Дэвид гилмор ливан раздробленная страна. Лидер легендарной Pink Floyd


Нет особой надобности. Это уже легенда. Ее имя связано с пятью музыкантами, которые на протяжении тридцати лет успешно создавали свое особенное, неповторимое звучание. Одним из них был лидер-гитарист, вокалист и автор доброй половины всех песен коллектива Дэвид Гилмор (David Gilmour) , сольная карьера которого также представляет интерес для любителей британского прогрессива.

Родившись 65 лет назад в знаменитом Кембридже, будущий гитарист получил звание почетного доктора искусств местного университета за заслуги в музыке лишь в 2009 году. Да и какое могло быть образование, когда ты в 22 года становишься участником, пускай на тот момент и неизвестных, но все же Pink Floyd. Родители Гилмора были учителями и, естественно, желали своему чаду только добра в виде хорошего образования и последующей перспективной работы, но будущая звезда британской прог-сцены пошел иным путем.

Вклад Гилмора в Pink Floyd колоссален. Даже его вечный оппонент по группе - Роджер Уотерс - в одном из недавних интервью обмолвился, что Дэвид - великий гитарист. Эти слова подтвердили журналы «Rolling Stone» и «Classic Rock», включив бывшего участника Pink Floyd в свои символические списки «лучших гитаристов всех времен и народов». И это действительно так. Его «стратокастер» всегда узнаваем, будь это «флойды» или сольные пластинки, коих у Гилмора не так уж и много.

После выхода «флойдовского» альбома «Animals» 1977 года, когда бразды правления в коллективе начали плавно переходить в руки Роджера Уотерса , Дэвид решил, что наступило время проявить себя в качестве полноправного лидера и записать свою собственную пластинку, где командовать парадом будет он и только он. В 1978 году выходит его первый «сольник». Работа получилась достаточно убедительной, хотя до альбомов Pink Floyd ей было еще расти и расти. Гилмор, как композитор и гитарист, проявил себя в полную силу, но, прослушивая этот альбом, создается впечатление, что ему явно не хватает остальных участников легендарных Pink Floyd.

Вернувшись в лоно группы, Гилмор понял, что доминирование Уотерса не знает границ, что оно, как раковая опухоль, растет и прогрессирует. Альбомы «The Wall» и «The Final Cut», хотя безупречны в исполнении и композиторском мастерстве - явное тому подтверждение. В 1984 году на пике кризиса Pink Floyd Дэвид выпускает свой второй «сольник» «About Face» (1984).

Две композиции этого достаточно сильного альбома были написаны в соавторстве с Питом Таунсендом из The Who , а некоторые партии клавишных записал Стив Уинвуд из Traffic . Хотя данную работу весьма высоко оценили критики, ей явно не хватает того духа 70-х, который и создал неповторимое звучание классического прогрессивного рока. Некоторые поп-мотивы альбома, присущие середине 80-х, очень режут слух, и если бы не имя Дэвида Гилмора и его великолепная игра на гитаре, эта пластинка могла бы остаться незамеченной.

2 июля 2005 года в рамках благотворительного концерта «Live 8» состоялось концертное выступление Pink Floyd в своем классическом составе. Можно даже сказать, что это событие привело к официальному примирению Дэвида Гилмора и Роджера Уотерса, но, тем не менее, легендарной группе так и не суждено будет вновь собраться в студии. После такого грандиозного события не только в рок-музыке, но и в жизни самого Дэвида, музыкант записывает, пожалуй, свой самый лучший альбом «On an Island».

Пластинка увидела свет в 2006 году. В работе над ней приняли участие многие великие музыканты - друзья Дэвида: клавишник Pink Floyd Ричард Райт, гитарист Roxy Music Фил Манзанера, Роберт Уайатт из The Soft Machine , Грэм Нэш и Дэвид Кросби. Оркестровые аранжировки к альбому выполнил известный польский композитор, автор саундтреков к фильмам Кшиштофа Кесьлевского, Збигнев Прейснер.

«On an Island» занял первое место в чартах Великобритании и вошел в десятку лучших во многих странах мира. После выпуска своего шедевра Дэвид Гилмор отправился в турне, которое стало настоящим праздником для поклонников, как музыканта, так и группы Pink Floyd. Концертное выступление в польском Гданьске настолько качественно и безупречно было сыграно, что в 2008 году вышло отдельным альбомом «Live in Gdańsk».

Гилмор - давний участник легендарной прог-рок-группы Pink Floyd. Он примкнул к коллективу как гитарист и один из ведущих вокалистов в 1968-м, заменив одного из основателей Pink Floyd, Сида Барретта (Syd Barrett), мягко говоря, ведущего себя неадекватно.


Дэвид Джон Гилмор родился 6 марта 1946-го, в Кембридже (Cambridge). Его родители помогли развить его интерес к музыке, и Дэвид сам начал учиться играть на гитаре, используя книгу и записи Пита Сигера (Pete Seeger).

С 11-летнего возраста Гилмор учился в Школе Перс, которую "не жаловал". В тот период он познакомился с Сидом Барреттом и Роджером Уотерсом (Roger Waters), будущими участниками Pink Floyd.



С 1962-го Гилмор изучал современные языки в Кембриджском техническом колледже. Он стал свободно говорить по-французски, но курсы так и не закончил. В этом же году Дэвид примкнул к блюз-рок-группе Jokers Wild, которая выпустила всего по 50 копий своего одностороннего альбома и сингла.

В августе 1965-го Гилмор, Барретт и несколько их друзей объездили Испанию (Spain) и Францию (France), где выступали с репертуаром The Beatles, были разок задержаны и едва сводили концы с концами. Недоедавший Дэвид даже угодил в больницу из-за истощения.

В середине 1967-го, во время очередной поездки во Францию, музыкант выступал в составе трио Flowers, которое не имело коммерческого успеха и стало жертвой грабителей, прихвативших музыкальное оборудование группы. Гилмор вернулся в Лондон (London), где наблюдал за тем, как Pink Floyd записывает трек "See Emily Play", и был шокирован, когда понял, что Барретт (подсевший на наркотики) его не узнает.

В конце 1967-го Ник Мейсон (Nick Mason), барабанщик Pink Floyd, предложил Дэвиду стать пятым участником группы. Изначально планировалось оставить Сида, который не должен был выходить на сцену и заниматься исключительно созданием песен. К марту 1968-го продолжать работать с Барретом не хотелось никому. "Он был нашим другом, но нам постоянно хотелось его придушить", - впоследствии признался Уотерс.

Вылетевший из Pink Floyd Барретт некоторое время наведывался в клуб "Middle Earth", где группа играла в обновленном составе, вставал в первые ряды и таращился на Гилмора. Дэвиду потребовалось немало времени, чтобы по-настоящему ощутить себя частью Pink Floyd.

Впоследствии он разделил международный успех группы с выходом таких концептуальных альбомов, как "The Dark Side of the Moon", "Wish You Were Here", "Animals" и "The Wall". К началу 1980-х Pink Floyd стала одним из самых признанных и продаваемых проектов в истории популярной музыки. После того как в 1985-м Уотерс ушел из группы, Гилмор стал ее руководителем.


Помимо своей работы с Pink Floyd, Дэвид сотрудничал со множеством других артистов, в том числе группой The Dream Academy, и продвигал сольную карьеру, за время которой выпустил четыре студийных альбома: "David Gilmour", "About Face", "On an Island" и "Rattle That Lock".

Как участник Pink Floyd, Гилмор попал в Зал славы рок-н-ролла США в 1996-м и Музыкальный зал славы Великобритании в 2005-м. За свои музыкальные заслугу Дэвид был произведен в командоры Ордена Британской империи в 2005-м и получил престижную премию "Q Awards" в 2008-м.

Он попал в список "величайших гитаристов мира", по версии британского журнала "Classic Rock", в 2009-м. В другом списке, "100 самых лучших гитаристов всех времен" журнала "Rolling Stone" Гилмор поднялся до 14 места в 2011-м.

Первой женой Дэвида 7 июля 1975-го стала модель и художник Джинджер Гилмор (Ginger Gilmour). У пары есть четверо детей. Брак развалился в 1990-м. Через четыре года музыкант женился на романисте, лирике и журналисте Полли Сэмсон (Polly Samson). Шафером Гилмора на свадьбе стал дизайнер и фотограф Сторм Торгерсон (Storm Thorgerson), работавший над обложками альбомов Pink Floyd.

Во втором браке родилось трое детей, плюсом Дэвид воспитывал сына Полли, Чарли, отцом которого был Хиткоут Уильямс (Heathcote Williams).

Гилмор - крестный отец актрисы Наоми Уоттс (Naomi Watts), чей отец Питер Уоттс (Peter Watts) был техническим менеджером Pink Floyd в 1970-е. Дэвид и его семья проживают на ферме недалеко от Уисборо Грин, Сасеккс (Wisborough Green, Sussex), а также имеют дом в Хоуве (Hove). Музыкант периодически зависает в своей студии звукозаписи - на плавучем доме "Astoria" недалеко от Хэмптон-корт.

Гилмор - опытный пилот и основатель музея авиации "Intrepid Aviation", где собрана серьезная коллекция исторических самолетов. Он продал свой музей, когда почувствовал, что его хобби превращается в бизнес.

В одном из интервью Дэвид заявил, что не верит в загробную жизнь и считает себя атеистом. Когда дело дошло до политики, выяснилось, что Гилмор относит себя к "левому крылу", и что своими суждениями обязан родителям. В августе 2014-го он стал одним из 200 общественных деятелей, подписавших опубликованное в газете "The Guardian" обращение против независимости Шотландии (Scotland) в преддверии сентябрьского референдума по данному вопросу.

В мае 2017-го Дэвид одобрил лидера лейбористской партии Джереми Корбина (Jeremy Corbyn) на парламентских выборах Великобритании. Музыкант написал в Tweeter: "Я голосую за лейбористов, поскольку верю в социальное равенство".

Гилмор связан с многочисленными благотворительными организациями. В мае 2003-го он продал свой дом в небольшом районе Лондона Чарльзу Спенсеру (Charles Spencer) и пожертвовал порядка £3.6 миллионов организации "Crisis", помогающей бездомным. Музыкант был назначен вице-президентом "Crisis".

Согласно списку "Sunday Times Rich List 2016", куда включены 1000 самых богатых людей или семей, проживающих в Соединенном Королевстве, собственный капитал Гилмора составляет £100 миллионов.

1946

1965

В 1964

К середине 1967 1967

1968

1970

Дэвид Джон Гилмор родился 6 марта 1946 года в Кембридже. Отец Дэвида, доктор Дуглас Гилмор читал лекции по зоологии в Кембриджском университете, мать, Сильвия работала учительницей, а позже киномонтажером. В детстве Дэвид ходил в среднюю школу Пирса на Хиллс Роуд. На той же Хиллс Роуд располагалась еще одна школа, в которой учились люди, которым было суждено сыграть более чем значительную роль в его жизни - а именно, будущие основатели знаменитой группы "Pink Floyd" Роджер Сид Барретт и Роджер Уотерс, а также Сторм Торгессон, впоследствии глава известной дизайнерской фирмы "Хипнозис", оформлявший альбомы многих исполнителей, в том числе самих "Pink Floyd" и Гилмора.

Знакомство Дэвида с Барреттом и Торгессоном, завязавшееся еще в школьные годы, переросло в крепкую дружбу после того как по окончании школы они поступили в Кембриджский художественно-технологический колледж - он на отделение современных языков, а Барретт, всегда интересовавшийся современным искусством, предпочел учиться на художника. Среди увлечений, объединявших друзей, на первом месте была музыка, и они много времени проводили, упражняясь в игре на гитаре. Они несколько раз вместе играли в местных клубах и в 1965 году ездили во Францию, где путешествовали автостопом и выступали как уличные музыканты, развлекая прохожих.

Музыкой Дэвид заинтересовался, будучи подростком - его первым увлечением стал рок-н-ролл, а первой пластинкой, купленной им в десятилетнем возрасте, был известный хит Билла Хейли "Rock Around The Clock". Позднее пришло увлечение песнями американских фолк-певцов Вуди Гатри и Боба Дилана, своих соотечественников "The Beatles", и подобно многим британским подросткам той поры он заслушивался записями черных блюзменов, таких как Лидбелли и Хаулин Вульф. В четырнадцать лет он начал играть на подаренной соседом акустической гитаре с нейлоновыми струнами, и к моменту начала совместных репетиций с Барреттом, он уже достаточно уверенно владел инструментом, помогая своему другу подбирать на слух некоторые гитарные партии. Они вместе осваивали позаимствованную у блюзменов манеру игры на гитаре при помощи так называемого боттлнека - продолговатого предмета, прижимаемого пальцами левой руки к струнам, позволяющего извлекать долгие протяжные звуки и плавно менять высоту звука, и кроме того уже тогда экспериментировали с эффектом эхо.

В 1964 году Барретт отправился продолжать образование в Лондон, где вскоре присоединился к группе, в которую входили студенты Политехнического института Роджер Уотерс, Рик Райт и Ник Мейсон, тем самым положив начало истории "Pink Floyd", а Дэвид остался в родном Кембридже, продолжая играть в местных любительских группах. Занимаясь в основном только музыкой, время от времени Гилмор брался за случайно подвернувшиеся подработки, в том числе некоторое время был натурщиком. Среди групп, в которых ему доводилось играть в то время, наиболее заметной была "Jokers Wild", специализировавшаяся в основном на исполнении чужих хитов. По воспоминаниям очевидцев "Jokers Wild" были достаточно техничными и сыгранными музыкантами. Они играли на разогреве у заезжих звезд "The Animals" и группы Зута Мани и даже пару раз выступали вместе с еще только набиравшими силу "Pink Floyd". Однако их популярность не распространялась за пределы Кембриджа и даже знакомство с продюсером Джонатаном Кингом, имевшим тесные связи с фирмой "Decca Records", не принесло им желаемого контракта на запись.

К середине 1967 года группа, сменившая название на "Flowers", распалась, а Гилмор вместе с еще двумя ее участниками - бас-гитаристом Риком Уиллсом и барабанщиком Уилли Уилсоном продолжил выступать как трио "Bullitt". Тем временем, психическое здоровье Барретта, подорванное постоянным употреблением галлюциногенов, неуклонно ухудшалось, что привело к распаду личности и как следствие - неспособности принимать деятельное участие в концертной и студийной работе. Оказавшись в тупике, музыканты "Pink Floyd" были вынуждены искать ему полноценную замену, и их выбор практически сразу же пал на Дэвида. Первое предложение Дэвид получил от барабанщика Ника Мейсона в конце 1967 года, под Рождество, после концерта "Pink Floyd" в Королевском художественном колледже, а уже в январе следующего года он был официально введен в состав группы. Первоначально планировалось, что Гилмор будет подменять Барретта во время живых выступлений. Они даже отыграли несколько концертов впятером, но вскоре стало ясно, что состояние Барретта не оставляет им никакого другого выбора, кроме как самостоятельно работать без него.

На первых порах Гилмор довольно удачно воспроизводил манеру игры Барретта, однако он довольно быстро доказал, что не является всего лишь имитатором своего покинувшего группу приятеля. Его исполнительский опыт и владение инструментом были значительно выше музыкального уровня остальных участников коллектива, и кроме того, он привнес в "Pink Floyd" присущую ему музыкальность, что заметно расширило творческие возможности группы. Со временем его эмоциональная, пронзительно-лирическая манера игры на гитаре, в которой явно прослеживалось сильное блюзовое влияние, равно как и характерный, как бы парящий в воздухе звук его "Стратокастера" стал неотъемлемой частью звучания "Pink Floyd". Дебютировав как один из соавторов композиции "Sacerful Of Secrets" на одноименном альбоме 1968 года, впоследствии Гилмор стал одним из основных композиторов группы, сочиняя музыку как вместе с остальными участниками коллектива (в первую очередь с Роджером Уотерсом, несомненным лидером "Pink Floyd" начиная с середины семидесятых годов), так и самостоятельно. Одной из любимых песен, написанных непосредственно Дэвидом, для преданных поклонников долгие годы оставалась тихая и проникновенная баллада "Fat Old Sun" с альбома "Atom Heart Mother", выполненная в лучших традициях Рэя Дэвиса из группы "The Kinks".

Начав петь еще в "Jokers Wild", где практиковалось многоголосье, после ухода Барретта Гилмор поделил с Роджером Уотерсом вокальные партии, став, таким образом, вторым ведущим певцом. Его вокал можно слышать в таких песнях как "Nile Song", "Breath", "Welcome to the Machine", "Goodbye Blue Sky", а также второй части знаменитой "Another Brick in the Wall". Впрочем, музыкальная деятельность Дэвида не ограничивалась "Pink Floyd" - как музыкант и продюсер он принимал самое деятельное участие в работе над альбомами Сида Барретта "The Madcap Laughs" и "Barrett" (оба - 1970 ), довольно тесно сотрудничал с группой прогрессивного рока "Unicorn", и именно он в середине семидесятых открыл такую незаурядную исполнительницу, как Кейт Буш.

Получив от своего приятеля, близко знавшего семью Бушей, пленку с ее домашними записями, Гилмор помог пятнадцатилетней певице сделать профессиональную демо-запись в его домашней студии и представил ее звукозаписывающей компании "EMI". Впоследствии, когда Кейт начала свою звездную карьеру, Гилмор от случая к случаю помогал своей бывшей подопечной в студийной работе. Также в разное время он записывался с такими признанными мастерами как Пол Маккартни, Пит Тауншенд, Брайан Ферри, Алан Парсонс, Элтон Джон, группой "Supertramp", старым приятелем "Pink Floyd" - фолк-роковым певцом Роем Харпером, а также со многими другими исполнителями, в том числе с достаточно интересной британской группой "Dream Academy".

Вслед за выходом очередного альбома "Pink Floyd", "Animals" (1977 ), материал которого практически единолично был написан Роджером Уотерсом, Гилмор, остро ощутив необходимость творческой самореализации, приступил к записи своего первого сольного альбома. Записанный во Франции при участии Рика Уиллса и Уилли Уилсона, игравших с Дэвидом еще в кембриджской группе "Jokers Wild", альбом в музыкальном отношении сильно напоминал "Pink Floyd", но в то же время по настроению получился куда более лирическим и умиротворенным, совершенно не амбициозным и лишенным каких-либо претензий на эпохальность. Названный без лишних затей - "David Gilmour", он появился в мае 1978 года и вскоре пробился в чарты, заняв семнадцатое место в Великобритании и двадцать первое в Соединенных Штатах. Тем временем, обострившиеся во время работы над альбомом "The Wall" (1979 ) отношения между все более стремившемуся к полному контролю над группой Роджером Уотерсом и остальными музыкантами "Pink Floyd", к середине восьмидесятых переросли в почти открытое противостояние. После того как на альбоме "Final Cut" (1983 ), по сути являвшегося персональным проектом Уотерса, роль Дэвида была практически низведена до уровня приглашенного музыканта, он всерьез занялся сольной карьерой.

В результате он вновь отправился во Францию, где на студии "Пате Маркони" приступил к работе над своим вторым альбомом. На сей раз список приглашенных музыкантов выглядел куда более внушительно: американский музыкант и композитор Майкл Кеймен, отвечавший за аранжировку композиций, Стив Уинвуд и Рой Харпер, Джон Лорд из легендарных "Deep Purple", барабанщик группы "Toto" Джефф Поркаро, продюсер и музыкант Боб Эзрин, известный по работе с Элисом Купером и группой "Kiss", участница экспериментальной электронной группы "Art Of Noise" Энн Дадли, впоследствии сделавшая блестящую карьеру как автор музыки к кинофильмам, а также талантливый сессионный басист Пино Палладино.

Также на альбоме в качестве соавтора Дэвида в двух композициях появился лидер знаменитой группы британской группы "The Who" Пит Тауншенд, написавший слова к песням "Love on the Air" и "All Lovers Are Deranged". В отличие от дебютного альбома Дэвида, очень спокойного и атмосферного, материал нового альбома, получившего название "About Faces", при всем его мелодизме имел куда более жесткое, местами почти хард-роковое звучание. Несмотря на то, что это была достаточно сильная, профессионально сделанная работа, где Дэвиду в полной мере удалось реализовать свои творческие амбиции, альбом имел весьма скромный успех и лишь удостоился нейтрально-снисходительных рецензий в музыкальной прессе. На следующий год он единственный из музыкантов "Pink Floyd" принял участие в гигантском благотворительном концерте "Live Aid", выйдя на сцену стадиона "Уэмбли" в составе группы Брайана Ферри.

После окончательного ухода Уотерса из группы и распада "Pink Floyd" в 1985 году, спустя некоторое время Гилмор вместе с Ником Мейсоном опубликовал пресс-релиз, в котором говорилось, что они намерены продолжать выступать и записываться под прежним названием. Первоначально работа над новым альбомом "Pink Floyd" проходила в недавно купленном Дэвидом плавучем доме "Астория" на Темзе, который он переоборудовал в звукозаписывающую студию и позднее продолжилась уже в Лос-Анджелесе.

Оставшись вдвоем, Гилмор и Мейсон были вынуждены прибегнуть к помощи приглашенных музыкантов, среди которых были все тот же Боб Эзрин, бас-гитарист "King Crimson" Тони Левин, известные сессионные барабанщики Джим Келтнер и Кармин Эппайс, некогда работавший с группой "Supertramp" саксофонист Скотт Пейдж, а также многие другие, и только позднее к ним присоединился еще один участник "Pink Floyd", Ричард Райт. Одним из соавторов Дэвида стал Энтони Мур из авангардной группы "Slapp Happy", который помог ему написать тексты для трех песен альбома. Новый альбом, получивший название "A Momentary Lapse of Reason" стал серьезным испытанием для Гилмора - оказавшись в роли лидера и основного автора группы, ему пришлось в очередной раз доказывать не только свою творческую состоятельность, но и всего проекта в целом, вопреки многочисленным скептикам, утверждавшим, что "Pink Floyd" не может существовать без Роджера Уотерса.

Вышедший в сентябре 1987 года "A Momentary Lapse of Reason" мгновенно развеял все сомнения, практически сразу добившись серьезного коммерческого успеха, со временем разойдясь огромными тиражами по всему миру. Среди композиций альбома наибольшее внимание поклонников привлекли "Learning to Fly" и "On the Turning Away". Лишенный присущего Уотерсу драматизма и социального пафоса, сам альбом звучал куда более мягко, нежели последние творения "Pink Floyd", и что не удивительно, напоминал в первую очередь сольные работы самого Дэвида. На протяжении двух лет группа с успехом гастролировала по миру, однако затем в их истории наступила длительная пауза, которая продолжалась вплоть до середины следующего десятилетия.

В 1990 году Дэвид развелся со своей первой женой, художницей Вирджинией "Джинджер" Хассенбейн, от брака с которой у него было четверо детей, и спустя четыре года женился на журналистке Полли Сэмсон. Тогда же, в 1994 году, после многолетнего ожидания появился новый альбом "Pink Floyd" - "The Division Bell" (название было предложено другом Гилмора - известным британским писателем-фантастом Дугласом Адамсом). Тщательно продуманный и выверенный, в целом он продолжал линию, начатую на предыдущем альбоме. На сей раз тексты к песням Гилмору помогала писать его жена Полли, а четыре композиции были сочинены им совместно с Ричардом Райтом.

Несмотря на холодный прием критики, обвинявших группу в том, что их музыка свелась к набору клише, альбом стал настоящим бестселлером и занял первые места в чартах Великобритании, Соединенных Штатах и во многих европейских странах. В день выхода "The Division Bell" группа отправилась в мировое турне, по результатам которого на следующий год вышел концертный альбом "P.U.L.S.E." и одноименный фильм, снятый режиссером Дэвидом Маллетом. После того как по завершению гастрольного тура группа в очередной раз прекратила свое существование, Гилмор как приглашенный музыкант участвовал в записи альбомов Пола Маккартни, Ринго Старра и Алана Парсонса, в 2002 году выступил с полуакустическим концертом в рамках фестиваля "Meltdown", активно занимался благотворительной деятельностью, сотрудничая с различными общественными организациями, а в июне 2003 года за свой вклад в музыку он был удостоен звания командора Британской империи. 2 июля 2005 года "Pink Floyd" выступили в своем классическом составе вместе Роджером Уотерсом в масштабном благотворительном концерте "Live 8", однако столь ожидаемое миллионами поклонников воссоединение группы так и не состоялось, и в дальнейшем в различных интервью Гилмор отвергал какую-либо вероятность возрождения "Pink Floyd".

Новый альбом Дэвида "On an Island" вышел 17 марта 2006 года. Очень ровный, создающий проникнутую тихой мечтательной романтикой умиротворенную атмосферу, он был создан при помощи давних друзей Дэйва - Ричарда Райта, гитариста "Roxy Music" Фила Манзанеры, Роберта Уайатта из "Soft Machine" - приятеля "Pink Floyd" еще по старым, андеграундным временам, и многих других музыкантов, в том числе органиста Джорджи Фейма, барабанщика Энди Ньюмарка, а также американцев Грэма Нэша и Дэвида Кросби в качестве бэк-вокалистов. Соавтором Дэвида в очередной раз стала его жена Полли Сэмсон, а оркестровые аранжировки были выполнены известным польским композитором Збигневом Прейснером. Альбом занял первое место в Великобритании и еще ряде европейских стран и по мнению большинства старых поклонников "Pink Floyd", стал лучшей сольной работой Гилмора. В том же году во время турне был записан концерт в польском городе Гданьске, где Гилмор и его группа выступали в сопровождении Балтийского филармонического оркестра, которым дирижировал Збигнев Прейснер.

В 2008 году этот материал был выпущен в виде концертного альбома "Live in Gdansk", который, к сожалению, стал последней опубликованной прижизненной записью для органиста "Pink Floyd" Ричарда Райта, скончавшегося за несколько дней до выхода альбома в свет. В том же 2008 году Дэвид Гилмор был удостоен премии Айвора Новело за достижения всей жизни и премии "За выдающийся вклад в музыку" авторитетного музыкального журнала "Q", которую он посвятил памяти своего друга Ричарда Райта, а известная гитарная фирма "Fender" выпустила новую именную модель "David Gilmour Signature Black Strat".


      Дата публикации: 22 марта 2012 г.

Развязка

В принципе, да, конечно, Пинку было не привыкать - первое время он смотрел на себя в зеркало, и в нем отражался Клив Меткалф, потом - Баррет, потом - Уотерс.. Что бы ему еще раз не переродиться?..

Но все же возраст - на момент ухода Уотерса, Пинку исполнилось двадцать с лишним. Что для подростка, каковым он всегда являлся, уже многовато.

И теперь остался просто Гилмор и Уотерс, Мэйсон и Райт. Первые два плевались друг в друга в прессе, последние два были оттеснены этой борьбой куда-то очень сильно в тыл - и ни у одного из них в итоге не осталось сил, чтобы возродить Пинка.

Тем не менее, Pink Floyd как бренд был к тому времени уже чрезвычайно успешным и раскрученным - и потому Гилмор, Мэйсон и Райт продолжили выступать, втроем без Уотерса, выдержав с его стороны пару попыток отсудить право использования этого названия..

К середине девяностых они даже начали работу над следующим альбомом, "Momentary Lapse of Reason" - Гилмор к тому времени приобрел себе чудесный дом на Темзе, вскоре переоборудованный им в студию звукозаписи "Астория", где и была записана большая часть альбома.

"Momentary Lapse of Reason" вышел в свет в сентябре 1987 года.

Отряд не заметил потери бойца - и альбом занял третье место по UK и США.

Со стороны казалось, что Пинк Флойд по-прежнему живее всех живых - однако на деле он стал лишь вторым сольным проектом Гилмора. По его словам, "Ник сыграл на паре тамтамов в одной из песен, а для остальных мне пришлось нанимать других ударников. Рик играл в нескольких фрагментах. В основном же играл на клавишных я, делая вид, что это он."

Стоит ли удивляться, что звук нового альбома, лишенный драматизма и социального пафоса, столь присущих Уотерсу, и музыкальных экспериментов эры Баррета, был ну вот практически идентичен звуку сольных альбомов Гилмора?..

В 90ом году Гилмор развелся. И через год женился снова, на английской писательнице и журналистке тридцати двух лет Полли Самсон. Вскоре пара усыновила ребенка, Чарли, а потом сделала еще троих - плюс к одному у Полли и четырем у Гилмора - Джо, Габриэля и Романи.

В 1994 вышел последний альбом группы Pink Floyd - названный, по предложению Дугласа Адамса, автора "Автостопом по галактике", "Division Bell". Включавший в себя одиннадцать композиций, альбом добрался до первых строчек чартов UK, а в США так и вовсе стал трижды платиновым - хотя и не получил особенно горячего признания у музыкальных критиков. Красной нитью через альбом проходит тема непонимания, плохой связи, символизируемых коротким телефонным разговором между Стивом О"Рурком, менеджером группы и приемным сыном Гилмора Чарльзом в конце заключительного трэка "High Hopes".

Постпозиция

"D ivision Bell" стал последним альбомом группы. Да, издавались еще концертники и бутлеги, собирались еще вместе музыканты, играя старые хиты и участвуя в сольниках друг друга - однако Пинк Флойд остался в прошлом.

Шестого марта 2006 года Гилмору - на тот момент, отцу большого семейства, почетному доктору искусств, командору ордена британской империи и лауреату многих музыкальных премий - исполнилось шестьдесят - возраст, внушающий уважение.

Мне 60 лет, - говорил он газете La Repubblica в 2006. - У меня больше нет желания работать так много.

На свой шестидесятый день рождения он презентовал альбом "On an Island" - весьма отличный от всего, что делалось им ранее, и уж тем более - от классического pink floyd sound. Для сравнения, если первый альбом группы рисовал бездонные от ЛСД глаза Баррета, если «the Wall” описывал очень человеческую душу Уотерса и социальную драму общества, то "On an Island" вообще отрекался от человеческой составляющей - в этом альбоме звучит море, небо, земля, реки, все стихии и природные явления - эдакий «мир без людей». Только за эту прелестную картину альбом заслужил первое место в чартах UK и ряде других европейских стран.

В создании его поучаствовал, что свойственно Гилмору, весьма впечатляющий список весьма впечатляющих людей: гитарист "Roxy Music" Фил Манзанер, Роб Уайат из "Soft Machine", органист Джорджи Фейм, барабанщик Энди Ньюмарк, американцы Грэм Нэш и Дэвид Кросби на бэк-вокале и композитор Збигнев Прейснер - который, впоследствии, выступил дирижером польского симфонического оркестра, игравший с группой на концерте в Гданьске, Польша - по материалу которого был сделан альбом "Live in Gdansk".

Концерт и альбом по нему стал одним из лучших произведений группы - и последней записью для Ричарда Райта, скончавшегося от рака за несколько дней до выхода альбома в свет.

Эпилог

Е сть время разбрасывать камни, и есть время их собирать. И альбом "On an Island" - яркое тому свидетельство. Однажды Дэвид сказал, рок-звезда перестает таковою быть в тридцать лет. На момент записи "On an Island" ему было шестьдесят.

И несмотря на то, что Гилмор еще отнюдь не планирует бросать творчество (в прошлом году, например, записал донельзя концептуальный альбом с группой the Orb), становится видно, что он все сказал - и очень здорово, если где-то в душе ему звучит свое "Je ne regrette rien"*.

And if you sit don"t make a sound
Pick your feet up off the ground
And if you hear as the warm night falls
The silver sound from a time so strange
- как пелось в одной из его любимых песен, балладе «Fat Old Sun“... Все должно уйти в тишину.

___
* Я ни о чем не жалею (фр.)

Gilmour sound

"Д эвид Гилмор использует помногу эффектов, таких как Биг Мафф и дилэй, но по-настоящему важны его пальцы, его вибрато, его выбор нот и настройка эффектов. Я нахожу странным, когда люди пытаются достичь его звука, копируя его сеты. Неважно, как хорошо тебе это удастся, важно, что тебе не скопировать его личность" - Фил Тэйлор, техник Пинк Флойда [и друг Гилмора, к слову].

За многолетнюю музыкальную карьеру Дэвид Гилмор стал в некотором роде абсолютной величиной гитары - и качество гитарных соло, полагается мне, уже вполне можно начинать мерить в гилморах.

На этом долгом и тяжелом пути он скопил за сотню гитар - не говоря уже об усилителях, педальках, пультах, фирменных сетах и звукорежиссерах...

Всю сотню рассматривать, наверное, смысла нет, однако хочется остановить свое внимание на трех из них:

  • Трехцветный Sunburst Fender Stratocaster (перекрашенный в радикально-черный и выпущенный потом в двух вариациях fender custom shop),
  • Fender Stratocaster №0001 - формально говоря, первый выпущенный страт с самого начала серийного производства.
  • Candy Apple Red "57 - тоже страт, его он, помимо прочего, использовал на туре в поддержку "A Momentary Lapse of Reason", записи живого альбома "Delicate Sound of Thunder", тура "On an Island" (во время исполнения "Shine on..."), на "Пульсе" и в последнем "Division Bell". Гитара снабжена набором активных звукоснимателей EMG SPC (перекомутированных из SA), двумя регуляторами тона и EXG расширителем высот и басов - набор называется DG-20 и является именным сетом Гилмора: перламутровый пикгард и звукосниматели цвета слоновой кости, сделанные из сплава alnico (алюминий, никель, кобальт), специфика звука достигается засчет встроенного синглбакера: двух катушек и магнита.

    Сет DG-20 стоит 310$. Информация на 2007 год - сейчас, с учетом инфляции, где-то под 350$.. Хотя с рук можно купить и дешевле, так что ищущим да улыбнется удача.

    Впрочем, по собственному опыту могу сказать, что характерный gilmourish sound звукоснимателями определяется далеко не в первую очередь - и рецепт звука определяется очень во многом следующими параметрами:

    Педалями эффектов:

    Digitech WH-1 Whammy,
    Dunlop Wah Wah,
    Demeter Compulator,
    Pete Cornish G-2,
    Pete Cornish P-1,
    T-Rex Replica delay,
    Electro Harmonix Big Muff

    Усилителями:

    Hiwatt DR103 All Purpose 100W heads,
    WEM Super Starfinder 200 cabinets,
    Fender 1956 tweed Twin 40w combo.

    Вообще же, welcome to gilmourish.com. Или, пока он закрыт, английская википедия проявляет необычайную осведомленность.

    P.S. Впрочем, помимо сотни гитар, Гилмор играет еще и на басу, клавишных, банджо, гармошке и ударных (например, в Барретовском "Dominoes"). С недавнего времени так и вообще на саксофоне...

  • За последнее время произошло несколько событий, ставших настоящими праздниками для фанатов группы "Пинк Флойд". В прошлом году лондонский оркестр «Орион» записал песни из альбома Wish you were here в симфонической обработке. Вокал Элиса Купера в нескольких композициях этого диска - одно из его бесспорных достоинств. А в этом году свет увидела долгожданная новая пластинка Роджера Уотерса.

    Снова в Италии

    Недавно музыкальный мир взбудоражила ещё одна потрясающая новость. Дэвид Гилмор выпустил новый концертный диск «Живьём в Помпеях». Само место проведения этого шоу является знаковым для артиста, поскольку ещё в конце шестидесятых годов он выступал там в составе группы "Пинк Флойд". Тот концерт также был записан и выпущен на пластинке. Новое шоу состоялось 45 лет спустя после того исторического выступления. За это время многое изменилось.

    Дэвид Гилмор из музыканта начинающей рок-группы превратился в звезду мирового масштаба, а сама команда приобрела культовый статус одного из величайших коллективов за всю историю существования жанра. Гитарист и вокалист исполняет на этом концерте не только композиции из репертуара "Пинк Флойда", но и сольные произведения, преимущественно из последнего альбома. Это обстоятельство является прекрасной возможностью познакомиться с творчеством музыканта вне группы.

    Отличительные черты альбома

    Запись отличается потрясающим качеством звука. Гитара Дэвида Гилмора выведена звукорежиссерами на передний план. Поэтому слушатели могут в полной мере насладиться фирменным звуком инструмента и стилем игры знаменитого рокера. Именно этого порой не хватает при прослушивании студийных и концертных записей "Пинк Флойда".

    На пластинках группы звучание соло-гитары утоплено в общем миксе. Ну, и, конечно же, партии клавишных и ударных всегда звучат настолько ярко, что порою не дают сконцентрироваться на виртуозной игре Дэвида Гилмора.

    Другая сторона таланта

    Так вот, новая запись позволяет фанатам в полной мере изучить стиль игры Дэйва. Разнообразие песенного репертуара позволяет продемонстрировать слушателям звучание гитары прославленного британца в контексте различных музыкальных стилей. В программу вошли как композиции психоделического направления, так и более лёгкие вещи из сольных альбомов.

    Наверняка многие поклонники слушая первые песни диска, удивятся: что это за музыку играет наш любимый и глубокоуважаемый Дэвид? Действительно, концерт начинается не так, как этого ожидали многочисленные фанаты знаменитого англичанина. Вступительная композиция - это песня из одного из сольных дисков Гилмора. Поэтому стоит сказать несколько слов о творчестве музыканта за пределами родной группы.

    Сольное творчество

    Первый альбом Дэвида Гилмора вышел в конце семидесятых годов. Тогда после концертного тура в поддержку нового на тот момент диска находилась в состоянии кризиса из-за творческих разногласий между её членами и непростого финансового положения. Именно в это время два участника "Пинк Флойда", клавишник Рик Райт и гитарист Дэвид Гилмор, решили отправиться во Францию для записи сольных проектов. В этой стране тогда работали многие рок-музыканты из Великобритании. Там коллеги по группе параллельно друг другу занялись записью собственных музыкальных альбомов.

    Первый альбом

    Сольные творения Гилмора не отличаются той помпезностью и монументальностью, которые присущи всем композициям "Пинк Флойда". Но у музыканта, согласно его собственным словам, и не было намерения записать что-то слишком похожее на музыку группы. Он просто хотел найти несколько парней-единомышленников, чтобы в свое удовольствие поиграть с ними легкие, ненавязчивые песни из материала, неиспользованного в "Пинк Флойд".

    В это самое время еще один его коллега по группе, занимался написанием материала для будущего альбома «Стена», который через несколько лет произвел эффект разорвавшейся бомбы и вызвал очередной всплеск популярности команды. Дэвид же записывал нечто совсем другое. Конечно, в этом альбоме угадываются некоторые черты, присущие музыкальному творчеству "Пинк Флойда". Однако в данной работе Дэвид Гилмор стремится к большей музыкальной свободе.

    Жизнь вне «Стены»

    Его соло имеют более импровизационный характер. Они не звучат заученно и не отличаются просчитанной идеальностью, что присуще многим композициям группы. Можно сказать, что в сольных альбомах перед слушателями предстаёт другой Гилмор, не знакомый ранее, более «домашний». В текстах этих песен почти не затрагиваются социальные проблемы. Борьба с пороками современного общества, которая велась группой "Пинк Флойд" начиная с альбома «Обратная сторона луны» и достигла пика в «Стене», в сольных альбомах Дэвида Гилмора уступает место любовной тематике.

    Гитара в центре внимания

    Похожим настроением пропитаны все пластинки музыканта. Конечно же, каждый раз это совершенно неповторимые музыкальные произведения, оригинальные циклы песен выдающегося гитариста и вокалиста, но все они имеют некоторые общие черты.

    Например, в этих композициях всегда есть только один солирующий музыкальный инструмент, который находится в постоянном фокусе - это гитара Дэвида Гилмора. Другие же партии выполняют чисто аккомпанирующую роль. Это обстоятельство сближает творчество Гилмора с музыкой эпохи возрождения. Здесь есть та же кристальная прозрачность музыкальной ткани и простота фактуры.

    Как правило, работа над этими альбомами велась в перерывах между концертными турами группы и работой в студии. Поэтому данные произведения являются реакцией на творчество команды, то есть полной её противоположностью. Единственным исключением стал альбом About Face, записанный после выхода «Стены» и во многом бывший её продолжением.

    Что касается новой концертной записи Дэвида Гилмора в Помпеях, то следует отметить, что она оправдала ожидания многих поклонников еще и потому, что гитарист и его команда играют классические произведения группы "Пинк Флойд" с определенной точностью исполнения музыкальных тем, придерживаясь классического прочтения этих песен.

    Поэтому, в отличие от другого концертника, записанного в Париже, где некоторые композиции изменены до неузнаваемости, концерт Дэвида Гилмора в Помпеях будет интересен не только знатокам его творчества, но и тем, кто первый раз услышит эту музыку. С другой стороны, в концерте есть определённая доля импровизации в солирующих партиях таких инструментов, как гитара и саксофон. Одним из наиболее удачных номеров концерта стала классическая вещь "Пинк Флойда" The great gig in the sky. Новая аранжировка вокальных партий значительно освежила восприятие этой давно любимой всеми поклонниками группы композиции.