Дочь анки-пулеметчицы рассказала о настоящей жизни подруги чапаева. Дочь анки-пулеметчицы рассказала о настоящей жизни подруги чапаева «Внебрачная дочь Гитлера»


Наряду с Василием Ивановичем Чапаевым и Петькой, Анка-пулеметчица на долгие годы стала героиней советских анекдотов. Между тем многочисленным ее прототипам, как и многим женщинам, хлебнувшим Гражданской войны, выпала нелегкая судьба.

Варвара Мясникова в фильме "Чапаев" (режиссеры Георгий и Сергей Васильевы. Ленинградская фабрика "Ленфильм", 1934 год) в роли Анки-пулеметчицы.

Прототип N 1: Мария Попова

Основным прототипом Анки многие годы считается Мария Андреевна Попова. Происхождение этой версии объясняется следующими обстоятельствами. И.В. Сталин посмотрел первую версию кинофильма режиссеров Васильевых "Чапаев", снятого по роману Д.А. Фурманова, и предложил обозначить "романтическую линию", добавив в канву сюжета женщину-бойца. В Музей Красной армии были приглашены участницы Гражданской войны, воспоминания которых записывали стенографистки. Из нескольких десятков фронтовых историй была отобрана биография М.А. Поповой.

Сценарий кинофильма был доработан, а его консультантом выступила А.Н. Стешенко, вдова писателя Д.А. Фурманова, умершего в 1926 г. В годы войны она была заведующей культпросветом политотдела 25й стрелковой дивизии. С наибольшей долей вероятности можно предположить, что именно поэтому пулеметчицу назвали Анной. После просмотра окончательной версии кинофильма "Чапаев" Сталин спросил у режиссеров о достоверности судьбы Анки-пулеметчицы и, узнав от них о Поповой, заметил: вот она-то и будет героиней 1 .

Сама Попова позже так отвечала на вопрос, почему именно она стала прообразом знаменитой пулеметчицы: "Наверное, потому, что при выходе фильма я оказалась на виду, попала "под руку" любознательным газетчикам. Сравнение с киногероем лестно любому, и для меня, не скрою, это приятно. Только абсолютного знака равенства ставить тут все-таки не следует. Художественные образы в кино ли, в иных ли видах искусства - всегда обобщение, плоды творческого видения авторов, а не просто ожившие фотографии. Это относится и к Анке-пулеметчице - ее "придумали" сценаристы и режиссеры Г.Н. и С.Д. Васильевы, хотя основывались они на том исторически верном факте, что женщины на самом деле служили в чапаевских рядах. Подсчитывать, сколько их было, перечислять всех поименно я не берусь. Пожалуй, в каждом полку имелись свои Анки - пусть не пулеметчицы, а санитарки, связисты, письмоводители. Чем бы ни занимались они, от каждой в военной обстановке требовались и выносливость, и смелость" 2 .

Как она оказалась у чапаевцев?

Судьба Поповой сложилась непросто. Подробный рассказ о фронтовой жизни был записан с ее слов в 1934 г., когда шла работа над фильмом 3 . Родилась она в 1896 г. в селе Вязовый Гай Самарской губернии в семье батраков и сама рано начала батрачить. В возрасте пятнадцати с половиной лет была выдана замуж, но ее супруг вскоре скончался. В 1914 г. Мария перебралась в Самару, где работала на сезонных работах, на трубочном заводе, а накануне Февральской революции - санитаркой. Избиралась в Самарскую городскую думу представительницей от рабочих, но после выступления на одном из митингов в поддержку большевиков попала в тюрьму. После освобождения была направлена в деревню для подпольной работы.

После Октября 1917 г. сестрой милосердия вступила в Самарский красногвардейский отряд. Весной 1918 г. под Самарой Мария заменила убитого в бою с чехословаками пулеметчика. Атака была отбита. Видимо, этот эпизод и послужил кинорежиссерам Васильевым основой для известной сцены фильма "Чапаев". Через несколько дней Попова получила тяжелое ранение, попала в плен к чехословакам, где около трех месяцев провела в "самарском поезде смерти". Однажды ночью ей и еще нескольким пленным удалось бежать. После чудесного спасения они оказались у чапаевцев.

В 7-м стрелковом полку Мария Андреевна была медсестрой, а затем - заместителем командира взвода 255-го Балаковского полка. На последнюю должность Попову назначил лично начдив после успешно проведенной ею военной операции, когда после ранения командира эскадрона Попова приняла на себя командование конницей и успешно атаковала противника. Мария Андреевна вспоминала, как легендарный начдив поблагодарил ее, наградив своими часами 4 , а также о том, как он пытался заставить ее учиться читать: "Чапаев приносит книжку - "Коммунисты и анархисты". ...И вот никак не могла постичь книжку. А в Уфе тов. Фрунзе дал мне книжку другую - политическую, тоже не могу одолеть. Стала читать после гибели Чапаева". Книгой, которая увлекла Марию Андреевну, стал роман В. Гюго "Собор Парижской богоматери". Она вспоминала, как, невзирая на ежедневные налеты казаков возле Уральска, с удовольствием читала роман "о божей матери" однополчанам 5 . После гибели начдива Мария Андреевна написала стихи, которые впоследствии были положены на музыку и стали популярной народной песней "Гулял по Уралу Чапаев-герой...".

И медсестра, и разведчица, и пулеметчица

Мария Андреевна отличалась смелостью, но на войне приходилось применять и жесткие меры. Однажды в очередном бою, когда в полку поднялась паника, Попова начала стрелять из пулемета по своим. Было убито два красноармейца, но порядок был восстановлен. М.А. Попова участвовала во всех походах 25-й стрелковой дивизии, воевала на Южном фронте, где семь раз переходила фронт. Позже была направлена на борьбу с бандитизмом на Украине 6 , а затем - на польский фронт, где семнадцать раз ходила в разведку, но снова попала в плен и была приговорена к смертной казни. После обмена военнопленными в 1921 г. смогла вернуться домой.

Фронтовая судьба Марии Андреевны была тяжелой, хоть и яркой. В самые сложные годы войны ей удалось совмещать несколько видов деятельности: быть медсестрой, помощником лекаря, разведчицей, пулеметчицей и даже дежурить на паровозе, чтобы воспрепятствовать бегству машинистов. Один раз ее взяли в штаб, но она выдержала там только два дня. За участие в боевых операциях и в ознаменование десятилетия Рабоче-Крестьянской Красной Армии в 1928 г. М.А. Попова была награждена орденом Красного Знамени.

В 1924 г., после работы в культпросвете, она была направлена лично М.В. Фрунзе на учебу на рабфак Харьковского медицинского института. Известно также, что она окончила факультет советского права МГУ и дипломатические курсы 7 .

В 1931 г. М.А. Попова была командирована в Берлин референтом юридического отдела торгового представительства. В ноябре 1935 г. привлекалась для работы в Разведывательном управлении РККА. В круг ее знакомых в Берлине входили не только высокопоставленные немецкие офицеры, дипломаты, аристократы, журналисты, но и высшее руководство НСДАП. Когда у Марии Андреевны в период пребывания в Германии родилась дочь Зинаида, появились слухи о том, что ее отцом был сам фюрер. Со своей дочерью вопрос отцовства она никогда не обсуждала 8 .

С мая 1936 по май 1937 г. Попова находилась в командировке в Стокгольме по линии "Интуриста", где работала под руководством А.М. Коллонтай, с которой у нее сложились дружеские отношения 9 . Но вскоре ее вызвали в Москву. Возвращалась Мария Андреевна с тяжелым сердцем, поскольку в столице начались аресты, в том числе бывших однополчан, однако ее опасения не оправдались. Возможно, свою роль сыграла ее известность как прототипа Анки-пулеметчицы. В 1942 г. М.А. Попову снова призвали на фронт в агитбригаду, с которой она ездила по фронтам.

Главная защитница идей коммунизма

После войны, в период хрущевской "оттепели", Мария Андреевна, что несколько неожиданно, способствовала зарождению театра "Современник". С будущими создателями театра ее познакомила дочь, Зинаида Михайловна, к тому времени окончившая Институт международных отношений и дружившая со многими артистами МХАТа. В 1956 г. Мария Андреевна предоставила молодым мхатовцам для репетиций спектакля "Вечно живые" одну из комнат своей квартиры на улице Горького 10 .

Режиссер и художественный руководитель театра "Современник" Г.Б. Волчек в своих интервью неоднократно с благодарностью вспоминала Марию Андреевну, отмечая, что в дальнейшем им пришлось отказаться от репетиций в ее квартире, поскольку они превращались в бесконечные политические дебаты. Галина Борисовна отмечала: "Как несложно догадаться, Мария Андреевна была убежденной коммунисткой, она обожала спорить с Ефремовым, придерживавшимся более широких и прогрессивных взглядов. Дискуссии закипали жаркие - о ХХ съезде партии, культе личности и на прочие актуальные темы. Мы лишь слушали, разинув рты" 11 . Вспоминала она и о знаменитой истории про эффект плацебо, рассказанной Марией Андреевной. В годы Гражданской войны в одном небольшом городке в разгромленной аптеке чапаевцами были обнаружены два мешка с содой. Попова погрузила их на тачанку, привезла в дивизию и, нарезав полосками бумагу, насыпала "порошка", свернула, надписав "от головы", "от живота" и раздавала бойцам. Некоторым помогало, а Мария Андреевна стала помощником лекаря 12 .

В 1959 г. в Комитет партийного контроля при ЦК КПСС на Попову поступил донос. Несколько старых чапаевцев сообщали, что она является дочерью кулака Новикова из села Вязовый Гай и что воевала на стороне белых, и только когда перевес в Гражданской войне оказался у красных, подделав партийный билет, пришла в дивизию. Было проведено расследование. Выяснилось, что среди зажиточных односельчан, у которых в юности батрачила Мария Андреевна, действительно была семья Новиковых, с которыми у нее сложились близкие отношения, не раз ее спасавшие. Так, попав в плен к белым в 1918 г., Попова выдала себя за родственницу Новиковых, а во время Великой Отечественной войны у них находилась ее дочь Зинаида. Мария Андреевна была оправдана 13 .

Прожила "главная" Анка-пулеметчица долгую жизнь и скончалась в ноябре 1981 г. в возрасте 85 лет. Хоронили ее с воинскими почестями как бойца 25-й стрелковой дивизии.

Кадр из фильма "Чапаев". Леонид Кмит в роли Петьки, Варвара Мясникова в роли Анны.Фото: РИА Новости

Прототипы N 2-3: Мария Рябинина и Лидия Челнокова

М.А. Попова, считая образ Анки собирательным, вспоминала о судьбах своих однополчан, среди которых Мария Рябинина, Александра Рагузина, Лидия Челнокова. Попова считала, что "собранные воедино биографии и судьбы, боевые подвиги и скромная служба чапаевок - вот благодатная основа, на которой родился и расцвел в кинофильме замечательный образ Анки-пулеметчицы" 14 .

О женщинах, упоминаемых М.А. Поповой, известно, что все они родом из Иваново-Вознесенска. Рябинина и Челнокова участвовали в походах 25-й дивизии в составе 220-го Иваново-Вознесенского полка.

Мария Петровна Рябинина в Октябрьские дни состояла в отряде Красной гвардии, а затем с отрядом особого назначения имени М.В. Фрунзе отправилась на фронт 15 . Попова, отмечая смелость и веселый характер Рябининой, вспоминала о ее последнем бое на берегу реки Ик, когда, оказывая помощь раненым, Мария погибла. Девушка была похоронена с воинскими почестями 16 .

Лидия Ивановна Челнокова родилась в рабочей семье. После окончания гимназического курса работала библиотекарем на фабрике и возглавляла первую комсомольскую ячейку. В 1918 г. была среди добровольцев, отправившихся на Восточный фронт и была зачислена политбойцом в 1-ю роту 220-го Иваново-Вознесенского полка. Однако наряду со всеми участвовала в боях, ходила в разведку, а когда было затишье - читала вслух газеты, помогала малограмотным писать письма, заботилась о питании солдат 17 . Ее однополчанин, член РВС М.А Жохов, вспоминал, как во время разведки под Красным Яром Лидия, столкнувшись с белым офицером, застрелила его, забрала планшет, шинель и коня 18 .

Об А.Т. Рагузиной известно в основном по воспоминаниям М.А. Поповой. Оставив четверых детей в приюте и повинуясь партийному долгу, она добровольно пошла на фронт. Занималась ведением хозяйства в полковом околодке 19 .

Прототипы N 4-5: Зинаида Патрикеева и Павлина Кузнецова

Среди прототипов Анки-пулеметчицы называют также Зинаиду Павловну Патрикееву, работницу Николаевской табачной фабрики. В годы Гражданской войны она воевала в должности лекарского помощника 65-го кавалерийского полка 11-й кавалерийской дивизии в составе Первой конной армии. В своих мемуарах С.М. Буденный вспоминал, как в бою у местечка Червонный Патрикеева доставила боеприпасы красноармейцам, окруженным противником, в результате чего они смогли перейти в наступление 20 . З.П. Патрикеева была трижды ранена, побывала в плену и продолжила свой боевой путь в Крыму. В 1923 г. за боевые заслуги была награждена орденом Красного Знамени 21 .

Еще одним прототипом знаменитой пулеметчицы можно считать донскую казачку Павлину Ивановну Кузнецову, воевавшую сначала санитаркой в 1-м Донском крестьянском социалистическом кавалерийском полку 1-й Донской конной бригады, а затем - наводчицей пулемета 35-го кавалерийского полка 6-й Чонгарской кавалерийской дивизии Первой конной армии на Южном фронте и в советско-польской войне. Отличилась в мае 1920 г. в бою у села Непадовка Киевской губернии, когда, находясь в разведке и столкнувшись с авангардом противника, первой открыла пулеметный огонь и благополучно вернулась в расположение полка. В 1923 г. Павлина Ивановна также была награждена орденом Красного Знамени 22 .

1. Косова Е. Подлинная история Анки-пулеметчицы . РИА Новости
2. Цит. по: Попова М.А. Прообразы Анки-пулеметчицы// Говорят чапаевцы. Документы, воспоминания. Уфа, 1982. С. 210.
3. РГВА. Ф. 28361. Оп. 1. Д. 316. Л. 1-13.
4. Там же. Л. 8.
5. Там же. Л. 10-11.
6. Там же. Л. 11.
7. Хлебников Н.М., Евлампиев П.С., Володихин Я.А. Легендарная чапаевская. М, 1968. С. 256.
8. Косова Е. Подлинная история Анки-пулеметчицы.
9. Чирков П.М. Женщины в Красной Армии в годы гражданской войны и империалистической интервенции (1918-1920) // История СССР. 1975. N 6. С.109.
10. Хлобустов О. Анка-пулеметчица и... творческий переворот в театральном искусстве /http://www.chekist.ru/
11. Современница // Итоги. N 14/773 от 04.04.2011.
12. Цит. по: Галина Волчек о том, как "Современнику" помогла знаменитая Анка-пулеметчица. Режиссер рассказала о своем знакомстве с легендарной женщиной. "7дней"
13. Косова Е. Подлинная история Анки-пулеметчицы.
14. Попова М.А. Прообразы Анки-пулеметчицы.// Говорят чапаевцы. Документы, воспоминания. Уфа, 1982. С. 210.
15. Хлебников Н.М., Евлампиев П.С., Володихин Я.А. Легендарная чапаевская. М, 1968. С. 259.
16. Попова М.А. Прообразы Анки-пулеметчицы // Говорят чапаевцы. Документы, воспоминания. Уфа, 1982. С. 211.
17. Там же.
18. Жохов М.А. Десять июньских дней // Говорят чапаевцы. Документы, воспоминания. Изд. третье. Башкирское книжное издательство, Уфа, 1982. С. 154.
19. Попова М.А. Указ. соч. С. 211-212.
20. Будённый С.М. Пройдённый путь. М., 1965. Кн. 2. С. 350.
21. Музалевский М.В. Героини Гражданской войны. М., 2015. С. 40.
22. Ознобишин Д. 1-я Конная и ее герои //Пропагандист и агитатор РККА. 1919. N 21. С. 39.

В реальной жизни, прототипа одного из главных персонажей знаменитого советского фильма "Чапаев" звали не Анна, а Мария Андреевна Попова.

Когда "Всегда"-историко просветительский проект, изучил материалы, то выяснилось, что пулеметчицей она никогда не была. В дивизии поначалу служила по своему основному профилю - санитаркой. Девицей она оказалась сметливой, озорной.

Сама Мария Андреевна рассказывала такой случай из своей санитарной практики: «В разгромленной аптеке маленького городка, куда вошли чапаевцы, стояли два мешка с содой. Санитарка Попова погрузила их на тачанку и привезла в дивизию. Нарезала полосками бумагу, насыпала порошка, свернула и надписала: "от головы", "от живота"и раздавала бойцам. Некоторым помогало.»
После этого популярность санитарки Марии Поповой затмила авторитет главврача дивизии, который таких "чудодейственных" лекарств не прописывал. Солдаты-чапаевцы жаловались на врача комдиву - мол, плохо лечит. То ли дело - Машка Попова...

Правда, был один случай, когда санитарке пришлось стрелять из пулемета.
Во время одного из боев Мария, подносила пулеметные ленты расчету "Максима". Пулемет безнадежно молчал - осколками вражеского снаряда второй номер был убит наповал, а пулеметчик тяжело ранен. Придя в сознание, красноармеец приказал Марии:
- Ложись рядом и нажимай на эту кнопку, а я здоровой рукой пулемет водить буду.
- Ты что, с ума сошел? Я боюсь, - отказалась Мария и попыталась уйти.
Выстрелив из нагана, пулеметчик предупредил девушку:
- Следующая пуля - тебе.
Делать нечего - пришлось подчиниться. Мария легла, зажмурилась и стала поливать наступающего противника огнем.
Так Мария Попова на время стала пулеметчицей.

За этот бой Чапаев наградил ее часами. Тогда же комдив решил, что лихой девушке теперь самое место в конной разведке.

Однако случилось так, что именно этот бой с участием Марии Поповой был использован при создании сценария фильма "Чапаев".

Санитарка Мария Попова и ее кинодвойник – Анка-пулеметчица.

У многих знаменитых кинообразов есть реальные прототипы. Несмотря на то, что в легендарной Чапаевской дивизии не было никакой Анки-пулеметчицы, этот персонаж нельзя назвать полностью вымышленным. Жизнь этому образу дала санитарка Мария Попова, которой однажды в бою действительно пришлось стрелять из пулемета вместо раненого солдата.

Именно эта женщина и стала прототипом для Анки из фильма «Чапаев», включенного в сотню лучших фильмов мира. Ее судьба заслуживает не меньшего внимания, чем подвиги киногероини.

Мария Попова

В 1934 г. режиссеры Георгий и Сергей Васильевы получили задание партии снять фильм о победах Красной армии. В первом варианте Анки не было. Сталин остался недоволен просмотром и порекомендовал добавить романтическую линию и женский образ, который являлся бы воплощением судьбы русской женщины во время Гражданской войны. Режиссеры случайно увидели публикацию о санитарке Марии Поповой, которую раненый пулеметчик под страхом смерти заставил стрелять из «Максима». Так появилась Анка-пулеметчица.




Историю ее любви с Петькой тоже придумали – на самом деле романа между помощником Чапаева Петром Исаевым и Марией Поповой не было. За первые два года после выхода фильма Сталин посмотрел его 38 раз. Не меньший успех «Чапаев» имел и у зрителей – у кинотеатров выстраивались огромные очереди.

Мария Андреевна Попова с дочерью

Мария Попова с мужем

В составе 25-й стрелковой дивизии Чапаева воевала не только Мария Попова – там было достаточно женщин. Но история санитарки впечатлила киношников больше всего. В этой же дивизии находилась и жена красного комиссара и писателя Фурманова Анна, в честь которой и получила имя главная героиня фильма. Кстати, в повести Фурманова, по которой снят фильм, такого персонажа не было.

Варвара Мясникова в роли Анки-пулеметчицы

Варвара Мясникова в фильме *Чапаев*

Мария Попова родилась в крестьянской семье в 1896 г. Отца она потеряла в 4 года, мать – в 8 лет. С этого возраста ей пришлось батрачить на зажиточных односельчан, в том числе на кулаков Новиковых, из-за чего впоследствии ее обвинили в том, что она – не та, за кого себя выдает.

В 1959 г. на Марию Попову бойцы той же чапаевской дивизии написали донос о том, что она – якобы дочь кулака Новикова, воевала на стороне белогвардейцев, а когда в Гражданской войне наметился перевес красных, перешла на их сторону. Все это оказалось неправдой, но стоило ей здоровья

Кадр из фильма *Чапаев*, 1934

На самом деле Мария Попова в 16 лет вышла замуж за бедного односельчанина, но вскоре ее муж скончался. В 1917 г. она вступила в Красную Гвардию и участвовала в боях за Самару. В 1918 г. стала членом партии, в том же году попала в состав Чапаевской дивизии. Она была не только санитаркой – служила в кавалерийской разведке, выполняла обязанности военврача. С этим связан один курьезный случай, рассказанный самой Марией Поповой. Однажды из разгромленной аптеки она привезла в дивизию два мешка соды – больше там ничего не было. Нарезала полоски бумаги, рассыпала в них порошок и подписала «от головы», «от живота» и т.д. Некоторые бойцы утверждали, что им помогало.

Анна Никитична Фурманова-Стешенко

Когда в Москве скончалась 82-летняя Зинаида Попова, которая считала себя дочерью немецкого фюрера Адольфа Гитлера, в СМИ впомнили и заговорили о ее матери.

Об этом сообщают многие российкие издания, копируя новость без дополнительной проверки. Некрополе даже не располагает данными, которое издание является первоисточником этой информации.

На сколько известно - мать Зинаиды - Мария Попова - была санитаркой Чапаевской дивизии, потом училась в МГУ, парралельно получив соответсвующую подготовку, стала разведчицей и была направлена в советское торгпредство в Берлине, а потом постепенно внедрена в среду национал-социалистов Германии, которые в 30-х гг. были ближайщими союзниками СССР. Она была вхожа в среду партийных лидеров, в то время базирующихся в Баварии, в Мюнхене. Выполняя поставленные перед ней задания - крутила романы с лидерами нацистов.

Большую часть времени она проводила в Мюнхене, где и встретилась с Гитлером, который только-только начинал развивать свои идеии, и его ближайщими единомышленниками. Она вмсте с ними отдыхала, гуляла, ходила в пивнушки, где собирались нацисты, и со временем очаровала фюрера, который, как известно, имел многих любовниц. Русская женщина, свободно говорившая по-немецки, не оставила равнодушными и близких соратников Гитлера - Гиммлера, Геббельса и Геринга.

Через какое-то время выяснилось, что Мария беременна, а когда Гитлер пришел к власти, советские власти поняли, что оставаться в Германии небезопасно, и в 36-м году вместе с маленькой Зиной вернулась в СССР.

На родине они с дочкой едва не попали под каток репрессий, но ее спас лично Сталин, который создал вокруг женщины своеобразный культ «Анки-пулеметчицы».

Как пишет в своей книге "Мой неизвестный Чапаев" Евгения Чапаева , правнучка комдива, "однажды во время боя санитарка чапаевской дивизии Мария Попова подползла к старому раненому пулеметчику и предложила оттащить его в лазарет. На что тот категорически отказался, более того, он приказал девушке стрелять вместо него по врагу. Мария в ужасе отпрянула, замахала руками и стала отнекиваться, мол, не умею стрелять из пулемета, да и боюсь. Тогда пулемётчик вынул наган, взвел курок и сказал: «Не ляжешь к пулемету, не станешь стрелять - тебя саму как собаку пристрелю».
Делать было нечего. Попова легла, нажала на гашетки «Максима», закрыла от страха глаза и даже отвернулась. А пулеметчик здоровой рукой управлял стволом пулемета…"

Так и появилась в фильме "Чапаев" Анка–пулемётчица. То, что её назвали Анкой, тоже вовсе не случайно. Консультантом фильма была Анна Фурманова - жена Дмитрия Фурманова , комиссара дивизии и автора романа "Чапаев", прославившего начдива. Она и настояла, чтобы пулемётчицу назвали её именем. Кстати, из дневников Фурманова , которые при советской власти не публиковались, следует, что истинной причиной его отъезда была ревность - Чапаев усердно ухаживал за его женой. Если верить дневникам, то Анна Фурманова ему во взаимности отказывала.

Из простой санитарки она превратилась в советскую разведчицу. Вот выдержка из характеристики на сотрудницу Разведуправления штаба РККА Попову Марию Андреевну :
"В 1931–1934 годах работала в советском Торгпредстве в Берлине референтом и председателем объединенного комитета профсоюзов Совколонии. Толковая, достаточно теоретически подготовленная корпорантка. Общественница".

Позже работала в Стокгольме. Далее показания расходятся. Евгения Чапаева пишет, что "В Москву она вернулась в конце сорокового. И тут же была репрессирована. Моя бабушка, Клавдия Васильевна Чапаева , кинулась ей на помощь, и вскоре репрессии прекратились."

В статье на РИА говорится, что вернулась она не в 1940–м, а в 1937–м, и репрессирована не была.

Во время Великой Отечественной Попова в составе лекционной группы ездила по фронтам – поднимала боевой дух в войсках. После просмотра фильма "Чапаев" она чаще всего рассказывала солдатам об истории создания песни "Гулял по Уралу Чапаев–герой", которую сочинила ее после гибели комдива.

А в 1959 году несколько старых чапаевцев написали в Комитет партийного контроля при ЦК КПСС письмо, в котором сообщали, что Мария Попова на самом деле Новикова , дочь кулаков из села Вязовый Гай. Что воевала она на стороне белых, ее, якобы видели среди белогвардейцев. Но чем закончилась эта история, читайте всё в той же статье на РИА Новости.

Выясняла судьбу наследства женщины-легенды

В середине октября в Москве умерла Зинаида Попова, дочка Анки-пулеметчицы. Той самой Марии Андреевны Поповой, которая стала прототипом героини фильма «Чапаев» (см. «Кстати»). Ей было 84 года. Провожали Зинаиду Михайловну в последний путь лишь четыре человека, не родственники.

Через несколько дней бывший приятель Поповой артист Михаил Сафронов поднял тревогу. Заявил, что новые владельцы квартирывынесли на помойку весь семейный архив - документы, картины артиста Юрия Богатырева, любимый диван Высоцкого и многие другие памятные вещи. «Комсомолка» решила выяснить, что же произошло с наследством Анки-пулеметчицы.

Сода от всех болезней

Зинаида Попова умерла? Не знала... Я с ней не общалась уже много лет, - говорит художественный руководитель театра «Современник» Галина Волчек. - В 1956 году Зина и ее мама Мария Андреевна разрешали нам, начинающим артистам - Олегу Ефремову, Евгению Евстигнееву, Олегу Табакову, Игорю Кваше, - репетировать у себя в квартире. Весь наш первый состав спектакля «Вечно живые» репетировал здесь. Иногда задерживались до открытия метро.

Всегда в их доме что-то было вкусное: печенье, конфеты. Марии Андреевне полагался особый паек как заслуженному человеку. Конечно, мы не из-за пайка приходили, а послушать ее рассказы. Как она, простая поволжская девушка, попала в дивизию Чапаева. Помню, ей сказали, мол, будешь аптекарем - выписывать лекарства бойцам. Она возмутилась: «Я же ничего в медицине не понимаю». А Чапаев ответил: «Ничего, иди и разбирайся». Лекарств, собственно, вообще не было. Тогда она развела то ли соду, то ли муку, сделала порошочки, надписала: «от головы», «от живота» и так далее. Прописывала бойцам. И они говорили, что лекарство помогает!

Дружила с семьей Сталина

Мария Андреевна во время учебы в МГУ хорошо выучила немецкий, - продолжает Галина Волчек. - Была направлена на работу в Германию (в советское торгпредство, плюс к этому была и контрразведчицей. - Ред.). Ее дочь Зина родилась в Берлине. Рассказывала, что они с родными Аллилуевой, женой Сталина, общались, дружили… Потом жили в Швеции, где Зина училась во французском пансионате, выучила несколько языков. Там Мария Андреевна познакомилась и подружилась с Александрой Коллонтай. Круг общения этой семьи был удивительный!

Зинаида Попова (фото слева - в детстве) недавно умерла. Ей было 84 года.
Фото: семейный архив.Комод с водкой для Ефремова

Журналист Надежда Келлер, дружившая с дочкой Анки-пулеметчицы, вспоминала: «Она бережно хранила осколки своего сказочного детства: заграничные приглашения для «мисс Зина Попова», письма (одно было подписано «от тети Коллонтай»), антикварные безделушки, экстравагантные мамины шляпы и перчатки. Семью обшивали лучшие портные Москвы. Зина привозила модные вещицы из-за границы. У нее был роскошный гардероб…»

Семья Анки-пулеметчицы тесно общалась с потомками Василия Чапаева. Мы позвонили одной из правнучек легендарного комдива - Евгении Чапаевой.

Я бывала у них дома, - рассказывает Евгения Артуровна. - Видела фотографии, на которых Мария Андреевна с разными известными людьми - Ворошиловым, Отто Юльевичем Шмидтом, исследователем Памира. У Зины была привычка вести дневники - она каждый день делала записи…

Зинаида Михайловна любила богемную жизнь. Была любопытная история. Зина сама познакомила своего второго мужа, актера Игоря Васильева, со своей подругой Людой, маникюршей. Она уже к тому времени увлечена была кем-то другим. И, так сказать, передала мужа «из рук в руки». Развелась с ним, и они потом все втроем общались, Люда продолжала делать ей маникюр. У Зины были романы с разными мужчинами, но семьей она считала только свою маму. Детей рожать не хотела. Так и не родила…

Олег Ефремов тоже пытался женихаться с Зиной, - рассказал «КП» бывший актер «Современника» Геннадий Печников. - Он же любвеобильный был. Помню старинный комод, в котором Мария Андреевна держала припасенную для Ефремова водочку. Зина бережно относилась ко всему, что связано с ее мамой, и ничего из квартиры не выбрасывала и после ее смерти.

«Внебрачная дочь Гитлера»

Зина мне показывала картины и рисунки, которые ей Богатырев подарил, - рассказала «КП» Петрунька Сафронова, бывшая подруга Зинаиды, мать артиста Михаила Сафронова. - Зинаида вспоминала, как Богатырев (Попова устраивала ему выставки. - Ред.) писал ее портрет. Она еще пожурила художника, что нос слишком большой нарисовал.

Ходили легенды о том, что Зина - внебрачная дочь Сталина и даже Гитлера. Но кто ее отец, доподлинно она не знала - мать так ей ничего и не рассказала.

Зину знали сотни людей! Она общалась с Кириллом Лавровым, Михаилом Козаковым, Олегом и Лизой Даль, Андреем Мягковым и многими другими. И никто из ныне здравствующих не знал про ее смерть! Даже я. В последнее время рядом с ней появились новые люди, которые к ней никого не допускали…

И они все вещи Зины и ее дневники, картины Богатырева, подарки выбросили из квартиры на помойку! Я лично видела, как выносили из подъезда и выбрасывали в мусорные контейнеры вещи Зины. Я их узнала. Диван, на котором ночевал Высоцкий, был разломан, стулья разбиты. Я написала заявление в полицию…

«Архив у меня!»

Скандал вокруг выброшенного на помойку архива подхватили СМИ. И тут... Проводя собственное расследование, «Комсомолка» пообщалась с подругой семьи Поповых Татьяной Чапаевой, внучкой легендарного начдива. Она изложила свою точку зрения на события. Не беремся утверждать, что каждое ее слово - истина. Однако рассказ Чапаевой показывает, что в истории с имуществом Анки-пулеметчицы не все так однозначно.

А с чего вы решили, что вещи выброшены? - говорит Татьяна Александровна. - Личный архив Анки-пулеметчицы, то, что интересно с точки зрения истории, находится сейчас у меня. Воля дочери Марии Андреевны - все передать в Музей Чапаева в Пугачеве, что я и собираюсь сделать.

Непонятно, где сейчас картины актера Юрия Богатырева, которые вынесли из квартиры в доме на Тверской.
Фото: Архив КП