Художественный символ. Художественные символы народов мира Художественные символы


Данные об авторе

Вафина Оксана Николаевна

Место работы, должность:

МОУ"СОШ 28"

Белгородская область

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Основное общее образование

Класс(ы):

Предмет(ы):

Литература

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Тип ресурса:

Дидактический материал

Краткое описание ресурса:

РАзработка урока

Интегрированный урок литературы и МХК.

Тема: Художественные символы народов мира. «В стране берёзового ситца».

Цели: 1) Познакомить учащихся с художественными символами народов мира,раскрыть значение образа русской березы в поэзии, живописи и музыке; показать яркий самобытный талант Сергея Есенина; формировать умения находить изобразительно-выразительные средства языка, определять их роль в текстах.

2) Совершенствовать чувство языка, навык выразительного чтения.

3) Воспитывать любовь к поэтическому слову, умение внимательно и вдумчиво относиться к слову при чтении стихотворных произведений, воспитывать чувство любви к отчизне, природе.

Ход урока

Без березы не мыслю России, -
так светла по-славянски она,
что, быть может, в столетья иные
от березы - вся Русь рождена.
Олег Шестинский

1. Психологическая установка. (Звучит песня «Во поле берёза стояла»)

2. Сообщение темы и целей урока. Сегодня на уроке литературы и МХК мы с вами совершим небольшое кругосветное путешествие и познакомимся с художественными символами народов мира, прогуляемся по «стране березового ситца», раскроем значение поэтического символа России в поэзии, живописи, музыке.

3. Изучение нового материала.

Учитель: На нашей планете более 250 стран, где проживает несколько тысяч различных народов, у каждого из которых существуют свои традиции и характерные особенности. Наверное, вам не раз приходилось слышать такие сочетания : «немецкая аккуратность», «французская галантность», «африканский темперамент», «холодность анг личан», «вспыльчивость итальянцев», «гостеприимство грузин» и т. д. За каждым из них - характеристики и черты, сложившиеся у определён-ного народа на протяжении многих лет.

Ну, а в художественной культуре? Существуют ли в ней подобные устойчивые образы и черты? Безусловно. У каждого народа есть свои сим- волы, отразившие художественные представления о мире.

Представьте, вы приехали в незнакомую страну. Что, прежде всего, заинтересует вас? Конечно же, на каком языке здесь говорят? Какие дос-топримечательности покажут в первую очередь? Чему поклоняются и во что верят? Какие предания, мифы и легенды рассказывают? Как танцуют и поют? И многое, многое другое.

Что, к примеру, вам покажут, если вы посетите Египет?

Ученик: Д ревние пирамиды, считавшиеся одним из чудес света и давно уже став- шие художественным символом этой страны.

Ученик: На скалистом плоскогорье пустыни, отбрасывая на песок чёткие тени, вот уже более сорока веков стоят три громадных геометрических тела - безупречно правильные четырёхгранные пирамиды, гробницы фараонов Хеопса, Хефрена и Ми керина. Давно утрачена их первоначальная облицовка, разграблены по- гребальные камеры с саркофагами, но ни время, ни люди не смогли нару-шить их идеально устойчивую форму. Треугольники пирамид на фоне го- лубого неба виднеются отовсюду, как напоминание о Вечности.

Учитель : Если же вам предстоит встреча с Парижем, вы непременно захотите подняться на вершину знаменитой Эйфелевой башни, также ставшей ху- дожественным символом этого удивительного города. Что вам известно о ней?

Ученик: Построенная в 1889 году как украшение Всемирной выставки, она поначалу вызвала возму-щение и негодование парижан. Современники наперебой кричали:

«Мы протестуем против этой колонны, обитой листовым железом на болтах, против этой нелепой и вызывающей головокружение фабричной трубы, устанавливаемой во славу вандализма промышленных предприятий. Сооружение в самом центре Парижа этой беспо-лезной и чудовищной башни Эйфеля есть не что иное, как профанация...»

Интересно, что этот протест подписали очень известные деятели культуры: композитор Шарль Гуно, писатели Александр Дюма, Ги де Мопассан... Поэт Поль Верлен говорил, что эта «скелетообразная калан-ча долго не простоит», но его мрачному прогнозу не суждено сбыться. Эйфелева башня до сих пор стоит и являет собой чудо инженерной мысли.

Ученик: Кстати, по тем временам это было самое высокое сооружение в мире, его высота составляла 320 метров! Технические данные башни поражают и сегодня: пятнадцать тысяч металлических деталей, соединённых более чем двумя миллионами заклёпок, образуют своеобразное «железное кружево». Семь тысяч тонн покоится на четырёх опорах и оказывает на землю не больше давления, чем человек, сидящий на стуле. Её не раз собира-лись сносить, а она гордо возвышается над Парижем, предоставляя воз-можность полюбоваться достопримечательностями города с высоты пти-чьего полёта...

Учитель: А что является художественными символами США, Китая, России?

Ученик: Статуя Свободы для США, Императорский дворец «Запретный город» для Ки-тая, Кремль для России.

Учитель: Но есть у многих народов и свои особые, поэти-ческие символы. Расскажите об одном из них?

Ученик: Причудливо изогнутые ветви низкорослой вишни - сакуры - поэти-ческий символ Японии.

Если спросишь:

В чём душа

Островов Японии?

В аромате горных вишен

На заре.

Норинага (Перевод В. Сановича)

Учитель: Что же так привлекает в цветущей вишне японцев? Может быть, обилие белых и бледно-розовых лепестков сакуры на голых ветках, ещё не успевших покрыться зеленью?

Ученик: Красота цветов так быстро отцвела!

И прелесть юности была так быстротечна!

Напрасно жизнь прошла...

Смотрю на долгий дождь

И думаю: как в мире всё не вечно!

Комати (Перевод А. Глускиной)

Ученик: Поэта привлекают красота непосто-янства, хрупкость и мимолётность жизни. Быстро отцветает вишня и юность быстротечна.

Учитель: Какой художественный приём использует автор?

Ученик: Олицетворение. Цветок сакуры для поэта - это живое су-щество, способное испытывать те же чувства, что и человек.

Ученик:

Туман весенний, для чего ты скрыл

Цветы вишнёвые, что ныне облетают

На склонах гор?

Не только блеск нам мил, -

И увяданья миг достоин восхищенья!

Цураюки (Перевод В. Марковой)

Учитель: Прокомментируйте строки.

Ученик: Лепестки сакуры не знают увядания. Весело кружась, они летят к земле от малейшего дуновения ветерка и застилают землю ещё не успев- шими завянуть цветами. Важен сам миг, недолговечность цветения. Имен- но в этом источник Красоты.

Учитель: Художественным поэтическим символом России стала белостволь ная берёза.

Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березу русскую.
Под ветром низко клонится
И гнется, но не ломится!
А. Прокофьев.

Учитель: Наверное, никогда не перестанет русское сердце удивляться неожиданной и родной красоте привычной, кажется, березы. Уже в зрелом возрасте Игорь Грабарь говорил: “Что может быть прекраснее березы, единственного в природе дерева, ствол которого ослепительно бел, тогда как все остальные деревья на свете имеют темные стволы. Фантастическое, сверхъестественное дерево, дерево-сказка. Я страстно полюбил русскую березу и долго почти одну только ее и писал”.

Рассказ ученика о картине И. Грабаря “Февральская лазурь”.

Писал свою “Февральскую лазурь” И. Грабарь зимой - весной 1904 года, когда гостил у друзей в Подмосковье. Во время одной из своих обычных утренних прогулок он был поражен праздником пробуждающейся весны, и впоследствии, будучи уже маститым художником, очень живо рассказывал историю создания этого полотна. “Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба. Природа как будто праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу”. Неудивительно, что художнику страстно захотелось передать “хоть десятую долю этой красоты”.

Учитель : Ребята, не только Грабарь обращался к образу прекрасной березы, перед вами выставка работ художников, где героиней является это прекрасное дерево. Каким настроением дышат эти репродукции художников?

Что вы можете сказать о картинах художников?

Ученик: Жизнерадостны, полны света, береза в них одухотворена.

Ученик : Куинджи “Березовая роща” (1879 г.), - проникнута здоровым и жизнерадостным оптимизмом. Художник запечатлел ликующую, омытую дождем природу, находящуюся в своей лучшей, роскошнейшей летней поре. Оригинальна композиция картины, изумительна гармония ее чистых красок.

Учитель. Береза. Что же это за дерево?

“Береза - дерево с белой корой, твердой древесиной и сердцевидными листьями”, - бесстрастно сообщает Толковый словарь русского языка.

Наверное, толковому словарю положено быть бесстрастным.

Но что касается русского языка, то, пожалуй, ни одно дерево не заслужило такого большого количества эпитетов, сравнений, ласкательных оборотов, не сопрягалось с такими восторженными словами, как береза. Это можно проследить в устном народном творчестве, а пуще всего - в русской поэзии, где береза поселилась давно, прочно и, кажется, навсегда.

Неповторимо красива и мила сердцу каждого есенинская «страна берёзового ситца». Страна, где часами можно бродить в сосновом бору, утопая в мягком ковре сизого мха. В стране, где растут высокие заросли можжевельника. А на болотных кочках рдеют ягоды клюквы и брусники. Страна, где таятся в лесной глуши таинственные озёра. Страна, где всё оживает вокруг. Мир природы наполнен не только красками, звуками, движением, но и одушевлён.

Ученик: С добрым утром

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы,

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»

Учитель : Какие образы вы увидели в стихотворении?

Ученик: Звезда, береза, крапива.

Учитель: С помощью каких изобразительно-выразительных средств создается образ березы?

Ученик: олицетворение (улыбнулись березки, растрепали косы), эпитеты (сонные березки, шелковые косы, серебряные росы), метафоры (росы горят, растрепали косы).

Учитель: Цветопись одна из характерных черт стихов Есенина. Какие цвета использует для описания берёзы? Для чего нужны «цветные детали»?

Ученик: Серебряный, зеленый, другие - перламутровый. «Цветные детали» помогают понять настроение поэта, обостряют чувства и мысли, выявляют их глубину.

Учитель: Каким настроением проникнуто стихотворение?

Ученик: Романтическим, приподнятым, радостным, взволнованным.

Учитель: В стихотворении " Зеленая прическа ". (1918 г.) очеловечивание облика березы в творчестве Есенина достигает полного развития.

Ученик: Чтение стихотворения

Учитель: О ком стихотворение? На кого похожа береза?

Ученик: Береза становится похожей на женщину.

Зеленая прическа,

Девическая грудь,

О тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

Учитель: С чем символизируется березка в русской поэзии?

Ученик: Это символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна.

Учитель : В древних языческих обрядах она часто служила «майским деревом», символом весны. Есенин, при описании народных весенних праздников, упоминает березу в значении этого символа в стихотворениях " Троицыно утро…" (1914 г.) и " Зашумели над затоном тростники … " (1914 г.)

Учитель: О каком народном обычае идет речь в стихотворении «Зашумели над затонами тростники…»

Ученик: В стихотворении " Зашумели над затоном тростники " идет речь о важном и увлекательном действе семицко - троицкой недели - гадании на венках.

Погадала красна девица в семик.

Расплела волна венок из повилик.

Девушки плели венки и бросали их в реку. По далеко уплывшему, прибившемуся к берегу, остановившемуся или потонувшему венку, судили об ожидавшей их участи (дальнее или ближнее замужество, девичество, смерть суженого).

Ах, не выйти в жены девушке весной,

Запугал ее приметами лесной.

Учитель: Чем омрачена встреча весны?

Учитель: С помощью каких образов усиливается мотив несчастья?

На планете Земля существуют и взаимодействуют между собой более двухсот пятидесяти стран, несколько тысяч народностей, национальностей, народов - больших и малых. И у каждого из них свои черты, обычаи и традиции, сформированные в течение веков характерные черты. Существуют и художественные символы народов мира, отразившие их представление о бытии, религии, философии и других знаниях и понятиях. В разных странах они разнятся между собой, обладая неповторимостью и оригинальностью, присущей тому или иному кусочку планеты. Они не зависят напрямую от государственной власти, а формируются порой при сменах властей и правителей самими людьми. Что же такое художественные символы народов мира в общепринятом понимании этого слова?

Символ

Грубо говоря, символ - это гипертрофированный знак. То есть изображение, как правило, схематичное и условное, какого-либо предмета, животного, растения, или же понятия, качества, явления, идеи. От отличает сакральный контекст, момент нормативности и социальной или религиозно-мистической духовности, выраженной в изображении (как правило, схематично и упрощенно).

Художественные символы народов мира

Наверное, в каждой из стран есть свои «рукотворные чудеса», сделанные людьми. Не зря в старину выделяли «семь чудес», которые считались, безусловно, своеобразными художественными символами (первый список сложил, как считают, Геродот в пятом веке до новой эры - в нем было всего три чуда). К ним относили сады Семирамиды, изваяние Зевса, и другие. Список в течение веков варьировался: добавлялись одни наименования, исчезали другие. Многие художественные символы народов мира не дожили до наших дней. Ведь на самом деле их было во все времена у различных народов неизмеримое количество. Просто цифра семь считалась сакральной, магической. Ну а время сохранило на сегодняшний день лишь немногие символы народов мира.

Художественные символы народов мира – какие они? Представьте, что вы приехали в незнакомую страну. Что прежде всего заинтересует Вас? Какие достопримечательности покажут Вам в первую очередь? Чему поклоняются и во что верят люди этой страны? Какие предания, мифы и легенды рассказывают? Как танцуют и поют? И многое, многое другое. И многое, многое другое.











Египет – ПИРАМИДЫ Пирамиды выстроены на левом западном берегу Нила (Запад царство мертвых) и возвышались над всем городом мертвых бесчисленными гробницами, пирамидами, храмами. ЕГИПЕТСКИЕ ПИРАМИДЫ, усыпальницы египетских фараонов. Крупнейшие из них пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина в Эль-Гизе в древности считались одним из Семи чудес света. Возведение пирамиды, в котором уже греки и римляне видели памятник невиданной гордыни царей и жестокости, обрекшей весь народ Египта на бессмысленное строительство, было важнейшим культовым деянием и должно было выражать, по всей видимости, мистическое тождество страны и ее правителя.


Самая большая из трех Самая большая из трех пирамида Хеопса. пирамида Хеопса. Ее высота была изначально 147 м, Ее высота была изначально 147 м, а длина стороны основания 232 м. а длина стороны основания 232 м. Для ее сооружения потребовалось 2 млн. 300 тыс. огромных каменных блоков, средний вес которых 2,5 т. Плиты не скреплялись строительным раствором, лишь чрезвычайно точная подгонка удерживает их. В древности пирамиды были облицованы отполированными плитами белого известняка, вершины их были покрыты медными плитами, сверкавшими на солнце (известняковую обшивку сохранила только пирамида Хеопса, покрытие других пирамид арабы использовали при строительстве Белой мечети в Каире). Для ее сооружения потребовалось 2 млн. 300 тыс. огромных каменных блоков, средний вес которых 2,5 т. Плиты не скреплялись строительным раствором, лишь чрезвычайно точная подгонка удерживает их. В древности пирамиды были облицованы отполированными плитами белого известняка, вершины их были покрыты медными плитами, сверкавшими на солнце (известняковую обшивку сохранила только пирамида Хеопса, покрытие других пирамид арабы использовали при строительстве Белой мечети в Каире).


Близ пирамиды Хефрена возвышается одна из крупнейших статуй древности и нашего времени высеченная из скалы фигура лежащего сфинкса с портретными чертами самого фараона Хефрена. Близ пирамиды Хефрена возвышается одна из крупнейших статуй древности и нашего времени высеченная из скалы фигура лежащего сфинкса с портретными чертами самого фараона Хефрена. Пирамида Хефрена Хефрена






Америка – Статуя Свободы Статуя Свободы – с птичьего полета СТАТУЯ СВОБОДЫ - колоссальное скульптурное сооружение, расположенное на острове Свободы в гавани Нью-Йорка. Статуя в виде женщины с горящим факелом в поднятой правой руке символизирует свободу. Автор статуи французский скульптор Ф. Бартольди. Статуя была подарена Францией США в 1876 к столетней годовщине независимости США.


Япония – сакура САКУРА, вид вишни (вишня мелкопильчатая). Произрастает и культивируется как декоративное растение в основном на Дальнем Востоке (дерево символ Японии). Цветки розовые, махровые, листья весной пурпуровые, летом зеленые или оранжевые, осенью фиолетовые или коричневые. Плоды несъедобны. САКУРА, вид вишни (вишня мелкопильчатая). Произрастает и культивируется как декоративное растение в основном на Дальнем Востоке (дерево символ Японии). Цветки розовые, махровые, листья весной пурпуровые, летом зеленые или оранжевые, осенью фиолетовые или коричневые. Плоды несъедобны.


Художественным символом Японии считается – сакура. Художественным символом Японии считается – сакура. Красивые цветки розовые, махровые, листья весной пурпуровые, летом зеленые или оранжевые, осенью фиолетовые или коричневые. Красивые цветки розовые, махровые, листья весной пурпуровые, летом зеленые или оранжевые, осенью фиолетовые или коричневые. Под ветками сакуры загадывают желания и целуются влюбленные. Под ветками сакуры загадывают желания и целуются влюбленные. Изображение цветка цветущей вишни используется и на национальных японских костюмах. Изображение цветка цветущей вишни используется и на национальных японских костюмах. Цветок сакуры – это живое существо, способное испытывать те же чувства, что и человек. Цветок сакуры – это живое существо, способное испытывать те же чувства, что и человек.


Китай – Великая китайская стена ВЕЛИКАЯ КИТАЙСКАЯ СТЕНА, крепостная стена в Северном Китае; грандиозный памятник зодчества Древнего Китая. ВЕЛИКАЯ КИТАЙСКАЯ СТЕНА, крепостная стена в Северном Китае; грандиозный памятник зодчества Древнего Китая. Длина, по одним предположениям, около 4 тыс. км, по другим свыше 6 тыс. км, Длина, по одним предположениям, около 4 тыс. км, по другим свыше 6 тыс. км, высота 6,6 м, на отдельных участках до 10 м. Построена в основном в 3 веке до н. э. Полностью реставрирован участок Великой Китайской стены близ Пекина. высота 6,6 м, на отдельных участках до 10 м. Построена в основном в 3 веке до н. э. Полностью реставрирован участок Великой Китайской стены близ Пекина.






Новодевичий монастырь В честь рождения наследника, будущего царя Ивана IV, в 1532 в подмосковном Коломенском на высоком крутом берегу реки Москвы был возведен храм Вознесения. Его строительство знаменует появление новых аацентричных каменных шатровых храмов, динамично устремленных вверх. Неподалеку, в селе Дьякове, была построена церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи, отличающаяся необычной архитектурой. В честь рождения наследника, будущего царя Ивана IV, в 1532 в подмосковном Коломенском на высоком крутом берегу реки Москвы был возведен храм Вознесения. Его строительство знаменует появление новых аацентричных каменных шатровых храмов, динамично устремленных вверх. Неподалеку, в селе Дьякове, была построена церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи, отличающаяся необычной архитектурой. Событием стало возведение в на южной стороне Красной площади Покровского собора что на рву, более известного как Храм Василия Блаженного. Событием стало возведение в на южной стороне Красной площади Покровского собора что на рву, более известного как Храм Василия Блаженного.


Храм Василия Блаженного Один из самых известных храмов Москвы, построен под названием Покровский собор в в честь победы над Казанским ханством в праздник Покрова Богородицы. Впоследствии пристроенная церковь Василия Блаженного дала название всему храму. Пестрая раскраска отражает вкусы позднейшего времени (17 век). Первоначально храм был окрашен в красную и белую краски. Покровский собор задумывался как первый общегородской собор, построенный вне стен Кремля, и должен был символизировать единение царя с народом. Один из самых известных храмов Москвы, построен под названием Покровский собор в в честь победы над Казанским ханством в праздник Покрова Богородицы. Впоследствии пристроенная церковь Василия Блаженного дала название всему храму. Пестрая раскраска отражает вкусы позднейшего времени (17 век). Первоначально храм был окрашен в красную и белую краски. Покровский собор задумывался как первый общегородской собор, построенный вне стен Кремля, и должен был символизировать единение царя с народом.


Спасская башня Московского Кремля Старая часть Москвы имеет радиально- кольцевую планировку. Историческое ядро Москвы ансамбль Московского Кремля, рядом с ним Красная площадь. Старая часть Москвы имеет радиально- кольцевую планировку. Историческое ядро Москвы ансамбль Московского Кремля, рядом с ним Красная площадь.


Колокольня «Иван Великий» Важным событием стало возведение новых кирпичных стен и башен Кремля, строившихся в В шести башнях из восемнадцати были проездные ворота. Кремль был превращен в одну из наиболее мощных европейских крепостей. Важным событием стало возведение новых кирпичных стен и башен Кремля, строившихся в В шести башнях из восемнадцати были проездные ворота. Кремль был превращен в одну из наиболее мощных европейских крепостей.





Поэтические символы стран мира

Флора и фауна как символы стран


Заполните схему

Название страны,

художественный символ


Россия

Медведь

Берёза


Березовая роща

О чём грустишь, берёзовая роща?

Какая дума тяготит твой ум?

Гляжу на свет сквозь крон цветущих толщу

И в твой зелёный вслушиваюсь шум.

Встревожено ты шелестишь листвою,

Спеша всю душу мне открыть опять.

И я качаю тоже головою,

Не в силах мысли горькие унять.

Здесь на Руси печалям нет предела...

Давай в тиши, родная, постоим.

А всё, о чём поведать ты хотела,

Пойму и так я по слезам твоим.

Бывшев Александр


Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

обсыпает ветки

Новым серебром.

Сергей Есенин


Япония

Фудзияма

Сакура

Японский журавль

Фазан японский


Хокку (или хайку)

  • Хокку (или хайку) - это специальный тип японского стихотворения, состоящего из одного трехстишия. По большей части носит философический уклон и не рифмуется. Конечно же, такая тема, как цветущая сакура, не могла остаться незамеченной. Поэтому предлагаю прочитать несколько хокку о сакуре.

Печальна ли та

Что восходящему солнцу во след

Под сакурой нежно мечтает

Чужих меж нами нет

Мы все друг другу братья

Под вишнею в цвету

Минула весенняя ночь

Белый рассвет обернулся

Морем вишен в цвету


Китай

Панда

Пион


Австралия

Кенгуру


Канада

Бобр

Клён


Индия

Лотос

Бенгальский тигр

Павлин


Англия

Лев

Роза


Таиланд

Индийский слон


Монголия

Монгольская лошадь


США

Белоголовый орлан

Мустанг


Арабские Эмираты

Сокол


Германия

Василёк

Тема: Художественные символы народов мира.

Цель: Познакомить учащихся с художественными символами народов мира, раскрыть значение образа русской березы в поэзии, живописи и музыке

Задачи: Развитие эстетического вкуса и творческих способностей;

Формирование знаний о символах народов мира;

Приобретение учащимися навыков по отбору информации, умение выделять основные значимые моменты и творчески представлять их в самостоятельной работе.

Планируемые результаты обучения :

Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала; познавательную активность; осознают свои интересы и цели, эмоции, адекватно их выражают; понимают эмоциональное состояние других людей; идут на взаимные уступки в разных ситуациях, критически осмысливают свое поведение.

Предметные: научатся устанавливать образно-ассоциативные связи между памятниками архитектуры, произведениями музыкального, изобразительного искусства и литературы.

Метапредметные: научатся определять цель и проблему в учебной деятельности; соблюдать нормы коллективного общения; планировать деятельность в учебной ситуации; определять проблему художественного преувеличения, способы достижения цели; развивать умение вести дискуссию, задавать вопросы, спорить, отстаивать свое мнение, умение работать с информацией: систематизировать, структурировать ее; работать по плану.

Ход урока:

Организационный момент

Актуализация знаний учащихся по теме:

Да – Нет

А) Роман «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» написал английский писатель Д. Дефо? (да).

Б) слово «цивилизация» в переводе с древнегреческого звучит как «гражданский, общественный, государственный»? (нет, с латинского и у др. римлян).

В) Цивилизация – уровень материального и духовного развития общества (да).

Г) Культура связана со словом «культ» и обозначает почитание, поклонение (да).

Д) В словаре Ожегова слово «культура» имеет следующее значение: Обработка, уход, возделывание» и «образование умственное и нравственное» (нет, в словаре В. Даля)

Е) Понятие «цивилизация» более широкое по сравнению с понятием «культура» (да)

Ж) Культура – понятие временное, а цивилизация – общечеловеческое (нет, наоборот)

З) Культурным человеком мы называем того, кто поступает в соответствии с принятыми в обществе нормами мышления и поведения (да)

И) Образ культурного человека еще в эпоху античности пытался воссоздать Пифагор (нет, Платон)

К) Конфуций – это японский мыслитель? (нет, китайский)

Л) Художник Иеронимус Босх жил в 15 веке в Нидерландах? (да)

III . Изучение новой темы:

Без березы не мыслю России, -
так светла по-славянски она,
что, быть может, в столетья иные
от березы – вся Русь рождена.
Олег Шестинский

    Сообщение темы и целей урока. Кто скажет, о чем эти слова? Чем для русского человека является береза? Сегодня на уроке мы с вами совершим небольшое кругосветное путешествие и познакомимся с художественными символами народов мира, прогуляемся по «стране березового ситца» и, конечно же, окунемся в знакомые нам с детства родные просторы.

2. Изучение нового материала .

Учитель: На нашей планете более 250 стран, где проживает несколько тысяч различных народов, у каждого из которых существуют свои традиции и характерные особенности. Наверное, вам не раз приходилось слышать такие сочетания : «немецкая аккуратность», «французская галантность», «африканский темперамент», «холодность анг личан», «вспыльчивость итальянцев», «гостеприимство грузин» и т. д. За каждым из них - характеристики и черты, сложившиеся у определённого народа на протяжении многих лет.

Ну, а в художественной культуре? Существуют ли в ней подобные устойчивые образы и черты? Безусловно. У каждого народа есть свои сим волы, отразившие художественные представления о мире .

Представьте, вы приехали в незнакомую страну. Что, прежде всего, заинтересует вас? Конечно же, на каком языке здесь говорят? Какие достопримечательности покажут в первую очередь? Чему поклоняются и во что верят? Какие предания, мифы и легенды рассказывают? Как танцуют и поют? И многое, многое другое.

Что, к примеру, вам покажут, если вы посетите Египет?

Ученик: Д ревние пирамиды, считавшиеся одним из чудес света и давно уже став шие художественным символом этой страны.

Ученик: На скалистом плоскогорье пустыни, отбрасывая на песок чёткие тени, вот уже более сорока веков стоят три громадных геометрических тела - безупречно правильные четырёхгранные пирамиды, гробницы фараонов Хеопса, Хефрена и Ми керина. Давно утрачена их первоначальная облицовка, разграблены по гребальные камеры с саркофагами, но ни время, ни люди не смогли нарушить их идеально устойчивую форму. Треугольники пирамид на фоне го лубого неба виднеются отовсюду, как напоминание о Вечности.

Учитель: Если же вам предстоит встреча с Парижем, вы непременно захотите подняться на вершину знаменитой Эйфелевой башни, также ставшей ху дожественным символом этого удивительного города. Что вам известно о ней?

Ученик: Построенная в 1889 году как украшение Всемирной выставки, она поначалу вызвала возмущение и негодование парижан. Современники наперебой кричали:

«Мы протестуем против этой колонны, обитой листовым железом на болтах, против этой нелепой и вызывающей головокружение фабричной трубы, устанавливаемой во славу вандализма промышленных предприятий. Сооружение в самом центре Парижа этой бесполезной и чудовищной башни Эйфеля есть не что иное, как профанация...»

Интересно, что этот протест подписали очень известные деятели культуры: композитор Шарль Гуно, писатели Александр Дюма, Ги де Мопассан... Поэт Поль Верлен говорил, что эта «скелетообразная каланча долго не простоит», но его мрачному прогнозу не суждено сбыться. Эйфелева башня до сих пор стоит и являет собой чудо инженерной мысли.

Ученик: По тем временам это было самое высокое сооружение в мире, его высота составляла 320 метров! Технические данные башни поражают и сегодня: пятнадцать тысяч металлических деталей, соединённых более чем двумя миллионами заклёпок, образуют своеобразное «железное кружево». Семь тысяч тонн покоится на четырёх опорах и оказывает на землю не больше давления, чем человек, сидящий на стуле. Её не раз собирались сносить, а она гордо возвышается над Парижем, предоставляя возможность полюбоваться достопримечательностями города с высоты птичьего полёта...

Учитель: А что является художественными символами США, Китая, России?

Ученик: Статуя Свободы для США, Императорский дворец «Запретный город» для Китая, Кремль для России.

Учитель : Но есть у многих народов и свои особые, поэтические символы. Расскажите об одном из них?

Ученик: Причудливо изогнутые ветви низкорослой вишни - сакуры - поэтический символ Японии.

Если спросишь:

В чём душа

Островов Японии?

В аромате горных вишен

На заре.

Норинага (Перевод В. Сановича)

Учитель : Что же так привлекает в цветущей вишне японцев? Может быть, обилие белых и бледно-розовых лепестков сакуры на голых ветках, ещё не успевших покрыться зеленью?

Красота цветов так быстро отцвела!

И прелесть юности была так быстротечна!

Напрасно жизнь прошла...

Смотрю на долгий дождь

И думаю: как в мире всё не вечно!

Комати (Перевод А. Глускиной)

Ученик : Поэта привлекают красота непостоянства, хрупкость и мимолётность жизни. Быстро отцветает вишня и юность быстротечна.

Учитель : Какой художественный приём использует автор?

Ученик: Олицетворение. Цветок сакуры для поэта - это живое существо, способное испытывать те же чувства, что и человек.

Учитель:

Туман весенний, для чего ты скрыл

Цветы вишнёвые, что ныне облетают

На склонах гор?

Не только блеск нам мил, -

И увяданья миг достоин восхищенья!

Цураюки (Перевод В. Марковой)

Учитель : Прокомментируйте строки.

Ученик: Лепестки сакуры не знают увядания. Весело кружась, они летят к земле от малейшего дуновения ветерка и застилают землю ещё не успев шими завянуть цветами. Важен сам миг, недолговечность цветения. Имен но в этом источник Красоты.

Учитель: Художественным поэтическим символом России стала белостволь ная берёза.

Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березу русскую.
Под ветром низко клонится
И гнется, но не ломится!

А. Прокофьев.

Учитель : Уже в зрелом возрасте Игорь Грабарь говорил: “Что может быть прекраснее березы, единственного в природе дерева, ствол которого ослепительно бел, тогда как все остальные деревья на свете имеют темные стволы. Фантастическое, сверхъестественное дерево, дерево-сказка. Я страстно полюбил русскую березу и долго почти одну только ее и писал”.

Учитель: С образом березы тесно переплетается и тема Родины. Каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к России.

Береза

Белая береза

Под моим окном.

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Осыпает ветки

Новым серебром. 1913 г

Учитель . Белые березы трогают душу не только нашу, но и иностранцев. После посещения Москвы знаменитого футболиста Пеле спросили о том, что его больше поразило и понравилось в России. Он ответил: “Березы”.

Учитель: Пройдут сотни лет, но береза будет символизировать нашу бессмертную и могучую родину.

А теперь обратимся к художественным символам нашей малой родины.

Как вы думаете, что будет являться символом Варненского района? Правильно, башня Тамерлана.

Ученик. Мавзолей выстроен на возвышенности у высохшего озера недалеко от районного центра Варна.

Башня построена в 14 веке. Это редкий образец раннемусульманской архитектуры на Южном Урале. Кроме Кесене подобные мавзолеи известны в Башкирии: мавзолеи Турахана и Хусейн-Бека. Вокруг мавзолея сотни небольших курганчиков.

Само здание мавзолея находится на прямоугольной площадке, ограниченной рвом и валом. Оно построено из плоского квадратного обожженного кирпича, имеет вид 12-гранной пирамиды, водруженной на 12-гранную призму. Призма покоится на невысоком цилиндре: ниже - основное здание мавзолея кубической формы. Вход с южной стороны украшен порталом.

IV . Первичное осмысление и закрепление

Шкатулочка вопросов.

Ребята пишут на листочках вопросы по теме урока (8-10), зачитывают их вслух, чтобы не было повторений, сворачивают листочки и складывают в шкатулочку. Дети выходят, берут не глядя листочек, зачитывают вопрос и говорят ответ. Можно помогать классу.

V . Подведение итогов. Рефлексия

Заполнение таблицы.

VI . Домашнее задание – написать сообщении о каком-либо художественном образе народов мира.