Программа художественно - эстетического воспитания "красота спасет мир". Эстетическая программа романа


Мир искусства (1898-1924) - художественное объединение, сформировавшееся в России в конце 1890-х годов. Под тем же названием выходил журнал, издававшийся с 1898 года членами группы. Основателями «Мира искусства» стали петербургский художник А. Н. Бенуа(делал иллюстрации к произведениям разным, в основном графика. Затем стал создавать эскизы костюмов театра и сами декорации для театра) и театральный деятель С. П. Дягилев.

Бакст – создавал эскизы к балетным костюмам,

Добужинский – связан с книгами и литографией, известная картина «Человек в очках»

Создает образ мертвой природы и такого же мертвого человека. Фигура в контражуре

К. сомов создавал портреты.

«Дама в голубом» ощущение болезненности

Так же написал портрет А.Блока и «маскарад»

Художники «Мира искусства» считали приоритетным эстетическое начало в искусстве и стремились к модерну и символизму, противясь идеям передвижников. Искусство, по их мнению, должно выражать личность художника. В основном это были графики и немного скульпторов.

Лансере Е. его не интересовала современная жизнь, он изображал фантазии воспоминания о 18 веке.обращался к след темам: Балы маскарады, воспоминания о временах людовика 16, архитектура того времени, хрупкость человеч жизни, аристократичность.

Художников не вдохновляла совр жизнь, она казалась обыденной скучной. Искали чего-то изысканного эстетизировали действительность. Чтобы быть художником нужно знать все, быть неким универсалом. Классический период в жизни объединения пришёлся на 1900-1904 гг. - в это время для группы было характерно особое единство эстетических и идейных принципов. Художники устраивали выставки под эгидой журнала «Мир искусства».

30. «Голубая роза». Эстетическая программа. Представители.

В принципе такого объединения не существовало. Оно было очень эфимерное. Существовал художник Борисов-Мусатов – идеолог. после его смерти группа художников вдохновилась его идеями и создала выставку где были полотна Борисова-Мусатова (посмертная выставка).

Борисов- Мусатов, родился в Саратове, в детстве заболел, очень плохо двигался и был горбуном, но тем не менее получил худож. образование в Париже. Использовал холст с переплетенными нитями, жидко втирал грунтовку, писал матово, получался эффект гобелена, как будто картина сплетена, а не написана. В основном изображал сестру, ее друзей и гостей, приезжающих в дом, все в стиле 17-18в, старинные платья атрибутика. Его картины были мечтой о прошлом, как будто только в прошлом была жизнь. Цвета бледные пастельные, очень мягкие картины, будто обвалакивающие. Фон часто декоративно написан.

«Водоем »

Узор деревьев перекликается с узором накидок, картина будто кадрирована как в фотоаппарате. Атмосфера молчания, условность.

«Мальчик с собакой » гармония природы

Автопортрет с сестрой, очень смелая композиция, кадрирование формата

«призраки»

Дом борисова-мусатова, сестра его, атмосфера текущей влаги, будто картина через окно в каплях дождя.

Умел создавать атмосферу, уходил от реальности в придуманный мир.

«Голубая Роза» - выставка, состоявшаяся в 1907 году в Москве, в которой участвовали живописцы П. Кузнецов, Н. Сапунов,С. Судейкин, Н. Крымов, М. Сарьян, скульптор А. Матвеев и др. Больше выставок не было.

В группу этих вдохновленных художников входили:

Павел кузнецов

Мартирос сарьян

Сапунов и судейкин - театральные худож из Петербурга

Выставка была открыта 18 марта 1907 года в Москве на Мясницкой улице в доме фабриканта фарфора М. Кузнецова и была организована на средства Н. П. Рябушинского - мецената, издателя журнала «Золотое руно» и художника-любителя.,название «Голубая роза» , как выражавшее поэтическую мечту о несбыточно-прекрасном.

Основу выставки «Голубая роза» составляли работы участников более ранней экспозиции - «Алая роза», проведённой в 1904 году в Саратове. (тут так же были работы борисова – мусатова, так же врубеля, сарьяна, судейкина, работы из мастерской Абрамцево). Московская выставка ознаменовала собой начало поздней фазы русского символизма. В сравнении с графически-линейными произведениями мастеров из Санкт-Петербурга, объединённых в «Мир искусства» и доминировавших в художественной жизни Российской империи начала XX века, работы молодых авторов из Москвы поразили зрителей нежными, дымчатыми, будто тающими красками и зыбкими, ускользающими формами. Большинство представленных на выставке полотен было создано в стиле модерн в его московском варианте. Вместе с тем часть работ как бы предвосхищала появление авангардных направлений 1910-х годов - экспрессионизм, примитивизм.

Показ работ молодых московских новаторов вызвал усиленную полемику среди художественной интеллигенции.

Кузнецов

«Мираж в степи»

Совершил поездку в Киргизию, Калмыкию Долго жил там и общался с кочевниками, совершал походы по степи. Изображал примитивные обыденные вещи,элементы обрядов. Основная мысль: мир это не то, что человек видит, а то, что он чувствует во время восприятия мира.

«Стрижка овец»

Уехал в Египет.

«Египтянка», геометрич. Стиль, стилизованная фигура, с условным цветом и условным светом, на фоне пальмы.

«Натюрморт. бананы», композиция неправдоподобная, но мы верим в нее

«Улица в Каире»

«Финиковая пальма»

«Автопортрет.»

Пейзаж франция. Расплывчатые работы кое как укладываются в силуэт.

Судейкин.

«Эскиз декорации» к балету.

Воронежской области

ГОБУ НПО ВО «ПУ № 56»

Программа

художественно – эстетического воспитания учащихся

Программу разработала

преподаватель литературы

Трубицына Мария Викторовна

Паспорт программы:

Наименование:

Программа художественно – эстетического воспитания учащихся

ГОБУ НПО ВО

«Профессиональное училище № 56 г. Россоши»

Сроки реализации:

2011-2014 учебные годы

Исполнители:

Педагоги,

учащиеся 1-3 курсов,

родители, библиотекари, преподаватели воскресной церковно – приходской школы

Законодательная база для разработки программы:

Закон «Об образовании Российской Федерации»;

Конституция Российской Федерации;

Концепция модернизации образования

Полное название образовательного учреждения:

Государственное образовательное бюджетное учреждение

начального профессионального образования

Воронежской области

«Профессиональное училище № 56 г. Россоши»

ГОБУ НПО ВО «ПУ № 56»

Адрес образовательного учреждения:

396659, Воронежская область,
г. Россошь, пл. Октябрьская, 152
тел./факс (47396/296) 2- 77- 89
e - mail

Организационно – правовая форма:

Государственное образовательное бюджетное учреждение

начального профессионального образования

Воронежской области

«Профессиональное училище № 56 г. Россоши»

Учредитель:

Департамент образования, науки

и молодежной политики Воронежской области

Пояснительная записка


В современном мире, где рядом с на­деждами живёт тревога о судьбах чело­вечества и планеты, наиболее важ­но воспитание будущих поколений в духе гуманизма. Сегодня приоритет общечеловеческих ценностей связан с таким пониманием человека, которое в равной мере базируется на его биологическом, психофизиологическом и культурном единстве.

В условиях эстетического раз­вития и эстетического воспитания, в от­личие от других форм воспитания, за­действованы все эти уровни развития человека как представителя рода.

Человек будущего должен быть сози­дателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим нача­лом. «Я убеждён, - пишет один из круп­нейших представителей английской тео­ретической мысли Херберт Рид, - что ни­когда до сих пор в мировой истории ху­дожественное воспитание не было так важно, как теперь, и как оно будет важно для грядущих лет... Я не хочу сказать, что художественное воспитание разре­шит все проблемы. Но я думаю, что мы не можем сохраниться как цивилизован­ная нация, не развивая в значительной мере эстетический элемент жизни».

Эстетическая деятельность - это ду­ховно-практическая, эмоционально-ра­циональная активность человека, со­держанием которой является построе­ние индивидуальной картины мира че­рез создание выразительных художест­венных образов, а целью - гармониза­ция своих отношений с миром, модели­рование образа «Я», формирование «Я-концепции творца».

Художественный образ лежит в осно­ве передаваемого подросткам эстетического опыта и является центральным, связую­щим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений.

Художественная деятельность - спе­цифическая по своему содержанию и формам выражения активность, нап­равленная на эстетическое освоение мира посредством искусства.

В эстетическом развитии цент­ральной является способность к воспри­ятию художественного произведения и самостоятельному созданию вырази­тельного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новиз­ной), вариативностью, гибкостью, под­вижностью... Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к харак­теру процесса деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и возра­стных возможностей.

Программа художественно-эстетического воспитания «Красота спасет мир» построена в соответствии с потребностями и интересами обучающихся, так как учебно-воспитательный процесс направлен на познание, развитие, формирование нравственной системы оценок, самореализацию и проектирование собственной деятельности будущих работников строительной сферы.


Программа построена на следующих принципах:


    развитие и воспитание творческих способностей обучающихся;


    коллективная деятельность и раскрытие себя в сценическом и жизненном пространстве;


    формирование базовой культуры личности и самореализации в социальном пространстве.


Данная программа рассчитана на 2011 – 2014 учебные годы и охватывает учащихся 1 – 3 курсов. Программа «Красота спасет мир» направлена на развитие нравственных и художественно-этических ценностей, накопленных разнообразных, в том числе и эстетических впечатлений, знаний, умений и навыков, необходимых в дальнейшей жизни, на воспитание нравственной культуры личности, нравственного сознания и культуры общества с преломлением его в поведение.

Положительные эмоции играют важную роль в жизни подростка, подросток противопоставляет их лавине негатива, который выплескивается сегодня на него в самых различных ситуациях. Педагог должен научить ребят выражать время их собственным голосом, собственным Я.

Художественно - эстетическое воспитание помогает открыть и познать себя, обрести уверенность, преодолеть внутреннюю несвободу, страх, подросток становится раскрепощеннее, учится формулировать и излагать свои мысли публично, появляется творческая активность, общительность, неповторимость собственной личности и неповторимость других членов коллектива.

Программа художественно-эстетического воспитания не ставит цели изучения методов, приемов и стилей какого либо вида искусства, главное - развитие творческих способностей, духовного мира и формирование интересной неординарной личности, готовой к взрослой жизни.

Цели программы:

    Воспитать потребность к усвоению новой информации, научить думать и действовать, выражать свое мнение, анализировать жизненную ситуацию.

    Сформировать творческую личность, способную к самостоятельному освоению нравственных ценностей.

Задачи:

    Вырабатывать потребность в приобретении знаний.

    Вовлекать учащихся в художественно-творческую деятельность и приобщать их к эстетической культуре.

    Развивать вкус, творческие способности.

    Прививать любовь к родному краю, природе.

    Развивать и совершенствовать интеллектуальную, психофизическую, физическую и творческую активности.

    Повышать мотивации обучающихся на культурные формы отдыха

Поставленные задачи выполняются посредством учебной и внеурочной деятельности: от игрового процесса к образовательному. Выступления, конкурсы, открытые уроки, концерты, миниатюры, инсценировки, спектакли приносят праздничность в жизнь учащихся и помогают раскрыть индивидуальные способности.

Организация досуга ребят проводится по плану внеурочной воспитательной работы, составленному с учетом традиций училища, с вовлечением максимального количества учащихся.

Принципы художественно-эстетической деятельности

1. Принцип развития

2. Принцип индивидуальности

3. Принцип творчества и успеха

4. Принцип поддержки и доверия

5. Принцип ответственности

Основание для разработки программы

Ситуация развития общества, обостряю­щиеся процессы поиска человеком смысла существования и своего места в ми­ре, приводит к необходимости углубления художественно-эстетического обра­зования.

Художественно-эстетическое образование - образование средствами искус­ства. Искусство –– художественное творчество может быть основным наставником в формировании личности. Главное помочь юноше и девушке, научить их видеть и понимать прекрасное. Именно искусство должно выступить для подрастающего поколения «за­щитным поясом», охранить от тех средств массовой информации, ко­торые распространяют идеи насилия, жестокости и могут нанести личностные и психологические травмы, став источником агрессивного поведения подростков. Все виды искусств формируют в личности мировоззрение, систему эмоционально-ценностных представлений о взаимодействии с природой и обществом, на­страивают личность на самосовершенствование, самообразование и гармонию отношений с природой.

Основные принципы программы:

    Соразмеренность урочной и внеурочной деятельности.

    Технологическая оснащённость (методические разработки, сценарии, технические средства и т. д.)

    Системность (календарные даты, периодичность проведения кружков, секций, мероприятий).

    Доступность (в соответствии с психолого-педагогическими способностями).

    Целесообразность.

    Реалистичность (в соответствии с ресурсами училища).

    Эстетичность (проведения, оформления, содержания).

Основная педагогическая идея

Создание условий для социально значимого определения на будущее. Формирование научного мировоззрения, ценностного взгляда на общество, труд, материальные и духовные богатства народа, активной гражданской позиции. Педагогика сотрудничества, методика коллективных творческих дел, метод проектов, личностно-ориентированная технология

Основные направления программы

Художественно-эстетическое

воспитание (ХЭВ)

Организация

культурного досуга

Образовательный процесс

Построение учебного процесса, как преподавание искусства по отдельным предметам, так и интегрированное преподавание, обеспечивающее целостное представление о многообразии всех видов искусств

Сочетание различных направлений досуга (художественных, интеллектуальных и т.д.)

Внеурочная воспитательная работа

Выступление на

общеучилищных, городских, районных и областных мероприятиях

Организация структуры воспитательной среды

Внеаудиторная работа

Создание предметных линий, взаимодействие с молодежным центром, музеем, городской библиотекой и др.

Налаживание связей с учреждениями образования. Работа кружков и секций (например, кружок воскресной школы) на базе училища

Работа с семьёй

Родительский всеобуч.

Роль семьи в воспитании гармоничной личности

Художественно-эстетическое воспитание осуществляется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и активного включения в различные виды художественно-эстетической деятельности. Оно направлено на приобщение к искусству.

Особое место в программе занимает ознакомление обучающихся с художественной литературой как искусством. Художественная литература способствует развитию эстетических и нравственных чувств, речи, интеллекта, закладывает позитивное отношение к миру. В структуре программы художественная литература как средство всестороннего развития занимает место между нравственным, трудовым и художественно-эстетическим воспитанием. В процессе чтения обучающиеся знакомятся с писателями и поэтами, обмениваются мнениями по поводу прочитанного, особенностях художественной прозы и поэтической речи.

В разных учебных группах программа предусматривает:

развитие интереса к различным видам искусства (литература, изобразительное, декоративно-прикладное искусство, музыка, архитектура и др.);

формирование художественно-образных представлений, эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное;

развитие творческих способностей в художественно-речевой и музыкально-художественной деятельностях;

обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков и умений в разных видах художественной деятельности;

развитие сенсорных способностей: восприятия, чувства цвета, ритма, композиции, умения элементарно выражать объекты и явления действительности в художественных образах;

приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.

Основные мероприятия в течение года

Мероприятия

Время проведения

Праздник «День знаний».

Сентябрь

День здоровья

Сентябрь

Концертная программа «С днём учителя»

Октябрь

Вечер отдыха «Осень правит балом»

Октябрь

Праздник «День матери»

Ноябрь

Интеллектуальный марафон (олимпиады по предметам)

Ноябрь

Конкурс новогодних газет

Декабрь

Новогодний карнавал

Декабрь

Станция «Освободительная»

Январь

Празднование дня защитника отечества

Февраль

«День птиц» Станция «Весенняя»

Март

Март

Проведение мероприятия к Дню Великой Победы.

Май

День здоровья «В здоровом теле, здоровый дух»

Май

Праздник Доброго слова

Май

Экскурсии, походы.

Июнь

Календарь традиционных мероприятий по художественно-эстетическому воспитанию учащихся:

Сентябрь

Торжественная линейка, посвященная Дню знаний;

«Посвящение в первокурсники».

Конкурс «История старой реликвии»

Октябрь

Праздничный концерт ко Дню учителя;

конкурс газет «День Учителя»;

конкурс рисунков «Мамины глаза»

выставка декоративно-прикладного творчества

Ноябрь

«Осенний калейдоскоп»

Конкурс фотопрезентаций «Золотая осень»

Декада здорового образа жизни Акция «Я выбираю жизнь!»

Конкурс плакатов «Скажем – НЕТ!»

Конкурс стихотворений, девизов

Оформление буклетов о вреде курени, алкоголя и наркотиков

Декабрь

Открытие мастерской Деда Мороза;

конкурс на лучшую новогоднюю открытку;

конкурс «Самый нарядный новогодний кабинет»

Январь

КТД «Истоки народных традиций». Фольклорная конкурсно-игровая программа «Преданья старины глубокой…»

Вечер в библиотеке «Раз в крещенский вечерок»

Конкурс сочинений «Освободители города Россошь»

праздник «Последний звонок»;

Февраль

Конкурс солдатской песни «Чувства, опаленные войной»;

конкурс чтецов;

Декада здорового образа жизни

конкурс рисунков «День Защитника Отечества»

Фольклорно-игровая программа «Проводы Зимы»

Март

Декада здорового образа жизни

Апрель

Конкурс на самую смешную фотографию;

Май

Праздничный концерт «День Победы»; конкурс чтецов;

КТД «Живи и помни!»;

конкурс рисунков и плакатов

«Война глазами детей»;

отчетный концерт «Праздник доброго слова».

Копилка мероприятий

Устные журналы:

· «Очевидное - невероятное»

· «Моя родословная»

· «Семейные традиции»

Игры:

· «Добро пожаловать!»

· «Тайны вокруг нас»

· «По каким правилам мы живем?»

· «Твои гражданские права»

Диспуты:

· «Можно ли изменить свой характер?»

· «Что значит владеть собой?»

· «Каким бы я хотел видеть своего друга, свой коллектив?»

· «Почему важно беречь честь коллектива и быть коллективистом?»

· «Можно ли стать красивым?»

· «Что такое духовность человека?»

· «Что такое красота в моде, в жизни, в искусстве?»

· «Сеющий неправду пожнет беду»

· «Разумное и нравственное всегда совпадают»

· «Кому легче жить - культурному или некультурному человеку?»

· «Надо ли любить всех?»

Игры-доказательства:

· «Суд над пороками людей»

· «Суд над наркоманией»

· «Суд над алкоголизмом»

· «Ложь на скамье подсудимых»

· «Суд над воровством»

Вечера:

· «Золотая осень»

· «Орден твоего деда»

· «Моя малая Родина»

Викторины:

· «Классики литературы о добре и зле»

· «Победа в Великой Отечественной войне»

· «Новогодняя. По странам и континентам»

· «Братья наши меньшие»

Беседы:

· «Расскажи мне обо мне»

· «Как изучить самого себя»

· «Что значит быть хорошим сыном, дочерью?»

· «Умей беречь честь бабушки и дедушки и добрую память о них»

· «Расскажи мне о себе»

· «В дружбе - сила»

· «Чтобы иметь друга, надо быть им»

Выставки поделок:

· «Золотые руки»

· «Природа и фантазия»

«Масленица щедрая»

Встречи с интересными людьми:

· «Советы мудрых»

· «Защитники Родины у нас в гостях»

· «История глазами моих родственников»

· «Национальные традиции в моей семье»

· «Моя родословная»

Конкурс сочинений:

· «Я и мой старший брат»

· «Я в ответе за младших в семье»

· «Мои соседи»

· «Что значит быть человеком?»

· «Береги честь смолоду»

· «Самый дорогой человек»

Заочные путешествия:

· «Здесь живут мои родственники»

· «Дорогами великих географических открытий»

· «По странам и континентам»

Игры-путешествия:

· «Имена путешественников на карте нашей страны»

· «Доброе утро, ветеран»

· «Праздничный сюрприз»

· «Снежная сказка»

Проведение классных часов:

«В союзе с красотой»

«Как прекрасен этот мир»

«Красота вокруг нас»

«Хорошие манеры»

Искорки пестрых дел

· «Презентация мира»

· «Социодрама»

· «Разброс мнений»

· «Публичная лекция»

· «Пять минут с искусством»

· «Приглашение к чаю»

· «Дерево, посаженное тобою»

· «Турнир знатоков этикета»

· «Дискуссионные качели»

· «Гостиная (поэтическая, музыкальная, театральная)»

· «Интеллектуальный аукцион»

· «Большой круг»

· «Диалог с веком»

· «День добрых сюрпризов»

· «Путешествие в свое прошлое»

· «Проблемы и аргументы»

· «Свободный разговор»

· «Смешинка»

· «Этический тренинг»

· «Конверт дружеских вопросов»

· «В одной связке»

Творческие конкурсы:

· На лучшее стихотворение о...царице наук - математике

· Рисунков на тему... («День Победы»)

· На лучшее поздравление с... (Днем учителя).

· Актерского мастерства.

· На лучший репортаж из... (мастерской, столовой).

· Агитпредставлений.

· Юных фотолюбителей.

· На лучшую праздничную стенгазету.

· На лучший научный реферат о... (вреде курения).

· Музыкальных пародий.

· Букетов (икебана).

· Исполнителей народных песен.

· Рисунков на стекле (витражей, новогодних оригами).

Основные линии художественно – эстетического воспитания

1 курс

Умение воспринимать красоту природы. Красота природы в произведениях поэтов, писателей, художников. Развитие художественных способностей.

Уважительное отношение к народному творчеству, памятникам культуры. Развитие художественных способностей. Красивое и безобразное.

Умение создавать красоту. Красота повседневной жизни. Развитие художественных способностей.

Общие законы красоты. Ритм. Гармония. Развитие художественных способностей.

2 курс

Азбука театра: сценарий, режиссёр, действующие лица, актёры, спектакль, афиша. Русская народная игрушка. Русские народные песни. Развитие художественных способностей.

Русские народные промыслы. Народная песня в творчестве русских композиторов. Развитие художественных способностей.

Театр в России. Русские и советские исполнители народных песен с мировым именем. Развитие художественных способностей.

Возрождение народных промыслов сегодня. Народная песня и популярная музыка сегодня. Развитие художественных способностей.

Многообразие театральной жизни сегодня. Современная живопись и скульптура. Развитие художественных способностей.

3 курс

Понятие об эстетике. Роль народного творчества в развитии современной культуры. Охрана памятников культуры. Способы повышения культурного уровня. Развитие художественных способностей.

Понятие культуры элитарной и массовой. Человек как творец своего внешнего облика. Красота мужская и женская. Достойная и пошлая жизнь как антиподы. Идеал мужчины и женщины. Умение видеть и создавать красоту. Развитие художественных способностей.

Ожидаемые результаты

Художественно - эстетическая осведомленность учащихся. Повышение художественно-эстетической воспитанности: художест­венного вкуса, манеры общения, внешнего вида, ценностной ориентации; художе­ственно-эстетической развитости (практических умений).

Увеличение обучающихся, мотивированных на культурные формы отдыха.

Эстетическая направленность
учебно-воспитательного процесса.

Единство учебной, воспитательной работы предполагает эстетическое воздействие на учащихся в процессе преподавания всех учебных дисциплин. Значение имеет все – содержание учебного материала, пути и способы его преподнесения, красочная образная речь педагога, эстетично оформленная наглядность, современные технические средства.

Работа по эстетическому воспитанию должна пронизывать каждый элемент урока. Знания, полученные на уроках литературы, истории, обществознания, истории архитектуры отражаются в учебной и внеклассной деятельности воспитанников.

Серьезную роль в художественно-эстетическом воспитании учащихся мы отводим на внеклассных занятиях, на которых стремимся научить воспринимать и ценить природу, искусство, прививаем навыки культурного поведения (эстетика поведения).

Художественно-эстетическое направление представлено кружками клубами по интересам:

    Литературно – поэтический кружок «Изящная словесность»

    Творческая мастерская «Радуга творчества»

    Кружок при воскресной церковно – приходской школе «Эстетика повседневности»

Для эффективности работы по художественно-эстетическому воспитанию создана методическая база:

    программы художественно-эстетического воспитания;

    тематическое планирование работы;

    конспекты занятий, сценарии досугов и праздников.

Для осуществления полноценного развития и воспитания обучающегося необходимо согласование усилий образовательного учреждения и семьи, в которой он воспитывается.

Поэтому сотрудничество с семьей строим по двум направлениям:

    вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс, организованный образовательным учреждением.

    повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и консультации.

Эффективность работы по художественно-эстетическому воспитанию зависит от координации работы с другими учреждениями. Коллектив училища тесно сотрудничает с библиотекой им. Прасолова, краеведческим музеем, молодежным центром, другими учреждениями города Россошь.

ЛИТЕРАТУРНО – ПОЭТИЧЕСКИЙ КЛУБ


Творческая мастерская


Кружок

при воскресной церковно – приходской школе

«Эстетика повседневности»


РУКОВОДИТЕЛЬ КЛУБА ПО ИНТЕРЕСАМ

Трубицына Мария Викторовна

преподаватель литературы

Положение о литературно-поэтическом клубе

1. Общие положения

Клуб «Изящная словесность» – литературный клуб по интересам. Специфика клуба определяется вниманием к развитию творческих способностей учащихся, популяризации поэтического и литературного наследия.

2. Задачи:

    расширять и углублять программный материал по литературе и русскому языку; развивать самостоятельность, творческую инициативу учащихся; тренировать ум и память; пробуждать интерес к предмету, к произведениям литературы; формировать навыки общественного поведения и полезной деятельности.

Цели:

    популяризация поэтического и литературного наследия;

    воспитание любви к родному краю; привитие культуры общения;

    воспитание чувства прекрасного;

    развитие сценического мастерства;

    воспитание активной жизненной позиции;

    актуализация известного о русском языке;

    осознание русского языка как национальной ценности;

    воспитание любви к родине;

    формирование ответственности к исторической памяти;

    развитие умения строить связные высказывания;

    воспитание языковой культуры личности;

    формирование представления о богатстве и выразительности языка;

    развитие интереса к родному языку;

    побуждение к самостоятельной работе со словарями и справочной литературой;

    расширение лексического запаса и кругозора учащихся:

    выявление современных путей развития русского языка;

    формирование представления о позитивных и негативных явлениях в современном русском языке;

    привитие культуру ведения диалога;

    воспитание вежливости, тактичности

    обсуждение, обмен впечатлениями о произведениях современных писателей;

    просмотр экранизаций художественных произведений,

    встречи с интересными людьми,

    оформление тематических подборок,

    фотопрезентации, экскурсии.

4. Организация деятельности клуба:

    основу клуба составляют постоянные члены из числа учащихся 1-3 курсов;

    в заседаниях клуба могут принимать участие все учащиеся, заинтересованные в предложенной для обсуждения теме;

    в работе клуба могут принимать участие преподаватели училища;

    организацию работы клуба осуществляет руководитель клуба.

5. Членство в клубе:

    членами клуба являются учащиеся училища;

    приём в члены клуба осуществляется на его заседаниях в течение учебного года;

    участие в работе клуба допускает членство в других студиях, кружках и клубах.

6. Управление клубом:

    управление клубом осуществляет его руководитель;

    деятельность клуба продолжается в течение учебного года;

    актив клуба ведёт подготовку к заседаниям клуба: организует мероприятия согласно плану; отвечает за своевременное оформление отчётных материалов по результатам полугодия; ведёт работу по привлечению новых членов клуба; разрабатывает план работы клуба на текущий учебный год;

    актив назначает ответственного за проведение очередного заседания или берёт на себя организационные обязанности по его проведению.

7. Контроль за деятельностью клуба

    Контроль за деятельностью клуба осуществляет заместитель директора по УВР Гребенченко Л. В.

План работы на 2013 – 2014 уч. год

месяц

мероприятия

курс

сентябрь

Знакомство с учащимися первого курса. Организация работы клуба «Изящная словесность»

Составление плана на 2013 - 2014год.

Тематическая подборка «Мой город Россошь». Конкурс сочинений «Славные имена моей малой родины»

Тематическая линейка, посвященная Дню пожилого человека

Заседание «О культуре поведения в Интернете» (ко дню Интернета России (30.09)

первый

второй

третий

октябрь

Конкурс художественного оформления

поэтических произведений «Золотая осень»

Тематическая подборка «Учителями славится Россия»

19 Лицеистам посвящается… Литературная гостиная

23 – 55 лет назад Б.Пастернаку присуждена Нобелевская премия по литературе. Тематическая подборка о лауреатах Нобелевской премии

первый

первый

второй

ноябрь

Викторина «В мире русских слов»

Творческая мастерская «Выразительное чтение стихотворений» (в рамках подготовки смотра художественной самодеятельности)

«Моя мама» конкурс стихотворений, эссе, творческих и художественных работ

21 – Всемирный день приветствий. Презентация о культуре общения

100 лет (1913) – «Детство» М.Горького. Просмотр экранизации о детстве Максима Горького

второй

первый

второй

третий

декабрь

Интеллектуальная игра «Самый умный»

85 лет (1928) – «Кем быть?» В.В.Маяковского. Конкурс устного рассказа « Моя профессия»

5 – 210 лет со дня рождения Ф.Тютчева, русского поэта (1803-1973). Поэзия зимнего дня. Конкурс чтецов.

Мастер класс. Подготовка к конкурсу художественной самодеятельности.

первый

январь

Заседание клуба. Просмотр кинофильма

2014 год - Год культуры в России. Указ о проведении Года культуры в России.

Оформление бюллетеней «Их именами названы улицы нашего города». «Они защищали наш город»

25 января - День российского студенчества (Татьянин день). Праздничное заседание клуба.

первый

первый

второй

третий

февраль

Конкурс устного рассказа о культуре общения.

Конкурс презентаций ко Дню Святого Валентина «Моя валентинка»

21 февраля – Международный день родного языка (с 1999г.) Беседа о значении родного языка.

первый

второй

март

205 лет назад вышла первая книга басен И.А. Крылова. Конкурс на лучшее исполнение басен Крылова

Конкурс художественного оформления поэтических произведений «Мама, милая мама…»

21 марта – Всемирный день поэзии (с 1999 г.). Поэтическая гостиная. Мое любимое стихотворение

Посещение спектаклей театра Рамс

первый

второй

третий

апрель

«Православные традиции празднования Пасхи в России». Встреча с преподавателем Воскресной школы.

Творческая мастерская ко всемирному дню книги (23 апреля). Встреча с библиотекарем

первый

второй

май

3 мая – Всемирный день свободы печати. Встреча с библиотекарем о новинках библиотечного фонда.

Конкурс чтецов «Нам этот мир завещано беречь»

«Праздник Доброго слова»

Подведение итогов работы клуба.

Награждение активных участников

первый

второй

июнь

Участие в мероприятиях, посвященных ДНЮ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ

«От улыбки станет всем светлей»

Высказывания учащихся училища разных лет:

    Жизнь прекрасна, когда в ней есть ТЫ!!!

    Жизнь прекрасна тогда, когда счастливы твои близкие и родные люди!!! Вот что делает жизнь прекрасной!!!

    Жизнь прекрасно – тогда, когда твои мечты сбываются!!!

    Жизнь прекрасна, главное суметь пережить те времена, когда кажется иначе!!!

    Жизнь действительно прекрасна!!! Нужно видеть во всем только положительный урок!!!

    Жизнь прекрасна, если всегда думать позитивно)))) о чем ты думаешь, то и притянешь - вот и есть тайна жизни, надо всегда улыбаться, даже когда грустно.

    Жизнь прекрасна тогда, когда твои родные, тебя любят!!!

    Жизнь прекрасна тогда, когда люди уважают друг друга.

Ожидаемые результаты

Воспитывая красотой, мы учим подростков тонким наблюдениям, глубокому проникновению в мир искусства, воспитываем стремление своими руками творить прекрасное вокруг себя. Главное здесь - создание благоприятных условий для развития творческой природы обучающихся, создание взаимосвязи искусства и учебных предметов, направленной на обеспечение целостного художественно-творческого развития. Мы считаем, что жизнь юного человека должна быть яркой, красочной, эмоциональной. Важно, чтобы подростки были включены в этот процесс, были активными участниками. Необходимо, чтобы они пели, танцевали, создавали произведения искусства (пусть не шедевры). Занятия вокалом, театром, танцами, ИЗО должны стать средством самовыражения, самоутверждения. Концерты и фестивали искусства, литературные салоны, музыкальные гостиные и выставки рисунков, фото, изящных поделок – все это наши училищные традиции.

Заключение

Работа всего коллектива по художественно-эстетическому воспитанию в течение многих лет дает свои результаты. К концу обучения повышается уровень воспитанности учащихся, снижается количество правонарушений, появляются положительные привычки, формируются трудовые и творческие навыки, развиваются способности общаться и жить среди людей.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сведения об учебниках

Количество экземпляров в библиотеке на момент утверждения программы

Наименование, гриф

Год издания

Эстетика

Дополнительная:

1. Базен, А. Что такое кино? / А. Базен. – М.: Прогресс, 1972. – 200 с. 1 экз. в библиотеке КемГУ.

2. Бердяев, творчества, культуры и искусства / . – М.: Мысль, 1994. – 400 с. 1 экз. в библиотеке КемГУ.

3. Бранский, и философия. Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи / . – Калининград, Янтарный сказ, 1999. – 674 с.

4. Борев. В 2-х т. – Смоленск: Русич., 1997

5. Власов, энциклопедический словарь изобразительного искусства / . - Тт. 1-8. – СПб, Азбука-классика, . 1 экз. в библиотеке КемГУ.

6. Воронова, О. Искусство скульптуры / О. Воронова. – М.: Искусство, 1981. – 164 с. 1 экз. в библиотеке КемГУ.

7. Гаврюшин, русской религиозной эстетики / // Философия русского религиозного искусства. - Вып. 1. – М.: Прогресс, 1993. – с. 7-33.

9. Зиберквит, М. Мир музыки / М. Зиберквит. – М.: Музыка, 1988. – 194 с. 1 экз. в библиотеке КемГУ.

10. Иллюстрированная история мирового театра. – М.: Искусство, 1999. – 370 с. 1 экз. в библиотеке КемГУ.

11. История эстетики. Ред. . - М.: Высшая школа, 1965. – 260 с. 1 экз. в библиотеке КемГУ.

12. Корзухина, И. Искусство танца / И. Корзухина. – М.: Искусство, 1979. – 178 с. 1 экз. в библиотеке КемГУ.

13. Костин, В. Язык изобразительного искусства / В. Костин. – М.: Искусство, 1978. – 180 с.

14. Кривцун, . / . - М.: Аспект Пресс, 19c. (132 экз. в библиотеке КемГУ, 10 экз. в учебно-методическом кабинете кафедры).

15. Энциклопедический словарь живописи. Ред. М. Лаклотт, Ж.-П. Кюзен. – М.: Терра, 1997. – 890 с.

16. Эстетика. / , ; Ред. . - М.: Центр, 1998. – 240 с. (10 экз. в библиотеке КемГУ, 5 экз. в учебно-методическом кабинете кафедры).

17. Эстетика. Словарь. Ред. – М.: Прогресс, 1987. – 300 с. 1 экз. в библиотеке КемГУ.

18. Яковлев, . / . - М.: Гардарики, 19c. (5 экз. в библиотеке КемГУ).

19. Яковлев, / . – М.: Высшая школа, 2000. – 315 с. 1 экз. в библиотеке КемГУ.

Формы текущего, промежуточного и рубежного контроля

Вопросы для индивидуальной и самостоятельной работы

1. Основные школы и концепции в эстетике Древней Греции

2. Эстетические взгляды Средневековья

3. Эстетические взгляды Возрождения

4. Основные эстетические концепции XIX - XX веков

5. Становление трагедии и комедии как жанра

6. Дополнительные эстетические категории: прекрасное

изящное, ужасное, целостное

7. Особенности восточной и европейской гравюры

8. Иконопись как особый вид живописи

9. Связь архитектуры и скульптуры

10. Архитектура и ландшафт

11. Понятие "культурный зритель"

12. Взаимоотношение художника и общества

13. Основные жанры кино и их развитие

14. Причины изменения мироощущения человека в XX веке

15. Пути реализма в XX веке

16. Формальный поиск в искусстве и его значение

17. Эстетика как целостный взгляд на мир

Примерные вопросы к экзамену:

1. Эстетика как наука.

2. Многообразие форм эстетической деятельности.

8. Полифункциональность искусства: воспитательная и внушающая функции.

9. Полифункциональность искусства: общественно-преобразовательная, компенсаторная и познавательно-эвристическая функции.

10. Полифункциональность искусства: художественно-концептуальная и информационно-коммуникативная функции.

11. Полифункциональность искусства: функция предвосхищения, эстетическая и гедонистическая функции.

12. Искусство как социальное явление.

13. Художественный образ как форма художественного мышления.

14. Теория и психология художественного творчества.

15. Теория и психология художественного восприятия.

16. Морфология искусства.

17. Историческая динамика видов искусств.

18. Калокагатия как принцип художественного сознания древнегреческой эпохи.

19. Эстетическая концепция Аристотеля.

20. Византийская эстетика.

21. Эстетическая система романики и готики.

22. Средневековая литература. Принципы эстетического освоения материала.

23. Художественные идеалы Европейского Возрождения.

24. Эстетические принципы барокко.

25. Эстетические принципы классицизма.

26. Эстетика Европейского Просвещения.

27. Концепция искусства романтизма.

28. Эстетическая система Гегеля.

29. Истоки неклассической эстетики.

30. Эстетика модернизма и постмодернизма ХХ века.

Мир искусства». Эстетическая программа. Представители.

Мир искусства (1898-1924) - художественное объединение, сформировавшееся в России в конце 1890-х годов. Под тем же названием выходил журнал, издававшийся с 1898 года членами группы. Основателями «Мира искусства» стали петербургский художник А. Н. Бенуа (делал иллюстрации к произведениям разным, в основном графика. Затем стал создавать эскизы костюмов театра и сами декорации для театра) и театральный деятель С. П. Дягилев.

Бакст – создавал эскизы к балетным костюмам,

Добужинский – связан с книгами и литографией, известная картина «Человек в очках»

Создает образ мертвой природы и такого же мертвого человека. Фигура в контражуре

К. сомов создавал портреты.

«Дама в голубом» ощущение болезненности

Так же написал портрет А.Блока и «маскарад»

Художники «Мира искусства» считали приоритетным эстетическое начало в искусстве и стремились к модерну и символизму, противясь идеям передвижников. Искусство, по их мнению, должно выражать личность художника. В основном это были графики и немного скульпторов.

Лансере Е. его не интересовала современная жизнь, он изображал фантазии воспоминания о 18 веке.обращался к след темам: Балы маскарады, воспоминания о временах людовика 16, архитектура того времени, хрупкость человеч жизни, аристократичность.

Художников не вдохновляла совр жизнь, она казалась обыденной скучной. Искали чего-то изысканного эстетизировали действительность. Чтобы быть художником нужно знать все, быть неким универсалом. Классический период в жизни объединения пришёлся на 1900-1904 гг. - в это время для группы было характерно особое единство эстетических и идейных принципов. Художники устраивали выставки под эгидой журнала «Мир искусства».

Читайте также:
  1. Историческая ситуация и своеобразие английской литературы 17 в. Темы. Сюжеты. Представители. Пуритане и театр.
  2. Культура работника железнодорожного транспорта: нравственная и эстетическая культура, культура взаимоотношений на производстве в быту.
  3. Лекция 8. Роль цвета в объектах дизайна. Эстетическая выразительность, художественная образность и композиционная целостность произведений дизайна.
  4. Мир искусства». Эстетическая программа. Представители.
  5. Модерн в европейском ис-ве. Общая хар-ка. Эстетическая программа, творческие приемы.Представители.
  6. Прециозность как специфическое французское явление 17в. Характеристика эстетики, основных жанров, представители. Вуатюр. Дюрфе. Скюдери
  7. Философия Возрождения, ее характерные черты и представители.

«Бубновый валет» - первоначально такое название получила выставка художников (декабрь 1910 - январь 1911), впоследствии вошедших в одноимённоетворческое объединение, с 1911 - Общество художников «Бубновый валет». На первых порах объединение включало преимущественно московских живописцев - впоследствии в него входили петербургские художники и представители других городов, в выставках участвовали многие художники из Западной Европы (французы инемцы). Существовало до декабря 1917 года.

Название: до 1917 года «бубновыми валетами» называли каторжников,

старинный французский карточный жаргон, в соответствии с которым вальтовый (фр. valet - слуга, лакей) номинал в сочетании с бубновой мастью (фр. Carreau - квадратики) считался и звался - «мошенником», «плутом».

Опирались на стилистику лубка, народного примитива, вывесок. Художники «Бубнового валета» отрицали традиции как академизма, так и реализма XIX века. Для их творчества характерны живописно-пластические решения в стилеП. Сезанна (постимпрессионизм), фовизма и кубизма.

Манера грубая, пастозно наложены краски, нарушение пропорций и перспективы, ассиметричные композиции, огрубленные формы, краски только масляные и локальные.

Кончаловский

Осьмеркин

Ларионов

Гончарова

Рождественский и др

Ларионов муж Гончаровой. Изображает солдат и солдат на отдыхе, пишет так, будто не обучен из. Искусству, изображает примитивное существование человека.

«Солдат на отдыхе»

«автопортрет » Ларионов, работа будто вырезана из дерева, как будто это работа ремесленника

Гончарова

«Беление холста» упрощенная композиция, маскообразные лица, тяжелая живопись.

«Испанка »Полу абстрактная картина, отсутствует прямая перспектива, цвета условные. Много посвящено изображению крестьян. Бубновый валет часто писали детей, душевно больных. Много изображали обнаженных тел, но рисовали это как варвары или дикари.

Кончаловский и Машков парный портрет. Путешествовали по Италии, и написали во время поездки этот портрет. Изображали то, чем они увлекались, создавали энергию себя и того, что они создали, грубо, прямолинейно. Изобразили ноты, гири, муз инструменты и живопись. Сами атлетичной формы



Машков – в основном писал натюрморты грубее чем у Сезанна

В 1912 году откололся ряд художников, тяготевших к примитивизму, кубофутуризму и абстракционизму (братья Владимир и Давид Бурлюки, Наталья Гончарова,Михаил Ларионов, Казимир Малевич и др), организовавших выставку под названием Ослиный хвост .

Объединение распалось в 1917 году, вскоре после того, как в 1916 году «Бубновый валет» покинули Пётр Кончаловский и Илья Машков.

По инициативе бывших членов «Бубнового валета» в 1925 году было образовано объединение «Московские живописцы» , в дальнейшем преобразованное в«Общество московских художников» (ОМХ).

32) Модерн в русском искусстве.
три основных этапа: ранний - 80-е годы, зрелый -90-е годы и поздний - начало XX столетия. В России, предыстория модерна совпала с начальным этапом его истории. до модерна в 80-е годы в живописи господствовал критический реализм, формировался ранний импрессионизм, модерн в России формировался в русле национальных концепций, для художников формировавшегося модерна важнее национальная традиция.
Новый гуманизм, В его основе - с осознанием достоинства личности прежде всего сочувствие народу из-за его крепостного состояния. Его свобода и образование - путеводная звезда русской интеллигенции со времен восстания декабристов. Развитие общественной жизни, которая всячески подавлялась феодально-церковной реакцией, все более обретает характер освободительного движения, во что вовлекается, кроме крестьянства, к концу XIX века и рабочий класс, который в странах Европы уже породил широкое социал-демократическое движение.
Модерн в России не только эстетика особняков нуворишей и доходных домов, здесь деньги делали деньги в русле капиталистического развития; модерн - и эстетика театра, с революцией в театре (МХТ), с театром (Комиссаржевская) и драматургией (Чехов, Горький, Андреев), что стало рупором освободительных идей.
Громадное большинство художников открыто выступило на стороне народа, даже из круга мирискусников, не говоря о Валентине Серове, который видел в окна Академии художеств атаку кавалерии и стрельбу солдат по толпе рабочих с семьями. Графика 10-х годов свидетельствует наглядно о зарождении демократического искусства в России с эстетическими и моральными параметрами, каковые вскоре станут восприниматься как советские.
«Мир искусства», порывая с передвижничеством, представляют модерн в его самый поэтический период.
«Бубновый валет» отвергли стилизм «Мира искусства», всякую мистику в настроениях и символизм «Голубой розы». Ставилась задача преодоления импрессионизма во всех его модификациях и возвращения живописи к предмету, как в народном творчестве. художники «Бубнового валета» «искали вдохновения в фольклоре, в лубке, в пряниках архангельского изделия…
«Союз русских художников»
«Голубая роза»
Представители: Серов, Левитан, Серебрякова (крестьянская темой и женской и детской чистоты и красоты), Врубель, К.Ф.Юон
в архитектуре - Шехтель (строил частные особняки, Ярославский вокзал)
Мы помним, творчество Михаила Врубеля отвергалось его современниками как декаденство, что вообще распространялось на молодых художников, включая даже Валентина Серова. стиль Врубеля, который составлял органическую часть русского варианта стиля модерн.



Врубель не увлекался пленэром, как Васнецов, ему так же был далек реализм передвижников, которые, по его мнению, пренебрегали формальными задачами. Вместе с тем у Врубеля заметны академические черты - в априорности красоты, Но Врубель последовательно преодолевает академизм. Орнаментальность становится отличительным качеством графики и живописи Врубеля.
* «Девочка на фоне персидского ковра» - одновременно выдвигает орнаментальный принцип как принцип композиции картины в целом. Эскизы орнаментов, выполненные Врубелем, были реализованы в орнаментальных панно, располагающихся вдоль кораблей сводов Владимирского собора. Художник выполнил орнаменты уже в новом стиле, избрав в качестве исходных форм изображения павлинов, цветы лилии и плетенку из растительных форм. «Модели», взятые из животного и растительного мира, стилизованы, схематизированы, одно изображение как бы вплетено в другое. Врубель пользуется гнутыми линиями.

33) Характеристика русского отечественного и зарубежного искусства 19-нач 20 в. Стили и направления. Хронология.
Русское искусство рубежа XIX-XX века. Жанровая живопись 1890-1900 гг. Полемика между отдельными художественными группировками, возросшая активность художественной жизни – приметы рубежа веков. Задача приближения искусства к жизни, внесения искусства в жизнь преобразования красотой окружающего мира. Стиль модерн. Изменения в живописи. Роль бытового жанра в русском искусстве рубежа XIX-XX века.Лирический пейзаж в творчестве И.И.Левитана (1860-1900). Творчество М.Врубеля и В.Серова.
Художники «Мира искусства» (1898-1924). Стиль модерн.

Русская тема в искусстве конца 19-начала 20 веков. (М. Нестеров, А. Рябушкин, Б.Кустодиев).

Объединения и направления в русском искусстве начала XX века. Русский авангард начала XX века. Объединения «Голубая роза» (1907), «Бубновый валет» (1910), «Ослиный хвост» (1912).

К.Малевич (1878-1935) и супрематизм. Творческая программа В.Кандинского (1866-1944) и «Синий всадник».

П.Н.Филонов (1883-1941), – основоположник аналитического искусства. Группа МАИ. Русское искусство 1920-1930-х гг. Соцреализм.

34) Направления модернизма. Хронология. Представители.
(от фр. Moderne – новейший, современный) – художественно-эстетическая система или совокупность течений искусства, сложившаяся в 1920-х гг., ищущая нетрадиционные способы художественного освоения действительности.
Датой зарождения модернизма 1863 год - год открытия в Париже «Салона отверженных.» главной целью -оригинальных произведений, основанных на внутренней свободе и особом видении мира автором и несущих новые выразительные средства, нередко сопровождающиеся вызовом устоявшимся канонам.

В узком смысле модернизм рассматривается как ранняя ступень авангардизма, начало пересмотра классических традиций. Декаденство и авангардизм считаются его ранними стадиями. В русской эстетике «модерн» означает исторически предшествовавший модернизму художественный стиль конца XIX - начала XX века (русский модерн, ар нуво, югендстиль, сецессион и др.), поэтому необходимо различать эти два понятия, с тем, чтобы избежать путаницы.

Модернистские течения в искусстве:

· Абстрактное искусство

· Абстрактный экспрессионизм

· Авангард

· Акмеизм

· Дадаизм

· Постимпрессионизм

· Сюрреализм

· Футуризм

· Экспрессионизм

· Символизм

· Примитивизм

Представители:

· Художники

· Вазарелли

· Вламинк

· Кандинский

· Кирхнер

· Лисицкий

· Малевич

· Мондриан

· Пикассо

35) Фовизм. Образно-пластический язык. Представители. Фовизм (от фр. Fauves – дикие) – название направления, которое было присвоено творческой группе молодых парижских художников А. Матиссу, А. Дерену, М. Вламинку, А. Марке, Р. Дюфи, К. ван Донгену, совместно участвующим в выставках 1905-1907 гг. Четкой программы у группы не было. Художников объединяло стремление к созданию образов с помощью яркого, открытого цвета. Природа – повод для создания экспрессивных композиций. Работы этих художников отличало отсутствие светотеневой моделировки, стремление к гармонизации цветовых пятен. У фовистов оставался один шаг до абстракционизма.

Анри Матисс (1869-1954), член парижской группы художников, называвшей себя «фовистами», отказался от модулирования цветов, чтобы снова создать впечатляющие, простые и ясные цветовые поверхности, расположенные в субъективно-прочувствованном равновесии по отношению одна к другой. Вместе с Браком, Дереном, Вламинком он принадлежал к парижской группе «Диких». В результате многолетней интенсивной работы, Матисс постепенно отходит от свето-теневой модуляции. Его девизом стало: «Чем боле плоско, тем художественнее». Он постепенно переходит к плоскостно-декоративной манере живописи, превращая картину в декоративный узор.

36) А. Матисс
Матисс был сыном потомственных ремесленников. Его мать в свободное время расписывала тарелки. Анри Матисс получает юридическое образование и становится клерком. Во время болезни он читает руководство для начинающих в живописи. Отец отправляет его с рекомендательными письмами учиться в мастерскую художника Бугро (1891), но он ищет что-то иное. Матисс поступает в Школу изящных искусств в мастерскую Гюстава Моро. Моро уважает дарование другого. В его мастерской царит атмосфера творчества и эксперимента. Матисс обращается к опыту импрессионистов в 1897 г.(натюрморт «Голубой горшок и лимон»). Матисс расписывал километры лавровых листьев, был сторожем в театре. Он заплатил огромные деньги за «Купальщиц» Сезанна. Картина вдохновляла его на создание едевров. В 1905 г. Матисс отправляется на Средиземное море. Его «Вид Коллидра» – полет освобожденного человека. Плотина рухнула, и лавина самых ярких чистых красок обрушилась на мир. Немыслимые, сумасшедшие, запрещенные всеми художественными Академиями мира цвета нашли свое место на полотнах мастера. В 1905 г. состоялась выставка, в которой участвовали Матисс, Дерен, Вламинк, Руо и другие художники. Матисс показал на ней картину «Открытое окно». Критик Луи Воксель назвал живопись дикой, а их авторов дикими или фовистами. В Матиссе не было ничего эпотажного, что свойственно и русским авангардистам. Он с молодости любил элегантно одеваться, обожал стильные вещи. Он не ставил перед собой цель поразить и озадачить. Его находки и открытия – результат честного труда. С 1907 г. начинается сотрудничество Матисса с известным русским собирателем живописи Сергеем Ивановичем Щукиным., который обеспечил мастеру нормальную без срывов работу до 1912 г. Для стиля Матисса характерна предельная упрощенность формы, композиционная ясность и уравновешенность, отсутствие светотеневой моделировки, плоские пятна чистого цвета и мажорность («Танец», «Музыка», «Натюрморт с ковром», «Красная комната»).

37) Кубизм. Образно-пластический язык. Представители.
Изобретателем кубизма считают Пикассо с его картиной «Авеньонские девушки» (1907), но это, скорее всего, выражение поиска многих художников. Теоретиками кубизма являются живописцы Ж. Метценже и А. Глез. Кубисты пробовали осознать внутреннее строение предметов, они пытались расширить пределы оптического видения. К трем измерениям пространства Возрождения кубисты добавили 4-е – время. В 1911 г. они выставили свои произведения в «Салоне отверженных». Кубисты – Пабло Пикоссо, Жорж Брак, Жуан Грис, М. Дюшан – использовали цвет для своих сочетаний света и тени. Они прежде всего интересовались формой, преобразуя предметы. Они добивались впечатления выпуклости с помощью тональных градаций. Прежде всего, они свели многообразие форм к элементам прямоугольника, треугольника и круга. Полихромное богатство Сезанна, охватившее весь спектр, они свели в основном к черному, белому, серому, охре, коричневому и синему цвету. Контраст света и тени ими был использован во всех возможностях его многотональности. Картины стали уподобляться рельефу, а их содержание свелось к нескольким предметам домашнего обихода. Музыкальные инструменты, благодаря своей утонченности и функциональной красоте форм, вдохновляли живописцев и становились объектами натюрмортов. В качестве контраста к линейным формам и сплошным поверхностям использовались куски ткани, имитации кусков дерева и деревянных решеток. Позже к окрашенным геометрическим формам стали добавлять настоящие предметы, как то: фанера, стекло, листовые металлы, ткани, куски обоев и газет и отдельные типографские буквы. Формы предметов были отделены от их естественной, органической среды и согласованы с абстрактными геометрическими формами. Кубисты разрабатывали новые формы неглубокой многомерной перспективы, позволяющей представить объект в виде множества пересекающихся и просвечивающих плоскостей, сосредоточенных вдоль оси композиции. Объект изображался одновременно со многих точек зрения как комбинация геометрических форм. По мнению кубистов на картине был представлен не только внешний облик объекта, но и знание о нем. Конструктивное сходство и взаимосвязь всех предметов – на это обращают внимание кубисты. Первый этап развития кубизма связан с аналитическими композициями, второму этапу свойственны абстрактные натюрморты.

Пикассо пишет картины «Танец с покрывалами», «Женщина с веером», «Три женщины». В 1908 г. создалось объединение «Бато-Лавуар». В 1911 г. образовалась новая группа кубистов в мастерской Вийона, к которому присоединились Дюшан, Глез, Метценже, Ле Фоконье, Леже, Пикабия, Купка.

Наиболее последовательно кубизм проявлялся в творчестве Ж. Брака (1882-1963) («Арии Баха», «Португалец»).

38) П. Пикассо
«голубой период» -1903-1904
«розовый период» - 1904-1907
«неоклассицизм Пикассо»
* Портрет Гертруды Стайн.
* Герника

«Голубой» и «розовый» периоды

В 1900 году Пикассо уехал в Париж, где посетил Всемирную выставку. Именно там Пабло Пикассо познакомился с творчеством импрессионистов.
Голубой период. Барселоне в 1903-1904 годах был назван «голубым». В работах этого времени ярко выражены темы старости и смерти, характерны образы нищеты, меланхолии и печали («Женщина с пучком волос», 1903; Пикассо считал: «кто грустен, тот искренен»); движения людей замедлены, они словно вслушиваются в себя («Любительница абсента «Нищий старик с мальчиком», 1903; «Трагедия», 1903). В палитре голубые оттенки. Отображая человеческие страдания, Пикассо в этот период рисовал слепых, нищих, алкоголиков и проституток. Их бледные, отчасти удлинённые тела на картинах напоминают работы испанского художника Эль Греко.

*Произведение переходного периода - от «голубого» к «розовому» - «Девочка на шаре» (1905

розовый период
В 1904 году Пикассо поселяется в Париже, начинается так называемый «розовый период», в котором печаль и нищета «голубого периода» сменилась образами из более живого мира театра и цирка. Художник отдавал предпочтение розово-золотистому и розово-серому тонам, а персонажами стали в основном бродячие артисты - клоуны, танцовщики и акробаты; картины этого периода проникнуты духом трагического одиночества обездоленных, романтической жизни странствующих комедиантов («Семья акробата с обезьяной», 1905).

От экспериментов с цветом и передачи настроения Пикассо обратился к анализу формы: сознательная деформация и деструкция натуры («Авиньонские девицы», 1907), односторонняя интерпретация системы Сезанна и увлечение африканской скульптурой приводят его к абсолютно новому жанру. Вместе с Жоржем Браком, которого встретил в 1907 году, Пикассо становится родоначальником кубизма - художественного направления, отвергавшего традиции натурализма и изобразительно-познавательную функцию искусства.

увеличивает и ломает объёмы рассекает их на плоскости и грани, продолжающиеся в пространстве, Перспектива исчезает, палитра тяготеет к монохромности, и хотя первоначальная цель кубизма состояла в том, чтобы более убедительно, чем с помощью традиционных приёмов, воспроизвести ощущение пространства и тяжести масс, картины Пикассо зачастую сводятся к непонятным ребусам. Чтобы вернуть связь с реальностью, Пикассо и Жорж Брак вводят в свои картины типографский шрифт, элементы «обманок» и грубые материалы: обои, куски газет, спичечные коробки. Начинают преобладать натюрморты, преимущественно с музыкальными инструментами, трубками и коробками из-под табака, нотами, бутылками с вином и т. п. - атрибутами, присущими образу жизни художественной богемы начала века. Техника коллажа соединяет грани кубистической призмы в большие плоскости («Гитара и скрипка», 1913) или передаёт в спокойной и юмористической манере открытия, сделанные в 1910-1913 («Портрет девушки», 1914). В «синтетический» период появляется также стремление к гармонизации колорита, уравновешенным композициями, которые временами вписываются в овал. Собственно кубистический период в творчестве Пикассо заканчивается вскоре после начала Первой мировой войны

39) Экспрессионизм.(выражение)
-считалось невозможно через реализм заставить зрителя содрогнуться. Некоторе называют его – «новая вещественность». Это диссонанс цвета и форм, но – с узнаваемыми элементами. Считалось, что искусство уже ненужно, поэтому – цвета – минимальны, живопись сходит на нет.
Представители:
Объединения: «Голубой всадник» – образован Кирхнером и Хелькелем.
Состав: Шмидт Роттлер, Марк Франц, Макс Пехштейн. Джеймс Энсор, Эдвард Мунк.
одно из направлений авангардизма. Первое поколение экспрессионистов соотносится с деятельностью немецкой группы «Мост» (1905-1912 гг). Их сочная и многоцветная живопись сменяется плоскостной и графичной манерой письма. Группа «Мост» была организована в Дрездене студентами архитектурного факультета Высшего технического училища. Своим предшественником экспрессионисты считали бельгийца Джеймса Энсера с его масками и Эдварда Мунка, чьи картины называют «криками времени». С 1906 по 1912 гг. выставки «Моста» устраиваются то в Дрездене, то в Кельне. Для экспрессионизма характерна изломанность линий, контрастность цвета, деформированность пространства. В 1910 г. В. Кандинский и Ф. Марке организовали альманах под названием «Синий всадник», а в следующем году – выставку с этим же названием. Эта выставка положила начало второму объединению экспрессионистов (1911-1914 гг.). К этому объединению примкнули Макке, Кампендонг, Клее, Кубин, Кокошка. Экспрессионисты – Мунк, Кихнер, Геккель, Нольде и художники группы «Голубые всадники» - Кандинский, Марк, Маке, Клее – вновь пытались вернуть живописи ее психологическое и духовное содержание. Целью их творчества было представить внутренний духовный опыт с помощью форм и цвета, донести до зрителя внутреннее напряжение, которое испытывает автор. Творчество Поля Клее отличается необыкновенным размахом использования цветовых возможностей. Он составил суровые, веселые и мрачные мелодии цвета. В творчестве Дерена отразилось ощущение жестокости среды и сочувствие человеку.
Произошла выставка «Документа»
Абстракция –лирическая (Кандинский) и геометрическая (Малевич и Дестейл) Это время появления аэроплана, художник теперь может видеть мир сверху, с высот полёта:
*Шоссе и переулки
*Внутренний реквием
Пит Мондриан и его композиции.

40) Футуризм. общее название художественных авангардистских движений начала 20 века в поэзии и живописи, главным образом в Италии и России.
В 1908 г. математик Герман Минковский сформулировал изменение мировоззрения: «Отныне понятия «время» само по себе и «пространство» само по себе осуждены на забвение.
В изобразительном искусстве футуризм отталкивался от фовизма, заимствуя у него цветовые находки, и от кубизма, у которого перенял художественные формы, однако отвергал кубический анализ (разложение) как выражения сущности явления и стремился к непосредственному эмоциональному выражению динамики современного мира.

o
Джакоммо Балла

· Умберто Боччони

· Давид Бурлюк

· Юлиус Эвола

· Карло Карра

· Маяковский

Главные художественные принципы - скорость, движение, энергия, которые некоторые футуристы пытались передать достаточно простыми приёмами. Для их живописи характерны энергические композиции, где фигуры раздроблены на фрагменты и пересекаются острыми углами, где преобладают мелькающие формы, зигзаги, спирали, скошенные конусы, где движение передаётся путём наложения последовательных фаз на одно изображение - так называемый принцип симультанности.

В основе произведений футуристической живописи, скульптуры и архитектуры лежит выражение движения в двух формах: «проникновение во внутрь» и «одновременности»
*(скульптор Умберто Боччони «Бутылка, развернутая в пространстве»)

Футуризм – стиль в изобразительном искусстве и его особенности

ФутуризмДавайте в этот раз познакомимся с экзальтированным художественным стилем под названием футуризм. Я думаю у все на слуху сочетание «футуристическое будущее», «футуристический пейзаж». У меня эти фразы ассоциировались с техникой будущего, с какими то внеземными технологиями. Но на самом деле оказалось что это немного не так. Несомненно, футуристы преклонялись перед грядущей технической цивилизацией и ее ценностями. Но это не утопичный мир будущего – это мир настоящего с превнесенными в него новыми художественными средствами самовыражения и такими понятиями как энергетические поля, движение, техногенные звуки. Но, обо всем по порядку.

Футуристы были революционерами в искусстве. Некоторые из них считали себя сторонниками социальной революции, а свою роль в современном искусстве видели в том, чтобы обновлять его так же, как обновляют общественную жизнь истинные революционеры. В отличие от представителей других авангардистских течений, испытывавших ужас перед надвигающейся индустриальной эрой, футуристы принимали будущее с экзальтированным оптимизмом, абсолютизировали внешние признаки технической цивилизации в качестве новых ценностей, знаменующих модель грядущего мироустройства.Футуризм

Гоночный автомобиль, несущийся как шрапнель, представлялся им прекраснее любой античной статут. Автомобилю, поезду, электричеству, вокзалу футуристы посвящают свои поэмы и картины. В социально-политическом плане очищение мира от старой рухляди они видели в войнах и революциях. Война – единственная гигиена мира. Они с восторгом встретили Первую мировую войну, многие из них ушли воевать добровольцами и погибли.

Еще одной важой особенностью эстетики футуризма стало стремление ввести в изобразительное искусство звук чисто визуальными средствами. Шумы, ворвавшиеся в мир вместе с новой техникой, так очаровали футуристов, что они стремятся передать это их в своих работах. Первая выставка итальянских футуристов прошла в Париже в В России футуризм отчётливее всего выразился в литературе, например творчество Маяковского и некоторых других поэтов. В изобразительном искусстве русский футуризм не вылился в целостную художественную систему.

40. ФУТУРИЗМ. ОБРАЗНО-ПЛАСТИЧЕСКИЙ ЯЗЫК. ПРЕДСТАВИТЕЛИ. Футуризм – 1910-20г. художественно авангардческое движение в поэзии и живописи, главным образом в Италии и России. Футуристов интересовало не содержание, а форма. Они придумывали новые слова, использовали жаргон, язык плаката и афиш. задача: отказ от традиций, разрыв с идеологией и этическими взглядами предшественников. Футуристы принимали будущее с восторгом и оптимизмом, абсолютизировали внешние признаки технич.цивилизации в качестве новых ценностей. Упоенные новейшими достижениями техники, они стремились вырезать традиционную культуру ножом техницизма, урбанизма и новой науки. В изобразительном искусстве футуризм отталкивался от фовизма, заимствуя у него цветовые находки, и от кубизма, у которого перенял художественные формы. Главные художественные принципы - скорость, движение, энергия, которые некоторые футуристы пытались передать достаточно простыми приёмами. Для их живописи характерны энергические композиции, где фигуры раздроблены и пересекаются острыми углами Они стремятся активизировать зрителя, как бы поместить его в центр своих работ и их динамизм перенести в психику зрителя. Знакомство с достижениями физики и психологии приводит футуристов к стремлению изображать не сами предметы, а образующие их энергетические, магнитные, психические поля. стремление ввести в изобр.искусство звук. Первая выставка итальянских футуристов прошла в Париже в 1912 и затем проехала по худож.центрам Европы (Лондон, Берлин, Брюссель т т.д.) в Россию выставка не добралась, но русские сами подхватили идеи футуризма. В России футуризм после живописи особенно отразился в литературе (Хлебников, потом Маяковский), В изобразительном искусстве русский футуризм не вылился в целостную художественную систему. Этим термином скорее обозначались самые разные тенденции русского авангардизма – постсезаннизм, декоративный вариант кубизма, неопримитивизм, поиски, созвучные экспрессионизму, фовизму, дадаизму, опыты абстрактного формообразования. футуризм как художественно-эстетическое движение завершился с началом Первой мировой войны. Балла, Джакомо. ИТАЛИЯ. Балла - представитель первой волны футуристического искусства, на чьем творчестве учились У. Боччони и А. Северини. художник присоединяется к худ. группировке Маринетти, основателя футуризма. Он выступает соредактором «Манифеста художников-футуристов» переносит футуризм на другие области искусства: скульптуру и прикладное искусство - театральный дизайн и костюм. Боччони, Умберто. Итальянский художник, ученик Балла. соавтор «Технического манифеста футуристической живописи».Боччони увлечен идеей передачи движения в среде. В Париже Боччони сблизился с кубистами, это отразилось в творчестве. Особенно скульптуре. выступил автором «Манифеста футуристической скульптуры». Боччони был самой яркой и одаренной личностью в футур.движении. В 1915 г. ушел на Первую мировую войну и погиб. В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Давид Бурлюк - основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея». Сплотил вокруг себя Маяковского, Хлебникова, Кручёных,Бенедикт Лившиц, Елена Гуро. В первом манифесте «Пощёчина общественному вкусу» призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода современности». Терентьев- художник. Каменский- поэт, один из первых русских авиаторов. кубофутуризм - направление, в котором в разное время работали такие художники, как Малевич, Бурлюк, Гончарова, Розанова,и др.
41. АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО.ОБРАЗНО-ПЛАСТИЧ. ЯЗЫК, ПРЕДСТАВИТЕЛИ. Направление нефигуративного искусства, отказавшегося от изображения реалистич.форм. Символ модернизма, абстрактное искусство, появилось в 1910-е годы, основав новую традицию, не связанную с изображением. Отказ от мимесиса, освободил искусство от необходимости подражать реальности и открыл возможности для эксперементов с формой и цветом, что осуществляли многочисленные представители авангарда. Рождение абстракции относится ко времени создания Кандинским - "Первой абстрактной акварели", датированной 1910 годом, возможно задним числом, поскольку настоящей датой появления абстракции следует считать выход его статьи "О духовном в искусстве" Последовательная трансформация реальности - что впервые стали делать импрессионисты и постимпрессионисты - закономерно привела к появлению абстрактного искусства. С самого начала абстрактное искусство развивалось в двух направлениях. Первое направление – геометрическая абстракция, для неё характерны правильные, четко очерченные конфигурации. В этом направлении работали русский художник Казимир Малевич, голландец Пит Мондриан, француз Робер Делоне. Второе направление – лирическая абстракция. Художники, работающие в этом направлении, предпочитали свободно текущую форму, наполненную мерцающими, пульсирующими цветами. Художники: В.Кандинский, К.Малевич,П.Мондриан,Д.Балла,П.Клее, Ф.Леже, А. Родченко.
42. Творчество Василия Кандинского. Василий Кандинский происходил из семьи купцов, потомков сибирских каторжан. в гимназические годы начал заниматься музыкой и живописью. В 30 лет Кандинский бросил карьеру юриста и уехал из Москвы в Мюнхен учиться искусству. Столица Баварии считалась тогда одним из центров европейского искусства. Там Кандинский стал активным участником местной художественной сцены, организатором (совместно с Ф. Марком) объединения «Синий всадник» (1911) – главного оплота раннего немецкого экспрессионизма, и одним из пионеров абстрактного искусства. Художник так и проработал всю жизнь в Европе, за исключением периода с 1914 по 1921 год. После революции Кандинский не мог ужиться в России, его позвали преподавать в новой школе искусств «Баухауз», он согласился. Это помогло стать ему всемирно знаменитым художником российского происхождения. Значение творчества Кандинского выходит за рамки открытия абстрактной «манеры»: он, наряду с Малевичем, является создателем основ современного искусства. Его книга «О духовном в искусстве» (1911) – без преувеличения самая влиятельная художественная теория столетия. Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу». В искусстве авангарда художник приобретает неограниченную власть над зрителем, и Кандинский первым взял эту власть. Путь Кандинского к абстракции лежал через символизм и экспрессионизм: он был одним из немногих русских художников, кто пренебрег эффектным кубистическим приемом. С 1909 года Кандинский делит свои работы на «импрессии» (выражение впечатлений от природы), «импровизации» (выражение впечатлений он «внутренней природы») и «композиции» (пик сознательных творческих амбиций). Композиция, для Кандинского, синоним творчества. Ее наивысшим воплощением стала абстракция, хотя художник пришел к ней не сразу. Абстракция для Кандинского не была однажды принятым решением о строительстве нового мира, как чуть позднее для Малевича и его последователей. Картины Кандинского вплоть до 1920-х годов сохраняют намеки на изображения даже в самых радикальных работах. Кандинскому всегда хотелось «не глядеть на картину со стороны, а самому вращаться в картине, в ней жить». Того же «вращения» художник требует и от зрителя. Когда Фашисты закрыли Баухауз, он перебрался во вранцию. Занимался творчеством до самой смерти.
43. ТВОРЧЕСТВО КАЗИМИРА МАЛЕВИЧА российский и советский художник-авангардист польского происхождения, педагог, теоретик искусства, философ. Основоположник супрематизма - одного из наиболее ранних проявлений абстрактного искусства новейшего времени. в первую очередь известный своей неоднозначной и вызывающей много дискуссий работой "Черный квадрат". В Советском Союзе на протяжении многих лет имя художника находилось под негласным запретом. Сам Малевич в течение своей жизни также немало способствовал тому, чтобы максимально запутать факты личной и творческой биографии. В 1910 году принял участие в первой выставке «Бубнового валета». Потом «Ослиный хвост» и прочие. Малевич оформил ряд изданий русских футуристов. Его живопись этих лет демонстрировала отечественный вариант футуризма, получивший название «кубофутуризм»: кубистическое изменение формы, призванное утвердить самоценность и самостоятельность живописи, соединилось с принципом динамизма, культивируемым футуризмом [«Точильщик (Принцип мелькания)» Работа над декорациями и костюмами к постановке в конце 1913 футуристич. оперы «Победа над Солнцем» была осмыслена Малевичем как становление супрематизма. В живописи в это время художник разрабатывал темы и сюжеты «заумного реализма», использовавшего алогизм, иррациональность образов как инструмент разрушения традиционного искусства; алогическая живопись, выражавшая заумную реальность, была построена на шокирующем монтаже разнородных пластических и образных элементов «Дама на остановке трамвая» «Авиатор» «Комп. с Моной Лизой», «Англичанин в Москве» Малевич написал первую брошюру «От кубизма к супрематизму». Новый живописный реализм. Это книжечка- манифест Малевич не совсем напрасно волновался по поводу своего изобретения. Сотоварищи его круто воспротивились тому, чтобы объявить супрематизм наследником футуризма и объединиться под его знаменем. Свое неприятие они объясняли тем, что еще не готовы безоговорочно принять новое направление. Черный квадрат словно вобрал в себя все формы и все краски мира, сведя их к пластической формуле, где доминируют полюсность черного (полное отсутствие цвета и света) и белого (одновременное присутствие всех цветов и света). Подчеркнуто простая геометрическая форма-знак, не увязанная ни ассоциативно, ни пластически, ни идейно ни с каким образом, предметом, понятием, уже существовавшими в мире до нее, свидетельствовала об абсолютной свободе ее создателя. Черный квадрат знаменовал чистый акт творения, осуществленный художником-демиургом. «Новым реализмом» называл Малевич свое искусство, которое считал ступенью в истории всемирного художественного творчества.
44. Русский авангард. Кубофутуризм. Русский авангард представляет собой сложное, разнородное и противоречивое направление, развивавшееся в России с 1910 по 1932 гг. и включавшее в себя множество течений абстрактного, нефигуративного и беспредметного искусства. Он возник под влиянием французского кубизма и фовизма, итальянского футуризма и немецкого экспрессионизма, оказав затем в свою очередь огромное, во многом определяющее воздействие на все искусство западного модернизма и авангарда. Эволюция русского авангарда позволяет условно выделить в нем три периода. Первый приходится на 1910-1915 гг. и известен под именем кубофутуризма.Второй длится с конца 1915 г. по 1924 г. и означает расцвет, наивысший подъем авангарда. К кубофутуризму в эти годы добавляются супрематизму конструктивизму производственное искусство и другие течения. Третий период охватывает 1925-1932 гг., когда авангард распространяется на все виды искусства. однако в целом он постепенно сходит на нет и в 1932 г. в связи с роспуском всех независимых объединений прекращает свое существование. Становление русского авангарда происходит на фоне исключительно интенсивной артистической жизни - как внутренней, гак и внешней, - которую Россия вела с конца прошлого века. В эти годы устраиваются многочисленные выставки новейших течений зарубежного искусства. Многие русские художники совершают паломничество в Париж и другие западные центры. В Мюнхене возникает группа «Синий всадник» (1911), в которой активную роль играют русские художники (В. Кандинский, М. Ве- ревкина, А. Явленский). В самой России царит великое многообразие художественных движений. Основными центрами формирования русского авангарда были петербургский «Союз молодежи» (1909-1917) и московский «Бубновый валет» (1910-1916), куда входили многие будущие авангардисты: Н.И. Альтман, В.Д. и Д.Д. Бурлюки, К.С. Малевич, В.Е. Татлин, П.Н. Филонов, М.З. Шагал, А.А. Экстер. Первым собственно авангардистским объединением стала основанная в 1912 г. Д. Бурдюком «Гилея», куда вошли некоторые из вышеназванных, а также поэты В.В. Маяковский. В. Хлебников. А.Е. Крученых. В отличие от западного русский авангард смог объединить кубизм и футуризм в кубофутуризм, а внутри него - живописцев, поэтов и критиков, среди которых тон задавали поэты. Их общей идейно-эстетинеской основой было предчувствие скорых и неизбежных потрясений. результатом которых станет рождение нового мира и новою человечества. Отсюда - разрушение или причудливое смешение традиционных жанров и стилей, отрицание эстетического вкуса, стремление футуристов выделить поэтический язык в чистом виде, освобождая его от общепринятых смыслов и значений, от всего, что связывает его со старым миром, или же создать совершенно новый, «заумный» язык - с новыми словами, грамматикой и синтаксисом. Главными фигурами кубофутуризма в поэзии были В.В. Маяковский (1893-1930) и В. Хлебников (1885-1922). Первый обрушил свою «атаку» на традиционное классическое искусство, а также на современные ему течения модернизма - символизм и акмеизм. Его новый язык отличает яркая экспрессивность, он наполнен глубоким драматизмом, мощным энергетизмом и острым динамизмом, имеет оригинальное графическое построение благодаря использованию «столбика» и «лесенки» В. Хлебников стал одним из самых радикальных реформаторов поэтического языка. В равной мере у него проявилась неодолимая страсть к эксперименту. Он также был горячим поборником максимального сближения науки и поэзии, видя в этом путь создания «новой мифологии» и «сверхъязыка» будущего человека. В. Кандинский разрабатывает отличный от кубофутуризма вариант нефигуративной живописи, вдохновляясь экспрессионизмом и называя ее абстрактной. Свое понимание такой живописи он изложил в работе «О духовности в искусстве» М. Шагал также не порывает с традиционной живописью, соединяя ее с неопримитивизмом и экспрессионизмом, испытывая влияние кубизма, футуризма и сюрреализма. Его яркие, красочные, фантастические, граничащие с
абсурдом картины - «Я и деревня», «Над городом» и др. - часто навеяны библейскими темами и сюжетами, поэтизируют повседневную жизнь. П. Филонов в своем «аналитическом искусстве» разрабатывает оригинальную теорию «органической формы». Испытывая влияние экспрессионизма и кубофутуризма и используя язык геометрических форм, он также не отказывается от фигуративности. Новизна его метода заключается в том, что составляющие его картины элементы и формы органически зависимы между собой