Сообщение о прикладном искусстве кубанских казаков. «Материальная культура казачества


Д.п.н. Мальцева Л.В.

Кубанский государственный университет, Россия

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КУБАНИ

(ВЫШИВКА РУШНИКОВ)

В настоящее время в нашем образовании происходит процесс качественного обновления содержания предметов художественно-эстетического цикла. В связи с этим главнаяцель, состоит в том, чтобы привить художественные и эстетические ценности старшего поколения молодежи. Особую остроту приобретает воспитание на традициях, обычаях и культуре кубанских казаков. Традиции всегда являются новым открытием для молодого поколения, несущим в себе объем знаний и опыта, проверенного веками.

Традиционная культура кубанских казаков всегда отражала ценностные, ментальные особенности народа, в то же время она всегда оказывала влияние на формирование и развитие внутреннего, духовного мира человека. Сегодня, когда одним из направлений реформирования образовательного процесса является его регионализация, проблема реставрации давних традиций, обычаев.

Искусство вышивания имеет многовековую историю. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовое решение, создавались образцы вышивок с характерными национальными чертами. Вышивка на Кубани была распространена повсеместно и являлась основным видом народного искусства кубанских казаков. Вышитые узоры не только украшали одежду и рушники, но и охраняли от злых сил. Для этого казачки вышивали специальные узоры или орнамент. Обычай украшать свои жилища вышитыми и ткаными полотенцами распространен у южного населения, среди украинцев. Девушка раньше заготавливала до свадьбы не менее 12 полотенец вместе с другими частями своего приданного: рубахи, настольники, постельным бельем.

Часть таких вещей передавалось от матери дочери. Рушники имели разнообразное, функциональное значение, что определяло содержание и форму мотива орнамента. Орнамент мог быть разным: изображать животных, растения, геометрические узоры и даже надписи. Любили казачки изображать птиц на рушниках, ведь птицы – это символ любви, счастья, добра. Иногда вышивали павлинов на своих изделиях. Он считается символом мудрости.Узор из растений был не менее популярен на Кубани.

Рушники служили в качестве подарка ими одаривали, пояса подножника, (расстилали в церкви под ногами молодым вступающих в брак, под него клали медную монету). На них выносили икону невесте, хлеб-соль жениху, обвязывали сватов. На утро после свадьбы молодая несет свеклу свекрови умыться дает утереться своим рушником. Затем этот рушник она вешает на икону. Самые нарядные, отбеленные, яркие рушники готовились для свата со свахой. Этот обычай был распространён повсеместно.

Как только девочка научалась шить и вышивать, она начинала готовить свое приданное. Помимо всего прочего в него обязательно входили рушники. На Руси будущей невесте нужно было вышить к свадьбе около сорока рушников. Ведь помимо тех, что используются непосредственно в обрядах, понадобится еще одарить будущую родню и украсить новый дом. Рушник вручали жениху в знак согласия при сватовстве. Рушниками одаривали родителей и родственников жениха, украшали свадебный поезд, но самые главные рушники, это рушники для самого свадебного обряда.

При вышивании имелись свои правила, которые строго соблюдались. Нельзя было украшать рушник мережками, считалось, что жизнь будет дырявой. Вышивать свадебный рушникночью не разрешалось, так как в это время суток вышивают только магические вещи. Казачка вышивать рушник так чтоб он был чистым и аккуратным с обеих сторон – лицевая сторона для людей, изнаночная для Бога. Рушник – это дорога жизни считали на Кубани, поэтому полотнище должно быть целым и непрерывным, как жизнь (не вставляйте в середину рушника никаких кружев или тесемок – этим вы навредите, разрезанную жизнь уже не сошьешь, как бы ни старался).

На свадебных рушниках обязательно вышивали пары птиц, не вышивали кукушек – вдовий символ, соловей – символ неженатых парней, чтобы муж не изменял. Все размеры ширина, длина должны делиться на семь. Центр обязательно должен оставаться пустым, без вышивки считалось Божье место. Становясь на рушник, молодые получали благословение свыше. После свадьбы свадебный рушник хранили, как символ счастливой семейной жизни его скручивали в трубочку, чтобы нечистая сила ходила по кругу. Свадебный рушник под ноги использовался один раз. Если семейная жизнь была, счастливой в наследство передавали, только узор, рушник вышивался новый. По старинным обычаям рушники напрокат не брали.

В доме у казаков имелось не менее тридцати вышитых рушников. Часть из них входило в приданное невесты и готовилось девушкой до замужества. Это были рушник для новобрачных – молодожены им пользовались первые дни. Два рушника готовились для будущих малышей: для мальчика – геометрический орнамент, для девочки – растительный орнамент. Скромный рушник предназначался казаку в дорогу. Обязательной принадлежностью его была мережка, символизирующая дальнюю, счастливую дорогу, и две полоски красного и синего цвета. Для жатвы предназначался очень длинный (до трех с половиной метров) рушник, разделенных по ширине рядом тканных полосок, концы его орнаментировались цветочным узором: васильками, колокольчиками и колосками.

Вышивка помимо чисто эстетических функций имела также охранительные, она рассматривалась у казаков как оберег, поэтому в домах присутствовали вышитые изделия.

Заявка на участие

в конференции «Образование и наука XXI века»

1. Мальцева Людмила Валентиновна

2. Тема «Декоративно-прикладное искусство Кубани (вышивка)»

3. Доктор педагогических наук, профессор

4. место работы: город Краснодар, Кубанский государственный университет, художественно-графический факультет, кафедра декоративно-прикладного искусства и дизайна

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В начале XXI столетия особенно важной становится проблема сохранения традиционных элементов этнических культур. Поэтому современный этап развития российского общества характеризуется повышенным интересом к народной культуре как среди ученых, так и самой широкой общественности. Такая тенденция характерна для всех регионов России, в том числе и Кубани.

Одним из важных составляющих традиционной культуры является народное декоративно-прикладное искусство. Это один из массовых и наиболее близких человеку элементов народной культуры, в котором аккумулируется и посредством семиотической системы транслируется социокультурный опыт того или иного этноса. В последние десятилетия XX - начале XXI в. изделия предметно-материального мира народного творчества большинством наиболее урбанизированных народов воспринимаются как памятники культуры, как этнические символы, выражающие менталитет, этническое своеобразие и мировосприятие того или иного этноса, способствующие активизации этнокультурного самосознания. Сохранение, возрождение, а также разумное развитие региональных форм народной культуры является одной из насущных задач современного общества. В таких условиях еще большую необходимость приобретает исследование процессов формирования и развития народного декоративно-прикладного искусства, определение его роли и места в культуре общества и историко-культурного региона.

Для Кубани актуальность темы также обусловлена активизацией преемственной системы традиционного образования в практике народной художественной культуры. Народное декоративно-прикладное искусство, как и народная культура региона в целом, сегодня является одним из системообразующих компонентов в содержании этнохудожественного образования.

Кубань является территорией, где исторически соединились культурные традиции разных народов. Своеобразие историко-культурных процессов и социально-экономических условий на разных этапах этнической истории восточнославянского населения Кубани, предопределили специфику этнокультурных традиций, в том числе и народного декоративно-прикладного искусства. Уже в конце XIX - начале XX столетия народное декоративно-прикладное искусство Кубани представляло собой сложное и многоуровневое явление, находящееся в динамическом взаимодействии с другими составляющими культуры и окружающей средой. В период своего наибольшего расцвета, во второй половине XDC - начале XX в., художественно-ремесленная традиция Кубани развивалась в различных организационных формах, каждая из которых оптимально учитывала особенности и технологические потребности каждого вида производства. Вместе с тем, по заключению многих исследователей кустарной промышленности конца XIX - начала XX вв. (С.А. Давыдова, А.С. Пиралов, О.В. Маргграф, Ф.А. Щербина и др.) в большинстве своем они носили кустарный характер, развиваясь на базе крестьянского хозяйства и не требуя отрыва ремесленника от земельного надела и находясь в полной зависимости от урожая на все местные сельскохозяйственные продукты. Более развитым кустарное производство было среди так называе-

мых иногородних жителей (переселенцев из внутренних губерний России не казачьего сословия), для которых оно служило серьезным подспорьем в жизни, а в ряде случаев и главным средством существования. Такое положение объяснялось особенностями уклада жизни казачьего населения, на что указывали многие из современников.

Изучение особенностей внутреннего взаимодействия и функционирования различных компонентов и структур народного декоративно-прикладного искусства, равно как и взаимодействие его самого как целого в пределах более широкой системы - культуры, начали изучаться региональной наукой достаточно недавно. Несмотря на наличие отдельных содержательных работ Н.А. Гангур, СЮ. Хачатрян (Капышкина), О.Г. Слобченко (Садковская) и других, сегодня мы имеем, к сожалению, пока еще недостаточное представление об истории формирования и степени распространения декоративно-прикладного искусства в историческом прошлом восточнославянского населения Кубани.

Степень научной разработанности проблемы. За недлительный период изучения народного декоративно-прикладного искусства наука накопила значительный материал. В изучении народного искусства имеются несомненные достижения, выработаны подходы, сложились целые научные направления; на сегодняшний| день это огромный массив литературы, едва обозримый в одной работе.

Важным аспектом в исследовательской работе стало изучение работ отечественных этнографов и искусствоведов XX в. - B.C. Воронова, А.И. Некрасова, В.А. Городцова, Н. Церетели, Л.А. Динцеса, Б.А. Рыбакова, Г.С. Мас-ловой, И.Я. Богуславской, Н.И. Лебедевой, СБ. Рождественской, Т.В. Станюкович, Л.Н. Чижиков ой, СК. Жегаловой, С. Ванштейна, СВ. Иванова, Н.И. Каплан, В.В. Иванова, В.Н. Топорова, А.К. Байбурина, Ю.М. Лотмана, Н.И. Толстого и др., ориентированных на разработку вопросов, затрагивающих отдельные виды народного декоративно-прикладного искусства, их художественные и технические характеристики, на социальные, исторические аспекты данного феномена, а также на раскрытие семантики древних образов народного искусства и его генетической связи с искусством других этнических общностей, выявления функций народного ремесла и кустарных промыслов, их взаимоотношений в новых социальных условиях и многое другое.

Большое значение для осмысления статуса народного декоративно-прикладного искусства в культуре общества на разных этапах исторического развития имели работы В.М. Василенко, Г.К. Вагнера, М.А. Ильина и Н.Н. Воронина, А.С Канцедикиса, М.А. Некрасовой. В трудах этих исследователей в общетеоретическом аспекте были освящены проблемы современного состояния народного искусства, соотношения народного и самодеятельного, а также вопросы, раскрывающие комплекс связей народного искусства с профессиональным и т.д.

Особое значение в области изучения народного декоративно-прикладного искусства имеют груды отечественных фольклористов - В.Я. Проппа, Б.Н. Путилова, В.Е. Гугева, П.Г. Богатырева, К.В. Чистова. Работы этих исследователей подняли на новый теоретический уровень решение проблемы связей фольклора с этнографией, раскрытия взаимоотношений устного по-

этического творчества, народного изобразительного искусства с культурой и бытом народа.

Интерес к народному искусству и его исследованию во второй половине XIX - начале XX вв. тесно связан с развитием музейного дела в России. В первые десятилетия XX в. сбор предметов народного искусства, в том числе и на Кубани, проводил созданный в 90-х гг. XIX в. Этнографический отдел Русского музея Императора Александра III (Государственный музей этнографии народов СССР, ныне Российский Этнографический Музей, г. Санкт-Петербург). Собирание этнографических материалов и коллекций на территории современного Краснодарского края проводилось в период с 1904 по 1930-е гг. За время собирательской работы исследователями (В.К. Костко, Ф.К. Волков, А. Воробьев, М.А. Фриде и др.) было собрано свыше 270 этнографических предметов, характеризующих состояние быта, промыслов и ремёсел кубанских казаков.

Большой вклад в собирание коллекций народного искусства внесли музеи губернских и уездных городов, у истоков деятельности которых стояли представители интеллигенции, знатоки и коллекционеры предметов старины, в том числе из среды казачества (Е.Д. Фелицын, В.А. Щербина, К.Т. Живило, И.Е. Гладкий и др.). Существенное значение имело и частное коллекционирование. Так в 1896-1897 гг. на территории Кубанской области Н.Ф. Сумцовым была собранна коллекция народных расписных пасхальных яиц -«писаною). На анализе данных экспонатов из частных коллекций делаются первые попытки их научного осмысления 1 .

В конце XIX - начале XX вв. началось фундаментальное изучение разнообразных организационных форм народной художественно-ремесленной традиции Комиссией по исследованию кустарной промышленности в России и её регионах. Результаты данных исследований наиболее полно представлены в «Трудах» Комиссии 2 . В отдельных очерках собраны интересные с научной точки зрения материалы о состоянии художественных ремесел в Кавказском регионе, в том числе Кубанской и Терской областях (А.С. Пира-лов, С.А. Давыдова 3 и др.).

В этот же период при активном участии сельской интеллигенции обстоятельное и планомерное исследование в области состояния кустарной промышленности проводилось и на местах. В дореволюционные годы местны-

1 Сумцов Н.Ф. Писанки//Киевская старина.- 1891. -Т.ЗЗ.-№ 4-6. -С.181-209, 363-
383; Описание коллекции народных писанок. Лубенский музей Е.Н. Скаржинской / Сост.
С.К. Кулжинский. -Вып.1.-М., 1899 и др.

2 Очерки кустарной промышленности в России. - СПб., 1886; Отчеты и исследования
по кустарной промышленности в России. -Вып. 1-11. - СПб., 1892-1912; Обзор деятель
ности земств по кустарной промышленности (1865-1897 гг.). - СПб., 1897; Кустарная
промышленность России. Женские промыслы в очерках С.А. Давыдовой, Е.Н. Половце-
вой, К.И. Беренс, Е.О. Свидерсюй. - СПб., 1913; Кустарные промыслы России. Разные
промыслы. В 2-х т. -СПб., 1913 и др.

3 Пиралов А.С. Краткий очерк кустарных промыслов Кавказа // Кустарные промыслы
России. Разные промыслы. - Т. II. - СПб., 1913. - С.3-127; Давыдова С.А. Кустарная
промышленность Владимирской, Курской, Полтавской, Бессарабской и Воронежской гу
берний. Исследования 1889 г. // Отчеты и исследования по кустарной промышленности в
России. - T.I. - СПб., 1892. С.72-145 и др.

ми статистическими, краеведческими организациями и частными лицами было опубликовано значительное число сборников, статей, брошюр и книг краеведческого, исторического и экономического профиля. В этих работах имеются некоторые сведения об истории освоения территорий Кубанской и Терской областей, традиционном быте, одежде, особенностях жилища и других аспектах культуры отдельных станиц и районов изучаемой зоны, в том числе и о состоянии и степени развития промыслов как в целом по Кубани, так и в ее отдельных населенных пунктах (Ф.А. Щербина, Л.Я. Апостолов, И.Ф. Миронов, И.Д. Попко, К. Живило, М.А. Харламов, В.В. Васильков, Е. Передельский, К.Н. ^ерный, Т. Стефанов, Д. Шахов, А.В. Липицкий, А.Д. Ламов, Л.В. Маркелов, Ь.В. Маргграф и др.)".

Среди работ, созданных в советский и постсоветский период на основе местного материала и представляющих непосредственный интерес для темы диссертационного исследования, можно выделить несколько групп публикаций. Коллективная монография «Кубанские станицы» (М., 1967 г.) является первым и единственным за советский период исследованием, в котором была предпринята попытка дать описание особенностей материальной культуры, в том числе и некоторых видов художественных ремесел.

Особую группу составляют публикации сотрудников научно-исследовательского центра традиционной культуры Государственного научно-творческого учреждения «Кубанский казачий хор». Разным аспектам традиционной культуры кубанского казачества посвящены труды видного кубанского ученого Н.И. Бондаря. Наиболее ценный вклад в разработку темы диссертационного исследования был внесен СЮ. Капышкиной (Хачатрян). Отдельные работы автора посвящены рассм этрению знаковых функций некоторых предметов 5 , другие содержат общий обзор региональной специфики некоторых видов народного прикладного искусства Кубани 6 .

4 Кубанский сборник / Труды Кубанского областного статистического комитета. - Т. 1 -22. -Екагеринодар, 1883-1917; Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа/ Издание Управления Кавказского учебного округа. - Т. 1-46. - Тифлис, 1881-1928; Попко И.Д. Черноморские казаки в их гражданском и военном быту. - СПб., 1858; Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска. - Т. 1-2. - Краснодар, 1992; Миронов И.Ф. Станица Северская Екатеринодарского Отдела Кубанской Области. 1864-1914 гг. (К 50-летнему юбилею станицы). - Екагеринодар, 1914; Апостолов JUL Географический очерк Кубанской области. - Тифлис, 1897; Маркелов Л.В. В горах Кубанского края: Быт и хозяйство жителей нагорной полосы Кубанской области. - Воронеж, 1908; Маргграф О.В. Очерк кустарных промыслов Северного Кавказа с описанием техники производства.-М., 1882 и др.

s Капышкина (Хачатрян) СЮ. Декоративно-прикладное искусство в контексте изучения предметного кода традиционной культуры (по материалам фольклорно-зтнографических экспедиций ЦНКК1994-1997 гг.) // Итоги фольклорно-зтнографических исследований Кубани за 1997 год. Дикаревские чтения (4). - С.73-77; Она же. «А в нас сундук полон...»(К описанию семантического значения сундука в традиционной культуре восточнославянского населения Кубани) // Итоги фольклорно-зтнографических исследований Кубани за 2002 год. Дикаревские чтения (9). - С.90-96; Она же. Скатерть в традиционной культуре восточнославянского населения Кубани: некоторые аспекты бытования и семантического значения // Итоги фольклорно-зтнографических исследований Кубани за 2003 год. Дикаревские чтения (10) - С. 119-128.

6 Она же. Детские игрушки в традиционной культуре кубанских казаков // Итоги фольклорно-зтнографических исследований Кубани за 2003 год. Дикаревские чтения (10). - С.225-236; Она же. Народное декоративно-прикладное искусство / Кубанское казачество // Очерки

Отдельную группу составляют выполненные в разные годы труды Л.И. Лаврова, Е.Г. Вакуленко, Ю.Г. Бич, Н.А. Корсаковой, О.Г. Слобченко (Сад-ковской), В. Логачевой, Н.Н. Халаджан, А.В. Чернядьева и др. Цели, которые ставили перед собой эти исследователи, предмет анализа - различны. Как следствие все эти публикации отличаются друг от друга по содержанию и полноте охвата исследуемого материала, а в большинстве своем носят описательно-ознакомительный характер.

Из работ, прямо относящихся к нашей теме, наиболее глубокими по содержанию, интересными по наблюдениям и выводам являются исследования, проведенные в последнее десятилетие Н.А. Гангур, посвященые разработке вопросов, касающихся истории развития народного текстиля, гончарного искусства на Кубани 7 . Стараясь восполнить пробел в изучении народного декоративно-прикладного искусства региона, исследователь вводит в научный оборот блок систематизированных данных о техниках и технологиях, о формах и способах орнаментации, характере производств на территории изучаемого региона, в том числе и неопубликованные музейные и архивные материалы.

Печатных работ в виде альбомов и изданий альбомного типа, созданных на основе коллекций местных областных и краеведческих музеев и других собраний вообще нет. Единственными изданиями сходными по качеству и по наличию иллюстраций являются брошюра-буклет, изданная в 1980 г. КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицина 8 и монография Н.А. Гангур об орнаменте народной вышивки славянского населения Кубани. Наличие работ данного характера остро ощутимо, ведь они позволили бы исследователям не только широко сравнивать материалы, но и познакомили широкий круг читателей с предметами народного декоративно-прикладного искусства данного региона.

Таким образом, несмотря на наличие досоветской, советской и более обширной постсоветской историографии, к сожалению, можно констатировать отсутствие на сегодняшний день сколько-нибудь подробных и обобщающих работ посвященных вьщеленным аспектам проблемы. Именно это делает область народного декоративно-прикладного искусства восточнославянского населения Кубани достойным исследования блоком региональной культуры.

Цель , которая ставится в данной работе, заключается в комплексном исследовании особенностей народного декоративно-прикладного искусства восточнославянского населения Кубани и определение на этой основе его

традиционной культуры казачеств России. - Т.2. - Краснодар, 2005. - С.431-439; Бабенко И., Капышкина С. Узоры подсказывала природа // Народное творчество. - 1998. - №2. - С.13-15 и др.

7 Гангур Н.А. Орнамент народной вышивки славянского населения Кубани XIX - начала
XX вв. - Краснодар, 1999; Она же. Народное декоративно-прикладное искусство восточнос
лавянского населения Кубани ХГХ- начала XX вв. (на примере текстиля). Дис. на соис. уч. ст.
к. и. н. - Краснодар, 2002; Она же. К истории гончарства славянского населения Кубани (ХГХ
- начало XX вв.) // Вопросы истории Кубани ХГХ - начало XX вв. Сб. н.тр. -Краснодар, 2001.
-С.48-32идр.

8 Корсакова М.А., Трехбратова А.Ф. Искусство народных мастеров: Из коллекции
КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицина. - Краснодар, 1980.

роли, места и потенциала в современном социокультурном пространстве региона.

Постановка цели Исследования, связанная с созданием достоверного корпуса источников по народному декоративно-прикладному искусству, предопределила решение конкретных задач : 1) исследовать специфику развития народного декоративно-прикладного искусства восточнославянского населения Кубани в историческом аспекте и конкретизировать комплекс факторов, обусловливающих этот процесс; 2) исследовать аутентичные виды декоративно-прикладного искусства, их локальные особенности бытования и типологически общие (характерные и для других регионов России) черты; 3) разработать методологию, обеспечить базу исследования массовым исходным материалом (накопленным ранее и выявленным вновь) и систематизировать его; 4) выявить традиции и новации в творчестве современных мастеров народного декоративно-прикладного искусства Кубани; 6) определить и исследовать формы бытования и основные социокультурные причины кризисного состояния современного народного декоративно-прикладного искусства исследуемого региона.

Объектом исследования является народное декоративно-прикладное искусство восточнославянского населения Кубани.

Предмет исследования - народное декоративно-прикладное искусство восточнославянского населения Кубани в контексте истокико-культурных и социальных тенденциі развития общества.

Хронологические рамки исследования в целом обусловлены теми историческими источниками, которые положены в его основу и охватывают период середины XIX в., как время активного освоения территорий Кубани черноморскими, донскими казаками и переселенцами из разных губерний России и Малороссии до настоящего времени.

Территориальные границы исследования включают в себя исторические территории Черноморского и Кавказского линейного казачьих войск, бывшую Кубанскую область (образованную в 1860 г.), выделившуюся из нее в 1896 г. Черноморскую губернию и образованного в 1937 г. Краснодарского края.

Источниковая базіа исследования. Намеченное исследование возможно лишь на базе массового фактического материала, при комплексном использовании всего корпуса источников, которые можно разделить на несколько групп: архивные, музейные, полевые и литературные.

Вторую группу источников составили подлинные образцы народного декоративно-прикладного искусства восточнославянского населения Кубани, хранящиеся в фондах музеев Краснодарского края и Республики Адыгея, Российского Этнографического Музея (г. Санкт-Петербург), предметы из частных собраний.

Третья группа-материалы полевых фольклорно-этнографических экспедиций (фонограммы, рукописные расшифровки, фото- и видеоматериалы): 1) полевые этнографические материалы, собранные на территории Кубане-

кой области сотрудниками РЭМ в период 1904-1980-х гг. 2) полевые исследования автора (личный архив); 3) полевые материалы ежегодных фольклорно-этнографических экспедиций студентов и преподавателей кафедры этнографии и фольклора Краснодарского государственного университета культуры и искусств; 4) полевые материалы фольклорно-этнографических экспедиций отдела фольклора и этнографии, хранящиеся в архиве научно-исследовательского центра традиционной культуры Краевого Государственного научно-творческого учреждения «Кубанский казачий хор»; 5) полевые материалы этнографических экспедиций сотрудников КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицина.

Четвертая группа источников - публикации обзорного, статистического, историко-этнографического характера, относящиеся к дореволюционному периоду, содержащиеся в периодических изданиях, а также различные научные исследования и публикации: докторские и кандидатские диссертации, научные монографии, статьи из сборников, материалы научных конференций и семинаров по проблемам развития культурологии, истории и теории народной художественной культуры, народного искусства, культурологического и художественного образования, словарей и энциклопедий, альбомов и изданий альбомного типа.

Очерченный круг источников, особенно более ранние, охватывающие недоступные для современного этнографического изучения периоды, а также содержащие непосредственные наблюдения авторов весьма ценны, т.к., во-первых, в ряде случаев представляется единственно сохранившийся блок информации и, во-вторых, коррелируя их с полевыми эмпирическими данными, можно уточнить пути развития народного декоративно-прикладного искусства в этнокультурном пространстве исследуемого региона.

Методология исследования. В основу настоящего диссертационного исследования положен комплексный подход к обработке и систематизации имеющегося накопленного теоретического и эмпирического материала по данной теме.

Автор широко опирается на исследования по проблемам народной художественной культуры видных историков, этнографов, искусствоведов и культурологов: Некрасовой М.А., Воронова B.C., Василенко В.М., Разиной Т.М., Рождественской СБ., Богуславской И.Я., Лотмана Ю.М., Гусева В.Е., Михайловой Л.И. и т.д. Разработка проблемы связей народного творчества с окружающей действительностью, культурой и бытом народа вызвала необходимость обстоятельного изучения трудов выдающихся фольклористов: Проппа В.Я., Путилова Б.Н., Гусева В.Е., Богатырева П.Г., Чистова К.В. и др. Обращение к результатам научной деятельности указанных исследователей позволило проанализировать народное декоративно-прикладное искусство в его всеобщем (как вид искусства и феномен культуры) и специфическом (как народное декоративно-прикладное искусство восточнославянского населения Кубани) видах.

Методы исследования. В качестве ведущего метода в рамках истори-ко-культурологического и искусствоведческого подхода выступает системный, комплексный подход к явлениям, тенденциям и процессам культуры. В основе такого подхода заложены научные принципы исторического познания: объективности, системности, историзма и всесторонности рассмотрения, по-

зволяющие проанализировать объект со всех сторон, выявить как можно большее число его свойств, связей, отношений.

Для полноты раскрытия проблемы, выявления потенциальных возможностей всей имеющейся базы источников, а также для анализа и обобщения фактов, автором привлекаются различные методы научного исследования: сравнительно-исторический, логический, классификационный, описательный, эмпирический, ретроспективный, структурно-функциональный, семантический, историко-культурный, типологический. В процессе полевой работы применялись такие приемы и способы работы, как метод наблюдения (личные непосредственные наблюдения), интервьюирование (выборочный опрос населения), фиксация полеченных полевых материалов (видеосъемка, фотографирование, графические зарисовки).

Научная новизна диссертационного исследования может быть выражена следующими положениями: 1) на широкой источниковой базе комплексно исследуется процесс формирования и динамика развития этнокультурной традиции декоративно-прикладного искусства восточнославянского населения Кубани в контексте культурно-исторических и социальных условий развития общества; 2) рассмотрена специфика аутентичных видов народного декоративно-прикладного искусства Кубани, их художественных, стилистических и функциональных особенностей; 3) выявлен, систематизирован и введен в научный оборо]г новый пласт данных, развивающих представление о характере народного декоративно-прикладного искусства восточнославянского населения Кубани, а также неопубликованные архивные, музейные и полевые материалы этнографических исследований по данной теме; 4) доказана преемственность культурных традиций в творчестве современных мастеров народного декоративно-прикладного искусства Кубани; 5) исследованы основные социокультурные причины кризисного состояния современного народного декоративно-прикладного искусства Кубани и определены возможные пути выхода из него.

ные части и положения тельный материал при ственной культуры и эт; ных программ и пособ нальной системы сохра:

Практическая и научная значимость. Выводы и результаты исследования позволяют расширить представления о художественной культуре восточнославянских народов Кубани. Они дополняют уже имеющиеся сведения о развитии культуры всего северокавказского региона и способствуют возрождению и развитию аутентичных традиций народного мастерства. Различ-;иссертации могут быть использованы как дополни-аписании обобщающих работ по истории художе-ографии кубанского региона, при разработке учеб-, а также при создании и внедрении моделей регио- ± ения и развития народной художественной культуры на всех ступенях культурологического и этнохудожественного образования и воспитания.

Кроме того, полученные научные результаты могут быть использованы в практике художественного творчества профессиональных и самодеятельных коллективов, творчестве отдельных лиц, занимающихся народным декоративно-прикладным искусством, а авторские рисунки, фотографии и копии архивных документов дают возможность восстановить исчезнувшие из быта элементы традиционной культуры восточнославянских народов Кубани.

Апробация и внедрение результатов исследования. Выводы и основные положения работы излагались автором в докладах на П-й Международной научной конференции молодых ученых по проблемам этнологии и антропологии (ИЭА РАН, М., 2004); Ш-й Международной научно-практической конференции «Научно-творческое наследие Ф.А. Щербины и современность» (Краснодар, 2005); VI-й Всероссийской научно-практической конференции «Фольклор и современность» (Савушкинские чтения; М., 2005); Всероссийской научно-практической конференции «Непрерывное профессиональное образование в социокультурной сфере: проблемы и перспективы» (Орел, 2006); П-й региональной научно-практической конференции молодых ученых «Развитие социально-культурной сферы Юга России» (Анапа, 2006); V-й Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Актуальные проблемы гуманитарных наук» (Томск, 2006); VI-й Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти Г.Е. Катанаева («Катанаевские чтения») (Омск, 2006); Международной научно-практической конференции «Историко-культурные и религиозные связи славянских народов: традиции и современность» в рамках проведения «Ш-го Международного фестиваля славянской культуры «Славянск-2006» (Славянск-на-Кубани, 2006).

Результаты исследования нашли отражение в 8 публикациях автора (общим объемом 6,8 п.л.), в том числе подготовке и выпуске учебно-методического приложения к курсу «Народное декоративно-прикладное искусство восточных славян: ключевые термины и понятия» (4 п.л.). Материалы диссертации используются автором в учебном процессе Краснодарского государственного университета культуры и искусств при чтении лекции и проведении практических занятий на очном и заочном отделениях.

Структура и объем работы. Характер, цели и задачи исследования обусловили структуру работы и последовательность изложения материала. Диссертация состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка источников и приложений, включающих в себя авторские рисунки и фотоматериалы, копии архивных документов.

Иванна Ткаченко
Конспект занятия по знакомству с народно-прикладным искусством Кубани «Напитаем душу красотой»

Задачи : познакомить детей с народно- прикладным искусством Кубани : вышивкой, кубанской росписью . Дать представление о традициях кубанского быта . Воспитывать интерес к произведениям народного искусства Кубани , развивать познавательный интерес к истории и культуре своего народа , гордость и любовь к своему родному краю.

Предварительная работа : знакомство с бытом кубанских казаков ; одеждой; народно – прикладным искусством Кубани (вышивкой, вязанием крючком) . Ознакомление с кубанскими обрядами и праздниками; изготовление глиняных игрушек-птичек; посещение музея. Прослушивание и просмотр видеозаписи Государственного Кубанского казачьего хора ; разучивание народных песен , хороводов.

Оборудование : глиняные птички, рушники, трафареты с народными орнаментами , кисти тампоны. Предметы казачьего быта, стихи, записи кубанских мелодий .

Ход занятия.

Вводная беседа.

В старину на Кубани казачки занимались вышивкой, плетением кружев. Народные мастерицы вышивали рушники, салфетки, вязали, ткали половики. Вышивали чаще всего гладью и «крестом» . С особой любовью и старанием работали над рушниками для «красного » угла. Иногда люди делали это в одиночку, а чаще всего, собирались вместе на сходницу и под задушевную песню вязали, ткали, пряли, вышивали, мастерили игрушки, посуду из глины. Ее изготовлением занимались гончары. Каждый предмет в хате казака имел свое назначение, к нему относились бережно.

Основная часть.

Давайте рассмотрим предметы, сделанные руками взрослых с большой любовью и желанием.

Что вам больше всего нравится?

Что вы видите?

(Дети рассматривают образцы и иллюстрации) .

Что это, ребята? (скатерти) .

Да, это скатерти, украшенные ажурными кружевами, в старину они назывались настольниками.

А это- полотенца- рушники, вышитые умелыми руками : узоры подсматривали у природы : цветы, птицы, животные.

Какие цвета использовали мастерицы? (красный , черный, зеленый) .

Что означают эти вышивки?

-Красный цветок с корнями и бутонами – символ крепкой семьи. Корни – это дедушка и бабушка. Цветы – это родители, а бутоны – это дети. Прямая линия – символ земли.

Рушниками украшали дом – угол, где висела икона. С наступлением весны девушки выходили на улицу со своими рушниками и встречали весну. Женщины в этот день пекли «птушек» или «жаворонков» . Этих «птушек» раздавали детям.

Давайте и мы подготовимся к встрече весны.

Практическая работа.

А теперь мальчики подойдут к этому столу и будут разукрашивать птичек.

А девочки тампончиками «вышивают рушники» .

(Тихо играет кубанская музыка , дети работают)

Молодцы, ребята, постарались, работы получились хорошие.

Воспитатель и дети читают стихи.

Ой, вы, девки белые, что зимой вы делали?

А мы время не теряли, рушники вам вышивали.

А вы хлопцы-казачата, сложа руки не сидели?

Мы все время глаз не сводили, мы гончарный круг крутили.

Ну, девки белые, что вы еще делали?

Спицы да крючки мы взяли и настольнички вязали.

А что хлопцы – казачата, покажите – ка девчатам,

Как корзины из лозы для хозяйства вы плели?

Что же, девки белые, вы еще делали?

А мы песни распевали и холсты под песни ткали.

Ну же хлопцы – казачата, что еще вы делали?

Молоточками стучали и подковы мы ковали.

Ай да, девки белые, что еще вы делали?.

Мы лепешки катали, пирожки выпекали.

Всех ребяток угощали.

А теперь, ребята, берите свои поделки и идем на улицу, весну кликать будем.

Эй, добры молодцы, да красны девицы !

Собирайтеся, снаряжайтеся солнце красное встречать .

Весну красну зазывать !

(Мальчики берут птичек, девочки рушники и становятся в круг) .

Жаворонки, прилетите-ка

Весну – красну принесите-ка

Запирать будем на девять замков

Зиму лютую.

Отпускать на волю

Весну красную !

Дети поют :

Ясна – красна , приди весна с голубою далью, с Иваном да с Марьей, с золотистым гребнем с изумрудным стеблем.

Пришла весна войной, пошла на все в зимнем : на льды ливнем, на снег теплом, на всю зиму помелом.

Исполняется танец с рушниками.

Публикации по теме:

В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», безнравственность, бездуховность, мы всерьёз.

Роспись хохломская, Словно колдовская, В сказочную песню просится сама. И нигде на свете нет таких соцветий! Всех чудес чудесней Наша.

Художественно-эстетическое развитие средствами народно-прикладного искусства Кубани. Знакомство с Петриковской росписью Художественно-эстетическое развитие предполагает формирование художественных и эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения.

Конспект НОД по знакомству с русским декоративно-прикладным искусством - вышивка «Веселая ярмарка» (старшая группа) Основная образовательная область - Социально -коммуникативная Интеграция областей: .Познавательное, художественно-эстетическое; физическое,.

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством (старшая группа) Программное содержание: развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству. Способствовать развитию эстетического вкуса,.

Ознакомление детей второй младшей группы с декоративно-прикладным искусством - одна из форм ознакомления с социальным миром Цель: Воспитание юного патриота и развитие творческих способностей детей через ознакомление с декоративно – прикладным искусством «Дымка».

Доклад из опыта работы воспитателя Тимковой И. В. на тему: «Народное декоративно – прикладное искусство Кубани как средство эстетического развития дошкольников».

Культуру России невозможно представить
без народного искусства, которое раскрывает
истоки духовной жизни русского народа,
наглядно демонстрирует его эстетическую
ценность, художественный вкус и
является частью его истории.

В. А. Сухомлинский.

Эстетическое воспитание - это целенаправленный процесс творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности (Б. Т. Лихачёв).

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста характеризуется как процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, интерес к искусству, умение понимать его, наслаждаться им, развиваются творческие способности. Значение эстетического воспитания заключается в том, что оно делает ребенка благороднее, положительно влияет на его нравственность, возвышает чувства, украшает жизнь.

В качестве средства эстетического воспитания целесообразно использовать народное декоративно - прикладное искусство, которое оказывает сильное эстетическое и эмоциональное воздействие на личность, а также обладает большими познавательными, развивающими и воспитательными возможностями. Народное искусство, национальное по содержанию, способно активно воздействовать на духовное развитие ребенка, на формирование нравственных и патриотических чувств. В произведениях народного творчества отражаются любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир. В содержании большинства народных произведений многое идет от природы - от земли, леса, трав, воды и солнца, от всего живого, что любит и ценит человек.

Важную роль народного и декоративно - прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества: А. П. Усова, Т. С. Комарова, Т. Я. Шпикалова, Н. Б. Халезова, Т. Н. Доронова, А. А. Грибоская и другие. Они неоднократно отмечали, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях новые яркие образные представления о Родине, Кубани, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного.

Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента, разнообразие фактур материалов - вот характерные особенности произведений народного прикладного искусства, которые созвучны эстетическому чувству, восприятию и пониманию детьми.

Анализируя особенности восприятия детьми произведений народного творчества, Н. П. Сакулина отмечает: «Детям дошкольного возраста близки и понятны многие работы мастеров декоративной росписи, резьбы, вышивки, понятно искусство игрушечника. Маленькие дети воспринимают их глубже и полнее».

Е. А. Флерина говорила: «Народ в игрушке дает ребенку простое, но подлинное, первосортное искусство. Оно близко и понятно ребенку, так как это правдивое и жизнерадостное искусство, оно радует ребенка, учит видеть и понимать окружающую его жизнь».

В процессе разнообразных видов художественно - эстетической деятельности у детей наблюдается развитие нравственно - эстетических качеств, художественного вкуса, творческих способностей.

Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro - украшаю, а в определении "прикладное" содержится мысль о том, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его основные эстетические потребности.

Декоративно-прикладное искусство - это вид изобразительного искусства отвечающий бытовым нуждам человека и одновременно удовлетворяющий его эстетические потребности несущие его красоту в жизнь.

Человек издавна старался украсить своё жилище и делал это он с помощью материала который находился с ним рядом, т. е. под руками - это дерево, глина, кость и т. д.

Народное декоративно-прикладное искусство не только плод умения, ремесла его создателей, но и неотъемлемая часть их жизни, повседневного быта.

Знакомя детей с русским народным декоративно-прикладным искусством я опираюсь на принцип общей дидактики - связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности.

На занятиях в младшей и средней группе, знакомя детей с декоративно - прикладным искусством, использую сказки, загадки, песенки, потешки. Народное поэтическое слово как родник, как чистый ключ, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой. Народное слово передает прошлое, поступь настоящего и будущего. Ведь не зря звучат из поколения в поколение материнские колыбельные песни, сказки, потешки, небылицы, поговорки, басенки… А в деревнях и станицах продолжают жить старинные обряды, традиционные праздники, гуляния, содержащие в себе стихи, песни, танцы, игровые приемы, а главное - народную мудрость.

Песенки, поговорки, стихи, потешки - прекрасный речевой материал, который я использую в работе. На его основе у ребенка отрабатываются понимание текста, возникает ситуативная связь между смысловым содержанием и конкретным действием. Знакомство детей с фольклором является еще одной скрытой пружиной действенного влияния народной поэзии и творчества на умственное, познавательное и эстетическое развитие ребенка.

В старшей и подготовительной к школе группе кроме народного фольклора использую картины кубанских народных живописцев, кубанскую народную музыку, стихи кубанских поэтов, знакомлю детей с кубанскими ремеслами.

Рассказывая детям о родном крае, городе, об их собственном доме, я дала представления о том, что это наша малая Родина. Что дом - это не просто строение, это - жилище человека, его родных и близких, самых дорогих ему людей. В родном доме проходит вся бытовая жизнь человека от начала и до конца. С огромным интересом дети рассматривали фотографии и эскизы сельских домов украшенных ажурной резьбой по дереву. Резьбой украшали все детали дома - причелины, слуховые окна и балкончики, карнизы, наличники окон и дверей, крыльцо с навесом. Попутно объяснила детям, что из дерева кубанские мастера - резчики - выполняли изделия для жилища: мебель, украшения, посуду, шкатулки и вазочки и т.д.

После знакомства с кубанскими строениями, ознакомила детей с праздником «Новоселье», объяснила, в чем его отличие от других праздников, что принято дарить в этом случае хозяевам дома. И сразу же оживились игры детей, они стали устраивать «новоселье» для кукол и готовить подарки для них: делали мебель из разных коробочек, наклеивали аппликации - коврики, рисовали картины для украшения дома. Когда дети стали делать коврики, я рассказала о кубанских мастерах ковроткачества, об особенностях орнамента и цветового решения. Для украшения кукольных домиков стали делать декоративное панно из различных лоскутков тканей. Познакомила детей с лоскутовой техникой. Объяснила, почему этот вид декоративного искусства пользовался популярностью у нас на Кубани.

Так же рассказала детям, что у нас на Кубани в старину любили устраивать посиделки. На них собирались для того, чтобы веселее спорилась работа, чтобы при необходимости помочь друг другу. Объяснила, что на посиделках не только работали - вышивали, вязали, пряли. Совместная работа на посиделках всегда сопровождалась пением, шутками, прибаутками, загадыванием загадок, играми…

Особое внимание детей обращаю на то, что мы живем на Кубани, а здесь издавна проживает талантливый народ - кубанские казаки - народ хозяйственный и мастеровитый. Занимались они разными ремеслами: мужчины занимались кованью, резьбой по дереву и кости, гончарным искусством, чеканкой, лозоплетением. Женщины - пряли, ткали, шили одежду, занимались вязанием и вышивкой, росписью посуды и предметов бытовой утвари. Но самое главное все вместе занимались сельским хозяйством - выращивали хлеб, разводили скот, занимались огородничеством и садоводством.

Наши земляки всегда были неутомимыми тружениками. Кубанская земля славились своими умельцами. Часто казаки владели несколькими ремеслами.

Гончарное ремесло на Кубани.

Гончарное производство — типичный мелкий промысел на Кубани. В каждой Кубанской семье имелась необходимая глиняная посуда: макитры, миски, плошки и т.д. В творчестве гончара особое место занимало изготовление кувшинов. Создание этой красивой формы было доступно не всем. Для его изготовления требовались умение и навык. Если сосуд дышит, сохраняя воду прохладной даже в сильную жару, значит, мастер вложил частичку души в немудрёную посуду. Из глиняной посуды самым распространенным был «глэчик»- горшок с широким высоким горлом. В такой посуде и в наши дни хранят молоко и сметану. На Кубани гончары пользовались большим почетом и уважением, о них слагались песни, сказки, пословицы. Формы кубанской керамики просты, орнамент яркий, растительный.

Среди бессмертных творений, созданных человечеством на протяжении всей истории его развития и представляющих национальную гордость, одно из первых мест принадлежит народной игрушке.

Исследования по истории народной игрушки Кубани встречают больше трудностей, чем исследования какого-либо другого вида декоративно-прикладного искусства региона. Это объясняется не только тем, что игрушка Кубани, как и в других местах, являлась, прежде всего, средством развлечения и увеселения детей, не представляла материальной ценности в крестьянской среде.

Жизнь игрушки кратковременна, поэтому и обнаружить её старинные оригинальные образцы весьма затруднительно. Развитие производства игрушки в разных местах Кубанской области (например, станицах Полтавской, Холмской, Старощербиновской, Баталпашинской) было связано в первую очередь с наличием легкодоступной сырьевой базы - хорошей красной глины (реже серой, синей, белой, желтой) и песка. Как и во многих других районах России, изготовление глиняной игрушки на Кубани было подсобным к посудному гончарству. "Простые незатейливые игрушки для детей" лепили, чтобы заполнить место в горне между большими сосудами - макитрами, глечиками, мисками, горшками. Чтобы за короткий срок изготовить максимальное количество игрушек на продажу, выработались особые способы несложной быстрой лепки. Народные мастера стремились вылепить фигурку из одного куска. Такой простейший прием формовки и несложный лепной орнамент (защипы и ямочки) никак не отражались на качестве маленькой вещи. Наоборот, в её исполнении чувствовалось знание природных качеств материала, бережное к нему отношение, верное ощущение пластики и вкуса мастера. Создавая свои образы, игрушечники подмечали и обобщали типичные черты своих персонажей, и таких простейших приемов было достаточно для создания выразительной, несколько юмористичной характеристики птицы или зверя. Пусть на чей-то взгляд такие глиняные игрушки были "примитивными", ничем не украшенными, но они были прочны, забавны и недороги. Наиболее распространенными и близкими кубанским мастерам были образы птиц, уточек, "петушков и барашков", "коников”.

В настоящее время традицию гончарного ремесла продолжают керамические мастерские под руководством Алексея Максименко (станица Холмская Абинского района), Виктора Туркова (город Краснодар), Анатолия Штанько и Николая Надточиева (Лабинский район) и других умельцев.

Лозоплетение.

Одним из древнейших народных промыслов восточных славян является лозоплетение. На Кубань оно было завезено черноморскими казаками из Украины в конце XVIII века. Значительную часть домашней утвари - от овощных корзин до плетней и хозяйственных построек жители Кубанских станиц делали из лозы.

Из прутьев ивы, камыша, тальника, тростника плели различные вещи для быта: колыбели, столы, стулья, корзины, лукошки, плетни. Из листьев кукурузы плели кошельки, из соломы - брыль (шляпы с широкими полями). На рынках Кубани можно купить изделия на любой вкус: хлебницы, этажерки, мебельные гарнитуры, декоративное панно.

В наши дни мастера Краснодарского опытного лесного хозяйства достойно продолжают традиции кубанского лозоплетения. А в станице Пашковской живёт потомственная мастерица из казачьей семьи Валентина Трофимовна Жук. Её корзинки, верши, коробы и даже перстни из тонкой ивовой лозы с удовольствием увозят с собой за границу туристы, как образец истинно кубанского декоративно-прикладного народного промысла.

Кубанская ковань.

Исторически на Кубани наиболее широкое распространение получило кузнечное ремесло. Каждый шестой казак был профессиональным кузнецом. В каждой кубанской станице работали до пяти кузниц. Умели ковать своих коней, брички, оружие, домашнюю утварь. В станичных кузницах ковали топоры, подковы, вилы, лопаты. Заслуживает упоминания и мастерство художественной ковки. На Кубани она так и называлась - «ковань». Кубанские кузнецы создавали настоящие художественные произведения из металла: кованные надкрылечные зонты - «козырьки», решетки для окон, дверей, балконов, парадные лестницы, ограды, флюгера. Они даже выработали свой оригинальный орнамент и создали в станицах и городах Кубани прекрасный ансамбль кружев из металла. В начале двадцатого века в Екатеринодаре проживало около 500 мастеров. Существовали несколько типов орнамента кубанской ковки: растительный тип, геометрический, зооморфный. Растительному типу характерны листья, гроздья, стебли, злаки, цветы. Геометрическому типу - геометрические фигуры. Зооморфному типу характерны изображения птиц, драконов, морских коньков.

Шедевры кузнечного ремесла того времени встречаются на зданиях 19 века в городах и станицах Кубани. Современные кубанские кузнецы и дизайнеры по металлу Михаил Скворцов из посёлка Мезмай Апшеронского района, краснодарцы Михаил Смаглюк, Сергей Зубарев, Григорий Амиян, а также Анатолий Турукин из станицы НовотитаровскойДинского района, да и многие другие мастера вносят огромный вклад в дальнейшее развитие народного ремесла.

Лоскутное творчество.

Лоскутное творчество существует столько же, сколько шитье и работа с тканью. Главной причиной зарождения и существования шитья из лоскутов, было экономное отношение к имеющемуся материалу. Женщины бережно сохраняли все, даже самые мелкие обрезки ситца и других тканей, оставшиеся после кроя и шитья одежды, и, собрав достаточное количество, шили из них лоскутные одеяла. Искусная мастерица тщательно подбирает лоскутки по цвету, создавая мозаичный узор. Лоскутки ткани имеют существенную выразительную особенность - это рисунок на цветном фоне ткани. Внутренний рисунок каждого лоскутка придает ему глубину, выразительность. Сочетание цветов позволяет добиться художественного эффекта.

Ткачество и вышивка.

Вышивка - основной вид народного изобразительного искусства славянского населения Кубани. На Кубани вышивкой украшали одежду, рушники, настольники, подзоры, салфетки. Уже в 7 - 9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству, прядению. До совершеннолетия они успевали приготовить себе приданое из нескольких десятков метров полотна. Вышитых рушников должно было быть не менее 12 штук. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданого, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты. Сырьём для ткацкого ремесла служили в основном конопля и овечья шерсть. Неумение ткать считалось большим недостатком у женщин. Обязательными предметами кубанского жилища были ткацкие станки, прялки, гребни, бочки для отбеливания холста. Холсты ткали не только для себя, но и для продажи. Наши предки были земледельцами, поэтому на вышивках изображали плодородие Земли. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце - символ тепла и жизни. Наиболее распространенные элементы орнамента: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки. Наиболее древнее сочетание цветов - белый и красный. Красный цвет - символ плодородия. Красители делали из природного материала. Нити для вышивки красили соком красных ягод. В народной вышивке на Кубани преобладает орнамент с пышными цветами, ягодами. Характерной чертой является симметричное построение узора. На ритуальных полотенцах встречается орнамент с текстом пословиц, поговорок, молитв. Большинство вышитых изделий вышито крестом, реже - гладью.

В настоящее время традицию народного вышивания и ткачества продолжают мастера Михайлова Татьяна Вячеславовна, Галина Рубан из Краснодара, Нина Максименко из Новокубанска, Ирина Чуприна из станицы Азовской Северского района, Ирина и Александр Кича из посёлка Мезмай Апшеронского района и многие другие.

Резьба по дереву.

Искусство художественной обработки дерева имеет на Кубани глубокую традицию и в настоящее время широко развивается. Лесные богатства Кубани издавна сделали дерево наиболее доступным и любимым материалом в народных промыслах: тележном, колесном, обозном, корытном, клепочном и других. Деревянная посуда - бочки, ведра, корыта, чаши, ложки, ступы, мешалки и другие предметы изготавливались во всех горных и предгорных станицах, богатых лесом. Из дерева казаки любили мастерить мебель, резные зеркала, наличники окон, деревянные резные надкрылечные зонты, сундуки с росписью.

Резчики выполняли работу с душой, стараясь сохранить в доме кусочек природы. От предметов обихода резчики постепенно перешли к изготовлению различных произведений искусства. Стали изготавливать игрушки для детей - фигурки различных животных, музыкальные инструменты - дудки и свистульки, а также деревянные скульптуры.

Обработка кожи.

Обработка кожи тоже была одним из распространенных видов ремесел - это изготовление поясов, обуви, сёдел. В состав мужского костюма входили сапоги и ноговицы. Праздничной обувью были сапоги. Одним из показателей зажиточных кубанцев были сапоги из хромовой и шагреневой кожи.

Жительница города Ейска Горб Ольга Викторовна единственная женщина-шорник в Краснодарском крае. Удивительно, как эта миниатюрная энергичная девушка справляется с совсем не женским ремеслом изготовления шорно-седельных изделий. Помимо упряжи для лошадей, из более тонкой и мягкой кожи Ольга изготавливает аксессуары для женщин, чехлы для широкого спектра предметов, ножны и кобуру, ремни и напульсники, сумки и элементы одежды. Это далеко не полный ассортимент предлагаемой продукции.

Петриковская роспись.

Петриковская роспись зародилась на побеленой стене украинской хаты-мазанки. Технология изготовления краски была проста и в тоже время уникальна - яичный желток размешанный с соком. Естественно, такая краска не долговечна и раз в год или к праздникам приходилось перекрашивать. Но во внегласном соревновании на лучшую роспись своей хаты уже недостаточно было просто перекрасить или нарисовать такой же узор - его обязательно нужно сделать еще более красивым, более эксклюзивным...Так, из любви простого народа к прекрасному, возник этот отдельный по методике исполнения и по истории развития вид изобразительного искусства Петриковская роспись. Прошло немало лет с тех пор, как была раскрашена первая казацкая хата поселения славного казака Петрика, посеяны первые семена нового народного искусства. Считается, что именно от него произошло название - Петриковка, где впоследсвии была зарождена и взрощена знаменитая петриковская роспись силами Центра народного искусства "Петриковка"

Роспись - оберег своей земли, который сопровождает нас сейчас так же, как и тысячи лет до этого. Петриковская роспись - это естественное продолжение развития культуры росписи как таковой, воплотившей в себя весь многовековой опыт славянской и многих других народностей, проживавших на этих землях бок о бок с нашими предками.

Петриковская роспись в начале 19 века распространилась на предметы домашней утвари — посуду, столы, сундуки, брички. Спрос рождает предложение и роспись стала занятием для целых семей, продававших свои работы на базаре. Петриковка в то время - это крупный торговый центр и работы сельских художников завоевали заслуженую популярность в других регионах Украины. Возросший спрос на петриковскую роспись, в часности на малевки вызывал естественное стремление не только его удовлетворить, но так же применил более высокие требования к самой технике исполнения петриковской росписи и к художественному уровню самих рисунков - малёвок.

Занятие "петриковская роспись" постепенно становилось уделом наиболее квалифицированных народных мастеров, избравших рисование профессией. И уже к началу XX столетия бытовой декор прочно утвердился как самобытный жанр народного искусства.

Центр народного искусства объединил в своих рядах опытнейших художников и заслуженных мастеров народного творчества Украины, сплоченных идеей возрождения и развития культурного наследия. Мы создаём неповторимый, проверенный временем колорит, который одновременно является и оберег ом для Вашего дома. При оформлении своего дома, квартиры и другого помещениях, где живут или работают люди, ПЕТРИКОВСКОЙ РОСПИСЬЮ общий дизайн помещения меняется в направлении уюта и домашнего тепла, что положительным образом сказывается на общей обстановке и на взаимоотношениях между людьми.

Сегодня 45 мастеров работают только по собственным замыслам и эскизам. Наибольшим спросом пользуются работы Нины Турчин, Валентины Деки, Катерины Тимошенко, Андрея Пикуша.

В настоящее время в Петриковке действует музей народного творчества, его экспозиция включает множество шедевров этнической живописи - это картины, расписные предметы быта, украшения. Здесь также находятся мастерские, где можно не только понаблюдать, как работают художники, но и самому попробовать научиться что-нибудь рисовать в петриковском стиле.

Мастера живущие рядом.

  1. Михайлова Татьяна Вячеславовна — мастерица традиционной кубанской вышивки «крестом». В её коллекции более двадцати работ с живописными сюжетами и православными храмами.
  2. Шапошникова Александра Александровна — мастерица вязания крючком. И чего она только не умеет! Удивительной красоты салфетки, скатерти, покрывало, подзоры, корзиночки, украшают её дом.
  3. Семёнов Александр Семёнович — умелец плетения традиционных кубанских рыболовных снастей.
  4. Савостин Василий Кириллович — мастер резьбы по дереву.
  5. Доманов Иван Степанович — мастер лозоплетения.
  6. Горб Ольга Викторовна — единственная женщина-шорник в Краснодарском крае.
  7. Мария Ступина — юный мастер Петриковской росписи

Детская школа традиционных народных ремесел Кубани.

ДШИ пос. Мезмай начала свою деятельность в составе Краевой детской экспериментальной общеобразовательной школы народного искусства Кубанского казачьего хора в 2001 г., как отделение народного декоративно-прикладного искусства. С января 2005 г. школа действует в статусе самостоятельного муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей.

При создании школы главным аспектом в организации работы учреждения послужило убеждение в необходимости соединения вопросов теоретического изучения народного искусства и творческой художественной практики. Основополагающая позиция - это введение народного декоративно-прикладного искусства, традиционной культуры Кубани, как системообразующих компонентов в сложившуюся систему дополнительного художественного образования (ДШИ и ДХШ).

Школа ремесел Кубани обучает основам НДПИ не только детей сельской местности, в которой она расположена, но и сотрудничает с другими образовательными учреждениями эстетического цикла, а также всеми заинтересованными лицами в плане ознакомления с традиционной культурой Кубани.

В настоящее время необходимо не только бережное сохранение национального своеобразия народного искусства и его традиционных средств, но и творческое развитие лучших традиций, придание им жизнестойкости в современных условиях.

Народное творчество, народные традиции - источник чистый и вечный. В чем бы ни высказал себя народ - в танце, песне, в искусных поделках мастеров, ясно одно - это идет от души. А душа народная добра и красива!

Сегодня наша Кубань это современный процветающий край, устремлённый в будущее. Меняется облик городов и сел, но корнями они уходят в далекое прошлое. В результате нашей работы нам удалось убедиться в том, что традиционное казачье ремесло не забыто. Оно живет и радует глаз и душу человека. Мы можем заглянуть вглубь веков и побывать у его истоков. Более того, познакомиться с кубанскими умельцами, хранящими секреты и тайны мастерства.

Культура малой Родины богата.
Перед тобой жилище предков - хата,
Турлучная, а крыша - камышом,
Ее жильцам метели нипочем.

Урок для 7 кл.

Подготовила учитель кубановедения

Алексеенко Т.А.


Декоративно-прикладное творчество населения Краснодарского края

  • Гончарное производство
  • Художественная роспись
  • Плетение

Гончарное ремесло

Районы распространения гончарного дела: ст.Пашковская, Старощербиновская,

Рождественская, Баталпашинская.


Материал для гончарного производства: глина

Глиняная посуда :

  • макитра - большой глиняный горшок
  • * глэчик - горшок с широким высоким горлом
  • Крынка - сосуд для хранения молока


Современные гончары

  • Алексей Максименко- керамическая мастерская(станица Холмская Абинского района)
  • Виктор Турков (город Краснодар)
  • Анатолий Шнатько и Николай Надточиев (Лабинский район)
  • Михаил Чудной и Геннадий Машкарин (город Славянск-на –Кубани)
  • Михаил Скворцов (п. Мезмай Апшеронского района)

Мастера обучают молодежь гончарному искусству, выполняют работу на заказ. Это и авторская керамика, и кубанский сувенир, и гончарные изделия, и глинянные игрушки.



Типы орнамента кубанской ковки

  • Ковань- мастерство художественной ковки.
  • Растительный тип (листья,гроздья, стебли, злаки,цветы)
  • Геометрический тип- геометрические фигуры
  • Зооморфный- изображение птиц,драконов, морских коньков.

Современные кубанские кузнецы и дизайнеры по металлу

  • Михаил Скворцов (п. Мезмай)
  • Михаил Смаглюк, Сергей Зубарев, Григорий Амиян(г.Краснодар)
  • Анатолий Турукин (ст. Новотитаровская,Динской район)

Художественная роспись в архитектуре.

  • старинные украшения и росписи наличников окон
  • встречается узор наличников, который состоит из трех параллельных линий.
  • Центральная линия немного длиннее крайних.
  • Эти линии - символ трех позиций солнца на небе: утром, в полдень и вечером.
  • Некоторые ученые считают, что символ «три линии» олицетворяет ясное небо в течение всего дня и обозначает теплое время года, яркое солнце, которое дарует изобилие и плодородие.


Украшения комнаты

«с добрым утром» - пеленка для

новорожденного

Рушники – вышитые полотенца


Наиболее древние сочетания цветов

В вышивке – красный и белый.

Красный – символ плодородия

Сырье- для ткацкого станка –

конопля и овечья шерсть.


плетение

Плетеные корзиночки

кубанских мастеров



Кубанский казачий хор

В. Г. Захарченко- руководитель Кубанского казачьего хора с 1974 года.


С 1990 года на базе Кубанского хора действует Центр народной культуры Кубани, детская экспериментальная школа народного искусства, благотворительный фонд возрождения народной культуры Кубани

« Истоки», ансамбль казачьей песни « Казачья душа», фолк – группа

« Ярохель».



Итог урока:

Кубанская земля славится своими промыслами, ремеслами,

народными умельцами и ярким самобытным фольклором.

При изготовлении любой вещи или при создании какой -либо песни,

человек вкладывал в нее свою душу.

Из простых материалов: дерева, металла, камня, глины-

создавались произведения искусства.

Из простых слов, используемых в повседневной

жизни, слагались песни, которые передаются из поколения в

поколение

и греют наши сердца.


Домашнее задание

  • Подготовить сообщения на темы:
  • Народные умельцы Кубани
  • Кубанский казачий хор
  • Ансамбль «Криница»
  • Ансамбль «Казачья вольница»
  • Расспросить у бабушек о местных мастерах умельцах
  • Принести для демонстрации вышивки, поделки и т.д.