Фразеологизмы из греческого языка. Фразеологизмы древней греции


В художественных произведениях часто мы можем столкнуться с весьма специфическими фразеологизмами – выражениями, значение которых скрывается в легендах и древних мифах . Без отличной ориентации в этой области знаний практически невозможно ответить на вопрос, чем прославилось ложе Прокруста , зачем Ариадне нитки и какую страсть питали Данаиды к… бочке ?

Отличительной особенностью фразеологизмов, пришедших из мифов, является их чрезвычайная спаянность с историей самого мифа.

Выражение «бочка Данаид » пришло к нам со значением «совершенно бесполезная и бесконечная работа ». За фразеологизмом стоит миф о пятидесяти дочерях Ливийского царя Даная . Дочери Даная были названы по имени своего отца – Данаидами . Прославились же они тем, что… по требованию отца убили своих мужей в первую же брачную ночь , за что и были обречены вечно наполнять бездонную бочку в подземном царстве Аида . Правда, и здесь не обошлось без загадки: ведь убийцами стали 49 дочерей царя, почему же тогда фразеологизм «порочит» всех 50 девушек?

Геркулесовы столпы , как это ни удивительно, не имеют ничего общего с «утренней» здоровой кашей. Геркулесовым столпом называют высшую, крайнюю степень проявления чего-либо . Первоначально такое название имели две скалы на противоположных берегах Гибралтарского пролива . По античному же преданию, столпы были поставлены Геркулесом на краю мира как память о странствиях героя по Европе и Африке.

Когда говорят о постоянно угрожающей опасности, буквально нависшей над кем-то, то вспоминается выражение «Дамоклов меч ». С этим фразеологизмом связано древнегреческое предание о сиракузском тиране Дионисии Старшем , который, чтобы проучить одного из своих приближенных, завистника Дамокла , придумал весьма «занимательный» способ. Во время пира Дионисий посадил Дамокла на свое место, повесив над его головой острый меч как символ тех опасностей, которые подстерегают тирана . Отличный способ для тех, кто на «своей шкуре» пытается прочувствовать любую ситуацию.

Муки Тантала испытывает тот, кто претерпевает страдания от осознания близости желанной цели и невозможности ее достигнуть. В древнегреческом мифе Тантал – фригийский царь – за оскорбление богов был ими жесто ко нак азан : Тантал был обречен испытывать муки жажды и голода, хотя вода и роскошные плоды были рядом с ним.

Нить Ариадны – это выход из тяжелого положения ; нить Ариадны часто называют путеводной нитью . История выражения приводит нас к мифу о Минотавре, который раз в десять лет требовал от жителей острова Крит своеобразную дань – 14 прекрасных девушек и юношей, которые служили чудовищу обедом. Были смельчаки, которые пытались освободить народ от страшного подношения Минотавру, но все они гибли в лабиринте – обиталище чудовища. Лишь Тезей смог, убив Минотавра, выбраться из лабиринта. Его путеводной нитью стала подаренная Ариадной – дочерью царя Миноса – нить, которая помогла герою вернуться домой целым и невредимым.

Прокрустово ложе – это мерка, под которую искусственно, насильственно что-либо подгоняю т. В основе этого выражения лежит жестокий древнегреческих миф о разбойнике Прокрусте , который пытал жертв, отрезая им ноги или, наоборот, вытягивая их так, чтобы страдальцы могли точно «вместиться» на разбойничье ложе.

Прометеев огонь , т.е. неугасающее стремление к достижению высоких, благородных целей, навсегда запечатлел подвиг мифологического древнегреческого героя, который похитил с божественного Олимпа огонь и принес его людям.

Яблоко раздора указывает на причину ссоры . Повелось выражение из древнегреческого мифа о ссоре Геры, Афины и Афродиты о том, кто из них самая красивая : коварное яблоко было подброшено женщинам и содержало неприлично оскорбительную для двух дам надпись «Прекраснейшей».

Авгиевыми конюшнями называют загрязненное, запущенное место, крайний беспорядок в делах. С этими зловонными конюшнями связан один из подвигов легендарного Геркулеса. В мифе говорится, что герой вызвался очистить конюшни Авгия, царя Элиды, за один день. Всю бы ничего, да конюшни не убирались целых 30 лет! Геркулес все же нашел выход из сложившейся ситуации, направив в конюшни воды бурной реки Алфей.

Ахиллесовой пятой называют слабое, самое уязвимое место. Причиной тому – миф об омовении Ахилла в чудодейственнвх водах реки Стикс: мать, желая сделать своего сына неуязвимым, омыла его в реке, держа при этом за пятку . Это роковая случайность и стала причиной гибели героя: в эту самую злосчастную пятку он и был поражен.

Остались вопросы? Не знаете, куда приводит нить Ариадны?
Чтобы получить помощь репетитора – .

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Русский лингвист А. И. Ефимов говорил: «Фразеологизмы – это перлы, самородки и самоцветы родного языка».
Термин «фразеология» образован от греческих слов phrasis (речевой оборот) и logos (учение). Этим термином обозначается раздел языкознания, который посвящен изучению фразеологического составаязыка, т.е. предметом изучения этой науки являются семантические, морфологические и стилистические свойства фразеологизмов.
Фразеологизмы существуют на протяжении всей истории языка. Уже с конца 18 века они объяснялись в специальных сборниках и толковых словарях под различными названиями (крылатые выражения, афоризмы, идиомы, пословицы и поговорки). Еще М. В. Ломоносов, составляя план словаря русскоголитературного языка, указывал, что в него должны войти «фразесы», «идиоматизмы», «речения», то есть обороты, выражения. Однако фразеологический состав русского языка стал изучаться сравнительно недавно.
Существуют исконно русские фразеологизмы, но есть и заимствованные, в том числе фразеологизмы, пришедшие в русский язык из древнегреческой мифологии.
Словесные обороты речи родом из античной эпохи – этоособый вид фразеологизмов. Свои истоки эти выражения берут из мифологии и истории Греции. Суть древнегреческих фразеологизмов можно понять, если разобраться в их происхождении из определенного мифа. Такие «крылатые выражения» передают отношение к предмету разговора, подчеркивая значительность фразы для говорящего.
Авгиевы конюшни – сильно засоренное, загрязненное место, обычно помещение, где всеваляется в беспорядке. Фразеологизм произошел от названия огромных конюшен элидского царь Авгия, не чищенных в течение многих лет. Очистка их оказалась под силу только могучему Гераклу - сыну Зевса. Герой очистил авгиевы конюшни в один день, направив через них воды двух бурных рек.
Петь дифирамбы - неумеренно, восторженно хвалить, восхвалять кого-либо или что-либо. Возникло от названия дифирамбов -хвалебных песен в честь бога вина и виноградной лозы Диониса, певшихся во время шествий, посвященных этому божеству.
Яблоко раздора - предмет, причина спора, вражды. Согласно древнегреческому мифу, однажды богиню раздора Эриду не пригласили на пир. Затаив обиду, Эрида решила отомстить богам. Она взяла золотое яблоко, на котором было написано «прекраснейшей», и незаметно бросила его между богинями Герой,Афродитой и Афиной. Богини заспорили, кому из них оно должно принадлежать. Каждая считала себя прекраснейшей. Сын троянского царя Парис, которого пригласили быть судьей, отдал яблоко Афродите, и она в благодарность помогла ему похитить жену спартанского царя Елену. Из-за этого вспыхнула Троянская война.
Сизифов труд - бесполезный, не имеющий конца тяжелый труд, бесплодная работа. Выражение появилосьиз древнегреческого предания о Сизифе, известном хитреце, способном обмануть даже богов и постоянно вступавшем с ними в конфликты. Именно ему удалось оковать цепями Танатоса - бога смерти, посланного к нему, и держать его в заточении несколько лет, вследствие чего люди не умирали. За свои действия Сизиф был жестоко наказан в Аиде: он должен был вкатывать на гору тяжелый камень, который, достигаявершины, неминуемо срывался вниз, так что всю работу надо было начинать заново.
Метать громы и молнии - говорить гневно, раздраженно, упрекая, обличая кого-либо или угрожая ему. Возникло из представлений о Зевсе - верховном боге Олимпа, который, согласно мифам, расправлялся со своими врагами и неугодными ему людьми при помощи ужасающих по своей силе молний, выкованных Гефестом.
Нить Ариадны,Ариаднина нить - то, что помогает найти выход из затруднительного положения. По имени Ариадны, дочери критского царя Миноса, которая, согласно древнегреческому мифу, помогла афинскому царю Тесею, после того как он убил полубыка-получеловека Минотавра, благополучно выбраться из подземного лабиринта при помощи клубка ниток.Дары данайцев (Троянский конь) - коварные дары,...

Слайд 1

Фразеологизмы Древней Греции

Слайд 2

Яблоко раздора
Предмет вражды или причина спора
Согласно древнегреческому мифу, однажды богиню раздора Эриду не пригласили на пир. Затаив обиду, Эрида решила отомстить богам. Она взяла золотое яблоко, на котором было написано «прекраснейшей», и незаметно бросила его между богинями Герой, Афродитой и Афиной. Богини заспорили, кому из них оно должно принадлежать. Каждая считала себя прекраснейшей. Сын троянского царя Парис, которого пригласили быть судьей, отдал яблоко Афродите, и она в благодарность помогла ему похитить жену спартанского царя Елену. Из-за это-го вспыхнула Троянская война.

Слайд 3


Рог изобилия
С необычайной щедростью, в огромном количестве. Древнегреческий миф повествует о том, что жестокий бог Кронос не желал иметь детей, так как боялся, что они отнимут у него власть. Поэтому жена его родила Зевса тайком, поручив нимфам ухаживать за ним, Зевс был вскормлен молоком божественной козы Амалфеи. Однажды она, зацепившись за дерево, отломила себе рог. Нимфа наполнила его плодами и подала Зевсу. Зевс подарил рог воспитавшим его нимфам, пообещав, что из него будет появляться все, чего бы они ни пожелали.

Слайд 4


Прометеев огонь
Неугасающее стремление к достижению высоких целей. Один из титанов, Прометей, похитил у богов огонь и научил людей пользоваться им. Разгневанный Зевс велел Гефесту приковать титана к скале, куда каждый день прилетал орел, чтобы клевать печень Прометея. Освободил Прометея герой Геракл.

Слайд 5


Петь дифирамбы
Чрезмерно восхвалять, превозносить кого-либо или что-либо Возникло от названия дифирамбы – хвалебных песен в честь бога вина и виноградной лозы Диониса, певшихся во время шествий, посвященных этому божеству.

Слайд 6


Ахиллесова пята
Уязвимое место, слабая сторона Фетида окунула своего сына Ахиллеса в чудесные волны Стикса, чтобы мальчик стал неуязвимым. Однако во время купания она удерживала тело сына за пяту, от этого самой уязвимой точкой Ахиллеса стала пята. В будущем именно в пятку его смертельно ранил Парис.

Слайд 7


Авгиевы конюшни
1)Очень загрязненное место, запущенное помещение 2)Крайний беспорядок в делах В греческой мифологии данные конюшни – это огромные владения царя Элиды – Авгия, в которых не наводился порядок в течение многих лет. А очистил их за один день Геракл, направив реку Алфей через конюшни. Эта вода и унесла с собой всю грязь.

1. Авгиевы конюшни - сильно засорённое, загрязнённое или захламлённое помещение.
В греческой мифологии Авгиевы конюшни - обширные конюшни Авгия, царя Элиды, которые в продолжение многих лет не убирались. Очищены они были в один день Гераклом: он направил через конюшни реку, воды которой и унесли весь навоз.

2. Ариаднина нить - то, что помогает найти выход из затруднительного положения.
Выражение возникло из греческих мифов о герое Тесее, убившем Минотавра. Афиняне обязаны были, по требованию критского царя Миноса, каждый год отправлять на Крит семь юношей и семь девушек на съедение Минотавру, обитавшему в построенном для него лабиринте, из которого никто не мог выйти. Совершить опасный подвиг Тесею помогла полюбившая его дочь критского царя Ариадна. Тайно от отца она дала ему острый меч и клубок ниток. Когда Тесея и обреченных на растерзание юношей и девушек отвели в лабиринт, Тесей привязал у входа конец нитки и пошел по запутанным переходам, постепенно разматывая клубок. Убив Минотавра, Тесей по нитке нашел обратный путь из лабиринта и вывел оттуда всех обреченных.

3. Ахиллесова пята – уязвимое место.
В греческой мифологии Ахиллес (Ахилл) - один из самых сильных и храбрых героев. Он воспет в “Илиаде” Гомера. Мать Ахиллеса, морская богиня Фетида, чтобы сделать тело сына неуязвимым, окунула его в священную реку Стикс. Окуная, она держала его за пятку, которой не коснулась вода, поэтому пятка осталась единственно уязвимым местом Ахиллеса, куда он и был смертельно ранен стрелой Париса.

4. Дамоклов меч – нависшая, угрожающая опасность.
Выражение возникло из древнегреческого предания, рассказанного Цицероном в сочинении “Тускуланские беседы”. Дамокл, один из приближенных сиракузского тирана Дионисия Старшего стал завистливо говорить о нем как о счастливейшем из людей. Дионисий, чтобы проучить завистника, посадил его на свое место. Во время пира Дамокл увидел, что над его головой висит на конском волосе острый меч. Дионисий объяснил, что это - эмблема тех опасностей, которым он, как властитель, постоянно подвергается, несмотря на кажущуюся счастливой жизнь.

5. Дары данайцев. – «коварные» дары, несущие с собой гибель для тех, кто их получает.
Троянский конь – тайный коварный замысел (отсюда – Троянский вирус (Троян)) .
Выражения возникли из греческих сказаний о Троянской войне. Данайцы (греки) , после длительной и безуспешной осады Трои, прибегли к хитрости: они соорудили огромного деревянного коня, оставили его у стен Трои, а сами сделали вид, что уплывают от берега Троады. Жрец Лаокоон, увидя этого коня и зная хитрости данайцев, воскликнул: “Что бы это ни было, я боюсь данайцев, даже дары приносящих! ” Но троянцы, не слушая предостережений Лаокоона и пророчицы Кассандры, втащили коня в город. Ночью данайцы, спрятавшиеся внутри коня, вышли, перебили стражу, открыли городские ворота, впустили вернувшихся на кораблях товарищей и таким образом овладели Троей.

2.2. Античные фразеологизмы

2.2.1. Возникновение и распространение античных фразеологизмов

Античные фразеологизмы - это группа фразеологических единиц, возникших на основе древних античных мифов. Они составляют довольно многочисленную группу оборотов, чаще всего книжных. В русский язык они попадали чаще всего в XVIII веке, когда резко увеличился интерес к античности. Большинство из них возникло, как и в случае библейских фразеологизмов, калькированием оборотов с греческого и латинского языков.

Наглядным примером всех вышеприведённых фактов служит пословица дым отечества нам сладок и приятен . В словаре БМС о ней можно узнать, во-первых, то, что её употребление книжное. Она употребляется в значении " на родине все дорого, всё мило - даже неприятные вещи’ и, по данным этого словаря, пословица восходит к латинской пословице Et fumus patriae dulcis ; dulcis fumus patrie (букв. «и дым отечества сладок; дым отечества сладок»). Аналогичные выражения встречаются и у Гомера в «Одиссее». В русском языке эта пословица появляется, видимо, в 70-е г. XVIII в., когда в России увеличивается интерес к античности (БМС 2005: 214).

Доказательством калькирования с латинского языка служит и пословица истина в вине . Она существует во всех исследуемых нами языках в форме полных эквивалентов: чеш. ve víně je pravda ; слов. vo víne je pravda ; пол. prawda w winie ; укр. істина у вині ; англ. in wine there is the thruth ; нем. in Wein ist Wahrheit; исп. е n el vino esta le verdad ; ит. la verita é nel vino / nel vino sta la veritá .

Источником пословицы является афоризм греческого поэта Алкея: «Вино - милое дитя, оно же - правда». Кратко сформулировал эту мысль римский писатель и учёный Плиний Старший (23 или 24-79 гг. н.э.) в «Естественной истории» «In vino veritas » (БМС 2005: 274). Пословица употребляется в двух основных значениях: 1) пьяный, как принято считать, говорит правду; 2) ирон . говорится как оправдание пьянству.

Доказательством латинского происхождения оборота является тот факт, что она до сих пор часто цитируется по-латыни. Так, например, когда одна из словацких радиостанций проводила конкурс, суть которого состояла в том, что слушатель должен был ответить в течение минуты на 10 нетрудных вопросов типа: как называется столица Японии, среди вопросов появился и вопрос: что значит латинская пословица in vino veritas? (записано в январе 2008). Это доказывает известность латинского прототипа.

Кроме того, как и библейские фразеологизмы, античные фразеологизмы также часто переходили из языка в язык, причём, как мы покажем на фразеологизме бояться своей тени , этот процесс был настолько сложным, что «уже невозможно проследить путь миграции» (Stěpanova 2004: 248).

Существуют, однако, некоторые исключения, которые можно привести в качестве примера миграции фразеологизмов античного происхождения.

Так, фразеологизм золотой дождь , по данным словаря БМС, связан с древнегреческим мифом о Зевсе. Пленившись красотой Данаи, дочери агросского царя Акрисия, Зевс проник к ней в виде золотого дождя и оплодотворил её. Русское выражение - калька с немецкого Goldregen (БМС 2005: 194).

В упомянутое время, когда в русском языке повышался интерес к античности, попал из немецкого языка в русский и фразеологизм деловой бездельник : выражение встречается у разных древних авторов, например у Аристофана (ок. 446 - 385 до н. э.) у Горация и других. Эта антитеза вслед за античной литературой была освоена и мировой литературой нового времени. Родоначальник датской литературы Л. Гоьберг (1684-1754) - автор комедии «Деловой бездельник», в подражание которой в Германии в 1743 г. появилась под тем же названием комедия И. Шлегела (1718-1749). В русском языке с XVIII в., калька с немецкого (БМС 2005: 47). Фразеологизм употребляется в значении ‘человек, создающий видимость активной занятости делом, но на самом деле не работающий’ Его происхождение доказывает интерес к античности не только в России, но и в других странах мира. (В связи с таким описанием происхождения фразеологизма можно констатировать одну причину отличий в составе античных фразеологизмов в разных языках - влияние литературы. Так, в связи с немецким фразеологизмом jdm Hekuba sein (который соответствует русскому что мне Гекуба ) отмечает К.Мюллер, что фразеологизм возник на основе “Гамлета“ Шекспира (Müller 2003: 241).

Кроме немецкого, в упомянутый период на русский язык оказывал огромное влияние французский язык. Как и в случае библейских фразеологизмов, и фразеологизмы античного происхождения часто попадали в русский язык именно посредством французского. Как и в случае фразеологизма Ноев ковчег среди библейских фразеологизмов, и в отношении фразеологизма античного происхождения кожа да кости в словаре БМС встречаются два не исключающих друг друга толкования его происхождения: 1) выражение имеет аналоги в древних языках, употребляется античными писателями - Феокритом, Плавтом, Горацием, Овидием и др.; 2) выражение, вероятно, калька с фр. la peau et les os .

Идентичные выражения употреблялись в древней Греции и Риме (БМС 2005:310).

Фразеологизм употребляется об очень худом, крайне истощенном, изможденном человеке и имеет эквиваленты в чешском (kost a kůže ), словацком (kosť a koža ), польском (skora a kośći ) английском языке (nothing but skin and bones ).

Такая же ситуация с фразеологизмом ФЕ бояться своей тени , который употребляется о крайней степени трусости, необоснованного страха.

Оборот является калькой фр. avoir peur de son ombre . Он восходит к одному с фрагментов комедии Аристофана (ок. 415 - ок. 385 до нашей эры) .Это буквальный перевод греческого выражения: ten heaytoy skian dedoiken.

Приводится Платоном: antonius umbram suam metuit (БМС 2005: 698). Это значит, греческое выражение было калькировано латинским, оттуда попало во французский, а затем в русский.

Фразеологизм встречается и в других языках, например чеш. bát / lekat se i vlastního stínu ; слов. báť sa vlastného tieňa ; нем. Angst von eigenen Schatten haben ; англ. be afraid of one’s shadow .

Из французского в русский язык пришло и выражение жрица Венеры , которое употребляется в значении " женщина лёгкого поведения, гетера’.

2.2.2. Причины интернациональности / неинтернациональности античных фразеологизмов:

2.2.2.1. Миграция античных фразеологизмов

Миграция фразеологизмов античного происхождения может привести к отличиям в их составе в разных языках из-за отличий в языковых контактах. Кроме того, после попадания в разные языки, фразеологизмы часто претерпевают разного рода изменения, по-разному актуализируются, что нередко приводит к отличиям в их компонентном составе в разных языках: «v důsledku toho, že si antické frazémy osvojoval každý jazyk zvlášť a v těchto jazycích existovaly dlouhou dobu, mohou tato rčení získat určité specifické rysy (Stěpanova 2004:65).

Хороший пример своего рода «приспособления» фразеологизма к реалиям страны, можно найти в немецком языке, где из латинского прототипа no omnes qui haben citharam, sunt citharo edi возникает целый ряд устойчивых выражений с тем же значением: es sind nicht alle J ä ger , die das Horn blassen (букв. не все охотники, кто дует в рог); es sind nicht alle K ö cher , die lange Messer tragen (букв. не все повара, кто носит долгий нож); es sind nicht alle Heilige , die in die Kirche gehen (букв. не все святые, кто в церковь ходит); es ist nicht jeder ein Schmied , der ein Schurzfell tr ä gt (букв. не все кузнецы, кто носит фартук).

Если в комедии Плавта, например, встречается выражение ′′tunica proprior palio ′′, которое, если его буквально перевести, звучит ‘туника ближе к телу, чем плащ’, то в русском языке постепенно возникает выражение своя рубаха ближе к телу . И если рассмотреть эквиваленты этого выражения в чешском, словацком и немецком (в английском языке фразеологизм отсутствует), то они окажутся только относительными эквивалентами как русского оборота, так и оригинального латинского выражения. В немецком языке, например, данный фразеологизм встречается в следующем варианте: das Hemd ist mir n ä her als der Rock (букв. ′′рубаха мне ближе юбки′′). В. Флейшер, на которого мы ссылались уже неоднократно, упоминает этот фразеологизм именно в связи с варьированием фразеологизмов античного происхождения (Флайшер 1982: 82).

В чешском языке Л. Степанова приводит в качестве примера «změny lexikálního složení z důvodu změny významu jednoho z komponentů» (Stěpanova 2004: 145) именно этот фразеологизм. Оказывается, в чешском языке существовал полный эквивалент немецкого выражения - bližší košile než sukně . В немецком языке фразеологизм до сих пор остается в изначальном виде, однако является для современных немцев не вполне прозрачным и нуждается в этимологическом комментарии (Müller 2003: 242). В связи с упомянутой выше миграцией фразеологизмов античного происхождения нельзя исключить, что в чешский язык данный оборот пришёл из немецкого. Указанный вариант был, однако, устарелым уже при Коменском (Stěpanova 2004: 145). В современном чешском языке рассматриваемый фразеологизм существует в форме bližší košile než kabát , тождественный вариант существует в словацком языке: bližšia košeľa ako kabát .

2.2.2.2. Различное развитие фразеологизмов в отдельных языках

Фразеологизмы античного происхождения претерпевают такие же изменения, которые свойственны фразеологизмам других групп, что также может привести к отличиям между такими фразеологизмами в разных языках. Так, в соответствии с потребностью в экспрессивности во фразеологии возникает к фразеологизму беден как Ир вариант беднее Ира ; из-за тенденции к имплицитности, вызванной избыточностью семантической информации (Мокиенко 1980: 98), возникает из сравнения как Янус двуликий сравнение как Янус .

Стоит рассмотреть также фразеологизм авгиевы конюшни , который употребляется в трёх основных значениях: 1) о сильно загрязненном, засоренном, захламленном месте (в результате долгого небрежения) помещении, где царит полный беспорядок; 2) о каком-либо учреждении, организации и т. п., где царит беспорядок и хаос, полная неразбериха в ведении дел; 3) о сильно запущенных делах, беспорядочном скоплении бумаг, документов и т. п. (БМС 2005: 337).

Как замечает А. Олеськевич, большинство фразеологизмов библейского и античного происхождения - фразеологизмы субстантивные, к которым потом возникают глагольные варианты, «najczesciej za pomoca czasownika być : by ć chlebem powszednim, być czyją pietą Achilessa, być arką przymieza, ale tez przy pomocy innych czasownikow przeciać / rozcać / rozsuplać / rozwiazać węzel gordyjski, polozyć / postawić kamien węgielny, stać się kamieniem węgielnym, otworzyć puszkę pandory (Oleśkiewic 2007: 64).

На основе данного выражения возникает его глагольный вариант расчищать / расчистить / вычищать / вычистить авгиевы конюшни , у которого тоже три основных значения: книжн . 1) с большим усилием наводить порядок в сильно загрязнённом, засоренном, захламленном месте, помещении; 2) наводить порядок в каком-л. учреждении, организации и т.п., где царит беспорядок и полная неразбериха в ведении дел; 3) приводить в порядок, рассортировать бумаги, скопившиеся в беспорядке (БМС 2005: 337).

Это выражение тесно связано с древнегреческой легендой о шестом из двенадцати подвигов Геракла, которую впервые записывает римский историк Диодор Сицилийский. В стране Элиде жил могущественный царь Авгий, сын бога Солнца Гелиоса. На своем скотном дворе он держал удивительных по красоте и силе быков, подаренных ему отцом. Этот скотный двор не убирался в течение многих лет. Очистить его смог только Геракл - он разрушил с двух сторон стену, окружавшую двор, отвел туда воду двух полноводных рек-Алфея и Пенея. Вода унёсла весь навоз в один день. Выражение «скотный двор» было при калькировании на русский язык переведён неточно словом «конюшни» (БМС 2005: 337).

В компонентном составе данного фразеологизма, однако, наблюдаются некоторые отличия: слово конюшни, которое встречается в русском, украинском (аугієві стайні ) и польском (stajnia augiaszowa )вариантах фразеологизма; в чешском и словацком заменено словом chlév / chliev : augiášův chlév / augiášov chliev .

Как отмечает Л. Степанова: „ zřejmě při přebírání tohoto frazému zvolily ruština i čeština různé lexémy s přihlédnutím k tomu, které byly v období převzetí frekventovanější. V čestině například je substantivum chlév aktivnější ve tvoření frazémů a je komponentem rčení s blízkým významem, srov. je tam jako ve chlévě, udělat chlívek někde aj.“ (Степанова 2004: 66). То же самое можно сказать о словацком языке, что косвенно доказывает Й. Млацек, который в упомянутом компоненте видел проблему в проникновении фразеологизма takú radu za chliev kladú в литературный язык (Mlacek 2007: 88). Дело в том, что слово chliev само по себе служит очень экспрессивным, даже грубым описанием места, в котором царит полный беспорядок. Поэтому его употребление в составе фразеологизма augiášov chliev способствует расширению его образного потенциала, а тем самым и экспрессивности. Слово хлев , имеет, кроме того, очень негативную оценку и в других языках, само по себе обозначая грязное место, где царит полный беспорядок:

А что, супруга опять к вам возвратится?

Супруга, говорю, возвратится к вам?

А зачем ей в этом хлеву быть, позвольте узнать?

Вы, значит, это её колотили, чтобы она в хлеву не была? Значит, из хлеву гнали по шее-то её?

(....)Платье на жене - хуже гразной тряпки. В чаю волосы попались, кровать - и не говори. Вижу, действительно свиной хлев.

(Успенский: Неизлечимый)

Доказывают это также устойчивые сравнения, такие как как хлев коровий ; как в хлебу ‘об грязном, запущенном, неубранном и неуютном помещении’; вонь / воняет как в хлеву ‘о помещении со спертым воздухом и резким, неприятным запахом ’ (Мокиенко 2003: 464). Почти тождественные устойчивые обороты встречаются и со словом конюшня : как конюшня ; грязно как в конюшне ; вонь / воняет как в конюшне (Там же: 184).

Если рассмотреть данный фразеологизм в неславянских языках, ситуация окажется ещё более запутанной: в немецком данный фразеологизм существует в варианте Augiasstal . Интересным с точки зрения образности является тот факт, что в немецком языке слово хлев- Schweinstall (букв. свинарник) употребляется также в значении ‘грязного места, места, где царит беспорядок’ Frauen hinterlassen die Küche eher wie ein Schweinstall als die Männer
Die Männer sind cool, wenn sie kochen und das essen bratet eine zeit lang, waschen sie nebenbei noch das Geschirr und räumen auf (из чата арабийской коммуниты, живущей в Германии), (соответствующее сравнение существует и в русском), однако во фразеологизме присутствует слово конюшня - Stall . Немецкие толковые словари греческой мифологии объясняют, что Геракл очистил Rindsta ll (букв. конюшня), и это слово иногда заменяют просто словом Stall , оттуда и соответстующее русскому выражение. И так как некоторые двуязычные словари приводят к чешскому слову chlév как возможный перевод слово Stall , можно назвать его и полным эквивалентом чешского.

В английском языке существует эквивалент Augean stable - слово stable в переводе обозначает конюшню, но употребляется и для обозначения хлева, так как слово pigsty - хлев в английском языке используется крайне редко. Рассмотренный фразеологизм - пример того, каким образом языки осваивают и развивают античные сюжеты, так как древнегреческие историки, как например Паузаний описывают только то, что Геракл очистил «место с навозом» не называя его скотным двором , т.е. приводят общее значение.

Кроме того, что язык, в который фразеологизм попадает, может оказать на него влияние и способствовать изменению его компонентов, как это было в приведённом случае, он может также способствовать большему распространению оборота. О фразеологизме держать змею за пазухой , который является поистине интернациональным и его присутствие в разных языках не вызывает никакого удивления, в словаре русской фразеологии БМС можно прочитать: «выражение из древнегреческой притчи о землепашце, который нашёл замерзшую змею и положил её к себе за пазуху. Отогревшись, она ужалила своего спасителя. В русском языке она приобрела популярность благодаря русской народной речи, где уже существовали обороты выкормил змейку на свою шейку и запазушная змея » (БМС 2005: 252). В словацком языке ситуация была, как кажется, тождественной: Я. Складана отмечает, что в словацком языке существовал фразеологизм púšťať si zmiju do pazuchy (Skladaná 1993: 73).

Как уже было сказано, фразеологизм существует во всех исследуемых языках: чеш. hřát si hada na prsou ;словац. chovať si hada na prsiach ; пол. hodować zmij ę na piersi ; укр. ви́годувати / відігрі́ти змію́ бі́ля / коло (свого ) ́ се́рця / за па́зухою ; англ. warm a snake in one’s bosom ; нем. eine Schlange am Busen n ä hren ; в испанском языке нам удалось найти только аналог не античного происхождения dar de comer al diablo (букв. ’угостить чёрта’); ит. allevarsi la sepre in seno .

2.2.2.3. Различное развитие образа

Описывая библейские фразеологизмы, мы уже отмечали, что первоначально языком в некоторых случаях осваивается образ, на основе которого после возникает фразеологическая единица. Тождественный процесс можно наблюдать также в группе античных фразеологизмов. Лучшее доказательство такого процесса - фразеологические сравнения, в которых встречаются имена собственные, взятые из мифов антики. Примером могут служить русские сравнения со словом сирена - в словаре русских сравнений можно найти четыре таких оборота: как сирена ‘о соблазнительной, сексуальной женщине’; обольщать как сирена ‘о женщине, энергично, изобретательно и ухищрённо соблазняющей какого-л. мужчину’;опасен как сирена ‘об опасном своими речами и писаниями человеке’; сладкогласен как сирена ‘о наделённом даром красноречия ораторе или талантливом сочинителе’ (Мокиенко 2003: 388). Опять можно, как доказывают приведённые примеры, видеть в освоении образа одну из причин отличий.

Разница в специфике освоения вообще встречается чаще всего в группе библеизмов и античных фразеологизмов с собственными именами, представляющими собой определённые символы. Символами во фразеологии занимается, кроме других, М. Янковичова, которая отмечает, что „для символов характерно, что они, как правило, не связаны с одним значением, а с двумя или несколькими значениями, и что находятся между собой в определенных системных отношениях “ (Янковичова 2001: 422). Цитируемая статья, к сожалению, не рассматривает библейские и античные символы, ссылаясь на то, что „панъевропейский характер русских фразем, в компонентном составе которых они встречаются, очевиден“ (Там же).

Как и в случае библейских фразеологизмов, так и здесь можно наблюдать ситуацию, когда один и тот же образ, усвоенный разными народами, приводит к возникновению разных фразеологических единиц. Одним из таких вполне интернациональных образов является образ Аргуса. На основе мифа о Аргусе в русском языке возникает собственно русская ФЕ аргус стоокий . Она не имеет эквивалентов ни в одном из исследуемых языков. Однако, на основе данного образа возникает ещё одна фразеологическая единица - глаза Аргуса , которую можно найти в чешском, словацком, польском и немецком языках: чеш.: а rgusovo oko ; слов. а rgusovo oko ; пол. argusowe oczy , argusowe oko ; нем. Argusaugen .

Она употребляется о чьих-л. зорких, подозрительных, неусыпно стерегущих кого-л. глазах, причём, например в немецком языке, в отличие от большинства фразеологизмов античного происхождения, ФЕ употребляется довольно часто. Так, в новостях одной из немецких телестанций можно было услышать 12.4.2007, что выполнение политических обещаний wird mit Argusaugen beobachtet 9 (за этим будут наблюдать глаза Агруса).

Во фразеологию разных народов попало и имя богa вина и веселья у древних греков и римлян Бахуса - о его известности свидетельствует, между прочим, факт, что изображение этого бога можно найти во многих винотеках.

В русском языке на основе этого образа был создан фразеологизм быть под Бакхусом , который употребляется в значении ‘быть навеселе, пьяным’(сравни распространённую фразеологическую модель под градусом; под мухой; под шофе / шефе с тем же значением), далее поклонник Бакхуса ; в чешской ФЕ holdovat Bakchovi ; в немецкой gl ü cklig , wie Bakchus auf dem Fass sein (фразеологизмы с абсолютно разными значениями: ФЕ holdovat Bakchovi употребляется в значении ’пить вино’, немецкая ФЕ gl ü cklig , wie Bakchus auf dem Fass sein (букв. ′′быть счастливым как Бакхус на суду′′) в значении ′′быть очень счастливым′′). В английской и словацкой фразеологии этот образ отсутствует.

Другим таким ярким примером является символ сфинкса. В греческой мифологии Сфинкс - чудовище с лицом и грудью женщины, туловищем льва и крыльями птицы, обитавшее на скале около города Фивы. Сфинкс подстерегал путников и загадывал им загадки, умертвляя тех, кто их не разгадывал. Когда же фивантский царь Эдип разгадал заданные ему загадки, чудовище лишило себя жизни. (БМС 2005: 232). Русская фразеология взяла из указанного повествования именно образ загадки, которую сфинкс загадывал: в русском языке существует ФЕ загадка сфинкса.

Фразеология чешского и словацкого языка отражает другой образ - молчаливость сфинкса во фразеологизмах mlčet jako sfinga, mlčať ako sfinga. В английской фразеологии нам образ сфинкса найти не удалось, немецкий язык создал на основе поветствования о сфинксе ФЕ, отражающую её таинственность- r ä tselhaft wie eine S phinx sein . Таким образом, во всех языках возникли собственные, безэквивалентные фразеологизмы на основе одного и того же символа, но с разным его освоением. Своеобразие восприятия античных символов русским народом способствовало возникновению таких античных ФЕ, как: хитроумный Одиссей, работа Данаид, работа Пенелопы, узы Гименея, парнасский конь, век Астреи и многих других, которые, в результате особой рецепции каждым языком символа, являются неинтернациональным.

Что касается частоты употребления античных фразеологизмов, то можно сказать, что она до того низка, что большинство фразеологизмов античного происхождения большинство говорящих не знает вообще. По результатам опроса, который мы провели в одной словацкой средней школе, фразеологизм Scylla a Charybda вышел из употребления до такой степени, что не только ни один из учащихся, но даже учитель словацкого языка не был способен описать его значение. Учащимся были в большинстве случаев неизвестны и такие выражения, как человек человеку волк или троянский конь. Это подтверждает факт, отмеченный Й. Млацеком, что сокращается количество активно употребляющихся фразеологизмов (Mlacek 2007: 320). Во время поисков эквивалентов к русским фразеологизмам античного происхождения мы сталкивались с большими трудностями, так как античные фразеологизмы в последнее время, за редкими исключениями, почти не фиксируются в словарях. Почти единственным употреблением фразеологизма кануть в Лету , на которое мы до сих пор наткнулись, было его употребление в статье А.Н.Шустова о происхождении русского фразеологизма золотой век :

Скорее всего в русском языке надолго останутся лишь традиционные золотой и серебрянный (может быть ещё железный) века, а остальные канут в Лету как любопытные авторские неологизмы

(Н.А.Шустов: от золотого века до глиняного)

В интернете удалось встретиться с данным выражением редко, в подавляющем большинстве случаев в заграничных веб-страницах:

Подорожать должен также столичный общественный транспорт. Подсластить горькую пилюлю должны обещания установки новых светофоров для пешеходов, расширения числа специальных полос движения для автобусов и права приоритета трамваев. Однако городские власти не приняли никакого обязывающего их документа. Как пишет «PRAVO», обещания могут «кануть в Лету» сразу после нового года. Результат – в Праге с каждым годом увеличивается число тяжелых ДТП, а горожане все чаще жалуются на пробки, в которых простаивает пассажирский транспорт.

http://www.radio.cz/cz/clanek/98005/limit

Любимый лозунг Минздрава - "Курение вредит Вашему здоровью" - может кануть в Лету. Ученые изобрели сигареты, которые не вредят ни самому курильщику, ни окружающим.Любимый лозунг Минздрава - "Курение вредит Вашему здоровью" - может кануть в Лету. Ученые изобрели сигареты, которые не вредят ни самому курильщику, ни окружающим.

http://readme.es/?act=vote&id=648745

Исключением, что касается малой частоты употребления является, например, фразеологизм жизнь-борьба , который можно найти во всех исследуемых языках: чеш.: život je boj ; слов. život je boj ; пол. życie ludzkie jest ciaglą wałką ; укр. життя - це боротьба ; англ. life is a battle ; нем. Leben ist ein Kampf ; исп. la vida es una lucha ; ит. l a vita é una continua battaglia .

2.3. Кальки и полукальки

Фразеологические кальки представляют собой довольно многочисленную группу, что отмечает уже В. Н. Телия, которая пишет: «фразеологический состав, как и лексика языка, включает огромное число заимствованных оборотов» (Телия 1975: 25). Этот факт отмечают и уже упомянутые Н.Д.Фомина и М.А.Бакина, которые, кроме того, отмечают их роль в формировании интернационального фразеологического фонда разных языков: «значительную группу русской фразеологии составляют фразеологизмы, заимствованные или калькированные из других языков. Среди них - фразеологизмы, ставшие ннтернациональными» (Фомина, Бакина 1985: 25). Русский язык также расширил состав интернациональных фразеологизмов, например, введя фразеологизм потемкинские деревни и фразеологизм мёртвые души . Первое выражение связано с именем князя Г. А. Потемкина, государственного деятеля времён Екатерины II. Императрица после присоединения Крыма к России совершила в 1787 г. поездку по Новороссии. По рассказам иностранцев, чтобы показать ей процветание доверенного ему императрицей края, Потёмкин приказал построить на пути её следования в Крыму бутафорские, показные селения с расписными избами. Эти деревни и получили название «потёмкинских» (БМС 2005: 187-188). Фразеологизм употребляется в значении ‘показное, мнимое благополучие, показной блеск, очковтирательство’ (Там же).Фразеологизм встречается в чешском, словацком, и например, английском языке чеш. potěmkinské vesnice ; слов. poteminské dediny ; англ. village of Potemkin . В русском языке существует большое количество фразеологизмов, возникших калькированием, причём исходным языком был чаще всего французский. Из французского пришло множество фразеологизмов также в английский и немецкий язык, в чешском доминируют кальки с немецкого. Н.Д.Фомина и М.А.Бакина предлагают разделить заимствованные фразеологизмы на две группы: на 1) фразеологизмы, заимствованные из славянских языков; 2) фразеологизмы, заимствованные из неславянских языков (Фомина, Бакина 1985: 25).

Н. Д. Фомина и М. А. Бакина во своей книге ’’Фразеология современного русского языка’’ разделяют весь фразеологический состав русского языка на две группы: на фразеологизмы исконно русские и заимствованные, причём заимствованные фразеологизмы, согласно их определению, « это устойчивые сочетания, крылатые выражения, пришедшие в русский язык из других языков» (Фомина, Бакина 1985:25). Более точное определение фразеологических калек даёт Солодухо.

Великая цивилизация древних греков оставила человечеству богатое историческое и культурное наследие. Она даровала миру непревзойденные шедевры искусства, в том числе и в литературе (мифы и поэмы). А вы когда-нибудь задумывались, сколько современных слов и выражений имеют греческие корни, и что они означают?

Фразеологизмы из мифов Древней Греции

Фразеологизм - это устоявшееся словосочетание, которое можно понять только в целостности. Особый вид фразеологизмов - это словесные обороты речи родом из античной эпохи. Свои истоки эти выражения берут из мифологии и. Суть древнегреческих фразеологизмов можно понять, если разобраться в их происхождении из определенного мифа. Такие «крылатые выражения» можно смело вставить в тему разговора, желая подчеркнуть чувства и отношение к предмету или явлению.

Фразеологизмы Древней Греции: примеры

«Ахиллесова пята ». Означает уязвимую, слабую точку. Фетида окунула своего сына Ахиллеса в чудесные волны Стикса, чтобы мальчик стал неуязвимым. Однако во время купания она удерживала тело сына за пяту, от этого самой уязвимой точкой Ахиллеса стала пята. В будущем именно в пятку его смертельно ранил Парис.
«Нить Ариадны » - то, что помогает выйти из трудной ситуации. Данное выражение произошло из мифа о Тезее. Герой должен был вступить в сражение с критским чудовищем - Минотавром и выйти из лабиринта. Дочь царя Крита, Ариадна, дает ему путеводный клубок, который и помог выйти парню из ужасного дома Минотавра.
«Гордиев узел » - это словосочетание употребляют, когда хотят указать на разрешение запутанной проблемы простым способом . Фригийцы, избирая правителя, обратились к оракулу. Он подсказал им ждать первого человека, кто пройдет в направлении храма Зевса с телегой. Царем стал Гордий, а свою телегу он поставил в стенах храма, привязав ее надежным замысловатым узлом. Оракул напророчил, что тот, кто развяжет сплетение Гордия, будет повелителем Азии. , долго не раздумывая, разрубил узел своим мечом.
«Взгляд Медузы » - так говорят, когда человек создает неприятную, плохую атмосферу при общении с ним. По легенде, существовало три сестры - Горгоны. Они выглядели отвратительно: на голове вместо волос шевелились змеи, вместо ног в землю упирались копыта из меди. Самой ужасной из них была Медуза Горгона. От ее взгляда люди становились каменными. Герой Персей в сражении сумел перехитрить чудище. Он взял зеркальный щит, поэтому мог не смотреть на монстра, наблюдая за ним в отражении. У Персея получилось отрубить Горгоне голову, после чего он повесил ее на щит.

Об Ахиллесовой пяте, яблоке раздора, Авгиевых конюшнях и нитях Ариадны.

Большинство крылатых выражений имеют древнюю и интересную историю. Происхождение фразеологизмов, которые корнями уходят в эпоху Античности, представлены в рубрике Познавательно.

Авгиевы конюшни

Мифы Древней Греции повествуют нам о персонаже Авгие, который был настолько непутёвый, что не мог навести лад в своих имениях. У безалаберного владельца многочисленных конюшен на протяжении долгих лет не получалось привести в порядок свою территорию. Все вокруг знали, что Элида – мировой центр беспорядка и хаоса. Очистить от хлама убогие сараи удалось Гераклу. Помогла легендарному герою в непростом деле река Алфей. Её бушующие воды прошли через проломленные Гераклом стены конюшен, что мгновенно смыло все нечистоты. С тех пор под выражением «Авгиевы конюшни» понимают сложные обстоятельства, проблемные и запутанные, полный беспорядок в делах. Грязное и захламленное помещение также обозначают данным фразеологизмом.

Очистку конюшен Авгия называют шестым подвигом Геракла.

Ахиллесова пята

Древнегреческому герою Ахиллесу пророки предначертали сложную, трагическую судьбу. Ему предстоял выбор: спокойная, долгая, но бесславная жизнь либо героическая гибель в самом рассвете сил во время Троянской войны. Услышав страшное предание, обеспокоенная мать приняла решение сделать сына неуязвимым. Она искупала Ахиллеса в подземной реке Стикс, воды которой считались священными и могли уберечь от всякой беды. После ритуала герой обрёл невидимую защиту от любых несчастий. Единственным незащищенным местом на его теле оказалась пятка, за которую мать держала ребёнка, когда окунала в реку. Происхождение фразеологизма связано с противником Ахиллеса Парисом, которому удалось направить стрелу в пяту, самую слабую точку бесстрашного воина. Именно она и убила нашего героя. Таким образом, когда говорят об уязвимом месте человека, часто упоминают крылатое выражение «Ахиллесова пята».

«Умирающий Ахиллес», Эрнст Хертер, 1884 г., остров Корфу.

Яблоко раздора

Историю о фрукте, поссорившем троих могущественных Богинь, мы слышали ещё в школе из мифов Древней Греции. Конфликт между Герой, Афиной и Афродитой возник из-за золотого яблока с гравировкой «прекраснейшей». Данный предмет был подкинут Богиней раздора Эридой, обиженной из-за отсутствия приглашения на банкет. Не определившись, кто из трёх претенденток самая красивая, Богини обратились к Парису, сыну царя Трои, который выступил судьёй в нелёгком споре. Он остановил свой выбор на Афродите. В знак благодарности Богиня любви помогла герою заполучить Елену, супругу царя Спарты, что и послужило началом для Троянской войны. С того времени причину конфликта или некий предмет спора называют яблоком раздора. Фразеологизм часто употребляют для обозначения повода для ссоры.

Картина Якоба Йорданса «Золотое яблоко радора», 1633 г.

Ариадна нить

Древнегреческая легенда о любви Ариадны к Тесею объясняет нам происхождение данного выражения. На острове Крит, которым правил отец девушки Минос, в тёмной пещере с лабиринтом, проживало чудище Минотавр. Каждый год жители острова вынуждены были отдавать на съедение монстру 7 юных дев и 7 молодых парней. Тесею, решившему покончить с беспределом Минотавра, влюблённая Ариадна дала клубок из нитей. Подарок дочери Миноса помог храбрецу выбраться из лабиринта и одолеть злодея. Ариадна нить стала спасением не лишь для Тесея, но и всех островитян. Когда речь идёт о некой возможности, путеводительной нити, помогающей решить трудную, запутанную ситуации, часто используют это словосочетание.

Слайд 1

Фразеологизмы, пришедшие в нашу речь из мифологии
Авторы: ученики 7класса Анохин Илья, Юрина Кристина

Слайд 2

Цели и задачи
Цель: изучить природу фразеологизмов и учиться на примере мифов Древнего мира употреблять фразеологизмы в своей речи. Задачи: Проанализировать необходимую языковую информацию о фразеологизмах; познакомиться с фразеологическими словарями; составить свой словарь фразеологизмов; создать мультимедийные ресурсы о фразеологизмах.

Слайд 3

Заимствованные фразеологизмы делятся на заимствованные из старославянского языка и заимствованные из западноевропейских языков. Значительное число фразеологизмов заимствованы из древнегреческой мифологии.

Слайд 4

Авгиевы конюшни
В Древней Греции, по преданию, жил царь Авгий. Он был страстным любителем лошадей. В его знаменитых конюшнях стояло три тысячи коней. Однако стойла, в которых содержались эти животные, не чистились в течение 30 лет, и они, естественно, по самые крыши наполнились навозом. Однажды на службу к царю Авгию поступил силач Геракл, которому Авгий поручил очистить свои конюшни – сделать это кому-то другому было уже невозможно. Геракл отличался не только могучей силой, но и умом. Он решил эту проблему просто: отвел в ворота конюшен речку, и ее бурный поток быстро вымыл оттуда всю грязь. Эту древнюю легенду впервые сообщил миру древнегреческий историк Диодор Сицилийский. Выражение «авгиевы конюшни» мы употребляем сегодня, когда хотим сказать о крайней запущенности.

Слайд 5

Ахиллесова пята
Всякое слабое, уязвимое место человека в его привязанностях, характере называют ахиллесовой пятой. Откуда же взялось это выражение? Ахилл – герой древнегреческих мифов, отважный и непобедимый, которого не брали никакие вражеские стрелы. В мифе рассказывается, что мать Ахилла Фетида, желая сделать сына неуязвимым, окунула сына, еще в пору младенчества, в воды священной реки Стикс. Когда мать окунала Ахилла, она держала его за пятку, и пятка оказалась незащищенной. Ахилл был убит в одном из состязаний стрелой своего противника, которая попала в пятку.

Слайд 6

Весы Фемиды
В Древнегреческой мифологии Фемида – богиня правосудия. Ее всегда изображали держащей в одной руке меч, а в другой – весы, и обязательно с повязкой на глазах, символизирующей беспристрастие, с которым она судит обвиняемых в чем-то людей. Фемида как бы взвешивает на своих весах все доводы обвинения и защиты и карает виновных мечом. Выражение «весы Фемиды» стали синонимами правосудия, справедливости.

Слайд 7

Гомерический хохот
Гомер – знаменитый древнегреческий поэт. Его считают автором поэм «Илиада» и «Одиссея». Герои этих поэм – боги – наделены необычайными качествами. Они сильны, мужественны, находчивы, обладают мощными голосами, смех их подобен раскатам грома. Гомерический хохот – это очень громкий, неудержимый хохот.

Слайд 8

Гордиев узел
В одной древнегреческой легенде рассказывается, что фригийский царь Гордий принес в дар Зевсу колесницу, а к ее дышлу привязал волов таким сложным узлом, что никакой искусник не мог его распутать. Древний оракул (предсказатель) возвестил всех, что тот, кто сумеет развязать это хитрый узел, будет владеть всем миром. Величайший полководец древности Александр Македонский, завоевавший Фригию, тоже услышал об этом. Он вошел в храм, куда поместили колесницу, пригляделся к прославленному узлу и вдруг, выхватив свой золотой меч, рассек узел одним ударом. С тех пор и повелось: «разрубить гордиев узел» – значит быстро, очень решительно, силой разрешить какое-то запутанное дело.

Слайд 9

Дамоклов меч
Это пришло к нам из древнегреческого мифа. У сиракузского тирана Дионосия Старшего был приближенный Дамокл. Дамокл сильно завидовал своему властелину. Дионисий знал об этом. Однажды он решил проучить Дамокла. Во время пира приказал своим слугам возвести своего любимчика на трон и оказывать ему царские почести. Дамокл готов был прыгать от радости – сбылось его заветное желание. Но вот он поднял глаза вверх и замер: прямо над его головой острием книзу висел тяжелый меч, подвешенный на тонком конском волосе. Каждую минуту меч мог сорваться прямо на голову Дамоклу. - Вот, Дамокл, - сказал тиран, - ты считаешь мое высокое положение завидным, но посмотри теперь: спокоен ли я на своем троне? С тех пор выражение «дамоклов меч» означает наивысшую опасность, которая может обрушиться в любую минуту.

Слайд 10

Олимпийское спокойствие
Олимп – гора в Древней Греции, где, как рассказывалось в древнегреческих мифах, обитали бессмертные боги. С олимпийскими богами мы теперь сравниваем людей, которые при любых обстоятельствах сохраняют невозмутимое спокойствие духа» так же мы называем людей высокомерных и недоступных. В нашей речи возникли такие выражения, как «литературный Олимп» или «музыкальный Олимп» - группа признанных поэтов, писателей и музыкантов. А олимпийское спокойствие – спокойствие ничем невозмутимое.

Слайд 11

Паника, панический ужас
Паника – слово греческого происхождения. Оно пришло к нам из древнегреческого мифа о боге полей, лесов и стад Пане, который родился на свет обросшим шерстью, с козлиными рогами, копытами и с козлиной бородкой. Своим внешним видом новорожденный так испугал свою мать, что она в ужасе покинула его, но отец сына Гермес отнес сына на Олимп и показал богам. Ребенок рассмешил богов и очень им понравился, они приняли его в свое число и дали имя Пан. Пан очень любил музыку и часто играл на пастушьей дудочке. Однако всякого, кто подходил к его лесному убежищу, Пан обращал в бегство, приводя в ужас одним своим видом. По преданию, страх, который внушал Пан, был так силен, что овладевал даже войсками, которые, заслышав дикие завывания Пана, обращались в бегство. От мифологического имени Пан в дальнейшем произошло слово «паника», означающее безотчетный, неудержимый страх, преимущественно массового характера, а также слово «паникер» - «человек, легко поддающийся смятению, распространяющий тревожные слухи».

Слайд 12

Прокрустово ложе
Чтобы узнать историю этого выражения, снова обратимся к греческой мифологии. Жил в Аттике страшный разбойник Полипемон, прозванный Прокрустом. Он не просто убивал зашедших в его владения путников, а сначала укладывал своего гостя на ложе и смотрел, точно оно соответствует росту несчастного или нет. Если гость был длиннее, обрубал ему ноги, а если короче – вытягивал суставы до необходимой длины. Бывает и так, что какое-нибудь произведение искусства или открытие в науке кто-то старается вопреки всякому смыслу подогнать к тем или иным требованиям, то есть загнать в искусственные рамки. Вот в таких случаях и используют это выражение.

Слайд 13

Рог изобилия
Древнегреческий миф рассказывает нам о том, что жестокий бог Кронос не желал иметь детей, так как боялся, что отнимут у него власть. Жена Кроноса поэтому родила сына Зевса тайком, поручив нимфам ухаживать за младенцем. Зевс был вскормлен молоком божественной козы Амалфеи. Однажды коза, зацепившись за дерево, отломила себе рог. Нимфа наполнила его плодами и подала Зевсу. Зевс подарил рог воспитавшим его нимфам, пообещав, что из него будет появляться все, чего бы они ни пожелали. Так выражение «рог изобилия» стало символом достатка и богатства.

Слайд 14

Фонарь Диогена
Древнегреческий писатель Диоген Лаэртский в своей книге «Жизнь, учения и мнения знаменитых философов» рассказывает, что древнегреческий философ Диоген Синопский однажды зажег днем фонарь, и расхаживая с ним, говорил: «Я ищу человека». Возникшее отсюда выражение «искать с фонарем Диогена» употребляется в значении «упорно, но напрасно, тщетно стремиться найти кого – либо или что –либо. В последнее время больше используется в речи синоним этого выражения – «искать днем с огнем».

Слайд 15

Ящик Пандоры
В древнегреческом мифе о Пандоре говорится, что некогда люди жили, не зная никаких несчастий, болезней и старости, пока Прометей не похитил для них у богов огонь. За это разгневанный Зевс послал на землю красивую женщину - Пандору. Она получила от Зевса ларец, в котором были заперты все человеческие несчастья. Пандора, подстрекаемая любопытством, открыла ларец и рассыпала все несчастья. Выражение «ящик Пандоры» означает источник несчастий, великих бедствий.

Слайд 16

Сизифов труд
Сизифов труд – «тяжелая, бесконечная работа». Много коварства и обманов совершил в жизни царь Коринфа Сизиф. Он осмеливался обманывать даже богов. Разгневались боги на Сизифа и присудили ему тяжкое наказание в загробной жизни. В царстве Аида он должен был вкатывать камень на высокую гору. Каждый раз вырывается камень из рук Сизифа, и он снова принимается за этот тяжелый труд. Так возникло выражение «сизифов труд».

Слайд 17

Яблоко раздора
Выражение происходит от древнегреческого мифа. На свадьбе Пелея и Фетиды присутствовали три прекрасные греческие богини: Афродита, Афина и Гера. Желая поссорить их между собой, четвертая богиня – богиня раздора Эрида – бросила в толпу золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей». Между богинями завязался спор. Каждая считала, что яблоко предназначено ей, и ни за что не уступала его другой. В спор вмешался сын троянского царя Приама Парис. Он присудил яблоко Афродите – богине любви и красоты. Афина и Гера рассердились и стали настраивать все греческие народы против троянцев. Так разгорелась кровопролитная война, в результате которой погибла Троя. С тех пор мы называем всякий повод для разногласий яблоком раздора.

Слайд 18

И еще…
Бочка Данаид Геркулесовы столпы Кануть в лету Танталовы муки Прометеев огонь Содом и Гоморра И др.

Представляю вам обзор фразеологизмов Древней Греции .

В него включено более 40 фразеологизмов.

Все фразеологизмы разделены на три группы: греческие боги и титаны, мифологические герои, исторические персонажи.

Фразеологизмы про греческих богов и титанов

Сизифов труд – бесполезные, повторяемые вновь и вновь усилия фразеологизма "сизифов труд")
Бог Зевс наказал Сизифа: в подземном царстве мертвых он должен был безостановочно вкатывать на гору тяжелый камень, который, почти достигнув вершины, сразу же катился обратно. Сизиф, царь Коринфа, поплатился за свое мошенничество. Ему удалось обмануть бога смерти Танатоса и бога Аида, владыку подземного царства мёртвых.
Кстати, фразеологизмы о труде и работе

Ящик Пандоры - источник несчастий, бедствий (см. значение и происхождение фразеологизма "ящик Пандоры")
После похищения Прометеем огня для людей рассерженный бог Зевс прислал на землю красивую женщину с ларцом. Эта женщина, Пандора оказалась любопытной и открыла ларец, из которого на людей посыпались всевозможные человеческие несчастья.

Кануть в Лету – бесследно исчезнуть, быть забытым навсегда
В греческой мифологии Лета - река забвения в подземном царстве. Души умерших пили из нее воду и забывали всю свою земную жизнь.

Панический страх – безотчетный, внезапный страх, охватывающий человека
Пан – бог лесов, покровитель охотников и пастухов. Согласно мифам, Пан способен наводить сильный безотчетный страх на людей, обращая их в бегство.

Родиться второй раз – о чудом избежавших смерти
По легенде, мать бога Диониса Семела, попросила своего любовника бога Зевса явиться в его настоящем облике. Семела загорелась и погибла от молний Зевса, а еще не родившегося младенца Зевс вырвал из тела Семелы и зашил себе в бедро, из которого Дионис потом родился во второй раз.

Прометеев огонь – неугасимое стремление к достижению высоких целей (см. значение и происхождение фразеологизма "прометеев огонь")
Титан Прометей похитил с неба огонь и научил людей пользоваться им. За это разгневанный Зевс повелел богу кузнечного дела Гефесту приковать Прометея к скале. Каждый день прилетал орел и терзал печень Прометея.
Кстати, фразеологизмы со словом огонь

Петь дифирамбы - чрезмерно восхвалять, превозносить
Выражение возникло от названия хвалебных песен в честь бога вина Диониса, певшихся во время дионисийских шествий.

Объятия Морфея – сон со сновидениями
Морфей - бог сновидений, сын бога Гипноса.

Титанический труд – грандиозный труд
Титаны – божества, дети Урана (неба) и Геи (земли), шесть братьев и шесть сестёр-титанид, вступивших в брак между собой. Позднее их стали считать гигантами.

Десятая муза – новая область искусства
В греческой мифологии насчитывается девять муз, богинь - покровительниц наук и искусств. Соответственно, десятой музой позднее стали называть не существовавшие ранее области искусства (например, театр-варьете, радио, кино и т.д.).
Кстати, фразеологизмы с 10

Золотой дождь – большое богатство, большие деньги
Данное выражение отсылает нас к мифу о Зевсе, пленившемуся красотой Данаи, дочери аргосского царя Акрисия и явившемуся к ней в виде золотого дождя, после чего у нее родился сын Персей.
Кстати, фразеологизмы со словом дождь

Циклопическая постройка – огромное сооружение
Считается, что одноглазые великаны-кузнецы циклопы сооружали гигантские постройки.

Пуп земли – человек, считающий себя центром вселенной
По легенде, мраморный камень с названием "пуп земли" (Омфал), обозначавший центр мира, был проглочен Кроносом вместо его сына – младенца Зевса.

Олимпийское спокойствие – ничем не возмутимое спокойствие
Выражение возникло из представлений о величественности греческих богов, собирающихся на горе Олимп.

Находиться под эгидой - находиться под защитой
Эгида - щит Зевса, выкованный Гефестом, символ защиты богов. В середине щита находилась голова горгоны Медузы.

Провалиться в тартарары - провалиться в глубины преисподней
У греков Тартар - это мрачная бездна в глубине Земли, возникшая из хаоса.

Век Астреи – золотой век, счастливая пора
Считается, что время нахождения на земле богини справедливости Астреи было счастливым для людей.
Кстати, фразеологизмы со словом век

Храм Мельпомены - театр
Жрецы Мельпомены - актеры и режиссеры театра
Мельпомена – муза трагедии в греческой мифологии.

Рог изобилия - неиссякаемый источник различных благ
По одной версии, это рог, который сломала божественная коза Амалфея. А нимфы, вскармливавшие Зевса молоком Амалфеи, наполнили рог плодами и поднесли ему. По другой версии, Геракл во время схватки сломал рог у быка, в облике которого предстал речной бог Ахелой. А в рог изобилия его превратили наяды, наблюдавшие за поединком и наполнившие его плодами и цветами.

Узы Гименея - супружество
По имени древнегреческого бога брака Гименея. Кстати, фразеологизмы о любви и браке

Лопнуть от злости – испытать страдание от переполняющей тебя злости
По преданию, бог злословия и глупости Мом лопнул от злости, когда не смог найти в одной из греческих богинь ни одного недостатка.

Пальма первенства - превосходство в чем-либо
Пальмовая ветвь является атрибутом богини победы Ники, поэтому у греков был обычай награждать победителя в состязаниях пальмовой ветвью.

Нектар и амврозия – вкуснейшие еда и питье
По преданию, нектар и амврозия были напитком и пищей богов, дающими им бессмертие.

Фразеологизмы про мифологических героев

Ариаднина нить – способ решения сложной проблемы, путеводная нить
По имени Ариадны, дочери Пасифаи и критского царя Миноса, давшей герою Тесею клубок ниток, чтобы он смог найти выход из сложного лабиринта, в котором находился Минотавр. Тесей убил Минотавра, чудовище с головой быка и телом человека, и по ариадниной нити смог выйти из лабиринта.

Золотое руно – труднодостижимое богатство, золото
Золотое руно – золотая шерсть барана, которую греки во главе с героем Язоном (аргонавты) сумели добыть в Колхиде на побережье Черного моря.

Яблоко раздора - причина спора, вражды (см. значение и происхождение фразеологизма "яблоко раздора")
Богиня раздора Эрида бросила среди гостей свадебного пира богов яблоко с надписью "Прекраснейшей". Спор за звание «мисс Олимп» развернулся между богинями Герой, Афродитой и Афиной. Назначенный судьей Парис, сын царя Трои Приама вручил яблоко Афродите, которая пообещала ему помочь похитить прекрасную Елену. Что потом послужило поводом к Троянской войне.

Ахиллесова пята - уязвимое место (см. значение и происхождение фразеологизма "ахиллесова пята")
По преданию, мать героя Ахилла омыла его после рождения в чудодейственных водах реки Стикс, держа его за пятку. Во время Троянской войны в оставшуюся уязвимой пятку Ахилла и попала стрела, погубившая героя.

Дары данайцев, Троянский конь - подарок с тайным злым умыслом (см. значение и происхождение фразеологизма "троянский конь")
Деревянный конь был построен греками во время Троянской войны как военная хитрость с целью захватить осажденную Трою. Конь со спрятанной внутри него группой воинов во главе с Одиссеем был оставлен у стен города, а греческое войско сняло осаду и уплыло. Троянцы втащили трофей в город, а ночью отряд греков выбрался из коня и открыл городские ворота вернувшемуся на кораблях греческому войску.

Авгиевы конюшни – загрязненное помещение; беспорядок в делах (см. значение и происхождение фразеологизма "авгиевы конюшни")
Очистка огромных конюшен царя Элиды Авгия за один день стало одним из подвигов Геракла. Для этого он направил потоки рек Алфей и Пиней через конюшни.

Геркулесовы столпы – крайняя точка, предел
По легенде, эти столпы (скалы) были поставлены Гераклом (Геркулесом) на краю мира как память о его странствиях по Европе и Африке. Так называются две скалы на противоположных берегах Гибралтарского пролива.

Гидроголовая задача – задача, решение которой вызывает новые проблемы
Фразеологизм связан с мифом о победе Геракла над многоголовой Лернейской гидрой, у которой на месте одной отрубленной головы вырастали две новые. Геракл препятствовал появлению новых голов, прижигая места, на которых были отрублены головы.

Между Сциллой и Харибдой – между двумя серьезными опасностями
Согласно древнегреческим мифам, с каждой из сторон Мессинского пролива на прибрежных скалах обитали чудовища Сцилла и Харибда, поглощавшие мореплавателей.

Прокрустово ложе – мерка, под которую пытаются подогнать любую вещь (см. значение и происхождение фразеологизма "прокрустово ложе")
Легендарный разбойник Прокруст «подгонял» своих жертв под свое ложе, вытягивая их ноги или отрубая их лишнюю часть.

Танталовы муки – непрекращающиеся страдания из-за невозможности достичь желанного, несмотря на его близость
Бог Зевс наказал Тантала тем, что в аду он стоял по горле в воде, но она отступала, когда он пытался пить; над ним свисали ветви с плодами, но они поднимались, когда он пытался сорвать плод; а еще над ним нависал утес, готовый вот-вот на него обрушиться.
Тантал был сыном Зевса, царем, любимцем богов, но возгордился и нанес богам несколько оскорблений, например – выдавал людям тайны богов. Плохо кончил.

Бочка Данаид - бесполезная и бесконечная работа
Данаиды были приговорены вечно вечно наполнять бездонную бочку в подземном царстве Аида. За то, что 49 из 50 из них, дочерей Ливийского царя Даная по приказу отца убили своих мужей в первую брачную ночь.

Фразеологизмы про исторических персонажей

Дамоклов меч – нависшая, угрожающая опасность (см. значение и происхождение фразеологизма "дамоклов меч")
Тиран Сиракуз Дионисий Старший (432- 367 гг. до н. э.) решил проучить своего приближенного Дамокла, завистливо называвшего его счастливейшим из людей. Он посадил его на свое место и во время пира Дамокл вдруг увидел над собой висящий на конском волосе острый меч. Этот меч символизировал опасности, которые нависают над властителем. День ужаса, но зато его имя оказалось увековечено в этом выражении.

Драконовы законы – суровые законы
Афинский законодатель Дракон составил в 621 г. до н.э. кодекс законов, предписывавший суровые наказания.

Богат как Крез – сказочно богат
Крез был последним царем Лидии (560- 547 до н.э.), прославившимся своими богатствами.

Геростратова слава - слава, добытая преступным путем (см. значение и происхождение фразеологизма "геростратова слава")
В 356 до н.э. житель Эфеса Герострат поджег храм Артемиды Эфесской, считавшийся одним из Семи чудес света.

Гордиев узел, разрубить гордиев узел - найти выход из трудноразрешимой ситуации (см. значение и происхождение фразеологизма "гордиев узел")
Царь Александр Македонский вместо того, чтобы распутать знаменитый гордиев узел, разрубил его мечом. Ранее избранный царем фригийцев крестьянин Гордий принес в дар Зевсу свою телегу, установив ее в храме и привязав ярмо к дышлу очень сложным узлом.

Пиррова победа - победа, достигнутая слишком дорогой ценой
Подразумевается неоднозначная победа царя Эпира Пирра в 279 году до н.э. над римлянами при Аускуле.

Итак, мы в очередной раз убеждаемся, насколько велико влияние древнегреческой мифологии и культуры на русские язык и культуру. Наверное, высокая жизнестойкость этих действительно древних выражений во многом связана с тем, что они выражают существенные моменты человеческого существования, актуальные вплоть до нашего времени.

При этом часть этих фразеологизмов мы употребляем, не помня точно, в связи с какими событиями они появились.

Мне самому наиболее нравятся «яблоко раздора» и «троянский конь».