Конспект занятия «Лисичка-сестричка и волк. Конспект урока по литературному чтению на тему:"Лисичка - сестричка и серый волк" Ход организованной учебной деятельности


Конспект урока по литературному чтению

Раздел: Сказки.

Тема: Русские народные сказки. «Лисичка – сестричка и волк».

Цель урока: систематизировать знания учащихся по теме «Русские народные сказки»; учить оценивать характер персонажей, их поступки, настроение.

Планируемый результат: систематизация знаний учащихся по сказкам; умение оценивать героев по их поступкам.

Личностные:

- развитие самостоятельности;

Развитие навыков сотрудничества.

Предметные:

Развитие устной речи; образное и логическое мышление, артикуляционный аппарат;

умение анализировать и обобщать

Метапредметные:

Личностные УУД:

Формирование учебной мотивации, адекватной самооценки, осознания смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках.

Регулятивные УУД:

Формирование умения осуществлять действие по образцу; оценивания процесса и результата деятельности.

Познавательные УУД:

Подведение под понятие на основе выделения существенных признаков; осуществление смыслового чтения; поиск и выделение необходимой информации из текста; заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст; работа с двумя источниками информации

Коммуникативные УУД:

Формирование умения слышать и слушать учителя, одноклассника; вести устный диалог; чтение по ролям; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу других учеников.

Задачи урока:

    формирование учебно-информационных умений (умения работать с текстом, с таблицей, находить главное, существенное); учить оценивать персонажей по их поступкам и особенностям речи

    развитие коммуникативных навыков (умения общаться, взаимодействовать друг с другом);

    воспитывать уважение к истокам культуры своего народа; нравственность через анализ содержания художественного произведения;

Основные понятия урока: сказка, персонаж, кластер.

Оборудование : учебник «Литературное чтение», сигналы, карточки с таблицами, изображения животных, проектор, компьютер,

I . Самоопределение к деятельности и постановка учебной задачи.

(организационный момент)

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне; проговаривание темы и цели урока в виде вопросов.

Методы: подводящий к теме диалог.

Прозвенел опять звонок.

Мы начинаем наш урок.

Любознательные в классе дети

Обо всём хотят знать на свете.

С добрым утром!

Начат день.

Первым делом гоним лень.

На уроке не скучать,

Сегодня на уроке мы не только начнём знакомство с новым произведением, но и вспомним классификацию сказок, а также поработаем над обогащением словарного запаса. На протяжении всего урока вы будете не просто слушателями, а внимательными, думающими читателями и исследователями.

А что значит быть внимательными читателями?

II . Актуализация знаний.

Цель:закрепить знания учащихся о классификации сказок.

Метод: диалог.

Продуктивное задание: дополнение схемы

Мотивирующий приём: загадки.

Перед вами иллюстрации к знакомым вам произведениям. К какому жанру литературы они относятся?

Чем отличается сказка от других жанров литературы?

Посмотрите, на какие две большие группы можно разделить все сказки?

Назовите народные сказки.

Дополните предложенную схему.

Сказки просят:

А сейчас вы, друзья, узнайте нас!

1. А дорога – далека,

А корзина – нелегка.

Сесть бы на пенёк,

Съесть бы пирожок…

2.Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?

3. Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца!...

4. Колотил да колотил

По тарелке носом –

Ничего не проглотил

И остался с носом.

Подумайте, какая сказка будет «лишняя» и почему?

Это всё сказки.

В сказкебывает всегда все необычное, волшебное, там звери, птицы и вещи умеют разговаривать, носят одежду. Еще бывают разные волшебные вещи: ковер-самолет, волшебное зеркальце, скатерть-самобранка и другие. В сказках есть необычные существа: Баба-Яга, гномы, Кощей Бессмертный и т.д.

- «Доктор Айболит», «Сказка о царе Салтане»

- «Репка», «Колобок», «Кот, лиса и петух».

Сказки о животных, бытовые сказки и волшебные.

«Маша и медведь»

«Три медведя»

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

«Лиса и журавль»

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», потому что это волшебная сказка, а остальные о животных.

III . «Открытие нового знания»

Способы: диалог, парная работа.

Мотивирующий приём: викторина, «волшебная шкатулочка», прослушивание сказки в исполнении актёров.

- Отгадайте ребус и вы узнаете имя героя сказки, о котором мы будем вести речь. Лиса – один из самых известных героев русских народных сказок.

Проведём небольшую викторину. Подсказка: во всех сказках главная героиня – лиса.

1) Идёт лисичка-сестричка.

Постучала в окошко и спрашивает: терем-теремок! Кто в тереме живёт?

2) А она им с печи: Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Собаки испугались и убежали!

3) Лиса влезла на чердак и до половины мёд-то и поела. Опять воротилась и легла, а медведь-то её и спрашивает: кума, а кума, как назвали-то?

4) Пустили её. Легла лисичка на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку.

5) Заяц побежал к лисе. А медведь и волк стали думать, где бы спрятаться.

Медведь говорит: Я полезу на сосну.

А мне что же делать? – спрашивает волк. Спрячь меня, Михайло Иванович, куда-нибудь! Медведь завалил волка сухими листьями, а сам влез на сосну.

6) А лисичка собрала всю разбросанную рыбку в кучку, уселась на дорогу и кушает себе. Приходит к ней Серый Волк.

Сейчас вы познакомитесь ещё с одной сказкой, героями которой будут лиса и волк. Это русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк».

Но вначале проведём словарную разминку.

Словарная разминка:

чув-ство со-чув-ство-вать

чув-ство-вать бес-чув-ствен-ный

Как вы понимаете слова: «свернуться калачиком»?

Найдите значения слов в словаре: СМЕКНУТЬ, УЛУЧИТЬ ВРЕМЯ, ПОЛЕГОНЬКУ, ПРОРУБЬ, КОРОМЫСЛО, НАХОДЧИВЫЙ.

Все эти слова мы опустим в нашу волшебную шкатулочку.

А сейчас мы с вами прослушаем первую часть этой сказки в исполнении замечательной актрисы Т.Пельтцер.

Это лиса.

«Теремок»

«Заюшкина избушка»

«Лиса и медведь»

«Лисичка со скалочкой»

«Котофей Иванович»

«Лисичка-сестричка и волк»

Сжаться, согнуть ноги в коленях, тесно прижать голову.

IV . Первичное закрепле-ние.

Цель:

Способы: фронтальная работа.

Конспект урока по литературному чтению

Раздел: Сказки.

Тема: Русские народные сказки. «Лисичка – сестричка и волк».

Цель урока: систематизировать знания учащихся по теме «Русские народные сказки»; учить оценивать характер персонажей, их поступки, настроение.

Планируемый результат: систематизация знаний учащихся по сказкам; умение оценивать героев по их поступкам.

Личностные:

- развитие самостоятельности;

Развитие навыков сотрудничества.

Предметные:

Развитие устной речи; образное и логическое мышление, артикуляционный аппарат;

умение анализировать и обобщать

Метапредметные:

Личностные УУД:

Формирование учебной мотивации, адекватной самооценки, осознания смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках.

Регулятивные УУД:

Формирование умения осуществлять действие по образцу; оценивания процесса и результата деятельности.

Познавательные УУД:

Подведение под понятие на основе выделения существенных признаков; осуществление смыслового чтения; поиск и выделение необходимой информации из текста; заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст; работа с двумя источниками информации

Коммуникативные УУД:

Формирование умения слышать и слушать учителя, одноклассника; вести устный диалог; чтение по ролям; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу других учеников.

Задачи урока:

    формирование учебно-информационных умений (умения работать с текстом, с таблицей, находить главное, существенное); учить оценивать персонажей по их поступкам и особенностям речи

    развитие коммуникативных навыков (умения общаться, взаимодействовать друг с другом);

    воспитывать уважение к истокам культуры своего народа; нравственность через анализ содержания художественного произведения;

Основные понятия урока: сказка, персонаж, кластер.

Оборудование : учебник «Литературное чтение», сигналы, карточки с таблицами, изображения животных, проектор, компьютер,

I . Самоопределение к деятельности и постановка учебной задачи.

(организационный момент)

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне; проговаривание темы и цели урока в виде вопросов.

Методы: подводящий к теме диалог.

Прозвенел опять звонок.

Мы начинаем наш урок.

Любознательные в классе дети

Обо всём хотят знать на свете.

С добрым утром!

Начат день.

Первым делом гоним лень.

На уроке не скучать,

Сегодня на уроке мы не только начнём знакомство с новым произведением, но и вспомним классификацию сказок, а также поработаем над обогащением словарного запаса. На протяжении всего урока вы будете не просто слушателями, а внимательными, думающими читателями и исследователями.

А что значит быть внимательными читателями?

II . Актуализация знаний.

Цель:закрепить знания учащихся о классификации сказок.

Метод: диалог.

Продуктивное задание: дополнение схемы

Мотивирующий приём: загадки.

Перед вами иллюстрации к знакомым вам произведениям. К какому жанру литературы они относятся?

Чем отличается сказка от других жанров литературы?

Посмотрите, на какие две большие группы можно разделить все сказки?

Назовите народные сказки.

Дополните предложенную схему.

Сказки просят:

А сейчас вы, друзья, узнайте нас!

1. А дорога – далека,

А корзина – нелегка.

Сесть бы на пенёк,

Съесть бы пирожок…

2.Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?

3. Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца!...

4. Колотил да колотил

По тарелке носом –

Ничего не проглотил

И остался с носом.

Подумайте, какая сказка будет «лишняя» и почему?

Это всё сказки.

В сказкебывает всегда все необычное, волшебное, там звери, птицы и вещи умеют разговаривать, носят одежду. Еще бывают разные волшебные вещи: ковер-самолет, волшебное зеркальце, скатерть-самобранка и другие. В сказках есть необычные существа: Баба-Яга, гномы, Кощей Бессмертный и т.д.

- «Доктор Айболит», «Сказка о царе Салтане»

- «Репка», «Колобок», «Кот, лиса и петух».

Сказки о животных, бытовые сказки и волшебные.

«Маша и медведь»

«Три медведя»

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

«Лиса и журавль»

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», потому что это волшебная сказка, а остальные о животных.

III . «Открытие нового знания»

Способы: диалог, парная работа.

Мотивирующий приём: викторина, «волшебная шкатулочка», прослушивание сказки в исполнении актёров.

- Отгадайте ребус и вы узнаете имя героя сказки, о котором мы будем вести речь. Лиса – один из самых известных героев русских народных сказок.

Проведём небольшую викторину. Подсказка: во всех сказках главная героиня – лиса.

1) Идёт лисичка-сестричка.

Постучала в окошко и спрашивает: терем-теремок! Кто в тереме живёт?

2) А она им с печи: Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Собаки испугались и убежали!

3) Лиса влезла на чердак и до половины мёд-то и поела. Опять воротилась и легла, а медведь-то её и спрашивает: кума, а кума, как назвали-то?

4) Пустили её. Легла лисичка на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку.

5) Заяц побежал к лисе. А медведь и волк стали думать, где бы спрятаться.

Медведь говорит: Я полезу на сосну.

А мне что же делать? – спрашивает волк. Спрячь меня, Михайло Иванович, куда-нибудь! Медведь завалил волка сухими листьями, а сам влез на сосну.

6) А лисичка собрала всю разбросанную рыбку в кучку, уселась на дорогу и кушает себе. Приходит к ней Серый Волк.

Сейчас вы познакомитесь ещё с одной сказкой, героями которой будут лиса и волк. Это русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк».

Но вначале проведём словарную разминку.

Словарная разминка:

чув-ство со-чув-ство-вать

чув-ство-вать бес-чув-ствен-ный

Как вы понимаете слова: «свернуться калачиком»?

Найдите значения слов в словаре: СМЕКНУТЬ, УЛУЧИТЬ ВРЕМЯ, ПОЛЕГОНЬКУ, ПРОРУБЬ, КОРОМЫСЛО, НАХОДЧИВЫЙ.

Все эти слова мы опустим в нашу волшебную шкатулочку.

А сейчас мы с вами прослушаем первую часть этой сказки в исполнении замечательной актрисы Т.Пельтцер.

Это лиса.

«Теремок»

«Заюшкина избушка»

«Лиса и медведь»

«Лисичка со скалочкой»

«Котофей Иванович»

«Лисичка-сестричка и волк»

Сжаться, согнуть ноги в коленях, тесно прижать голову.

IV . Первичное закрепле-ние.

Цель:

Способы: фронтальная работа.

ГКС(К)ОУ РМ «Саранская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I и II вида"

Конспект урока внеклассного чтения " Русская народная сказка "Лисичка-сестричка и волк"

Подготовила Киушкина С. В.

2014

Конспект открытого урока внеклассного чтения "Русская народная сказка "Лисичка-сестричка и волк" Цель: Систематизация и обобщение знаний учащихся о содержании русской народной сказки "Лисичка-сестричка и волк" Задачи: формирование навыков правильного, осознанного чтения; коррекция звукопроизносительной стороны речи, слухового восприятия, развитие устной связной речи; обогащение словаря; воспитание нравственности через анализ содержания сказки Оборудование: компьютер, проектор, диафильм "Лисичка-сестричка и волк", таблички с речевым материалом, серия картинок по содержанию сказки

Ход урока

I . Организационный момент Прозвенел звонок для нас. Все зашли тихонько в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо, Вижу, класс наш хоть куда! Мы начнём урок, друзья. II . Речевая зарядка -Прочитайте слоги Ва вал Во вол Вы выл -Юля, повтори слоги (слоги озвучиваются за экраном) -Прочитайте стихи, чётко проговаривая звук в Волк весь вечер выл и выл, Он боялся острых вил. -Какое сегодня число? (за экраном) -Какой сейчас урок? (за экраном) -Какое сейчас время года? (за экраном) -Какое время года наступит после осени? (за экраном) -Какая погода бывает зимой? (за экраном) III . Сообщение темы урока Тема нашего урока внеклассного чтения - русская народная сказка "Лисичка-сестричка и волк". -Вы прочитали сказку "Лисичка-сестричка и волк"? -Сказка вам понравилась? (за экраном) -Кто главные герои сказки? (за экраном) IV . Просмотр диафильма "Лисичка-сестричка и волк" Ребята, давайте вспомним содержание сказки "Лисичка-сестричка и волк" и посмотрим диафильм (с использованием ИКТ) V . Словарная работа Ребята, когда вы читали сказку вам встречались трудные слова, значение которых мы сейчас с вами разберём. Прорубь - отверстие, прорубленное во льду, на реке. Коромысло - предмет для ношения двух ведер на плече. Притворилась - приняла какой-нибудь вид (мёртвой), чтобы обмануть. Полегоньк у - не спеша, осторожно VI . Работа с серией картинок - Рассмотрите рисунки на доске. Они расположены последовательно, по содержанию сказки? -Кого увидел старик на дороге? -Найдите отрывок в тексте. -Как можно озаглавить этот отрывок, выберите из предлагаемых табличек (Дед увидел лису) -Это первый пункт плана. Прикрепите табличку. -Посмотрите на второй рисунок. Что делает лиса? - Найдите отрывок в тексте. - Как можно озаглавить этот отрывок (Лиса выбросила рыбу) - Это второй пункт плана. Прикрепите табличку. - Кого вы видите на следующем рисунке? - Прочитайте диалог волка и лисы по ролям. - Озаглавьте отрывок (Лиса просит у волка рыбу) - Прикрепите табличку. - Что случилось с хвостом волка? - Озаглавьте его. (Хвост волка приморозило) - Прикрепите табличку. - Кого вы видите на следующей рисунке? - Прочитайте отрывок. - Озаглавьте прочитанный отрывок. (Бабы стали бить волка.) - Прикрепите табличку. - Что случилось с лисой тем временем? - Найдите и прочитайте отрывок. - Выберите следующий пункт плана. (Лиса вымазалась в тесте) - Что вы видите на следующем рисунке? - Прочитайте отрывок. - Прикрепите последний пункт плана. (Волк везёт лису) - У нас получился план. Женя, прочитай план (за экраном) VII . Физкультминутка Упражнения для снятия зрительного утомления 1. Движение глазными яблоками вправо и влево. 2. Движение глазными яблоками вверх и вниз. 3. Вращение глаз по часовой стрелке и против часовой стрелки. 4. Фиксация взгляда на кончике носа. 5. Моргание. 6. Закрыть глаза, расслабится (30-40 минут) VIII . Пересказ сказки с опорой на план и серию рисунков. IX . Беседа по содержанию сказки - Ребята, это сказка весёлая или грустная? (за экраном) - Как вы думаете, лиса хорошо поступала в сказке? - Можно ли быть таким доверчивым и простодушным, как волк? - Выберите таблички со словами, которые характеризуют лису. - Выберите таблички со словами, которые характеризуют волка. X . Работа в тетрадях Запишите в тетрадь в два столбика слова, характеризующие волка и лису. XI . Итоги урока - Что мы делали сегодня на уроке? - Сегодня все работали хорошо. Молодцы

Используемая литература

1.Комаров К.В. Методика обучения русскому языку в школе для слабослышащих детей. - М.: 000 «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005.

2. Красильникова О. А. Обучение чтению школьников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе

Раздел: Сказки.

Тема: Русские народные сказки. «Лисичка – сестричка и волк».

Тип урока: Урок по ознакомлению с новым материалом.

Цель урока: систематизировать знания учащихся по теме «Русские народные сказки»; учить оценивать характер персонажей, их поступки, настроение.

Планируемый результат: систематизация знаний учащихся по сказкам; умение оценивать героев по их поступкам.

Личностные:

- развитие самостоятельности;

Развитие навыков сотрудничества.

Предметные:

Развитие устной речи; образное и логическое мышление, артикуляционный аппарат;

умение анализировать и обобщать

Метапредметные:

Личностные УУД:

Формирование учебной мотивации, адекватной самооценки, осознания смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках.

Регулятивные УУД:

Формирование умения осуществлять действие по образцу; оценивания процесса и результата деятельности.

Познавательные УУД:

Подведение под понятие на основе выделения существенных признаков; осуществление смыслового чтения; поиск и выделение необходимой информации из текста; заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст; работа с двумя источниками информации

Коммуникативные УУД:

Формирование умения слышать и слушать учителя, одноклассника; вести устный диалог; чтение по ролям; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу других учеников.

Задачи урока:

    формирование учебно-информационных умений (умения работать с текстом, с таблицей, находить главное, существенное); учить оценивать персонажей по их поступкам и особенностям речи

    развитие коммуникативных навыков (умения общаться, взаимодействовать друг с другом);

    воспитывать уважение к истокам культуры своего народа; нравственность через анализ содержания художественного произведения;

Основные понятия урока: сказка, персонаж.

Оборудование : учебник Э.Э.Кац «Литературное чтение», проектор, компьютер,

Этапы урока, время

Деятельность учителя

Действия учащихся

I . Самоопределение к деятельности и постановка учебной задачи.

(организационный момент)

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне; проговаривание темы и цели урока в виде вопросов.

Методы: подводящий к теме диалог.

Прозвенел опять звонок.

Мы начинаем наш урок.

Любознательные в классе дети

Обо всём хотят знать на свете.

С добрым утром!

Начат день.

Первым делом гоним лень.

На уроке не скучать,

Сегодня на уроке мы не только начнём знакомство с новым произведением, но и вспомним классификацию сказок, а также поработаем над обогащением словарного запаса. На протяжении всего урока вы будете не просто слушателями, а внимательными, думающими читателями и исследователями.

А что значит быть внимательными читателями?

II . Актуализация знаний.

Цель:закрепить знания учащихся о классификации сказок.

Метод: диалог.

Продуктивное задание: дополнение схемы

Мотивирующий приём: загадки.

Перед вами иллюстрации к знакомым вам произведениям. К какому жанру литературы они относятся?

Чем отличается сказка от других жанров литературы?

Посмотрите, на какие две большие группы можно разделить все сказки?

Назовите народные сказки.

Дополните предложенную схему.

Сказки просят:

А сейчас вы, друзья, узнайте нас!

1. А дорога – далека,

А корзина – нелегка.

Сесть бы на пенёк,

Съесть бы пирожок…

2.Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?

3. Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца!...

4. Колотил да колотил

По тарелке носом –

Ничего не проглотил

И остался с носом.

Подумайте, какая сказка будет «лишняя» и почему?

Это всё сказки.

В сказкебывает всегда все необычное, волшебное, там звери, птицы и вещи умеют разговаривать, носят одежду. Еще бывают разные волшебные вещи: ковер-самолет, волшебное зеркальце, скатерть-самобранка и другие. В сказках есть необычные существа: Баба-Яга, гномы, Кощей Бессмертный и т.д.

- «Доктор Айболит», «Сказка о царе Салтане»

- «Репка», «Колобок», «Кот, лиса и петух».

Сказки о животных, бытовые сказки и волшебные.

«Маша и медведь»

«Три медведя»

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

«Лиса и журавль»

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», потому что это волшебная сказка, а остальные о животных.

III . «Открытие нового знания»

Способы: диалог, парная работа.

Мотивирующий приём: викторина

-
Отгадайте ребус и вы узнаете имя героя сказки, о котором мы будем вести речь. Лиса – один из самых известных героев русских народных сказок.

Проведём небольшую викторину. Подсказка: во всех сказках главная героиня – лиса.

1) Идёт лисичка-сестричка.

Постучала в окошко и спрашивает: терем-теремок! Кто в тереме живёт?

2) А она им с печи: Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Собаки испугались и убежали!

3) Пустили её. Легла лисичка на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку.

4) Заяц побежал к лисе. А медведь и волк стали думать, где бы спрятаться.

Медведь говорит: Я полезу на сосну.

А мне что же делать? – спрашивает волк. Спрячь меня, Михайло Иванович, куда-нибудь! Медведь завалил волка сухими листьями, а сам влез на сосну.

Сегодня мы познакомимся ещё с одной сказкой, героями которой будут лиса и волк. Это русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк».

Откройте учебник на страничке 66.

Но вначале проведём словарную разминку.

Словарная разминка:

чув-ство со-чув-ство-вать

чув-ство-вать бес-чув-ствен-ный

Как вы понимаете слова: «свернуться калачиком»?

Найдите значения слов в словаре: СМЕКНУТЬ, УЛУЧИТЬ ВРЕМЯ, ПОЛЕГОНЬКУ.

Мы познакомились с новыми словами и их значение, которые нам нужно запомнить для дальнейшей работы.

Это лиса.

«Теремок»

«Заюшкина избушка»

«Лисичка со скалочкой»

«Котофей Иванович»

Сжаться, согнуть ноги в коленях, тесно прижать голову.

IV . Первичное закрепле-ние.

Цель:

Способы: фронтальная работа.

Тема урока : Русская народна сказка « Лисичка- сестричка и волк»

Цели урока: познакомить с русской народной сказкой о животных

«Лисичка- сестричка и волк», создав благоприятную обстановку для восприятия.

Планируемые результаты:

П редметные: учить воспринимать сказочный текст, определять тему и жанр произведения; рассказывать сказку по плану, выразительно читать, составлять характеристику героев.

М етапредметные:

регулятивные: определять цель урока с помощью учителя; развивать умение анализировать и обобщать; пересказывать по предложенному плану;

познавательные: расширить знания о произведениях устного народного творчества; делать выводы о результатах совместной работы класса и учителя; развивать воображение при работе над сказкой;

закрепить понятия «народная сказка» и «авторская сказка»;

учить выделять особенности народной сказки;

коммуникативные: слушать и понимать речь других, развивать устную речь учащихся, принимать участие в совместной деятельности;

личностные: учить выражать отношение к героям сказки и их поступкам,

воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки;

Оборудование: Л.А.Ефросинина. Литературное чтение. Уроки слушания. Учебная хрестоматия для учащихся 1 класса, Л.А.Ефросинина. Литературное чтение: Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса.

Компьютерная презентация урока.

Выставка книг «Народные и авторские сказки».

Реквизит для постановки сказки « Теремок»: куклы – лягушка и мышка, теремок. Иллюстрации к сказке для составления плана (приложение 3), карточки со словами для составления характеристики героев, модели для составления обложки, таблица « Правила работы в паре, группе», «тучки» для рефлексии.

Технические средства: персональный компьютер, мультимедийный проектор, акустическая система (колонки), экран.

Программные средства: компьютерная презентация Microsoft Power Point со звуковым сопровождением, проигрыватель Windows Media.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

1.Организационный момент

Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнем урок друзья.

Улыбнемся, друг другу и пожелаем хорошего настроения.

Дети приветсвуют друг друга. Желают хорошего настроения.

2.Мотивирование к учебной деятельности

1слайд

Литературное слушание– прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк.
Стих это будет, сказка, рассказ –
Вы учите их – они учат вас.

Дети сегодня мы отправимся в путешествие по удивительной стране, которой нет ни на одной карте мира. Мы отправимся в Страну сказок.

В путешествие пойдем,
В страну сказок попадём,
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.
В сказку эту попадёте.
На ковре, на самолёте.
Глазки дружно закрывайте,
Сказку в душу пропускайте.
И пока я не скажу « пять»,
Глазки вы не открывайте . (Считаю до 5, дети открывают глаза).

Показ отрывка из сказки «Теремок»

(кукольный театр)

Герои какой сказки встретили нас в сказочной стране?

Почему эту сказку называют народной?

А ещё, какие бывают сказки?

Дети закрывают глаза.

Ребята открывают глаза, появляется театральная ширма, разыгрывается отрывок из сказки « Теремок»

Подготовленные ребята выходят для показа отрывка и из сказки

«Теремок» ( Приложение1)

Это герои русской народной сказки “Теремок ”.

Сочинил народ.

3. Актуализация знаний

Работа в паре. (слайд 2)

Повторение правил работы в паре.

Таблица « Правила работы в паре»

Дети, рассмотрите книги, лежащие на парте.

Что общего у всех этих книг?

Распределите книги на две группы.

На какие группы вы разделили все сказки.

Назовите сказки народные, авторские.

Работа с выставкой книг.

Расставить книжки по группам на полки. На верхнюю сказки авторские, на нижнюю народные сказки.

Какие сказки появились раньше авторские или народные? Почему?

Давайте вернемся к сказке, отрывок, которой вы видели.

О ком эта сказка?

Как вы думаете, вы все уже сказки о животных прочитали?

А хотите познакомиться сегодня с такой сказкой?

Что бы познакомиться с такой сказкой, что мы должны сделать?

Какие личные качества ученика вам могут пригодиться на уроке.

Дети называют правила:

Работать должны оба.

Один говорит - другой слушает.

Свое несогласие высказывай вежливо.

Если не понял, переспроси

Это сказки о животных.

Народные: «Петушок и бобок», «Теремок», «Курочка Ряба» « Лисичка со скалочкой».

Народные. Потому что раньше люди не умели писать и могли только рассказывать друг другу разные истории, дополняя их или изменяя. Передавались сказки в устой форме, поэтому определить кто автор и время создания невозможно.

О животных

Нет.

Да.

Найти в библиотеке такую сказку и прочитать. Прочитать в хрестоматии.

Дети называют: активность, любознательность, терпение, внимательность, честность.

4.Постановка учебной задачи

Подумайте, о какой сказке пойдет речь на нашем уроке? Кто будут герои? (показать книгу)

Предлагаю послушать новую русскую народную сказку, в которой встретятся герои-животные, это сказка «Лисичка- сестричка и волк»

О народной сказке.

Животные.

Открывают учебник с 111.

5. Открытие нового знания

Слушание сказки. (слайд 3)

Сядьте удобно. Приготовьтесь слушать.

Рассказывание русской народной сказки близко к тексту.

Дети слушают.

Физминутка (слайды 4-12)

6. Первичное закрепление

Словарная работа. (Приложение 2)

Вам понравилась сказка? Чем?

Все ли слова в сказке вам были понятны?

Как вы понимаете значение этих слов:

ПОЖИВИТЬСЯ, ВОЗ,УЛУЧИЛА,

СМЕКНУТЬ,ПРОРУБЬ,КОРОМЫСЛО,

ОТДУВАЛСЯ, КАДКА

Ребята, из какой книги я узнала о значении этих слов? Для объяснения значения слов обращаюсь к толковому словарю Ожегова.

Беседа по содержанию сказки.

Можно Волка и Лису назвать главными героями сказки? Почему?

Почему лиса выбежала на дорогу?

Кого увидел дед на дороге?

Как лежала лисичка?

На самом ли деле лисичка была неживая?

О чем подумал дед, взяв лисичку?

Что стала делать лисичка, пока ехал дед?

А сразу ли она стала это делать?

Довез ли дед рыбу и лису домой?

О чем тогда догадался дед?

Что делала лисичка с выброшенной рыбой?

И тут к лисичке подошёл…

Рассказала ли правду лисичка о том, откуда у неё рыба?

Что лисичка посоветовала волку?

А с какими словами лиса ходила вокруг волка?

Долго ли сидел волк у проруби?

Много ли рыбы наловил волк?

Почему волк остался без хвоста?

А что в это время делала лиса? Что с ней произошло?

Как встретились вновь?

Как лиса снова обхитрила волка?

Что она приговаривала?

Составление словесного портрета героев.

Какой вам представляется лиса?

Как часто в других сказках называют лису? Почему?

А в этой сказке лису можно назвать плутовкой?

Каким представляете волка?

В этой сказке мне хотелось бы волка назвать простофиля. Как вы думаете почему?

Почему волк в конце сказки не бросает лису, наоборот помогает ей?

Кто из героев сказки вам ближе?

Дети высказывают свое мнение.

Дети говорят, как они понимают значения этих слов.

Из толкового словаря.

Можно, т.к. все события, происходящие в сказке, происходят вместе с этими героями. Волк и Лиса присутствуют в сказке сначала и до конца.

Была голодная.

Лисичку

Как мёртвая

Нет, она притворилась

Взял на воротник в подарок

Стала выбрасывать рыбу

Нет.

Лиса была не мертвая

Собрала в кучу и ела

Волк

Нет, она его обманула, схитрила, соврала

Чтобы сходил на речку и наловил рыбы

Мерзни, мерзни, волчий хвост

Всю ночь

Ни одной.

Хвост замерз, а бабы били, чем попало: ведрами, коромыслами; Ели вырвался.

Она забралась в избу, и вымазалась тестом.

Лиса увидела волка, испугалась. Но что бы

разжалобить его она притворилась тоже побитой. Она говорила

« Битый не битого везет»

Рыжая, с маленькими глазками, пушистая.

Плутовка.

Лиса хитрая.

Да. Потому что она обхитрила деда и волка.

Дети характеризуют волка.

Потому что волк повел себя глупо, поверив лисе.

Потому что он добрый.

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение (слайд 13)

Работа в группах (слайд 14-15)

Повторение правил работы в группе.

Таблица « Правила работы в группе»

Дети разбиваются на 5 групп по 4-5 человек.

1задание. Работа с пазлами. Составление картинного плана.

Назовите, какие сюжеты из сказки у вас получились.

Что было в начале? Какое событие было дальше?

Что произошло потом?

2 задание. Составление характеристики главных героев. На доске вывешены картинки с изображением лисы и волка. Учащимся даны слова-эпитеты.

Прочитайте слова. Подумайте, о каком герое можно так сказать?

3задание. Подготовка выразительного чтения отрывка из сказки.

После чтения отрывка ребята самостоятельно оценивают друг друга, выбирают лучших чтецов.

Дети называют правила: 1. В группе должен быть ответственный.

2. Работать должен каждый на общий результат.

3. Один говорит, другие слушают.

4. Свое несогласие высказывай вежливо.

5. Если не понял, переспроси.

1.Каждая группа складывает одну иллюстрацию из пазлов. Определяет место происходящих событий. Кратко пересказывает по плану свой сюжет.

1.Как лиса обхитрила деда.

2. Встреча лисы и волка.

3. Волк ловит рыбу на реке.

4. Лиса в избе.

5. Битый не битого везет.

2.Распределяют слова (добрый, догадливая, сообразительная, хитрая, простофиля, доверчивый, глупый, умная, находчивая, добродушный), характеризующие главных героев. Прикрепляют слова к картинкам лисы и волка.

3.Учащиеся самостоятельно читают отрывок в группах. Выбирают чтецов для чтения вслух. (Тетрадь стр. 47 № 2)

8. Самостоятельная работа с проверкой по образцу.

1.Моделирование учащимися обложки.

Выберите из предложенных условных значков (заместителей литературных понятий-жанров:

кружок коричневый, кружок зеленый, прямоугольник коричневый) правильный и приклейте к листу. Подпишите.

2.Коллективная проверка.

Что мы с вами сегодня слушали на уроке?

А какой символ существует для сказки?

О ком говорится в этой сказке?

Если говорится о животных, то какого цвета круг?

3. Самопроверка по образцу. Взаимопроверка.

Похвалите своего соседа, если он все сделал правильно, если ошибся, помогите исправиться.

Дети выбирают из предложенных символов - нужный. Приклеивают к листу и подписывают.

Выполняют самостоятельно.

Сказку

Кружок.

О животных.

Коричневый.

Нет. Это русская народная сказка.

Сравнивают с образцом. Обмениваются моделями.

9.Подведение итога урока

Беседа с учащимися.

Ребята, с какой сказкой вы познакомились на уроке?

О ком эта сказка?

Игра « Собери крылатое выражение » (Слайд 16 )

Как вы понимаете смысл этого выражения: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

Чему учит эта сказка?

Вывод. В жизни бывают люди хитрые, изворотливые, как лиса; а бывают доверчивые, глупые, как волк. Я желаю вам быть умными, сообразительными, как лиса и добрыми, как волк. Любая сказка учит нас общению, доброте, умению выйти из сложных ситуаций.

Кто запомнил эту сказку, может пересказать своим близким. Тем, кто желает больше узнать сказок о животных, обратитесь в нашу библиотеку.

РНС « Лисичка – сестричка и волк»

О животных.

Каждая группа из разрезанных слов собирает крылатое выражение.

Сказки нас чему-то учат.

Быть честным, добрым;

На добро отвечать добром и если обидели никогда не мстить, отвечать добром.

Рефлексия слайд 17

Продолжите предложения:

На уроке мне было…

На уроке я узнал….

Больше всего мне на уроке понравилось….

Какие личные качества ученика вам помогали сегодня на уроке?

Выразите ваше отношение к уроку, определив место «облачка» возле солнышка: если вы довольны уроком, облачко прикрепите, не закрывая солнышко, если нет – облачко прикрывает солнышко.

Дети высказывают свое мнение. Говорят, что им понравилось на уроке, что было интересным, где возникала трудность и как они с ней справились.

Называют личные качества, которые им помогли работать на уроке.

Прикрепляют свои «облачки» к солнышку.