Воскресная школа: панк-рок. Школьный панк по-американски


В новом выпуске «Воскресной школы» мы решили прояснить для себя, что такое панк-рок и доказать его ведущую роль в деле освобождения пролетариата.

Панк-рок – это музыкальное течение, которое появилось в середине 70-х годов как ответ на вырождение классического рока.

Ну то есть для озлобленной молодежи с окраин 12-минутное соло Джимми Пейджа из Led Zeppelin казалось вырождением, а эксперименты Pink Floyd со звуком – заумной нудятиной. А учитывая, что бывшие хиппи-рокеры теперь жили в особняках и страшно оторвались от народа, британская, и американская молодежь обратилась к грязному, полупрофессиональному гаражному року как к музыке, более отвечающей потребностям эпохи.

Творчество Игги Попа и The Velvet Underground послужило компостом, на котором взросло корявое, но упрямо-живучее деревце панка. Кстати, именно поэтому американцы с полным основанием считают себя его изобретателями, хотя оглушительный на мировую поп-культуру панк-рок возымел в лице лондонского проекта Sex Pistols. Принято считать, что эта группа играла из рук вон плохо, в соответствии с идеологией панк-движения. На самом деле, достаточно послушать их единственный альбом Never Mind the Bollocks, чтобы убедиться в отличной сыгранности коллектива. Хотя второй басист группы Сид Вишез действительно едва владел инструментом, на записи его, собственно, и нет.

Зато технология wall of sound («стена звука») – наложение гитарный партий в плотный звуковой массив – на этом альбоме и вообще в панк-рок была доведена до высшего уровня. Сам вышеупомянутый Джимми Пейдж был потрясен именно этой стеной звука, когда посетил концерт The Damned в Лондоне. Это в сочетании с простыми аранжировками, прямолинейными ритмическими структурами и агрессивной манерой петь о наболевшем делает панк-рок крайне осмысленным и узнаваемым музыкальным явлением.

Сразу же весьма сформировалась и социальная концепция панк-рока: анти-истеблишмент, нигилизм и вообще крайне левый уклон. Панк-рок объявил себя музыкой рабочего класса, поэтому наряду с косухами и ирокезами панки с тех пор, как правило, обуваются в псевдо-рабочие ботинки Dr. Martens и подворачивают брюки.

В Нью-Йорке панк-сцену на первом представляли The Ramones, а сама эта сцена находилась в легендарном клубе CBGB.

Позднее в США буйно расцветет чисто стиль hardcore punk, который представляют Minor Threat, Dead Kennedys, Bad Religion, Anti-Flag и прочие. Помимо утяжеленности и еще большей скорости, хардкор-сцена славится более разработанной идеологией.

Если классические британские панки The Clash или панки второй волны The Exploited на своем примере демонстрировали актуальность лозунга «живи быстро, умри молодым», то американские хардкорщики, наоборот, взяли на вооружение принципы straight edge – здорового образа жизни – как залога успешной политической борьбы.

В дальнейшем панк-рок, разумеется, стал смешиваться с различными смежными стилями, что, впрочем, лишь добавляло ему актуальности и остроты. Mighty Mighty Bosstones, Rancid и Sublime соединили панк и ска, чем обессмертили свои имена в истории музыки.

Америка знаменита не только своими макдональдсами и микки-маусами. Как бы скептически мы ни были настроены по отношению к заокеанской культуре, не признавать очевидные вещи несолидно, да и необходимости нет.

На самом деле, большинство музыкальных стилей и направлений заслуженно считают своей родиной Соединенные Штаты. И те из нас, кто когда-либо интересовался историей появления панка, знают, что своё начало этот стиль берет именно там. Классической версией появления названия является крещение “панка”, благодаря возникшему в конце 75-го года в Нью-Йорке фэнзина PUNK, освещавшего жизнь местной альтернативной рок-туcoки. Ни для кого не секрет, что панк (как и рок) является очень плодовитым жанром (отсюда родом грандж, ска, сайкобилли и хардкор). Далее предлагаю оставить панк как таковой в покое.

Речь будет идти о таком поистине американском явлении, как “подростковый” поп-панк. Pop-punk - это мягкая, увеселительная форма панк-рока. Как правило, начинается всё довольно-таки просто - колледж, пара гитар, пара кедов и концерты в спортзалах тех же колледжей. Ребята не строят меркантильных планов и становятся известными только в среде своих родственников, друзей и соседей. Их творческие поиски отвечают на запросы не массовой, а локальной аудитории (школы, колледжа, района). Школьный панк стал не только символом времени, но и тем явлением, которое делает ещё более узнаваемым “звездно-полосатый континент”. Ребята уже давно повыходили из тесных школьных каптерок и дают многотысячные концерты далеко за пределами родины. Но и это еще не всё. Давайте попробуем назвать хоть одну американскую молодежную комедию, где отсутствовало бы такое вот музыкальное поп-панковское сопровождение. Я не могу. Да это и не удивительно, ведь школьная панк-культура - это сложное и огромное по своей значимости явление, которое включает в себя не только музыку, но и моду, литературу, кино, и при этом постоянно развивается и растет.

Успех стиля прост. Одна из основных причин состоит, пожалуй, в размахе лирики. Диапазон здесь неимоверно широк, ведь петь можно обо всём - начиная с первых любовных разочарований и заканчивая остросоциальными текстами. Стиль одежды со времен “первых” панков Sex Pistols поменялся - теперь, будучи более современным, он наиболее импонирует американской молодежи. Панк - это теперь опрятный и стильный молодой человек с креативной прической, с чуть задорным и чуть задиристым характером, который неустанно следует ноу-хау “от ветеранов”. Одним из таких важнейших достижений старых панков стало “изобретение” движения Straight Edge (sXe) - по сей день являющегося жизненной философией для множества людей по всему миру и провозглашающего здоровый позитивный образ жизни без алкоголя, наркотиков и беспорядочных половых связей. Многие явления панк-культуры до сих пор не теряют своей актуальности, как, например, нонконформизм и стихийное образование большого количества любительских групп.

Смысл английского слова "punk" - "рвань", "дрянь", "шпана". В лохмотьях, с ирокезами и глубочайшим презрением ко всему миру - такими нам представляются панки. А кто же тогда эти новые ребята, которые хорошо учатся в школе, прилично одеты, подстрижены, смотрят MTV и слушают панк?

Место рождения - гараж

Панк-рок как стиль начал формироваться в середине 60-х прошлого века. На волне популярности рок-н-ролла, особенно Beatles, в Америке появились группы местного значения, которые играли простую, может, не очень качественную, но "свою музыку". Этот период вошел в историю как "гаражный рок". Именно во второй половине 60-х начали играть МС5, Velvet Under - ground, The Stooges. Эта тройка, в отличие от хиппи, жестко ставила вопросы наркомании, половых извращений и безвыходности молодежи.
Игги Поп первым начал прыгать со сцены в зал, раздеваться и раздирать кожу в кровь. Но официальной датой рождения панк-рока стало 6 ноября 1975 года, когда в Лондоне состоялось первое выступление Sex Pistols. Концерт длился всего 10 минут - шокированные сотрудники больше не выдержали и вырубили электричество. Но лавину было уже не остановить.

Первые антиглобалисты

Десятилетие иллюзий 60-х сменилось холодным душем 70-х. Панки протестовали против всего. В кожаных куртках и разорванных джинсах, со шпильками в ушах и кольцами в носу, бритоголовые или ощетинившимися разноцветными хайерами, с лицами, размалеванными краской, с цепочками от унитаза на плечах, толпы подростков оккупировали улицы, подворотни, пабы и кафе. Они хулиганили в кинотеатрах, вызывающе вели себя по отношению полицейским, задирали прохожих. Так они выражали свой протест миру. Черный цвет анархии - их цвет. Если хиппи были "за"- за мир, за свободу, за любовь, то панки были тотально против. Против всего.

Национальные особенности российского панка

Легенда гласит, что когда Андрей Панов (он же Свин) в 1978 году услышал Sex Pistols, то тут же решил создать свою панк-группу. Ее название вполне соответствовало стандартам западных коллег: "Автоматические удовлетворители"(АУ). Выступления группы были скандальны, музыка плоха, а тексты злы, однако вокруг нее собиралось много людей, причем в начале 80-х в эту тусовку входил и Виктор Цой. АУ закончили свое существование в 1998 году после смерти лидера.
В 80-х появились "АукцЫон", "Сектор Газа" и кумир наших панков "Гражданская Оборона" во главе с Егором (Игорем) Летовым, и это не говоря уже о множестве команд, оставшихся известными лишь ограниченному кругу. ГрОб ("Гражданская Оборона"), как и ряд других групп из Сибири, относят к так называемому "сибирскому панку", самому русскому - поэтичному и мрачному. Именно они и сформировали образ российского панка, не столь эпатажный, как у западных коллег, но более искренний.
С приходом в страну шоу-бизнеса панк-движение раскололись. Ныне в лидеры выходят уже упомянутые "Король и Шут", "Тараканы" и "НАИВ". Наш панк - это человек, не верящий в политику и политиков, в светлое будущее, старающийся быть непохожим на окружающих и живущий сегодняшним днем.
Знающие люди говорят, что облик панка, ну хотя бы ирокез на голове, дает несравненное ощущение свободы. Можно, к примеру, в метро в час пик сесть на пол вагона, и толпа не обратит на это внимания. А теперь представьте себе, что подумают люди, если сесть на пол в костюме и галстуке!
Панки вызывают у общества в основном только негативные эмоции, и это понятно, ведь они выступают против этого общества. Но возможно они в чем - то правы...

Панк

Панк, па́нки (англ. punk - перен. разг. плохой, дрянной ) — молодёжная субкультура , возникшая в середине 60-х годов в Великобритании, США, Канаде и Австралии, характерными особенностями которой являются критическое отношение к обществу и политике. С панк-роком тесно связано имя известного американского художника Энди Уорхола и продюсированной им группой Velvet Underground . Их солист Лу Рид считается отцом-основателем альтернативного рока , течения, которое тесно связано с панк-роком.

Американская группа Ramones считается первой группой, игравшей музыку в стиле «панк-рок». Первыми британскими панк-группами признаны Sex Pistols , The Damned и The Clash .

Этимология

Слово punk в английском языке многозначно, но до появления панк-рока в большинстве случаев использовалось как ругательство. Среди значений, в зависимости от контекста, могло быть просто «подонок» или «негодяй», во всех остальных случаях как эмоциональное нецензурное выражение.На уличном жаргоне так называли проституток. Именно в этом значении слово punk встречается в пьесе Уильяма Шекспира «Мера за меру» . В начале XX века , в Америке, слово punk на сленге употребляют по отношению к заключённым — «шестеркам» или просто молодым людям вовлечённым в преступную деятельность. Позже, в основном лексиконе слово стало употребляется в значениях «грязь», «гнилье», «отбросы».
В
жаргоне американских хобо слово «punk» означает просто молодого человека, подростка.

Первое упоминание слова punk в связи с рок-музыкой относится к 1970 году, когда в газете Chicago Tribune в рецензии на альбом группы The Fugs их музыка была охарактеризована, как «панковский рок, сантименты деревенщины ». Лестер Бэнгс , изобретатель термина « хэви-метал », использовал слово в статьях об Игги Попе . Но впервые как термин, а не эпитет, начали употреблять сочетание «панк-рок» критики Дэйв Марш и Ленни Кей в 1970-е.

Идеология

Панки придерживаются различных политических взглядов, но в большинстве своём они являются приверженцами социально направленных идеологий и прогрессивизма . Распространенными воззрениями являются стремление к личной свободе и полной независимости (индивидуализм ), нонконформизм , принципы «не продаваться», «полагаться на самого себя» (DIY ) и принцип «прямого действия» (direct action). Другие направления в политике панков включают в себя нигилизм , анархизм , социализм , анти авторитаризм , анти милитаризм , анти капитализм , антирасизм , анти сексизм , анти национализм , анти гомофобию , энвайронментализм , вегетарианство , веганство , и борьбу за права животных . Некоторые индивидуумы , имеющие отношение к субкультуре, придерживаются консервативных взглядов , неонацизма (см. наци-панк ), либо аполитичны (см. хоррор-панк ).

Литература

Панк-культура породила значительное количество поэзии и прозы.

Среди известных панк-поэтов следует отметить Патти Смит , Ричарда Хелла, Джона К. Кларка, объединение The Medway Poets , а также Джима Кэррола, чьи автобиографические работы считаются первыми из образцов панк-прозы.

Издавалось довольно большое количество фэнзинов (т. н. punk-zines), среди которых стоит упомянуть Maximum Rock-n-Roll , Punk Planet , CometBus , Flipside , Search and Destroy . Первым из такого рода изданий стал собственно журнал Punk , основанный в 1975 г. Легсом МакНилом, Джоном Хольстромом и Гедом Данном.

О панке написано множество художественных и документальных книг. Также с понятием «панк» тесно связаны такие литературные жанры, как киберпанк и стимпанк .

Причёска панка — ирокез (mohawk)

Панки отличаются пёстрым эпатажным имиджем.

  • Многие панки красят волосы в яркие неестественные цвета, начёсывают и фиксируют их лаком, гелем или пивом, чтобы они стояли торчком. В 80-х у панков стала модной причёска « ирокез ». Носят заправленные в тяжелые ботинки джинсы или подвёрнутые под короткие тяжелые ботинки (банки), некоторые предварительно вымачивают джинсы в растворе отбеливателя, чтобы те пошли рыжими разводами. Носят тяжёлые ботинки, а также кеды. Манеру носить кеды начали группа Ramones, а саму эту манеру они переняли у мексиканской шпаны (также именуемой как «латиносы»).
  • Куртка-косуха — была перенята, как рок-н-ролльный атрибут из 50-х, когда мотоцикл и рок-н-ролл были неотделимыми компонентами. Панки первой волны стремились вернуть рок-музыке ту же нарочитую задиристость и драйв, которые со временем отняла массовая коммерциализация музыки.
  • В одежде преобладает стиль «DEAD» то есть «мёртвый стиль». Панки наносят черепа и знаки на одежду и аксессуары. Носят напульсники и ошейники из кожи с шипами, заклёпками и цепями. Многие панки делают татуировки.
  • Также носят рваные протёртые джинсы. Цепи от собачьих поводков прицепляют к джинсам.
  • Часто носят сумки-торбы. Обычно панки поддерживают их в чистоте.

Упоминания в искусстве

Книги

  • Hard Core Logo
  • Фред и Джуди Верморел «Sex Pistols: Подлинная история»
  • Крейг О’Хара «Философия панка: больше, чем шум»
  • Илья Стогов «Грешники»
  • Илья Стогов «Анархия в РФ»
  • Дмитрий Спирин «Тупой панк-рок для интеллектуалов»
  • Джон Кинг «Человеческий панк»
  • Генри Роллинз «Железо»
  • Ольга Аксютина — «DIY панк/хардкор сцена в России»
  • Ричард Хэлл — Погнали
  • Джо Мено — Сделай погромче
  • Олег Бочаров — Панк энциклопедия

Аниме и манга