Нод математическая сказка 12 месяцев презентация. Презентация к уроку литературы по пьесе-сказке С.Я.Маршака "Двенадцать месяцев"


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

СКАЗКА «Двенадцать месяцев» С. Маршак

Знаешь ли ты, сколько месяцев в году? Двенадцать. А как их зовут?

Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

Только окончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу еще не бывало так, чтобы февраль пришел раньше, чем уйдет январь, а май обогнал бы апрель.

Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются. Но люди рассказывают, будто в горной стране Богемии была девочка, которая видела все двенадцать месяцев сразу. Как же это случилось? А вот как. В одной маленькой деревушке жила злая и скупая женщина с дочкой и падчерицей. Дочку она любила, а падчерица ничем ей не могла угодить. Что ни сделает падчерица - все не так, как ни повернется - все не в ту сторону. Дочка по целым дням на перине валялась да пряники ела, а падчерице с утра до ночи и присесть некогда было: то воды натаскай, то хворосту из лесу привези, то белье на речке выполощи, то грядки в огороде выполи.

Знала она и зимний холод, и летний зной, и весенний ветер, и осенний дождь. Потому-то, может, и довелось ей однажды увидеть все двенадцать месяцев разом. Была зима. Шел январь месяц. Снегу намело столько, что от дверей его приходилось отгребать лопатами, а в лесу на горе деревья стояли по пояс в сугробах и даже качаться не могли, когда на них налетал ветер. Люди сидели в домах и топили печки. В такую-то пору, под вечер, злая мачеха приоткрыла дверь и поглядела, как метет вьюга, а потом вернулась к теплой печке и сказала падчерице: - Сходила бы ты в лес да набрала там подснежников. Завтра сестрица твоя именинница

Посмотрела на мачеху девочка: шутит она или вправду посылает ее в лес? Страшно теперь в лесу! Да и какие среди зимы подснежники? Раньше марта месяца они и не появятся на свет, сколько их ни ищи. Только пропадешь в лесу, увязнешь в сугробах.

А сестра говорит ей: - Если и пропадешь, так плакать о тебе никто не станет. Ступай да без цветов не возвращайся. Вот тебе корзинка. Заплакала девочка, закуталась в рваный платок и вышла из дверей.

Ветер снегом ей глаза порошит, платок с нее рвет. Идет она, еле ноги из сугробов вытягивает. Все темнее становится кругом. Небо черное, ни одной звездочкой на землю не глядит, а земля чуть посветлее. Это от снега.

Вот и лес. Тут уж совсем темно - рук своих не разглядишь. Села девочка на поваленное дерево и сидит. Все равно, думает, где замерзать

И вдруг далеко меж деревьев сверкнул огонек - будто звезда среди ветвей запуталась

Поднялась девочка и пошла на этот огонек. Тонет в сугробах, через бурелом перелезает. «Только бы, - думает, - огонек не погас!» А он не гаснет, он все ярче горит. Уж и теплым дымком запахло и слышно стало, как потрескивает в огне хворост. Девочка прибавила шагу и вышла на полянку. Да так и замерла. Светло на полянке, точно от солнца. Посреди полянки большой костер горит, чуть ли не до самого неба достает. А вокруг костра сидят люди - кто поближе к огню, кто подальше. Сидят и тихо беседуют. Смотрит на них девочка и думает: кто же они такие? На охотников будто не похожи, на дровосеков еще того меньше: вон они какие нарядные - кто в серебре, кто в золоте, кто в зеленом бархате. Стала она считать, насчитала двенадцать: трое старых, трое пожилых, трое молодых, а последние трое - совсем еще мальчики. Молодые у самого огня сидят, а старики - поодаль. И вдруг обернулся один старик - самый высокий, бородатый, бровастый - и поглядел в ту сторону, где стояла девочка. Испугалась она, хотела убежать, да поздно. Спрашивает ее старик громко: - Ты откуда пришла, чего тебе здесь нужно?

Девочка показала ему свою пустую корзинку и говорит: - Нужно мне набрать в эту корзинку подснежников. Засмеялся старик: - Это в январе-то подснежников? Вон чего выдумала! - Не я выдумала, - отвечает девочка, - а прислала меня сюда за подснежниками моя мачеха и не велела мне с пустой корзинкой домой возвращаться. Тут все двенадцать поглядели на нее и стали между собой переговариваться. Стоит девочка, слушает, а слов не понимает - будто это не люди разговаривают, а деревья шумят. Поговорили они, поговорили и замолчали.

А высокий старик опять обернулся и спрашивает: - Что же ты делать будешь, если не найдешь подснежников? Ведь раньше марта месяца они и не выглянут. - В лесу останусь, - говорит девочка. - Буду марта месяца ждать. Уж лучше мне в лесу замерзнуть, чем домой без подснежников вернуться.

Сказала это и заплакала. И вдруг один из двенадцати, самый молодой, веселый, в шубке на одном плече, встал и подошел к старику: - Братец Январь, уступи мне на час свое место!

Погладил свою длинную бороду старик и говорит: - Я бы уступил, да не бывать Марту прежде Февраля. - Ладно уж, - проворчал другой старик, весь лохматый, с растрепанной бородой. - Уступи, я спорить не стану! Мы все хорошо ее знаем: то у проруби ее встретишь с ведрами, то в лесу с вязанкой дров. Всем месяцам она своя. Надо ей помочь. - Ну, будь по-вашему, - сказал Январь. Он стукнул о землю своим ледяным посохом и заговорил: Не трещите, морозы, В заповедном бору, У сосны, у березы Не грызите кору! Полно вам воронье Замораживать, Человечье жилье Выхолаживать!

Замолчал старик, и тихо стало в лесу. Перестали потрескивать от мороза деревья, а снег начал падать густо, большими, мягкими хлопьями. - Ну, теперь твой черед, братец, - сказал Январь и отдал посох меньшому брату, лохматому Февралю.

Тот стукнул посохом, мотнул бородой и загудел: Ветры, бури, ураганы, Дуйте что есть мочи! Вихри, вьюги и бураны, Разыграйтесь к ночи! В облаках трубите громко, Вейтесь над землею. Пусть бежит в полях поземка Белою змеею! Только он это сказал, как зашумел в ветвях бурный, мокрый ветер. Закружились снежные хлопья, понеслись по земле белые вихри А Февраль отдал свой ледяной посох младшему брату и сказал: - Теперь твой черед, братец Март. Взял младший брат посох и ударил о землю.

Смотрит девочка, а это уже не посох. Это большая ветка, вся покрытая почками. Усмехнулся Март и запел звонко, во весь свой мальчишеский голос: Разбегайтесь, ручьи, Растекайтесь, лужи, Вылезайте, муравьи, После зимней стужи! Пробирается медведь Сквозь лесной валежник. Стали птицы песни петь, И расцвел подснежник. Девочка даже руками всплеснула. Куда девались высокие сугробы? Где ледяные сосульки, что висели на каждой ветке!

Под ногами у нее - мягкая весенняя земля. Кругом каплет, течет, журчит. Почки на ветвях надулись, и уже выглядывают из-под темной кожуры первые зеленые листики. Глядит девочка - наглядеться не может. - Что же ты стоишь? - говорит ей Март. - Торопись, нам с тобой всего один часок братья мои подарили. Девочка очнулась и побежала в чащу подснежники искать. А их видимо-невидимо! Под кустами и под камнями, на кочках и под кочками - куда ни поглядишь. Набрала она полную корзину, полный передник - и скорее опять на полянку, где костер горел, где двенадцать братьев сидели. А там уже ни костра, ни братьев нет… Светло на поляне, да не по-прежнему. Не от огня свет, а от полного месяца, что взошел над лесом. Пожалела девочка, что поблагодарить ей некого, и побеждала домой. А месяц за нею поплыл.

Не чуя под собой ног, добежала она до своих дверей - и только вошла в дом, как за окошками опять загудела зимняя вьюга, а месяц спрятался в тучи. - Ну, что, - спросили ее мачеха и сестра, - уже домой вернулась? А подснежники где? Ничего не ответила девочка, только высыпала из передника на лавку подснежники и поставила рядом корзинку. Мачеха и сестра так и ахнули: - Да где же ты их взяла? Рассказала им девочка все, как было. Слушают они обе и головами качают - верят и не верят. Трудно поверить, да ведь вот на лавке целый ворох подснежников, свежих, голубеньких. Так и веет от них мартом месяцем!

Переглянулись мачеха с дочкой и спрашивают: - А больше тебе ничего месяцы не дали?

Да я больше ничего и не просила. - Вот дура так дура! - говорит сестра. - В кои-то веки со всеми двенадцатью месяцами встретилась, а ничего, кроме подснежников, не выпросила! Ну, будь я на твоем месте, я бы знала, чего просить. У одного - яблок да груш сладких, у другого - земляники спелой, у третьего - грибов беленьких, у четвертого - свежих огурчиков! - Умница, доченька! - говорит мачеха. - Зимой землянике да грушам цены нет. Продали бы мы это и сколько бы денег выручили! А эта дурочка подснежников натаскала! Одевайся, дочка, потеплее да сходи на полянку. Уж тебя они не проведут, хоть их двенадцать, а ты одна. - Где им! - отвечает дочка, а сама - руки в рукава, платок на голову. Мать ей вслед кричит: - Рукавички надень, шубку застегни! А дочка уже за дверью. Убежала в лес!

Идет по сестриным следам, торопится. «Скорее бы, - думает, - до полянки добраться!» Лес все гуще, все темней. Сугробы все выше, бурелом стеной стоит. «Ох, - думает мачехина дочка, - и зачем только я в лес пошла! Лежала бы сейчас дома в теплой постели, а теперь ходи да мерзни! Еще пропадешь тут!» И только она это подумала, как увидела вдалеке огонек - точно звездочка в ветвях запуталась. Пошла она на огонек. Шла, шла и вышла на полянку. Посреди полянки большой костер горит, а вокруг костра сидят двенадцать братьев, двенадцать месяцев. Сидят и тихо беседуют. Подошла мачехина дочка к самому костру, не поклонилась, приветливого слова не сказала, а выбрала место, где пожарче, и стала греться. Замолчали братья-месяцы. Тихо стало в лесу. И вдруг стукнул Январь-месяц посохом о землю. - Ты кто такая? - спрашивает. - Откуда взялась? - Из дому, - отвечает мачехина дочка. - Вы нынче моей сестре целую корзинку подснежников дали. Вот я и пришла по ее следам. - Сестру твою мы знаем, - говорит Январь-месяц, - а тебя и в глаза не видали. Ты зачем к нам пожаловала?

За подарками. Пусть Июнь-месяц мне земляники в корзинку насыплет, да покрупней. А Июль-месяц - огурцов свежих и грибов белых, а месяц Август - яблок да груш сладких. А Сентябрь-месяц - орехов спелых. А Октябрь… - Погоди, - говорит Январь-месяц. - Не бывать лету перед весной, а весне перед зимой. Далеко еще до июня-месяца. Я теперь лесу хозяин, тридцать один день здесь царствовать буду. - Ишь, какой сердитый! - говорит мачехина дочка. - Да я не к тебе и пришла - от тебя, кроме снега да инея, ничего не дождешься. Мне летних месяцев надо. Нахмурился Январь-месяц. - Ищи лета зимой! - говорит. Махнул он широким рукавом, и поднялась в лесу метель от земли до неба заволокла и деревья и полянку, на которой братья-месяцы сидели. Не видно стало за снегом и костра, а только слышно было, как свистит где-то огонь, потрескивает, полыхает.

Испугалась мачехина дочка. - Перестань! - кричит. - Хватит! Да где там! Кружит ее метель, глаза ей слепит, дух перехватывает. Свалилась она в сугроб, и замело ее снегом. А мачеха ждала-ждала свою дочку, в окошко смотрела, за дверь выбегала - нет ее, да и только. Закуталась она потеплее и пошла в лес. Да разве найдешь кого-нибудь в чаще в такую метель и темень! Ходила она, ходила, искала-искала, пока и сама не замерзла. Так и остались они обе в лесу лета ждать. А падчерица долго на свете жила, большая выросла, замуж вышла и детей вырастила

И был у нее, рассказывают, около дома сад - да такой чудесный, какого и свет не видывал. Раньше, чем у всех, расцветали в этом саду цветы, поспевали ягоды, наливались яблоки и груши. В жару было там прохладно, в метель тихо. - У этой хозяйки все двенадцать месяцев разом гостят! - говорили люди. Кто знает - может, так оно и было


Урок литературного чтения по теме:

С. Я. Маршак, пьеса-сказка

« Двенадцать месяцев»

I. Орг. момент

Начинаем урок литературного чтения.

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать….

Мы будем разговаривать, мы будем выговаривать….

Прочитаем тему урока. Что в теме урока вам понятно, а что нет?

II. Подготовительная работа

С. Я. Маршака мы в основном знаем как поэта. Всем нам знакомы такие его произведения, как: «Багаж», «Человек рассеянный»

А какие же ещё направления были в его творческой деятельности, послушайте и ответьте! (сообщение ученика)

Итак, он ещё был переводчиком, писателем, журналистом. Маршак перевёл с английского языка такие стихи: «Три смелых зверолова», «Шалтай-болтай»….

Жанр произведения, над которым мы будем сегодня работать - пьеса-сказка. Что такое пьеса? Где мы можем найти толкование непонятных нам слов?

Какие бывают сказки? О чём пишут в сказках? А какая сказка сегодня перед нами?

В этой сказке нам встретятся непонятные по смыслу слова. Прочитаем, в учебнике, что они означают? Как можно назвать такие слова? (устаревшие) Почему?

Если это пьеса, то в ней обязательно есть роли - действующие лица. Прочитаем на с.69

Нам нужно будет художественное чтение, а для этого нужно представить, какие перед нами герои: их характер, манеру говорить…

Наши ребята подготовили сценку, из которой вы поймёте характер основных персонажей пьесы.

III. Работа над произведением.

Какой вы представили девочку-королеву? Выскажите своё к ней отношение. А кому её хоть немного жаль? Почему?

Какой приказ издала королева? Как вы его оцениваете?

Вызовем двух глашатаев, которые прочитают нам волю королевы! с. 74-75

А теперь перед нами другая картина, с.75 учитель читает вступление.

Перед нами сейчас появятся: старуха, её дочь и падчерица. Кто помнит, что это за персонажи? Начинаем читать.

С. 76. О чём спорят старуха и дочь?

С. 77. Какова была жизнь падчерицы в доме мачехи?

Какой вы представили падчерицу? Выскажите своё мнение.

IV. Мини-сочинение.

Напишите небольшой текст, в котором сравните характер девочки-королевы и падчерицы.

V. Итог . Заслушивание сочинений, отметки. Добудет ли падчерица подснежники в лесу? Кто ей в этом поможет?

Кто из персонажей вам по душе? Почему? Урок хотелось бы закончить словами М. Алигер.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Сказка «Двенадцать месяцев» - одноиз самых пленительных произведений классика детской литературы Самуила Маршака.

  • 3. По одной из версий о происхождении сюжета, повес ть была авторским переложением греческой народной сказки, хотя в повести Маршака действиеБогемия. Чехия происходит не в Греции, а в Богемии(Западная Чехия) на рубеже XVIII-XIX вв.
  • 4. По более правдоподобнойверсии - Самуил Маршак заимствовал этот сюжет у известной чешской писательницы Божены Немцовой. Её «Двенадцать месяцев» были известны в России по переводу Н. Лескова.
  • 5. Маршак говорил:"...О первом прозаическом варианте "Двенадцать месяцев" могу сказать, что когда я писал сказку "12 месяцев" впрозе, я еще не знал сказки Немцовой, а только задолго дотого слышал чешскую или богемскую легенду о двенадцати месяцах в чьей-то устной передаче. Только впоследствии мне стало известно о существовании сказки Немцовой.Еще дальше отошел я от богемской (или чешской) легенды в пьесе "Двенадцать месяцев"
  • 6. Но много писатель добавил от себя, поэтому эта сказочная история засияла новыми красками, интересными подробностями и деталями, заставила читателей и зрителей задуматься над серьезнымипроблемами, которые и теперь звучат очень по-современному. С. Маршак использовал в своей пьесе художественные детали.
  • 7. Сравним эти две сказки.Божена Немцова Самуил Маршак1. - Иди ты мне, Морушка, иди 1.Дочка. Ну что, отдохнула, обогрелась? принеси мне с горы (из леса) Надо тебе еще кое-куда сбегать. букет фиалок; я заложу их за Падчерица. Куда же это, далеко? пояс и буду их нюхать, - Старуха. Не так уж близко, да и так кричала она сестре. недалеко.- Ай, Боже, сестра моя милая, что Дочка. В лес! это тебе на ум пришло? Я никогда Падчерица. В лес? Зачем? Я хворосту не слыхивала, чтобы росли под много привезла, на неделю хватит. снегом фиалки! - убеждала ее Дочка. Да не за несчастная девушка. хворостом, а за подснежниками! Падчерица (смеясь). Вот разве что за подснежниками -в такую вьюгу! А я-то сразу и не поняла, что ты шутишь. Испугалась. Нынче и пропасть не мудрено - так и
  • 8. Божена Немцова Самуил Маршак2. В сказке главную героину 2. На протяжении всей сказки авторзовут Моруша. называет главную героиню – Падчерица.3. Мачеха и сестра сами посылают Морушу в лес. 3. Появление нового персонажа – И не один раз. Сначала за Королевы, которая издает приказ фиалками, ягодами, а потом о подснежниках. за красными яблоками. 4 Обе быстро одеваются, переругиваясь.4. Небо трепещет, на земле Поторопилась! Собачью шубу буря, человека не видно. Утром выпросила! ждала их с завтраком, ждала и с обедом, но не дождалась ни Дочка. Вам собачья как раз к лицу! Елены, ни мачехи. Обе на Лаетесь, как собака! горе замерзли. Остались доброй Старуха. Сама ты собака! Моруше и хата, и коровка, и кусок Их голоса постепенно превращаются поля, нашелся к этому и хозяин, и в лай, и обе они, надев хорошо было им жить в покое. шубы, превращаются в собак. Старуха- в гладкую черную с
  • Художественная деталь - это подробность, которую автор наделил значимой смысловой нагрузкой, является одним из средств создания или раскрытия образа Подснежники, - в сказке они используются как завязка. Четырнадцатилетняя Королева издает приказ: обещает большую наградутому, кто принесет во дворец корзину подснежников.
  • 10. Колечко.
  • 11. Введя в пьесу историю маленькой Королевы и ее окружения, поэт придал сказке яркую социальную окраску, отчетливее наметил конфликт между праздностью и трудолюбием.Пьеса-сказка тесно связана с фольклором. У Маршака, как и в народных сказках, любимые герои не боятся труда, пусть даже самого тяжелого; в труде раскрываются их прекрасные человеческие качества.
  • 12. В лучших народных традициях нарисован образ главной героини пьесы – Падчерицы. Не случайно, что встреча в лесу Королевы и Падчерицы заканчивается полным торжеством этой бедной работящей девушки. Сама природа активно помогает ей.Исключительного мастерства достигает Маршак в индивидуализации речи героев. Так, в речи Падчерицы чувствуется народнопоэтическая основа с ее напевностью, мелодичностью.
  • 13. Мачеха и ее дочка выступают в пьесе носителями зла, бесчеловечности.Жадность, стремление поживиться за чужой счет, лицемерие, подлость - эти их качества делает поэт предметом сатирического изображения. Он сознательно гиперболизирует эти черты характера, доводит до абсурда, вызывая тем самым у юного зрителя отвращение к этим героям, желание бороться со всем, что принижает человека.
  • 14. Не так уж безобидна и капризная, взбалмошная Королева. Она привыкла распоряжаться судьбами людей, командовать, повелевать. Поэт показывает всю сложность этого характера: в нем уживаются ум, способность глубоко чувствовать, разбираться в людях – со злостью, скрытностью, бесчеловечностью. Испорченная всеобщим поклонением и дурным воспитанием, Королева впервые задумывается над своим поведением, столкнувшись с Падчерицей и старым солдатом. Этот персонаж несет в себе заряд большой воспитательной силы: многие ребята узнавали в некоторых поступках Королевы свои, а в еестремлении подчинить себе весь мир - свое стремление подчинить своим капризам родных и близких.
  • 15. В 1956 году на студии «Союзмультфильм »(Москва) был выпущен одноимённый мультфильм, пополнивший коллекцию классики советской мультипликации.

  • Выберите настроение

    Желаю удачи!


    Самуил Яковлевич Маршак

    Добрую сказку помню я с детства,

    Хочу, чтобы сказку запомнил и ты.

    Пусть подкрадётся к самому сердцу

    И зародится зерно доброты


    Из биографии С.Я. Маршака

    Раннее детство и первые школьные годы будущий писатель провёл в маленьком городке Острогожске Воронежской губернии. Его семья жила небогато, но дружно.


    Из биографии С.Я. Маршака

    Мальчик с детства тянулся к знаниям, к книгам, рано стал писать стихи.

    Сначала учился в гимназии, потом окончил Лондонский университет. Первые стихотворные книжки писателя появились в 1923 году.


    • Январь году начало, зиме середина.
    • Февраль силён метелью, а (март) капелью.
    • Апрель с водою, а (май) с травою.
    • Июнь с косой по лугам прошел, а (июль) с серпом по хлебам побежал.
    • Что в августе соберешь, с тем и зиму проведешь.
    • Сентябрь пахнет яблоком, (октябрь) капустой.
    • Ноябрь ворота зимы.
    • Декабрь год кончает, зиму начинает.

    Правила поведения в театре

    1. В театр приходи вовремя. К встрече с тобой готовились актёры и музыканты, рабочие сцены и осветители.

    Все эти люди позаботились о том, чтобы тебе не пришлось ждать начала спектакля.

    Необходимо уважать также и зрителей, которые пришли вовремя. 2. В гардеробе подавай своё пальто гардеробщику, перекинув его через барьер. 3.Проходя к своему месту, иди вдоль рядов кресел лицом к сидящим зрителям. Если ты пришёл с девочкой, пропусти её вперёд. 4.Если ты уже занял своё место в зрительном зале, а мимо тебя проходят зрители на свои места, обязательно встань и дай им дорогу.

    Садись на то место, которое указано в твоём билете. Если же твоё место оказалось вдруг занятым и его не хотят освобождать, не вступай в спор - попроси капельдинера уладить это недоразумение.

    Сидя в кресле, не клади руки на оба подлокотника.



    Мать –и- мачеха

    медуница

    Первоцвет

    Подснежники






    Рефлексия

    Что нового я узнал на уроке?

    В чем я испытал трудности?

    Что мне больше всего понравилось?



    Словарная работа

    Мачеха- жена отца, неродная мать.

    Падчерица- дочь мужа, приемная дочь.

    Канцлер- высшая государственная должность.

    Глашатай- человек, объявляющий королевские указы.

    Мантия- накидка, одеваемая поверх платья.

    Астролог- гадатель по звездам, предсказатель.

    Рескрипт- распоряжение.

    Резолюция- решение, постановление.

    Ход атайство- просьба.