Михаил Мишурис: «Блюз — это в первую очередь человеческий голос. Михаил мишурис


Михаил Мишурис начал карьеру исполнителя блюза примерно в 1994 году. В то время он жил в Новосибирске и там же им был организован его первый блюз-бэнд, а точнее, Новая Ассоциация Блюза (Н.А.Б). Ассоциация была единственным коллективом региона, ориентировавшимся на чистый блюз, а не на рок и блюз-рок. С 1994 по 1997 годы Н.А.Б. регулярно выступала в Новосибирске и окрестностях и, практически, любой концерт Мишуриса сотоварищи проходил при большом скоплении публики и внимании местной прессы и ТВ. Репертуар ансамбля составляли известные блюзы (всегда в оригинальной обработке), а также песни, сочиненные участниками коллектива (в основном, самим Мишурисом).

Летом 1997 года Михаил Мишурис едет в США, по его словам, "учиться блюзу". В течение нескольких месяцев он активно посещает концерты в Чикаго - главном городе блюза, а также берет уроки вокала, губной гармоники и гитары в "Old Town School Of Folk Music". В стенах этого заведения принято организовывать блюз-бэнды, вокалистом одного из которых стал Михаил.

Осенью 1997 Михаил возвращается домой и сразу же переезжает в Москву. К нему присоединяются товарищи по Ассоциации и, поменяв название на "Blues Passengers", музыканты начинают успешно выступать в Москве и за пределами её. Михаил сразу же привлек искушенную столичную публику не только своим необычайно выразительным пением, но и безусловным талантом шоумена – использовались трюки, подсмотренные в блюзовых клубах Чикаго, но были также изобретены свои собственные. Особенно полюбилось зрителям пение Михаила без микрофона и его "прогулки" по барной стойке.

Финансовый кризис 1998 года сделал невозможным существование "Blues Passengers" и следующий коллектив Михаил собрал уже в Москве. Некоторое время совместно с группой "Ничья" Мишурис выступал с авторской программой на русском языке, но позже вернулся к блюзу в "Блюз-бэнде Мишуриса".

Настоящим успехом для Михаила стало участие в "Mishouris And His Swingin’ Orchestra", триумфальный дебют которого состоялся на большом московском фестивале Blues.ru 2001. Оркестр за короткое время прочно вошёл в своеобразную высшую лигу московских ансамблей. Смесь буги-вуги, блюза, джаза и рокабилли работала безотказно- публика была в восторге. Кроме могучего баритона Мишуриса этому способствовала конечно и виртуозная игра музыкантов, особенно гитариста Вадима Иващенко и пианиста Олега Горчакова. Вместе с ними в 2003 году Михаил создаёт следующий коллектив "Mishouris Blues Band".

С 2008 года коллектив выступает в обновленном составе. Блюзовый кларнет Андрея Бессонова придает звучанию коллектива неповторимый "новоорлеанский" акцент. С 2009 года в группе появилась вторая вокалистка - Галина Киселева. Традиционный чикагский блюз в исполнении "Mishouris Blues Band" зазвучал неожиданно свежо и небанально. С этого же времени в группу пришел великолепный клавишник Николай Добкин и, таким образом, окончательно сформировался дружный, веселый и по-настоящему блюзовый коллектив.

"Mishouris Blues Band":

Михаил Мишурис - вокал,
Денис Шевченко - гитара,
Галина Киселева - бас-гитара, вокал,
Андрей Бессонов - кларнет,
Даниил Солдатов - барабаны,
Николай Добкин - орган Hammond.

«Блюз - это оптимизм пессимиста, проповедующего безудержное наслаждение, потому что завтра наступит конец» (Pol Whiteman).

Не знаю, кому как, а для меня одной из самых любимых московских блюзовых команд является Мишина банда… За творческий непокой, постоянные поиски новых форм, чуткое отношение к своим слушателям, но без коммерческого раболепства. Звёзды во лбу давно отгорели, оставив удобренную почву харизмы для здорового развития и цветения таланта на радость любителям старого, доброго, но такого многогранного блюза.

Михаил Мишурис родом из Новосибирска.
Увлечение блюзом началось с англичан- Cream, Free, Ten Years After- первые околоблюзовые влияния, но настоящий интерес к корневому блюзу привил и развил в нем John Mayall (и судьба предоставила Мише шанс сказать ему об этом лично…). С Мишиных же слов, поначалу настоящий «чёрный» американский блюз не очень его интересовал. но благодаря могучему темпераменту человека по имени Howlin Wolf, быстро втянулся и так нашёл свою музыку.

Любит почти весь классический блюз 40-х -50-х(Howlin Wolf, Muddy Waters, Little Walter, Otis Rush, B.B King, Elmore James, John lee Hooker, Lonnie Johnson, Johnny Shines, Bobby Bland, Big Joe Turner, Louis Jordan, Jimmi Witherspoon, Little Milton…)

Из современного интересуется продукцией фирмы Fat Possum , музыкантами с соул- и госпел- влияниями (Holmes Brothers, Terry Evans, Ben Harper, Snooks Eaglin и т.д). Из неблюза — соул (Marvin Gaye, Curtis Mayfield, Isaak Hayes, The Temptations) и немного экзотики вроде Bob Marley, Tom Waits, Buena Vista Social Club и Ibrahim Ferrer. Странные отношения с Rolling Stones- то любит, то не любит..
Чего не любит, так это «белый» гитарный блюз-рок, рокабилли, рок-н-ролл, неосвинг, к группам Queen, Yes, Led Zeppelin и,извините, The Beatles отношение прохладное.

Вот с такой базой предпочтений и учений Михаил и начал карьеру исполнителя блюза примерно в 1994 году. Им был организован его первый блюз-бэнд, — Новая Ассоциация Блюза (Н.А.Б). Ассоциация была единственным коллективом региона, ориентировавшимся на чистый блюз, а не на рок и блюз-рок. С 1994 по 1997 годы Н.А.Б регулярно выступала в Новосибирске и окрестностях и, практически, любой концерт Мишуриса сотоварищи проходил при большом скоплении публики и внимании местной прессы и ТВ.

Репертуар ансамбля составляли известные блюзы (всегда в оригинальной обработке), а также песни, сочиненные участниками коллектива (в основном, самим Мишурисом). Одна из авторских песен “No Place To Go” позже попала в известный альбом-сборник отечественного блюза « Не увижу Миссисипи». Эта композиция осталась единственной студийной записью Новой Ассоциации Блюза.

Летом 1997 года Мишурис едет в США, по его словам, «учиться блюзу». В течение нескольких месяцев он активно посещает концерты в Чикаго — главном городе блюза, а также берёт уроки вокала, губной гармоники и гитары в Old Town School Of Folk Music. В стенах этого заведения принято организовывать блюз- бэнды, вокалистом одного из которых стал Михаил. В составе этого американского коллектива в августе 1997 года Мишурис выступает в легендарном клубе Buddy Guy’s Legends на вечере памяти Лютера Эллисона.

Осенью 1997 Михаил возвращается домой и сразу же переезжает в Москву. К нему присоединяются товарищи по Ассоциации и, поменяв название на Blues Passengers, музыканты начинают успешно выступать в Москве и за её пределами. Михаил сразу же привлёк искушённую столичную публику не только своим необычайно выразительным пением, но и безусловным талантом шоумена, используя трюки, подсмотренные в блюзовых клубах Чикаго и свои собственные изобретения. Особенно полюбилось зрителям пение Михаила без микрофона и его «прогулки» по барной стойке.

Однако наибольшую известность и, не побоюсь этого слова, популярность получил проект Mishouris and his Swinging Orchestra, существовавший примерно с 2001 по 2003 годы. За основу была взята концепция «нескучного блюза», предложенная Михаилом, и оркестр за короткое время прочно вошёл в своеобразную высшую лигу московских ансамблей. Смесь буги-вуги, блюза, джаза и рокабилли работала безотказно- публика была в восторге. Кроме могучего баритона Мишуриса этому способствовала, конечно, и виртуозная игра музыкантов.

В разное время через проект прошли многие музыканты, которые на сегодняшний день успешно реализуют свои сольные проекты: виртуозный гитарист Вадим Иващенко (The Boneshakers), блестящий фаготист и многоликий клавишник Николай Добкин (участник очень многих проектов как классического, так и эстрадного направления) вместе с божественным кларнетистом Сергеем Шитовым (солист Президентского оркестра, свой проект «26Hz») составляли духовую секцию проекта, оригинальный саксофонист Илья Алёхин (SaltPeanuts), клавишник Олег Горчаков (Cool Cats) и т.д., и т.п.

Не смотря на успех у публики (и коммерческий, в том числе), по словам Миши «всё это было страшно далеко от блюза и я уволился оттуда, чтобы заниматься той музыкой, которую действительно люблю». Так был собран Mishouris blues band, который регулярно выступает в Москве и прочих городах, несмотря на смену формата в сторону меньшей коммерческой привлекательности, не просто жив, но ещё и записал CD «I got money», полностью состоящий из авторского материала. Миша очень гордится этой пластинкой. И я его понимаю, ибо наблюдала изнутри все «страдания» по «вынашиванию, рождению и представлению в Свете» сего прекрасного «дитяти».

В заключение хочу привести ответ Миши на стандартный вопрос любого журналиста: Как вы находите вдохновение для новых композиций?

«Вдохновение всегда приходит от осмысления жизненных ситуаций: иногда смешных, иногда грустных. Так и приходят темы для песен. Ну, а музыка сочиняется, как правило, под впечатлением от другой музыки. Это может быть старая музыка, новая, джаз, блюз, соул, рок - неважно. Главное, чтобы что-то запало в душу».

Полное собрание записей можно послушать здесь pesni.fm/search/Mishouris+Blues+Band

А здесь mishouris-blues.livejournal.com/ ещё и посмотреть)))

МИХАИЛ МИШУРИС- BLUES SINGER

Михаил Мишурис начал карьеру исполнителя блюза примерно в 1994 году. В то время он жил в Новосибирске и там же им был организован его первый блюз-бэнд, а точнее Новая Ассоциация Блюза (Н.А.Б). Ассоциация была единственным коллективом региона, ориентировавшимся на чистый блюз, а не на рок и блюз-рок. С 1994 по 1997 годы Н.А.Б регулярно выступала в Новосибирске и окрестностях и, практически, любой концерт Мишуриса сотоварищи проходил при большом скоплении публики и внимании местной прессы и ТВ. Репертуар ансамбля составляли известные блюзы (всегда в оригинальной обработке), а также песни, сочиненные участниками коллектива (в основном, самим Мишурисом). Одна из авторских песен "No Place To Go" позже попала в известный альбом-сборник отечественного блюза " Не увижу Миссисипи". Эта композиция осталась единственной студийной записью Новой Ассоциации Блюза.

Летом 1997 года Михаил Мишурис едет в США, по его словам, "учиться блюзу". В течение нескольких месяцев он активно посещает концерты в Чикаго- главном городе блюза, а также берет уроки вокала, губной гармоники и гитары в Old Town School Of Folk Music. В стенах этого заведения принято организовывать блюз- бэнды, вокалистом одного из которых стал Михаил. В составе этого американского коллектива в августе 1997 года Мишурис выступает в легендарном клубе Buddy Guy"s Legends на вечере памяти Лютера Эллисона.

Осенью 1997 Михаил возвращается домой и сразу же переезжает в Москву. К нему присоединяются товарищи по Ассоциации и, поменяв название на Blues Passengers, музыканты начинают успешно выступать в Москве и за пределами ее. Михаил сразу же привлек искушенную столичную публику не только своим необычайно выразительным пением, но и безусловным талантом шоумена – использовались трюки, подсмотренные в блюзовых клубах Чикаго, но были также изобретены свои собственные. Особенно полюбилось зрителям пение Михаила без микрофона и его "прогулки" по барной стойке.

Финансовый кризис 1998г. сделал невозможным существование Blues Passengers и следующий коллектив Михаил собрал уже в Москве. Некоторое время совместно с группой "Ничья" Мишурис выступал с авторской программой на русском языке (диск "Здравствуй, моряк" вышел в 2000 году и доступен в Интернете), но позже вернулся к блюзу в "Блюз-бэнде Мишуриса". Можно сказать, что вплоть до конца 2000 года певец находился в творческом поиске.

Настоящим успехом для Михаила Мишуриса стало участие в "Mishouris And His Swingin" Orchestra", триумфальный дебют которого состоялся на большом московском фестивале Blues.ru 2001. За основу была взята концепция "нескучного блюза", предложенная Михаилом и оркестр за короткое время прочно вошел в своеобразную высшую лигу московских ансамблей. Смесь буги-вуги, блюза, джаза и рокабилли работала безотказно- публика была в восторге. Кроме могучего баритона Мишуриса этому способствовала конечно и виртуозная игра музыкантов, особенно гитариста Вадима Иващенко и пианиста Олега Горчакова. Вместе с ними в 2003 году Михаил создает следующий коллектив " Mishouris Blues Band", несравненно больше устраивающий любителей подлинного блюза. Осенью 2005 вышел диск " I Got Money, полностью состоящий из авторских произведений на английском языке (в основном самого Мишуриса + соавторы). Диск получил очень высокую оценку у слушателей и критиков.

По-прежнему, наряду с высококлассным музицированием, важным элементом концертов Mishouris Blues Band остается шоу. Вот что пишет известный журналист, ведущий программы "Весь этот блюз" (радиостанция "Эхо Москвы") Андрей Евдокимов:

"Когда Мишурис запел про "пять долгих лет, что он проработал на одну женщину. А у нее хватило наглости выгнать его из дома" (Five Long Years) - тут уж соединились искусство театрального трагика старой школы и выдающегося вокалиста, который певческую школу проходил не "где-нибудь там", а именно в Чикаго, в блюзовой странице мира. В песне о вреде женского алкоголизма (Hard Drinking Woman) он погнал Артема Жульева(тенор-сакс) и Илью Алехина (альт-сакс) туда, куда Макар точно телят не гонял - в зрительный зал ЦДХ. Именно "погнал", потому что они, якобы, засмущались. И получился триумфальный проход. Соло превратилось в скетч, публика радостно вертела головами".

В своей книге о российском блюзе "Russia Gets The Blues" американский профессор Майкл Урбан немало места уделил Михаилу Мишурису и даже назвал его лучшим российским блюзовым певцом.

С 2008 года "Mishouris Blues Band" выступает в обновленном составе. Блюзовый кларнет Андрея Бессонова придает звучанию коллектива неповторимый "новоорлеанский" акцент. С 2009 года в группе появилась вторая вокалистка - Галина Киселева.

Летом 2010 года состоялась премьера программы, целиком состоящей из песен Хаулин Вулфа, посвященной столетию великого блюзмена. Традиционный чикагский блюз в исполнении Mishouris Blues Band зазвучал неожиданно свежо и небанально. С этого же времени в группу пришел великолепный клавишник Николай Добкин и, таким образом, окончательно сформировался дружный, веселый и по-настоящему блюзовый коллектив.

По-прежнему это одна из самых ярких и востребованных блюзовых групп столицы.

Михаил Мишурис- вокал

Денис Шевченко- гитара

Галина Киселева- бас-гитара, вокал

Андрей Бессонов- кларнет

Даниил Солдатов- барабаны

Николай Добкин- орган Hammond

16 тонн московского блюза Mishouris Blues Band утопил Тверь в пучине позитива

Я любовник, а не боец (Lazy Lester)

Если вы вздумали играть блюз, важно не столько ваше мастерство, сколько единомыслие с друзьями по команде и четкое понимание того, во что вы ввязались. (Михаил Мишурис).

…Если всерьез заняться суровыми подсчетами, то их было больше. Тонн, я имею в виду. Скажем, если допустить, что каждая песня весила тонну. Но разве будет нормальный человек измерять радость единицами веса и к тому же считать число песен на вечеринке? Да еще притом, что город впервые посетил с концертом сам Михаил Мишурис – одна из важнейших фигур столичного блюза. И не один, а со своим неразлучным ансамблем. Чего веселого может быть в блюзе, музыке брошенных и подавленных? - спросит человек, не особенно сведущий в жанре. У Михаила на это короткий ответ: самоирония. Давно ясно - никому не нужен обрекший себя на вечную тоску неудачник, а вот тот, кто умеет отнестись к себе с иронией в критический момент, как раз найдет отклик в чьем-то сердце.

За столиком кафе клуба "Культура" расположились музыканты коллектива – красивые и веселые молодые ребята и девушки. А во главе, этаким солидным папашей в неизменном пиджаке и полосатой рубашке, вальяжно восседает Михаил Мишурис, душа группы и автор песен. Мы беседуем о блюзе, о его истории и мифах, о том, как жанр прижился на российской земле. Но вот и время выступать, поэтому Большая Семья выходит на сцену, чтобы продемонстрировать все это наглядно, в музыке, ради которой они живут и ради которой здесь сегодня собрались ее тверские поклонники.

По убедеждению Мишуриса, блюз – прежде всего корневая музыка черных трубадуров и менестрелей американского континента. Теперь дружеские дискуссии за столиком кафе позади, и звучит знаменитая "Ain"t That Lovin You" чикагской легенды 50-х Джимми Рида. Отголоском трагедии обыденной жизни раздается начатая еще Лемоном Джефферсоном эстафета с просьбой присматривать за его могилкой. Но аранжировка-то совсем не тоскливая – вот она, сила иронии и позитивный взгляд на судьбу даже в таком ее проявлении, как "Зло", сочиненное другой чернокожей легендой, по имени Вилли Диксон.

Перед перерывом звучат те самые "16 тонн" в, опять же, новой для многих аранжировке, и все дружно подпевают наводящий ужас на благочестивых христиан без чувства юмора ироничный припев. Второе отделение начинается хитами госпела, религиозного негритянского жанра, положившего начало блюзу в привычном виде. Расслабленно, никуда не торопясь, Михаил повествует о менеджменте времен начала Великого Исхода, и помогает ему своим очаровывающим тихим пением бас-гитаристка команды Галя Киселева. После "Let My People Go" зал уже бушует, как воды Красного моря, поглотившие фараоново войско, разве что не организовывая "паровоз" под очередной хит "This Train", переходящий в негласный новоорлеанский гимн "Когда святые маршируют". Михаил отставляет в сторону гитару и, противореча утверждению Вилли Диксона, что он "построен для комфорта, а не для скорости", начинает творить невообразимое с губной гармошкой, выдавая виртуозное соло от низов до верхов.

Тем временем другой любимчик публики кларнетист Андрей Бессонов от переизбытка чувств уселся со своей дудкой на пол, подыгрывая Толе Осипову, дующему в тенор-сакс и давая зрителям как следует рассмотреть элегантного "хвостатого" гитариста Дениса Шевченко. Все же народу на сцене немало, ну а если кому-то и не видно комичной гримасы барабанщика Данилы Солдатова, то уж силу его рук и ног чувствуют все без исключения! Под конец звучит еще несколько блюзов и госпелов, а тверичи, как всегда, не хотят отпускать своих героев. Но у миссионеров радости Mishouris Blues Band впереди долгая дорога меж городов и весей нашей и не только нашей страны. Что ж, авось они еще потопчут тверскую пыль, когда погода разгуляется! И мы опять разгуляемся, как в эту веселую пятницу 26 марта, и еще раз с легкостью посмеемся над своими печалями и над собой.

Геннадий Григорьев.

Знаменитый музыкант - о настоящем блюзе, дельта-блюзе и современном блюзе

Никто уже не верил, что это возможно, но в Нижнем, наконец, поднялась новая волна интереса к интеллектуальной музыке. Буквально четыре месяца назад вновь, после невыносимо длинного перерыва, открылся легендарный джазовый клуб «Jam Prestige». А за полгода до этого в «Jamboree» Алексей Скулов запустил серию блюзовых вечеринок «Hoochie-Coochie Party». На большую сцену вернулась знаменитая арзамасская группа J.A.M., в Нижний начали приезжать московские блюзмены.

Одним из первых, если не самым первым, был концерт группы «Mishouris Blues Band». Её лидер - Михаил Мишурис. Человек с большой биографией. И своим видением музыки, которую ему удаётся делать и настоящей, и востребованной, и интеллигентной.

В общем, предлагаем читателям «Новой» в Нижнем» интервью с легендарным русским блюзменом.

Что такое настоящий блюз? Понимаю, что вопрос глупый, но всё же.

Блюз - это невероятно широкое понятие. Я в определении руководствуюсь только чувством. «Настоящий блюз» не есть критерий качества. Если это словосочетание использую я, это всего лишь означает, что группа несёт те идеи и настроения, которые мне в блюзе близки. Те группы, которые этих идей и настроений не несут и мне не нравятся, формально тоже играют блюз, в том числе на блюзовых фестивалях, ездят с гастролями. Так что я бы не взял на себя функцию судьи. Блюз - это специфическое настроение. В нём есть ярость и какое-то добродушие, есть ирония, сарказм, добро и зло, перемешанные, как и в жизни. Всё зависит от исполнителя. Были добрые-добрые блюзмены, как например невероятно обаятельный B.B.King. А были артисты невероятно мрачные. Вот Howlin’ Wolf, судя по тем немногим видеозаписям, которые остались, просто нёс в себе какую-то угрозу, это был человек совсем другого темперамента, он пугал аудиторию своей дикостью и необузданностью. Что ни артист - то характер, своё обаяние, поэтому каждый из великих и выдающихся музыкантов - я их разделяю, бывают ещё и просто хорошие, - не только грандиозный исполнитель, но ещё и оригинальный, узнаваемый характер. Если специфического характера нет, для развития жанра человек оказывается не так значим. В блюзе это иногда даже важнее музыкальных возможностей. Есть и было множество авантюристов, которые на этом играют. Ничтожные музыканты, умеющие себя подать. Такие были и среди «чёрных», и среди «белых». Но со временем характеров всё меньше. Великие старики уходят, а молодёжь этот вакуум не заполняет. Нет непосредственности, выразительности, просто хорошо вызубренный урок. Учиться - полезно, нужно, но непосредственность в блюзе убивать нельзя, как и правду характера, яркий взрывной темперамент, который имели лучшие блюзовые исполнители.

Как тебе кажется, почему современные блюзовые команды боятся играть собственный материал?

Нет, не боятся. В блюзе можно играть и каверы, и свои песни. Это не имеет ­никакого значения. Главное - исполнение. Та Sweet Home Chicago, который играют сегодня, - это не Sweet Home Chicago, написанная Robert Johnson, а скорее версия Magic Sam. Когда джазовые или блюзовые музыканты играют чужую песню, это не кавер. Они фактически присваивают песню себе и делают с ней всё, что хотят. В блюзе есть огромное количество песен, ещё не открытых для широкой публики: творчество Blind Lemon Jefferson или Charlie Patton - это залежи невероятно интересных идей. Многие белые группы писали тексты к старым «чёрным» мелодиям, думая, что делают кавер, но на самом деле создавая собственные песни. Кавер - это когда один-в-один с оригиналом играют Deep Purple или Юрия Антонова. А вернуть людям песню - это прекрасная функция. Вообще, в ориентации только на собственные песни есть элемент гордыни. Мне кажется, если человек занимается блюзом, он добровольно отрекается от известности, славы, атрибутики шоу-бизнеса. Это своего рода схима. А исполнение чужих песен - растворение в жанре, в котором я не вижу ничего плохого. Не стоит зацикливаться.

А можно вернуть современному слушателю дельта-блюз?

Дельта - интересный пласт блюза. Между прочим, эта музыка многое дала року. Риффовая, тяготеющая к одноаккордной структуре концепция - это вполне рокерский подход. Я настаиваю на том, что наследие дельта-блюза, а также чикагской и мемфисской блюзовой классики не освоено даже на пятьдесят процентов. Мне кажется, здесь можно найти серьёзный ресурс для развития жанра.

Кстати, я частенько спорю с коллегами-рок-музыкантами, которые любят говорить, что блюз - это устаревшая музыка, не актуальная, не способная создать ничего нового.

Это верно только лишь с позиции очень стороннего наблюдателя, не знающего, что сейчас происходит с жанром. Мнение, что блюз - неразвивающаяся, законсервированная музыка, имеет под собой основание. Но с людьми, которые данное мнение высказывают, мне, например, обычно трудно спорить. Потому что они даже не знают имён, на которые я ссылаюсь, и никакие аргументы на таких людей, как правило, не действуют. Тектонических перемен, какие случались раньше, в жанре, конечно, не происходит. Есть закон: чем более традиционный блюз, тем он популярнее.Но я могу авторитетно заявить, что в блюзе есть экспериментальные течения. Такой блюз не очень хотят слушать. Это не массовая, не пользующаяся широкой популярностью музыка.

Можешь назвать примеры?

В голову сразу же приходит чёрный музыкант Otis Taylor - я считаю, что до него ничего подобного в музыке не было. Есть удачные смешения блюза и электронной музыки, блюза и хип-хопа - Little Axe, The Soul Of John Black. А вообще, всё зависит от каждого из нас. Нам этот жанр развивать, поддерживать его актуальность.

Помнится, в твоём ЖЖ шла ожесточённая дискуссия о современном блюзе. Ты всё же как смотришь в будущее? Просветы есть?

Да, и я об этом часто говорю. Но как обычно и бывает, массой давит серость. Причём серость агрессивная, лезущая в уши. Сквозь этот заслон сложно пробиться. Но настоящий талант ничто не способно погубить. Только сам человек может это сделать. Музыканты - люди рефлексирующие. Они сами могут сожрать себя психологически. На 90% современный блюз - это, к сожалению, весьма унылое зрелище. Притом что хороших музыкантов много. И слишком много игры по канону. О выученных уроках я уже говорил. Если мы обратимся к классическому блюзу, там не было таких ограничений, какие действуют сейчас. У каждого гитариста был свой звук, у каждого вокалиста - свой стиль. Сейчас всё как-то унифицировано, невыразительно. При этом почему-то считается, что если гитарист - лидер группы, то он же обязательно должен петь. Даже если это ему не очень удаётся. А блюз - это в первую очередь человеческий голос. И когда этой музыкой начинают заниматься те, кто не уделяет пению достаточного внимания, они фактически убивают жанр, даже если играют идеальные инструменталисты. Голое технарство - тоже проблема. Я считаю, что концепция рождается в голове, а потом уже реализуется с помощью пальцев. Какие-то идеи должны появляться как продуманные ходы, какие-то должны возникать исключительно интуитивно. Меня пугает бездумное музицирование. Никаких концепций - играем и всё, потому что весело, девочки танцуют. Я бы назвал это «музыкальным гопничеством».

В русскоязычном интернете давно уже гуляет так называемый «блюзовый словарь». Большинство слов, входящих в него, описывают отношения между мужчиной и женщиной… Прямо по Сонни Бой Виллиамсону, который говорил, что блюз может существовать только между двумя влюблёнными друг в друга людьми. Плюс бедность и преступление. Вполне себе узкий спектр тем. Но «белый» блюз другой. Он-то может быть со сложными текстами?

Текст - необходимая часть песни. Да, «белые» музыканты больше любят затрагивать необычные темы. Но далеко не все. Большинство идут по накатанной - более или менее ироничное описание любовных отношений. Мне это совершенно не интересно, если честно. Я стараюсь сочинять песни с неожиданными текстами. Или пусть даже на избитую тему, но с необычного ракурса. Я люблю раздражать, привлекать внимание к музыке, порой даже иду на провокационные поступки. Это нужно просто для того, чтобы заставить людей заметить себя в информационном потоке. Если это удаётся, дальше можно делать всё что угодно.

Неоднократно сталкивалась с мнением, что заниматься блюзом и рок-н-роллом может только человек, так сказать, «потрёпанный жизнью», побывавший на «тёмной стороне»…

Я не думаю, что жизнь и музыка должны быть так прочно связаны. Даже не знаю, помогает ли обстановка, в которой человек существует, или мешает ему. Но она может стимулировать. Я знаю, что успехов добиваются те, кто занимается музыкой. И жизнь не даёт подтверждений тому, что только повидавший и настрадавшийся человек может стать настоящим блюзменом.

А как же расхожее «блюз - это когда хорошему человеку плохо»?

Это дурацкий штамп. Блюз разный, как и сам жизнь. Но в основном он ироничный или даже самоироничный. Кромешно-мрачного блюза мало. И я бы не сказал, что безысходность и депрессивность свойственны блюзу. Это живое искусство, в котором есть место любой эмоции.