Проблема отношения к власти Ходасевич До отставки Гавриил Романович Державин любил Званку (ЕГЭ по русскому). Равнодушие и отзывчивость власти по отношению к простому человеку


Ниже по тексту начиная прямо со второго обзаца следуют выписки из пары книжек начала прошлого века, где рассказывается об отношении простого русского народа к властям в то время. Есть ощущение, что с тех пор ничего кардинально не поменялось. Мы можем проследить те же самые параллели, причем, прочитав выписки, сможем малость понять менталитет простого русского человека, а так же почему у нас в стране все так, а не иначе.

Отношение крестьян к различным представителям власти далеко не было однородным. Если Царь и его действия признавались безоговорочно, то все неудачи приписывались чиновникам, намеренно, как полагали крестьяне, искажавшим царскую волю. Недоверие к чиновникам при полном доверии к верховному правителю заметно еще в Древней Руси.

Эта черта политической культуры крестьянства породила специфическое отношение к чиновничеству, особенно мелкому, с которым крестьяне сталкивались в жизни чаще всего. В крестьянской среде сложилось многовековое убеждение, что все "сюртучники" - некое особое сословие, не имеющее ничего общего с народом. "Сюртучник и лапотник" - два взаимоотталкивающихся элемента, и никаких общих интересов, по мнению лапотника, в данное время не имеют. Если же сюртучник представляет из себя хотя бы самое микроскопическое начальство, вроде волостного писаря или письмоводителя станового, то всякий трезвый крестьянин старается по возможности укрыть свое нутро, свои помыслы, желания и надежды от взоров этого представителя крапивного племени, не умея в представлении своем отделять личность от занимаемой ею должности и думая о нем, как о писаре. Общеупотребительным наименованием начальства среди крестьян было также слово "члены", применявшееся ко всем, кроме урядника и станового. Термин "чиновник" употреблялось редко.

Крестьяне относятся к властям с полным почтением, и ослушаться приказания начальства, в чем бы оно не проявилось, считается невозможным. Староста избирался из состава крестьян и потому имел право ими командовать.

Староста редко бывал груб. Но часто мужики посмеивались над тем, или иным старостой, который, напившись, кричал на всю деревню, что он ее хозяин. Староста смотрит на свои обязанности, как на очень важные и серьезные дела. Он сразу берется исполнять порученное дело, но часто тянет в сторону крестьян, потому, что имеет личный интерес, связанный с интересами крестьян.

Отношение к земскому начальнику почтительное. Крестьяне не избегают его, и в разговоре с ним держат себя довольно свободно, но всякое постановление для них страшно, и не исполнить приказаний земского считается невозможно. Другое дело отношение к новым постановлениям: "Что земскому за нужда говорить нам новый закон? Что хорошо нам, мужикам, то вред помещику, а он сам - барин. Вызовет нас, примерно, часов в 10 или 11 утра, а там, смотришь, придет к ночи, еще зимний день будто мал, а летний-то день, прождешь, измаешься. А когда и совсем не придет в тот день, а придет назавтра. Сидим, ждем, ничего не поделаешь."

Здесь хорошо представлена черта российской мелкой бюрократии - вседозволенность и отсутствие дисциплины, как исполнительной, так и трудовой. В дальнейшем крестьяне замещавшие посты в земстве или совете крестьянских депутатов спокойно повторяли данное поведение. Оно воспринималось как льгота начальника.

Между крестьянами вообще замечается постоянная готовность "отблагодарить" грамотного или "ученого" человека за полезный совет и, тем более за содействие, хлопоты или написание нужной бумаги; взимание таких благодарностей даже лицами служащими, как, например, волостным или сельским писарем, они не считали за взятку, а смотрят на это как на добровольное вознаграждение за полезную услугу. Взяткой же они считают тот случай, когда должное лицо возьмет, да ничего не сделает, или возьмет с противной стороны с тем, чтобы учинить в его пользу какую-нибудь несправедливость.

Данное отношение крестьян фиксируется во многих документах. Это традиция - мирских помочей. Необходимость возблагодарения накладывалась на обязательство засвидетельствовать свою почтительность. Более того "благодарность" носила и практичный характер, дескать я все сделал теперь его очередь.

Так как большинство крестьян, особенно пожилых, неграмотны, то старшины редко встречаются грамотными, поэтому все в волости в руках писаря. Волостные судьи тоже не могут сами вести дела, статью закона приписывает волостной писарь.

Писарь - князек волости, и если он хорошо ведет канцелярию, то крестьянам сменить его очень трудно, потому что власи им дорожат. Они говорят, что найти такого писаря, который мог бы вести канцелярию в порядке и не брал бы взяток - нет никакой возможности.

Земский начальник в глазах крестьян является Государственным ставленником, на обязанности которого лежит следить, как за нуждами сельского населения, так равно и за выполнением ими всех требований правительства. По их понятиям он творит над ними суд и расправу в случаях нарушения ими законов гражданских и уголовных. Но с чем они никак не могут смириться и освоиться - это с вмешательством земского начальника в их внутреннюю жизнь, в их семейные и хозяйственные дела, а главное, в их самоуправление.

Исправник - ревнитель буквы закона, человек сухой, строгий и малодоступный; своим обращением с крестьянами, подчас грубым, он среди них не пользуется уважением; за его содействием народ обращается только в экстраординарных случаях.

Становой мало занят своей прямой обязанностью, которую считает излишней для себя обузой, а не долгом, и кроме того, человек вспыльчивый и раздражительный, в глазах народа теряет имя порядочного человека. Народ боится его не за совесть, а за страх, и всячески старается избежать с ним каких-либо отношений. В обращении со своими подчиненными сотскими и, особенно десятскими он придирчив, капризен и жесток. Любит брать подарки, взятки. Крестьянин, имеющий до него какое-нибудь дело, редко добивается у него толку и даже основательного выслушивания дела и уходит по большей части ни с чем, изруганный за причиненное им его благородию беспокойство. При исполнении срочных приказаний начальства он действует без всякого рассуждения, как говорится напролом.

Урядники вообще люди деятельные и энергичные, безответные труженики на общественную пользу. Они всячески стараются добиться скорейшего исхода дела, но мер репрессивных не принимают. Обращение их с крестьянами симпатичное. Они стараются встать с ними на равную ногу, а при исполнении своих служебных обязанностей и приказов начальства они действуют миролюбиво, стараются внушить крестьянину и убедить его, что поступить иначе невозможно, а надо делать так, как требует от него начальство в видах личной или общественной пользы и благоустройства.

Сотские сами по себе и в глазах народа ничуть не возвышаются над своей средой. Их личное отношение к крестьянам и крестьян к ним - непринужденное. При исполнении приказаний начальства они не очень строги, потому что не всегда разделяют убеждения начальства, а более держатся взгляда самих крестьян.

Десятских можно разбить на две категории: большую часть составляют люди порядочные, меньшую - дурные. Последние нередко превышают свои права и обязанности, которые, к счастью, весьма ограничены, и при исполнении своих служебных обязанностей чрезвычайно грубы. При обычном течении жизни они стараются выставить свое "я" на вид. Большая же часть десятских в своей обычной жизни и при исполнении приказаний начальства - прямая противоположность только что поименному меньшинству.

Постоянный состав волостного правления таков: старшина, волостной писарь, его помощник и рассыльный. В состав волостного правления входят и сельские старосты. Волостной писарь официально заведует делами чисто канцелярскими, но фактически в своем лице он совмещает все волостное правление, начиная со старшины и кончая судами. При всякой нужде крестьянин обращается в волостное правление, как в первую инстанцию.

Сельский староста в своей специальной деятельности мало зависит от поименованных выше властей. Он играет в некотором роде самостоятельного органа. Но он не имеет той власти, какой обладает старшина, и, наоборот, старшина со своей стороны не может премятствовать ему в его личных распоряжениях, как, например, в выдаче паспортов. Сельский староста своей властью иногда пользуется в видах личной пользы и наживы.

Крестьяне к властям с поздравлениями не приходят. С приездом в село земских начальников все селение принимает праздничный вид. Убирают с улицы вывешенное белье, загоняют бродячую скотину во двор, собак сажают на цепь, подметают улицы и сами приодеваются.

Приказания земского начальника приводят в исполнение в точности, хотя непоспешно и без понуждений. Совсем иное можно сказать относительно приведения в исполнение постановлений волостного суда. Волостной суд не пользуется уважением, и его постановления сплошь и рядом нарушаются, так что требуется вмешательство полицейской власти. Причины этого кроются в самих крестьянах, так и в лицах, замещающих данные посты. Выходя из крестьянской среды и ничем не отличаясь от них, выборные сельские власти заслуживают лишь равного с крестьянами уважения. Но это равноправное уважение изменяется под условием личных качеств выборного лица.

Что касается исправника, то он с народом никаких сношений не имеет. Крестьяне его никогда не видели. Его дела - податные, а так ка за подати ответственны старшина и сельские старосты, то он иногда пригрозит штрафом. Но сажать, почти не сажает. Старосты о нем отзываются очень хорошо. Пристава народ также не знает, хотя его часть, кроме сыскной, главным образом податная, и он должен ездить по селениям, понуждать старост и народ, но так как эта часть опять главным образом лежит на старшинах и старостах, то народ, не видя от пристава никакого притеснения, считает его человеком добрым. Урядник, в районе деятельности которого находится село, тоже человек добрый: он лично никого не трогает. Деятельность его чисто фискальная: скляузничать, донести что-нибудь не существенное (чего даже не было, лишь бы был пристав доволен, что я мол стан знаю). Если бы не "беспородная" должность, мог бы быть отличным человеком. Сам то лично по природе честен, но служба или превратное понятие присяги - уродует. Опирается на сотского. Сотский мог даже ломать трубы в домах, кто его не попоит, под видом того, что они не исправны, хотя трубы были новые и более чем исправные.

Десятский - этапный провожатый и курьер казенных бумаг. За порядком не смотрит, о пожарной части понятия не имеет, о ночных караулах тоже, о тишине и спокойствии - одинаково с первыми. Обращение их с крестьянами таково: урядник приказывает, сотский ругает десятского, десятский идет в волость и просить что-нибудь сделать.

Книги:
Фаресов А.И. Мужики и начальство. СПб., 1906.
Астырев Н.М. В волостных писарях: Очерки крестьянского самоуправления. М. 1896.

  • 06 апреля 2012 14:46 в рубрике
Итоговое сочинение 2017

Словарная работа:

Равнодушие – безразличие, безучастность, пассивность, отсутствие
интереса ко всему окружающему, холодное спокойствие.
Отзывчивость –
положительное духовно-нравственное качество
личности, проявляющееся как склонность помогать нуждающимся,
видеть нужду, бескорыстие, щедрость, великодушие, умение
прощать, терпимость.

Синонимы:

Бесстрастие, безразличность, безучастие, холод, бесстрастность,
хладнокровие, безразличие, бесчувственность, жестокость.
Душевность, сердечность, чуткость, участливость, внимательность,
доброта, человечность, сострадательность, добродушие.

«Добро не лежит на дороге, его случайно не подберешь. Добру человек у
человека учится» Ч. Айтматов
«По-моему, человек живет, пока любит, а если он людей не любит, так зачем
он нужен!» М. Горький
«Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь
тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного
человека» В. А. Сухомлинский
«Снисхождение к злу очень тесно граничит с равнодушием к добру» Н. С.
Лесков

Афоризмы и высказывания известных людей:

«Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие; вот
истинно вершина бесчеловечности» Джордж Шоу
«Величайший грех человека – это не ненависть, а равнодушие к своим
братьям» Мать Тереза
«Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека»
М. Горький
«Большой порок – это равнодушие, бесстрастность. Маленький человек с льдинкой
в сердце – будущий обыватель. Уже в детстве надо зажечь в сердце каждого
человека искру гражданской страсти и непримиримости к тому, что является злом
или потворствует злу»
В. А. Сухомлинский

Тема равнодушия и отзывчивости как качеств человека – одна из основных в мировой
литературе. Сложно найти произведение, в котором бы в той или иной мере, в той или
иной форме не раскрывалась бы эта вечная нравственная проблема. Литераторы обращали
внимание на равнодушное отношение к близким, родным людям и просто к тем, кто
находится рядом, к жизни в целом, к своему профессиональному долгу. Писатели
рассуждали о причинах возникновения такого качества.
Наряду с героями с черствой душой в литературе немало примеров самоотверженных,
честных, добрых персонажей, способных жертвовать собой ради других.
Жизнь сложна и многогранна, и порой сложно дать однозначную оценку поступкам людей,
непросто объяснить мотивы их поведения, понять, абсолютно ли равнодушен человек или
способен быть отзывчивым и сострадательным.

Отношение к людям

М. Горький «Старуха Изергиль»
Данко и Ларра - два героя, сильные и смелые юноши, не ведающие, что такое
страх. Между ними одно различие: Данко не может равнодушно смотреть на
страдание людей, а Ларру заботят только собственные эгоистические желания.
В нем нет ни любви, ни жалости, ни сострадания, он не знает, что такое
отзывчивость, желает лишь быть свободным от людей. Стремясь к этому, герой
часто проявляет жестокосердие. Данко же в критический момент не позволяет
своему народу идти на поклон к завоевателям, а вместо этого предлагает
следовать за ним. Герой посвящает свою короткую жизнь людям. О
существовании Ларры напоминает лишь тень, бродящая по степи, а о Данко
люди вспоминают перед грозой, когда степь озаряют искры.

А.И. Солженицын «Матренин двор»
В повести писатель создает уникальный образ простой русской
женщины, прожившей тяжелую жизнь, но сумевшей не озлобиться,
не стать равнодушной. Матрена Васильевна сохранила в своей душе
бескорыстие и искренность по отношению к людям. Она с легким
сердцем отзывалась на любой зов о помощи, не требуя ничего
взамен: никакая пахота не обходилась без нее, она впрягалась в соху
и тащила ее на себе. Ни одним родственникам не могла отказать
Матрена в своей помощи, даже если приходилось жертвовать
собственными интересами. Отсутствие всякой корысти и стремление
сохранить «личное добро» приводит к тому, что Матрена безропотно
отдает приемной дочери Кире и ее мужу горницу, отрезанную от
старого дома. Героиня всю свою жизнь посвятила людям, а когда ей
потребовалась помощь, никого не оказалось рядом.

М. Горький «На дне»
В драме писатель показывает как абсолютно черствых, бездушных,
бессердечных людей, которые делают жизнь близких невыносимой (Михаил
Костылев, его жена Василиса), так и людей отзывчивых, добрых (Наташа,
Анна, Настя, Актер). Достаточно вспомнить Василису Костылеву, хозяйку
ночлежки, которая оскорбляет и унижает обиженных судьбой людей. Она
бездушна не только к «обитателям дна», но и к собственной сестре, счастье
которой готова загубить навсегда. Общий трагический пафос пьесы
сглаживает появление странника Луки, который несет идею добра. В его
душе есть место отзывчивости и состраданию. Он жалеет несчастных, дает
им надежду, учит верить в человека. Однако не стоит забывать, что фигура
странника и его философия – весьма спорны (вечный спор о горькой правде
и лжи во спасение). Тем не менее с позиции неравнодушия и проявления
сострадания к людям – он бесспорно положительный герой (вспомнить,
например, диалог Луки и умирающей Анны).

10.

В. Железников «Чучело»
В повести автор рассказывает о жестокости в мире подростков, обращает внимание на то,
как беспощадны порой бывают дети по отношению к тем, кто чем-то отличается. Главная
героиня Лена Бессольцева является объектом жестоких насмешек в классе. Она,
добродушный, отзывчивый человек с открытой душой, берет на себя ответственность за
чужой некрасивый поступок, стараясь защитить мальчика, который ей нравится.
Одноклассники устраивают ей бойкот, а затем совершают и вовсе страшное деяние:
сжигают на костре чучело, изображавшее девочку. Самое страшное, что человек, который в
действительности совершил этот поступок (одноклассник Лены Дима Сомов), никак не мог
найти в себе силы признаться, а ещё двое одноклассников, Шмакова и Попов, случайно
узнавшие правду, решили не вмешиваться и посмотреть, чем закончится дело для Лены
Бессольцевой. Здесь можно смело утверждать, что их равнодушие даже страшнее трусости
Димы Сомова. Жестокость этих ещё очень невзрослых людей по-настоящему огромна. Она
приносит Лене невыразимые страдания: девочка – изгой в классе, её презирают, ненавидят,
всячески демонстрируя своё отношение к ней. А ведь для подростка, да вообще для любого
человека, нет ничего тяжелее изгнания. Особое внимание обращает на себя поведение
взрослых людей, казалось бы, обязанных понимать, что Лена не должна нести
ответственность за аскетизм своего дедушки, но они никак не реагировали, а даже в
некоторых случаях поддерживали жестокое поведение одноклассников девочки,
способствуя тем самым формированию в сердцах юных героев равнодушия.

11.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
В своем знаменитом романе Федор Михайлович создает яркий образ
человека, в сердце которого нет места равнодушию, душа которого полна
сострадания к ближнему. Автор считает, что именно сострадание определяет
человечность каждого из нас. Сонечке Мармеладовой приходится торговать
своим телом ради благополучия своей семьи, так она проявляет сострадание.
А когда героиня встречает Раскольникова, то мы видим, как девушка
разделяет его душевную боль, проявляет доброту к молодому человеку, чем
спасает его душу. Говоря о романе Достоевского, стоит отметить, что
практически каждый герой проходит испытание этим великим чувством
сострадания к ближнему. Так, даже убийца Раскольников не может
равнодушно пройти мимо пьяной девочки, отдает последние гроши семье
умершего Мармеладова. Значит, в его душе есть место и состраданию, его
сердце отзывается болью на муки других.

12. Отношение к своему профессиональному долгу.

В. Г. Распутин «Уроки французского»
Примером учителя отзывчивого, внимательного к своим воспитанникам является героиня
рассказа Распутина «Уроки французского». Лидия Михайловна не может остаться в стороне, не
может проявить равнодушия к ребенку, испытывающему жизненные трудности. Увидев в главном
герое способного ученика, которому фонетика «загадочного языка» не давалась, и одинокого
ребёнка, пытающегося своими силами справиться с постоянным голодом, учительница пригласила
его в свой дом не столько с целью обучить его произношению, сколько желая накормить. Но
мальчик не может позволить себе сесть за стол у учительницы, и Лидия Михайловна находит
удачный выход – игру на деньги: теперь у героя снова появились средства, он снова может
покупать себе молоко. И при этом он не связался с сомнительной компанией бездельников, не
играет на деньги с ними. Она, конечно же, взрослая и рассудительная, представляла себе, что эта
история может закончиться для неё – «сеятеля доброго и вечного» – увольнением с работы. Зато
она по-настоящему помогла ребенку, не осталась равнодушной к чужой беде. Она настоящий
педагог с душой, открытой детям, и прекрасно понимает, что лучше совершить такой
«некрасивый» поступок и проиграть рубль на молоко для ребенка, но помочь ему выжить и не
потерять себя, своей индивидуальности, своего достоинства, чем соблюсти все правила, принятые
в обществе, и равнодушно пройти мимо.

13.

А.И. Куприн «Чудесный доктор»
В центре повествования писателя – бедная семья Мерцаловых, которая
голодает, у которой даже нет дров, чтобы согреть свою комнату. Одна
девочка в этой семье уже умерла, вторая сильно болеет. Однажды, когда все
уже перестали надеяться на лучшее, Мерцалов встречает в парке пожилого
человека, которому рассказывает свою историю, и старик тут же
отправляется к ним домой. Оказывается, он врач, долг которого отозваться
на зов больного о помощи.
Доктор назначил маленькой Машутке лечение, дал деньги на лекарство,
дрова и еду. Чудесный доктор даже не назвал свое имя. Ведь неважно, как
зовут человека, бескорыстно протянувшего руку помощи, истинное добро
всегда безымянно. Уже потом благодарный Мерцалов узнал, что его дочь
спас великий хирург Пирогов.

14. Отношение к близким людям.

Л. Н. Толстой «Война и мир»
На первый взгляд кажется, что в романе «Война и мир» семьи Болконских и
Ростовых – это два полюса, два абсолютно разных мировоззрения.
Если для Ростовых главное – эмоции, то для Болконских во главе стоит порядок,
раз и навсегда заведенный ими. Но есть и общие черты, одна из которых – любовь к
друг другу. Графиня Ростова искренне предана своим детям, она не может
равнодушно принять новость о гибели сына, и это боль понятна и младшей дочери,
которая никогда не позволит себе оставить мать в горе одну. Наташа отзывчива и
добра. Эти качества в ней воспитали родители.
Говоря о семье Болконских, следует обратить внимание на то, что старый князь, на
первый взгляд, кажется равнодушным и жестоким по отношению к детям, но все
его слова и поступки продиктованы любовью к ним. Так, он хочет Марье только
добра, а она, в свою очередь, слепо ему подчиняется, боясь огорчить старика.

15.

К.Г. Паустовский «Телеграмма»
Сюжет рассказа Паустовского повествует о жизни Катерины Петровны, пожилой
женщины, одиноко ждавшей приезда дочери. Настя живет в большом городе,
работает секретарем в союзе художников. На работе ее уважают, она старается во
всех своих проявлениях быть человеком ответственным, отзывчивым. Героиня
помогает молодому скульптору с организацией выставки, понимая, как это для него
важно. Но в то же время равнодушно кладет в сумку телеграмму с известием о
скорой кончине матери, даже не читая ее. И лишь потеряв мать, Настя осознает, что
дочерний долг не должен сводиться только к денежному переводу, близкие люди
нуждаются во внимании, любви, поддержке, а равнодушие их «убивает». Настя
поняла это слишком поздно, когда прощение просить было уже не у кого.
Мудрее оказывается героиня рассказа Б. Екимова «Говори, мама, говори…».
Молодая женщина вовремя понимает, что жалеть надо не деньги, отданные за
телефонные переговоры, а престарелую мать, чья жизнь может оборваться в любой
момент. Дочь осознает, что, равнодушно обрывая рассказ матери, она наносит ей
обиду.

16. Отношение власти к простому человеку.

Безусловно, равнодушное и бессердечное отношение власти к
простому человеку целесообразно раскрывать в первую очередь
через анализ образов маленьких людей. Галерея этих героев
представлено достаточно широко в русской литературе:
«Станционный смотритель», «Медный всадник» А.С. Пушкина,
«Шинель» Н.В. Гоголя, «Бедные люди», «Преступление и наказание»
Ф.М. Достоевского, ранние рассказы А.П. Чехова и др.

17. Отношение к миру, к жизни в целом.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
Главный герой, по имени которого и назван роман, - Евгений Онегин. Это молодой
столичный аристократ, получивший типичное светское воспитание. В начале романа
мы встречаемся с молодым, но уже все пережившим, уставшим от жизни человеком.
Он вообще ни в чём не видит смысла и равнодушен, казалось бы, ко всему на свете.
«Томясь душевной пустотой», молодой человек пробует искать смысл жизни в какойлибо деятельности.
В деревне, куда он сбегает, Онегин знакомится с дочерью местного помещика.
Татьяна влюбляется в соседа, но он не принимает любви, объясняя это тем, что он
“не создан для блаженства”, то есть для семьи. Безразличие к жизни, пассивность,
“желание покоя”, внутренняя опустошенность подавили искренние чувства.
Впоследствии он будет наказан за свою ошибку одиночеством.

18.

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
О герое, равнодушно относящемся к собственной жизни, говорит в своем
романе и М.Ю. Лермонтов. Григорий Александрович Печорин обладает
особыми способностями: неординарный ум, склонность к глубокому
анализу, обаяние, решительность. Но он не находит своего предназначения
в жизни и страдает от этого. В голову ему приходит вопрос: «Зачем я жил?
Для какой цели я родился?». Он начинает понимать, что время потеряно,
ничего значительного в его жизни не произошло и вряд ли уже может
случиться. Печорин с горечью осознает, что ничего не сделал для того,
чтобы быть признанным в обществе. Невольно Печорин задумывается о
смерти. Герой чувствует себя духовным стариком и тут же добавляет, что
на вид он мальчик. Окружающие говорят о его равнодушии (Вернер,
Максим Максимыч), а сам он ощущает свою странную чувствительность,
власть, которую над ним имеет прошлое. Печорин очень противоречив, и
можно подумать, что его равнодушие вынужденное, под ним он старается
скрыть свои чувства, чтобы не дать окружающим власти над собой.

Все аргументы к итоговому сочинению по направлению "Равнодушие и отзывчивость".

Чем опасно равнодушие? Может ли внимательность к людям спасти жизнь?


Безразличие может причинить человеку душевную боль, безразличие может даже убить. Равнодушие людей стало причиной смерти маленькой девочки, героини святочного рассказа Х.К. Андерсена. Босая и голодная, она бродила по улицам в надежде продать спички и принести деньги домой, однако на дворе был канун Нового года, и людям было совершенно не до покупки спичек и уж тем более не до нищей девочки, слоняющейся вдоль домов. Никто не спросил ее, почему она одна бродит по холоду, никто не предложил ей еду, прохожий мальчишка даже украл ее туфлю, которая была не по размеру и упала с ее маленькой ноги. Девочка мечтала только о теплом месте, где нет страха и боли, о домашней еде, ароматы который доносились из каждого окна. Она боялась вернуться домой, да и вряд ли чердак можно было назвать домом. В отчаянии она начала жечь спички, которые должна была продать. Каждая сожжённая спичка дарила ей чудесные образы, она даже увидела свою умершую бабушку. Мираж был настолько ясным, что девочка в него поверила, она попросила бабушку взять ее с собой. Они вознеслись высоко в небеса с радостью на лицах. Утром люди нашли маленькую мертвую девочку с улыбкой на губах и почти пустым коробком спичек в руках. Ее убили ни холод и нищета, а человеческой безразличие к бедам окружающих людей.


Нужно ли учиться сочувствию?


Сочувствию можно и нужно учиться. Главный герой романа Дж. Бойна "Мальчик в полосатой пижаме" Бруно является ярким примером, подтверждающим мою позицию. Его папа немецкий военный офицер нанимает для детей репетитора, который должен научить их разбираться в современной истории, понимать, что правильно, а что нет. Но Бруно совершенно не интересно, что рассказывает учитель, он любит приключения и совершенно не понимает, чем одни люди отличаются от других. В поиске друзей мальчик отправляется «исследовать» территорию недалеко от дома и натыкается на концентрационный лагерь, где встречает своего ровесника, еврейского мальчика Шмуэля. Бруно знает, что не должен дружить с Шмуэлем, поэтому встречи тщательно скрывает. Он носит еду узнику, играет с ним и разговаривает через колючую проволоку. Ни пропаганда, ни отец не могут заставить его ненавидеть узников лагеря. В день своего отъезда Бруно вновь отправляется к новому другу, он решает помочь ему найти отца, надевает полосатую робу и пробирается в лагерь. Финал этой истории печален, детей отправляют в газовую камеру, и только по остаткам одежды родители Бруно понимают, что случилось. Эта история учит на тому, что сочувствие нужно в себе воспитывать. Возможно, нужно научиться смотреть на мир так, как это делает главный герой, тогда люди не будут повторять чудовищных ошибок.


Неравнодушное (равнодушное) отношение к природе

Один из главных героев романа Б.Л. Васильева "Не стреляйте в белых лебедей" Егор Полушкин – человек, который долго не задерживается на одной работе. Причина этому – неумение работать «без сердца». Он очень любит лес, ухаживает за ним. Потому его и назначают лесником, уволив при этом нечистого на руку Бурьянова. Именно тогда Егор проявляет себя как настоящий борец за охрану природы. Он смело вступает в борьбу с браконьерами, которые подожгли лес и убили лебедей. Этот человек служит примером того, как нужно относиться к природе. Благодаря таким людям, как Егор Полушкин, человечество еще не истребило все, что существует на этой земле. Против жестокости Бурьянова всегда должно выступать добро в лице неравнодушных «полушкиных».


"Человек, который сажал деревья" - это аллегорический рассказ. В центре повествования пастух Эльзеар Буффье, который в одиночку решил восстановить экосистему пустынной местности. На протяжении четырёх десятилетий Буффье высаживал деревья, что привело к невероятным результатам: долина стала похожей на райский сад. Власти восприняли это как природный феномен, и лес получил официальную защиту государства. Спустя некоторое время в эту местность переехало около 10000 человек. Все эти люди обязаны своим своим счастьем Буффье. Эльзеар Буффье – это пример того, как человек должен относиться к природе. Это произведение пробуждает в читателях любовь к окружающему миру. Человек может не только разрушать, он способен еще и созидать. Ресурсы человека неисчерпаемы, целеустремленность способна создать жизнь там, где ее нет. Этот рассказал был переведен на 13 языков, он так сильно повлиял на общество и власти, что после прочтения были восстановлены сотни тысяч гектаров леса.

Неравнодушное отношение к природе.


В рассказе « » затрагивается проблема отношения к природе. Положительным примером является поведение детей. Так, девочка Даша обнаруживает цветок, который растет в ужасных условиях и нуждается в помощи. На следующий день она приводит целый отряд пионеров, они все вместе удобряют землю вокруг цветка. Через год мы видим последствия такого неравнодушия. Пустырь невозможно узнать: он «зарос травами и цветами», и над ним «летали птицы и бабочки». Забота о природе не всегда требует от человека титанических усилий, но всегда приносит такие важные результаты. Потратив час своего времени, каждый человек может сохранить или «дать жизнь» новому цветку. А каждый цветок в этом мире на счету.

Равнодушие к искусству.


Главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров совершенно лишен интереса к искусству. Он его отрицает, признавая только «искусство наживать деньги». Порядочного химика считает важнее любого поэта, стихи называет «ерундой». Живописец Рафаэль, по его мнению, «не стоит и медного гроша». Даже музыку для – «несерьезное» занятие. Евгений гордится «отсутствием художественного смысла» в его натуре, хотя сам неплохо знаком с произведениями искусства. Отрицание общепринятых ценностей для него важнее всего. Для идея «нужности» должна превалировать во всем: если он не видит практической выгоды в чем-то, значит, это не очень важно. Следует принять во внимание его профессию. Он врач, и потому рьяный материалист. Все, что подвластно разуму, для представляет интерес, но то, что находится в сфере чувств и не имеет рационального обоснования, для него равносильно опасности. То, чего он не может понять, пугает его больше всего. А как мы знаем, искусство - это то, что нельзя объяснить терминами, это можно только почувствовать сердцем. Потому Базаров и проявляет нарочитое равнодушие к искусству, он просто не понимает его. Потому что если поймет, то придется отказаться от всего, во что он верит. Это значит признать свою неправоту, «изменить принципам», предстать перед всеми последователями человеком, который говорит одно, а делает другое. Да и как он мог отказаться от своих идей после того, как он отстаивал их, доведя градус кипения в споре до максимума.
Его профессия тоже сыграла немаловажную роль. Человеку, который хорошо знает анатомическое строение тело, сложно поверить в существование души. Врачу, который видит смерть, отрицает чудо и верит в силу медицины, сложно представить, что душе тоже необходимо лекарство – и это искусство.


Другим примером, иллюстрирующим равнодушие к искусству, может служить доктор Дымов из рассказа « » А.П. Чехова. Его жена Ольга Ивановна вменяет ему один недостаток, а именно отсутствие интереса к искусству. На что Дымов отвечает, что он не отрицает искусства, а просто его не понимает, он всю свою жизнь учился медицине, и ему было некогда. Осип утверждает, что если одни умные люди посвящают искусству всю свою жизнь, а другие умные люди платят за произведения громадные деньги, то, значит, они нужны. Отчасти равнодушие к искусству связано с его деятельностью, отчасти с тем, что ему приходилось работать на нескольких работах, чтобы Ольга Ивановна могла себе позволить «жить в мире искусства» и вращаться в обществе «возвышенных» людей. Возможно, Дымов не понимал именно фальшивого искусства, любовь к которому так усердно пыталась привить ему Ольга. Наигранность, лесть, снобизм были спутниками людей искусства, которые посещали приемы Ольги Ивановны. Можно сказать, что Дымов был равнодушен не к подлинному искусству, а к лживому, ведь грустные мотивы, которые играл его друг на пианино, трогали его сердце.

К чему приводит равнодушие? Чем опасно равнодушие?

Для Онегина равнодушие оказалось ядом, который разрушал его на протяжении многих лет. Его неспособность к сильным чувствам сыграла с ним злую шутку. Когда Татьяна призналась Евгению в любви, он оказался глух к ее порывам. На том этапе своей жизни он просто не мог поступить иначе. Чтобы развить в себе способность чувствовать, ему понадобились годы. К сожалению, судьба не предоставила ему второго шанса. Однако признание Татьяне можно считать важной победой, пробуждением Евгения.
Отношение человека к родителям, равнодушие по отношению к близким. К чему приводит равнодушие к близким? Согласны ли вы с утверждением Шоу: «Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие, вот истинно вершина бесчеловечности» Согласны ли вы с утверждением: Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери»


Равнодушное отношение к близким.


Очень часто дети забывают о своих родителя, погружаясь в свои заботы и дела. Так, например, в рассказе К.Г. Паустовского « » показано отношение дочери к своей постаревшей матери. Катерина Петровна жила одна в деревне, в то время как дочь была занята своей карьерой в Ленинграде. Последний раз Настя видела свою мать 3 года назад, письма писала крайне редко, раз в два-три месяца присылала ей 200 рублей. Эти деньги мало волновали Катерину Петровну, она перечитала несколько строк, которые дочь писала вместе с переводом (о том, что нет времени не только на чтобы приехать, но и на то, чтобы написать нормальное письмо). Катерина Петровна очень тосковала по дочери, прислушивалась к каждому шороху. Когда ей стало совсем плохо, она попросила дочь приехать, чтобы повидаться перед смертью, но Настя не успела. Было много дел, она не восприняла слова матери всерьез. За этим письмом последовала телеграмма о том, что ее мать умирает. Только тогда Настя осознала, что «никто ее так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка». Она поняла слишком поздно то, что никого роднее, чем мама в ее жизни никогда не было и уже не будет. Настя отправилась в деревню, чтобы увидеть свою маму последний раз в жизни, чтобы попросить прощения и сказать самые важные слова, но не успела. Катерина Петровна умерла. Настя даже не успела попрощаться с ней и уехала с осознанием «непоправимой вины и невыносимой тяжести».

Чем опасно равнодушие? Как связаны понятия равнодушие и эгоизм? Какого человека можно назвать равнодушным? Как вы понимаете слова Суворова: «Как тягостно равнодушие к самому себе?»


Равнодушие – это чувство, которое может проявляться не только по отношению к другим людям, но и к жизни в целом. , центральный персонаж «Героя нашего времени», показан М.Ю. Лермонтовым как человек, который не видит радостей жизни. Ему все время скучно, он быстро теряет интерес к людям и местам, поэтому главная цель его жизни – поиск «приключений». Его жизнь – это бесконечные попытки почувствовать хоть что-нибудь. По словам известного литературного критика Белинского, Печорин «бешено гоняется за жизнью, ища ее повсюду». Его равнодушие доходит до абсурда, превращаясь в равнодушие к самому себе. По признанию самого Печорина, жизнь его «становится пустее день ото дня». Он жертвует своей жизнью напрасно, пускается в авантюры, которые не приносят никому пользы. На примере этого героя можно увидеть, что равнодушие распространяется в душе человека, как опасная болезнь. Оно приводит к печальным последствиям и поломанным судьбам как окружающих, так и самого равнодушного человека. Равнодушный человек не может быть счастливым, потому что его сердце не способно на любовь к людям.

ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ АНАЛИЗ
Неравнодушное отношение к профессии.


Роль учителя в жизни человека сложно переоценить. Учитель – это тот, кто способен открыть удивительный мир, раскрыть потенциал человека, помочь определиться с выбором жизненного пути. Учитель - это не только тот, кто передает знания, это, прежде всего, нравственный ориентир. Так, главный герой рассказа М. Гелприна « » Андрей Петрович является учителем с большой буквы. Это человек, который остался верным своей профессии даже в самые тяжелые времена. В мире, где духовность отошла на второй план, Андрей Петрович продолжил отстаивать вечные ценности. Он не согласился предать свои идеалы несмотря на плохое материальное положение. Причина такого поведения кроется в том, что для него смысл жизни - передавать знания и делиться ими. Андрей Петрович готов был учить любого, кто постучится в его дверь. Неравнодушное отношение к профессии – залог счастья. Только такие люди могут сделать мир лучше.


Какого человека можно назвать равнодушным? Чем опасно равнодушие? К чему приводит равнодушие? Может ли равнодушие ранить? Как связаны понятия равнодушие и эгоизм? Можно ли равнодушного человека назвать эгоистичным?


К чему может привести равнодушие?


В художественной литературе тема равнодушия тоже находит свое отражение. Так, Е. Замятин в романе «Мы» показывает нам определенную модель жизни, а также последствия молчаливого согласия как отдельных индивидуумов, так и всего общества в целом. Перед глазами читателя возникает ужасающая картина: тоталитарное государство, в котором люди лишены не только индивидуальности, своего собственного мнения, но и морали. Но если попытаться понять причины происходящего, то приходишь к выводу: каждое общество получает такого лидера, которого оно заслуживает, и жители Единого Государства сами позволяют кровожадному диктатору управлять собой. Они сами вступают в «стройные ряды» роботоподобных, на своих ногах отправляются на операцию по «удалению фантазии», чем лишают себя возможности полноценно жить.
Однако нашлись единицы, способные сказать этому строю «нет». Например, главная героиня романа I-33, понимающая абсурдность этого мира. Она создала коалицию сопротивления, потому что твердо знала, что никто не вправе лишать человека свободы. Она могла бы жить, погружённая в комфортное лицемерие, но выбрала протест. На ее плечи легла большая ответственность не только за себя, но и за многих людей, которые не понимали ужаса, происходящего в государстве.
Точно так же поступил и Д-503. Этот герой был обласкан властью, занимал высокий пост, жил в спокойном равнодушно-механическом состоянии. Но встреча с I изменила его жизнь. Он понял, что запрет на чувства аморален по своей природе. Никто не смеет отнимать у человека то, что ему даровано жизнью. После того как он испытал любовь, он больше не смог остаться равнодушным. Его борьба не принесла результата, поскольку государство лишило его души, уничтожив способность чувствовать, но его "пробуждение" нельзя назвать напрасным. Потому что мир способен меняться к лучшему только благодаря смелым и неравнодушным.


В чем опасность равнодушия? Согласны ли вы с утверждением: «Бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но именно с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство»?


В романе «Облачный атлас» Дэвида Митчелла мы встречаем примеры равнодушного отношения к людям. Действие романа происходит в антиутопическом государстве Ни-Со-Копрос, которое развилось на территории современной Кореи. В этом государстве общество делится на две группы: чистокровных (людей, рождённых естественным путём) и фабрикантов (людей-клонов, выращенных искусственно в качестве рабов). Рабов не считают людьми, их уничтожают, как сломанную технику. В центре внимания автора находится героиня Сонми-451, которая волей случая оказывается вовлечённой в борьбу с государством. Когда она узнает страшную правду о том, как по-настоящему устроен мир, Сонми не может больше молчать и начинает сражаться за справедливость. Это становится возможным только благодаря неравнодушным «чистокровным», понимающим несправедливость такого разделения. В ожесточённой схватке убивают ее товарищей и любимого человека, а Сонми приговаривают к смертной казни, но перед смертью она успевает рассказать свою историю «архивисту». Это единственный человек, который услышал ее исповедь, но именно он потом изменил мир. Мораль этой части романа заключается в том, что, пока существует хотя бы один неравнодушный человек, надежда на справедливый мир не угаснет.


Какого человека можно назвать отзывчивым? Существуют ли люди, недостойные сочувствия?


Отзывчивым человеком можно назвать того, что думает о других больше, чем о себе, всегда готов прийти на помощь нуждающимся, а также принимает близко к сердцу переживания других людей. По-настоящему отзывчивым можно назвать героя романа Ф.М. Достоевского "Идиот" князя Льва Николаевича Мышкина. Князь Мышкин – представитель знатного рода, рано осиротевший, пробывший 4 года за границей по причине нервной болезни. Окружающим он кажется странным, но интересным человеком. Он поражает людей глубиной своих мыслей, но в то же время шокирует своей прямолинейностью. Однако все отмечают в нем открытость и доброту.
Ее отзывчивость начинает проявляться вскоре после знакомства с основными действующими лицами. Он оказывается в эпицентре семейного скандала: сестра Гани Иволгина в знак протеста против его женитьбы плюет ему в лицо. Князь Мышкин заступается за нее, за что и получает пощечину от Гани. Только вместо того, чтобы разозлиться, он жалеет Иволгина. Мышкин понимает, что Гане будет очень стыдно за свое поведение.
Еще Лев Николаевич верит в лучшее в людях, потому обращается к Настасье Филипповне, утверждая, что она лучше, чем пытается казаться. Способность к состраданию, словно магнит, притягивает к Мышкину окружающих людей. В него влюбляется Настасья Филипповна и,позднее, Аглая..
Отличительная черта Мышкина – это жалость к людям Он не одобряет их плохих поступков, но всегда сопереживает, понимает их боль. Влюбившись в Аглаю, он не может на ней жениться, потому что жалеет Настасью Флипповну и не может ее бросить.
Ему жаль даже разбойника Рогожкина, который впоследствии убивает Настасью.
Сострадание Льва Мышкина не разделяет людей на хороших и плохих, достойных и недостойных. Оно направлено на все человечество, оно безусловно.


Как вы понимаете слова Суворова: «Как тягостно равнодушие к самому себе»?


Равнодушие к себе - это тяжелая ноша, которая тянет человека на самое дно жизни. Примером, подтверждающим вышесказанное, может служить герой одноименного романа И.А. Гончарова Илья . Вся его жизнь – это геометрическая прогрессия безразличия к себе. Она начинается с малого: с его внешнего вида, которому Илья Ильич не придает никакого значения. Он носит старый заношенный халат, тапки. В этих вещах отсутствует индивидуальность и красота. В его комнате все сломано, пыльно. В его финансовых делах – крах. Но больше всего проявление равнодушия в себе можно считать отказ Обломова от идеи счастья с Ольгой. Он настолько безразличен к себе, что лишает себя возможности полноценно жить. Это приводит его к тому, что он сходится с женщиной, которую не любит, только по причине того, что это удобно.

В центре внимания находится фигура Емельяна Пугачёва – бунтовщика, человека, выступившего против власти. Что побудило его к этому? Почему он не только сам покусился на трон, но и повёл за собой народ? А народ как поверил самозванцу? Почему? Под бременем лет мы можем забыть ту историческую обстановку, в которой рождалась идея бунта. Люди, (заметьте, не холопы, не скоты) находясь в крепостной зависимости от своих не всегда гуманных господ (вспомнить хотя бы Скотинина из «Недоросля»), вынуждены были подчиняться их воле, беспрекословно слушая каждое, даже бредовое требование. Идея доброго царя жила в сердце каждого человека. Смелый, дерзкий, отчаянный бунтарь взял на себя ответственность и решил подарить людям волю, пусть недолгую, пусть такую эфемерную, но волю. Оценить степень его отваги можно, только поняв сказку, рассказанную Гринёву. Пугачёв изначально знал финал развития событий, в круговорот которых он поверг свою страну. Но не испугался, не награбил и скрылся. Нет, он шёл на эшафот, чтобы доказать, как бесчеловечная власть может ввергнуть страну в ужас беспощадной кровопролитной бойни.

2. А.А. Ахматова «Реквием»

Поэма написана в период, когда сталинские репрессии поставили всю страну на колени, когда сама автор поэмы стояла в очереди с передачей своему сыну, которого осудили как врага народа. Из воспоминаний и живых впечатлений складывалась поэма:

Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад.

Лирическая героиня проводит параллель между судьбой своей современницы и давней своей соотечественницы, муж которой был казнён как стрелецкий бунтарь

Буду я, как стрелецкие женки,
Под кремлевскими башнями выть.
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.

3. М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»

Главный герой романа – Мастер – человек, живущий в страшное время сталинских репрессий. Написав роман о Понтии Пилате, он задел проблему ответственности человека за принятое решение. Его главный герой романа Мастера – прокуратор Иудеи – человек, облечённый практически неограниченной властью, сомневается в своей правоте. Явление для власти, практически, недопустимое. Для эпохи сталинизма человек, обличённый властью, не имеет права сомневаться в том, что его решение справедливо. Значит, такое произведение зловредно априори. Мастера арестовывают. Этот акт его сломал, сделал безвольным. Так человек, ставший против власти, оказался вне закона, сам подвергся репрессиям.

4. А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»

Рассказ посвящен судьбе человека, оказавшегося в лагере по обвинению в предательстве, хотя вся его вина в том, что он был в плену несколько дней, но вышел из окружения и готов был защищать Родину и дальше. Однако власти его поступок показался предательством. Отбывая срок, Иван Денисович бережно сохраняет в себе человеческое достоинство, он работает и соблюдает все требования закона, царящего на зоне. В этом своеобразное отрицание вины Шухова. Этот человек всегда и везде законопослушен. Почему же власти он неугоден? Просто, власть ищет врагов, и кто сегодня попал в их число – малозначительно.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Как раскрыть тему «Равнодушие и отзывчивость» Итоговое сочинение по литературе Тема равнодушия и отзывчивости как качеств человека одна из основных в мировой литературе. Сложно найти произведение, в котором бы в той или иной мере, в той или иной форме не раскрывалась бы эта вечная нравственная проблема. Литераторы обращали внимание на равнодушное отношение к близким, родным людям и просто к тем, кто находится рядом, к жизни в целом, к своему профессиональному долгу. Писатели рассуждали о причинах возникновения такого качества. Наряду с героями с черствой душой в литературе немало примеров самоотверженных, честных, добрых персонажей, способных жертвовать собой ради других. Жизнь сложна и многогранна, и порой сложно дать однозначную оценку поступкам людей, непросто объяснить мотивы их поведения, понять, абсолютно ли равнодушен человек или способен быть отзывчивым и сострадательным. Над этими непростыми жизненными вопросами и предстоит поразмышлять выпускникам при написании сочинения. В качестве опоры в своих рассуждениях можно обратиться к следующим произведениям. Отношение к людям М. Горький «Старуха Изергиль» Данко и Ларра два героя, сильные и смелые юноши, не ведающие, что такое страх. Между ними одно различие: Данко не может равнодушно смотреть на страдание людей, а Ларру заботят только собственные эгоистические желания. В нем нет ни любви, ни жалости, ни сострадания, он не знает, что такое отзывчивость, желает лишь быть свободным от людей. Стремясь к этому, герой часто проявляет жестокосердие. Данко же в критический момент не позволяет своему народу идти на поклон к завоевателям, а вместо этого предлагает следовать за ним. Герой посвящает свою короткую жизнь людям. О существовании Ларры напоминает лишь тень, бродящая по степи, а о Данко люди вспоминают перед грозой, когда степь озаряют искры.

2 А.И. Солженицын «Матренин двор» В повести писатель создает уникальный образ простой русской женщины, прожившей тяжелую жизнь, но сумевшей не озлобиться, не стать равнодушной. Матрена Васильевна сохранила в своей душе бескорыстие и искренность по отношению к людям. Она с легким сердцем отзывалась на любой зов о помощи, не требуя ничего взамен: никакая пахота не обходилась без нее, она впрягалась в соху и тащила ее на себе. Ни одним родственникам не могла отказать Матрена в своей помощи, даже если приходилось жертвовать собственными интересами. Отсутствие всякой корысти и стремление сохранить «личное добро» приводит к тому, что Матрена безропотно отдает приемной дочери Кире и ее мужу горницу, отрезанную от старого дома. Героиня всю свою жизнь посвятила людям, а когда ей потребовалась помощь, никого не оказалось рядом. М. Горький «На дне» В драме писатель показывает как абсолютно черствых, бездушных, бессердечных людей, которые делают жизнь близких невыносимой (Михаил Костылев, его жена Василиса), так и людей отзывчивых, добрых (Наташа, Анна, Настя, Актер). Достаточно вспомнить Василису Костылеву, хозяйку ночлежки, которая оскорбляет и унижает обиженных судьбой людей. Она бездушна не только к «обитателям дна», но и к собственной сестре, счастье которой готова загубить навсегда. Общий трагический пафос пьесы сглаживает появление странника Луки, который несет идею добра. В его душе есть место отзывчивости и состраданию. Он жалеет несчастных, дает им надежду, учит верить в человека. Однако не стоит забывать, что фигура странника и его философия весьма спорны (вечный спор о горькой правде и лжи во спасение). Тем не менее с позиции неравнодушия и проявления сострадания к людям он бесспорно положительный герой (вспомнить, например, диалог Луки и умирающей Анны). В. Железников «Чучело» В повести автор рассказывает о жестокости в мире подростков, обращает внимание на то, как беспощадны порой бывают дети по отношению к тем, кто чем-то отличается. Главная героиня Лена Бессольцева является объектом жестоких насмешек в классе. Она, добродушный, отзывчивый человек с открытой душой, берет на себя ответственность за чужой некрасивый поступок, стараясь защитить мальчика, который ей нравится. Одноклассники устраивают ей бойкот, а затем совершают и вовсе страшное деяние: сжигают на костре чучело, изображавшее девочку. Самое страшное, что человек, который в действительности совершил этот поступок (одноклассник Лены Дима Сомов), никак не мог найти в себе силы признаться,

3 а ещё двое одноклассников, Шмакова и Попов, случайно узнавшие правду, решили не вмешиваться и посмотреть, чем закончится дело для Лены Бессольцевой. Здесь можно смело утверждать, что их равнодушие даже страшнее трусости Димы Сомова. Жестокость этих ещё очень невзрослых людей по-настоящему огромна. Она приносит Лене невыразимые страдания: девочка изгой в классе, её презирают, ненавидят, всячески демонстрируя своё отношение к ней. А ведь для подростка, да вообще для любого человека, нет ничего тяжелее изгнания. Особое внимание обращает на себя поведение взрослых людей, казалось бы, обязанных понимать, что Лена не должна нести ответственность за аскетизм своего дедушки, но они никак не реагировали, а даже в некоторых случаях поддерживали жестокое поведение одноклассников девочки, способствуя тем самым формированию в сердцах юных героев равнодушия. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» В своем знаменитом романе Федор Михайлович создает яркий образ человека, в сердце которого нет места равнодушию, душа которого полна сострадания к ближнему. Автор считает, что именно сострадание определяет человечность каждого из нас. Сонечке Мармеладовой приходится торговать своим телом ради благополучия своей семьи, так она проявляет сострадание. А когда героиня встречает Раскольникова, то мы видим, как девушка разделяет его душевную боль, проявляет доброту к молодому человеку, чем спасает его душу. Говоря о романе Достоевского, стоит отметить, что практически каждый герой проходит испытание этим великим чувством сострадания к ближнему. Так, даже убийца Раскольников не может равнодушно пройти мимо пьяной девочки, отдает последние гроши семье умершего Мармеладова. Значит, в его душе есть место и состраданию, его сердце отзывается болью на муки других. Отношение к своему профессиональному долгу. В. Г. Распутин «Уроки французского» Примером учителя отзывчивого, внимательного к своим воспитанникам является героиня рассказа Распутина «Уроки французского». Лидия Михайловна не может остаться в стороне, не может проявить равнодушия к ребенку, испытывающему жизненные трудности. Увидев в главном герое способного ученика, которому фонетика «загадочного языка» не давалась, и одинокого ребёнка, пытающегося своими силами справиться с постоянным голодом, учительница пригласила его в свой дом не столько с целью обучить его произношению, сколько желая накормить. Но мальчик не может позволить себе сесть за стол у учительницы, и Лидия Михайловна

4 находит удачный выход игру на деньги: теперь у героя снова появились средства, он снова может покупать себе молоко. И при этом он не связался с сомнительной компанией бездельников, не играет на деньги с ними. Она, конечно же, взрослая и рассудительная, представляла себе, что эта история может закончиться для неё «сеятеля доброго и вечного» увольнением с работы. Зато она по-настоящему помогла ребенку, не осталась равнодушной к чужой беде. Она настоящий педагог с душой, открытой детям, и прекрасно понимает, что лучше совершить такой «некрасивый» поступок и проиграть рубль на молоко для ребенка, но помочь ему выжить и не потерять себя, своей индивидуальности, своего достоинства, чем соблюсти все правила, принятые в обществе, и равнодушно пройти мимо. А.И. Куприн «Чудесный доктор» В центре повествования писателя бедная семья Мерцаловых, которая голодает, у которой даже нет дров, чтобы согреть свою комнату. Одна девочка в этой семье уже умерла, вторая сильно болеет. Однажды, когда все уже перестали надеяться на лучшее, Мерцалов встречает в парке пожилого человека, которому рассказывает свою историю, и старик тут же отправляется к ним домой. Оказывается, он врач, долг которого отозваться на зов больного о помощи. Доктор назначил маленькой Машутке лечение, дал деньги на лекарство, дрова и еду. Чудесный доктор даже не назвал свое имя. Ведь неважно, как зовут человека, бескорыстно протянувшего руку помощи, истинное добро всегда безымянно. Уже потом благодарный Мерцалов узнал, что его дочь спас великий хирург Пирогов. А.П. Чехов «В аптеке» Другое отношение к своему долгу мы видим в рассказе Чехова «В аптеке». Безмолвный, педантичный во всем, высокомерный и равнодушный к просьбе больного провизор, у которого на первом месте только взаимовыгодные отношения, а не сочувствие и бескорыстные поступки, отказывает больному в лекарстве, так как тому не хватает шести копеек. Обратившийся за помощью учитель Свойкин пытается завести разговор с провизором и найти понимание, обещает вернуть долг, но его не слышат, не хотят слышать. Строгий человек за прилавком равнодушно наблюдает за тем, как остро нуждающийся в помощи уходит ни с чем. Отзывчивость вот главная идея рассказа. Без умения сострадать другим людям мы становимся ничем. Автор оставляет повествование о судьбе учителя незавершенным. Такой открытый финал дает читателю возможность самому предположить, что в итоге случилось с больным. Умер он или утром сходил в аптеку? Этот вопрос

5 автор нарочито оставляет открытым. Вот к чему может привести результат человеческого недопонимания и равнодушия. Отношение к близким людям. Л. Н. Толстой «Война и мир» На первый взгляд кажется, что в романе «Война и мир» семьи Болконских и Ростовых это два полюса, два абсолютно разных мировоззрения. Если для Ростовых главное эмоции, то для Болконских во главе стоит порядок, раз и навсегда заведенный ими. Но есть и общие черты, одна из которых любовь к друг другу. Графиня Ростова искренне предана своим детям, она не может равнодушно принять новость о гибели сына, и это боль понятна и младшей дочери, которая никогда не позволит себе оставить мать в горе одну. Наташа отзывчива и добра. Эти качества в ней воспитали родители. Говоря о семье Болконских, следует обратить внимание на то, что старый князь, на первый взгляд, кажется равнодушным и жестоким по отношению к детям, но все его слова и поступки продиктованы любовью к ним. Так, он хочет Марье только добра, а она, в свою очередь, слепо ему подчиняется, боясь огорчить старика. К.Г. Паустовский «Телеграмма» Сюжет рассказа Паустовского повествует о жизни Катерины Петровны, пожилой женщины, одиноко ждавшей приезда дочери. Настя живет в большом городе, работает секретарем в союзе художников. На работе ее уважают, она старается во всех своих проявлениях быть человеком ответственным, отзывчивым. Героиня помогает молодому скульптору с организацией выставки, понимая, как это для него важно. Но в то же время равнодушно кладет в сумку телеграмму с известием о скорой кончине матери, даже не читая ее. И лишь потеряв мать, Настя осознает, что дочерний долг не должен сводиться только к денежному переводу, близкие люди нуждаются во внимании, любви, поддержке, а равнодушие их «убивает». Настя поняла это слишком поздно, когда прощение просить было уже не у кого. Мудрее оказывается героиня рассказа Б. Екимова «Говори, мама, говори». Молодая женщина вовремя понимает, что жалеть надо не деньги, отданные за телефонные переговоры, а престарелую мать, чья жизнь может оборваться в любой момент. Дочь осознает, что, равнодушно обрывая рассказ матери, она наносит ей обиду. Отношение власти к простому человеку.

6 Безусловно, равнодушное и бессердечное отношение власти к простому человеку целесообразно раскрывать в первую очередь через анализ образов маленьких людей. Галерея этих героев представлено достаточно широко в русской литературе: «Станционный смотритель», «Медный всадник» А.С. Пушкина, «Шинель» Н.В. Гоголя, «Бедные люди», «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, ранние рассказы А.П. Чехова и др. А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор» Основной темой творчества Солженицына является разоблачение тоталитарной системы, доказательство невозможности существования в ней человека. Писатель уделяет внимание равнодушному отношению властьимущих к судьбам простых людей, являющихся лишь винтиком в огромной машине. В рассказе «Один день Ивана Денисовича» в центре повествования Шухов, попавший в лагерь по обвинению в предательстве, хотя вся его вина состояла в том, что он несколько дней был в плену. Однако власть это расценила как предательство, и такие факты в истории нашего государства далеко не единичны. Глухо и слепо оказалось государство к судьбе простого человека. И отбывает свой срок Иван Денисович в лагере, стараясь сохранить в себе человека. Эта же тема затрагивается и в «Матренином дворе», где изображается нелегкая судьба Матрены Васильевны женщины-праведницы. Несправедливое отношение власти к героине проявляется в вопросе попыток получения ею заслуженной пенсии. Немало было отдано поклонов чиновничьей власти (сама героиня жалуется герою-рассказчику: «Притесняют меня, Игнитич, жаловалась она мне после таких бесплодных проходок. Иззаботилась я»), при том что труд Матрены в конечном итоге так и не был оценен по достоинству. В.Г. Распутин «Прощание с Матерой» В повести автор говорит о затоплении острова Матера и о переселении стариков в комфортабельные городские квартиры. В центре внимания писателя старики, обращающиеся к «административным людям», не понимающим чувств жителей Матеры, для которых кладбище является «домом» ушедших на тот свет родных. Это место, где вспоминают предков, разговаривают с ними, и это то место, куда принесли бы их после смерти. Всего этого жителей Матеры лишают, да еще и на их же глазах. Люди понимают, что затопление все равно произойдет, но «можно было бы эту очистку под конец сделать, чтобы нам не видать». Так и поднимается в

7 повести вопрос равнодушного отношения власти к народу. Распутин показывает, как несвойственна отзывчивость чиновникам, оправдывающим свое действие благом всего народа. Отношение к миру, к жизни в целом. А.С. Пушкин «Евгений Онегин» Главный герой, по имени которого и назван роман, Евгений Онегин. Это молодой столичный аристократ, получивший типичное светское воспитание. В начале романа мы встречаемся с молодым, но уже все пережившим, уставшим от жизни человеком. Он вообще ни в чём не видит смысла и равнодушен, казалось бы, ко всему на свете. «Томясь душевной пустотой», молодой человек пробует искать смысл жизни в какой-либо деятельности. В деревне, куда он сбегает, Онегин знакомится с дочерью местного помещика. Татьяна влюбляется в соседа, но он не принимает любви, объясняя это тем, что он не создан для блаженства, то есть для семьи. Безразличие к жизни, пассивность, желание покоя, внутренняя опустошенность подавили искренние чувства. Впоследствии он будет наказан за свою ошибку одиночеством. М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» О герое, равнодушно относящемся к собственной жизни, говорит в своем романе и М.Ю. Лермонтов. Григорий Александрович Печорин обладает особыми способностями: неординарный ум, склонность к глубокому анализу, обаяние, решительность. Но он не находит своего предназначения в жизни и страдает от этого. В голову ему приходит вопрос: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?». Он начинает понимать, что время потеряно, ничего значительного в его жизни не произошло и вряд ли уже может случиться. Печорин с горечью осознает, что ничего не сделал для того, чтобы быть признанным в обществе. Невольно Печорин задумывается о смерти. Герой чувствует себя духовным стариком и тут же добавляет, что на вид он мальчик. Окружающие говорят о его равнодушии (Вернер, Максим Максимыч), а сам он ощущает свою странную чувствительность, власть, которую над ним имеет прошлое. Печорин очень противоречив, и можно подумать, что его равнодушие вынужденное, под ним он старается скрыть свои чувства, чтобы не дать окружающим власти над собой.


Темы сочинений по литературе II половины XIX века. 1. Образы купцов-самодуров в пьесе А. Н. Островского «Гроза». 2. а) Душевная драма Катерины. (По пьесе А. Н. Островского «Гроза».) б) Тема «маленького

{jcomments on} «Мама, я беременна!» Почему женщины так часто боятся впервые произнести эту фразу? Если речь о незамужней молодой девушке это еще как-то можно понять. Но почему подобный страх испытывают

Для сценариев, посвящённых Международному дню прав ребёнка Главное право каждого человека право на жизнь. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая шейка», «Красная

Направления итогового сочинения 2015 2016 учебный год 1) Время - направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного

Сотникова Елена Николаевна Покотило Галина Анатольевна Андреева Татьяна Алексеевна Бюджетное общеобразовательное учреждение г. Омска «Средняя общеобразовательная школа 133» РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

АННА КАРЕНИНА й ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ русский писатель, публицист, философ Пошти вся его жизнь связана С Ясной Поляной. Здесь он родился 28 августа 1828, прожил более 50 лет, здесь тоже похоронен. Толстой

ПРОГРАММА вступительного испытания по литературе для иностранных граждан, поступающих на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета Требования к уровню подготовки абитуриентов Абитуриент

Промежуточная аттестация по литературе в 10 классе Проведение устного экзамена с использованием билетов в 10 классе является наиболее эффективной формой аттестации перед государственной итоговой аттестацией

БАНК ЗАДАНИЙ Литература 7.2 группа Задания 1 В каком городе родился А.П.Чехов? А) Петербург Б) Москва В) Таганрог Г) Орёл 2 А.П.Чехов окончил Московский университет. Какой факультет? А) химический; Б)

Утренник «Чтобы радость людям дарить надо добрым и вежливым быть» - Ведущий. - Сегодня мы проводим урок доброты, урок вежливости. Ведь доброта это стремление человека дать полное счастье людям, всему человечеству.

В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас Франческо Петрарка Столько интересных книг

Нарушевич Андрей Георгиевич кандидат филологических наук, доцент заведующий кафедрой русского и иностранных языков Таганрогского института имени А.П. Чехова Ростовского государственного экономического

Содержание 1. Индивидуальное задание с выбором ответа... 3 Учащиеся получают листы с заданием, выполняют в тетрадях... 3 2. А. Маркуша. «Тихая Зоя»... 6 Рассказ... 6 3. «Старый дед и внучек»... 8 Басня...

Программа рассчитана на четыре года обучения. I Результаты освоения курса внеурочной деятельности 1 класс: 1. Отличие понятий «этика» и «этикет». 2. Правила вежливости и красивых манер. 3. Заповеди и соответствующие

Как подготовить ребенка к посещению стоматолога? Как подготовить ребенка к посещению стоматолога? Психологическая подготовка, безусловно, необходима. Как ее осуществить? Два основных совета: 1. Если у

Работа проверена экспертом на сайте «Незнайка» / neznaika.pro 5. ()Был поздний вечер. ()Домашний учитель Егор Алексеич Свойкин, чтобы не терять попусту времени, от доктора отправился прямо в аптеку. ()а

Вопросы к зачету по литературе. 2 семестр 1. Историко-литературный процесс первой половины XIX века. 2. Романтизм ведущее направление русской литературы первой половины XIX века. Самобытность русского

Содержание Предисловие...11 Как работать над сочинением...13 Древнерусская литература...15 Древняя Русь в «Слове о полку Игореве»...15 Литература первой половины XIX века...18 Жанр баллады в творчестве

/ Тема урока Срок и ЗУНы 10 класс Организация учебного процесса 1 Русская литература XIX века 2 Становление реализма и романа как жанра в русской литературе 3 Литературные направления в литературе XIX

Тематическое планирование. Предмет «Литература» Класс: 0 Количество часов в неделю: 4 Всего часов: 44 I триместр. Всего недель 0,6, всего часов 42. п/п Раздел, тема урока Введение. Россия в первой половине

Программа вступительных испытаний по литературе Вступительное испытание по литературе проводится в форме теста. Тестирование по литературе нацелено на проверку знаний поступающими: 1) литературоведческих

БЕЛГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ТВОРИ ДОБРО» Детская общественная организация «Земляне» МБОУ «Верхососенская средняя общеобразовательная школа» Красногвардейского района Белгородской

Разработка урока литературы в 11 классе по теме «Правда в пьесе М. Горького «На дне». Автор: Саяпина Оксана Валерьевна Дата проведения: декабрь 2012 года Цель: выявить позиции героев пьесы и авторскую

ЛИТЕРАТУРА Темы, включенные в рубежные задания 10 класс Темы 1 рубежа 10 класс 1. А.Н. Островский. «Гроза». Характер конфликта. Быт и нравы русского купечества. 2. И.А. Гончаров. «Обломов». Способы создания

Внеклассное мероприятие во 2 классе по теме «Делать людям добро - хорошеть самому». Цели: формировать нравственные знания; развивать чувство товарищества, взаимопомощи; воспитывать внимательность, доброту

Проверочная работа по литературе за курс среднего общего образования. Часть А Инструкция по выполнению заданий части А. При выполнении заданий А1 А20 укажите в бланке ответов цифру, которая обозначает

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «КРАСНОДАРСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» ПОЛОЖЕНИЕ о проведении

МКОУ «Узнимахинская ООШ» УРОК: «Итак, она звалась Татьяной» (А.С.Пушкин. Роман «Евгений Онегин» Выполнила: Учитель русского яз.и литературы Ибрагимова Байгинат Я. 2013-2014уч.год. Итак, она звалась Татьяной.

Школьный проект к празднованию Дня Победы «Читаем вместе»: Цикл семинаров по книге Бориса Полевого «Повесть о настоящем Семинар 1 (по первой части книги) Знакомимся с книгой. человеке» (система вопросов

Экзаменационные материалы для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в 2011-2012 учебном году по литературе в устной форме Пояснительная

Олимпиада школьников «Ломоносов» по литературе 2014-2015 г. Отборочный этап 10-11 классы Тур 1 Регистрационный тест 1. «Война и мир» Л.Н. Толстого это а) роман б) поэма в) историческая хроника г) то, что

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КУЛЕШОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» РАЗРАБОТКА (урока литературы в 6 классе) Тема «В.Г.Распутин. «Уроки французского». Уроки доброты

Итак, начиная писать сочинение, надо помнить, что при оценивании работы учитывается следующее: 1) соответствует ли содержание сочинения его теме, насколько полно она раскрыта; 2) есть ли в сочинении анализ

Исследовательская работа: Образ Петербурга в литературе XIX XIX века. Выполнил: Ученик 10 10 «А» «А» класса МОУ СОШ 1 Хромов Дмитрий г. Биробиджан 2011 год год Целью работы является раскрытие темы: «Образ

Гусева Татьяна Владимировна Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 6» г. Перми УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ «Г.Н. ТРОЕПОЛЬСКИЙ «БЕЛЫЙ БИМ ЧЕРНОЕ УХО» Тема: Человек

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 5 общеразвивающего вида Истринского муниципального района Совместная партнёрская образовательная деятельность по образовательной области

Литература. 10 класс (102 часа, 3 часа в неделю) п/п Тема Кол-во часов ЗУН учащихся 1 Введение. Русская литература XIX. Основные 1 Знать значение русской литературы XIX века в развитии темы и проблемы

Потерянный близнец Знаешь ли ты, что уже некоторое время, я задаюсь вопросом, наблюдая за тобой как ты растешь. Иногда я себе говорю, что ты был не один во время внутриутробной жизни. Возможно существовал

В самом начале нашего разговора о мужчинах уже упомянули, что жизнь взрослого мужчины в России полна безответственности и вины. Это констатация, но не обвинение. Как раз обвинений в практике семейных отношений

Будьте вежливы всегда Вежливость это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой Подготовила семья Ильи Федотова 2012 год Доброте и вежливости нужно учиться с детства. Вежливость и доброта

Подготовка к написанию итогового сочинения по литературе в 11 классе, 2016 2017 учебный год. Методические рекомендации. Общие комментарии тематических направлений. Материалы подготовила учитель русского

«Утверждено» Решением Методического объединения 30.08.2011 Этап обучения Предмет Название 7 параллель литература литература Поурочно-тематический план: Период урока Тема урока Контроль Домашнее задание

ПЛАН КОНСПЕКТ УРОКА О природе литературного творчества (по повести К.Г. Паустовского «Золотая роза») 1. ФИО Баскакова Лариса Викторовна 2. Место работы МБОУ «СОШ 3», город Сасово 3. Должность учитель русского

Живое слово Выходит с 1 сентября 2013 года 1 2014 года Информационно-развлекательная газета МБОУ «Купинская СОШ» С ПРАЗДНИКОМ, ДОРОГИЕ НАШИ УЧИТЕЛЯ!!! ПУСТЬ НЕ СЛОМЯТ ВАС НЕУДАЧИ, БОЛЬШЕ БУДЕТ ПОДАРКОВ

/ Тема урока Сроки ЗУНы 11класс Организация учебного процесса 1 Россия рубежа XIX XX веков 2 Русская литература на рубеже веков 3 Очерк жизни и творчества И. Бунина Знать основные факты жизни и творчества

«Утверждено» Решением Методического объединения 31.08.2011 Этап обучения Предмет Название 9 параллель литература литература Поурочно-тематический план: Период урока Тема урока Контроль Домашнее задание

ЛУЧШИЕ ФИЛЬМЫ О ГЛАВНОМ! БОЦМАН ЧАЙКА 3 ДЕКАРЯ 20:50 16+ В свой родной город Приморск из очередного рейса возвращается боцман Чайка бабник и холостяк, не мыслящий жизни без моря. Но, на его беду, пароходство

УДК 1/14 ББК 86.42 С 81 С 81 100 самых правдивых гаданий для девочек. Москва: АСТ, 2014. 192 с. (Для девочек). Эта книга станет лучшей подружкой девочек от 9 до 15 лет. Веселые гадалки, предсказания, сонник,

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема урока: «Идейно-национальные традиции в татарской народной сказке три дочери» Составитель: Начаркина Наталья Юрьевна Учитель начальных классов МОУ Марфинская

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Друзья Зиппи «Партнерство в интересах детей» Хорошее здоровье Мы уделяем большое внимание физическому здоровью наших детей заботимся о том, чтобы они хорошо кушали, тепло одеваем

Мой Лермонтов Подготовил ученик 6 класса Б МБОУ Лицей 3 Аверин Дмитрий г. Саров 2014 г. Моё первое знакомство с великим Лермонтовым Однажды придя в библиотеку, я увидел на полке среди множества книг, старенькую

Содержание Предисловие...3 Тематическое планирование...5 Методические рекомендации к урокам... 20 314 Часть 1 Введение... 20 Урок 1. Герои и героическое... 20 Тема 1. Героизм и патриотизм (15 часов)...

Официальный комментарий: «Опыт и ошибки» В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания

РОЛЬ СТРАТЕГИЙ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ С.А. Вильданова («Назарбаев интеллектуальная школа», г. Усть-Каменогорск, Казахстан) Педагогами часто цитируется высказывание

ПРОЕКТ ГРАБОВСКОГО К. НА ТЕМУ: Ю. ЯКОВЛЕВ. СЛОВА О МАТЕРИ г. Тюмень 2013г. Школа 40 СОДЕРЖАНИЕ: 1. Титульный лист 2. Содержание 3. Вступление (краткая биография Яковлева) 4. Цель и задачи проекта 5. Актуальность

Мой любимый друг 1. Вчера я рассказал преподавателю. 2. Это друзья. 3. 18 лет. 4. Я всегда на день рождения дарю книгу. 5. Мы занимаемся в одной группе. 6. Я объяснил, почему я купил этот компьютер. 7.

Экзаменационные билеты по литературе для 9 класса Пояснительная записка Экзаменационный материал отражает новые подходы, зафиксированные в Государственном образовательном стандарте среднего общего образования

Отдел обслуживания инвалидов по зрению Электронная книжная выставка «Стойкость, мужество, преодоление» Гальего, Р. Д. «Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой. Черным по белому / Рубен Давид

Литературная по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» видео ДУЭЛЬ 1 «Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут,

Исследовательская работа по литературе «Образ собаки в творчестве писателей XIX XX века» Выполнила: Латышева Елена Фѐдоровна, ученица 7 класса «А» Руководитель: Крюкова Елена Валентиновна, учитель русского

Пояснительная записка Тематическое планирование по литературе для 7 класса составлено на основе рабочей программы по литературе для 5-9 классов в соответствии с федеральным компонентом государственного

Антон Павлович ЧЕХОВ «Хамелеон» II. Проверка домашнего задания. 1. Учащиеся зачитывают свои сочинения на тему: «Над чем мы смеѐмся, читая рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий». 2. Что такое комическое

МБОУ «СОШ» п.теплая Гора Горнозаводского района Классный час Защита проекта «Моя семья моя радость» (для 6-7 классов) Составила: учитель ИЗО и черчения Романченко А.С. Цель: Воспитание бережного отношения

Илья Члаки Цикл «Закон природы» СИРОТКИ 2 Действующие лица: Муж Жена 3 На сцену выходят нарядные молодые супруги. Муж в костюме, Жена в подвенечном платье. Свершилось! Вот оно, счастье! Сказать честно,

1 Russian Language Podcast N 216 Русский Рэп 2 Баста «Выпускной» Tatiana Klimova www.russianpodcast.eu Здравствуйте, дорогие друзья! Меня зовут Татьяна Климова, и вы слушаете Русский Подкаст N 216. Добро

Пожилая Россия: чем живут 0 миллионов россиян? По результатам репрезентативных опросов общественного мнения населения России: ВЦИОМ - Россия, сентябрь 00 г.; выборка: 00 человек в 0 населенных пунктах