедших через сердце матери.

Икона Божьей Матери «Умягчение злых сердец» стала яркой иллюстрацией пророчества Симеона. Иконописцы изобразили Божью матерь, стоящей на облаке с воткнутыми в сердце семью мечами.

Пророчица Анна

Еще одно важное событие произошло в этот день, и еще одна встреча случилась. К Богородице подошла 84-летняя старица Анна-пророчица, так называли ее горожане. Она работала и жила при храме и была благочестивой, так как находилась в постоянном посте и молитве. Анна поклонилась Младенцу Христу, вышла из Храма и стала рассказывать всем горожанам Великую новость о том, что в мир пришел Мессия. А тем временем Иосиф и Мария с Младенцем, исполнив все, что положено было по закону Моисея, вернулись в Назарет.

Теперь понятно, что такое Сретение? Ведь Сретение - это встреча со Спасителем. Имена старца Симеона и Анны-пророчицы вписаны в Священное Писание, они дали нам пример, так как с чистым и открытым сердцем приняли Господа. После встречи с Богомладенцем Иисусом Симеон отошел к праотцам.

Праздник Сретения

Сретение Господне - древний праздник во христианстве. В IV-V веках народом произносились первые сретенские проповеди, взять, например, святителей Кирилла Иерусалимского, Григория Богослова, и Григория Нисского.

Некоторых интересует вопрос о том, какого числа Сретение. В церковном календаре неизменное место занимает праздник Сретения, который всегда отмечается 15 февраля. Но если же дата Сретения Господня попадает на понедельник первой седмицы в Великий пост, что тоже может быть, то праздничное богослужение переносится на 14 февраля.

Отвечая на вопрос о том, что такое Сретение, в первую очередь надо сказать, что это праздник, посвященный Господу Иисусу. В первые века это был день чествования Богородицы. Поэтому тот, кто назовет этот праздник Богородичным, отчасти тоже будет прав. Ведь и по строю богослужения в этот день обращения в молитвах и песнопениях к Богородице занимают центральное положение. Такая двойственность праздника Сретения оказала влияние и на цвет одежд, в которые облачаются священнослужители на службе. Белый цвет стал символом Божественного света, голубой - непорочность и чистота Богоматери.

Свечи. Сретение

Традиция в праздник Сретения святить пришла в православие от католиков. В 1646 году Киевский митрополит Петр Могила очень подробно описал этот католический чин в своем требнике, когда устраивался крестный ход, представляющий собой шествие с факелами. Таким образом Римская Церковь отвлекала свою паству от языческих традиций, связанных поклонением огню.

А вот в Читинской области есть город Сретенск, названный в честь этого Великого праздника.

В некоторых других странах в этот день празднуют День православной молодежи, утвержденный в 1992 году главами поместных Православных церквей. Эта идея принадлежит Всемирному Православному Движению молодежи «Синдесмосу».

Сюжеты икон

Икона Сретение иллюстрирует сюжет повествования от евангелиста Луки, где Благочестивая Дева Мария отдает в руки своего младенца Иисуса старцу Симеону. За спиной Матери Божьей стоит Иосиф Обручник, который несет клетку с двумя голубями. А позади Симеона изображена Анна-пророчица.

Один из самых древнейших образов можно найти в мозаике собора Санта-Мария Маджоре города Рима, которая была создана в начале V века. На ней можно рассмотреть, как Святая Дева Мария с Богомладенцем на руках направляется к святому Симеону, и в это время ее сопровождают ангелы.

Православное Сретение на Руси было изображено на двух фресках XII века. Первая находится в Кирилловской церкви города Киева. Вторая икона Сретение - в Новгороде, в церкви Спаса на Нердице. Довольно необычное изображение Сретения на иконах есть в средневековом грузинском искусстве, там вместо алтаря изображается символ жертвы Господу - горящая свеча.

Икона Благодатной Марии «Умягчение злых сердец» (по-другому она имеет название «Симеоново проречение», «Семистрельная») связана с событиями Сретения. У этой иконы острые стрелы пронзают сердце стоящей на облаке Богородицы, по три стрелы с одной и другой стороны и одна снизу. Но есть икона, где Божью Матерь пронизывает кинжал, а не стрелы.

Эти иконы символизирует пророчество святого старца Симеона Богоприимца, которое он сделал после встречи с Богоматерью и ее Младенцем.

Верующие люди всегда обращаются к этим иконам с молитвой. При смягчении сердца облегчаются не только их телесные, но и душевные страдания. Им известно, что если молиться перед образом Богородицы за своих врагов, то постепенно начнет гаснуть враждебное чувство и исчезнет злость, уступив место милосердию и доброте.

Православный праздник «Сретение Господне» отмечают на 40-й день после рождения Иисуса Христа в память о том, что Святая Дева Мария принесла в Иерусалимский Храм Иисуса Христа на 40-й день после Его рождения.

Еще со времен освобождения евреев из египетского плена Закон устанавливал, что каждый первенец мужского пола посвящается Богу и его надо приносить в храм на 40-й день после рождения. Согласно этому же Закону, женщина, которая родила мальчика, в течение 40 дней считалась нечистой, а после рождения девочки - 80 дней. По окончании этого промежутка времени для своего очищения каждая мать должна была принести в святилище жертву всесожжения, однолетнего ягненка - как знак признания над собой высшей Божьей власти и благодарности, и голубя или горлицу - как жертву для очищения от грехов. Если женщина была бедна и не могла приобрести ягненка, то она приносила две горлицы. И только после жертвоприношения женщина считалась очищенной (Лев. 12:1-8). Пречистая Дева Мария была освящена Христовым Рождеством и не нуждалась в обряде очищения, но она в смирении перед Богом выполнила предписание Закона и принесла для жертвы двух горлиц (Лк. II:23-24).

Когда Дева Мария вместе с Иосифом принесла Иисуса в храм, их встретил там седой старый Симеон, он ждал встречи с Господом уже много лет. Как рассказывает Библия, за много лет до этой встречи, Симеон занимался переводом Священного Писания с еврейского на греческий язык. И когда он увидел слова «се, Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис., VII: 14), то решил, что в тексте закралась ошибка и вместо слова «дева» должно быть слово «жена». Однако, едва он собрался исправить эту «ошибку», как ему явился ангел Божий и сказал ему, что ошибки нет, и Симеон лично сможет убедиться в истинности этого пророчества. Тот долго ждал исполнения обещания - целых 300 лет. И, наконец, по наитию Духа Святого он пришел в храм, куда Мария с Иосифом принесли Младенца Иисуса. А случилось это так:

И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. (Лк. II:27-32)

Перед смертью старец Симеон известил, что Младенец, которого ему, наконец, суждено было увидеть, выйдет «на служение спасения людей».

Второй, встретила Иисуса в храме пророчица Анна, о чем также свидетельствует Евангелие от Луки:

Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. (Лк. II:36-38)

Совершив все по закону Господню, Мария и Иосиф вернулись в Назарет в Галилее (Лк. II:39) .

Праздник Сретения Господня был основан в Иерусалиме во второй половине IV в.. Первое упоминание о нем подает паломница С. Этерия в своем дневнике, где называет его "40 днем после Богоявления". Его празднование описывает так:

Сороковой день после Богоявления празднуется действительно с наибольшей торжественностью. В этот день идет процессия в храм Воскресения, где все собираются на Литургию. Правится по предписанным порядкам с наибольшей торжественностью, как на Пасху. Все священники проповедуют и также епископ. Все они объясняют текст Евангелия, где говорится, что 40 день Иосиф и Мария принесли Господа в храм (гл. 26).

С Иерусалима праздник распространился на весь Восток, но только с VI в. во времена императора Юстиниана (527-565), он приобретает особое значение. Император Юстиниан приказал считать Господне Сретение за большой праздник и торжественно праздновать его в целой империи. Поэтому в богослужениях в этот день Церковь несколько раз молятся за императора.

Праздник Сретения Господня относится к двунадесятым праздникам. Первоначально на Западе этот праздник был Господним. Гораздо позже он стал считаться Богородичным с названием очищение Пречистой Девы Марии или Пожертвование Иисуса во святилище. Новые предписания латинской Церкви от Второго Ватиканского Собора снова поставили Сретение среди Господних праздников. В Восточной Церкви Сретение относится к Богородичным праздникам и иногда имеет также название Сретения Пресвятой Богородицы.

Традиции праздника

В день Сретения Господня в церквях Украины освящали воду и свечи. Посвященные на Сретение свечи назывались «громничными», потому что их зажигали и ставили перед образами во время грозы, чтобы предохранить людей и скот от грома. Эти же свечи давали в руки умершему при чтении отходящих молитв. В день Сретения, когда приходили из церкви, зажигали «громницу», «чтобы весеннее полноводье не повредило посевам, и чтобы мороз деревьев не приморозил». От названия «громнечная свеча» и сам праздник, кроме «Сретение» или «Стричання», назывался когда-то «Громница».

Когда святили в церкви воду, крестьяне набирали той воды в новый, еще не использованный сосуд, приносили домой и тщательно берегли. Этой воде приписывалась магическая сила. По народному преданию - это целебная вода. Ею натирали больные места и верили, что «поможет». Лучше всего эта вода, будто, помогала от «сглаза» - от болезней которые влечет «плохой» глаз.

По народным верованиям дважды в год лето встречается с зимой: 15 февраля - в день Сретения Господня и 22 января - в день святой Анны. В народе считали, что перед весной Зима - это старуха, а Лето - молодая девушка. На праздник Сретения старый Дед Мороз ведет под руки Зиму, она согнулась, трясется и еле идет. Кожух на бабе Зиме в заплатах, сапоги рваные, а в платке на голове мыши дыры прогрызли, и из тех дыр седые волосы торчат. В руках Зима несет выщербленную корзину со льдом, а через плечо у нее - пустая сумка. А на встречу им идет веселая и красивая девушка Лето, у нее венок на голове, рубашка цветами вышитая, зеленая юбка. Лето несет в руках серп и сноп ржи и пшеницы.

При встрече старая Зима и молодое Лето спорят между собой - кому идти дальше, а кому возвращаться? Если к вечеру станет теплее - Лето переспорило Зиму, а если холоднее - Зима. «...Но как бы она (зима) уж там не бодалась, а как лето улыбнется, то солнце засияет, ветер подует и земля проснется» - говорит Олекса Воропай в книге «Обычаи нашего народа» о встрече лета с зимой.

В народе с праздником Сретения связано много примет, по которым можно предвидеть ход целого года.

Божественная суть праздника

Название праздника «Сретение Господне» происходит от самого события встречи Сына Божия и Пресвятой Богородицы с праведным Симеоном. В духовном смысле эта встреча является символом встречи Ветхого и Нового Заветов.

Имя седого старца, который встретил в храме Деву Марию с младенцем Иисусом - «Симеон», что в переводе означает - слушание.

Симеон является примером ветхозаветных пророков, которые слушали голос Божий, понимали и подчинялись воле Божией, пророчествуя и проповедуя приход Мессии - Сына Божьего, которой принесет падшему человечеству Новый Завет Любви и Милосердия.

Ветхозаветная Церковь несет в себе суть Закона через страх Божий: законы ты можешь не понимать, но должен полностью выполнять, не отступая ни на шаг в сторону. Это была вера в Единого Бога, которая строилась на страхе наказания, направляя людей с рабским менталитетом к правильной жизни.

Новозаветная Церковь в образе Пресвятой Богородицы Девы Марии дает человечеству спасительную веру в образе Иисуса Христа, которая является выше Закона, потому что несет в себе саму суть понимания Любви, Прощения, Милосердия. Человек должен сам захотеть спасаться, понять для чего он живет, и он по своей воле должен делать все так в своей жизни, чтобы получить милость Божию. Человек должен принять Бога сердцем, а не только холодным умом, выйти из состояния рабства и вернуть себе Образ и Подобие, по которому создал нас Творец, став настоящей дочерью или сыном Света.

Особенности празднования в православной Церкви

На 40 -й день после Рождества Христова праздником Сретения Господня завершается Рождественский цикл праздников.

Дух богослужения Сретения тот же, что и дух Рождества Христова и Богоявления: прославить Богоявление на земле и отдать честь Пречистой Деве Марии, как Богоматери. Маленькая Ребенок, принесенный в храм, - это Бог Предвечный, который дал закон Моисею на горе Синай: «Сегодня Тот, - поем на стихирах литии, - что когда-то дал закон Моисею на Синае, повинуется ради нас предписаниям закона, потому что смилосердился над нами... сегодня Симеон берет на руки Господа славы, которого сначала Моисей в темноте видел, когда на Синайской горе давал ему таблицы... Творец неба и земли сегодня носится на руках старцем Симеоном».

Андрей Рублёв.
«Рождество Христово».
1405 год.
Благовещенский собор Московского Кремля.

Издревле празднование Рождества на Руси начиналось в ночь на 25 декабря. В навечерие праздника, когда догорал в морозном воздухе ранний зимний закат и розовый свет на снегах становился все холодней и холодней и как-то совсем незаметно синел, из домов, оставя предпраздничные приготовления, выходили люди и смотрели на темнеющее небо, ожидая первой, рождественской звезды. В этот день до звезды не полагалось ничего есть, а вечером еда была не очень сытной, но особой и долгожданной - распаренные в воде хлебные зерна с сушеными ягодами. Называлась она сочивом, а весь день предпразднества - Сочельником.

Наступала ночь Рождества, отступало время, и в празднике его преодоления по засыпанной снегами Руси - всякий человек, стар и млад, готовился стать участником встречи на земле рождающегося младенца. В этот вечер по сельским и городским улицам зачинались первые рождественские песни - колядки. Их пение в древности было распространено по всей Руси. От XVII века дошли первые записи северорусских колядок, но сами песнопения восходят к глубокой древности. Колядки воспевают прошлое так, как будто оно совершается сегодня, в эту ночь, а сами поющие - свидетели и участники событий. Русские дети под лунным светом Сочельника, поскрипывая морозным снегом по подоконьям, беседовали в колядках с пастухами, идущими поклониться новорожденному Спасителю мира.

Рождество изображали художники, жившие, по крайней мере, за 1100 лет до Рублева. По свидетельству историка Евсевия Кесарийского (III-IV вв.), не позднее 330-х годов по приказу императора Константина в Вифлееме была выстроена церковь Рождества, где, несомненно, была икона этого праздника. Древнейшие изображения Рождества дошли до наших дней на серебряных ампулах, в которые наливалось освященное в Палестине масло. Они относятся к V-VII векам. Более тысячелетия складывалась, развивалась эта иконография, прежде чем обрела тот вид, в каком писали ее предшественники Рублева и он сам следом за ними.

Валерий Сергеев. «Рублёв». Серия ЖЗЛ №618.

«Рождество Христово».
1745.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Что касается датировки пришествия, то и тут не всё так просто. Если вспышка сверхновой – «Вефлиемской звезды» не вставлена в Библию позже, ведь она зажглась и стала видна в 1054 году от рождества Христова, значит хозяева мира, записали нам в голову лишнее тысячелетие. Тридентский церковный собор в Царьграде (Константинополе) точно добавил лишнее тысячелетие…

Владимир Пятибрат. «Глубинная книга».

Гандольфино да Рорето (Гандольфино д"Асти).
«Рождество Христа».
Конец XV - начало XVI вв.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Когда настал час родить – было это около полуночи на Рождество, - Мария встала и прислонилась к колонне, которая была здесь. Иосиф сидел рядом опечаленный, вероятно, потому, что не мог приготовить все необходимое для родов. Он встал, взял из яслей сено, положил его у ног Девы Марии и отвернулся. В этот момент Сын Божий оставил чрево Матери, не причинив Ей никакой боли. Так оказался Он на сене у ног Своей Матери. Омыв Его, Она завернула Его в Свое покрывало и положила в ясли. <…> вол и осел склонили свои головы над яслями, дабы дыханием своим согреть Младенца, так как понимали, что в такой холод едва укрытому Младенцу нужно тепло. Мать, однако, встав на колени, молилась и возносила благодарность Богу: Благодарю Тебя, Господь и Небесный Отец, за то, что дал Мне Твоего Сына, и молюсь Тебе, Предвечный Бог, и Тебе, Сын Бога Живого и Мой Свн.

Псевдо-Бонавентура. «Размышления о жизни Христа». Около 1300.

«Рождество Христово».

Икона «Рождество Христово».
Средиземноморье.
Вторая половина XV века.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Икона «Рождество Христово».
Россия.
XVI век.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Икона «Рождество Христово».
Россия.
Конец XVII века.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Икона «Рождество Христово» в резной раме.
Палестина.
Между 1801-1860.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Илья Ефимович Репин.
«Рождество Христово».
1890.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.


Рождение Иисуса

В те дни вышло от римского кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле.

И пошли все записываться – каждый в свой город. Поскольку Иосиф был из города Вифлеема, он вместе с Марией отправился туда.

В Вифлееме Марии пришло время родить. Спеленала она младенца и положила в кормушку для скота, в ясли, потому что в гостинице места им с Иосифом не нашлось.

А в это время пастухам, которые ночью стерегли скот, явился ангел и сказал:

Возвещаю вам великую радость: в Вифлееме родился Спаситель – Христос Господь. Вы найдете младенца в яслях.

Прибежали пастухи и нашли Марию, Иосифа и младенца, лежащего в яслях. Всем рассказывали потом пастухи о ведении и о младенце.

Через восемь дней назвали младенца Иисусом.

Потом понесли в Иерусалим, чтобы представить младенца Богу и принести в жертву двух горлиц или двух птенцов голубиных, как сказано в законах Моисея.

Был тогда в Иерусалиме человек по имени Симеон. Предсказано ему было, что он не умрет, пока не увидит Спасителя. Пришел Симеон в храм в то время, когда родители принесли туда Иисуса, взял его на руки и сказал:

Ныне отпускаешь раба твоего, Владыко, по слову твоему с миром, ибо увидел я Спасителя.

Очень удивились Иосиф и Мария таким словам.

Тут же была и Анна-пророчица, восьмидесяти четырех лет. Она вообще не отходила от храма – днем и ночью молилась Богу. Подошла она к младенцу, и славила Господа, и стала говорить о нем всем в Иерусалиме.

Библейские легенды. Дербент, «Интерэкспресс». 1992 год.

«Рождество Христово».
1503.
Галерея Уффици, Флоренция.

Матис Готхарт Грюневальд.
«Рождество Христово».
Инзенгеймский алтарь.

ВИФЛЕЕМСКАЯ ЗВЕЗДА НА САМОМ ДЕЛЕ ВСПЫХНУЛА В СЕРЕДИНЕ XII ВЕКА. (АБСОЛЮТНАЯ АСТРОНОМИЧЕСКАЯ ДАТИРОВКА ЖИЗНИ ХРИСТА)

Мы воспользуемся фундаментальной работой И. С.Шкловского "Сверхновые звезды и связанные с ними проблемы". В ней третья глава почти полностью посвящена "звезде 1054 года". Остатками этой вспышки является современная Крабовидная туманность в созвездии Тельца.

Сразу скажем, что дата "1054 год" взята из старых хроник, в частности китайских и японских. Которым И. С. Шкловский полностью доверяет. Но мы не имеем оснований так поступать. Тем более, что привлекать подобные сомнительные сведения совсем не обязательно. Оказывается, данную вспышку сверхновой звезды можно ДАТИРОВАТЬ ЧИСТО АСТРОНОМИЧЕСКИ, причем с высокой точностью. Что и было сделано американскими астрономами в XX веке.

Надежная астрономическая датировка Вифлеемской звезды такова: 1140 год плюс-минус 20-30 лет. То есть СЕРЕДИНА ДВЕНАДЦАТОГО ВЕКА.

ДОБАВЛЕНИЕ О КОМЕТЕ ГАЛЛЕЯ. Сегодня известно, что период возвращения кометы Галлея составляет примерно 76 лет… Поскольку в предпоследний раз комета Галлея появилась в 1910 году, то легко подсчитать, что около 1910 - 760 = 1150 года комета Галлея также должна была появиться. Хорошо или плохо она была видна в тот год - мы не знаем. Но если она действительно возникла на небе столь же эффектно, как в XVII-XX веках (например, как в 1910 году), то в течение нескольких лет на небе могли наблюдаться два ярких явления - вспышка звезды около 1150 года и комета Галлея около 1150 года. Что, естественно, должно было еще более усилить впечатление людей. Впоследствии два явления могли путаться, объединяться. В Евангелиях сказано, что Вифлеемская звезда ДВИГАЛАСЬ, вела волхвов. Что напоминает поведение кометы: "И се, звезда, которую видели они на востоке, ШЛА ПЕРЕД НИМИ, КАК НАКОНЕЦ ПРИШЛА И ОСТАНОВИЛАСЬ над местом, где был Младенец" (Матфей 2:9). На рис. 1.7 приведено одно из старинных изображений евангельской Вифлеемской звезды именно в виде "хвостатой звезды". Так ранее изображали кометы.

Еще более откровенное изображение Вифлеемской звезды в виде кометы мы видим на картине Джотто "Поклонение волхвов"…

Джотто ди Бондоне.
«Поклонение волхвов».

Хвост у звезды вытянут влево вверх - значит художник, скорее всего, рисовал именно комету а не, скажем, звезду с лучом указывающим на младенца Христа.

Альбрехт Альтдорфер.
«Святая ночь (Рождество Христово)».

Любопытно, что на средневековой картине "Рождество" Альбрехта Альтдорфера вверху слева изображены ДВА НЕБЕСНЫХ СВЕТИЛА, ознаменовавшие Рождество. Одно из них - огромная Вифлеемская звезда в виде шаровой вспышки. А чуть ниже - более вытянутое и клубящееся светило, внутри которого изображен небольшой ангел.

Аналогичное изображение именно двух небесных "вспышек", возвестивших о рождении Христа, мы видим и на известном средневековом алтаре Паумгартнеров, созданном Альбрехтом Дюрером якобы в XVI веке.

Альбрехт Дюрер.
Алтарь Паумгартнеров.
1503.

Мы видим шаровую вспышку Вифлеемской звезды, а чуть ниже (как, кстати, и на картине Альтдорфера) - вытянутое клубящееся светило с ангелом внутри. На обоих приведенных картинах пара небесных светил изображена ярко-желтым, золотистым цветом, сразу бросающимся в глаза на более темном фоне остального пейзажа.

Таким образом, подобные средневековые изображения доносят до нас, по-видимому, старинную традицию связывать с Рождеством как вспышку звезды, так и появившуюся в то время комету.

Василий Шебуев.
«Рождество Христово».

Обратимся к "Лютеранскому Хронографу" XVII века, описывающему всемирную историю от сотворения мира до 1680 года. В нем говорится, в частности, о праздновании средневековых христианских "Юбилеев", которые справлялись в Ватикане в 1299-1550 годах. Юбилеи были установлены в память о Христе, поскольку праздновались в дни январских календ. Отмечалось Рождество Христово, близкое к январским календам, а не другой христианский праздник…

Годы Юбилеев назначались римскими папами. Как сообщает "Лютеранский Хронограф", в 1390 году "Ювилей по веце Христове" был назначен папой Урбаном IV как ТРИДЦАТИЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ Рождества Христова. Потом он стал десятилетним, а с 1450 года, по повелению папы Николая VI, - ПЯТИДЕСЯТИЛЕТНИМ.

Проведем несложный, но весьма интересный расчет. Обратим внимание, что если Юбилей от Рождества Христова в 1390 году отмечался как ТРИДЦАТИЛЕТНИЙ (то есть кратный 30 годам), а в 1450 году - как ПЯТИДЕСЯТИЛЕТНИЙ (кратный 50 годам), то путем простых вычислений мы приходим к полному перечню возможных - с точки зрения средневековых римских пап - годов Рождества Христова. А именно: 1300, 1150, 1000, 850, 700, 550, 400, 250, 100 годы н.э. и так далее с шагом 150 лет в прошлое (150 - это наименьшее общее кратное для чисел 30 и 50). Поразительно, что в получившемся списке дат нет того "нулевого" года н.э., куда историки помещают Рождество Христово сегодня. Получается, что римские папы, устраивавшие Юбилей, совсем не думали, будто Христос родился в начале н.э., как это заявили позднейшие хронологи XVI-XVII веков. Дата Рождества Христова была для пап XIV века, очевидно, какой-то совсем другой.

Среди указанных дат, расположенных достаточно редко, мы видим дату, попадающую в точности в середину XII века. Это 1150 год. ЧТО ОПЯТЬ ИДЕАЛЬНО СОГЛАСУЕТСЯ С АСТРОНОМИЧЕСКОЙ ДАТИРОВКОЙ ВИФЛЕЕМСКОЙ ЗВЕЗДЫ 1140-М ГОДОМ ПЛЮС-МИНУС 10 ЛЕТ.

Г. В. Носовский, А. Т. Фоменко. "Царь славян".

Джованни Баттиста Ортолано.
«Рождество».

Джулио Пиппи, прозванный Джулио Романо.
«Рождество и поклонение пастухов».
1531-1534.

Доменико Беккафуми.
«Рождество».

Лоренцо Лотто.
«Рождество Христово».

Мастер из Мулена.
«Рождество Христово и кардинал Ролен».


Мастер Луврского Рождества.
«Рождество».

Пьеро делла Франческа.
«Рождество Христово».


Рогир ван дер Вейден.
Алтарь Бладлена (Миддельбургский алтарь).
«Рождество Христово».


«Рождество Христово (Поклонение пастухов)».
Первая половина XVII века.
1650?
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Федерико Бароччи.
«Рождество Христово».


Ханс Бальдунг.
«Рождество Христово».


Эль Греко.
«Рождество Христово».


Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова).
«К Празднику Рождества Христова!»


Новогодние и рождественские праздники – одна из самых популярных тем в мировом искусстве. Неповторимая атмосфера зимней сказки, ожидания чуда, семейного уюта, воссозданная в живописи к. XIX – нач. XX вв. , возвращает нас в эпоху великих перемен, так похожую на начало XXI в.



Одной из любимых тем русского художника Бориса Кустодиева были народные гуляния во время зимних праздников. Он часто изображает заснеженные деревни и провинциальные города, купцов и крестьян на улицах, ярмарки и балаганы. Кустодиев создал ностальгический художественный мир, пронизанный солнцем, радостью и праздничным настроением. Сюжеты его картин всегда сказочны, это и русская провинция начала ХХ в., и сказочная Русь без определенных временных и пространственных координат.





Датский художник Вигго Юхансен – профессор живописи, директор датской Академии художеств – часто писал сценки из семейной жизни. Одной из самых волшебных его работ можно назвать картину «Счастливое Рождество». Художник охотно прибегал к световым эффектам в картинах, написанных в темных тонах. И в этой работе на фоне темных силуэтов людей и теней в углах комнаты еще ярче и контрастней смотрится елка, сверкающая праздничными огнями. Это центр композиции, который выделен с помощью и цвета, и света. Блики от огней освещают завороженные детские лица, что создает волшебную атмосферу уютного семейного праздника.



Даже великая княгиня Ольга Романова – младшая дочь Александра III – писала картины, посвященные зимним праздникам. В императорской семье все дети обучались живописи, но только Ольга занималась ею профессионально. В 1920 г. ей пришлось эмигрировать сначала в Югославию, потом в Данию. Картина «Новогоднее угощение» была создана в 1935 г., вдали от родины, но в ней воссоздается традиционная русская атмосфера праздничного чаепития с пирогом, вареньем и самоваром.





Семейная атмосфера ожидания праздника запечатлена и на картине Сергея Досекина «Подготовка к Рождеству». На ней не видно елки и подарков, но в центре композиции – дедушка и внуки, которые готовят гирлянды и украшения для дома.