Антитеза произведении война и мир. Cочинение «Принцип антитезы и его идейно-композиционная роль в романе Л


Антитеза - основной идейно-композиционный принцип романов Л. Г. Толстого «Война и мир» и Ф. Г. Достоевского «Преступление и наказание», заложенный уже в них названиях. Он проявляется на всех уровнях художественного воплощения: от проблематики до построения системы персонажей и приемов психологического изображения. Однако в самом использовании антитезы Толстой и Достоевский часто демонстрируют разные методы. Источника этого расхождения у них взглядах на человека. Произведениям Толстого и Достоевского присущий одна общая особенность: их названия неоднозначные, полисемантические. Слово «война», означает в «Войне и миру» не только военные действия, не только события, которые происходят на поле боя. Война может происходить в повседневной жизни людей (вспомним такую войну через наследство графа Безухова), а также у них душах. Еще более насыщенным в смысловом отношении есть слово «мир»: мир как антитеза войне и «мира» как общность людей. Названием окончательной редакции романа Л. Г. Толстого стала «Война и мир», то есть мир как антитеза войне. Но в многочисленных черновиках и набросках Толстого есть разные варианты написания этого слова. Самое соединение «война и мир» мы можем встретить в О. С. Пушкина в «Борисе Годунови»:


«Описывай, не мудрствуя лукаво, Все то, почему свидетель в жизни будешь: Войну и мир, управу государей, Угодников святые чудеса».

В пушкинском контексте соединения «война и мир» становится ключом к историческому процессу в целом. Таким образом, мир - это категория универсальная, это жизни, это вселенная. С другой стороны, совсем ясно, что понятие «преступление» и «наказание» интересуют Достоевского не у них узком юридическом содержании. «Преступление и наказания» - это произведение, которое ставит глубинные философские и моральные проблемы. Художественное пространство романа Толстого как бы ограничивается двумя полюсами: на одном полюсе - добро и мир, которые объединяют людей, на другом - зло и вражда, которые ведут к их разъединению. Толстой подвергает испытанию своих героев с точки зрения закона « беспрерывного движения личности во времени». Герои, способные к душевному движению, к внутренним изменениям, по мысли автора, несут в себе начало « живого жизни» и мира. Герои, недвижимые, неспособны чувствовать и понимать внутренние законы жизни, оцениваются Толстым как носители начала войны, разлада. В своем романе Толстой резко противопоставляет эти персонажи. Так, салон Анны Павловны Шерер писатель сравнивает с прядильной мастерской, с бездушной машиной. Через весь роман проходит антитеза «правильность - неправильность», «внешняя красота - живое очарование». Для Толстого неправильные и даже некрасивые черты лица Наташи намного более привлекательные, чем античная красота Елен, жизнерадостный (пусть не дельно) смех Наташи в тысячу раз милее «неизменяемой» улыбки Елен. В поведении героев автор также противопоставляет стихийное умному, естественное театральному. Для Толстого « ошибки» Наташи намного природниши и натуральниши, чем умное поведение Сони. «Мысль семейная» противопоставляет семью Ростовых «клана» Курагиних. Законченным воплощением войны в романе стал Наполеон. Он не только постоянно играет на публику, но и наедине с собой остается актером. Он мыслит себя большим полководцем, ориентируясь на какие-то античные образцы. Полным антиподом Наполеона есть в романе Кутузов, искренний выразитель духа наций. Антитеза «ошибочное - искреннее» используется Толстым и при изображении душевных рухивперсонажив.


Так, Пъер на дуэли, чувствуя всю глупость и ошибочность ситуации, ничего не употребляет для ее удачного розришення, а требует « скорее начинать» и усиленно заряжает свой пистолет. В отличие от Толстого Достоевский никогда не изображает своих героев однозначно: человек у него всегда противоречивая, непознаваемая до конца. Его персонажи совмещают в себе две безодни вместе: безодню добра, сожаления, жертвенности и безодню зла, эгоизма, индивидуализма, порока. В каждом из них есть два идеала: идеал Мадонны и идеал содомський. Главный стрежень «Преступления и наказания» - суд над Раскольниковим, внутренний суд, суд совести. Приемы, которые Достоевский использует в создании образной системы своего произведения, отличаются от приемов Толстого. Достоевский прибегает к приему двойного портретирования. Причем первый портрет, больше обобщенный, обычно спорит из вторым


Так, к совершению преступления автор говорит о красоте Раскольникова, о его прекрасные глаза. Но преступление не только запятнал его душу, а оставило трагическое отражение на лице. На этот раз перед нами портрет убийцы. В романе Достоевского спорят не герои, а их идеи. Таким образом, антитеза как художественный прием оказалась очень продуктивной и неоднозначной для двух больших художников-реалистов - Л. Г. Толстого и Ф, Г. Достоевского

(сочинение разбито на страницы)

При создании произведения любой автор сталкивается с вопросом о выборе художественных средств, которые должны подчеркнуть авторскую мысль, акцентировать внимание читателя на самых важных деталях произведения. И довольно часто используется такой художественный приём, как антитеза (роман И.А.Гончарова «Обломов», «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского). Во многом на противопоставлении строится и роман JI. Н. Толстого «Война и мир». При этом контрастно соотносятся не только персонажи, но и сцены произведения. Приём антитезы очень характерен для поэтики Толстого, ведь именно через сопоставление, через контраст можно выявить схожее и различное, показать всю жизнь в целом. В произведении противопоставляются война и мир, свет и народ, Петербург и Москва, наигранность и искренность и многое другое.

Сложно придумать более точное название монументальному произведению Толстого, которое охватывает все сферы жизни. Уже в названии заложена оппозиция двух понятий: война и мир. Однако она подразумевает не только противоположность военных действий и мирного времени, а несёт в себе очень глубокое и многогранное значение. Война - это любое противоборство, любой конфликт, начиная с салона Анны Павловны Шерер и борьба за мазанковый портфель и кончая грандиозными военными действиями в Бородино. Мир же - это и вся Вселенная, и свет, и внутренний мир героев. Война отождествляется у Толстого со смертью, а мир - с жизнью.

Уже с первых глав произведения мы попадаем «на войну» - в безнравственный мир салона Анны Павловны Шерер, где все гости неестественны и где царствуют сплетни и ложь. И сразу же на противопоставлении нам показывается дом Ростовых и именинницы Наташи. Это чередование эпизодов является одним из наиболее излюбленных Толстым приёмов организации текста, который даёт читателю возможность, сопоставляя, выявить характерное и различное. Данное чередование событий показывает нам огромную разницу между миром масок в салоне Петербурга и гостеприимством Ростовых в Москве. Причём сопоставление здесь многоплановое, переходящее от общего к частному: так, прежде всего, на антитезе даны главные города страны: Москва и Петербург. Затем можно сопоставить собственно приём в салоне Шерер с праздником у Ростовых, хозяев домов: Анна Павловна, «как хороший метрдотель», «сервирует» своих гостей, «угощает» их аббатом, виконтом, заставляет пройти всех гостей определённый обряд - поздороваться со старой тётушкой; в её салоне царит строгая иерархия, где каждый имеет своё место и должен всё делать по правилам. Граф же Ростов всех гостей встречает одинаково радушно. Вспомним Наташу, девочку «с большим и некрасивым ртом», которая за столом даже позволяет себе шалость: вскакивает из-за стола и громко спрашивает мать об обеде. Такое поведение невозможно было бы представить в салоне Шерер.

Интересно также сопоставить то, что в Петербурге, в салоне, все герои говорят только на французском языке, что подчёркивает их антинародность, на именинах же у Ростовых звучит русская речь, искренняя и естественная.

Как чередуются описания событий в Москве и Петербурге, так и по ходу всего романа чередуются сцены военные и мирные. Эта смена эпизодов составляет основу всей композиции произведения в целом и некоторых частей в отдельности, когда мирные события переходят в военные и наоборот.

Следует сказать также о полярно расколотой системе персонажей, при этом герои Толстого, объединённые в семьи, противопоставляются в первую очередь по своей принадлежности к той или иной семье. Самый яркий пример - контраст между семьями Ростовых и Курагиных. Первые, как уже было сказано, естественны, они соединены прочными узами, бесконечно любят друг друга. Однако Ростовы бесхозяйственны, непрактичны, ведут свои дела очень неумело, но всё это объясняется безграничной щедростью. Дела же Курагиных идут неплохо: князь Василий выдаёт свою дочь за богатейшего жениха - Пьера, сам же умеет знакомиться с путными людьми и извлекать из этого пользу. Акцент в этой семье сделан на её бездуховности, неестественности.

АНТИТЕЗА КАК ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СРЕДСТВО (На примере романа Л. Н. Толстого «Война и мир»)
Антитеза (противопоставление) - один из наиболее часто используемых приемов, применяемых для раскрытия образов в художественном произведении. Сущность антитезы как тропа состоит в сопоставлении противоположностей, антагонистичных друг другу понятий или образов. Одним из наиболее ярких произведений, построенных на приеме противопоставления, является роман Л. Н. Толстого «Война и мир». В нем антитеза является основным приемом, заложена в фундамент построения системы образов.
Всех персонажей романа-эпопеи можно довольно однозначно разделить на два лагеря, или два мира - «живой» и «мертвый». Действие в романе разворачивается в двух параллельных плоскостях - плоскость «мира» и плоскость «войны». Для каждой из плоскостей автор выбирает определенные дифференциации героев, определяется принадлежность к «мертвому» или «живому» началу.
При описании мира доминирующим критерием, на основе которого происходит противопоставление персонажей, является отношение к семье, к детям. В «мертвом» мире, где все подчинено единственной цели, состоящей в увеличении собственного состояния любыми способами, заключение брака выступает лишь как одно из возможных средств. Ни для кого из принадлежащих к данному лагерю не составляет трудностей перешагнуть через семью, равно как и через прочие моральные устои. В этом отношении наиболее ярким является образ Элен. Единственной целью, с которой она вступила в брак с Пьером Безуховым - наследником всего состояния графа Безухова, было получение части наследства. Разрыв с мужем и получение большей половины его богатства является логическим завершением построенной ею интриги.
В качестве примера абсолютной незначимости моральных устоев для представителей «мертвого» мира можно привести сцену «схватки» за мозаиковый портфель умирающего графа Безухова.«Сражение» разворачивается фактически перед глазами умирающего, но данное обстоятельство не имеет никакого значения ни для князя Василия, ни для княгини Друбецкой, в равной мере стремящихся выиграть «бой» любыми средствами.
Совершенно противоположное отношение к моральным ценностям царит в мире «живом». Для его представителей семья, дети являют собой высший идеал, становятся истинной целью человеческой жизни. Наиболее показательна в данном отношении семья Ростовых, атмосфера в которой - любовь и полное взаимопонимание - прямо противоположна интригам, зависти и злости в семье Курагиных. Дом Ростовых открыт для каждого, и любой пришедший к ним будет принят с должной добротой и радушием. Не случайно после возвращения с фронта Николай Ростов направляется именно в родительский дом. Характерно также различие между отношением к детям в семьях Курагиных и Ростовых. Единственное желание князя Василия - поскорее избавиться от «спокойного дурака» Ипполита и «беспокойного дурака» Анатоля, при этом еще и приумножив свое состояние. Напротив, для Ростовых дети представляют важную ценность и никакой ребенок не может быть нелюбимым.
Но кроме плоскости мира в романе существует плоскость войны, где герои предстают в совершенно иной ипостаси. Основным критерием в данной плоскости, по которому происходит разделение людей по «лагерям», Толстой выбирает отношение к Родине, проявление патриотизма.
Мир «живой» - это мир истинных патриотов, чувства которых по отношению к Родине совершенно искренны и неподдельны. Андрей Болконский не руководствуется никакими иными соображениями, кроме мыслей о защите Отечества, когда пытается противостоять всеобщей панике и отступлению под Аустерлицем. Князь Андрей не задумывается ни о повышении, ни о наградах, он подчиняется лишь собственному чувству долга. Полной противоположностью Андрею Болконскому является Борис Друбецкой. Основной своей задачей он видит не защиту Отечества, а продвижение по службе, причем не заслугами на поле боя, а лестью, лицемерием, подхалимством по отношению к начальству. Для него ничего не значит судьба людей, он готов ими пожертвовать ради собственного повышения и представления к награде.
В несколько иной форме проявляют патриотизм Ростовы. Николай не может убить человека вне зависимости от того, на чьей стороне он находится, но при отступлении из Москвы Ростовы жертвуют собственным имуществом ради спасения раненых. Совершенно по-иному ведет себя Берг. Пользуясь всеобщим бедствием и смятением, ему удается приобрести «шифоньерку» за ничтожно малую цену, причем эта «сделка» становится предметом его гордости.
Истинный патриотизм также демонстрируют герои, не принадлежащие ни к одному из миров и действующие только в плоскости войны, но также противопоставленные «мертвому» лагерю. Наиболее показателен в этом отношении подвиг капитана Тушина, и особенно его восприятие своего героизма. Тушин даже не задумывался о героической сути своего поступка - напротив, он пытается оправдаться и просит помощи у Андрея Болконского. По мысли Толстого, истинный патриот даже не замечает того факта, что он совершает подвиг, - для него это лишь долг перед Родиной, лишенный всякого героического флера. Под это определение подходит подвиг и батареи Тушина, и батареи Раевского, совершенный самыми обыкновенными, ничем не примечательными людьми.
Таким образом, прием антитезы является базовым для построения системы образов романа и характеристики основных персонажей.
Фактически антитеза, противопоставление двух миров - «мертвого» и «живого» - составляет основу произведения, определяет его структуру. И, строя роман по принципу антитезы, Л. Н. Толстой развенчивает «мертвый» мир, показывает его несостоятельность и утверждает человеческие и христианские идеалы, которыми руководствуется мир «живой».

Задачи и тесты по теме "АНТИТЕЗА КАК ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СРЕДСТВО (На примере романа Л. Н. Толстого «Война и мир»)"

  • Орфография - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

    Уроков: 5 Заданий: 7

Антитеза (противопоставление) - один из наиболее часто используемых приемов, применяемых для раскрытия образов в художественном произведении. Сущность антитезы как тропа состоит в сопоставлении противоположностей, антагонистичных друг другу понятий или образов. Одним из наиболее ярких произведений, построенных на приеме противопоставления, является роман Л. Н. Толстого «Война и мир». В нем антитеза является основным приемом, заложена в фундамент построения системы образов.

Всех персонажей романа-эпопеи можно довольно однозначно разделить на два лагеря, или два мира - «живой» и «мертвый». Действие в романе разворачивается в двух параллельных плоскостях - плоскость «мира» и плоскость «войны». Для каждой из плоскостей автор выбирает определенные дифференциации героев, определяется принадлежность к «мертвому» или «живому» началу.

При описании мира доминирующим критерием, на основе которого происходит противопоставление персонажей, является отношение к семье, к детям. В «мертвом» мире, где все подчинено единственной цели, состоящей в увеличении собственного состояния любыми способами, заключение брака выступает лишь как одно из возможных средств. Ни для кого из принадлежащих к данному лагерю не составляет трудностей перешагнуть через семью, равно как и через прочие моральные устои. В этом отношении наиболее ярким является образ Элен. Единственной целью, с которой она вступила в брак с Пьером Безуховым - наследником всего состояния графа Безухова, было получение части наследства. Разрыв с мужем и получение большей половины его богатства является логическим завершением построенной ею интриги.

В качестве примера абсолютной незначимости моральных устоев для представителей «мертвого» мира можно привести сцену «схватки» за мозаиковый портфель умирающего графа Безухова.«Сражение» разворачивается фактически перед глазами умирающего, но данное обстоятельство не имеет никакого значения ни для князя Василия, ни для княгини Друбецкой, в равной мере стремящихся выиграть «бой» любыми средствами.

Совершенно противоположное отношение к моральным ценностям царит в мире «живом». Для его представителей семья, дети являют собой высший идеал, становятся истинной целью человеческой жизни. Наиболее показательна в данном отношении семья Ростовых, атмосфера в которой - любовь и полное взаимопонимание - прямо противоположна интригам, зависти и злости в семье Курагиных. Дом Ростовых открыт для каждого, и любой пришедший к ним будет принят с должной добротой и радушием. Не случайно после возвращения с фронта Николай Ростов направляется именно в родительский дом. Характерно также различие между отношением к детям в семьях Курагиных и Ростовых. Единственное желание князя Василия - поскорее избавиться от «спокойного дурака» Ипполита и «беспокойного дурака» Анатоля, при этом еще и приумножив свое состояние. Напротив, для Ростовых дети представляют важную ценность и никакой ребенок не может быть нелюбимым.

Но кроме плоскости мира в романе существует плоскость войны, где герои предстают в совершенно иной ипостаси. Основным критерием в данной плоскости, по которому происходит разделение людей по «лагерям», Толстой выбирает отношение к Родине, проявление патриотизма.

Мир «живой» - это мир истинных патриотов, чувства которых по отношению к Родине совершенно искренны и неподдельны. Андрей Болконский не руководствуется никакими иными соображениями, кроме мыслей о защите Отечества, когда пытается противостоять всеобщей панике и отступлению под Аустерлицем. Князь Андрей не задумывается ни о повышении, ни о наградах, он подчиняется лишь собственному чувству долга. Полной противоположностью Андрею Болконскому является Борис Друбецкой. Основной своей задачей он видит не защиту Отечества, а продвижение по службе, причем не заслугами на поле боя, а лестью, лицемерием, подхалимством по отношению к начальству. Для него ничего не значит судьба людей, он готов ими пожертвовать ради собственного повышения и представления к награде.

В несколько иной форме проявляют патриотизм Ростовы. Николай не может убить человека вне зависимости от того, на чьей стороне он находится, но при отступлении из Москвы Ростовы жертвуют собственным имуществом ради спасения раненых. Совершенно по-иному ведет себя Берг. Пользуясь всеобщим бедствием и смятением, ему удается приобрести «шифоньерку» за ничтожно малую цену, причем эта «сделка» становится предметом его гордости.

Истинный патриотизм также демонстрируют герои, не принадлежащие ни к одному из миров и действующие только в плоскости войны, но также противопоставленные «мертвому» лагерю. Наиболее показателен в этом отношении подвиг капитана Тушина, и особенно его восприятие своего героизма. Тушин даже не задумывался о героической сути своего поступка - напротив, он пытается оправдаться и просит помощи у Андрея Болконского. По мысли Толстого, истинный патриот даже не замечает того факта, что он совершает подвиг, - для него это лишь долг перед Родиной, лишенный всякого героического флера. Под это определение подходит подвиг и батареи Тушина, и батареи Раевского, совершенный самыми обыкновенными, ничем не примечательными людьми.

Таким образом, прием антитезы является базовым для построения системы образов романа и характеристики основных персонажей.

Фактически антитеза, противопоставление двух миров - «мертвого» и «живого» - составляет основу произведения, определяет его структуру. И, строя роман по принципу антитезы, Л. Н. Толстой развенчивает «мертвый» мир, показывает его несостоятельность и утверждает человеческие и христианские идеалы, которыми руководствуется мир «живой».

Использование приема антитезы у Л. Н. Толстого ("Война и мир") и Ф. М. Достоевского ("Преступление и наказание")

Антитеза - основной идейно-композиционный принцип "Войны и мира" и "Преступления и наказания", заложенный уже в их заглавиях. Он проявляется на всех уровнях художественного текста: от проблематики до построения системы персонажей и приемов психологического изображения. Однако в самом использовании антитезы Толстой и Достоевский часто демонстрируют разный метод. Истоки этого различия в их взглядах на человека. В самих произведениях Толстого и Достоевского содержится проблема: заглавия не однозначны, полисемантичны.

Слово "война" означает в "Войне и мире" не только военные действия, не только события, происходящие на поле сражения; война может происходить в повседневной жизни людей (вспомним такую войну из-за наследства графа Безухова) и даже их душах. Еще более насыщенным в смысловом отношении является слово "мир": миръ как антитеза войне и "мiръ" как общность людей. Заглавием окончательной редакции романа Л. Н. Толстого стало "Война и миръ", то есть мир как антитеза войне. Но в многочисленных черновиках и набросках Толстой варьирует написание этого слова, как бы колеблясь.

Само сочетание "война и мир" мы можем встретить у Пушкина в "Борисе Годунове": "Описывай, не мудрствуя лукаво, Все то, чему свидетель в жизни будешь: Войну и мир, управу государей, Угодников святые чудеса". Уже в пушкинском контексте сочетание "война и мир" становится ключом к историческому процессу в целом. Таким образом, мир - это категория универсальная, это жизнь, это вселенная. С другой стороны, совершенно ясно, что понятия преступление и наказание интересуют Достоевского не в их узком юридическом смысле. "Преступление и наказание" - это произведение, ставящее глубинные философские и нравственные проблемы.

Художественное пространство романа Толстого как бы ограничивается двумя полюсами: на одном полюсе - добро и мир, объединяющие людей, на другом - зло и вражда, разобщающие людей. Толстой испытывает своих героев с точки зрения закона "непрерывного движения личности во времени". Герои, способные к душевному движению, к внутренним изменениям, по мысли автора, несут в себе начала "живой жизни" и мира. Герои неподвижные, неспособные чувствовать и понимать внутренние законы жизни, оцениваются Толстым как носители начала войны, разлада. В своем романе Толстой резко противопоставляет эти персонажи.

Так, салон Анны Павловны Шерер Толстой не зря сравнивает с прядильной мастерской, с бездушной машиной. Через весь роман проходит антитеза "правильность - неправильность", "внешняя красота - живое очарование". Для Толстого неправильные и даже некрасивые черты лица Наташи гораздо привлекательнее, чем античная красота Элен, жизнерадостный (пусть не к месту) смех Наташи в тысячу раз милее "неизменной" улыбки Элен. В поведении героев автор также противопоставляет стихийное разумному, естественное театральному.

Для Толстого "ошибки" Наташи гораздо естественнее и натуральнее, чем рассудочное поведение Сони. Законченным воплощением начала войны в романе стал Наполеон. Он не только постоянно играет на публику, но и наедине с собой остается актером. Он мыслит себя великим полководцем, ориентируясь на некие античные образцы. Полным антиподом Наполеона является в романе Кутузов.

Он - истинный выразитель духа нации. "Мысль семейная" противопоставляет семью Ростовых "клану" Курагиных. Антитеза "ложное - истинное" используется Толстым и при изображении душевных движений своих героев. Так, Пьер на дуэли, чувствуя всю глупость и ложность ситуации, ничего не предпринимает для ее удачного разрешения, а требует "скорее начинать" и усиленно заряжает свой пистолет. В отличие от героев Толстого, герои Достоевского никогда не изображаются однозначно: человек у Достоевского всегда противоречив, непознаваем до конца. Его герои сочетают в себе две бездны разом: бездну добра, сострадания, жертвенности и бездну зла, эгоизма, индивидуализма, порока. В каждом из героев есть два идеала: идеал Мадонны и идеал Содомский. Содержание "Преступления и наказания" составляет суд над Раскольниковым, внутренний суд, суд совести. Приемы, которые Достоевский использует в создании образной системы своего произведения, отличаются от приемов Толстого.

Достоевский прибегает к приему двойного портретирования. Причем первый портрет, более обобщенный, обычно спорит со вторым. Так, до совершения преступления автор говорит о красоте Раскольникова, о его прекрасных глазах. Но преступление не только запятнало его душу, но и оставило трагический отпечаток на лице. На этот раз перед нами портрет убийцы. В романе Достоевского спорят не герои, а их идеи. Таким образом, мы видим, что антитеза как художественный прием оказался очень продуктивен для двух крупнейших художников-реалистов, Толстого и Достоевского.