Самые добрые люди в русской истории. Преимущества, которыми пользовался знатный человек


Сегодня понятие «знатные люди» уже стало историзмом. А когда-то оно было определяющим фактором в судьбе того или иного человека. Это помогало достигнуть высоких постов в государстве, получить богатое приданое, добиться успеха, богатства и уважения окружающих.

Значение слова «знатные»

Люди всегда относились к какой-то категории общества. Кого называли знатными? Современные толковые словари по-разному описывают значение этого слова. Существует историческое и современное толкование. С точки зрения истории, это принадлежность к аристократическому роду. Современность гласит, что это люди, прославившиеся своими заслугами (по словарям С.И. Ожегова и Д.Н. Ушакова).

Безусловно, нас интересует первое значение слова "знатные". Люди, к которым можно применить данное понятие - своеобразная элита общества. Отличительной их особенностью является право передавать свои достижения по наследству. Таким образом, дети наследуют не только имущество родителей, но и их титулы, иначе говоря, социальные заслуги и право пользоваться ими.

Как появилась знать?

Прослойка знатных людей была сформирована еще в античных сообществах, оказывая свое влияние на управление государством. Сохраняла она свое значение и в Средние века, потеряла его только в конце 19 века. Современное общество уже не ценит аристократию так, как это было раньше (хотя на западе аристократы сохранили свои титулы и звания). Связано данное обстоятельство с тем, что сегодня важными являются не заслуги предков того или иного человека, а его собственная инициатива и умение занять высокое общественное положение.

Человек знатного происхождения в эпоху монархизма

Самый высокий расцвет аристократизм достиг в эпоху, когда монархизм был повсеместным государственным строем. Когда же в мире появились республики, именно тогда сила аристократии стала существенно гаснуть. Связано это с тем обстоятельством, что монарх сам по себе является в государстве, именно он и есть первый аристократ в стране.

В основе идеи монархизма и первенства знати лежит представление о том, что править государством могут избранные люди, помазанники Божии, которым Бог доверил управление. Знатные люди, осуществляя эту функцию управления и надзора за простым народом, передают ее своим детям, как таким же избранным. Ведь их также выбрал Господь, дав им родиться в знатной и благородной семье.

К слову сказать, знать в разных странах Европы и России определялась по разным признакам. Это была воинская доблесть, умение верно служить своему монарху, материальное богатство и прочее. Денежная аристократия постепенно вытеснила все остальные и к началу эпохи капиталистических отношений стала цениться больше, чем всевозможные дворянские титулы.

Знатный человек в России 19 века

Кто они, знатные люди 19 века? делилось на два основных класса: личное и потомственное. Именно второе представляло собой знать того времени. Сюда относились все известные аристократические роды России, часть из которых вела свою историю от Рюрика (старое боярство), а часть от птенцов Петра Великого (собственно дворянство).

Еще в начале 18 века эти две элитарные группы были противопоставлены друг другу. На дворянство как служивый строй опирался Петр Великий, его же он противопоставлял ленивому и погрязшему в дрязгах и дележе имущества старому русскому боярству. Однако все изменилось со времен правления Екатерины Великой, которая, взойдя на престол, даровала вольность всему знатному сословию России, освободив его от обязательной службы государству. С той поры начался новый этап в истории русской знати, который закончился трагическими событиями февраля и октября 1917 года.

Знатные рода России 19 века

В 19 век знатные люди России вступили, являя собой лишь 1,2% от общего населения империи. Это были представители различных родов, которые можно разделить на несколько групп.

  1. Столбовое древнее дворянство - самая старая прослойка знатных людей. К ней относились потомки Рюрика и великих князей, а также наследники золотоордынских военачальников, перешедших на русскую службу. Имена и фамилии этих людей были записаны в специальных книгах - столбцах, отсюда и происхождение названия.
  2. Знатные люди, обладавшие титулами. Эта часть аристократии могла похвастаться княжеским, графскими, баронскими титулами, дарованными их предкам за особые заслуги перед страной и государем.
  3. Потомственные дворяне, приобретшие знатность благодаря получению их предками специального патента, воинским заслугам или успехом в гражданской службе.
  4. Инородное дворянство, куда входили представители аристократии присоединенных к России государств и областей (Грузии, Осетии, Армении и прочее).
  5. Личные дворяне, получившие статус за особые заслуги, но не способные передать ее своим наследникам.

Преимущества, которыми пользовался знатный человек

Каким имуществом владели знатные люди? Что они могли себе позволить? Еще А.С. Пушкин писал, что среди основных преимуществ знатных людей в России являлось право собственности и особая свобода. Кроме того, знатные люди могли себе позволить владеть многочисленным имуществом следующего характера:

  • имениями и деревнями, населенными крепостными душами (крепостных запрещено было убивать по воле владельца, а также продавать их отдельно от своей деревни);
  • домами в городах и прочей недвижимостью.

Кроме того, для привилегированных людей был значительно облегчен порядок коммерческой деятельности, они могли получать высшее образование, были освобождены от воинской службы (до 1874 года), а при желании служить поступали на службу уже офицерами (в отличие от простых людей, тянувших 25 лет лямку солдатчины) и т.д.

Таким образом, как мы видим, знатность происхождения до определенного времени в нашей стране, да и во всем мире значила очень многое. Человек знатного происхождения превосходил своих ровесников из более простых сословий и получал в жизни те блага, о которых обычные люди могли только мечтать.

Невозможно понять эпоху без обращения к условиям повседневной жизни. Историк И. Е. Забелин писал, что домашний быт человека "есть среда, в которой лежат зародыши и зачатки всех так называемых великих событий истории".

Повседневная жизнь человека сосредоточена в семье. В Древней Руси семьи обычно были большими. В одной семье жили дед, его сыновья с женами, внуки и т.д. Детство проходило в очень жестких условиях, что нашло отражение даже в терминах, прилагаемых к детям: отрок – "неговорящий", не имеющий права слова; хлопец – "холоп"; челядь – младшие члены рода. Основным методом воспитания считалась порка. Избиение в поучительных целях было нормой. Младенцев порой с голоду продавали в рабство свои же родители.

Впрочем, не стоит преувеличивать негативного влияния жестокого воспитания. Как верно отмечено В. В. Долговым, превентивная жестокость была единственным способом сохранить жизнь ребенку в ситуациях, когда родитель не мог контролировать свое дитя все 24 часа в сутки (в силу занятости на службе, работе и т.д.). Никаких яслей, детских садов и регулярных общеобразовательных школ тогда, конечно, не существовало. Богатые еще могли приставить к ребенку няньку, а бедные? Как сделать так, чтобы ребенок не лез, куда не надо, если он большую часть времени предоставлен сам себе? Ответ один: запугать, оградить его жизнь запретами и наказаниями, которые могут оказаться спасительными. Он не уйдет в лес с волками, не уплывет по реке, не подожжет дом и т.д. К тому же жестокость воспитания не отменяла родительской любви, пусть и в своеобразных формах.

Однако детство, даже столь суровое, длилось недолго, особенно у низших сословий.

"Социальным рубежом окончательного взросления на протяжении всего древнерусского периода считалось заключение брака. Другим, не менее важным показателем взрослости было обзаведение собственным хозяйством. По мнению В. В. Колесова, “детинами на Руси называли и пятидесятилетиях мужчин, живущих в доме отца, поскольку такой детина не начал жить самостоятельно”. Думается, что имущественный критерий был даже важнее, поскольку взрослость – это вообще самостоятельность, а оставаясь в родительском доме, дети не могли иметь права решающего голоса – вся полнота власти принадлежала главе семейства. Поэтому и в летописи случаи княжеских свадеб всегда отмечаются и описываются как весьма значимые события, но действующей политической фигурой князь становится только после того, как получает во владение волость...<...>

Все это привело к тому, что общество раннего русского Средневековья не знало четко определенного возраста, до которого человек мог, имел право и возможность оставаться ребенком. Не было возраста начала правоспособности, не было четко определенного периода, в течение которого следовало получать образование, все это появилось гораздо позже. Долгое время граница брачного возраста оставалась единственным институализированным рубежом, который существовал в официальной культуре".

Среди крестьянства встречались случаи женитьбы восьми- или девятилетних мальчиков на взрослых девицах. Это делалось для того, чтобы получить в семью лишнего работника. Представители знатных сословий женились и выходили замуж позже, но свадьбы в 12–15 лет были нормой. Взрослый глава семьи – муж – являлся полным государем среди своих домочадцев. Супруга считалась лишь приложением к "сильной половине", поэтому до нас почти не дошло собственных имен древнерусских женщин: их называли либо по отцу, либо по мужу (например, Ярославна, Глебовна и пр.).

Отношение к слабому полу иллюстрирует хорошо известная в Средневековье притча: "Не птица в птицах сыч, ни в зверях зверь ёж, ни рыба в рыбах рак, ни скот в скотах коза, ни холоп в холопах работает, [так] ни муж в мужах, кто жены слушает".

Без разрешения супруга жена не имела права выходить из дома и есть с ним за одним столом. Лишь в редких случаях женщины получали некоторые права. До выхода замуж дочь могла наследовать имущество отца. Рабыня, жившая с господином как жена, после его смерти обретала свободу. Всеми правами главы семейства и хозяйки обладали вдовы.

Однако и для мужей семейная жизнь не всегда была беззаботной. Из-за неравных браков и возрастных мезальянсов в средневековом обществе остро стояла проблема "злой жены". В законодательство даже была введена специальная статья: "Если жена мужа бьет, штраф 3 гривны" (как за кражу княжеского коня). Таким же штрафом наказывался случай, когда жена крадет у мужа имущество, пытается его отравить. Если женщина упорствовала в своем желании погубить супруга и неоднократно подсылала к нему наемного убийцу, с ней разрешалось развестись.

Людей Древней Руси звали в основном по именам, но часто они имели еще и различные прозвища. Отчества же употреблялись редко. Человек, которого величали по отчеству (с добавлением суффикса -вич, например Игоревич, Ольгович), являлся знатным; так называли князей, позже – крупных бояр. Лично свободные представители средних сословий пользовались "полуотчествами" (к их именованию добавляли суффиксы -ов, -ев, -ин, например "Иванов Петров сын", т.е. его отец носил имя Петр). У низших слоев общества отчества не было вообще, бытовали только имена. Также в Древней Руси не существовало фамилий. Они появляются только в XV–XVI вв., первоначально у феодалов.

Чтобы описать основные черты быта Древней Руси, начнем с жилища. В Средние века жилые помещения были небольшими, состояли из одной или нескольких комнат (у богатых). В домах основной мебелью были лавки и скамьи, на которых и сидели, и спали. У богатых имелись деревянные кровати, ковры, столы, стулья. Домашнее имущество хранили в сундуках или мешках, которые засовывали под лавки. В темное время помещения освещали горящей деревянной щепкой – лучиной или глиняными масляными светильниками, свечами.

Мы можем лишь частично восстановить облик древнерусских жилых построек по данным археологии. Основным типом была изба. Она представляла собой деревянный четырехугольный бревенчатый сруб, поставленный или прямо на землю, или на подставки (камни, бревна). Пол мог быть земляным или деревянным, из гладко отесанных досок. Обязательно имелась печь; собственно, слово изба и означает "жилье с печью" (от исьтба, истопка, истобка). Однако дымоходы и трубы встречались редко, печи топились "по-черному", т.е. весь дым шел в избу. Свет в дома проникал через небольшие окна, прорубленные в стенах. Как правило, они были "волоковые": узкая продолговатая щель в стене, которая закрывалась ("заволакивалась") доской.

Беднота жила в полуземлянках. В земле вырывали прямоугольную яму, стены укрепляли деревянным каркасом, который обмазывали глиной. Затем сверх}" строили дощатую или бревенчатую крышу, иногда поднимая ее над поверхностью на небольшом срубе. Поскольку в условиях русской зимы существовать без отопления невозможно, в полуземлянках также устанавливались топившиеся "по-черному" куполообразные глинобитные печи. В крестьянских домах вместе с семьей под одной крышей, за перегородками, могли держать домашнюю скотину.

Чем богаче был человек, тем более сложное строение представляло его жилище: к избе (теплому жилому помещению) пристраивались сени и холодная клеть, служившая кладовой. У зажиточных людей срубы-клети объединялись в целые галереи, которые порой на специальных опорных столбах надстраивали в несколько этажей. Подобный жилой комплекс назывался хоромами, а если он при этом украшался закругленными двускатными крышами, шести- или восьмигранными срубами, то его именовали теремом. В теремах жили князья, бояре, руководители городской администрации. Большинство построек были деревянными. Из камня строились некоторые церкви и гражданские сооружения (терема), но последние крайне немногочисленны. Кроме того, на дворе у зажиточных людей располагались различные хозяйственные постройки: погреба, бани, скотницы, амбары, кладовые и т.д.

Основной одеждой была рубаха-косоворотка из холста, у богатых – из тонкого льняного полотна. Она застегивалась на деревянные, костяные или металлические пуговицы и подпоясывалась узким кожаным ремнем или кушаком. Широкие штаны обычно заправляли в сапоги или заматывали в онучи. Основная масса населения в качестве обуви носила лапти или порши (нога заворачивалась в цельный кусок мягкой кожи и подвязывалась), зимой – валенки. Зимой носили шубы из овчины, теплую одежду из грубой шерсти.

Знать одевалась богаче. Аристократа можно было отличить по тому, что на плечах у него был корзно – плащ из дорогой ткани. Верхняя одежда украшалось вышивками, пушниной, золотом и драгоценными камнями у оплечья (выреза ворота), припола (полы одежды) и опястья (рукава у кистей рук). Платье шилось из дорогих тканей: аксамита (бархата), паволоки (шёлка). На ногах у князей и бояр были высокие сапоги из цветного сафьяна (популярными являлись красный, синий, желтый цвета). Головные уборы были круглыми, мягкими, отороченными мехом. Зимние шубы делались из меха соболя, бобра, куницы.

Продукты питания делали в основном из злаковых культур (ржи, овса, проса, реже – пшеницы) и овощей. Это были хлеб, различные каши, кисели, похлебки, отвары и т.д. Мяса ели мачо и чаще свинину, чем говядину и баранину. Зато широкой популярностью пользовалась речная рыба, что объяснялось как ее дешевизной, так и большим количеством православных постов. Пили хлебные квасы, меды, фруктовые отвары. Посуда употреблялась в основном деревянная, в богатых домах – железная, медная, серебряная.

Быт и нравы Древней Руси показывают нам средневековое общество, недавно принявшее христианство, с постепенно растущей социальной дифференциацией.

Женщина рождена, чтобы жертвовать и заботиться о близких. Но есть необычные женщины, которые посвятили всю жизнь другим людям, ничего не прося взамен. Их истории вас просто потрясут!

1. Мать Тереза

«Добрые дела кратки, они произносятся легко и быстро, но эхо их вечно»

Невозможно без слез говорить о Матери Терезе. Эта женщина посвятила себя другим людям, прожила всю жизнь в бедности и ничего за это не просила.

Агнеса, так ее назвали при рождении, появилась на свет в Македонии. С ранних лет она интересовалась миссионерами. А в 18 лет навсегда простилась с родными и уехала в далекую Индию служить Богу и людям.

Индия начала 20 века была страной поражающих контрастов. К роскошным дворцам богачей ютились лачуги бедняков, на улицах гноились горы мусора, убогие рождались и умирали под палящим солнцем и в ужасных зловониях. Мать Тереза много лет учила детей бедняков. Но случай определил ее дальнейшую судьбу.

«Самое важное лекарство - это любовь и забота»

Однажды она увидела, как сын вывез на площадь города мать больную проказой. Он выбросил ее, поскольку больницы отказывались ее принимать. Все тело женщины было покрыто гнойниками, искусано крысами и муравьями, от плохого запаха резали глаза. Мать Тереза подошла к женщине и… убежала.

Она не смогла выдержать такое зрелище. Она плакала, молилась и просила у Господа сил, чтобы помочь несчастной. Мать Тереза вернулась. Помыла умирающую, утешила, и женщина отошла в иной мир со спокойствием и улыбкой.

Теперь монахиня знала, что ей надо делать. Она ушла из своего монастыря и стала жить в трущобах Калькутты, помогая бедным, чем могла. Со временем местные власти узнали о милосердной женщине и выделили ей помещение для нужд малоимущих.

Она организовала целый «город» для умирающих. Здесь с уважением относились ко всем людям, независимо то вероисповедания, пола, болезней.

Она - лауреат Нобелевской премии мира за 1979 год. Получать награду она приехала все в том же белом сари с голубой каймой и отказалась от банкета.

«Неважно кто и что говорит о вас - принимайте все с улыбкой и продолжайте делать свое дело»

За жизнь Матери Терезы ее деятельность не раз поддавалась острой критике. Зачем бороться со следствием бедности, а не с ее причиной? Зачем запрещать аборты, когда младенцев выбрасывают в мусор? Сколькими благотворительными суммами она оперировала и где отчеты ее финансовой деятельности?

Легко лежа на диване и уминая бутерброд, рассуждать о подвиге других. Но тот, кто никогда не мыл прокаженного, не вынимал младенца из кучи навоза, не спал на голой земле - не может понять силу ее жертвы. Ведь нет ни одного сведения тому, что мать Тереза за свою жизнь имела какие-нибудь материальные блага.

Она знала об этих обвинениях, улыбалась и работала дальше.

2. Виктория Сото

Она заслонила детей от Дьявола

Ей было всего двадцать семь. И она отдала жизнь, спасая детей...

Американская учительница Виктория Сото пришла на работу к любимым ученикам. Был обычный день. Но за минуту мир превратился в ад. Бывший ученик с психическими отклонениями ворвался в школу с оружием и начал палить по всех без разбору.

По словам выживших детей, учительница спрятала их в шкафах и сказала не выходить, что бы они не услышали. Когда Адам Лэнза ворвался в класс, мисс Сото сказала, что дети находятся в спортзале. Несколько ребят не выдержало напряжения и выбежало. Виктория стала на пути убийце и попыталась отвлечь его от учеников. Он убил ее тремя выстрелами в лицо и ушел. В тот день погибли шесть учителей и двадцать детей.

Благодаря Виктории Сото, выжило шестеро малышей. Шесть семей обошло самое страшное горе в мире - они не хоронили своих детей.

Отдала жизнь ради пиара?

Когда новость разошлась по всем новостным каналам и интернет-изданиям, много людей реагировало по-разному. Кто-то сочувствовал семьям, а кто-то называл Викторию «наседкой», которая не сделала ничего особенного, что правительство США «высасывает из пальца образ нового героя Америки - бедняжку учительницу», что так и надо врагам-американцам.

Мне нечего сказать этим морально ущербным людям. Пусть у них все будет хорошо, их дети будут в безопасности, а Всевышний рассудит, кто герой, а кто - слабак.

3. Флоренс Найтингейл

Призвание сильнее крови

Флоренс Найтингейл родилась в богатой аристократической семье в 19 веке, получила прекрасное образование. К ней сватались знатные аристократы, но она отказала всем.

Однажды она побывала в больнице для бедняков. Увиденное впечатлило ее на всю жизнь. Кучи грязного лохмотья, антисанитария, пьяные сиделки, зловонный запах... Госпиталь тех лет был тем местом, где не лечились, а умирали в страшных муках.

Она решила, чем хотела заниматься - стать сестрой милосердия. Аристократический мир вдруг отвернулся от нее. Никто больше не просил ее руки. Но Флоренс это мало беспокоило. Она изучила много книг о медицине и приобрела много необходимых навыков.

Ангел со светом в руках

Во время Крымской войны Флоренс и еще 38 медсестер отправились на фронт. Конечно, ей было нелегко, и это не только бытовые сложности. Никто не воспринимал в серьез женщин в медицинской отрасли. Раненные солдаты умирали в собственных экскрементах, по ним бегали крысы и вши, одежда прилипала к телу, а от запаха кружилась голова. Флоренс отдали самых безнадежных.

За короткий период она добилась увеличения количества палат, организовала кухни и прачечные, ввела принципы гигиены, даже заботилась о досуге больных. Она ночью обходила палаты своих пациентов, за что ее называли «леди с лампой». Благодаря Флоренс Найтингейл, смертность сократилась с 49% до 2%.

С войны она вернулась национальным героем. Всю оставшуюся жизнь она занималась реорганизацией медицинской системы, открытием школ для сестер.
Она так и не устроила личную жизнь, а перед смертью сожгла все личные дневники и записки, чтобы никто не мог знать о ее самых сокровенных мыслях.

Сегодня существует медаль имени Флоренс Найтингейл - это самая высшая награда для сестер милосердия.

4. Ирен Сендлер

Маленькая женщина с сердцем льва

Когда началась Вторая Мировая война, полячке Ирене Сендлер было 30 лет. Когда Ирена узнала о тех ужасах, которые происходят с людьми в Гетто, она не смогла стоять в стороне.

Немцы ужасно боялись болезней, которые распространялись в лагере, потому пропускали медицинских работников. Ирена купила фальшивые документы работника Управления здоровья и каждый день приходила в лагерь.

Трудно себе представить, что маленькая хрупкая женщина смогла спасти 2500 тысячи детей. Она проводила детей по канализациям и тоннелям, перебрасывала через огорожу, а самых маленьких выносила в чемодане для инструментов.

По доносу ее арестовали. Немцы ее долго пытали, переломали руки и ноги, но она не выдала своих помощников. До самой смерти она ходила на костылях.

Ирена никогда не афишировала своей деятельности, всегда подчеркивала, что действовала вместе с друзьями. Но до преклонного возраста дожила лишь она одна.

Позор премии Мира

До 2007 года об этой женщине никто не знал. Но тут ее номинировали на Нобелевскую премию Мира. Тем не менее, комиссия посчитала, что этот поступок не достоин награды, а премию присудили Альберту Гору за репортаж про глобальное потепление.

Разве 2500 тысяч спасенных детей не стоят того, чтобы быть благодарными и уважить эту героиню хоть в старости?

Ирена Сендлер умерла в возрасте 98 лет, всю жизнь прожив скромно. Она не считала себя героем и всегда винила себя за то, что не смогла спасти больше жизней.

Эти простые и скромные женщины показывают неимоверную силу духа. Они отказались от личного счастья, пожертвовали здоровьем и даже жизнью ради других, не ожидая похвал и наград.

«Русь не без добрых людей!» Русских людей можно смело отнести к самым отзывчивым народам мира. На страницах истории можно найти немало персонажей, которые на протяжении всей своей жизни старались сделать мир чуточку лучше. Среди них врачи, военные, дворяне, и даже царские особы.

Открытие университетов, специализированных типографий и школ, помощь сиротам, голодающим и бездомным далеко не полный список добрый дел этих людей, о которых пойдет речь в нашем материале.

Еще при жизни близкий друг и советник царя Алексея Михайловича Федор Ртищев получил прозвище «милостивого мужа». Ключевский писал, что Ртищев исполнял только часть заповеди Христа - любил ближнего, но не самого себя.

Он был из той редкой породы людей, которые ставили интересы других выше собственных «хочу». Именно по инициативе «светлого человека» появились первые приюты для нищих не только в Москве, но и за ее пределами. Для Ртищева было обычным делом подобрать на улице пьяного и отвести в организованный им же временный приют - аналог современного вытрезвителя.

Сколькие были спасены от смерти и не замерзли на улице, стоит только догадываться. В 1671 году Федор Михайлович направил в голодающую Вологду хлебные обозы, а затем и деньги, вырученные с продажи личного имущества. А когда узнал о нужде арзамасцев в дополнительных землях, просто подарил свои.

Во время русско-польской войны выносил с поля боя не только соотечественников, но и поляков. Нанимал врачей, арендовал дома, покупал еду и одежду для раненых и пленных опять-таки на собственные средства. После смерти Ртищева появилось его «Житие» - уникальный случай демонстрации святости мирянина, а не монаха.

Вторая жена Павла I Мария Федоровна славилась отменным здоровьем и неутомимостью. Начиная утро с холодных обливаний, молитвы и крепкого кофе, весь оставшийся день императрица посвящала хлопотам о своих бесчисленных воспитанниках.

Она умела убедить толстосумов пожертвовать деньги на строительство учебных заведений для благородных девиц в Москве и Петербурге, Симбирске и Харькове.

При ее непосредственном участии была создана крупнейшая благотворительная организация - Императорское Человеколюбивое общество, просуществовавшее до начала XX века. Имея 9 собственных детей, она особенно трепетно заботилась об отказных младенцах: больных выхаживали в воспитательных домах, крепких и здоровых - в благонадежных крестьянских семьях. Такой подход позволил значительно сократить детскую смертность.

При всех масштабах деятельности Мария Федоровна обращала внимание и на необязательные для жизни мелочи. Так, в Обуховской психиатрической больнице Санкт-Петербурга каждый пациент получил собственный садик. В ее завещании есть такие строки: «Животворите Дух Свой кротостью, любовью и милосердием. Будьте помощниками и благотворителями страждущим и бедным».

Потомок Рюриковичей князь Владимир Одоевский был убежден, что посеянная им мысль непременно «взойдет завтра» или «через тысячу лет». Близкий друг Грибоедова и Пушкина, писатель и философ Одоевский являлся активным сторонником отмены крепостного права, хлопотал в ущерб собственным интересам за декабристов и их семьи, неустанно вмешивался в судьбы самых обездоленных.

Он был готов броситься на помощь любому обратившемуся и в каждом видел «живую струну», которую можно заставить звучать на пользу дела. Организованное им петербургское Общество посещения бедных помогало 15 тысячам нуждающихся семей. Здесь работала женская мастерская, детская ночлежка со школой, больница, общежития для престарелых и семейных, социальный магазин.

Несмотря на происхождение и связи Одоевский не стремился занять важный пост, считая, что на «второстепенной должности» способен принести «действительную пользу». «Странный ученый» старался помочь юным изобретателям реализовать свои идеи. Главными чертами характера князя, по свидетельствам современников, были человечность и добродетель.

Врожденное чувство справедливости отличало внука Павла I от большинства сослуживцев. Он не просто нес службу в Преображенском полку во времена правления Николая I, но и обустроил по месту службы первую в истории страны школу, в которой обучались солдатские дети.

Позднее этот успешный опыт был применен и в других полках. В 1834 году принц стал свидетелем публичного наказания женщины, которую прогнали сквозь солдатский строй, после чего ходатайствовал об увольнении, заявив, что никогда не сможет выполнить подобные приказы. Дальнейшую свою жизнь Петр Георгиевич посвятил благотворительности. Он являлся попечителем и почетным членом многих заведений и обществ, в том числе Киевского дома призрения бедных.

Отставной подпоручик Сергей Скирмунт почти не известен широкой публике. Он не занимал высоких постов и не сумел прославиться добрыми поступками, зато смог построить социализм в отдельно взятом имении.

В 30 лет, когда Сергей Аполлонович мучительно размышлял над дальнейшей судьбой, на него свалились 2,5 миллиона рублей от скончавшегося дальнего родственника. Наследство не было спущено на кутежи или проиграно в карты. Одна его часть стала основой для пожертвований Обществу содействия устройству общедоступных народных развлечений, основателем которого стал сам Скирмунт. На остальные деньги миллионер построил в усадьбе больницу, школу, а все его крестьяне смогли переехать в новые избы.

Вся жизнь этой удивительной женщины была посвящена просветительской и педагогической работе. Она была активным участником различных благотворительных обществ, помогала во время голода в Самарской и Уфимской губерниях, по ее инициативе была открыта первая народная читальня в Стерлитамакском уезде.

Но основные ее усилия были направлены на изменение положения людей с ограниченными возможностями. На протяжении 45 лет она делала все, чтобы незрячие получили возможность стать полноценными членами общества.

Она смогла найти средства и силы, чтобы открыть первую в России специализированную типографию, где в 1885 году вышел первый тираж «Сборника статей для детского чтения, изданный и посвященный слепым детям Анною Адлер».

Чтобы выпустить книгу с использованием шрифта Брайля она работала без выходных до позднего вечера, лично набирая и корректируя страницу за страницей. Позже Анна Александровна перевела нотную систему, и слепые дети смогли обучаться игре на музыкальных инструментах.

При ее активном содействии через несколько лет была выпущена первая группа незрячих студентов из Петербургской школы слепых, а через год - из Московской.

Грамотность и профессиональная подготовка помогала выпускникам найти работу, что поменяло стереотипное представление об их недееспособности. Анна Адлер совсем чуть-чуть не дожила до открытия Первого съезда Всероссийского общества слепых.

Вся жизнь прославленного русского хирурга - это череда гениальных открытий, практическое использование которых спасло не одну жизнь. Мужики считали его волшебником, который для своих «чудес» привлекает высшие силы.

Он первым в мире стал использовать хирургию в полевых условиях, а решение применять анестезию избавило от мучений не только его пациентов, но и тех, кто лежал на столах его учеников позднее. Его же стараниями лубки были заменены на пропитанные крахмалом бинты.

Он первым стал использовать метод сортировки раненых на тяжелых и тех, кто дотянет до тыла. Это сократило смертность в разы. До Пирогова даже несерьезное ранение в руку или ногу могло закончиться ампутацией. Он лично проводил операции и неустанно контролировал, чтобы солдаты были обеспечены всем необходимым: теплыми одеялами, едой, водой.

По легенде, именно Пирогов научил российских академиков проводить пластические операции, демонстрируя успешный опыт приживления нового носа на лице своего брадобрея, которому помог избавиться от уродства. Будучи великолепным педагогом, о котором все ученики отзывались с теплотой и благодарностью, он считал, что главная задача воспитания - научить быть человеком.

«Русь не без добрых людей!» Русских людей можно смело отнести к самым отзывчивым народам мира. И нам есть на кого равняться.

Окольничий Федор Ртищев

Еще при жизни близкий друг и советник царя Алексея Михайловича Федор Ртищев получил прозвище «милостивого мужа». Ключевский писал, что Ртищев исполнял только часть заповеди Христа – любил ближнего, но не самого себя. Он был из той редкой породы людей, которые ставили интересы других выше собственных «хочу». Именно по инициативе «светлого человека» появились первые приюты для нищих не только в Москве, но и за ее пределами. Для Ртищева было обычным делом подобрать на улице пьяного и отвести в организованный им же временный приют – аналог современного вытрезвителя. Сколькие были спасены от смерти и не замерзли на улице, стоит только догадываться.

В 1671 году Федор Михайлович направил в голодающую Вологду хлебные обозы, а затем и деньги, вырученные с продажи личного имущества. А когда узнал о нужде арзамасцев в дополнительных землях, просто подарил свои.

Во время русско-польской войны выносил с поля боя не только соотечественников, но и поляков. Нанимал врачей, арендовал дома, покупал еду и одежду для раненых и пленных опять-таки на собственные средства. После смерти Ртищева появилось его «Житие» - уникальный случай демонстрации святости мирянина, а не монаха.

Императрица Мария Федоровна

Вторая жена Павла I Мария Федоровна славилась отменным здоровьем и неутомимостью. Начиная утро с холодных обливаний, молитвы и крепкого кофе, весь оставшийся день императрица посвящала хлопотам о своих бесчисленных воспитанниках. Она умела убедить толстосумов пожертвовать деньги на строительство учебных заведений для благородных девиц в Москве и Петербурге, Симбирске и Харькове. При ее непосредственном участии была создана крупнейшая благотворительная организация - Императорское Человеколюбивое общество, просуществовавшее до начала XX века.

Имея 9 собственных детей, она особенно трепетно заботилась об отказных младенцах: больных выхаживали в воспитательных домах, крепких и здоровых – в благонадежных крестьянских семьях.

Такой подход позволил значительно сократить детскую смертность. При всех масштабах деятельности Мария Федоровна обращала внимание и на необязательные для жизни мелочи. Так, в Обуховской психиатрической больнице Санкт-Петербурга каждый пациент получил собственный садик.

Князь Владимир Одоевский

Потомок Рюриковичей князь Владимир Одоевский был убежден, что посеянная им мысль непременно «взойдет завтра» или «через тысячу лет». Близкий друг Грибоедова и Пушкина, писатель и философ Одоевский являлся активным сторонником отмены крепостного права, хлопотал в ущерб собственным интересам за декабристов и их семьи, неустанно вмешивался в судьбы самых обездоленных. Он был готов броситься на помощь любому обратившемуся и в каждом видел «живую струну», которую можно заставить звучать на пользу дела.

Организованное им петербургское Общество посещения бедных помогало 15 тысячам нуждающихся семей.

Здесь работала женская мастерская, детская ночлежка со школой, больница, общежития для престарелых и семейных, социальный магазин.

Несмотря на происхождение и связи Одоевский не стремился занять важный пост, считая, что на «второстепенной должности» способен принести «действительную пользу». «Странный ученый» старался помочь юным изобретателям реализовать свои идеи. Главными чертами характера князя, по свидетельствам современников, были человечность и добродетель.

Принц Петр Ольденбургский

Врожденное чувство справедливости отличало внука Павла I от большинства сослуживцев. Он не просто нес службу в Преображенском полку во времена правления Николая I, но и обустроил по месту службы первую в истории страны школу, в которой обучались солдатские дети. Позднее этот успешный опыт был применен и в других полках.

В 1834 году принц стал свидетелем публичного наказания женщины, которую прогнали сквозь солдатский строй, после чего ходатайствовал об увольнении, заявив, что никогда не сможет выполнить подобные приказы.

Дальнейшую свою жизнь Петр Георгиевич посвятил благотворительности. Он являлся попечителем и почетным членом многих заведений и обществ, в том числе Киевского дома призрения бедных.

Сергей Скирмунт

Отставной подпоручик Сергей Скирмунт почти не известен широкой публике. Он не занимал высоких постов и не сумел прославиться добрыми поступками, зато смог построить социализм в отдельно взятом имении.

В 30 лет, когда Сергей Аполлонович мучительно размышлял над дальнейшей судьбой, на него свалились 2,5 миллиона рублей от скончавшегося дальнего родственника.

Наследство не было спущено на кутежи или проиграно в карты. Одна его часть стала основой для пожертвований Обществу содействия устройству общедоступных народных развлечений, основателем которого стал сам Скирмунт. На остальные деньги миллионер построил в усадьбе больницу, школу, а все его крестьяне смогли переехать в новые избы.

Анна Адлер

Вся жизнь этой удивительной женщины была посвящена просветительской и педагогической работе. Она была активным участником различных благотворительных обществ, помогала во время голода в Самарской и Уфимской губерниях, по ее инициативе была открыта первая народная читальня в Стерлитамакском уезде. Но основные ее усилия были направлены на изменение положения людей с ограниченными возможностями. На протяжении 45 лет она делала всё, чтобы незрячие получили возможность стать полноценными членами общества.

Она смогла найти средства и силы, чтобы открыть первую в России специализированную типографию, где в 1885 году вышел первый тираж «Сборника статей для детского чтения, изданный и посвященный слепым детям Анною Адлер».

Чтобы выпустить книгу с использованием шрифта Брайля она работала без выходных до позднего вечера, лично набирая и корректируя страницу за страницей.

Позже Анна Александровна перевела нотную систему, и слепые дети смогли обучаться игре на музыкальных инструментах. При ее активном содействии через несколько лет была выпущена первая группа незрячих студентов из Петербургской школы слепых, а через год – из Московской. Грамотность и профессиональная подготовка помогала выпускникам найти работу, что поменяло стереотипное представление об их недееспособности. Анна Адлер совсем чуть-чуть не дожила до открытия Первого съезда Всероссийского общества слепых.

Николай Пирогов

Вся жизнь прославленного русского хирурга – это череда гениальных открытий, практическое использование которых спасло не одну жизнь. Мужики считали его волшебником, который для своих «чудес» привлекает высшие силы. Он первым в мире стал использовать хирургию в полевых условиях, а решение применять анестезию избавило от мучений не только его пациентов, но и тех, кто лежал на столах его учеников позднее. Его же стараниями лубки были заменены на пропитанные крахмалом бинты.

Он первым стал использовать метод сортировки раненых на тяжелых и тех, кто дотянет до тыла. Это сократило смертность в разы. До Пирогова даже несерьезное ранение в руку или ногу могло закончиться ампутацией.

Он лично проводил операции и неустанно контролировал, чтобы солдаты были обеспечены всем необходимым: теплыми одеялами, едой, водой.

По легенде, именно Пирогов научил российских академиков проводить пластические операции, демонстрируя успешный опыт приживления нового носа на лице своего брадобрея, которому помог избавиться от уродства.

Будучи великолепным педагогом, о котором все ученики отзывались с теплотой и благодарностью, он считал, что главная задача воспитания – научить быть человеком.