Что такое родовая община, семейная и соседская. Эволюция общественных отношений


Датировать его очень сложно из-за неравномерности развития первобытных обществ в различных регионах Земли. В наиболее развитых регионах этот этап начался в 8-3-м тыс. до н. э., а закончился (в Египте и Двуречье) в 4-м тыс. до н. э. с зарождением первых государств .

На смену родоплемен-ному строю постепенно пришла новая форма организации общест-ва — соседская, или сельская, территориальная община, сочетаю-щая индивидуальное и общинное землевладение. Соседскую общи-ну составляли отдельные семьи, каждая из которых имела право на долю общинной собственности и сама об-рабатывала свою часть пашни. Леса, реки , озёра и пастбища оставались общинной собственностью. Все вместе общинники поднимали целину, расчищали лес, про-кладывали дорогу. Большинство учёных считают, что сельская территориальная община является универсальной формой организации и засвидетельствована у всех народов, которые переходили от перво-бытного строя к цивилизации .

Важным достижением эпохи соседской общины ста-ло открытие металлов. В 4-3-м тыс. до н. э. каменные орудия стали вы-тесняться медными, затем — бронзовыми, а с конца 2-го тыс. до н. э. — начала 1-го тыс. до н. э. — железными. Люди постепенно перешли к широкому применению металлов, что значительно повысило про-изводительность труда и позволило более эффективно осваивать новые земли.

В эпоху соседской общины происходили значительные изменения во всех сфе-рах жизни общества. Первобытные племена продолжали совершен-ствовать земледелие и скотоводство, гончарное дело, ткачество и другие виды производства.

Развитие земледелия и скотоводства, появление ремёсел, строи-тельство крупных поселений свидетельствует о том, что человек на-чал активно преобразовывать природу, создавать искусственную среду своего обитания.

Развитие сложных видов производства — металлургии, кузнеч-ного и гончарного дела, ткачества и др. — требовало специальных знаний и умений: в обществе стали появляться кузнецы, гончары, ткачи и другие мастера. Между мастерами и их соплеменниками, а также между разными племенами развивался обмен товарами.

Развитие металлургии, кузнечного производства, пашенного зем-леделия, специализированного скотоводства привело к возраста-нию роли мужского труда. Вместо прежнего равноправия мужчин и женщин установилась власть мужчины. Во многих обществах его власть над женщиной приобрела суровый и даже жестокий ха-рактер.

Рост производительности труда привёл к развитию индивидуаль-ных форм деятельности: теперь один человек (или одна семья) мог сделать то, что раньше делали несколько человек (или целый род). Основной хозяйственной единицей стала отдельная семья.

В результате роста производительности труда стали образовы-ваться излишки продуктов, которые постепенно становились соб-ственностью людей. Так в первобытных обществах появился важ-нейший фактор, который способствовал расслоению общины, а в дальнейшем — образованию государства.

В жизни всех племён эпохи соседской общины большое место занимала война — ещё один источник обогащения. Мальчиков воспитывали прежде всего как воинов и обучали владению оружием с раннего детства. Родовые посёлки укрепляли стенами и рвами. Оружие стало более разнообразным.

Управление обществом в эпоху соседской общины тоже менялось. В племенах формально сохранялись собрания, но они изменили свой характер и преврати-лись в собрание мужчин-воинов: женщины в собрания не допуска-лись. Вожди и старейшины, опираясь на поддержку знатной и бога-той части племени, стали фактически диктовать свою волю всему обществу. На смену первобытной демократии и равенству людей пришла власть родоплеменной знати. В отношении тех соплемен-ников, которые пытались противодействовать установлению вла-сти вождей, могли применить силу.

Более сложной стала и организация жизни общества, появились люди — чиновники, которые управляли други-ми людьми. Материал с сайта

В эпоху соседской общины происходит социальное и имущественное расслоение первобыт-ной общины. Появляются богатые и зажи-точные семьи, среди сородичей и сопле-менников выделяется знать из числа вож-дей, старейшин, жрецов и наиболее опытных и авторитетных воинов, кото-рые стали использовать труд обедневших членов общины. Более воинственные и многолюдные племена взимали дань со своих слабых соседей, уг-рожая им войной и жестокой расправой. Во время военных похо-дов захватывали пленников, которые становились рабами, состав-лявшими самый бесправный слой общества.

Племенные союзы

Отдельные племена, опасаясь нападений извне, объединялись в мощные племенные союзы во главе с авторитетным вождём. Та-кие союзы племён в дальнейшем служили прообразом будущей го-сударственности. Зачастую воинственные союзы племён органи-зовывали военные походы, громили другие племена, захватывали богатую добычу, делая грабёж своим постоянным промыслом. В 7-6-м тыс. до н. э. на Ближнем Востоке появляются первые про-тогорода — Чатал-Гуюк, Иерихон, Джармо. Это были хорошо укре-плённые, обнесённые стенами поселения земледельцев.

Во все времена люди старались объединиться в определенные группы для того, чтобы легче и удобнее было сосуществовать: добывать еду, поддерживать быт и обороняться от врага. В данной статье хочется рассказать о такой форме первичного сообщества, как община.

Что это такое?

В первую очередь стоит разобраться с самим понятием «община». Это некая форма сосуществования людей (как кровных родственников, так и не имеющих тесных уз), которая возникла еще в первобытные времена. Стоит сказать о том, что существует родовая община, семейная, а также соседская. Начнем с самого главного. Сама по себе родовая община - это первый шаг к организации людьми своего быта, переход от такой неупорядоченной формы совместного проживания людей, как стадо. Стало это возможным в период расцвета матриархата (главой семьи считалась женщина). Сама же данная форма сожительства основывалась на кровном родстве. Суть ее заключалась в следующих моментах:

  1. общее жилище для всех членов;
  2. совместное ведение быта: разделение обязанностей;
  3. совместная трудовая деятельность на благо общины.

Это три тех главных пункта, которые объединяли людей для достижения одной цели - нормального существования. Также данная форма совместного проживания и ведения быта предполагала не только заботу о себе, но и о своих потомках (чего не было при стадной форме жизни). Важным моментом также являлось первичное разделение труда: женщины занимались в основном домашним хозяйством, мужчины - добывали еду. Как уже было сказано выше, родовая община возникла в период расцвета матриархата, поэтому часто отец ребенка не был известен (такова была в то время форма брачных отношений), линия родства велась от матери. Уже несколько позже был сужен круг лиц, которые могли участвовать в также запретили половые отношения между единоутробными родственниками - братьями и сестрами.

Правители родовой общины

Кто управлял родовой общиной? Для этого существовала определенная структура органов власти:

  1. общее собрание рода - здесь принималось коллективное решение по тому или иному вопросу;
  2. совет старейшин - принимали решение особые люди, которым община доверяла;
  3. вождь, старейшина - мог принимать единоличное решение, т. к. опять же ему безоговорочно доверяли.

Семейная община

Разобравшись, что такое родовая община, стоит несколько слов уделить и такой форме организации людей, как семейная община. Это следующий этап развития коллективного сосуществования людей, основанный на развитии земледельчества и возникновении особых орудий и технологий труда (возникновение плуга для обработки земли, распространение скотоводчества). Семейная община включала в себя несколько поколений кровных родственников. Интересно, что количество их могло достигать даже 100 человек. Суть семейной общины: коллективная собственность на все, что есть в роду. В самом начале управление данной формой организации людей велось более демократично: главой считался самый старший мужчина (или же выборный), с женской стороны - его жена. Несколько позже стали избирать «старшего», который фактически являлся собственником всего, что принадлежало семейной общине.

Соседская община

Следующий этап развития человеческих отношений - родовая Ее еще называли земельной, или сельской. Отличительная ее черта от вышеописанных - тут люди могли и не состоять в кровном родстве друг с другом. Данная форма отношений возникла в период распада родовых отношений. В первое время людей объединяла на все орудия труда, на скот и земли, несколько позже все изменилось: жители начали разделяться по умениям, трудолюбию, возможности накопить богатство. Эта форма сосуществования более тяжела тем, что она требовала единства соседской общины, чего не так и легко было добиться.

классообразования)

признаки соседской общины:

1.основана на производящей экономике

2. рост численности до 1000 человек

3. сохраняется кровное родство

еди н ств ен н ы м п ри зн а к ом в х ож д ен и я ч ел ов ека в об щи н у теперь становится обладание земельным наделом в о бщи н н ом ф он д е з ем ел ь.

4. права на землю верховая коллективная собственность . Права всей общины стоят н а д п ра в а ми (“вверху”) каждого от-

дельного хозяйства (индивидуального хозяйства ).но учитываются интересы каждого индивидуального хоз-ва

возникает новая форма собственности – трудовая (личная ) собственность оз-

начала – собственность на всё, что связано с личным трудом: пока общинник работает на этой земле,

он имеет право на эту землю и на всё, что он производит своим трудом на этом наделе – это его иму-

В результате, произошёл переход от коллективного хозяйства к индивидуальному хозяйству .

С переходом к соседской общине, со второго этапа генезиса государства, начинается период

так называемой социальной революции – это период глубоких социально-экономических преобра-

зований, итогом которых, в конце концов, стало появление частной собственности, классов и госу-

с переходом к соседской общине начинает разрушаться эгалитарное общество (т.е. общество равенства), т.к. именно в этот период начинает появляться имущественное неравенство (имущественная дифференциация ).

Коллективный фонд

Коллективный фонд послужи прообразом будущей системы налогообложения периода госу-

дарственности. Идея налогов “выросла” из идеи коллективного фонда – создания общего фонда на

общие нужды. Только в первобытном обществе это были общие нужды общины, а когда появятся

первые государства (в виде общин–государств ) – эти общие потребности станут общегосударственными .

Как появляется эксплуатация? Где взять дополнительные рабочие руки?

1) Захват пленников и обращение их в рабов .

2)Использование чужаков (лат. клиентов ; от лат. cliens “послушный” – clientes “те, кто послушен [своему хозяину]”).

Эксплуатация (лат. использование [чужого труда на своих средствах производства]) –

это присвоение прибавочного продукта собственником средств производства на осно-

ве собственности на средства производства, в сфере производства.

Й этап!

Период классообразования . Формирование социальной структуры . Возникновение частной и государственной собственности .

Для того, чтобы образовались классы , было необходимо, чтобы средства производства скон-

центрировались в ча стн ы х р ука х и возникли ча стн ы е х озяй ств а, основанные на э ксп л уа -

ти р уем ом т р уд е.

В этот период появляется имущественная дифференциация вызывала выделение слоя должностных лиц (т.е. способствовала появлению социальной дифференциации ), а это открывало доступ к общественным богатствам, в результате чего имущественное неравенство не только закрепляется, но и растёт дальше. Разрыв между богатыми и небогатыми всё более увеличивался. Однако слой должностных лиц – это лишь группа людей с особыми функциями, а не особый слой вообще. То есть, по-прежнему, никаких классов и сословий н ет.

Появление социальной стратификации (формирование социальных слоёв / групп) :

Управление коллективным производством и распределение коллективных богатств становится наследственной привилегией – наследственно закрепляется управление общинным коллективным фондом. С того момента, когда функции управления и должность становятся наследственной привилегией данных семейных групп (нового слоя управленцев), с этого момента в общине появляется слой общинной знати.39 Остальные общинники сформируют слой рядовых общинников.

1) Слой общинной знати изначально складывается как слой , занимающийся управлением , как слой, сосредоточивший в своих руках управление производством и коллективом общины

2) слой рядовых общинников , который изначально складывается как слой людей , не исполняющих функции управления (они принимают участие только в народном собрании ), за которым закрепились производственные функции .

От экономического и социального положения членов общины резко отличалось положение

лиц, не входивших в общинный коллектив и не имевших прав на землю – это чужаки и рабы , рабо-

тавшие в коллективном фонде общины (у разных народов именовавшихся чернью , подлым людом и

Таким образом, на третьем этапе генезиса государства появляются четыре социальных слоя

(или социальных группы ).

Вопрос № 2: Возникновение и государственный строй (на основе обычаев государственного права) ранней формы государства (общины-государства) [на примере древнего Египта и Месопотамии] (конец IV – первая половина III тыс. до н.э.).

В период появления первых государств законодательного регулирования (т.е. при помощи законов) государственно-правовых отношений не существовало. Основным источником государственного права был государственный обычай, который является разновидностью правового обычая. Поэтому становление и развитие органов государственной власти основывалось на правовых обычаях. Но правовой обычай не имеет строго фиксированной формы (он не записан)

Процесс формирования начинался с объединения нескольких небольших соседских общин– поселений в более крупную соседскую общину, получившую название территориальной общины. Затем происходило объединение несколько территориальных общин в общину–государство. Такой процесс объединения общин в более крупную общину получил в науке название синойкизм (греч. “сселение вместе, поселение вместе”.) Если посмотреть структуру данного государственного образования, то можно увидеть, что община– государство включало в свой состав главное поселение, где находились органы управления государства, главные храмы, центральный рынок (огороженное оборонительными сооружениями, например, крепостной стеной – отсюда название “город”), остальные поселения и окружающую их сельскую округу.

Если это государство называть “город–государство”, то границы его должны проходить по крепостной стене – границе города. Однако это не так. Государство включает остальные поселения и сельскую местность – всё это объединяется общим названием “община–государство”.

Над территориальной общиной становится “большой вождь”. Ему подчиняются главы отдельных поселений (“малые вожди”).

Форма государства в них характеризуется установлением монархической формы правления (в виде ранней монархии – первого типа монархии, которая являлась ограниченной монархией

Египет: здесь раньше всех появились общины–государства – в XXXIII веке до н.э. возникло около 38-39 общин–государств.. Когда в III веке до н.э. была написана история древнего Египта на греческом языке, то по-гречески их стали именовать ном. Глава нома – был назван по-гречески номархом (досл. “имеющий власть в номе”). От переосмысления данного термина и возник термин монарх

Месопотамия: первые общины–государства возникли здесь в середине XXVIII века до н.э. Назывались ки (на шумерском языке); или позднее в Северной Месопотамии с распространением восточносемитских языков стали называться àлум (на аккадском языке).

Объединение Египта в конце IV тысячелетия до н.э. под началом единого царя ускорило создание здесь централизованного бюрократического аппарата, который на региональном уровне был организован по древним традиционным номам и представлен правителями-номархами, храмовыми жрецами, вельможами и царскими чиновниками различных рангов.

С помощью этого аппарата, систематически одариваемого центральной властью, происходило дальнейшее укрепление могущества фараона, который начиная с III династии не просто обожествлялся, но считался равным богам.

Приказы фараона неукоснительно соблюдались, он был главным законодателем и судьей, назначал всех высших чиновников

Власть фараона уже в Древнем царстве передавалась по наследству.

Во всех этапах развития Египта особая роль в управлении государством принадлежала царскому двору. О развитии функций государственного аппарата могут свидетельствовать изменения полномочий первого помощника фараона – джати. Он - жрец города – резиденции правителя, вместе с тем начальник царского двора, ведающий придворным церемониалом, канцелярией фараона. В новом царстве джати осуществляет контроль за всем управлением в стране, в центре и на местах, распоряжается земельным фондом, всей системой водоснабжения. В его руках – высшая военная власть. Он контролирует набор войска, строительство пограничным крепостей, командует флотом и пр. Ему принадлежат и высшие судебные функции. Он рассматривает жалобы, поступающие к фараону, ежедневно докладывает ему о наиболее важных событиях в государстве, непосредственно следит за выполнением полученных от фараона указаний.

Второй орган управления общины–государства – получил – совет знати (джаджат). Его члены назывались серы. Совет знати (т.е. совет, в котором заседали только знатные люди) ещё в конце первобытного общества появился вместо прежнего совета старейшин общины. Теперь это был совет знати всей общины–государства. Совет знати – это совещательный орган при правителе

Вместе они занимались решением текущих дел, т.е. джаджат был административным органом. Одним из таких дел было решение вопросов о налогообложении. Так как суд не был отделен от администрации, то джаджат выполнял судебные функции (“судилище” в источниках). Следует обратить внимание, что в древнем Египте (это его особенность) любое должностное лицо обязательно было одновременно жрецом какого-либо культа – не было разделения функций на светские и религиозные, т.е. не было отдельной, особой группы жрецов. Члены совета знати выполняли военные функции (командовали отрядами своих родичей). Важной функцией совета знати был контроль за сделками с землей (джаджат фиксировал эти сделки).

Третий орган – народное собрание, которое выросло из народного собрания первобытной соседской общины. Народное собрание – не постоянный орган, который собирался для решения самых важных дел. Он не мог быть постоянно действующим, так как общинникам нужно было работать в поле. Народное собрание решало самые важные вопросы (вопрос о власти, земле, войне и мире). Народное собрание, по сути дела, было формой собрания общинного ополчения.

Община–государство делилась на топы – территориальные общины, которые являлись административно -территориальными единицами государства и одновременно были полицейскими (отвечали за правопорядок на своей территории), фискальными (отвечали за сбор налогов и отбытие трудовой обязанности) и военными (формировали общинное ополчение) округàми.

В каждой территориальной общине (топе) было три главных органа местного управления (глава общины, совет общины и собрание общинников), которые самостоятельно формировались на местах).

Возникновение первых объединений. Развитие форм государственного устройства и формы правления. Различия между военным союзом, конфедерацией и федерацией. Территориальное государство [на примере древнего Египта и Месопотамии] (конец IV – первая половина III тыс. до н.э.).

В Египте первые общины – гос-ва возникли в XXXIII в. до н.э. В связи с тем, что общины гос-ва располагались вдоль течения одной реки, для нормального функционирования системы ирригации нужно было создать единую систему орошения и водоснабжения, поэтому возникла необходимость в объединении этих общин. Между номами разворачивается борьба за главенство, что вскоре приводит к возникновению первых объединений. На сегодняшний день египтологам известно о трех наиболее важных конфедерациях: септов, «Нехенская», «Тинисская».

Конфедерация – союз гос-в, при котором гос-ва, образующие конфедерацию полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы гос- власти и управления.

В результате соперничества между конфедерациями общин – гос-в позднее образовалось верхнеегипетское. Затем возникают 2 территориальных гос-ва: Верхний и Нижний Египет. По форме гос. Устройства возникшие 2 объединения были федерациями.

Федерация – форма гос. Устройства, при которой части единого федеративного гос-ва являются гос. Образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью

Во главе каждого гос-ва 2х Египтов встал правитель – фараон. Форма правления – монархия. В обоих Египтах формируются органы управления, т.е. центральный аппарат управления.

История Египта делится на ряд периодов, которые называются «царствами»:

1) Раннее царство

2) Древнее царство

Оба периода – время существования раннеклассового общества и ранней монархии.

3) Среднее царство

Общество вступает в стадию развитого рабовладельческого общества и возникает деспотическая монархия (неограниченная)

В Мессопотамии ситуация была иной. Здесь общины – гос-ва были расселены по всей территории Междуречья, и были слабо связаны между собой. Процесс объединения происходил в Раннединастический период. Этот период делится на 3 этапа:

1) Это был этап, когда между общинами – гос-ми началась борьба за главенство в регионе

2) Развернулась война между двумя поселениями. И на этом этапе был образован военный союз

Военный союз – союз независимых гос-в с военно-политическими целями. Единое гос-во в этом случае не возникает.

3) На этом этапе создана конфедерация

Разница между военным союзом и конфедерацией в том, что военный союз преследует только военно-политические цели, а конфедерация не только их, но и социально-экономические. Конфедерации очень неустойчивые объединения. У них есть 2 пути развития: или оно перейдет к более тесному объединению – федерации, т.е. единому союзному гос-ву. или же развалится на отдельные гос-ва.

Здесь ситуация пошла по второму пути. Новый правитель объединил под своей властью всю Мессопотамию и впервые в истории Междуречью создал территориальное гос-во. По форме правления это была монархия с тенденцией к формированию неограниченной власти. О форме гос. устройства можно сказать, что возникшее гос-во, через стадию федерации общин быстро переходило к унитарному гос-ву.

Унитарное гос-во – форма гос. устройства, при котором территория гос-ва делится на админитративно-территориальные единицы, не обладающие признаками самостоятельной государственности.

Вопрос 4. Возникновение права. Отличительные черты раннего права. Характеристика поземельных отношений на древнем Востоке на основе анализа актов купли–продажи земли (на материалах Месопотамии и Египта, XXVIII-XXIV века до н.э.). Становление институтов гражданского, уголовного и процессуального права в древнейшем законодательстве.* Развитие юридической техники

Еще в первобытном обществе существовали определенные правила поведения людей – мононормы. Она не является нормой права, т.к. одним из признаков права была обеспеченность силой гос. принуждения, а в первобытном обществе не было гос-ва, поэтому не было права.

Когда первобытное общество закончилось, когда завершился процесс генезиса гос-ва, когда появилась частная собственность и классы – сформировалось гос-во, а вместе с ним и право.

Право – обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи: 1. Нормативность 2.обеспеченность возможностью гос. принуждения 3.формальная определенность

Право формировалось на основе определенных правовых принципов. 2 важных:

1. Принцип справедливости

2. Принцип законности

Право разных стран обладало сходными чертами.

1. Достаточно поздно происходит отделение или дифференциация правовых норм от религиозных и морально-этических

2. Ранние судебники написаны в казуистичной форме

Казуистичность права – совокупность отдельных судебных случаев, когда конкретному случаю соответствует конкретная санкция, действующая в отношении данной ситуации

3. Добуржуазное право отличается формализмом

Формализм права – форма деформации права, правовой культуры и правореализаци; т.е. такая ситуация в праве, когда наступление юр. последствий связывалось с выполнением строго определенных действий и произнесением строго определенных фраз, носящих символический характер

4. В начальной стадии развития права сохранялось юр. самоуправство – ситуация в праве, когда одной из сторон правоотношений по закону дозволяется действовать в отношении 2ой стороны, не дожидаясь решения гос. органов

5. Кровная месть вытеснялась талионом

Принцип талиона – принцип юр. ответственности за преступление, согласно которому наказание должно причинять такой же вред, какой был приченён преступлением потерпевшему

6. Добуржуазное право не знало деления на отрасли права

Судебники отличались низким уровнем юр. техники – совокупность методов, средств, приемов разработки, оформления и систематизации нормативных правовых актов, исполненных в соответствии с принятыми правилами для обеспечения их ясности.

В конце периода генезиса гос-ва появилась частная собственность на землю, появился новый способ перераспределения земли – купля-продажа, на основе которой лица приобретали право частной собственности на землю.

Право собственности – наиболее полное, наименее ограниченное господство лица над вещью.

Права на землю в древнейшем праве обозначались так:

1. Владение по службе

2. Владение по истине

Долгое время правоотношения Мессопотамии регулировались правовыми обычаями. Уруинимгиной были объявлены новые правовые нормы. Эти правовые нормы обладали низкой юр. теникой – совокупность методов, средств и приемов разработки, оформления и истематизации нормативных правовых актов, используемых в соответствии с принятыми правилами для обеспечения их ясности.

В «Законах Уруинимгины» ярко выражена казуистичность права, формализм права, нормы права еще полностью не отделились от морально-этических норм.

Были приняты законы, устанавливающие наказание за убийство, имущественные преступления: грабеж, воровство, преступления против семейных устоев

Вопрос 5. Деспотическая монархия – государственный строй (на основе норм государственного права) периода расцвета рабовладельческих государств и развитого рабовладельческого общества: процесс формирования и сущность. Хронологические рамки те же самые. Исторические типы деспотических монархий в Месопотамии и Египте.

В середине 3 тыс. до н.э. древнее общество вступают в стадию развитого рабовладельческого общества.

Развитое рабовладельческое общество:

Ни количество рабов, ни наличие, ни занятость не делает общество ни феодальным, буржуазным и т.д. Рабы были в феодальном обществе. Наличие или отсутствие рабов не делает его рабовладельческим.

В период войн, цена на рабов падала, то есть рабы становились доступными. Рабы всегда работают плохо. Они работают плохо в период войн, после войн. Признаком любого развитого классового общества является формирование среднего слоя. Это признак действует во всех обществах (феодальном, буржуазном и т.д.).

В начале 20 века, в развитых странах начал формироваться средний слой. То есть переходит в развитое буржуазное общество.

Социальные группы , которые сложились в древнем обществе:

1) Общинная знать – сословие полноправных свободных. Класс эксплуататоров.

2) Рядовые общинники – сословие полноправных свободных. Класс мелких неэксплуатируемых производителей.

3) Чужаки – сословие неполноправных свободных. Класс эксплуатируемых производителей.

4) Рабы – сословие не свободных. Класс эксплуатируемых производителей.

Период войн, рабы удешевлялись, поэтому рабы могли покупать небогатые общинники. Когда в хозяйствах рядовых общинников появились рабы, это приводило к тому, то происходит разделение труда в хозяйстве общинника. Рабам не давали квалифицированную работу, доверяли работу только, которую можно сразу проверить результат. Наиболее умелые, знающие, общинники добивались больших результатов, то есть расширения своего хозяйства. На определенном этапе они расширялись до средних размеров с мелкого хозяйства. Трудом занимались чужаки, рабы. С этого момента, он переходил на положение лица, принадлежащего к среднему слою.

Средний слой, по происхождению из верхушки рядовых общинников. Те, которые расширяли свои хозяйства до средних размеров.

Мы видим, что средний слой отдельного самостоятельного класса не составляет. Средний слой не является средним классом.

Появление среднего слоя говорит о том, что общество стало развитым.

Никакое общество не может прыгнуть сразу в феодальное общество, оно должно пройти рабовладельческий строй.

Деспотическая монархия – это исторически второй тип монархии .

В общине-государстве не может сложиться деспотическая монархия. Для её образования нужно территориальное государство.

Деспотическая монархия складывалась в течение длительного времени в ходе кровавой борьбы знати и монархии.

Греки обзывали «деспотос» правителей Персии. Правители Персии не имели деспотической монархии, но по иронии судьбы, так сложилось, что отсюда это название..

Термин dominus означает «господин», «хозяин».

Деспотическая монархия – это:

По форме государства:

1) Форма правления: Монархическая. Второй тип монархии – деспотическая, после ранней. Неограниченная монархия в древности.

2) Форма государственного устройства: Деспотические монархии существуют как унитарные государства.

3) Политический режим: Государства деспотической монархии – это авторитарный политический режим. Все должности государственного аппарата назначаются по воле одного лица. Или лично, или от его лица. Все назначения контролируется главой государства.

Государства периода деспотической монархии – это особый тип рабовладельческого государства, в политической системе которого нет органов, официально ограничивающих власть (неограниченную) монарха, административно-территориальной единицей этого государства является гражданская община, чьи органы выполняет функции местного аппарата управления (местная власть), центральные аппараты управления (центральная власть), стоящий над общинами, построен по административному признаку (назначение сверху, плата за должность) и возглавляется монархом.

1) Экономической базой неограниченной власти является государственный сектор экономики, основанной на государственной собственности на землю.

2) Социальной базой неограниченной власти монарха являлся служилый слой и его верхушка (служилая знать), верховная знать.

3) Политической базой был административный аппарат управления, то есть система органов управления, непосредственно подчиненных правителю.

На древнем востоке возможность для формирования деспотической монархии появляется только с возникновением территориальных государств. Еще более усиливается борьба между правителем и знатью. Это вызывает жесточайшее сопротивление со стороны знати.

Если победит знать, власть правителя останется ограниченной, но в рамках территориального государства (ранняя монархия)

Если правителю удастся победить, возникает возможность усиления власти до неограниченных размеров.

Для того, чтобы правитель победил, любая сильная политическая власть должна иметь в совей основе 3 базы: 1) Экономическая. 2) Социальная. 3) Политическая.

ситуация в Месопотамии и в Египет накануне появления деспотических монархии.

На территории Египта , правители отдельных общин начали воевать друг с другом, Эти номархи имели сильную базу. Амененхет третий, пользуясь поддержкой среднего слоя и рядовых общинников. Он земли у Номархов отобрал,(лишил их экономической базы) На этом их вольница закончилась. Именно он и заврешил процесс устанволения десоптической монархии.

В Месопотамии первая известная деспотическая монархия была при Шарумкене. Ситуация была следующая: Существовали отдельные общины государства, объединенные в конфедерации. Тем не менее половина этих земель находилась в собственности правителей.

Шарумкен стал брать в свою столицу заложников из знатных семей. Сколько бы знать не поднимала мятежи, даже во второй половине правления, их резали. Но, тем не менее, даже после смерти Шарумкена, получили название династия Геремнидов. Новое царство начиналось с подавления мятежа и полутора века эта династия резала знать. Только в течение полутора веков извели старую знать.

Следующая деспотическая монархия был основанная Ур-Намму (2112 – 2094 гг. до н.э.). Он начал основание третьей династии Ура. Он основал вторую по счету деспотическую монархию. Третья династия Ура пала в результате очередного нашествия в 1996 году до н.э. Амареев. При династии Ура была создана централизованная унитарная система. Амарей, которого звали Сумуабум В 1894 году до н.э. основал в маленьком городишке Вавилон основал первую Вавилонскую династию. Всего существовало 3 деспотических монархий в Месопотамии, причем разорванных. Она возникает не изначально, а формируется в результате борьбы за власть. Хаммурапи традиционно начал свое правление, что на 2-ой год правления объявил указ о справедливости. Хаммурапи собирался воевать. Хаммурапи понял, что надо провести широкомасштабные преобразования. Он начал ряд реформ в 1762 году до н.э.

Первая реформа получила название – храмовая. Каждый деятель в храмовом хозяйстве доносил отчет о деятельности.

Вторая реформа – налоговая. Была упорядочена система налогообложения и упорядоченная структура налогового ведения. В результате этих реформ государство увеличило свои доходы.

Третья реформа – административная. Была упорядочена система управления. Во главе гос-ва был монарх, Вторым лицом в гос-ве был главный советник. Управление государственным хозяйством занимались чиновники. Хаммурапи создает многочисленный аппарат управления. Центральный аппарат управления формировался по административному принципу. Мелким чиновником считались писцыствах. Средние чиновники получали землю за владение за службу, и называлась – «илку». Крупные чиновники получали земли более 12 га в зависимости от должности. Ниже центрального аппарат управления шли местные органы управления. Политический режим авторитарный. А форм гос. устройства – централизованное унитарное гос-во. Единицами государства выступали области или округа с прежними общинами государствами. Во главе каждой области стоял чиновник, который управлял округом. У управляющего областью был заместитель, который являлся управляющим гос. хозяйствами данного государства. Частная собственность никуда не девалась. При Хаммурапи общинники процветали, так как они защищал их интересы.

Судебная реформа . Касается вопросов судопроизводства и судоустройства. Главная идея судебной реформы – это установить единообразия. Не было никакого разделения властей, то есть суд не был отделен от администрации. Хаммурапи, чтобы оттеснить на второй план знать, вместо храмовых судов создают систему государственных судов. Это привело к сокращению самоуправства в гражданском праве. Дозволялось самоуправство, так как преступление рассматривалось как частный случай. В сфере процессуального права вопрос был связан с приводом свидетелей. Он наложил обязанность приводить свидетелей в суд.

Деятельность общинных судов поставлена в область управления государства.

Законодательная реформа касается написания законов. Реформы привели к появлению новых правовых норм,и потребовалось, чтобы эти нормы были собраны и систематизированы в сборник. Был составлен на табличках. Во введении перечисляются различные благодеяния по отношению к общинам,

После 1757 году до 1756 года была составлена последняя редакция закона.

Регулирование торговой сферы. Имущественных отношений связано с главным вопросом, – это сохранения численности войск. Торговцы считались источником проблем. Хаммурапи перевел всех торговцев на государственные службы. С этим связано регулирование вопроса о займе. Был ограничен процент по займу. Хаммурапи фактически ликвидирует долговое рабство. Он предусматривает, чтобы сам должник или его члены семьи должны отрабатывать долг, причем срок отработки был не более 3 лет. Заложник – человек свободный. И если он умрет по вине кредитора, то он будет нести ответственность в уголовном порядке. Заложники не рабы.

Хаммурапи объединил под своей властью всю Месопотамию, которую стали звать Вавилонией. Он создает систему управления, которой не существовало. Он был неограниченным правителем. Отражением этого являлся его титул. Он обеспечивал. Он обеспечил политическое устройство. Он обеспечил единство правовой системы на всей территории государства.

Вопрос 6. Земельное право поземельных отношений в деспотических монархиях на основе анализа актов купли-продажи, земли правителя династии Саргонистов Маништушу, аграрным законам Ур-Намму, правителя 3 династии Ура рубеж 22-23 веков до н.э., аграрным законам Хаммурапи.

Земельное право регулирует отношения, возникающие в связи с распределением, использованием и охраной земель.

В Месопотамии 23-18 веков до н.э., никакого деления на отрасли права не существовало.

Источниками земельного права являлись:

1) Правовые обычаи (зарождались в общине, регулирует общинные отношения). На определенном этапе становится еще и

2) Закон. Регулировал меньший объем правоотношений.

Система земельного права состоит из ряда институтов (отдельных правовых норм, которые объединялись в отдельный институт (совокупность правовых норм, которые регулируют однородную общность земельных отношений) земельного права). Основными были:

1) Право собственности на землю.

2) Иные виды прав на землю (владение землей, держание земли и земельные сервитуты).

3) Институт арендных отношений. Регулирует: порядок предоставления земель в аренду, условие аренды, права и обязанности арендодателя и арендатора.

Государство регулировало поземельные отношения как властная политическая организация и как собственник земли. В связи с этим у гос-ва было два властных права:

1) Власть imperium (юрисдикционная власть), то есть власть, не проистекающая из титула собственника.

2) Власть dominium (сделать своим). Обозначает право собственности на вещь.

Каково соотношение этих властей? Юрисдикционная власть она выше, чем полномочия собственника. Когда гос-во управляет своей территории, даже не будучи собственником земель, правитель может давать распоряжения по поводу должностных лиц, земли и т.д.

Государство, регулируя поземельные отношения, базировалась на определенных принципах поземельных отношений, которые складываются в древний период:

1) Составление государственного земельного кадастра (проведение описи земель). Первый такой опись был составлен при первых династиях Ура. Земли были описаны по плодородию, отмерена площадь земельных участков, установлены границы.

2) Обеспечение комплекса соседских отношений. Соседи – собственники соседних участков. Сосед может доставлять неудобства с использованием его участка. Это связано с соседскими правами или же сервитутами.

Какие же неудобства могли возникнуть? Вдоль дороги располагаются участки. Один участок (для которого выполняется сервитут (господствующая вещь)), расположен вдали от дороги. С дороги на проход не попасть. Поэтому на него попасть. Для этого требуется сервитут (право прохода). Или же если нет источника воды, то тоже предоставляется право качать воду (сервитут). Чтобы конфликт не разгорелся, гос-во должно было это регулировать.

3) Обеспечение правосудия в случае земельных споров. Изначально разрешались в суде на основе правовых обычаев и судебной практики. Законодательно обеспечение началось с законов Ур-Намму,

Институт права собственности на землю:

Исходя из содержания актов купли-продажи земли. Земля могла находиться, как в частной собственности, так и в государственной (достояния дворца и храмовых хозяйств), в период деспотических монархий.

1) Граждане (общинники).

2) Государство в лице правителя.

В государственном секторе экономики не могло быть частной собственности, возможно было только владение землей под службу.

Виды права частной собственности на землю (фиксируем прежде всего по актам купли-продажи земли):

1) Индивидуально. Покупатель всегда один. Обладал землей индивидуально, то есть один.

2) Граждане, общинники обладают совместно. Обычно братья

Поэтому в актах купли-продажи видим многих продавцов, но это не означает, что была коллективная собственность.

Объект права собственности на землю:

1) Земельный участок. В период законодательства Месопотамии обозначался терминов «поле» или «agor» от Римлян с Латинского. Земля как объект права собственности обладало определенными признаками:

2) Оборотоспособность. Означает, что земельный участок может свободно отчуждаться, или переходить от одного лица к другому, в порядке универсального правопреемства Участки могут продаваться и покупаться. Первые акты купли-продажи земли появляются в момент образования первых государств. Землю можно еще и дарить. Земельный участок на определенном этапе становится недвижимым имуществом. Изначально деления вещей на «движимость» не было. Это видно из законов Уруинимгины, где вещи делились на землю и остальные вещи. Подобное деление вещей имело недостатки. Все, что находится на земле, связано с землей. То, что применялось в отношении земли, теперь применяется в отношении вещей, связанных с землей. Это мы видим в праве Месопотамии, особенно наглядно по Законам 12 таблиц.

3) Земельный участок может быть признан как делимой, так и неделимой вещью. Земельный участок может быть признан делимой, если его деление не наносит хозяйственному использованию участка. В этом случае участок может быть признан делимой вещью.

4) Плоды, продукция. Доходы, полученные в результате использования земельного участка, принадлежат лицу, использующему этот участок на законном основании. В роли такого лица может выступать собственник, владелец, арендатор, эмфитевт.

5) Земля выступает в качестве ограниченного в пространстве земельного участка. То есть земля имеет определенные границы. Не может быть участок просто за рекой, а должны быть границы. В актах купли-продажи эти границы были указаны.

1) Правомочие распоряжения. То есть он может подарить, продать, завещать, сдать в аренду, заложить эту землю и т.д. Не собственник не может распоряжаться вещью.

2) Правомочие владения. Речь идет о владении собственника. Позволяет самому собственнику фактически обладает вещью, относясь к этой вещи, как к своей.

3) Правомочие пользования. Когда сам собственник может использовать для себя полезные качества вещи. Без обладания вещи невозможно его использование.

4) Получения получать плодов и доходов. Получение плодов в натуральной форме, а доходов в денежной форме.

5) Право истребования вещи из обладания другого лица. В современном праве есть, что собственники может потребовать вещь из обладания другого лица. пока он обладает вещью, то в этом нет необходимости. А нужно, когда его вещь удерживают незаконно. В этом случае он и будет подавать иск. Это означает, что эти правомочия реализуются в противофазе. Это означает, что это 2 разных правомочия.

Проблема связана с тем, что осуществлена рецепция Римского права. И на основе этого писали гражданские кодексы, якобы знатоки Римского права. Они не знали, что в Римском праве 5 правомочий собственника. В нашем ГК РФ взяли за образец западное право, то есть пандектное. В результате, составители нашего ГК увидели только 3 правомочия собственника. Это пытаются упрощать, но не допускаются.

Защита права собственности на землю

Изначально, осуществлялось на основе правого обычая, и законодательного регулирования не было. При защите права собственности на землю применялись общие нормы, которые касались защиты имущества общества. В законах Уруинимгины появилась законодательная защита права собственности на землю. 27 статья устанавливает конфискацию доходов, и выплату штрафа в сумме производственных затрат лицом, незаконно захватившим чужое поле.

28 за затопление чужого поля (по небрежности в законах Хаммурапи) устанавливается штраф в размере 3 гура зерна (около 900 литров) за одну ику (0,3 га) поля.

29 устанавливает возмещение, если арендатор не возделал поле, и нанесет материальный ущерб, то он тоже платит за это.

Мы видим, что гос-во стало законодательно защищать право собственности на землю. Даже применением специальных норм.

Основание возникновения права собственности на землю.

По законам Хаммурапи:

Статья 49. В данном случае, речь идет о таком виде залога, который обозначается понятием заклад, то есть когда вещь передается под владение кредитора (credi’tor). И должник (debi’tor). Земельный участок передается в обладанием кредитора. Плоды с земли уходят на уплату долга.

Статья 50. Предусматривает, другой вид залога. Здесь можно предполагать, что раз поле обрабатывалось усилиями самого должника, то урожаи остается в его обладании. И оттуда вычитал сумму долга + проценты. В данном случае можно говорить о таком виде залога, когда залоговая вещь оставалась в обладании должника. В современном право такой залог получил название – ипотека. В римском праве записывается (hypotheca). В самом римском праве было много своих залогов, а они у греков заимствовают ипотеку.

Все виды залогов, которые были у римлян, были видами залога, когда залоговая вещь передавалась кредитору. То есть кредитор удерживал залоговую вещь до тех пор, пока должник не возвратит долг. Когда появилась ипотек, решились 2 вопроса. 1) При ипотеке, вещь должника остается у него, и при помощи этой вещи получал плоды и доходы и тем самым мог выплачивать долг, погашать проценты. В этом было его преимущество. 2) Выгода в том, что используя вещь, должник мог получать вещь. С появлением ипотеки возникла проблема. Если раньше кредитор мог удерживать вещь, поэтому удерживать нечего. Это привело к тому, что многие недобросовестные должники, понимая, что не смогут выплатить долг, начинали до погашения долго продавали залоговую вещь третьему лицу, получая деньги. В связи с этим появилось залоговое право.

Право залогового кредитора распорядиться вещью – залоговое право. К вещному относится залоговое право, а не залог, институт обязательственного права.

Отличие залогового права от тех залогов: В обязательственном праве отношения существуют между двумя сторонами. И последствия возникают только в том случае, когда нарушались условия. А в вещном праве отношения имеют относительный характер.

Можно предполагать, что 50 статья могла подразумевать такой вид залога, который греки и римляне называли ипотекой.

Основания возникновения права частной собственности на землю.

Способы приобретения права собственности – это институт вещного права. Основание – понятие более широкое. Основание может выступать договор, наследование и т.д. Римляне уже различали способы приобретения права собственности и основания возникновения. Берем разные договоры: Дарения. Право собственности наступает с момента передачи вещи. При договоре мены, купли-продажи и т.д. точно также. 5 разных оснований, но способ приобретения одинаковый. Если без формальностей, то традицио (tradicio). Если манципируемые вещи, то манципацией и т.д. Так вот, способы приобретения права собственности – это не основание.

Способы приобретения права собственности – это события реальной жизни, с которыми закон связывает наступление права собственности.

Договоры – это основания, но не способы приобретения права собственности. На основании купли-продажи, мены, дарения.

На основании актов государственных органов. Способ приобретения – распоряжение властей. В римском праве – ассигнацио.

На основании решения суда, установившего право собственности на землю. А способ – приобретения права собственности судебным решением.

В результате приобретения земли, имущества по основаниям, допустимым законом (по наследству, при передачи имущества за долги и т.д.)

На основании различных сделок. Первым видом договора является – купля-продажа земельных участков Если вторая сторона (покупатель) не принимает вещь, то тем самым нарушает условия договора. Стороны обязательно должны договориться о цене. Пока они о цене не договорились, договор не считается заключенным. он относился к категории консенсуальных договоров в римском праве.. В римском праве договоры делились на контракты и пакты. При консенсуальных – они устные, но без формализма, поэтому сохраняется этот договор. Когда стороны достигают договоренности, то этот момент считаются моментом заключения договора. В отличии от этого реальные контракты считаются заключенными только с момента передачи вещи.

Договор купли-продажи земли обозначается термином «купчая». Изначально договор купли-продажи земли регулировался правовыми обычаями.. Законодательное регулирование купли-продажи земли особо не регулировалось. В законах Хаммурапи, в отношении купленной вещи упоминается 2 статьи: 39 и 7, которая указывает общие правила заключения договора купли-продажи. Можно выделить следующие основные требования к заключению договора купли-продажи земли: 1) Требуется согласие собственника земли, то есть согласия сторон. 2) Договор обязательно заключается в письменной форме. И письменная форма должна быть специальная. Ставилась печать. 3) Договор заключается в присутствии свидетелей. 4) При не соблюдении установленной формы, договор не действителен.

Передача земельного участка обычно происходила с момента заключения договора, и с этого момента право собственности переходило с продавца на покупателя. Плата за землю передавалась сразу. Оплата могла быть как в денежной, так и в натуральной форме. Слитки и серебро. Натуральная форма предполагала зерно.

Мы видим, что Маништушу, глава государства, тем не менее, точно также выступает в качестве покупателя, как и другие. То, что он покупал земли, правитель, даже при неограниченной власти, не являлся собственником всей земли. Он покупал земли, которые становились государственными. Это говорит о том, что община выступает верховным собственником земли. Сделки он заключал большие – до 2000 га. Это огромные площади земли. Но в сделке участвуют: Покупатель (лицо индивидуально-определенное), продавцы (их несколько, обозначены терминами сородичи), свидетели (обозначены «братья хозяев» родственники продавцов). свидетели получают доплату или угощение. Свидетели свидетельствуют о самом факте заключения договора.

Правитель, несмотря на то, что он глава государства, участвует в сделках купли-продажи земли, как любой другой участник гражданского оборота.

Сиппорская таблица – другой источник договора купли-продажи. 23 век до н.э. Это тоже сводная запись, свыше 20 сделок купли-продажи земли. Следующее основание – договор мены земли. Это договор, по которому (нет терминов продавец и покупатель) одна сторона (собственник земли) передает в собственность другой стороне (приобретатель земли) земельный участок в собственность, а вторая сторона обязана принять этот участок в собственность и в качестве покупной земли передать в собственность в качестве отчуждателя земли. Правила заключения договора мены являются одинаковыми, кроме того, что обязанности и права продавца и покупателя имеют обе стороны.

Дарение земельного участка. Подарить вещь могут только собственники. Подарить чужую вещь невозможно. Раз землю дарят, то земля находится в собственности. Дарение – одна сторона (даритель) безвозмездно передает другой стороне (одаряемому) земельный участок в собственность, а одаряемый должен принять земельную собственность. И впервые дарение земли было закреплено в ЗХ. Статья 39, 150 и отчасти 165. 39 статья говорит, что купленные земли можно отписать жене и дочери. Формулировки 150 и 165 статей похожи, но 150 говорит о договоре дарения. А 165 о завещании. Изначально у всех народов возникало наследование по закону

Возникновение права собственности на землю из иных оснований.

На основании актов государственных органов. С данным основанием связан такой способ приобретения права собственности ассигнацио (assignatio). При этом основании используется способ приобретения права собственности ассигнацио. Это ситуация, когда имущество решением органов власти передается в собственность какого-либо лица.

На основании решения суда. С ним связан способ приобретения права собственности адьюдикацио (adjudication). Эта ситуация, когда суд принимал решение о предоставлении или восстановлении права частной собственности на землю.

Наследование земельного участка (основание приобретения права собственности). Первоначально существовало только наследование по закону. Сначала на основе правовых обычаев, затем общие нормы о наследовании. В ЗХ наследование по закону земли отдельно особо не оговаривается. Устанавливаются разряды наследников.

Можно еще назвать одно основание, которое связано с еще одним способ приобретения права собственности. Приобретательная давность. А способ по давности владения. В законах Ману это срок 10 лет. А в Римском праве – срок 10 лет. Владение должно быть добросовестное. Установленный срок давностного владения. Если обладание вещи прервется, то давностный срок исчисляется заново.

Владение землей.

С момента появления первых государств, Владение землей не отличается от владения какой-либо другой вещи. Фактическое обладание вещи, соединенное с намерением относиться к вещи, как к своей. В римском праве – ius possession. Здесь подразумевается любое владение (собственника и не собственника). Выделяют два вида владения:

1) Corpus possessions. Фактическое обладание вещью.

2) Animus possessionis. Душа владения.

Намерение относиться к вещи как к своей выражается в том, что:

1) Ни арендатор, ни ссудополучатель, не могут быть владельцами, потому что они признают права на эту вещь другого лица.

2) Владелец намеревается получать все поды и доходы с вещи.

3) В случае споре о вещи, владелец сам защищает вещь самостоятельно.

Владение делится на:

1) Possessio justa (Законное владение). Владение, имеющее законное основание.

2) Possessio injusta. Владение не собственника. А выше, владение собственника.

2.1) Добросовестное. Без обмана. Добросовестный владелец по давности владения станет собственником.

2.2) Недобросовестное владение.

Владение землей в Древней Месопотамии давно. В основном владение за службу – земля-кормление. Из государственных земель служилым людям давалась земля. В ЗХ такая земля получила название «илку». Статья 26-41.Раз лицо уже не являлось собственником земли, о н не мог распоряжаться вещью. Они фактически обладают землей. И они (служилые люди) относятся к земле, как к своей. Он получает все плоды и доходы с земли.

Держание (detention) земли и аренда.

Держание – право обладания чужой вещью. В некоторых случаях возможно и пользование вещью, оказавшейся в держании. При держании есть обладание вещью, но нет отношения к вещи как своей. Это проявляется в том, что:

1) Он получает вещь на основании договора, то есть он признает права на эту вещь другого лица, иначе бы он не стал заключать договор.

2) Держатель обязан отдавать или все плоды и доходы с вещи, или какую-то часть.

3) В случае спора о том, чье это имущество, вещь будет защищаться собственником, а не держателем.

Условие заключения договора. Формы заключения. Права и обязанности арендатора и права и обязанности арендодателя.

Земельные сервитуты.

В гражданском праве используется вещный сервитут, которым противопоставлен личный сервитут. Praedium (имение). В земельном праве используется земельный сервитут. В римском праве нет земельных сервитутов. Сервитуты относятся к категории прав на чужие вещи.

Отличие прав на чужие вещи от держания? В том, что при держании обладание вещи передается держателю. При правах на чужие вещи, обладание вещью остается у собственника и он не устраняется от пользования своей вещью. Он лишь обязан терпеть неудобства. Условия ведения хозяйства связаны с использованием водных источников. Об этом свидетельствуют некоторые статьи законов Уруинимгины (где говорится о том, что могли брать воду из мест, находившихся во владении другого лица).

Вопросы 7, 8 (Кратко, подробно мы с бабулькой на парах разбирали) Законы Хаммурапи.

Первая кодификация законов Вавилонии, относившаяся к правлению царя Хаммурапи, до нас не дошла. Известные нам ЗХ были созданы в конце этого правления.

Сборник законов выбит на черном базальтовом столбе. Текст законов заполняет обе стороны столба и начертан под рельефом, который помещен наверху, на лицевой стороне столба, и изображает царя, стоящего перед богом Солнца Шамашем – покровителем суда.

Изложение законов отличается тем, что сделано в казуистической форме, тексты не содержат общих принципов, не имеют религиозных и морализующих элементов.

Три части:

1) Введение, в котором Х объявляет, что Боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого», перечисляет благодеяния, оказанные им городам своего государства и бла бла бла

2) 282 статьи законов

3) Оооооочень обширное заключение

Источники:

Обычное право

Шумерские судебники

Новое законодательство

При Х частная собственность на землю достигла наивысшего уровня развития.

Виды земельной собственности:

Храмовые

Общинные

Виды договоров:

Имущественного найма (помещения, домашних животных, повозок, рабов и пр). устанавливается плата за наем вещей, а также ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества)

Личного найма(с/х рабочие, врачи, ветеринары, строители. Порядок оплаты их труда и их ответственность за результаты труда)

Займа(стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Ограничение максимального срока отработки 3мя годами, ограничение процентов, взимаемых ростовщиком, ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним)

Купли-продажи(продажа ценных предметов осуществлялась в письменной форме при свидетелях, продавцом мог быть только собственник вещи, продажа имущества, изъятого из оборота считалась недействительной)

Хранения

Товарищества

Поручения

Брак заключался на основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и был действительным только при наличие этого договора.

Главой семьи был муж. Замужняя женщина обладала некоторой правоспособностью: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на свое приданное, имела право на развод, могла наследовать после смерти мужа. НО за неверность она подвергалась суровому наказанию, если она была бесплодна мужу разрешалось иметь побочную жену и пр…

Будучи главой семьи отец имел над детьми сильную власть: мог их продавать, отдавать в качестве заложников за свои доли (о_0), отрезать язык за злословие на родителей.

Хотя закон и признает наследование по завещанию, преимущественным способом наследования является наследование по закону. Наследники:

Усыновленные дети (ага, усыновлять по ЗХ было можно)

Дети от рабыни наложницы, если отец признавал их своими

Отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления

Общего понятия преступления ЗХ не дают. Из содержания можно выделить 3 вида:

Против личности(неосторожное убийство. Про умышленное ничего не говорится. Подробно рассматриваются различного рода членовредительства, отдельно отмечается причинение побоев)

Имущественные(кража скота, рабов, грабеж, укрывательство рабов)

Против семьи(прелюбодеяние (неверность жены и только жены (не честно нифига!!!) и кровосмешение. Ну и действия, подрывающие отцовскую власть)

Основные виды наказаний:

Смертная казнь в различных вариантах

Членовредительские наказания

Изгнание

Не забыть про принцип талиона

Ведение процессов по уголовным и гражданским делам осуществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны. Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, ордалии (испытания водой и пр)

Судья обязан был лично исследовать дело. Изменить свое решение он не мог под угрозой крупного штрафа и лишения должности без права возвращения к ней.

Появление соседской территориальной общины и начало разложения первобытного общества. Прочная оседлость земледельческих общин создает определенную ограниченность доступа к редким ресурсам (какие-то породы камня, растения, животные). Это объективно приводит к необходимости обмена между общинами. Регулярный избыточный продукт позволял часть его направить на выменивание необходимого для общины, но труднодоступного сырья. Но при наличии одинакового хозяйственно-культурного типа продукция также похожа, поэтому обменивать на редкое сырье продукт, который уже имеется, невыгодно. Это возможно лишь при необходимости пополнения недостающего запаса. В связи с этим зарождается престижная экономика. Она появляется на основе дарообменных отношений. Главная цель престижной экономики – создание важных социальных связей различного характера (межродовых, межплеменных, брачных, дружественных и т.д.). Для этого нуждающаяся в сырье община создает какой-нибудь новый продукт, которого нет у соседей (новый сорт ячменя, пшеницы, новая порода домашних животных, необычное изделие и др.). В этом случае возможен обмен редкими вещами. В итоге появляется престижный продукт-предмет, которым обладают немногие, что резко выделяет общину по сравнению с другими. После этого с производителем продукта или с его обладателем стремятся дружить, то есть создать или поддержать существующие связи, поскольку в экстренных ситуациях они могут пригодиться. При этом престижный продукт может обращаться в ограниченном (согласованном) круге общин.

Дальнейшее совершенствование навыков земледельческих работ и выращивания животных, последующее появление более производительных орудий труда позволяют создавать значительный по объему избыточный продукт. Он продолжает оставаться в общинной собственности. Но для нужд общины его эффективно используют, главным образом старейшины, формально, с общего согласия. Такая ситуация становится стимулом для индивидуальных накоплений. Проще всего это было осуществить в специализированных охотничьих и собирательских общинах. Лучших охотников и собирателей поощряли оставлением у них части добытого избыточного продукта. Тем самым рождается трудовой характер распределения. Так лучшие трудящиеся получали возможность стать богаче других.

В земледельческих общинах трудовой характер распределения возможен был при разделе общинного поля на индивидуальные участки и появлении дворохозяйства как хозяйственной ячейки.

В общинах, где развитие получает престижная экономика, эту сферу труда начинают монополизировать мужчины, так как она дает возможность начать делать индивидуальные накопления за счет участия в престижном обмене. В данных обществах даже начинают появляться патрилокальные поселения. Даже в материнских семьях большую роль играли мужчины-братья.

Поскольку племена объединяли большое количество родов, то при заключении брака всегда появлялся выбор. Женщинами дорожили как важной рабочей силой, поэтому уход ее в другой род приводил к ослаблению своего рода. В связи с этим за потерю рабочей силы требуется возмещение: отработки на общественном поле или в других сферах труда. Развитие престижной экономики создает форму брачного выкупа. Появляется традиция добрачных сговоров родственников (утробный сговор, колыбельный, или люлечный, сговор).

Стремление к престижу можно было удовлетворить за счет обогащения. Поэтому на стадии перехода от матрилокальности и матрилинейности к патрилокальности и патрилинейности происходит распределение земельных участков между семьями, которые превращаются в хозяйственную ячейку – дворохозяйство. Это, в свою очередь, формирует соседскую общину, так как меняются отношения внутри рода. Основными становятся трудовые усилия внутри дворохозяйства. Даже если представители данного дворохозяйства не принадлежат к главному роду и не могут в силу этого претендовать на высокий статус в племени, они, накопив значительные богатства, за счет дарообменных отношений могут создать значительную группу друзей и оказывать влияние на принятие решений. Имущественное положение человека в общине начало определять его социальный статус.

В условиях производящего хозяйства можно было «спланировать» запасы на сельскохозяйственный цикл. Каждая отдельная семья могла обеспечить себя из расчета урожайности и обработанной площади. Необходимость в обмене готовыми идентичными продуктами внутри коллектива исчезла, и произведенный продукт стал поступать не в собственность коллектива, а оставаться у производителя. Так возникла обособленная собственность . Это и есть главный отличительный признак соседской общины.

В литературе часто встречается указание, что формирование соседской общины создает частную собственность. Самое общее различие между обособленной и частной собственностью заключается в том, что с помощью первой продолжает создаваться регулярный избыточный продукт, используемый для потребления и накопления, в обмене он используется эпизодически; вторая (частная) форма собственности создает прибавочный продукт, используемый целенаправленно для обмена и накопления богатства за счет этого. Можно сказать, что предпосылки формирования частной собственности появились в сфере престижной экономики. Обособленная собственность представляет собой частное владение в рамках общинной собственности. Поскольку важная черта частной собственности – это право полного распоряжения земельным участком вплоть до его продажи, то частная собственность на землю в чистом виде отсутствовала даже на этапе древнейших цивилизаций. Главным распорядителем земли оставалась соседская община, которая должна была гарантировать своим членам стабильное существование.

Появление соседской общины привело к изменению отношений в ней. В условиях обособленной собственности сотрудничество из сферы обмена переносится в сферу производства. Хозяйственной ячейкой становится дворохозяйство (оно же ячейка потребления). Община выполняет функции хозяйственного организма, регулирует экономические отношения между дворохозяйствами. Социальным организмом, который регулирует отношения между общинами, становится племя.

Основные формы отношений в соседской общине:

а) помогообмен – взаимопомощь при разработке участка, при посевных и уборочных работах (помощь трудом); предусматривается, что получивший помощь согласно принципу дарообмена должен когда-то ответить помощью. Таким образом, отношения становятся круговыми, общинными;

б) помогозаем – помощь в чрезвычайных ситуациях (стихийное бедствие) путем займа продукта (именно займа, а не подачки), иногда под проценты (или помого-возвратные отношения). В данном случае срок возврата помощи оговаривался;

в) услуго-обмен – формируется в условиях отделения ремесла от земледелия, когда за предоставление своей продукции ремесленники получают в обмен продукты земледелия и животноводства.

Стабильное функционирование данных отношений и всей общины возможно при сохранении примерного экономического равенства дворохозяйств. Но частное землевладение при совмещении с рядом других факторов (численность дворохозяйства; соотношение мужского и женского, взрослого и детского состава; разные природные способности; трудолюбие; случайные факторы (неурожай, пожар и т.д.) создает условия для формирования экономического неравенства (бедные – богатые).

В общине существуют некоторые механизмы, позволяющие временно сглаживать неравенство. При существовании резервного фонда земли нуждающимся предоставляют дополнительные участки. Богатые дворохозяйства принимают на себя часть общинных расходов (празднества) либо обязуются периодически делиться частью имущества согласно принципу первобытного равенства (общественные раздачи, трапезы). У индейских племен Северной Америки такой обычай носил название потлач. Подрастание нового поколения вызывает потребность в земельных наделах. Отсутствие резервного фонда требует внешней активности общины. Это либо захват земли у соседей, либо отселение части общины (молодого безземельного поколения) на свободные земли (колонизация).

Тем не менее в общине рано или поздно в результате имущественного неравенства (экономического неравенства дворохозяйств) начинают формироваться отношения внутриобщинной зависимости и эксплуатации. Помогообменные отношения при экономическом неравенстве перерастают в патронатные (покровительство), когдаболее сильный двор выступает в качестве патрона (покровителя), более слабый – в качестве клиента (находящегося под покровительством). Эта форма зависимости подразумевает сохранение экономической самостоятельности клиента, но в остальном он вынужден поддерживать интересы патрона.

Помогозаемные отношения, при экономическом неравенстве порождают кабальные (долговые) . Очевидно, при сохранении некоторых традиций первобытного равенства, кабала была менее распространена в первоначальный период. Вероятно, и в этом случае надел сохранялся за кабальником, но свои долги он отрабатывал в хозяйстве закабалителя.

Так как прибавочный продукт можно не только накопить, но и изъять, это породило эпоху порабощения и войн «всех против всех» (грабительские войны), то есть как только человек стал производить больше, чем ему необходимо для повседневного существования, появились те кто желает жить, не производя. Межплеменные войны нередко сопровождались уничтожением поселений, истреблением и захватом в плен жителей. Пленных убивали или усыновляли для пополнения убыли в собственных родах. Причем очищенную территорию сразу не заселяли, так как считалось, что она еще какое-то время находится под покровительством духов врага.

Таким образом, начинается период разложения первобытнообщинного строя и становления цивилизации (классов, сословий, государства).

Эпоха первобытного строя характеризуется несколькими формами общественной организации. Период начался с родовой общины, в которую объединялись кровные родственники, ведущие в дальнейшем общее хозяйство.

Родовая община не только сплачивала родных друг другу людей, но и помогала выживать им с помощью совместной деятельности.

Поскольку процессы производства начали делиться между собой, в общине началось разделение на семьи, между которыми распределялись общинные обязательства. Это привело к тому, что появилась частная собственность, которая ускорила разложение родовой общины, терявшей дальние родственные связи. С окончанием этой формы общественного строя появилась соседская община, определение которой строилось уже на других принципах.

Понятие соседской формы организации населения

Значение слова «соседская община» подразумевает группу из отдельных семей, живущих на определённой территории и ведущих на ней общее хозяйство. Такую форму называют крестьянской, сельской или территориальной.

Среди главных признаков соседской общины следует выделить:

  • общую территорию;
  • общее пользование землёй;
  • отдельные семейства;
  • подчинение общинным органам управления социальной группой.

Территория сельской общины была строго ограничена, но территории с лесами, пастбищами, озёрами и реками вполне хватало на то, чтобы вести индивидуальное скотоводство и земледелие. Каждая семья такой формы общественного строя владела своим участком земли, пашней, орудиями труда и скотом, а также обладала правом на определённую долю общинной собственности.

Организация, включённая в общество в качестве подчинённого элемента, выполняла только частично общественные функции:

  • накапливала производственный опыт;
  • организовывала самоуправление;
  • регулировала землевладение;
  • сохраняла традиции и культы.

Человек перестал быть родовым существом, для которого связь с общиной имела большое значение. Люди теперь становились свободными .

Сравнение родовой и соседской общин

Соседская и родовая общины являются двумя последовательными этапами в формировании общества. Преобразование формы из родовой в соседскую - это неизбежный и закономерный этап в существовании древних народов.

Одной из главных причин к переходу от одного типа организации общества к другому послужило изменение кочевого образа жизни на оседлый. Подсечно-огневое земледелие стало пашенным. Были усовершенствованы орудия труда, необходимые для обработки земель, а это привело к увеличению производительности труда. Появилось социальное расслоение и неравенство среди людей.

Постепенно распадались родовые отношения, которые сменились семейными. Общественная собственность оказалась на втором плане, а на первое место по значимости встала частная. Орудия труда, скот, жилье и отдельный участок принадлежали конкретному семейству. Реки, озёра и леса оставались принадлежать всей общине. Но каждая семья могла вести собственное дело , с помощью которого она зарабатывала средства на существование. Поэтому для развития крестьянской общины требовалось максимальное объединение людей, так как с приобретённой свободой человек утратил большую поддержку, которая оказывалась в родовой организации общества.

Из таблицы сравнения родовой общины с сельской можно выделить главные их отличия друг от друга:

Соседская форма общества имела больше преимуществ, чем родовая, поскольку она послужила мощным толчком к развитию частной собственности и складыванию экономических взаимоотношений.

Восточнославянская соседская община

Соседские отношения у восточных славян сформировались в VII веке. Называли такую форму организации «вервью». Название восточнославянской сельской соседской общины упоминается в сборнике законов «Русская правда», который создал Ярослав Мудрый .

Вервь представляла собой древнюю общинную организацию, существовавшую в Киевской Руси и на территории современной Хорватии.

Соседская организация характеризовалась круговой порукой, т. е. за совершённый её участником проступок должна была отвечать вся вервь. При совершении убийства кем-то из общинной организации виру (штраф) князю должна была выплатить вся общинная группа.

Удобство такого социального строя состояло в том, что в нём не было социального неравенства, поскольку богатые должны были помогать бедным, если у тех был недостаток продуктов. Но, как показывает будущее, социальное расслоение было неизбежным.

В период своего развития верви уже не были сельскими организациями. Каждая из них представляла собой союз нескольких поселений, которые включали несколько посёлков. Ранний этап развития общинной организации ещё характеризовался кровным родством, но со временем это перестало играть главную роль в жизни общества.

Вервь облагалась общей воинской повинностью. Каждое семейство обладало приусадебной землёй со всеми домашними постройками, орудиями труда, различным инвентарём, скотом, участками для земледелия. Как и у любой соседской организации, в общественных владениях у верви находились лесные территории, угодья, озёра, реки и места промысла.

Особенности древнерусской соседской общины

Из летописи известно, что древнерусскую общину называли «мир». Она являлась низшим звеном социальной организации Древней Руси. Иногда происходило объединение миров в племена, которые в периоды военной угрозы собирались в союзы. Племена часто воевали между собой. Войны привели к появлению дружины - профессиональных конных воинов. Дружинами руководили князья , каждый из которых владел отдельным миром. Каждая дружина представляла собой личную охрану её предводителя.

Земли превратились в вотчины. Крестьяне, или общинники, пользовавшиеся такой землёй, были обязаны платить дань своим князьям. Вотчинные земли передавались по наследству по мужской линии. Крестьян, живших в сельских соседских организациях, звали «чёрными крестьянами», а их территории - «чёрными». Народное собрание, в котором участвовали только совершеннолетние мужчины, решало все вопросы в крестьянских поселениях. В такой социальной организации форма управления представляла собой военную демократию.

В России соседские отношения просуществовали до самого XX века, в котором они и были ликвидированы. С увеличением значимости частной собственности и появлением избыточной продукции произошло разделение общества на классы, а общинные земли перешли в частные владения. В Европе происходили те же изменения . Но соседские формы организации населения существуют и сегодня, например, в племенах Океании.