Пир ирода донателло описание. Композиционные новшества Кватроченто


Донателло - это итальянский скульптор, являющийся представителем эпохи раннего Возрождения, флорентийской школы. О его жизни и работах мы поговорим в этой статье. Биография данного автора в деталях неизвестна, поэтому представить ее возможно только кратко.

Краткие биографические сведения о скульпторе Донателло

Будущий скульптор Донателло появился на свет во Флоренции в 1386 году, в семье Николло ди Бетто Барди - богатого чесальщика шерсти. Он обучался в 1403-1407 годах в мастерской человека по имени Лоренцо Гиберти. Здесь он освоил, в частности, технику На творчество этого скульптора большое влияние оказало знакомство с другим великим человеком - Филиппо Брунеллески. Гиберти и Бруннелески остались на всю жизнь самыми близкими друзьями мастера.

Говорил, что скульптор Донателло был очень щедрым человеком, весьма любезным, относился к друзьям очень хорошо, не придавал никогда значения деньгам. Его ученики и друзья брали у него столько, сколько им было нужно.

Ранний период творчества

Деятельность этого скульптора в ранний период, в 1410-е годы, связана была с коммунальными заказами, которые ему предоставлялись для украшения различных общественных построек Флоренции. Для здания Ор Сан Микеле (его фасада) выполняет Донателло статуи св. Георгия (период с 1415-го по 1417 год) и св. Марка (с 1411 по 1413 год). В 1415 года он завершает статую св. Иоанна Евангелиста, украсившую флорентийский собор.

Строительная комиссия в этом же году для украшения кампанилы поручила выполнить Донателло статуи пророков. Над их созданием мастер работал на протяжении почти двух десятилетий (с 1416 по 1435 год). Пять фигур находятся в музее собора. "Давид" и статуи пророков (примерно 1430-1432 годы) во многом еще связаны с существовавшей в то время позднеготической традицией. Отвлеченному декоративному ритму подчинены фигуры, идеально однообразно трактованы лица, тела покрывают тяжелые одеяния. Но уже в этих творениях старается передать новый идеал своей эпохи - героическую индивидуальную личность - Донателло. Скульптор работы создал различные по тематике, в которых проявляется данный идеал. Особенно это заметно в изображении св. Марка (1412 год), св. Георгия (1415 год), а также Аввакума и Иеремии (годы создания - 1423-1426). Постепенно формы приобретают ясность, становятся цельными объемы, портретностью сменяется типовое а складки одеяний облекают тело естественно, вторят его движению и изгибам.

Гробница Иоанна XXIII

Скульптор Донателло создает вместе с Микелоццо гробницу в период с 1425 по 1427 год. Она стала классическим образцом, использовавшимся для позднейших усыпальниц, относящихся к эпохе Возрождения. Длительное сотрудничество этих двух скульпторов начинается именно с данной работы.

Литье фигур из бронзы

Донателло в начале 1420 годов обращается к литью фигур из бронзы. В этом материале первая его работа - это статуя Людовика Тулузского, которая была ему заказана в 1422 году для украшения ниши в Ор Сан Микеле. Это один из наиболее примечательных памятников, в котором нашло отражение понимание святости как личного подвига, господствовавшее в Ренессансе.

Статуя Давида

Вершиной творчества этого мастера в технике бронзы является созданная примерно в 1430-1432 годах. Она рассчитана, в отличие от средневековой скульптуры, на круговой обход. Еще одним новаторством стала тема наготы, к которой обратился Донателло. Скульптор Давида изобразил нагим, а не в одеяниях, как это было принято раньше, впервые после Средневековья столь реалистично и в столь крупном масштабе.

Другие работы Донателло, относящиеся к 1410-м - началу 1420-х годов - фигура льва, высеченная из песчаника, - эмблема Флоренции, деревянное распятие для церкви Санта-Кроче, бронзовый реликварий для церкви Оньисанти, бронзовая статуэтка, находящаяся в Национальном музее Флоренции под названием "Аттис Аморино", которая является, по-видимому, изображением античного божества плодородия, Приапа.

Работы в технике рельефа

Опыты в технике рельефа у Донателло также были революционными. Стремление к реалистическому изображению иллюзорного пространства приводит скульптора к созданию сплющенного рельефа, где впечатление глубины производится с помощью градации объемов. Усиливает пространственную иллюзию использование приемов прямой перспективы. "Рисуя" резцом, скульптор уподобляется пишущему картину художнику. Отметим здесь такие работы, как "Битва Георгия с драконом", "Мадонна Пацци", "Пир Ирода", "Вознесение Марии" и другие. Архитектурный фон в живописных рельефах этого мастера изображен с использованием правил прямой перспективы. Ему удалось сделать несколько пространственных зон, в которых находятся персонажи.

Поездка в Рим, второй флорентийский период

Скульптор Донателло в период с августа 1432-го по май 1433-го находится в Риме. Здесь он вместе с Брунеллески обмеряет памятники города, изучает античную скульптуру. Местные жители, по легенде, считали двух друзей кладоискателями. Римские впечатления отразились в таких работах, как табернакль, выполненный для Капеллы дель Сакраменто по заказу Евгения IV (папы), "Благовещение" (иначе - Алтарь Кавальканти, см. фото ниже), певческая трибуна одного из флорентийских соборов, а также наружная кафедра, выполненная для собора в Прато (время создания - 1434-1438 годы).

Донателло достигает подлинной классичности в рельефе "Пир Ирода", созданном по возвращении из поездки в Рим.

Около 1440 года скульптор создает бронзовые двери, а также восемь медальонов для флорентийской Старой сакристии Сан-Лоренцо (период с 1435-го по 1443 год). В вылепленных из стука четырех рельефах достигнута была поразительная свобода в изображении интерьеров, зданий и фигур людей.

Падуанский период

Донателло отправляется в 1443 году в Падую. Здесь начинается следующий этап его творчества. Он выполняет конную статую Эразмо де Нарни (статуя Гаттамелаты). Донателло отлил ее в 1447 году, а установлена эта работа была немного позже - в 1453-м. Образом послужил памятник Марку Аврелию. С помощью диагонали, которую образуют меч и жезл Гаттамелаты (прозвище Эразмо), а также положения рук, объединил фигуры коня и всадника в цельный силуэт скульптор Донателло. Скульптуры, созданные им в этот период, действительно великолепны. Кроме вышеуказанной он выполняет алтарь св. Антония Падуанского, а также четыре рельефа, изображающих сцены из его жизни, которые считаются вершиной творчества этого мастера в живописном рельефе.

Даже и тогда, когда Донателло изображает настоящее движение, как в двух статуях св. во Флоренции (в casa Martelli и в Барджелло), он ограничивается самым скромным. В обоих случаях св. Иоанн представлен идущим, и все до последнего пальца на ноге участвует в этом движении. У природы была вырвана новая тайна.

Отличительная черта мастерства Донателло состоит в том, что этот скульптор изображал с одинаковым мастерством и энергию, силу, миловидность и грацию. Так, например, вырубленный в 1434 году барельеф балкончика из мрамора в соборе г. Прато изображает полунагих гениев и детей, которые играют на музыкальных инструментах и пляшут с венками цветов. Чрезвычайно живы их движения, игривы и разнообразны. То же самое можно отметить и о других барельефах из мрамора, выполненных для флорентийского собора.

Донателло в последние годы нахождения в Падуе мало работает. Судя по всему, он тяжело болеет. Скульптор возвращается в 1453 году во Флоренцию и продолжает здесь жить до самой смерти (в 1466 году), за исключением непродолжительной поездки в 1457 году в Сиену.

Поздний флорентийский период

Немало вопросов вызывает позднее творчество Донателло. Скульптор этот в поздний период творчества создал не так много интересных работ. Порой говорят об упадке его мастерства, а также о возвращении к некоторым готическим приемам. Скульптура Донателло в период с 1450-х по начало 1460-х годов представлена статуей Марии Магдалины (1455 год, фото см. ниже), выполненной из дерева, группой "Юдифь и Олоферн", статуей Иоанна Крестителя, рельефами на темы Воскресения и Страстей Христа двух кафедр в церкви Сан-Лоренцо. В этих работах преобладает трагическая тема, которую развивает Донателло. Скульптор в исполнении придерживался натурализма, который граничил с духовным надломом. Ряд композиций были закончены уже после смерти мастера его учениками - Бертольдо и Беллаго.

Умер скульптор в 1466 году. Он был погребен в церкви Сан-Лоренцо, которая украшена его работами, с большими почестями. Так завершается творческий путь Донателло. Скульптор, биография и работы которого были представлены в этой статье, сыграл заметную роль в мировой архитектуре. Отметим, в чем же она состояла.

Значение работ этого мастера

Донателло был ключевой фигурой в истории ренессансной пластики. Именно он первым начал изучать систематически механизм движения тела человека, изобразил сложное массовое действие, стал трактовать одежду в связи с пластикой тела и движением, поставил задачу выразить индивидуальный портрет в скульптуре, заострил внимание на передаче психической жизни персонажей. Он довел до совершенства бронзовое литье и моделировку мрамора. Трехпланный рельеф, разработанный им, указал пути дальнейшего развития скульптуры, а также живописи.

(Танец Саломеи)

(Матфей, 14:6 – 9; Марк, 6:21 – 26)

(21) Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, дал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинамГалилейским, -

(22) дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня чего хочешь, и дам тебе; (23) и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства. (24) Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. (25) И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. (26) Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей.

(Мк. 6:21-26)

Сюжет, популярный как в Средневековье, так и в эпоху Возрождения, имел в каждую эпоху свои особенности живописной интерпретации. Так, в средневековом искусстве Саломея, дочь Иродиады (евангелисты, кстати, не называют ее имени, но оно встречается у Иосифа Флавия в труде «Иудейские древности», 18, 5:4), могла изображаться не только танцующей, но также выполняющей акробатические трюки. В эпоху Возрождения она предстает танцующей в полуобнаженном виде (на самом деле, как отмечают исследова­тели, она могла исполнять свой танец и вовсе обнаженной). По традиции Саломея изображается юной (Марк называет ее девицей), хотя в действитель­ности к этому времени она была не молодой девушкой, а уже успевшей овдоветь женщиной.

Спинелло Аретино. Пир Ирода (1385). Будапешт. Музей изобразительных искусств

Этот сюжет, как и Брак в Кане и Пир в доме Левия, давал художникам повод изобразить многолюдное и пышное застолье (Филиппо Липпи) с часты­ми участниками пиршества - музыкантами (Джотто; к несчастью, стены капеллы в XVIII веке были побелены; после расчистки фресок в XIX веке они были настолько переписаны, что в настоящее время восстановить их джоттов-ский колорит не представляется возможным; Донателло).

Филиппо Липпи. Пир Ирода (1452-1464). Прато. Собор.


В таких случаях мы получаем представление о многих современных художнику музыкальных инст­рументах (у Джотто и Донателло, например, музыкант играет на Фиделе) и традиционных для того времени ансамблях.

Буквально каждый момент описываемого евангелистами кровавого пира, как и все, что связано с Иродами - Великим (см. ИЗБИЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ В ВИФЛЕЕМЕ ) и Антипой (см. сюжеты Страстного цикла), - нашел отражение в живописи: танец Саломеи; получение Саломеей наставления от своей матери (Иродиады); преподнесение головы Иоанна Крестителя Ироду (Саломея несет голову Иоанна на блюде).

Порой на одной картине изображаются несколько сцен, последовательно разворачивавшихся во времени, например сцена усекновения головы Иоанна Крестителя и следующая - преподнесение Саломеей головы Иродиаде (Липпи). Так соединил их Спинелло Аретино. Эта картина является частью левой створки алтаря оливетанского монастыря Санта Мария Нуова в Риме. Художник воскре­шает перед нами дворец Ирода и объективно излагает события. Пир - это предыстория, сама история изображена в соседнем зале, где уже совершилось усекновение головы Иоанна Крестителя: из тела святого брызжет кровь, а Саломея несет голову святого матери и Ироду (правильнее было бы - и так чаще изображается - одной Иродиаде). Идеализированно красивую голову Иоанна Крестителя, словно нимб, обрамляет блюдо (другие изображения казни Иоанна Крестителя см. СМЕРТЬ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ ).

ПРИМЕРЫ И ИЛЛЮСТРАЦИИ:

Джотто. Пир Ирода (1320-е). Флоренция. Церковь Санта Кроче. Капелла Перуцци.

Спинелло Аретино. Пир Ирода (1385). Будапешт. Музей изобразительных искусств

Донателло. Пир Ирода (ок. 1425). Сиена. Баптистерий. Рельеф купели.

Филиппо Липпи. Пир Ирода (1452-1464). Прато. Собор.

Андреа дель Сарто. Пир Ирода (1515-1526). Флоренция. Монастырь Скальцы.

ПаолоВеронезе.

© Александр МАЙКАПАР

«720 лир Донателло за рельеф... со сценой, где голову Иоанна Предтечи приносят Царю, сидящему за столом. Этот рельеф, один из двух, переданных Якопо делла Кверча, и главный архитектор кафедрального собора передал заказ Донателло»

Донателло, развивая идеи Филиппо Брунеллески, создал так называемый живописный тип рельефа, создавая впечатление пространственной глубины с помощью линейной перспективы, тщательного разграничения планов и постепенного понижения рельефности. В своем знаменитом бронзовом позолоченном «Пиршестве Ирода», украшающем купель баптистерия в Сиене, скульптор сочетал горельеф с техникой rilievo schiacciato («сплющенного рельефа») фона. Находящиеся на первом плане фигуры и объекты не только даны объемно, но и зрительно воспринимаются как находящиеся перед плоскостью рельефа, в реальном пространстве, в то время как фон решен как «сплющенный рельеф», с пространственными планами, переданными средствами перспективы.

В составлении сложной перспективной композиции Донателло пытался дать единую точку схода линий, линии пола воспроизводят иллюзию уходящей вглубь горизонтальной плоскости. В отличие от предыдущих поколений ваятелей, да и современников, обращаясь к драматическому библейскому сюжету , Донателло достиг необычайного эмоционального напряжения, сделал всю сцену столь реальной.

Изображенные на переднем плане фигуры проявляют различные эмоции: царь Ирод в ужасе отшатнулся от протягиваемого ему воином блюда с окровавленной головой Иоанна Крестителя, один из сотрапезников обращается к нему со словами укора, другой закрыл лицо рукой, два мальчика в нижнем левом углу также отпрянули от страшного зрелища, всем своим видом выражая охвативший их ужас. В отличие от них, группа фигур справа, с пляшущей Саломеей во главе, осталась спокойной, даже заинтересованной.

В фигурах переднего плана Донателло, прибегает к тонкой градации объемов - от горельефа воина и Саломеи до низкого рельефа сотрапезников Ирода - вероятно, позаимствованной у Гиберти.

На втором плане Донателло изобразил сложную архитектурную кулису в античном стиле, в окнах изображен музыкант и два гостя Ирода , идущие на пиршество, за ними воин несет на блюде отрубленную голову Иоанна, юноши, столкнувшиеся с ним в проходе, не могут отвести взгляд от кровавого зрелища.