Игровые технологии в доу в условиях введения фгос. "игровые технологии в образовательном процессе доу"


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад № 50 «Золотой ключик»

Администрация Городского округа Подольск

Комитет по образованию

Игровые технологии в детском саду в условиях ФГОС ДО

Подготовила:

воспитатель первой квалификационной категории

МДОУ ЦРР - детского сада

50 «Золотой ключик»

Лысенкова Б.А.


Игровая педагогическая технология

  • Отбор, разработка, подготовка к игре;
  • Включение детей в игровую деятельность;
  • Подведение итогов, результатов игровой деятельности.
  • Осуществление самой игры;

Цель игровой технологии

Не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.


Задачи игровой технологии

  • Необходимость объяснения родителям важности игры
  • Обеспечение безопасного пространства для игры

3. Наличие соответствующей развивающей предметно – пространственной среды, поддерживающей игру

4. Свободное время детей не должно быть жестко программируемым, Педагог должен наблюдать за детьми, понимать их игровые замыслы, переживания. Ему необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если воспитатель относится к игре серьёзно, с искренним интересом, без обидного снисхождения.


Выделяют следующие компоненты игровых технологий:

  • мотивационный
  • ориентационно-целевой
  • содержательно-операционный
  • ценностно-волевой
  • оценочный

Требования к организации игровой деятельности:

выбор игры - зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностей детей;

предложение игры - создаётся игровая проблема, для решения которой предлагаются различные игровые задачи: правила и техника действий;

объяснение игры - кратко, чётко, только после возникновения интереса детей к игре;

игровое оборудование - должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГОС;

организация игрового коллектива - игровые задачи формулируются таким образом, чтобы каждый ребёнок мог проявить свою активность и организаторские умения;

развитие игровой ситуации - основывается на принципах: отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;

окончание игры - анализ результатов должен быть нацелен на практическое применение в реальной жизни


Виды педагогических игр

По виду деятельности – двигательные, интеллектуальные,

психологические и т.д.

По характеру педагогического процесса – обучающие,

познавательные, воспитательные, развивающие

По характеру игровой методики – игры с правилами; игры с

правилами, устанавливаемыми по ходу игры

социализирующие, логические и т.д.

По игровому оборудованию – настольные, компьютерные,

театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т.д.


Роль общения педагога и детей

повышает познавательный интерес

вызывает эмоциональный подъём

способствут развитию творчества

максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры

позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику

игровых действий


ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:

  • Игровые тренинги –
  • Сюжетно – ролевые игры
  • Театрализованные игры

Применение игровых технологий в работе позволяет повышать успешность обучения детей с речевыми нарушениями.

  • Игровые технологии направленные на развитие мелкой моторики
  • Игровые технологии направленные на развитие артикуляционной моторики
  • Игровые технологии направленные на развитие дыхания и голоса

  • Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
  • Игра - что может быть интересней и значимей для ребёнка? Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребёнок идет в детский сад.

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.

«… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть»

Эрик Берн

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Игра – ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. И с этим никто не спорит. Но как это реализуется в современной практике дошкольного образования?

Развитие современного общества требует обобщения и систематизации опыта педагогических инноваций, результатов психолого-педагогических исследований. Одним из способов решения этой проблемы является технологический подход к организации образовательной работы с детьми.

В Федеральных государственных общеобразовательных стандартах ДО игра рассматривается как важное средство социализации личности ребенка – дошкольника. Право на игру зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст. 31).

В условиях введения ФГОС ДО для педагогов важно понять: что представляют собой игровые технологии, как использовать их в образовательном процессе?

Цель игровой технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

выделяет следующие компоненты игровых технологий:

Мотивационный

Ориентационно-целевой

Ценностно-волевой

Оценочный

Все рассмотренные компоненты находятся в тесной взаимосвязи и включают ряд структурных элементов.

установочный элемент

игровые ситуации

задачи игры

правила игры

игровые действия

игровое состояние

результат игры

С введением ФГОС ДО перед нами встали следующие задачи, направленные на введение игровых технологий в ДОУ:

Необходимость объяснения родителям важности игры

Обеспечение безопасного пространства для игры (особенно касается дворовых территорий)

Наличие соответствующей развивающей предметно – пространственной среды, поддерживающей игру

Свободное время детей не должно быть жестко программируемым, Педагог должен наблюдать за детьми, понимать их игровые замыслы, переживания.

Ему необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если воспитатель относится к игре серьёзно, с искренним интересом, без обидного снисхождения.

Согласно ФГОС ДО содержание образовательной программы в ДОУ должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области) :

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие.

МЫ РАССМОТРИМ ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ ПО КАЖДОМУ НАПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЯ.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:

Игровые тренинги –

Сюжетно – ролевые игры

Театрализованные игры –

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Здесь выбор игр огромен и разнообразен, но следует выделить игровые технологии, направленные на формирование знаний, умений и навыков – это так называемые обучающие игры, проблемные игровые ситуации и игровые технологии, направленные на закрепление полученных знаний, развитие познавательных способностей.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства,

мира природы; формирование элементарных представлений о видах искусства;

восприятие музыки, художественной литературы

фольклора, изобразительного искусства.

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах

деятельности детей: двигательной, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма,

развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, выполнением основных движений, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми, становление ценностей здорового образа жизни.

Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Игра - что может быть интересней и значимей для ребёнка? Это и радость и познание, и творчество. Это то, ради чего ребёнок идет в детский сад.

Воспитатель: Искра Виктория Васильевна р.п. Усть –Абакан, 2018год Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение. Детский сад «Радуга»

«Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить» А.М. Горький.

Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра в этом возрасте является ведущей деятельностью в этот период. В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.

Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Её задачи:

Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.

Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.

Игровая педагогическая технология - организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Игровая технология должна быть направлена на решение таких задач:

  • дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
  • деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве ее средства;
  • в деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игровая форма организованной образовательной деятельности, создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулированию детей к обучению.

Игра - это самая свободная форма погружения человека в реальную или (воображаемую) действительность с целью ее изучения, проявления собственного «Я» , творчества, активности, самостоятельности, самореализации.

Игра несет на себе функции: снимает напряжение и способствует эмоциональной разрядке; помогает ребенку изменить отношение к себе и к другим, изменить способы общения, психическое самочувствие.

Игровая технология включает в себя:

  • игры и упражнения, формирующее умение выделять характерные признаки предметов;
  • группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
  • группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
  • группы игр воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, смекалку и т.д.;

В игре активизируются психологические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление.

В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, эта форма занятия противостоит пассивному слушанию и чтению. В процессе игры интеллектуально пассивный ребёнок свободно выполнит такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной ситуации.

У детей дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра.

Психологи рассматривают игру в дошкольном возрасте как деятельность, определяющую психическое развитие ребенка, как деятельность ведущую, в процессе которой возникают психические новообразования.

Виды педагогических игр очень разнообразны.

Они могут различаться:

  • по виду деятельности - двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д.;
  • по характеру педагогического процесса - обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.
  • по характеру игровой методики - игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.
  • по содержанию - музыкальные, математические, логические и т. д.
  • по игровому оборудованию - настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, и т. д.

Главный компонент игровой технологии - непосредственносистематическое общение педагога и детей.

Воспитательное и обучающее значение игры зависит от:

  • знания методики игровой деятельности
  • профессионального мастерства педагога при организации и руководства различными видами игр
  • учёта возрастных и индивидуальных возможностей.

Используя игровые технологии в образовательном процессе, я много использую доброжелательности, стараюсь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять любую выдумку и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

Сначала игровые технологии я использовала как игровые моменты. Игровые моменты очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Работая с детьми четырех – пяти лет для меня основная задача - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека, интересного партнера в игре. Использую фронтальные игровые ситуации, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Это игры типа «Хороводные» , «Догонялки» .

В своей деятельности я ежедневно применяю игровые моменты на занятиях, в свободной деятельности детей, на прогулках, во время разных игр: это и пальчиковая гимнастика в стихотворной и игровой форме, и артикуляционная гимнастика, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, игры малой подвижности, речевые игры и задания хорошо развивают речь ребенка и готовят к успешному обучению в школе

Игровые моменты должны присутствовать во всех видах деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.

Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Например: использую игровую ситуацию "” – Кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот? ” вовлекая детей в веселую игру – соревнование: " Такими фигурками может быть шарик и кубик, квадратик и круг.

Дети делают выводы, что острые углы мешают катиться кубику и квадратику: "Шарик катится, а кубик - нет”. Затем это закрепляем в рисованиии квадрата и круга.

Такие игровые технологии, направленные на развитие восприятия.

Технология развивающих игр Б.П. Никитина:

Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.

Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т.д. В своих книгах Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами Монтессори, планами и картами, квадратами, наборами «Угадайка» , «точечками» , «часами» , термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами.

Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками и т.д. и т.п. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр, и они напрямую связаны с интеллектом.

Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. В этом детям помогут игры типа «Магазин» ,» Дочки-матери», «Запомни картинку» .

Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка. Как мы знаем, что развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. Наглядно-действенное - это мышление в действии. Оно развивается в процессе использования игровых приемов и методов обучения в ходе осуществления действий, игр с предметами и игрушками. Образное мышление - когда ребенок научился сравнивать, выделять самое существенное в предметах и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления. На развитие образного и логического мышления направлены многие дидактические игры. Логическое мышление формируется в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.

Естественно, что комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. Проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе решают игры, направленные на развитие психических процессов, а также специальные игры, которые развивают удошкольника элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.

Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Если с детьми занимаются игровой терапией систематически, то они приобретают способность управлять своим поведением. В их игровой деятельности начинают преобладать сюжетно-ролевые игры с отображением отношений людей. В качестве одного из эффективных видов игротерапевтических средств используются народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками.

Используя в педагогическом процессе народные игры «Кошки – мышки» , «Прятки» , «Жмурки» , своей работай я не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: одновременно приобщаю воспитанников к народной культуре. Это важное направление компонента образовательной программы детского сада.

Использование игровой технологии театральной деятельности, помогает мне обогащать детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

Подводя итоги сказанного, хочу сделать вывод, что применение игровых технологий в моей педагогической работе помогает влиять на качество образовательного процесса, на повышение эффективности воспитания и обучения детей и на снятие отрицательных последствий образования.

Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.

Таким образом, понимая, что игра – это важный вид деятельности в дошкольном возрасте, я стараюсь организовать ее так, чтобы каждый ребёнок, проживая дошкольное детство, мог получить знания, умения и навыки, которые он пронесёт через всю жизнь. И от того, как я его научу передавать взаимоотношения между людьми, так он и будет строить реальные отношения.

Список использованной литературы:

  1. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. - М., 2010.
  2. Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. - 2012. - №5.
  3. Пенькова Л. А., Коннова З. П. Развитие игровой активности дошкольников.
  4. Аникеева Н.П. Воспитание игрой/Н. П. Аникеева. - Москва, 1997. с. 5-6
  5. Елистратова И. Давай с тобой поиграем. //Мой ребенок/И. Елистратова. - №11. -2006. -с. 22-30.
  6. Запорожец А.В., Маркова Т.А. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста. - Москва, 1998 г. с-8-12.

Светлана Гринина
Игровые технологии по ФГОС в детском саду

Понятие «игровые педагогические технологии » включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенной общим содержанием, сюжетом, персонажем.

В нее включаются последовательно :

игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и т. д.

Особенностью игровых технологий является то , что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей : труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима дня и игра.

Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается детьми в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для дошкольников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.

Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии , разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем, чтобы используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр :

обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

познавательные, воспитательные, развивающие;

репродуктивные, продуктивные, творческие;

коммуникативные, диагностические и др.

В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы. Игровые технологии могут быть направлены на развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, творческих способностей и т. д.

Пример использования игровой технологии на занятиях ФЭМП .

Цель : способствовать закреплению навыков счета в пределах десяти; побуждать выделять сходные и отличительные признаки геометрических фигур; развивать логическое мышление, внимание; способствовать установлению дружеских взаимоотношений – умение поддерживать друг друга.

Ход занятия.

1. Дети садятся на стульчиках полукругом. Воспитатель встает спиной к детям и показывает карточку с цифрой. Дети вслух произносят эту цифру и договариваются между собой. Когда воспитатель повернется должны стоять дети, согласно цифре на карточке.

2. Дети сидят на стульчиках, воспитатель раздает им карточки с цифрами. По сигналу воспитателя встают дети, в руках которых карточки «меньше шести» , «больше трех» и т. д.

3. Дети делятся на команды. Им раздаются карточки с изображением геометрических фигур. Воспитатель предлагает каждой команде выбрать предметы из группы похожие на их геометрическую фигуру.

4. Словесная игра. Воспитатель кидает мяч каждому ребенку и задает вопрос. Дети отвечают и возвращают мяч воспитателю. Пример, «Сколько углов у треугольника?» , «Сколько сторон у квадрата?» и т. д.

5. Дети берутся за руки, образуют какую-либо геометрическую фигуру. Воспитатель предлагает присесть тем детям, которые стоят в углах фигуры, являются стороной фигуры.

6. Словесная игра «Найди ошибку» . Детям читается рассказ о геометрических фигурах и числах в пределах десяти. Задача дошкольников найти и обозначить ошибку.

7. Каждому ребенку предлагается рассказать, что ему понравилось на занятии. Он берет в руки волшебный клубочек, после ответа передает следующему ребенку.

Обучение в форме игры должно строится от простого к сложному и прослеживаться при изучении всех пяти образовательных областей.

Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. С точки зрения формирования мотивационной и эмоционально-волевой готовности к школе, каждая игровая ситуация общения дошкольника со взрослыми, с другими детьми является для ребенка «школой сотрудничества» , в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальнами требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества.

Публикации по теме:

Игровые технологии как эффективный метод обучения согласно требованиям ФГОС Игровые технологии как эффективный метод обучения согласно требованиям ФГОС Образовательные стандарты дошкольного образования ставят во.

Консультация для педагогов «Игровые технологии в детском саду» «Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром» Фридрих Фребель Игра представляет собой особую деятельность,.

Мастер-класс для родителей «Здоровьесберегающие технологии в детском саду» Цель мастер-класса: освоение и последующее применение технологий в практической деятельности педагога-воспитателя. Задачи: Дать определение.

План работы по самообразованию на 2015–2016 учебный год Тема: «Игровые технологии в условиях введения ФГОС до» План самообразования: Месяц Мероприятия Сентябрь Консультация для педагогов: «Игровые технологии в ДОУ» Консультация для родителей: «Игры.

Работа городского ресурсного центра «Игровые педагогические технологии в дошкольном образовании в условиях реализации ФГОС» Кочубеева Наталья Вячеславовна старший воспитатель МБДОУ центра развития ребенка – детского сада № 21 городского округа Железнодорожный.

наталья киреева
Методическая разработка по теме «Использование игровых технологий в образовательном процессе ДОУ»

Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ

Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано прежде всего с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности.

Слово «технология » происходит от греческого слова : «techne» - искусство, мастерство, умение и «logos» - наука, закон. Дословно «технология » - наука о мастерстве.

Какая технология расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни? (ИГРОВАЯ ) (слайд 2)

Игровая технология – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий . Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры , ее методологических основ , выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.

Игровые технологии имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи : формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя.

Развитие современного общества требует обобщения и систематизации опыта педагогических инноваций, результатов психолого-педагогических исследований. Одним из способов решения этих проблем является технологический подход к организации образовательной работы с детьми .

В дошкольном образовании педагогическая технология представляет совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих комплекс форм, методов , способов, приёмов обучения, воспитательных средств для реализации образовательного процесса в ДОУ .

На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии может быть использована :

Для освоения образовательной темы или содержания изучаемого материала;

В качестве НОД или его части

Как часть образовательной программы , формируемой коллективом ДОУ.

Цель игровой технологии – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Задачи :

1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.

2. Подобрать средства , активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность. (слайд 3)

Главный признак педагогической игры в игровой технологии – чётко поставленная цель обучения и соответствующие ей педагогические результаты, характеризующиеся учебно-познавательной направленностью.

Место и роль применения игр в учебном процессе , сочетание элементов игры и обучения во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр. (слайд 4)

1)В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности :на физические (двигательные, интеллектуальные (умственные, трудовые, социальные и психологические.

2) По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр :

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, занимательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, и др.

3) Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики . Укажем лишь важнейшие из применяемых типов : предметные, сюжетно-ролевые (творческие, интеллектуальные игры, игры с готовыми правилами (дидактические, подвижные) . Хочу остановить своё внимание на группе игр по характеру игровой методики :

5). По игровому оборудованию – настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.

Рассмотрим группы игр по характеру игровой методики :

I группа предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки предметы дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. п.

Например игра «Чудесный мешочек» Цель : уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов , дети овладевают сенсорными эталонами.

«Времена года» Цель : систематизировать знания детей о явлениях неживой природы.

«Найди по листу дерево» , «Узнай на вкус» , «Найди такой же листик» Цель : помочь различать предметы по качествам и свойствам, развивать наблюдательность. И др. игры.

II группа игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

выделяется : Технология организации сюжетно-ролевой игры Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой.

Сюжетно-ролевая игра включает в себя сюжет игры, содержание, роль.

Сюжет- сфера деятельности, которая воспроизводится детьми, и представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих.

4. Роль- средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры.

Как доказано в исследованиях Н. Я. Михайленко, Е. Е. Коротковой, игры развиваются в следующей последовательности :

Младший возраст – ролевая игра (игра-диалог) ;

Средний возраст – игра с правилами, театрализованная игра;

Старший возраст – игра с правилами, режиссёрская (игра – фантазия, игра- драматизация)

Н. Я. Михайленко выделяет следующие принципы организации сюжетно-ролевой игры в дошкольном детстве :

1. Воспитатель должен играть вместе с детьми.

2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развёртывать игру таким образом , чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ её построения.

3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка как на осуществление игрового действия , так и на пояснение его смысла партнёрам - взрослому или сверстнику.

Игра не появляется у ребёнка сама собой, а формируется у него стихийно, или целенаправленно. Ребёнок поэтапно овладевает всё более сложными способами построения игры, в следующей последовательности :

1. Предметно-действенный способ построения игры.

От одного года до 2,5 лет.

Это может начинаться, как только ребёнок овладел рядом простых практических действий, освоил назначение бытовых предметов (ложкой едят, расческой причесываются) .

2. Ролевой способ построения игры.

От 3 лет до 5 лет.

Приход к ролевому поведению в игре связан с возможностями ребёнка соотносить, сравнивать свои действия с действиями других людей, с развитием речи.

Ролевое поведение как способ построения игры можно формировать, начиная с 2,5- 3 лет.

3. Сюжетосложение. Возраст от 5 лет может быть выделен как условная граница перехода к формированию сюжетосложения - способа построения игры.

В нашей группе мы выделили игровые центры , в которых дети разворачивают любые сюжетно – ролевые игры. Организуя игру, я стараюсь занять позицию включённого партнёра : прошу ребёнка пояснить смысл действий, побуждая к ролевой речи и беря на себя определённую роль.

Игра должна развёртываться особым образом , так, чтобы для ребёнка «открылась» необходимость соотнести его роль с разными другими ролями, а также возможность смены роли в процессе игры для развёртывания интересного сюжета. Это возможно при соблюдении двух условий :

1. использование многоперсонажных сюжетов с определённой ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными;

2. отказ от однозначного соответствия числа персонажей (ролей) в сюжете количеству участников игры : персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников.

Состав игры при этом принимает вид «куста» :

Приведём примеры нескольких конкретных «кустов» ролей :

Если для использования в игре реалистической тематики нам педагогам придётся подумать о том, как построить возможный «куст» ролей, то сказочные сюжеты уже имеют такую ролевую структуру (главный герой сказки обычно последовательно взаимодействует с остальными персонажами); они также могут быть использованы как основа для игры с детьми. Игры по мотивам сказочных сюжетов целесообразно развёртывать с детьми, у которых менее развито ролевое поведение, они чувствуют себя в такой игре более уверенно.

Рассмотрим формирование «куста ролей» на конкретных примерах.

примера :

Миша, давай с тобой играть. Здесь у нас будет машина. Ты будешь шофером? А я - пассажир. Давай, будто на красный свет поехали, а нас милиционер остановил?

Я теперь буду полицейским.

Педагог проверяет права, спрашивает :

Куда едете?

Давай рядом с твоей машиной ехала ещё одна машина – грузовик. Я теперь - шофер грузовика. Моя машина вдруг сломалась. Я тебе сигналю, чтобы ты остановился и помог починить.

Педагог благодарит педагогов за помощь.

Сколько ролей имеет этот «куст» сюжетной игры?

Педагог : Как мы видим, сюжет развёртывается постепенно. В первом событии в игре взаимодействуют шофёр и пассажир, во втором - шофёр и полицейский, в третьем – шофёр и шофёр другой машины.

У ребёнка могут возникнуть собственные предложения в ходе игры -необходимо их принять. Ребёнок может отвергнуть полицейского, а предложить съездить на заправку, на работу к маме, в магазин и т. д.

Педагог :Однако переключение детей на речевое взаимодействие в игре можно сделать ещё более отчётливым, используя особые методические приёмы . Одним из них является создание чисто «разговорной» ситуации с помощью очень простых игрушек - телефонов. Это игра взрослого с детьми в «телефонный разговор» .

Например :

Приглашаю педагогов- немножко по играть. Игра может строится на основе уже известных детям сюжетов с парными взаимодополнительными ролями («дочки - матери» , «больница» , «магазин» и т. п.). Первоначально, чтобы помочь детям включиться в «телефонные разговоры» , воспитатель распределяет роли следующим образом : себе берёт основную роль (например, «доктора» , а детям предлагает одинаковые дополнительные роли («пациентов» ).

Выбрав спокойное место и расположившись так, чтобы все участники были обращены лицом друг к другу (за столиками или на ковре кружочком, педагог вводит смысловую ситуацию и предлагает роли двоим, вовлечённым в игру педагогам-детям : «Давайте поиграем в телефон. Здесь как будто ваши дома. У каждой телефон. А это мой телефон. Это у меня больница. Я доктор. А вы как будто заболели. Давайте, вы мне звонили, вызывали врача. Дзинь. У меня телефон звонит. Алле! Это доктор у телефона. Кто мне звонит?. Больная девочка? Что у тебя болит?»

Педагог развертывает ролевой диалог с одним педагогом-ребёнком (выясняет характер болезни, предлагает больной прийти в больницу или, наоборот, обещает приехать к ней домой и т. п., а затем переходит к взаимодействию со вторым участником : «Опять у меня телефон звонит. Дзинь. Это доктор слушает. Кто мне звонит? Еще больная?» Диалог со вторым ребёнком-«пациентом» строится аналогичным образом , но взрослый несколько изменяет содержание своих вопросов, реплик, отталкиваясь от инициативных ролевых высказываний ребёнка.

Для того чтобы дети могли реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно, несмотря на всю прихотливость индивидуальных замыслов, необходимо овладение новым, более сложным способом построения игры -совместным сюжетосложением.

Сюжетосложение включает умение ребенка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразные тематические содержания, и при этом быть ориентированным на партнёров-сверстников : обозначать для них (пояснять, какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры.

Совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения - «расшатывания» уже известных; постепенно взрослый переводит детей к всёболее сложным преобразованиям знакомого сюжета , а затем и к совместному придумыванию нового. Наиболее удобными для такого постепенного «расшатывания» являются сюжеты известных детям волшебных сказок. Сказка по своей природе родственна игре : она погружает в атмосферу условности, вымысла, чрезвычайно привлекая детей.

Характер игры-придумывания воспитателя с детьми в ходе педагогической работы меняется в следующей последовательности :

1. Совместное «вспоминание» (пересказ известной сказки) .

2. Частичное преобразование известной сказки . Начинать преобразование известной сказки проще всего с изменения главного героя, его задачи (искомого объекта, волшебного средства. В дальнейших таких играх взрослый стимулирует детей к внесению большего числа изменений в придумываемую сказку, по сравнению с известной. Для этого целесообразно предлагать начало сказки, соединяя в нем сразу сказочные и реалистические элементы.

3. Придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических элементов.

Немного поиграем : приглашаю 3-4 педагогов- помощников для демонстрации примера, предлагает их сесть в круг, начинает сказку :

У Емели была сестра, и родители попросили отвезти её в детский сад….

Педагоги-дети продолжают начатый сюжет.

Например, Но Емеля не знал, где находится детский сад. Емеля попросил друга найти детский сад. Они вместе отправились в дорогу. По дороге Емеля предложил зайти в магазин, чтобы купить сестре конфетку. Вместе они смогли отыскать детский сад, забрать сестрёнку и угостить её вкусной конфеткой.

Педагог приглашает педагогов для демонстрации примера :

Я буду волк, а ты - Красная Шапочка (я повстречал тебя в лесу.)

Игра проводится по сказке. Можно предложить, будто волк и Красная Шапочка отправились к бабушке вместе с волком…и т. д.

Творческие, сюжетно-ролевые игры познавательного характера не просто копируют окружающую жизнь, они являются проявлением свободной деятельности дошкольников, их свободной фантазией.

Совместную сюжетную (творческую) игру с детьми я организовываю в отрезки времени, отведенные режимом для свободных занятий детей. Наиболее удобным является время перед полдником и после него, когда дети находятся в помещении групповой комнаты. Организовав самостоятельную деятельность всех детей группы на доступном для них уровне (предоставив детям предметы для манипулирования, сюжетные игрушки, материалы для конструирования, уделяли время для игры с тем или иным ребенком или парами детей, преследуя цели формирования у них игровых умений .

III группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей это игры с готовыми правилами (обычно и называемые дидактическими) . С дошкольниками могут быть использованы : игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.

Как правило, они требуют от дошкольника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями ребенок учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.

Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т. е. так, что они сами направляют детей на овладение знаниями и умениями. Обучение, как правило, включают два компонента : сбор нужной информации и принятие правильного решения. Эти компоненты и обеспечивают дидактический опыт детей. Но приобретение опыта требует большого времени. Чтобы обеспечить «приобретение такого опыта» , важно научить детей самостоятельно тренировать это умение. Сюда следует отнести развивающие игры психологического характера : кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы и т. д. Дидактические игры вызывают у дошкольника живой интерес к предмету, позволяет развивать индивидуальные способности каждого ребенка, воспитывает познавательную активность. Ценность дидактической игры определяется не по тому, какую реакцию она вызовет со стороны детей, а по эффективности в разрешении той или иной задачи применительно к каждому ребенку.

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования , во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Например, в решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать основной задачей развитие самостоятельного мышления ребенка. Значит, необходимы группы игр и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов , сравнивать, составлять их, групп игр на обобщение предметов по определенным признакам, умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой и т. д. Составление программ таких игр забота каждого педагога.

Д/И «Найди дружочка»

Говорят на вкус и цвет

Что друзей на свете нет

Мы игрушки разберём

И товарищей найдём.

Разбирайте игрушки, пока музыка звучит – вы двигаетесь; музыка останавливается – слушаете внимательно задание.

1. Ты на цвет свой посмотри

И пару себе найди.

2. Ты на форму посмотри

И пару себе найди.

IV группа игр, интеллектуальных игр : игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу; интеллектуальные игры типа «Счастливый случай» , «Что? Где? Когда?» и т. д. Данные важная составная часть образовательной работы познавательного характера.

Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим детям уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.

Мы с вами сейчас поиграем в интеллектуальную игру :

«Заморочки из бочки

Вопросы :

1. Перечислите, в какие сюжетно-ролевые игры должны играть дети младшего и среднего возраста? (В младшей группе дети играют в : «Дочки-матери» , «Парикмахерская» , «Больница» , «Детский сад» , «Магазин» , «Автобус» , «Пароход» , в средней группе добавляются «Кукольный театр» , «Столовая» .)

2. Какие сюжетно-ролевые игры добавляются в старшем дошкольном возрасте? («Аптека» , «Поликлиника» , «Салон красоты» , «Библиотека» , «Мы строители» , «Космонавты» , «Военные» )

3. Требования, которые необходимы для того, чтобы игра носила развивающий характер? (это умение ребенка действовать в воображаемом плане , что ведет к построению воображаемой ситуации ; это умение ребенка ориентироваться в системе человеческих взаимоотношений, так как игра направлена именно на их воспроизведение формирование реальных взаимоотношений между играющими детьми; это согласованность действий всех участников игры).

4. Назовите условия, необходимые для развития сюжетно-ролевой игры? (соответствующая предметно-развивающая предметно-игровая среда ; определенные знания по теме игры и умение их реализовывать в практической деятельности; совместная игра взрослого с детьми, где взрослый демонстрирует образцы ролевого взаимодействия в виде ролевого диалога; создание игровой ситуации ).

5. Это воспроизводится сфера деятельности, которая детьми, представляющий собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. (Сюжет)

6. Это то, что воспроизводится ребенком в качестве цельного и характерного момента деятельности и отношений между взрослым и их бытовой, трудовой, общественной жизни. (Содержание)

7. Это средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. (Роль) .

Молодцы, справились с вопросами. Ну что, ж, идем дальше. А сейчас я вам предлагаю «зарядку» для ума под названием : «И все-таки игра!» .

1. Необходимый компонент игры – без чего не начнешь игру? (замысел)

2. Современный легкий детский конструктор. (лего)

3. Спутник жизни детей. (игрушка)

4. Любимая самостоятельная деятельность детей. (игра)

5. Первая игрушка малыша. (погремушка)

6. Место покупок в быту и в игре. (магазин)

7. Что распределяют между собой участники игры? (роль)

8. Пособия для организации сюжетно-ролевой игры. (атрибуты) .

Игровая технология обеспечивает единство эмоционального и рационального в обучении, они направлены на развитие творчества, инициативности детей, формирование радости. В процессе игры , вследствие гибкости игровой технологии , ребенок сталкивается с ситуациями выбора, в которых он проявляет свою индивидуальность. Идея вариативности, свободы выбора заданий и организационных форм деятельности – одна из ведущих идей современной педагогики – получает в игровой технологии возможности для своей реализации.

Достоинство игровых технологий обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на образовательной задаче , которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение образовательной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации , приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.

Рефлексия семинара-практика

“Пять строчек по правилам”. Синквейн

Синквейн – это стихотворение, которое состоит из пяти строчек по определенным правилам.

1 строчка – это название темы

2 строчка – это определение темы в двух прилагательных или причастиях

3 строчка – это три глагола, показывающие действие в рамках темы.

4 строчка – фраза из четырех слов, оказывающая отношение автора к теме .

5 строчка – завершение темы, синоним первого слова, выраженный любой частью речи.

Например :

2. веселая, развивающая

3. выяснить, оценить, развить

4. я люблю придумывать игры

5. моделирование ситуации (разыгрывание ролей)