Важные слова для начинающего писателя. Советы известных писателей творческая мотивация и секреты литературного труда от профессионалов


На сайте Writer"s Digest опубликован интересный и очень полезный материал для начинающих авторов, который мы решили перевести и адаптировать для тех, кто интересуется созданием литературных произведений. Материал, посвященный 15 вещам, которые начинающие авторы не должны делать никогда, базируется на интервью с авторами, конференциями, мнении редакторов и писательском опыте.


Не ищите единственный метод

Не думайте, что есть строго определенный путь или метод, которому писатель должен следовать. Проще говоря - ищите то, что работает именно для вас. Прислушивайтесь к себе и доверяйте себе.

Существует множество статей и учебников, посвященных литературному процессу и методы, изложенные в них, зачастую противоречат друг другу. Путь писательства - это не дорога из желтого кирпича, которой нужно строго следовать и на разных этапах своей писательской карьеры вы, возможно, будете использовать несколько различных методик, а то и изобретать новые, подходящие именно вам.
Не подражайте кумирам

Не пытайтесь подражать кумирам. Будьте собой. Мы помним и любим авторов за их оригинальность, яркие сюжеты и индивидуальный язык. Подражание - лучшая форма лести, но если вы будете все время подражать кому-то, вас будут помнить как копировальную машину, а не как писателя. Ни у кого на свете нет вашего опыта, вашей личности и вашего голоса. Поэтому старайтесь выразить свои идеи в свойственной вам манере. Конечно, никто не запрещает вам учиться у мастеров, читать произведения любимых авторов или писать фанфики, но помните - у каждого писателя должен быть его собственный голос. Иначе он будет не писателем, а ксероксом.

Не зарывайтесь в теории

Не застревайте в дискуссиях о том, что и как писать. Бывает полезно узнать чужие точки зрения о том, стоит ли писать синопсис перед текстом, насколько тщательным должно быть планирование произведения, насколько опыт самого автора должен проникать в текст, нужно ли редактировать текст в процессе написания или лучше заняться этим после окончания. Но подобные размышления не должны загонять вас в рамки и занимать большую часть вашего времени. Создание литературного произведения привлекательно именно ощущением свободы и возможностью делать то, что вы хотите и то, что считаете правильным. Не застревайте в поставленных кем-то другим рамках.

Не фиксируйтесь на издании

Не кладите все яйца в одну корзину. Публикация книги - это долгий процесс. Роман "Гордость и предубеждение" был отвергнут издателями и дожидался публикации 15 лет. Нельзя заранее угадать, какая судьба ждет вашу работу, поэтому всегда держите в голове пару идей, к которым можно будет приступить, как только вы закончите одну историю. Поиск издательства - важный этап в карьере, но он не должен поглощать вас целиком и мешать творчеству.

Думайте об имидже

Уделяйте внимание своему имиджу в индустрии. Писательский бизнес может казаться огромной махиной, но в нем задействовано вполне определенное количество людей, которые сотрудничают, разговаривают и обмениваются мнениями друг с другом. Поэтому некорректное поведение, оскорбление или грубость, допущенные вами по отношению к одному из представителей индустрии, могут разлететься по литературным агентствам, издательским домам и повлиять на решение издателя о сотрудничестве с вами. Поэтому, каким бы обидным не был отказ или какими бы неприятными не были для вас предложения о переработке текста, старайтесь думать о том, что неприятная ситуация рано или поздно разрешится, а ваш имидж останется с вами навсегда.

Не взрывайтесь в ответ на критику

Учитесь не реагировать бурно на негативные отзывы. Нет любимых всеми произведений. У каждого шедевра мировой культуры найдутся люди, которые его не любят или не понимают. Бета-ридеры, редакторы и литературные агенты - у всех тех, кто читает ваше сочинение, будет о нем собственное, индивидуальное мнение. И это полезно! Старайтесь отбирать замечания, которые вы находите справедливыми, те, на которые вы готовы обратить внимание и отбрасывайте все остальное (если, конечно, внесение высказанных редактором предложений не является пунктом в вашем контракте - тогда вам придется с этим мириться). Учитесь воспринимать критику - это сделает вас лучше.

Не кормите троллей

Но умейте отделять критику от троллинга. Иногда люди пытаются избавиться от каких-то собственных проблем, создавая проблемы другим. И если ваше сочинение становится мишенью для подобных излияний, единственное, что вы можете сделать это игнорировать отзывы троллей. Любой ваш ответ будет для них приглашением к беседе, поэтому не вступайте в беседы с троллями, не воспринимайте их как личные нападки и не пытайтесь найти в них логику.

Язык - ваш рабочий инструмент

Не забывайте об основах. Любой писатель работает с языком. Мы пользуемся письменными словами, чтобы донести до читателя свои мысли, образы и идеи. Орфография, синтаксис, грамматика - все это ваши рабочие инструменты, и они должны быть отточены. Имейте уважение к своему читателю и не заставляйте его пробираться через несогласованные окончания, через предложения, теряющие смысл от отсутствия запятых и через ошибки, меняющие значение слов. Чтение книги требует работы мысли, и вы, как автор, хотите, чтобы читатель думал над идеями вашей книги и сопереживал ее персонажам, а не пытался понять, что значит фраза "мелко нарезанный луг".

Не ломайте себя ради тренда

Не пишите то, что всем нравится, но противоречит вашим интересам. На рынке существуют тренды, популярные темы или жанры, но если они вам не близки и не интересны - не нужно заставлять себя писать, надеясь по-быстрому заработать. Написание книги, редактирование и последующее издание это долгий процесс. И, скорее всего, к моменту, когда ваша книга будет опубликована, тренд уже сменится и истории любви юных девушек и столетних вампиров уже утратят былую популярность. Зачем переводить бумагу? Пишите то, что интересно вам - наверняка, среди всего населения земного шара найдется кто-то, кого интересуют те же самые вещи.

Не злословьте о чужом успехе

Старайтесь доброжелательно относиться к успехам других авторов. Даже если их произведения оскорбляют ваш литературный вкус. Какой ужасной не казалась бы вам книга и что бы она вам не говорила о душевном здоровье автора - помните, автор написал эту книгу, нашел издательство и уже прошел тот путь, на который вы становитесь. Он мог быть невероятно легким или ужасно сложным, но так или иначе - это был его путь и его усилия вознаграждены. Пусть успехи других писателей станут для вас вдохновением, вместо того, чтобы думать: "какую адскую ерунду публикуют, нет никакого смысла писать что-то хорошее, если публике нравится такой ад", думайте: "если этого автора опубликовали, то чего я-то жду? Нужно писать и работать!". Успех одного писателя не означает неудачи для другого, это не теннисный матч.

Не думайте, что это легко

Не думайте, что стать писателем легко. Да, мы все слышали десятки историй о том, как кто-то написал книгу и вдруг проснулся знаменитым. Но при этом мы знаем, что Стивен Кинг получил более 30 отказов от издательств. Хроники Нарнии были опубликованы практически случайно, после того как множество издательств отвергло книгу. Иногда тексту приходится проделать очень тернистый путь к сердцу читателя и бывает очень сложно сохранить внутреннюю убежденность, что ваша работа кому-то нужна. Скорее всего, у вас будут трудности. А вот то, сумеете ли вы их преодолеть и остаться верными своему призванию - зависит уже от вас.

Не забывайте о реальности

Не забывайте о реальной жизни. Мало что может сравниться с чудом погружения в придуманный мир, который ты сам создал. Но за границами вашего рабочего стола тоже есть жизнь и зачастую именно она выступает главным источником вдохновения.

Обязательно читайте

Читайте. Нельзя стать писателем не читая. Чтение - это ваша школа мастерства и ваше вдохновение. Вам нужно знать классику, чтобы понимать какие произведения выдержали проверку временем и почему. Вам нужно знать современную литературу, чтобы понимать, какие произведения издаются сейчас и что интересует читателей в данный момент. Если язык, на котором вы пишете, это ваш рабочий инструмент, то книги, которые вы читаете, это ваш билет на автобус, чтобы добраться до работы.

Не сражайтесь с текстом больше необходимого

Научитесь сдаваться... в малом. Книга состоит из десятков глав, а глава из десятков предложений. И если вы чувствуете, что что-то не работает, что вот это предложение, слово или сюжетный поворот не подходят вашей истории - не бойтесь от них отказаться. В конце концов вы всегда можете вернуться к ним позже и доработать их до нужного уровня.

Не сдавайтесь

Но никогда не сдавайтесь окончательно. Писатель - это тот, кто пишет. Тот, у кого есть внутренняя необходимость писать. Если вы чувствуете в себе эту потребность, - будет преступлением не воплотить ее. У вас будут моменты, когда будет казаться, что все, сил больше нет и хочется сдаться. Но обязательно будут и другие - когда кто-то прочтет ваш текст и скажет "это отлично! мне очень понравилось!". Писательскую искру очень сложно затушить - даже если вы твердо решите поставить крест на творчестве, через некоторое время вы все равно рискуете обнаружить себя перед монитором, набирая слова. Но драгоценное время, которое вы могли потратить на то, чтобы стать лучшим писателем, а вместо этого потратили на то, чтобы жалеть о своей неудавшейся писательской карьере, вам никто не восполнит. Поэтому - пишите. Не ради восторженных отзывов, не ради денег, но ради того удивительного момента, когда крошечные элементы, буковки и слова, складываются в увлекательную историю, которая оживает на бумаге.

На сегодня проблем с публикацией нет: практически все могут найти издательство, которых существует великое множество, и напечатать свою работу. Но ведь напечатать произведение - это финальная, но далеко не главная часть процесса.

Помните, что ответ на вопрос о том, как написать книгу, кроется в таланте и способностях каждого автора. Если у него они есть, тогда можно рассчитывать на успех произведения. Причем, помимо этого, нужно еще и желание написать и научиться правильно оформлять свои мысли в «письменное слово». Ведь наши эмоции и представления не всегда получается правильно выразить литературным языком: для этого нужны некоторые знания и умения.

Как правило, если начинающий писатель не знает, с чего начать писать книгу, дальше задумки дело не идет. Желание научиться и умение найти необходимую информацию - одни из залогов того, что дело сдвинется с мертвой точки. Мы постараемся вам в этом помочь.

Прежде всего, определитесь с тем, о чем будет ваша история, в каком жанре следует ее написать. Возможно, вас интересует стихотворная форма или прозаическая, может, ваша идея будет достойно интерпретирована в форме дневниковых записей, эссе или даже целого романа. Очень важным вопросом, который напрямую связан с успехом вашей работы в читательских кругах, является актуальность выбранной вами темы.

Конечно же, ответ на вопрос о том, как написать книгу, не ограничивается лишь выбором темы и формы произведения. Автор должен хорошо разбираться в той теме, которую он собирается осветить. Для того чтобы определиться с этим, можно выбрать несколько тем, которые вы бы хотели раскрыть, а из них - уже ту одну, которая больше по душе. Причем знания в этой области должны быть максимально доскональными.

Помимо этого, вы должны себе четко представлять потенциальную аудиторию, которую может заинтересовать ваша работа. Дело в том, что поставленная цель и круг предполагаемых читателей формируют стилистику книги и ее направление в целом. Вы ведь знаете, что научно-популярная литература резко отличается от детской или художественной. Читатель - это ваш адресат, и ему должен быть понятен язык изложения.

Помните, что в вопросе о том, как научиться писать книги, не следует торопиться с выбором названия и структуры. Как правило, во время создания произведения возникает много новых мыслей, идей, даже сюжетных линий. Писатель - творческий человек, ведь недаром Лев Толстой о своем романе «Анна Каренина» написал (примерная цитата): «Представляете, моя Анна взяла и бросилась под поезд». Линия героя или сюжет в целом развиваются самостоятельно и подсказывают автору логичный финал произведения.

Помните, что название произведения - это очень важный элемент, потому что оно привлекает читателя и «провоцирует» его прочитать или не прочитать книгу. Потому к выбору заголовка нужно отнестись очень ответственно и отложить это на более поздний срок, когда уже весь текст будет готов.

В том, основное место занимает вопрос создания основного содержания произведения. Не стоит ограничивать себя какими-либо сроками: зачастую времени на это уходит больше, чем вы предполагаете изначально. Полет фантазии не имеет границ, потому предугадать, сколько у вас займет написание книги, нельзя. Лучше уж рассчитывать с запасом.

Как вы успели заметить, создание литературного произведения - очень сложный и длительный процесс, требующий немало сил и знаний. Потому начинающему писателю нужно не только знать, как написать книгу, но и правильно использовать полученную информацию.

Написать книгу в состоянии любой человек, авторами не рождаются. Другой вопрос заключается лишь в том, насколько хороший вы писатель, а точнее – насколько вы хороший рассказчик.

Может быть такое, что человек создал уникальную идею рассказа, способную завоевать Нобелевскую премию по литературе, но если этот рассказ составлен из скудных предложений и неразвитых диалогов главных героев, грош цена такому писателю. Как родить в себе автора, красиво излагающего свои мысли, как рождать идеи своих рассказов, и вообще как работают настоящие писатели? Обо всем об этом читайте ниже.

Рабочее время

Наверняка многие начинающие авторы сталкивались с таким Великим чувством как Вдохновение, оно накрывает человека с головой, и тот полон эмоций, способен без перекуров и пробежек в туалет, за один вечер соорудить литературный текст объемом в несколько десятков стандартных страниц. Здесь, на так званном Великом Вдохновении и зарыт подводный камень любого начинающего писателя.

Запомните раз и навсегда – профессиональный писатель использует порыв творческого вдохновения, только для того чтобы создать саму идею, замысел будущего текста, а не по стахановскому на эмоциях всю ночь вбивать текст.

Профессиональный писатель каждый день понемногу, буквально выжимает из себя текст. Он пишет для себя и только ради себя. Цель – создать такой рассказ, который ему самому хотелось бы с удовольствием прочесть. Писать от вдохновения к вдохновению, реально лишь поэзию в три столбика, но не как не романы.

Идеи для творчества

Истина любого выдающегося литературного деятеля сводиться к следующему закону: «Чтобы стать писателем, прежде нужно стать читателем». Действительно, чтение освежает мыслительный процесс рассказчика, делая его ход мыслей более структурированным с большим ассортиментом словарного запаса. Особенно это заметно в наши дни, когда среднестатистический человек в среднем читает полторы книги в год. И вот, когда этот человек (неожиданно для себя любимого) берет в руки книгу, и читает ее по часу в день в течении недели, он начинает замечать, как в положительную сторону изменились его сны, в них он начинает видеть больше красок, людей и событий. Его речь также существенно преобразовалась, «новый» читающий человек на своем примере чувствует, как его сознание стало работать намного эффективней, словно это только что смазанный часовой механизм. Так и есть, свежие мысли, почерпанные из книг, в мозге человека действуют каталитически, рождая его собственные уникальные мысли и идеи.

Ваша книга будет пользоваться успехом у читателей не из-за «легкого пера» писателя, а исключительно благодаря свежим, уникальным идеям, реализованным в виде литературного текста. Пишите о том, о чем раньше до вас никто не писал, и вы возможно станете не просто «гением пера», но и создателем новых литературных жанров. «Всасывайте» в себя не менее 40 страниц текста в день, и у вас появиться реальный шанс стать настоящим писателем.

Кто повествует?

Писать можно от лица главного героя, от автора, от героя и ряда других героев, от автора и героя и т. д. Какой вариант лучше спросите вы? Хороший рассказ способен, нет, он должен, он обязан вызывать эмоции у читателя, легче всего этого добиться повествованием от лица героя рассказа. Однако вполне реально быть успешным писателем распределяя роли повествователей между автором и героем или автором и героями.

Как составить идею?

Писатели делятся на две условных категории в плане составления идеи будущего произведения. Одни (хочу заметить – это делает меньшинство) в самом начале написания текста детально прорабатывают план хода истории рассказа, тщательно заранее подбирают всех персонажей, места действий… в общем они делают все, чтобы рассказ создавался от начала и до конца по строго отработанному плану. Другие, пишут без всякого плана, в их распоряжении есть лишь предварительный замысел, все что последует далее, писатель банально выдумывает по ходу написания. К какой категории причислить себя, это дело лично каждого человека.

В каких объемах пишут?

Писатели профессионалы, для которых такая работа является основным источником дохода, работают практически ежедневно, некоторые пишут от 5 до 15 страниц в день, а самым трудолюбивым вполне реально удается сочинить вплоть до 30 страниц за один день. Книги состоят из 150-2000 страниц (имеется ввиду – 1 стандартная страница равна 1800 символам без пробелов). Авторы любители, в самом начале своей карьеры, пишут небольшие рассказы объемом от 5 до 20 страниц, со своими рассказами они справляются как правило за один –два дня. В начале своей деятельности намного рациональней осилить небольшие объемы текста, прежде чем перейти к литературным томам.




Мы отобрали рекомендации писателей с мировым именем, касающиеся организации работы над текстом, а также советы по поводу создания мира художественного произведения, те, в которых исследуются творческие методы и приемы. Это советы, которые будут полезны абсолютно всем авторам вне зависимости от их стилистики, художественных концепций и жанра выступлений.

Про писательство как труд

Советы Рея Бредбери (по книге «Дзен в искусстве написания книг»):

1. Начать писать сразу же, как только появится занятная мысль, и не останавливаться , пока не будет высказано все до последнего слова.

2. Составлять списки существительных , из которых в дальнейшем может получиться рассказ. Просматривать списки и придумывать истории по словам, выбранным наугад.

3. Писать каждый день , не устраивая выходных, поскольку Бредбери убежден: «со временем количество переходит в качество», то есть чем больше автор тренируется в создании художественных текстов, тем лучше его писательские навыки.

4. Писать по одному рассказу в неделю . Так, к течение года у автора будет готово сорок-пятьдесят рассказов. И некоторые из них обязательно будут удачны: по мнению Рея Бредбери, «невозможно создать 52 плохих рассказа подряд».

Советы Эрнеста Хемингуэя (по книге «Эрнерст Хемингуэй. Избранные письма» и по текстам интервью):

1. Если автор не знает, как начать работу над текстом, буксует и чувствует неуверенность, ему «надо только написать одну правдивую фразу . Напиши самую правдивую, какую можешь» ‑ так говорил себе Хемингуэй во время приступов творческой апатии в Париже. «В конце концов я записывал одну правдивую фразу и от нее двигался дальше. ‑ рассказывает он. ‑ И это уже было легко, потому что всегда находилась одна правдивая фраза, которую ты знал, или видел, или от кого-то слышал. Если я начинал писать замысловато, или к чему-то подводить, или что-то демонстрировать, оказывалось, что эти завитушки или украшения можно отрезать и выбросить и начать с первого правдивого, простого утвердительного предложения».

2. Приниматься за работу над текстом на рассвете , сразу после пробуждения, так рано, как только возможно. В это время автор может побыть в одиночестве и полностью сосредоточиться на работе.

3. Изучать грамматику и пунктуацию.

4. Уметь вовремя останавливаться во время работы над текстом во имя того, чтобы избежать писательского коллапса. Хемингуэй говорит: «Всегда останавливайтесь, пока еще пишется, и потом не думайте о работе и не тревожьтесь, пока снова не начнете писать на следующий день». То есть следует заканчивать работу над текстом, пока мысль не высказана до конца. Останавливаться, зная, что произойдет дальше, чтобы на следующее утро легко продолжить рассказ.

Советы Чака Поланника (по эссе о литературном мастерстве, опубликованным Поланником на официальном сайте своих фанатов):

1. Удивлять себя и читателя , позволять себе экспериментировать, фантазировать и мыслить нестандартно – именно этого, по мнению Поланикка, ждет от романа современный читатель, избалованный кинематографом.

2. Если мысль иссякла, перечитать предыдущие эпизоды , возвратиться к персонажам, фигурировавшим в начале повествования, уделить внимание деталям. «Дописывая “Бойцовский клуб”, я понятия не имел, что делать с небоскребом. Но когда перечитал первую сцену, то наткнулся на фрагмент, в котором идет речь про смешивание нитры с парафином, мол, это ненадежный метод приготовления взрывчатки. Это маленькое отступление стало отличной “зарытой пушкой”».

3. Использовать метод кухонного таймера , когда не хочется писать. По методу Паланикка нужно поставить кухонный таймер на один час и писать, пока таймер не зазвонит. В итоге автор, подстегиваемый истекающим временем должен увлечься писательством и продолжить работу над текстом, когда время выйдет.

4. Делать писательство поводом для общения , а именно посещать самые разные около- и не только литературные вечеринки.

5. Сфотографироваться на обложку своей книги сейчас, пока молодой.

Про творчество

Предыдущие советы от известных писателей в большей степени касаются вопросов организации рабочего процесса: знание, что ни говори, полезное, но не менее ценны сведения о том, каким должен быть сам текст. Из всего многообразия мнений мы выбрали два свода правил, показавшихся нам наиболее актуальными. Важный момент: позиция короля саспенса Стивена Кинга, изложенная ниже, противоречит некоторым положениям из предыдущих советов Рея Бредбери. Но в этом и состоит прелесть знакомства с разными точками зрения на писательство: полифония мнений позволит нам обрести свою собственную истину.

1. Приниматься сразу за большую прозу , то есть за роман, поскольку рассказы сложно продать издательству.

2. Не заботиться о сюжете : по мнению Кинга, книги пишутся сами по себе или, по его выражению, сами себя пишут, главное, чтобы завязка цепляла. Фактически все его книги начинались с посыла: «а что если». Например, «а что если провинциальный город отрежет от остального мира гигантский непроницаемый купол неизвестно происхождения» и т.д.

3. Не заботиться об идее : Кинг считает, что важна история, а не идея, люди читают массовую литературу ради историй.

4. Уделять большое внимание диалогам : они должны быть живыми. Герой должен говорить на своем языке, соответствующем его социальному статусу, возрасту, профессиональной принадлежности и т.д.

5. Стараться продать рукопись большому издательству , не размениваясь на мелочи. И параллельно с ведением переговоров с издателем, работать над новой рукописью.

Советы Курта Воннегута (в предисловии книги «Табакерка из Багомбо: Несобранные рассказы» сформулированы восемь принципов писательского мастерства)

1. Писать нужно так, чтобы читатель не считал время, проведенное за чтением, потраченным зря .
2. Создать хотя бы одного героя , к которому читатель мог бы привязаться .
3. Каждый персонаж должен чего-то хотеть , пусть даже это будет «всего лишь стакан воды».
4. Каждое предложение должно преследовать одну из двух целей : раскрывать характер или продолжать действие.
5. «Начинать как можно ближе к завершению» .
6. «Не бойтесь проявить себя садистом . Какими бы невинными и славными ни были ваши главные герои, пусть с ними случаются всякие ужасы - чтобы читатель увидел, чего они стоят».
7. Писать ради удовольствия одного человека . «Если вы, образно выражаясь, распахнете окно и займетесь любовью со всем миром сразу, ваш рассказ рискует подхватить пневмонию».
8. Выдавать читателям максимум информации – и по возможности стразу . Это нужно для того, чтобы читатели как можно раньше смогли включиться в игру, проникнуться повествованием. «Не надо держать их в неведении. Читатель не должен теряться в догадках. Он должен сразу понять, что происходит, где, когда и почему ‑ чтобы он смог самостоятельно закончить рассказ, если тараканы сожрут последние страницы», ‑ такого мнение Воннегута.

Если у вас нет времени на чтение, то нет времени (и навыков) для письма, говорил Стивен Кинг. Для тех, кто хочет стать писателем, сайт выбрал несколько самоучителей от известных мастеров слова, с наиболее интересными и оригинальными советами и которые, помимо прочего, будут интересны как художественные произведения.

Писатели любят делиться секретами ремесла, взглядами на литературную деятельность, собственным опытом сочинительства. Кто-то дает лекции и проводит творческие семинары. Так, нобелевский лауреат Иосиф Бродский с удовольствием работал приглашенным поэтом в ряде американских и британских университетов, где преподавал, в том числе, теорию стихосложения, а самовлюбленный, брызжущий желчью Владимир Набоков долгие годы добивался профессорского места в Гарварде. Не желающие надрывать связки и разжевывать очевидное для них, встречая непонимание, а то и безразличие слушателей, выбирают другой путь – пишут книги, где рассказывают о принципах литературного труда, о вещах, важнейших для становления и развития писателя, дают советы начинающим работникам пера.

Рэй Брэдбери. Дзен в искусстве писательства

Мэтр фантастики говорил: «В наше время радость существования заключается в том, чтобы помогать подросткам отыскивать пути к новым рубежам…». Именно это он делает в «Дзене…». В написанном прекрасным художественным языком пособии, являющимся в то же время литературным манифестом автора, практические советы по созданию индивидуального стиля и сотрудничеству с издателем перемежевываются с абстрактными размышлениями о литературе, любимыми стихами Брэдбери и интересными эпизодами его биографии.

Не имеющее даже примерного определения слово «дзен» в заглавии книги, которое является отсылкой к философскому трактату «Дзен в искусстве стрельбы из лука», знакомящему Запад с дзен-буддизмом, означает, на мой взгляд, удовольствие – удовольствие, которое писатель получает от сочинительства. Автор «Марсианских хроник» и «Вина из одуванчиков» стремился научить будущих литераторов не только хорошо писать, но и любить творчество, любить так страстно, как любил его он. Книга заканчивается словами «Труд есть любовь!». Сам Брэдбери, оптимист и жизнелюб, считал, что умрет, если перестанет писать, и на протяжении многих десятилетий, вплоть до самой кончины, каждое утро начинал с работы над очередным произведением.

Главный секрет творчества в том, чтобы относиться к своим идеям, как к кошкам – просто заставьте их следовать за вами.

На русский язык переведено пока только первое эссе «Дзена в искусстве писательства», озаглавленное «Радость писать», да и его можно найти только в электронном виде.

Избранные советы:

«Прежде всего, у писателя должно быть беспокойное сердце. Писателя должно лихорадить от волнения и восторга. Если этого нет, пусть работает на воздухе, собирает персики или роет канавы; бог свидетель, для здоровья эти занятия полезней».

«Читайте те книги, которые заостряют ваше восприятие цвета, формы и мирового масштаба».

«Придумайте кого-нибудь похожего, например, на вас, кто всем сердцем чего-то хочет или не хочет. Пусть он приготовится к бегу. Потом дайте старт. И – следом, не отставая ни на шаг. Вы и оглянуться не успеете, как ваш герой с его великой любовью или ненавистью домчит вас до конца рассказа».

«Старайтесь находить для себя маленькие восторги, отыскивайте маленькие огорчения и придавайте форму тем и другим. Пробуйте их на вкус, дайте попробовать и своей пишущей машинке».

«История любого рассказа должна, таким образом, читаться как сообщение о погоде: сегодня холодно, завтра жарко. Сегодня во второй половине дня подожги дом. Завтра вылей холодную воду критики на еще тлеющие угли. Завтра будет время думать, кромсать и переписывать, но сегодня — взорвись, разлетись осколками во все стороны, распадись на мельчайшие частицы! Последующие шесть-семь черновиков будут настоящей пыткой».

«Главный секрет творчества в том, чтобы относиться к своим идеям, как к кошкам – просто заставьте их следовать за вами».

Константин Паустовский. Золотая роза

«Книга эта не является ни теоретическим исследованием, ни тем более руководством. Это просто заметки о моем понимании писательства и моем опыте», – написал в предисловии к «Золотой розе» любимый русский писатель Марлен Дитрих. В своем произведении Паустовский рассказывает о том, что герои всегда сопротивляются замыслу сочинителя, и нужно к ним прислушиваться; что носить всюду с собой записную книжку необязательно; сравнивает художника и писателя, требуя от последнего различать цвета не хуже живописца.

Наставления подкрепляются высказываниями других писателей, примерами из собственного опыта, увлекательными новеллами. Помимо природы средний полосы России классик ничего не любил так горячо, как русский язык, так что не удивительно, что «Золотая роза» написана отточенным выразительным слогом и хотя бы по этой причине заслуживает стать настольной книгой каждого начинающего литератора.

Паустовский полагал, что «Каждая минута, каждое брошенное невзначай слово и взгляд, каждая глубокая или шутливая мысль, каждое незаметное движение человеческого сердца, так же, как и летучий пух тополя или огонь звезды в ночной луже, – все это крупинки золотой пыли. Мы, литераторы, извлекаем их десятилетиями, эти миллионы песчинок, собираем незаметно для самих себя, превращаем в сплав и потом выковываем из этого сплава свою «золотую розу» – повесть, роман или поэму».

Избранные советы:

«Тот, кто будет заставлять себя накапливать наблюдения и носиться со своими записями («как бы чего не забыть»), конечно, наберет без разбору груды наблюдений, но они будут мертвыми. Иначе говоря, если эти наблюдения перенести из записной книжки в ткань живой прозы, то почти всегда они будут терять свою выразительность и выглядеть чужеродными кусками.

Никогда нельзя думать, что вот этот куст рябины или вот этот седой барабанщик в оркестре понадобятся мне когда-нибудь для рассказа и потому я должен особенно пристально, даже несколько искусственно, их наблюдать. Наблюдать, так сказать, «по долгу службы», из чисто деловых побуждений.
Никогда не следует насильственно втискивать в прозу хотя бы и очень удачные наблюдения. Когда понадобится, они сами войдут в нее и станут на место».

«Одна из основ писательства – хорошая память».

Стивен Кинг. Как писать книги. Мемуары о ремесле

Было бы даже странно, если бы такой плодовитый и успешный в финансовом отношении автор не написал руководство для начинающих литераторов. Книга состоит из двух частей: «Жизнеописание» и «Что такое писательство». В первой рассказывается о событиях жизни Кинга, сыгравших роль в формировании его как писателя, о влиянии на него творчества Говарда Лавкрафта, о последствиях автомобильной аварии, после которой он, кстати, и решил написать это произведение, и о том, почему не сдержал обещаний прекратить писать.

Во второй части книги Кинг дает практические советы молодым писателям – например, рекомендует избегать по возможности употребления наречий, делится секретами, как правильно развивать сюжет или какие черты характера должны быть у главного героя хорошей «хоррор стори», иллюстрирует наставления произведениями известных авторов и рассказами, написанными им специально для этой книги.

Если у вас нет времени на чтение, то нет времени (и навыков) для письма. Все просто.

«Как писать книги» полезна, я думаю, только тем, кто хочет писать, как Стивен Кинг. И для них она – бесценна. Произведение бесспорно вызовет интерес у почитателей творчества «короля ужасов». Стоит заметить, что очень высоко оценил книгу авторитетный и строгий кинокритик, многолетний ведущий церемонии награждения «Оскар» Роджер Эберт.

Избранные советы:

«Начинается все вот с чего: поставьте стол в углу, и каждый раз, когда принимаетесь писать, напоминайте себе, почему он не в середине комнаты. Жизнь – это не поддерживающая система для искусства. Все совсем наоборот».

«… старайтесь писать получше и помните, что писать наречия - человеческая слабость, писать «он сказал» или «она сказала» - совершенство богов».

«Если у вас нет времени на чтение, то нет времени (и навыков) для письма. Все просто».