Изображение жизни трудового народа в сказках М. Е


М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

ДИКИЙ ПОМЕЩИК

“В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, жил и на свет глядючи радовался. Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. И был тот помещик глупый, читал газету “Весть” и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое”.

Только одно беспокоило помещика: “…Очень уж много развелось в нашем царстве мужика!” Только ничем Бог ему помогать не стал.

Решил тогда помещик ответ на вопрос искать в газете “Весть”. А там написано: “Старайся!”

“И начал он стараться”. Штрафы стал брать с мужиков, а если курица крестьянская к нему во двор забредет, он ее “по правилу, в суп”.

“Моя вода!”, “Моя земля!” – кричит помещик людям. Совсем зажал крестьян и стали они тогда к Господу Богу молиться: “Господи! легче нам пропасть и с детьми с малыми, нежели всю жизнь так маяться!”

Послушал Господь молитву мужицкую и “не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика”.

Стал тогда у помещика “воздух чистый”. Обрадовался, решил театр у себя устроить. Приехал к нему актер Садовский “и актерок привез”. Только ставить театр некому. И умыться гостям никто не подает. Уехал Садовский.

Решил тогда помещик с генералами в “пульку-другую сыграть!”.

Только поесть им никто не приготовит. Тогда и генералы ушли. Стал помещик сам раскладывать гранпасьянс. Решил, если три раза выйдет, значит, он прав. И все у помещика вышло. Стал он тогда думать, как он “плодовый сад разведет”, а потом и спать ложится. “А во сне сны еще веселее, нежели наяву, снятся. Снится ему, что сам губернатор о такой его помещичьей непреклонности узнал и спрашивает у исправника: “Какой такой твердый курицын сын у вас в уезде завелся?” Потом снится, что его за эту самую непреклонность министром сделали…”

И тут к помещику приезжает сам капитан-исправник. Для него даже достал “два печатных пряника”.

Только исправник заставил помещика за каждого мужика подати платить. Ведь из-за него даже мяса на базаре нет.

И теперь помещика даже мышонок не боится. Понимает, “что помещик без Сеньки никакого вреда ему сделать не может”. А в саду дорожки репейником поросли. Совсем одичал помещик, “…ногти у него сделались, как железные”. Сам стал зайцев ловить. Решил с медведем подружиться. Говорит ему медведь:

– Ты напрасно мужика этого уничтожил!

– А почему так?

– А потому, что мужика этого есть не в пример способнее было, нежели вашего брата дворянина. И потому скажу тебе прямо: глупый ты помещик, хоть мне и друг!

Затем поступила жалоба, что какой-то человеко-медведь чуть не задрал человека. И все решают, что это помещик.

“Как нарочно, в это время чрез губернский город летел отроившийся рой мужиков и осыпал всю базарную площадь. Сейчас эту благодать обрали, посадили в плетушку и послали в уезд”.

А помещик “жив и доныне. Раскладывает гранпасьянс, тоскует по прежней своей жизни в лесах, умывается лишь по принуждению и по временам мычит”.

(No Ratings Yet)

  1. В своих сказках М. Е. Салтыков-Щедрин выступал против социальной несправедливости и общественного зла в любых его проявлениях. “Я вырос на лоне крепостного права”, – вспоминал писатель впоследствии. Выросший в Тверской...
  2. Сказка – один из эпических жанров литературы, для которого характерен глубокий подтекст, сказки мы читаем не только ради того, чтобы повеселиться – “в сказке ложь, да в ней намек…” Именно...
  3. СОЦИАЛЬНЫЙ ПАФОС СКАЗОК М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина свидетельствовали о новом взлете могучего таланта автора и были своеобразным итогом его творчества. Многие вопросы и проблемы, многие темы и...
  4. “Сказки” Салтыкова-Щедрина не случайно называют итоговым произведением автора. В них со всей остротой подняты те проблемы России 60-80 гг. XIX века, которые волновали передовую интеллигенцию. В спорах о дальнейших путях...
  5. КЛАССИКА Н. А. НЕКРАСОВ ОБРАЗЫ ПОМЕЩИКОВ В ПОЭМЕ Н. А. НЕКРАСОВА “КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО” Венцом творчества Н. А. Некрасова является народная поэма-эпопея “Кому на Руси жить хорошо”. В...
  6. Сказку как жанр использовали в своем творчестве многие писатели и поэты. С ее помощью автор выявлял тот или иной порок человечества или общества. Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина резко индивидуальны и...
  7. Сказки подводят итог всему сатирическому творчеству Салтыкова-Щедрина. В сказках показаны все стороны общественной и политической жизни России 60-80-х годов ХГХ века. Салтыков-Щедрин разоблачал социальное неравенство, произвол самодержавия, жестокую эксплуатацию народа....
  8. К М. Е. Салтыкову-Щедрину можно отнести пушкинскую фразу: “Сатиры смелый властелин”. Эти слова были сказаны А. С. Пушкиным о Фонвизине, одном из зачинателей русской сатиры. Михаил Евграфович Салтыков, писавший под...
  9. А. П. ЧЕХОВ КРЫЖОВНИК В пасмурный нежаркий день ветеринарный врач Иван Иваныч и учитель гимназии Буркин шли по полю, которое уже стало им казаться бесконечным. Они разговаривали. Когда же пошел...
  10. Гоголь создавал свои произведения в тех исторических условиях, которые сложились в России после неудачи первого революционного выступления – восстания декабристов 1825 года. Новая общественно-политическая обстановка поставила перед деятелями русской общественной...
  11. О втором томе “Мертвых душ”: Гоголь в образе помещика Костанжогло попытался показать положительный идеал. В нем воплотились идеи Гоголя о гармоническом устройстве жизни: разумное хозяйствование, ответственное отношение к делу всех...
  12. Русская литература 2-й половины XIX века Подлинная литература подлинной, а не вымышленной Руси. (По творчеству Н. А. Некрасова) Национальная литература впитывает в себя нравственные, философские ценности, накопленные поколениями народа. Литература...
  13. ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА ГОМЕР Древнейшими письменными памятниками греческой литературы валяются поэмы “Илиада” и “Одиссея”, созданные приблизительно в IX-VIII веках до н. э., автором которых считается слепой странствующий поэт Гомер. ОДИССЕЙ У...
  14. М. Ю. ЛЕРМОНТОВ ПЕСНЯ ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА, МОЛОДОГО ОПРИЧНИКА И УДАЛОГО КУПЦА КАЛАШНИКОВА “Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!” – с такого характерного для народного поэтического творчества зачина...
  15. ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ (1783-1852) Три важных обстоятельства во многом определили жизнь, характер, умонастроение Жуковского, его отношения с современниками. Первое обстоятельство связано с его рождением: Жуковский – внебрачный сын помещика Афанасия...
  16. Главные герои рассказа Джеймса Олдриджа “Последний дюйм” – это старый летчик Бен и его сын Дэви. Бен. работал во многих странах: в Канаде, в США, в Иране. В последнее время...
  17. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” завершает творчество Некрасова. Он писал ее в семидесятые годы, смерть помешала ему закончить поэму. И уже в первой строфе “Пролога” ставится основная проблема поэмы...
  18. Вглядываясь в черты главного героя романа И. А. Гончарова “Обломов” Андрея Штольца мы видим прототип современного делового мужчины. Но на то время его образ был не понятен для русского народа...
  19. М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН ВЕРНЫЙ ТРЕЗОР “Служил Трезорка сторожем при лабазе московского 2-й гильдии купца Воротилова и недреманным оком хозяйское добро сторожил. Никогда от конуры не отлучался; даже Живодерки, на которой...
  20. ГРЕЦИЯ Лонг (longos) III в. до н. э. ? Дафнис и Хлоя (Daphnis kai Сhlоe) – Роман-идиллия Действие происходит на хорошо знакомом грекам острове Лесбосе в Эгейском море, и даже...
  21. ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич (1818 – 1883) – русский поэт, прозаик, драматург. Родился Тургенев в очень богатой помещичьей семье. Все свое детство и первые годы юности он провел в своей усадьбе...
  22. Русская литература 1-й половины XIX века Образ дороги в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” Тема России и ее будущего всегда волновала писателей и поэтов. Многие из них пытались предсказать...
  23. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА М. Б. Салтыков-Щедрин Идейно-художественное своеобразие сказок Сказки – итог творчества писателя. Три из них написаны в 60-е гг. (“Повесть о том, как один мужик двух...
  24. Прокомментируйте мнение С. Макашина: “По содержанию же “Сказки” являются своего рода “микрокосмом” – “малым миром” всего творчества Салтыкова”. В начале своего сочинения отметьте, что М. Е. Салтыков-Щедрин является мастером сатирического... Салтыков-Щедрин – один из величайших сатириков мира. Всю свою жизнь он посвятил борьбе за освобождение русского народа, критикуя в своих произведениях самодержавие и крепостничество, а после реформы 1861 года –...
ДИКИЙ ПОМЕЩИК

Народ и господа в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина М. Е. Салтыкова-Щедрина можно назвать одним из вели­чайших русских сатириков. В своем творчестве он развил традиции таких писателей, как Фонвизин, Крылов, Гоголь. Чрезвычайно острые и желчные произведения писателя были направлены на обличение многих пороков современно­го ему общества. Он изображает целое историческое время, изображает в могучих сгущениях темных сторон жизни, критикуемых и отрицаемых во имя всегда присутствующих, явно или скрыто, идеалов социальной справедливости и света. "Диагност наших общественных зол и недугов» - так отзывались о нем современники. Россия была полна противо­речий, накопленных долгими годами крепостного права. Жизнь дворянской семьи писатель прекрасно изобразил в "Господах Головлевых», начальников и чиновников - в "Истории одного города» и многих других произведениях.

Но мне кажется, что вершины выразительности он достиг в своих небольших сказках "для детей изрядного возраста». Именно отношения между народом и помещиками, чиновни­ками стали основной темой многих произведений писателя, объединенных в цикле "Сказки». Михаил Евграфович пре­красно изучил жизнь чиновников, несправедливость поряд­ков, жизнь разных слоев общества. Будучи вице-губернато­ром, он имел возможность убедиться, что Российское госу - дарство прежде всего заботится о дворянах, а не о народе, к которому сам проникся уважением. В сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина множество самых разных типов господ: помещиков, чиновников, купцов и прочих. Писатель их изображает часто совершенно беспо­мощными, глупыми, высокомерными. Вот "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

С едкой иро­нией М. Е. Салтыков-Щедрин пишет: "Служили генералы в какой-то регистратуре... следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали». Разумеется, эти генералы ничего не умели делать, всю жизнь просуществовали за чужой счет, полагая, что булки растут на деревьях.

Оказавшись одни, они едва не умерли. Мужик же показан молодцом: все умеет, все может, даже суп в пригоршне сварит. Но и его не щадит сатирик. Генера­лы заставляют этого здоровенного мужчину вить для себя ве­ревку, чтобы не убежал.

И тот покорно исполняет приказ. Писатель видит, что в мужике практически неистребима привычка подчиняться, он так же не представляет свою жизнь без господина, как и господин без него. Если генералы оказались на острове без мужика не по своей воле, то дикий помещик, герой одноименной сказки, все время мечтал избавиться от несносных мужиков, от кото­рых идет дурной, холопий дух. Наконец, мужицкий мир ис­чезает, и помещик остается один-одинешенек. И, как пока­зывает М. Е. Салтыков-Щедрин, начинает дичать. "Весь он... оброс волосами...

А когти у него сделались как желез­ные». Намек совершенно ясен: барин может воротить нос, но без крестьянина ему не прожить. Обличению высших слоев общества посвящены и такие сказки, как "Медведь на воеводстве», "Орел-меценат» и "Бо­гатырь». В первой писатель высмеивает административные принципы России, во второй - псевдопросветительство. В третьей писатель обрушивает свою сатиру на весь обществен­ный строй России и уподобляет царизм гниющему трупу мнимого богатыря. М. Е. Салтыков-Щедрин не упускает из виду ничего. Созданные им образы помещика, генерала, ска­зочных волков, лисиц, медведей и щук открывают читате­лям истинные лица помещиков, чиновников и новой буржуа­зии. Писатель показывает их мнимое великодушие: волк обе­щал помиловать зайца, орел простить мышь.

Но писатель ниспровергает все, что может усыпить бдительность жертв: "Орлы суть орлы, только и всего. Они хищны, плотоядны, хлебосольством не занимаются, но разбойничают, а в свобод­ное от разбоя время дремлют». Одним из важнейших приемов характеристики социаль­ных типов в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина становятся зоологизмы. Писатель ориентируется на народную сказочную и басенную традицию, использует привычные читателям об­разы.

Какие же животные становятся господами? Царские са­новники преобразуются в сказочных медведей, свирепствую­щих в лесной чаще. Помещик похож на дикого зверя. Народ же - это замученный, забитый узкогрудый коняга, вся жизнь которого проходит в беспросветном труде и тщетных попытках найти правду, подобно ворону-челобитчику. Источником раздумий писателя становится удивитель­ный контраст между привычкой народа безропотно перено­сить трудности, пассивностью и огромной духовной стойкос­тью. Сказки писателя полны сетований, что народ слишком терпелив, забит и темен. Он старается показать, что силы, стоящие над народом, жестокие, но не такие уж страшные. Он даже показывает, что сопротивление возможно: в сказке "Медведь на воеводстве» изображен Медведь, который свои­ми бесконечными погромами вывел мужиков из терпения, и они посадили его на рогатину, "содрали шкуру».

М. Е. Салтыков-Щедрин старается найти истоки освобож­дения в самом народе, но сомневается в том, что народ суме­ет осознать свою силу. Помочь народу - вот основная задача писателя.

Анализ сказки «Дикий помещик» Салтыкова-Щедрина

Тема крепостничества и жизни крестьянства сыграла важную роль в творчестве Салтыкова-Щедрина. Открыто высказывать протест существующему строю писатель не мог. Беспощадную критику самодержавия Салтыков-Щедрин скрывает за сказочными мотивами. Свои политические сказки он пишет с1883 по 1886 годы. В них посатель правдиво отразил жизнь России, в которой деспотичные и всесильные помещики уничтожают трудолюбивых мужиков.

В этой сказке Салтыков-Щедрин размышляет о безграничной власти помещиков, которые всячески измываются над крестьянами, возомнив себя чуть ли не богами. Также писатель говорит о помещичьей глупости и пеобразованности: «был тот помещик глупый, читал газету»Весть«и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое». Бесправное положение крестьянства в царской России Щедрин также оражает в этой сказке: «Лучины не стало мужику в светец зажечь, прута не стало, чем избу вымести». Главной же идеей сказки стало то, что помещик без крестьянина жить не может и не умеет, и работа помещику снилась только лишь в кошмарах. Так в этой сказке помещик, который не имел никакого представления о труде, становится грязным и диким зверем. После того, как его бросили все крестьяне, помещик даже ни разу не умывался: «Да я уж и то сколько дней немытый хожу! ».

Писатель едко высмеивает всю эту нерадивость господского класса. Жизнь помещика без крестьянина далеко не напоминает нормальную человеческую жизнь.

Барин до того одичал, что«с головы до ног оброс волосами, ногти сделались, как железные, он утратил даже способность произносить членораздельные звуки. Но хвоста ещё не приобрёл». Нарушилась жизнь без крестьян и в самом уезде: «податей никто не вносит, вино в кабаках никто не пьёт».«Нормальная»жизнь наступает в уезде только тогда, когда в него возвращаются мужики. В образе Этого одного помещика Салтыков-Щедрин показал жизнь всех господ в России. И завершающие слова сказки обращены к каждому помещику: «Раскладывает гранпасьянс, тоскует по прежней своей жизни в лесах, умывается лишь по принуждению и по временам мычит.»

Эта сказка полна народных мотивов, близка к русскому фольклору. В ней нет мудрёных слов, а есть простые русские слова: «сказано-сделано», «мужицкие портки»и т.д. Салтыков-Щедрин сочувствует народу. Он верит в то, что мучения крестьян не безконечны, и восторжествует свобода.

Первые свои сказки популярный писатель-сатирик опубликовал в 1869 году, потом, начиная с 1880 года, они в течении семи лет регулярно появлялись в печати, вызывая неизменный заинтересованность у читателей и бессильную агрессия у властей. Что же так привлекало внимательность всех к этим сказкам?

Прежде всего, как мне кажется, та смелость, с которой писатель изображал пороки русского общества. Он критиковал не отдельные недостатки отдельных людей, а всю систему общественных отношений в РФ, и его беспощадная критика принимала формы социальной сатиры, местами более того гротеска. Можно высказать, что сказки Салтыкова-Щедрина – это не просто зеркало, в котором мы видим все социальные пороки, а это увеличительное стекло, выпукло показывающее нам их.

В сказках писателя отражаются многие "болезни" русского общества: чушь и никчемность помещиков, произвол градоначальников всех рангов, мздоимство и раболепие чиновников, забитость и покорность народа. Но главной темой, конечно, является тема "господа и народ". Именно ей посвящено большинство сказок.

Первой сказкой писателя была "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Начинается она традиционно для русских сказок: "Жили да были два генерала…" Но потом неожиданно для себя и читателя, повинуясь авторской фантазии, они оказываются на необитаемом острове. И выходит, что эти двое почтенных мужей, всю свою жизнь прослуживших в какой-то регистратуре, ни к чему не способны. Автор с нескрываемой иронией описывает, как генералы с недоумением осматривают остров и решают, как же им поступить в этих непредвиденных обстоятельствах: надобно ли писать рапорт или пока воздержаться от этого? Остров, на котором очутились герои Салтыкова-Щедрина, буквально изобиловал всякой живностью: в лесу "рябчики свищут, тетерева толкуют, зайцы бегают", рыба в ручье "так и кишит", "на деревьях всякие плоды". Но глупые генералы раньше более того не представляли себе, "что человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет"; один из генералов всю жизнь считал, "что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают". И бедные герои при всем этом изобилии остаются голодными и потом чуть было не съели товарищ друга с голоду, но одному из них приходит в голову спасительная мысль найти на острове мужика и принудить его работать на себя. И мужик, на самом деле, не только накормил и напоил генералов, но, по их приказу, сам сплел для себя веревку, которой генералы и привязывали его к дереву, "чтоб не убег". А потом мужик сделал лодку и доставил генералов домой, на Подьяческую улицу, за что благодарные генералы "выслали ему рюмку водки да пятак серебра". Салтыков-Щедрин с горькой усмешкой показывает нам в этой сказке истинную сущность отношения господ к народу: господа, целиком и полностью зависящие от труда народа, держат его в рабской покорности, посылая ему "от щедрот своих" крохи со своего стола.

Еще более ослепительно и выпукло эти отношения показаны в сказке "Дикий помещик". В ней изображение господ доведено до гротеска. Сатирик не только подсмеивается над глупым помещиком, князем Урус-Кучум-Кильдибаевым, но изображает его ослепительно сатирически, гротескно. В сказке не только люди называют помещика глупым, но более того его друг-медведь. За что же князь удостоился такой "чести"? а за то, что довел своих мужиков до крайности, замучил штрафами и поборами до того, что взмолились мужики богу и упросили его избавить их от такого помещика. Добился идиотский помещик своей цели: не стало в его имении мужиков, и воздух сделался чистый-пречистый. Но только об одном не думал князь: кто же будет холить и лелеять? И оказалось, что без своих Сенек помещик сам более того умываться не в состоянии. Он быстро одичал, оброс волосами, стал ходить на четвереньках, "утратил более того способность произносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то победный клик, среднее между свистом, шипением и рявканьем". "Но хвоста ещё не приобрел", - тут же иронически замечает автор. Оказалось, что без мужика не только помещик не может прожить, но более того само государство: кто же ещё, кроме них, будет платить подати и повинности? Именно народ, крестьяне, простые мужики, как это ясно доказывает писатель, являются основной государства, а не глупые помещики и бестолковые генералы. Без них Россия проживет, а вот без мужика-крестьянина – нет.

Конечно, вдали не вечно писатель, изображая народ, добродушно подсмеивался над ним. В сказке "Коняга" он сочувствует и сострадает Коняге, который с утра и до позднего вечера работает в поле, надрывая себя непосильным трудом, в то час как его братья, Пустоплясы, весело проводят час. Автор вечно был на стороне народа, а не господ и пустоплясов, и это нашло отражение в его чудесных сказках.

Прежде всего, как мне кажется, та смелость, с которой писатель изображал пороки русского общества. Он критиковал не отдельные недостатки отдельных людей, а всю систему общественных отношений в России, и его беспощадная критика принимала формы социальной сатиры, местами даже гротеска. Можно сказать, что сказки Салтыкова-Щедрина – это не просто зеркало, в котором мы видим все социальные пороки, а это увеличительное стекло, выпукло показывающее нам их.

В сказках писателя отражаются многие «болезни» русского общества: глупость и никчемность помещиков, произвол градоначальников всех рангов, мздоимство и раболепие чиновников, забитость и покорность народа. Но главной темой, конечно, является тема «господа и народ». Именно ей посвящено большинство сказок.

Первой сказкой писателя была «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Начинается она традиционно для русских сказок: «Жили да были два генерала…» Но затем неожиданно для себя и читателя, повинуясь авторской фантазии, они оказываются на необитаемом острове.

И выходит, что эти двое почтенных мужей, всю свою жизнь прослуживших в какой-то регистратуре, ни к чему не способны. Автор с нескрываемой иронией описывает, как генералы с недоумением осматривают остров и решают, как же им поступить в этих непредвиденных обстоятельствах: нужно ли писать доклад или пока воздержаться от этого? Остров, на котором очутились герои Салтыкова-Щедрина, буквально изобиловал всякой живностью: в лесу «рябчики свищут, тетерева толкуют, зайцы бегают», рыба в ручье «так и кишит», «на деревьях всякие плоды». Но глупые генералы раньше даже не представляли себе, «что человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет»; один из генералов всю жизнь считал, «что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают».

И бедные герои при всем этом изобилии остаются голодными и затем чуть было не съели друг друга с голоду, но одному из них приходит в голову спасительная идея найти на острове мужика и заставить его работать на себя. И мужик, действительно, не только накормил и напоил генералов, но, по их приказу, сам сплел для себя веревку, которой генералы и привязывали его к дереву, «чтоб не убег». А затем мужик сделал лодку и доставил генералов домой, на Подьяческую улицу, за что благодарные генералы «выслали ему рюмку водки да пятак серебра». Салтыков-Щедрин с горькой усмешкой показывает нам в этой сказке истинную сущность отношения господ к народу: господа, целиком и полностью зависящие от труда народа, держат его в рабской покорности, посылая ему «от щедрот своих» крохи со своего стола.

Еще более ярко и выпукло эти отношения показаны в сказке «Дикий помещик». В ней изображение господ доведено до гротеска. Сатирик не только подсмеивается над глупым помещиком, князем Урус-Кучум-Кильдибаевым, но изображает его ярко сатирически, гротескно. В сказке не только люди называют помещика глупым, но даже его друг-медведь. За что же князь удостоился такой «чести»? а за то, что довел своих мужиков до крайности, замучил штрафами и поборами до того, что взмолились мужики богу и упросили его избавить их от такого помещика. Добился глупый помещик своей цели: не стало в его имении мужиков, и воздух сделался чистый-пречистый. Но только об одном не думал князь: кто же будет холить и лелеять? И оказалось, что без своих Сенек помещик сам даже умываться не в состоянии.

Он быстро одичал, оброс волосами, стал ходить на четвереньках, «утратил даже способность произносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то победный клик, среднее между свистом, шипением и рявканьем». «Но хвоста еще не приобрел», - тут же иронически замечает автор. Оказалось, что без мужика не только помещик не может прожить, но даже само государство: кто же еще, кроме них, будет платить подати и повинности? Именно народ, крестьяне, простые мужики, как это ясно доказывает писатель, являются основной государства, а не глупые помещики и бестолковые генералы. Без них Россия проживет, а вот без мужика-крестьянина – нет.

Конечно, далеко не всегда писатель, изображая народ, добродушно подсмеивался над ним. В сказке «Коняга» он сочувствует и сострадает Коняге, который с утра и до позднего вечера работает в поле, надрывая себя непосильным трудом, в то время как его братья, Пустоплясы, весело проводят время. Автор всегда был на стороне народа, а не господ и пустоплясов, и это нашло отражение в его чудесных сказках.

М. Е. Салтыкова-Щедрина можно назвать одним из величайших русских сатириков. В своем творчестве он развил традиции таких писателей, как Фонвизин, Крылов, Гоголь. Чрезвычайно острые и желчные произведения писателя были направлены на обличение многих пороков современного ему общества. Он изображает целое историческое время, изображает в могучих сгущениях темных сторон жизни, критикуемых и отрицаемых во имя всегда присутствующих, явно или скрыто, идеалов социальной справедливости и света. «Диагност наших общественных зол и недугов» - так отзывались о нем современники. Россия была полна противоречий, накопленных долгими годами крепостного права. Жизнь дворянской семьи писатель прекрасно изобразил в «Господах Головлевых», начальников и чиновников - в «Истории одного города» и многих других произведениях.

Но мне кажется, что вершины выразительности он достиг в своих небольших сказках «для детей изрядного возраста». Именно отношения между народом и помещиками, чиновниками стали основной темой многих произведений писателя, объединенных в цикле «Сказки». Михаил Евграфович прекрасно изучил жизнь чиновников, несправедливость порядков, жизнь разных слоев общества. Будучи вице-губернатором, он имел возможность убедиться, что Российское госу- дарство прежде всего заботится о дворянах, а не о народе, к которому сам проникся уважением.

В сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина множество самых разных типов господ: помещиков, чиновников, купцов и прочих. Писатель их изображает часто совершенно беспомощными, глупыми, высокомерными. Вот «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». С едкой иронией М. Е. Салтыков-Щедрин пишет: «Служили генералы в какой-то регистратуре... следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали».

Разумеется, эти генералы ничего не умели делать, всю жизнь просуществовали за чужой счет, полагая, что булки растут на деревьях. Оказавшись одни, они едва не умерли. Мужик же показан молодцом: все умеет, все может, даже суп в пригоршне сварит. Но и его не щадит сатирик. Генералы заставляют этого здоровенного мужчину вить для себя веревку, чтобы не убежал. И тот покорно исполняет приказ. Писатель видит, что в мужике практически неистребима привычка подчиняться, он так же не представляет свою жизнь без господина, как и господин без него.

Если генералы оказались на острове без мужика не по своей воле, то дикий помещик, герой одноименной сказки, все время мечтал избавиться от несносных мужиков, от которых идет дурной, холопий дух. Наконец, мужицкий мир исчезает, и помещик остается один-одинешенек. И, как показывает М. Е. Салтыков-Щедрин, начинает дичать. «Весь он... оброс волосами... а когти у него сделались как железные». Намек совершенно ясен: барин может воротить нос, но без крестьянина ему не прожить.

Обличению высших слоев общества посвящены и такие сказки, как «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и «Богатырь». В первой писатель высмеивает административные принципы России, во второй - псевдопросветительство. В третьей писатель обрушивает свою сатиру на весь общественный строй России и уподобляет царизм гниющему трупу мнимого богатыря. М. Е. Салтыков-Щедрин не упускает из виду ничего. Созданные им образы помещика, генерала, сказочных волков, лисиц, медведей и щук открывают читателям истинные лица помещиков, чиновников и новой буржуазии. Писатель показывает их мнимое великодушие: волк обещал помиловать зайца, орел простить мышь. Но писатель ниспровергает все, что может усыпить бдительность жертв: «Орлы суть орлы, только и всего. Они хищны, плотоядны, . хлебосольством не занимаются, но разбойничают, а в свободное от разбоя время дремлют».


Страница: [ 1 ]