Презентация к уроку по литературе (5 класс) на тему: Урок-игра по русским народным сказкам. Подвижные игры по русским народным сказкам для школьников


Разминка Назвать сказки, героиней которых была, например, лиса. («Золотой ключик», «Волк и лиса», «Колобок», «Два жадных медвежонка», «Рукавичка», «Лиса и кувшин», «Лиса и журавль» и т. д.)

Подборка «сказочных» вопросов с ответами по авторским и русским народным сказкам.

Викторина по авторским сказкам

1. В какой сказке К. Чуковского описаны сразу два веселья: именины и свадьба?
2. Кто из перечисленных персонажей был героиней одной из сказок А. С. Пушкина: Царевна-лягушка, Золушка, Царевна-лебедь?

3. Где проживал Карлсон?

4. Директором чего был Карабас - Барабас?

5. Какой маленький предмет всю ночь мешал спать принцессе?

6. Какое самое первое желание Страшилы выполнила Элли?

7. Какой месяц подарил падчерице возможность собрать подснежники?

8. Почему гусиная стая все же разрешила Нильсу путешествовать вместе с ними?

9. Каких вещей в сказке «Цветик семицветик» было по 7 штук?

10. Кто подарил девочке красную шапочку?

11. Какие животные шли в Бремен, чтобы стать музыкантами?

12. Сколько часов каждая пара уток держала в клюве прутик с лягушкой-путешественницей?

13. Какой предмет перемещал с места на место героев сказки «Аленький цветочек»?

14. Где Дядя Федор раздобыл деньги для покупки трактора?

15. Кто Золушке дал такое имя?

16. В каких зверей по просьбе кота в сапогах превращался людоед?

17. Как звали великана, побывавшего в стране лилипутов?

18. Как назывался город, в котором жил Незнайка?

19. О какой сказке идет речь: джунгли, волки, ребенок?

20. Какое имя было у медвежонка-поэта?

Ответы:

1. «Муха-Цокотуха». 2. Царевна-лебедь. 3. На крыше. 4. Кукольного театра. 5. Горошина. 6. Сняла с шеста. 7. Март. 8. Спас гусей от лиса Смирре. 9. Баранок, лепестков, белых медведей. 10. Ее бабушка. 11. Осел, петух, кот и собака. 12. По два часа. 13. Золотой перстень. 14. Нашел клад. 15. Младшая дочка ее мачехи. 16. Во льва и мышку. 17. Гулливер. 18. Цветочный. 19. Маугли. 20. Винни-Пух.

Викторина по русским народным сказкам

1. В какой сказке хищная рыба исполняла желания?

2. Чью избушку заняла коза-дереза?

3. Корешки или вершки отдал мужик медведю, когда выкопал репу?

4. Кто в сказке «Репка» стоял по счету четвертым?

5. Приняла ли предложение цапля выйти замуж за журавля?

6. Кто влезал корове в одно ушко, а вылезал в другое, и таким образом выполнял трудную работу?

7. Иванушка стал козленочком, попив воды из козьего копытца. А как он превратился опять в мальчика?

8. В какой сказке медведей звали: Михаил Иванович, Мишутка и Настасья Петровна?

9. Кого пытался заморозить Мороз – Синий нос?

10. Какие продукты попросил солдат у старухи, чтобы сварить кашу из топора?

11. На каком музыкальном инструменте играл кот у лисьей избушки, чтобы спасти петушка?

12. Где сидел Мальчик с пальчик, когда пахал поле?

13. Как звали девушку, которую Кощей Бессмертный превратил в Царевну-лягушку?

14. Какое блюдо предложил попробовать журавль лисе, пододвинув ей кувшин?

15. Почему старик завез свою дочь зимой в лес и оставил там?

16. Из чего дед сделал внучке смоляного бычка?

17. Как получилось, что Иван-царевич ездил на волке, а не на коне?

18. Какое дерево грызла ведьма, чтобы достать Терешечку?

19. Как у стариков появилась дочка Снегурочка?

20. Чем закончилась сказка «Теремок»?

Ответы:

1. «По щучьему велению». 2. Зайчика. 3. Вершки. 4. Жучка. 5. Нет. 6. Крошечка-Хаврошечка. 7. Три раза перекувыркнулся через голову. 8. «Три медведя». 9. Мужика. 10. Крупу, масло и соль. 11. На гуслях. 12. В ухе у лошади. 13. Василиса Премудрая. 14. Окрошку. 15. Так приказала старуха-мачеха. 16. Из соломы, палок и смолы. 17. Волк съел коня.18. Дуб. 19. Сами вылепили из снега. 20. Звери построили новый теремок.

Конкурс «Название сказки»

Представитель каждой команды берет у ведущего листок с названием сказки. Нужно при помощи пальцев, рук, ног изобразить буквы, составляющие название. Один человек – одна буква. Если зрители сумели прочитать название, то команда получает балл. («Репка», «Пых», «Клад», «Заяц», «Маугли» и т. д.)

Игра для всех «Одна буква»

Ведущий называет по порядку буквы алфавита (кроме: й, ъ, ы, ь). Дети выкрикивают имя сказочного героя на сказанную букву. Например, «А» - Айболит, «Б» - Буратино, … «Я» - Яга.

Конкурс «Одна буква»

Выбирается какая-либо буква алфавита (можно не глядя ткнуть карандашом в книгу или один ребенок говорит про себя алфавит и, когда ему говорят «Стоп!» он озвучивает букву, на которой остановился). От каждой команды выходят по одному игроку. Ведущий по очереди задает 6 любых вопросов. Игрок отвечает словом, начинающимся на выбранную букву.

Например, буква «К».

Твое имя? (Коля, Катя)

Твоя фамилия? (Ковалев, Ковалева)

В каком городе живешь? (Курске, Киеве)

Добрый сказочный герой? (Колобок)

Злой сказочный герой? (Кощей)

Любимая сказка? («Курочка Ряба»)

1. Не открывай двери незнакомым людям.

2. Чисти зубы, мой руки, принимай регулярно душ.

3. Покушал, вымой за собой посуду.

4. Не ходи по лесу один.

5. Помогай друзьям в трудных ситуациях.

6. Тщательно пережевывай пищу, не торопись и не разговаривай во время еды.

7. Не выполняй просьбы малознакомых людей.

8. Пей только чистую воду.

9. Попав в трудную ситуацию, не паникуй, а постарайся найти из нее выход.

10. Хорошо учись.

11. Читай художественные и научные книги.

12. Не ешь много сладкого.

Ответы:
1. Семеро козлят. 2. Мойдодыр. 3. Федора. 4. Красная Шапочка. 5. Репка и Аленушка из сказки «Гуси лебеди». 6. Курочка из сказки «Бобовое зернышко». 7. Колобок. 8. Братец Иванушка. 9. Маша из сказки «Маша и медведь» и Герда. 10. Буратино. 11. Знайка. 12. Винни Пух.

Викторина «Сколько?»

1. Сколько сказочных героев тянуло репку?

2. Сколько месяцев сидело у новогоднего костра?

3. Сколько животных шло в Бремен, чтобы стать музыкантами?

4. Сколько глаз у Бастинды?

5. Сколько козлят похитил волк?

6. Сколько лет было дяде Федору, когда он научился читать?

7. Сколько раз обращался старик с просьбами к золотой рыбке?

8. Сколько золотых монет Карабас Барабас дал Буратино?

9. Сколько героев предлагали Дюймовочке выйти замуж?

10. Сколько мартышек составляют длину удава?

11. Сколько лет спала спящая красавица?

12. Сколько лет крокодилу Гене?

Ответы: 1. Шесть. 2. Двенадцать. 3. Четверо. 4. Один. 5. Шесть. 6. Четыре. 7. Пять. 8. Пять. 9. Четверо. 10. Пять. 11. Сто. 12. Пятьдесят.


Эстафета «Да» или «Нет»

Ведущий по цепочке называет фамилии известных людей, а дети отвечают «Да», только если этот человек писал сказки. Во всех других случаях – «Нет».

Чуковский («Да»), Чайковский, Успенский («Да»), Гагарин, Перро («Да»), Андерсен («Да»), Маршак («Да»), Шишкин, Гримм («Да»), Киплинг («Да»), Некрасов, Пушкин («Да»), Линдгрен («Да»), Родари («Да»), Крылов, Кэрролл («Да»), Носов («Да»), Есенин, Бажов («Да»), Бианки («Да»), Шварц («Да»), Михалков («Да»), Чехов, Волков («Да»), Гайдар («Да»).

Викторина по сказкам от Юлии Белки

  • Какое число встречается в сказках чаще всего? Какие ещё числа встречаются в сказках?

(Число 3 - три брата, три всадника, тридевятое царство, три года. Ещё ДВОЕ из ларца, СЕМЕРО козлят и т.д.)

  • Какие всадники встретились Василисе Премудрой на пути в Бабе Яге? Кто это был?

(Красный, белый и чёрный всадники. Это были белый день, красное солнышко и тёмная ночь)

(Волк в сказке «Лиса и Волк»)

  • Сказочная владелица, пожалуй, первого летательного аппарата.

(Баба-Яга)

(Печка у Емели, ковёр-самолёт, сапоги-скороходы)

  • Уникальный рецепт вкусного и питательного блюда из строительного инструмента?

(Каша из топора)

(Трое. Все остальные – звери)

  • Кто помог брату и сестре из сказки «Гуси-лебеди» убежать от Бабы- Яги?
  • Она бывает живой и мёртвой.
  • Что такое сусек?

(Ларь или отсек в амбаре для хранения зерна и муки)

Где хранится смерть Кощея?
(На кончике иглы)

  • Музыкальный инструмент, на котором подыгрывали своему рассказу сказители в давние времена?
  • Что случилось с избушкой Лисы в сказке «Заюшкина избушка»?

(Она растаяла, потому что была сделана изо льда)

  • Из какой посуды угощали друг друга Лиса и Журавль?

(Из тарелки и кувшина)

  • Какую рыбу выловил Емеля?
  • Вспомните ещё одну рыбку-волшебницу. Правда, она не из русской народной сказки.

(Золотая рыбка)

  • Почему братец Иванушка превратился в козлёнка?

(Не послушался сестры и попил из копытца)

  • В какое время года происходит действие сказки «По щучьему велению»?

(Зима, так как щуку выловили из проруби)

  • Кто был помощником Хаврошечки?

(Коровушка)

  • Кому удалось прогнать Лису из Заюшкиной избушки?
  • Кому принадлежит присказка: «битый небитого везёт»?

Пара вопросов повышенной сложности:

  • Кто из художников рисовал Змея Горыныча?

(В.М.Васнецов, К.А.Васильев, Н.К. Рерих)

  • Какие памятники героям русских народных сказок вы знаете?

(Памятник Емеле в Суздале, Царевне Лягушке в Калининграде и Москве, Колобку в Донецке, Мышке-норушке в Литве, Лисе и Журавлю в Москве, Змею Горынычу и Кощею Бессмертному в Новосибирске.
Но если не придираться к значению слова «памятник», то фигурки из дерева или камня, изображающие персонажей сказок есть в скверах и детских парках любого города)


Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Миллион сказок детям Интерактивная игра по русском народным сказкам

Слайд 2

Дорогой друг! Я - домовенок Кузька. А это - мой волшебный сундучок со сказками. У меня их целый миллион. Злая Баба Яга хочет сундучок отнять. Чтобы сохранить сундучок, нужно обыграть Бабу Ягу. Если выиграешь, сундучок и сказки останутся у меня. Если проиграешь, Баба Яга заберет сундучок и все сказки ей достанутся. А мы с вами сказок лишимся. Но прежде чем играть, обязательно познакомься с Правилами игры, щелкнув мышкой по этому значку
Правила

Слайд 3

Ха-ха-ха! Попробуйте обыграть меня! Ничего у вас не получится!
Правила игры
В игре принимает участие первый правильно ответивший на вопрос отборочного тура. На экране монитора будут появляться вопросы и четыре предполагаемых ответа, правильным из которых будет только один. Пятый, десятый и четырнадцатый вопросы являются несгораемыми уровнями. На обдумывание ответа на вопрос игроку дается одна минута. Если ответа не последовало или ответ неправильный, игра завершается. Для выбора ответа игроку нужно «мышкой» щелкнуть по выбранному элементу с ответом. Вопросы с каждым раундом усложняются. Игрок может воспользоваться подсказками: 50:50 (убираются два неверных ответа), «Волшебник» и «Кот ученый». Для получения подсказки нужно щелкнуть «мышкой» по элементу. Если элемент использован, он блокируется. Начиная со второго уровня, подсказки блокированы все. Чтобы снять блокировку с неиспользованной подсказки, нужно ее активизировать щелчком «мышки».
Начать игру

Слайд 4

Название какой сказки написано без ошибок?
А: «Заюшкин домик»
D: «Лисичка с кастрюлькой»
С: «Петушок и бобовое зернышко»
В: «Даша и медведь»
Отборочный тур

Слайд 5

50:50
Кот ученый
Волшебник
Мур-р-р! Я думаю, это Иван
Крекс, пекс, фекс! Конечно, это Степан!
100 очков
Какое мужское имя чаще всего носит герой русской народной сказки?
D: Степан
С: Иван
А: Емеля
В: Митрофан

Слайд 6

Какая цифра чаще других встречается в русских народных сказках?
200 очков
Крекс, пекс, фекс! Конечно, это цифра три!
Мур-р-р! Я думаю, это пять!
А: Пять
В: Три
С: Четыре
D: Два
50:50
Волшебник
Кот ученый

Слайд 7

Какую пословицу повторяют герои сказок перед трудным заданием?
300 очков
Крекс, пекс, фекс! Конечно, ответ С!
Мур-р-р! Я думаю, ответ А
А: Своя ноша не тянет
В: Баба с возу – кобыле легче
С: Семь раз отмерь, один раз отрежь
D: Утро вечера мудренее
50:50
Волшебник
Кот ученый

Слайд 8

Какой обычный предмет заменял героям сказок карту или компас?
500 очков

Мур-р-р! Я думаю, это ответ D!
А: Скатерть- самобранка
В: Ковер-самолет
С: Сапоги-скороходы
D: Клубок ниток
50:50
Волшебник
Кот ученый

Слайд 9

В какое время года происходят события сказки «По щучьему велению»?
1000 очков
Крекс, пекс, фекс! Конечно, ответ А!
Мур-р-р! Я думаю, летом!
А: Зимой
В: Весной
С: Летом
D: Осенью
50:50
Волшебник
Кот ученый

Слайд 10

Из какого инструмента сварил суп солдат?
2000 очков
Крекс, пекс, фекс! Конечно, это топор!
Мур-р-р! Я думаю, это топор!
А: Молоток
В: Рубанок
С: Топор
D: Пила
50:50
Волшебник
Кот ученый

Слайд 11

Что делили мужик с медведем на вершки и корешки?
4000 очков
Крекс, пекс, фекс! Конечно, это репа!
Мур-р-р! Я думаю, это свекла!
А: Репа
В: Морковь
С: Картофель
D: Свёкла
50:50
Волшебник
Кот ученый

Слайд 12

Из меха какого зверька подарил Морозко шубу стариковой дочке?
8000 очков
Крекс, пекс, фекс! Конечно, это соболь!
Мур-р-р! Я думаю, это лиса!
А: Песец
В: Лиса
С: Белка
D: Соболь
50:50
Волшебник
Кот ученый

Слайд 13

Какие птицы помогли Бабе Яге украсть Иванушку?
16000 очков
Крекс, пекс, фекс! Конечно, это гуси-лебеди!
Мур-р-р! Я думаю, ответ С!
А: Сороки-воровки
В: Галки-палки
С: Гуси-лебеди
D: Вороны-каркуши
50:50
Волшебник
Кот ученый

Слайд 14

Какая еще рыба, кроме золотой, способна выполнять человеческие желания?
32000 очков
Крекс, пекс, фекс! Конечно, это карась!
Мур-р-р! Я думаю, это щука!
А: Щука
В: Окунь
С: Карась
D: Ёрш
50:50
Волшебник
Кот ученый

Слайд 15

Какой новый вид транспорта изобрел Емеля-дурак?
64000 очков
Крекс, пекс, фекс! Конечно, это печка!
Мур-р-р! Я думаю, ответ А!
А: Ковер-самолет
В: Печка
С: Сапоги-скороходы
D: Верхом на щуке
50:50
Волшебник
Кот ученый

Слайд 16

В какой сказке объединенные усилия героев помогают победить даже силы природы?
125000 очков
Крекс, пекс, фекс! Конечно, ответ D!
Мур-р-р! Я думаю, это «Репка»!
А: «Царевна-лягушка»
В: Заячья избушка»
С: «Колобок»
D: «Репка»
50:50
Волшебник
Кот ученый

Слайд 17

В какой сказке от брошенной шапки избушка зашаталась?
250000 очков
Крекс, пекс, фекс! Конечно, это С!
Мур-р-р! Я думаю, ответ С!
А: «Марья Моревна»
В: «Царевна-лягушка»
С: «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо»
D: «Иван-царевич и Серый волк»
50:50
Волшебник
Кот ученый

Слайд 18

Что подарила матушка перед смертью Василисе Премудрой?
500000 очков
Крекс, пекс, фекс! Конечно, это куколка!
Мур-р-р! Я думаю, это зеркальце!
А: Куколку
В: Веретёнце
С: Клубочек
D: Зеркальце
50:50
Волшебник
Кот ученый

Слайд 19

Назовите имя самого знаменитого собирателя русских народных сказок?
1000000 очков
Крекс, пекс, фекс! Конечно, ответ D!
Мур-р-р! Я думаю, ответ D!
А: П.Бажов
В: С.Аксаков
С: В.Даль
D: А.Афанасьев
50:50
Волшебник
Кот ученый

Слайд 20

Спасибо за участие!

Слайд 21

"УРА" ПОБЕДИТЕЛЮ!!!

Слайд 22

Использованные ресурсы:
Черных О.Г. Игровые уроки по литературе. 5 класс. – М.: ВАКО, 2008 http://www.1tvrus.com/i/20070716/fmt_53_kuzia.priklucheniya.domovenka.avi.image4.png.jpg- баба Яга http://www.bolero.ru/product-64152934.html - сундук со сказками http://www.muz-instrument.ru/?page=watch старинные настенные часы с кукушкой http://www.rusfriends.net/uploads/blog/200/251/1226165331_skazki-0158.jpg - Иван- крестьянский сын http://games-mm.ru/userfiles/Image/good/photo_117.jpg - кот ученый http://yarland.ru/rest/afisha/event_161.html - по щучьему велению http://img.lady.ru/images/assets/site/2009/01/career/repka.jpg репка http://www.vetlek.ru/shop/?gid=590&pg=2- клубок http://www.arira..jpg - 150506 http://www.games-mp.ru/puzzles.php?genre=1&page=4 вершки и корешки http://new-people.info/index.php?option=com_content&task=view&id=543 гуси-лебеди http://www.kozma.ru/gallery/artists/ovchinnikov-l/tales-yemelya-on-stove.htm Емеля на печи http://new-people.info/index.php?option=com_content&task=view&id=548 – каша из топора http://images.google.ru/imgres?imgurl=http://www.mirovozzrenie.ru/i/carevna/carevna07_f.jpg&imgrefurl=http://www.mirovozzrenie.ru/index.php%3FItemid%3D92%26id%3D18%26option%3Dcom_content%26task%3Dview&usg=__WsFwtz0soOG4CpxufhgcKc2Is2A=&h=288&w=352&sz=23&hl=ru&start=42&tbnid=yGGTFGwqlJ6iwM:&tbnh=98&tbnw=120&prev=/images%3Fq%3D%25D0%25A3%25D1%2582%25D1%2580%25D0%25BE%2B%25D0%25B2%25D0%25B5%25D1%2587%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25B0%2B%25D0%25BC%25D1%2583%25D0%25B4%25D1%2580%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B5%25D0%25B5%26ndsp%3D18%26hl%3Dru%26sa%3DN%26start%3D36%26newwindow%3D1 -утро вечера мудренее http://images.google.ru/imgres?imgurl=http://www.xsp.ru/azasello/kino/morozko/morozko_27.jpg&imgrefurl=http://www.xsp.ru/forum/viewtopic.php%3Ft%3D2633&usg=__QcSE-EZZL64HW6Bvh3swoL5bNZ0=&h=376&w=500&sz=42&hl=ru&start=93&tbnid=YahetCixvhGovM:&tbnh=98&tbnw=130&prev=/images%3Fq%3D%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25B0%25D0%25B7%25D0%25BA%25D0%25B0%2B%25D0%259C%25D0%25BE%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25B7%25D0%25BA%25D0%25BE%26ndsp%3D18%26hl%3Dru%26sa%3DN%26start%3D90%26newwindow%3D1 –Морозко http://biography.sgu..jpg - Иван-дурак

Литературная игра-викторина

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РУССКИМ НАРОДНЫМ СКАЗКАМ»

Задачи:

Создать условия для обобщения, систематизации и расширения у детей представлений об устном народном творчестве, сказках;

Создать условия для формирования читательских умений; для обобщения и систематизации знаний о русских народных сказках;

Способствовать возникновению интереса к исследовательской деятельности через самостоятельное чтение;

Развивать любознательность, внимательность и читательскую память.

Цели: обобщить знания учащихся о сказках, развивать умения узнавать сказки и их героев; развивать творческое воображение, ассоциативную память; воспитывать потребность в чтении книг, воспитывать любовь к устному народному творчеству.

1. «Заюшкина избушка».
2. «Репка».
3. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
4. «Курочка ряба».
5. «Гуси-лебеди».

6. «Морозко»

7. «По щучьему велению»

8. «Снегурочка»

9. «Царевна-лягушка»

10. «Колобок»

11. «Теремок»

12. «Волк и семеро козлят»

13. «Лиса и Журавль»

14. «Маша и медведь»

15. «Три медведя»

Оформление:

выставка рисунков по русским народным сказкам, слайды презентации

Оборудование:

телеграммы на карточках, карточки с пословицами, компьютер, мультимедийная система, классная доска, разноцветный мел, силуэты героев сказок из цветной бумаги

Место проведения: актовый зал.

Время проведения : 40 минут.

    Организационный момент.

Звучит песня «В гостях у сказки»муз. В. Дашкевича, сл. Ю. Кима (Михайлова)

2. Вступительное слово.

Ведущая 1: - Сказки. С начала их рассказывают мамы и папы, бабушки и дедушки, укладывая нас спать. Потом появляются книжки с яркими картинками, и малыши просят взрослых почитать, неуставая слушать одну и ту же сказку сотни раз. Первым чтением становятся тоже сказки. Так в нашу жизнь входит мир, в котором творятся чудеса, мир, полный волшебства. И когда мы становимся взрослыми, нам хочется сохранить этот мир где-то в глубине сердца.

Ведущая 2: - Ребята, сегодня мы отправляемся в гости к сказке. Вы хотите попасть в сказочную страну? За правильный ответ вы будете получать баллы, по которым потом мы определим победившую команду.

Вед. 1. Много жанров есть на свете:

Басня, повесть и рассказ,

Но с рожденья любят дети

Волшебство и мир прикрас.

Что наш маленький народ

В мир волшебный унесет?

Полный смеха, света, краски,

А зовется чудо – сказки!

Вед.2 Бродят сказки по белому свету,

Людям дарят тепло и добро.

Как раскроешь ты дивную книгу,

Так возьмет тебя в плен волшебство.

Вот, как витязь, стоишь на распутье,

Ищешь к счастью дорогу свою;

Вот в волшебном саду у Кощея

Птицы-жар тебе песню поют.

Вед 1. Море синее плещет о скалы,

Буреломы встают на пути,

Машут в небе высоком крылами

Гуси-лебеди - слуги Яги.

Много в Сказочном царстве историй,

И какую ни выберешь ты -

Тебе сказка поможет, расскажет

Всё о жизни, добре и любви.

Читают уч-ся

СКАЗКИ СЛУШАТЬ Я ЛЮБЛЮ.

Сказки слушать я люблю,
Маму вечером молю:
- Почитай мне эти сказки,
Я потом закрою глазки,
Будет сниться мне во сне,
Будто на лихом коне
Я скачу на бой с Кощеем
Или с трёхголовым Змеем.

Побеждаю в сказке зло,
Людям делаю добро.
Все ребята это знают –
Сказки в жизни помогают:
Быть нам честными всегда,
Не бояться никогда,
Слабым помогать в пути,

К людям с добротой идти.

3. Конкурс «Назови сказку!»

Ведущая 2: - Ребята, все мы с вами любим сказки, а особенно русские народные. Первый конкурс нам и покажет, кто из вас лучше всех их знает.

Презентация. Слайды 2-32

Тянут дед, бабка, внучка,
Тянет маленькая Жучка,
Кошка с мышкой тянут крепко
Догадался? Это … (Репка)

Помогала им яблонька,
Помогала им печка,
Помогала им голубая речка
Все им помогали,
Все их укрывали.
К матушке и батюшке
Они домой попали. (Гуси-лебеди)

Не послушал брат сестрёнку
Превратился он в козлёнка!
Во всём ведьма виновата.
Звали как сестру и брата? (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

Где и когда приключилось такое?
Мышка разбила яйцо золотое.
Дед горевал,
И печалилась баба.
Только кудахтала … (Курочка ряба)

Старухина дочь сидит
Зубами стучит.
А он по лесу потрескивает,
С елки на елку поскакивает,

Пощелкивает, на старухину дочь поглядывает. (Морозко)

На печи лежит Емеля,
Долго мучался бездельем.
А потом пошло везенье
Всё … (По щучьему велению)

Красна девица грустна:
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко!
Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка)

Если сбрасывает кожу,
На красавицу похожа. (Царевна-лягушка)

Он от дедушки ушёл,
Он от бабушки ушёл.
Круглый сам,
Румяный бок,
А зовётся … (Колобок)

В этом доме - вот так да! -
Поместились без труда
Мышь, лягушка, волк с лисой,
Зайка серенький, косой.
Мишка втиснулся, как мог,-
Развалился... (Теремок)

Зайку выгнала лиса...
Плачет зайчик: Вот беда!
Волк, медведь и петушок
Помогали зайке. Вот!
Догадались вы, друзья,
Что за сказка эта? Да? (Заюшкина избушка)

Отворили дверь козлята,
И… пропали все куда-то! (Волк и семеро козлят)

Колотил да колотил
По тарелке носом -
Ничего не проглотил
И остался с носом... (Лиса и Журавль)

Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной,
Он, сам того не ведая,
Несет ее домой.
Ну, отгадал загадку?
Теперь скорей ответь!
Названье этой сказки… (Маша и медведь)

Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)

4. Конкурс «Телеграммы»

Ведущая 1:

Кто-то по лесу бродил,

Сумку в елках обронил.

Что лежит в ней? Погляжу

И по секрету вам скажу.

Телеграммы! Целых три!

Только трудно мне понять,

Кто послать их так спешил,

Что даже подписать забыл?

«К лисе в гости я иду, прилететь к вам не могу!»

(Жу­равль из русской народной сказки «Лиса и журавль».)

«Щуку в речку отпущу да на печи к вам прикачу!»

(Еме­ля из русской народной сказки «По щучьему веленью».)

«Через лес, от пня к пеньку, в деревню короб я несу. С ношей тяжело в пути, мне до вас уж не дойти!».

(Мед­ведь из русской народной сказки «Маша и медведь».)

5. Конкурс «Филфорд»

Ведущая 2: - Найдите в филфорде 10 персонажей сказок. Для этого нужно в каждой строчке среди букв найти слово. Если вы его найдете и правильно назовете, то оно высветится. Начнем искать слова.

Презентация. Слайды 33-44

Ответы: медведь, волк, петух, яичко, дед, лиса, репка, гуси, Маша, коза.

6. Конкурс «Ассоциации»

Ведущая 1: - Ребята, следующий конкурс тоже на сообра­зительность.

Ассоциации - это слова, которые вызывают в памяти произведение, в котором они встречались. Попро­буйте отгадать сказки по ассоциации со словами:

1. Дед, Жучка, Внучка. (Русская народная сказка «Репка».)

2. Царь, стрела, клубок, Иван-царевич, щука. (Русская народная сказка «Царевна-лягушка».)

3. Лиса, волк, заяц, дед, бабка. (Русская народная сказка «Колобок».)

4. Коза, петух, козлята, волк. (Русская народная сказка «Волк и семеро козлят».)

5. Баба-яга, девочка, мальчик, гуси. (Русская народная сказка «Гуси-лебеди».)

6. Медведь, Машенька, пирожки. (Русская народная сказка «Маша и медведь».)

7. Заяц, петух, лиса, собаки. (Русская народная сказка «Заюшкина избушка».)

8. Лиса, кувшин, журавль. (Русская народная сказка «Лиса и журавль»).

7. Конкурс «Исправь ошибки»

Ведущая 2: - В названиях следующих сказок есть ошибки. Найди их.

«Петушок Ряба» – «Курочка Ряба».
«Даша и медведь» – «Маша и медведь».
«Волк и семеро ягнят» - «Волк и семеро козлят».
«Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».
«Лисичка с кастрюлькой» – «Лисичка со скалочкой».
«По рыбьему велению» – «По щучьему велению».
«Пять медведей» - «Три медведя»
«Домик» - «Теремок»
«Морковка» - «Репка»

8. Конкурс «Собери пословицы»

Детям выдаются карточки следующего содержания.

Ведущая 1:

9. Конкурс «Продолжи сказку»

Ведущая 2: - Внимательно послушай отрывок из сказки и продолжи её (задание выполняется по командам).

1. Посадил дед репку и говорит:

Расти, расти, репка, сладкá! Расти, расти, репка, крепкá!

Выросла репка сладкá, крепкá, большая-пребольшая.

Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может...

Тянут-потянут, вытянуть не могут).

Ведущая 1:

    …Бежит Машенька, несет братца, ног под собой не чует. Оглянулась назад – увидела гусей – лебедей. Что делать?
    Побежала она к молочной реке – кисельным берегам.
    А что дальше? («Речка, спрячь нас!» просит Машенька. Речка посадила её с братцем под крутой бережок, от гусей спрятала.)

Ведущая 2:

3. …Девушка сидит под елью, дрожит, озноб ее пробирает. Вдруг слышит - невдалеке Морозко по елкам потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает. Очутился на той ели, под которой девица сидит, и сверху ее спрашивает:

Ведущая 1:

4. … Идет медведь между елками, бредет медведь между березками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шел-шел, устал и говорит:

Сяду на пенек,

Съем пирожок!

А Машенька из короба….

Вижу, вижу! Не садись на пенек. Не ешь пирожок! Неси бабушке. Неси дедушке!»)

Ведущая 2:

5. … Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка–норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает…

(«Терем–теремок! Кто в тереме живёт? Никто не отзывается»).

Ведущая 1:

6. … Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь. 

Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу.  Щука его спрашивает:

Емеля, Емеля, скажи - чего ты сейчас хочешь? 

Хочу, чтобы ведра сами пошли домой и вода бы не расплескалась... 

Щука ему говорит:

Запомни мои слова: когда что тебе захочется - скажи только…

(«По щучьему веленью. По моему хотенью»).

10. Конкурс «Вопрос-ответ»

Ведущая 2:

1. Брат Аленушки, превратившийся в козленочка. (Иванушка.)

2. В сказках ее часто называют Патрикеевной. (Лиса.)

3. Любимый летательный аппарат Бабы Яги? (Метла и ступа)

4. Родственница Деда Мороза. (Снегурочка.)

5. Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам... (урок).

6. Русская народная сказка, в которой один малень­кий домик приютил много зверюшек. («Теремок»)

7.В сказках его всегда побеждает добро. (Зло)

8.Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)

9.Кем была в русской народной сказке заколдован­ная лягушка?(Царевна)

10.Назовите сказку, герой которой «по сусекам скре­бен».(«Колобок»)

11.Кому говорила девочка Маша: «Не садись на пе­нек, не ешь пирожок!»? (Медведь)

12.В этой сказке птицы налетели, подхватили маль­чика и унесли на крыльях. («Гуси-лебеди»)

13.Из какой сказки эти слова: «Тепло ли тебе, деви­ца?»(«Морозко»)

14.В русских сказках ее называют и Премудрой и Прекрасной.(Василиса)

15.«...А солнце высоко, колодец далеко, жар донимает». Кем является девочка по отношению к мальчику из этой сказки?(Сестрой)

16. Назовите одну особенность известной сказочной избушки? (Курьи ножки)

17. Какой сказочный герой придумал хранить смерть на конце иголки, а иголку в яйце и т.д.? (Кощей Бессмертный)

18. Какие герои сказки кушали из кувшина и из тарелки и оба остались голодными? (Лиса и Журавль) .

11. Конкурс «Танграмма. Собери героя сказки»

Ведущая 1:

Учащимся предлагается выбрать по два человека из команды. На столах лежат танграммы, вырезанные из цветного картона. Задача участников: собрать из геометрических фигур по образцу героев сказок и назвать их.

Ведущая: - Танграм – самая древняя китайская игра. Правила игры исключительно просты. Из семи исходных геометрических фигур нужно сложить силуэт заданной фигуры. Во время составления заданной фигуры обязательно используются все семь исходных фигурок. При этом их нельзя накладывать одну на другую. Они должны плотно прилегать друг к другу.

12. Подведение итогов.

Выступление школьного кукольного театра

Слово предоставляется жюри. Жюри подводит итоги.

Ведущая 2: - Подошла к концу наша литературная игра-виктори­на. Завершая ее, мы желаю вам: «Жить-поживать, зла не встречать, здоровыми быть и сказки любить!». А теперь пора прощаться. До свидания, друзья! До новых встреч со сказкой!

Библиотекарь: Сегодня в этом зале мы собрались поговорить о русской народной сказке, поиграть. (Слайды о местонахождении школы) Музыка 2.

В некотором царстве, в некотором государстве, в некотором районе, в некотором городе стоит у дороги теремок, теремок. Он ни низок, ни высок, ни высок. И трудятся в этом теремке замечательные люди – педагоги и учатся в этом теремке не менее замечательные дети!

Что сейчас я вам сейчас рассказывала? Правильно сказку. Как вы уже поняли, сказки можно рассказывать обо все на свете, используя особый язык, интонации, жесты. Все вы хорошо знакомы с русскими народными сказками.

Посмотрите, сколько сказок я для вас приготовила. (Выставка литературы. Знакомство с книгами).

В мире много сказок:
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может все случиться.
Наша сказка впереди
Сказка в двери к нам стучится. Звук. (Стук)
Скажем сказке “заходи”. (Музыка.3)

(Василиса) -Здравствуйте, гости дорогие, добры молодцы, красны девицы. Пришла я к вам из далека, из страны русских народных сказок, слово молвить, а зовут меня Василиса Прекрасная. Сегодня мы с вами окажемся в мире русских народных сказок, посмотрим кукольный спектакль. Но, право, я не знаю, готовы ли вы к путешествию? Не слышу? Очень хорошо. А громко ли вы умеете хлопать в ладоши? (правая сторона, левая сторона, а теперь все вместе) . А еще нам понадобиться смеяться? Давайте попробуем: все мальчики в зале смеются. Ха-ха-ха. Мальчики. Все девочки в зале смеются Хи-хи-хи. Девочки.Молодцы. Готовы.

Василиса-а-а. Василиса. (Появляется Иванушка).

(И) -А вот ты где?

(В) - Что случилось Иванушка? Почему ты так рано из школы пришел? Иль выгнали тебя?

(И) - Ой, Василисушка, уж лучше бы я из копытца водицы попил и превратился в козленочка. Бегал бы сейчас по поляне, щипал травку… ни забот, ни хлопот. Представляешь, задали нам к уроку «Русские народные сказки» прочитать. Ну, я картинки посмотрел, ничего интересного нет, а раз нет ничего интересного, то зачем читать?! Как назло, учитель к доске вызывает, расскажи ей сказку да расскажи… А что я рассказывать буду, если ничего не читал. Вот она и говорит: «Пока сказки не прочитаешь, в школу не приходи». Так что у меня, теперь, каникулы.

(В) - Какие каникулы, Иванушка? Стыдно ничего не знать. Говорят: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Ты не хочешь добрым молодцем стать?

(И) - Лучше бы уж я водицы из копытца попил. Сейчас бегал бы себе козленочком, играл на лужочке.

(В) - Как, Иванушка, ты не знаешь, что должно было случиться с тобой дальше?

(И) - Нет, не знаю.

(В) - Ребята, подскажите Иванушке. (Козленка должны были зарезать).

(В) – Ну, вот, как всегда все перепутал. Ребята, посмотрите внимательно, скажите, к каким сказкам эти иллюстрации, что на них изображено.

(И) – Нет, опять я все перепутал, скажете. Уйду я от вас мир посмотреть и себя показать.

(В) – Не уходи, Иванушка, к нам скоморохи приехали, кукольный спектакль показывать будут. (Музыка 6) .

1-й скоморох :

Мы с хорошей сказкой неразлучны,
А чудес у сказки – до небес!
Вы представьте: как бы стало скучно,
Если б в мире не было чудес!

2-й скоморох :

Когда и кто ее сложил
В своей избушке где-то –
И самый старый старожил
Не даст тебе ответа.

3-й скоморох :

И про зверей, и про царей,
И что на свете было –
Все сказка в памяти своей
Нам с вами сохранила.

4-ой скоморох :

Плывут угрюмые века,
Плывут, как в небе облака.
Спешат, бегут за годом год,
А сказка – на тебе! – живет!

1-й скоморох :

Она живет в любом дому
И странствует по странам. А почему?
Да потому, что без нее нельзя нам!

Вместе :

Сказка ложь – а в ней намек,
Добрым молодцам урок...

Музыка 7. Начинается кукольный спектакль «Колобок».

(В) – Иванушка, тебе понравилась русская народная сказка? (Музыка 8)

(И) – Молодец Колобок и от бабушки ушел и от дедушки...Мир посмотрел, себя показал. А я тут сидеть должен, сказки читать, учиться.

(В) – Пропадешь ты, Иванушка, пропадешь. В сказках надо много знать и уметь, а откуда знаниям – то взяться, если сказки не читал?

(И) – А ребята на что? Ребята вы поможете мне путешествовать? Не дадите пропасть? Ну, я пошел, если что, не поминайте лихом.

Гаснет свет. Музыка 9. На сцене появляется Иванушка. Навстречу ему идет Серый Волк.

Волк - Стой, кто идет? Кто таков? Откуда путь держишь?

(И) – Я, Иваном зовусь, в сказки к вам пришел ума разума поднабраться. А ты кто?

Волк: А я Серый Волк – границу в сказки сторожу. Это же не сказочная страна будет, а двор проходной, если все тут шастать начнут. Ума он пришел поднабраться... В школе надо учиться, книги читать, вот умным и будешь. Ладно, устрою я тебе испытание, если правильно вставишь пропущенные слова, пропущу, а если нет - съем. (Достает рацию) Прием! Прием! Готовьте первое испытание. (Слайды с цифрами 1.2.3.На экране появляются задания) . Волк читает.

Жили-были старик да…, у них была дочка Аленушка да сынок… Старик со старухой умерли. Остались Аленушка да … одни одинешеньки. Пошла Аленушка на работу и братца с собой взяла. Идут они по дальнему полю и захотелось братцу … “Сестрица Аленушка, я … хочу!”

(И) – Это просто, это про меня. (Читает, вставляя пропущенные слова)

Волк: Прием! Прием! Иван угадал. Готовьте следующее испытание.

Слайд

“Налетели …, подхватили мальчика, унесли на крыльях. Вернулась девочка, глядь – брата нету! Выбежала она в чистое поле и только видела крылья метнулись в далеке и пропали за темным лесом. Тут догадалась, что они унесли братца: про гусей - … давно шла слава, что они детей уносили. Бросилась догонять их”

(И) – Это вихрь, наверное, налетел...

Волк: Да, пожалуй, ты славный обед будешь для меня. Погуляй тут, а я посуду пойду помою. А впрочем, прочитай еще раз загадку, может быть и отгадаешь.

(И): Василиса, помогай мне, попроси ребят правильно ответить.

(появляется Волк) Звук Шаги.

Волк: Ну, что не вспомнил? И никто тебе не поможет – обедом будешь.

(И)- Мне ребята помогут, они правильно ответят.

Волк: А где твои ребята? Что–то я их не слышу.

Василиса: Ребята, давайте хлопать в ладоши, чтобы нас Волк услышал. Левая сторона. Правая сторона, А теперь все вместе.

Волк: Слышу, слышу. Оглушили. Давайте ваш ответ.

(ученики дают правильный ответ)

Волк: Раз вы такие умники и умницы, вот вам моя последняя загадка.

“Вышли братья на широкий отцовский двор, натянули свои тугие … и выстрелили. Пустил стрелу старший брат. Упала стрела на боярский двор, подняла ее боярская дочь. Пустил стрелу средний брат. Полетела стрела на купеческий двор, подняла ее купеческая дочь. Пустил стрелу … брат. Полетела она прямо в …, подняла ее … !

(И) – Я опять ответ не знаю. Ребята помогайте!

(ответы учащихся)

Волк: Хорошие у тебя помощники Иванушка, но на друга надейся, а сам не плошай. Проходи в сказочную страну.

Музыка 10. (уходят за кулисы вместе)

(В) – Долго ли, коротко ли шел Иванушка по сказочной стране, может быть, это было, а может быть, и не было, но вдруг потемнело все вокруг, завыл ветер и сбился Иванушка с пути и забрел в логово к Змею – Горынычу, чудищу трехголовому.

Появляется Змей – Горыныч.

(З-Г) 1 голова – Фу, духом русским пахнет.

2 голова – И ничего не пахнет, откуда тут пахнуть, я вчера все хорошенько пропылесосила.

3 голова – Пахнет. Это хорошо, повеселимся, а то скучно что-то.

1 голова – Скучно… Пахнет… Умненькая ты наша. Опять всю ночь напролет сказки читала, глаза портила, и нам спать не давала.

2 голова: - Я после таких сказок болеть начинаю. Горло и голова болят. А наша умненькая все завывает: и взмахнул мечом Иван молодец и три головы у чудища поганого как не бывало.

1 голова: - Нет, ну там про Золушку, про Кота в сапогах – это ничего, забавно.

3 голова: Глупые вы, вам бы все только иноземное. Это ж наши родные русские народные сказки, про нас с вами писано. На ус наматывайте и не ведите себя так: в гости приглашайте, а не огнем плюйтесь.

(появляется Иванушка. Он не видит чудища.)

(И) – Где это я? Куда забрел, не знаю?! Пожалуй, тут ночевать останусь.

1 г. – Молоденький, свеженький..

2 г. – Ох, вкусный, наверное. Давай ты слева, я справа…

3 г. – Опять? Учишь, вас учишь, читаешь, вам читаешь. А как у него меч и ваши головы с плеч? Здесь хитростью надо. Здравствуй, добрый молодец.

(И) – Ой-ой, кто тут?

2 г. – Чудище русское…

1 г. – Ой, спугнешь, ласковее надо. Это мы – Змей Горыныч.

3 г. – Не бойся, это только в сказках Змей Горыныч с Иваном бьется, а в жизни… Тебя как зовут?

(И) – Иванушка…

1 г. – Иван, значит. Не повезло.

2 г. – Ну, вот, сначала биться, а потом, он нам головы срубит. Придумывай, что-нибудь, умненькая.

3 г. – Это не мы к тебе пришли, сам забрел. А сказку, брат, не переделаешь. Давай, так, отгадаешь наши загадки, живым уйдешь, не угадаешь – сам знаешь. По рукам.

1 г. – Да, у тебя есть на каждую загадку одна подсказка.

2 г. – Только подсказывать некому, кроме нас здесь никого нет.

(ЗГ) вместе: Согласен?

(И) – Согласен.

Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.

О какой сказке я говорю. Отвечай, Иван.

(И) – Василиса, ребята, не дайте пропасть, помогите.

(В)- Ребята, кто готов ответить, поднимите руку.

(“По щучьему велению”)

1 г. – Ничего, сейчас я потруднее задам.

Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зелёною кожей,
Сделался милой, красивой, пригожей?

Ха, не знаешь? Ха-ха-ха.

(И) – Мне, кажется, что ты и смеяться, то не умеешь. Вот послушай, как ребята в зале смеяться умеют. Василиса, помоги.

(В) - Все мальчики в зале смеются. Ха-ха-ха. Мальчики. Все девочки в зале смеются Хи-хи-хи. Девочки. Молодцы. Готовы. Раз – два – три.

(И) – Я знаю ответ. Нет, боюсь, вдруг ошибусь, пусть ребята лучше ответят.

(“Василиса Прекрасная”)

Гуси-лебеди летят,
Унести детей хотят,
Кто помог сестрице с братцем
От Яги домой добраться?

(Русская народная сказка “Гуси- лебеди”.

В. Ну, что Иванушка!!! Понял, для чего книги надо читать?

И – Сказка ложь, да в ней намек- добрым молодцам урок. (последний слайд)

Все выходят на сцену. Исполняется песня из к/ф «Про Машу и Витю, и морскую пехоту» (

Игра «Измени одну букву»

В названии русской народной сказки изменена всего одна буква. Например, «Репка» — «Лепка». Найдите эти буквы и «восстановите» подлинные названия сказок:

. «Кот и киса» («Кот и лиса»).

. «Лиса и мак» («Лиса и рак»).

. «Мурочка» («Курочка»).

. «Золотая рубка» («Золотая рыбка»).

. «Кожа» («Коза»).

. «Пеший» («Леший»).

. «Царь-певица» («Царь-девица»),

. «Тихо одноглазое» («Лихо одноглазое»),

. «Две моли» («Две доли»),

. «Вещий зуб» («Вещий дуб»),

. «Полк и семеро козлят» («Волк и семеро козлят»),

. «Двое из Думы» («Двое из сумы»),

. «Иван — солдатский сон» («Иван — солдатский сын»).

. «Чадо лесное» («Чудо лесное»).

. «Марко Рогатый» («Марко Богатый»).

Крестики-нолики

Конкурс для школьников и взрослых

Играют две команды по 9 человек (7 ребят, 1 учитель, 1 родитель). Готовится игровое поле 3x3 квадрата, в которые вписаны названия конкурсов. Конкурсная программа состоит из девяти конкурсов и восьми пауз, во время которых поясняются условия конкурсов, проходит конкурс рекламы, проводится игра в «черный ящик». Командам дается одно и то же задание, право ответа получает команда, которая вытянет жребий первого выступления. Команда, победившая в конкурсе, ставит на игровом поле в соответствующем квадрате свой знак («X» или «О»), При подведении итогов возможны два варианта: 1. Игра до победного конца, когда разыгрываются все девять конкурсов. В этом случае побеждает та команда, у которой на игровом поле окажется больше всего знаков; 2. Побеждает команда, которой удалось по горизонтали, вертикали или диагонали выстроить три своих знака. В этом случае игра считается оконченной.

Конкурс 1. «Марья-искусница» (народная сказка)

Как известно, Марья-искусница отличалась умением вышивать ковры изумительной красоты. В конкурсе предлагается нарисовать нарядный ковер. Каждой команде выдается лист ватмана, разрезанный на 9 частей. Части нумеруются так же, как поле игры. Каждый из участников должен нарисовать свою часть общего сюжета. На рисунках представлены сказочные герои, транспорт, цветы, предметы и др. Рисунки могут выполняться «вслепую». По окончании ковер складывается соответственно номерам. Во время работы команд звучит музыка. В конце конкурса жюри оценивает качество нарисованного ковра.

Конкурс 2. «Винни-Пух и все, все, все» (А.А. Милн)

Команды выстраиваются в две колонны по обе стороны от ведущего. Первый участник команды, открывающий конкурс, начинает рассказ на заданную тему и продолжает его в течение 20 секунд. После этого слово передается противоположной команде, которая начинает свой рассказ с последней фразы предыдущего рассказчика, и так далее. Каждая команда должна развивать только свою линию сюжета: например, команда «крестиков» рассказывает о том, как Винни-Пух ходил в гости к Кролику, причем рассказ ведется от лица Винни-Пуха, а команда «ноликов» рассказывает о том, как Кенга мыла Пятачка, от лица Пятачка. Жюри оценивает остроумие, находчивость, связность сюжета.

Конкурс 3. «Маленький Мук» (В. Гауф)

Если бы не умение маленького Мука соотнести различие события и расставить все по своим местам, он никогда бы не сумел

избавиться от ослиных ушей. Участникам конкурса предлагается попробовать свои силы в решении таких же задач: обеим командам выдается на руки листочки с филвордом.

Далее командам (в среднем темпе) зачитывается пять вопросов, на которые им требуется ответить и вычеркнуть ответы из сетки филворда. Команды предупреждаются о том, что конкурс проводится на скорость, и вопросы повторяться не будут.

Вопросы:

1. Как еще называли Маленького Мука? (Карлик)

2. Кто на самом деле был Маленький Мук? (Старик)

3. Головной убор, который носил Маленький Мук? (Чалма)

4. Кем стал Маленький Мук после того, как победил в соревновании по бегу в королевском дворце? (Скороход)

5. Какие части тела изменились у короля и его придворных, когда они съели волшебные ягоды? (Уши, нос)

Команда, быстрее и правильно выполнившая задание, выигрывает.

Конкурс 4. «Золушка» (Ш. Перро)

Всем известно, что принц нашел полюбившуюся ему девушку, исчезнувшую с бала, по туфельке. Каждая команда образует круг, все члены команды (или представители) снимают один башмак (туфлю) и кладут в середину своего круга. Затем участникам завязывают глаза, ведущий перемешивает обувь, лежащую в кругах, и по его сигналу начинается конкурс: кто быстрее найдет свою пару обуви?

Конкурс 5. «Огниво» (Х.К. Андерсен).

В подземелье, где было спрятано огниво и деньги, и куда спускался солдат, сидели три собаки. Они были уверены, что любой вошедший в подземелье — лишний. В этом конкурсе участники должны определить лишнее из четырех названных слов. Ведущий зачитывает четыре слова, а первые два участника из обеих команд должны назвать лишнее, по их мнению, слово. После чего зачитываются слова для второй пары участников и т. д.

Варианты слов:

Молочная река. Яблоня, Печка, Баба-Яга. (Баба-Яга — отрицательный герой.)

Кристофер Робин, Белый Кролик, Трубадур, Малыш. (Белый кролик — не человек.)

Пан Черника, Лук Порей, Граф Вишенка, Виноградинка. {Лук Порей — не ягода.)

Артемон, Тортила, Пьеро, Мальвина (Тортила — не кукла.)

. «Оле-Лукойе», «Кошка, которая гуляла сама по себе», «Маугли», «Рикки-Тики-Тави». (Автор «Оле-Лукойе» не Киплинг.)

. «Сказка о рыбаке и рыбке», «Айболит», «Двенадцать месяцев», «Сказка о золотом петушке». («Двенадцать месяцев» — не стихотворная форма.)

Элли, Стелла, Гингема, Бастинда. (Элли не волшебница.)

. «Семь Симеонов», «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Семь подземных королей». («Сказка о мертвой царевне» — в стихах.)

Фонарщик, Летчик, Король, Бизнесмен. (Летчик — землянин.)

Конкурс 6. «Городок в табакерке» (В.Ф. Одоевский)

Пока Миша не попал в табакерку и не задал свои вопросы мальчику-колокольчику, он не смог узнать, что внутри табакерки. В этом конкурсе играющие должны угадать, что находится в черном ящике с помощью вопросов, на которые ведущий отвечает «да» или «нет». Сначала вопросы задает одна команда о своем предмете (каждый член команды может задавать один вопрос), а потом другая. Участники игры предупреждаются, что в ящике находятся предметы, имеющие прямое отношение к русским народным сказкам. Для одной команды в ящике приготовлена скатерть (скатерть-самобранка), для другой — игла (в которой скрывалась смерть Кощея Бессмертного). Выигрывает команда, отгадавшая свой предмет. Если отгадали обе команды, то побеждает та, которая сделала это быстрее.

Конкурс 7. «Малыш и Карлсон» (А. Линдгрен)

В сказке «Малыш и Карлсон» Карлсон постоянно похваляется своими способностями. К концу сказки у нас складывается впечатление, что он и в самом деле самый воспитанный, в меру упитанный и т. д. Что это, как не хорошая реклама? В этом конкурсе командам предлагается прорекламировать два предмета, которые они получают от ведущего, например, метлу и клубок шерсти. Возможны любые предметы, имеющие отношение к сказкам. Реклама должна быть сказочной. На подготовку дается одна минута.

Конкурс 8. «Незнайка и его друзья» (Н. Носов)

Много интересного узнал Незнайка во время своих приключений. Участникам конкурса предлагается перечислить названия сказок, в которых одним из действующих лиц является король. Выигрывает команда, назвавшая больше таких сказок.

Конкурс 9. «Алиса в стране чудес» (Л. Кэрролл)

Любопытная Алиса всегда старалась докопаться до самой сути вопроса. Порой у нее получались очень интересные логические цепочки. Правила конкурса таковы: первому участнику одной из команд задается вопрос. Его ответ переделывается в следующий вопрос и задается второму участнику этой же команды. Участники предупреждаются: чем остроумней ответ, тем выше оценка жюри.

Например:

Ведущий: Почему у Бабы-Яги костяная нога?

1-й участник: Потому что она ее сломала.

Ведущий: Почему она ее сломала?

2-й участник: Потому что она упала и т. д.

Варианты вопросов командам: Почему щука исполняла желания Емели? Почему Конек-Горбунок помогал Иванушке-дурачку?

Доска объявлений

Предложите группам или парам ответить на вопрос, кто из сказочных героев мог бы дать такие объявления. Затем предложите вытащить из мешочка карточки с именами героев сказок, а также дать свои варианты объявлений.

1. Продаю пиявок. Цена договорная. (Дуремар)

2. Организуем курсы выживания для выезжающих в джунгли. (Маугли и Тарзан)

3. Нашедшему ключ из драгоценного металла гарантирую вознаграждение в деревянных рублях. (Буратино)

4. Продаю окорочка куриные, оставшиеся после перепланировки избушки. (Баба-Яга)

5. Вызываю рыцарей на поединок. Ланселоту просьба не беспокоиться. (Дракон)

6. Обучаю художественному свисту. (Соловей-разбойник)

7. Туристическая фирма предлагает эксклюзивное путешествие «Верхом на Волке». (Иван-царевич)

8. Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (Айболит)

9. Сплю и вижу принца. (Спящая Красавица)

10. Охранному агентству на постоянную работу требуется 33 сотрудника крепкого телосложения. (Черномор)

11. Новый магазин «Овощи-фрукты» приглашает покупателей. (Чиполлино)

12. Сдам в аренду крышу. Оплата кондитерскими изделиями. (Карлсон)

13. Нетрадиционные виды помощи при сдаче экзаменов. (Старик Хоттабыч)

14. Золотые яйца. Дорого. (Курочка Ряба)

15. Отнесу пирожки вашей бабушке. (Красная Шапочка)

17. Возьму оброк со всех, даже с чертей. (Балда)