"серебряный век" русской культуры. Серебряный век как культурно-историческая эпоха


Тема: «Серебряный век» как культурно-историческая эпоха»

Цель: дать учащимся общее представление о поэзии « Серебряного века», определить основные принципы поэзии модернизма, показать разнообразие художественных индивидуальностей поэзии Серебряного века.

Оборудование: учебник, тексты стихотворений, компьютер, проектор,презентация.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Ход урока

1.Организационный момент

Учитель приветствует ребят, настраивает на рабочий лад.

Ребята, сегодня мы начнем разговор о серебряном веке. Записываем в тетрадях число и тему урока:«Серебряный век» как культурно-историческая эпоха. Ваша задача на уроке – в ходе объяснения нового материала конспектировать лекцию.

2. Объяснение нового материала

Серебряный век… Само это словосочетание ассоциируется в нашем сознании с чем-то возвышенным и прекрасным. Так был назван рубеж XIX―XX вв. – время духовного новаторства, крупного скачка в развитии отечественной культуры. Именно в этот период родились новые литературные жанры, обогатилась эстетика художественного творчества, прославилась целая плеяда выдающихся просветителей, деятелей науки, писателей, поэтов, художников.

Для того, чтобы приступить к изучению материалов, давайте вспомним, в какую эпоху зарождался Серебряный век русской поэзии.

(Во второй половине 19 века было отменено крепостное право, начался подъем революционного движения, активизировались различные политические силы, было совершено несколько террористических актов против представителей правящих классов, в том числе и против членов императорской семьи).

(Создание бензинового двигателя, первые попытки полета человека, кинематограф, фотография, идет серьезное исследование Арктики, происхлдит прорыв в химии – создается таблица периодческих элементов Менделеева).

Литература рубежа эпох - очень сложное явление. С одной стороны, продолжал развиваться критический реализм (Бунин, Куприн, Вересаев, Аверченко и др.) С другой стороны, в 90-х годах 19 века в России появилось новое литературное направление – модернизм, представленный такими течениями, как символизм, акмеизм и футуризм. Давайте с вами вспомним что же такое реализм?

(Ответы детей)

«Реализм»–это направление в искусстве, ставящее целью правдивое

воспроизведение действительности в её типических чертах.

Посмотрите на экран перед вами понятие модернизм познакомьтесь с ним.

Некоторые ученые считают что в первые название серебряный век было предложено философом Н.Бердяевым,другие ученые называют Николая Оцупа - ученик Гумилева “Серебряный век русской поэзии”(1933). Также называют Анну Ахматову. Анна Ахматова писала поэму « Без Героя» . Это произведение воспроизводит эпоху серебряного века. Там есть такие строчки:

И серебряный месяц ярко,

Над серебряным веком стыл.

Термин “серебряный век” возник по аналогии с “золотым веком”, веком Пушкина, Толстого,Тургенева. Если был золотой век, значит должен быть и серебряный. Во времена античности был период, когда писатели начали экспериментировать с темой, формой произведения. И этот период назвали серебряным веком. Наш серебряный век - это тоже время экспериментов. Сегодня Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже XIX-XX веков,отмеченный необыкновенным творческим подъемом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи,музыки, театрального искусства. В это время жили и творили такие художники, как М.Врубель, И.Репин,Н.Рерих, Б.Кустодиев. Создавали свои музыкальные произведения такие композиторы, как А.Скрябин,С.Рахманинов, Д.Шостакович, И.Стравинский. Но,пожалуй, наиболее яркой и богатой страницей этого периода стала поэзия.

Вывод:

На рубеже веков в России сложилась очень сложная политическая и социо-культурная обстановка, которая стимулировала поиск новых знаний по всем направлениям человеческой жизнедеятельности. Старые нормы и правила подвергались ревизии, и, соответственно, русская литература не могла оставаться в стороне от всеобщего обновления и поиска новых путей, методов и проблем.

Сейчас мы с вами познакомимся с литературными течениями, которые существовали в эпоху серебряного века

Просмотр презентации.

Символизм

Символизм как литературное течение сформировался в самом начале 900х г. В чистом виде просуществовал 10 лет. Центральным понятием является - символ. Символ -есть выражения безграничной стороны мысли.

Символ-это окно в вечность.

Сейчас мы с вами сделаем анализ стихотворения В.Брюсова « Творчество»

-Какие выразительные средства использует Брюсов в своем стихотворении?

(В.Брюсова использовал в своем стихотворении такие выразительных средства, как цветопись и звукопись.)

-Какие цвета присутствуют в тексте?

(В тексте будто бы присутствуют фиолетовый и лазоревый цвета, а эмалевая стена почему-то ассоциируется с белым, хотя, видимо, имелось в виду качество ее поверхности – гладкость.)

-Какие сонорные часто повторяются в стихотворении?

(Часто повторяются такие сонорные как: «л», «р», «м» и «н»)

(Они создают ощущение медленности, плавности движений, будто все происходит под водой. Музыка этого стихотворения завораживает!)

-Посмотрите как стихотворение построено?

(Композиционно оно построено оригинально: последняя строка четверостишия становится второй в следующих четырех строках.)

Все стихотворения Брюсова, посвященные процессу творения, объединяет одна главная идея: творчество бесконечно и свободно, его нельзя постичь, оно боится ясности и громогласности.

Акмеизм

1910г. стал кризисом символизма, многие считали, что символизм себя уже изжил. В газетах появляются статьи быть или не быть русскому символизму. В этой атмосфере рождается новое литературное объединение, которое назовут «цех поэтов». Цех поэтов во-первых будущие акмеисты были увлечены средневековьем и прочитали, что все ремесленники объединялись в цеха. Над ними стояли синдики т.е. главный мастер. У него было 2 обязанности:1) обучал подмастерьев мастерству, передавал опыт,2) организовывал работу. По аналогии решили назвать свое объединение цех поэтов. Они считали, что можно научить писать стихи. Все отношения в цехе поэтов строились на основе иерархии. Гумилев, Городецкий - синдики. Ахматова - секретарь рассылала приглашения. Вечера проходили на квартире Гумилева. Из одной комнаты выносили мебель. По центру ставили кресло и два по бокам. Центральное кресло покрывали красным или багровым ковром, по бокам- синим, зеленым. Далее шло пустое пространство, затем стулья деревянные наконец мягкие сидения где сидели приглашенные гости. Стихи читали подмастерья, а синдики давали советы.

Проанализируем стихотворение А.Ахматовой «Песня последней встречи».

-О чем это стихотворение?

(«Песня последней встречи» - это стихотворение, безусловно, о разлуке.)

-В какой момент изображена лирическая героиня?

(Лирическая героиня изображена в момент, когда она уходит от любимого после объяснения с ним.)

Ахматовскую лирику критики не случайно сравнивали с прозаическими произведениями - новеллой, повестью, романом. Справедливость этих сравнений «Песня последней встречи» демонстрирует наглядно. Из всего повествования, хронологически нарушенного, последовательность событий все же восстанавливается. (А ведь сюжетность - это отличительная черта прозы.) То, что героиня уже покинула дом, где, собственно, все и произошло: мы узнаем уже в последней строфе:
Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем. ,
-Какое душевное состояние у героине?

(Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки...)
Казалось бы, удивительно то, что находясь в том состоянии, когда «беспомощно» холодеет грудь, героиня идет «легким» шагом. Но это вполне объяснимо: испытав стресс, человек, как правило, спешит покинуть то место, где негативные переживания были получены, как говорится, «ноги сами несут». Здесь как раз тот случай.
Далее неожиданно врывается в повествование деталь. Эта деталь - перчатка, которую лирическая героиня одевает не нату руку, что так же свидетельствует о крайнем смятении и полном отсутствии внимания к чему-либо, кроме собственных переживаний:
Я на правую руку надела Перчатку с левой руки...
Из следующей второй строфы можно сделать вывод о том, что отношения героев были довольно и длительными, и дом, который в данный момент покидает героиня ей очень хорошо знаком:

-Найдите строки где это видно?
(Показалось, что много ступеней, А я знала - их только три!...)

- В какое время года происходят события?
(Между кленов шепот осенний Попросил: «Со мною умри! Я обманут моей унылой, Переменчивой, злой судьбой». Я ответила: «Милый, милый! IIя тоже. Умру с тобой...»)
В конце стихотворения Ахматова говорит о том, что героиня, бросив прощальный взгляд на «темный дом», видит свечи в спальне, которые горят «равнодушно-желтым огнем».

-Что символизирует желтый цвет?

(Желтый цвет традиционно символизирует разлуку)

Здесь же цветовое определение усилено наречием «равнодушно», что дает право сделать вывод о том, что герой, оставшийся за кадром, там, в доме, не испытывает переживания в той же степени, что и героиня.
Футуризм

Футуризм возник впервые в Италии. В 1909 году Филиппо Маринетти издал манифест футуризма. Маринетти прославлял скорость, новые города (залитые электрическим светом, с высокими домами, города в которых царствуют автомобили). Маринетти призывал отказаться от синтаксиса и пунктуации, отменить орфографию. Он говорил, что достаточно только использовать глаголы и существительные. Говорил о том. Что гоночный автомобиль прекраснее античной статуе. Маринетти мог с любовью изображать завод из трубы которого идет черный дым. В России футуризм возникает в 1910-1911гг.

Проанализируем стихотворение Хлебникова « Кузнечик»

-Кому посвящена первая часть стихотворения?

(Первая часть посвящена обычному кузнечику)

-Что мы узнаем о кузнечики?

(Кузнечик успел изрядно полакомиться луговой травой, которую «в кузов пуза уложил»)

Короткая зарисовка, состоящая всего из одного предложения, тем не менее, создает яркую и образную картину.

- О ком говорится во второй части стихотворения?

(Героиней второй части стихотворения является зинзивер)

-Вы знаете что такое зинзивер?

(Зинзивер- крупная синица, которую нередко также именуют кузнечиком.) Своим веселым пением «Пинь, пинь, пинь!» эта лесная красавица привносит в размеренную жизнь некое очарование, которое выливается у Хлебникова в восхищенные возгласы: «О, лебедиво! О, озари!».Таким образом, автор представляет читателю сразу двух кузнечиков, которые прекрасно дополняют друг друга и создают удивительную гармонию мира, хрупкую и невесомую . Но именно в ней автор черпает свое вдохновение и ищет пищу для творческих экспериментов, смелых и оригинальных.

-Какой художественный прием использует Хлебников в своем стихотворении?
(Хлебников использует звукопись. Поэт сам указывал на то, что в этом стихотворении в четырёх строчках "звуки у, к, л, р повторяются пять раз каждый помимо его желания" .

3. Рефлексия

-Почувствовали ли вы, что русский модернизм отличается от классической поэзии?

-Назовите основные течения модернизма?

-Какое из течений вам наиболее близко, аргументируйте свою точку зрения.

4. Домашнее задание

ЛЕКЦИЯ № 6

Серебряный век русской культуры

Понятие Серебряного века.

Переломный период в жизни Рос­сии в конце XIX - начале XX в., связанный с переходом к ин­дустриальному обществу, привел к разрушению многих ценно­стей и вековых устоев жизни людей. Казалось, менялся не толь­ко окружающий мир, но и представления о добре и зле, прекрас­ном и безобразном и т. д.

Осмысление этих проблем затронуло сферу культуры. Рас­цвет культуры в этот период был беспрецедентным. Он охватил все виды творческой деятельности, породил плеяду блестящих имен. Этот феномен получил название Серебряный век русской культуры (Золотым веком считается первая треть XIX в.). Для Серебряного века характерны величайшие достижения в куль­туре, но сама культура стала более сложной, а результаты твор­ческой деятельности - более противоречивыми.

Наука и техника.

В начале XX в. главным штабом отечествен­ной науки оставалась Академия наук с развившейся системой институтов. Немалую роль в подготовке научных кадров и раз­витии науки играли университеты с их научными обществами, а также всероссийские съезды ученых.

Большие успехи были достигнуты в механике и математике, что позволило развить новые области науки - воздухоплавание и электротехнику . Важное значение для этого имели исследова­ния, создателя гидро - и аэродинамики, авто­ра работ по теории авиации, которые послужили основой для авиационной науки.

В 1913 г. в Петербурге на Русско-Балтийском заводе были построены первые отечественные самолеты «Русский витязь * к «Илья Муромец* конструкции. В 1911 г. создал первый в мире ранцевый парашют.

Учитель из Циолковский в 1903 г. опублико­вал статью «Исследование мировых пространств реактивными приборами», где была изложена теория движения ракет. Это за­ложило основу будущих космических полетов.

Труды стали импульсом для развития био­химии, биогеохимии и радиогеологии. Ученого отличала широ­та интересов, он поднимал глубокие проблемы и предвидел от­крытия в самых разных областях.

Великий русский физиолог создал учение об условных рефлексах, в котором дал материалистическое объяс­нение высшей нервной деятельности человека и животных.

В 1904 г. за исследования в области физиологии пищеварения - первому из русских ученых - была присужде­на Нобелевская премия. Через четыре года (1908) этой премии удостоился за работы в области иммунологии и инфекционных заболеваний.

«Вехи».

Вскоре после революции 1905 -1907 гг. несколько известных либеральных философов и публицистов (,) выпустили книгу «Вехи. Сборник ста­тей о русской интеллигенции» (1908).

Авторы «Вех» считали, что революция должна была закон­читься после принятия Манифеста 17 октября , в результате ко­торого интеллигенция получила те политические свободы, о ко­торых всегда мечтала. Интеллигенцию обвиняли в игнорирова­нии национальных и религиозных интересов России, подавлении инакомыслящих, неуважении к праву, разжигании в массах са­мых темных инстинктов. Веховцы утверждали, что русская ин­теллигенция чужда своему народу, который ее ненавидит и ни­когда не будет понимать.

Против веховцев выступило множество публицистов, прежде всего сторонников кадетов. Их статьи печатала популярная га­зета «Новое время».

Водкин придал национальным традициям жи­вописи особую форму. Его «Купание красного коня» напомина­ет изображение Георгия Победоносца, а в «Девушках на Волге» отчетливо прослеживается связь с реалистической живописью

XIX столетия.

Музыка.

Крупнейшими русскими композиторами начала XX в. были и, творчество ко­торых, взволнованное, напряженное по своему характеру, было особенно близко широким общественным кругам в период ожи­дания революции 1гг. Скрябин эволюционировал от романтизма к символизму, предвидя многие новаторские тече­ния революционной эпохи. Строй музыки Рахманинова был бо­лее традиционен, в нем чувствуется связь с музыкальным на­следием минувшего столетия. В его произведениях душевное со­стояние обычно соединялось с картинами внешнего мира, поэзи­ей русской природы или образами прошлого.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что такое Серебряный век русской культуры?

2. Расскажите о развитии науки и техники в начале XX в.

4. Какие направления в литературе существовали в начале XX в.?

5. Что нового появилось в живописи и музыке в начале XX в.?

Серебряным веком принято называть период развития русской культуры на рубеже XIX-XX в. Сам термин применим только к русской культуре, на Западе и Востоке для обозначения этого периода используются другие определения, например во Франции « belle-epoque» или модернизм в англоязычных странах. Чаще всего, говоря о Серебряном веке, имеют ввиду художественную культуру и главным образом поэзию.

Серебряный век назван так по аналогии с Золотым веком, периодом начала XIX в., когда творили Пушкин и поэты-лицеисты. Кроме того, Серебряный век связывают не с расцветом культуры, как таковой, а скорее с ее закатом, эпохой декадентства и ностальгии по ушедшим временам.

Не все поэты и художники, жившие и творившие в этот период, могут быть отнесены к культуре Серебряного века, кроме того, многие из тех, кто считается классическим представителем Серебряного века, продолжили свою творческую карьеру и после его завершения.

Наиболее известными поэтами Серебряного века являются: А. Ахматова, Н. Гумилев, А. Блок, К. Бальмонт, М. Волошин, М. Цветаева, В. Брюсов, А. Белый, И. Северянин, Б. Пастернак, И. Анненский и т.д.

Автором термина Серебряный век считают философа Н. Бердяева, который говоря о периоде между двумя веками называл его русским ренессансом. Вот, что пишет о нем философ в своем труде «Самопознание» (Бердяев Н. А. Самопознание (опыт философской автобиографии). - М, 1990): «Сейчас с трудом представляют себе атмосферу того времени. Многое из творческого подъёма того времени вошло в дальнейшее развитие русской культуры и сейчас есть достояние всех русских культурных людей. Но тогда было опьянение творческим подъёмом, новизна, напряжённость, борьба, вызов. В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувственности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувство заката и гибели с надеждой на преображение жизни. Но всё происходило в довольно замкнутом кругу...».

Н. Бердяев Фото 1912 г.

Культура Серебряного века по своей сути была культурой элитарной и интеллектуальной, не рассчитанной на массового читателя. Впрочем, в то время понятия массовой литературы не существовало вовсе. В связи с этим невозможно применить понятие Серебряного века ко всей русской культуре указанного периода. Поэтому некоторые исследователи предостерегают от рассматривания Серебряного века только как хронологического периода, согласно формальным признакам.

Серебряный век - это скорее образ мышления, характерный для определенных поэтов и философов, которые зачастую полемизировали между собой и являлись носителями совершенно противоположных взглядов. Однако, вся эта полемика, творческие искания, социально-политический контекст, в котором они происходили по сути и сформировали ту специфическую атмосферу, которую сегодня принято называть Серебряным веком, и которую так емко характеризуют слова Бердяева, приведенные выше.

На рубеже веков в русской художественной культуре , в частности в литературе, возникает новое художественное направление - модернизм. Это явилось общемировой тенденцией, поскольку модернизм характерен и для европейской и американской культур. Модерн явился закономерным результатом поисков нового способа познания окружающего мира. Часть русской интеллигенции верила, что можно иметь непосредственный, наивный взгляд на природу. Отказавшись от анализа общественных отношений и сложности человеческой психики, эта часть искала утешения в «тихой поэзии повседневности». Другая часть считала, что искусство должно стремиться к накалу чувств и страстей, что художественный образ в искусстве должен стать символом, рождающим сложные ассоциации. Возник символизм, как художественное течение в русской поэзии. Его черты проявились в творчестве таких символистов начала XX века, как В. Брюсов, А. Блок, Вяч. Иванов, А. Белый. Их кредо: материальный мир - это только маска, сквозь которую просвечивает иной мир духа. Образы маски, таинственной незнакомки, прекрасной дамы часто появляются в поэзии и прозе символистов. Окружающий мир в их произведениях рисуется как нечто иллюзорное, хаотичное, как низшая реальность по отношению к миру идей.

Наступление эпохи Серебряного века прочно связано с символистами. И действительно, исследователи-культурологи, предлагают считать началом этой эпохи 1892 год, когда идеолог и старейший участник движения символистов Д. Мережковский прочитал доклад «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». Так впервые символисты заявили о себе, так дебютировал Серебряный век.

Слева направо: Д. Философов, З. Гиппиус, Д. Мережковский

Начало ХХ в. было для символистов эпохой расцвета, однако уже к 1910-м годам в нем назрели кризисные явления. Попытка символистов возглавить литературное движение и доминировать в художественном сознании эпохи провалилась. В обществе снова встает вопрос об отношениях искусства к действительности, о значении и месте искусства в развитии русской национальной истории и культуры .

Санкт-Петербург. Фото 1900-х гг.

Настроения пессимизма, усилившиеся в обществе после поражения революции 1905 г. ярко проявились в поэзии акмеистов и футуристов, в частности в творчестве Л. Андреева, Н. Гумилева, А. Ахматовой. Прозаики И. Бунин и А. Куприн, писавшие в реалистической манере, привносят в литературу новые формы романтизма.

В своей знаменитой статье «Наследие символизма и акмеизм Н. Гумилёв писал (Гумилев Н. Наследие символизма и акмеизм // Гумилев Н. Избранное. - М., 2001): «На смену символизма идет новое направление, как бы оно ни называлось акмеизм (от слова acme («акме») высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора), или адамизм (мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь), во всяком случае, требующее большего равновесия сил и более точного знания отношений между субъектом и объектом, чем то было в символизме». В подобном назывании себя отражается стремление самих акмеистов постичь вершины литературного мастерства. Символизм очень тесно был связан с акмеизмом, что его идеологи постоянно и подчеркивали, в своих идеях отталкиваясь от символизма.

Традиции символистов, которые и положили начало Серебряному веку нашли свое отражение и в живописи, в частности в творчестве художников М. Врубеля, В. Серова (художник-передвижник), К. А. Коровина, Н. К. Рериха и многих других.

Царевна-Лебедь. Худ. М. Врубель, 1900, Государственная Третьяковская галерея, Москва

В этот век в живописи, скульптуре и архитектуре господствовал стиль модерн. Так был назван современный стиль в европейском и американском искусстве конца XIX - начала XX в. Его отличает поэтика символизма, высокая дисциплина композиции, подчеркнутый эстетизм в трактовке утилитарных деталей, декоративный ритм гибких, текучих линий, увлеченность социально-романтическими мотивами, акцент на индивидуальность художника.

В период Серебряного века в живописи взамен реалистичного метода прямого отображения действительности в формах этой действительности происходит утверждение приоритета художественных форм, отражающих реальность лишь косвенно. Поляризация художественных сил в начале XX в., полемика множественных художественных группировок активизировали выставочную и издательскую (в области искусства) деятельность.

Жанровая живопись в 90-е годы XIX в. утрачивает ведущую роль. Художники в поиске новых тем обращаются к изменениям в традиционном укладе жизни, который сами и наблюдают. Индустриализация, которая приходит на смену традиционным аграрным отношениям, отражается в художественном творчестве. Художников привлекают тема раскола крестьянской общины, проза отупляющего труда и революционные события 1905 г. Размывание границ между жанрами на рубеже веков в исторической теме привело к появлению историко-бытового жанра. Например, художника А. П. Рябушкина интересовали не глобальные исторические события, а эстетика русского быта XVII в., утонченная красота древнерусского орнамента, подчеркнутая декоративность (Рапацкая Л. А. Русская художественная культура. -М., 1993).

Едут! (Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII века) Худ. А. П. Рябушкин, 1901, Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург

В философии Серебряного века наблюдается тенденция к космизму, который означает стремление к познанию человека в его единстве со Вселенной, активности его духовного мира. Философы, придерживающие данного течения предсталяли Вселенную как живой организм, как одушевленную целостную систему, и говорили о невозможности отделения природного и духовного. В рамках философии Серебряного века и под неустанным влиянием символизма переосмысливалось значение теории эволюции, поскольку она не затрагивала духовную сущность человека.

Среди философов Серебряного века сложилось несколько направлений: философско-теологическое, яркими представителями которого были В. С. Соловьев и Н. Ф. Федоров; естественно-научное, которое защищали А. Л. Чижевский, В. И. Вернадский и К. Э. Циолковский; художественное, вдохновителем которого был Н. К. Рерих.

Театр и музыка на рубеже веков в России также отмечены печатью Серебряного века. Важнейшим событием стало открытие в Москве художественного театра в 1898 г., основанного К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко. В постановке пьес Чехова и Горького формировались новые принципы актерского искусства, режиссуры, оформления спектаклей. Выдающийся театральный эксперимент, восторженно встреченный демократической общественностью, не был принят консервативной критикой, а также представителями символизма. В. Брюсову, стороннику эстетики условного символического театра, были более близки эксперименты В.Э. Мейерхольда - родоначальника метафорического театра (Балакина Т. И. История отечественной культуры. Ч. 2. -М., 1994).

Здание Московского Художественного театра в Камергерском переулке. Фото 1900-е гг.

В 1904 г. в Петербурге возник театр В. Ф. Комиссаржевской, репертуар которого отражал устремления демократической интеллигенции. Режиссерское творчество Е. Б. Вахтангова отмечено поисками новых форм, его постановки 1911-12 гг. носят радостный, зрелищный характер. В 1915 г. Вахтанговым создана 3-я студия МХАТ, позднее ставшая театром его имени (1926).

Здание театра Комиссаржевской в Санкт-Петербурге. Фото 1900-е гг.

Развитие лучших традиций музыкального театра связано с петербургским Мариинским и московским Большим театрами, а также с частной оперой С. И. Мамонтова и С. И. Зимина в Москве. Виднейшими представителями русской вокальной школы, певцами мирового класса, истинными детьми Серебряного века, были Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, Н. В. Нежданова. Реформаторами балетного театра стали балетмейстер М. М. Фокин и балерина А. П. Павлова. Русское музыкальное искусство начали признавать и восхищаться им во всем мире.

Федор Шаляпин

Выдающийся композитор Н. А. Римский-Корсаков продолжал работать в излюбленном им жанре оперы-сказки. Высочайшим образцом реалистической драмы явилась его опера «Царская невеста» (1898). В творчестве композиторов Серебряного века наблюдался отход от социальной реалистичной проблематики, усиление интереса к философско-этическим проблемам, к космизму, идеи которого занимали не только философов, но и весь пласт культурных отношений эпохи. Наиболее полное выражение это нашло в творчестве гениального пианиста и дирижера, выдающегося композитора С. В. Рахманинова; в эмоционально напряженной, с резкими чертами модернизма музыке А. Н. Скрябина; в произведениях И. Ф. Стравинского, в которых гармонично сочетались интерес к фольклору и самые современные музыкальные формы (Грушевицкая Т. Г., Садохин А. П. Культурология. Учебник. Изд 3-е. -М.: Юнити, 2010).

Единство и целостность понятия Серебряный век и всей русской культуры, относимой к нему заключается в сочетании старого и нового, уходящего и нарождающегося, во взаимовлиянии разных видов искусства, в переплетении традиций и новаторства. Фактически русский Ренессанс сочетал в себе реалистические традиции века XIX, уходящего, и новых направлений века нарождающегося - ХХ.

Серебряный век не упразднил реализм в общей палитре культурного творчества России. Именно в эпоху Серебряного века были созданы поздние творения Л. Н. Толстого («Воскресение», «Живой труп»), театральная драматургия А. П. Чехова («Чайка», «Дядя Ваня»), произведения В. Г. Короленко, В. В. Вересаева, А. И. Куприна, И. А. Бунина, ранние работы М. Горького. Художники-реалисты также присутствовали на культурном полотне Серебряного века - Репин и Суриков писали свои произведения и повсеместно выставлялись. Скорее можно говорить о том, что Серебряный век обогатил традиции реализма, придав им новое направление, ставившее во главу угла человека с его духовными поисками и страданиями.

В заключении имеет смысл сказать несколько слов о том, какое влияние оказала культура Серебряного века на дальнейшее развитие культуры и в целом определить ее культурологическое значение.

Культура Серебряного века явилась завершающим этапом в формировании и становлении русской нации, которая только к концу XIX в. приобрела признаки цельной этнической общности. Русская национальная культура, расцветом которой и выступил Серебряный век, сыграла консолидирующую роль в многонациональной Российской империи, которая затем превратилась в Советскую республику.

Потрясение произошедшие в России на рубеже веков, сказались в первую очередь на ее культурной и духовной жизни. Художники, поэты и философы Серебряного века поспешили привлечь внимание к человеку, к его месту в мире и к той взаимосвязи, которая пронизывает все жизненное пространство (космизм), снизив внимание к проблеме социальности. Им это, безусловно, удалось, поскольку эпоха рубежа веков считается временем расцвета русского искусства и культуры и может сравниться по масштабам разве только с пушкинским Золотым веком.

Размежевание творческих сил обеспечило Серебряному веку широкое разнообразие художественной деятельности, которая не останавливалась и после его завершения. И в этом - определяющее влияние Серебряного века на развитие всей последующей социально-культурной деятельности. Художникам во всех сферах искусства стало тесно в рамках установившихся классических правил. Все это привело к созданию новых течений: символизма, акмеизма, футуризма, кубизма, абстракционизма и т. д. Идеалом времени стал и остается художник универсального типа.

Серебряный век русской культуры продолжается менее четверти века: 1900 - 1922 гг.

Значимость этого периода заключается в том, что русская культура – пусть не вся, а только часть ее – первой осознала пагубность развития, ценностными ориентирами которого выступают односторонний рационализм, безрелигиозность и бездуховность.

К серебряному веку принадлежат такие поэты, как М.И. Цветаева (1892 - 1941), С.А. Есенин (1895 - 1925) и Б.Л. Пастернак (1890 - 1960), композитор А.Н. Скрябин (1871/72 - 1915) и художник М.А. Врубель (1856 - 1910). К серебряному веку следует также отнести художественное объединение «Мир искусства» (1898 - 1924).

Серебряный век имел большое значение для развития не только русской, но и мировой культуры. Его деятели впервые выразили серьезное беспокойство по поводу того, что складывающееся соотношение между цивилизацией и культурой приобретает опасный характер, что сохранение и возрождение духовности является настоятельной необходимостью.

Серебряный век включает два главных духовных явления: русское религиозное возрождение начала XX века, известное также под именем «богоискательства» ; русский модернизм, охватывающий символизм и акмеизм.

Русский авангардизм представляет собой отдельное, самостоятельное явление. Включение его в серебряный век, которое делают многие авторы, обусловлено скорее хронологией, нежели более существенными мотивами.

Русский модернизм составляет часть духовного ренессанса и воплощает собой русское художественное возрождение. Модернизм поставил перед собой задачу возродить самоценность и самодостаточность искусства, освободить его от социальной, политической или какой-либо другой служебной роли.

С точки зрения модернизма, искусство должно уходить от двух крайностей: утилитаризма и академизма. Оно должно быть «искусством для искусства», «чистым» искусством. Его назначение заключается в решении своих внутренних проблем, в поиске новых форм, новых приемов и средств выражения. В его компетенцию входит внутренний духовный мир человека, сфера чувств и страстей, интимные переживания и т. д. Русский модернизм охватывал европеизированную часть русской интеллигенции. В особенности это касается русского символизма. Он имел своих отечественных предшественников. Первым и главным среди них является А.С. Пушкин – родоначальник русской классической словесности. Модерн наиболее полно представлен художественным объединением. «Мир искусства», которое было создано в Петербурге А.Н. Бенуа (1870 - 1960) и С.П. Дягеливым (1872 - 1929). В него входили художники Л.С. Бакст (1866 - 1924), М.В. Добужинский (1875 - 1957), Е.Е. Лансере (1875 - 1946), А.П. Остроумова-Лебедева (1871 - 1955), Н.К. Рерих (1874 - 1947), К.А. Сомов (1869 - 1939).


Символизм включал два поколения поэтов: первое Д.С. Мережковский, В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт. Они рассматривают искусство как порыв к идеальному смыслу вечных образов. В.Я. Брюсов был убежден, что подлинное искусство не может быть доступным и понятным каждому; второе поколение А.А. Блок, А. Белый, В.И. Иванов. В их творчестве символизм престает быть чисто эстетическим явлением, только искусством. Он приобретает религиозно-философское измерение, теснее смыкается с мистикой и оккультизмом. Более сложным и многомерным становится символ. Искусство при этом упрочивает свою связь с реальной жизнью. В равной мере усилено понимание искусства как высшего способа познания. Вместе с тем было ослаблено прежнее противопоставление идеала и действительности, земного и небесного.

Символизм как поэзия и искусство получил наиболее яркое и полное воплощение в творчестве А. Блока. Теме России, любви к ней посвящены лучшие его стихи, в том числе «Русь», «Скифы», «Родина». Значительное место занимает тема революции. Ей он посвятил многие философско-эстетические работы. Сознавая неизбежность революции, и видя ее разрушительный характер, А. Блок выдвигает в поэме «Двенадцать» свое решение проблемы. Он предполагает соединить революцию с христианством, поставить во главе ее Христа. Не «отменять» ее – это невозможно, но соединить с христианским гуманизмом и тем самым «очеловечить» ее.

Акмеизм (от греч. «акмэ» – высшая степень расцвета) представляют прежде всего три имени: Н.С. Гумилев (1886 - 1921), О.Э. Мандельштам (1891 - 1938), А.А. Ахматова (1889 - 1966). Он возник как поэтическое объединение «Цех поэтов» (1911), противопоставив себя символизму, центром которого была «Академия стиха». Сторонники акмеизма отвергли неясность и намеки, многозначность и безмерность, отвлеченность и абстрактность символизма.

Они реабилитировали простое и ясное восприятие жизни, восстановили в поэзии ценность гармонии, формы и композиции. В то же время они сохранили высокую духовность поэзии, стремление к подлинной художественности, глубокому смыслу и эстетическому совершенству.

Крюкова Анжела Викторовна,

учитель русского языка и литературы

Горловской общеобразовательной школы
I-III ступеней № 41

Донецкая Народная Республика

Русская литература 11 класс

Урок-презентация

Тема урока

Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Избранные страницы творческого наследия русских поэтов Серебряного века.

Обучающая цель урока : формировать умение работать с различными источниками информации,помочь постичь характер этой эпохи, эпохи подъема в науке и искусстве; показать глубинное единство всех творцов Серебряного века, несмотря на их внешнюю разобщенность, противоречия в способах восприятия мира.

Развивающая цель: развитие речевого слуха, мыслительной деятельности, творческих способностей учащихся, установить связь между духовным миром человека и жизнью страны; развивать логическое, аналитическое мышление учащихся;

Воспитательная цель: формировать нравственные ориентации на распознавание истинных и ложных ценностей, воспитание эстетического вкуса. прививать интерес к русской культуре;

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ

Вид урока: урок-презентация

Форма: исследовательская работа в группах

Дидактический материал: статьи о модернистских течениях

Наглядные пособия: портреты поэтов начала XX века, репродукции картин художников начала XX века, включенные в презентацию урока.

Межпредметные связи: изобразительное искусство, музыка, история

План урока:

1. Орг. момент

2. Мотивация деятельности

3. Активизация знаний и постановка целей

4. Деятельность учащихся по теме урока

5. Итоги урока

6. Домашнее задание

Методы и формы работы:

Приветствие

Слово учителя

Выступление групп

Декламирование стихотворений

с литературной визиткой

Работа с в группах:

Составление информационных гранулирований: сенканов, репортажей

организация частично-поисковой деятельности;

Рефлексивный анализ

Подготовить проект стенда:

«Серебряный век русской литературы»

Ход урока

Слайд 1 .

На фоне звучания музыки первого слайда звучит вступительное слово учителя, визитная карточка урока и постановка целей урока.

1. Вступительное слово учителя

Двадцатый век наступил в ноль часов 1 января 1901 года - таково его календарное начало, от которого отсчитывает свою историю и мировое искусство 20 века. Но ничто и никогда не начинается с боя курантов. Сияющий и мятежный XX век был следствием века XIX!

Вообще рубеж XIX-XX веков - эпоха сложных противоречий, напряженных духовных исканий, революционных преобразований. “Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль весть?”- этот блоковский вопрос-ответ подталкивает к размышлениям о тех противоречиях, что являются ключом к пониманию Русского Ренессанса, именно так называют искусство Серебряного века, сравнивая с европейским Возрождением. сегодня мы с вами обратимся к Серебряному веку русской культуры. Познакомимся с этой замечательной и значимой для России эпохой. Обратите внимание на тему урока. В теме урока выделены слова «культура»,

-Что это означает? О чем мы с вами сегодня будем говорить? не только о литературе, но и об искусстве, живописи, музыке, театре, вообще об исторической обстановке того времени

В истории человечества наступали периоды, поражающие своей динамикой и бурной взрывчатостью. Первая половина 19 века - это золотой век русской культуры. 2 слайд

-Почему это время так было названо? Чем характеризовалось? Назовите имена.

А.Пушкин и М.Глинка, М.Лермонтов и К. Росси, Н.Гоголь и К. Брюллов – вот только некоторые из имен золотого века. На рубеже 19-20 вв., по словам русского философа Н.Бердяева, наступил Серебряный век русской культуры. Длился он совсем недолго, но оставил яркий след в русской и мировой культуре.

Искусство этого периода стало философией, универсальным, синтетичным взглядом на мир. Ломались социальные, политические устои, а человек искал духовной опоры.. Это грозное катастрофическое время восприняли разные поэты по-своему:

Свои чувства они охарактеризовали так:

Век мой, зверь мой, кто сумеет заглянуть

в твои зрачки?

О.Э. Мандельштам

И все, что нас гнетет, сметет и свеет время,

Все чувства давние, всю власть заветных слов,

И по земле взойдет неведомое племя,

И будет снова мир таинственен и нов.

Валерий Брюсов

Подобные настроения были характерны для узкого круга творческой интеллигенции и в искусстве получили название «декадентство». Да это грозное катастрофическое время … но чётко оно закрепилось за русской поэзией модернизма после появления в свет статьи Н.Оцупа.

2. Мотивация деятельности и постановка целей

Слайд 2

Визитной карточкой сегодняшнего урока станут удивительные, на мой взгляд, слова! 3 слайд

Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить,

Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,

Пройти по всей земле горящими ступнями,

Всё воспринять и снова воплотить.

Эти слова, на мой взгляд, могут стать путеводной звездой каждого человека, который может назвать себя Человеком., чтобы,как сказал Горький, это звучало гордо!

Сегодня на уроке будут работать творческие группы: 1– историки, 2 – искусствоведы, 3 – литературоведы, 4 – чтецы, 5 – аналитики. Они получили опережающие задания, и мы посмотрим,как они справились со своим заданием.

Хотелось обратить внимание. Перед каждым из вас лежит лист самооценки, на котором выделены основные параметры, приобретенных сегодня знаний, навыков,умений.Вы должны будете в течение урока оценить уровень знаний каждого этапа и в конце урока поставить себе средний балл.

Слайд 4 – цели урока

Цель нашей встречи:

    показать масштабы и значимость культурного наследия «серебряного века»;

    познакомиться с литературными течениями начала ХХ века;

    дать характеристику поэтики и мировоззрения ярких представителей «серебряного века».

3. Актуализация знаний

Строки, которые так заманчиво прозвучали в качестве визитной карточки урока, принадлежат поэту «серебряного века» М. Волошину. Я произношу «Серебряный век». Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова? Какие ассоциации вызывает их звучание? Мы соотносим это слово только с металлом, ну мы также говорим чудесным зимним днем: «Снег серебрится»

Серебряный век – блеск, яркость, звон, хрусталь, бокалы, драгоценности, хрупкость, недолговечность, красота, прозрачность, волшебство, тайна, сияние, голоса…

Звуковой облик слов «серебряный век» создает в нашем воображении особый мир, настраивает на разговор о чем-то возвышенном и прекрасном.

Слайд 4.

-Мы сегодня вспомнили золотой век культуры и начинаем разговор о Серебряном. Все познается в сравнении

Сравним два стихотворения «золотого» и «серебряного» века, ставших любимыми романсами – «Я помню чудное мгновенье» А.С.Пушкина и «Мне нравится...» М.И.Цветаевой 6 слайд

(чтение наизусть стихотворений учащимися). Дружинина Людмила и Хлопов Дима

Какой теме посвящены эти стихотворения?(теме любви)

Одинаковое ли настроение создаётся у нас при их восприятии?

Если поэзия «золотого» века передаёт ощущение полноты жизни, радости бытия, внутреннюю гармонию человека, то поэзия Серебряного века передаёт дисгармонию, внутреннее смятение, разочарование и душевную усталость. «С.в» развивался на тех достижениях, которые были достигнуты поэтами предшествующего периода и вне связи с творчеством поэтов пушкинского времени. «С.в» вообще не может быть осмыслен и понят. «С.в.» - это логическое продолжение Золотого века. Это попытка возрождения в русской литературе тех ценностей, которые были забыты, отброшены во второй половине Х I Х века. Это возвращение в русскую литературу поэтической эпохи.

Учитель: Итак, давайте познакомимся с исканиями, находками и достижениями серебряного века. Слово предоставляется искусствоведу

Слайд 7 - Что же кроется за понятием «серебряный век поэзии»?

4. Деятельность учащихся по теме урока.

Рудова Маша

Искусствовед: В искусствоведении и литературоведении это словосочетание приобрело терминологическое значение. Сегодня Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже XIX-XX веков, отмеченный необыкновенным творческим подъемом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусства. Впервые это название было предложено философом Н. Бердяевым, но четко оно закрепилось за русской поэзией модернизма после появления в свет статьи Николая Оцупа «Серебряный век» русской поэзии» (1933),где он“Золотой век” русской поэзии сравнил с солнцем, а Серебряный - с луной., а вслед за изданием книги Сергея Маковского «На Парнасе» Серебряного века» (1962) вошло в культурный обиход окончательно. Впервые в литературном творчестве выражение "Серебряный век" было употреблено А. Ахматовой в поэме "Без героя". 8 слайд

На Галерной чернела арка

В Летнем только пела флюгарка,

И серебряный месяц ярко

Над серебряным веком стыл.

-На слайде неслучайно изображен кто? Это мифологический образ. А что он символизирует? 9 слайд

Учитель: Вы знаете, что литература тесно связана со всеми сферами человеческой жизни, поэтому можно выделить факторы, влияющие на литературный процесс.

Как вы думаете, что может повлиять на литературу?

Ученики:

    Исторические события;

    Экономическая ситуация;

    Концепция личности, представления о человеке, его сущности, его отношениях к окружающему миру, другим людям, ценностям.

Таким образом, о чем писать (темы, проблемы, характер конфликтов), как писать (жанр, средства поэтики) и о ком писать (тип героя) диктует время и общественная обстановка в стране и мире.

Мы с вами живём на рубеже веков, даже тысячелетий. А какие чувства испытываете вы? Что вы можете отметить?В чем сложность сегодняшней жизни, что тревожит наших современников?

Ученики:

    Сложность общественных процессов;

    Перемены и перестройка во всех областях жизни;

    Неоднозначные оценки этих перемен, борьба идей;

    Попытки изменить страну, с одной стороны, путём реформ и, с другой, навязать свою волю насильственным путём (терроризм); Экологические катастрофы

    Значительные научные открытия, особенно быстрое развитие в области информационных технологий, что повлекло за собой кризис классического естествознания.

Если перенестись на сто лет назад и переложить сегодняшние свои ощущения и настроения на те события, то можно понять, как ощущал себя человек рубежа XIX – XX веков.

Давайте вспомним из истории, какова была внешнеполитическая обстановка. Какие важные политические и исторические события происходили в России?Слово предоставляется историкам

Фомин Алексей слайд 10

Историки:

Эпоха конца 19 начала 20 веков стала поворотной в истории русского общества русской культуры и литературы в том числе.В 1894 году на российский престол восходит Николай 2 Романов, последний российский император. В его правление Россия переживает экономический подъем, активно осваивается Сибирь и Дальний Восток поставляют товары на мировой рынок.Но возрастают и внутренние противоречия, связанные с недовольством социально-политическим устройством государства.Получают распространения идеи переустройства общества:марксизм, анархизм и большевизм, отказа от монархического строя. Новая стадия историко-культурного развития была невероятно динамична и, в то же время, крайне драматична. Можно сказать, что Россия в переломное для нее время опережала другие страны по темпам и глубине перемен, а также по колоссальности внутренних конфликтов Конец XIX столетия обнажил глубочайшие кризисные явления в экономике Российской Империи.
Реформа 1861 года отнюдь не решила судьбу крестьянства, мечтавшего о "земле и воле". Эта ситуация обусловила появление в России нового революционного учения - марксизма, делавшего ставку на рост промышленного производства и новый прогрессивный класс - пролетариат.

На рубеже XIX и XX веков мысль о человеке-бунтаре, способном преобразовать эпоху и изменить ход истории, отражается в философии марксизма. Наиболее ярко это предстает в творчество Максима Горького и его последователей, настойчиво выдвигавших на первый план Человека с большой буквы, хозяина земли, бесстрашного революционера, бросающего вызов не только общественной несправедливости, но и самому Творцу.

Поражение России в русско-японской войне, русская революция 1905 года,подавленная властями и последовавший за ней упадок общественной жизни- все это наполняет творческих людей предчувствием грядущих перемен., ощущением кризиса, требующего разрешения . Первая Мировая война обернулась для страны катастрофой, подтолкнув ее к неминуемой революции. Февраль 1917 года и последовавшее за ним безвластие привело к Октябрьскому перевороту. В результате Россия обрела совсем другое лицо.

Отсутствие стабильности в государстве рождает сомнения в принятой прежде системе нравственных ценностей, подталкивает общество к поиску новых истин, новой концепции человека и искусства

Давайте проанализируем, что же происходит? Слово аналитикам.

Першина Валерия слайд 11

Аналитик

На рубеже 19-20 веков в европейской, а вслед за ней и в русской культуре происходит своего рода культурный переворот, связанный с изменением научных и философских представлений о мироздании и роли человека в нем.Научные достижения в области физики и математики развеивают уверенность в конечной познаваемости мира, в его строгой организованности, (к примеру Мария Кюри- одна из создателей учения о радиоактивности, Циолковский- русский ученый, основоположник космонавтики)

В это время начинает оспариваться идея исторического прогресса: привычные взгляды на закономерность происходящего рушатся, вселяя в человека растерянность, зачастую порождает желание насильственного изменения действительности. Одни философы и писатели склоняются к мысли о революционном пути преобразования общества К примеру: Чернышевский роман «Что делать?», другие же обращаются к религии, пытаясь именно в ней найти поддержку и помощь в деле нравственного перевоспитания человека (Лев Толстой –создатель собственной религиозной идеи).Но трагической особенностью эпохи становятся отсутствие прочного духовного ориентира, значимого для всех. Наоборот культура этого периода поражает многообразием форм, идей, течений, направлений. Технический открытия, словно раздвигают рамки общения, делают искусство более доступным. Появляются и принципиально новые с технической точки зрения виды искусства: возникает кинематограф (Братья Люмьер- родоначальники кино)

-Снова послушаем историков

Лобач Наташа

Историки: Каковы же временные рамки серебряного века?

Большинство исследователей сходятся во мнении, что «серебряным веком» можно назвать русскую литературу 1890-1921 годов.

Почему же были выбраны именно такие временные рамки? Наиболее распространенная версия такова: в 1890 году произошло несколько «знаковых» событий для русской литературы.

1. выход в свет нескольких литературных и философских манифестов* ;

2. начало публикации стихотворного цикла Александра Блока «Стихи о Прекрасной Даме»;

3. окончательное формирование группы «идейных вдохновителей» литературы «серебряного века».

А в 1921 году из жизни уходят два лидера литературы того времени:

2. в том же 1921 году по ложному доносу обвинен и расстрелян Николай Гумилев. Хотя некоторые литературоведы считают,что закончилась эта эпоха в 1917 году с началом Гражданской войны.

-Какие же перемены произошли в искусстве?

Рудова Маша

Искусствовед 1: Серьезные перемены постигли и искусство. Рост городского населения в России, улучшения в области народного просвещения и стремительное обновление технических средств, обслуживавших искусство - все это привело к стремительному росту зрительской и читательской аудитории. В 1885 году в Москве открылся частный оперный театр С. И. Мамонтова; с 1895 года быстро развивался новый вид искусства - кино; в 1890-е годы началась деятельность Третьяковской галереи и Московского Художественного театра. Это свидетельствовало о динамичном разрастании аудитории, приобщенной к искусству, и, как следствие, возросшем резонансе событий культурной жизни. Возможности искусства существенно возрастают, усиливается его влияние на духовную жизнь страны.

Однако у всего вышеперечисленного была и обратная, не самая приглядная, сторона. Параллельно высокому искусству в России развивалась так называемая массовая, "китчевая", культура. В противовес массовой культуре появилось элитарное искусство, изначально ориентированное на чрезвычайно узкие круги ценителей. Искусство и литература разделялись на конфликтующие полюса, раскалывались на разнородные течения и группировки.

Кардинально изменились картины художественных направлений и течений. Прежний плавный переход от одной стадии к другой, когда на определенном этапе литературы господствовало какое-нибудь одно направление, ушел в небытие. Теперь разные эстетические системы существовали одновременно. Слайд 17, 18

- Сравните картины золотого и серебряного века. Обратите внимание на тематику, цветовую гамму, способ отражения действительности., чувства.,которые вызывает у зрителей( отображение реальной действительности,естественные тона красок,чувство сопереживания героям---- действительность далека от реальности, краски и тона яркие, броские,насыщенные,слишком много цветов несочетающихся,вызывает чувство непонимания, удивления,Обратите внимание на название Центральный образ – церковь.Что символизирует- духовность, дух. Душу.

Вывод: Итак мы заметили кардинальные перемены в живописи .

Слово искусствоведу

Худоба Наташа

Искусствовед 2: Литературе рубежа веков как культуре и обществу в целом свойственно многообразие обилие различных художественных методов и направлений. Важно отметить, что реализм господствующий творческий метод в литературе 19 века утрачивает свое главенство. Напомним, что классическое реалистическое искусство исходит из представления познаваемости мира о принципиальной возможности его словесного выражения.(Шишкин «Утро в сосновом лесу»)Художник-реалист стремится воссоздать окружающий мир как некую систему взаимоотношений, подчиняющуюся определенной логике. Для русского классического реализма также очень характерно сознание существования универсального нравственного закона, морального и поведенческого кодекса на основе которого авторами и читателями оцениваются побуждения и поступки героев: духовный рост или напротив деградация .К примеру: Достоевский «Преступление и наказание»)Но в эпоху сомнений в истинности нравственных ценностей, в период пересмотра прежних представлений о мире и роли человека в нем ситуация кризиса мировоззрений классический реализм перестает отвечать запросам писателей и читателей. Это не значит, что меньше ценятся произведения писателей 19 века, хотя порой творцы новой культуры пытаются отказаться от наследия прошлого столетия, н о это влечет за собой перемены в литературном строе, Литераторы не отказываются от реалистического направления, но сам реализм претерпевает изменения,художественную эволюцию, чтобы лучше отражать современные ему проблемы. Наряду с реализмом появляются и иные системы творческого плана: их объединяют общим термином модернизм. Образно говоря: общий сильный поток литературного классического реализма растекся, распался на множество ручейков и самостоятельных речушек слайд 19 Модернизм

- Что означает слово бунтарско-эпатирующим?

Слово аналитику

Гавричкина Ира

Аналитик Человек этой тревожной, противоречивой, кризисной эпохи понимал, что живет в особое время, предчувствовал надвигающуюся катастрофу, находился в состоянии растерянности, беспокойства , осознавая свое роковое одиночество. В художественной культуре получило распространение декадентство, мотивы которого стали достоянием ряда художественных течений модернизма.

Декадентство (лат.decadentia – упадок) – явление в культуре конца 19 – начала 20 веков, отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний .

Я ненавижу человечество,

Я от него бегу, спеша.

Моё единое отечество-

Моя пустынная душа.

Так писал Константин Бальмонт. Декадантский пафос в целом противоречил модернистскому пафосу возрождения человечества.

Одинокий человек, стоящий перед лицом Вечности, Смерти, Вселенной, Бога не может стать героем романа Гончарова или драмы Островского. Только поэтическое слово способно выразить его внутренний мир.

-В чем было противоречие между Модернизмом и Декаденством? (развитие, прогресс и упадок, регресс)

Учитель: Эта мысль определила пафос многих произведений философов идеалистического направления, писателей-символистов. На этой почве в литературе и искусстве возникают апокалиптические мотивы завершённости мира. Но в то же время эпоха представляется и временем некоего ренессанса, духовного обновления, культурного подъёма. Важнейшей особенностью времени становится сближение философии и литературы в осмыслении роли духовного начала в жизни общества. Наступление новой эпохи в жизни русского общества признаётся представителями самых различных и идейных и художественных течений.

-А теперь слово аналитику

Чуйкова Лера

Аналитик: Важно уяснить, что речь идёт именно о явлении русской культуры , основанной на глубинном единстве всех её творцов. Серебряный век – не просто набор русских поэтических имен. Это особое явление, представленное во всех областях духовной жизни России, эпоха, отмеченная необычайным творческим подъёмом не только в поэзии, но и в живописи, музыке, театральном искусстве, в гуманитарных и естественных науках. В тот же период бурно развивается русская философская мысль: достаточно назвать В. Соловьева, П. Флоренского, Н Бердяева, братьев.Трубецких. слайд 20

К этому списку можно добавить имена ученых, чьи достижения дали заметный толчок к дальнейшему развитию науки – А. Попов, И. Павлов, С. Вавилов.

Настроение всеобщего культурного подъёма нашло глубокое, проникновенное отражение в творчестве композиторов – С. Рахманинова, А. Скрябина, И. Стравинского.

Принципиально изменились способы воспроизведения художников. М. Врубель, И. Репин, М. Нестеров, В. Борисов-Мусатов, К. Петров-Водкин создали полотна, говорившие с публикой на новом языке.

На сцене творили В. Комиссаржевская, Вас. Качалов, Ф. Шаляпин, А. Павлова

К. Станиславский создал современный репертуарный театр, позже блистал Вс. Мейерхольд.

-Мы все слышали выражение: «Музыка-душа народа» Давайте послушаем небольшой этюд Александра Николаевича Скрябина этюд

Какие чувства отражены в этой музыке? (напряженность, перепады чувств, надрывность, динамика) Наряду с литературой шло бурное развитие музыкального искусства. Мы сейчас с вами слышим концерт № 2 Александра Николаевича Скрябина. Согласитесь, в этой музыке слышны философские размышления композитора о судьбе русской культуры, о судьбе человека в переломное время на рубеже двух веков, девятнадцатого и двадцатого. Историю иногда сравнивают с «рекой времен». В музыке Скрябина история движется мощным потоком, то замедляя, то убыстряя ход. В истории культуры тоже были периоды неспешного торжественного течения. Потом наступали периоды, поражающие своей динамикой и бурной взрывчатостью.

Музыка отражала динимику, происходившую в обществе. Слово литературоведу.

Кузьминов Дима

Литературовед 1: Это время роста городов, убыстрения процесса жизни. Одни восхищались городом (Брюсов, Северянин, футуристы):

Я люблю большие дома

И узкие улицы города, -

В дни, когда не настала зима,

А осень повеяла холодом.

…………………………….

Город и камни люблю,

Грохот его и шумы певучие, -

В миг, когда песню глубоко таю,

Но в восторге слышу созвучия.

Брюсов В.Я

Голубятникова Аня

Литературовед 2: Другие видели в росте городов угрозу национальным традициям, национальной душе (Блок, Белый):

Век девятнадцатый, железный,

Воистину жестокий век!

Тобою в мрак ночной, беззвёздный

Беспечный брошен человек!

Двадцатый век… Ещё бездомней.

Ещё страшнее жизни мгла…

Блок А.А.

Сквозь пыльные, желтые клубы

Бегу, распустивши свой зонт.

И дымом фабричные трубы

Плюют в огневой горизонт.

Человеку неуютно, тревожно жить в мелькающих обстоятельствах.

В литературе рассказы выходят на первый план: людям «некогда» писать и читать большие по объему произведения.

- Все виды искусства взаимосвязаны идеей, Давайте проследим развитие и тенденции живописи.Слово искусствоведу

Худоба Наташа

Искусствовед 1: Настроение "Серебряного века" русской культуры нашли глубокое, проникновенное отражение в творчестве музыкантов и художников.

Целью искусства становится не отражение действительности, а отражение внутреннего мира художника.

М. Врубель "Демон поверженный" Слайды 21-24

Всё переплелось у Врубеля в этом фантастическом странном образе - неразрешимые противоречия века и личные переживания, порыв к солнцу, большая любовь и большое страдание, светлая мечта о возрождении и трагическое создание его невозможности. Комментарий учителя:

Врубель «Демон поверженный»

Блок: Небывалый закат озолотил небывалые сине-лиловые горы. Это только наше название трех преобладающих цветов, которым еще «нет названия» и которые служат лишь знаком того, что таит в себе Падший: «И зло наскучило ему». Громада лермонтовской мысли заключена в громаде трех цветов Врубеля. «Один меж небом и землей сидел он, мрачный и немой…»- картина словно озвучивает эти трагические строки Лермонтова.

Демон олицетворение зла. Одинокий, сидит он в глубоком раздумье на вершине скалы. Руки его бугрятся великолепными мускулами, вылепленными при помощи контрастных, цветовых пятен, мощь и красота в повороте сильной шеи. Лицо Демона, увенчанное непокорной гривой волос, погружено во тьму. Только в огромных глазах тревожным огоньком светиться отблеск заката.

Нет в этом лице ни ненависти, ни злобы – только воплощенная печаль. Художник, разочаровавшийся в возможности воплотить образ Христа в эпоху религиозного глубочайшего кризиса, приходит к образу «светлого» Демона, в котором видит не князя тьмы, а могучий творческий дух. Сюжет картины навеян поэмой Лермонтова «Демон». Врубель так писал о своей работе: Демон - дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый..

Демон - образ силы человеческого духа,

Рудова Маша

Искусствовед:

К. Петров-Водкин "Купание красного коня"

Полотно, оттолкнувшись от реального земного бытия, обнаружило глубокий символический смысл; чуткий зритель увидел в нём своеобразный призыв и предчувствие грядущего обновления, очищения человечества.... Звонкая красочность композиции, мастерство рисунка, плавность линий роднили картину не только со строем древнерусских икон, но и с образами итальянского Ренессанса.

В. Борисов - Мусатов "Призраки"

Атмосфера безмолвной грусти царствует в "Призраках". В поздних сумерках проплывают по парку женские фигуры; смутные видения столь зыбкие, столь бестелесные, что в любое мгновение могут растаять, исчезнуть. Грань между полувымыслом - полуреальностью, полусном - полуявью не умел, не хотел провести сам поэт - живописец - о магической двойственности сцены говорят и странные белые фигуры на лестнице: то ли оживают в неверном свете каменные статуи, то ли процессия призраков медленно скользит в сад своей земной жизни...

Казимир Малевич. Картина "Черный квадрат" 1913г..

В основе всех форм мира лежат простые формы: прямая, квадрат, треугольник, круг. В этих простых формах и надо выражать реальность. Отсутствует представление о левом и правом, верхе и низе, все направления равноправны. Пространство картины не подвластно земному тяготению. Возникает самостоятельный, замкнутый в себе мир.

"Черный квадрат" Малевича - это дно, финал самопознания. "Черный квадрат" - вообще не цвет, это могила всех цветов и одновременно возможность их возрождения из-под чёрной поверхности, новая культура должна познать мир до конца, разрушить мифы сознания. "Черный квадрат - это эксперимент Малевича, это перекодировка мира. Это была общая тенденция русской культуры накануне грозных событий национального разлома 1917-1920 гг.".

Учитель: Как вы считаете, было ли творчество художников "Серебряного века" понятно людям того времени? (Ответ: Можно сказать да, но, с трудом. Потому, что происходящие изменения в мировоззрении соединялись с творческими поисками. Русская живопись преодолевала национальные рамки и становилась явлением мирового уровня. Художники использовали всё богатство и мировых, и собственных традиций. И поэтому людям это было понятно творческие поиски, изменения).

Учитель: Живопись, подобно поэзии, прониклась лирическим, религиозным и философским началом.

Учитель: Все это не могло не отразиться на литературе. Для эпохи рубежа XIX – XX веков характерны переход от классической художественности к неклассической, взаимодействие реализма и модернизма.

Модернисты отстаивали особый дар художника, способного прогнозировать тип новой культуры. Откровенная ставка на предвосхищение грядущего или даже на преображение мира средствами искусства был чужда реалистам. Они, однако, отразили внутреннее человеческое влечение к гармонии, к красоте, к созидательному чувству. Для символистов первым из искусств, выражающим подлинные чувства человека, была музыка. Многие акмеисты воспевали зодчих и их творения как наивысшие достижения человеческого духа. Футуристы считали высшим искусством живопись; почти все они были художниками. Но все они, представители разных поэтических направлений, ощущали непреодолимое влечение к богатому миру искусства.

Каковы же отличительные черты «серебряного века»?

(все эти поэты-современники, их объединяет время, сама эпоха, они убеждены, что участвуют в духовном обновлении России;

Всем им свойственно ощущение внутреннего хаоса и смятения, душевной дисгармонии

Все они по-особенному, трепетно относятся к слову, образу, ритму; все они новаторы в области звуковой организации и ритмико-интонационной структуры поэтического произведения.

Они склонны к манифестам, программам, декларациям с выражением эстетических вкусов, симпатий и антипатий…

Их сближает и беззаветное поклонение искусству, преданное служение ему. )

Слайд 26 Литературная жизнь России

Бурная общественная жизнь России рубежа веков повлекла за собой не менее бурную литературную жизнь!

В чём это проявилось? - Началу XX века присуще и огромное количество литературных салонов, литературных кафе.

Слайд 27

Прежде всего, в огромном количестве новых ярких творческих индивидуальностей. Эпитет «серебряный»… (по слайду)

Поисково-исследовательская работа в группах по текстам.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ

Пока выступают литературоведы мы заполняем таблицу, сопоставляя разные модернистские течения.

Критерии для сопоставления

Символисты

Акмеисты

Футуристы

1. Цель творчества

Расшифровка тайнописи, воплощенной в слове, пророчество

Возвращение поэзии ясности, вещности

Вызов традиции

2. Отношение к миру

Стремление создать картину идеального мира, существующего по законам вечной красоты

Понимание мира как совокупности простых предметов, острых, резких вещных знаков

Одержимость идеей разрушения старого мира

3. Отношение к слову

Понимание слова как многосмысленного послания, вести, элемента тайнописи

Стремление придать слову определенное, точное значение

Интерес к «самовитому слову», словесным деформациям, создание неологизмов

4. Особенности формы

Господство намеков и иносказания, знаковое наполнение обычных слов, изысканная образность, музыкальность, легкость слога.

Конкретная образность, «прекрасная ясность»

Обилие неологизмов, разговорная интонация, пафос эпатажа.

Сравните отношения к предшествующим культурами традициям акмеистов и футуристов и сделайте вывод о принципиальном отличии "высокого модернизма". Почему многие исследователи выводят "футуризм" за рамки серебряного века?

(И символизм и акмеизм сближает общее представления о том, что их творчество является итогом и в некотором смысле "вершиной" единого культурного процесса, имеющего, безусловно, эволюционный характер. И в этом смысле революционное отрицание футуристами предшествующей культуры "с чистого листа", на новом месте вступают в глубокое противоречие с основным принципом серебряного века - преемственностью по отношению к прошлому.)

Выступление групп Символисты, Акмеисты,Футуристы

Сопоставление с таблицей слайд 28

А теперь давайте попробуем познакомиться и попытаться почувствовать и понять поэтов серебряного века

Выступление творческой группы чтецов

Лаврик Алена –об Анне Ахматовой

Комисаров,Золотухин – Дуэль.

- Почему дуэль, а не состязание?

Дружинина Есенин «Письмо матери»

-Как раскрывается внутренний мир поэта в этом стихотворении?

Подведение итогов урока

-Каковы ж заслуги серебряного века? Слайд 38

_А вот посмотрите как сложилась судьба некоторых поэтов Слайд 39

Ну а теперь давайте обобщим все сведения и знания, которые сегодня получили.Я предлагаю разные виды работ. Для творческих учащихся Алены,Маше,Миле написать Репортаж с урока . Слайд 40

Для учащихся

Лобач Н, Першиной Леры, Сороки Альберта, Хакимовой Лизы,Гавричкной И.

составить сенкан к понятию Серебряный век

Остальные делятся на группы и составляют информационное гранулирование на темы:

Черты серебряного века, Деятели культуры, Историческая обстановка эпохи.

Ответы групп

Учитель: Так почему серебряный век- сияющий и мятежный ? Слайд 41

Выставление оценок Лист самооценки.Оценивание учителем

Домашнее задание: подготовить в виде презентации, визитки рассказы о поэтах «серебряного века» Брюсове,Гумилеве,Блоке. и представить получившиеся работы.

Наизусть одно стихотворение на выбор этих поэтов серебряного века