Литературный вечер в детском саду. Литературный вечер в старшей группе на морально-нравственную тему: «Очень важный разговор
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная школа № 1423 г. Москвы Дошкольное отделение
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель: воспитание у детей чувства любви к близким людям, желание заботится друг о друге, быть внимательными и отзывчивыми.
Задачи:
Образовательные:
- Приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми
- Формировать у детей нравственные ценности
- Продолжать знакомить детей с такими качествами, как благородство, доброта, забота, милосердие, доброжелательность.
Воспитательные:
- Воспитывать дружелюбные взаимоотношения между детьми
- Воспитывать у детей морально – нравственные качества – доброту, отзывчивость, честность, вежливость, взаимопомощь, сопереживание, уважение к старшему поколению
Развивающие:
- Развивать выразительность речи, гармонический слух
- Развивать у тетей логическое мышление, воображение, память
Ведущая: Здравствуйте уважаемые гости. Мы рады приветствовать вас на нашем литературном вечере на тему «Очень важный разговор» . Мы посвящаем наш небольшой концерт важным темам, о которых трудно говорить, но легко уловить и понять в произведениях таких авторов как Валентина Осеева, Елена Благина, Лев Толстой и другие…Мы вам расскажем про честность и лож, заботу и эгоизм, про важность «волшебных» -вежливых слов и о многом другом…
Дети заходят в зал под песню «33 коровы» слова Н. Олева, музыка М. Дунаевского. Расходятся по двум сторонам и садятся на стулья.
На сцене стоит стол, вокруг него стулья, на столе стоят чашки и самовар. За столом сидят бабушка, мама (две девочки) и два сына (два мальчика) .
«Подарок»
Елена Благинина
Пришла ко мне подружка,
И мы играли с ней.
И вот одна игрушка
Вдруг приглянулась ей:
Лягушка заводная,
Веселая, смешная.
Мне скучно без игрушки –
Любимая была, -
А все-таки подружке
Лягушку отдала.
Сценка "Печенье"
Валентина Осеева
Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.
Дели по одному, - строго сказал Миша.
Мальчики выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки.
Ровно? - спросил Вова.
Миша смерил глазами кучки.
Ровно. Бабушка, налей нам чаю!
Бабушка подала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.
Рассыпчатые! Сладкие! - говорил Миша.
Угу! - отзывался с набитым ртом Вова.
Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола.
Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму - она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку хлеба...
«Я не плачу»
Георгий Ладонщиков.
Мама сильно рассердилась,
Без меня ушла в кино.
Жалко мне, что так случилось,
Но не плачу все равно.
Я за шалости наказан,
Справедливо, может быть,
Только я прощенья сразу
Не решился попросить.
А теперь сказал бы маме:
"Ну, прости в последний раз…!"
Я не плачу, слезы сами
Сами катятся из глаз.
«Драгоценная ваза»
Николай Юсупов.
Папа разбил драгоценную вазу.
Бабушка с мамой нахмурились сразу.
Но папа нашелся, взглянул им в глаза
И робко и тихо "Простите" сказал.
И мама молчит, улыбается даже:
"Мы купим другую, есть лучше в продаже".
"Простите" - казалось бы, что в нем такого?
А вот ведь какое чудесное слово!
Сценка «КОСТОЧКА» (быль)
ЛЕВ ТОЛСТОЙ.
Купила мать слив и хотела дать их детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит: "А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?"
Все сказали: "Нет".
Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже: "Нет, я не ел".
Тогда отец сказал: "Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь".
Ваня побледнел и сказал: "Нет, я косточку бросил за окошко".
И все засмеялись, а Ваня заплакал.
Сценка «ДВА ТОВАРИЩА»
Лев Толстой
(Басня)
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего - он упал наземь и притворился мертвым.
Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.
Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.
Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: «Ну что, - говорит, - медведь тебе на ухо говорил?»
«А он сказал мне, что - плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают» .
«Я ЛИШНИЙ»
Агния Барто.
Окапывали вишни.
Сергей сказал: - Я лишний.
Пять деревьев, пять ребят -
Я напрасно вышел в сад.
А как поспели вишни,
Сергей выходит в сад.
- Ну нет, теперь ты лишний!
Ребята говорят.
«МАМА, ПОЧЕМУ?»
Григоре Виеру
Почему на голове твоей
Волосок один других белей?
- От забот, любви и от тревог:
Ты один ведь у меня, сынок.
- Но ведь бабушка белей тебя.
Больше любит бабушка меня?
- Просто больше у неё детей,
Вот и стала бабушка белей.
- Ну, а тётушка ещё белей.
Но у тёти вовсе нет детей?
- Да, сынок, ещё белей она:
Коротает век совсем одна.
Сценка «Старый дед и внучек» (басня) .
Лев Толстой
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, получалось у него не очень аккуратно. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.
Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.
Сидят раз муж с женой дома и смотрят - сынишка их на полу дощечками играет - что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?»
А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить» .
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
«Где лежало спасибо»
Радиф Тимершин
За ночь выросли сугробы
В парке, во дворе, в саду,
Пробираясь еле-еле,
Я по улице иду.
И налево погляжу я,
И направо погляжу:
- Это кто ж там снег сгребает? -
Самого себя спрошу.
Это бабушка – соседка.
Надо бабушке помочь!
У неё беру лопату,
Я помочь всегда не прочь!
Всё отчистил?
От работы
У меня лицо горит.
Улыбнулась мне старушка
И «спасибо»
говорит.
Мне приятно слышать это,
Ведь порядком я устал…
Вот и вышло, что «спасибо»
Я под снегом отыскал.
«Добрые слова»
Овсей Дриз.
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
С добрым утром! - я кричу.
Добрый день! –кричу я вслед
Всем идущим на обед!
“Добрый вечер! ” - так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.
Сценка «Волшебное слово»
Валентина Осеева
Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.
Подвиньтесь, - сказал ему Павлик и присел на край.
Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:
С тобой что-то случилось?
Ну и ладно! А вам-то что? - покосился на него Павлик.
Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то...
Ещё бы! - сердито буркнул мальчик. - Я скоро совсем убегу из дому.
Убежишь?
Убегу! Из-за одной Ленки убегу. - Павлик сжал кулаки. - Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!
Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.
Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала... прямо тряпкой, тряпкой...
Павлик засопел от обиды.
Пустяки! - сказал старик. - Один поругает, другой пожалеет.
Никто меня не жалеет! - крикнул Павлик. -Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: “Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу! ”
Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.
Что же, не берёт тебя брат?
А почему вы всё спрашиваете?
Старик разгладил длинную бороду:
Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово...
Павлик раскрыл рот.
Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни- тихим голосом, глядя прямо в глаза...
А какое слово?
Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.
Я попробую, - усмехнулся Павлик, - я сейчас же попробую. - Он вскочил и побежал домой.
Лена сидела за столом и рисовала. Краски - зелёные, синие, красные - лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.
“Обманул старик! - с досадой подумал мальчик. - Разве такая поймёт волшебное слово!.. ”
Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:
Лена, дай мне одну краску... пожалуйста...
Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:
Ка-кую тебе?
Мне синюю, - робко сказал Павлик. Он взял краску, подержал её в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.
“Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет? ”
Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.
Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:
Дай мне кусочек пирожка... пожалуйста.
Бабушка выпрямилась.
Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.
Горяченького... горяченького захотел, голубчик мой! - приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.
Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.
“Волшебник! Волшебник! ” - повторял он про себя, вспоминая старика.
За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:
Возьми меня, пожалуйста.
За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.
Возьми его, - вдруг сказала сестра. - Что тебе стоит!
Ну, отчего же не взять? - улыбнулась бабушка. - Конечно, возьми.
Пожалуйста, - повторил Павлик.
Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:
Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!
“Помогло! Опять помогло! ”
Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.
Ведущая: вот и закончился наш вечер. Мы рассказали вам многое из того, что считаем важным. Надеемся, что наше выступление рассеяло в нашем зале и в ваших сердцах немного доброты и тепла…Ну а мы с вами прощаемся.
Все дети: «Всего вам доброго!»
Сценарий литературного праздника
в подготовительной группе детского сада
«В гостях у Есенина»
Цель: Знакомство с жизнью и творчеством С.А.Есенина
Задачи:
Продолжать знакомить детей с родным краем, формировать знания о достопримечательностях родного города.
Развивать у детей внимание, стимулировать проявление любознательности, развивать мышление, эмоциональную отзывчивость на поэтические произведения; совершенствовать грамматический строй речи; развивать связную речь; развивать выдержку и ориентировку в пространстве; упражнять в быстром беге.
Воспитывать любовь к малой родине, бережное отношение к наследию родного края, своего народа, чувство гордости за поэта-земляка; воспитывать стремление сохранять национальные ценности.
Материалы и оборудование:
Зона в музыкальном зале, оформленная в стиле старинной русской избы (печка, деревянный стол, лавки, кровать, самовар, сундук), граммофон (поделка-имитация), альбом с фотографиями из жизни Есенина, репродукциями картин русских художников; книга стихотворений Есенина; музыкальные аудиозаписи песен на стихи Есенина
Предварительная работа : беседа о великом русском поэте; просмотр диафильма о С.А.Есенине; экскурсии в Константиново; словарная работа: маховик времени, сундук, земляк, глубинка, символ России, колыбель, пластинка, граммофон, репертуар, самовар, печка.
Ход занятия
Воспитатель. Дорогие ребята! Я очень рада видеть вас всех сегодня в прекрасном настроении! За окном золотая осень. Ее мы любим за щедрость, ясные дни, за красоту лесов, писанных золотой и багряной красками. А кому из вас нравится это время года и почему? (ответы детей)
Ребенок 1 . Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера…
Ребенок 2. Снова осень к нам явилась в сентябре,
Часто дождь играть мешает во дворе.
Но зато, какие краски, посмотри,
На кустах, на всех деревьях у листвы…
Воспитатель. А давайте в такой чудесный день отправимся с вами в путешествие! Пусть нам поможет в этом наш маховик времени. Интересно, куда он нас отправит с вами на этот раз? Я уверена, что путешествие будет увлекательным. Только с собой нам нужно будет взять вот этот ключ. Не знаю, от чего он, но, мне кажется, он нам пригодится. Давайте возьмемся за руки, закроем глаза и… В путь!
(звучит музыка, открывается занавес, за которым оборудована комната русской избы: печка, деревянный стол, самовар, окно с занавесками, деревянный стол, стул, кровать, этажерка, на полу - дорожка, сундук. Дети открывают глаза)
Воспитатель. Ребята, интересно, где это мы? Давайте оглядимся вокруг. Как вы считаете, мы попали с вами в прошлое или будущее? (ответы детей) А какие предметы быта указывают на то, что мы в прошлом? (ответы детей) Интересно, чей это дом? Кто в нем жил? Ребята, у нас ведь с вами есть ключ! Мне кажется, что он поможет нам дать ответы на все вопросы. Но только от чего этот ключ? Давайте еще раз посмотрим вокруг и подумаем (дети оглядываются вокруг, дают варианты ответов и указывают на сундук). Попробуем открыть этот сундук. (открывает сундук, в котором много разных предметов. Предлагает ребенку достать что-нибудь. Ребенок достает листок календаря). Ребята, вам говорит о чем-нибудь дата 3 октября? (ответы детей) Сегодня тоже 3 октября! Давайте посмотрим, что еще лежит в сундуке. (второй ребенок достает книгу, отдает воспитателю). Это очень старая книга, со временем страницы пожелтели, не всё можно прочитать, но я попробую, а вы мне поможете.
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно… (дети: серебром)
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое… (дети: скатилось)
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри… (дети: завила)
Если кликнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая.
Дайте… (дети: Родину мою)
Воспитатель. Ребята, а кто-нибудь из вас помнит, кто автор этих замечательных строк?
Дети. Эти стихотворения написал С.А.Есенин.
Воспитатель. Правильно, ребята! И я, кажется, поняла, где мы с вами. Не случайно маховик времени отправил нас именно сюда. Потому что 3 октября в небольшом селе Константинове, что на Оке, недалеко от Рязани, родился наш поэт-земляк С.А.Есенин. А как вы, ребята, понимаете значение слова «земляк»? (ответы детей. Воспитатель обобщает: «земляк - рожденный с кем-нибудь в одной местности). И сегодня мы оказались с вами в доме, где родился Сергей Есенин. Давайте посмотрим, что еще лежит в сундуке (3-й ребенок достает альбом с рассыпанными фотографиями, отдает воспитателю). Ребята, посмотрите - это альбом с фотографиями из жизни поэта. Только они все рассыпались. Давайте попробуем расставить их по порядку. Итак, мы уже догадались с вами, что речь сегодня пойдет о С.А.Есенине. И его портрет - первая фотография в альбоме. Это известный не только в нашей стране, но и во всем мире поэт. Его стихотворения пронизаны особой теплотой, сердечностью и эмоциональностью. Многие из вас знают его стихотворения наизусть. Кто хочет почитать?
1-й ребенок: «Низкий дом с голубыми ставнями…»
2-й ребенок: «Гой ты, Русь моя родная…»
Воспитатель. Ребята, как вы считаете, о чем в этих стихотворениях писал поэт? (ответы детей, главный правильный - о Родине). Совершенно верно! Сергей Есенин родился в самом центре России, в глубинке, где прекрасная природа, вольные луга, чистый воздух. Село Константиново вытянулось вдоль высокого берега Оки. С обрыва открываются взору безбрежные дали за рекой, заливные луга, лесные просторы. Есенин рос среди раздолья природы, и природа научила его «любить на этом свете всё, что душу облекает в плоть». Он полюбил эту неброскую красоту и воспевал ее в своих произведениях. «Чувство Родины - основное в моем творчестве», - говорил Есенин (рассказ сопровождается показом фотографий). И я думаю, в альбом мы можем поместить эти фотографии с изображением родного края, где родился поэт. Я предлагаю еще раз заглянуть в сундук. (4-й ребенок достает платочек). Ребята, как вы думаете, для чего нужен платок, кроме как для соблюдения правил гигиены? (ответы детей, в т.ч.: с ним можно поиграть). Правильно! В детстве Сергей Есенин был неистощим на выдумки, игры, дышал атмосферой народной жизни. Он рос задирой, забиякой, инициатором детских игр.
Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой.
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой.
Воспитатель. Ребята, а какую народную игру с платком вы знаете? (дети: «Гори, гори ясно»). А еще Сережа Есенин, будучи ребенком, подолгу пропадал на рыбной ловле. Со взрослыми бывал на сенокосе, знал с детства крестьянскую работу. По вечерам не затихали в лугах песни, пляски, кругом слышались шутки и смех.
Я люблю над покосной стоянкою
Слушать вечером гуд комаров.
А как гаркнут ребята тальянкою,
Выйдут девки плясать у костров.
Воспитатель. Ребята, тальянка - это разновидность гармони. Навсегда сохранил поэт воспоминания о днях, проведенных под отчим кровом. Заглянем еще раз в сундук (5-й ребенок достает лист березы). Как вы считаете, с какого дерева этот лист? (ответы детей, правильный: березовый). А о каком дереве Сергей Есенин в своих стихотворениях говорит особенно тепло и нежно? (ответы: береза). Именно березу поэт считал символом России. Мы хорошо с вами знаем стихотворение, посвященное зимней березе. Кто хочет почитать? (ребенок читает наизусть стихотворение «Белая береза»). Давайте добавим в альбом фотографию березы. С раннего детства поэт полюбил русскую природу, он чувствовал себя ее частью, поэтому его стихи о природе так светлы и нежны. Многие художники, восхищенные и вдохновленные стихами Есенина, писали свои картины. Я предлагаю вам посмотреть некоторые из них (которые висят на стенах) и подумать, каким стихотворениям Есенина они могли бы соответствовать. (А.И.Куинджи «Березовая роща» - «Отговорила роща золотая…» И.Э.Грабарь «Февральская лазурь» - «Над окошком месяц…» И.Левитан «Золотая осень» - «Закружилась листва золотая...»). Предлагаю вам дополнить наш альбом фотографиями и в очередной раз заглянуть в сундук (фоном звучит «Колыбельная» на стихи Есенина «Вечер как сажа…». 6-й ребенок достает пуховый платок и игрушечную колыбель). Ребята, как вы думаете, о ком сейчас пойдет речь? (ответы детей, правильный: о маме). Правильно. Огромное влияние на будущего поэта в юные годы оказала его мама - Татьяна Федоровна Есенина (показывает фотографию). Любовь к матери Есенин сохранил и пронес через всю жизнь. В самые трудные минуты одиночества он обращается к матери как к самому верному другу (читает «Письмо матери»). Добавим фотографию в альбом. Большое влияние на поэта оказала также его бабушка, Татьяна Евтеевна Титова (показывает фото). Стихи Есенин начал писать рано. Научившись читать в 5 лет, отличаясь хорошей памятью, юный поэт начал фантазировать, переделывать сказки с плохими концами, которые рассказывала бабушка (ребенок читает стих. «Бабушкины сказки»). Давайте фотографию бабушки добавим в альбом. Предлагаю посмотреть, что еще осталось у нас в сундуке (7-й ребенок достает пластинку). А кто из вас знает, что это? (ответы детей) Это пластинка. Она похожа на современный СД-диск, который можно прослушивать на плеере. А я сейчас заведу граммофон, и мы послушаем, что записано на пластинке (песня «Отговорила роща золотая…»). Вы со мной согласитесь, что стихи Есенина подкупают своей легкостью, ясностью, в них хорошо слышится мелодия? Именно поэтому многие стихи Есенина положены на музыку. В нашей Рязанской филармонии часто проходят выступления Государственного академического Рязанского русского народного имени Е.Попова хора, исполняющего песни на стихи Сергея Есенина. Хор - жемчужина русской культуры, обязательно вместе с родителями посетите его концерты. Предлагаю для нашего альбома найти фотографию хора (помещают фото в альбом). Ребята, много лет прошло с тех пор, как С.А.Есенин писал стихи. Но благодарные рязанцы не забывают своего великого земляка. Имя Есенина и сейчас тесно связано нашим городом. Есть много мест в Рязани, которые носят его имя. Я вам предлагаю среди фотографий найти такие места Рязани и добавить их в альбом (фото улицы Есенина, памятник Есенину в кремле, РГУ им. С.А.Есенина, библиотека имени С.А.Есенина).
Подведение итогов и сюрпризный момент
Воспитатель. Молодцы! Сколько сразу фотографий добавили в альбом! Однако на страницах альбома остались пустые места. Чем старше вы станете, тем большим количеством фотографий из жизни нашего великого земляка он будет пополняться. Мы должны гордиться и помнить, что живем в Рязани, на родине великого поэта Сергея Есенина. А помогать вспоминать сегодняшнее путешествие в прошлое нам будет этот фотоальбом. Понравилось вам путешествие? А сейчас вы чувствуете этот изумительный запах? Это запах пирожков из русской печки! Приглашаю вас на чаепитие - самовар и пирожки готовы!
Литература
Есенин С.А. Собрание сочинений в 2 томах. - М.: Современник, 1990.
Воронова О. Е. Сергей Есенин и русская духовная культура. — Рязань: Узорочье, 2002.
Куняев Ст. Ю., Куняев С.C. Сергей Есенин. — М.: Мол. гвардия, 2005.
Лекманов О., Свердлов М. Сергей Есенин: Биография. — М.: Астрель, Corpus, 2011.
Скороходов М. В. Сергей Есенин: истоки творчества (вопросы научной биографии) / Отв. ред. Т. К. Савченко. — М.: ИМЛИ РАН, 2014.
Юсов Н. Г. Известный и неизвестный Есенин. — М.: Новый индекс, 2012.
Разработал
воспитатель Смирнова М.М.
Развлечение «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КНИГ».
Цели: С помощью различных приемов помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых литературных произведений.
Продолжать учить ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (сказки, рассказы, стихи).
Развивать речь. Пополнять словарь. Развивать чувство рифмы.
Воспитывать интерес к художественной литературе, любовь к русской народной сказке.
Оборудование: Книги, иллюстрации, аудиозапись спокойной музыки, цветные карандаши, бумажные круги, подслащенная вода.
Ход занятия:
Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по интереснейшему миру литературы. Нас ждет полет на ковре-самолете, три остановки – в сказочном королевстве, в краю рассказов и в мире стихов. Усаживайтесь удобно, отправляемся. (Звучит музыка).
«Сказочное королевство»
Чем отличается сказка от рассказа? (Ответы детей)
В сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Звери умеют разговаривать, люди пользуются волшебными предметами. Какие вы знаете волшебные предметы? (Ответы детей) Метла и ступа Бабы-Яги, волшебный клубок, волшебная палочка, сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка, кощеева смерть в яйце и т. п.
Дидактическая игра «Отгадай сказку»
Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее.
(Красная Шапочка)
На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился...
(Колобок)
У отца был мальчик странный,
Необычный - деревянный.
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?..
(Буратино)
У Золушки с ножки
свалилась случайно.
Была не простою она,
а хрустальной …
(туфелька)
Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
(Мышка из русской народной сказки "Репка ")
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кто же были эти
Маленькие дети?
(козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)
Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три медведя)
Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек - копытца.
Трое их - и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три поросенка)
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор... (Айболит).
Дидактическая игра «Чьи это слова?»
Детям предлагается назвать героя сказки, которому принадлежит фраза и название самой сказки.
«Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел»
(Колобок из сказки «Колобок»)
«Не садись на пенек, не ешь пирожок»
(Маша из сказки «Маша и медведь»)
«Печка, матушка, спрячь нас!»
(Сестрица из сказки «Гуси-Лебеди»)
«Кто колосок нашел? А кто зерно на мельницу носил? А тесто кто месил?
Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?
(Петушок из сказки «Колосок»)
«У меня не усы, а усищи, не лапы лáпищи, не зубы,
а зýбищи - я никого не боюсь!»
(Заяц из сказки «Заяц-хваста»)
«Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!»
(Лиса из сказки «Заюшкина избушка)
Динамическая пауза «Сказка даст нам отдохнуть».
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем - и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
– Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево-вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
– Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять.
Красной шапочки совет:
– Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять.
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять. (Дети повторяют описываемые движения.)
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули? Снова в путь!
«Край рассказов»
Чем отличается рассказ от сказки? (Ответы детей)
В рассказах речь идет о том, что было на самом деле.
Дидактическая игра «К какому рассказу иллюстрация»
«Косточка» Л. Толстой
«Кто сказал «мяу»? В. Сутеев
«Вместе тесно, а врозь скучно» К. Ушинский
«Как муравьишка домой спешил» В. Бианки
«Лисичкин хлеб» М. Пришвин
«Мир стихов»
Чем отличаются стихи от рассказов?
Стихи записывают в столбик. Вот так. (Показ стихов в книге) А рассказы записывают в строчку. Вот так. (Показ прозы в книге). А еще в стихах некоторые последние слова созвучны.
А потом позвонили зайчатки:
Нельзя ли прислать перчатки?
В этих стихах созвучны последние слова – зайчатки и перчатки. А какие слова созвучны в следующих стихах?
А потом позвонили мартышки:
Пришлите, пожалуйста, книжки! (Ответы детей) Мартышки и книжки. Вы узнали, из какого произведения эти строчки? (Ответы детей) Из стихотворения «Телефон». А кто автор этого стихотворения? (Ответы детей) Корней Иванович Чуковский.
Дидактическая игра «Подскажи словечко»
Стала девочка котенка спать укладывать.
Вот тебе под спинку
Мягкую … перинку.
Сверху на перинку
Чистую … простынку.
Вот тебе под ушки
Белые … подушки.
(«Усатый-полосатый» С. Маршак)
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался …вскачь?
Я тебя ладонью хлопал.
Ты скакал и звонко … топал. («Мяч» С. Маршак)
Маша варежку надела.
Ой, куда я пальчик … дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не … попал!
(«Где мой пальчик» Н. Саконская)
Если бы у елочки были ножки,
Побежала бы она по … дорожке.
Заплясала бы она
Вместе с нами,
Застучала бы она … каблучками.
(«Елка» Е. Трутнева)
У Танюши дел немало,
У Танюши много дел,
Утром брату помогала –
Он с утра конфеты … ел.
(«Помощница» А. Барто)
Мама спит, она устала…
Ну и я играть … не стала.
Я волчка не завожу,
А уселась и … сижу.
(«Посидим в тишине» Е. Благинина)
Падал снег на порог
Кот лепил себе … пирог.
А пока лепил и пек,
Ручейком пирог … утек!
(«Пирог» П. Воронько)
А потом позвонил медведь
Да как начал, как начал …. реветь.
(«Телефон» К. И. Чуковский)
Пальчиковая гимнастика «Мы на пальчиках считали» (по стихотворению И. Токмаковой)
Мы на пальчиках считали
И ужасно хохотали:
Разве это пальчики?
Это ж просто мальчики!
Вот большой, смешной толстяк,
Любит хвастать просто так.
Как дела? - спроси его.
Он подпрыгнет, крикнет: -Во!
Указательный поманит,
Погрозит, укажет путь,
А потом в носу застрянет:
Где-то ж надо отдохнуть!
Средний палец – злой мальчишка.
Щелкнет по лбу – будет шишка,
Щелк по шару – лопнет шар,
Щелк – и в обморок комар.
Безымянный до утра
Выбирает имена:
Может Петя? Или Вова?
Или Алла Пугачева?
Мальчик-с-пальчик? Карабас?
Все уж было тыщу раз!
Надоело, спать пора,
Лучше выберу с утра!
А мизинец – мой любимец!
Поведу его в зверинец,
Эскимо ему куплю–
Очень маленьких люблю!
(Детям предлагается нарисовать на маленьких бумажных кругах разные рожицы и наклеить их сладкой водичкой на пальчики. Можно сходить в «гости»: дотронуться большим пальцем поочередно к остальным пальцам).
Пора возвращаться нам домой. Раз, два, три, ковер, домой нас верни.
Подведение итогов.
Вам понравилось путешествие? Какое у вас настроение? Что вы чувствуете? Почему?
Что вам показалось самым интересным в нашем путешествии? Что показалось трудным?
(подготовительная к школе группа)
Литература: Биография А.С. Пушкина, энциклопедия, сказки А.С. Пушкина: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о золотом Петушке», «Сказка о попе и его работнике Балде», отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» - «Лукоморье».
ХОД литературного вечера
На фоне музыки чтение стихотворения А.С.Пушкина.
Я памятник себе воздвиг не рукотворный
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа
Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
Мой прах переживет и тлень убежий -
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один плит.
Более 200-х лет назад в России произошло замечательное событие. Родился великий русский поэт - А.С. Пушкин.
В радостные праздники и суровые дни помним мы его прекрасные стихи и волшебные сказки. И «ветер по морю гуляет», и «Ученого кота» и «царя Салтана».
Идут и идут годы, а пушкинские строки бегут, как волны, сквозь время, радуют нас, дарят нам силу, красоту и учат любить жизнь - любить друзей, свой народ и родную Землю. Горячо и преданно, как любил сам поэт. Всем сердцем.
«И сердце вновь горит и любит оттого,
Что не любить оно не может.»
Ребята, посмотрите, чей это портрет?
А.С. Пушкин.
Мы много с вами читали стихов, сказок Пушкина. А сегодня я вам расскажу о детстве и семье Пушкина. Пушкин родился в Москве. Вот таким он был маленьким мальчиком с голубыми глазами и с кудрявой головкой. У Саши Пушкина была сестра Ольга и младший брат Лев.
Маленький Саша был шаловливым и смышленым мальчиком. В 6 лет он сочинил свое первое стихотворенице. А в 8 и 9 лет писал басни, пьесы и поэмы со сказочным сюжетом.
Родители поэта Сергей Львович и Надежда Осипова были не богатыми, но умными, образованными, интеллигентными людьми, они очень любили литературу. Поэтому у них в доме была большая, богатая библиотека.
Маленький Саша часто засиживался там. А отец не запрещал ему брать и читать самые взрослые, самые сложные книги. А читать, писать и говорить прекрасным русским языком его научила бабушка Мария Алексеевна. А еще его любимая няня Арина Родионовна.
«Подруга дней моих суровых
Голубка дряхлая моя …» -
Напишет Пушкин позже о ней. Няня Пушкина знала очень много народных песен и сказок. Замечательно их рассказывала, а Александр часами мог сидеть и слушать их. «Что за прелесть эти сказки..» напишет он в письме к брату.
Когда Александру исполнилось 12 лет, родители отправили его в музей в царское село. Детство кончилось.
Множество своих стихов посвятил поэт прекрасной русской природе, ее красоте в разные времена года. И хотя любимым временем года поэта была осень.
Унылая пора! Очей очарованье
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыхание,
И мглой волнистою покрыты небеса
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Но и о зиме Пушкин написал много прекрасных стихов. Ведь зима- это волшебница, это проказница, это матушка – так ласково называл ее Пушкин.
На улице зима, поэтому мы почитаем с вами стих и о зиме. Дети, кто помнит стихи. Кто хотел бы прочитать.
Уже давно нет А.С. Пушкина, но стихи, сказки, поэмы его продолжают жить. Ну а сейчас игра- викторина по сказкам А.С. Пушкина.
Игра-викторина по сказкам А.С. Пушкин
Материал:
На стене портрет А.С.Пушкина, рядом иллюстрации из его книг.
1. Металлофон.
2. Музыка Римского-Корсокова «Полет шмеля»
3. Черный ящик (зеркало, яблоко)
4. Картины: картины «Всадница» - Брюллова, «Иван-царевич на сером волке» -В.Васнецова, «Царевна-лебедь» - М.Врубеля.
5. Картинки животных: собака, конь, муха, белка, лебедь, комар.
6. Картинки из книг А.С. Пушкина. Рисунки детей по сказкам А.С. Пушкина.
7. Выставка книг А.С. Пушкина.
Ход викторины.
Ведущий: Итак, друзья, начнем программу.
Затей у нас большой запас!
А для кого они? Для вас!
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки.
Сказку нередко наполняют разные чудеса. Сейчас мы вспомним любимые вами сказки А.С.Пушкина и пригласим в гости героев сказок.
Дорогие, дети! Я приглашаю вас в сказочную страну «Лукоморье»
Сколько всего сказок написал А.С.Пушкин? (5)
Сейчас мы проведем викторину по этим сказкам и узнаем, как хорошо вы знаете произведения А.С.Пушкина.
Итак, давайте приоткроем дверь в прекрасный мир сказок.
Разминка:
На нашей выставке рисунков и иллюстраций много героев из самых разных сказок А.С.Пушкина. А ну-ка узнайте, кто они?
1. задание : «Музыкальный конкурс »
Кто и в какой сказке поет песенку «Во саду ли во городе» (вед. поет или играет на металлофоне).
(Белка в «Сказке о царе Салтане».)
2. задание: «Черный ящик»
В ящике лежит предмет, с помощью которого злая мачеха пыталась погубить прекрасную царевну. Что это за предмет, и какая сказка?
(яблоко, «Сказка о мертвой царевне»)
В ящике лежит мех, из которого была сшита душегрейка старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке»? (соболь).
3. задание: «Конкурс знатоков живописи »
На мольберте картины «Всадница» - Брюллова, «Иван-царевич на сером волке» - В. Васнецова, «Царевна-лебедь» - М. Врубеля. Детям предлагается сказать, на которой картине изображен пушкинский персонаж.
4. задание: «Черный ящик-2»
В ящике лежит предмет, который в сказке А.С.Пушкина говорил человеческим голосом. Что это? В какой сказке?
(зеркало, в «Сказке о мертвой царевне»).
5. задание: «Отгадай».
На листе бумаги изображены различные животные, нужно найти те из них, о ком говорится в сказках А.С. Пушкина (собака, конь, муха, белка, лебедь, комар).
6. задание: «Назови сказку»
Из какой сказки этот отрывок.
а) - И в глазах у всей столицы
Петушок спорхнул со спицы,
К колеснице полетел
И царю на темя сел.
Встрепенулся, клюнул в темя
Взился… и в тоже время
С колесницы пал Дадон-
Охнул раз – и умер он.
(«Сказка о золотом петушке»)
б) Старичок к старухе воротился
Что ж? пред ним царские палаты,
В палатах видит сваю старуху,
За столом сидит она царствует,
Служат ей бояре да дворяне.
(«Сказка о рыбаке и рыбке».)
в) В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
В тайне зеркальце взяла
И вопрос свой задала.
«Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»
(«Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях».)
г) Жил- был поп толоконный лоб
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
(«Сказка о попе и его работнике Балде».)
д) Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
Кабы я была царица,-
Говорит одна девица
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир.
(«Сказка о царе Салтане».)
7. задание: «Конкурс для девочек».
Свет мой, зеркальце! Скажи, да всю правду доложи…»
Героиня какой сказки обращается к зеркалу с такими словами?
Попробуйте и вы, девочки, обратитесь к зеркалу, выигрывает та, которая наиболее выразительно скажет слова.
8-е задание: Послушайте, дети фрагмент из известной вам сказки- оперы и узнайте его. (Полет шмеля из сказки-оперы «Сказка о царе Салтане» Римский-Корсаков.)
9-е задание: Музыкальная пауза.
Вот шатер вдруг распахнулся
И девица, Шамаханская царица
Вся сияя, как заря,
Тихо к нам она вошла.
«Восточный танец»
1. Сказочный персонаж исполняющий желания? (золотая рыбка)
2. Назовите место, где спала мертвая царевна. (гора)
3. Кто сказал королевичу Елисею, где находится царевна? (ветер)
4 . Жилище старика и старухи. (землянка)
5. Сколько раз закидывал старик невод в море? (3раза)
6. В кого превращался князь Гвидон, чтобы попасть к царю Салтану? (комара, муху, шмеля).
7. Что у Царевны-Лебеди блестело под косой? (месяц).
А во лбу? (звезда).
8. Сторож извещающий об опасности? (петушок).
9. Как звали находчивого, трудолюбивого работника в сказке Пушкина? (Балда).
10. Сколько сыновей у царя Дадона? (2 сына).
11-е задание: Игра «Найди пару»
Объединить героев по парам и назвать сказку, повествующую об этих героев.
Подведем итоги.
Награждение победителя!
Кроссворд «Что за прелесть эти сказки» А.С. Пушкин
Вопросы к кроссворду.
1. Как звали Няню поэта? (Арина)
2. Имя жениха молодой царевны в «Сказке о мертвой царевне и 7 богатырях»
3. Чудо предмет, говорящий всю правду? (Зеркальце.)
4. Фрукт, которым отравилась молодая царевна? (Яблоко.)
5. Имя царя в одной из сказок А.С.Пушкина. (Салтан.)
6. Исполнительница песни «Во саду ли во городе» (Белка.)
7. Жилище старика со старухой. (Землянка.)
8. Как звали находчивого трудолюбивого работника в одной из сказок А.С.Пушкина? (Балда.)
9. Сказочный переполох, исполняющий желания? (Рыбка.)
10. Сторож извещающий царство об опасности (Петушок.)
11. Название острова, мимо которого проплывали корабельщики. (Буян.)
12. Насекомое, в которое превратился князь Гвидон в третий раз? (Шмель.)
13. Сколько раз закидывал старик невод в море? (Три.)
14. Имя царя в сказке о золотом петушке? (Дадон.)
Цель: совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений.
Задачи:
- Приобщение детей старшего дошкольного возраста к художественному слову.
- Развитие артистических навыков.
- Совершенствование звукопроизносительной стороны речи детей.
- Привлечение внимания педагогов и родителей к проблеме заучивания стихотворений.
- Вызывание радостного, эмоционального настроя, стимулирование стремления к заучиванию стихотворений.
- Социализация детей, расширение границ общения.
Гости: старший воспитатель, логопеды, воспитатели, тифлопедагоги, родители.
Этапы проведения:
I этап – организационный. Цель: подбор
тематического материала.
II этап – подготовительный. Цель: индивидуальная
подготовка детей, подготовка тематических
рисунков для оформления зала.
III этап – исполнительский. Цель: проведение
конкурса чтецов.
IV этап – оценочный. Цель: оценивание жюри
прослушанных стихотворений.
Критерии оценки:
1. Выразительность и громкость прочтения.
2. Умение чувствовать красоту и выразительность
языка произведения.
3. Соблюдение мелодико-интонационного и
темпо-ритмического рисунка стихотворения.
4. Эмоциональность исполнения.
5. Естественность поведения.
6. Умение интонацией, жестом, мимикой передать
свое отношение к содержанию стихотворения.
7. Звукопроизносительные навыки – четкость речи.
Награждение: призы, грамоты, медали
- «Умение держать себя на сцене»
- «За обаяние»
- «За выразительность»
- “Самое смешное стихотворение”
- “Самое доброе”
- “Удивительное рядом”
Наглядность: мультимедийная презентация <Приложение 1 > , в которой содержатсяпортреты детских писателей: Агнии Барто, Бориса Заходера, Андрея Усачева, Эммы Мошковской, Эдуарда Успенского; выставка детских книг этих писателей.
Шуточные песенки: «Большой секрет для маленькой компании» сл. Юнна Мориц, муз. С. и Т. Никитины (3 мин. 6 сек.)
Музыкальные инсценировки и танцы:
- «Спляшем, Пегги, спляшем» И. Токмакова, Берковский (2 мин. 16 сек.)
- «Сидели два медведя» Андрей Усачев (2 мин. 14 сек)
- «Тур-ля-ля » Андрей Усачев (2 мин. 07 сек)
- «С горки на горку по городу Загорску» А. Барто (1 мин. 23 сек)
Игровые паузы: «С утра сидит на озере любитель рыболов…» А. Барто (1 мин. 13 сек.)
Мультик: «Жил на свете старичок маленького роста»
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Дети входят в зал и рассаживаются на места. В это время звучит песня «Большой секрет для маленькой компании» на слова Ю. Мориц, музыка Т. и С. Никитиных.
– Приглашаю вас в гости к нам в гостиную, Где мы сегодня будем выступать, и для всех стихи читать.
Хорошая книга –
Мой спутник, мой друг,
С тобой интересней бывает досуг.
Мы время отлично
Проводим вдвоем
И наш разговор
Потихоньку ведем…
(Н. Найденова)
(Приложение 1 . Слайд 1)
Стихи бывают разные
Хорошие, простые.
Стихи бывают грустные
Бывают и смешные.
– Сегодня мы с вами отправимся в
путешествие на поезде в сказочную страну
«Читайка», где растут необычные деревья, на
которых вместо листьев книги. (Приложение
1
. Слайд 2а)
– Ну, что готовы? Тогда поехали! (Приложение
1
. Слайд 2б)
Познакомьтесь – это поэтесса Агния Барто
(Приложение 1
. Слайд 3)
Вы все помните стихи Агнии Барто "Уронили
мишку на пол...", или "Наша Таня громко
плачет...", или "Идёт бычок, качается...".
Вот и сегодня ребята приготовили для вас стихи.
Приглашаем Сережу и Женю.
Погремушка
Как большой, сидит Андрюшка
На ковре перед крыльцом,
У него в руках игрушка -
Погремушка с бубенцом.Мальчик смотрит - что за чудо?
Мальчик очень удивлен,
Не поймет он: ну откуда
Раздается этот звон?
– Стихи Барто легко запоминаются, их смысл прост и понятен. Приглашаем Ксюшу и Соню.Они расскажут стихи из серии «Младший брат».
Смастерил я грузовик
Для сестры Катюшки.
Подняла Катюшка крик:
- Разве это грузовик?
Три пустых катушки.Смастерил я ей коня,
Пусть берет, не жалко!
Катя смотрит на меня,
Не желает брать коня:
- Это просто палка!Я свернул два лоскута.
- Ах,- сказала Катя,-
Ах, какая красота:
Кукла в пестром платье!
Шуточные стихи Барто звучат, как озорная игра. Про лягушат нам расскажет Саша.
Лягушата
Пять зеленых лягушат
В воду броситься спешат
Испугались цапли!
А меня они смешат:
Я же этой цапли
Не боюсь ни капли!
(Проектор выключается)
– А сейчас вам ребята подготовительной группы покажут шуточную сценку на стихи Агния Барто: «С горки на горку по городу Загорску…»
Перед вами поэт Андрей Усачев (Приложение 1 . Слайд 4). Он придумал очень много веселых, озорных стихов для детей. Приглашаем Никиту.
Шла по улице машина
С очень мощным кузовом.
А навстречу шел мужчина
С очень толстым Пузовом.Налетела та машина
На мужчину с Пузовом.
И рассыпалась машина
Вместе с мощным кузовом.А мужчина посмотрел
На остатки кузова...
Ну, и Пузово свое
Почесал конфузово.
Про то, как осла учили грамоте, расскажет нам Алеша.
Ослиная грамота
Хозяин дал ослу Букварь:
– Прочтешь все буквы – дам сухарь!
Осел часа, наверно, два
Твердил всё: – А, и А, и А...– Прочти хотя бы букву "Б" –
И я морковку дам тебе!
А он – с ушами голова –
Заладил: – А, И А, И-А!
– Ребята, а вы знаете, кто собирается в стаи? А кто ходит стадом? А вот поэт Андрей Усачев нас решил немного запутать… Расскажет нам об этом Сережа
Стадо и стая
Чем отличается стадо от стаи?
Стадо пасется.
А стая – летает.
Стая гусей улетает на юг.
А стадо гусей ковыляет на луг.
В этом отличие стаи от стада.
Это запомнить как следует надо!
(Проектор выключается)
– Ребята подготовительной группы приготовили для вас веселую историю на стихи Андрея Усачева«Тур-ля-ля»
(Приложение 1 . Слайд 5)
Стихи Ирины Токмаковой теплые, нежные, лиричные и веселые, игровые похожи на народные песенки по мелодии и интонации. Рассказывает Денис.
Крокодилы
Прошу вас, не надо съезжать по перилам,
Вы можете в зубы попасть крокодилам!
Они притаились на каждой площадке
И всех, кто съезжает, хватают за пятки
И тащат на дно африканского Нила.
Прошу вас, не надо съезжать по перилам!
Странный зверь
Какой-то ходит странный зверь
И оставляет настежь дверь.
И мы за этим зверем
Все закрываем двери.
Замучились, устали мы,
Работать перестали мы,
Мы не едим, не пьем теперь,
Мы только закрываем дверь,
Ну как нам зверя приручить
И зверя к двери приучить:
Чтоб за собою этот зверь
Хоть иногда закрыл бы дверь!
Пишет Токмакова и сказки. «Аля, Кляксич и буква А» – веселое обучение чтению, «Может, нуль не виноват?!» – весёлое введение в математику.(Проектор выключается)
Ребята подготовительной группы покажут шуточный танец на стихи Ирины Токмаковой «Спляшем Пеги, спляшем».
(Приложение 1 . Слайд 6)
Эмма Мошковская – большой и самобытный поэт. Она настолько детская, что, кажется, стихи написаны не взрослой тетей, а маленьким ребенком. Приглашаем Андрея и Гошу.
– Доктор, доктор,
Как нам быть:
Уши
Мыть
Или не мыть?Если мыть, то как нам быть:
Часто мыть
Или пореже?..Отвечает доктор:
– ЕЖЕ!Отвечает доктор гневно:
– ЕЖЕ-
– ЕЖЕ-
– ЕЖЕДНЕВНО!
Ребята, вам наверняка приходилось слышать, как дети, когда у них что-то не получается, говорят: «НЕ МОГУ!». Оказывается, Эмма Мошковская знакома с ним и его не надо бояться.
Жил на свете НЕМОГУ.
Он лежал на берегу.
Он лежал, и он мешал,
Он нырять не разрешал.Ну, а я как побегу!
Прыгнул через НЕМОГУ!
И нырнул! И – ничего!
И не бойтесь вы его!
Вам, наверное, кажется, что ваши бабушки были всегда такими старенькими, какими вы их знаете. Вот и Саша удивляется:
Стихи про бабушку
Неужели бабушка
Не вязала пятки,
А играла в салочки,
А играла в прятки?Неужели бабушка,
Бабушка родная,
По травушке-муравушке
Прыгала босая?Заплетала бабушка
Косу красной ленточкой…
Неужели бабушка
Тоже
Была
Девочкой?
– А сейчас вы услышите стихи, после которых так и хочется выйти погулять. Лиза:
Что нам сидеть,
Глядеть в окошко?Вон по окошку
Ползает мошка.
Вот на окошко
Прыгнула кошка,
Загородила
Кошка
Окошко…Что нам сидеть,
Глядеть в окошко?
Что там в окошке?
В окошке – немножко!А если выйдем,
Много увидим!Что нам окошко!
Давайте выйдем!
– Стихи Эммы Мошковской просты, но со смыслом, серьезные, но наполнены юмором. Владик:
Кислые стихи
Встало солнце кислое,
смотрит – небо скисло,
В кислом небе кислое
Облако повисло….И спешат несчастные
Кислые прохожие
Едят ужасно
Кислое мороженное…Даже сахар кислый!
Скисло все варенье!
Потому что кислое
Было настроение.
– А какое у вас сейчас настроение? Следующее стихотворение поможет вам вечером успокоится. Читают Ира и Вика:
Добежали до вечера
Мы бежали и спешили
Потому что быстро жили!Мы бежали и скакали,
И с утра не отдыхали,
И поели
На бегу,
И попили
На скаку, запыхались,
Спотыкались,
Утомились, удивились:Добежали мы до ВЕЧЕРА,
Видим –
Дальше бегать нечего:В небе звездочка
Зажглась,
Надо жить
Не торопясь…
Вы наверное, немного устали сидеть – я предлагаю вам поиграть. Игра «Рыболов…» на стихи А. Барто, все движения повторяйте за мной.
«С утра сидит на озере любитель рыболов…» (Приложение 1 . Слайд 7)
– Если я чешу в затылке, не беда!
В голове моей опилки, да-да-да!
Все знают автора этих стихов. Это Борис
Заходер.
Это он сочинил для Винни-Пуха
песенки, кричалки, шумелки, пыхтелки и т.д.
Стихи Заходера запоминаются сразу – настолько
они замечательны по форме. Приглашаем Диму:
Мой лев
Подарил мне папа
Льва!
Ох, и струсил я сперва!
Я два дня
Его боялся,
А на третий –
Он сломался!
Маша и Боря:
Завелся озорник у нас.
Горюет вся семья.
В квартире от его проказ
Буквально нет житья!
Никто с ним, правда, не знаком,
Но знают все зато,
Что виноват всегда во всем
Лишь он один – НИКТО!
Кто, например, залез в буфет,
Конфеты там нашел
И все бумажки от конфет
Кто побросал под стол?
Кто на обоях рисовал?
Кто разорвал пальто?
Кто в папин стол свой нос совал?
НИКТО, НИКТО, НИКТО!
– НИКТО – ужасный сорванец!
Сказала строго мать. –
Его должны мы наконец
Примерно наказать!
НИКТО сегодня не пойдет
Ни в гости, ни в кино!
Смеетесь вы?
А нам с сестрой
Ни капли не смешно!
(Проектор выключается)
Ребята старшей группы приготовили для вас веселую историю на стихи Андрея Усачева «Сидели два медведя» (Приложение 1 . Слайд 8)
Все знают история дружбы доброго, интеллигентного крокодила Гены, и Чебурашки – бездомного существа неизвестного происхождения, нелегально попавшего в Москву в ящике с апельсинами. Эта история полна приключений, светлого юмора и замечательных языковых открытий.
Эдуар Успенский сочинял для детей не только сказки, но и стихи. Приглашаем Камиля
Тигр вышел погулять
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел тигр погулять.
Запереть его забыли.
Раз, два, три, четыре, пять.Он по улицам идет,
Ни к кому не пристает,
Hо от тигра почему-то
Разбегается народ.Кто на дерево забрался,
Кто yкpылся за ларек,
Кто на крыше оказался,
Кто – забился в водосток.А на елке, как игpyшки,
Разместились две стаpyшки.
Опустел весь город мигом –
Ведь опасны шутки с тигром.Видит тигр – город пуст:
"Дай-ка, – думает, – веpнyсь.
В зоопарке веселей,
Там всегда полно людей".
Сам он, человек из детства, изобретательный, самостоятельный, хотел, чтобы головы у детей варили, чтобы всегда находилось какое-нибудь интересное дело, чтобы даже самые маленькие были свободными творческими личностями. Послушайте стихотворение «Память» Читает Женя:
Я не зря себя хвалю,
Всем и всюду говорю,
Что любое предложенье
Прямо сразу повторю.- «Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла кактус на окне».Ну о чем тут говорить?
Стал бы я себя хвалить.
Мне историю про Ваню
Очень просто повторить:Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
Ну, а кактус в это время
Мыл старушку на окне.Ехал кактус на коне,
Вел собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла Ваню на окне.Ехал Ваня на окне,
Вел старушку на ремне,
Ну, а кактус в это время
Мыл собачку на коне.Знаю я, что говорю.
Говорил, что повторю.
Вот и вышло без ошибок,
А чего хвалиться зрю?
– Ребята, сегодня вы так порадовали, так удивили нас, а как выразительно вы читали стихотворения! Мы очень рады за ваши успехи. В подарок всем вам – мультфильм «Жил на свете старичок маленького роста» на стихи Даниила Хармса
Жюри подводит итоги. Победители награждаются грамотами и ценными подарками – книгами.