Состав рок группы deep purple. История группы Deep Purple, Ritchie Blackmore, Ian Gillan, Roger Glover, Jon Lord, Ian Pace


" Крис Кёртис с благословления лондонского бизнесмена Тони Эдвардса затеял проект "Roundabout". По его мнению это должно было быть чем-то вроде супергруппы, только с регулярно меняющимся составом (отсюда и произошло "карусельное" название). Первым Крис подписал в дело своего соседа по съемной квартире клавишника "The Artwoods" Джона Лорда . Вторым на примете у Кёртиса оказался молодой гитарист Ричи Блэкмор, который не поленился прилететь на прослушивание из Гамбурга. На том миссия барабанщика-"искателя " была закончена, и в кислотных парах он соскочил с созданной им "карусели". Между тем Лорд и Блэкмор пожелали продолжить начатое дело и взялись за самостоятельное решение кадрового вопроса. Джон пригласил на бас старого знакомца Ника Симпера, а микрофон и барабаны были отданы выходцам из "Maze" Роду Эвансу и Яну Пэйсу. Параллельно встал вопрос о переименовании группы, и из нескольких вариантов музыканты остановились на блэкморской версии "Deep Purple" (так называлась любимая песня бабушки гитариста). Разобравшись с формальностями, в мае 1968-го квинтет направился в студию и за каких-то пару дней записал пластинку "Shades Of Deep Purple". Четкого курса у команды тогда еще не было, но одним из ориентиров для нее служил американский бэнд "Vanilla Fudge ". Хотя дома диск остался незамеченным, в США "Deep Purple" сумели обратить на себя внимание благодаря композиции "Hush", изъятой ими из репертуара Билли Джо Ройала.

Исходя из сложившейся ситуации вторую полнометражку выпустили сначала за океаном, и лишь на следующий год "The Book Of Taliesyn" появился и в британских магазинах. Альбом, также как и первенец, имел прогрессивный налет с цитатами из классики, но местами звучал все же потяжелее. Как и в прошлый раз, основная ставка была сделана на каверы, а лидером программы стала композиция Нила Даймонда "Kentucky Woman", вошедшая в список "Billboard Top 40". Третья пластинка со скромным названием "Deep Purple" осталась недооцененной, хотя на самом деле на ней команда достигла вершины своего прогрессивного этапа творчества, о чем свидетельствовали хотя бы монументальный эпик "April" и красивейший доновановский кавер "Lalena". Между тем в коллективе назревали перемены, и под давлением остальных участников состав покинули Симпер и Эванс.

На пост вокалиста Блэкмор хотел заполучить Терри Рида, но тот предпочел делать сольную карьеру, и тогда к микрофону пригласили солиста "Episode Six " Яна Гиллана . Из этого же ансамбля был позаимствован и бас-гитарист Роджер Гловер , и таким образом на свет появился знаменитый Mark II. Дебютом классического состава стало затеянное по инициативе Джона (являвшегося в то время главным энерджайзером группы) выступление команды с симфоническим оркестром. Попытка скрестить рок с классикой вызвала противоречивые отклики, и если кто и прославился этим проектом так сам Лорд . Других музыкантов (а особенно Блэкмора) заело лидерство клавишника, и по настоянию Ричи коллектив заиграл жесткий гитарный хард-рок с мощными органными вкладками и агрессивной вокальной подачей. Смена стиля вывела "Deep Purple" на передний край мировой сцены, и первыми ласточками триумфа стали альбом "In Rock" и не вошедший в него сингл "Black Night". Растерянная Англия отвела полнометражке четвертое место в рейтинге, но уже в следующий раз "пёплы" очутились на самой вершине островного чарта с программой "Fireball". Кульминацией творческого успеха группы стал шедевральный альбом "Machine Head", породивший помимо концертных фаворитов типа "Highway Star", "Space Truckin"", "Lazy" пожалуй самую громкую нетленку хард-рока "Smoke On The Water". Образцом подражания для последующих поколений рокеров послужил и двойной концертник "Made In Japan", но вот ко времени выхода также довольно удачной студийной работы "Who Do We Think We Are" отношения в коллективе разладились.

Больше других конфликтовали Гиллан и Блэкмор, и в конце концов дело кончилось отставкой вокалиста. Следом ушел и Гловер , а вся власть сосредоточилась в руках гитариста. На место Роджера пришел поющий басист Гленн Хьюз , а главный микрофон достался найденному по объявлению (в то время продавцу одежды) Дэвиду Ковердэйлу . Вливание свежих сил окрасило музыку "Deep Purple" в блюзовые и фанковые тона, и на диске "Burn" только одноименный трек подходил под стилистику "In Rock" и "Machine Head". Надо сказать, новички быстро освоились в команде, и на альбоме "Stormbringer" привычный хард-рок был сильно потеснен фанком и соулом. Почувствовав, что он уже не является полновластным хозяином положения в группе, Блэкмор бросил своих коллег и ушел создавать "Rainbow ".

Удар был силен, но желание зарабатывать деньги на раскрученной трэйд-марке "DP" оказалось сильнее, и на замену Ричи был приглашен американский гитарист Томми Болин . Ради него Ковердэйл с Хьюзом даже подвинулись в авторстве песен, однако альбом "Come Taste The Band" вышел относительно тусклым. На концертах публика тоже не хотела признавать нового гитариста, и во время злополучного британского тура было принято решение о роспуске группы. Около десяти лет музыканты занимались другими проектами, но в 1984-м по инициативе Гиллана классический состав вновь собрался вместе и записал диск "Perfect Strangers". Истосковавшиеся по "пурпурному" творчеству фанаты жадно расхватывали альбом, в результате чего и по тиражам и по чартовым позициям пластинка имела хороший успех. Сопутствующий мировой тур также прошел на высоком уровне, а вот во время записи "The House Of Blue Light" вновь обострились отношения между Блэкмором и Гилланом . После вторичной отставки солиста его место досталось Джон . Принявший клавишную эстафету Дон Эйри изо всех сил старался заменить коллегу, однако до уровня Лорда он все же не дотягивал. Так или иначе, но пластинку 2003 года фаны приняли достаточно тепло, хотя "Bananas" сильно досталось за попсовые название и обложку. Аналогично был встречен и вышедший пару лет спустя "Rapture Of The Deep", но потом студийные дела оказались надолго заброшены. Только в 2012-м "Deep Purple" начали работу над новым альбомом, и весной следующего года спродюсированный легендарным Бобом Эзрином "Now What?!" поступил в продажу.

Last update 28.04.13

Даст ли Ричи своё одобрение этому проекту или нет, мне как-то похер.
Род Эванс, Август 1980

Многие гадают куда же пропал первый вокалист Deep Purple Род Эванс. Участников глубоко пурпурных, как канонических, так и проходных составов, мы регулярно видим на чёсах по российской глубинке из года в год. А вот вокалиста первого состава, который занимает незыблемое третье место после Mk II и Mk III, Рода Эванса мы окончательно потеряли с радаров. Немногие пёрпломаны знают нелицеприятную историю о фальшивом составе Дип Пёпл 1980 года, как раз до грандиозного реюниона Perfect Strangers , которую пытались стереть из истории группы.

Фальшивый Deep Purple. Слева-направо: Dick Jurgens (drums) — Tony Flynn (guitars) — Tom De Rivera (bass) — Geoff Emery (keyboards) — Rod Evans (vocals)

Официальная история в сухих фактах звучит так.

Rod Evans / Jon Lord / Ritchie Blackmore
Nick Simper / Ian Paice

Род Эванс был одним из основателей Дип Пёпл когда группа ещё только поднималась к вершинам славы рок-н-ролла в 1968-69 годах. После записи трёх первых альбомов Shades Of Deep Purple , The Book Of Taliesyn и Deep Purple , Род, вместе басистом группы Ником Симпером покинул ансамбль и отправился за лучшей долей в США, где в 1971 выпустил сольный сингл Hard To Be Without You / You Can´t Love A Child Like A Woman после чего принял решение принять участие в новом американском бэнде Captain Beyond, основанном участниками групп Iron Butterfly и Johnny Winter. Выпустив два релиза: одноимённый Captain Beyond в 1972-ом и Sufficentley Breathless в 1973-ем, но не достигнув коммерческого успеха, группа распалась. Род решил завязать с музыкой, вернулся к своей учёбе на врача и даже стал директором отделения дыхательной терапии.


Rod Evans — Hard To Be Without You

Вплоть до 1980 года, когда с ним связался бойкий менеджер с навязчивой идеей реформировать распавшийся к тому времени Deep Purple. Как раз перед этим, его компания уже пыталась срубить бабосов влёгкую, создав новый Steppenwolf вместе с оригинальными участиками Голди МакДжоном и Ником Сейнт Николасом, но вовремя вмешался Джон Кей и отозвал права на это название.


Captain Beyond — I Cann’t Feel Nothin’ (Live ’71)

С мая по сентябрь 1980 года, «обновлённый» Дип Пёпл дал несколько концертов в Мексике, США и Канаде, прежде чем их деятельность была остановленна юристами менеджмента «старого» Дип Пёпл. Как выяснилось, Род Эванс — был единственным, кто был ответственным за эту группу, в то время как остальные члены группы были просто нанятыми музыкантами. И поэтому именно Род Эванс был единственным на кого обрушилась вся машина правосудия.

Примечательно, что знаменитое агенство Вильям Моррис из Лос Анжелеса купилось на этот проект, оплатило концертный тур и даже предложила контракт на запись альбома на лейблом Warner Curb Records (сублейбл Warner Brothers). Для пластинки, выход которой был запланирован в ноябре 1980, даже было записано несколько вещей. Эти записи были утеряны, сохранились лишь названия пары трэков: Blood Blister и Brum Doogie.

Шоу группы в Мехико-сити было запечатлено для потомков мексиканским телевидением, но лишь фрагмент с Smoke On The Water дошёл до наших дней.


Deep Purple (bogus) — Smoke on the water

Отзывы о выступлениях группы были, мягко говоря, не очень. Пиротехника, блёстки, бензопилы, лазеры, проблемы со звуком, проблемы с исполнением, полный провал. Группу освистывали, а некоторые концерты закончились погромом.

Deep Purple в Квебеке. Corbeau забирает себе шоу.

Подпись под снимком: экс-гитарист Ричи Блэкмор будет обязательно уведомлён о появлении группы, которая порочит его имя!

Вторник, 12 августа, час дня: узнав, что все билеты на шоу проданы, возрастной ценз понизился с четырнадцати до двенадцати, всё ещё без билетов, я решил покинуть Монреаль и двинуть в сторону театра Капитоль. Концертный зал находился в старом Квебеке и вмещал полторы-тысячи человек.

Квебек, 5 часов вечера: К счастью, театр находится всего в 8 минутах ходьбы от здания вокзала. Некоторые люди уже спрашивали лишний билет. В зависимости от везения, он стоил им 15, 20, 25 и даже 50 долларов за билет с изначальной стоимостью от 9.5 до 12.5 долларов. В тот момент никто не знал, кто из старого состава будет играть этим вечером.

7 часов вечера: Мне разрешили пройти и «в стенах заведения» встретится с организатором концерта Робертом Буле и роуди группы. Они и дали мне столь долгожданную ясность — группа состояла из первого вокалиста Deep Purple Рода Эванса (времён хита Hush). После своего участия в группе Captain Beyond, он решил перезапустить «корабль» в феврале 1980-го вместе с Тони Флинном(ex-Steppenwolf) на лид-гитаре, Джефом Эмери (ex-Steppenwolf и Iron Butterfly), клавишные и бэк-вокал, Дик Юргенс (ex-Association) на ударных и Томом де Ривьера, басс и бэк-вокал. После шоу они отправляются в турне по США, затем Японии и наконец в Европе. Новый альбом планируется к выходу в Октябре.

Разогрев, группа Corbeau. 15 минут десятого: Группа выходит на сцену и даёт отличное шоу. Особенно хорош гитарист Жан Миллэр. Вокалистка Мархо и два её бэквокалиста, также хороши. Публика отреагировала отлично.

Новый Deep Purple: После долгого перерыва «новый Дип Пёпл» с Родом Эвансом начинают в 11 вечером. Реакция разная, начинаются разговоры, что в афише обман. С самого начала, на «Highway Star» со звуком происходят проблемы. Микрофон вокалиста срабатывает 1 раз из десяти. Гитарист — настоящая карикатура на Блэкмора в том, что касается его игры и внешнего вида. В ударнике больше блёсток, чем он выбивает из тарелок, органист похоже скучает по маме. Группа продолжает с «Might Just Take Your Life» с альбома Burn. Следущая вещь времён, когда Эванс был в составе. Эта вещь в сетлисте всего одна и она инструментальная. Гитарист выдаёт длинное соло полное клише. Его сменяет клавишник с худшим органным соло, которое я слышал за последние 10 лет. В тот момент Лорда должно быть пробрала синкопа. «Space Truckin» также инструментальная, так как микрофоны всё ещё не работают. Соло на ударных вызывает осуждающее мычание аудитории. На пятой вещи, «Woman From Tokyo», наконец можно расслышать какой-то вокал. Но это последняя вещь. Гитарист заявляет, что если мы не хочтим их видеть, они будут вынуждены покинуть зал. Они играли 30 минут ил 90 положенных по контракту. На сцену начинают лететь разные предметы. Аудитория возмущается и требует возврата денег. Один парень решает поджечь свитер, который он купил на входе за 7 долларов. На концерт прибывает полиция и эвакуирует всех присутствующих.

В заключение: Это «Облом 80», надеюсь больше их не будет. Я отправился в сторону Монреаля с двадцатью-пятью молодыми людьми в соврешенно шоковом состоянии. Жители Квебека ждут объяснений от промоутеров. Эрик Жан, расстроеный читатель, возвращается в Лак Сан-Жан.

Итог: ПОЛНЕЙШЕЕ РАЗОЧАРОВАНИЕ.

Ив Монаст, 1980


Corbeau — Ailleurs «Live» 81

3 октября 1980 года, Род Эванс и компания были приговорены судом к выплате 168 тысяч долларов судебных издержек и 504 тысяч долларов штрафа. После чего Род исчез из музыкального бизнеса и больше не общался с репортёрам.

В дополнение к вышеперечисленным штрафам, Род Эванс потерял права на роялти с продаж первых трёх альбомов Deep Purple.

Но это история для газет. А вот история словами причастных.

«…а вот ещё одна с нашего альбома Burn»
(Род Эванс, представляя ‘Might Just Take Your Life’, Квебек, 12 августа 1980)

«Шоу отвратительное, они не стоят ни пенни»
(Роберт Буле, организатор концерта в Квебеке, 1980)

«Это будет новая ступень, так как нам требуется изменить саму музыку. Это нечто большее, чем мы хотим сделать. То что мы собираемся записать, будет на 60 процентов Дип Пёпл и на 40 процентов нечто новое. Мы не хотим повторять то, что делали Who на Tommy. Это совершенно другая концепция. Мы хотим писать песни в своём стиле. И конечно мы поменяем звук в соответствии с технологиями используемыми сейчас, как например Полимуг(полифонический аналоговый синтезатор) и другими студийными эффектами, но, без всякого сомнения, это будет поворот в сторону хеви-метал.»
(Род Эванс, интервью журналу Conecte, июнь 1980, о предполагаемом новом альбоме Deep Purple)

«(Мы получили права на Deep Purple) совершенно легально. Я был вокалистом-основателем в группе и когда я решил создать новую группу с гитаристом Тони Флинном, мы увидели, что отличное название брошено и решили использовать его. Перед этим мы говорили с Ритчи Блэкмором из Rainbow и ребятами из Whitesnake. И они согласились.»
(Род Эванс, журнал Sonido, июнь 1980)

«Я думаю, что это омерзительно, когда группе приходится падать так низко и выступать под чужим именем. Это как какие-нибудь парни соберут группу и назовут её Led Zeppelin.»
(Ритчи Блэкмор, журнал Rolling Stone, 1980)

«В действительности мы не пытались связаться с Ритчи. Вне зависимости от того, даст Ритчи своё благословение или нет, мне всё равно, так же как ему моё благословение на создание Rainbow. Я имею ввиду, если ему это не нравится, извини, но мы стараемся.»
(Род Эванс, журнал Sounds, август 1980)

«Группе принадлежит федеральная торговая марка на всю деятельность как Deep Purple. Эти два парня (Р. Блэкмор и Р. Гловер), которые играют в Rainbow, хотят получить её назад. Они видят успешный проект и хотят быть его частью. Но мы выглядим моложе. Всем оригинальным участникам сейчас от 35 до 43 лет. Группа была в спячке уже несколько лет, но теперь вновь появилась.»
(Рональд К., Лос-Анжелесский промоутер, 1980)

«Конечно же он(Род) не был столь наивен, он думал: попробую, и посмотрим что выйдет, но попробуйте представить, чтобы вы сами сказали если бы вдруг всё пошло не так? Я могу винить Рода лишь в глупости. Ему стоило бы догадаться, что он не уйдёт так просто с фальшивым Дип Пёпл. В конце концов, он делал всё публично.»

«Род Эванс, вокалист группы, обладает правами на это имя. Не существует ни запретов, ни запретительных указов, ни требований кассовых отчислений. Дип Пёпл придётся доказать, что они Дип Пёпл. Будет сбивать с толку указывать на афише имена участников. Это не обман. О распаде Дип Пёпл не объявлялось. В группе происходила постоянная ротация участников. Группа исполняет все хиты Дип Пёпл.»
(Боб Ринж, агент группы, 1980)

«Мы не получили этих денег, всё ушло юристам, которые втянулись в эту тяжбу… Единственным шансом остановить эту группу было засудить Рода, так как он единственный получал деньги, остальные работали по контракту найма… Род определённо участвовал в этом вместе с некоторыми очень плохими людьми!»
(Ян Пейс, 1996, цитата с фанатского-сайта Captain Beyond Хармута Крекеля)

«Вы могли себе представить, что что-то подобное сможет случится?» — со смехом говорит Джон Лорд. «Эти ребята действительно играли на арене Лонг Бич под именем Дип Пёпл. Они играли «Дым над водой» и всё, что мы знаем об этом концерте это как их выгнали со сцены. Просто представьте, что могло бы случится если бы мы не остановили это фиаско? На следующий месяц объявилось бы тридцать групп с названием Лед Зеппелин и ещё пятьдесят с названием Битлз. И самое неприятное в этой истории — это урон нашей репутации. Если бы мы решили собраться вновь и отправится в тур, люди бы говорили про нас «да, я видел их в прошлом году на Лонг Бич и они уже не те.» Имя Дип Пёпл очень много значит для всех любителей рок-н-ролла и я хотел бы, чтобы эта репутация сохранилась.»
(Джон Лорд, журнал Hit Parader, февраль 1981)

«Род звонил в 1980, меня не было дома, и он попросил мою жену чтобы я перезвонил ему, что я, в мудром предвидении, не сделал.»
(Ник Симпер, 2010)

«Засудили не только Рода, за фальшивым Дип Пёпл стояла целая организация, которая и была в большей мере ответственна, именно на неё возложили большую часть выплаты этой «огромной кучи денег». Что касается денег, а какую бы цену вы сами назначили за вашу репутацию и за право не впаривать публике что-то мошенническим образом? И вам также следует знать, что этим людям неоднократно указывали на то, что они нарушают закон, но они продолжили это делать. Подать на них в суд было последней мерой воздействия на этих людей. Я был совершенно не в восторге от того, что мне пришлось выступать в суде против человека с которым я ранее работал. Но, тот кто крадёт у меня кошелёк — крадёт всего-лишь деньги, а тот, кто крадёт моё честное имя — крадёт всё, что у меня есть.»
(Джон Лорд, 1998, цитата с фанатского-сайта Captain Beyond Хармута Крекеля)

1968, Великобритания

Исходный состав: Род Эванс (Rod Evans: 19.01.1947) - вокал; Ричи Блэкмор (Ritchie Blackmore: 14.04.1945) - гитара; Ник Симпер (Nick Simper: 3.11.1945) - бас; Джон Лорд (Jon Lord: 9.06.1941 - 16.07.2012) - клавишные; Йан Пэйс (Ian Pace: 29.06.1948) - ударные

Инициатором создания DEEP PURPLE оказался Крис Кёртис (26.08.1941), барабанщик известной в середине 60-х бит-группы THE SEARCHERS. В 1966 г. он решил создать новый проект, участники которого отличались бы высочайшим профессионализмом. Кёртис одним из первых в Англии понял, что грядет эпоха высокотехничных групп и музыкантов-виртуозов. В конце 1967 г. он остановил свой выбор на клавишнике Лорде (THE BILL ASHTON COMBO, RED BLUDD"S BLUSIANS, THE ARTWOODS, SANTA BARBARA MACHINE HEAD, THE FLOWERPOT MEN) и гитаристе Блэкморе (SCREAMING LORD SUTCH AND THE SAVAGES, THE OUTLAWS, NEIL CHRISTIAN AND THE CRUSADERS). В начале 1968 г. проект назвали ROUNDABOUT, в него вошли также басист-вокалист Дэйв Кёртис и барабанщик Бобби Кларк. Сам Крис Кёртис рассчитывал на место вокалиста. Однако уже в марте 1968 г. ситуация изменилась - лидерство в ROUNDABOUT захватили Лорд и Блэкмор, настоявшие на уходе Кларка и двух Кёртисов. Им на смену после долгих прослушиваний пришли одаренный ударник Пэйс (MI5, THE MAZE), басист Симпер (THE NEW PIRATES, THE FLOWERPOT MEN) и вокалист Эванс (MI5, THE MAZE). Название сменилось на DEEP PURPLE (в честь одноименной песни Бинга Кросби) - так сформировался первый классический состав группы.
В марте 1968 г. DEEP PURPLE подписали контракт с американской фирмой звукозаписи "Tetragrammoton", a 20 апреля группа дала свой первый концерт в датском городке Таструп. Изначальная ориентированность DEEP PURPLE на американский музыкальной рынок имела следующие негативные моменты. Во-первых, ставка делалась на кавер-хиты ("Kentucky Woman" Нейла Даймонда, "Hush" Джо Сауса и др.), во-вторых, сама стилистика группы базировалась в рамках ординарного прогрессив-рока тех лет и, наконец, в третьих, DEEP PURPLE не были известны у себя на родине. Однако быстрое падение интереса к DEEP PURPLE в США (уже третий альбом группы поднялся только до 162-го места в американских чартах) заставило музыкантов резко изменить выбранный курс. Блэкмор, оценив все перспективы английского музыкального рынка конца 60-х, пришел к выводу, что DEEP PURPLE нужно начать играть более тяжело и энергично, т.е. прийти к хард-року (успех LED ZEPPELIN служил тому наглядным примером). По настоянию Блэкмора в июле 1969 г. из состава DEEP PURPLE были выведены Эванс и Симпер - они, по мнению гитариста группы, мыслили и играли по-старому. Освободившиеся вакансии заняли обладатель высокого мощного вокала Йан Гиллан (Ian Gillan: 19.08.1945) и басист Роджер Гловер (Roger Glover: 30.11.1945). В DEEP PURPLE оба пришли из команды EPISOD SIX, причем Гловер лишь в последний момент решился на переход. Получившийся в результате второй состав DEEP PURPLE принято называть "золотым".
Начали реформирование DEEP PURPLE экспериментальной работой: записью сюиты Лорда в сопровождении симфонического оркестра. Гиллан здесь впервые попробовал свои силы в качестве текстовика. Легкое недоумение критиков и слушателей исправил альбом "Deep Purple In Rock", вышедший на 4-е место в Англии. Успех диска не был случайностью: DEEP PURPLE удалось точно уловить новые веяния и стать одними из законодателей хард-рока - стиля, захватившего в начале 70-х лидирующие позиции на мировой музыкальной сцене. Музыка DEEP PURPLE оказалась своеобразной квинтэссенцией хард-рока: динамичной, жесткой, обрамленной элементами барокко, джаза и рок-н-ролла, с характерным "парящим" вокалом Гиллана и виртуозными дуэлями гитары Блэкмора и органа Лорда. Легкость, с которой группа исполняла свой репертуар на концертах, была поразительной, а постоянные импровизации стали залогом непрекращающегося интереса к ее концертным альбомам, давно обретшим в дискографии DEEP PURPLE равенство со студийными пластинками.
Наивысшего творческого расцвета DEEP PURPLE достигли в конце 1971 г. когда записали материал к диску "Machine Head". Произошло это в швейцарском городе Монтрё, именно там родилась композиция "Smoke On The Water", ставшая благодаря гитарному риффу Блэкмора своеобразным гимном хард-рока. Но и остальные композиции по праву могли претендовать на классику стиля, это - "Highway Star", "Pictures Of Home", "Space Truckin"", "Maybe I"m A Leo". 22 апреля 1972 г. "Machine Head" натри недели возглавил британские чарты; позднее в США он стал 7-м. Последовавшее в июле мировое турне подтвердило претензии DP на титул королей хард-рока.
Однако груз славы и утомительных турне стал отрицательно сказываться как на качестве композиций, так и на взаимоотношениях между членами группы. Музыканты резко сократили репетиции в студии, Блэкмор, в довершение ко всему, развернул "войну" против Гиллана и Гловера. Записав малоубедительный альбом "Who Do We Think We Are" и дотянув до конца контракта, ушел Гиллан. Негласный бойкот вынудил покинуть DEEP PURPLE и Гловера.
Третий состав DEEP PURPLE сформировался достаточно быстро: уже осенью 1973 г. в группу влились басист Гленн Хьюз (Glenn Hughes: 21.08.1952, TRAPEZE) и вокалист Дэвид Ковердэйл (David Coverdale: 22.09.1949, FABULOSER BROTHERS). Характерной чертой нового состава стал вокальный дуэт Хьюза и Ковердэйла, кроме этого акценты в музыке DEEP PURPLE сместились под влиянием "новобранцев" в сторону хард-фанка и соула. Альбомы 1974 г. имели большой успех как в Британии, так и в США, однако угадывать характерный почерк DEEP PURPLE за композициями типа "Hold On" становилось все труднее. 6 апреля 1974 г. на фестивале в Калифорнии группа взяла свой последний громкий аккорд - на сцене Блэкмор сначала гитарой разбил телекамеру, а потом разлил и поджег целую канистру керосина. Огонь моментально добрался до аппаратуры и последовавшая взрывная волна едва не стерла с лица земли самих музыкантов.
Внутренние разногласия в DEEP PURPLE достигли предела к весне 1975 г. Не нашедший общего языка с Ковердэйлом и Хьюзом Блэкмор 21 июня 1975 г. оставил группу (к этому времени у него уже была создана своя команда - RAINBOW). Блэкмора заменил американский гитарист Томми Болин (Tommy Bolin - 18.04.1951 - 6.12.1976), ранее выступавший в JAMES GANG и вместе с джаз-роковым ударником Билли Кобхэмом. Но пристрастие Болина к сильным наркотикам не дало DEEP PURPLE дожить до своего десятилетия - 19 июля 1976 г. было официально объявлено о распаде хард-роковой легенды.
Выходившие в последующие восемь лет сборники и концертники DEEP PURPLE засвидетельствовали непрекращающийся интерес слушателей к наследию группы. Например, сборник лучших вещей "Deepest Purple" в 1980 г. возглавил британский хит-парад. Все это само по себе наводило на мысли о возможном воссоединении DP в "золотом" составе. И в конце 1983 г. камбэк состоялся. Хотя карьеры, сделанные Гилланом, Гловером, Блэкмором, Лордом и Пэйсом вне DEEP PURPLE, совсем неудачными назвать нельзя, все же никому из музыкантов не удалось даже приблизиться к славе DEEP PURPLE.
Гиллан вместе со своим аккомпанирующим составом достаточно высоко котировался в конце 70-х - начале 80-х в Англии (например, альбомы "Glory Road" и "Future Shock" попали в Топ-3), однако к 1982 г. финансовые дела Гиллана оказались на нуле (именно по этой причине певец вскоре оказался в BLACK SABBATH). Джон Лорд в 1976 г. создал вместе с Йан Пэйсом и Тони Эштоном кратковременный проект PAL, а в 1978 г. присоединился к группе Ковердэйла WHITESNAKE. Много внимания Лорд также уделял сольным работам экспериментального характера. В WHITESNAKE также пришел и Пэйс (июль 1979 г.), позднее (в 1982 г.) перешедший в группу Гэри Мура. Роджер Гловер, давно проявивший себя в качестве грамотного и удачливого продюсера, с 1979 г. выступал в составе RAINBOW Ричи Блэкмора.
Одиннадцатый студийный альбом DEEP PURPLE появился в 1984 г. и разошелся по миру многомиллионным тиражом. Новый диск был выдержан в старых добрых традициях группы, конечно, с учетом новых реалий музыкального рынка. Воссоединение DEEP PURPLE произошло в то благоприятное время, когда, во-первых, началась "реабилитация" всех "старых" коллективов, а во-вторых - на пике популярности находился хэви-метал. DEEP PURPLE же давно считались одними из пионеров тяжелого металла. Новые хиты группы ("Perfect Strangers" и "Knocking At Your Back Door" показали, что музыканты стремятся жить не только за счет своих былых заслуг.
К сожалению, искусственность, в изрядной доле присутствовавшая в камбэке DEEP PURPLE, проступила очень быстро - уже в 1986 г. Блэкмор противопоставил себя остальным коллегам и в первую очередь Гиллану. Неудивительно, что следующий альбом "House Of Blue Light" получился второразрядным. Конфликт разрешился в 1989 г. с уходом Гиллана. На место вокалиста DEEP PURPLE Блэкмор предложил своего бывшего коллегу по RAINBOW Джо Линн Тернера (Joe Lynn Turner - 02.08.1951), с которым и был записан альбом 1990 г. Но к 25-летию DEEP PURPLE менеджмент потребовал вернуть Гиллана. Несмотря на полную отчужденность гитариста и вокалиста, диск 1993 г. "The Battle Rages On" оказался высококачественным. Тем не менее это не остановило Блэкмора - 17 ноября 1994 г. в Хельсинки прошел его последний концерт в DEEP PURPLE. Блэкмора спешно заменили гитаристом-виртуозом Джо Сатриани (Joe Satriani - 15.07.1956.), с которым группа и довела турне до конца.
Перестало DEEP PURPLE трясти от смены составов только с приходом в 1995 г. гитариста Стива Морса (Steve Morse: 28.07.1954; DIXIE DREGS, KANSAS). Морс успешно прижился в DEEP PURPLE и уже успел записать с группой два студийных диска. Продукция современных DEEP PURPLE отличается намеренной обезличенностью, а музыкальный ряд служит в основном для демонстрации вокального мастерства Гиллана.

P.S.
В 2002 году Джон Лорд объявил о намерении заняться сольными проектами, и его место занял Дон Эйри (Don Airey: 21.07.1948; Rainbow/Ozzy Osbourne). Год спустя новый состав выпустил первый за пять лет студийный альбом "Bananas" (получивший перевосходные отзывы прессы и раскритикованный лишь за название) и тут же вышли на гастроли. В июле 2005 года они выступили в Парк-плейс (Барри, Онтарио) в рамках фестиваля Live 8, а в октябре того же года выпустили "Rapture of the Deep", за которым последовал "Rapture of the Deep tour".
В феврале 2007 года Иэн Гиллан обратился к фэнам с призывом не покупать концертный альбом, выпущенный Sony BMG. Запись, сделанная в бирмингемском National Exhibition Center (NEC), уже выходила бутлегами. Гиллан назвал этот концерт одним из худших в его жизни.

Изменения состава
1969: - Эванс и Симпер; + Йан Гиллан, вокал, и Роджер Гловер, бас
1973: - Гиллан, Гловер, + Дэвид Ковердэйл, вокал, и Гленн Хьюз, бас, вокал
1975: - Блэкмор; + Томми Болин, гитара, вокал
1984: состав 1969-1973 годов
1989: - Гиллан; + Джо Линн Тернер, вокал
1994: - Блэкмор, + Джо Сатриани, гитара
1995: - Сатриани. + Стив Морс, гитара.
2002: - Джон Лорд. + Дон Эйри, клавишные

ПИОНЕРЫ ХЕВИ-МЕТАЛА – DEEP PURPLE

В истории тяжелой музыки найдется совсем немного групп, коих можно поставить в один ряд с – легендами рока, которые окрасили мир в темно-лиловые тона.

Их путь был извилист, как гитарные переборы Ричи Блэкмора и органные партии Джона Лорда.

Каждый из участников заслуживает отдельной истории, но именно вместе они стали знаковыми фигурами рока.

На карусели

История этого славного коллектива уходит корнями в далекий 1966 год, когда барабанщик одной из ливерпульских групп Крис Кертис решил создать свой собственный коллектив Roundabout («Карусель»). Судьба свела его с Джоном Лордом, который уже был известен в узких кругах и слыл великолепным органистом. Кстати выяснилось, что у него на примете есть замечательный парень, который с гитарой просто чудеса вытворяет. Этим музыкантом оказался Ричи Блэкмор, который в то время играл в составе группы «Три мушкетера» в Гамбурге. Его тут же вызвали из Германии и предложили место в команде.

Но вдруг исчезает инициатор самого проекта Крис Кертис, тем самым нарисовав жирный крест на своей карьере и поставив под удар зарождавшуюся группу. По слухам, в его исчезновении были замешаны наркотики.

За дело взялся Джон Лорд. Благодаря ему в группе появился Иэн Пейс, поразивший всех своим умением молотить по барабанам, вышибая из них невероятные дроби. Место вокалиста тогда занял Род Эванс – товарищ Пейса по бывшей группе. Бас-гитаристом стал Ник Симпер.

Им все глубоко фиолетово

С подачи Блэкмора группу нарекли , и в этом составе команда записала три альбома, первый из которых вышел уже в 1968 году. Песня Нино Темпо и Эйприла Стивенса «Deep Purple» была любимой композицией бабушки Ричи Блэкмора, поэтому музыканты не стали долго мудрствовать и взяли ее за основу в названии группы, не вкладывая никакого особого смысла. Как оказалось, точно так же называлась марка наркотика LCD, которая в то время продавалась в США. Но вокалист Иэн Гиллан клянется и утверждает, что участники группы никогда не употребляли наркотических средств, а отдавали предпочтение виски с содовой.

Купаясь в роке

Успеха пришлось ждать несколько лет. Группа была популярной только в Америке, на родине же она почти не вызывала интереса у меломанов. Это стало причиной раскола в коллективе. Эванса и Симпера пришлось «уволить», несмотря на их профессионализм и пройденный совместный путь.

Не всякая группа могла бы совладать с таким невезением, но подоспел на выручку Мик Андервуд – известный барабанщик и давний друг Ричи Блэкмора. Именно он порекомендовал ему Иэна Гиллана, который «замечательно вопил высоким голосом». Иэн в свою очередь привел своего друга, бас-гитариста Роджера Гловера.

В июне 1970 года новый состав группы выпустил альбом «Deep Purple in Rock», который имел сумасшедший успех и наконец-то вывел «темно-лиловых» в эшелон популярнейших рокеров столетия. Бесспорной удачей пластинки стала композиция «Child in Time». Она по сей день считается одной из лучших песен группы. Этот альбом в течение года удерживал верхние позиции хит-парадов. Весь следующий год коллектив провел в разъездах, однако нашлось время и для записи новой пластинки «Fireball».

Дым от Deep Purple

Уже через несколько месяцев музыканты отправились в Швейцарию для записи очередного альбома «Machine Head». Поначалу они хотели сделать его на передвижной студии «The Rolling Stones», в концертном зале, где завершались выступления Фрэнка Заппы. Во время одного из концертов начался пожар, который и вдохновил музыкантов на новые замыслы. Именно об этом пожаре повествует композиция «Smoke on the Water», ставшая впоследствии международным хитом.

Роджеру Гловеру даже приснился этот пожар и расстилавшийся дым над Женевским озером. Он в ужасе проснулся и сказал фразу «дым над водой». Она-то и стала названием и строчкой из припева песни. Несмотря на тяжелые условия, в который создавался альбом, пластинка явно удалась, став на долгие годы визитной карточкой .

Сделано в Японии

На волне успеха команда поехала на гастроли в Японию, впоследствии выпустив не менее успешный сборник концертной музыки «Made in Japan», который стал платиновым.

Японская публика произвела на «темно-лиловых» удивительное впечатление. Во время исполнения песен японцы сидели почти не шелохнувшись и внимательно слушали музыкантов. Зато после окончания песни они взрывались овациями. Такие концерты были необычны для , ведь они привыкли, что в Европе и Америке зрители постоянно что-то выкрикивают, вскакивают с мест и кидаются к сцене.

Во время выступлений Ричи Блэкмор был настоящим шоуменом. Его партии всегда отличались остроумием и были полны неожиданностей. Не отставали и другие музыканты, демонстрируя мастерство и прекрасную коллективную сплоченность.

Калифорнийское шоу

Но, как это часто бывает, отношения в группе накалились настолько, что Иэн Гиллан и Ричи Блэкмор с трудом уживались друг с другом. В результате Иэн и Роджер покинули команду, а «темно-лиловые» вновь остались у разбитого корыта. Заменить вокалиста такого уровня оказалось большой проблемой. Впрочем, как известно, свято место пусто не бывает и новым исполнителем в группе стал Дэвид Кавердейл, который до этого работал обычным продавцом в магазине одежды. Вакансию бас-гитариста занял Гленн Хьюз. В 1974 году обновившаяся группа записала новый альбом под названием «Burn».

Чтобы опробовать свежие композиции на публике, группа решила поучаствовать в знаменитом концерте «Калифорния Джем» в окрестностях Лос-Анджелеса. Он собрал аудиторию приблизительно в 400 тысяч человек и в мире музыки считается уникальным событием. До захода солнца Блэкмор отказывался выходить на сцену и местный шериф даже грозился его арестовать, но наконец-то зашло солнце и началось действо. Во время выступления Ричи Блэкмор растерзал гитару, испортил камеру оператору телеканала и устроил в финале такой взрыв, что сам едва остался в живых.

Возрождение Deep Purple

Следующие пластинки имели успех, но, к сожалению, не продемонстрировали ничего нового. Группа незаметно исчерпала себя. Годы шли, и поклонники стали думать, что некогда любимая стала историей, но наконец-то в 1984 году «темно-лиловые» возродились в своем «золотом» составе.

Вскорости было организовано мировое турне и в каждом городе на пути их следования билеты на концерты раскупались в мгновение ока. Дело было не только в старых заслугах, виртуозность участники группы ничуть не растеряли.

Второй альбом новой эпохи – «The House of Blue Light» – был выпущен в 1987 году и продолжил цепочку несомненных побед. Но после очередных разборок с Блэкмором снова от группы откололся Иэн Гиллан. Такой поворот событий был на руку Ричи, ведь он привел в коллектив своего давнего товарища Джо Линн Тернера. С новым вокалистом был записан альбом «Slaves & Masters» в 1990 году.

Битва титанов

Не за горами было 25-летие группы, и после небольшого перерыва вокалист Иэн Гиллан вернулся в родные пенаты, а вышедший в 1993 году юбилейный альбом был назван символично «The Battle Rages On…» («Бой продолжается»).

Битва характеров тоже не останавливалась. Зарытый топор войны был извлечен Ричи Блэкмором. Несмотря на продолжавшийся гастрольный тур Ричи покинул команду, которая к тому моменту перестала его интересовать. Музыканты пригласили Джо Сатриани, чтобы с ним доработать концерты, а вскоре место Блэкмора занял Стив Морс – талантливый американский гитарист. Команда по-прежнему высоко подняла знамя хард-рока, что и доказали альбомы «Purpendicular» 1996 года и «Abandon», выпущенный два года спустя.

Уже в новом тысячелетии клавишник Джон Лорд объявил участникам группы о том, что хотел бы посвятить себя сольным проектам и покинул команду. На его место пришел Дон Эйри, который ранее работал с Ричи и Роджером в группе Rainbow. Через год в очередной раз обновленный состав выпустил первый за пятилетку альбом «Bananas». На удивление, пресса и критики отозвались о нем замечательно, вот только название мало кому пришлось по душе.

К сожалению, через 10 лет успешного сольного творчества Джон Лорд умер от онкологического заболевания.

Старики-разбойники

В 2000-х годах группа , не смотря на солидный возраст участников, продолжала гастрольные туры. По мнению музыкантов, ради этого коллектив и должен существовать, а вовсе не для производства студийных альбомов. Последним сборником стал 19-й по счету альбом «Now What?!», выпущенный к 45-летнему юбилею «темно-лиловых».

После такого красноречивого названия альбома должен последовать вопрос: «Что дальше?» А это уже покажет время – увидим ли мы еще хоть раз воссоединение, и успеют ли музыканты поразить еще чем-то своих поклонников. Пока же они одни из немногих, на чьи концерты дедушки идут со своими внуками и одинаково кайфуют от музыки.

Когда их спрашивают: «Куда вы движетесь?», они удивительно логично отвечают «Только вперед. Мы не стоим на месте и постоянно работаем над собой, над новым звучанием. И до сих пор нервничаем перед каждым концертом так, что по спине бегают мурашки».

ФАКТЫ

На гастролях в Австралии в 1999 году на одной из телепрограмм был организован телемост. Участники группы исполнили синхронно с несколькими сотнями профессиональных гитаристов и любителей «Smoke on the Water».

Интересно, что Иэн Пейс был участником всех составов группы, но никогда не становился ее лидером. Тесно связана и личная жизнь музыкантов . Клавишник Джон Лорд и барабанщик Иэн Пейс женились на сестрах-близнецах Вики и Джеки Гиббс.

Меломаны стран бывшего Советского Союза, невзирая на «железный занавес», находили способы знакомства с творчеством группы . В русском языке даже появился удивительный эвфемизм «глубоко фиолетово», то есть «совершенно безразлично и далеко от темы обсуждения».

Обновлено: Ноябрь 20, 2017 автором: Елена

100 подборов аккордов

Биография

Deep Purple (читается: Дип Пёпл) — британская рок-группа, играющая в жанре хард-рок, образованная в феврале 1968 года (сначала — под названием Roundabout) и считающаяся одной из самых заметных и влиятельных в «тяжелой музыке» 1970-х годов. Музыкальные критики называют Deep Purple в числе основателей хард-рока и высоко оценивают их вклад в развитие прогрессивного рока и хэви метал. Музыканты «классического» состава Deep Purple (в частности, гитарист Ричи Блэкмор, клавишник Джон Лорд, барабанщик Иэн Пэйс) считаются инструменталистами-виртуозами.

Предыстория
Инициатором создания группы и автором изначальной концепции стал барабанщик Крис Кёртис, в 1966 году ушедший из The Searchers и намеревавшийся возобновить карьеру. В 1967 году он пригласил на должность менеджера антрепренёра Тони Эдвардса, который в то время работал на Вест-Энде в собственном фамильном агентстве Alice Edwards Holdings Ltd, но участвовал и в музыкальном бизнесе, помогая певице Эйше (Ayshea, позже — ведущая телешоу Lift Off). В тот момент, когда Кертис обдумывал планы своего возвращения, на распутье оказался и клавишник Джон Лорд: он только что ушёл из состава ритм-энд-блюзовой группы The Artwoods, собранной Артом Вудом (братом Рона) и вошёл в гастрольный состав The Flowerpot Men, группы, созданной исключительно для раскрутки хита Let’s Go To San Francisco. На вечеринке у знаменитой «искательницы талантов» Викки Уикхэм он случайно познакомился с Кёртисом, и тот увлёк его проектом новой группы, участники которой приходили бы и уходили «как на карусели»: отсюда и название Roundabout. Вскоре, однако, оказалось, что Кертис живёт в своём, «кислотном» мире. Прежде чем покинуть проект, третьим участником которого должен был стать Джордж Робинс, в прошлом — бас-гитарист Cryin Shames, Кёртис заявил, что у него есть на примете для Roundabout «…фантастический гитарист — англичанин, который живёт в Гамбурге».
Гитарист Ричи Блэкмор, несмотря на юный возраст, успел к этому времени поиграть с такими музыкантами, как Джин Винсент, Mike Dee And The Jaywalkers, Скримин Лорд Сатч, The Outlaws (студийной группе продюсера Джо Мика) и Neil Christian and the Crusaders — благодаря которым и оказался в Германии (где основал и собственный коллектив, The Three Musketeers). Первая попытка привлечения Блэкмора в Roundabout совпала с исчезновением Кёртиса (который объявился затем в Ливерпуле) и оказалась неудачной, но Эдвардс (со своей чековой книжкой) проявил настойчивость, и вскоре — в декабре 1967 года — гитарист вновь прилетел на прослушивание из Гамбурга. Джон Лорд:
Ричи приехал ко мне на квартиру с акустической гитарой, и мы тут же написали And The Address и Mandrake Root. Мы провели чудесный вечер. Сразу же стало ясно, что дураков он вокруг себя не потерпит, но это мне и понравилось. Выглядел он мрачно, но — таким ведь был и всегда.
Вскоре в состав группы вошли Дэйв Кёртисс (экс-Dave Curtiss & the Tremors) и проживавший в тот момент во Франции барабанщик Бобби Вудман, который в 1950-х годах под псевдонимом Бобби Кларк играл в группе Винса Тейлора Playboys, а также с Марти Уайлдом в Wildcats. «Ричи увидел Вудмана в составе группы Джонни Холлидея и был поражён тем, что тот использует сразу две бочки в своей установке», — вспоминал Джон Лорд.
После ухода Кёртисса Лорд и Блэкмор возобновили поиск басиста. «Выбор пал на Ника Симпера просто потому, что он тоже играл в The Flowerpot Men, — вспоминал Лорд. — Кроме того, он был неравнодушен к кружевным рубашкам, что понравилось Ричи. Ричи вообще больше внимания придавал внешней стороне дела». Симпер (успевший поиграть и в Johnny Kidd & The New Pirates), по его собственному признанию, не принимал предложение всерьёз до тех пор, пока не узнал, что в новой группе задействован Вудман, которого он боготворил. Но как только квартет начал репетиции в Дивз-Холле, большой ферме на юге Хартфордшира, стало ясно, что именно барабанщик выбивается из общей картины. Расставание было нелегким, потому что личные отношения у всех с ним были прекрасными.
Параллельно продолжался и поиск вокалиста: группа в числе прочих прослушала Рода Стюарта, который, по воспоминаниям Симпера, «был ужасен», и даже пыталась переманить Майка Харрисона из Spooky Tooth, который, как вспоминает Блэкмор, «не хотел об этом и слушать». Отказался и имевший контрактные обязательства Терри Рид. В какой-то момент Блэкмор решил вернуться в Гамбург, но Лорд и Симпер уговорили его остаться — по крайней мере на время репетиций в Дании, где Лорд уже был хорошо известен. После ухода Вудмана в группу пришли 22-летний вокалист Род Эванс и барабанщик Иэн Пэйс: оба до этого играли в The MI5 (группе, которая позже под названием The Maze выпустила два сингла в 1967 году). В новом составе, под новым названием но по-прежнему под руководством менеджера Эдвардса, квинтет провёл короткое турне по Дании.
О том, что название нужно менять, все участники группы договорились заранее.
В Дивз-Холле мы составили список возможных вариантов. Чуть не выбрали Orpheus. Concrete God — это нам показалось очень уж радикально. Был в списке и Sugarlump. А однажды утром там появился новый вариант — Deep Purple. После напряжённых переговоров выяснилось, что внёс его Ричи. По той причине, что это была любимая песня его бабушки.
— Джон Лорд
Стиль и имидж
Первое время участники группы не имели чёткого представления о том, какое выберут направление, но постепенно главным примером для подражания стали для них Vanilla Fudge. Джон Лорд был потрясён концертом группы в клубе Speakeasy и целый вечер провёл в беседе с вокалистом и органистом Марком Стайном, расспрашивая о технике и трюках. Тони Эдвардс, по собственному признанию, совершенно не понимал ту музыку, что начинала создавать группа, но верил в чутье и вкус своих подопечных.
Сценическое шоу группы было разработано в расчёте на Блэкмора-шоумена (Ник Симпер рассказывал позже, что провёл много времени у зеркала рядом с Ричи, повторяя его пируэты). Джон Лорд:
Ричи с первых же дней поразил меня своими выкрутасами. Он выглядел сказочно, почти как танцор балета. Это была школа середины 60-х: гитара за голову… все как у Джо Брауна!..

Участники группы оделись в бутике Mr Fish Тони Эдвардса, за его же деньги. «Одежда эта выглядела очень красиво, но минут через сорок начинала расползаться по швам… Некоторое время мы себе страшно нравились, но со стороны выглядели ужаснейшими пижонами», — говорил Лорд.
1968—1969. Mark I

Первый состав Deep Purple (Эванс, Лорд, Блэкмор, Симпер, Пэйс)
Первая возможность выступить перед большой аудиторией представилась для группы в апреле 1968 года в Дании. Это была знакомая для Лорда территория (за год до этого он играл здесь с St Valentine’s Day Massacre), кроме того, Дания находилась в стороне от большой рок-сцены, что устраивало музыкантов. «Мы решили начать, как Roundabout, — вспоминал Лорд, — а в случае неудачи превратиться в Deep Purple». Согласно другой версии (Ника Симпера) название поменялось на борту парома: «Тони Эдвардс, естественно, называл нас Roundabout. Но тут вдруг подошёл к нам репортёр, спросил, как мы называемся, и Ричи ответил: Deep Purple».
Датская публика оставалась в неведении относительно этих манёвров. Первый концерт группа провела как Roundabout, но при этом на постерах были упомянуты Flowerpot Men и Artwoods. Deep Purple постарались произвести на публику сильнейшее впечатление и, как вспоминает Симпер, имели «ошеломляющий успех». Пэйс оказался единственным, у кого об этом турне остались мрачные воспоминания. «Из Харвича в Эсберг мы направились морем. Требовалось разрешение на работу в стране, а бумаги у нас были далеко не в полном порядке. Из порта меня в полицейской машине с решётками отвезли прямиком в участок. Я подумал: хорошенькое начало! По возвращении от меня воняло псиной».
Успех в США
Весь материал дебютного альбома Shades of Deep Purple был создан за два дня, в течение почти непрерывной 48-часовой студийной сессии в древнем особняке Хайли (Балькомб, Англия) под руководством продюсера Дерека Лоуренса, которого Блэкмор знал ещё по совместной работе с Джоном Миком.
В июне 1968 года на Parlophone Records вышел первый сингл группы Hush, композиция американского кантри-певца Джо Саута. Однако, за основу группа взяла версию Билли Джо Ройала, с которой группа только и была в тот момент знакома. Идея использовать Hush в качестве стартового релиза принадлежала Джону Лорду и Нику Симперу (вещь была очень популярна в лондонских клубах), аранжировал же её Блэкмор. В США сингл поднялся до 4 места, причём огромную популярность имел в Калифорнии. Лорд считает, что причиной тому отчасти было удачное совпадение: в этом штате в те дни широкое распространение получила разновидность «кислоты» под названием «Deep Purple». В Британии сингл успеха не имел, но здесь группа дебютировала на радио в программе Top Gear Джона Пила: их выступление произвело на публику и специалистов сильное впечатление.
Второй альбом The Book of Taliesyn группа сконструировала по изначальной формуле, основные надежды связав с кавер-версиями. Kentucky Woman и River Deep — Mountain High имели умеренный успех, но его оказалось достаточно, чтобы протолкнуть пластинку в американскую «двадцатку». Уже сам по себе тот факт, что альбом, вышедший в США в октябре 1968 года, появился в Англии лишь 9 месяцев спустя (причем без всякой поддержки со стороны рекорд-компании), свидетельствовал о том, что EMI утратила интерес к группе. «В США мы сразу же заинтересовали большой бизнес, — вспоминал Симпер. — В Британии EMI, эти глупые старички, не сделали для нас ничего».
Почти всю вторую половину 1968 года Deep Purple провели в Америке: здесь — при посредстве продюсера Дерека Лоуренса — они подписали контракт с лейблом Tetragrammaton Records, финансировавшимся комедийным актёром Биллом Косби. Уже на второй день пребывания группы в США один из приятелей Косби, Хью Хефнер, пригласил Deep Purple к себе в Playboy Club. Выступление группы в программе Playboy After Dark остаётся одним из самых курьезных моментов в её истории, особенно эпизод, где Ричи Блэкмор «учит» хозяина шоу играть на гитаре. Ещё более странным было появление участников группы в программе The Dating Game («Игра в свидание»), где Лорд оказался в числе проигравших и был очень расстроен (потому что девушка, которая его отвергла «… была такая красивая»).
Новое направление
Deep Purple вернулись домой к Новому Году и (после таких залов, как лос-анджелесский Inglewood Forum) неприятно удивились, узнав, что им предлагается выступить, например, в помещении Студенческого союза Голдмит-колледжа на юге Лондона. Изменились — как самооценка участников группы, так их взаимоотношения. Ник Симпер:
Ричи был особенно раздражён тем фактом, что Эванс и Лорд на би-сайд поместили свою вещь и кое-что заработали на продаже сингла. Ричи жаловался мне: Род Эванс всего лишь написал слова песни! На что я отвечал ему: Любой идиот может сочинить гитарный рифф, а ты попробуй напиши осмысленный текст!.. Ему это совсем не понравилось. — .

Март, апрель и май 1969 года группа провела в США, но до возвращения в Америку успела записать третий альбом Deep Purple, ознаменовавший переход группы к более тяжёлой и сложной музыке. Между тем, к тому времени, как он (несколько месяцев спустя) вышел в Британии, группа уже изменила состав. В мае Блэкмор, Лорд и Пэйс втроем тайно встретились в Нью-Йорке, где приняли решение о смене вокалиста, о чём проинформировали второго менеджера Джона Колетту, сопровождавшего группу в поездке. «Род и Ник достигли предела своих возможностей в группе, — вспоминал Пэйс. — Род обладал прекрасным вокалом для баллад, но его ограниченность становилась все более очевидной. Ник был прекрасным басистом, но его взгляды были устремлены в прошлое, а не в будущее». Кроме того, Эванс влюбился в американку и вдруг захотел стать актёром. По словам Симпера, «… рок-н-ролл для него потерял всякую значимость. Его сценические выступления становились все слабее и слабее». Между тем, остальные участники развивались стремительно, и звучание ужесточалось день ото дня. Свой последний концерт американского турне Deep Purple дали в первом отделении Cream. После них хедлайнеров зрители свистом согнали со сцены.
Гиллан и Гловер
В июне, по возвращении из Америки, Deep Purple приступили к записи нового сингла Hallelujah. К этому времени Блэкмор (благодаря барабанщику Мику Андервуду, знакомому по участию в The Outlaws) открыл для себя (практически неизвестную в Британии, но интересовавшую специалистов) группу Episode Six, исполнявшую поп-рок в духе The Beach Boys, но имевшую необычно сильного вокалиста. Блэкмор привёл на их концерт Лорда, и тот также поразился мощи и выразительности голоса Иэна Гиллана. Последний согласился перейти в Deep Purple, но — чтобы продемонстрировать свои собственные композиции, — привёл с собой в студию и басиста Episode Six Роджера Гловера, c которым уже сформировал прочный авторский дуэт. Гиллан вспоминал, что при встрече с Deep Purple его поразила прежде всего интеллигентность Джона Лорда, от которого он ждал много худшего. Гловер (который всегда одевался и вёл себя очень просто), напротив, был напуган мрачностью участников Deep Purple, которые «… носили чёрное и выглядели очень загадочно». Гловер принял участие в записи Hallelujah, к своему изумлению, тут же получил приглашение войти в состав, и на следующий день его после долгих колебаний принял.
Примечательно, что пока записывался сингл, Эванс и Симпер не знали, что их судьба решена. Остальные трое днём втайне репетировали с новыми вокалистом и басистом в лондонском центре Hanwell Community, а по вечерам давали концерты с Эвансом и Симпером. «Для Purple это был нормальный modus operandi, — позже вспоминал Гловер. — Тут было принято так: если возникает проблема, главное — всем о ней молчать, полагаясь на менеджмент. Предполагалось, что если ты профессионал, то с элементарной человеческой порядочностью должен расстаться заранее. Мне было очень стыдно за то, как поступили с Ники и Родом». Свой последний концерт старый состав Deep Purple дал в Кардиффе 4 июля 1969 года. Эвансу и Симперу выдали трёхмесячное жалование, а кроме того позволили взять с собой усилители и аппаратуру. Симпер через суд отсудил ещё 10 тысяч фунтов, но утратил право на дальнейшие отчисления. Эванс удовлетворился малым и в результате в течение последующих восьми лет получал ежегодно по 15 тысяч фунтов от продажи старых пластинок. Между менеджерами Episode Six и Deep Purple возник конфликт, улаженный без суда, через компенсацию в размере 3 тысяч фунтов.
1969—1972. Mark II

Оставаясь практически неизвестными в Британии, Deep Purple постепенно и в Америке теряли коммерческий потенциал. Неожиданно для всех Лорд предложил менеджменту группы новую, в высшей степени привлекательную идею.
Мысль о том, чтобы создать произведение, которое могло было бы исполняться рок-группой с симфоническим оркестром, появилась у меня ещё в The Artwoods. Натолкнул меня на неё альбом Дэйва Брубека «Brubeck Plays Bernstein Plays Brubeck». Ричи был обеими руками за. Вскоре после прихода Иэна и Роджера Тони Эдвардс вдруг спросил меня: «Помнишь, ты мне рассказывал о своей идее? Надеюсь, это было всерьез? Ну так вот: я арендовал Алберт-Холл и Лондонский филармонический оркестр — на 24 сентября». Я пришёл — сначала в ужас, потом в дикий восторг. На работу оставалось около трех месяцев, и я тут же к ней приступил.— Джон Лорд
Издатели Deep Purple привлекли к сотрудничеству композитора Малкольма Арнольда, оскаровского лауреата: он должен был осуществлять общее наблюдение над ходом работы, после чего встать за дирижёрский пульт. Безоговорочная поддержка Арнольдом проекта, который многие считали сомнительным, в конечном итоге и обеспечила успех.
Менеджмент группы нашёл спонсоров в лице The Daily Express и кинокомпании British Lion Films, снявшей это событие на плёнку. Гиллан и Гловер нервничали: через три месяца после прихода в группу их выводили на самую престижную концертную площадку страны. "Джон был очень терпелив с нами, — вспоминал Гловер. — Никто из нас не понимал нотной грамоты, так что наши бумажки пестрели замечаниями, вроде: «дожидаешься той дурацкой мелодии, потом смотришь на Малкольма и считаешь до четырёх».
Альбом Concerto for Group and Orchestra (в исполнении Deep Purple and the Royal Philharmonic Orchestra), записанный на концерте в Ройал Алберт-холле 24 сентября 1969 года, был выпущен (в США) три месяца спустя. Он обеспечил группе ажиотаж в прессе (что и требовалось) и попал в британские чарты. Но среди музыкантов воцарилось уныние. Внезапная слава, обрушившаяся на Лорда-автора, бесила Ричи. Гиллан в этом смысле был солидарен с последним. «Промоутеры замучали нас вопросами, вроде: А где оркестр? — вспоминал он. — Один вообще заявил: симфонического вам не гарантирую, но духовой оркестр пригласить могу». Более того, и сам Лорд понял, что появление Гиллана и Гловера открывает перед группой возможности в совсем иной области. К этому времени центральной фигурой в ансамбле стал Блэкмор, разработавший своеобразный метод игры со «случайным шумом» (путем манипуляций с усилителем) и призывавший коллег последовать путем Led Zeppelin и Black Sabbath.Стало ясно, что сочный, насыщенный звук Гловера становится «якорем» нового звука, и что драматичный, экстравагантный вокал Гиллана идеально соответствует новому радикальному пути развития, который был предложен Блэкмором. Новый стиль группа отрабатывала в ходе непрерывной концертной деятельности: компания Tetragrammaton (финансировавшая кинокартины и переживавшая один провал за другим) к этому времени оказалась на грани банкротства (её долги к февралю 1970 составили более двух миллионов долларов). При полном отсутствии финансовой поддержи из-за океана Deep Purple вынуждены были полагаться лишь на заработки от концертов.
Всемирный успех
В полной мере потенциал нового состава реализовался в конце 1969 года, когда Deep Purple приступили к записи нового альбома. Едва группа собралась в студии, как Блэкмор категорически заявил: в новый альбом войдёт только всё самое волнующее и драматичное. Требование, с которым согласились все, стало лейтмотивом работы. Работа над Deep Purple In Rock продолжалась с сентября 1969 года по апрель 1970-го. Выпуск альбома задержался на несколько месяцев, пока обанкротившийся Tetragrammaton не перекупила компания Warner Brothers, автоматически унаследовавшая и контракт Deep Purple.
Тем временем Warner Bros. выпустили в США Live In Concert — запись с Лондонским Филармоническим Оркестром, — и вызвали группу в Америку выступить в Hollywood Bowl. После ещё нескольких концертов в Калифорнии, Аризоне и Техасе 9 августа Deep Purple оказались вовлечены в очередной конфликт: на этот раз на сцене Национального джазового Фестиваля в Пламптоне. Ричи Блэкмор, не желая уступать своё время в программе опоздавшим Yes, устроил мини-поджог сцены и вызвал пожар, из-за чего группа была оштрафована и практически ничего за своё выступление не получила. Остаток августа и начало сентября группа провела в гастролях по Скандинавии.
In Rock вышел в сентябре 1970 года, имел огромный успех по обе стороны океана, был сразу же объявлен «классическим» и в первой альбомной «тридцатке» Британии продержался более года. Правда, менеджмент не нашёл в представленном материале ни намека на сингл, и группу отправили в студию срочно что-нибудь придумывать. Созданный почти спонтанно Black Night обеспечил группе первый большой успех в чартах, поднявшись до 2-го места в Британии, и стал её визитной карточкой на многие годы вперёд.
В декабре 1970 года вышла рок-опера, написанная Энрю Ллойд Веббером по либретто Тима Райса — «Иисус Христос — суперзвезда» которая стала мировой классикой. Заглавную партию в этом произведении исполнял Иэн Гиллан. В 1973 году на экраны вышел фильм «Иисус Христос — суперзвезда», который от оригинала отличали аранжировки и вокал Теда Нилли (Ted Neeley) в роли Иисуса. Гиллан в то время вовсю работал в Deep Purple, и так и не стал киношным Христом.
В начале 1971 года группа приступила к работе над следующим альбомом, при этом не прекращая концертов, из-за чего запись растянулась на полгода и была закончена в июне. В ходе гастролей ухудшилось здоровье Роджера Гловера. Впоследствии выяснилось, что его проблемы с желудком имеют психологическую подоплеку: это был первый симптом сильнейшего гастрольного стресса, который вскоре поразил всех участников коллектива.
Fireball вышел в июле в Британии (поднявшись здесь на вершину хит-парада) и в октябре — в США. Группа провела американские гастроли, а британскую часть тура завершила грандиозным шоу в лондонском Альберт-холле, где в королевской ложе были размещены приглашённые родители музыкантов. К этому времени Блэкмор, давший волю собственной эксцентричности, стал в Deep Purple «государством в государстве». «Если Ричи захочет сыграть соло на 150 тактов, он сыграет его и никто не сможет остановить его», — говорил Гиллан в интервью Melody Maker в сентябре 1971 года.
Американские гастроли, начавшиеся в октябре 1971 года были отменены из-за болезни Гиллана (он заразился гепатитом). Два месяца спустя вокалист воссоединился с остальными участниками в Монтрё, Швейцария для работы над новым альбомом. Deep Purple договорились с Rolling Stones об использовании их передвижной студии Mobile, которую предполагалось расположить около концертного зала «Казино». В день приезда группы, во время выступления Фрэнка Заппы и The Mothers Of Invention (куда отправились и участники Deep Purple), произошёл пожар, вызванный ракетой, посланной кем-то из зрителей в потолок. Здание сгорело, и группа арендовала пустовавшую гостиницу Grand Hotel, где и завершила работу над пластинкой. По свежим следам была создана одна из самых знаменитых песен группы, Smoke On The Water.

Клод Нобс, директор фестиваля в Монтрё, упоминаемый в песне Smoke On The Water («Funky Claude was running in and out…»
Если верить легенде, текст Гиллан набросал на салфетке, глядя из окна на поверхность озера, окутанного дымом, а заголовок предложил Роджер Гловер, которому эти 4 слова, будто бы, явились во сне. (Альбом Machine Head вышел в марте 1972 года, поднялся до 1-го места в Британии и разошёлся 3-миллионным тиражом в США, где сингл Smoke On The Water вошёл в первую пятёрку «Биллборда».
В июле 1972 года Deep Purple вылетели в Рим для записи следующего студийного альбома (вышедшего впоследствии под заголовком Who Do We Think We Are?). Все участники группы были морально и психологически истощены, работа проходила в нервной обстановке — ещё и из-за обострившихся противоречий между Блэкмором и Гилланом. 9 августа студийная работа была прервана, и Deep Purple отправились в Японию. Записи проведенных здесь концертов вошли в Made in Japan: выпущенный в декабре 1972 года, в ретроспетиве он считается одним из лучших концертных альбомов всех времен, наряду с «Live At Leeds» The Who и «Get Yer Ya-Ya’s Out» (The Rolling Stones). «Идея живого альбома — добиться как можно более естественного звучания всех инструментов при энергетической подпитке от публики, которая способна вытянуть из группы такое, что она никогда не смогла бы создать в студии», — говорил Блэкмор. " В 1972 году Deep Purple пять раз вылетали на гастроли в Америке, а шестой тур прервали уже из-за болезни Блэкмора. К исходу года по общим тиражам пластинок Deep Purple были объявлены популярнейшей группой мира, обойдя Led Zeppelin и Rolling Stones.
Уход Гиллана и Гловера
В ходе осенних американских гастролей уставший и разочарованный положением дел в группе Гиллан принял решение уйти, о чём сообщил письмом в лондонский менеджмент. Эдвардс и Колетта уговорили вокалиста повременить, и тот (теперь уже в Германии, на той же студии Rolling Stones Mobile) вместе с группой завершил работу над альбомом. К этому времени он уже не разговаривал с Блэкмором и разъезжал отдельно от остальных участников, избегая авиаперелётов. Альбом Who Do We Think We Are (названный так, потому что итальянцы, возмущенные уровнем шума на ферме, где записывался альбом, задавали повторявшийся вопрос: «За кого они вообще сами себя принимают?») разочаровал музыкантов и критиков, хоть и содержал сильные вещи — «стадионный» гимн Woman From Tokyo и сатирико-публицистическую Mary Long, высмеивавшую Мэри Уайтхаус и лорда Лонгфорда, двух тогдашних блюстителей нравственности.
В декабре, когда Made in Japan вошёл в хит-парады, менеджеры встретились с Джоном Лордом и Роджером Гловером и попросили их приложить все усилия к тому, чтобы сохранить группу. Те убедили остаться Иэна Пэйса и Ричи Блэкмора, уже задумавших собственный проект, но Блэкмор поставил перед менеджментом условие: непременное увольнение Гловера. Последний, заметив, что коллеги начали его сторониться, потребовал у Тони Эдвардса объяснений, и тот (в июне 1973 года) признался: его ухода требует Блэкмор. Разгневанный Гловер тут же подал заявление об увольнении. После последнего совместного концерта Deep Purple в Осаке, Япония, 29 июня 1973 года, Блэкмор, проходя мимо Гловера на лестнице, лишь бросил через плечо: «Ничего личного: бизнес есть бизнес». Гловер тяжело перенёс эту неприятность и в течение трёх последующих месяцев не выходил из дому, отчасти — из-за обострившихся проблем с желудком.
Иэн Гиллан покинул Deep Purple одновременно с Роджером Гловером и на некоторое время отошёл от музыки, занявшись мотоциклетным бизнесом. На сцену он вернулся три года спустя с Ian Gillan Band. Гловер после выздоровления сконцентрировался на продюсерской деятельности.
1973—1974. Mark III

В июне 1973 года трое оставшихся участников Deep Purple пригласили вокалиста Дэвида Ковердэйла (который к тому времени работал в фэшшн-бутике) и поющего басиста Гленна Хьюза (экс-Trapeze). В феврале 1974 года был выпущен Burn: альбом ознаменовал триумфальное возвращение группы, но вместе с тем и перемену стиля: глубокий, богатый нюансами вокал Ковердейла и высокий вокал Хьюза придали новый, ритм-энд-блюзовый оттенок музыке Deep Purple, лишь в заглавном треке продемонстрировавших верность традициям классического хард-рока.
В ноябре 1974 года вышел Stormbringer. Эпический заглавный трек, а также «Lady Double Dealer», «The Gypsy» и «Soldier Of Fortune» стали популярны на радио, но в целом материал оказался слабее — во многом потому, что Блэкмор (как сам он признавал позже), не одобряя увлечение остальных музыкантов «белым соулом», лучшие идеи приберегал для Rainbow, куда и ушёл в 1975 году.
Mark IV (1975—1976)

Замену Ричи Блэкмору нашли в лице Томми Болина, американского джаз-рокового гитариста, известного мастерским использованием эхо-машины «Echoplex» и характерным «сочным» звучанием классической для американских музыкантов педали «Fuzz». Согласно одной версии (изложенной в приложении к 4-томному бокс-сету) музыканта рекомендовал Дэвид Ковердейл. Кроме того, в интервью Melody Maker в июне 1975 года (опубликованному на сайте Deep Purple Appreciation Society), Болин рассказывал о встрече с Блэкмором и его рекомендациях группе.
Болин, игравший в начале карьеры в Denny & The Triumphs и American Standard, получил известность в джазовой среде благодаря игре в хипповой команде Zephyr. Знаменитый барабанщик Билли Кобхэм пригласил его в Нью-Йорк, где Болин концертировал и записывался с такими джазовыми легендами, как Иэн Хаммер, Альфонс Моузон, Джереми Стиг. Болин обрел популярность благодаря альбому Кобхема Spectrum (1973), выступал сольно, а позже вошёл в состав группы The James Gang (альбомы Bang (1973) и Miami (1974)).
В новом альбоме Deep Purple Come Taste the Band (вышедшем в США в ноябре 1975 года) влияние Болина оказалось решающим: в соавторстве с Хьюзом и Ковердейлом он написал большую часть материала. Композиция «Gettin" Tighter» стала популярным концертным хитом, символизировавшим новое музыкальное направление, предпринятое группой. Группа дала серию успешных концертов в Новом Свете, но в Великобритании столкнулась с недовольством традиционной аудитории относительно нового гитариста, игравшего иначе, нежели привыкла британская публика. Ко всему прочему добавились проблемы Томми Болина с наркотиками. Концерт в марте 1976 года в Ливерпуле был практически сорван.
В группе сложилось два лагеря: в первом были Хьюз и Болин, предпочитавшие импровизации в джазовом и танцевальном ключе, в другом — Ковердейл, Лорд и Пэйс, позднее вошедшие в состав группы Whitesnake, музыка которой была больше ориентирована на хит-парады. После концерта в Ливерпуле последние решили прекратить существование Deep Purple. Официально о распаде было объявлено лишь в июле.
Пауза (1976—1984)

4 декабря 1976 года, вскоре после окончания работы над своим вторым сольным альбомом («Private Eyes») в Майами, гитарист Томми Болин скончался от передозировки алкоголя и наркотиков. Ему было 25 лет, и джазовые авторитеты типа Джереми Стига прочили ему большое будущее. Ричи Блэкмор продолжал выступать с Rainbow. После серии тяжелых альбомов с мистическими текстами вокалиста Ронни Джеймса Дио он пригласил Роджера Гловера в качестве продюсера, и выпустил ряд коммерчески успешных альбомов, музыка которых была больше похожа на утяжеленную версию ABBA, которых Блэкмор очень уважал. Иэн Гиллан создал собственный джаз-роковый коллектив, с которым гастролировал во многих уголках мира. Позже он вошёл в состав Black Sabbath, с которой выпустил альбом Born Again (1983), заменив в группе бывшего вокалиста Rainbow Ронни Джеймса Дио. (Ещё более любопытно то, что Тони Айомми первоначально предложил эту работу Дэвиду Ковердейлу, но тот отказался). С остальными музыкантами тоже происходили забавные совпадения: первые сольные альбомы David Coverdale’s Whitesnake продюсировал Роджер Гловер (с 1979 по 1984 игравший в Rainbow), а после — уже в полноценный Whitesnake пришли Джон Лорд (пробывший в составе группы до 1984 года), и годом позже Йэн Пэйс (пробывший там до 1982 года), там же оказывался барабанщик Rainbow Кози Пауэлл, бывший в то же время другом Тони Айомми.
Воссоединение

В начале 80-х годов Deep Purple уже начали забывать, как вдруг (после встречи участников, состоявшейся в Коннектикуте) группа собралась в классическом составе (Блэкмор, Гиллан, Лорд, Пэйс, Гловер) и выпустила Perfect Strangers, за которым последовало начавшееся в Австралии успешное мировое турне. В Британии группа дала лишь один концерт — на фестивале в Небуорте. Но после выхода The House of Blue Light (1987) стало ясно, что союз продлится недолго. К моменту выхода концертного альбома Nobody’s Perfect летом 1988 года Гиллан объявил об уходе.
Slaves and Masters
Гиллан, который ещё летом 1988 года вместе с Берни Марсденом выпустил сингл «South Africa», продолжал работать на стороне. Из музыкантов групп The Quest, Rage и Export он набрал коллектив и, назвав его Garth Rockett and the Moonshiners, в начале февраля дал дебютный концерт в «Southport Floral Hall». В начале апреля, закончив турне с Moonshiners Иэн Гиллан возвратился в США. Конфликт между Гилланом и остальными участниками группы продолжал нарастать. Джон Лорд: «Думаю, что Иэну не нравилось то, что мы делаем. В то время он ничего не писал, часто не приходил на репетиции». Зато его всё чаще видели пьяным. Однажы он почти голым ввалился в номер Блэкмора и там уснул. В другой раз он прилюдно нецензурно высказался в адрес Брюса Пэйна. Вдобавок он затягивал начало записи нового альбома, выпуск которого намечен на начало 1990 года. Наконец 14 мая 1989 года Гиллан опять отправился в поездку по клубам Англии с группой Garth Rockett and the Moonshiners. А во время его отсутствия остальные участники группы принимают решение уволить «большого Иэна». Даже Гловер, который обычно поддерживал Гиллана выступил за изгнание: «Гиллан очень сильная личность и не выносит, когда дела идут не так, как он того хочет. Он мог работать со мной, ибо был готов идти на компромисс, но с остальными членами Deep Purple, а в основном с Ричи, ему всегда работалось тяжело. Это был конфликт сильных личностей, и его нужно было прекратить. Мы решили, что Иэн должен уйти. И неправда, что это Ричи выгнал Гиллана, потому что сие болезненное решение было принято всеми, руководствуясь только одним — интересами группы».
На место Гиллана Блэкмор предложил Джо Линн Тёрнера, ранее певшего в Rainbow. Тёрнер незадолго до этого покинул группу Ингви Мальмстина и был свободен от контрактов. Первые пробы Тёрнера в Deep Purple прошли хорошо, но Гловера, Пэйса и Лорда эта кандидатура не устраивала. Объявление в газете тоже результата не принесло. В прессе появлялись известия, что в Deep Purple приняты: Терри Брок из Strangeways, Брайан Хоу из Bad Company, Джимми Джеймсон из Survivor. Менеджеры эти слухи опровергали. Роджер Гловер: «Тем временем мы всё ещё не могли решить, кто был бы вокалистом группы. Мы просто тонули в океанах плёнок с записями кандидатов, только всё это нам не подходило. Почти 100 % претендентов неудачно пытались скопировать манеру и голос Роберта Планта, а нам нужно было совсем другое». Тогда Блэкмор предложил вернуться к кандидатуре Тёрнера. Заменив Гиллана он, по собственному выражению, «реализовал мечту всей своей жизни».
Запись нового альбома началась в январе 1990 года в студии «Greg Rike Productions» (город Орландо). Окончание записи и микширование проходило в нью-йоркских студиях «Sountec Studios» и «Power Station». О приходе Тёрнера официально не объявляли. Впервые перед публикой Джо появился в составе футбольной команды рядом с Пэйсом, Гловером и Блэкмором в матче против коллектива радиостанции WDIZ из Орландо. 27 марта европейское отделение фирмы «BMG» организовало в Монте-Карло пресс-конференцию, на которой представили Тёрнера. Для прессы прокрутили четыре новые песни группы, среди которых была «Hey Joe».
Запись была в основном окончена к августу. 8 октября вышел сингл с песнями «King Of Dreams/Fire In The Basement», а 16-го октября в Гамбурге состоялась презентация альбома, названного «Slaves and Masters». Название, как пояснял Роджер Гловер, диск получил от двух 24-дорожечных магнитофонов, использовавшихся при записи. Один из них называли «Master» (главный или ведущий), а другой — «Slave» (ведомый). В продажу альбом поступил 5 ноября 1990 года и вызвал противоречивые отклики. Блэкмор был очень доволен пластинкой, но музыкальная критика сочла, что она больше похожа на альбом Rainbow.
Практически одновременно с выходом этого альбома немецкое отделение «BMG» выпустило пластинку со звуковой дорожкой к фильму Вилли Бонера «Fire, Ice And Dynamite», где Deep Purple исполняли песню с одноименным названием. Примечательно, что в этой песне не играет Джон Лорд. Вместо него клавишные партии исполнил Гловер.
Первый концерт тура «Slaves And Masters» в Тель-Авиве был сорван из-за Саддама Хусейна, отдавшего приказ о нанесении ракетного удара по столице Израиля. Начался же тур 4 февраля 1991 года в городе Острава в Чехословакии. Устанавливать осветительную технику и Динамики во дворце спорта помогали местные альпинисты. В марте вышел сингл «Love Conquers All/Slow Down Sister». Турне завершилось двумя концертами в Тель-Авиве 28 и 29 сентября.
The Battle Rages On
7 ноября 1991 года группа собралась в Орландо для работы над следующей пластинкой. Поначалу музыканты, воодушевленные теплым приёмом во время гастролей, были полны энтузиазма. Но вскоре энтузиазм сошёл на нет. На Рождественские праздники музыканты разъехались по домам, собравшись вновь уже в январе.
Между тем в группе нарастало напряжение между Тёрнэром и остальными участниками. По словам Гловера, Тёрнер пытался превратить Deep Purple в обыкновенную американскую хэви-метал группу:
Джо приходил в студию и говорил: а может мы сделаем что-либо в стиле MГ¶tley CrГјe? Или критиковал то, что мы записывали, говоря: «ну-у-у, вы даёте! В Америке так уже давно не играют», — как будто бы он не имел понятия, в каком стиле работают Deep Purple.
Запись альбома затягивалась. Аванс, выплаченный звукозаписывающей компанией подошёл к концу, а запись альбома доведена лишь до середины. Звукозаписывающая компания потребовала увольнения Тёрнэра и возвращения в группу Гиллана, грозясь не выпустить альбом. Ричи Блэкмор, прежде относившийся к Тёрнеру уважительно, понимал, что он не может петь в Deep Purple. Однажды Блэкмор подошёл к Джону Лорду и сказал: «У нас есть проблема. Будь искренен, ты же недоволен?» Лорд ответил, что он вполне удовлетворён инструментальной частью записанных композиций, но «что-то всё-таки не так». Тогда Блэкмор спросил: «И как называется эта проблема?».
И что я должен был сказать? Я ответил: «Имя у этой проблемы Джо, не так ли?» Я знал, что Ричи имеет в виду именно его. Тем более что это действительно было проблемой. Блэкмор сказал, что он не хотел бы опять стать тем, кто выгоняет из группы очередного музыканта, что он не хочет быть «плохим парнем», Джо имеет роскошный голос, он великий певец, но он — не певец для Deep Purple — он поп-рок вокалист. Он хотел быть поп-звездой, одним своим появлением на сцене вызывая обморок у девочек.
15 августа 1992 года Тёрнеру позвонил Брюс Пэйн и сказал, что он уволен из группы.
С начала 1992 года шли переговоры между звукозаписывающей компанией и Гилланом, итогом которых должно было стать возвращение последнего в группу. Однако Блэкмор был против возвращения Гиллана и предл