Скульптура древней греции классического периода презентация. Выдающиеся скульпторы древней эллады


«Монументальная скульптура» - Сформировать представление о характерных особенностях круглой и рельефной скульптуры. Инструменты скульптора: резцы, стеки, мастихин, долото. Оборудование и материалы: «Монументальная скульптура. Учитель: Козлова В.В. Познакомить учащихся с видами монументальной скульптуры. Слово «скульптура» произошло от латинского слова sсulро, означающего «высекать».

«Журавли памятник» - А над нею устремилась ввысь вереница белых журавлей. Луганск (Ворошиловград). Город Видное. От Бреста, Курска и Сталинграда, до Вены и Берлина. Память о погибших -- долг каждого живущего. Московская область. Санкт-Петербург Невский мемориал «Журавли». Украина. 9 «А» 2008-2009 учебный год. , КРАСНОЯРСК 8 мая 2005.

«Скульптура 19 века» - Архитектура и скульптура 1-й половины XIX века. Исаакиевский собор. Огюст Монферран. Александровская колонна. А.Д.Захаров Адмиралтейство. П.К.Клодт «Укротители коней». Ростральная колонна. Классицизм – европейское культурно-эстетическое течение, ориентировавшееся на античную литературу и мифологию. А.Н.Воронихин.

«Скульпторы» - Фидий. Литье из бронзы. Фрагмент фриза Парфенона. СКУЛЬПТУРА – гимн человеку Античность Возрождение 11 класс. Зевс. Пьета. Sculptura, от sculpo -высекаю, вырезаю), ваяние, пластика (греч. Фрина. Скульптуры Праксителя раскрашивал афинский художник Никий. По иным данным, скончался в изгнании в Элиде. Впоследствии очень многие скульпторы изображали богиню в подобной позе.

«Скульптура 18 века» - Речная нимфа, 1770-1780 (Клодион, Франция). Скульптурный портрет. Изучить стили и направления, господствующие в мировой скульптуре в 18 веке. Рококо- грациозная легкость. Петр I собрал в Летнем саду уникальную коллекцию статуй и бюстов. Капелла Корнаро, 1652 (Бернини Д.Л., Италия). Романтизм- фольклорные и природные формы.

«Скульптура Донателло» - Алтарные рельефы изображают чудесные деяния Святого Антония. Рельеф Алтаря собора Сан-Антонио. Донателло – яркий представитель эпохи раннего Возрождения в Италии. 1447-1453 гг. Скульптурные шедевры Донателло. Родился во Флоренции в семье чесальщика Первоначально обучался в ювелирной мастерской. Давид.

Всего в теме 31 презентация

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат Выдающиеся скульпторы Древней Эллады

Тимергалина Альфина

План

Введение

1. Скульптура Гомеровского периода XXI-VIII вв.

2. Скульптура VII-III вв.

Заключение

Введение

Все большее число людей осознает, что приобщение к историческому прошлому - это не только знакомство с шедеврами мировой цивилизации, уникальными памятниками древнего искусства, не только школа воспитания, но и нравственности и художественно неотъемлемая часть современной жизни.

Крупнейшей цивилизацией древнего мира была древнегреческая цивилизация. Цивилизация обладала развитой культурой.

Можно считать неоспоримо доказанным, что классовое общество и государство, а вместе с ним и цивилизация зарождались на греческой почве дважды с большим разрывом во времени: сначала в первой половине II тыс. до н.э. и вторично в первой половине I тыс. до н.э. Поэтому всю историю древней Греции сейчас принято делить на две большие эпохи: 1) эпоху микенской, или крито-микенской, дворцовой цивилизации и 2) эпоху античной полисной цивилизации.

1. Скульптура Гомеровского периода XXI-VIII вв.

К сожалению, от монументальной скульптуры Гомеровского периода до нас не дошло практически ничего. Ксоаном являлась, к примеру, деревянная статуя Афины из Дрероса, украшенная позолоченными пластинами, изображавшими детали одежды. Что касается сохранившихся скульптурных образцов, то здесь несомненный интерес представляют небольшие керамические статуэтки из Танагры, относящиеся к 7 в. до н. э., но выполненные под явным влиянием геометрического стиля. Интересно, что то же влияние прослеживается не только в расписной керамике (что представить несложно: статуэтки просто расписаны определенными узорами или повторяющимися по форме фигурами), но и в бронзовой скульптуре.

2. Скульптура VII-III вв.

В VII--VI вв. до н.э. в скульптуре господствуют два типа: обнаженная мужская фигура и задрапированная женская. Рождение статуарного типа обнаженной фигуры мужчины связано с основными тенденциями развития общества. Появление рельефа в основном связано с обычаем ставить надгробные памятники. В дальнейшем рельефы в виде сложных многофигурных композиций стали непременной частью антаблемента храма. Статуи и рельефы, как правило, раскрашивались.

Скульптура и живопись Греции V в. до н.э. развивали традиции предшествующего времени. Основными оставались изображения богов и героев. древнегреческий скульптура статуарный гомеровский

Основной темой в искусстве греков в архаический период становится человек, представленный в виде бога, героя, атлета. Человек этот прекрасен и совершенен, силой и красотой он подобен божеству, в спокойствии и созерцательности угадывается уверенная властность. Таковы многочисленные мраморные изваяния конца VII в. до н.э. обнаженных юношей-тросов.

Если раньше считалось необходимым создать абстрактное воплощение определенных физических и душевных качеств, усредненный образ, то теперь ваятели проявляли внимание к конкретному человеку, его индивидуальности. Наибольших успехов в этом достигли Скопас, Пракситель, Лисипп, Тимофей, Бриаксид.

Шел поиск средств для передачи оттенков движения души, настроения. Одно из них представлено Скопасом, уроженцем о. Пароса. Другое, лирическое направление отразил в своем искусстве Пракситель, младший современник Скопаса ("Афродита Книдская", Артемиды и Гермеса с Дионисом). Стремление показать многообразие характеров было характерно для Лисиппа (статуя Апоксиомена, "Эрот с луком", "Геракл, борющийся со львом").

Постепенно, преодолевается оцепенелость фигур и схематизм, свойственный архаической скульптуре, греческие статуи становятся более реалистическими. Развитие скульптуры так же связано в V в. до н.э. с именами трех прославленных мастеров Мирона, Поликлета и Фидия.

Наиболее прославленной из скульптур Мирона считается "Дискобол" -- атлет в момент метания диска. Совершенное тело атлета в момент наивысшего напряжения -- любимая тема Мирона.

Самым известным, почитаемым и несравненным скульптором периода зрелой (еще ее называют "высокой") классики являлся Фидий, который возглавил перестройку афинского Акрополя и возведение на нем знаменитого Парфенона и других прекрасных храмов. Фидий создал для Акрополя три статуи афинской богини-покровительницы. В 438 г. до н. э. он закончил двенадцатиметровую статую Афины Парфенос, специально изготовленную из дерева, золота и слоновой кости для внутреннего убранства Парфенона. На открытом воздухе, на высоком пьедестале возвышалась другая Афина работы Фидия - бронзовая Афина Промахос ("Воительница"). Богиня была изображена в полном вооружении, с копьем, позолоченный наконечник которого так сиял на солнце, что заменял кораблям, плывущим в Пирей, прибрежный маяк. Была еще одна Афина, так называемая Афина Лемния, уступавшая по размерам другим работам Фидия и, как и они, дошедшая до нас в достаточно спорных римских копиях. Однако наибольшей славой, затмившей даже славу Афины Парфенос и всех других акропольских работ Фидия, пользовалась в древности колоссальная статуя Зевса Олимпийского.

Заключение

Характерной чертой ранней греческой культуры было удивительное единство ее стиля, ярко отмеченного самобытностью, жизненностью и гуманностью. Человек занимал значительное место в мировоззрении этого общества; причем художники уделяли внимание представителям самых различных профессий и социальных слоев, внутреннему миру каждого персонажа. Особенность культуры ранней Эллады сказывается в том удивительно гармоничном сочетании мотивов природы и требований стиля, которые обнаруживают произведения ее лучших мастеров искусства. И если первоначально художники, особенно критские, стремились больше к украшательству, то уже с XVII-XVI вв. творчество Эллады полно жизненности. В XXX-XII вв. население Греции прошло сложный путь экономического, политического и духовного развития. Указанный отрезок истории характеризуется интенсивным ростом производства, создавшим в ряде областей страны условия для перехода от первобытнообщинного к раннеклассовому строю. Параллельное существование этих двух общественных систем обусловило своеобразие истории Греции в эпоху бронзы. Необходимо отметить, что многие достижения эллинов того времени явились основой блестящей культуры греков классической эпохи и вместе с нею вошли в сокровищницу европейской культуры.

Затем в течение нескольких веков, называемых "Темными веками" (XI-IX вв.) в своем развитии народы Эллады по неизвестным до сих пор обстоятельствам, можно сказать, отбрасываются к первобытнообщинному строю.

За "Темными веками" следует период Архаики - это время возникновения, в первую очередь, письменности (на основе финикийской), потом философии: математики, натурфилософии, затем необычайное богатство лирической поэзии и др. Греки, умело используя достижения прежних культур Вавилона, Египта, создают свое собственное искусство, оказавшее огромное влияние на все последующие этапы европейской культуры.

О монументальной живописи архаического периода ничего не известно. Очевидно, что она существовала, но по каким-то причинам не сохранилась.

Таким образом, период архаики можно назвать периодом резкого скачка в культурном развитии Греции.

За архаическим периодом следует период классики (V-IV вв. до н.э.).

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Зарождение античной скульптуры Древней Греции. Выдающиеся скульпторы эпохи Архаики. Выдающиеся скульпторы эпохи Классики. Мирон из Элевтер. Величайшие Фидий и Поликлет. Представители поздней классики (Праксителъ, Скопас и Лисипп).

    курсовая работа , добавлен 11.07.2006

    Общая характеристика древнегреческой культуры. Основные темы мифов: жизнь богов и подвиги героев. Зарождение и расцвет скульптуры в Древней Греции. Особенности фронтонных композиций храмов и статуй, изображающих различные сюжеты и персонажи мифов.

    реферат , добавлен 19.08.2013

    Возникновение египетской цивилизации. Культура и обычаи Древнего Египта. Развитие изобразительного искусства Месопотамии. Внешность, религия и культура Древней Греции. Образ жизни и обычаи Южной Эллады. Развитие древнегреческой художественной культуры.

    реферат , добавлен 04.05.2016

    Изучение роли античной культуры в истории европейской цивилизации. Анализ места гомеровского периода в истории древнегреческой культуры. Философия и мифология древних греков. Развитие демократии в Греции. Периодизация и этапы формирования Древнего Рима.

    контрольная работа , добавлен 06.04.2014

    Этапы развития Древнегреческой цивилизации. Общий характер скульптуры поздней классики. Пифагор Регийский - наиболее известный скульптор ранней классики. Статуи Афины Парфенос и Зевса Олимпийского работы Фидия как вершина древнегреческой скульптуры.

    реферат , добавлен 28.03.2012

    Основные черты и моменты развития древнегреческой культуры, её элементов. Развитие древнегреческой цивилизации как земледельческой. Появление своеобразных форм демократического управления в развитых центрах Древней Греции. Мифология и история Греции.

    реферат , добавлен 06.12.2008

    Роль Древней Греции и ее культуры в мировой истории. Периоды развития древнегреческой культуры. Суть греческой общины-полиса, пути ее развития. Афины и Спарта как два центра древнегреческой цивилизации. Эпоха эллинизма. Литература, искуство и философия.

    реферат , добавлен 12.10.2011

    Сущность архаического периода, зарождение литературного и письменного творчества, историографии. Создание уникальной библиотеки. Особенности древнегреческой мифологии, пантеона богов. Культ Диониса как исток трагедии, формирование теории литературы.

    контрольная работа , добавлен 17.11.2009

    Общая характеристика этрусской цивилизации. Анализ развития письменности, религии, скульптуры, живописи. Описание достижений древнегреческой культуры. Выявление областей этрусской культуры, на которые древнегреческая культура оказала наибольшее влияние.

    реферат , добавлен 12.05.2014

    Понятие античной культуры. Этапы развития культуры Древней Греции, ее принципы мировоззрения. Основные черты крито–микенской культуры (эгейской). Шедевры гомеровского периода, произведения искусства и архитектуры эпохи архаики. Греческая ордерная система.

«Скульптура Древней Греции» – презентация, которая познакомит с величайшими памятниками древнегреческого искусства, с творениями выдающихся скульпторов античности, чьё наследие не потеряло своего значения для мировой художественной культуры и продолжает восхищать любителей искусства и служить образцом для творчества живописцев и скульпторов.



Скульптура Древней Греции

«Склонитесь перед Фидием и Микеланджело, восхищаясь божественной ясностью первого и суровой тревогой второго. Восхищение – вот благородное вино для возвышенных умов. … В прекрасной скульптуре всегда угадывается мощный внутренний импульс. Это и есть секрет античного искусства». Огюст Роден

Презентация состоит из 35 слайдов. В ней представлены иллюстрации, знакомящие с искусством архаики, классики и эллинизма, с наиболее выдающимися творениями великих скульпторов: Мирона, Поликлета, Праксителя, Фидия и других. Почему же так важно познакомить учащихся с древнегреческой скульптурой?

Сверхзадача уроков мировой художественной культуры, по моему мнению, не столько в том, чтобы познакомить ребят с историей искусства, с выдающимися памятниками мировой художественной культуры, сколько в том, чтобы пробудить в них чувство прекрасного, которое, собственно, и отличает человека от животного.

Именно искусство Древней Греции и, прежде всего, скульптура, служит для европейского взгляда образцом прекрасного. Великий немецкий просветитель 18 века Готхольд Эвраим Лессинг написал, что греческий художник не изображал ничего, кроме красоты. Шедевры греческого искусства поражали воображение и восхищали всегда, во все эпохи, включая наш атомный век.

В своей презентации я постаралась показать, как воплощалось представление о красоте, совершенстве человека художников от архаики до эллинизма.

С искусством Древней Греции вас также познакомят презентации:

Слайд 1

Выдающиеся скульпторы Древней Эллады
Презентация урока МХК подготовлена учителем Петровой М.Г. МБОУ «Гимназия» г.Арзамас

Слайд 2

Цель урока
сформировать представление о развитии скульптуры Древней Греции путем сопоставления шедевров разных этапов ее развития; познакомить учащихся с величайшими скульпторами Древней Греции; развивать навыки анализа произведений скульптуры, логическое мышление на основе сравнительного анализа произведений искусства; воспитывать культуру восприятия произведений искусства.

Слайд 3

Актуализация знаний учащихся
-Назовите основной тезис древнегреческого искусства? -Что означает слово «Акрополь»? -Где находится самый знаменитый греческий Акрополь? -В каком веке он перестроен? -Назовите имя правителя Афин этого времени. -Кто руководил строительными работами? -Перечислите названия храмов, которые находятся на Акрополе. -Как называется главный вход, кто его архитектор? -Кому из богов посвящен Парфенон? Назовите имена архитекторов. -Какой известный портик со скульптурным изображением женщин несущих перекрытие, украшает Эрехтейон? -Какие статуи, украшавшие некогда Акрополь, вам известны?

Слайд 4

Древнегреческая скульптура
Много есть славных сил в природе, Но славнее человека нет ничего. Софокл
Постановка проблемного вопроса. - Как складывалась судьба древнегреческой скульптуры? - Как решалась проблема красоты и проблема человека в греческой скульптуре? - От чего и к чему пришли греки?

Слайд 5

Оформить таблицу
Имена скульпторов Названия памятников Особенности творческой манеры
Архаика (VII-VIвв. до н.э.) Архаика (VII-VIвв. до н.э.) Архаика (VII-VIвв. до н.э.)
Куросы Коры
Классический период (V-IVвв. до н.э.) Классический период (V-IVвв. до н.э.) Классический период (V-IVвв. до н.э.)
Мирон
Поликлет
Поздняя классика (400-323 гг. до н.э. - рубеж IVв. до н.э.) Поздняя классика (400-323 гг. до н.э. - рубеж IVв. до н.э.) Поздняя классика (400-323 гг. до н.э. - рубеж IVв. до н.э.)
Скопас
Пракситель
Лисипп
Эллинизм (III-Iвв. до н.э.) Эллинизм (III-Iвв. до н.э.) Эллинизм (III-Iвв. до н.э.)
Агесандр

Слайд 6

Архаика
Курос. 6 век до н.э.
Кора. 6 век до н.э.
Неподвижность поз, скованность движений, «архаическая улыбка» на лицах, связь с египетской скульптурой.

Слайд 7

Классический период
Мирон. Дискобол. 5 век до н.э.
Мирон явился новатором в разрешении проблемы движения в скульптуре. Он изобразил не самое движение «Дискобола», а краткий перерыв, мгновенную остановку между двумя мощными движениями: замахом назад и выбросом всего тела и диска вперед. Лицо метателя диска спокойно и статично. Отсутствует индивидуализация образа. Статуя воплотила идеальный образ человека-гражданина.

Слайд 8

Сравните
Хиазм – скульптурный приём передачи скрытого движения в состоянии покоя. Поликлет в «Каноне» определил идеальные пропорции человека: голова – 17 роста, лицо и кисть руки – 110, ступня – 16.
Мирон. Дискобол
Поликлет. Дорифор

Слайд 9

Поздняя классика
Скопас. Менада. 335 г. до н. э. Римская копия.
Интерес к внутреннему состоянию человека. Выражение сильных, страстных чувств. Драматизм. Экспрессия. Изображение энергичного движения.

Слайд 10

Пракситель
статуя Афродиты Книдской. Это было первое в греческом искусстве изображение женской фигуры

Слайд 11

Лисипп разработал новый пластический канон, в котором появляется индивидуализация и психологизация образов.
Лисипп. Александр Македонский
Апоксиомен

Слайд 12

Сравните
«Апоксиомен»-динамичная поза, удлиненные пропорции; новый канон-голова=1/8 всего роста
Поликлет. Дорифор
Лисипп. Апоксиомен

Слайд 13

Пластический этюд

Слайд 14

Как решалась проблема красоты и проблема человека в греческой скульптуре. От чего и к чему пришли греки?
Вывод. Скульптура прошла путь от примитивных форм к идеальным пропорциям. От обобщения к индивидуализму. Человек - главное творение природы Виды скульптуры разнообразны: рельеф (плоская скульптура); мелкая пластика; круглая скульптура.

Слайд 15

Домашнее задание
1. Доделать таблицу по теме урока. 2. Составить вопросы для проверочной работы. 3. Написать эссе «В чем величие античной скульптуры?»

Слайд 16

Библиография.
1. Ю.Е. Галушкина “Мировая Художественная Культура”. – Волгоград: Учитель, 2007. 2. Т.Г. Грушевская “Словарь по МХК” – Москва: “Академия”, 2001. 3. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до 17 века. Учебник 10 класс. – М.: Дрофа, 2008 4. Е.П. Львова, Н.Н. Фомина “Мировая художественная культура. От зарождения до XVII века” Очерки истории. – М.: Питер, 2007. 5. Л. Любимов “Искусство Древнего Мира” - М.: Просвещение, 1980. 6. Мировая художественная культура в современной школе. Рекомендации. Размышления. Наблюдения. Научно-методический сборник. – СПб: Невский Диалект, 2006. 7. А.И. Немировский. “Книга для чтения по истории Древнего мира”

Выдающиеся скульпторы Древней Греции

Смирнова Ольга Георгиевна МХК 11 класс,


Куросы и Коры архаики

  • Если верить Плутарху, который, возможно, слегка преувеличивал, - в Афинах больше статуй, чем живых людей.
  • Наиболее ранние из дошедших до нас скульптурных произведений Куросы и Коры, созданные в эпоху архаики.

  • Фигуры куросов (юношей) устанавливались в общественных местах, в особенности вблизи храмов.
  • Эти юные и стройные, сильные и высокие (до 3м.) обнаженные атлеты получили название «архаических Аполлонов», т.к. воплощали мужской идеал красоты, молодости и здоровья.
  • Куросы удивительно похожи друг на друга. Их торжественные позы всегда одинаковы, черты лица лишены индивидуальности. Они напоминают образцы египетской пластики, но в них чувствуется стремление передать строение человеческого тела, подчеркнуть физическую силу и жизненнос ть

  • Фигуры кор (девушек) – воплощение изысканности и утонченности.
  • Их позы тлже однообразны и статичны, но как при этом изящны их хитоны и плащи с красивыми узорами из параллельных волнистых линий, как оригинальна цветная кайма на краях!
  • Круто завитые локоны перехвачены диадемами и спускаются на плечи длинными симметричными прядями.
  • Характерная для всех кор деталь – загадочная улыбка

Поликлет

Пракситель

Выдающиеся скульпторы Древней Греции



  • Настоящим гимном величию и духовной мощи стали произведения Поликлета (вторая половина V в. до н.э.).
  • Излюбленный образ мастера – стройный юноша атлетического телосложения, которому присущи «все добродетели». Его духовный и физический облик гармоничен, в нем нет ничего лишнего, «ничего сверх меры».
  • Воплощением такого идеала явилось замечательное произведение Поликлета


  • В этой скульптуре использован хиазм – основной прием древнегреческих мастеров для изображения скрытого движения в состоянии покоя.
  • Известно, что Поликлет задался целью точно определить пропорции человеческой фигуры, согласно своим представлениям об идеальной красоте. Результаты его математических вычислений будут использованы художниками будущих поколений

Пропорции человеческого тела по Поликлету

  • Голова – 1/7 всего роста;
  • Лицо и кисть руки – 1/10;
  • Ступня – 1/6;
  • Свои мысли и расчеты Поликлет изложил в теоретическом трактате «Канон» , который, к сожалению, не сохранился до наших дней.

  • Скульптором, воплотившим идеал силы и красоты Человека, стал Мирон (середина V в. до н.э.). Время не сохранило ни одного его подлинного произведения, все они дошли до нас в римских копиях, но и по ним можно судить о высоком мастерстве этого художника.
  • Обратимся к одному из шедевров древнегреческой скульптуры, знаменитому «Дискоболу».

Дискобол. Мирон.

  • Черты прекрасного гармонически развитого человека
  • Нравственная и духовная чистота
  • Передана энергичность движения, колоссальная физическая нагрузка, но внешне – спокоен и сдержан
  • Мастерски запечатлено мгновение


  • Характерные черты скульптуры первой половины IV в. до н.э. отразились в творениях этих прекрасных мастеров.
  • Несмотря на существующие между ними различия, их объединяет стремление к передаче энергичных действий, а главное – чувств и переживаний человека.
  • Страсть и грусть, мечтательность и влюбленность, неистовство и отчаяние, страдание и горе стали объектом творчества этих художников.

Скопас (420-ок.355 гг. до н.э.)

  • Был уроженцем острова Парос, богатого мрамором. Именно с мрамором он и работал, но почти все его произведения были уничтожены временем. То немногое, что сохранилось, свидетельствует о величайшем художественном мастерстве и виртуозной технике обработки мрамора.
  • Страстные, порывистые движения его скульптур, кажется, теряющих равновесие, сцены битвы с амазонками передают пыл сражения и упоение боем.
  • Одним из совершенных творений Скопаса является статуя Менады – нимфы, воспитавшей юного Диониса.
  • Скопасу принадлежат также бесчисленные изваяния на фронтонах, рельефные фризы, круглая скульптура.
  • Он известен как зодчий, принимавший участие в украшении Галикарнасского мавзолея


Пракситель (ок.390-330 гг. до н.э.)

  • Уроженец Афин, вошел в историю искусств как вдохновенный певец женской красоты. Образы атлетов, по всей вероятности, не очень интересовали художника.
  • Если он и обращался к идеалу прекрасного юноши, то прежде всего подчеркивал в его фигуре не физические качества, а стройность и изящество, радость и безмятежное счастье. Таковы «Гермес и Дионис», «Оьдыхающий сатир» и «Аполлон Сауроктон» (или «Аполлон, убивающий ящерицу»).
  • Но особую известность ему принесли женские образы в скульптуре

Пракситель. Афродита Книдская.

  • Моделью для статуи послужила красавица Фрина, с которой связано много красивых легенд. По одной из них она попросила Праксителя подарить ей самую его красивую скульптуру. Он согласился, но не назвал скульптуру, тогда…


Лисипп (370-300 гг. до н.э.)

  • Создал около 1 500 бронзовых статуй, среди которых были колоссальные фигуры богов, мифологических персонажей, могучих атлетов.
  • Был придворным скульптором Александра Македонского и запечатлел образ великого полководца в одном из сражений.
  • В лице полководца угадывается характер сильного и волевого человека, беспокойный дух, огромная сила воли. Несомненно, перед нами реалистический портрет, в котором четко прорисованы его индивидуальные черты…


Новаторство Лисиппа

  • Максимальное приближение образов к действительности.
  • Показ образов в конкретных динамических ситуациях.
  • Изображение людей в мимолетном, сиюминутном порыве.
  • Отрицал тяжеловесность и неподвижность в изображении человеческой фигуры, стремился к легкости и динамичности ее пропорций.


Леохар (середина IV в. до н.э.

  • Его творчество – прекрасная попытка запечатлеть классический идеал красоты Человека.
  • К статуе Аполлона Бельведерского не раз обращались исследователи и поэты.


«Не кровь и нервы горячат и двигают его тело, но небесная одухотворенность. Разливающаяся тихим потоком, наполняет она все очертания этой фигуры… Статуя Аполлона есть высший идеал искусства между всеми произведениями, сохранившимися нам от древности».

И.И. Винкельман (1717-1768) немецкий историк искусства


В ушах звенит стрела из лука Аполлона,

И лучезарный сам, с дрожащей тетивой,

Восторгом дышащий, сияет предо мной.

А.Н. Майков,

русский поэт XIX в.



  • В скульптуре эпохи эллинизма появились новые темы и сюжеты, изменилась трактовка известных классических мотивов. Совершенно иными стали подходы к изображению человеческих характеров и событий.
  • Взволнованность и напряженность лиц, экспрессия движений, вихрь чувств и переживаний и в то же время элегичность и мечтательность образов, их гармоническое совершенство и торжественность – главное в скульптуре этого периода.


В час моего ночного бреда

Ты возникаешь пред глазами –

Самофракийская Победа

С простертыми вперед руками.

Спугнув безмолвие ночное,

Рождает головокруженье

Твое крылатое, слепое,

Неудержимое стремленье

В твоем безумно-светлом взгляде

Смеется что-то, пламенея,

И наши тени мчатся сзади,

Поспеть за нами не умея.

Н. Гумилёв


  • Замечательное произведение, относящееся к эпохе эллинизма, - скульптурная группа «Лаоокон с сыновьями» , в ы полненная Агесандром, Афинодором и Полидором (находится: музеи Ватикана)


… змеи напавши

Вдруг на него и спутавшись крепкими кольцами дважды,

Чрево и грудь дважды выю его окружили

Телом чешуйным и грозно над ним поднялись головами.

Тщетно узлы разорвать напрягает он слабые руки –

Черный яд и пена текут по священным повязкам;

Тщетно, терзаем, пронзительный стон к звёздам он подъемлет…

Вергилий «Энеида», перевод В.А. Жуковского