Какой памятник в замке розенборг. Королевские дворцы Копенгагена — Розенборг, Амалиенборг, Кристиансборг



Начало

,

Для того, чтобы продолжить прогулку по Копенгагену, нам необходимо попасть к Ботаническому саду города. Это станция Norreport Station (метро и пригородный поезд S). Как вариант, могу предложить эту прогулку после осмотра какого-нибудь из пригородов Копенгагена – мы вышли на этой станции, когда ехали из Эльсинора (Хельсингора). Вечерами эта часть Копенгагена особенно романтична – если длина светового дня такая же, как в апреле-мае, конечно.

Рядом с указанной станцией расположен, собственно, сам Ботанический сад http://www.botanic-garden.ku.dk/dk/index.htm и несколько приятных музеев – Ботанический и Геологический в самом саду и Художественный (Statens Museum forkunst) на углу улиц Solvgade и Oster Voldgade. Мы все это великолепие игнорировали и направились прямо к парк и королевскому дворцу Розенборг.

Розенборг (Rosenborg)

На мой взгляд, Розенборг – прекраснейший из королевских резиденций в Копенгагене – изящный, нежный, воздушный, похожий на сказочный дворец, настоящий «замок роз». Своему появлению Розенборг обязан великому преобразователю Копенгагена – Кристиану IV. Король приобрел в 1606 г. около полусотни участков земли за крепостными валами города, дабы разбить здесь прекрасный сад, в котором можно было бы отдыхать от забот о судьбах родины. В саду была построена двухэтажная кирпичная беседка с башенкой, шпилем и эркером (1607). Сады из соображений безопасности были окружены рвом, через который перекинули разводной мост, а в 1610 г. построили близ беседки барбакан (специальный бастион, вынесенный вперед основных укреплений, дабы можно было атаковать осаждающего врага и с тыла).

К преобразованиям беседки и садов больше не озабоченный Кальмарской войной король вернулся в 1613-15 гг. Беседку расширили и соорудили там Зимнюю комнату, в которой повесили 75 голландских картин, привезенных из Антверпена. Эта комната по сей день выглядит так, как при короле Кристиане IV. На этом преобразования уж не беседки, но почти дворца не закончились – строительство велось и в 1616-24 гг., был добавлен дополнительный ярус, пара башен, на верхнем этаже обустроили Длинный зал, украшенный 24 картинами, каждая из которых напоминала заботливому отцу и его детях. В итоге получился замечательный дворец в стиле голландский ренессанс. Розенборг был любимым местом жительства Кристиана IV, там король и умер в 1648 г.

В дальнейшем каждый король – от Кристиана V, внука Кристиана IV, до Фредерика VII (1863) - привносил во дворец что-то свое. Упомянутый внук заменил в 1698 г. 24 нравоучительыне картины Длинного зала на 12 гобеленов, изображающих войну 1675-79. Фредерик III хранил во дворце художественную коллекцию королевской семьи. В 1707 г. Фредерик IV украсил Длинный зал росписью потолка в барочном стиле, что превратило зал в один из самых красивых барочных интерьеров в Европе.

Эра Розенборга как места жительства королевской семьи закончилась в 1710 г., когда был построен загородный дворец Фредериксберг (Frederiksberg), однако о нем снова вспомнили, когда в 1730 г. был разрушен Кристиансборг – двор снова переехал жить в Розенборг, и находился здесь до 1745 г. В 1833 г. Фредерик VI превратить дворец в музей, что и было сделано в 1838 г. Уникальностью собрания и интерьеров был тот факт, что все комнаты и покои были выстроены хронологически – от первого хозяина дворца с последнему, и, прогуливаясь по помещениям, вы наблюдали, как менялись стили и мода на интерьеры в течение более чем 200 лет. После отмены абсолютизма в Дании в 1854 г. дворец стал государственной собственностью, а коллекции – частной собственностью короля. В 1917 г. гобелены Длинного зала были сняты и увезены, дабы украшать взоры в Кристиансборге, в 1999 г. они были возвращены обратно в Розенборг.

Внутри дворец не изменился с 1838 г. – вы точно так же можете совершить прогулку по стилям, начиная от ренессанса времен Кристиана IV и заканчивая неоклассицизмом Фредерика VII. Очень хорош Рыцарский зал с троном из мрамора и зуба нарвала (им пользовались при коронации в 1871-1940 гг.), большие серебряные львы, охраняющие покой трона. В сокровищнице в подвале дворца представлены четыре комплекта корон и королевские регалии, которые при необходимости королева Магрете использует и поныне. Обратите внимание на корону короля Кристиана IV, которая считается самой красивой ренессансной короной. Остальное собрание сокровищницы – золотая посуда, многочисленные ювелирные украшения, часы, оклады для редких книг, рыцарские ордена Дании и европейских стран, шпаги и трости для прогулок, богато инкрустированные седла, а также фигурки-предметы из полудрагоценных камней…

Сады, разбитые вокруг королевской беседки в 1606 г., предназначались для увеселения короля и частично – для выращивания фруктов и овощей для королевского стола. Старейшая часть сада в стиле голландского ренессанса специально сохранена, более того – гуляя по саду, как и по дворцу, можно проследить, как менялась мода на облик садок, их планировку и садовые украшения. Каждый архитектор дворца привносил в сады что-то свое, и в итоге получилось внушительное пространство, занимающее сейчас 12 гектаров.

С начала XVIII века сады были открыты для публики, и когда мы пришли туда прогуляться, в садах было очень людно – народ сидел бувально везде, греясь на солнышке. В парке имеется пара павильонов в неоклассическом стиле, и ряд примечательных, а порой и непонятных статуй. К примеру, скульптура «Лев и лошадь», где хищник пожирает свою жертву, была сделана еще при короле Кристиане IV в 1671 г., но установили ее в садах только в 1663 г., при Фредерике III. В 1880 г. в садах установили статую Андерсена.

Нюбодер (Nyboder)

Этот квартал, название которого переводится как «новые дома», расположен к северо-востоку от Розенборга. Датчане (хорошие пиарщики) самонадеянно заявляют, что это первый в истории пример типового жилищного строительства – по приказу короля Кристиана IV для его моряков и служащих порта в 1641 г. было построено 24 одинаковых желтых дома с 556 квартирами. Не первый – вспомним городок Остия Антика близ Рима, где еще в начале нашей эры строились многоэтажные дома-инсулы. В этих же домиках до сей день проживают люди, так или иначе имеющие отношение к флоту и морскому делу. В центре квартала стоит лютеранская неоготическая церковь Святого Павла.

Цитадель Кастеллет (Kastellet). Парк Черчилля

За Нюбодером разбит еще один парк – имени Черчилля, окружающий цитадель Кастеллет. На берегу рва, окружающего крепость, стоит неоготическая англиканская церковь Святого Албана, построенная в честь бракосочетания дочери короля Кристиана IX и принца Уэльского, будущего короля Англии Эдуарда VII.

В цитадель можно войти по мостику, перед которым слева – памятник датчанам, погибшим во мировых войнах.

Возвел крепость голландский архитектор Хенрик Рюсе (Henrik Rüse) в 1660 г., чтобы прикрыть город с севера. Сейчас здесь расположены казармы – ряды одинаковых домиков, которые были бы скучными, если бы не были ярко-красными.

На валы можно подняться и обойти крепость по периметру, любуясь видами и красивой голландской мельницей (1847), которая до сих пор в рабочем состоянии, снабжая цитадель мукой. Ежегодно, 28 октября, мельницу запускают и можно наблюдать, как она машет лопастями.

Покинув крепость, мы несколько минут идем по набережной. Наша цель – символ Копенгагена -

Русалочка (Denlille Havfrue)

«Что явно и несомненно в сказках и историях Андерсена - крайняя жестокость по отношению к женщине. И шире - к молодой цветущей красоте. «Палач отрубил ей ноги с красными башмаками - пляшущие ножки понеслись по полю и скрылись в чаще леса» («Красные башмаки»). В этой зловещей мультипликации звучит мотив прославленной «Русалочки» - надругательство над женским телом. Бронзовый памятник страху телесной любви стал символом Копенгагена. К этой статуе идет поток туристов - от Новой Королевской площади мимо монументальной Мраморной церкви, мимо уютного православного храма, мимо элегантного дворца Амалиенборг с одной из самых изящных в Европе площадей: мимо всей этой рукотворной красоты - к рукотворному воплощению ужаса перед красотой. Русалочка сидит у берега на камне, поджав хвост, склонив голову, которую дважды ночами отпиливали такие же неутоленные мастурбаторы, как Русалочкин создатель. Голову приделывали новую, не хуже прежней - не в голове ведь дело.
Петр Вайль «Гений места»

Перед поездкой Копенгаген я себе не представляла – никак. Если, скажем, Париж, Лондон или Рим с Севильей настолько описаны в мировой литературе, что перед первой поездкой кажется, что ты сможешь водить там экскурсии за гидов (в принципе, так и оказывается на самом деле), то Копенгаген был для меня терра инкогнита. Единственное, что представлялось мне хоть как-то – это Русалочка, растиражированная на множестве фотографий, плакатов, сюжетов по ТВ. Мне казалось, что это трогательная статуя на берегу моря, от которой немедленно защемит сердце. Действительность оказалась намного более прозаичной – русалочка – вовсе не хрупкое возвышенное создание, а довольно сутулая и несуразная тетка, с непропорционально большой головой, вокруг которой неизменно прыгает толпа народу, позирующая «на фоне». Фон у Русалки тоже так себе – порт со всеми его механизмами.

История создания памятника довольно интересна – в 1909 г. Карл Якобсен, сын основателя пивной империи, настолько вдохновился балетом «Русалочка», поставленным на сцене Королевского театра оперы и балета, и исполнительницей главной роли Эллен Прайс, что сделал заказ скульптору Эдварду Эриксену на статую Русалочки, которую он намерен был подарить городу, но посвятить балерине. Так как балерина позировать отказалась, скульптор лепил фигуру со своей жены, Элин Эриксен, но придал лица Русалочки черты сходства с балериной. Памятник представили публике 23 августа 1913 году и, как водится, публике памятник, который сейчас, пожалуй, самое посещаемое место в городе, не понравился. Не дает он покоя кое-кому и сейчас – чего только не отпиливали Русалочке – руки, пару раз голову, обливали краской… Поэтому одна из свежих идей мэрии Копенгагена – перенести Русалочку на более глубокое место у берега – туда, где агрессивные туристы не смогут ее достать.

Чуть далее на набережной Лангелинье (Langelinie), у церкви святого Албана, имеется еще один интересный объект – большой фонтан, изображающий богиню Гефиону, погоняющую быков. Создал его в 1908 г. Андерс Бодгорд, использовавший легенду из скандинавской мифологии. Согласно сказанию, шведский король Гюльфе пообещал богине плодородия Гефионе, что он отдаст ей все земли, которые она сможет вспахать за один день. На следующее утро перед королем простиралось бескрайнее вспаханное поле (одна из версий легенды гласит, что богиня превратила в быков своих собственных сыновей), а Гефиона взмахнула кнутом, и упряжка, запряженная быками, оторвала от Швеции огромный кусок земли. Так родилась Дания.

Амалиенборг (Amalienborg)

Дворцовый комплекс Амалиенборг, состоящий из четырех одинаковых дворцов в стиле рококо, выходящих фасадами на восьмиугольную дворцовую площадь, был построен в 1750-е гг. по эскизам тогдашнего придворного архитектора Николая (Нильса) Эйгтведа (Nicolai Eigtved) и по желанию короля Фредерика V, впечатленного Place de la Concorde в Париже. Название комплекс особняков получил по имени хозяйки дворца, который стоял здесь, но полностью сгорел – Софи Амалиенборг (Sophie Amalienborg). Правда, тогда дворцы не были королевскими – четырем знатным придворным были дарованы здесь участки земли с тем, чтобы они выстроили себе здесь здания, отвечающие замыслам короля. Их имена дворцы носят по сей день – управляющего королевским двором Мольтке, членов тайного королевского совета Леветзау и Ловенскольдом, барона Брокдорффа. Королевской резиденцией дворцы стали в 1794 г., когда после пожара Кристиансборг стали отстраивать заново, и по сей день королевская семья проживает именно здесь.

Если рассматривать дворцы по часовой стрелке начиная от входа в Frederiksgade, то исторические названия дворцов – нынешние названия дворцов и их последние обитатели будут следующими:
Дворец Levetzaus – дворец Кристиана VIII – наследный принц Фредерик с семьей;
Дворец Brockdorffs – дворец Фредерика VIII – Фредерик IX, предыдущий монарх;
Дворец Schacks – дворец Кристиана IX - Магрете II, правящая королева с супругом Анри;
Дворец Moltkes - дворец Кристиана VII - Кристиан VII.

В центре площади стоит конная статуя короля Фредерика V работы французского скульптора Жаком-Франсуа-Жосефом Сэли (Jacques-Francois-Joseph Saly), который посвятил памятнику около 15 лет, кропотливо изучая лошадей и создав множество эскизов и моделей. В итоге данный монумент считается одним из лучших в мире конных памятников.

Дворец Мольтке (Moltke) был переименован во дворец Кристана VII вскоре после того, как его приобрела королевская семья (1794), которой нужно где-то было жить. После смерти короля Кристиана VII (1808) здание использовали для проживания придворных, позднее там разместилось Министерство иностранных дел. С 1885 г. дворец использовался исключительно для гостей, в 1930-е здесь жил предыдущий король Фредерик IX с супругой, тогда еще кронпринц, а в 1960-е гг. здесь «ютилась» будущая королева Магрете с мужем и сыновьями, пока реставрировали соседний «корпус». В 1999 г. была закончена полномасштабная рестраврация дворца, за которую мастера получили престижную архитектурную премию «Европа Ностра».

Внутри дворца находятся два уникальных помещения – Большой зал в стиле рококо, спроектированный Эйгтведом, украшенный деревянной резьбой работы ле Клерка (le Clerc) и фресками Фоссати (Fossati); и Банкетный зал архитектора Жардина (N.H. Jardin) в стиле Людовика XVI – оба они считаются архитектурными шедеврами.

Дворец Леветзау строился теми же мастерами и по тому же проекту, что и дворец Мольтке, однако средства будущих хозяев были неравны, а посему и дворец получился несколько более скромным. Тайный советник Леветзау умер в 1756 г., но дворец оставался собственностью семьи до 1794 г., когда дворец приобрел наследник престола Фредерик и перестроил его в стиле французский ампир. В 1839 г. живущий во дворце принц Кристиан Фредерик восходит на престол под именем короля Кристиана VIII и дает дворцу свое имя. Король и королева были меценатами и людьми очень образованными, и особняк стал центром культурной жизни Копенгагена, но увы – ненадолго – до 1848 г, когда король умер. После смерти вдовствующей королевы в 1881 г. здание использовало для своих нужд Министерство иностранных дел, в 1898 г. сюда въехал кронпринц Кристиан (будущий король Кристиан X) с принцессой Александрин, им дворец принадлежал до 1947 г. Сейчас в особняке проживает наследник датского престола Фредерик с семьей.

Дворец Брокдорфф был возведен в 1750-60е гг. также по проекту Эйгтведа, после смерти барона в 1763 г. он перешел управляющему двором Мольтке, который два года спустя продал его королю Фредерику V. С 1767 г. дворец служил как помещение для Кадетской Академии, с 1788 г. – для военно-морской Академии. После свадьбы принцессы Вильгельмины и принца Фредерика (будущего короля Фредерика VII) отреставрированный в стиле ампир дворец передали молодоженам (1828). После расторжения этого брака в 1837 г. и до 1869 г., когда здесь поселился принц Фредерик (будущий король Фредерик VIII), давший имя дворцу, здесь проживали различные члены королевской семьи. В 1936 г. дворец отреставрировали и здесь поселились принц Фредерик (будущий король Фредерик IX, отец нынешней королевы) с принцессой Ингрид, которая жила здесь до своей кончины в 2000 г.

Заказчиком дворца Шака был изначально член тайного королевского совета Северин Ловенскольд, однако к 1754 г. деньги на строительство у вельможи закончились, и возведение дворца продолжили графиня Софи Шак и ее приемный внук Ханс Шак. Последний стал зятем управляющего королевским двором Мольтке через три года, и тот выделил необходимые средства для окончания строительства. Из-за постоянных задержек с финансированием интерьеры этого дворца были закончены позже остальных и поэтому они подверглись гораздо большему влиянию стиля а-ля Людовик XVI, чем остальные дворцы. В 1794 г. дворец Шака был приобретен королем Кристианом VII для кронпринца Фредерика (будущего короля Фредерика VI). После его смерти и кончины его вдовы в 1852 г. дворец использовался МИДом и Верховным судом. В 1863 г. сюда переехал король Кристиан IX, давший дворцу свое имя. «Тесть и свекор всей Европы» (о чем несколько позже) жил там до своей смерти в 1906 г., после чего дворец оставался заброшенным до 1948 г. В 1967 г. дворец был отреставрирован и передан принцессе Магрете (нынешней королеве) и ее мужу, принцу Анри, где они живут по сей день.

Между дворцами Шака и Мольтке имеется т.н. колоннада Харсдорффа, соединяющая оба корпуса, где в 1794 г. поселилась королевская семья. Ионические колонны и пилястры построены не из камня, а из искусно покрашенной древесины – средств, видать, было в обрез. По замыслу автора, архитектора Харсдорффа, проход между дворцами был одноэтажным, но когда места перестало хватать, колоннаду нарастили еще на один этаж.

Мы пришли сюда вечером, когда на площади кроме нас и одинокого гвардейца в высокой меховой шапке никого не было (кстати, самые первые такие шапки были подарены королю Кристиану IX его зятем, русским императором Александром III), а вообще каждый день к полудню на площади собирается целая толпа туристов, чтобы лицезреть торжественную смену караула, который в 11.30 выходит из Розенборга и движется по улицам города к Амалиенборгу.

За дворцом в сторону набережной разбит парк Амалиенхавен (Amaliehaven), проект которого был разработан бельгийским архитектором Жаном Делоне (Jean Delogne). Парк открылся для публики в 1983 г. и получил свое название в честь близстоящего дворцового комплекса и гавани. Отсюда хорошо видно и площадь перед дворцами, и Мраморную церковь, к которой мы и направляемся.

Церковь Фредерика, или Мраморная церковь (Frederiks Kirke, Marmorkirken)

Ее огромный купол диаметром 30 метров виден и из садов Розенборга, и с площади Амалиенборга, и из парка Амалиенхавен. Говорят, что это крупнейший собор Скандинавии, придется поверить на слово, но на полу собора Святого Петра в Риме я ее не припомню, придется посмотреть в следующий раз при посещении Рима прицельно.

Основал храм король Фредерик V в 1749 г., желавший во что бы то ни стало создать единый архитектурный ансамбль четырех дворцов и собора. Строительные работы, начавшиеся под руководством Эйгтведа, застопорились почти на 100 лет из-за банальной нехватки денег, и все это время церковь выглядела как обычный недострой. После смерти архитектора его дело продолжили Жардин (N.H. Jardin) и Фердинанд Мелдахл (Ferdinand Meldahl), проект несколько раз пересматривали, но купол остался неизменным. Стены церкви построены из норвежского мрамора, верхние уровни – их кирпича и известняка (злые языки утверждают, что из-за нехватки денег во время строительства «мрамор» в соборе сделан из раскрашенного дерева). Купол украшен фресками с изображением апостолов работы Chresten Overgaard. Окружают собор бронзовые статуи выдающихся деятелей датской церкви, начиная с крещения Дании, а также святых и прочих известных религиозных деятелей – от Моисея до Мартина Лютера.

Православная церковь Александра Невского. Принцесса Дагмар (императрица Мария Федоровна)

От собора отходит улица Bredgade, по которой мы доходим до изящного православного храма, так необычно смотрящегося на улицах Копенгагена. Ее возвели на средства императора Александра III, женившегося на датской принцессе Дагмар, ставшей впоследствии императрицей Марией Федоровной, чтобы, находясь в Дании, он и императрица могли посещать православный храм. Вдовствующая императрица часто бывала в этой церкви, пока жила в Дании, и сейчас небольшой бюст принцессы украшает внутренний дворик церкви, справа от входа.

Принцесса родилась 26.11.1847 г. в Копенгагене в семье будущего короля Кристиана IX, который привел на трон дом Глюксборгов. Короля по праву называли «тестем всей Европы», поскольку он, благодаря бракам своих детей, смог породниться со многими королевскими домами Европы. Его дочь Александра вышла замуж за будущего короля Англии Эдуарда VII. Дагмар стала женой будущего российского императора Александра III. Младшая дочь Тира сочеталась браком с герцогом Эрнстом Августом Кемберлендским. В 1863 году его сын Вильгельм стал королем Греции под именем Георга I, а внук Карл в 1905 году вступил на норвежский престол под именем Хокона VII.

Дагмар была помолвлена с наследником русского престола, великим князем Николаем Александровичем (1864 г.), но вскоре потеряла своего жениха, скончавшегося от туберкулеза, и в 1866 г. обручилась с новым наследником - великим князем Александром Александровичем. 1 сентября 1866 года принцесса Дагмар на датском судне «Шлезвиг» покинула Данию. Огромное количество людей провожало ее в копенгагенском порту, и среди них был Ханс Кристиан Андерсен, который написал о ней следующие строки: «… Вчера на пристани, проходя мимо меня, она остановилась и протянула мне руку. У меня навернулись слезы. Бедное дитя! Всевышний, будь милостив и милосерден к ней! Говорят в Петербурге блестящий двор и прекрасная царская семья, но ведь она едет в чужую страну, где другой народ и религия и с ней не будет никого, кто окружал ее раньше…»

Датчанку приняли в России торжественно: в Кронштадте ее встречали император Александр II, царица Мария Александровна и все царские дети, а на рейде выстроилась военная эскадра из 20 судов. Через 2 месяца состоялось венчание Александра и Дагмары. Молодая великая княгиня, а затем и императрица активно занималась благотворительностью и образовательной деятельностью, принимала участие в дипломатических делах и была очень уважаема всей русской знатью.

После отречения ее сына, Николая II, от престола, Мария Федоровна уехала в Крым, откуда была вывезена 11 апреля 1919 года в возрасте 72 лет с дочерьми Ксенией и Ольгой британским крейсером "Мальборо", специально присланного ее сестрой, английской королевой Александрой. Из Лондона Мария Федоровна с Ольгой отправилась в Копенгаген, где поселилась у племянника - короля Христиана Х, в Амалиенборге. Скончалась она в 1928 году на вилле Видёре под Клампенборгом, где жила последние годы. Отпевали ее в церкви Св. Александра Невского 19 октября 1928 года, погребли в Роскилле в знаменитом соборе-усыпальнице датских королей.

29 сентября 2006 прах императрицы был перезахоронен в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга.

Неподалеку с церковью Александра Невского расположен главный католический собор Святого Ансгара.

Для следующей прогулки нам опять нужно переместиться в другой конец Копенгагена – на запад, где расположились зоологический сад, а также дворцовый комплекс

Фредериксберг (Frederiksberg)

Мы дошли сюда пешком – прогулялись как-то вечером, благо что от нашего отеля туда ведет прямая (хотя и протяженная) улица. Если вы не любитель продолжительных пеших прогулок – лучше возьмите напрокат велосипед или доедьте сюда на метро. Можно совместить прогулку по дворцовому парку с посещением расположенного рядом зоологического сада.

Еще одним дворцом в Копенгагене мы обязаны королю Фредерику IV – впечатленный итальянскими виллами, король желал дворец в барочном стиле, поэтому на месте маленькой королевской фермы (1663) на вершине холма в 1703 г. Эрнст Бранденбург построил первое крыло будущего дворца. В 1709 г. дворцу пристроили этаж и часовню, в 1730-е гг. дворец перестроили по приказу Кристиана VI, здесь летом бывала королевская семья (напомню, что как раз строился дворец Кристиансборг). Современный облик дворец приобрел в 1829 г. во времена Фредерика VI, король любил здесь бывать, и его память почтили установкой в дворцовом парке памятника работы Германа Вильгельма Биссена (Herman Wilhelm Bissen). На основании памятника – надпись «Здесь он чувствовал себя счастливым посреди верных людей».

Сразу скажу, что сейчас здание принадлежит Минобороны Дании и используется как корпус Королевского военного училища. Поэтому праздношатающиеся туристы (и мы в том числе) ограничиваются прогулкой вокруг дворца и по парку. Парк, нужно отметить, примечательный – с китайским павильоном, гротами, хижинами, системой озер и каналов, богатой флорой и фауной (нам попались только цапли, но дело было вечером – может, остальные спали?) и детскими площадками.

Бывшая загородная резиденция датских королей, расположенная на окраине , . Вокруг замка разбит живописный сад, красотой которого ежегодно приезжают полюбоваться миллионы людей. В самом замке открыт музей, где можно увидеть королевские регалии и украшения. Розенборг включен в по версии нашего сайта.

Это чудо ренессансной архитектуры было построено во времена правления могущественного Кристиана IV (1588-1648). Его спроектировал выдающийся фламандский архитектор из династии Стенвинкелей. Этот замок побыл резиденцией датских монархов чуть больше века. С приходом Фредерика IV (1699-1730) появились новые барочные дворцы, а Розенборг был покинут.

Сегодня царский замок открыт для публичных посещений. Вход в него является бесплатным. Любители живописи найдут там большую коллекцию картин, которыми когда-то любовались датские монархи. Туристов в особенности манит Королевский парк - самый старый и самый посещаемый парк Копенгагена. Рядом с ним есть еще Ботанический сад - спокойный уголок с уютной атмосферой и живописными видами.

Достопримечательность открыта для посещений круглый год с 10 или 11 часов утра, в зависимости от времени года. Добраться до нее можно на автобусах 6А, 43, 94N, 185. Остановка - Statens Museum for Kunst‎.

Фото достопримечательности: Замок Розенборг

Розенборг построен по приказу Короля Дании Кристиана IV в 1606-1634 годах, будучи задуманным как дворец для отдыха. Стиль — голландский ренессанс — был во многом определен чертежами, сделанными рукой самого Кристиана IV.

Кристиан IV

Последующие Короли также много пользовались этим замком, пока Фредерик IV в 1710 году не построил Фредериксберг (в пригороде Копенгагена). После этого Розенборг посещался Королями лишь изредка, в основном для официальных приемов.

Кроме этого, его использовали в качестве кладовой для Королевского имущества, в нем хранились наследные фамильные ценности, троны, регалии. С тех пор Розенборг лишь дважды он становился официальной резиденцией — в 1794 году, когда сгорел дворец Кристиансборг, и в 1801 году, когда Копенгаген подвергся массивному обстрелу британским флотом.


На конном портрете Кристиана IV рядом с монархом изображён Ганс Стенвинкель Младший. Король показывает на выстроенный Стенвинкелем замок Розенборг.

Фламандец Ганс Стенвинкель Младший спроектировал здание в ренессансном стиле своей родины. Наиболее пышно был оформлен бальный зал, где проходили торжественные банкеты и королевские аудиенции.

Фрески баптистерия

Фредерик IV

В 1710 г. датский король Фредерик IV, развернувший строительство нескольких дворцов в более лёгком стиле барокко, покинул со своим семейством замок Розенборг. С тех пор датские короли возвращались в замок только дважды — на время перестройки погоревшего Кристиансборга и на время Копенгагенского сражения в 1801 году.

Хранилище Королевских регалий

Наверху корона Кристиана V, изготовленная в 1670-1671 годах. Ее форма вдохновлена легендарной короной Карла Великого. Корону украшают два больших сапфира. В центре корона Кристиана IV, изготовленная в 1595-1596 годах. Женские фигуры в орнаменте короны олицетворяют справедливость (с мечом) и любовь (вскармливает младенца) Внизу изображены корона Королев 1731 года (ею короновалась Королева София Магдалена, августейшая супруга Кристиана VI) и держава, изготовленная в Гамбурге в 1648 году для коронации Фредерика III. Слева державный меч 1643 года, украшенный гербами провинций Дании; справа скипетр 1648 года с лилией, увенчанной Королевской короной.

Вторая главная комната в Розенборге — хранилище Королевских регалий. Начну с простого — например, впечатляющих Королевских шахмат (воистину игра Монархов, и фигуры под стать):

Коронационные реликвии

Короны повседневные и праздничные


Королевские регалии

В качестве музея Розенборг имеет давние традиции. Уже в 1838 году Королевские кладовые были открыты для публики. Залы, обстановка которых была выполнена для Кристиана IV и Фредерика IV, были восстановлены в своем первоначальном виде. Жизнь последующих Королей представлена в залах, обстановка которых показывает изменения в стиле и включает в себя предметы убранства дворцов. Целью этого было показать национальную историю, которая была сильно связана с Королевской династией.

Такая хронологически расположенная экспозиция была новым словом в музейном деле, отличаясь от тематических экспозиций музеев более раннего времени.

Когда в 60-х годах XIX века Розенборг был открыт в том виде, в каком он большей частью дошел до нашего времени, дворец привлек большое внимание публики. Королевская династия была представлена в нем вплоть до последнего умершего Короля, в связи с чем Розенборг стал первым в Европе музеем, посвященным своему времени.

Сады замка Розенборг - старейший и наиболее посещаемый парк в самом центре датской столицы. История парка началась в 1606 году, когда датский король Кристиан IV (Christian IV) приобрел землю за пределами восточного крепостного вала Копенгагена и заложил здесь сад в стиле Ренессанс, который служил не только усладой для королевских глаз, но и позволял выращивать фрукты, овощи и цветы для нужд замка Розенборг.

Изначально на месте замка располагался относительно небольшой павильон, который к 1624 году разросся до его сегодняшних размеров. В 1634 году Шарль Ожье (Charles Ogier), секретарь французского посла в Дании, сравнил Королевские сады с садами Тюильри в Париже. Чертежи Отто Хайдера (Otto Heider), датирующиеся 1649 годом - самый старый их сохранившихся до наших дней планов датских садов, который демонстрирует его оригинальную планировку.

В те времена, в саду находился павильон, различные статуи, фонтан и другие садовые элементы. В посадках преобладали: тутовое дерево, виноград, яблони, груши и лаванда.

Позже, по мере изменения модных тенденций, сад был перепланирован. На плане 1669 года виден лабиринт - типичный элемент садов в стиле барокко. Лабиринт имел сложную запутанную систему тропинок, которые вели к центральной зоне с восьмиугольным летним домиком. В 1710 году королевская семья переехала жить в новое место - дворец Фредериксберг (Frederiksberg Palace), вскоре после этого замок Розенборг опустел, а сады были открыты для свободного посещения.

В 1711 году управляющим местной оранжереей был назначен Йохан Корнелеус Кригер (Johan Cornelius Krieger). Позже, в 1721 году он стал главным садовником Королевского сада и перепланировал его в стиле барокко.

Замок находится в северо-западной части парка, который занимает сегодня площадь 12 акров (около 5 га) и окружен с трех сторон рвом, заполненным водой.

Доминанта парка - две пересекающиеся в его центре аллеи, известные как Путь Рыцаря (Kavalergangen) и Дамская тропинка (Damegangen). Деревья вдоль аллей - часть прежнего барочного сада. Остальные маршруты организованы в виде сети пересекающихся дорожек согласно плану Хайдера 1649 года.

Среди построек парка стоит также обратить внимание на казармы. Изначально это был павильон и два вытянутых здания оранжереи, построенные Ламбертом Ван Хэвеном (Lambert van Haven) для Кристиана V. В 1743 году они были перестроены в стиле барокко Йоханом Кригером. С 1885 г. здесь проживали офицеры королевской охраны, а с 1985 г. в казармах Розенборга размещаются солдаты, которые охраняют город…

В конце аллеи Путь Рыцаря находится Павильон Геркулеса, получивший свое название благодаря статуи Геркулеса, которая разместилась в глубокой нише между двумя тосканскими колоннами. С двух сторон от монумента установлены небольшие ниши со статуями Орфея и Эвридики. Статуи были сделаны итальянским скульптором Джованни Баратта (Giovanni Baratta) и приобретены Фредериком IV во время его визита в Италию.

После пожара, охватившего Копенгаген в 1795 году, город ощущал большую потребность в новых домах, и крон-принц Фредерик отдал южную часть сада под строительство новой улицы, которую назвали Kronprinsessegade в честь крон-принцессы Марии Софии (Marie Sophie).

Вскоре на южной стороне улицы появились новые жилые строения и ограждение по проекту городского архитектора Питера Мейна (Peter Meyn). На тот момент, он только вернулся из поездки в Париж, где вдохновился увиденной архитектурой и, в частности, Новым Мостом (Pont-Neuf) с кованой решеткой, множеством маленьких магазинов и уличной жизнью вокруг. В Королевском саду Мейн построил новую ограду с четырнадцатью маленькими павильонами в неоклассическом стиле.

Основные работы завершились в 1806 году, хотя два павильона оставались недостроенными до 1920 года, т.к. место, где планировалось их возвести, занимали здание строевой подготовки солдат и маленькая фабрика по производству минеральной воды.

Первоначально павильоны предназначались для торговли товарами первой необходимости, а затем, по дотации, стали доступны для жилья архитекторам и художникам Королевской Академии Художеств. Сейчас павильоны арендует Агентство по управлению собственностью и дворцами.

Самая старая скульптура в саду - Лошадь и Лев (1625 г.), которую Кристиан IV заказал у Питера Хусума (Peter Husum) в 1617 году. Подобная копия античной мраморной скульптуры установлена на Капитолийском Холме в Риме и изображает льва с человеческим лицом, плачущего над тушей лошади, которую он сам же и сразил.

Просматривается схожесть с персидской легендой о борьбе света и тьмы. В 1643 году статую временно перевезли в немецкий город Глюкштадт (Glückstadt), в связи с женитьбой Принца Фредерика III. Возможно, это был намек на обострение отношений между королем и его кузеном - Джорджем (Герцогом Брунсвик-Люнебургским). Король не мог простить Герцогу провал операцию в Битве при Луттере в августе 1626 года, что нанесло Дании невосполнимый ущерб.

Обратно в сад статуя вернулась спустя несколько лет, когда на трон взошел Фредерик III, и сейчас находится в южной секции парка.

17 мраморных шаров, окружающих центральную лужайку, перебрались сюда из Ротонды Святой Анны - церкви, которая строилась неподалеку с 1783 года, но так и не была закончена.

Мальчик на Лебеде - фонтан в виде бронзовой скульптуры высотой 148 см изображает маленького мальчика верхом на лебеде. Скульптура создана Х.Е. Фроендом (H.E. Freund) и заменила располагавшуюся здесь ранее фигуру из песчаника с тем же мотивом, придуманным французским скульптором Ле Клерком (le Clerc) в 1738 году.

Памятник Г.Х.Андерсену

Королева Каролина-Амалия

"Эхо"А.Хансена


Орфей Геркулес

Павильон Геркулеса

И кругом розы,розы....ведь замок роз


Королевский сад - любимое место отдыха горожан и туристов. В летний период здесь проводятся многочисленные художественные выставки и другие интересные мероприятия.

Интерьеры Розенборга

Описание интерьеров Розенборга начну с первого из двух главных (на мой взгляд) помещений — Длинного зала, постройки 1624 года:

Зал просто феноменальный. На потолке — герб Дании. На стенах — 12 огромных шпалер (копенгагенского производства), изображающих сцены победоносной для Дании войны со Швецией 1675-1679 годов.

Ключевой объект зала — Королевская пара тронов:

Их охраняют три геральдических льва в решительных позах. Трон Короля сделан в 1665 году из зуба нарвала; трон Королевы — в 1731 году из серебра. Львы, кстати, тоже серебряные.

Музейные комнаты

Гостинная Кристиана У!

Мебель в стиле рококо

Вот такой туалет

Интересное решение оконных откосов

Симпатичные пистоли,так и представляешь какую-то дуэль....

А это упряжка для слона,очень красивая и тонкая работа,золотое шитье,драгоценные камни,подарок индийского махараджи

Шкафчик,издалека похож на хохлому...расписное дерево,покрытое лаком

Королевский секретер с тайничками для хранения секретов

Такое скромное бюро

Барельефы из слоновой кости в зеленом кабинете

Баночки для притираний и табака(который нюхают)

Поделки по кости хранятся в сокровищнице замка

И бриллианты

Изумруды

Жемчуга и рубины..

Станок для резьбы по кости

Покои Фридерика У!!

Вот такой красавец фрегат

Жуткий экспонат,последний наряд его хозяина.Окровавленные одежды Кристиана IV, в которых он командовал той битвой - теперь один из экспонатов замка Розенборг.

Мраморная комната

Экспонат желтого кабинета

Вещичка Шарлотты -Амалии

А вои и известные старинные гобелены,как однако сохранились...

Детали гобелена

Милые статуэтки и статуи повсюду

Незабываемые впечатления....А у Вас?

  • Адрес: Øster Voldgade 4A, 1350 København, Дания
  • Телефон: +45 33 12 21 86
  • Официальный сайт: www.kongernessamling.dk
  • Открытие: 1624 г.
  • Архитектор: Ганс ван Стенвинкель Младший
  • Время работы: 10.00/11.00 - 14.00/17.00 (сезонно)
  • Стоимость посещения: взрослые - 80 DKK, студенты - 50 DKK, пенсионеры - 55 DKK, дети - бесплатно

Размещен замок на окраине столицы, на территории Королевского сада. Зеленые насаждения были высажены незадолго до строительства замка, а сам парк несет в себе некоторые элементы в стиле Ренессанса. Это делает окрестности дворца поистине сказочными и словно переносит в другую эпоху.

История замка Розенборг в Дании

Розенборг построен по задумке короля Дании Кристиана IV, и датируется его постройка 1606–1634 гг. Архитектором стал Ганс Стенвинкель Младший, но стиль был во многом определен чертежами самого короля. Задумывался замок как летняя резиденция и служил таковой вплоть до того момента, когда Фредерик IV построил в 1710 г. С тех пор дворец посещался монархами лишь несколько раз с целью проведения официальных приемов. И только дважды он становился официальной резиденцией Королей - в 1794 г., после пожара во дворце , и в 1801 г., во время массивного обстрела британским флотом.

Розенборг как хранилище королевского наследия

В качестве музея замок начал свое существование уже в 1838 г. С целью ознакомить датчан с национальной историей и королевской династией были открыты кладовые дворца. На широкую публику также были представлены и восстановленные в первоначальном виде залы, убранство замка и наследные фамильные ценности. Замок Розенборг хранит в себе настоящие сокровища нации - как духовные, так и материальные. Здесь представлены королевские регалии, а ключевым объектом Длинной залы дворца является пара королевских тронов. К слову, их охраняют три геральдических льва. Материалом для трона короля послужил зуб нарвала, а трон королевы сделан из серебра.

Интерьеры замка поражают своим убранством. На потолке тронного зала выложен герб Дании, а стены украшают 12 гобеленов, которые изображают сцены войны со Швецией, в которой Дания одержала победу. Еще одно впечатляющее место в Розенборге - это непосредственно хранилище королевских ценностей. Представлены здесь не только символы власти, но и собранные монархами драгоценности, памятники истории и культуры.

Как посетить?

Вход во дворец платный. Цена варьируется от 80 до 50 крон, детям вход бесплатный. Стоит обратить внимание на тот факт, что в замок нельзя входить с рюкзаками и сумками, их придется оставить в камере хранения, которая расположена рядом с билетной кассой. При входе можно найти бесплатные брошюры с описанием музея на русском языке. Есть возможность воспользоваться онлайн гидом, но только на английском языке.

Если в планы входит посещение не только замка Розенборг, то стоит учесть, что тут же входной билет можно купить и в расположенный неподалеку дворец . Комбинированный билет предоставляет скидку. Добраться посредством общественного транспорта можно на автобусе. Маршруты 6A, 42, 43, 94N, 184, 185, остановка Statens Museum for Kunst‎.

Дворец Розенборг

В столице Дании расположены три Королевских дворца (или замка, трудно определить разницу, но мне кажется, русское слово «дворец» больше подходит. Хотя в датском в любом случае называется slot - можно уловить в этом слове родственника немецкого schloss). Во время поездки в августе 2012 года я посетил их все; но восприятие весьма различно. Не в том смысле, что какой-то из них хуже или лучше. Просто они заметно отличаются друг от друга.

Розенборг построен по приказу Короля Дании Кристиана IV в 1606–1634 годах, будучи задуманным как дворец для отдыха. Стиль - голландский ренессанс - был во многом определен чертежами, сделанными рукой самого Кристиана IV. Последующие Короли также много пользовались этим замком, пока Фредерик IV в 1710 году не построил Фредериксберг (в пригороде Копенгагена). После этого Розенборг посещался Королями лишь изредка, в основном для официальных приемов. Кроме этого, его использовали в качестве кладовой для Королевского имущества, в нем хранились наследные фамильные ценности, троны, регалии. С тех пор Розенборг лишь дважды он становился официальной резиденцией - в 1794 году, когда сгорел дворец Кристиансборг, и в 1801 году, когда Копенгаген подвергся массивному обстрелу британским флотом.

В качестве музея Розенборг имеет давние традиции. Уже в 1838 году Королевские кладовые были открыты для публики. Залы, обстановка которых была выполнена для Кристиана IV и Фредерика IV, были восстановлены в своем первоначальном виде. Жизнь последующих Королей представлена в залах, обстановка которых показывает изменения в стиле и включает в себя предметы убранства дворцов. Целью этого было показать национальную историю, которая была сильно связана с Королевской династией. Такая хронологически расположенная экспозиция была новым словом в музейном деле, отличаясь от тематических экспозиций музеев более раннего времени. Когда в 1860-х годах Розенборг был открыт в том виде, в каком он большей частью дошел до нашего времени, дворец привлек большое внимание публики. Королевская династия была представлена в нем вплоть до последнего умершего Короля, в связи с чем Розенборг стал первым в Европе музеем, посвященным своему времени.

Ботанический сад возле Розенборга

Начать свой иллюстрированный рассказ хочу с упоминания расположенного неподалеку Ботанического сада:

и маленькие каменистые ручейки:

Наружный осмотр Розенборга. Парк



Здание Розенборга является одним из самых старых, сохранившихся в Копенгагене в неизменном состоянии. Рядом расположены большой парк с многочисленными скульптурами в разных стилях, а также хозяйственные и административные постройки:

Перед дорожкой к входу в дворец дежурят забавного вида львы:

Скульптур львов в Дании огромное число, ибо это геральдический символ страны. Есть они и внутри дворца, но об этом чуть ниже. Для справки отмечу, что в Розенборге можно купить билет не только в него, но и в расположенный недалеко (минут 20 ходьбы) дворец Амалиенборг, о котором речь во второй части рассказа. Комбинированный билет дает скидку. За право фотографировать (конечно, без вспышки) надо немного доплатить.

Интерьеры Розенборга

Длинный зал

Описание интерьеров Розенборга начну с первого из двух главных (на мой взгляд) помещений - Длинного зала, постройки 1624 года:

Зал просто феноменальный. На потолке - . На стенах - 12 огромных шпалер копенгагенского производства, изображающих сцены победоносной для Дании войны со Швецией 1675–1679 годов.

Ключевой объект зала - Королевская пара тронов:

Их охраняют три геральдических льва в решительных позах. Трон Короля сделан в 1665 году из зуба нарвала; трон Королевы - в 1731 году из серебра. Львы, кстати, тоже серебряные.

Музейные комнаты






Запомнились мне необычные доспехи с наплечниками в виде слоновьих голов:

Хранилище Королевских регалий

Вторая главная комната в Розенборге - хранилище Королевских регалий. Начну с простого - например, впечатляющих Королевских шахмат (воистину игра Монархов, и фигуры под стать):

К сожалению, у меня не получилась фотография державного меча Дании. В обобщенном виде главные регалии можно видеть на следующей иллюстрации:

Наверху корона Кристиана V, изготовленная в 1670–1671 годах. Ее форма вдохновлена легендарной короной Карла Великого. Корону украшают два больших сапфира. В центре корона Кристиана IV, изготовленная в 1595–1596 годах. Женские фигуры в орнаменте короны олицетворяют справедливость (с мечом) и любовь (вскармливает младенца) Внизу изображены корона Королев 1731 года (ею короновалась Королева София Магдалена, августейшая супруга Кристиана VI) и держава, изготовленная в Гамбурге в 1648 году для коронации Фредерика III. Слева державный меч 1643 года, украшенный гербами провинций Дании; справа скипетр 1648 года с лилией, увенчанной Королевской короной.

Дворец Амалиенборг

Наружный осмотр Амалиенборга

Впечатление от копенгагенского дворца Амалиенборга у меня не вполне однозначное. Изначально было большое желание побывать в резиденции действующего Монарха, причем резиденции не номинальной (как это было в Брюсселе, где здание под названием «Королевский дворец» местом проживания бельгийской августейшей семьи на самом деле не является). Но в итоге Амалиенборг меня как-то не «зацепил». Среди трех дворцов Копенгагена он единственный не произвел на меня большого впечатления. Но некоторые «изюминки» у этого дворца есть.

В 1794 году датская Королевская семья переехала в Амалиенборг, так как их предыдущая резиденция - дворец Кристиансборг (ему посвящена третья часть статьи) - сгорела. Каждое здание Амалиенборга названо в честь одного из Королей - Кристианов VII, VIII и IX, а также Фредерика VIII. Собственно музей Амалиенборга (куда есть доступ туристам - разумеется, в жилые комнаты им попасть нельзя) расположен в здании Кристиана VIII и показывает историю династии Глюксбургов (полное наименование - Шлезвиг–Гольштейн–Ольденбург–Глюксбург) в 1863–1972 годах.

В архитектурном смысле Амалиенборг представляет собой комплекс из четырех одинаковых зданий в стиле рококо, построенных в 1750–1758 годах. В моем восприятии это самый скучный и непривлекательный стиль, поэтому я ограничусь только парой снимков отдельных частей дворца, сделанных в разные погодные моменты:

Хорошо виден датский флаг Даннеброг (с характерными языками на одной стороне) - самый старый из ныне используемых флагов в Европе. Он появился в 1219 году - по легенде, во время битвы в Эстонии он упал с неба в руки Королю Вальдемару II и способствовал победе датской дружины.

Здания окружают восьмиугольную площадь, в центре которой стоит конная статуя Короля Фредерика V в образе древнеримского Императора. При его правлении и был построен Амалиенборг.

Мраморная церковь

По одной из осей, рассекающих площадь и комплекс зданий, видна большая церковь Фредерика, также известная как Мраморная церковь (Marmorkirken):

Начало ее постройки относится к тому же Фредерику V. Правда, достроена она была уже много позже после его смерти, так как в строительстве был большой перерыв, вызванный недостатком денег. Церковь была задумана как действительно мраморная, но средств на покупку норвежского мрамора хватило только на десятиметровую высоту стен. Потом, почти через 150 лет (уже в конце XIX века), ее достроили из более дешевых материалов, причем на деньги одного датского банкира. Мраморная церковь является одной из достопримечательностей Копенгагена, так как она является самой большой церковью в Северной Европе. Над колоннами церкви написана фраза: HERRENS ORD BLIVER EVINDELIG - «Слово Господне пребудет вечно». Вокруг здания размещены статуи прославленных датчан - в частности, философа Сёрена Кьеркегора, который, кстати, резко возражал против возведения этой церкви.

Смена караула лейб-гвардии

Посещение этого дворца было запланировано у меня прямо после Розенборга, причем я так рассчитал время, чтобы оказаться на площади Амалиенборга примерно без четверти полдень. Именно в это время происходит смена лейб-гвардейского караула. К сожалению, мне не повезло увидеть эту церемонию в парадном формате, с музыкой. Дело в том, что в таком формате она бывает только когда во дворце находится правящий Монарх (сейчас это Королева Маргарита II). А в день моего посещения ее как раз не было в Амалиенборге (но первые снимки дворца с развевающимся флагом сделаны в дни пребывания там Королевы).

У лейб-гвардии есть несколько разновидностей. Королевская лейб–гвардия (Kongevagt) несет караул, когда Королева Маргарита II проживает в резиденции. Тогда гвардия парадным маршем с флагом отходит от Розенборга в 11:30 и доходит до Амалиенборга в 12:00. Ее сопровождает Королевский оркестр лейб–гвардии. Лейтенант-гвардия (я не знаю, как на русский язык точно переводится выражение Løjtnantsvagt) несет караул, когда в Амалиенборге проживают принц-консорт Генрих, муж Маргариты, или кронпринц Фредерик, или принц Иоахим, управляющие государством в период отсутствия в стране Королевы. Эта гвардия тоже шествует с музыкой, но без флага. Дворцовая гвардия (Palævagt) несет караул, когда в Амалиенборге проживают только принцы, или не проживает никто из членов Королевской семьи. Она шествует буднично.

Лейб-гвардия выглядит так:



Черно-синяя униформа введена в 1848 году; более старой (с 1660 года) и торжественной является форма с красным мундиром. Последняя используется только в особо важных случаях, связанных с событиями в Королевской семье (дни рождения, сами рождения, свадьбы, крещения, годовщины и юбилеи).

Мне очень нравится сочетании черного и синего цветов; только современные автоматы в руках гвардейцев портят гармоничный облик. Кстати, большие шапки из медвежьего меха на расстоянии создают забавную иллюзию - они как бы «уменьшают» рост солдата. Некоторым даже кажется, что эти гвардейцы чуть ли не подростки (честно говоря, мне тоже так в первый момент показалось). Но это не так! Когда я наблюдал за сменой караула, один из гвардейцев вдруг побежал на противоположный край площади (очень ловко придерживая шапку). Когда он оказался на расстоянии буквально пары десятков сантиметров от меня, я убедился в том, что рост его нормальный для гвардейца - полагаю, где-то в диапазоне 180–190 см.

Между прочим, не стоит думать, будто эти гвардейцы - «асфальтовые» солдаты, как иногда полагают насчет таких дворцовых стражей. Лейб-гвардия Дании несла службу в горячих точках Югославии, Ирака, Афганистана (по сей день). Я не буду давать этому оценку (оценку надо давать не исполняющим приказ солдатам, а их правительствам, включающим страны в военно-политические блоки).

Интерьеры Амалиенборга

В самом музее Амалиенборга мне показалось скучновато. Может быть, это произошло из-за грандиозного впечатления от хранилища Королевских регалий в Розенборге, которые я видел полчаса назад. Все-таки манера охватывать за один день много крупных объектов несет в себе существенные недостатки (но что поделать? - времени в поездках всегда мало). В Амалиенборге мне запомнились:

выставка туалетов августейших особ, созданных кутюрье (не помню его имени) в середине 1990–х годов:


коллекция предметов из рабочих кабинетов нескольких Королей, собранных во второй половине XIX века:


Иллюстрированная таблица Королей Дании

В завершение я хочу обратить внимание на тот факт, что Дания сейчас является самым старым Королевством в Европе (с непрерывной генеалогией). И второй по старшинству Монархией в мире, после Японии. По этому поводу продемонстрирую иллюстрированную таблицу датских Королей и двух Королев, выполненную в «детском» стиле:


В этих рисунках есть что-то от сказок Андерсена. Интересные прозвища были у трех датских Королей: у Харальда I - Синезубый (из-за темного цвета зубов - в старые времена слово blå означало цвет гораздо более синий, чем впоследствии; его прозвище в наше время стало обозначением вида беспроводной сетевой технологии - так как технология эта появилась как раз на территории современной Скандинавии, а также потому, что Харальд объединял народы, подобно тому, как Bluetooth объединяет электронные устройства); у Свена I - Вилобородый (на рисунке он так и изображен, хотя на самом деле подобными вилам у него были усы, а не борода): у Эрика IV - Плужный Грош (за налог с плугов, который вызвал крестьянское восстание).

Заодно по этой таблице можно проследить историю нарядов.

Дворец Кристиансборг

Если Розенборг ныне является историческим музеем, Амалиенборг - резиденцией Королевской семьи и маленьким музеем династии, то и у Кристиансборга тоже много функций. Главная из них - местонахождение датского парламента (называется фолькетинг). Туристическим гостям дворца он предлагает немало интересных видов и информации.

Окрестности Кристиансборга

Остров Слотсгольмен

Для начала я немного «прогуляюсь» в окрестностях Кристиансборга. Сам дворец расположен на острове Слотсгольмен («слот» - это дворец или замок, «гольм» - остров), отделенном от основной части Копенгагена довольно узким каналом Фредериксгольм. Этот остров - сердце Копенгагена. Именно здесь в 1167 году епископом Абсалоном был построен первый замок, давший начало столице Дании. Впоследствии на том же месте был построен Копенгагенский замок. Виды канала и окрестностей острова можно посмотреть на нескольких фотолитографиях конца XIX века:

Музей Торвальдсена

Датский музей Торвальдсена - хранилище скульптур:

Площадь Хёбро

Площадь Хёбро (Højbro Plads); на ней сейчас находятся , в конце XIX века памятника Абсалону еще не было:

На дальнем плане мост Хёбро, который ведет как раз на остров Слотсгольмен.

Старая биржа

Еще одна достопримечательность острова - Старая биржа (здание первой половины XVII века, с 1974 года как биржа не используется):

Ее нынешний вид, неизменный:

Интересно, что шпиль биржи представляет собой скрученные хвосты четырех драконов. Изрядные же у них хвосты!

Здание Кристиансборга

Фотография у меня получилась довольно темная, что соответствует его суровому прошлому. Пересказ истории дворца занял бы чересчур много времени и места в записи; скажу лишь, что за свою более чем 8-вековую историю несколько раз полностью или частично перестраивался, подвергался разрушениям и реставрациям. Проследить его историю можно в специальном музее «Руины Кристиансборга». Я не любитель смотреть на старые камни и развалины (все равно они толком не воспринимаются), но почитать информационные таблички было очень познавательно. Запомнил, например, что такие монументальные здания строили в Копенгагене в основном из песчаника (в самые старые времена) или позже из гранита.

Нынешний Кристиансборг построен в 1907–1928 годах и считается третьим в цепи поколений замков с таким названием на этом месте.

Интерьеры Кристиансборга и картина Лауритца Туксена «Тесть Европы. Король Кристиан IX и Королева Луиза с родственниками во дворце Фреденсборг»

«Руины» - это отдельная, периферийная часть дворцового комплекса, доступная для просмотра посетителями. Главное - палаты собственно дворца. Купив билет и надев бахилы (они выдаются при входе), я отправился осматривать интерьеры Кристиансборга. Что мне сразу импонировало в этом дворце - его просторность. Почему-то именно эта черта как-то особенно запомнилась. Вначале большое впечатление производит датский Королевский штандарт:

Хотя с середины XIX века Кристиансборг не является резиденцией Монархов, троны тут сохранились:

Еще мне понравились многочисленные картины на исторические темы:

Хочу обратить особое внимание на большую картину художника Лауритца Туксена, изображающую Короля Дании Кристиана IX с супругой Луизой в окружении многочисленных родственников. Она была написана в 1883–1886 годах:

Описание картины «Тесть Европы. Король Кристиан IX и Королева Луиза с родственниками во дворце Фреденсборг»:

Кристиан IX - король Дании в 1863–1906 годах из династии Глюксбургов. Кристиан находился в тесных родственных связях с многими королевскими домами Европы; сейчас большинство европейских монархов является его прямыми потомками. Кристиана и его супругу Луизу называли «тестем и «тещей Европы».

1. Альберт Виктор (1864–1892), герцог Кларенс, принц Уэльский. Старший сын Короля Великобритании Эдуарда VII и Александры Датской. Внук Кристиана IX.

2. Эдуард (1841–1910), [наследный на момент написания картины] принц Уэльский. C 1901 года Эдуард VII - Король Великобритании и Ирландии, Император Индии; первый из Саксен-Кобург-Готской (ныне Виндзорской) династии. Зять Кристиана IX.

3. Александра (1844–1925), принцесса Уэльская. Супруга будущего Короля Великобритании и Ирландии Эдуарда VII. Старшая дочь Кристиана IX.

4. Ингеборга (1878–1958), принцесса Датская. Вторая дочь Короля Дании Фредерика VIII и Ловисы Шведской. Супруга принца Карла Шведского; герцогиня Вестергётландская. Внучка Кристиана IX.

5. Харальд (1876–1949), принц Датский, третий сын Короля Дании Фредерика VIII и Ловисы Шведской. Внук Кристиана IX.

6. Георг (1880–1912), герцог Камберлендский. Королевский принц Великобритании и Ирландии, герцог Брауншвейг–Люнебурга. Старший сын кронпринца Эрнста Августа II Ганноверского и Тиры Датской. Внук Кристиана IX.

7. Мария Луиза (1879–1948), герцогиня Камберлендская. Королевская принцесса Великобритании и Ирландии, герцогиня Брауншвейг–Люнебурга; супруга принца Максимилиана Баденского. Старшая дочь кронпринца Эрнста Августа II Ганноверского и Тиры Датской. Внучка Кристиана IX.

8. Тира (1853–1933), принцесса Датская и Ганноверская, герцогиня Камберлендская. Супруга кронпринца Эрнста Августа II Ганноверского. Младшая дочь Кристиана IX.

9. Александра (Аликс) (1882–1963), герцогиня Камберлендская. Королевская принцесса Великобритании и Ирландии, герцогиня Брауншвейг–Люнебурга; супруга Великого герцога Мекленбург-Шверинского Фридриха Франца IV. Младшая дочь кронпринца Эрнста Августа II Ганноверского и Тиры Датской. Внучка Кристиана IX.

10. Вальдемар(1858–1939), принц Датский. Младший сын Кристиана IX и Луизы Гессен-Кассельской.

11. Луиза Гессен-Кассельская (1817–1898), Королева Дании. Супруга Кристиана IX.

12. Кристиан IX (1818–1906), Король Дании.

13. Кристиан (1870–1947), принц Датский. C 1912 года Кристиан X - Король Дании; с 1918 по 1944 год Кристиан I - Король Исландии. Старший сын Короля Дании Фредерика VIII и Ловисы Шведской. Внук Кристиана IX.

14. Николай Александрович (1868–1918), Российский Наследник Цесаревич и Великий Князь. C 1894 года Николай II - Император Всероссийский. Старший сын Императора Всероссийского Александра III и Марии Федоровны. Внук Кристиана IX.

15. Дагмара (1847–1928) / после крещения в Православии - Мария Федоровна, Императрица Российская. Супруга Императора Всероссийского Александра III. Вторая дочь Кристиана IX и Луизы Гессен-Кассельской.

16. Александр III (1845–1894), Император Всероссийский. Супруг Дагмары / Марии Федоровны. Зять Кристиана IX.

17. Михаил Александрович (1878–1918), Великий Князь Российский. Младший сын Императора Всероссийского Александра III и Марии Федоровны. Внук Кристиана IX.

18. Ольга Александровна (1882–1960), Великая Княжна Российская. Младшая дочь Императора Всероссийского Александра III и Марии Федоровны. Внучка Кристиана IX.

19. Фредерик (1843–1912), кронпринц Датский. С 1906 года Фредерик VIII - Король Дании. Старший сын Кристиана IX и Луизы Гессен-Кассельской. Король Дании.

20. Георг I (1845–1913), Король Греции. Второй сын Кристиана IX и Луизы Гессен-Кассельской.

21. Ловиса Шведская (1851–1926), кронпринцесса Датская. Супруга кронпринца Фредерика, будущего Короля Фредерика VIII. Невестка Кристиана IX.

22. Тира (1880–1945), принцесса Датская. Третья дочь будущего Короля Дании Фредерика VIII и Ловисы Шведской. Внучка Кристиана IX.

23. Александра Георгиевна (1870–1891), принцесса Греческая. Дочь Короля Греции Георга I и Ольги Константиновны. Супруга Великого Князя Российского Павла Александровича. Внучка Кристиана IX.

24. Ольга Константиновна, Королева Греции (1851–1926). Дочь Великого Князя Константина Николаевича и Александры Иосифовны. Супруга Короля Греции Георга I. Невестка Кристиана IX.

25. Карл (1872–1957), принц Датский. C 1905 года Хокон VII - Король Норвегии. Второй сын Короля Дании Фредерика VIII и Ловисы Шведской. Внук Кристиана IX.

26. Виктория (1868–1935), принцесса Уэльская. Вторая дочь будущего Короля Великобритании Эдуарда VII и Александры Датской. Внучка Кристиана IX.

27. Мария Георгиевна (1876–1940), принцесса Греческая. Дочь Короля Греции Георга I и Ольги Константиновны. Супруга Великого Князя Российского Георгия Михайловича. Внучка Кристиана IX.

28. Луиза (1867–1931), принцесса Уэльска . Старшая дочь будущего Короля Великобритании Эдуарда VII и Александры Датской. Супруга Александра Даффа, первого герцога Файф. Внучка Кристиана IX.

29. Георгий Александрович (1871–1899), Великий Князь Российский. Третий сын Императора Всероссийского Александра III и Марии Федоровны. Внук Кристиана IX.

30. Мод (1869–1938), принцесса Уэльская. Младшая дочь будущего Короля Великобритании Эдуарда VII и Александры Датской; супруга (и двоюродная сестра) Норвежского Короля Хокона VII. Внучка Кристиана IX.

31. Ксения Александровна (1875–1960), Великая Княжна Российская. Старшая дочь Императора Всероссийского Александра III и Марии Федоровны. Внучка Кристиана IX.

32. Луиза (1875–1906), принцесса Датская. Старшая дочь будущего Короля Дании Фредерика VIII и Ловисы Шведской. Внучка Кристиана IX.

Приятны разнообразные украшения. Например, в этой комнате стены драпированы красными сирийскими шелками, секрет производства которых был давно утрачен и восстановлен лишь недавно:

Очень эффектные барельефы из металла:

Люстры, десюдепорты (декоративные композиции над дверями в форме скульптур, рельефов, панно) - все очень элегантно и красиво:



А эта картинка в одном из залов, где развешено много картин с цветочными букетами, демонстрирует язык цветов (в аспекте любви):

Не буду переводить названия - каждый может сам поупражняться, благо помимо датских названий есть английские переводы.

На выходе из основного здания Кристиансборга стоят статуи нескольких особ царственного вида, например:

У меня вновь возникло чувство (как и в ), что я рискую уподобиться Максимилиану из «Флорентийских ночей» Гейне…

Выставка карет и конюшня

И еще одна интересная достопримечательность Кристиансборга - выставка карет и конюшня (билет туда продается отдельно; и еще надо иметь в виду, что эта часть дворца открыта всего несколько часов в день). Коллекция карет небольшая, и ее нельзя назвать особенно шикарной. Наоборот, кареты эти, несмотря на принадлежность Королям, в основном довольно скромные на вид:



Видимо, это соответствовало и характеру большинства датских правителей, и размеру их денежных средств. Но мне кареты все равно понравились - как раз своей непритязательностью. Одна маленькая карета XIX века (снимок у меня, к сожалению, не получился) называется «котильон». Это подарок простых датчан одному из своих Королей.

Исключением является самая богатая датская карета под названием Золотая (1840 года изготовления). Она используется Королевской четой для ежегодного торжественного проезда из Амалиенборга в Кристиансборг во время празднования Нового года. Эта карета покрыта золотым листом и украшена четырьмя позолоченными коронами на крыше. Но в этом музее ее, конечно, нет. Зато есть карета под названием «Barouche» (1906 года изготовления). Она прославилась тем, что была использована для свадебной церемонии Королевы Маргариты и принца–консорта Генриха в 1967 году (на козлах, кстати, манекен):

Рядом с выставкой карет находятся стойла лошадей. Сейчас их в Кристиансборге всего около 20, а в конце XVIII века было 270. В основном лошади имеют красивый белый окрас в крапинку:

По породному составу - кладрубские лошади (чешского происхождения) и Dansk Varmblod, то есть, если буквально переводить, датские теплокровные. Или горячие, если более литературно. Но для датчан слово «горячие» как-то не подходит.

Лошадей можно было погладить (естественно, тех, кто это позволял); но, честно говоря, они не показались мне счастливыми. Было бы лучше повидать их на выезде на большой песчаной площади перед Кристиансборгом:

В интернете мне попадались даже фотографии дефилирующих датских гусар. Мне не повезло увидеть это вживую; что ж, надеюсь, кому-то из моих читателей повезет больше.