Изображение простого народа в войне и мире. Сочинение на тему Образ простого народа в романе «Война и мир


Транскрипт

1 Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия 64 2 Тема народа в романе «Война и мир». Экзаменационный реферат по литературе. Голубенко Дианы Романовны, 11 А Ильина Татьяна Николаевна, учитель Липецк,2007

2 3 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1.ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ И СТРУКТУРНАЯ ОСОБЕННОСТЬ РОМАНА ВОЙНА И МИРА 6 2.ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ ИСТИННОГО И ЛОЖНОГО ПАТРИОТИЗМА В РОМАНЕ «ВОЙНА И МИР» 12 3.ПАТРИОТИЗМ РУССКОГО НАРОДА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1812 ГОДА 14 4.ЗНАЧЕНИЕ РОМАНА «ВОЙНА И МИР» В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 16 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23

3 4 ВВЕДЕНИЕ Есть две стороны жизни в каждом человеке: жизнь личная, которая тем более свободна, чем отвлеченнее ее интересы, и жизнь стихийная, роевая, где человек неизбежно использует предписанные ему законы. Л.Н. Толстой «Война и мир». «Это талант новый и, кажется, надежный», так отозвался на появление нового писателя Н.А. Некрасов. И.С. Тургенев отмечал, что первое место среди литераторов принадлежит Толстому по праву, что скоро «одного только его и будут знать в России». Н.Г. Чернышевский, рецензируя первые сборники писателя, определил суть его художественных открытий двумя терминами: «диалектика души» и «чистота нравственного чувства». Для Толстого инструмент исследования душевной жизни микроскоп психологического анализа сделался главным среди других художественных средств. Небывало пристальный интерес к душевной жизни имеет для Толстого-художника принципиальное значение. Таким путем открывает писатель в своих героях возможности изменения, развития, внутреннего обновления, противоборства среде. Идеи возрождения человека, народа, человечества составляют пафос творчества Толстого. Начиная со своих ранних повестей, писатель глубоко и всесторонне исследовал возможности человеческой личности, ее способность к духовному росту, приобщение к высоким целям человеческого бытия. В 1860 году Толстой начинает писать роман «Декабристы», задуманный как история декабриста, возвращающегося из ссылки. Именно этот роман послужил началом к созданию «Войны и мира». Декабристская тема определяла на раннем этапе работы композицию задуманного монументального произведения о почти полувековой истории русского общества.

4 5 Стремление писателя исследовать глубины исторического и личного бытия сказалось в работе над великой эпопеей. В поисках истоков декабристского движения Толстой неизбежно пришел к эпохе Отечественной войны, сформировавшей будущих дворянских революционеров. Преклонение перед героизмом и жертвенностью «лучших людей» начала 19-го века писатель сохранил на всю жизнь. В начале 60-х годов в его мировоззрении происходят важные изменения. Толстой признает за народом решающую роль в историческом процессе. Пафос «Войны и мира» в утверждении «мысли народной». Глубокий, хотя и своеобразный демократизм автора обусловил необходимый для эпопеи угол зрения в оценке всех лиц и событий на основе «мнения народного». Работа над романом «Война и мир» продолжалась 7 лет (с 1863 по 1869 годы). Толстой начинает свой роман с 1805 года. Он намерен был провести героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 годов и закончить его 1856 годом. То есть роман должен был охватывать большой исторический период. Однако в процессе работы писатель постепенно суживал хронологические рамки и так пришел к созданию нового произведения. В этой книге слились важнейшие изображения исторических событий и глубокий анализ человеческих душ. Актуальность данной работы заключается в необходимости рассмотрения характера русского народа, с одинаковой силой проявляющегося в мирной, повседневной жизни и в больших, этапных исторических событиях, во время военных неудач и в моменты наивысшей славы для того чтобы на этих ярких примерах и художественных образах понять свой народ и страну в которой мы с Вами имеем честь жить. Целью данной работы «Тема народа в романе «Война и мир» является детальное рассмотрение художественного своеобразия и значения темы народа в романе «Война и мир» а также значение этой темы для Л.Н. Толстого как писателя-романиста.

5 6 В связи с поставленной целью определим задачи: 1. Рассмотреть жанровые и структурные особенности романа «Война и мир»; 2. Показать истинный и ложный патриотизм показанный Л.Н.Толстым в романе; 3. Выявить значение романа «война и мир» в мировой литературе и историографию исследования. Круг исследуемых проблем заключен в хронологические рамки с 1805 по 1820 годы, но вышел за пределы личной судьбы героев и рассматривает грандиозную эпическую картину русской жизни начала 19 века.

6 7 1. ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ И СТРУКТУРНАЯ ОСОБЕННОСТЬ РОМАНА ВОЙНА И МИРА Непосредственно к написанию романа Война и мир Толстой приступил в октябре 1863 года, а закончил его к декабрю 1869 года. Более шести лет писатель отдал непрестанному и исключительному труду, труду ежедневному, мучительно-радостному, требовавшему от него предельного напряжения духовных и физических сил. Появление Войны и мира было поистине величайшим событием в развитии мировой литературы. Эпопея Толстого показала, что особенности национально-исторического развития русского народа, его историческое прошлое дают гениальному писателю возможность создания гигантских эпических композиций, подобных Илиаде Гомера. Война и мир свидетельствовала также о высоком уровне и глубине реалистического мастерства, достигнутых русской литературой всего за каких-нибудь тридцать лет после Пушкина. До сих пор не прекращаются споры о том, как следует понимать вторую половину ставшего привычным заглавия, то есть какой смысл вложен в слово мир. Это слово употреблено в двояком его значении: вопервых, им обозначается обычная, невоенная жизнь людей, их судьбы в период между войнами, в мирных условиях быта; во-вторых, мир обозначает общность людей, основанную на близком сходстве или полном единстве их национальных или социальных чувств, стремлений, интересов. Но как бы то ни было, в заглавии Война и мир присутствует мысль о народном, общечеловеческом единении, братстве людей во имя противостояния войне как злу, идея отрицания вражды между людьми и народами. Война и мир есть не роман в общепринятом понимании этого термина. Толстому тесно в определенных границах романа. Повествование в

7 8 Войне и мире вышло за пределы романной формы и приблизилось к эпопее как наиболее высокой форме эпического повествования. Эпопея дает изображение народа в трудные для его существования периоды, когда великие события трагические или героические потрясают и приводят в движение все общество, страну, нацию. Несколько заостряя мысль, Белинский сказал, что герой эпопеи есть сама жизнь, а не человек. Жанровое своеобразие и структурная особенность Войны и мира состоят в том, что это произведение соединило в себе черты и качества романа и эпопеи в их органическом сплаве, слитности. Это романная эпопея или эпопейный роман, то есть одновременно и роман, и эпопея. Толстой изображает частную и народную жизнь, выдвигает проблему судеб человека и русского общества, государства, русской нации, всей России в ответственный момент их исторического бытия. Толстой старался писать историю народа, рисовал картину народной жизни в ее ратных и будничных проявлениях. Стремясь захватить все, что он знал и чувствовал, Толстой дал в Войне и мире как бы свод быта, нравов, духовной культуры, верований и идеалов народа в драматический период его истории в дни Отечественной войны 1812 года. Как в исторической науке, так и в художественной литературе тех лет широко обсуждалась тема национальной русской истории, причем острый интерес вызывал вопрос о роли народных масс и личности в истории. Заслуга Толстого как автора романа-эпопеи состоит в том, что он первый так глубоко раскрыл и так убедительно ярко осветил великую роль народных масс в исторических событиях начала XIX века, в жизни русского государства и общества, в духовном бытии русской нации. Понимание народа как решающей силы в битве с внешними врагами дало Толстому право сделать народ подлинным героем своей эпопеи. Он был убежден в том, что причина нашего торжества была не случайна, но лежала в сущности характера русского народа и войска.

8 9 Сам Толстой придавал большое значение сложившейся у него философии истории, развитой в Войне и мире. Мысли эти плод всей умственной работы моей жизни и составляют нераздельную часть того миросозерцания, которое (бог один знает!) какими трудами и страданиями выработалось во мне и дало мне совершенное спокойствие и счастье, писал Толстой по поводу философско-исторических глав Войны и мира. Основу этого миросозерцания составляла мысль о том, что ходом исторической жизни человечества управляют непостижимые законы, действие которых так же неумолимо, как и действие законов природы. История развивается независимо от воли и стремления отдельных личностей. Человек ставит перед собой определенные цели, к достижению которых направляет свою деятельность. Ему кажется, что и в определении целей, и в своих действиях он свободен. На самом деле он не только несвободен, но его действия, как правило, приводят совсем не к тем результатам, к каким он стремится. Из деятельности множества людей и складывается независимый от их индивидуальных целей и стремлений исторический процесс. Толстому, в частности, было ясно, что в великих исторических событиях решающей силой являются народные массы. Такое понимание роли народных масс в истории и составляет субъективную основу того широкого эпического изображения исторического прошлого, которое дает Война и мир. Оно также облегчило Толстому художественное воссоздание образа самой народной массы при изображении ее участия в войне. В описаниях войны Толстой акцентирует внимание на глубинных национальных свойствах русского народа несгибаемости его воли перед лицом самого страшного нашествия, патриотизме, готовности умереть, но не покориться завоевателю. Вместе с тем Толстой представляет нам и развернутые образы (Александра, Наполеона, Кутузова и других) исторических деятелей этой эпохи. Более того, именно образ Кутузова дал

9 10 возможность Толстому практически зримо раскрыть народный характер Отечественной войны 1812 года. Великим историческим деятелем Кутузова делает Отечественная война и то доверие, которое оказали ему народ и армия. Эта глубокая и правильная мысль руководила Толстым при создании образа Кутузова в Войне и мире. Величие Кутузова-полководца Толстой, прежде всего, видит в единстве его духа с духом народа и армии, в понимании народного характера войны 1812 года и в том, что он воплощает в себе черты русского национального характера. В создании образа старого фельдмаршала Толстой, несомненно, принял во внимание пушкинскую характеристику: Кутузов один облечен был в народную доверенность, которую он так чудно оправдал! Как в фокусе, он сосредоточивает в себе те настроения, которые были присущи и старому князю Болконскому, и князю Андрею, и Тимохину, и Денисову, и безымянным солдатам. Глубокая связь с родиной, со всем русским была источником его силы как полководца, как исторического деятеля. Лишь тогда личность полностью проявляет себя и оставляет след в истории, когда она органично связана с народом, когда в ней предельно концентрируется и затем выявляется все то, чем живет народ на данном историческом отрезке, такой вывод можно сделать из рассмотрения образа Кутузова. Кутузов как представитель народной войны противостоит в романе Наполеону наглому и жестокому завоевателю, действия которого в изображении Толстого не только не оправданы ни историей, ни потребностями французского народа, но и противоречат нравственному идеалу человечества. В изображении Толстого Наполеон палач народов, человек без убеждений, без привычек, без преданий, без имени, даже не француз, то есть лишенный чувства родины, для которого Франция была таким же средством в достижении мирового господства, как и другие народы и государства.

10 11 Толстовский Наполеон азартный игрок, зарвавшийся авантюрист, которого история в лице русского народа жестоко и заслуженно проучила. В философских отступлениях и главах Толстой не раз повторяет мысль о том, что исторические события совершаются только потому, что должны совершаться, и что, чем более мы стараемся разумно объяснить исторические явления, тем они становятся для нас непонятнее. Чтобы объяснить явления истории, надо проникнуть в суть связи между человеком и событием, а для этого необходимо познать историю всех, без одного исключения всех людей, принимающих участие в событии, ибо все люди стихийно участвуют в общественно-историческом процессе и, значит, бессознательно творят историю. А поскольку сделать это не представляется возможным, то поневоле приходится признать фатализм в истории. Итак, есть две стороны жизни в каждом человеке: жизнь личная, которая тем более свободна, чем отвлеченнее ее интересы, и жизнь стихийная, роевая, где человек неизбежно исполняет предписанные ему законы. Иными словами: Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общечеловеческих целей. Так Толстой определяет границы свободы и независимости человека, область его сознательной деятельности и область необходимости, в которой властвует воля провидения. Это подводит к решению вопроса о роли личности в истории. Общая формула, часто по-разному повторяемая автором Войны и мира, звучит так:...стоит только вникнуть в сущность каждого исторического события, то есть в деятельность всей массы людей, участвовавших в событии, чтобы убедиться, что воля исторического героя не только не руководит действиями масс, но сама постоянно руководима... Роль выдающейся личности в истории ничтожна. Сколь бы ни был гениален человек, он не может по своему желанию направлять движение истории, диктовать ей свою волю, предопределять движение истории и

11 12 распоряжаться действиями огромной массы людей, живущих стихийной, роевой жизнью. Историю творят люди, массы, народ, а не человек, возвысившийся над народом и взявший на себя право по собственному произволу предугадывать направление событий. Толстой пишет: Фатализм для человека такой же вздор, как произвол в исторических событиях. Из этого не следует, будто Толстой совершенно отрицал какую бы то ни было роль человека в истории и что он сводил ее к нулю. Он признает за каждым человеком право и даже обязанность действовать в границах возможного, сознательно вмешиваться в совершающиеся исторические события. Тот из людей, кто, пользуясь каждым моментом свободы, не только непосредственно участвует в событиях, но и одарен способностью, чутьем и умом проникать в ход событий и схватывать, постигать их общий смысл, кто един с народом, тот заслуживает имени подлинно великого человека, гениальной личности. Таких единицы. К ним принадлежит Кутузов, а его антиподом является Наполеон.

12 13 2. ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ ИСТИННОГО И ЛОЖНОГО ПАТРИОТИЗМА В РОМАНЕ «ВОЙНА И МИР» Главной темой романа "Война и мир" является изображение подвига русского народа в Отечественной войне 1812 года. Автор говорит в своем романе и о верных сынах отечества, и о лжепатриотах, думающих только о своих корыстных целях. Толстой использует прием антитезы для изображения как событий, так и героев романа. Давайте проследим за событиями романа. В первом томе он рассказывает о войне с Наполеоном гг., где Россия (союзница Австрии и Пруссии) потерпела поражение. Идет война. В Австрии генерал Марк разбит под Ульмом. Австрийская армия сдалась. Над русской армией нависла угроза разгрома. И вот тогда Кутузов принял решение послать Багратиона с четырьмя тысячами солдат через труднопроходимые Богемские горы навстречу французам. Багратиону предстояло быстро совершить трудный переход и задержать сорокатысячную французскую армию до прихода Кутузова. Его отряду нужно было совершить великий подвиг, чтобы спасти русскую армию. Так, автор подводит читателя к изображению первого великого сражения. В этом сражении, как всегда, дерзок и бесстрашен Долохов. Храбрость Долохова проявляется в бою, где "он в упор убил одного француза, первый взял за воротник сдавшегося офицера". Но после этого он идет к полковому командиру и докладывает о своих "трофеях": "Прошу запомнить, ваше превосходительство!" Далее он развязал платок, дернул его и показал запекшуюся кровь: "Рана штыком, я остался на фронте. Попомните, ваше превосходительство". Везде, всегда он помнит, прежде всего, о себе, только о себе, все, что делает, делает для себя. Нас не удивляет и по ведение Жеркова. Когда в разгар боя Багратион послал его с важным приказом к генералу левого фланга, он не поехал вперед, где слышалась

13 14 стрельба, а стал искать генерала в стороне от боя. Из-за непереданного приказа французы отрезали русских гусар, многие погибли и были ранены. Таких офицеров много. Они не трусы, но они не умеют забыть ради общего дела себя, карьеру и личные интересы. Но русская армия состояла не только из таких офицеров. В главах, рисующих Шенграбенскую битву, мы встречаем истинных героев. Вот он сидит, герой этой битвы, герой этого "дела", маленький, худой и грязный, сидит босой, сняв сапоги. Это артиллерийский офицер Тушин. "Большими, умными и добрыми глазами смотрит он на вошедших начальников и пытается шутить: "Солдаты говорят, что разувшись ловчее, - и смущается, чувствуя, что шутка не удалась". Толстой делает все, чтобы капитан Тушин предстал перед нами в самом негероическом виде, даже смешном. Но именно этот смешной человек был героем дня. Князь Андрей справедливо скажет о нем: "Успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и героической стойкости капитана Тушина с ротой". Второй герой Шенграбенского сражения - Тимохин. Он появляется в ту самую минуту, когда солдаты поддались панике и побежали. Все казалось потеряно. Но в эту минуту французы, наступавшие на наших, вдруг побежали назад..., и в лесу показались русские стрелки. Это была рота Тимохина. И только благодаря Тимохину, русские имели возможность возвратиться и собрать батальоны. Мужество разнообразно. Есть немало людей безудержно храбрых в бою, но теряющихся в будничной жизни. В войне 1812 года, когда каждый солдат дрался за свой дом, за родных и близких, за Родину, сознание опасности "удесятерило" силы. Чем дальше продвигался Наполеон вглубь России, тем более росли силы русского войска, тем более слабела французская армия, превращаясь в сборище воров и мародеров. Только воля народа, только народный патриотизм, "дух войска" делает армию непобедимой. Этот вывод делает Толстой в своем бессмертном романе-эпопее "Война и мир".

14 15 3. ПАТРИОТИЗМ РУССКОГО НАРОДА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1812 ГОДА Итак роман "Война и мир" в жанровом отношении является романом эпопеей, так как Толстой показывает нам исторические события, которые охватывают большой отрезок времени (действие романа начинается в 1805 году, а заканчивается в 1821, в эпилоге), в романе действуют свыше 200 действующих лиц, есть реальные исторические личности (Кутузов, Наполеон, Александр I, Сперанский, Ростопчин, Багратион и многие другие), показаны и все социальные слои России того времени: высший свет, дворянская аристократия, провинциальное дворянство, армия, крестьянство, даже купечество (вспомним купца Ферапонтова, который поджигает свой дом, чтобы он не достался врагу). Важной темой романа является тема подвига русского народа (независимо от социальной принадлежности) в войне 1812 года. Это была справедливая народная война русских людей против наполеоновского на шествия. Полумиллионная армия, руководимая крупным полководцем, обрушилась всей своей мощью на русскую землю, надеясь в короткий срок покорить сию страну. Русский народ грудью встал на защиту родной земли. Чувство патриотизма охватило армию, народ и лучшую часть дворянства. Народ истреблял французов всеми дозволенными и недозволенными средствами. Создавались кружки и партизанские отряды, истребляющие французские войсковые соединения. В той войне проявились лучшие качества русского народа. Вся армия, переживая необыкновенный патриотический подъем, была полна веры в победу. Готовясь к Бородинскому сражению, солдаты одевали чистые рубашки и не пили водку. Для них это был священный момент. Историки считают, что Наполеон выиграл Бородинское сражение. Но "выигранное сражение" не принесло ему желанных результатов. Народ бросал свое имущество и

15 16 уходил от врага. Запасы продовольствия уничтожались, чтобы не достались врагу. Партизанских отрядов были сотни. Были они большие и маленькие, мужицкие и помещичьи. Один отряд, руководимый дьячком, за месяц взял в плен несколько сотен пленных. Была старостиха Василиса, убившая сотни французов. Был поэт-гусар Денис Давыдов - командир большого, активно действующего партизанского отряда. Подлинным полководцем народной войны показал себя Кутузов М.И. он является выразителем народного духа. Вот что думает о нем князь Андрей Болконский перед Бородинским сражением: "У него не будет ничего своего. Он ничего не придумает, ничего не предпримет, но он все выслушает, все запомнит, все поставит на свое место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит. Он понимает, что есть что-то значительнее его воли... А главное, почему веришь ему, - это то, что он русский..." Все поведение Кутузова свидетельствует о том, что его попытки разобраться в происходящих событиях были активными, правильно рассчитанными, глубоко продуманными. Кутузов знал, что русский народ победит, потому что отлично понимал превосходство русского войска над французским. Создавая свой роман "Война и мир", Л.Н.Толстой не мог пройти мимо темы русского патриотизма. Толстой исключительно правдиво отобразил героическое прошлое России, показал народ и его решающую роль в Отечественной войне 1812 года. Впервые в истории русской литературы правдиво изображен русский полководец Кутузов. Изображая войну 1805 года, Толстой рисует различные картины военных действий и разнообразные типы ее участников. Но эта война велась за пределами России, смысл и цели ее были непонятны и чужды русскому народу. Иное дело - война 1812 года. Ее Толстой и рисует иначе. Эту войну он изображает как войну народную, справедливую, которая велась против врагов, посягнувших на независимость страны.

16 17 4. ЗНАЧЕНИЕ РОМАНА «ВОЙНА И МИР» В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Есть великие поэмы, великие творения, имеющие всемирное значение, вечные песни, завещаемые из века в век; нет сколько-нибудь образованного человека, который бы не знал их, не читал их, не прожил их... писал А. И. Герцен. К числу таких великих творений принадлежит Война и мир. Это самое монументальное создание Толстого, занявшее совершенно особое место в его творчестве, в истории русской и мировой литературы, в развитии художественной культуры всего человечества. Война и мир вершина эпического творчества Толстого. Эта вечная книга положила начало всеевропейской славе писателя, принесла ему едва ли не мировое признание как гениального писателя-реалиста. Счастье человека в любви ко всем, и вместе с тем понимает, что на земле не может быть такой любви. Князю Андрею нужно было или отказаться от этих взглядов, или умереть. В первых вариантах романа он оставался жить. Но тогда умирала бы философия Толстого. Писателю его миросозерцание было дороже героя, поэтому он много раз подчеркивал, что тот, кто вмешивается в ход событий и с помощью разума пытается изменить их, ничтожен. Величие и счастье человека в другом. Обратимся к описанию внутреннего состояния Пьера: «Выражение глаз было твердое, спокойное и оживленно готовое, такое, какого никогда прежде не имел взгляд Пьера. Теперь он нашел истину, которую искал в масонстве, в светской жизни, в вине, в самопожертвовании, в романтической любви к Наташе. Он искал ее с помощью мысли и, как и князь Андрей, пришел к выводу о бессилии мысли, о безнадежности поисков счастья «путем мысли». В чем теперь нашел счастье Пьер? «Удовлетворение потребностей хорошая пища, чистота, свобода казались Пьеру совершенным счастьем»

17 18 Мысль, пытающаяся поднять человека над его непосредственными потребностями, лишь вносит путаницу и неуверенность в его душу. Человек не призван делать более того, что касается его лично. Толстой говорит, что человек должен определить границы своей свободы. И хочет показать, что свобода человека не вне его, а в нем самом. Почувствовав внутреннюю свободу, став безразличным к внешнему течению жизни, Пьер находится в необычайно радостном настроении, настроении человека, открывшего наконец истину. Роль народа в войне 1812 года еще одна главная тема романа. По мысли Толстого, участь войны решают не завоеватели, не сражения, а враждебность населения к армии завоевателей, нежелание подчиниться ей. Народ главная сила, определившая судьбу войны. Толстой приветствует народную войну. Появляются слова, необычные для его стилистики: «величественная сила», «благо тому народу». Писатель воспевает «дубину народной войны», считает партизанское движение выражением справедливой народной ненависти к врагу. «Война и мир» роман о жизни и смерти, о непокорной силе жизненности, заложенной в человеке. Толстой раскрывает то особое состояние души, когда человек как бы отрывается от земли и видит больше, чем в повседневной, обыденной жизни. Вспомним о тех переживаниях, которые испытывает Наташа после разрыва с князем Андреем. Она отчуждается от обыденного мира, но любовь возвращает ее к жизни. «Проснулась любовь, и проснулась жизнь», пишет Толстой. Это уже не та любовь, какую узнал князь Андрей, это любовь земная. Писатель всегда мечтал о гармонии, о том, чтобы люди, любя себя, любили других. И Наташа ближе всего к этому идеалу. Она умеет наслаждаться жизнью, умеет понять и облегчить страдания других. Автор так показывает это состояние героини: «Под казавшимся ей непроницаемым слоем ила, застилавшим ее душу, уже пробивались тонкие,

18 19 нежные молодые иглы травы, которые должны были укорениться и так застлать своими жизненными побегами задавившее ее горе, что его скоро будет не видно и незаметно». Толстой рисует «особенную» любовь Наташи и Пьера. Безухов с трудом узнал Ростову, но, когда она улыбнулась, его охватывает давно забытое счастье. Пьера поражает облик теперешней Наташи: «Ее нельзя было узнать, потому что на этом лице, в глазах которого прежде всегда светилась затаенная улыбка радости жизни, теперь не было и тени улыбки, были одни глаза, внимательные, добрые и печальновопросительные». Эта печаль не только из-за личных утрат: на лице Наташи отразились все печали людей, столько переживших за последний год. Она не только свое горе понимает, но и умеет проникнуться страданиями другого человека, понять их. Наташа слушала рассказ Пьера о его приключениях, на лету ловя невысказанное еще слово, и прямо вносила в свое раскрытое сердце. Так может слушать только человек, сердце которого раскрыто для других людей, человек, в котором бьется живая жизнь. Теперь в финале, после эпических и трагических глав, звучит лирическая песня любви. Из этой темы любви двух человек друг к другу вырастает тема любви к жизни. Главное преступление против жизни война. Но война закончилась, уходят в прошлое страдания, которые она принесла. Раны зарубцовываются. В конце романа писатель утверждает право людей на любовь, на счастье, на жизнь. В основе Войны и мира заключается миросозерцание Толстого. Это вера в вечность народа, в вечность жизни, ненависть к войнам, убеждение в необходимости упорных поисков истины, отвращение к культу личности, прославление чистой любви, презрение к индивидуализму, призыв к единению людей. Роман Толстого был воспринят как шедевр мировой литературы. Г.Флобер высказал свое восхищение в одном из писем к Тургеневу (январь 1880 г.): «Это перворазрядная вещь! Какой художник и какой психолог! Два

19 20 первых тома изумительны. Да, это сильно, очень сильно!» Д. Голсуорси назвал «Войну и мир» «лучшим романом, какой когда-либо был написан». Р. Роллан писал о том, как еще совсем молодым человеком, студентом, он читал роман Толстого: это «произведение, как жизнь, не имеет ни начала, ни конца. Оно сама жизнь в ее вечном движении». По этой книге весь мир учился и учится Россия. Художественные законы, открытые великим писателем, составляют и поныне непререкаемый образец. «Война и мир» это итог нравственных и философских исканий Толстого, его стремлений найти правду и смысл жизни. В этом произведении заключается частица его бессмертной души.

20 21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Роман "Война и мир" был задуман как роман о декабристе, возвращающемся после амнистии в 1856 году. Но чем больше Толстой работал с архивными материалами, тем больше понимал, что нельзя написать этот роман, не рассказав как о самом восстании, так и о войне 1812 года. Так замысел романа постепенно трансформировался, и Толстой создал грандиозную эпопею. "Война и мир" - это повествование о подвиге народа, о победе его духа в войне 1812 года. Позже, говоря о романе, Толстой писал, что главная мысль романа - "мысль народная". Она заключается не только и не столько в изображении самого народа, его быта, жизни, а в том, что каждый положительный герой романа в конце концов связывает свою судьбу с судьбой нации. Во второй части эпилога Толстой говорит о том, что до сих пор вся история писалась как история отдельных личностей, как правило тиранов, монархов, и никто до сих пор не задумывался над тем, что является движущей силой истории. Толстой считал, что это - так называемое "роевое начало", дух и воля не одного человека, а нации в целом, и насколько силен дух и воля народа, настолько вероятны те или иные исторические события. Так победу в Отечественной войне Толстой объясняет тем, что столкнулись две воли: воля французских солдат и воля всего русского народа. Эта война была справедливой для русских, они воевали за свою Родину, поэтому их дух и воля к победе оказались сильнее французских духа и воли. Поэтому победа России над Францией была предопределена. Итак актуальность данной работы заключалась в необходимости рассмотрения характера русского народа, для того чтобы на этих ярких примерах и художественных образах понять свой народ и страну в которой мы с Вами имеем честь жить. Я думаю что мне удалось добиться этого в свой работе «Тема народа в романе «Война и мир». Ведь война 1812 года

21 22 стала рубежом, испытанием всех положительных героев в романе: для князя Андрея, который чувствует необыкновенный подъем перед Бородинским сражением, веру в победу; для Пьера Безухова, все мысли которого направлены на то, чтобы помочь изгнанию захватчиков - он даже разрабатывает план убийства Наполеона; для Наташи, отдавшей подводы раненым, потому что не отдать их было нельзя, не отдать было стыдно и гадко; для Пети Ростова, принимающего участие в военных действиях партизанского отряда и погибающего в схватке с врагом; для Денисова, Долохова, даже Анатоля Курагина. Все эти люди, отбросив все личное, становятся единым целым, участвуют в формировании воли к победе. Исследуя материал для написания работы я поняла что воля к победе особенно ярко проявляется в массовых сценах: в сцене сдачи Смоленска (вспомним купца Ферапонтова, который, поддавшись какой-то неведомой, внутренней силе, велит все свое добро раздать солдатам, а что нельзя вынести - поджечь); в сцене подготовки к Бородинскому сражению (солдаты надели белые рубахи, как бы готовясь к последней схватке), в сцене боя партизан с французами. Вообще, тема партизанской войны занимает особое место в романе. Толстой подчеркивает, что война 1812 года действительно была народной, потому что сам народ поднялся на борьбу с захватчиками. Действовали уже отряды старостихи Василисы Кожиной, Дениса Давыдова, создают свои отряды и герои романа - Василий Денисов и Долохов. Жестокую, не на жизнь, а на смерть войну Толстой называет "дубина народной войны": "Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой, и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие".

22 23 Мне кажется что к сожалению перспектива данного исследования не иссякнет никогда. Будут меняться лишь эпохи народы личности и герои. Потому что любую войну должно считать народной т.к. обязательно будет обороняющаяся сторона которая будет ввязана в войну только из-за защиты своего народа. А войны будут всегда

23 24 Список литературы. 1. Ермилов В. Толстой художник и роман «Война и мир». М.,«Советский писатель», Коган П.С. Очерки по истории новейшей русской литературы в двух томах, т. 2, М., Толстой Л.Н. Полное собрание соч., т Л.Н.Толстой в русской критике. М., Гослитиздат, Матылева Т.О мировом значении Толстого. М., «Советский писатель». 6. Плеханов Г.В. Искусство и литература. М., Гослитиздат, 1948.


Плясова Г.Н. 10Б класс «Я сам старался писать историю своего народа». Л.Толстой Тема народа главная в литературе 60-х годов XIX века. «Мысль народная» одна из главных в романе. Народ, русская армия в войне

Истинное и ложное в романе «Война и мир» Обычно начиная изучение романа, учителя спрашивают о названии романа «Война и мир», а ученики старательно отвечают, что это антитеза (хотя название можно рассматривать

Степанова М.В. учитель русского языка и литературы 1.Раскрыть значение Бородинского сражения в жизни России и в жизни героев романа. 2. Усвоить содержание основных эпизодов и сцен т.3. 3. Воспитывать чувство

II Всероссийская Толстовская олимпиада по литературе Задание 1. 10 класс 1. В плену Пьер: А) поддался чувству страха; Б) почувствовал себя лишенным свободы человеком; В) узнал, что нет положения, в котором

Сочинение в чём видят смысл жизни любимые герои толстого Поиски смысла жизни главными героями романа Война и мир. Мой любимый герой в романе Война и мир * Впервые Толстой знакомит нас Андреем Читать сочинение

АНАЛИЗ ЭПИЗОДА «Соня и Раскольников читают Евангелие» из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (часть 4-я, глава IV) Вступление. 1. Какова тема романа? (Кратко сказать, о чѐм роман, не пересказывая

2015 год: ЗАОЧНЫЙ ТУР: ЗАДАНИЯ ЗАОЧНОГО ТУРА ТОЛСТОВСКОЙ ОЛИМПИАДЫ 2015 г. по ЛИТЕРАТУРЕ 27. Годы жизни Л.Н. Толстого: А) 1905 1964; Б) 1828 1910; В) 1802 1836; Г) 1798 1864 28. Л.Н. Толстой так определил

Отечественная война 1812 года на страницах художественных произведений «Двенадцатый год это народная эпопея, память о которой перейдёт в века и не умрёт, покуда будет жить русский народ» М.Е. Салтыков-Щедрин

Лев Николаевич Толстой «Война и мир» Граф Толстой обладает истинным талантом нужно иметь много вкуса, чтобы оценить красоту произведений графа Толстого; но зато человек, умеющий понимать истинную красоту,

Что ценит в людях толстой в романе война и мир сочинение Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой считается Именно таким видом произведения считается Война и мир, известное во всем мире. ценить

Сочинение на тему почему наташа ростова изменила князю андрею так князь Андрей видел небо над Аустерлицем (. Сочинение на тему Образ Наташи Ростовой в романе Война и мир Любимая героиня Толстого. Темы

Материалы к сочинению по направлению «Год литературы в России» Направление это как палочкавыручалочка: если вы не знаете русской классической литературы пишите по этому направлению. То есть можно хоть

Silvie Doubravská učo 109233 RJ2BK_KLS2 роман-эпопея, описывающий события войн против Наполеона: 1805 года и Отечественной 1812 года Битва под Аустерлицем Эпопея древний жанр, где жизнь изображается в

Виртуальная книжная выставка библиотеки БПОУ УР «Глааовский технический колледж» Н. М. Карамзин «Бедная Лиза» (1792) Повесть стала образцом русской сентиментальной литературы. В противовес классицизму

Истинный и ложный патриотизм и героизм в понимании Л. Н. Толстого в романе *Война и мир». Замысел «Войны и мира» восходит к роману Толстого. 32603176739726 Проявил внимание к этому событию и Л. Н.Толстой.

Материалы к сочинению по направлению «Дом» (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»): дом, милый дом Как жаль, что этот роман вызывает у вас, друзья мои, страх уже одним своим видом! Великий роман великого

Сочинение на тему мое мнение о романе евгений онегин Сочинение на тему Онегин как герой нашего времени Евгений Онегин первый русский реалистический роман и единственный в русской литературе роман в Это

Проблема веры как проявления нравственной стойкости человека сочинение Проблема нравственного выбора человека в экстремальной жизненной ситуации. Проблема проявления грубости людей по отношению друг к

Сочинение на тему мой любимый литературный герой андрей болконский Кузнецова Ольга Васильевна, учитель русского языка и литературы. Наташа Ростова и Мария Болконская любимые героини Толстого с Марья и

В память о Великой Отечественной Войне(1941-1945) Работу выполнила Никитина Ирина,16 лет, ученица МБОУ СОШ 36 г. Пензы 10 «Б» класса, Преподаватель: Фомина Лариса Серафимовна Александр Благов Этих дней

Сочинение на тему горе от ума жизненные идеалы фамусовского общества Чацкий и фамусовское общество (по комедии Грибоедова Горе от ума). Денис Поваров добавил сочинение, 29 апреля 2014, 18:22, 158 просм.

Сочинение размышление мое понимание человеческого счастья Сочинения Сочинения Толстой Война и мир сочинения по произведению. Л. Н. Толстого, Наташа Ростова покорила мое сердце, вошла в мою жизнь Истинный

Проблематика романа Роман-эпопея не является обычным литературным произведением - это художественное изложение определенной философии жизни. 1) Писатель пытается понять законы, которые управляют миром.

Крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской армией под командованием М. И. Кутузова и французской армией Наполеона I Бонапарта. Состоялось 26 августа (7 сентября) 1812 года у села Бородино,

Сочинение на тему бородино от лица солдата Обращение к стихотворению Лермонтова Бородино, которым открывается раздел Из. не прямо от себя, а от лица рассказчика - солдата, участника битвы. Если Вам понравилось

Патриотическая лирика Лермонтова. Стихи Лермонтова - это почти всегда внутренний, напряженный монолог, искренняя исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них. Поэт чувствует свое одиночество, тоску,

Тёмное кольцо расположено посредине поля, занятого пирамидами и сфинксом так,... В бою под Бородино 1812г русская армия потерпела поражение... С 1858 г. читал лекции по санскритскому языку и литературе,...

Нашествие Наполеона 24 июня 1812 года в Россию вторгся опасный и сильный враг армия французского императора Наполеона Бонапарта. Наши войска по численности в два с лишним раза уступали французским. Наполеон

План работы: 1. Викторина: Отечественная война 1812 года и ее историческое значение. 2. Конкур рисунков на тему «Отечественная война 1812 года». 3. Игра путешествие «Отечества верные сыны». 4. Календарь

Кутузов в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Кутузов - прежде всего естествен в каждом своем движении- это и любит в нем Толстой. Кутузов устал от долгой и трудной жизни, ему тяжело носить свое расплывшееся

Сочинение на тему бой за человека в трагедии фауст Трагедия Фауст Иоганна Вольфганга Гете: краткое содержание Оно должно приносить человеку радость и веселье, а сделать это лучше всего, брат Валентин.

8 СЕНТЯБРЯ 1812 Г. БОРОДИНСКАЯ БИТВА Отечественная война 1812 г. занимает особое место в русской истории. Это была справедливая, национальноосвободительная война, в которой народы многонациональной России,

Открытое письмо ветерану Акция учащихся начальных классов МОУ «СОШ 5 УИМ» Агаки Егор 2 «а» класс Дорогие ветераны! Поздравляем с юбилеев Победы! Прошли дни, годы, почти века, Но вас мы не забудем никогда!

Сочинение на тему жизнь маленького человека чехов О значении творчества Антона Павловича Чехова сказал Максим долго будет учиться понимать жизнь по его писаниям, освещенным грустной улыбкой пропасти мещанства,

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ Садовникова Вера Николаевна аспирант ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» г. Тула, Тульская область. ФИЛОСОФСКИЕ ИСТОКИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

ТЕМА СТОЛКНОВЕНИЯ ХРИСТИАНСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ И РЕВОЛЮЦИОННЫХ ИДЕЙ В «НЕТЕРПЕНИИ» Ю.ТРИФОНОВА Баймусаева Б.Ш., Жумабаева Ш.Д. Южно-Казахстанский государственный университет им. М.Ауэзова Шымкент, Казахстан

Гайдар. Время. Мы. Гайдар шагает впереди! Выполнила ученица 11 класса МОУ «Пошатовский детский дом-школа» Погодина Екатерина «Всему свое время, и время всякой вещи под небом. Время рождаться, и время умирать;

МОУДОД «Жарковский Дом детского творчества» Конспект мероприятия на тему «Я гражданин России» посвященного Дню народного единства (1 класс) Педагог дополнительного образования: Макарова Н.Г. п.жарковский,

Галерея книг о Великой Отечественной войне СТРАШНО ПОМНИТЬ, НЕЛЬЗЯ ЗАБЫТЬ. Юрий Васильевич Бондарев (род.1924г.) советский писатель, участник Великой Отечественной войны. Окончил Литературный институт

Сочинение на тему судьба поколения 1830 годов в лирике лермонтова С ранних лет Лермонтов размышляет о судьбе, о высоком уделе, два года провел в Московском благородном пансионе, а в 1830 году поступил

Л. Н. Толстой 1828 1910 «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать и вечно бороться и лишаться, а спокойствие душевная подлость». Л. Н. Толстой И. Е. Репин Портрет

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ, МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ Сборник материалов XI

СЧАСТЬЕ как объединяющая Высшая ценность Что такое Высшие ценности? Не каждый задумывается о том, насколько важен этот вопрос для любого человека. Высшая ценность имеет много смыслов: для кого-то это материальный

9 мая - особенный праздник, «праздник со слезами на глазах». Это день нашей гордости, величия, мужества и отваги. Давно отзвучали последние выстрелы трагической, незабываемой войны. Но не заживают раны

Прочитайте внимательно фрагмент романа Л. Н. Толстого «Война и мир» (т. I, часть, гл. 9) и выполните задания. Несмотря на то, что за пять минут перед этим князь Андрей мог сказать несколько слов солдатам,

Гаямова Лариса Раффаэльевна Сборник «Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество» Часть 1, Москва 2014 Нравственное воспитание учащихся на уроках литературы при изучении творчества Л.Н. Толстого

МДОУ «Детский сад 110» Сонковскоо района Тверской области Рассказ о памятниках Великой Отечественной Войны Воспитатель: Тараканова С. В. Цель: формирование основ патриотизма; воспитание интереса и чувства

Среди русских поэтов М. Ю. Лермонтов занимает особое место. Поэтический мир Лермонтова - стихия мощного человеческого духа, отвергающего пошлую мелочность повседневности. Особый, лермонтовский, элемент

Беседа, обзор книжной выставки: «Слава тебе, победитель солдат» (23 февраля День защитника Отечества). Цель: познакомить обучающихся с историей происхождения праздника Задачи: воспитывать уважительное

О войне Война, ужасная война! А что она нам принесла? Разрух, голод, нищету, В сердца людей - лишь пустоту, И страх за близких, за детей Увозят вновь на фронт парней Здоровых, крепких, молодых, А возвращают

Классный час «Урок Мужества-Горячее сердце» Цель: сформировать представление о мужестве, чести, достоинстве, ответственности, нравственности, показать ученикам мужество русских солдат. Доска разделена

июня 26 2010

Народ в «Войне и мире» - это и Тихон Щербатый, Тушин и Тимохин, Пьер Безухое и , Николай Ростов и . К историческому народу относятся и Курагины и Друбецкие. Народ в «Войне и мире» - это не только нравственно здоровое и положительное. Для автора исторической эпопеи, посвященной эпохе Отечественной с Наполеоном, понятие «народ» заключало в себе сложное и противоречивое единство, разнородное и в нравственном, и в социальном отношении. На протяжении жизни Толстого кардинально менялись многие его понятия. В том числе и понятие «народ». Может быть, и этом изменении толстовского понимания того, что есть парод, и выражался наиболее наглядным образом характер и направление особенного и исторически значимого пути Толстого.

В 80-е годы, после пережитого им кризиса и перехода на позиции защитника крестьянских интересов, только за «рабочими людьми», только за трудящимися классами будет признавать право называться народом. Тогда понятия «мужик» и «барин» станут для него глубоко противоположными по своему социальному и нравственному смыслу и ценности. В «Войне и мире» этого еще нет и не могло быть. Не могло быть и в силу особенностей исторического материала произведения, и в силу особенностей мировосприятия Толстого той поры. Стоит заметить, что в «Утре помещика», написанном в 50-е годы, Толстой называет крестьян не народом, как это будет делать начиная с 80-х годов, а «классом народа». , Народ в «Войне и мире» - как это и должно быть с историческим народом - многолик и многомерен. На страницах толстовского романа сталкиваются, знакомятся и расстаются, расходятся и сходятся, любят и ненавидят, живут и умирают люди разных характеров и разных общественных положений. Это помещики и крестьяне, офицеры и солдаты, купцы и мещане и т. д. Однако больше всего внимания и места уделяет Толстой изображению людей, относящихся к дворянскому сословию. Это объяс-няется не только тем, что, как признается сам Толстой, дворян, их быт, нравы, их дела и мысли были ему лучше знакомы. Это оправдано также чисто объективными обстоятельствами: действие исторического романа Толстого происходит в то время, когда именно дворянство было главным сознательным участником исторического процесса и поэтому не только в представлении Толстого, но и реально, в действительности оказывалось на переднем плане событий. Вспомним, что эпоху, которую изобразил Толстой в романе, В. И. Ленин отнес к дворянскому периоду в развитии русского революционного движения.

То, что Толстой с особенным вниманием относится к дворянству, вовсе не означает одинакового отношения Толстого - автора «Войны и мира» к различным людям из среды дворян. Толстому одни герои явно симпатичны, милы, душевно близки, причем для читателя это сразу же становится заметно. Другие герои Толстому чужды- и неприятны, и это тоже ощущается читателем сразу же и самым непосредственным образом. Сказывается авторская «чистота нравственного чувства», которая обладает органической способностью заражать в художественном смысле. Как и в более ранних своих произведениях, так и в «Войне и мире» Толстой никогда не бывает нравственно безразличным к своим героям. Подобно Пьеру Безухову, он постоянно задается вопросами: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть?». Это самые коренные вопросы художественного мировоззрения Толстого. Для него это самые коренные вопросы также и истории, всякого человеческого освещения и воспроизведении истории.

Изображению простого народа автор «Войны и мира» уделяет много внимания. Крестьянство выступает перед нами в лице крепостных, барщинных и дворовых, и в лице солдат, сохраняющих свои крестьянские черты, и в лице партизан. По мере изменения мировоззрения Толстого его интересуют разные стороны внешней и внутренней жизни крестьян, но рисует он их всегда необыкновенно правдиво и ярко. Изумительны по своему мастерству массовые сцены с их многообразием поведения и взаимоотношений отдельных персонажей; поражают своей жизненной правдой речевые характеристики.

При описании похода 1805 года в Австрии выступают, как живые люди, русские крестьяне, одетые в солдатские шинели, но не утратившие своего особого крестьянского облика. Они идут сражаться, сами не зная точно за что, с кем и куда. В походе люди проявляют свою обычную выносливость, простоту, добродушие, жизнерадостность — признак большой физической и моральной силы. Совершая утомительный переход, они перебрасываются между собой отдельными фразами. По команде капитана песенники выбежали вперед, запели песню, а вслед за тем выбежал вперед солдат и пустился в пляс. Но вот солдаты показаны в бою, в действии, в тяжелом труде в годину смертельной опасности, нависшей над Россией, и сразу чувствуется новая черта народного характера — стойкость и мужество.

Во время героического сражения под Шенграбеном оставшаяся без прикрытия «батарея продолжала стрелять и не была взята французами. В продолжение часа из сорока человек прислуги было убито семнадцать», но солдаты во главе со своим офицером продолжали мужественно бороться с превосходящими силами неприятеля. На протяжении нескольких лет работы над «Войной и миром» интерес Толстого к крестьянству возрастает и характер его изображения несколько видоизменяется. Все ярче выступает тяжелое положение народа. В имениях Безухова и после его «реформ» «крестьяне продолжают давать работой и деньгами все то, что они дают у других, то есть все, что они могут даты.

Старый князь Болконский приказывает отдать в солдаты своего дворового за то, что он по ошибке подал кофе сначала дочери князя, а не француженке, пользовавшейся в данное время расположением старика. Подобные проявления барского произвола были не единичными явлениями, как зто явствует из беседы Андрея Болконского с Пьером во время их поездки в Лысые Горы. Описывая охоту Ростовых, Толстой вводит новое, эпизодическое лицо — помещика Илагина, владельца замечательной охотничьей собаки, за которую «представительный учтивый барин» «год тому назад отдал соседу три семьи дворовых».
Недовольство крестьян проявляется в «Войне и мире» неоднократно. Недовольство крестьян своим положением, сознание несправедливости существующего строя подчеркивает и такой небольшой эпизод. Когда раненого князя Андрея принесли на перевязочный пункт и врач велел немедленно нести его в палатку, «в толпе ожидавших раненых поднялся ропот.

«Видно. и на том свете господам одним жить. — проговорил один». Близость французов пошатнула барскую власть. и мужики начинают открыто говорить о том. что у них давно наболело. Ненависть крестьян к помещикам была так велика. что и «последнее пребывание в Богучарове князя Андрея. с его нововведениями больницами. школами и облегчением оброка. — не смягчило их нравов, а. напротив. усилило в них те черты характера. которые старый князь называл дикостью». Не внушили им доверия и обещания княжны Марьи дать хлеб и заботиться на новых местах. куда она предлагала им переселиться.

Однако и дворяне не чувствуют себя спокойно. Смысл этого беспокойства ясно выражает Пьер. говоря в эпилоге Николаю Ростову. что нужно предупредить возможную пугачевщину. Но. несмотря на свое тяжелое положение. крестьяне не хотят отдать свою родину во власть захватчиков-французов и проявляют при этом безграничное мужество и стойкость. Мобилизованные мужики- ополченцы перед Бородинским сражением надели чистые рубахи: они приготовились к смерти. но не к отступлению. Выражением этой простой и искренней. чуждой всякой рисовки и театральности любви к своей родине является непоколебимая стойкость. мужество русских солдат. У доблестных русских воинов нет ничего показного. Стоят на своих местах и что французы не смеют атаковать более». Эта непостижимая сила русского войска была силой русского народа. боровшегося за свою родину. И Толстой снова ведет читателя к источнику этой силы русской армии — простым русским людям. крестьянам. одетым в солдатские шинели.

Тот самый князь Андрей, который некогда в разговоре с Пьером со своих аристократических позиций так презрительно отзывался о крестьянах, по мере близкого соприкосновения с солдатско-крестьянской массой в общем деле защиты родины проникался глубоким уважением к ним. В борьбе с захватчиками участвовала не только та часть народа, которая была мобилизована в армию. У французов после Бородинского сражения «не было фуража для корма лошадей и рогатого скота. Этому бедствию не могло помочь ничто, потому что окрестные мужики жгли свое сено и не давали французам». Огромную роль сыграло крестьянство в окончательном уничтожении врага и тем, что организовывало партизанские отряды, бесстрашно истреблявшие «великую» армию Наполеона.

Крестьяне, в том числе и солдаты, выступают в «Войне и мире» выпукло, живо, убедительно правдиво, благодаря огромному количеству отдельных ярких зарисовок, иногда небольших штрихов, характеризующих общий облик народной массы. Время от времени из общей массы выступают на более или менее длительный срок отдельные художественно законченные образы. Каждый из них имеет свои яркие особенности. Так, например, резко отличается от старосты Дрона Платон Каратаев, сыгравший такую важную роль в жизни Пьера Безухова. Полное равнодушие к лишениям, «роевое начало», простота, ласковость — все это поразило Пьера как резкий контраст с потребностью роскоши, карьеризмом, грубым эгоизмом и высокомерием «высшего света», общества Курагиных, Шерер и им подобных, так его тяготившего. Человечность, жалостливость этого русского мужичка помогли Пьеру снова вступить в мир человеческих отношений после страшног зрелища казни невинных людей в занятой неприятелем Москве.

Всматриваясь в несложную деятельность Каратаева, в его отношение к людям и вообще к жизни, Пьер, как ему казалось в это время, нашел разрешение мучившей его неудовлетворенности. Примиренность со всеми страданиями и лишениями, выпавшими на его долю, уверенность в целесообразности всего совершающегося казались Пьеру в это время величайшей мудростью жизни. Жизнь Каратаева, «как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал». Положительные качества Каратаева в глазах Пьера не снижали ни его вороватость, ни отсутствие особых привязанностей: «Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого». Образ Каратаева не дается Толстым непосредственно от себя, а только через восприятие Пьера, причем в особом душевном состоянии, и это накладывает на него особый отпечаток. Особую значимость этому образу придает своеобразная речь, содержащая в себе очень немного собственно каратаевского, но в которой звучит многовековая народная мудрость. Но эти изречения отнюдь не всегда отражают его личные чувства и жизненные правила. Наряду с речевой характеристикой образ Каратаева раскрывается через его трудовую деятельность и отношение к окружающим людям. Толстого трогают терпение, покорность, беззлобие, жалостливость и трудолюбие Каратаева. Автор украсил его речь мудрыми изречениями, заимствованными из многовекового жизненного опыта ряда поколений, но отнюдь не показал его воплощением лучших черт народа, хотя фатализм Каратаева в какой-то мере и созвучен взглядам автора. Показывая в лице Каратаева бесконечное терпение и всеобъемлющую доброту и благожелательность, Толстой затушевывает остроту классовых противоречий между помещиками и крестьянами. Иной тип дан в образе партизана Тихона Щербатого. В то время, когда начальники больших отрядов еще не смели и думать о вторжении в самый центр французской армии, «казаки и мужики, лазившие между французами, считали, что теперь уже все возможно».

Среди этих мужиков, для которых «все возможно», своей необычайной удалью выделяется Тихон Щербатый. Сначала он ловил «миродеров», живя в своей деревне Покровское под Гжатью, а затем пристал к партизанскому отряду Денисова. Он там выполнял всякую тяжелую хозяйственную работу, а затем, когда проявил свою неустрашимость и ловкость, был зачислен в казаки. Тихон был самый полезный и храбрый человек в отряде. Никто больше его не открыл случаев нападения французов. Тихон не гордился своими подвигами, но однажды он был ранен и с тех пор не брал пленных: видимо, рана ожесточила его. Одним из проявлений внутренней силы Щербатого является и его способность изображать в юмористическом плане даже самые опасные положения, в которые он попадал. Наряду с любовью к родине, стойкостью, простотой и беззаветным мужеством, наряду с тесной товарищеской спайкой и чувством коллективности Толстой показывает особую черту русского народа — человечность. После того как враг был повержен, в душе народа «чувство оскорбления и мести» заменил ось «презрением и жалостью».

Когда Кутузов 5 ноября, в первый день Красненского сражения, ехал со своей «огромной свитой недовольных им, шушукающихся за ним генералов», он видел французских пленных, изуродованных болячками и разрывающих руками сырое мясо. То же беззлобное отношение к пленным проявляется и в описаниях последующих этапов изгнания французской армии из России. Русские солдаты поднимают и несут ослабевшего Рамбаля в офицерскую избу. Так в великом произведении Толстого встает крестьянская Русь во всем ее многообразии, со всеми ее противоречиями, с ее силой и слабостью.

Народная тема — это основная тема «Войны и мира». При этом следует отметить, что образ Каратаева находится в противоречии с общим изображением русского народа — бесстрашного защитника своей родины. Меньше внимания, чем крестьянству, в «Войне и мире» уделено городским низам, но изображены они с большой художественной силой и правдой.

В Смоленске население поджигает свои дома, чтобы ничего не досталось французам. Мелкий торговец Ферапонтов в отчаянии кричит, чтобы солдаты забирали все и что он сам подожжет свой дом. Этот заброшенный люд не верит в возможность оставления Москвы и, читая растопчинские афиши, направляется к графу Растопчину за указаниями, как и где принять участие в защите родного города. Но Растопчин с его показным, фальшивым патриотизмом не знает простого русского народа и боится его. Спровоцировав убийство Верещагина, он с заднего крыльца уезжает из Москвы, размышляя по-французски о том, что «народная толпа страшна, отвратительна. Они, как волки: их ничем не удовлетворишь, кроме мяса». А эти «волки», толпа, которую Растопчин толкнул на убийство, стала торопливо перемещаться около лежащего окровавленного трупа. Эти люди приняли затем на себя всю тяжесть жизни занятого не приятелем города, вплоть до расстрелов за поджоги, в которых они не были повинны. Таким образом, перед нами проходит русское крестьянство (и частично городские низы) во всем его многообразии, с его самоотверженной любовью к родине, с его бесстрашием, выносливостью, трудолюбием, с его глубокой человечностью — чертами, развившимися в условиях трудовой жизни. Именно в этом классе, несмотря на его слабости и теневые стороны, подмеченные зорким взглядом гениального писателя-реалиста, была сила России в то время.

Простой народ в романе Война и мир

5 (100%) 1 vote

«Война и мир» - одно из ярчайших произведений мировой литературы, раскрывшее необычайное богатство человеческих судеб, характеров, невиданную широту охвата явлений жизни, глубочайшее изображение важнейших событий в истории русского народа. В основу романа, как признавался Л. Н. Толстой, положена «мысль народная». «Я пытался писать историю народа», - говорил Толстой. Народ в романе - это не только крестьяне и переодетые крестьяне-солдаты, а это и дворовые люди Ростовых, и купец Ферапонтов, и армейские офицеры Тушин и Тимохин, и представители привилегированного класса - Болконские, Пьер Безухов, Ростовы, и Василий Денисов, и фельдмаршал Кутузов, то есть те русские люди, для которых судьба России не была безразлична. Народу противопоставлена кучка придворных аристократов да «мордатый» купец, волнующийся за свой товар перед взятием французами Москвы, то есть те люди, которые с полным равнодушием относятся к судьбе страны.

В романе-эпопее более пятисот персонажей, дается описание двух войн, события разворачиваются в Европе и России, но, как цемент, скрепляет все элементы романа «мысль народная» и «самобытное нравственное отношение автора к предмету». По мысли Л. Н. Толстого, отдельный человек ценен лишь тогда, когда он - неотъемлемая частица великого целого, своего народа. «Его герой - целая страна, борющаяся с нашествием врага» - писал В. Г. Короленко. Начинается роман с описания кампании 1805 года, которая не затронула сердца народа. Толстой не скрывает, что солдаты не только не понимали целей этой войны, но даже смутно представляли себе, кто союзник России. Толстого не интересует внешняя политика Александра I, его внимание обращено на жизнелюбие, скромность, храбрость, выносливость, самоотверженность русского народа. Основная задача Толстого - показать решающую роль народных масс в исторических событиях, показать величие и красоту подвига русских людей в условиях смертельной опасности, когда психологически человек раскрывается наиболее полно.

Основой сюжета романа является Отечественная война 1812 года. Война внесла решительные перемены в жизнь всего русского народа. Все привычные условия жизни сместились, все теперь оценивалось в свете той опасности, которая нависла над Россией. Николай Ростов возвращается в армию, добровольцем уходит на войну Петя, старый князь Болконский формирует из своих крестьян отряд ополченцев, Андрей Болконский решает служить не в штабе, а непосредственно командовать полком. Пьер Безухов отдал часть своих денег на снаряжение ополченцев. Смоленский купец Ферапонтов, в сознании которого зародилась тревожная мысль о «погибели» России, когда узнал, что город сдают, не стремится спасать имущество, а призывает солдат тащить все из лавки, чтобы ничего не досталось «дьяволам».

Война 1812 года больше представлена массовыми сценами. Народ начинает осознавать опасность при приближении врага к Смоленску. Пожар и сдача Смоленска, смерть старого князя Болконского в момент смотра крестьянского ополчения, гибель урожая, отступление русской армии - все это усиливает трагизм событий. Вместе с тем Толстой показывает, что в этой тяжелой обстановке рождалось то новое, что должно было погубить французов. В росте настроений решимости и озлобления против врага Толстой видит источник приближающегося перелома в ходе войны. Исход войны определился задолго до ее окончания «духом» войска и народа. Этим решающим «духом» был патриотизм русского народа, который проявлялся просто и естественно: народ оставлял города и деревни, захваченные французами; отказывался продавать продовольствие и сено врагам; в тылу врага сколачивались партизанские отряды.

Бородинское сражение - кульминация романа. Пьер Безухов, наблюдающий за солдатами, испытывает ощущение ужаса смерти и страданий, которые несет война, с другой стороны - сознание «торжественности и значительности предстоящей минуты», которое внушает ему народ. Пьер убедился в том, как глубоко, всем сердцем, понимают русские люди смысл совершающегося. Солдат, назвавший его «землячком», говорит ему доверительно: «Всем народом навалиться хотят; одно слово - Москва. Один конец сделать хотят». Только что пришедшие из глубины России ополченцы в соответствии с обычаем надевают чистые рубахи, сознавая, что придется умирать. Старые солдаты отказываются пить водку - «не такой день, говорят».

В этих простых, связанных с народными понятиями и обычаями формах проявилась высокая нравственная сила русского народа. Высокий патриотический дух и нравственная сила народа принесли победу России в войне 1812 года.

Рассмотрим то, как изобразил народ в романе "Война и мир" Л. Н. Толстой. Автор закончил работу над своим произведением в 1867 году. Говоря о нем, он признавался, что любил в своем романе "мысль народную".

Мир крестьянства в произведении

Народ в романе "Война и мир" представлен широко. Крестьянство описано автором подробно. В изображении Толстого мир крестьянства самодостаточен и гармоничен. Писатель не считал, что его представители нуждаются в интеллектуальном воздействии. Герои-дворяне и не думают о том, что нужно "развивать" крестьян. Напротив, именно последние часто оказываются ближе к пониманию смысла жизни. Лев Николаевич изображает сложный духовный мир представителей дворянства и безыскусную одухотворенность русского крестьянина как различные, но вместе с тем взаимодополняющие начала бытия нашей страны. Способность устанавливать с народом контакт является показателем нравственного здоровья дворян в романе.

Зыбкость границ между сословиями

Неоднократно Толстой подчеркивает зыбкость границ между сословиями. Человеческое, общее делает их "прозрачными". Народ в романе "Война и мир" часто сближается, взаимодействует с высшими слоями общества. Ловчий Данило, например, исполнен "презрения ко всему" и "самостоятельности". Этот охотник позволяет себе смотреть на барина Николая Ростова "презрительно". Однако это не было оскорбительно для Николая. Он понимал, что этот человек все-таки принадлежал ему. Все равны во время охоты, все подчиняются порядку, заведенному однажды. Лишь в пылу охоты Данило может Илью Андреевича, который упустил волка, обругать, даже на него замахнуться арапником. Такое поведение крепостного в обычных условиях невозможно по отношению к барину.

Приведем другой пример того, как взаимодействует дворянство и народ в романе "Война и мир". Важным этапом духовной жизни одного из главных героев, Пьера Безухова, стала встреча в бараке для пленных с Платоном Каратаевым. Утерянную веру в жизнь ему вернул именно этот солдат-крестьянин. Основным нравственным критерием в эпилоге романа становится для Пьера возможное отношение к его деятельности Каратаева. И он делает вывод, что тот, вероятно, его общественной деятельности не понял бы, однако одобрил бы наверняка поскольку любил во всем "благообразие".

Изображение бунта крестьян

Тема народа в романе "Война и мир" разнопланова. Толстой, изображая бунт богучаровских крестьян, выразил свое собственное отношение к консервативным слоям патриархально-общинного мира, привыкшего сопротивляться любым переменам. В Богучарове стихийность народной жизни намного заметнее, чем в остальных местностях, поскольку здесь очень мало было помещиков, грамотных и дворовых. Небольшой замкнутой общностью живут здесь крестьяне. Они являются фактически изолированными от всего мира. Крестьяне без видимых причин вдруг начинают движение в некотором направлении, повинуясь непонятным законам бытия. Толстой подчеркивает, что в жизни крестьян из Богучарово были сильнее и заметнее, чем в других местностях, таинственные струи жизни русского народа, значение и причины которых бывают для современников необъяснимы. Через изображение бунта раскрывается с новой стороны тема народа в романе "Война и мир".

Причина бунта крестьян

Общее настроение, стихия бунта подчиняет себе полностью каждого крестьянина. Общим порывом был захвачен даже староста Дрон. Неудачей закончилась попытка княжны Марьи господский хлеб раздать крестьянам. Лишь "неразумная животная злоба" Ростова, его "неблагоразумный поступок" могли отрезвить эту возмущенную толпу. Грубой силе мужики подчинились беспрекословно, признавшись, что "по глупости" бунтовали. Лев Николаевич в произведении показал не только внешние причины бунта ("сношения с французами" и слухи о "воле", которую отняли господа). Скрытая глубинная общественно-историческая причина данного события заключалась во внутренней "силе", которая накопилась постепенно и, подобно лаве, вырвалась из кипящего вулкана. Именно поэтому восстал простой народ в романе "Война и мир".

Образ Тихона Щербатого

Образ является важной деталью фрески о народной войне, которую создал Толстой. Тихон нападал на французов единственный из всей своей деревни. Он примкнул по собственной инициативе к "партии" Денисова и стал в ней вскоре одним из самых необходимых людей, проявив большую способность и охоту к Через его образ также анализируется простой народ в романе "Война и мир".

Тихон в партизанском отряде занимал особенное место. Он выполнял всю черную работу, был самым храбрым и полезным человеком. Тихон, кроме того, играл роль шута и охотно поддавался сам этому чину. В его поведении и внешнем облике писатель заострил черты юродивого. У Щербатого было лицо, изрытое морщинами и оспой, с узкими маленькими глазами.

Отношение Тихона к убийству французов

Тихон - это хладнокровный беспощадный воин. Он подчиняется, убивая французов, лишь инстинкту истребления врага, и относится к ним практически как к неодушевленным предметам. Тихон напоминает своей жестокостью хищника. Автор не случайно его сравнивает с волком: Щербатый топором владел так, как волк - зубами.

Образ Платона Каратаева

Одним из ключевых образов произведения является Он особенно важен при раскрытии темы: "Народ в романе "Война и мир". Сочинение на эту тему невозможно написать, не упомянув этого персонажа. который оказался оторван от привычного уклада жизни и помещен в новые условия (французский плен, армия), в которых его духовность проявилась особенно ярко. Герой живет в гармонии со всем миром. Он относится с любовью ко всем людям. Платон глубоко чувствует жизнь, непосредственно и живо воспринимает людей. В изображении Толстого Каратаев - образец "естественного" человека, вышедшего из народа, воплощение народной нравственности, во многом инстинктивной.

Этот герой, олицетворяющий русский народ в романе "Война и мир", показан в произведении главным образом через восприятие его Безуховым. Пьер отмечает, что само присутствие в бараке этого человека создавало для пленных ощущение уюта. Безухова заинтересовало, как Платон разувался и устраивался в своем углу, поскольку что-то "круглое", "успокоительное" и "приятное" чувствовалось даже в этом.

Очень моложаво выглядел Каратаев, хотя ему было за 50 лет. Он казался здоровым и физически крепким человеком. В особенности в глаза бросалось "молодое" Платона, которое имело вид "юности" и "невинности". Каратаев все время занимался чем-то, что, вероятно, вошло у этого героя в привычку. Попав в плен, он будто не ощущал, что такое болезнь и усталость, чувствовал себя в бараке так же, как дома.

Возвращение Каратаева к крестьянской жизни в непривычных условиях

Вне привычных условий, вне всего, что на него давило, Каратаев естественно и незаметно вернулся к крепостному укладу жизни. Он отбросил все чуждое, которое навязывалось ему насильно извне. Для Платона, представляющего народ в романе Толстого "Война и мир", особенно привлекательна крестьянская жизнь: дорогие воспоминания, а также представления о благообразии, связаны с ней. Поэтому он говорил в основном о событиях "христианского" быта, как он его называл.

Платон умер естественно, испытывая умиление и "тихий восторг" перед таинством смерти. Он воспринимал ее не как муку или наказание, поэтому не было страдания на его лице: оно было озарено выражением "тихой торжественности".

Образ Платона Каратаева является образом праведника из крестьян, который не только жил с людьми и со всем миром в ладу, восхищаясь проявлениями жизни, но и смог воскресить Пьера Безухова, зашедшего в духовный тупик. Для Пьера он навсегда остался олицетворением "простоты и правды".

"Мысль народная" в романе

"Мысль народная" - основная идея произведения "Война и мир". Лев Николаевич знал о том, что простая жизнь русского народа с ее "частными" интересами, судьбами, радостями, протекает независимо от встреч с Александром Наполеона, государственных планов Сперанского или дипломатической игры. Лишь те события истории, которые приводят народные массы в движение, касаются национальных судеб, способны изменить, всегда благотворно, хоть и драматически, отдельного человека. Именно патриотизм народа (в романе "Война и мир" Толстой описывает и его патриотические чувства) привел к победе русских над французами.